Нагрузка на ось. Торопиться ли платить ли штраф за перегруз? Как считается нагрузка на ось грузового автомобиля и какие штрафы предусмотрены за перегруз

Проблема весового контроля отнюдь не свалилась внезапно на головы грузоперевозчиков. Все давно знали про автомобильные весы, что, как и когда. Штраф за перегруз до 400 тысяч рублей, наложенный на основании акта измерения системы автоматизированного весогабаритного контроля, для владельцев фур – сумма немалая. Это прямой путь к банкротству не только небольших предприятий.

Внедрение системы автоматизированного весогабаритного контроля, например, в Нижегородской области привело к тому, что владельцы фур, получившие большие штрафы за превышение допустимой нагрузки на ось, говорят, что система работает некорректно, и требуют ее модернизировать. Общая сумма начисленных штрафов составила около 1 миллиарда рублей. Грузоперевозчики, в частности, пожаловались губернатору Нижегородской области на автомобильные весы – на некорректную работу системы автоматизированного весогабаритного контроля, которую по концессионному соглашению установил «Ростелеком». По жалобам перевозчиков свою проверку провела Торгово-промышленная палата Нижегородской области. Выяснилось, что система работает исправно, а проблема возникает из-за того, что дальнобойщики притормаживают при переезде пунктов весового контроля.

Как отстаивать свои права и в чем тут нюансы?

Суды, что естественно, веря т данным системы автоматизированного весового контроля, Минтрас молчит, а измерители прекрасно знают, что такое динамическая нагрузка и как ее можно создать, хотя измерять на автомобильных весах, вроде как, должны только статическую нагрузку. Точность бортовых самописцев ГЛОНАСС не та, чтобы можно было доказать факт торможения или притормаживания фуры в течение 1-2 секунд, результаты калькуляторов нагрузки на ось, имеющихся в сети, не документ, да и считают они статическую нагрузку при определенных условиях загрузки.

И что же делать грузоперевозчикам? Обращаться к специалистам.

Но решит ли простой расчет статической нагрузки на ось проблему в суде или в ГИБДД? Опыт показал, что решит, если исследовать весь технически возможный диапазон значений статических нагрузок на оси . За его пределами может быть только динамика, но она – вне закона. Система автоматизированного весогабаритного контроля должна измерять только статику.

В деле, по которому обратилась компания «Транстерминал» из Уфы, зафиксированная автоматизированной системой нагрузка на переднюю ось тягача VOLVO FH-TRUCK 4X2 составила 11.43 т при предельно допустимой 9 т. Было решено провести исследование возможной нагрузки на оси тягача по следующему алгоритму:

  • установить расположение центра тяжести пустого полуприцепа;
  • установить нагрузки на оси полуприцепа и сцепное устройство равномерно загруженного полуприцепа;
  • установить фактическое смещение центра тяжести груза , полагая, что автоматизированная система правильно измерила нагрузки на оси полуприцепа;
  • установить нагрузки на оси полуприцепа и на сцепное устройство при фактическом смещении центра тяжести груза.

Что это дает юристу, оспаривающему протокол? На взгляд специалиста, многое. Это отсекает возможные возражения о том, что вы распределили груз равномерно «на глаз», или о том, что в пути груз мог сместиться. То есть итогом расчета по приведенному выше алгоритму является фактическая нагрузка на седло тягача в момент измерения и на основании акта измерения . Конечно же, возражения против этого уже неуместны, хотя в нашем суде всё бывает, могут, и успешно, даже Ньютону возражать.

Теперь настает очередь тягача. На сайте изготовителя имеются данные об отношении нагрузки на заднюю ось к массе тягача, которое назовем коэффициентом нагрузки. Для модельного ряда седельных тягачей VOLVO FH-TRUCK 4X2 этот коэффициент составляет около k =0.27 ( для Volvo FH 2013 года – 0.287). Отсюда, с учетом фактической нагрузки на седло, из расчета следует, что статическая нагрузка на переднюю ось была 7.7 т, на заднюю – 9.6 т.

Технически возможное перераспределение веса тягача между его передней и задней осями при той же нагрузке на седло может быть установлено варьированием значением коэффициента нагрузки на оси в пределах от k =0, что соответствует полному распределению собственной массы тягача на свою переднюю ось и собственной нулевой нагрузке на заднюю ось (центр тяжести тягача находится на передней оси), до k =0.5, когда собственная масса тягача поровну распределяется между его осями (центр тяжести тягача находится посередине между осями). Оба случая являются крайними, первый из них возникает перед опрокидыванием тягача вперед, а второй технически недостижим из-за локализации более тяжелых двигателя и кабины у передней оси.

Повторяем расчеты нагрузок на оси тягача для значений коэффициента нагрузки от 0 до 0.5 с интервалом 0.05 (для солидности, хотя достаточно определить каждый график в 2-х точках). Результат расчетов показан на графике, где ось Х – это коэффициент k , а ось Y – нагрузка в тоннах. Красным цветом показана нагрузка на переднюю ось тягача, синим – на заднюю ось тягача.

Итог – нагрузка на переднюю ось тягача не может превышать 9.9 т, даже если вся собственная масса тягача распределяется на его переднюю ось. При этом нагрузка на заднюю ось тягача составляет не менее 7 т.

Что это дает юристу, оспаривающему протокол? А то, что сразу отсекает возможные возражения о том, что какие-либо ремонтные воздействия на тягач, или его заправка, или что-то ещё могли изменить распределение массы тягача на оси, или о том, что данные с сайта изготовителя могут отличаться от фактического распределения массы. Что бы ни придумали возражающие, исследован полный технически возможный диапазон нагрузки на оси тягача с учетом фактической нагрузки на седло тягача в момент измерения .

А вот теперь переходим в наступление. Согласно акту измерения нагрузка на переднюю ось составляла 11.43 т (или на 1.53 т больше технически возможной наибольшей нагрузки 9.9 т), на заднюю ось – 6.61 т (или на 0.39 т меньше технически возможной наименьшей нагрузки). Вот это и есть влияние неких факторов по неизвестной специалисту причине.

Это могло произойти при условиях неисправности весового оборудования, либо по причинам, вызывающим дополнительную динамическую нагрузку на оси транспортного средства (нарушение геометрии дороги в виде наличия недопустимых продольного или поперечного уклона, наличие неровностей поверхности дороги или ее повреждений, технологических швов и т.п., недостаточная жесткость покрытия при высокой температуре и пр., или организация дорожного движения, вынуждающая водителей тормозить перед въездом на весовой комплекс).

Намерили бы 9.9 т на переднюю ось, возражать было бы труднее, но можно, так как разрешенные 9 т (см. график) соответствуют значению k =0.12, или нагрузке на переднюю ось пустого тягача 88% его массы. А это легко проверить взвешиванием этого самого тягача.

Юридический результат такого заключения – отмена протокола самим МВД, в чем, конечно, и немалая заслуга юриста компании-грузоперевозчика.

Грузовой автотранспорт ежедневно перевозит огромные тяжести по всей России и за её пределами. Но вес этот имеет и ограничения. Для тех, кто не соблюдает Закон, предусмотрен штраф за перегруз грузового автомобиля.

В чем заключается опасность перегруза?

Статистика утверждает: 20% грузовиков на наших дорогах ездят с перегрузом. Это наносит вред дорожному полотну, а государству не компенсируется причиненный ущерб. При этом большинство водителей может даже не догадываться о перегрузе своего автомобиля, ведь грузоотправители «любят» указывать в накладных искаженные сведения о товаре.

Опасность перегруза грузового автомобиля заключается и в следующем:

  1. Из-за удлинения тормозного пути грузовика повышается вероятность аварийных ситуаций и заноса автомобиля, особенно в гололед и дождь.
  2. При незакрепленном грузе есть вероятность опрокидывания, что создает опасность для других участников дорожного движения.
  3. Повышенный расход топлива и масла, сильный износ деталей и узлов автомобиля.

Допустимые нагрузки на оси автомобиля

Необходимо понимать, что нагрузка на ось транспорта определяется его производителем, а вот ограничения накладываются нормативно-правовыми документами, то есть законодательно. Сумма нагрузок на оси составляет допустимую нагрузку на транспорт.

Грузовые автомобили по классификации бывают двух видов:

  • Группы «А». Используются только на трассах 1, 2 и 3 категории. Допустимая нагрузка на ось – от 6 до 10 тонн (зависит от расстояния между осями).
  • Группы «В». Используются на дорогах любых категорий. Нагрузка на ось – от 4,5 до 6 тонн.

Согласно ГОСТ Р 52051-2003 «Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения» в Российской Федерации транспорт, предназначенный для перевозки грузов, бывает следующих видов:

  • N1 – малотоннажные (до 3,5 тонн);
  • N2 – среднетоннажные (от 3,5 до 12 тонн);
  • N3 – большегрузные (свыше 12 тонн).

Для одиночных автомобилей при расстоянии между осями от 2,5 метров нагрузка на ось не должна превышать:

  • 6 тонн – для дорог, рассчитанных на осевую нагрузку 6 тонн/ось;
  • 10 тонн – для дорог, рассчитанных на 10 тонн/ось.

Здесь же отметим, что максимальная длина автопоезда, согласно Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 года № 272, составляет 20 метров.

Важно: на транспортных коридорах в странах ЕС разрешены более высокие нагрузки (например, вес до 40 тонн в Германии и Польше, до 44 тонн – в Словакии).

Штраф за перегруз

Чтобы лучше понять, каким может быть штраф за перегруз, обратимся к статье 12.21.1 КоАП РФ. В ней несколько частей, каждая из которых устанавливает ответственность за конкретные превышения нормы провоза груза.

Перегруз по осям

Административная ответственность за перегруз по осям может быть следующей:

  1. Перегруз транспортного средства или превышение допустимой нагрузки на ось ТС более 2% (но менее 10%) при отсутствии специального разрешения или нарушение требований, указанных в специальном разрешении, на величину более 2% (но менее 10%) влекут штраф:
    • от 1000 до 1500 рублей – для водителя ТС;
    • от 10000 до 15000 рублей – для должностных лиц, ответственных за перевозку;
    • от 100000 до 150000 рублей – для юридических лиц;
    • от 150000 рублей при автоматической фиксации правонарушения средствами записи – для собственника (владельца) ТС.
  2. Превышение допустимой массы ТС или допустимой нагрузки на ось ТС более 10% (но менее 20%) без специального разрешения влечет наложение штрафа:
    • от 3000 до 4000 рублей – на водителя ТС;
    • от 25000 до 30000 рублей – на должностных лиц, ответственных за перевозку;
    • от 250000 до 300000 рублей – на юридических лиц;
    • от 300000 рублей при автоматической фиксации правонарушения средствами записи – на собственника (владельца) ТС.
  3. Перегруз транспортного средства или превышение допустимой нагрузки на ось ТС более 20% (но менее 50%) при отсутствии специального разрешения влечет штраф:
    • от 4000 до 5000 рублей – для водителя ТС или лишение его права управления ТС на срок от 2 до 4 месяцев;
    • от 30000 до 40000 рублей – для должностных лиц, ответственных за перевозку;
    • от 300000 до 400000 рублей – для юридических лиц;
    • 400000 рублей при автоматической фиксации правонарушения средствами записи – для собственника (владельца) ТС.
  4. Движение тяжеловесного или крупногабаритного ТС с превышением массы ТС на величину более 50% без разрешения или с превышением массы ТС или нагрузки на ось ТС, указанной в разрешении, более чем 50% влечет наложение административного штрафа:
    • от 7000 до 10000 рублей – для водителя ТС или лишение его права управления ТС на срок от 4 до 6 месяцев;
    • от 45000 до 50000 рублей – для должностных лиц, ответственных за перевозку;
    • от 400000 до 500000 рублей – для юридических лиц;
    • от 500000 рублей при автоматической фиксации правонарушения средствами записи – для собственника (владельца) ТС.

Важно: наложение административного штрафа по ст. 12.21.1 КоАП РФ более двух раз может привести к лишению судом водителя права управления ТС на срок от 6 месяцев. Дополнительные ограничения по перегрузу действуют на дорогах отдельных регионов РФ в летний период, учитывайте и это.

Искажение сведений о массе груза

За искажение сведений о массе груза тоже предусмотрена административная ответственность. Такими нарушениями являются:

  • недостоверные сведения о массе груза в документах;
  • неуказание в накладной информации о сроке, дате действия или номере специального разрешения;
  • отсутствие в транспортной накладной информации о маршруте перевозки, если это повлекло нарушения, предусмотренные ч. 1, 2, 4 ст. 21.1 КоАП РФ.

Вышеперечисленное влечет наложение административного штрафа:

  • от 1500 до 2000 рублей - на физических лиц;
  • от 15000 до 20000 рублей – на должностных лиц;
  • от 200000 до 300000 рублей – на юридических лиц.

Действия, повлекшие нарушения, предусмотренные ч. 3, 5, 6 ст. 12.21.1 КоАП РФ, влекут административный штраф:

  • 5000 рублей – для физических лиц;
  • 25000-35000 рублей – для должностных лиц;
  • 350000-400000 рублей – для юридических лиц.

Несоблюдение требований знаков

Штраф за несоблюдение требований знаков – это санкции, предусмотренные ч. 11 ст. 12.21.1 КоАП РФ. Нарушение требований дорожных знаков, запрещающих движение ТС, общая масса или нагрузка на ось которых превышает указанные на знаке цифры, при отсутствии специального разрешения наказывается штрафом в размере 5000 рублей.

Часто задаваемые вопросы

Вопросы о перегрузе часто волнуют и водителей легковушек. Поговорим об этом далее.

Есть ли штрафы за перегруз легкового автомобиля?

Ответственность за перегруз ТС по осям, согласно КоАП РФ, предусмотрена только для грузовиков. Но не стоит думать, что легковой автомобиль можно заполнить «под завязку» людьми или грузом. Перегруз легковушки плохо влияет и на ее техническое состояние. В первую очередь сокращается срок службы рам, амортизаторов и лонжеронов.

Максимально нагрузив свой легковой автомобиль, владельцы руководствуются только личными интересами, забывая об окружающих и неудобствах, которые они доставляют. Ведь переполненная легковушка – это настоящая угроза для всех. Усадить и перевезти в своём легковом автомобиле лишних пассажиров – еще один соблазн для водителей.

Важно: информация о максимальном количестве людей, перевозить которых разрешено в конкретном транспортном средстве, указана в документах на автомобиль.

Безопасность в движении – вот чем продиктовано предельное количество пассажиров в салоне ТС. Лишние пассажиры, кроме перегруза, могут создавать помехи для водителя, что не позволяет нормально управлять автомобилем. Согласно правилам каждый человек в салоне должен фиксироваться ремнем безопасности. Если его кому-то не хватило – это нарушение, за что существует административная ответственность.

Стоит обратить внимание и на перевозку в легковом автомобиле детей. Мнение о том, что 4 пассажирских места в легковушке предназначены для взрослых, а ребенка можно перевезти «на руках» – ошибочно.

Важно: дети – это такие же пассажиры, как и взрослые. Не стоит пренебрегать их правами! Располагайте ребенка на отдельном сидении, пристегивайте его ремнем безопасности. Для тех, кому не исполнилось 12 лет, предусмотрены специальные автокресла разных категорий, используйте их.

Наличие в легковом автомобиле лишнего груза можно установить визуально по следующим признакам:

  1. Обзор водителя закрыт грузом.
  2. ТС «проседает».
  3. Автомобиль при движении задевает бампером дорогу.
  4. Части груза выступают за пределы ТС, что создает помехи для других.

В такой ситуации инспектор ДПС имеет право осуществить остановку транспортного средства и выписать штраф водителю. Административное наказание за перегруз легкового автомобиля накладывается согласно КоАП РФ. Передвижение автомобиля с грузом, превышающим допустимую нагрузку для категории ТС, или если это мешает водителю нормально управлять, наказывается штрафом в 500 рублей.

За лишнего пассажира предусмотрены другие нормы:

  1. штраф 500 рублей – для пассажира;
  2. штраф 1000 рублей – для водителя ТС.

Важно: общий штраф в размере 1500 рублей за перегруз автомобиля людьми накладывается на лицо, управляющее ТС. Количество «лишних» людей в салоне на это не влияет, поскольку имеет место факт нарушения правил перевозки пассажиров. За перевозку ребенка ненадлежащим образом, например, «на коленках», назначается штраф в размере 3000 рублей.

Как рассчитать нагрузку на ось грузового автомобиля?

Самый простой способ узнать общий вес и определить, как происходит распределение нагрузки по осям грузового автомобиля, – это взвешивание. Используются 2 способа:

  1. Статический – автомобиль заезжает и останавливается на специальной платформе весов, оборудованной тензометрическими датчиками (датчиками усилия). Метод дает точные данные, погрешность – 0,01%.
  2. Динамический – грузовик проезжает по поосным весам со скоростью не более 5 км/ч. Фиксируется вес каждой оси и самого автомобиля. Способ простой, но его погрешность - от 0,5% до 3%, что в некоторых случаях бывает критично, ведь граница превышения максимальной нагрузки на ТС составляет 2%.

Удобный, но дорогостоящий вариант, позволяющий всегда знать о степени загруженности автомобиля, – приобретение тягача с системой мониторинга.

Сам термин «нагрузка на ось» - это давление массы автомобиля на дорожную поверхность колесами одной оси. Чтобы рассчитать нагрузку на ось, необходимо понимать, что масса автомобиля равна сумме нагрузок на переднюю и заднюю оси (для двухосного ТС). Но нагрузка на заднюю ось грузового автомобиля будет всегда больше, чем на переднюю. Передняя ось нагружается весом кабины и силовым агрегатом, задняя – весом перевозимого груза.

Важно: термин «максимальная осевая нагрузка» означает нагрузку от полной массы автомобиля, оказываемую на самую нагруженную ось. Этот параметр мы видим на дорожных знаках 3.12 «Ограничение массы, приходящейся на ось транспортного средства».

Перегруженные транспортные средства – это угроза не только для водителя, пешеходов и других участников дорожного движения. В первую очередь от этого страдает дорожное полотно. Каждый автомобилист должен правильно рассчитывать массу допустимого груза и понимать, что он несет ответственность за соблюдение правил дорожного движения.

С помощью штрафов за перегруз государство пытается бороться с нарушителями закона, в котором четко определена максимальная масса автомобиля на дорогах общего использования. Стоит отметить, что подобная практика оплаты штрафов демонстрирует эффективность и действительно усиливает дисциплину владельцев грузовых автомобилей. Однако далеко не все участники рынка грузоперевозок соблюдают установленные в ПДД нормативы, и перегруз грузовых автомобилей на дорогах России - это явление достаточно распространенное.

Зачем вообще вводить штраф за перегруз грузового автомобиля?

Требования законодательства - это не просто каприз правительства, а действительно важное условие, которое позволяет содержать региональные и федеральные автотрассы в хорошем состоянии. Благодаря ему, количество чрезмерно нагруженных фур на дорогах уменьшается, что в свою очередь приводит к сохранению покрытия трассы. Кроме того, это ведет к уменьшению количества ДТП, которые часто возникают с участием перегруженных грузовых автомобилей.

Стоит отметить, что в 2017 году были введены новые размеры штрафов за перегруз автомобиля.

Пара слов о системе "Платон"

В самом начале мы оговорим одну важную деталь. В течение последних месяцев водители грузового транспорта взволнованы введением новой система "Платон", в соответствии с которой с водителя взимается покилометровая оплата за проезд на автомобиле с массой более 12 тонн. При этом многие из них придумали для себя оправдание, мол, если они уже платят по системе "Платон", то могут при этом не оплачивать штрафы за перегруз.

Но на самом деле система "Платон" вообще никак не связана с перегрузом. То есть оплата за "Платон" не связана с нарушением ПДД, и поэтому ответственность за превышение разрешенной массы транспортного средства никуда не девается. А значит, штраф за перегруз автомобиля нужно будет платить в любом случае.

Критерии

Каждый водитель оценивает возможности своего транспортного средства по-разному. Один нагружает автомобиль до предела, не нарушая при этом нормы ПДД. Другой же водитель превышает ее более чем в 2 раза. Для того чтобы понять, имеет ли место перегруз, была разработана специальная система критериев. Проведя их анализ, можно точно установить факт перегруза.

Для автотранспортных средств действуют следующие допустимые массы (в соответствии с постановлением №272 от 15.04.11):

  • 2-осные - 18 тонн;
  • 3-осные - 25 тонн;
  • 4-осные - 32 тонны;
  • 5-осные - 35 тонн.

Что касается прицепных или седельных автопоездов, то для них предусмотрены другие нормативы:

  • 3-осные - 28 тонн;
  • 4-осные - 36 тонн;
  • 5-осные - 40 тонн;
  • 6-осные - 44 тонны.

Если наблюдается превышение данных норм, то инспектор ГИБДД может составить протокол об административном правонарушении и начислить штраф за перегруз грузового автомобиля. Перегруз транспорта по фактической массе - это не единственный критерий, хотя именно он является решающим.

Перегруз на ось

Если большой вес груза распределить равномерно по всей площади прицепа, то нагрузки на оси будут тоже равномерными. В результате дорожное покрытие не будет подвергаться большим нагрузкам при движении автотранспорта. Однако этот же груз даже с допустимой нормативами массой можно сложить в прицепе в одном месте, и тогда нагрузка на одну ось будет большой. Это неизбежно приведет к тому, что дорожное покрытие будет портиться. При этом также возрастает риск разрушения подвески, что может повлечь за собой аварийную ситуацию. Поэтому существует и другой критерий определения перегрузки - нагрузка на колесные оси.

Рассчитывается осевая нагрузка для конкретной марки автомобиля. Она зависит от многих параметров, включая собственную массу машины, количество осей, тип колес. При этом учитывается и межосевое расстояние. Данные расчеты автоматизированы, и в Интернете полно специальных калькуляторов, позволяющих подсчитать осевые нагрузки для определенных автомобилей.

Транспортные средства подразделяются на категории "А" и "Б", в зависимости от осевых нагрузок:

  1. В первую группу входят большие грузовые автомобили. Их нагрузка на оси в районе 6-10 тонн. Речь идет о тягачах "КрАЗ" или "МАЗ" - они могут передвигаться только по трассам с ограничением скорости (I, II, III категорий).
  2. Группа "Б" включает менее тяжеловесные автомобили, нагрузка на ось которых составляет не более 6 тонн. Это микроавтобусы, небольшие грузовики и малолитражные автомобили.

Возможен ли штраф за перегруз легкового автомобиля?

Учитывая информацию, приведенную выше, можно точно сказать, что не только владельцы больших грузовиков могут получить штраф. В случае превышения нагрузки на ось, водители могут получить штраф за перегруз "Газели" или обычного легкового автомобиля. В данном случае идет не борьба за целостность дорожного покрытия, ведь даже перегруженный легковой автомобиль не сможет причинить покрытию ущерба. Но дело в том, что легковые автомобили с большим грузом просто создают аварийные ситуации на дорогах.

Владельцы микроавтобусов и малолитражных автомобилей часто чувствуют себя комфортно из-за отсутствия наказания за перегруженность, ведь отсутствует подходящая статья в КоАП РФ за общий перегруз. Однако при этом они забывают, что штраф их тоже может коснуться за превышение нагрузки на ось. К тому же автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров, контролируются инспекторами ГИБДД по части количества перевозимых людей. Число посадочных мест не должно быть меньше числа пассажиров в салоне - за этим следят строго.

Величина штрафа

Отметим, что то, какой будет штраф за перегруз автомобиля, определяется несколькими факторами. Ниже мы укажем актуальные на средину 2017 года штрафы, которые определены законодательством РФ. Они зависят от того, получил ли водитель разрешение на передвижение грузового транспорта по определенной трассе.

Если разрешение имеется, то штрафы за перегруз автомобиля будут следующими:

  1. Перегруз 2-10 %. Водитель будет наказан на 1-1,5 тысяч рублей, собственник автотранспорта - на 150 тысяч рублей. Штрафы для должностных и юридических лиц составляют 10-15 и 100-150 тысяч рублей, соответственно.
  2. Перегруз 10-20 %. Штраф для водителя - 3-3,5 тысячи рублей; для собственника транспорта - 250 тысяч рублей; для должностного лица - 20-25 тыс. руб.; для юридического лица - 200-250 тыс. руб.
  3. Перегруз 20-50 %. Штраф для водителя - 4-5 тыс. руб. (возможно лишение прав на срок 2-3 месяца); для собственника автомобиля - 400 тыс. руб.; для должностного лица - 30-40 тыс. руб.; для юридического лица - 300-400 тыс. руб.
  4. Перегруз более 50 %. Штраф для водителя - 7-10 тыс. руб. (возможно также лишение прав на срок 4-6 месяцев); штраф для собственника - 500 тыс. руб.; для должностного лица - 45-60 тыс. руб.; для юридического лица - 400-500 тыс. руб.

В тех случаях, когда разрешение на перевозку груза не было оформлено, то штрафы за перегруз будут выше, но не намного.

Запрет на передвижение перегруженного транспорта


Кроме штрафов, инспектор ГИБДД может вообще применить запрет на дальнейшее передвижение грузового транспортного средства с перегрузом. В этом случае автомобиль может быть заблокирован с помощью технических устройств либо отправлен на штрафную стоянку.

Задерживается машина до тех пор, пока нарушение не будет устранено. Как правило, владельцам груза приходится перекладывать его часть на другой автомобиль. Однако если груз является неделимым, то в этом случае подыскиваются другие способы. Как вариант, груз можно переложить на большой 6-осный автотранспорт.

Ответственные стороны

Согласно законодательству, штраф за перегруз автомобиля должны платить все ответственные стороны, включая владельца автомобиля. Его также должен оплачивать отправитель груза, который предоставил неправильную информацию о массе последнего. Фирма, которая предоставляла услугу по перевозке груза, также подвергается наказанию в виде штрафа.

Нарушение правил

Кроме перечисленных лиц, водитель автотранспорта также привлекается к ответственности, так как именно он является нарушителем правил дорожного движения. Если водитель был пойман с перегрузом на трассе, это значит, что он в любом случае проехал знак, запрещающий дальнейшее движение автомобилей с указанной на нем массой. Штраф за подобное нарушение составляет 5 тысяч рублей.

Неуплата штрафа

Практика юристов доказывает, что оспорить решение о взыскании штрафа практически нереально. Впрочем, подобная вероятность есть всегда, ведь законом не запрещено обжалование штрафных санкций, применяемых к водителю или собственнику автотранспорта. Учитывая то, какой штраф за перегруз автомобиля, его владельцу целесообразно хотя бы предпринять попытку отметить наказание. На оформление возражения отводится 10 дней. Основанием для обжалования может быть неправильно оформленный протокол или неточность взвешивания. Юристы помогут разобраться в этой ситуации.

Перевозка тяжеловесных грузов негативно сказывается на состоянии дорожного полотна, а также приводит к опасным ситуациям на дороге. В 2015 г. в России случилось несколько аварий с большим количеством жертв из-за того, что слишком тяжелые машины легко входят в занос и переворачиваются, прицепы отрываются от тягача, сбивая проезжающие авто. Поэтому государство серьезно подходит к контролю за движением большегрузов, увеличивая санкции за нарушения ПДД. Какой штраф установлен за перегруз по осям в 2019 г.?

Правительство России на федеральном и местном уровнях и собственники дорог устанавливают предельно допустимую нагрузку на полотно и проверяют проезжающие автомобили по двум контрольным значениям: общей массе и осям. Последнее показывает, какой массой от общего веса АТС колеса оси давят на поверхность дороги. Перегруз (превышение) допустим только по специальному разрешению, иначе это - административное нарушение.
В общем случае максимально допустимые нагрузки для грузовых АТС на разных дорогах определены в Постановлении Правительства РФ № 272 от 15.04.2011 г. Исходя из приведенной в законе таблицы, рассчитывают норматив для рабочей машины.


Например, для движущегося по федеральной трассе М1 4-осного одиночного самосвала «Газель» массой 15 тонн, передние и задние оси которого сближены, с грузом в 16 тонн показатели таковы:

У этой Газели будет перегруз задней оси на 0,8 тонны (5 %).

На отдельных участках дороги, мостах, эстакадах, а также в весенний период «просушки» (в регионах сезонные значения регулируются органами местного самоуправления), весовые требования устанавливаются знаками:

Как считается перегруз? На значимых участках, часто - на въездах в города, устанавливаются пункты весового контроля. Кроме того, измерительные приборы монтируются в проезжую часть перед мостами, эстакадами. Нагрузка определяется после проезда автомобиля по переносным платформам, которые подключены к компьютеру.

Масса груза должна быть указана также в накладных и путевых листах.

Если нагрузка превышает предельное значение, инспектор составляет протокол об административном нарушении. Помимо этого, автомобиль задерживают и отправляют на спецстоянку до тех пор, пока перегруз по осям или общему весу не будет устранен.

Санкции за перегруз грузового автомобиля в 2019 году

Несоблюдение требований к массе и размерам грузового автомобиля - административное правонарушение, санкции за которое установлены в ст. 12.21.1 КоАП РФ. Для водителя, грузоотправителя, собственника авто и других причастных к перевозке предусмотрена своя ответственность.


Санкции в 2019 г. установлены и для грузоотправителей, которые указали ложные или неполные сведения в путевых бумагах о грузе или разрешающем пропуске.

Организациям или частным предпринимателям, которые осуществляют погрузку, грозят штрафы:

  • 80–100 тыс. руб. для ИП;
  • 250–400 тыс. руб. для ЮЛ.

Движение против знаков 3.11, 3.12 влечет наложение штрафа на водителя 5 тыс. руб.

Получив штраф за перегруз автомобиля, нарушители не спешат их оплачивать. В 2019 г. зафиксированы случаи, когда суд существенно снижал размер санкций или отменял их вовсе, если сама дорога не соответствовала требованиям ГОСТ 52748-2007, СНиП или строительным регламентам. Это приводит, в свою очередь, к повреждениям автомобилей, особенно легковых, маловесных грузовых и ТС для перевозки пассажиров (Газелей, например). Чтобы определить это и выдвинуть ответный иск, нужна техническая экспертиза и грамотный юрист.

Кроме того, могут возникнуть нюансы при перевозке насыпных или наливных грузов. В приведенном выше случае общая нагрузка на авто была выдержана в допустимом пределе, но нагрузка на задние оси превышена. Это могло случиться не по злому умыслу, а из-за неправильного распределения груза по кузову Газели. При обжаловании штрафа в суде велика вероятность того, что арбитры отменят вынесенное ГИБДД постановление.

Как предотвратить нарушение: оформление разрешения


По закону, если нагрузка авто на дорогу превышена хотя бы на 2 %, оформляется разрешение на перегруз (согласно Приказу Минтранса № 258 от 24.07.2012 г. и ФЗ № 257 от 08.11.2007).

Специальное разрешение выдается:

  • Федеральным агентством «Ространснадзор» и его отделениями на местах (в Москве ул. Петрозаводсткая, д. 32-А);
  • Федеральным агентством «Росавтодор» и его территориальными органами (в Москве ул. Бочкова 4; заявление можно подать на сайте);
  • местными администрациями (региональными министерствами транспорта);
  • собственниками автодорог.

За запрос разрешения в государственных ведомствах необходимо уплатить госпошлину - 1600 руб. (пп. 111 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

Пропуск может быть получен не более чем на 10 поездок и максимум на 3-месячный срок. Если документ многократный, допускается использовать его только на указанном маршруте, перевозя указанные грузы.

Как выдается разрешение? Сначала перевозчик или грузоотправитель подает запрос на получение документа:

  • в Росавтодор, если маршрут проходит через несколько регионов или по федеральным трассам. Оформление возможно на сайте или портале госуслуг;
  • в Минтранс субъекта РФ, если путь лежит по дорогам муниципального или местного значения в пределах одного региона. Запрос можно послать через портал госуслуг;
  • в муниципалитет района, города или другого населенного пункта, если планируется поездка в пределах его территории по дорогам местного значения;
  • собственнику автодороги.

Форма и образец заявления на пропуск можно скачать на сайте Росавтодора. Дополнительно подаются:

  • копия документа на грузовой автомобиль (ПТС, СТС);
  • схема автомобиля с указанием, как будет размещаться груз, и расчетом нагрузки на ось или колеса;
  • информация о технических требованиях к транспортировке груза.

Маршрут, указанный в заявлении, согласуется со всеми собственниками дорог и ГИБДД, которые, в свою очередь, проверяют возможность проезда большегруза и оценивают предполагаемый ущерб. Таким образом, цена пропуска складывается из размера госпошлины и платы, которую собственники дорог установили в счет возмещения вреда (порядок подсчета описан в Постановлении Правительства РФ № 934 от 16.11.2009 г.). Разрешение на перегруз выдается после того, как грузоотправитель (или перевозчик) предоставит копии платежных документов. По закону, оно не освобождает собственника авто, в случае необходимости, от уплаты госсборов по системе «Платон».


Минимальное время оформления пропуска - 11, а при согласовании с ГИБДД - 15 рабочих дней. Если необходимо провести техническую экспертизу и работы на нужных участках дороги, срок может растянуться до их окончания.

Перегруз легковых авто и ТС для перевозки пассажиров

В ПДД 2019 г. и соответствующих статьях КоАП речь идет о грузовых автомобилях, но не о легковых или предназначенных для перевозки пассажиров. Но если первые трудно нагрузить как полноценную фуру (сама конструкция машины не выдержит и развалится), то многоместные автобусы, например, «Икарусы», под завязку набитые пассажирами, по массе сопоставимы с большегрузами.

Ответственность за движение АТС, переполненных пассажирами, в российских законах не предусмотрена. Несмотря на это, в некоторых регионах страны штрафуют владельцев автобусов и такси, которые допускают перевозку большего количества людей, чем разрешено регламентами и числом сидячих мест. Так, в 2015 г. в Набережных Челнах на 4 тыс. руб. наказали предпринимателя, в чьей маршрутной Газели в час пик ехало 20 пассажиров, хотя по документам должно быть максимум 18.

В ПДД установлены правила, которые касаются перевозки грузов, и за отступление от них штрафуют даже владельцев легковых авто:

  • груз не должен закрывать обзор водителю, внешние световые приборы, мешать управлению машиной;
  • автомобиль не должен шуметь и загрязнять окружающую среду;
  • груз, который выступает от габаритов сбоку более чем на 40 см, а впереди или сзади на 1 м, необходимо обозначать специальным знаком, а в темноте - подсветкой.

За отступление от этих правил в 2019 г. нарушителю грозит штраф по ст. 12.21 КоАП РФ 500 руб.

Как государство борется с перегрузами?

Государство с каждым годом усиливает борьбу с перегрузами, увеличивая штрафы, устанавливая новые пункты весового контроля, распространяя информацию о недобросовестных перевозчиках. Важность этих мер объясняется тем, что бюджет, выделяемый на ремонт и поддержание дорог, несоизмеримо меньше реального ущерба, который наносят большегрузы. И даже система «Платон» не может существенно изменить ситуацию. Дороги разрушаются вдвое быстрее, чем ремонтируются.

По подсчетам Росавтодора, чтобы эффективно контролировать перегруз на ось или общий вес автомобилей на дорогах России, необходимо поставить и оборудовать около 400 пунктов контроля, не считая электронных весов, которые монтируются в полотно. В 2019 г. таких проверочных точек чуть больше 60. Кроме того, к 2019 г. планируется развернуть сеть, объединяющую камеры слежения, базы данных ГИБДД, монтированные в полотно весовые измерительные приборы. Готовится проект закона, по которым госинспекция будет отслеживать маршрутные такси и автобусы, перевозящие больше пассажиров, чем разрешено регламентом.

Федеральное агентство «Росавтодор» на сайте регулярно публикует ТОП-10 нарушителей, которые в погоне за прибылью наполняют автомобили сверх меры: фотографии транспорта с камер слежения, статика поездок и подсчет того, сколько им предстоит заплатить государству. Доверившись таким перевозчикам, организации рискуют своими деньгами и грузом.

Опытные водители говорят, что необходимо избегать перегруза или наполнения автобусов пассажирами сверх меры не только из-за разрушения полотна, потенциальной опасности на дороге или наказаний. Регулярное хождение с превышением массы хотя бы на 20 % приводит к тому, что авто, какое бы крепкое оно ни было, выдерживает максимум пару лет. Ремонт или замена АТС сведет на нет всю прибыль, полученную от перевозок.

Ведь таблица правонарушений ГИБДД очень обширна и охватывает все моменты на дороге. Правила загруженности легкового и грузового автомобиля обозначены в ППД. Их соблюдение поможет избежать штрафов и неприятных моментов на дорогах.

Основания для назначения штрафа за перегруз

Правила загруженности для легкового автомобиля:

  • водитель должен закрепить знак «крупногабаритный груз», размером 40х40 см, если багаж выходит за пределы автомобиля больше, чем 1 метр сзади или спереди и 40 см по бокам. При отсутствии шанса его закрепить, пометьте груз тряпкой или тканью красного цвета;
  • когда на улице темно, на груз устанавливаются светоотражающие знаки или фонарь яркого цвета;
  • скорость автомобиля с загруженным багажником не должна превышать 100 км/ч, а на поворотах снижаться до 20 км/ч;
  • загруженность багажника для автомобилей отечественного производства допускается от 40 до 70 кг, для иностранных — от 60 до 90 кг;
  • груз должен быть надежно закреплен. Его тяжесть нужно распределить по всей территории на крыше так, чтобы центр тяжести находился в самом низу;
  • проверить все установленные крепления, они должны быть надежно зафиксированы. При перевозе мебели проверьте, чтобы окна были закрыты. Стекла рекомендуется перевозить отдельно, положив их в картон;
  • если поездка длинная, рекомендуется останавливаться и проверять крепления.

Последствия перегруза авто:

  • штраф от 2000 до 2500, лишение прав на 4-5 месяцев. Должностные лица выплачивают штраф в размере около 15000 рублей, юридические — 500 тыс. рублей;
  • если из-за падения груза произойдет ДТП, страховка не выплатит ничего.

Если в машине — седан всего 4 места, то перевозить 4 пассажиров запрещено. Оспорить выписанный штраф невозможно.

Сотрудники ГИБДД вправе наложить штраф за то что:

  • пассажир не пристегнут — 1000 рублей;
  • нарушены правила перевозки — 500 рублей.

Загруженность легковой машины считается опасной тем, что бампер машины от сильных нагрузок трется об асфальт, что приравнивается к порче государственного имущества.

В отношении грузовых машин , главным фактором является загруженность оси .

— нагрузка от веса авто, которая передается на дорогу колесами одной оси. Полная масса авто — сумма нагрузки на переднюю и заднюю ось.

Штраф за нарушение правил загруженности грузовых машин:

  • водитель — 1500 — 2000 рублей;
  • должностное лицо — 10 тыс. — 15 тыс.;
  • юридическое лицо — 250 тыс. — 400 тыс.

Чем грозит перегруз грузового автомобиля:

  • разбитые дороги;
  • опасность при пересечении мостов и тяжелых участках на дороге;
  • увеличение тормозного пути приводит к аварийной ситуации.

Всю ответственность за перегруз несет водитель. Перегруз автомобиля увеличивает вероятность заноса в дождливую погоду, и как результат — ДТП.

Как оспорить штраф за перегруз на ось?

Согласно допускается только 5% перегруза автомобиля. В случае несоблюдения нормы — штраф за перегруз на ось.

Получив штраф за перегруз на ось, водители задаются вопросом: «Как доказать свою правоту?» Доказать свою невиновность в суде почти нереально, но есть шаги, благодаря которым можно попробовать.

Пошаговая инструкция:

  • моделируется ситуация на компьютере;
  • вводятся все необходимые параметры с автомобиля;
  • производится расчет расположения нагрузок и груза на оси грузового автомобиля;
  • произведенные расчеты предоставляются в суд;
  • назначается дополнительная экспертиза;
  • если экспертиза подтверждает правоту водителя — штраф отменяется.

При соблюдении правил перевоза груза, шансов не получить штраф и оспорить свою вину больше.

Водитель прав, если груз:

  • не загораживает другим водителям дорогу;
  • не мешает управлению автомобиля и не влияет на его устойчивость;
  • не заслоняет дорожные знаки и дает возможность водителям увидеть жесты друг друга;
  • не загрязняет дорогу и окружающую среду.

Если нет весов, что делать?

Как оспорить перегруз, если нет автомобильных контрольных весов?

Для того, чтобы оспорить перегруз при отсутствии автомобильных контрольных весов, необходимо иметь при себе протокол . В нем должен быть указан вес массы авто при допустимом на данном участке дороги. Наличие протокола поможет избежать ряд проблем, связанных с недобросовестностью работников на контрольном взвешивании.

Сотрудники ГИБДД не всегда могут определить перегруз автомобиля без взвешивания. Для этого есть специальные пункты контрольного взвешивания нагрузки на ось. Пункты предназначены для проверки нагрузки на каждую из осей автомобиля.

Срок

В течение какого срока можно оспорить штраф за перегруз на ось? Перегруз можно оспорить течение 10 дней после получения постановления. Жалоба подается в суд. Если суд решит, что штраф был наложен верно, то его придется платить и оспорить уже нельзя будет.

Чтобы грамотно оспорить наложенное взыскание и решить вашу проблему, обратитесь к нашему юристу на сайте. Он рассмотрит вашу ситуацию в индивидуальном порядке и даст совет по ее решению.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook