Лазерные линзы для авто. Прорыв в организации оптического обеспечения современного автомобиля — лазерные фары. Преимущества и недостатки использования

Техника не стоит на месте - иногда создаётся впечатление, что в последнее время срок использования изобретения сократился всего до нескольких лет. Ещё недавно достаточно дорогой новинкой, проходившей предсерийные испытания, были , а до них аналогичный путь прошли ксеноновые и галогеновые лампы. Теперь же на мировую технологическую арену выходят лазерные фары, которые обладают ещё более сложным принципом действия и намного большей эффективностью, чем все источники света, которые были созданы до настоящего дня. Чтобы понять, скоро ли мы увидим лазерные фары на , и что даст нам их применение, стоит подробнее разобраться в принципе их устройства.

Новейшая технология

Не стоит думать, что лазерные фары головного света подобны тем, что были установлены на автомобиле всемирно известного шпиона Джеймса Бонда - они являются для окружающих и не способны поджигать своим излучением мешающие вам транспортные средства. Понятно, что на гражданские автомобили будут устанавливаться абсолютно безопасные для окружающих источники света, которые просто существенно повысят эффективность освещения дороги перед транспортным средством. , по которому работают лазерные фары, стоит рассмотреть их устройство.

В их основу положена уникальная технология рассеяния, которая основана на применении такого химического элемента, как жёлтый фосфор - фактически, лазер используется только в качестве средства, обеспечивающего его свечение. Следовательно, лазерное освещение не может применяться для того, чтобы наносить вред окружающим, на радость большинству участников дорожного движения, и к огорчению поклонников знаменитого английского разведчика. Если рассматривать технологию, созданную , то можно заметить, что в ней используется три синих лазера, которые направлены на кубический осветительный элемент, наполненный фосфором. Через минимальное время после попадания на него луча он начинает испускать очень яркое белое излучение, интенсивность которого в несколько раз выше, чем у иных источников света при сходных энергетических затратах. За фосфорным источником света в лазерных фарах установлен отражатель особой конструкции, который позволяет концентрировать до 99,95% излучения на дороге.

На видео презентация лазерных фар BMW M4:

Многие люди, которые видят перед собой лазерные фары для авто в разрезе, начинают сомневаться, не нанесёт ли подобная технология вреда окружающим - ведь лазеры известны своей способностью ослеплять глаза человека и даже нарушать целостность некоторых материалов при достаточно высокой мощности источника излучения. Однако специалисты компании BMW, которая первая представила прототип лазерных фар, указывают на то, что сам лазер используется исключительно для «розжига» фосфорного осветительного элемента , следовательно, для водителей встречного транспорта, а также людей, встреченных около дороги, такая светотехника будет абсолютно безопасной. Даже если автомобиль, оснащённый лазерными фарами, и целостность его фонарей будет нарушена, источники излучения будут моментально отключены, что позволит свести к минимуму опасность такого источника света для окружающих.

Основные преимущества

Конечно, у такой технологии есть свои недостатки - в частности, сделать лазерные фары своими руками точно не получится, так как при их изготовлении применяются высокотехнологичные материалы, производство которых обходится достаточно дорого. Однако, в целом от эксплуатации лазерных фар автомобиль только выигрывает. В частности, как уже говорилось ранее, при сходных полученная яркость может быть в несколько раз больше. Лазерные фары от BMW, в настоящее время имеющие статус прототипа, уже позволяют получить интенсивность свечения в 1,7–1,8 раза больше при мощности, меньшей на 50% по сравнению с галогеновыми и ксеноновыми.

Кроме того, лазерный свет фар даёт возможность не только увеличить чёткость распознания объектов, расположенных на пути автомобиля - он имеет в два раза большую дальность даже по сравнению . Предельный показатель равен примерно 500–600 метров, что существенно повышает безопасность при движении с высокой скоростью. При этом фосфор, используемых в лазерных фарах, создаёт почти идеальный свет белого спектра, что также улучшает видимость в сравнении с традиционными желтоватыми лучами ламп накаливания и галогеновых источников света.

У многих людей возникает вопрос - а не будут ли такие лазерные фары с увеличенной дальностью свечения и невероятной яркостью мешать встречному транспорту. Действительно, такая проблема возникла на начальном этапе разработки, однако её достаточно быстро решили при помощи современных технологий. Микроконтроллеры позволяют ограничивать направление, в котором распространяется пучок света лазерных фар, предотвращая создание помех для остальных . При этом компания BMW на этом этапе также решила вопрос с движением по крутым «серпантинам», на которых электроника просто не успевала отреагировать на изменение дорожной обстановки. После распознания изменений дорожных условий лазерные фары переводятся в режим имитации обычных фонарей, что позволяет достичь компромисса между эффективностью и безопасностью.

Модификации

Пока первые апробации проходят лазерные фары, принцип работы которых ещё не доведён до совершенства, на некоторых и Audi уже устанавливаются дополнительные лампы, использующие аналогичный принцип функционирования. Устанавливающиеся совместно с противотуманными фонарями, они имеют принцип работы, основанный на подсвечивании дорожных помех, способных представлять серьёзную опасность для транспортного средства, движущегося на высокой скорости. В частности, компания BMW использует такие лазерные фары для предотвращения столкновения с .

Принцип работы устройства достаточно непрост - вначале человека или иное живое существо достаточно крупных размеров (например, оленя) обнаруживает , позволяющий улавливать тепловое излучение на большом расстоянии. Он отслеживает его положение в режиме реального времени, и передаёт сигнал на специальные лазерные «поисковые огни», установленные в одном блоке с противотуманными лампами. В свою очередь, те создают достаточно узкий пучок излучения, который позволяет осветить «живое препятствие» и предотвратить тем самым аварию с фатальными последствиями. В среднем, подобные «поисковые огни» позволяют выиграть 1–5 секунд в обнаружении на дороге живого существа - кажется, будто это немного, однако стоит вспомнить, что автомобиль, движущийся с высокой скоростью, может проехать за это время больше ста метров.

Существуют и варианты, которые устанавливаются в качестве ламп головного света - однако существенный недостаток, которым обладают такие лазерные фары - цена, несколько раз большая, чем у светодиодных приспособлений. Кроме того, на трассах с большим количеством электроника не всегда успевает вовремя отреагировать на изменение дорожной обстановке, в результате чего огромная яркость лазерных фар может стать минусом за счёт ослепления встречном. Поэтому лазерные источники света, использующиеся в качестве основных, мы увидим на современных автомобилях только спустя несколько лет. Пока же лазерные фары останутся уделом концептуальных новинок, представляемых на площадках международных выставочных центров.

Когда ждать?

Специалисты в области электроники автомобилей говорят, что лазерные фары пока что являются прототипами, которые могут использоваться только в наиболее дорогих автомобилях. При этом даже они пока что не доработаны до совершенства - в частности, основным недостатком остаётся проблема ослепления водителей встречного транспорта. Однако совершенно очевидно, что за такими источниками света - будущее автомобильных фар, так как при сходном энергопотреблении они обеспечивают намного большую эффективность работы, а, следовательно - . Что же касается серийного применения, то инженеры говорят, что создать относительно недорогие лазерные фары удастся через 5–10 лет.

Автомобильный свет развивается в строго устоявшихся направлениях, которые редко меняются. На сегодняшний день особый интерес у большинства водителей вызывает светодиодная оптика. У нее масса достоинств, которые не позволяют приблизиться к этому сегменту альтернативным решениям. И все же технологические разработки не стоят на месте, постепенно набирает популярность совсем другая концепция светоподачи. Это лазерные фары, которые привнесли принципиально новые качества в организацию оптического обеспечения современного автомобиля.

Принцип работы лазерной оптики

Если традиционные источники автомобильного света типа ламп накаливания и стандартных светодиодов обеспечивают в некотором смысле динамическое излучение, то лазер дает монохромное и когерентное рассеивание. Во многом этим и обуславливаются преимущества технологии. Несмотря на это, конструкция также базируется на диодах, за счет которых и функционируют лазерные фары. Принцип работы такой оптики основывается на том, что лазер выступает не источником освещения, а элементом энергообеспечения. За свет по-прежнему отвечают три светодиода с фосфорсодержащим веществом. Именно эта группа при поддержке лазера и формирует пучок света с нужными параметрами.

В процессе работы любых фар атомы активного вещества потребляют энергию, отдавая на выходе фотоны. В частности, классическая лампа накаливания содержит вольфрамовую нить, которая испускает свет по мере нагрева от электроэнергии. Изменение же конфигурации потребления энергии привело к тому, что лазерные фары головного света могут обеспечивать мощность, которая в десятки раз превышает потенциал

Положительные отзывы о лазерных фарах

Новая технология обеспечила сразу несколько преимуществ автомобильной оптике. Как уже отмечалось, даже у современного ксенона такая фара выиграет за счет мощности. И потребитель это подтверждает. Так, практика использования говорит о том, что сила лазерной системы в разы выше, чем у традиционных галогенок и светодиодов. Более точные расчеты указывают на то, что лазерные фары способны работать на 600 м вперед. Для сравнения, максимальный потенциал обычного дальнего света в лучшем случае достигает 400 м.

Но даже не в базовых рабочих качествах заключается главное преимущество лазерного света. Такой источник благодаря особому принципу работы облегчил процессы управления пучком света. Немногие пользователи, в частности, смогли опробовать новейшую систему интеллектуального управления динамическим лазерным светом. Однако, по словам специалистов, это направление развития оптики обещает массу новых возможностей. Достаточно сказать, что в последних моделях немецких автомобилей лазерный ориентируется на возможность точечной подачи луча. Таким образом, система автоматически отслеживает опасные зоны, акцентируя на них внимание водителя.

Негативные отзывы

Очевидные преимущества все же не исключают отрицательных моментов эксплуатации лазерных фар. Недостатки обуславливаются теми же особенностями, которыми обладают светодиоды. Так, пользователи отмечают, что в некоторых ситуациях свет чрезмерно слепит встречных водителей и вообще он непривычен, что может отвлекать других автолюбителей. Кроме того, в существующих модификациях лазерные фары стоят очень дорого и это важный момент, если учесть, что далеко не всегда их достоинства являются жизненно необходимыми.

Производители

Существует две категории производителей лазерных фар. С одной стороны, такие технологии вполне закономерно осваивают непосредственно изготовители автомобилей. Наиболее успешные разработки в сегменте демонстрируют компании Audi и BMW. Правда, в массовых моделях лазерная оптика пока фигурирует редко - такой оснасткой чаще обзаводятся в качестве опционального решения. И с другой стороны, лазерные фары выпускают передовые разработчики светодиодной техники. Можно отметить фирмы Philips, Osram и Hella, которые занимают лидирующие позиции в области проектирования новейших Что особенно интересно, в обеих категориях компании занимают узкоспециализированные ниши, продвигая уникальные технологические решения.

Как сделать лазерные фары своими руками?

О полноценном изготовлении лазерной фары с упомянутыми выше характеристиками речи быть не может, однако частичное внедрение диодов такого типа в автомобильную оптику может дать некоторый положительный результат. Так, многие домашние мастера предлагают технику изготовления лазерной указки для фары, основой в которой выступит диод из привода DVD-RW. Лазер интегрируется в нишу стоп-сигнала или с коррекцией луча посредством холодной сварки. Для ограничения длины потока можно применить трафарет, который повторит форму нужного луча. Поэтому еще перед началом изготовления следует определиться с теми, какими характеристиками должны обладать лазерные фары. Своими руками коррекционную основу можно выполнить из картона, оставив окошко подходящего размера. Обычно делают фары из расчета подачи луча в 1,5 м при условии обеспечения 4-метровой проекции.

Заключение

В разных сферах технологического улучшения автомобилей происходят процессы активного внедрения интеллектуальных систем. Оптическая конфигурация даже в современных поколениях проектируется с большим упором на обеспечение основных характеристик светоподачи. Оптимальные свойства излучения уже были достигнуты на примере стандартных светодиодов. В свою очередь, лазерные фары головного света наряду с повышением эксплуатационных качеств оптики также позволили разработчикам освоить и новые принципы управления светом. Пока еще не в массовом производстве, но на примерах концептуальных машин передовые компании демонстрируют впечатляющие примеры автоматизации лазерных фар. По словам специалистов, работа в этом направлении должна не только улучшить взаимодействие водителя с фарами, но и в целом повысить эргономику управления машиной и уровень безопасности.

Автомобильные фары проделали длинный путь своего развития, начиная еще с 19 века. Современная передняя оптика автомобилей основана на инновационных разработках, которые сегодня удивляют. Но сколько пользы принесли эти современные передние фары самому потребителю, то есть нам, простым и обычным водителям автотранспорта, которые бриобрели в собственность современный автомобиль? Получили ли владельцы новых автомобилей выгоду от таких удивительных в развитии фар? Давайте узнаем это вместе, изучив самую на новых автомобилях 2016 года.

Мы составили на своей странице небольшой список самых лучших светодиодных фар, которые доступны на авторынке для продажи в 2016 году. Сразу отметим, когда мы отбирали фары для нашего рейтинга, то одновременно заметили, что моделей автомобилей оснащающихся полностью этой новейшей стало намного больше. Правда в большинстве случаев светодиодные фары ближнего и дальнего света на все эти автомобили предлагаются в качестве дополнительного оборудования (доп.опции), то есть за отдельную плату.

А те автомобили, где передние светодиодные фары идут в качестве стандартного оборудования, относятся уже к премиальному сегменту машин и стоят соответственно довольно приличные деньги.


Правда сама передняя светодиодная оптика предлагаемая в качестве тоже стоит не так дешево, например, как тот же парктроник или другое навесное оборудование. Но вот, что характерно, по мнению тех же экспертов, если водитель, лично сам, в течение нескольких дней возьмет и протестирует те самые светодиодные передние фары, то вряд ли он потом захочет возвращаться к обычным галогенным фарам (даже если такая оптика оснащена би-ксеноном).

Таким образом становится ясно, что светодиодные фары в ближайшие годы полностью вытеснят с рынка . Между всего прочего хотим отметить, что на самых дорогих автомобилях в мировой автопромышленности в ближайшем будущем будут применяться уже лазерные фары, как с ближним, так и с дальним светом. Именно эти фары со временем станут новыми «Би-ксеноновыми» фарами нашего 21 века.

Также, в настоящий момент автопроизводители стали использовать в своих автомобилях , хотя в наш список они не попали, так как эта передняя оптика основанная на технологии OLED сегодня доступна только на концепт-карах и на дорогих серийных автомобилях и то, в качестве лишь задних фар.

Но в ближайшие годы ряд немецких автопроизводителей ( , и ) начнут уже оснащать свои серийные автомобили этой передней оптикой, которая основана на технологии OLED.


Mazda 2



Мерседес-Бенц Е-класса в новом кузове является не первым автомобилем, где немецкая марка применила и установила многолучевые LED фары. Эта технология впервые была опробована и применена на серийном рестайлинговом автомобиле . Однако, по сравнению с автомобилем класса CLS фары в новом Е-классе оборудованны большим числом таких светодиодов.

Кстате, так как в передних светодиодных фарах светоизлучающие диоды распределены и расположены в линии и в ряды, немецкой автокомпании удалось использовать более эксцентричную конфигурацию самой конструкции фар. Учитывая, что данная марка машин является премиум классом для производителей автомобилей, то отсюда можно сразу сделать вывод, что передняя оптика новго Е-класса машин будет конкретно и полностью соответствовать данному классу автомобилей и ни как не испортит внешний вид новой машины, напротив, даже добавит ей какой-то роскоши и определенного стиля ни в чем не уступающего сегодняшнему S-классу машин.

BMW 7-серии


Новое поколение , на которой появились передние лазерные фары. Мы напомним, что впервые немецкая автомарка применила эту лазерную оптику на своем спорткаре i8. Эта модель стала первой в мире серийной моделью, на которой были установленны инновационные лазерные передние фары.

Если сравнивать их со светодиодными фарами, то лазерная передняя оптика имеет более интенсивный луч света. Кроме этого, лазерные фары более энергоэффективны, чем их светодиодные аналоги. Как утверждает автокомпания БМВ, то лазерный световой луч в модели авто i8 может освещать дорогу на расстоянии до 600 метров. Это вдвое больше, чем дальность светодиодных фар установленных на таком же .


Новая флагманская модель 7-ой серии получила точно такую же , как и на суперкаре авто i8, которая идеальным образом вписалась в новый дизайн этого роскошного седана.


И еще, передние лазерные фары машины придают новой "семерке" серьезной агрессивности и более индивидуальный стиль, которые делают ее не похожей на другие автомобили.

Audi R8 V10


Фирма Ауди в свое время, долго соперничала с автокомпанией БМВ в битве за право, стать одной из первых автопроизводителей в мире, которая оснащает свои серийные автомобили передними лазерными фарами. В итоге, как мы уже знаем, эту битву выиграла автофирма БМВ.

Но если вспомнить, то окажется, что компания Ауди в отличие от БМВ (компания предлагает лазерные фары только на новых поколениях автомобилей) предлагала устанавливать передние лазерные фары в качестве опции не только на новые машины, но и на предыдущее поколение автомобилей Audi R8.

Данные передние лазерные фары на новом поколении чувствуют себя и смотрятся прекрасно.


Правда эта лазерная передняя оптика сегодня доступна только в качестве дополнительного оборудования, а в качестве базовой комплектации новая модель авто R8 оснащается только светодиодными передними фарами.


Как и фирма БМВ компания Ауди заявляет, что ее лазерные фары на автомобиле R8 имеют дальность освещения в 600 метров. И еще, автофирма Ауди решила интегрировать в свои существующие лазерные передние фары динамические светодиодные поворотники, что безусловно является новым инновационным решением.

Представьте себе картину: вы подходите к пешеходному переходу и ожидаете, когда машины остановятся, чтобы пропустить вас. Автомобили замирают, и прямо на «зебре» появляется движущаяся стрелка, приглашающая вас перейти дорогу в полной безопасности. Откуда берется это изображение? В дорогу встроен защищенный дисплей, на фонарном столбе установлен проектор?

Нет, анимация демонстрируется фарами автомобиля, который остановился, чтобы вас пропустить. Эту и многие другие перспективные технологии «Популярной механике» продемонстрировали специалисты компании Audi, которые убеждены: фары для автомобиля — что глаза для человека, и средство общения, и зеркало души.

Применив устройство с микрозеркалами DMD, аналогичное используемым в видеопроекторах, инженеры наделили лазерную фару практически безграничными возможностями, среди которых создание неограниченного количества теневых зон и проецирование графики на дорогу.

Дорожный кинотеатр

О том, как устроены лазерные фары, мы подробно писали в июле прошлого года. Таким прожектором уже щеголяет пусть и редкий, но все же серийный спорткар Audi R8 LMX. Четыре лазерных светодиода диаметром всего 0,3 мм каждый формируют единый монохромный синий луч с длиной волны 450 нм. Лазерный луч не является источником света, а служит лишь поставщиком энергии для фосфорного конвертера. Его флуоресцирующий состав излучает видимый свет.

Преимущества лазерных фар мы по достоинству оценили в тоннеле: их ближний свет буквально заливал все пространство, в то время как светодиодные фары лишь проявляли очертания удаленных объектов в сумерках. Дальность действия лазерных фар вдвое больше, чем у традиционных аналогов, и может достигать 600 м. Важно, что их свет по цветовой температуре (5500 К) максимально близок к дневному, приятен для глаз и не вызывает усталости.


Очевидно, что столь мощный прожектор может применяться лишь совместно с автоматической системой управления дальним светом: ослепление встречных водителей по невнимательности должно быть полностью исключено. На Audi R8 LMX видеокамера постоянно отслеживает присутствие встречного и попутного транспорта и при необходимости мгновенно приглушает свет.

Создавая перспективную технологию матрично-лазерных фар, инженеры пошли дальше и объединили конструкции лазерного прожектора и видеопроектора. От последнего фаре достался DMD (digital micromirror device) — устройство с цифровыми микрозеркалами. Оно представляет собой матрицу из сотен тысяч микроскопических зеркал, каждое размером в несколько сотых миллиметра. Зеркала крепятся на полупроводниковой подложке-микросхеме посредством микропетель. С помощью электростатического поля они могут поворачиваться на разные углы с частотой до 5000 раз в секунду, отражая больше или меньше света от фосфорного корректора в фокусирующую линзу.

Превратив фару в видеопроектор, инженеры Audi убили сразу двух зайцев. Во‑первых, они наилучшим образом решили проблему ослепления других участников движения. Матрично-лазерная фара может создавать для них неограниченное количество теневых зон, при этом непрерывно освещая дорогу ярчайшим дальним светом.


Световая сфера изготовлена по технологии объемной формовки печатных плат MID. Она содержит 52 интегрированных светодиода и все необходимые проводники для питания и управления ими. Также на фото OLED-пластины, световые волокна, оптоволоконная ткань.

Во-вторых, DMD превращает фару в средство коммуникации и помощи водителю. Мощный лазерный дальний свет требуется только за городом на скоростях свыше 60 км/ч. В городе же он может служить подсказкой. В узких местах строительных зон и тесных парковок фара может проецировать прямо на дорогу линии габаритов машины, чтобы было проще соотнести ширину кузова с имеющимся пространством. В сумерках она подсветит дорожные знаки, чтобы они не остались незамеченными.

Возможно, в будущем такие фары будут проецировать на дорогу контрастный узор непосредственно перед автомобилем, чтобы предупреждать о его появлении из-за угла. А движущиеся стрелки на «зебре» подскажут пешеходу, что автомобиль полностью остановился и можно смело переходить дорогу.


Световой росчерк

Оказывается, живые концерты могут давать не только музыканты, но и художники. Глава департамента дизайна светотехнических приборов Сезар Мунтада Роура, собрав журналистов вокруг своего стола, берет большой лист фактурного черного картона и белым карандашом подчеркнуто размашистыми движениями воссоздает динамичный образ Audi TT. Он объясняет, как не больше десятка ниспадающих линий определяют агрессивный и узнаваемый стиль спортивного автомобиля. А затем финальным аккордом Сезар наносит буквально пару штрихов, демонстрируя, насколько полно те же ценности можно передать с помощью дизайна фар.


Концепция световой подписи Audi предполагает, что каждая модель фирмы будет щеголять собственным уникальным рисунком дневных ходовых огней, раскрывающим характер автомобиля, от агрессивных диагоналей ТТ до основательных параллелей Q7. Эволюция дневных ходовых огней на моделях Audi последних лет наглядно демонстрирует, насколько быстро развиваются световые технологии: если в 2008 году ходовые огни состояли из нескольких отчетливо различимых светодиодов, то сегодня они представляют собой абсолютно однородные (или, как говорят специалисты, гомогенные) светящиеся полосы.

Для рассеивания света в таких случаях применяется полимерный материал, внешне напоминающий оргстекло, внутри которого содержится множество воздушных пузырьков. От диаметра и количества этих полостей зависят характеристики светового элемента — гомогенность, яркость, экономичность. Современные рассеиватели позволяют использовать намного меньше светодиодов, располагая их на расстоянии более десяти сантиметров друг от друга. Перспективным материалом для рассеивателей считаются вспененные полимеры, подкупающие своим малым весом и полной свободой в изготовлении сложных форм.


Скульптура «Матрица органических светодиодов Audi» призвана наглядно продемонстрировать, что специалисты компании подразумевают под 3D-дизайном световых приборов. По мере того, как зритель движется вокруг, она постоянно изменяется, и только в одном ракурсе десятки маленьких пластинок складываются в четкую надпись Audi.

Вероятно, следующее поколение дневных ходовых огней будет использовать световые волокна — гибкие нити, изготовленные из полимерных материалов или кварцевого стекла. Они удобны в плане компоновки, так как позволяют размещать источник света глубоко внутри корпуса фары. Волокна могут излучать свет с торца (оптоволоконный проводник) или по всей длине. Из них можно создавать тканые светящиеся полотна.

Специалисты Audi считают одной из главных тенденций в дизайне световых приборов трехмерность: с разных ракурсов они должны выглядеть по‑разному, создавая причудливую игру сложных форм. Реализовать непростые художественные идеи поможет технология формованных печатных плат MID (molded interconnected device). Трехмерный каркас MID отливается из металла, покрытого полимером. Электрическая схема наносится на него с помощью лазера: полимер испаряется, обнажая металл. Получившиеся металлические контуры усиливаются с помощью гальванизации — теперь они могут питать мощные светодиоды.


Новый спорткар Audi R8 получил лазерные фары в качестве серийного оснащения. Они оснащены как лазерным, так и светодиодным модулем дальнего света. В зависимости от дорожной ситуации используется свет разной интенсивности.

Важнейшая технология фар будущего — кремниевые линзы. Они позволяют создавать очень малые радиусы кривизны, что, в свою очередь, означает малые размеры самой линзы по сравнению со стеклянным аналогом. Кремний легче стекла и лучше переносит высокие температуры.

Голубая мечта инженеров и дизайнеров Audi — автомобиль, целиком покрытый слоем из органических светодиодов OLED, весь светящийся и демонстрирующий видеоэффекты высокого разрешения. Теоретически это возможно, так как отдельные излучающие свет элементы OLED имеют микроскопические размеры и могут наноситься на подложку очень тонким слоем. Однако добиться такого на практике в обозримом будущем не удастся: органические светодиоды слишком чувствительны к перепаду температур и не выносят контакта с водой. Поэтому пока что они требуют защиты толстым слоем стекла, которое можно изгибать только в одной плоскости.


Лазерный противотуманный фонарь (на фото), скорее всего, появится на рынке очень скоро — как только будет одобрен регулирующими органами. Трехмерные габаритные огни на основе изогнутых OLED-пластин также весьма близки к серии. А вот взбалмошная анимация во всю заднюю дверь всего лишь имитирует с помощью проекции гибкое OLED-покрытие, которое, возможно появится в отдаленном будущем.

Хайтек под присмотром

Кроме концептуальных световых приборов, которые если и пойдут в серию, то только через десяток-другой лет, в лабораториях Audi разрабатываются остроумные решения, которые готовы к этому уже завтра. Один из самых впечатляющих образцов — лазерный противотуманный фонарь. Он представляет собой красный сканирующий лазер, рисующий на дороге позади автомобиля тонкую поперечную полоску. Только и всего.


В ясную погоду эта полоска практически незаметна другим участникам движения. В отличие от традиционной задней противотуманки, она не слепит водителей и не отвлекает их, даже если нерадивый хозяин забыл ее выключить. Зато в тумане становится виден сам лазерный луч, и за автомобилем проявляется яркий красный треугольник.

Светотехника — весьма консервативная отрасль. Работа световых приборов имеет самое непосредственное отношение к безопасности движения, поэтому их строение и характеристики жестко регламентированы государственными органами. В тесном контакте с дизайнерами и технологами работают лоббисты, демонстрирующие чиновникам новые разработки и обосновывающие их пользу для безопасности дорожного движения.

Для некоторых разработок, таких как лазерный противотуманный фонарь, именно законодательство является основным или единственным препятствием для внедрения в серию. К счастью, опыт показывает, что это препятствие временное. Иначе мы не увидели бы на наших дорогах автомобили Audi, щеголяющие динамическими указателями поворотов и мерцающими при резких торможениях стоп-сигналами.

Другая компания, которая разрабатывает новую систему освещения и устанавливает её в свои модели - Audi. Первыми автомобилями с лазерным освещением стали R18 E-tron Quattro и концепт-кар Sport Quattro Laserlight с соответствующим названием. Первая модель Audi с новыми фарами доступна уже с 2011 года. Её осветители активируются только при скорости выше 60 километров в час. Такое устройство нужно для того, чтобы не ослеплять других водителей и пешеходов в городе - фары будут работать только на шоссе или за городом. В остальное время дорога будет освещаться обычными светодиодными фонарями. Каждая лазерная фара оснащается четырьмя мощными диодами с шириной светового потока 300 микрометров. Система создаёт синий луч длиной волны 450 нанометров, который преобразуется в белый свет с цветовой температурой 5500 кельвинов. Такой поток больше всего похож на натуральный солнечный, поэтому не заставляет глаза уставать в дороге. Дальность свечения составляет 500 метров.

Впервые лазерные фары на Audi были опробованы на практике именно на гоночном болиде R18 E-tron Quattro. Автомобиль участвует в заездах на выносливость. Лазерная система была создана компанией Osram - подразделением Special Lightning Division. Ауди не смутило то, что дорогостоящее освещение добавляло солидную сумму к стоимости R18 E-tron Quattro - на момент 2016 года автомобиль доступен к покупке. Производители решили, что преимущества, которые получит не только водитель, но и другие участники движения, стоят этих средств. При этом автомобиль оснащается лазерными фарами только сзади (изначальная особенность модели).

Кроме того, в 2014 вышла Audi под названием R8 LMX. Это ограниченная линейка спорт-купе, выпущенная в количестве 99 автомобилей.

Первым серийным автомобилем для повседневного использования, на который устанавливаются лазерные фары, стал BMW i8. На момент 2016 года стоимость этой модели - более 10 миллионов рублей. Компания утверждает, что эта технология даёт луч света длиной примерно 600 метров, а её энергоэффективность на 30% выше чем у светодиодных систем.

Также недавно были подтверждены слухи о том, что БМВ будут выпускать мотоциклы с лазерными световыми установками. На них будут , которые выпускаются с 2011 года. Первым мотоциклом с таким оснащением стал люксовый K1600GLT CES. Последняя аббревиатура в названии означает Consumer Electronics Show - это выставка электронных технологий, где и была презентована модель.

BMW считают, что лазерная технология оптики - будущее автомобилестроения. Инженеры компании подготовили несколько прототипов на основе мощных световых систем.

Устройство и принцип работы лазерных фар

Впервые на автомобиль такая система освещения была установлена в 2011 году. Эта машина - BMW i8. Спорткар оснащается двенадцатью синими лазерными лучами - по три в каждой из секций фар.

В основе технологии лежит принцип рассеивания, которое, в свою очередь, достигается благодаря применению специального химического вещества - им заполнена полость фары - жёлтого фосфора. Технически, лазер используется только в качестве источника света - если бы он был основой системы и не рассеивался, осветитель выдавал бы концентрированный луч. Именно благодаря распределению волны устройство можно использовать в качестве осветительного. Такие фары с лазерным генератором не слепят других участников движения и пешеходов, а отлично выполняют свою функцию. Например, в технологии от компании BMW заметно, что источники создают синий луч, проходящий через кубический элемент, который наполнен фосфором. Почти мгновенно свет превращается в яркое рассеянное излучение белого света - такие фары в несколько раз интенсивнее остальных при равном потреблении энергии. Эффективность достигается благодаря отражателю со специальной конструкцией, который концентрирует примерно 99,95% потока в нужном направлении - на дороге перед автомобилем.

Лазеры известны особенностью слепить людей или даже наносить вред различным поверхностям своим направленным лучом - это вызывает большое количество споров и сомнений в такой технологии при использовании в фарах. Но такое освещение не приносит вреда, так как концентрированный поток используется только для «розжига» - на дорогу падает только рассеянный через жёлтый фосфор поток. Таким образом, лазерные фары полностью безопасны и безвредны. Они не провоцируют травм, ослепления или вреда. На тот случай, если автомобиль попадёт в аварию, а его оптические приборы будут разрушены, лазерная система автоматически отключится - нет шанса, что лучи будут светить нерассеянными, а значит, что установка никому не навредит.

Головная оптика всё того же BMW i8 работает таким образом: две фары состоят из двух элементов по три лазера каждая, а лучи, в свою очередь, попадают на небольшие зеркала, после чего перенаправляются на линзу. Под воздействием жёлтого фосфора синий поток превращается в белый с температурой примерно 5500 кельвинов - это самый приближенный к натуральному свету результат, которого удалось добиться инженерам. Такая цветовая температура позволяет лазерным фарам не напрягать глаза водителя и других участников своим светом. После отражения свет перенаправляется на 180 градусов относительно источника и попадает на дорогу в рассеянном виде. Такая конфигурация - лишь одна из множества допустимых, так что вариантов устройства лазерных фар на самом деле очень много. Также почти не ограничена и допустимая форма элементов оптики - дизайнеры и инженеры могут составлять конфигурации почти любого размера и вида.

Полная мощность этих фар такова, что максимально возможный излучаемый свет в тысячу раз интенсивнее того, что производит диодная система. Но лазерные источники используются только вполсилы - это нужно для экономии энергии, так как расход электричества автомобилем очень высокий. При этом заявленный срок службы фар нового поколения такой же, как у LED - 10000 часов.

Преимущества лазерных источников освещения в автомобилях

Сравнивая эту современную технологию с уже известными - лампами накаливания, галогенными, ксеноном и LED (диодными), - можно выделить ряд отличий. Лазерные автомобильные осветители имеют несколько преимуществ, которые вытекают из свойств системы: когерентность, монохромность, интенсивность излучения и других. Плюсы перед «обычными» лампами:

  • Лазерный источник формирует концентрированный пучок света, который почти не расширяется (не рассеивается) - это позволяет управлять лучом и освещать конкретные зоны.
  • Сила света такого луча в 10 раз больше чем у галогенных, ксеноновых и диодных источников. Дальность излучения лазерной оптики составляет примерно 600 метров, тогда как «обычной» - не более 300, а чаще и вовсе 200 метров. При этом на коротких дистанциях (на которых работает ближний свет - 60–85 метров перед машиной) система не слепит - лучи строго нацелены и при появлении человека вблизи отключается освещение вблизи перед машиной. Деактивируются именно «нужные» элементы, в зоне действия которых находится объект.

  • Лазерная установка потребляет на 30% меньше энергии, вырабатывая аналогичное количество света.
  • Эти фары - самые компактные из всех доступных на момент 2016 года. Излучающая поверхность луча в 100 раз меньше обычного диода. При схожей отдаче света лазер требует отражатель диаметром 30 миллиметров, тогда как ксенон и галоген - 70 и 120 соответственно. Эта особенность позволяет делать современные фары компактными, при этом не теряя эффективности. На BMW i8 отражатель уменьшился с 9 до менее чем 3 сантиметров - пока что дизайнеры и инженеры не собираются делать размер ещё меньше, но такая возможность есть.

Таким образом, головной лазерный свет всегда работает в совокупности со сложной и функциональной электронной системой. Устройство позволяет отключать часть излучения фары в зависимости от того, есть ли в её «поле зрения» объект, как далеко и где он находится. Лазерная система делает свет более безопасным и комфортабельным для всех участников движения и пешеходов.

Можно ли купить и установить лазерные фары на свой автомобиль

Несмотря на высокую стоимость производства, а следовательно, и продажи, такая система оптики вызвала интерес у множества автолюбителей. К сожалению, в 2016 году лазерная оптика (головная или для габаритных огней) не продаётся. Несмотря на то что в сфере несколько лет работают некоторые компании мирового масштаба, получить такую систему можно только при покупке одного из нескольких автомобилей, которые комплектуются таким освещением, вышедших на данный момент.

Машины с лазерными фарами

На данный момент существует всего 6 автомобилей с такой системой освещения. При этом большая часть является прототипами или имеет ограниченный тираж.

Эта модель - первый гибридный суперкар от компании, а также первый автомобиль с лазерными фарами, запущенный в массовые производство и продажу. Серийная версия была презентована осенью 2013 года на автосалоне во Франкфурте. При этом концепт i8 был показан автолюбителям ещё в 2009 году. BMW утверждают, что этот суперкар - революционная модель в автопроме: сразу для компании, этого класса машин и сферы оптики для машин. БМВ первыми поставили автомобиль с лазерными фарами на поток, чем заняли место в истории индустрии. Модель стоит более 10000000 рублей.

Дизайн i8 очень необычный - футуристическая внешность, которая досталась реальной модели от концепта, выделяет автомобиль даже среди «одноклассников». Кузов имеет плавные изгибы и линии. Как и у всех моделей BMW, у i8 практичные и эргономичные внешность и интерьер. Коэффициент аэродинамического сопротивления кузова - 0,26.

Гибридная система автомобиля состоит из 1,5-литрового бензинового и двух электрических (один нужен только для старта) двигателей общей мощностью 362 л. с. Максимальная скорость - 120 км/ч только на электроэнергии и 250 км/ч в смешанном режиме. Разгон до сотни занимает 4,4 секунды. I8 имеет роботизированную КПП с 6 ступенями.

Эта гоночная модель - продолжение классической линейки Ауди, которая была запущена в 1980 году, и следующее за R15 TDI поколение. По сравнению с прошлой моделью R18 E-tron имеет ряд особенностей. В первую очередь это лазерная оптика сзади. Фары заполнены жёлтым фосфором и работают по такой же системе, как и на других автомобилях. Головная оптика R18 E-tron Quattro по-прежнему состоит из светодиодных источников.

Двигатель в новой модели - V6 TDI с электрическим турбированием, который также получил улучшенные системы аккумулирования и переработки тепла выхлопа в энергию для машины. В процессе разработки R18 инженеры отказались от второго такого устройства, так как оно не увеличило эффективность.

Аэродинамичность новой Ауди значительно возросла. Причиной тому стал уменьшенный на 10 сантиметров в ширину корпус. Монокок автомобиля сделали ещё более прочным с помощью дополнительного материала. Были также добавлены подвеска для колёс и защита на случай столкновения.

Что касается лазерных фар - Ауди заявила, что эта система является новой вехой в развитии заезда Ле-Мана. Таким образом, в компании уверены, что эти фары сделают условия гонок лучше.

Линейка Quattro - гоночные и дорожные машины, которые выпускает немецкая . Первая модель серии появилась в 1980 году - она выпускалась до 1991. Идея для линейки была дана в 1977 году инженером самой компании.

Концепт Audi Quattro Sport - предшественник вариации Laserlight, которая на этой версии и основана - вышел в 2013 году и был представлен во Франкфурте в честь 30-летия линейки. Модель получила новые рёбра жёсткости, а также квадратные фары с диодными источниками света. Кроме того, Quattro Sport оснащается спойлером под стеклом заднего вида, прямоугольными огнями на «хвосте» машины, 21-дюймовыми дисками и керамико-карбоновыми тормозами. В салоне предшественника Laserlight можно найти многофункциональное спортивное рулевое колесо, 2 трёхмерных дисплея и кондиционер. Крылья и двери автомобиля сделаны из алюминия, а крыша и остальной корпус - из полимера.

Передняя ось Quattro Sport имеет по 5 поддерживающих элементов на каждое колесо, а задняя оснащена контролируемой связью в виде трапеции. Модель оснащается 4-литровым топливным двигателем и электромотором мощностью 552 и 148 лошадиных сил соответственно. Машина разгоняется до сотни за 3,7 секунды и имеет предел 305 км/ч.

Версия Laserlight, которая основана на «обычной» Quattro Sport, отличается именно особым устройством передних фар. При этом ближний свет обеспечивается диодами.

Эта модель - ответ BMW на запуск автомобиля с лазерными фарами в серийное производство. Audi R18 E-tron Quattro и Quattro Sport Laserlight являются гоночными прототипами, а R8 LMX вышла в тираж (правда, всего в 99 экземплярах). Автомобиль призван нести свет в массы, причём в прямом смысле, ведь его система освещения - одна из самых интересных особенностей модели.

Именно Audi первыми начали задумываться и работать над тем, чтобы оснастить машину лазерными фарами. Они начали создавать их до BMW, которые, стоит отметить, первыми выпустили эту оптику в общий доступ. Лазерные фары R8 LMX выполнены из следующих элементов: ходовые огни, основные диоды (ближнего света), боковое освещение, вспомогательные источники дальнего света, небольшой лазерный генератор и светодиодная полоса габаритных огней. Устройство фар LMX такое же, как у i8, но элементов у Ауди на 1 больше для каждого сектора - 4 против 3 у БМВ. Так или иначе, свет всех источников сводится в общий пучок и подаётся на специальную плоскость, которая перенаправляет синий свет и «окрашивает» его в более светлый, близкий к белому оттенок.

Лазер включается при наборе скорости и активируется после 60 километров в час. Свет бьёт на 500 метров вперёд - это расстояние намного дальше, чем большинство ровных отрезков дороги без поворотов. Поэтому, возможно, эта система освещения является даже слишком мощной.

Модификация R8 с лазером не является принципиально новой моделью, поэтому имеет компоненты предшественника. Это 5,2-литровый двигатель (правда, форсированный - до 570 л. с. с 550), а также АКПП («механику» устанавливать перестали). Внешне машина также соответствует предшественнику и общей концепции Ауди.

Немецкое купе с современной системой освещения, которое было презентовано в 2015 году. БМВ решила не останавливаться в плане оснащения своих моделей лазерной оптикой и готовит к выпуску новую версию M4 (предшественник вышел в 2013 году). Автомобиль почти не отличается от варианта без современных фар.

Дизайн M4 с лазерными фарами соответствует мотивам всей линейки. Спортивные бамперы и увеличенная колея с колёсами разной ширины под диски 18 дюймов придают автомобилю «мускулистый» вид. В основе M4 используется лёгкий карбон - это нужно для повышения управляемости путём снижения массы машины.

Как и предыдущее поколение - BMW M3 - четвёртое оснащается 3-литровым бензиновым мотором с турбонаддувом. Двигатель обеспечивает мощность в 431 лошадиную силу. Крутящий момент на фоне прошлых версий вырос на 25%. Аналогично на четверть снизился расход топлива. Купе оснащается одной из КПП - механической на 6 ступеней или роботизированной на 7. Шасси автомобиля настроено при участии профессиональных гонщиков, а ходовая часть дополняется электронным дифференциалом и технологией Servotronic для лучшего рулевого управления.

Лазерные фары в этой модели устанавливаются в качестве головной оптики. На фотографиях концепта их излучение имеет синий оттенок, но БМВ утверждает, что свет близок к дневному. Дистанция работы фар - 600 метров.

Фольксваген - первый и пока что единственный на момент 2016 года производитель, помимо БМВ и Ауди, который стал работать с лазерными фарами. Это восьмое поколение Гольф, для которого дизайнеры создают принципиально новый дизайн. Выход модели ожидается в 2017 году. Лазерные фары, как предполагается, будут устанавливаться только в самую дорогую комплектацию.

Предполагается, что Golf 8 будет построен на базе платформы MQB, которая используется для Skoda Octavia и Seat Leon. Производители могут отказаться от трёхдверной версии, так как она не пользуется популярностью на вышедших поколениях в последние годы. В салоне будет установлена информационная система, которая управляется жестами.

Внешность новой модели будет иметь более агрессивный перед кузова и острые линии. Планируется добавить в передний бампер диодные дневные ходовые огни. Анонс восьмого поколения Фольксваген Гольф произошёл в 2016 году.

Итог

Уже сейчас лазерная система оптики впечатляет своим компактным размером. Эти и другие свойства (яркость, потребление энергии и точность направления луча) будут улучшаться, что позволит делать очень эффективные и удобные источники света. Также развиваются и сопутствующие технологии. Например, система, которая отслеживает объекты в зоне действия и подстраивается таким образом, чтобы не светить на них и не ослеплять людей. Лазерная система имеет преимущества как для владельца автомобиля, так и для других участников движения - водителей и пешеходов.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook