Вождение автомобиля в экстремальных условиях. Образовательная программа подготовки водителей транспортных средств категории "С" оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов. Принципы вождения автомобиля в зимнее время

Надежность водителя - это способность безошибочного вождения
транспортного средства при различных дорожных и погодных условиях
в течение рабочего времени. Надежность определяется комплексом
взаимосвязанных медико-биологических, психофизиологических и
внешних факторов
Надежность - это качественная характеристика водительской деятельности
(работоспособность)
и
определяется
количественной
характеристикой
результативностью и эффективностью его работоспособности в экстремальных
условиях.
К основным факторам, определяющим надежность, относятся:
профессиональная пригодность,
подготовленность
работоспособность.

На результативность и эффективность работоспособности
водителя оказывают влияние индивидуальные психологические
особенности, условия деятельности и особенности потока
информации.
1. К индивидуальным особенностям относятся:
психофизиологические
(темперамент,
время
реакции,
особенности восприятия, пороговые данные ощущений,
внимание, память, особенности мышления и т.д.),
личностные качества (характер, мотивация, установки),
уровень профессиональной подготовки, физические данные и
состояние здоровья.
2. Условия деятельности включают: особенности рабочего
места
(расположение
органов
управления,
приборов,
сидения);обзорность,
видимость;
исправность
техники;
микроклимат кабины (влажность температуры воздуха, скорость
воздушного потока);состояние дороги; интенсивность, скорость
движения; уровень организации движения.
3. К особенностям потока информации относятся:
пространственное расположение источников информации,
скорость информационного потока; легкость восприятия
информации, которая определяется размерами, контрастностью,
освещенностью (цифр, слов, знаков).

Подготовленность водителя определяется наличием у него профессиональных знаний,
умений и навыков, необходимых для самостоятельного управления транспортным
средством в различных дорожных и климатических условиях.
Знания - это совокупность усвоенных водителем сведений, необходимых для
эффективного и безопасного управления транспортным средством. Для водителя
объем знаний предусмотрен действующими программами подготовки и приобретается
в процессе обучения. Однако, обладая только знаниями, человек не может управлять
автомобилем. Для этого ему нужно владеть комплексом специальных умений и
навыков.
Умение- это способность правильно использовать специальные знания в
практической деятельности. Водитель должен уметь уверенно управлять автобусом в
различных дорожных и метеорологических условиях, быстро оценивать дорожнотранспортную обстановку при ее изменении. Кроме того, он должен своевременно
выполнять необходимые действия, обеспеспечивающие безопасность движения. Для
этого ему необходимо сформировать навыки.
Навык- это способность в процессе деятельности выполнять отдельные действия
автоматически без специально направленного внимания, хотя и под контролем
сознания. Опытный водитель, не задумываясь, выполняет рабочие воздействия при
управлении транспортным средством. Если он при этом допускает ошибку, то
своевременно замечает и исправляет ее.

Факторы, влияющие на надежность водителей

Надежность деятельности водителя зависит от комплекса факторов. Наиболее
значимые из них: уровень квалификации, стаж работы, психологическая
устойчивость, отсутствие алкогольной и наркотической зависимости.
Возраст. Изменение возраста водителя определяет две составляющие, влияющие на
качество вождения. Будем их оценивать по относительному числу ДТП (пот),
представляющему собой число ДТП отнесенное к суммарному пробегу автомобилей за
определенный срок. Одна из составляющих - неопытность, завышенная самооценка
молодого водителя, приводящие к увеличению числа ДТП.
Проведенными исследованиями установлено,
что нижняя граница безопасного возраста
водителей мужчин 26 - 34 года (ДТП с
тяжелыми последствиями), для женщин водителей безопасный возраст наступает с 23 27 лет. Возраст, когда число ДТП достигает
минимума, наступает сравнительно поздно и
составляет 45 - 53 года у мужчин и 36 - 43 года у
женщин.

Реакция водителя

Время реакции - это интервал времени между моментом появления сигнала об
опасности и окончанием ответного действия
Время реакции может изменяться по мере накопления профессионального
опыта, а также в результате тренировки.
Значение времени реакции водителя определяется тем, что
от него зависит остановочный путь автомобиля, а,
следовательно, и исход аварийной ситуации. Общее время,
необходимое для остановки автомобиля, включает в себя
время реакции водителя (с момента восприятия
препятствия до начала нажатия на педаль тормоза);
время срабатывания привода тормозов (с момента
нажатия на педаль тормоза до момента начала
срабатывания привода)
время действия полностью включенных тормозов (от начала торможения до остановки автомобиля).

Пути повышения надежности водителей

Существует единый подход к обеспечению высокой
надежности водителей - комплексный.
Он включает два вида воздействий на водителя:
непосредственные и косвенные, т.е. через элементы
системы «водитель - автомобиль-дорога». Возникает
комплекс
различных
мероприятий,
не
только
технических, но также социальных, организационно воспитательных, экономических, правовых, медицинских
и др.
Надежность водителя зависит от того, в какой
степени при начальном обучении закладываются основы
будущих профессиональных качеств, в частности знание
Правил дорожного движения, мастерства вождения
транспортного
средства,
методов
обеспечения
эксплуатационной надежности машин, экономии
топлива.

Действия водителя во внештатных (критических) ситуациях

Такие ситуации могут возникнуть при угрозе
столкновения автомобиля с другими транспортными
средствами или препятствиями вследствие отказа
органов управления или других элементов системы
«водитель - автомобиль - дорога - среда», влияющих на
безопасность
движения
и
работоспособность
автомобиля.
Поэтому водитель должен учитывать эти
обстоятельства и соизмерять свои действия со
сложившейся обстановкой.
Если
избежать
происшествия
невозможно,
водитель обязан сохранить самообладание и принять
все меры для того, чтобы снизить тяжесть его
последствий.

Типы темперамента

Тип
Описание
Холерик
Сильный тип темперамента, проявляющийся в общей подвижности,
и способности отдаваться делу с исключительной страстностью, в
бурных эмоциях, резких сменах настроения, неуравновешенности.
Сангвиник
Сильный тип темперамента, характеризуется подвижностью,
высокой психической активностью, разнообразием мимики,
отзывчивостью и общительностью, уравновешенностью.
Флегматик
Сильный тип темперамента, связанный с медлительностью,
инертностью, устойчивостью в стремлениях и настроении, слабым
внешним выражением эмоций, низким уровнем психической
активностью.
Меланхолик
Слабый тип темперамента, которому свойственно замедленность
движения, сдержанность моторики и речи, низкий уровень
психической активности, лёгкая ранимость, склонность глубоко
переживать даже не зная события, преобладают отрицательные
эмоции.

Получение навыков профессионального и безопасного вождения.

Два основных мотива человека:
Первый.
Достижение успеха. Мы ставим перед собой цель,
достижение которой однозначно расцениваем как
успех.
Например:
освоить
технику
управления
автомобилем в совершенстве, и тогда появляется
стремление
добиться
в
этой
области
совершенства, и мы находим средства и
совершаем действия, которые направлены на
достижение поставленной цели. Осознавая для
себя мотив достижения успеха, люди реально
оценивают свои возможности и ошибки, как в
жизни, так и на дороге и не перекладывают свою
ответственность на других.
Второй основной мотив человека – это избегание
неудач. И тогда цель человека заключается не в
достижение успеха, а в боязни неудач и теперь у
человека нет цели,
и у него появляется
неуверенность в себе потому, что у него нет веры в
достижении успеха. Он боится, что его могут
осудить и обидеть. Этот страх зачастую
проявляется в агрессивном поведении. У человека
возникает закрытость получения новых знаний и
навыков:

- он не испытывает удовольствия от процесса обучения;
- он пропускает занятия, оправдывая себя мнимыми причинами;
- всю ответственность за свои неудачи он перекладывает на преподавателей;
- он ставит перед собой либо слишком легкие, либо недостижимые задачи;
- он не воспринимает высказывания преподавателей о своих собственных способностях и
возможностях, потому что его внутренняя самооценка слишком занижена или, наоборот,
завышена.
Всё это НЕ способствует получению навыков эффективного и безопасного вождения.

Способности человека к профессиональной деятельности
водителя автомобиля определяются следующими качествами:
хорошее физическое развитие, выносливость, достаточная
ловкость и хорошая координация движений;
лёгкость формирования двигательных навыков;
высокая степень развития органов чувств, в особенности зрения
и суставно-мышечного чувства;
скорость и точность сенсомоторных реакций;
быстрота и точность определения скорости движения и
пространственных отношений;
хорошее распределение, быстрая переключаемость и высокая
устойчивость внимания;
хорошая зрительная и оперативная память;
высокая готовность памяти;
настойчивость, решительность, смелость, терпение;
эмоциональная устойчивость;
самообладание, дисциплинированность;
инициативность и сообразительность.
3. ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ И ЭТИКИ ВОДИТЕЛЯ
3.1 Профессиональная надежность водителя
Современные сложные дорожно-транспортные условия предъявляют новые, значительно более высокие требования к надежности водителей транспортных средств. Официальная статистика свидетельствует, что водитель виноват в четырех происшествиях из пяти. Любое ДТП является результатом ошибки водителя в выборе безопасных условий скорости, дистанции, интервала. Если их значения не выходят за пределы безопасности, ДТП не произойдет. В противном случае появляется вероятность ДТП, которая реализуется в конфликтных ситуациях, когда для избегания ДТП необходимо применить экстренное торможение.

Водитель занимает особое место в системе «водитель-автомобиль-дорога-среда» . Только водитель определяет, быть ДТП или не быть. Дорожные условия, среда и свойства автомобиля лишь определяют границы, в которых можно ездить безопасно. Можно предположить: чтобы повысить безопасность дорожного движения, необходимо побудить водителей к менее агрессивному, рискованному поведению, повысить общую культуру взаимоотношений между участниками дорожного движения и осознать психологическую компоненту водительской деятельности.

Поэтому повышение надежности водителя становится неотложной задачей общества, без решения которой невозможно добиться существенного снижения ДТП и повышения безопасности движения. Надежность по праву можно рассматривать как социально-психологическую проблему.

Надежность

Надежность – сложный целостный комплекс качеств водителя, позволяющий безошибочно управлять автомобилем в любых дорожных условиях в течение всего рабочего времени.

Надежность – это качественная характеристика водительской деятельности (работоспособности). Она определяется количественной характеристикой – результативностью и эффективностью его работоспособности в экстремальных условиях. К основным факторам, определяющим надежность, относятся профессиональная пригодность, подготовленность и работоспособность.

Таким образом, в основе оценки надежности водителя лежит понятие ошибки, под которой понимается нарушение нормального хода транспортного процесса. Не всякая ошибка водителя ведет к аварии, но всякая авария по вине водителя результат ошибочных действий. Вышесказанное не означает фатальной обреченности некоторых психофизиологических, личностных особенностей водителя на неизбежное попадание в ДТП. Стоит обратить внимание на существование психологической компоненты водительской деятельности. Участникам дорожного движения необходимо знать особенности своей психики, уметь компенсировать ее недостатки. Результаты исследования, проведенного в США, показали, когда водителей, неоднократно совершавших происшествия, проинформировали об имеющихся у них психофизиологических недостатках, аварийность у них снизилась на 2/3. Настало время, когда водители

должны приобщиться к психологическим знаниям. Психологическая сторона проблемы подготовки и переподготовки водителей транспортных средств имеет специфические особенности, которые влияют на общее становление правильного индивидуального поведения в среде движения.

Надежность водителя определяется уровнем его возможностей обеспечить безопасное управление транспортным средством. В этом смысле нередко применяются и другие термины: «профессионализм», «мастерство» и т. п. Каждый из них отражает лишь определенную сторону надежности водителя, но не раскрывает этого понятия полностью. Так, предлагается считать мастером того водителя, который «умеет правильно и быстро оценивать дорожную обстановку, предвидеть ее возможные изменения и никогда не попадать в сложные ситуации, а при невозможности избежать их, максимально разрядить опасную обстановку». Главное в этом определении – умение избегать экстремальных ситуаций, а если такая ситуация возникнет, суметь нейтрализовать ее. Многим кажется, что это зависит только от мастерства и виртуозности водителя при управлении транспортным средством. Однако мастерство не главная черта надежного управления автомобилем. Во всяком случае, утверждение о том, что «все зависит от мастерства предвидения и точного расчета водителя, а также знания дорожной обстановки», нуждается в существенной корректировке.

Точный расчет – это расчет с минимальными допусками в ту или иную сторону. Малейший сбой, отступление от расчета – и он может подвести. Вряд ли такая манера необходима каждому водителю в его повседневной практике. Значительно лучше, если допуски в сторону безопасности будут увеличены и надежно гарантированы. Не следует забывать и о том, что пределы всякого мастерства при управлении транспортным средством должны быть ограничены допустимыми нормами.
3.2 Слагаемые надежности водителя
Человеку, стремящемуся получить водительскую квалификацию, необходимо обладать определенными физическими и психофизиологическими качествами. Его здоровье должно удовлетворять установленным требованиям.

В эту задачу не входит детальное рассмотрение медицинских требований, предъявляемых к лицам, желающим получить водительское удостоверение. Отметим лишь некоторые связанные с ними проблемы.

Эксперимент, который был проведен с глухонемыми и глухими людьми, показал, что, несмотря на отсутствие слуха, их надежность в управлении автотранспортом не снижается. Это объясняется тем, что информация о дорожной обстановке воспринимается в основном посредством зрения. Важно и то обстоятельство, что отсутствие слуха эти люди компенсировали повышением внимания.

В последнее время в целом отмечается тенденция ослабления некоторых медицинских требований, с тем, чтобы расширить круг лиц, которые могли бы управлять транспортными средствами. Это обеспечивается за счет улучшения

средств и систем информации. Например, сигналы светофора теперь располагаются в строго определенной последовательности (красный сигнал всегда сверху), дорожные знаки помимо цветового различия имеют для каждой группы отличительную форму и т. д. Повышению надежности управления транспортным средством способствует также совершенствование конструкции автомобилей, а в необходимых случаях – внесение в конструкцию специальных изменений и дополнительного оборудования. Например, для инвалидов без ног конструкция обеспечивает управление автомобилем только с помощью рук.

Бесспорно, что подобные допуски должны иметь определенные границы, так как человек, имеющий физические недостатки, при прочих равных условиях, в критический момент может не справиться с управлением. Это совершенно очевидно. Менее очевидно то, что для надежного управления транспортным средством недостаточно только одного факта, что человек психически здоров. Важна его индивидуальная психофизиология (возбудимость, реакция, склонность к употреблению алкоголя, совершению необдуманных действий и т. д.). Однако психологические тесты до сих пор не имеют широкого применения практически ни в одной стране.

В то же время не вызывает сомнения тот факт, что отдельным категориям людей не только не рекомендуется садиться за руль транспортного средства, им это просто противопоказано.

Подводя итог вышеизложенному, можно кратко сформулировать рекомендации при самостоятельном подборе водителя на ответственные участки и требования, которым должен удовлетворять кандидат:


  • возраст – в пределах 25 лет, хорошая физическая форма;

  • водительский стаж – не менее 5-7 лет и знание материальной части транспортного средства, на котором предстоит работать;

  • умение уверенно управлять автомобилем на высоких скоростях и в экстремальных ситуациях;

  • коммуникабельность, а также психологическая совместимость с непосредственным начальником.
После успешного завершения испытательного срока и окончательного приема на работу необходимо обеспечить: прохождение контраварийной и тактико-специальной подготовки.
3.3 Этика водителя
Этика водителя – это нормы поведения, мораль, совокупность нравственных правил водителя.

Этика складывается из следующих нравственных отношений:


  • уважительное отношение ко всем без исключения участникам движения; предупредительный, вежливый стиль езды;

  • «рваный» стиль езды, с резким набором скоростей и резким торможением недопустим;

  • оптимальный стиль, характеризуемый плавным троганием, перестроением и торможением, своевременной подачей предупредительных сигналов;
13

  • на дороге недопустимо мщение за ошибки и раздражение по любому поводу и без него;

  • помощь другим водителям;

  • ответственность за рядом сидящих пассажиров;

  • бдительность по отношению к пешеходам, им может быть ребенок, который еще не знает ПДД, пожилой человек и т. д.;

  • использование наиболее безопасных приемов управления транспортным средством;

  • никогда не садиться за руль в нетрезвом состоянии;

  • постоянно следить за техническим состоянием и внешним видом транспортного средства.

4. СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА
4.1 Управление автомобилем в критических ситуациях
В последнее время появляется все больше и больше рекомендаций, как избежать ДТП в экстремальных ситуациях. Они основаны на результатах исследований, на личном опыте или исключительно на логических рассуждениях. Подробно описываются десятки способов расположения рук на руле и перехвата при его вращении, разворота на 180° с применением тормозов, преодоления закруглений дороги без снижения скорости и многое другое. Все это, разумеется, знать полезно, и, действительно, каждому нужно уметь быстро принять правильное решение и самым рациональным образом осуществить его в сложной ситуации. Однако еще более важно уметь управлять автомобилем таким образом, чтобы подобная ситуация не сложилась, чтобы не вынуждать себя к рискованным действиям при чрезвычайных обстоятельствах. Этим навыкам необходимо учиться.

Безопасность водителя любой квалификации начинается и заканчивается посадкой. Нельзя рассматривать ее как позу «удобного сидения» и как способ отдыха между какими-то движениями, связанными с управлением. Многие беспечные водители серьезно пострадали из-за того, что не уделили посадке необходимого внимания. Притом большинство из них находят объяснение аварии в чем-то более существенном, чем «беспечная» посадка, хотя она лишила их нескольких десятых долей секунды, которых затем не хватило для преодоления экстремальной ситуации.

Посадка не является приемом управления автомобилем, но без нее немыслима скоростная реакция водителя на опасность. Притом экстренные действия очень вариативны в зависимости от характера дорожной ситуации. Каждой критической ситуации соответствуют определенные экстренные действия, к которым должен быть готов водитель, чтобы выйти из этой ситуации достойно.
14

Опрокидывание вправо - силовое руление вправо, балансирование, выравнивание.

Опрокидывание влево - то же в другую сторону.

Критический занос - скоростное руление (полной амплитуды) двумя руками с перехватами рулевого колеса на боковом секторе.

Ритмический занос - серия скоростных импульсов руления в одну и другую сторону.

Снос передней оси автомобиля - выравнивание рулевым колесом, торможение двигателем, подтормаживание левой ногой.

Экстренное торможение - ступенчатое торможение рабочим тормозом, последовательное включение понижающих передач с перегазовкой пяткой и задержкой включения сцепления. Коррекция устойчивости автомобиля рулевым колесом в каждый период растормаживания.

Экстренный объезд препятствия - силовое руление и выравнивание с переменным дросселированием. Компенсация заноса опережающим рулением.

Вращение автомобиля - серия последовательных действий: поворот рулевого колеса, резкое дросселирование, выключение сцепления, обратное руление, выравнивание, включение сцепления, дросселирование.

Здесь перечислены только 10 типичных вариантов критических ситуаций, хотя в жизни их может встретиться намного больше.

Чрезвычайно важным для безопасности является «чувство автомобиля», которое обеспечивается посредством оптимальной посадки водителя, его контактом с автомобилем. Большая часть информации от автомобиля и дороги воспринимается «мышечным чувством» водителя, но актуальны эти ощущения при потере устойчивости и управляемости (при сносе, заносе, блокировке и пробуксовке, вращении и опрокидывании).

«Мышечное чувство» дает опытному водителю сигнал к действию по стабилизации автомобиля и позволяет корректировать собственные действия по ходу развития критической ситуации.
Положение рук при повороте
При движении по прямой готовность водителя к экстренному маневрированию обеспечивается симметричным расположением рук на рулевом колесе: «10-2» или «9-3» (по аналогии с цифрами на циферблате часов). При необходимости маневра руки смещаются на боковой сектор рулевого колеса. Их положение при повороте налево - «8-12», направо -«12-4». Эти положения обеспечат готовность к действиям в критических ситуациях на дуге поворота, т.е. к экстренным маневрам - коррекции поворота («довороту»), объезду препятствия - стабилизации автомобиля при потере устойчивости и управляемости. Кроме того, положение рук на боковом секторе (боковой захват) позволяет противодействовать выравниванию автомобиля, вызванному самостабилизацией передней подвески, и центробежной силе, смещающей корпус водителя к наружной стороне.

Боковой захват позволяет обеспечить несколько приемов управления, способы, выполнения которых следующие:


  • удержание автомобиля на дуге поворота - постоянная тяга вниз двумя руками из положения на боковом секторе. (Используется сила мышц-сгибателей, наиболее развитых у любого человека.) Коррекция траектории обеспечивается усилием и ослаблением тяги;

  • «доворот» - крутизну маневра на дуге поворота увеличивает рука, находящаяся сверху (в положении «12»). Другая рука, находящаяся в положении «4» или «8», отпускает рулевое колесо и страхует его в боковой зоне, при необходимости подключаясь к «довороту» на больший угол;

  • выравнивание траектории автомобиля - после завершения поворота повышение тяги двигателя способствует самостабилизации автомобиля - выравниванию управляемых колес. Руки на боковом секторе поочередно выполняют тормозящую функцию - сопровождающее руление, регулируя скорость самовыравнивания. Отпускать рулевое колесо нельзя, так как это может привести к резкому ритмическому заносу;

  • стабилизация при заносе - при возникновении бокового скольжения задней оси, что чаще всего возникает на автомобиле с задними ведущими колесами (классическая компоновка), компенсировать занос можно быстрым поворотом рулевого колеса в сторону заноса на 90-180° без смены положения рук. Если амплитуда заноса большая, то водитель переходит к поочередному рулению левой и правой руками со сменой положения рук на боковом секторе.
При поворотах нежелательно перекрещивать руки в нижнем секторе рулевого колеса (так называемый перекрестный захват). Руление в нижнем секторе рулевого колеса почти всегда нежелательно. Любая критическая ситуация требует максимальных усилий, а исходное положение не позволяет приложить их.


Положение рук на рулевом колесе

I. ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА И ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Образовательная программа подготовки водителей транспортных средств категории "С", оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов представляет собой усовершенствованную примерную программу подготовки водителей данной категории (утверждена от 18 августа 2010 г. N 866 Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации).

Образовательная программа разработана в соответствии с требованиями Федеральных Законов «О безопасности дорожного движения», «Об образовании».

Структура и содержание Образовательной программы представлены рабочим учебным планом по Образовательной программе, рабочими тематическими планами по учебным предметам, рабочими программами по учебным предметам.

В рабочем тематическом плане по учебному предмету раскрывается рекомендуемая последовательность изучения разделов и тем, указывается распределение учебных часов по разделам и темам.

В образовательном учебном плане содержится перечень учебных предметов с указанием объемов времени, отводимых на освоение предметов, включая объемы времени, отводимые на теоретическое и практическое обучение

Программа включает в себя требования к результатам ее освоения, структуре и примерному содержанию подготовки, а также условиям ее реализации.

В образовательной программе учебного предмета приводится содержание предмета с учетом требований к результатам освоения в целом программы подготовки водителей транспортных средств категории «С», оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов.

Обучение проводится в соответствии с перечнем учебно-методических материалов для подготовки водителей к управлению транспортными средствами категории «С», оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов (приложение к настоящей примерной программе).

требования к результатам освоения Образовательной программы

В результате изучения программы обучаемые должны

иметь представление:

О действующем законодательстве в области дорожного движения;

О системе формирования профессиональной надежности водительского состава органов внутренних дел.

знать:

Правила дорожного движения;

Приемы контраварийного управления транспортным средством;

Приемы и последовательность действий при оказании первой помощи при дорожно-транспортных происшествиях;

Ответственность за нарушения в области дорожного движения, правил эксплуатации автомобиля.

уметь:

Управлять автомобилем в стандартных и экстремальных условиях движения;

Уверено действовать в сложной дорожной обстановке и не допускать дорожно-транспортных происшествий.

иметь навыки:

Обучения приемам контраварийного управления автомобилем других водителей;

Оказывать первую помощь пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях и соблюдать требования по их транспортировке.

Учет посещаемости занятий, успеваемости и пройденных тем ведется преподавателями и мастерами производственного обучения в соответствующей учетной документации.

Продолжительность учебного часа теоретических и практических занятий - 1 академический час (45 минут), включая время на подведение итогов, оформление документации.

Теоретическое и практическое обучение проводятся в оборудованных кабинетах с использованием учебно-методических и учебно-наглядных пособий в соответствии с Перечнем учебных материалов для подготовки водителей (Приложение).

В ходе практического обучения по предмету «Первая помощь» обучающиеся должны уметь выполнять приемы по оказанию доврачебной помощи (самопомощи) пострадавшим на дорогах.

Подготовка водителей по программе проводится в форме очного или очно-заочного (вечернего) обучения, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий. Водителям, прошедшим подготовку и подтвердившим свою квалификацию на итоговой аттестации, выдается свидетельство о прохождении подготовки водителей к управлению транспортным средством категории «С», оборудованным специальными световыми и звуковым сигналами, по установленной форме.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА

« нормативные правовые акты в области обеспечения

безопасности дорожного движения»

Тема 1. Обзор нормативно-правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения

Закон о безопасности дорожного движения, Правила дорожного движения, Кодекс об административных правонарушениях, Уголовный кодекс, Гражданский кодекс.

Административное правонарушение и административная ответственность.

Понятие об уголовной ответственности.

Состав преступления. Виды наказаний.

Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта. Преступления против жизни и здоровья (оставление в опасности).

Условия наступления уголовной ответственности.

Понятие о гражданской ответственности. Основания для гражданской ответственности. Понятия: вред, вина, противоправное действие. Ответственность за вред, причиненный в ДТП. Возмещение материального ущерба.

Понятие о материальной ответственности за причиненный ущерб. Условия и виды наступления материальной ответственности, ограниченная и полная материальная ответственность.

Право собственности, субъекты права собственности. Право собственности и владения транспортным средством.

Значение Правил дорожного движения в обеспечении порядка и безопасности дорожного движения. Основные понятия и термины, содержащиеся в Правилах.

Обязанности участников дорожного движения. Порядок ввода ограничений в дорожном движении.

Права и обязанности водителей транспортных средств, движущихся с включенным специальным световыми и звуковыми сигналами. Обязанности других водителей по обеспечению безопасности движения специальных транспортных средств.

Обязанности водителей, причастных к дорожно-транспортному происшествию.

Тема 2. Порядок использования устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналов

Права и обязанности водителей транспортных средств, движущихся с включенным проблесковым маяком синего цвета и специальным звуковым сигналом. Обязанности других водителей по обеспечению безопасности движения специальных транспортных средств.

Государственные регистрационные знаки, опознавательные знаки транспортных средств, предупредительные надписи и обозначения.

Порядок подготовки и допуска водителей к управлению транспортными средствами, оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов.

О требованиях к транспортным средствам оперативных служб, используемым для осуществления неотложных действий по защите жизни и здоровья граждан.

Порядок выдачи разрешений на установку на транспортные средства устройств для подачи специальных световых (проблесковых маячков синего, синего и красного цветов) и звуковых сигналов.

Условия установки проблескового маячка бело-лунного цвета и звукового сигнала к нему, а также проблескового маячка желтого или оранжевого цвета.

Перечень государственных органов, на транспортные средства которых устанавливаются устройства для подачи специальных световых и звуковых сигналов.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА

« Основы психологии и этики водителя»

Раздел 1. Психология управления транспортным средством категории «С»

Тема 1.1 Профессиональная надежность водителя

Требования профессии к человеку. Профессионально важные качества водителя транспортного средства категории «С» и возможности их совершенствования. Профессиональная надежность водителя и условия ее развития.

Зрение, слух и осязание - важнейшие каналы восприятия информации. Понятие о психических процессах (внимание, память, мышление, психомоторика, ощущение и восприятие) и их роль в управлении автотранспортным средством. Внимание, его свойства (устойчивость (концентрация), переключение, объем и т.д.). Основные признаки потери внимания.

Причины отвлечения внимания (застегивание ремня безопасности или регулировка зеркала после начала движения; настройка радиоприемника или навигационной системы во время поездки; прикуривание или прием пищи; чтение дорожной карты или схемы проезда во время движения; телефонные разговоры или дискуссия в транспортном средстве и т.д.).

Свойства нервной системы и темперамент. Влияние эмоций и воли на управление транспортным средством.

Психологические качества человека (импульсивность, склонность к риску, агрессивность и т.д.) и их роль в возникновении опасных ситуаций в процессе вождения.

Тема 1.2 Управление транспортным средством категории «С» в экстремальных условиях деятельности

Экстремальные условия профессиональной деятельности водителя транспортного средства категории «С» и их влияние на психическое состояние водителя. Профессиональный стресс и способы его профилактики.

Общая культура человека как основа для безопасного поведения на дорогах. Этические качества личности. Этика водителя как важнейший элемент его активной безопасности.

Психические состояния, влияющие на управление транспортным средством: утомление, монотония, эмоциональное напряжение. Работоспособность. Стресс в деятельности водителя. Нештатные ситуации как фактор возникновения стресса. Приемы и способы управления эмоциями. Контролирование эмоций через самопознание.

Профилактика утомления. Способы поддержания устойчивого физического состояния при управлении транспортным средством. Влияние болезни и физических недостатков, алкоголя, наркотиков и лекарственных препаратов на безопасность дорожного движения. Приемы и способы повышения работоспособности. Нормализация психических состояний во время стресса.

Обработка информации, воспринимаемой водителем. Прогноз развития ситуации как необходимый фактор обеспечения безопасности движения. Чувство опасности и скорости. Риск и принятие решений в процессе управления транспортным средством.

Качества, которыми должен обладать идеальный водитель. Ценности и цели водителя, обеспечивающие безопасное управление транспортным средством. Мотивация безопасного вождения. Мотивация власти и ее роль в аварийности.

Раздел 2. Этические основы управления транспортным средством категории «С» и безопасность движения

Тема 2.1 Основные категории этики и морали в обеспечении безопасности дорожного движения

Этика, мораль и нравственность, основные функции морали. Нормы и принципы как элементы морали и нравственности, их проявления в деятельности водителя транспортным средством категории «С». Нравственная регуляция поведения человека в профессиональной деятельности. Этические качества личности.

Понятие конфликта. Источники и причины конфликтов.

Тема 2.2 Профессиональная этика водителя

Понятие профессиональной этики водителя управляющего транспортным средством категории «С», оборудованным устройством для подачи специальных световых и звуковых сигналов.

Динамика развития конфликтной ситуации. Профилактика возникновения конфликтов. Способы регулирования и конструктивного завершения конфликтов. Возможности снижения агрессии в конфликте.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА

« Технические характеристики и конструктивные особенности

транспортных средств категории “С” »

Тема 1. Технические характеристики и конструктивные особенности транспортных средств категории «С».

Обзор технических характеристик эксплуатируемых транспортных средств категории «С».

Типы трансмиссий и их конструктивные особенности. Особенности управления транспортным средством категории «С» с учетом конструкции трансмиссии.

Системы активной безопасности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА

« Правила пользования средствами радиосвязи и устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов»

Тема 1. Правила пользования средствами радиосвязи на транспортных средствах категории «С»

Назначение радиосвязи, средства подвижной радиосвязи, их основные технические данные. Состав, органы управления и настройки, порядок подготовки к работе, отработка практических навыков в работе на радиостанциях и часто встречающиеся отказы радиостанций при эксплуатации их на транспортных средствах, выявление и устранение простейших неисправностей.

Радиоданные, требования органов технического радиоконтроля по ведению радиосвязи в эфире. Порядок радиотелефонного обмена (передача радиограмм, коротких сообщений и т.д.).

Режимные требования к ведению радиотелефонных переговоров в эфире.

Требования к ведению передачи посредством усилителя речи.

Тема 2. Правила пользования устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов на транспортных средствах категории «С»

Классификация, устройство, основные характеристики и возможности использования устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналов.

Общие требования к цветографическим схемам наружных поверхностей транспортных средств оперативных служб и ее элементам, а также технические требования к устанавливаемым специальным световым и звуковым сигналам.

Элементы цветографических схем, - основной цвет наружных поверхностей транспортного средства; декоративные полосы; информационные надписи; опознавательные знаки.

Цветовые сочетания основных и декоративных полос.

Требования к цветографическим схемам, опознавательным знакам и надписям транспортных средств

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА

« Методы оказания первой помощи лицам, пострадавшим в

дорожно-транспортных происшествиях»

Раздел 1. Основы оказания первой помощи

Тема 1.1 Средства первой помощи. Аптечка первой помощи (автомобильная)

Правовые аспекты оказания первой помощи пострадавшим в ДТП.

Основные представления о строении и функциях организма человека.

Характеристика травм в зависимости от вида происшествия. Оснащение средствами безопасности транспортных средств. Обязанности водителя, медицинского работника, административных служб при ДТП с человеческими жертвами.Понятие «первая помощь». Неотложные состояния, требующие проведения мероприятий первой помощи, правила и порядок их проведения. Порядок действий водителя на месте ДТП с пострадавшими. Правила и порядок осмотра места ДТП, вызова скорой медицинской помощи.

Использование средств из аптечки первой помощи (автомобильной) и подручных средств первой помощи для проведения искусственной вентиляции лёгких способом «рот--устройство-рот» (лицевая маска с клапаном), временной остановки наружного кровотечения (кровоостанавливающий жгут, перевязочные средства стерильные, нестерильные), иммобилизации, индивидуальной защиты рук, согревания пострадавших.

Тема 1.2 Профилактика инфекций, передающихся с кровью

Соблюдение правил личной безопасности при оказании первой помощи.

Простейшие меры профилактики инфекционных заболеваний, передающихся с кровью и биологическими жидкостями человека.

Тема 1.3 Правила и порядок осмотра пострадавшего. Оценка состояния пострадавшего

Правила и порядок осмотра пострадавшего. Основные критерии оценки нарушения сознания, дыхания (частоты), кровообращения. Отработка порядка осмотра: голова, шея и шейный отдел позвоночника, грудь, живот, таз, конечности, грудной и поясничный отделы позвоночника. Отработка приёмов нахождения пульса на лучевой и сонной артериях.

Тема 1.4 Извлечение пострадавших из автомобиля. Основные транспортные положения

Порядок извлечения пострадавшего из автомобиля. Отработка приёма «спасательный захват» для быстрого извлечения пострадавшего из автомобиля.

Понятие о «возвышенном положении», «положении полусидя», «противошоковом положении», «стабильном боковом положении». Отработка приёмов придания пострадавшим транспортных положений при сильном кровотечении, травматическом шоке, при травме головы, груди, живота, таза, позвоночника (в сознании, без сознания). Отработка приёма перевода пострадавшего в «стабильное боковое положение».

Отработка приёмов перекладывания пострадавшего различными способами.

Раздел 2. Оказания базового реанимационного комплекса

Тема 2.1 Сердечно-легочная реанимация

Достоверные признаки клинической смерти. Сердечно-легочная реанимация. Базовый реанимационный комплекс. Критерии эффективности СЛР. Ошибки и осложнения СЛР. Показания к прекращению СЛР.

Отработка приёмов определения сознания, дыхания, кровообращения. Отработка приёмов восстановления проходимости верхних дыхательных путей: запрокидывание головы с выдвижением подбородка, очищение ротовой полости от видимых инородных тел. Отработка приёмов искусственного дыхания «рот ко рту», «рот к носу», с применением устройств для искусственного дыхания. Отработка приёмов непрямого массажа сердца взрослому и ребенку. Отработка техники проведения базового реанимационного комплекса в соотношении 30 толчков: 2 вдоха (30:2). Особенности СЛР у детей. Перевод пострадавшего в «стабильное боковое положение».

Тема 2.2 Первая помощь при нарушении проходимости верхних дыхательных путей

Порядок оказания первой помощи при частичном и полном нарушении проходимости верхних дыхательных путей, вызванном инородным телом у пострадавших в сознании, без сознания. Особенности оказания первой помощи тучному пострадавшему, беременной женщине и ребёнку. Отработка приемов удаления инородного тела из верхних дыхательных путей пострадавшего.

Раздел 3. Алгоритм оказания первой помощи

Тема 3.1 Первая помощь при острой кровопотере и травматическом шоке

Виды кровотечений: наружное, внутреннее, артериальное, венозное, капиллярное, смешанное. Признаки кровопотери. Порядок оказания первой помощи при сильном наружном кровотечении. Понятие о травматическом шоке, причины, признаки, порядок оказания первой помощи. Мероприятия, предупреждающие развитие травматического шока.

Отработка приёмов временной остановки наружного кровотечения: пальцевого прижатия артерий (сонной, подключичной, подмышечной, плечевой, бедренной); максимальное сгибание конечности в суставе; наложение давящей повязки на рану; наложение табельного и импровизированного кровоостанавливающего жгута (жгута-закрутки, ремня), правила наложения. Отработка порядка оказания первой помощи при травматическом шоке: устранение основной причины травматического шока (временная остановка кровотечения, выполнение простейших приёмов обезболивания), восстановление и поддержание проходимости верхних дыхательных путей, придание противошокового положения, согревание пострадавшего. Простейшие приёмы обезболивания: придание физиологически выгодного (удобного) положения, иммобилизация, охлаждение места травмы.

Тема 3.2 Первая помощь при ранениях

Правила и порядок оказания первой помощи при ранениях. Мероприятия первой помощи при ранениях: остановка кровотечения, наложение повязки, обезболивание (простейшие приёмы). Наложение повязок на различные анатомические области тела человека. Правила, особенности, отработка приёмов наложения повязок.

Тема 3.3 Первая помощь при травме опорно-двигательной системы

Основные признаки повреждения опорно-двигательной системы при травме. Достоверные признаки открытых переломов. Принципы и порядок оказания первой помощи.

Отработка приёмов первой помощи при открытых и закрытых переломах. Иммобилизация подручными средствами при скелетной травме верхних и нижних конечностей: ключицы, плечевой кости, костей предплечья, бедренной кости, костей голени. Аутоиммобилизация верхних и нижних конечностей. Наложение шейной шины, изготовленной из подручных материалов. Типичные ошибки иммобилизации.

Основные проявления травмы шейного, грудного, поясничного отделов позвоночника с повреждением спинного мозга, без повреждения спинного мозга. Транспортные положения, особенности перекладывания. Основные проявления травмы таза. Отработка приёма придания транспортного положения пострадавшему с травмой таза, приемы фиксации костей таза.

Тема 3.4 Первая помощь при травме головы

Травма головы, порядок оказания первой помощи. Наложение повязок на раны волосистой части головы, при травмах глаза, уха, носа.

Основные проявления черепно-мозговой травмы. Порядок оказания первой помощи. Отработка приёмов оказания первой помощи пострадавшему с черепно-мозговой травмой. Придание транспортного положения пострадавшему в сознании, без сознания. Наложение повязки при подозрении на открытый перелом костей черепа.

Тема 3.5 Первая помощь при травме груди и живота

Травма груди, основные проявления, понятие об открытом пневмотораксе, острой дыхательной недостаточности. Порядок оказания первой помощи. Отработка приёмов и порядка оказания первой помощи пострадавшему с травмой груди. Наложение повязки при открытой травме груди. Наложение повязки при наличии инородного тела в ране груда. Придание транспортного положения при травме груди.

Травма живота, основные проявления. Порядок оказания первой помощи. Отработка приёмов оказания первой помощи при закрытой и открытой травмах живота, при наличии инородного тела в ране и выпадении в рану органов брюшной полости.

Раздел 4. Порядок оказания первой помощи при термических

воздействиях на организм лиц , пострадавших в

дорожно-транспортных происшествиях

Тема 4.1 Первая помощь при термических, химических ожогах и ожоговом шоке

Ожоговая травма, первая помощь.

Виды ожогов, основные проявления. Понятие о поверхностных и глубоких ожогах. Ожог верхних дыхательных путей, отравление угарным газом и продуктами горения, основные проявления. Отработка приёмов и порядка оказания первой помощи при термических и химических ожогах, ожоге верхних дыхательных путей.

Тема 4.2 Первая помощь при отморожении и переохлаждении

Холодовая травма, первая помощь. Виды холодовой травмы. Основные проявления переохлаждения (гипотермии), порядок оказания первой помощи, способы согревания. Основные проявления отморожения, оказание первой помощи.

Тема 4.3 Первая помощь при политравме

Решение ситуационных задач для повторения и закрепления приемов и порядка оказания первой помощи пострадавшим в ДТП с единичными и множественными повреждениями.

Правила переноски пострадавшего на носилках. Способы переноски пострадавшего на руках. Особенности транспортировки при различных повреждениях. Предотвращение травм при транспортировке.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА

« Теоретические основы и практические навыки безопасного

управления транспортным средством категории «С»

в различных условиях»

Раздел 1 Техника и тактика управления транспортным средством

Тема 1.1 Основы движения транспортного средства категории «С»

Силы, действующие на транспортное средство категории «С» в различных условиях. Устойчивость и управляемость транспортного средства категории «С», коэффициент сцепления и его зависимость от различных условий. Занос, причины и способы его устранения. Остановочный и тормозной путь.

Тема 1.2 Тактика безопасного управления транспортным средством категории «С»

Понятие «закрытый обзор», оперативная и опережающая реакции водителя. Особенности управления транспортным средством категории «С» на повышенных (более 100 км/ч) скоростях движения.

Взаимодействие с другими участниками дорожного движения.

Типичные дорожно-транспортные ситуации (ДТС) и дорожно-транспортные происшествия (ДТП) при движении с включенными специальными световыми и звуковыми сигналами.

Разбор типичных ДТС и ДТП методом ситуационного анализа. Рекомендации водителям.

Раздел 2. Мастерство управления транспортным средством

Тема 2.1 Практическая подготовка

Упражнение 2. Маятник поочередно правой - левой рукой (поворот рулевого колеса на угол 120°) с подниманием и прохождением другой руки над хватом.

Упражнение 3. Маятник поочередно правой - левой рукой (поворот рулевого колеса на угол 120°) с перехватами в скрестный обозначаемый хват.

Упражнение 4. «Двойной маятник» с поворотом рулевого колеса на угол 240° со скрестным перехватом.

Упражнение 5. Круговое руление со скрестным перехватом в верхнем секторе рулевого колеса.

Упражнение 6. Скоростное руление двумя руками со скрестным перехватом на боковом секторе.

Упражнение 7. Перехват через ладонь.

Упражнение 8. Скоростное руление одной рукой с перехватом через ладонь.

Упражнение 9. Скоростное руление двумя руками.

Упражнение 10. Скоростное руление правой рукой.

Упражнение 11. Скоростное руление левой рукой.

Маневрирование

Упражнение 1. «Змейка» двумя руками.

Упражнение 2. «Змейка» правой рукой.

Упражнение 3. «Змейка» левой рукой.

Упражнение 4. «Змейка» скоростная двумя руками.

Упражнение 5. Поворот - выравнивание.

Упражнение 6. Маневрирование задним ходом.

Упражнение 7. «Змейка» с изменяющимся шагом.

Упражнение 8. «Змейка» стандартная, руление двумя руками.

Упражнение 9. Разворот восьмерка.

Торможение

Упражнение 1. Торможение плавное.

Упражнение 2. Торможение прерывистое.

Упражнение 3. Торможение ступенчатое.

Упражнение 4. Торможение комбинированное.

Упражнение 5. Торможение в повороте.

Упражнение 6. Экстренный разгон - экстренное торможение.

Габаритная подготовка

Упражнение 2. Торможение у препятствия.

Упражнение 3. Габаритные коридоры.

Упражнение 4. Туннельные ворота задним ходом.

Упражнение 5. Габаритные ворота.

Тема 2.2 Контраварийная подготовка

Упражнение 1. Торможение - занос - выравнивание.

Упражнение 2. Стабилизация автомобиля при заносе задней оси.

Упражнение 3. Стабилизация автомобиля при сносе передней оси.

Упражнение 4. Стабилизация автомобиля при ритмичном заносе.

Тема 2.3 Оценка профессионального мастерства управления транспортным средством категории «С»

Система современных подходов к объективности оценки профессионального мастерства водителей. Критерии оценок упражнений. Методы оценки профессионального мастерства водителей. Индивидуальное тестирование. Контрольный и соревновательный методы.

Примечание: Кроме приведенных в программе упражнений могут применяться и другие упражнения, согласно образовательной программе, утвержденной организацией, осуществляющей подготовку водителей транспортных средств.

Приложение

к образовательной программе подготовки

водителей транспортных средств

устройствами для подачи

специальных световых и звуковых сигналов

ПЕРЕЧЕНЬ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ

К УПРАВЛЕНИЮ ТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ КАТЕГОРИИ «С»,

ОБОРУДОВАННЫМИ УСТРОЙСТВАМИ ДЛЯ ПОДАЧИ СПЕЦИАЛЬНЫХ

СВЕТОВЫХ И ЗВУКОВЫХ СИГНАЛОВ

N
п/п

Наименование учебно-методических материалов

Единица
измерения

Количество,
не менее

1

2

3

4

Учебно-программная и методическая документация

Примерная программа, утвержденная в
установленном порядке

Образовательная программа подготовки водителей
транспортных средств категории "С",
утвержденная руководителем образовательного
учреждения

Комплект

Материалы для проведения промежуточной и
итоговой аттестации обучающихся, утвержденные
руководителем образовательного учреждения

Комплект

Учебно-наглядные пособия

Правила дорожного движения Российской
Федерации

Дорожно-транспортные ситуации, возникающие при
движении транспортного средства категории "С"
с включенными специальными световыми и
звуковыми сигналами

Комплект

Системы активной безопасности транспортного
средства категории "С"

Комплект

Перечень учебной литературы определяется образовательным учреждением
или организацией, осуществляющей подготовку

Примечание . Учебно-наглядное пособие может быть представлено в виде плаката, стенда, макета, планшета, модели, схемы, электронного учебного издания, кинофильма, видеофильма, диафильма и так далее.

Литература

1. Указ Президента РФ от 22 сентября 2006 г. № 1042 «О первоочередных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения».

2. Указ Президента РФ от 7 августа 2004 г. № 1013 «Вопросы Федеральной службы охраны Российской Федерации» (с изменениями от 28 декабря 2004 г., 22 марта, 1, 6 октября 2005 г., 5 апреля 2006 г., 6 марта, 21 мая, 8, 27 сентября, 23 октября, 17 ноября, 23 декабря 2008 г., 30 января, 5 марта, 14 мая 2010 г.)

3. Указ Президента РФ от 15 июня 1998 г. № 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» (с изменениями от 2 июля 2002 г., 3 мая 2005 г., 23 апреля 2007 г., 3 июля 2008 г.)

  1. Федеральный Закон от 10 декабря 1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» // Ведомости Федерального Собрания Российской Федерации,1995, № 36, ст.1745
  2. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (с изменениями от 27 мая, 25 июня 1998 г., 9 февраля, 15, 18 марта, 9 июля 1999 г., 9, 20 марта, 19 июня, 7 августа, 17 ноября, 29 декабря 2001 г., 4, 14 марта, 7 мая, 25 июня, 24, 25 июля, 31 октября 2002 г., 11 марта, 8 апреля, 4, 7 июля, 8 декабря 2003 г., 21, 26 июля, 28 декабря 2004 г., 21 июля, 19 декабря 2005 г., 5 января, 27 июля, 4, 30 декабря 2006 г., 9 апреля, 10 мая, 24 июля, 4 ноября, 1, 6 декабря 2007 г., 14 февраля, 8 апреля, 13 мая, 22 июля, 25 ноября, 22, 25, 30 декабря 2008 г., 13 февраля, 28 апреля, 3, 29 июня, 24, 27, 29 июля, 30 октября, 3, 9 ноября, 17, 27, 29 декабря 2009 г., 21 февраля, 29 марта, 5, 7 апреля, 6, 19 мая, 17 июня, 1, 22, 27 июля 2010 г.)
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ, часть третья от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ и часть четвертая от 18 декабря 2006 г.№ 230-ФЗ (с изменениями от 26 января, 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая, 26 ноября 2001 г., 21 марта, 14, 26 ноября 2002 г., 10 января, 26 марта, 11 ноября, 23 декабря 2003 г., 29 июня, 29 июля, 2, 29, 30 декабря 2004 г., 21 марта, 9 мая, 2, 18, 21 июля 2005 г., 3, 10 января, 2 февраля, 3, 30 июня, 27 июля, 3 ноября, 4, 18, 29, 30 декабря 2006 г., 26 января, 5 февраля, 20 апреля, 26 июня, 19, 24 июля, 2, 25 октября, 4, 29 ноября, 1, 6 декабря 2007 г., 24, 29 апреля, 13 мая, 30 июня, 14, 22, 23 июля, 8 ноября, 25, 30 декабря 2008 г., 9 февраля, 9 апреля, 29 июня, 17 июля, 27 декабря 2009 г., 21, 24 февраля, 8 мая, 27 июля 2010 г.)
  4. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ (с изменениями от 30 июня 2003 г., 7 июня, 28 июля, 2 ноября, 29 декабря 2004 г., 21 июля, 27 декабря 2005 г., 5 декабря 2006 г., 24 июля, 2, 18 октября, 4 декабря 2007 г., 11 июня, 14, 22 июля, 25 ноября 2008 г., 9 февраля, 5 апреля, 28 июня, 9 ноября 2009 г., 11 февраля, 9 марта, 30 апреля, 23, 27 июля 2010 г.)
  5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (с изменениями от 25 апреля, 25 июля, 30, 31 октября, 31 декабря 2002 г., 30 июня, 4 июля, 11 ноября, 8, 23 декабря 2003 г., 9 мая, 26, 28 июля, 20 августа, 25 октября, 28, 30 декабря 2004 г., 7, 21 марта, 22 апреля, 9 мая, 18 июня, 2, 21, 22 июля, 27 сентября, 5, 19, 26, 27, 31 декабря 2005 г., 5 января, 2 февраля, 3, 16 марта, 15, 29 апреля, 8 мая, 3 июня, 3, 18, 26, 27 июля, 16 октября, 3, 5 ноября, 4, 18, 29, 30 декабря 2006 г., 9 февраля, 29 марта, 9, 20 апреля, 7, 10 мая, 22 июня, 19, 24 июля, 2, 18 октября, 8, 27 ноября, 1, 6 декабря 2007 г., 3 марта, 29 апреля, 13, 16 мая, 14, 22 июля, 8 ноября, 3, 22, 25, 26, 30 декабря 2008 г., 9 февраля, 7 мая, 3, 28, 29 июня, 17, 19, 24 июля, 9, 23, 25, 28 ноября, 21, 27, 28 декабря 2009 г., 9 марта, 5, 30 апреля, 8, 19, 31 мая, 17 июня, 1, 5, 23, 26, 27, 30 июля 2010 г.)
  6. Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 «О правилах дорожного движения» (с изменениями от 8 января 1996 г., 31 октября 1998 г., 21 апреля 2000 г., 24 января 2001 г., 21 февраля, 28 июня 2002 г., 7 мая, 25 сентября 2003 г., 14 декабря 2005 г., 28 февраля 2006 г., 16 февраля, 19 апреля, 30 сентября, 29 декабря 2008 г., 27 января 2009 г., 24 февраля, 10 мая 2010 г.)
  7. Постановление Правительства РФ от 15 декабря 2007 г. № 876 «О подготовке и допуске водителей к управлению транспортными средствами, оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов» (с изменениями от 14 февраля 2009 г.)
  8. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 января 1993 г. № 30 «Об упорядочении использования радиоэлектронных средств (высокочастотных устройств) на территории Российской Федерации» Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, № 3, ст. 179; Собрание законодательства Российской Федерации, (с изменениями и дополнениями 1998, № 32, ст. 3912.).
  9. Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2008 г. № 1041 «Об утверждении требований к транспортным средствам органов федеральной службы безопасности, используемым для проведения неотложных действий по разминированию, пресечению террористических актов и нарушений режима государственной границы Российской Федерации, и внесении изменения в Правила дорожного движения Российской Федерации»
  10. Постановление Правительства РФ от 30 августа 2007 г. № 548 «Об утверждении требований к транспортным средствам оперативных служб, используемым для осуществления неотложных действий по защите жизни и здоровья граждан»
  11. Постановление Правительства РФ от 17 января 2007 г. № 20 «Об утверждении Положения о сопровождении транспортных средств автомобилями Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации и военной автомобильной инспекции» (с изменениями от 14 февраля 2009 г.)
  12. Постановление Правительства РФ от 2 марта 2005 г. № 110 «Об утверждении Порядка осуществления государственного надзора за деятельностью в области связи» (с изменениями от 23 апреля, 13 октября 2008 г.)
  13. Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. № 106 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения»
  14. Постановление Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. № 157 «О внесении изменений и дополнений в особые условия приобретения радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств»
  15. ГОСТ Р 50574 - 2002. Автомобили, автобусы и мотоциклы специальных и оперативных служб. Цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи, специальные звуковые и световые сигналы. Общие требования. (с изменениями и дополнениями 2003 г.)
  16. ГОСТ Р 51709 - 2001. Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянии и методы проверки.
  17. Приказ МВД РФ от 19 февраля 2007 г. № 167 «О выдаче разрешений на установку на транспортных средствах опознавательных знаков, устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналов» (с изменениями от 25 июля 2008 г., 19 апреля 2010 г.)
  18. Приказ МВД РФ от 29 ноября 2007 г. № 1130 «Об утверждении Порядка осуществления сопровождения транспортных средств с применением автомобилей военной автомобильной инспекции внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации»
  19. Приказ МВД РФ от 2 марта 2009 г. № 185 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения» (с изменениями от 31 декабря 2009 г.)
  20. Приказ МВД РФ от 24 ноября 2008 г. № 1001 «О порядке регистрации транспортных средств» (с изменениями от 27 августа 2010 г.)
  21. Приказ МВД РФ от 31 августа 2007 г. № 767 «Вопросы организации сопровождения транспортных средств патрульными автомобилями Госавтоинспекции»
  22. Приказ МВД РФ от 6 июля 1995 г. № 260 «О мерах по обеспечению безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения» (с изменениями от 24 декабря 1996 г., 10 октября 1997 г., 28 ноября 2002 г., 14 июля 2003 г., 14 января 2005 г., 31 августа 2007 г.)
  23. Приказ МВД РФ от 23 марта 1999 г. № 210 «Об утверждении Инструкции о порядке применения специальных световых и звуковых сигналов, установленных на транспортных средствах органов внутренних дел и внутренних войск МВД России»
  24. Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 8 августа 1995 г. № 73 «Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом» / Российские вести, 1996, № 15; № 20.
  25. Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 27 мая 1996 г. «Инструкция по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации» Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 1996, № 6
  26. Руководства по эксплуатации радиостанций и устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналов.
  27. Алексеев А.В. Мотоцикл. Учебное пособие. Издательство: ООО «Хистори оф Пипл», г. Ярославль, 2008.

Особенности управления автомобилем в экстремальных условиях

Ежегодно в нашем государстве происходит множество ДТП и аварий, в том числе и со смертельным исходом. В авариях разбиваются фары, приходят в негодность автомобили, погибнут люди. В подобных условиях, во многих городах России открыты курсы экстремального вождения.

Следует отметить, что под «экстремальным» вождением подразумевается обучение безаварийному вождению в разное время года и на различных дорогах России.

Основные правила безопасного вождения автомобилиста в экстремальных условиях:

- объезжать неожиданно возникшие препятствия;

Тормозить и разворачиваться на покрытой льдом трассе;

Уходить от столкновений;

Погашать заносы и т.д.

Безопасная посадка

Основой системы безаварийного и безопасного вождения является правильная и точная посадка водителя. Следует отметить, что из-за неправильного положения тела водителя теряется время, когда еще можно избежать аварийной ситуации.

Управляя автомобилем необходимо руки держать в верхней части рулевого колеса, сидеть, спиной прижимаясь к автомобильному креслу. Оптимальная посадка позволяет водителю слиться с автомобилем в единое целое и получить оптимальную информацию от дороги благодаря авто «мышечному чувству». Эти технические моменты важны для преодоления опасных ситуаций на дороге в момент опрокидывании, излишнего вращения автомобиля, пробуксовки, заноса.

Водители-профессионалы, обладающие «мышечным чувством», подсознательно знают, что нужно сделать, чтобы стабилизировать автомобиль и .

Управление автомобилем левой рукой

Технически грамотный и хорошо подготовленный водитель должен уметь вращать руль левой рукой, правой он может переключать передачи, включать на некоторое время стояночный тормоз, чтобы заблокировать задние колеса и т.д.

Подобный вид управления автомобилем обеспечивает повышенную безопасность во время езды задним ходом и на высоких скоростях. Управляясь автомобилем одной левой рукой, можно повернуться вправо на 90 градусов, расширив радиус заднего обзора.

Для выполнения кругового руления левой рукой нужно взять ею руль на цифре 12 – по аналогии с часами. Повернув рулевое колесо до цифры 4 или 8, перехватывая его в нижней части, выполнив перекат тыльной стороной кисти, не теряя контакта с баранкой, следует отметить, что перекат – не лучший способ контролировать руль, рука в таком положении может проскальзывать, но даже это лучше, чем совсем потерять управление.

Быстрое руление обеими руками

При потере управляемости и устойчивости автомобиля избежать аварийной ситуации помогает скоростное руление. Водитель, не имеющий опыта и достаточной квалификации, обязан обладать быстрой реакцией, чтобы вовремя исправить допущенную ошибку.

Для смены рук используется метод перекрестного захвата. Высокая скорость поворота руля обеспечивается благодаря непрерывным приложениям усилий и рывкам. Опытные водители могут таким образом вращать руль со скоростью 270 оборотов в минуту.

Выполняя скоростное управление, на боковом секторе руля обеими руками поочередно, мы выполняем движение похожее на передвижение по канату.

Старт на скользкой дороге

В правильном и безаварийном процессе управления автомобилем важна посадка и искусство руления, водителю важно знать, как правильно трогаться на скользкой дороге (). Движение в гололед даже у опытных водителей вызывает неоднозначное отношение. В зимний период водители, трогаясь с места и совершив пробуксовку, продолжают давить на педаль газа, но ничего не происходит. Когда автомобиль начинает буксовать, колеса разогревают лед или снег. Он тает, образуя водяную прослойку, мешающую сцеплению шин с дорогой, чтобы без проблем стартовать с места, нужно сначала выровнять колеса машины. Если колеса окажутся хоть чуть - чуть повернутые в сторону, это осложнит движение. Трогаться нужно мягко, с минимальной пробуксовкой или вообще без нее. Если автомобиль забуксовал, решить эту проблему можно выключением и повторным включением сцепления. На автомобиле с нужен двойной выжим сцепления.

Преодолеваем вязкий грунт

Чтобы не буксовать в грязи и песке, при старте автомобиля нужно сохранить максимальный крутящий момент двигателя. Стартовать следует на высоких оборотах с большой пробуксовкой сцепления. После начала движения благодаря пробуксовке колес сохранится высокая тяга двигателя и крутящий момент. Так протектор шин очистится от грязи. Чтобы прекратить излишнюю буксовку, достаточно, тронувшись с места, быстро выключить повышающую передачу.

Опережающее дросселирование

Для повышения уровня безопасности во время движения опытные водители водители совершают опережающие действие по управлению автомобилем. В этом автовладельцам помогает опыт, когда водители прогнозируют поведение машины и возможную ситуацию на дороге.

Двигаясь по дороге и реагируя на ситуацию путем торможения и разгона, нужно помнить, что у автомобиля тормозная динамика выше разгонной. Если замедлить движение можно сразу же после нажатия педали тормоза, то повысить частоту вращения коленвала двигателя непросто – на это нужно время.

Чтобы избежать проблем движения, следует начинать дросселирование до момента, когда движок потеряет мощность. Так можно преодолеть крутые подъемы, сохранить устойчивость машины на неровной дороге, избежать лишнее переключение передач при езде по снегу, песку и грязи, ускорить выполнение обгона,быстрее выполнять различные экстренные маневры.

Для управления автомобилем в экстремальных условиях, нужен опыт. Практикуясь, водитель его приобретет, научится чувствовать автомобиль и в сложных ситуациях быстро примет правильные решения.

Неопытному водителю, особенно новичку, важно сконцентрироваться на дороге.

Курелов А.С.

мастер производственного

Понравилось? Лайкни нас на Facebook