Как сделать бензиновую радиоуправляемую машинку своими руками. Бензиновые машинки на радиоуправлении своими руками

Приветствую!

В мире достаточно много разнообразной радиоуправляемой (RC) техники, от совсем простых детских машинок на пульте управления до огромных моделей самолетов достигающих размеров автомобиля. В этой статье, я хочу рассказать о части RC мира под названием автомоделизм, о том какие классы моделей бывают, на какие категории делятся, с чего начать и так далее.

Подробности под катом. Осторожно, много трафика.

Типы моделей

Монстры (Monster Truck)
Наиболее популярный класс техники для развлечения.
Представляет собой модель с большим клиренсом, огромными колесами, высоким центром тяжести, соответственно очень неустойчив.
Способен преодолевать любой тип поверхности, идеален для прыжков с трамплинов, горок и просто для развлечения на даче.

Багги
Как правило полный привод. Способны преодолевать любой тип поверхности, при этом наиболее оптимальным будет езда по плотно укатанному грунту.
Именно этот класс наиболее широко представлен на соревнованиях.

Шорт-корс (Short Course)
Представляет собой пикап с короткой базой и задним приводом.
Обладает большой схожестью (копийностью) с настоящими автомобилями. Предназначен для той же поверхности что и багги, то есть укатанный грунт.

Трагги (Truggy)
Что-то среднее между багги и монстром.
Характеризуется наличием больших широко расставленных колес и небольшим клиренсом. Соответственно на этом классе можно отлично преодолевать разнообразные препятствия, трамплины, неровный грунт, при этом управляемость хуже чем у багги, но лучше чем у монстра.
Отличный компромиссный вариант.

Краулеры (Crawler)
Характеризуется огромным клиренсом, таким же огромным ходом подвески, низкой скоростью.
Предназначен исключительно для аккуратного и неторопливого преодоления препятствий.

Дрифт (Drift)
Исключительно шоссейный машины.
Предназначены, как понятно из названия, для дрифта на асфальте.

Ралли (rally)
На ряду с краулерами довольно редкий класс авто.
Как правило, полноприводные машины. Отличаются копийностью. Предназначены для укатанного грунта.

Трофи (trophy)
Отличается высокой копийностью, полный провод - часто с неразрезными мостами, низкой скоростью, мягкими цепкими покрышками.
Предназначен для неспешного преодоления разнообразных препятствий в виде луж, грязи, болота.
На популярные модели продается огромное количество тюнинга в виде канистр, колес, кузовов и прочее для создания точной копии настоящих трофи автомобилей.

Масштаб моделей

Модели различаются по масштабу от микро (1:18) для огромных 1:5 или 1:4 достигающих 1 метра длиной.
Модели масштаба от 1:18 до 1:12 фактически представляют собой игрушки и в соревнованиях не участвуют, при этом не годятся в подарок маленьким детям и не предназначены для катания дома, так как способны развить скорость в 30-35 км/ч.
Наиболее интересный и популярные масштабы это 1:10 и 1:8. Именно в этих классах проводятся основная часть соревнований и наибольшее разнообразие моделей.
Модели масштаба 1:10 и 1:8 могут достигать 50 см в длину и не предназначены для покатушек во дворах и местах скопления людей, поскольку в могут развивать очень большую скорость (до 117 км/ч HPI Vorza), а в купе с массой (около 4-6 кг) могут причинить серьезную травму.
Самые большие модели масштаба 1:5 обладают, в подавляющем большинстве, двигателем внутреннего сгорания объемом 24-28 см3 и фактически повторяют конструкцию настоящих автомобилей.

Двигатели

В настоящий момент, у автомоделей двигатели бывают четырех видов:
  • Электрический коллекторный мотор . Электромоторы совершенно стандартной конструкции с катушкой, щетками. Характеризуется малой мощностью, часто слабой надежностью и в целом не интересен. Применяется на недорогих моделях малого и микро масштаба. Для моделей масштаба 1:18, позволяет достигать скорости в 25 км/ч.
  • Электрический бесколлекторный (вентильный) мотор (БК) . Появился в RC относительно недавно, заметно оттеснив традиционные модели с двигателями внутреннего сгорания, поскольку выдает схожую мощность и в отличии от ДВС значительно проще в эксплуатации.
  • Калильный карбюраторный двигатель . Используется в моделях от 1:12 до 1:8 масштаба. Заправляется топливом с содержанием от 16% до 30% нитрометана. Очень капризный двигатель, нуждающийся в тонкой настройке карбюратора. Крайне не рекомендуется новичкам или тем кто не любит ковыряться с техникой. Двигатель малообъемный (несколько кубических сантиметров), но при этом позволяет снимать несколько лошадиных сил и достигать 30000 - 40000 оборотов.
  • Бензиновые двигатели внутреннего сгорания. Применяются в моделях масштаба 1:5. Заправляются бензином АИ 92-95. Двигатели намного менее капризные чем малообъемные калильные моторы

Цены

Цены на автомодели, в отличие от авиамоделей, имеют свой четкие рамки. Так цены на китайские модели 1:18 с коллекторными моторами начинаются от 3000 рублей (~80 usd). С более мощным бесколлекторным мотором цена достигает 4500 рублей (~130usd). Диапазон цен на хобийные модели (не спортивные) более интересного масштаба (1:10, 1:8) разнится от 10000 рублей до 25000 (300 - 700 usd). Самые дорогие, это модели масштаба 1:5, цены могут достигать 40 - 70 тысяч рублей (1200 - 2000 usd).

Комплектации (варианты поставок)

Бывает два вида поставки моделей:
  • RTR - ready to run. Такая комплектация означает что модель собрана и полностью готова для заездов. Но при этом надо учитывать что аккумуляторы, зарядное устройство и так далее могут не входить в комплект. Обычно они входят в комплект только для совсем бюджетных аппаратов. Также если вы покупаете модель с ДВС, вам в обязательном порядке надо будет докупить накал свечи, батарейки, топливо, термометр и так далее.
  • Kit. Такая комплектация означает что для окончательной сборки модели помимо аккумуляторов, зарядок и прочее, вам потребуется двигатель, аппаратура (пульт с приемником) колеса, регулятор оборотов двигателя и прочее. Киты предназначены для спортсменов и не предназначены для новичков. Такие наборы обычно поставляются в максимальном тюнинге и подразумевается что весь дополнительный обвес у спортсмена уже есть.

Аппаратура (аппа)

Одна из важнейших частей в RC хобби это аппаратура: пульт, приемник, телеметрия. На рынке представлено большое количество вариантов от совсем простых и бюджетных вариантов 2-х канальной аппаратуры за 15-20 баксов:

До навороченной 4-х канальной, с телеметрией, кучей настроек и прочих фишек и ценой в 600 usd:

Конструкция автомодели на примере моей ДВС трагги

Общая картинка с официального сайта:

Модель полноприводная. Три дифференциала. Двигатель 4.6 см3, мощностью в 2.9 л.с. Два кардана расходящиеся от центрального дифференциала с переднему и заднему. На центральном дифференциале закреплены два дисковых тормоза. Двигатель калильного типа, это значит, для запуска двигателя свечу необходимо нагреть специальным накалом, а дальше спираль свечи держит температуру сама.
Нижняя дека:

Нижняя дека представляет собой алюминиевую пластину толщиной 4.5 мм с отверстиями для запуска мотора с помощью стартового стола.
Конструкция передней подвески:

Конструкция передней подвески по сути не сильно уступает настоящим автомобилям в сложности и сильно их превосходит в плане надежности, так падения с высоты 2 метра на грунт с десятком переворотов, как правило для автомодели проходят без каких-либо поломок.

Какую модель купить?

Вопрос сложный и как в случае в компьютерами надо вначале определиться с бюджетом и задачами. Так например есть вы хотите просто погонять на модели, попрыгать с трамплинов и просто получить фан, то ваш выбор это монстр - например HPI Savage. Вам интересны большие машины 5-го масштаба то можно посмотреть в сторону HPI Baja 5T. На ряде форумов есть специальные темы для новичков посвященные выборам техники - ссылки внизу статьи.

Бренды (производители)

В настоящий момент на рынке представлено большое количество производителей. Их можно попробовать разделить в три категории:
  • Чистокровные китайцы: Iron Track, Himoto, BSD Racing, VRX Racing, HSP. Выгодно отличаются ценой, при этом может надежность и продуманность конструкции может страдать. Можно купить как первую модель для того чтобы понять нравиться или нет, обзавестись опытом ремонта и эксплуатации.
  • RTR модели производителей из Штатов, Великобритании и Японии: HPI, KYOSHO, Team Associated, HOTBODIES, Traxxas, Maverick, Team Losi. В среднем «по больнице» обладают большей надежностью и продуманностью конструкции чем китайцы при несколько большей цене. В случае производителей из средней группы надо рассматривать каждую модель в отдельности, поскольку у каждого бренда есть как качественные удачные модели так и не качественные
  • Киты от Xrax, KYOSHO, Durango, Team Associated. Бескомпромиссные модели для спортсменов в полном тюнинге. Один только кит может стоить дороже чем такая же модель в RTR варианте и не забываем что к ней надо докупить аппу, движок, колеса, регулятор оборотов и прочее. При средней стоимости RTR модели в 20 тысяч рублей (600 usd), подготовленный вариант для соревнований на базе кита может стоить до 60 - 70 тысяч (2000 - 2300 usd).

Соревнования

Для любителей RC хобби проводятся соревнования как регионального уровня так и общероссийского. У соревнований как правило жесткий регламент и делятся в общем случае на следующие классы:
  • Багги 1:10 4wd электро
  • Багги 1:8 4wd электро
  • Багги 1:10 4wd нитро
  • Багги 1:8 4wd нитро
  • Хобби unlim 1:8
Необходимо оговорится что описанные классы это некоторая условность и может меняться от городу к городу, в зависимости от популярности тех или иных моделей.
Если же вы решили что хотите участвовать в соревнованиях, хорошо подумайте нужно ли вам это, поскольку как и любой спорт RC гонки требует много времени, денег, знаний и терпения. Как я выше упомянул, подготовить новую модель с нуля для соревнований на базе кита, может стоить в 60 - 70 тысяч рублей. Подержанную можно найти за 25-35 тысяч.

Нитро или электро

До появление БК систем в мире автомоделизма правили ДВС, поскольку коллекторные моторы обладают значительно меньшей мощностью. С появлением бесколлекторных (вентильных) электромоторов весы качнулись в обратную сторону, поскольку у электро моторов при сравнимой с ДВС мощностью есть ряд преимуществ, таких как тишина, надежности, не надо настраивать, обкатывать, не надо заводить, обслуживание на порядок проще и так далее. При этом есть недостаток в виде необходимости зарядки аккумуляторов и вздутии аккумуляторов при минусовой температуре.
От себя могу заметить, что когда выбирал серьезную модель, выбор остановился именно на ДВС варианте, о чем я потом неоднократно пожалел, так как обслуживание, настройка и прочее отнимают много времени, зато можно кататься пока есть топливо, а бешеный рев мотора в купе с облаком дыма не оставляет равнодушным не одного прохожего.

Как начать?

Для того чтобы понять нравиться или нет, определится с моделью и в общем, советую приехать и посмотреть на соревнования, покатушки. Народ как правило отзывчивый и общительный, помогут и подскажут, поскольку сами когда-то так начинали. Также стоит обратиться с вопросом на форумах RC хобби.
В Питере можно приехать и пообщаться на трассу для гонок под названием «Под мостом»:

Если вы с детства привыкли «крутить гайки», лучшим подарком для вас был конструктор, а велосипед-мопед-мотоцикл или автомобиль вы предпочитаете ремонтировать собственноручно, то эта статья, скорее всего, откроет для вас совсем немного нового. Сборка радиоуправляемой автомодели не особенно трудна, в частности, если представляешь, что и где должно стоять, и как работать.

Тем же новичкам, кто лишь приблизительно понимает, как устроен и большой автомобиль, и его уменьшенная копия, эта статья будет крайне полезна.

В первую очередь вам нужно определиться с приобретением шасси. Как было сказано в одной из наших статей, автомодели поставляются в комплектации RTR – полностью собранные и подготовленные для поездок и в KIT-наборах для конструирования (которые, в свою очередь, делятся на три вида, по профессиональному уровню).

Те, кто выбирают комплект RTR, не подумайте, что для вас сборка «закончилась» и вы можете смело кататься. Вовсе нет. Оптимально, вам нужно разобрать и снова собрать свою машинку! Дело в том, что заводская сборка часто бывает «неровная» - где-то недотянут болт, где-то нет фиксатора (Thread-Lock), возможно, неправильно сделан развал или не выставлены шестерни КПП. Ездить на непроверенной машинке – это риск сломать ее в первый же день. Кроме этого, разборка-сборка модели – это лучший способ изучить ее досконально. Поэтому, наберитесь терпения и внимательно прочтите настоящую статью, возможно, изложенная в ней информация вам пригодится.

Изучите инструкцию и комплектацию!

Внимательно прочтите инструкцию, прилагающуюся к вашей модели. Мы будем исходить из того, что перед нами KIT-набор, владельцы же RTR-модели просто сделают разборку (в обратном порядке), а затем сделают сборку. Убедитесь, что вам понятны все названия и термины. Проверьте комплектацию, все детали, имеющиеся в наличии, должны соответствовать спецификации.

Обратите вниманию на длину болтов и шурупов в их месте расположения. Их длины должно хватать для надежной фиксации. Помните, производитель не поставляет излишне длинных болтов и шурупов, как и слишком коротких. Если болт длиннее, чем вам требуется в месте крепления, значит от не отсюда! И где-то, в другом месте, его будет не хватать.

Не путайте левую и правую сторону, передние и задние узлы. Смотреть нужно по ходу машины, тогда все стороны и части будут соответствовать их правильной установке.

Для сборки лучше всего выделить просторный стол и настольную лампу для яркого местного освещения.



На стол лучше простелить светлую плотную ткань – на ней хорошо видны все мелкие детали. Кроме этого, рекомендуем припасти невысокую коробку с мелкими отделениями, в которую можно разложить мелкие детали. Оградите свое место сборки от внезапного вмешательства маленьких детей и животных.

Для работы вам понадобится набор инструмента:

Небольшие плоскогубцы.

Набор отверток с крестовыми и прямыми шлицами. Понадобятся отвертки маленького и среднего размера.

Бокорезы небольшого габарита. Плоскогубцы, бокорезы, пилочку, нож сможет заменить качественный мультитул.

Скальпель или специальный нож со сменными лезвиями.

Набор шестигранников.

Штангельциркуль.

Сборку модели следует производить согласно инструкции. Это не очень сложно, но свои тонкости имеются.

1.Детали с печатной платы следует откусывать бокорезами, после чего начистую дорабатывать место крепления скальпелем.

2.Болты и шурупы нужно затягивать без перенапряжения. Если у вас сложности с вкручиванием шурупа, смажьте его мылом (для этого заведите себе технический брусок).

3.Для предотвращения самооткручивания болтов и шурупов используйте Thread-Lock (клей-фиксатор). Как правило, в инструкции указано, где он наносится в обязательном порядке. Но, если вы чвствуете, что какой-то не указанный узел может раскрутиться, лучше его зафиксировать. Обычно все соединения болт-гайка фиксируют Thread-Lock.

4.Смазывайте шестерни, но разумно! Нельзя смазывать оголенные шестеренки, так как на них сразу же налипнет грязь.

5.Проверьте и выставьте при необходимости зазор в главной паре.

Чтобы проверить зазор между шестернями, проложите между ними листок бумаги и прокрутите шестерню (должны описать полный круг). Если на листке все зубья отпечатались, то зазор выставлен верно. Если есть пробелы, нужно шестерни немного поджать.

После сборки шасси (сбор модели – ходовой, двигателя, трансмиссии и т.д.) приступайте к установке аппаратуры. Отцентруйте сервомашинки. Для этого нужно выствить нейтральное положение триммеров и включить передатчик и приемник (с подключенными к нему сервомашинками руля). Сервомашинки сразу же примут центральное положение.

При монтаже приемника старайтесь установить его максимально далеко от аккумулятора, регулятора хода, силовых цепей. Выведите антенну также как можно дальше от возможных источников радиопомех.

Решив приобрести аккумулятор для бортового питания не промахнитесь с вольтажом, размерами, числом банок.

Приклеивая резину на диски, обязательно смойте заводской консервант! Вымойте резину с мылом и дайте просохнуть. Перед поклейкой резины нанесите на диски (в местах приклеивания) риски, например, крупной наждачкой.

Если у вас резина с направленностью, следите, чтобы она была поклеена в правильном ориентировании.

Стать счастливым обладателем мощной и надежной игрушки, управляемой на расстоянии, - мечта не только многих детей, но и некоторых родителей. Сегодня производители готовы предложить разнообразные развлечения, способные удивить даже самых искушенных юных потребителей. Техника на радиоуправлении может стать прекрасным подарком, а при правильной эксплуатации она способна прослужить довольно долго.

Среди большого числа моделей отдельного внимания заслуживают бензиновые машинки на радиоуправлении, поскольку показатели мощности и надежности этих изделий являются одними из самых высоких. Об особенностях этих популярных игрушек, их технических характеристиках и видах далее и пойдет речь.

Что представляет собой бензиновая машинка на дистанционном управлении?

В первую очередь стоит сказать, что такое изделие является практически полной, но лишь уменьшенной копией обычного транспортного средства. Эти машинки также ездят на бензине, при этом максимальные значения скорости действительно впечатляют: некоторые модели без труда разгоняются до 80 км/ч. Однако нелишним будет отметить и тот факт, что подобные механизмы периодически требуют ремонта, так же как и обычные автомобили, поэтому к процессу «вождения» следует подойти со всей серьезностью.

Безусловно, использовать такие игрушки в помещении не рекомендуется, поскольку оценить весь их потенциал можно только на открытых площадках, например, на асфальтированных трассах.

Основные характеристики бензиновых машинок на радиоуправлении

Разновидностей этих моделей существует множество: это и автомобили для шоссейных гонок, и багги, и образцы, предназначенные исключительно для дрифта, о которых речь пойдет немного позже. Та или иная машинка на радиоуправлении с бензиновым двигателем имеет свои характеристики.

Так, отличительной особенностью этих моделей является пульт. У образцов на радиоуправлении его максимальный радиус взаимодействия с машинкой обычно составляет около 150 м.

Еще одна уникальная деталь - это бензиновый двигатель, мощность которого может быть разной. От того, какой тип мотора установлен в той или иной модели, зависит сфера ее эксплуатации.

Если сравнивать бензиновые машинки на радиоуправлении по размерам, то смело можно выделить как детские уменьшенные изделия, так и крупные игрушки, которые больше подойдут взрослым любителям такой техники.

От чего должен зависеть выбор бензиновой радиоуправляемой машинки?

Чтобы приобретенная техника доставляла только радость, следует предварительно тщательно изучить весь ассортимент изделий и остановиться на самом подходящем. Подбирая машинку для ребенка, необходимо руководствоваться в первую очередь его возрастом, но также стоит подумать и о том, как он будет использовать игрушку. Если главное требование, предъявляемое к изделию, - скорость, то лучше всего выбрать шоссейный образец, а для преодоления препятствий идеально подойдет модель внедорожного типа.

Чем младше ребенок, тем проще должно быть управление. Лучше отказаться от приобретения высокочувствительных устройств, чтобы хозяин машинки не испытывал проблем. При этом следует обратить внимание и на размер изделия, поскольку некоторые бензиновые машинки на радиоуправлении бывают довольно объемными, что может быть весьма неудобно для маленького ребенка. Большие модели - идеальный вариант для взрослых.

Правильная эксплуатация бензиновой машинки на дистанционном управлении

Для того чтобы такая игрушка прослужила максимально долго, требуется ответственно подойти к ее содержанию. Не стоит забывать, что ребенку справиться с подобной техникой весьма проблематично, поэтому лучше, если рядом всегда будет взрослый. Разумеется, все ремонтные и профилактические работы (замена топлива, масла, смазка деталей и т. п.) также должны выполняться родителями не только из-за риска поломки техники, но и потому, что топливные вредные пары опасны для детского организма.

Многие бензиновые машинки на радиоуправлении продаются в разобранном виде, поэтому в процессе сборки таких изделий крайне важно руководствоваться прилагающейся инструкцией. Кроме того, правила безопасности исключают любые игры вблизи источников огня и открытых водоемов.

Характеристики и достоинства радиоуправляемых машинок для дрифта

Как уже говорилось ранее, техника на топливе, работающая от дистанционного пульта, может отличаться в зависимости от ее назначения. Так, широкой популярностью у потребителей пользуются бензиновые машинки для дрифта на радиоуправлении. Эти модели нравятся как взрослым, так и детям, а их отличие от обычных скоростных игрушек заключается в следующих технических характеристиках:

  • такие бензиновые машинки оснащены специальными амортизаторами с дрифт-пружинами;
  • шины этих изделий не имеют протекторного рисунка и являются более жесткими по сравнению с обычными моделями;
  • как правило, основу кузова подобной игрушки составляет противоударный пластик, а также прочный бампер, защищающий технику от ударов;
  • особая конструкция подвесок позволяет выполнять различные технические элементы.

Как не ошибиться с выбором бензиновой машинки для дрифта?

Игрушечные авто на радиоуправлении, предназначенные именно для таких целей, не стоит покупать совсем маленькому ребенку, поскольку минимальный возраст владельца должен составлять 3 года.

Кроме того, следует помнить, что не существует полностью универсальных моделей. Это значит, что, приобретая игрушечную машинку для дрифта, не стоит ждать от нее каких-либо иных свойств наподобие больших скоростей или высокой проходимости.

Еще один важный момент - это тип встроенного двигателя. Используемая для дрифта бензиновая машинка на радиоуправлении (фото различных образцов всегда можно найти в специализированных печатных изданиях) должна иметь весьма мощный мотор, чтобы оказываемые на модель нагрузки не вредили ей. Комплектация нового изделия, как правило, предполагает готовность игрушки к езде без необходимости приобретения дополнительных деталей.

Основные детали бензиновой машинки на дистанционном управлении

Далеко не всегда у родителей есть возможность купить своему ребенку дорогостоящую игрушку в магазине. Но если говорить о бензиновых машинках, то такие изделия вполне можно изготовить и самостоятельно. Устройство этих игрушек во многом напоминает структуру стандартного автомобиля, поэтому для многих водителей процесс монтажа будет понятен.

Чтобы разобраться с тем, как сделать бензиновую машинку на радиоуправлении, изначально следует определиться, какие детали для этой работы понадобятся. Так, в комплектацию стандартной игрушки входят следующие структурные части:

  • ударопрочный кузов;
  • бензиновый двигатель желаемой мощности;
  • крепкие колеса;
  • шасси;
  • набор инструментов в виде разных по размеру отверток.

Особенности сборки

Бензиновые машинки на радиоуправлении своими руками изготовить несложно. После приобретения необходимых материалов следует заняться монтажом.

Прикрепляя к каркасу передние колеса, необходимо убедиться в том, что они легко поворачиваются. Шины лучше всего выбрать резиновые, поскольку именно этот материал обладает максимально качественным сцеплением с дорожным полотном.

Кузов для машинки можно просто приобрести в магазине, но многие хозяева желают создать уникальную игрушку и придумывают свой собственный эскиз корпуса, который впоследствии изготавливают с помощью специалиста.

Подбирая радиоблок для управления, не стоит экономить на нем, поскольку качество этой детали напрямую влияет на удобство контроля над транспортным средством.

Безусловно, одна из самых важных составляющих машинки - это ее двигатель. Бензиновые образцы требуют тщательного ухода, однако их показатели мощности являются самыми высокими.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что собрать машинку на радиоуправлении, функционирующую при помощи топлива, вполне можно и собственноручно, главное - иметь для этого желание и весь список нужный деталей.

Всем привет. Представляю на общее обозрение самодельный пульт радиоуправления для управления различными объектами на расстоянии. Это может быть машинка, танк, катер и т.д. изготовленное мной для “детского” радио кружка. С применением радио модуля NRF24L01 и микроконтроллера ATMEGA16.

Давно у меня лежала коробка одинаковых поломанных игровых джойстиков от приставок. Досталась от игрового заведения. Особого применения в неисправных игровых джойстиках я не видел, да и выкидывать или разбирать жалко. Вот и стояла коробка мертвым грузом пылилась. Идея применения игровых джойстиков, пришла, как только пообщался со своим приятелем. Приятель вел кружок для юных радиолюбителей в интернате, причем бесплатно по выходным, приобщал любознательных детишек к миру радиоэлектроники. Дети они ведь как губка, впитывают информацию. Так как я сам очень приветствую подобные кружки для детей, а тут еще и в таком месте. То и предложил идею, как задействовать нерабочие джойстики. Идея заключалась в следующем: создать самодельный радио дистанционный пульт управления моделями, собранными своими руками, который хотелось бы предложить детям для изучения проекта. Идея ему очень понравилась, учитывая, что финансирование детских учреждений мягко сказать не очень, да и мне был интересен данный проект. Пускай я тоже внесу свою лепту в развитие радио кружка.
Цель проекта создать законченное устройство не только как радио дистанционный пульт, но и ответную часть на радиоуправляемый объект. Учитывая, что пульт для детей то и подключение приёмной части на модель, также должно быть по возможности простым.

Сборка и комплектующие:

Разобрав игровой джойстик на составляющие, сразу стало ясно, нужно изготовить новую печатную плату, причем, весьма необычной формы. Сначала, хотел развести печатную плату на микроконтроллер ATMEGA48, но как оказалось портов микроконтроллера просто не хватает под все кнопки. Конечно, такое количество кнопок в принципе не нужно и можно было ограничиться только четырьмя портами микроконтроллера АЦП для двух джойстиков и два порта для тактовых кнопок, размещенных на джойстиках. Но мне захотелось по возможности максимально большое количество кнопок задействовать, кто знает, чего там детишки ещё захотят добавить. Так была рождена печатная плата под микроконтроллер ATMEGA16. Сами микроконтроллеры у меня были в наличии, остались от какого-то проекта.

Резинки на кнопках очень сильно были изношены, и восстановлению не подлежали. Но это не удивительно учитывая, где джойстики использовались. По этой причине применил тактовые кнопки. Пожалуй, к минусам тактовых кнопок можно отнести сильное щелканье, возникавшие в результате нажатия на кнопку. Но для данного проекта это весьма терпимо.
Плату с джойстиками не пришлось переделывать, оставил какая есть, что значительно сэкономило времени. Торцевые кнопки также сохранил в первоначальном виде.
В качестве приемопередатчика выбрал радиомодуль NRF24L01, так как цена весьма мала в Китае по цене 0.60$ за шт. купил. Несмотря на свою малую стоимость, радиомодуль обладает не малыми возможностями и конечно мне подходил. Следующей проблемой, с которой столкнулся, а собственно где радиомодуль разместить. Пространство в корпусе свободного маловато, по этой причине радио модуль разместил в одной из ручек корпуса джойстика. Даже фиксировать не пришлось, модуль плотно прижимался, когда собирался полностью корпус.

Пожалуй, самой большой проблемой стал вопрос с питанием для радио пульта. Покупка каких-то специализированных аккумуляторов, скажем литиевых, влетало в немалую копеечку, так как собирать решено было семь комплектов. Да и оставшееся свободное пространство в корпусе не очень позволяло использовать стандартные аккумуляторы серии AA. Хотя потребление и не значительное можно использовать разные подходящие источники питания. Как всегда, на помощь пришла дружба, коллега на работе подогнал аккумуляторы литиевые плоские от мобильных телефонов и бонусом зарядки к ним. Все же немного пришлось переделать их, но это незначительно и гораздо лучше, чем делать с нуля зарядку для аккумуляторов. Вот на плоских литиевых аккумуляторах я и остановился.

В процессе испытания радио модуль, свою заявленную дальность оправдал и уверенно работал по прямой видимости на расстоянии 50 метров, через стены дальность значительно уменьшилась. Также было в планах установить вибромотор, который реагировал, скажем на какие-то столкновения или другие действия в радиоуправляемой модели. В связи с этим предусмотрел на печатной плате транзисторный ключ для управления. Но дополнительные усложнения я оставил на потом сначала нужно обкатать программу, так как она ещё сыровата. Да и конструкция, учитывая, что это прототип требует мелких доработок. Вот так как говорится “с миру по нитке”, практически с минимальными вложениями был создан пульт радиоуправление.

В данной статье приведены рекомендации по сборке автомодели для начинающих, а также перечислены часто встречающиеся ошибки, которые обычно совершают моделисты при постройке своей первой модели. Здесь вы найдете те советы, которых, как правило, нет в инструкции.

В предыдущих статьях было много сказано о выборе и покупке подходящего для вас шасси. Но, как уже говорилось, радиоуправляемые машины поступают в продажу в двух вариантах. Первый - это комплект для самостоятельной сборки, второй - уже собранный на заводе комплект RTR (Ready To Run). Если вы являетесь обладателем второго варианта, то можете смело переходить к последнему пункту данной статьи. А вот владельцам комплекта для самостоятельной сборки сначала придется собрать свой авто, причем собрать его правильно!

Прежде, чем начать сборку

Перед тем как начать сборку, стоит внимательно прочитать нижеприведенный материал и убедиться, что вы во всем разобрались и запаслись всем необходимым для успешной постройки модели.

Тщательно изучите инструкцию

Для начала тщательно прочтите инструкцию и убедитесь, что вы понимаете все, что в ней написано. Если вам непонятны какие-либо иностранные слова, то обязательно переведите их перед тем, как начинать сборку. Это в дальнейшем сэкономит ваше время (и ваши деньги) и предотвратит некорректную сборку узлов. К инструкции также могут прилагаться вкладыши с обновлениями и исправлениями некоторых частей инструкции. Если такие имеются, то их следует читать в первую очередь.

На что обратить внимание

Длина болтов и шурупов, их расположение. Это очень важно - если вы, к примеру, вкрутите в крышку редуктора более короткий шуруп, то существует риск, что при дальнейшей эксплуатации крутящий момент, проходящий через трансмиссию, попросту вырвет верхний слой резьбы, и шестерни начнут "гулять" внутри редуктора.

Где «лево», «право», «перед» и «зад» автомобиля. Иногда попросту забывают про это и пытаются установить передние рычаги на задний редуктор, путают местами кулаки и так далее. При таких ошибках больше всего страдают нервы сборщика ("Ну почему же она не встает?!!").

Выберите подходящее рабочее пространство. Для успешной сборки вам понадобится хорошо подготовленное рабочее место. Это может быть любой стол размерами не менее 80х80 см с хорошим освещением (желательно лампа мощностью не менее 60 ватт). Также рекомендую постелить на стол белое полотенце. Это очень удобно, так как на белом фоне проще разглядеть любую маленькую деталь, что предотвратит потери винтов. Винты имеют свойство скатываться с неровной поверхности, а при падении они обычно отскакивают от твердого стола и улетают куда- нибудь далеко. Полотенце на столе устраняет все вышеперечисленные проблемы. Еще при сборке очень полезно иметь небольшую коробку с маленькими отделениями, в которые можно раскладывать одинаковый крепеж и другие детали (часто для этого используют коробки из-под рыболовных наживок). Рабочее место должно быть вдали от маленьких детей, домашних животных и от всего того, что представляет угрозу (и возможность потери деталей) вашей еще не собранной модели.

Подберите подходящий инструмент

  • Отвертки - обычные отвертки на крест и с прямым шлицом малых и средних размеров.
  • Плоскогубцы - небольшие
  • Бокорезы - тоже небольшие
  • Модельный нож или скальпель - желательно со сменными лезвиями.
  • Шестигранники - применяются (как основные) не во всех моделях. Так что при покупке следует уточнить, на чем собирается модель (шлицевые винты или винты с внутренним шестигранником).
  • Штангенциркуль - используется для измерения и точного выставления длин тяг подвески.

Сборка

Итак, вы имеете весь необходимый инструмент, подготовили рабочее пространство и изучили инструкцию. Теперь дело осталось за малым - собрать вашу автомодель! Но и тут есть свои тонкости, о которых я вам сейчас расскажу.

Срезание деталей с печатной платы. Детали следует откусывать с печатной платы с помощью бокорезов и затем аккуратно срезать с них заусенцы модельным ножом или скальпелем. Не торопитесь, потому что эта операция довольно опасна для ваших пальцев.

Вкручивание болтов и шурупов. Старайтесь не перетягивать их. Затягивайте их туго, но аккуратно, обращая внимание на тот материал, из которого сделана деталь, в которую вы вкручивайте шуруп. АВС пластик бывает довольно хлипким, так что риск проворачивания шурупа гораздо больше по сравнению с графитовым пластиком. Вкручивать шурупы в АВС пластик довольно легко, а вот в графитовый иногда очень сложно, особенно в первый раз в новые детали. Для облегчения вкручивания в подобных ситуациях (и для предотвращения срыва шлица в шурупе) нужно попросту смазать вкручиваемый шуруп небольшим количеством мыла.

Thread-Lock (в дословном переводе с английского означает "резьбовой замок") используется для предотвращения самооткручивания шурупов и винтов в ответственных и вибронагруженных местах конструкции. Обычно в инструкции говорится, где следует наносить thread-lock, но если вы чувствуете, что что-то может открутиться (например, точки крепления амортизаторов) то лучше сразу нанести данный состав на резьбу. Как правило, thread-lock наносят на все соединения (на резьбу) болт-гайка, и на все соединения (на резьбу), когда винтом соединяются две металлических поверхности - металл к металлу. В качестве thread-lock"а может быть использован суперклей (но он содержит меньше цианакрилата, поэтому держит слабее).

Места, куда чаще всего наносится thread-lock:

При частой смене точек крепления амортизаторов пластик разбивается и амортизаторы начинают откручиваться, поэтому лучше применить thread-lock.

От постоянной смены точек крепления верхних тяг подвески пластик разбивается. Для того чтобы тяги были надежно закреплены, необходимо применить thread-lock. Также следует зафиксировать винты, которые вкручиваются в алюминиевое крепление двигателя и держат верхнюю скобу и карбоновую пластину.

Шаровые крепления тяг тоже со временем начинают выкручиваться. Выход один - thread-lock.

Смазывание шестерен. Если вы хотите, чтобы трансмиссия вашей машины служила долго, то вам придется потратить определенное количество времени на ее смазывание. Здесь есть несколько тонкостей.

Никогда не смазывайте оголенные детали - карданы, шестерни и т.д., так как на смазку моментально налипнет грязь, которая при дальнейшей эксплуатации сотрет деталь, как напильник. Для эффективного смазывания возьмите обычную пластиковую стяжку небольших размеров и с помощью нее равномерно нанесите смазку на каждый из зубов всех шестерен. Таким же образом смажьте втулки (при их наличии).

Выставте зазор в главной паре. Главная пара - это две шестерни, одна из которых расположена на моторе (ведущая), а другая передает крутящий момент непосредственно в трансмиссию (ведомая). Для обеспечения оптимального зазора при установке необходимо проложить между ними кусочек бумаги, который затем следует извлечь посредством вращения шестерен. Бумага должна содержать отчетливые отпечатки зубьев шестерен. Если отпечатки неотчетливы, и вы чувствуете, что зазор между шестернями великоват, то следует заново проделать данную операцию, но уже с большим прижимным усилием между шестернями.

Установка радиоаппаратуры

Перед установкой необходимо отцентровать сервомашинки. Выставьте нейтральное положение триммеров и включите передатчик, а затем приемник с подключенными к нему рулевыми машинками. Они тут же примут центральное положение. Если этого не сделать, то велика вероятность, что при первом включении машинки займут свое центральное положение, которое окажется для колес крайним левым или правым.

Устанавливайте приемник как можно дальше от электроцепей. Во избежание помех постарайтесь установить приемник как можно дальше от регулятора хода, аккумулятора и силовых проводов. Это относится и к проводу антенны. Часто встречаемая ошибка - это закручивание провода антенны при избыточной его длине вокруг основания крепления антенной соломинки. Этого делать ни в коем случае нельзя. Следует воздержаться от алюминиевых креплений соломинки антенны.

Бортовое питание. Перед тем, как приобрести или изготовить связку аккумуляторов для бортового питания, обязательно проверьте, на сколько вольт рассчитаны рулевые машинки, которые вы планируете использовать. Они бывают на 4.8, 6.0, и 7.2 вольта, так что смотрите, не перепутайте количество банок.

Приклеивание резины

Обязательно обезжирьте резину перед приклеиванием. Резина всегда поступает в продажу в заводском консерванте, который необходимо смыть перед приклеиванием. В местах склейки вымойте резину с мылом и обмойте теплой водой.

Обязательно нанесите риски на обод диска. Чтобы резина хорошо приклеилась, необходимо нанести на обод (в месте склейки) риски каким-нибудь абразивным материалом (шкурка, металлизированная мочалка для мойки сковородок и т.д.) Если колеса хромированы, то следует полностью удалить хром в местах склейки.

Обратите внимание, в какую сторону вращается то или иное колесо. Если у вас направленная резина, то будьте внимательны и не перепутайте направление вращения.

Для моделей RTR

Счастливым обладателям автомобилей RTR предлагаю полностью разобрать свои модели и затем собрать их заново, учитывая вышеприведенный материал. Зачем это делать? Сейчас объясню.

Низкое заводское качество сборки. К сожалению, это так. На заводе зачастую не затягивают нормально шурупы и винты, в нужных местах не кладут thread-lock, плохо смазывают шестерни, плохо заправляют амортизаторы и т.д.

Знание своей модели. Поскольку модель пришла собранной с завода, то многие только догадываются, как она устроена внутри. При переборке вы узнаете много нового, найдете недостатки конструкции и ее уязвимые места. Вы станете более подготовлены к дальнейшему ремонту и обслуживанию.

Вот, собственно, и все. Если вы следовали инструкциям производителя и попутно заглядывали в эту статью, то у вас все должно было получиться. Следующей стадией является обкатка модели. Но об этом уже в следующей серии...

Понравилось? Лайкни нас на Facebook