Маз 5551 020 технические характеристики. Объем кузова маз и другие важные характеристики. Уровень комфортности внутреннего пространства кабины обеспечивается множеством дополнительных опций, представленных на видео

МАЗ-5551 – советский и белорусский грузовой автомобиль, производство которого осуществляется на Минском автомобильном заводе. Серийный выпуск модели стартовал в 1985-ом году. Основной для МАЗ-5551 стал грузовик МАЗ-5337.

Самосвал, производство которого стартовало почти 30 лет назад, новой моделью назвать довольно тяжело. Тем не менее, в настоящее время автомобиль остается одним из наиболее востребованных грузовиков на отечественном рынке.

Практически все стройплощадки России используют данные маневренные самосвалы. Добавляет популярности МАЗ-5551 и практически полное отсутствие конкурентов из числа российских грузовиков.

При разработке модели инженеры учли недостатки, обнаруженные в предыдущих моделях. МАЗ-5551 «простился» с рычагом переключения скоростей, выполненным в виде лома. Подобный элемент присутствовал в предыдущих модификациях. Передачи больше не требуется «отлавливать» по пространству кабины, несмотря на то, что схема переключения скоростей изменений не претерпела.

Видео

Среди других новшеств, использованных в МАЗ-5551, следует выделить:

  • тормозные камеры с пружинными энергоаккумуляторами, пришедшие на смену барабанному ручнику. Данные элементы получили болты для принудительного растормаживания при отсутствии воздуха в системе;
  • ликвидирован недостаток с «отстегиванием» кабины;
  • изменены форма фар, радиаторная решетка и некоторые элементы кабины. Так, лобовое стекло стало панорамным вместо раздвоенного, а на крыше появился спойлер. Внутри кабины изменены руль и рычаги управления.

Внешность самосвала современным дизайном вовсе не отягощена. Однако для работы МАЗ-5551 максимально удобен.

Сейчас представить стройку в России без данного грузовика довольно тяжело. МАЗ-5551 является «потомственным рабочим» и давно перевозит предметы и материалы различной массы на небольшие расстояния, не имея конкурентов по «трудоспособности» и стоимости.

Технические характеристики

С полной нагрузкой МАЗ-5551 способен разгоняться до 90 км/час. Быстрее данной отметки грузовик двигаться не может. При этом даже на пятой скорости автомобиль уверенно держит 40 км/час. Технику отличает юркость и маневренность. При работающем моторе гидроусилитель руля функционирует бесперебойно.

Габаритные характеристики МАЗ-5551:

  • длина – 5990 мм;
  • высота – 2925 мм;
  • ширина – 2500 мм;
  • колесная база – 3950 мм;
  • дорожный просвет – 270 мм.
  • грузоподъемность самосвала составляет 10000 кг.

Расход Топлива

Расход топлива у МАЗ-5551 составляет 22 л/100 км. С учетом большой емкости топливного бака (200 л) грузовик может покрыть без дополнительной заправки свыше 800 км.

Двигатель

МАЗ-5551 комплектуется 4-тактным 6-цилиндровым дизельным двигателем «ЯМЗ-236» производства Ярославского машинного завода без турбонаддува и с V-образным расположением цилиндров. Данный агрегат прошел проверку временем и практически не вызывает претензий у владельцев. Мотор имеет жидкостное охлаждение и непосредственный впрыск топлива.

Характеристики мотора «ЯМЗ-236»:

  • рабочий объем – 11,15 л;
  • номинальная мощность – 180 л.с.;
  • число оборотов – 2100 об/мин;
  • максимальный крутящий момент – 667 Нм;
  • диаметр цилиндра – 130 мм.

Устройство

МАЗ-5551 без спального места гораздо просторнее автомобилей КамАЗа. Благодаря удачному расположению поручней и ступенек забираться в кабину самосвала предельно просто. Правда, эргономика кабины является не самой сильной стороной грузовика. Хотя подушка кресла перемещается, а рулевая колонка настраивается в двух плоскостях, о комфорте работы водителя говорить не приходится. Кабина автомобиля имеет хорошую обзорность, но дискомфорт вызывает повышенную утомляемость, что особенно явно проявляется на протяженных маршрутах. Огромное рулевое колесо комфорта также не добавляет, поскольку для его поворота маленьким водителям приходится наклоняться вперед.

Панель приборов МАЗ-5551 довольно информативна и удобна. Однако минусы присутствуют и здесь. Световая индикация имеет малую яркость, потому в дневное время она плохо просматривается.

Однако удачных решений в кабине самосвала гораздо больше. Компоновка блока реле и предохранителей за приборной панелью весьма удобна и позволяет легко подобраться к нему. Эффективная отопительная система, люк на крыше и плафон освещения внутри кабины добавляют комфорта в управлении автомобилем.

В отличие от моделей КамАЗа у МАЗ-5551 лишь одно пассажирское кресло. Посередине кабины между пассажирским и водительским сидениями находится полка для хранения бутылок, различных вещей и документов. Здесь же находится сигаретница. А вот прикуривателя и пепельницы в кабине нет.

Благодаря крупным зеркалам заднего вида повышается обзорность и безопасность управления МАЗ-5551.

Водительское кресло имеет систему подрессоривания и регулируется в нескольких направлениях. Однако по-настоящему комфортной кабина все же не является, поскольку система амортизации в автомобиле отсутствует. Пассажирское сиденье и вовсе напрямую крепится к полу.

Фото











Доступ к силовой установке МАЗ-5551 осуществляется посредством подъема кабины. Для этих целей служит гидропривод, имеющий заметное преимущество в сравнении с пружинным механизмом. Возможность непреднамеренного опрокидывания кабины в этом случае отсутствует. Гидроприводы всех МАЗов практически идентичны. Среди недостатков кабины самосвала также следует выделить низкое расположение рукоятки открывания в салоне, что делает открывание двери крайне неудобным.

При этом МАЗ-5551 является очень маневренным и в два приема разворачивается даже на узкой дороге. Благодаря стабилизатору поперечной устойчивости обеспечивается повышенная устойчивость на поворотах.

Пневматические тормоза самосвала довольно эффективны, но имеют длительную закачку воздуха в систему. Передние колеса МАЗ-5551 закреплены не слишком удачно, что ощущается на руле.

Грузовик укомплектован цельнометаллическим кузовом, позволяющим осуществлять разгрузку назад. Однако специальные системы, устанавливаемые опционально, позволяют разгружаться в три стороны. Система обогрева днища позволяет эксплуатировать МАЗ-5551 в зимнее время.

Ярославская коробка передач также довольно надежна, но вызывает несколько нареканий. Груженый МАЗ-5551 довольно тяжело начинает ход. Короткая первая передача делает разгонную динамику чрезвычайно медленной. А вот на ровной дороге самосвал хорошо трогается даже со второй передачи.

Проблем с ремонтом МАЗ-5551 не возникнет, поскольку на рынке присутствует множество запчастей к данной модели. При этом автомобиль прост в обслуживании, а замена отдельных элементов особых проблем не вызовет.

Аналоги

МАЗ-5551 часто сравнивают с КАМАЗом-65115 и ЗИЛом-ММЗ-4520, но это не совсем верно. Отечественные самосвалы больше подходят для дальних перевозок, чего не скажешь о МАЗ-5551. Колесные формулы у них шесть на четыре, у минского грузовика – четыре на два.

Цена нового и б/у

Стоимость б/у самосвалов МАЗ-5551 в хорошем состоянии составляет 150-600 тысяч рублей. Новая модель с силовой установкой стандарта «Евро-3» обойдется в 1,3 миллиона рублей.
Аренда МАЗ-5551 в среднем составит от 800 руб/час.

5551 начал выпускаться еще в 1985-ом году, и наверное ни в одном городе бывшего Советского Союза нет человека, который бы ни разу не встречал этот Минский грузовик. Конечно, в СССР выпускались и другие самосвалы, но у Минской машины было то, что при некоторых обстоятельствах делало ее если не незаменимой, то как минимум значительно более предпочтительной и удобной, в сравнении с другими советскими грузовиками. Как вы уже наверное поняли, речь идет о колесной формуле 4*2, которая вместе с не слишком большой колесной базой в 3300мм, обуславливает отличную маневренность: диаметр разворота Минского грузовика всего 8.6м!

Здесь хотел бы заметить, что при одинаковой колесной базе двух и трехосной машины, двухосный грузовик всегда будет более маневренным, при условии что машина с колесной формулой 6*4 имеет только одну - переднюю управляемую ось.

Купить МАЗ 5551

Купить МАЗ 5551 самосвал сегодня можно за 10 000$. Речь идет о исправной машине выпущенной в 2000-ые, а цена на нормальные в техническом плане грузовики выпущенные в 90-ые составляет порядка 4 000 - 5 000$. Как видите купить MAZ 5551 сегодня можно за не так уж и дорого - это хорошее предложение для людей работающих на своей земле.

Взгляните на фото MAZ 5551. Обратите внимание на цельное лобовое стекло, оно дороже и сложнее в производстве, чем два, разделенных посредине стекла как на старых КАМАЗах. Как и более крупные самосвалы, 5551 оснащен подогревом кузова. Конечно ничего общего с подогревом сидений в данном подогреве нет)), в данном случае подогрев осуществляется с помощью отработанных газов - это может быть очень полезно зимой, когда мокрый песок, или глина могут примерзнуть к кузову, что будет мешать разгрузке. Двухосный грузовик почти всегда имеет меньшую грузоподъемность, чем трехосные машины (о карьерных машинах сейчас мы не говорим), так и в случае с Минским грузовиком, при снаряженной массе в 7580кг, грузоподъемность составляет 8500кг. Полностью груженый кузов Минского самосвала подымается за 15с, а на опускание уже пустого кузова уходит 10с. Стоит добавить, что длина самосвала MAZ составляет 5990мм, ширина равна - 2032мм, а высота - 2925мм.

Отзывы многих водителей МАЗ свидетельствуют о том, что посадка в Минский самосвал за счет удобной подножки и поручня, более удобная в сравнении с посадкой в КАМАЗ, или ЗИЛ. Многие могут удивится, но в этом белорусском грузовике регулируется руль, при чем в двух направлениях! Такого не было даже на престижной в 90-ые годы , и даже на «десятке» руль можно подстроить лишь по углу. Само собой руль обозреваемого грузовика оснащен ГУРом. Кресло водителя МАЗа закреплено на салазках и регулируется продольно. Сиденье пассажира, кстати - оно здесь одно, никаких регулировок не имеет, оно закреплено на мертво. Но не смотря на все это, и даже на люк в крыше, — какого либо комфорта здесь нет: кабина прикреплена прямо к раме и не подрессорена, и не смотря на все регулировки, сидеть за рулем водителю не очень удобно. С другой стороны, такие машины покупают чтобы работать, а не отдыхать, поэтому вышесказанное врятли можно отнести к минусу, тем более учитывая цену минского автомобиля.

Технические Характеристики МАЗ 5551

Учитывая класс, характеристики МАЗ 5551 нельзя назвать скромными. Пусть вас не вводят в заблуждение 180л.с Ярославского турбодизеля: при объеме в 11л, этот V6 выдает внушительные 667Ньютонов тяги, а это не мало, особенно если вспомнить о главной паре с передаточным отношением - 7.79:1. Вместе с пятискоростной механикой, Ярославский двигатель способен разогнать MAZ до 83км в час. На набор 60км уходит 50с, конечно по легковым меркам - это не реально долго, но это грузовая машина и назначение ее совсем в ином. Топливный бак вмещает 200л дизельного топлива. Это довольно много, особенно учитывая то, что модель 5551 не рассчитана для поездок на длительные дистанции.

Очень многие из купивших эту Минскую машину довольны. Они возят на ней не только стройматериалы, но и используют свои машины для сельского хозяйства. Многие делают надстройки на бортах и посылают MAZ в поле, собирать зерно за комбайном. Эти грузовики используются коммунальными службами: в городе очень важна маневренность, поэтому MAZ лучше многих других подходит на роль снегоуборщика, особенно если речь идет о крупных, миллионных городах, где из-за припаркованных машин трехосная машина может даже не развернуться. Применений у Минского автомобиля очень много, и по отзывам владельцев, качественно Минский грузовик лучше, чем Российские машины.

Грузовой автомобиль МАЗ-5551 выпускается Минским автомобильным заводом уже три десятка лет, с 1985 года. Несмотря на далеко не инновационную конструкцию (его непосредственный предок, МАЗ-503, впервые выехал на дороги еще в 1958 году) самосвал МАЗ -5551 остается одним из популярнейших восьмитонников на российских просторах. О Камаз 500 серии читайте в этой статье.

Описание и сфера применения

В отличие от дальнобойных собратьев, например, ЗИЛ-4520, более компактный и маневренный МАЗ-5551 легко перемещается в городских условиях. Чаще всего его можно встретить трудящимся на городской строительной площадке. Главное предназначение этого грузовика - перевозка сыпучих материалов, причем на коротком плече, что определяется его приводом 4х2.

Смотрите на видео:


Другие области применения МАЗ-5551:

В стандартной модификации МАЗ-5551 снабжен цельным кузовом с разгрузкой назад. Откидывание заднего борта и опрокидывание кузова имеют дистанционное управление и происходят автоматически.

В кабине два кресла , как это видно на фото, между местами пассажира и водителя оборудовано пространство для хранения вещей и документов. Водительское сиденье оснащено рессорами и двигается в направлении вперед-назад, а вот регулировка рулевой колонки возможна в двух направлениях.

На этом да еще и боковых зеркалах с электроподогревом комфорт в стандартной кабине заканчивается, нет даже амортизации в местах ее крепления.

Для доступа к силовым узлам кабина откидывается вперед с помощью гидравлического привода. Подъем кабины возможен только при открытой решетке радиатора, причем устройство приведения механизма в действие расположено за самой решеткой. Фиксация в опущенном виде производится путем обычного стального троса.

Дно грузовика обогревается путем подведения отработанных газов . Такая конструкция значительно облегчает использование самосвала в холодный сезон. Для экстремальных условий и температур до -60°С разработана модель МАЗ-5551 01 ХЛ.

Трансмиссия базовой версии -5-ступенчатая механическая коробка ЯМЗ-236П, на более поздних моделях с грузоподъемностью до 10 тонн устанавливалась ЯМЗ-2361. Сейчас на новых автомобилях встречаются коробки западного производства.

Сзади стоит стабилизатор поперечной устойчивости , что значительно уменьшает крен грузовика в поворотах. Передние и задние тормоза – барабанные с пневматическим управлением.

Часто при прохождении техосмотра возникает вопрос, где находится номер шасси. Номер на раме МАЗ-5551 находится в традиционном для советских грузовиков месте - справа сзади, на лицевой части рамы (обычно в районе заднего моста или с небольшим смещением).

Двигатель

Двигатель МАЗ-5551 – дизельный V6 (как и у МАЗ-53366). Вплоть до последних лет все самосвалы МАЗ-5551 оснащались 180-сильным ЯМЗ-236М2 Ярославского моторного завода. В новых модификациях он заменен на ЯМЗ-6563.10 с экологическим классом Евро-3, а на некоторых моделях – на двигатели Cummins с классом Евро-4 и турбонаддувом.

Несмотря на появление комплектаций с импортным двигателем, на водительских форумах до сих пор советуют агрегаты от ЯМЗ за их надежность и простоту в обслуживании.

МАЗ-5551 отличает низкий расход топлива на 100 км для своего класса. Расход составляет около 23 литров при скорости 60 км/ч и загрузке примерно 85% от максимальной. Для сравнения, у модели МАЗ-5337 расход топлива 30-35л/100км.

Технические характеристики

Габаритные размеры , мм

  • длина - 5990 (при откинутой кабине - 7850)
  • ширина - 2500 мм (в моделях с выгрузкой на 3 стороны - 3450 при полностью опрокинутом кузове)
  • высота - 2925 мм
    • при откинутом назад кузове – 4850
    • при выгрузке вбок – 3850
  • клиренс - 270 (минимальный, в районе переднего моста)

Параметры двигателя

  • Объем - 11150 см³ (ЯМЗ-236)
  • Мощность - 180 л.с.
  • Крутящий момент - 667 Нм
  • Максимальная скорость - 83 км/ч (у ряда моделей может быть до 90 км/ч)

Масса МАЗ-5551 в стандартной модификации , кг

  • снаряженная - 7580, в т.ч.
    • полная - 16 230, т.ч.
    • на передней оси - 5980
  • на задней оси - 10 250

Грузоподъемность и вместимость кузова МАЗ-5551

  • грузоподъемность - 8500 кг
  • объем кузова - 5,4 м³, при этом

Размеры кузова МАЗ-5551 при таком объеме платформы составляют 3800 х 2269 х 630 мм.

Для сравнения предлагаем ознакомиться с размером кузова КамАЗа бортового .

В зависимости от модификации грузоподъемность может составлять до 10,2 тонны (сопоставимо с грузоподъемностью Камаз-43118), объем кузова МАЗ-5551 – до 12,5м³ (15,5 при поднятых бортах).

  • колесная формула - 4х2максимальный угол наклона дорожного полотна - 25 градусов
  • радиус разворота - 7,9 м (габаритный – 8,6м)

Шины - 12.00 R20, допускается также установка 12,0-20 или 11.00 R20

Давление в шинах МАЗ-5551 будет зависеть от модели самих шин и грузовика. Например, для самосвала с грузоподъемностью 10т и шин 12.00 R20 - 7,1 на передней и 6,9 кгс/см2 на задней оси.

Привод грузовой платформы

Устройство подъема кузова МАЗ-5551 расположено под платформой. Механизм опрокидывания, как и у большинства современных самосвалов, гидравлический с пневматическим управлением.

Телескопический гидроцилиндр с переменным рабочим объемом состоит из трех последовательно выдвигающихся звеньев – такая конструкция позволяет развивать достаточные рабочие усилия при небольшой массе и размерах в сложенном состоянии. Основным ее недостатком является значительная сложность, а также риск засорения плотно прилегающих звеньев.

Для повышения безопасности выгрузки в управляющем клапане гидроцилиндра предусмотрено предохранительное устройство. Оно не допускает полного подъема платформы при перегрузке более 1,5 т.

Цапфы заднего борта контролируются пневмоцилиндром, срабатывающим при приведении рукоятки устройства в положение «Подъем».

Регулировка сцепления

На МАЗ-5551 установлено традиционное для мощных грузовиков двухдисковое фрикционное сцепление . Элементы этого узла подвержены износу из-за значительных перегрузок при работе и требуют периодического обслуживания.

Регулировка сцепления МАЗ-5551 требуется, например, в следующих случаях:

  • пробуксовка сцепления на высоких оборотах
  • треск в момент переключения передачи
  • сцепление отключается не до конца

Можно выделить три основных этапа :

1. Установка зазора 1 мм между регулировочными винтами и средним ведущим диском производится следующим образом:

  • снять крышки люков, чтобы открыть доступ к сцеплению и маховику,
  • при включенном сцеплении переместить рычаг КПП в нейтраль,
  • отвернуть контргайки и ввернуть все регулировочные винты в средний ведущий диск до упора, маховик для этого нужно поворачивать,
  • ослабить винты на 1 оборот и завернуть контргайки с небольшим усилием.

За счет этой регулировки обеспечиваются требуемые расстояния между дисками и поверхностью трения маховика.

2. Обеспечение зазора 3,3…3,7 мм между гайкой и задней крышкой клапана. Для регулировки требуется ослабить контргайку и установить зазор нужной величины, подтянув регулировочную гайку.

3. Настройка свободного хода педали. Нормативная величина - 34-43 мм (измеряется линейкой при пустой пневмосистеме).

Инструкция по эксплуатации

Приборная панель и органы управления

Грузовик запускается поворотом ключа в замке, расположенном снизу на рулевой колонке.

Под левой рукой находится переключатель поворотов и фар ближнего/дальнего света . Указатели поворота переключаются в горизонтальной плоскости. Возможно постоянное или кратковременное включение. Управление светом фар производится в вертикальной плоскости. При нажатии на ручку с торца включается звуковой сигнал.

Справа от рулевой колонки располагается переключатель стеклоочистителя и омывателя.

Спидометр, тахометр и комбинированный прибо р, показывающий уровень топлива, температуру охлаждающий жидкости, давление масла и напряжение находятся на приборном щитке перед водителем.

Там же расположены контрольные лампы и выключатели световых приборов, а также кнопка отключения межколесного дифференциала и контрольные лампы АБС (при оборудовании грузовика этой системой стабилизации).

Рядом на приборном щитке находятся сигнальные лампы:

  • температуры охлаждающей жидкости (загорается при температуре 105±5°С),
  • аварийного давления масла,
  • уровня топлива (загорается при заполненности топливного бака на 16-20% и ниже),
  • давления воздуха в тормозной системе,
  • загрязнения масляного фильтра и другие.

Для прогрева двигателя или накачки шин необходимо нажать на педаль подачи топлива, зафиксировать защелкой и отпустить. Прогревать двигатель следует на минимальных оборотах с постепенным повышением до средних. Начинать движение можно только, когда охлаждающая жидкость нагрета не менее 40°С.

При движении использовать постоянную подачу топлива нельзя!

Стояночный тормоз включается приведением рычага в заднее положение. При возвращении в переднее положение – выключается. В промежуточных позициях подключается дополнительный тормоз.

Коробка передач ЯМЗ-236П – пятиступенчатая с синхронизаторами на 2-3 и 4-5 передачах. Переключение передач происходит по следующей схеме:

Для подъема платформы нужно повернуть кран управления в положение «подъем». Другие положения: стоп, спуск и транспортное.

При трогании на скользком участке, прохождении трудных участков дороги следует включать блокировку дифференциала . Делать это нужно на стоящем автомобиле или на скорости до 10 км/ч.

Вхождение в поворот с заблокированным дифференциалом опасно . Это снижает управляемость и ведет к повышенному износу силового привода! При заблокированном дифференциале соответствующий значок на приборной панели горит оранжевым.

Безопасность

Работа с самосвалом связана с опасностью травм и несчастных случаев. Для снижения этих рисков и вероятности поломок следует соблюдать ряд правил безопасности. Вот некоторые из них.

  • Запрещается находиться перед кабиной при подъеме и опускании, а также движение без фиксации кабины тросом и при открытом механизме откидывания.
  • Во время движения не следует проводить регулировку сиденья водителя.
  • Запрещено движение с поднятой платформой и опускание груженой платформы.

Подробные указания по безопасной работе и содержит инструкция по эксплуатации МАЗ-5551 . Там же, помимо детального описания конструкции и узлов самосвала, можно найти требования к техническому обслуживанию и основные рекомендации по устранению неисправностей.

Благодаря популярности этого автомобиля в продаже имеется также множество руководств по ремонту, а покупка запасных частей не вызовет никакой сложности.

Модификации и цены

МАЗ-5551 выпускается во множестве комплектаций , различающихся между собой грузоподъемностью, возможностями выгрузки, объемом платформы. Это позволяет подобрать машину под любых хозяйственные или промышленные нужды. Среди популярных моделей:

  • МАЗ-5551-020 – старая модификация с двигателем 180 л.с., но с увеличенной до 10т грузоподъемностью.
  • МАЗ-5551 А2-320 новая модель с большей грузоподъемностью, аналогично стандартной модификации имеет разгрузку только назад. Двигатель – 230 л.с. от ЯМЗ.
  • МАЗ 5551 А3-4327 - модель для перевозки сыпучих материалов или сельскохозяйственной продукции с большим сварным кузовом (объем 12,5 м³) и выгрузкой на три стороны. Кузов имеет откидные борта, что дает возможность загрузки с двух сторон. МАЗ 5551 «сельхозник» имеет грузоподъемность 9,2 т
  • МАЗ-5551 А2-325 – самосвал для перевозки грузов в составе автопоезда, может работать с прицепом. Аналогично МАЗ-5551 А3-4327 обладает возможностью трехсторонней выгрузки, но с кузовом 5,5м³. Может везти до 9,7т груза.
  • Выпускается также тягач МАЗ-5551 А2-340 с полуавтоматическим сцепным устройством, имеющим две степени свободы. Предназначен для комплектования специальным оборудованием и работы в коммунальном хозяйстве, в качестве эвакуатора и т.д.

Разброс цен на бывшие в эксплуатации автомобили с двигателем 230 л.с. составляет от 400 до 900 тыс.рублей в зависимости от состояния и года выпуска. За меньшие деньги, от 150 до 300 тысяч, можно приобрети машину с 180-сильным двигателем, обычно таким автомобили требуют более или менее объемного ремонта перед началом эксплуатации МАЗ-5551.

Цена за новый самосвал современных модификаций – около 1 млн 300 тыс. рублей. Это немного меньше, чем цена на ЗИЛ-157.

Вот уже многие годы МАЗ-5551 заслуженно остается востребованным на территории бывшего СССР. Его первые модели уступали в функциональности, однако, с конца 90-х новые модификации стали более безопасными и надежными.

Это немедленно получило отклик на рынке. Среди достоинств МАЗ-5551:

  • приспособленность к любым климатическим условиями и состоянию дорог
  • маневренность и управляемость, простота разворота что особенно важно в городе
  • небольшой расход топлива у МАЗ-5551 делают самосвал выгодным в эксплуатации
  • обыстрая окупаемость даже при относительно высокой цене

Все это делает самосвал МАЗ-5551, технические характеристики и цена которого отвечают запросам большинства предприятий, отличным выбором для работы. Ну а народная любовь к МАЗ-5551 выражается и в моделях 1:43, по которым можно отследить изменения внешнего вида и развитие модификаций самосвала.

На нашем сайте вы найдете описание еще одного самосвала – ЗИЛ-5301.

Автомобиль Маз изготовили в 1947-м году после войны, когда было принято решение основать в Минске завод по производству мощных и эффективных грузовых машин. С тех пор прошло много лет, но Маз и сегодня пользуется большим спросом. Например, чего только стоит новый и экономичный Маз 5551 или другие его модификации? Узнаем больше про технические характеристики грузовика, его объем и многое другое.

Сразу скажем, что объем кузова этого самосвала равен 6-8 куб.м. Другими словами, столько помещается в Маз сыпучих грузов. Что же касается грузоподъемности и других параметров различных моделей Маз, то об этом будет подробно написано ниже.

Маз 5551

ВНИМАНИЕ! Найден совершенно простой способ сократить расход топлива! Не верите? Автомеханик с 15-летним стажем тоже не верил, пока не попробовал. А теперь он экономит на бензине 35 000 рублей в год!

1988-й год ознаменован выходом 5551-й модели белорусского автопрома. Среди особенностей кузова новинки сразу выделяется подъем кузова, открывающийся/закрывающийся задним бортом.

Можно выделить также днище автомобиля, обогревающееся в зимнее время газами, отработанными из силовой установки грузовика.

Кабинка Маз 5551 изготовлена в 2-местном варианте, откидывается вперед, как и на всех классических Мазах.

Традиционная сфера применения грузовика Маз – строительная сфера и сельское хозяйство, хотя, в последнее время наметился переход автомобиля и в другие отрасли. В частности, речь идет про коммунально-сельское хозяйство, промышленные объекты, бизнес-сферы и так далее.

Популярность грузовика растет, его роль и значение с каждым разом повышается, людей интересует вместительность кузова, технические возможности автомобиля. Чем же вызван такой ажиотаж на грузовик?

В первую очередь, безусловно, возможностью применения и зимой, и летом. Как говорится, это грузовой автомобиль для любой погоды, он и в огонь, и в воду.

Немаловажное значение имеет и способность преодолевать любые дороги. Как породистый внедорожник, Маз щелкает как семечки все неровности, ухабы и ямы.

Хорош грузовик также в плане маневренности, не уступает он зарубежным аналогам в управляемости и проходимости, превосходит в плане расхода горючего и чувствительности к нему.

Итак, рассмотрим подробнее Маз 5551. Именно он пользуется сегодня бешеной популярностью далеко за пределами Беларуси. Возможности этого самосвала просто огромны, ведь он может перевозить большой груз на короткие и длинные дистанции. 5551 на первом месте по параметру оправданности стоимости среди всех самосвалов, и это еще не громко сказано.

Еще одной отличительной чертой, вызывающей зависть конкурентов, является способность Маз 5551 разворачиваться на узких дорогах, чуть ли не как «легковушка».

Экстерьер нового Маз отвечает всем современным параметрам стиля, дизайн не вызывает негативной критики, сама же конструкция грузовика делает его удобным для эксплуатации.

Интересно, что производители заменили для удобства водителя пружинный механизм привода гидравлическим. Это же положительно сказалось на безопасности автомобиля, на котором в этих же целях усложнили открывание решетки радиатора.

2-местная кабинка, несмотря на ожидаемую тесноту, довольно комфортна. Сиденья разделены удобной полочкой, на которой легко можно хранить всякую мелочь.

Кабинка Маз сделана настолько хорошо, что любой его элемент можно при дефекте заменить самостоятельно, купив необходимое в любом магазине страны.

Водительское кресло оборудовано рессорами, однако по замечаниям владельцев и пользователей Маз 5551 оно сделано из ряда вон плохо.

Пассажирское сиденье неподвижное, зафиксировано намертво к кузову. Благодаря отсутствию амортизации в местах крепления, пассажиру сидеть вполне комфортно.

Теперь самое вкусное – кузов. Он ЦЛМ с возможностью разгрузки назад. Но в плане функциональности уступает многим современным машинам, оснащенным спецсистемами, предоставляющими возможность разгрузки на три стороны.

Зато Маз 5551 оснащен автоматической системой подогрева, придуманной с большой смекалкой. В результате этого работать на машине удобно и зимой. Даже в самые лютые морозы ничего под кузовом не замерзает.

Тормозная система белорусского грузовика очень уж примитивна. Есть и недостаток, уже явный – длительное время закачки системы, что вынуждает водителя несколько раз нажимать на педаль.

Расход горючего составляет 28-33,7 литров. Это хороший показатель, считающийся низким по сравнению.

Технические характеристики Маз 5551

Кузов Самосвал
Кабина 2-местная, без спального места
Клиренс, мм 270
Длина, мм 5990
Ширина, мм 2500
Высота, мм 2295
Мощность, л.с. 180
Двигатель ЯМЗ дизель 6 цилиндров
Привод 4х2
КПП МКПП ЯМЗ-236П
Подвеска Рессорного типа
Тормозная система Барабан

Эксплуатационные возможности Маз 5551

Маз 5516

Еще один самосвал, произведенный на белорусском заводе, имеет колесную формулу 6х4 и выпускается с 1994 года. Речь идет об известном грузовике Маз 5516.

Эта модель Маз выпускается изначально под несколько целевых задач, что объясняется 2-я типами кабинок – длинной и короткой. Рассмотрим подробнее сферу, где применяется этот грузовик.

Модификация 5516 предназначена для перевозки сыпучих грузов, в частности, зерна. Вот ее особенности:

  • Отличается от стандартной версии возможностью производить 2-стороннюю боковую разгрузку;
  • Объем платформы этой модификации увеличен до 22 куб. метров, следовательно, увеличена и грузоподъемность. Последняя составляет 20 тонн.

5549

5549-й изготавливали на платформе 5335. На этом Мазе 5549 отличительной особенностью является оптика, перенесенная на передний бампер. Это отвечает, как раз, последним требованиям, касающимся монтажа светооптики на самосвалах.

Спецзаглушка и декоративная радиаторная решетка были установлены в передней зоне кабины. Здесь же поставлены были «габаритки», четко сочетающиеся с поворотными указателями.

Грузоподъемность этого Маз сравнительно мала – 8 т. Зато расходует он значительно меньше – 22 л/100 км.

Клапан подъема

Одной из важнейших деталей Маз является клапан подъема или управления, как ее еще принято называть. Служит она для спускания площадки в конце подъема. В данном механизме предусмотрено спецустройство, которое хорошо предохраняет все механические элементы от перегрузки.

Схема клапана устроена не так уж сложно. Обязательным элементом является чугунный корпус, в котором расположены главные составляющие клапана и предохранитель.

Также здесь размещено резиновое седло и несколько обязательных манжет, выполняющих роль уплотнителей. Между ними предусмотрено технологическое отверстие.

Обслуживание и уход

Этот клапан нуждается в обязательном уходе, что подразумевает проверку герметичности манжет и резинового седла. Помимо этого владельцу автомобиля Маз придется проверять состояние тросика и точность настройки его хода.

Не менее важным является проверка надежной фиксации клапана к раме. Как известно, это крепление осуществляется с помощью 2-х болтов, которые рекомендуется регулярно проверять и подтягивать (в процессе активной эксплуатации самосвала – каждый день).

Признак распространенной неисправности клапана подъема – характерное шипение. Это происходит, когда повреждается диафрагма пневмокамеры, через который проходит сжатый воздух.

Выход воздуха в такой же мере может свидетельствовать об износе манжет, поставленных с внешней стороны.

И наконец, обязательно нужно диагностировать состояние тросика клапана, его настройки. Он не должен иметь каких-либо перегибов, и не заедать при работе клапана.

Про ремонт кузова автомобилей Маз можно узнать из рекомендаций в других статьях нашего сайта. Полезная информация находится в фото и таблицах.

Самосвал МАЗ -5551, производство которого стартовало более четверти века назад, в 1985 году, не назовешь новым автомобилем. Однако, и в наши дни этот самосвал остается одной из наиболее массовых моделей грузовиков, встречающихся в России.

Трудно найти в стране хоть одну стройплощадку, где бы ни работали эти маневренные самосвалы. Популярности «минчанина» способствует и то, что среди отечественных автомобилей конкурентов у него практически нет. В том же сегменте на рынке присутствуют и ЗиЛ-4520, однако это самосвалы с колесной формулой 6х4, более приспособленные для перевозки груза на дальние расстояния, а вот МАЗ-5551 оптимален для работы на «коротком плече», что и позволяет использовать его на городских стройплощадках.

Интерьер, экстерьер и эргономика

Рассмотрим более подробно, что представляет собой минский «долгожитель». В варианте без спального места кабина МАЗ-а значительно просторнее КамАЗа. Удачное расположение ступенек и поручней позволяет легко забираться в кабину. А вот эргономика кабины оставляет желать лучшего.

Несмотря на то, что рулевая колонка регулируется в двух плоскостях, а подушка сидения перемещается на салазках, комфортного положения водителя добиться не удается. Обзорность при этом не страдает, но дискомфорт приводит к повышенной утомляемости водителя, особенно на дальних маршрутах. Не добавляет комфорта и великоватое рулевое колесо, для поворота которого водителю небольшого роста приходится постоянно наклоняться вперед.

Приборная панель грузовика, в целом, удобна и достаточно информативна. Однако и здесь не обошлось без «ложки дегтя». Речь идет о недостаточной яркости световой индикации, плохо просматриваемой в дневное время.

Тем не менее, удачные решения перевешивают допущенные при конструировании кабины промахи. Так, очень удобна компоновка блока предохранителей и реле. Он расположен за приборной панелью со стороны пассажирского кресла под легко открываемым лючком. Комфорт в кабине обеспечивают также вентиляционный люк на крыше, плафон внутреннего освещения кабины и эффективная система отопления.

В кабине, в отличие от КамАЗа, всего одно пассажирское кресло. Между водительским и пассажирским креслами расположена удобная полка для хранения документов, бутылок и прочей мелочи. Здесь же расположилась сигаретница, но пепельницы и прикуривателя разработчики почему-то не предусмотрели. Крупные зеркала заднего вида обеспечивают водителю отличный обзор и способствуют повышению безопасности управления самосвалом.

Кресло водителя установили на пневмоподвеске

Регулируемое водительское кресло оснащено системой подрессоривания. Тем не менее, по настоящему комфортной кабину минского грузовика не назовешь, так как крепления кабины к раме не оснащены системой амортизации. А пассажирское сидение вообще лишено комфорта, ведь оно не регулируемое, и просто жестко крепится к полу кабины.

Подъем кабины для получения доступа к силовому агрегату осуществляется при помощи гидропривода. Гидропривод имеет важное преимущество в сравнении с системой пружинного подъема кабины, так как здесь исключена возможность непреднамеренного откидывания кабины в случае поломки замка. Гидроприводы, которыми укомплектовываются отечественные автомобили, а МАЗ к иномаркам все-таки не отнесешь, практически все идентичны, а вот хитрых систем фиксирования для откинутой кабины конструкторы придумывать не стали, застраховав ее обычным стальным тросом. Как говорится, дешево и сердито.

Подъем кабины допустим только при открытой решетке радиатора, а для того чтобы водитель или механик не забыл об этой операции, монтажка, приводящая в действие подъемник, закреплена под решеткой. Да и буксирный палец удаляется лишь после откидывания решетки радиатора.

Среди недостатков отметим и низкое расположение внутренней рукоятки открывания двери, из-за чего открывать дверь изнутри крайне неудобно.

Техническая часть

Теперь поговорим о ходовых качествах самосвала. Поскольку рассматриваемый нами экземпляр новый, с пробегом всего в 900 километров, некоторые претензии к отдельным агрегатам могут быть временными. К примеру, у коробки передач на рычаге хорошая избирательность, но очень высокое усилие при переключении.

Сам процесс переключения передач лишен плавности. Но это, однозначно, временный недостаток: после обкатки и притирки деталей работа агрегата приобретает должную плавность. По крайней мере, переключение с нижней передачи на верхнюю при двойном выжиме сцепления, и с верхней на нижнюю, с перегазовкой и двойным выжимом происходит без точно и мягко. Двигатель ЯМЗ 236 при этом без надрыва отрабатывает пониженную передачу. По информации завода, на самосвал начали устанавливать ЯМЗ-6563.10 экостандарта Евро-3.

установлен ярославский V-образный мотор ЯМЗ-236НЕ2-30 ЕВРО-2

К слову, ярославский мотор без системы турбонаддува — прекрасный агрегат, прошедший проверку временем. К двигателю претензий практически не возникает. А вот ярославская коробка вызывает немало нареканий. При полной нагрузке в 10 тонн грузовик очень трудно сдвинуть на первой передаче. Из-за короткой первой передачи разгонная динамика очень медленная. А вот на ровной дороге грузовик с полной массой, превышающей 17 тонн, без проблем трогается со второй передачи.

Пневмотрубки лучше сразу обернуть — иначе перетрутся о раму

Самосвал с полной нагрузкой способен развивать скорость до 90 км/час. Это максимальная скорость, но даже на пятой передаче МАЗ держит 40 км/час. Отличается самосвал и своей юркостью, гидроусилетель руля при работающем двигателе работает бесперебойно.

Маневренность самосвала на высоте – в два приема он способен развернуться даже на самой узкой дороге. Стабилизатор поперечной устойчивости, установленный за задним мостом обеспечивает высокую устойчивость тяжело груженой машине на поворотах.

Пневматические тормоза вполне эффективны, единственный недостаток – долгая закачка воздуха в систему. Как видно, мощность компрессора недостаточно высока. Загрузка и разгрузка балласта при испытаниях прошла в штатном режиме, без проблем, все как и на других самосвалах.

А вот с передним правым колесом эксплуатационникам, надо признаться, не повезло. Заводчане закрепили его на ступице с небольшим перекосом, что очень сильно ощущается на руле. Вес колеса почти равен центнеру, в принципе, оно может весить и больше, лишь бы при его установке не допускалось бы перекосов. Невольно вспоминаешь, что в США бездисковые колеса в свое время тоже были в моде, но нынче там они практически не встречаются.

Общее впечатление

А в целом, машина оставила приятное впечатление. Мы ознакомились с автомобилем в самой экономичной версии самосвала, которая продается за минимальную цену. Подводя итоги, можно прийти к выводу о том, что минские автомобилестроители производят добротную, надежную технику.

При разработке данной модели были учтены и доработаны недостатки, наличествующие в прежних моделях. Так, в МАЗ -5551 конструкторы, наконец, распростились с рычагом переключения передач в виде лома, присутствующий во всех предыдущих моделях.

Да и передачи уже не требуется, как прежде, отлавливать по всему пространству кабины. При этом схема переключения передач осталась прежней.

Барабанный ручник на МАЗ — 5551 заменен тормозными камерами с пружинными энергоаккумуляторами. Правда, камеры не снабжены болтами для осуществления принудительного растормаживания в случае отсутствия воздуха в системе.

Но, к подобным недостаткам следует относиться с пониманием, ведь стоимость автомобиля значительно ниже аналогичных моделей иностранного производства, напичканных всевозможными дополнительными узлами и системами.


Безусловно, при тестировании самосвала обнаружилось немало элементов, требующих «приложения рук», но их значительно меньше, чем на любом из автомобилей, производимых на автозаводах СНГ. Таким образом, самосвал МАЗ -5551доказывает, что он не зря унаследовал прозвище «трудяга», заслуженное его предшественником МАЗ-503 еще в 60-е годы.

Немного истории

Возведение автомобильного завода в обескровленном от фашистской оккупации Минске началось в 1944 году. Сначала на заводе производился ремонт автомобилей, предназначенных для нужд фронта, а после окончания Великой Отечественной войны, в 1947 году в экспериментальном цехе МАЗ-а была проведена сборка первых грузовиков марки ЯАЗ.
В феврале 1948 года первый серийный образец грузовика МАЗ 200А отправился в Москву для проведения испытаний и утверждения в Минавтопроме СССР. Именно этот автомобиль положил начало выпуску целого поколения новых советских тяжелых двухосных грузовиков. Эмблема минского автозавода, беловежский зубр, как нельзя лучше олицетворяла могучую силу и выносливость белорусских трудяг.

Конструкция грузовиков постоянно совершенствовалась. К началу 60-х годов грузовики капотной компоновки с двухтактными двигателями уступили свое место на конвейере автомобилям собственной разработки МАЗ-500 с четырехтактной силовым агрегатом ЯМЗ-236, расположенным под кабиной. Среди множества модификаций этого грузовика присутствовал и самосвал МАЗ-503, являющийся предшественником модели МАЗ -5537, на основе которой и был разработан МАЗ-5551.

МАЗ-5551 на испытаниях

В новой версии грузовика кардинальные изменения претерпела кабина. Изменен дизайн фар, решеток радиатора, форма кабины вместо округлых форм обрела четкие грани. Вместо раздвоенного лобового стекла на грузовике стали устанавливать гнутое панорамное лобовое стекло. На крыше стали устанавливать спойлер новой конструкции. Изменения коснулись и внутреннего оформления водительской кабины, появились новые рычаги и рулевое колесо.
Подъемный механизм кабины приводится в действие с использованием «монтажки», с ее помощью открываются и замок, фиксирующий кабину.

Отношение к конструктивным решениям, примененным при разработке грузовика, может быть двояким. С одной стороны, большинство примененных решений можно назвать анахронизмом, с другой – решениями, проверенными временем. Проведя тестирование самосвала, только сошедшего с конвейера, мы более склоняемся ко второму подходу. Тем не менее, некоторые узлы и элементы конструкции, безусловно, нуждаются в обновлении и приведению в соответствие современным требованиям.

Страны, в которой много лет назад сошел с конвейера первый самосвал МАЗ-5551, давно уже нет на карте мира. Российская Федерация и Республика Беларусь суверенные, независимые государства. К сожалению, многие из прославленных заводов, созданных за годы существования Советского Союза, пришли упадок и прекратили свое существование. Минский автомобильный завод в переходный период также пережил непростые времена, но благодаря гибкому менеджменту и эффективной работе всего трудового коллектива предприятие выжило и стало одним из ведущих производителей автомобильной техники на постсоветском пространстве.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook