Нужны ли нам «черные ящики» в автомобилях? Российские машины хотят оснастить бортовыми самописцами

Национальная администрация безопасности дорожного движения США выступает с предложением оснащать все новые автомобили устройствами, записывающими показания бортового компьютера до и после аварии (так называемые черные ящики). Однако, несмотря на то, что в настоящее время некоторые автопроизводители уже начали устанавливать черные ящики на свои машины, до сих пор не существует единых стандартов или правительственных рекомендаций для записывающих устройств.

В настоящее время на автомобилях уже используются некоторые системы регистрации и фиксации данных. Это автомобильные тахографы, которые регистрируют все основные показатели грузовых автомобилей, производящих международные автомобильные перевозки, а также автомобильные видеорегистраторы.

Тахограф для грузовиков

Автомобильный тахограф - это бортовое техническое устройство измерения, предназначенное для непрерывной идентификации и регистрации в автоматическом режиме времени, скорости движения и пробега автомобиля, периодов времени труда и отдыха водителей. Идея применения тахографа возникла в Европе в момент бурного развития автомобильных грузоперевозок. Тахограф является обязательным устройством для автомобилей, осуществляющих грузопассажирские международные перевозки.

Фото: wikimedia.org Тахограф является обязательным устройством для автомобилей, осуществляющих грузопассажирские международные перевозки

Тахограф призван обеспечить соблюдение режимов труда и отдыха водителей и контроль скорости движения транспортного средства, при этом показания тахографа являются юридически признаваемыми данными при разбирательстве в суде или транспортном контроле на дорогах. Выдаваемый тахографом документ является основанием для наложения взысканий правоохранительными органами, поскольку он является объективным, автоматически формируемым, защищенным от фальсификаций документом. На сегодняшний день весь новый транспорт, осуществляющий международные перевозки, обязательно должен быть оснащен цифровыми тахографами.

Еврокомиссия внедрила новые требования для тахографов, согласно которым с 1 октября 2011 года все новые тахографы, устанавливаемые на автомобили для международных перевозок, должны быть электронными. Новые требования Еврокомиссии направлены на защиту от мошенничества, более точный учет времени в дороге и уменьшение времени на загрузку данных с тахографов в компьютеры транспортных компаний.

Видеорегистратор

Автомобильный видеорегистратор - это устройство, установленное в автомобиле, основная функция которого - непрерывная запись абсолютно каждой происходящей ситуации на дороге. Каждый кадр видеороликов промаркирован временем, данные видеозаписи являются документальным подтверждением тех или иных событий, которые имели место на дороге. Стоит отметить, что видео, сделанное данным устройством, имеет огромнейший вес в суде, если не сказать более - данного рода материалы оспорить в суде не представляется возможным.

Фото: emagzin.com Современные видеорегистраторы оснащены встроенными GPS-приемниками, ИК-подсветкой, датчиками движения и снимают в FULL HD разрешении

Это устройство зафиксирует все, что происходит непосредственно перед вашим автомобилем, а если установить дополнительные камеры, то он будет регистрировать и то, что происходит внутри или же сзади вашей машины. Современные видеорегистраторы оснащены встроенными GPS-приемниками, ИК-подсветкой, датчиками движения и снимают в FULL HD разрешении.

В нашей стране автомобильный видеорегистратор становится все более востребованным продуктом. Видеозапись происходящего на дороге во время движения автомобиля будет неоспоримым доказательством при возникновении любых проблемных ситуаций. Автомобильный видеорегистратор на сегодняшний день - едва ли не единственный способ противостоять беспределу на дорогах, как со стороны власть имущих, так и, безусловно, сотрудников правоохранительных органов. Камера позволяет объективно фиксировать дорожную обстановку и всю окружающую ситуацию, можно предъявить эту запись в случае обвинения в нарушении или совершении ДТП.

Не секрет, что доказательственная база, связанная с нарушением правил дорожного движения, зачастую строится только на показаниях сотрудников ГАИ, и расхожая фраза "у суда нет оснований не доверять показаниям инспектора", получившая в последнее время широкое распространение в практике, будет применяться очень осторожно, так как показания участников процесса легко проверяются. Имеет значение и психологический фактор - осознание того факта, что действия любого инспектора или водителя могут быть зафиксированы и продемонстрированы, станет сдерживающим обстоятельством.

Наличие записи, сделанной видеорегистратором, однозначно не позволит сотрудникам ГАИ произвольно трактовать обстоятельства дорожно-транспортного происшествия. Можно предположить, что такие записи помогут значительно увеличить объективность результатов рассмотрения материалов по делам об административных правонарушениях. Ведь сделанная камерой запись является объективным свидетельством обстоятельств, в отличие, например, от показаний и объяснений водителей, так как люди могут давать неправильные или неточные показания в силу разных причин - неправильное восприятие событий, умышленное искажение обстоятельств и т.д.

Беспристрастная видеозапись исключает человеческий фактор и все связанные с ним ошибки. Правда, на практике может возникнуть проблема с приобщением к делу видеозаписей. Однако можно предположить, что в городах компьютеры имеются во всех подразделениях ГАИ, а потому просмотреть запись окажется возможным.

Конечно, вопрос о допустимости такого доказательства должен решаться в каждом конкретном случае индивидуально с учетом всех обстоятельств дела, однако трудно представить, что какое-то должностное лицо решится прямо проигнорировать запись, на которой четко видны действия участников дорожного движения.

При этом будет некоторым образом установлен и паритет в состязательности сторон процесса - ведь показания технических приборов, в том числе и средств фиксации, ныне применяемых сотрудниками ГАИ (например, измерители скорости, фиксирующие не только скорость, но и сам автомобиль, а также его водителя), признаются доказательствами. Потому вполне объективным выглядит и предоставление возможности другим участникам движения фиксировать дорожную обстановку, в которой они находятся.

В общем, видеорегистратор может стать важным элементом доказательной базы при возникновении ДТП и, кроме того, дисциплинирует автолюбителей. Ведь, если все ваши действия за рулем фиксируются, поневоле придется следить за соблюдением правил. Это означает, что и количество аварийных ситуаций на дороге при массовом использовании черных ящиков уменьшится. Поэтому в Европе, Америке, Японии и Корее уже в 2012 году планируют стандартно оснащать все автомобили видеорегистраторами.

Автомобильный "черный ящик"

Согласно директиве ЕС, с марта 2018 года все автомобили, продаваемые на территории стран европейского содружества должны быть оборудованы «черными ящиками». Некоторые производители уже устанавливают такие ящики на свои автомобили, причем цена вопроса не велика - всего-навсего 100 евро. У нас, как известно, некое подобие таких устройств появляется с внедрением системы ЭРА-ГЛОНАСС. Стоит ли нам перенять опыт европейцев и передать установку черных ящиков самим производителям или нам лучше остаться с единой системой ЭРА-ГЛОНАСС для всех?

Мнения экспертов

Вне всякого сомнения, лучше, когда любое устройство, которое есть в автомобиле, вставляется на конвейере. Потому что любое вмешательство в штатную электропроводку чревато проблемами. И с этим, кстати, мы сталкиваемся сплошь и рядом. А значит, конечно же, установку таких устройств надо отдать производителю и ЭРА-ГЛОНАСС тут ни при чем. Если только ЭРА-ГЛОНАСС не договорится с кем-то из производителей, с АвтоВАЗом, например, или еще с кем-то, кто создает машины на территории России.

Но, честно признаюсь, ни разу в жизни не видел ни одного автомобиля, снабженного вот этим самым пресловутым «черным ящиком». Да, существуют специальные устройства на грузовиках, но на легковых автомобилях я таких не видел. Может быть на «пульмане» президентском есть, однако даже на самых дорогих «мерседесах» и «майбахах» я ничего подобного не встречал. Впрочем, может я просто чего-то не знаю...

«Черный ящик» много что позволяет, и это - начало абонементной платы за пользование автомобилем. Думаю, что за такую цену «черные ящики» будут распространяться очень быстро по всей Европе.

Тут есть несколько вариантов по установке подобных систем. Можно оставить единую ЭРУ-ГЛОНАСС, чтобы она стояла на автомобилях, можно сделать так, чтобы этим производители занимались, но это на самом деле не очень важно. Дело в том, что автомобилисты, как обычно, отстают и не поспевают за прогрессом, который давно шагнул вперед. У всех есть смартфоны - они все фиксировать могут: и скорость, и положение, и даже на какой передаче едешь, и звук, и видео могут записывать. Поэтому возникает вопрос, а есть ли нужда в этих «черных ящиках» вообще? Лично я в этом сильно сомневаюсь.

Кто хочет, тот будет все записывать через свой смартфон - где, как и во сколько. Причем записывать все это смартфон будет еще точнее, чем автомобильные приборы.

Все давно внедрено в телефоне, а эта инициатива - просто еще одно желание получить с автомобилистов какие-то деньги и продать им, по большому счету, не нужное оборудование.

Если они хотят, чтобы записывался трек, просто предоставили бы людям такую возможность, что в свою очередь могло бы снизить стоимость того же страхового полиса.

ЭРА-ГЛОНАСС, конечно, подходит нам больше и она безопасна, но «черные ящики» - вещь хорошая. И лучше, если их устанавливать прямо на конвейере, на заводе, с маркировкой, с пломбами и всеми формальностями, а не самодельщиками в рамках каких-нибудь хач-проектов.

Если бы такое правило, вслед за странами ЕС, ввели у нас, я такое решение только бы поддержал. Например, на том же АвтоВАЗе можно устанавливать прямо на конвейере «черные ящики», иностранного производства. Если их будут делать у нас, то они получатся слишком большими - в автомобиль не поместятся.

Ну, во-первых, эта система реально полезная. Вот недавно был случай, когда некая дама сбила человека и попыталась скрыться, но на «форде», которым она управляла, была установлена система, автоматически сообщившая в полицию, что случилось происшествие. И вот благодаря этой системе, нарушительницу нашли быстро.

В любом случае вещь полезная, но нужно как-то наверное сотрудничать с «глонассовцами», чтобы внедрять в наши системы и не зависеть от забугорных технологий.

Каких только теорий я не нашел в интернете по поводу так называемых автомобильных «черных ящиков». И что это заговор правительства, с целью следить за гражданами, когда они на машинах едут и что это ретрансляторы для спутников и т.п. На сам же деле «черный ящик» вашего автомобиля это всего лишь функция, алгоритм блока управления, которая дает команду на запись данных полученных с датчиков ускорения, проскальзывания колес, двигателя и других систем автомобиля на электронный цифровой носитель электрохимическим способом. Чаще всего это чип EEPROM, реже обычная флэшка.

Чип EEPROM это перезаписываемое ПЗУ. Выглядит он в блоке управления - вот так:

Представьте себе, что все датчики автомобиля работают одновременно и через блок управления проходят сотни сигналов, которые обрабатываются по определенным программам, отвечающим за нашу безопасность. Все сигналы приходят в блок управления через шину обмена данных, например шину CAM. И после обработки логическими операторами и электронными устройствами выходные параметры записываются в память блока управления. Схематично это можно представить следующим образом:

Слева вы видите шину обмена данными, которая по своей структуре напоминает сеть интернет. Никаких тайных шпионских программ как вы сами видите, записывается скорость, ускорения, проскальзывания колес, углы поворота рулевого колеса и пр. Никаких данных о самих водителе или пассажире, не тем более их разговоры никуда не записываются. Какие же данные содержит «черный ящик» автомобиля?

Самое главное, что есть в записях этого устройства это скорость автомобиля до ДТП. Обычно данные до расшифровки выглядят вот так:

А после их расшифровки, они являются несопоставимым по своей ценности источником информации при реконструкции и анализе процесса ДТП при проведении автотехнической экспертизы. И выглядят вот так:

Например, на данном графике зафиксировано увеличение продольного ускорения при ударе в автомобиль сзади. Эти и другие данные являются основными доказательствами по делам о ДТП где нет свидетелей ДТП. Эксперт автотехник, при проведении автотехнической экспертизы обязан изучить все данные относящиеся к событию, в том числе и данные «черного ящика». Если это было не сделано, то в суде существует высокая вероятность отказа в иске на основании неправильно проведенной автотехнической экспертизы обстоятельств ДТП.

Если у вас возникли вопросы по данному виду экспертиз, то вы можете обратиться к нашим специалистам.

Следующая новость

Правительство РФ одобрило идею об оснащении всех эксплуатируемых в стране автомобилей черными ящиками — специальными устройствами, которые записывают и передают данные о движении, скорости и состоянии транспортного средства в ГИБДД. Сценарий изменений нормативно-правового регулирования для обеспечения возможности внедрения интеллектуальных телематических систем (ИТС) разработает межведомственная группа, в которую войдут представители Минпромторга, Минтранса, МВД, Минкомсвязи, Минфина, МЧС, «Банка России», некоммерческого партнерства ГЛОНАСС и группы «АвтоНет», сообщили «Известия».

Что такое черный ящик

Пока что готового аналога авиационного черного ящика для автомобилей, который записывал и передавал бы не только данные о скорости, местоположении и состоянии автомобиля, но и разговоры тех, кто находится в салоне, не существует. Неизвестно, какие именно данные будут собирать и как их предполагается хранить, разработкой этой системы как раз должна заняться межведомственная группа.

«Мы считаем целесообразным разработку двух дорожных карт: одну по совершенствованию нормативного правового и нормативно-технического регулирования и вторую — по интеграции создаваемой системы с другими государственными информационными и информационно-навигационными системами», — заявил президент ГЛОНАСС Александр Гурко.
Самописец для легковых машин можно собрать вручную — инструкции опубликованы в интернете. Это обойдется автомобилисту в семь-восемь тысяч рублей, в зависимости от того, какую информацию он будет фиксировать.

Сейчас существуют различные «умные» системы наблюдения и тахографы, устанавливаемые в машины, например БУ 1201 (используется системой «Платон») или ЭРА ГЛОНАСС — так называемая система экстренного реагирования при авариях, аналог европейской eCall. С 2020 года ЭРА ГЛОНАСС станет обязательным атрибутом для всех автомобилей, выпускаемых на территории Таможенного союза. Тот же видеорегистратор тоже, по сути, черный ящик. Правда, данные, полученные им, остаются исключительно в распоряжении автовладельца.

Овчинка выделки не стоит

По мнению главы общественной системы «Обеспечение безопасности дорожного движения» Константина Крохмаля, внедрить черные ящики стоило бы в общественный транспорт и такси, также система поможет ловить нарушителей ПДД. Но разработка подобной системы и новых бортовых устройств — дорогостоящее мероприятие.

«Автомобиль — это продукт массового потребления, в России их огромное количество. Овчинка выделки не стоит. Но идея абсолютно правильная — насколько я понимаю, весь общественный транспорт будет оборудован черными ящиками, это правильно. Второе — обязательно должны быть оборудованы такси, потому что водитель несет ответственность не только за себя и пассажиров, но и за окружающих. И самый главный момент — это, конечно, нарушители. Доказать нарушение скоростного режима и так далее бывает очень непросто», — пояснил Крохмаль «Коммерсанту ».

Другой эксперт, гендиректор информационно-аналитического агентства Infoline Иван Федяков считает, что для рынка подобные траты будут неподъемными.

«Придется разрабатывать данную систему с нуля, думать, как ее внедрять, как работать над ее ошибками, как обновлять эти системы, потому что это все-таки не софт, который можно обновить через интернет. И за это придется немало заплатить, а в условиях не вполне благоприятной экономической ситуации в нашей стране эта плата может стать просто неподъемной для участников рынка. Будь то обычный автолюбитель, или, если за это придется заплатить автоконцернам, на фоне того, что объемы продаж автомобилей в этом году стремительно падают, и мы рискуем разменять худший 2009 год», — сказал он.

Рынок ждет

Директор по развитию бизнеса АО «Группа Т-1» Игорь Хереш наоборот считает, что лучше России не ждать появления зарубежных аналогов черных ящиков и взяться за дело самостоятельно. Создание среды для развития ИТС может обеспечить отечественным компаниям временное преимущество, благодаря которому они смогут создать и довести до нужного уровня свои продукты раньше, чем конкуренты.

«Прежние меры государства по регулированию рынка телематических услуг были своевременными и удачными, поэтому мы имеем развитый рынок автомобильной телематики, хотя еще семь-восемь лет назад мы сильно отставали от других стран. Та же ЭРА ГЛОНАСС у нас уже работает, а европейский ее аналог — eCall — пока нет, хотя проект eCall стартовал раньше. Поэтому я считаю, что государству и в дальнейшем необходимо формировать среду для появления новых все более сложных и специализированных телематических сервисов. Рынок ждет этих шагов от регуляторов», — объяснил свою точку зрения Хереш.

Черные ящики в авто — это нарушение Конституции

Некоторые эксперты высказались кардинально против этой идеи. Зампред комитета Госдумы по конституционному законодательству Вячеслав Лысаков и зампред комитета ГД по транспорту и строительству Алексей Русских посчитали ее нарушением одного из основных положений Конституции — о правах и свободах граждан.

«Эти черные ящики будут определять не только местоположение машины, но и стиль езды водителя, и скорость на протяжении всей поездки. То есть, по сути, будет тотальный контроль над каждым автовладельцем», — рассказал Лысаков «Национальной службе новостей».

«Мое мнение, если эта идея останется в таком виде, как представлена сейчас, то это нарушает права и свободы граждан и однозначно увеличивает стоимость автомобиля», — согласился Русских, его слова цитирует РИА «Новости».

Мы созрели для черных ящиков в автомобилях

Есть и другое мнение. Председатель МРОО «Движение автомобилистов» Армен Оганесян считает, что идея оснащения самописцами не лишена смысла. Во-первых, это поможет снизить смертность в ДТП.

«Наличие такого устройства в автомобилях граждан — это огромный плюс, потому что при экстренной ситуации кнопка SOS ЭРА ГЛОНАСС автоматически срабатывает и дает координаты человека, дает информацию о том, что с ним. Кроме того, мы должны все-таки понимать, что эта система дает информацию о том, как товарищ ехал до этой определенной ситуации: он превысил скорость или, наоборот, спокойно ехал, в соответствии с требованиями ПДД. Вся эта информация способствует дальнейшему быстрому реагированию. Я думаю, мы уже созрели для того, чтобы данные устройства у нас были установлены в автомобилях. Поэтому я считаю, что это одно из редких положительных действий в сторону автомобилистов, которые мы наблюдаем со стороны властей», — сказал эксперт телеканалу «360».

По его мнению, стоимость автомобилей при этом вырастет незначительно — всего на пять-семь тысяч рублей. Что касается сохранности полученных системой данных, этот вопрос должно отработать правительство.

«Есть закон о персональных данных. Если обеспечится сохранность данных, то никакой опасности не будет. <…> В стране должен работать закон, все должны ходить под этим законом. А когда работают „понятия“, и кто-то больше подвержен действию закона, чем другой, это уже неправильно и приводит к бардаку», — заявил Оганесян.

Следующая новость

Понравилось? Лайкни нас на Facebook