Занятие по картине «Мы строим дом» с детьми младшего возраста. Рассказы по картине

В основе рассказывания по картине лежит опосредован­ное восприятие окружающей жизни. Картина не только расширяет и углубляет детские представления об обществен­ных и природных явлениях, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает го­ворить даже молчаливых и застенчивых.

В методике развития речи обучение рассказыванию по картине (описание и повествование) разработано в доста­точной степени детально. Здесь методика опирается на клас­сическое наследие западной и русской педагогики, исполь­зованное позднее применительно к работе с детьми до­школьного возраста Е. И. Тихеевой, Е. А. Флериной, Л. А. Пеньевской, Е. И. Радиной, М. М. Кониной и другими. Все они подчеркивали большое значение картинки как для общего развития детей, так и для развития их речи.

Для методики обучения рассказыванию по картине су­щественное значение имеет понимание особенностей вос­приятия и понимания картин детьми. Эта проблема рас­сматривается в работах С. Л. Рубинштейна, Е. А. Флериной, А А Люблинской, В. С. Мухиной. В исследованиях отмечает­ся, что уже в два года ребенок с удовольствием рассматри­вает картинки и называет их вслед за взрослым.

Е. А. Флерина считает, что у дошкольников восприятие картинки значительно опережает их изобразительные возможности (дети реагируют на содержание и изображение - цвет, форму, построение). Она выделяет в детском вос­приятии следующие тенденции:

Тяготение ребенка к яркому красочному рисунку;

Желание видеть на картинке все существенные при­знаки предмета (неузнавание ракурсных построений и не­удовлетворенность ими детей 3 - 6 лет);

Затруднения при восприятии светотеневого рисунка;

Затруднения малышей 3-5 лет при восприятии ри­сунка с ярко выраженной перспективной деформацией предмета;

Положительное отношение к ритмической простоте построения (композиции).

Развитие восприятия рисунка, по данным В. С. Мухи­ной, происходит по трем направлениям: изменяется отно­шение к рисунку как к отображению действительности; развивается умение правильно соотносить рисунок с дей­ствительностью, видеть именно то, что на нем изображе­но; совершенствуется интерпретация рисунка, т. е. понима­ние его содержания.

А. А. Люблянская считает, что восприятию картины ре­бенка надо учить, постепенно подводя его к пониманию того, что на ней изображено. Это требует узнавания от­дельных предметов (люди, животные); выделения позы и места положения каждой фигуры в общем плане картины; установления связей между основными персонажами; вы­деления деталей (освещение, фон, выражения лиц людей).

С. Л. Рубинштейн, Г. Т. Овсепян, изучавшие вопросы вос­приятия картины, считают, что характер ответов детей по ее содержанию зависит от ряда факторов. Прежде всего - от содержания картины, близости и доступности ее сюжета, от опыта детей, от их умения рассматривать рисунок. Харак­тер ответов зависит также от характера вопросов, определя­ющих умственную задачу. По одной и той же картине на вопрос «Что нарисовано?» дети перечисляют предметы и объекты; на вопрос «Что делают на этой картине?» - назы­вают совершаемые действия. На предложение рассказать про то, что нарисовано, дают связное высказывание. Следова­тельно, если педагог злоупотребляет вопросом «Что это?», требующим перечисления предметов, то он невольно за­держивает ребенка на самой низшей стадии восприятия.

В формировании умений описывать картины и состав­лять рассказы-повествования используются специально раз­работанные серии дидактических картин разных типов.

Предметные картины - на них изображены один или несколько предметов без какого-либо сюжетного вза­имодействия между ними (мебель, одежда, посуда, жи­вотные; «Лошадь с жеребенком», «Корова с теленком» из серии «Домашние животные» - автор С. А. Веретенникова, художник А. Комаров).

Сюжетные картины, где предметы и персонажи на­ходятся в сюжетном взаимодействии друг с другом.

М. М. Конина считала, что разные типы картин должны по-разному использоваться в связи с различными задача­ми обучения родному языку. Предметные картинки распо­лагают к занятиям номенклатурного характера, связанным с перечислением и описанием качеств и особенностей изоб­раженного предмета. Сюжетная картинка наталкивает ре­бенка на рассказ, связанный с интерпретацией действия.

Серия или набор картин, связанных единым сю­жетным содержанием, например (рассказ в картинках) «Рассказы в картинках» Н. Радлова (М., Планета, 1992).

Используются и репродукции картин мастеров искус­ства:

пейзажные картины: А. Саврасов «Грачи прилете­ли»; И. Левитан «Золотая осень», «Весна. Большая вода», «Март»; К. Юон «Мартовское солнце»; А. Куинджи «Бере­зовая роща»; И. Шишкин «Утро в сосновом бору», «Сосно­вый лес», «Рубка леса»; В. Васнецов «Аленушка»; В. Поле­нов «Осень в Абрамцеве», «Золотая осень» и др.;

натюрморт: К. Петров-Водкин «Черемуха в стакане», «Стакан и яблоневая ветка»; И. Машков «Рябинка», «На­тюрморт с арбузом»; П. Кончаловский «Маки», «Сирень у окна».

При отборе картин для рассказывания к ним предъяв­ляется ряд требований:

картина должна быть высокохудожественной;

изображения персонажей, животных и других объектов должны быть реалистическими; условное формалистичес­кое изображение не всегда воспринимается детьми;

следует обращать внимание на доступность не только содержания, но и изображения. Не должно быть картин с чрезмерным нагромождением деталей, иначе дети отвле­каются от главного. Сильное сокращение и заслонение предметов вызывает их неузнаваемость. Следует избегать излишней штриховки, набросочности, незаконченности рисунка.

Одним из приемов, подготавливающих детей к расска­зыванию по картине, являются рассматривание и беседа по ее содержанию.

Рассматривание картин, как считает Е. И. Тихеева, пре­следует тройную цель: упражнение в наблюдении, разви­тие мышления, воображения, логического суждения и раз­витие речи ребенка.

Дети не умеют рассматривать картины, не всегда могут устанавливать взаимосвязи между персонажами, иногда не понимают способы изображения объектов. Поэтому не­обходимо учить их смотреть и видеть предмет или сюжет на картине, развивать наблюдательность. В процессе рас­сматривания активизируется и уточняется словарь, раз­вивается диалогическая речь: умение отвечать на вопро­сы, обосновывать свои ответы, самому задавать вопросы. Следовательно, цель беседы по картине - подвести детей к правильному восприятию и пониманию основного со­держания картины и одновременно развитие диалогичес­кой речи.

Трудности восприятия и понимания детьми картины нередко предопределены типичными методическими ошиб­ками воспитателя: отсутствием вводной беседы и трафа­ретностью, шаблонностью постановки вопросов.

Роль картинки для детей младшего возраста преимуще­ственно заключается в закреплении и углублении детского опыта и лишь в небольшой мере в его расширении. Кар­тинка для малышей должна приближаться, по словам Е. А. Флериной, к упрощенной реальности.

Рассматривание начинается с внесения картины и мол­чаливого ее созерцания. Но поскольку малыши не могут молча смотреть на картину, воспитатель поддерживает раз­говор, обращает их внимание на предмет или персонаж и постепенно развертывает беседу. Основной методический прием здесь - вопросы. Вопросом педагог сразу выделяет центральный образ (Кого вы видите на картине?), затем рассматриваются другие объекты, предметы, их качества. Так последовательно идет восприятие картины, выделя­ются яркие детали, активизируется словарь, развивается диалог. Вопросы должны быть понятными, направленны­ми на установление связей между частями картины, на по­степенное усложнение. Кроме вопросов, используются по­яснения, игровые приемы (детям предлагается мысленно и поставить себя на место ребенка, который нарисован, дать имя персонажу; игра «Кто больше увидит?»). Последова­тельность вопросов обеспечивает целостное восприятие картины, а игровые приемы поддерживают интерес к ней. Такое рассматривание картины приближается к разговору воспитателя с детьми.

Усложненный вид рассматривания - беседа по картине. Он отличается от предыдущего занятия большей целена­правленностью, систематичностью вопросов, последова­тельностью рассматривания и обязательным участием всех детей.

Здесь используются, кроме вопросов, обобщение педа­гога, подсказ нужного слова, повторение детьми отдель­ных слов и предложений. Беседа завершается обобщающим рассказыванием. В такой беседе преобладают хоровые отве­ты. Молчать и удерживать внимание к картине при индиви­дуальных ответах детям трудно. Речевые реакции их замед­ленны.

При рассматривании картин воспитатель учитывает ин­тересы детей, их психологические особенности. Так, если картина динамична («Кошка с котятами»), лучше в пер­вую очередь обратить внимание детей на динамику, дей­ствия персонажей (играющий котенок). Если картина яр­кая, красочная или на ней изображено то, что бросается в глаза, с этого и надо начинать рассматривание («Куры» - яркий петух). Заранее (до занятия) картину малышам по­казывать не рекомендуется, так как новизна восприятия потеряется, интерес к картине быстро пропадет. Самосто­ятельное восприятие у малышей развито недостаточно.

В среднем дошкольном возрасте для рассматривания ре­комендуются более сложные предметные и сюжетные кар­тины («Подарки маме в день 8 Марта», «Дорогие гости», «На реке», «В гости к бабушке») 1 . Одни из них даются толь­ко для рассматривания, другие - для рассматривания и последующего рассказывания.

Беседы по картинам усложняются, дети учатся видеть не только главное, но и детали. В картине «Собака со щеня­тами», например, обращается внимание не только на со­баку и ее щенят, но и на воробьев, их действия. Во время рассматривания можно предложить описать один из объек­тов, привлечь детский опыт. Так, в беседе по картине «На

реке» надо дать возможность полюбоваться рекой, голу­бым небом, пароходом, который везет много пассажи­ров, после чего перейти к рассматриванию находящихся на берегу, спросить, катался ли кто-нибудь на лодке, пла­вал на пароходе. В заключение можно прочитать рассказ на эту тему.

В старшем дошкольном возрасте в беседе по картинам особое внимание обращают на более детальное рассматри­вание в силу большей сложности содержания. Картина мо­жет рассматриваться по частям. Вначале - главное, затем детали, которые дети должны заметить сами. Для последу­ющих описаний следует обратить внимание на интерьер, фон, пейзаж. Е. И. Тихеева советовала стремиться к тому, чтобы рассматривание картин способствовало развитию эстетических чувств. Важно также, чтобы ребенок образ­ными словами выразил свое личное отношение к воспри­нимаемому пейзажу, реке, лесу. В связи с этим можно по­добрать с детьми эпитеты, сравнения.

Так, при рассматривании картины «Осенний день», говоря о двух мальчиках, идущих в школу, можно спросить: «Как вы думаете, о чем они могут разговаривать?» По картине «Зимние развлечения» для акти­визации воображения можно задать такой вопрос: «Если подойти побли­же к месту, где веселится детвора, что можно услышать?» События, о которых говорят дети, будут связаны со звуковыми впечатлениями: слыш­но, как на морозе хрустит снег; слышен смех детей, веселые крики. Дети потом включают эти факты в свои рассказы.

Повысит детскую активность предложение самим за­давать вопросы. Так в учебную деятельность детей вводит­ся элемент самостоятельного поиска. Эти вопросы учиты­ваются при дальнейшем рассматривании. Например, на занятии по картине «Ежи» загадывается загадка про ежа. Детям напоминают, что они уже много знают про ежей (чем питаются, как свертываются клубочком, как серди­то фыркают). Затем предлагается подумать, что бы им хо­телось еще узнать про ежей, и задать вопрос . У детей мо­жет появиться желание узнать, как ежи делают норки, какими ежата родятся и быстро ли растут. Далее они рас­сматривают картину, которая помогает получить ответ на эти вопросы. Своими пояснениями воспитатель уточняет представления детей. В конце беседы правомерно спросить: «Что нового вы узнали из беседы?» (Пример Э. П. Коротковой.)

Для активизации речи и мышления использовались та­кие приемы, как задание детям подумать («О чем вы еще хотели бы узнать?»), указание, в какой форме его выпол­нить («Задайте вопросы»), подведение детей к обобщению («Что нового вы узнали?»).

Развитию творчества способствует прием придумывания детьми названия картины, обсуждения его, выбора наибо­лее удачного, сравнения с настоящим названием.

Следовательно, рассматривание картин подготавливает детей к составлению описаний и рассказов-повествований. От уровня содержательности рассматривания картины за­висит эффективность последующего обучения детей связ­ным высказываниям. Если содержание картины не вызы­вает затруднений, на одном занятии можно одновременно решать две задачи - рассматривания картины и рассказы­вания по ней.

В методике развития речи выделяется несколько видов рассказов детей по картине.

1. Описание предметных картин - это связное после­довательное описание изображенных на картине пред­метов или животных, их качеств, свойств, действий, образа жизни.

2. Описание сюжетной картины - это описание изобра­женной на картине ситуации, не выходящей за пределы содержания картины. Чаще всего это высказывание типа контаминации (дается и описание, и сюжет).

3. Рассказ по последовательной сюжетной серии картин. По существу ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии, связывая их в один рассказ. Дети учатся рассказывать в определенной последователь­ности, логически связывая одно событие с другим, овла­девают структурой повествования, в котором есть начало, середина, конец.

4. Повествовательный рассказ по сюжетной картине (ус­ловное название), по определению К. Д. Ушинского, «рас­сказ, последовательный во времени». Ребенок придумыва­ет начало и конец к изображенному на картине эпизоду. От него требуется не только осмыслить содержание картины и передать его в слове, но и с помощью воображения создать предшествующие и последующие события.

5. Описание пейзажной картины и натюрморта, навеян­ное настроением, часто включает элементы повествования. Вот пример описания картины И. Левитана «Весна. Боль­шая вода» ребенком 6,5 лет: «Растаял снег, и затопило все кругом. Деревья стоят в воде, а на горке домики. Их не затопило. В домиках живут рыбаки, они ловят рыбу».

В обучении детей рассказыванию по карти­не выделяют несколько этапов.

В младшем дошкольном возрасте осуществляется под­готовительный этап, который ставит своей целью обога­тить словарь, активизировать речь детей, научить их рас­сматривать картины и отвечать на вопросы по их содер­жанию.

В среднем дошкольном возрасте детей учат рассматри­вать и описывать предметные и сюжетные картины снача­ла по вопросам воспитателя, а затем по его образцу.

В старшем дошкольном возрасте возрастает мыслитель­ная и речевая активность детей. Дети самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя описывают предметные и сюжетные картины, составляют сюжетные рассказы по серии картин, придумывают начало и конец сюжету кар­тины.

К рассказыванию по картине дети младшего возраста подводятся постепенно, через другие занятия, на которых учатся воспринимать содержание картинки, правильно называть изображенные на ней предметы и объекты, их качества, свойства, действия, отвечать на вопросы и с их помощью составлять описание. Этой цели служат дидакти­ческие игры с предметными картинками: малыши должны подобрать пару к указанной картинке, назвать предмет, сказать, какой он, что с ним делают.

«Игра в прятки» - картинки прячут (расставляют по разным легко доступным местам), дети находят их, приносят и называют.

В работе с малышами используются предметные и сюжетные карти­ны, близкие опыту детей, вызывающие эмоциональный отклик: «Кош­ка с котятами», «Собака со щенятами», «Корова с теленком», «Наша Таня». Основной вид занятия по картине в младшей группе - беседа. Перед показом картины выясняют опыт детей, вызывают интерес к ней. В беседе можно выделить такие части: рассматривание картины (о мето­дике его проведения см. выше) и рассказ воспитателя о ней.

У детей постепенно формируют умение связно, после­довательно рассказывать о содержании картины с помо­щью вопросов воспитателя, его дополнений, вместе с ним по логической схеме: «Кошка Мурка лежит на...(коврике). У нее маленькие...(котята). Один...(котенок)...» и т. д. В про­цессе такого рассказывания активизируется словарь детей (котята, лакать, мурлыкать, корзинка с клубками). Занятие заканчивается небольшим обобщающим рассказом воспитателя, который объединяет детские высказывания. Мож­но прочитать какой-либо авторский рассказ. Так, картине «Куры» по содержанию соответствует рассказ К. Д. Ушинского «Петушок с семьей». Потешки, загадки, короткие стихи могут быть использованы в самом начале, в ходе беседы, при ее завершении.

Важно мотивировать речевую деятельность: показать картину и рассказать о ней новенькой девочке, кукле, сво­ей любимой игрушке, маме. Можно предложить еще раз внимательно посмотреть на картину, запомнить ее и дома сделать рисунок. В свободное время надо рассмотреть рису­нок и предложить ребенку рассказать о нем. В конце четвер­того года жизни становится возможным переходить к са­мостоятельным высказываниям детей. Как правило, они по­чти полностью воспроизводят образец рассказа воспитате­ля с небольшими отступлениями.

Средний дошкольный возраст характеризуется становле­нием монологической речи. На этом этапе продолжается обучение описанию предметных и сюжетных картин. Про­цесс обучения и здесь идет последовательно. Рассматрива­ются и описываются предметные картинки, проводится сравнение изображенных на картине предметов и живот­ных, взрослых животных и их детенышей (корова и ло­шадь, корова и теленок, свинья и поросенок).

Примеры сравнений, сделанных детьми: «У свиньи хвост большой, как веревка, закорючкой, а у поросеночка хвостик маленький, закорючечкой, как тонюсенькая веревочка». «У свиньи на носу пятачок боль­шой, а у поросеночка маленький пятачочек».

Проводятся беседы по сюжетным картинам, заканчива­ющиеся обобщением, которое делает воспитатель или дети. Постепенно дети подводятся к связному последовательно­му описанию сюжетной картины, в основе которого пер­воначально лежит подражание речевому образцу.

Для рассказывания даются картины, которые рассмат­ривались в младшей группе, и новые, более сложные по содержанию («Медвежата», «В гости к бабушке»).

Структура занятий проста. Вначале дети молча рассмат­ривают картину, затем проводится беседа, уточняющая основное содержание и детали. Далее дается образец и пред­лагается рассказать о содержании картины. Необходимость образца объясняется недостаточным развитием связной речи, бедностью словаря, неумением последовательно из­лагать события, поскольку еще нет четкого представления о структуре повествования. Образец учит последовательности изложения событий, правильному построению пред­ложений и соединению их друг с другом, отбору необхо­димой лексики. Образец должен быть достаточно корот­ким, преподноситься живо, эмоционально.

Вначале дети воспроизводят образец, а позднее рас­сказывают самостоятельно, внося в рассказ свое творче­ство.

Приведем пример образца рассказа по картине «Кошка с котята­ми». «У одной маленькой девочки была кошка Мурка с котятами. Од­нажды девочка забыла убрать корзинку с клубками пряжи. Пришла Мурка с котятами и улеглась на коврике. Один из котят, белый с черными пятнышками, тоже лег возле своей мамы-кошки и уснул. Серенький котеночек проголодался и стал жадно лакать молоко. А рыженький котенок-шалунишка прыгнул на скамеечку, увидел кор­зинку с клубками, толкнул ее лапкой и уронил. Покатились клубочки из корзины. Увидел котенок, как катится синий клубок, и стал с ним играть».

Для начала можно предложить одному ребенку описать понравившегося ему котенка, другому ребенку - описать кошку, а затем рассказать про всю картину.

В порядке усложнения по картине «Собака со щенята­ми» можно дать образец описания одного щенка, а другого пусть дети описывают самостоятельно по аналогии. Педа­гог помогает пояснениями, которые касаются последова­тельности описания, словаря, связи предложений. По этой же картине дается план описания всей картины, а речевой образец предлагается в конце занятия.

Следующий этап работы - рассказывание по серии сюжетных картин (не более трех) - возможен при нали­чии у детей умения описывать картины. Рассматривается и описывается каждая картина из серии, затем высказыва­ния детей объединяются в один сюжет воспитателем или детьми. Причем уже в процессе рассматривания выделяют­ся начало, середина, конец развивающегося во времени сюжета. Для этой цели наиболее подходит серия «Как Миша потерял варежку» 1 .

В старшем дошкольном возрасте задачи обучения моно­логической речи на занятиях с картинами усложняются. Дети должны не только понимать содержание картины, но и связно, последовательно описывать всех персонажей, их взаимоотношения, обстановку, используя разнообразные языковые средства, более сложные грамматические конст­рукции. Основное требование - большая самостоятельность в рассказах по картинам.

Описанию и сравнению предметных картин;

Описанию сюжетных картин;

Повествованию по серии сюжетных картин. Занятие начинается с рассматривания или повторного

просмотра картин, уточняющего основные моменты сю­жета. В зависимости от умений детей, уровня владения ими описанием или повествованием педагог использует разные методические приемы: вопросы, план, речевой образец, коллективное рассказывание, обсуждение последователь­ности повествования, творческие задания.

Основным приемом обучения по-прежнему остается об­разец. По мере овладения детьми речевыми умениями роль образца меняется. Образец дается уже не для воспроизведе­ния, а для развития собственного творчества. В какой-то мере подражание остается - дети заимствуют схему построения текста, средства связи, языковые особенности. В связи с этим возможны варианты применения образца: он касается од­ного эпизода картины или отдельных персонажей; образец дается по одной из двух предлагаемых для рассказывания картин; предлагается в виде начала (дети продолжают и заканчивают его); может даваться после нескольких детс­ких рассказов, если они однообразны; может вообще не использоваться или заменяться литературным текстом. В последнем случае необходимы другие приемы руководства детьми.

Например, шин в виде вопросов и указаний. Так, по картине «Зим­ние развлечения» (автор О. И. Соловьева) детям предлагается рассказать сначала о том, как дети лепят снежную бабу, затем о тех, кто заботится о птицах, далее как катаются с горки и, наконец, что делают другие дети.

В старшей группе продолжается обучение построению рассказа по серии сюжетных картин. Такой вид рассказы­вания способствует развитию умения выстраивать сюжет­ную линию высказывания, формирует представления о его композиции, активизирует поиск образных средств выра­жения и способов внутритекстовой связи.

Разработаны различные варианты предъявления картин для составления коллективного рассказа по сюжетной серии 1:

На доске выставляют набор картинок с заведомо на­рушенной последовательностью. Дети находят ошибку, ис­правляют ее, придумывают название рассказа и содержа­ние по всем картинкам;

Вся серия картинок находится на доске, первая кар­тинка открыта, другие закрыты. После описания первой открывают по порядку следующую, каждая картинка опи­сывается. В конце дети дают название серии, отбирают са­мое удачное. Такой вариант развивает воображение, уме­ние предвидеть развитие сюжета;

Дети размещают в нужной последовательности не­правильно расположенные картинки, затем составляют рассказ по целой серии. Они договариваются между собой, кто в какой последовательности будет рассказывать (за­крепляется представление о композиции рассказа).

Методику предъявления картин можно варьировать и дальше. Каждый вариант решает ряд задач: формирования представлений о композиции, развития умений описывать сюжет, предвидеть его развитие, придумывать начало и середину, когда известен конец, и др.

Рассказы по серии сюжетных картин подготавливают детей к творческому рассказыванию по картине, к приду­мыванию начала и конца к изображенному эпизоду.

В подготовительной к школе группе дети дол­жны уметь самостоятельно составлять описания и повество­вания по картинам, с правильной передачей содержания, с соблюдением соответствующей структуры, с использо­ванием образной речи.

Для обучения используются все типы картин и все виды детских рассказов. Особое внимание уделяется самостоятель­ности и творчеству. В качестве речевого образца часто ис­пользуется художественное произведение: короткие расска­зы Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, Е. Чарушина, В. Бианки.

В этой группе продолжается обучение рассказыванию по серии картин, проводится рассказывание по многоэпизодным картинам («Зимние развлечения», «Летом в парке», «Улица города»). Рассматривание картин осуществляется по частям, используются творческие задания, детям предлагают самим задавать вопросы; словарь активизируется, обога­щается образными выражениями (эпитеты, сравнения, ме­тафоры). Воспитатель может начать рассказ об одном из эпи­зодов, дети продолжат. Можно использовать указания, кому начинать, о чем рассказать сначала, в какой последователь­ности развивать сюжет. После таких пояснений и указаний дети принимают участие в коллективном рассказывании.

Э. П. Короткова рекомендует организовывать составле­ние рассказов и придумывание сказок по юмористическим картинкам. Она советует так проводить рассматривание, чтобы было обеспечено содержание для рассказов. Начало беседы должно быть не традиционным, а несколько не­обычным («Почему на картину весело смотреть?» или «Чем вас развеселила картина?»).

Для придумывания творческого рассказа-повествования (последовательного во времени) берется знакомая детям кар­тина («Шар улетел», «Новенькая», «Подарки маме к 8 Мар­та»), уточняется ее содержание, составляется описание. Затем детям предлагают придумать, что могло быть до того, например, как девочка Таня пришла в детский сад (по кар­тине «Новенькая»).

Пока дети не овладеют умением придумывать начало и конец к кар­тине, можно подсказывать завязку для развития сюжетной линии («Мо­жет быть, Таня часто видела, как дети играют на участке детского сада, как им весело, и ей тоже захотелось быть с ними. А может быть, однажды пришла мама с работы и сказала: «Завтра, Танюша, пойдешь в детский сад». Таня обрадовалась или огорчилась? Как она собиралась?»).

Сразу после этого можно придумать и концовку. Воспи­татель или дети обобщают детские рассказы в одно пове­ствование. Возможно составление коллективного рассказа. Задача воспитателя - давать четкие указания. Задание рас­сказать про то, что нарисовано, ведет к описанию сюжета, задание придумать начало и конец к сюжету обязывает ре­бенка сочинить что-то новое.

Для поддержания интереса детей к описанию картин М. М. Конина советовала использовать составление и отга­дывание загадок.

Особый интерес представляют занятия с использова­нием репродукций пейзажных картин и натюрмортов кис­ти мастеров искусства. Методику их рассматривания и опи­сания разработала Н. М. Зубарева 1 . Остановимся кратко на особенностях этой методики.

Воспринимая пейзаж или натюрморт, лети должны уви­деть красоту изображенного, найти слова для передачи прекрасного, эмоционально откликнуться, взволноваться тем, чем взволнован художник, осознать свое отношение к воспринимаемому.

Рассматривание пейзажных картин необходимо сочетать с наблюдениями природы (осенний и зимний лес, небо, оттенки цветов зелени при различном солнечном освеще­нии и т. д.) и с восприятием поэтических произведений, описывающих природу. Запас непосредственных наблюде­ний над явлениями природы помогает детям восприни­мать произведения искусства и испытывать эстетическое наслаждение.

Н. М. Зубарева рекомендует оригинальные приемы рас­сматривания пейзажных картин. Повышает эмоциональное восприятие картины рассматривание ее в сопровождении музыки («Золотая осень» И. Левитана и «Октябрь» П. И. Чайковского). Сама форма занятия вызывает у детей ра­дость, удовлетворение.

Одновременное рассматривание двух картин разных ху­дожников на одну и ту же тему («Березовая роща» И. Леви­тана и А. Куинджи) помогает детям увидеть различные композиционные приемы, которыми пользуются худож­ники для выражения своего замысла. Предложение мыс­ленно войти в картину, осмотреться вокруг, прислушаться стимулирует творчество и дает полноту ощущения образа. Далее организуется описание картин детьми.

Аналогичная работа проводится по рассматриванию и описанию натюрморта. Эстетическому восприятию его спо­собствует рассматривание посуды, цветов, овощей, фрук­тов, знакомство с их цветом, формой, фактурой, запахом и составление из них «живых натюрмортов» на столе. Так дети подводятся к описанию натюрморта («Цветы» Д. Налбандяна, «Сирень» И. Левитана).

Юлия Петрова
Составление рассказа по картине «Новый дом»

Возрастная группа : средняя

Программное содержание :

1. Развивать речь, конструкторские способности.

2. Формировать умение отвечать на вопросы, составлять рассказ по сюжетной картине .

3. Воспитать интерес к речевым занятиям.

Оборудование : Картина «Мы строим дом» О. Р. Гофман, большой грузовик с кубиками, схема постройки домика из кубиков, аудиозапись «В машине…»

Интеграция : речевое развитие, познание, художественно-эстетическое развитие.

В группу въезжает грузовик с кубиками в кузовке. Чтение воспитателем стихотворения :

Кубик красный, кубик синий,

Подвозите на машине.

Подвозите на машине,

Кубик красный, кубик синий.

Слушание аудиозаписи : песня «В машине, в машине…»

Посмотрите какой грузовик к нам приехал? (большой, красивый) А какого он цвета? (кузов-синий, кабина -красная)

Правильно. А колеса какие? (черные)

А что привез грузовик? (кубики) Какие кубики? (большие, маленькие)

Они яркие, разноцветные. Какого они цвета? (красные, зеленые, желтые)

А сейчас посмотрите, что за картина у нас тут висит ? Картина называется «Мы строи дом»

Кого вы видите на картине ? (детей) Где на картине находятся дети : на улице или в детском саду (в детском саду) Как вы догадались? (окно, мебель)

Ребята, а что делают дети на картине ? Для чего им кубики? (строить)

Малыши в детском саду построили дом из кубиков. А какой у них получился дом? (высокий, большой, красивый)

Давайте рассмотрим , как дети строят дом. Посмотрите на мальчика в синем комбинезоне. Он привез кубики в большом грузовике. Мальчик сидит на полу рядом с грузовиком, наверное, он сейчас будет выгружать кубики.

- Расскажите мне сами про мальчика в синих шортах (Он сидит на полу. У него красный подъемный кран. Он поднимает синий кубик)

Теперь посмотрите на девочку. Что она делает? (Девочка стоит за домиком. У нее в руках Мишка. Она хочет посадить Мишку в домик. Мишка будет жить в домике)

Хорошо. А что делает мальчик в красных полосатых брюках? (Он везет грузовик с кубиками)

Верно. Он везет грузовик с кубиками. У грузовика желтый кузов и черная кабина. А что вы видите на картине слева ? (Там стоит шкаф, в нем лежат игрушки) А что находится за детьми? (Окна, висит картина ) Посмотрите, какая уютная группа. Хорошо детям в детском саду!

Вправо тук, тук, тук! Влево тук, тук, тук!

Впереди тук, тук, тук!

Строим, строим новый дом !

Вырос дом, огромный дом.

Будем дружно жить в нем!

Ребята, давайте сядем и еще раз посмотрим на картину . Послушайте мой рассказ : «Мы строим дом»

Пришли дети утром в детский сад и решили построить дом. Они взяли красный подъемный кран и два больших грузовика. В грузовики они погрузили разноцветные кубики.

Мальчик в синем комбинезоне привез кубики в большом грузовике. Он сидит на полу рядом с домом и будет выгружать кубики.

Мальчик в полосатых шортах тоже сидит на полу. У него красный подъемный кран. Он поднимает синий кубик.

Девочка стоит за домиком, она хочет посадить в домик большого коричневого Мишку.

А мальчик в красных брюках везет к дому свой грузовик с кубиками. У грузовика черная кабина и желтый кузов.

Дети строят дом все вместе. У них получился красивый, высокий дом. Детям хорошо в детском саду. (пересказ рассказа детьми )

Давайте мы тоже построим дом из этих кубиков. Посмотрите на картину (показ схемы постройки домика из кубиков)

(Самостоятельная деятельность детей, анализ работы, поощрения)

Итог ООД :

1. Ребята, а вам хорошо в детском саду?

2. Трудно ли было составить рассказ по картине ?

3. Кто затруднился в постройке дома по схеме?

Список литературы :

1. Развитие речи В. В. Гербова

2. Развитие речи О. С. Ушакова

3. Конструирование Н. Ф. Тарловская, Л. А. Топореова

Публикации по теме:

«Составление рассказа по картине «Лошадь с жеребенком». НОД в старшей группе Вид НОД: Коммуникация Тема: Рассказывание по картинке «Лошадь.

Конспект итоговой НОД «Составление рассказа по картине «Ежи»» для детей второй младшей группы Задачи: Образовательные: Продолжать вовлекать детей в разговор во время рассматривания картины. Формировать умения вести диалог с педагогом:.

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста. Составление описательного рассказа по картине Тема: «Составление описательного рассказа по картине А. Саврасова «Грачи прилетели»». Цель: формирование умения составлять описательный.

Конспект НОД по коммуникации. Составление рассказа по картине «Лиса с лисятами» Конспект непосредственно - образовательной деятельности по коммуникации подготовила: воспитатель Кудряшова Вероника Аркадьевна Тема: Составление.

Конспект НОД по речевому развитию. Составление рассказа по картине «Ежи» с детьми средней группы. Мадоу №223 г. Ульяновск, Воспитатель Гомзова В. С. Цель: 1. Продолжать учить детей составлять небольшой рассказ (из 5-6 предложений) с элементами.

Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Составление рассказа по картине И. И. Левитана «Март» Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Составление рассказа по картине И. И. Левитана «Март» Цель: Организовать деятельность детей.

Конспект занятия в младшей группе. Составление описательного рассказа по картине «Коза с козлятами» Образовательные области: «Речевое развитее», «Познавательное развитие». Задачи: 1. Закреплять умение детей составлять описательный рассказ.

Составление рассказа по сюжетной картине «Семья»
коррекционно­образовательные:
Цели:

­ обучать детей понимать содержание картины;
­ учить детей связно и последовательно описывать изображенные события;
коррекционно­развивающие:
­ развивать у детей умение составлять рассказ коллективно;
­ учить детей придумывать события, предшествующие изображенным
событиям;
­ активизировать словарный запас;
коррекционно­воспитательная:
­ воспитывать заботливое отношение к членам своей семьи.
Оборудование: сюжетная картина «Семья» (рис. 16).
Предварительная работа: рассматривание картины «Семья» и беседа по ней;
чтение художественных текстов В. Осеевой «Просто старушка», П. Воронько
«Мальчик­помогай».
Ход занятия
1. Организационный момент.
Сядет тот, кто правильно подберет признаки и действия.
­ Мама (какая?) - умная, добрая, заботливая и т.д.
­ Мама (что делает?) - заботится, готовит, помогает и т.д.
­ Папа (какой?) ­ ...
­ Папа (что делает?) - ...
2. Объявление темы.
У каждого человека должна быть семья, чтобы мы могли заботиться и
помогать друг другу. И сегодня мы будем составлять рассказ о семье, которая
изображена на картине.
3. Беседа по сюжетной картине.
­ Кто изображен на картине?
­ Как можно назвать эту картину?
­ Как вы думаете, какое время суток изображено на картине? Почему?
­ Назовите всех членов семьи.
­ Чем они занимались до того, как собрались вместе.
­ Чем заняты сейчас?
­ Какая это семья? [Дружная, большая, веселая и т.д.)
­ Какое настроение у взрослых и детей?
4. Составление рассказа.
Логопед просит детей еще раз внимательно рассмотреть картину. Затем
обращается к ним с вопросом: «Как вы начнете рассказ?» Ответы детей
сравниваются, из всех отбирается наиболее подходящий. Затем логопед
предлагает детям начать рассказ, но уточняет, что говорить будут по очереди:
один начинает, а другие продолжат и заканчивают. Сначала расскажите о том,
что происходило до того, как семья собралась, чем они заняты сейчас, и
хорошо ли жить в такой семье.
Заслушивается один рассказ.
5. Физкультминутка.

Брату впору башмаки.
Не малы, не велики.
Мальчик с толком,
С расстановкой,
Занимается обновкой.
То погладит башмаки,
То потянет за шнурки.
Ну, теперь пора в дорогу,
Дети топают ногами.
Ноги на ширине плеч.
Наклон к правой ноге.
Наклон к левой ноге.
Энергично шагают на месте.
Можно сделать первый шаг!
3. Александрова
6. Рассказы детей.
Дети выбирают следующих рассказчиков и продолжают составлять
рассказ.
Образец рассказа, составленного совместно логопедом и детьми.
Семья
Папа и мама вернулись с работы, Ваня пришел из детского сада, а Оля
из школы. Дома их радостно встретили дедушка и бабушка и пригласили к
столу. После ужина каждый занялся своим любимым делом: Ваня принес
игрушки и стал играть, бабушка взялась за вязание, а дедушка решил почитать
газету. Оле тоже хотелось поиграть, но нужно было решить трудную задачу.
Папа с мамой стали ей помогать. Как замечательно жить в такой семье.
После коллективного рассказывания 1-2 детей логопед просит
составить рассказ самостоятельно.
7. Итог занятия.
­ Назовите всех членов семьи, о которой составляли рассказ.
­ Кто самый старший в этой семье? А самый младший? Какая это
семья?
8. Домашнее задание.
Нарисовать картину «Я и моя семья».

Тема.

Рассматривание картины «Мы строим дом».

Образовательные цели.

Обеспечение целостного восприятия картины. Формирование умения отвечать на вопросы по картине (развитие диалогической речи). Совершенствование навыка работы по заданной схеме, навыка хорового пения.

Развивающие цели.

Повышение речевой активности. Развитие речевого общения, диалогической речи, зрительного восприятия, пространственного мышления, конструктивного праксиса, тонкой моторики, творческого воображения.
Воспитательные цели. Формирование положительной установки на занятие. Воспитание навыков общения, взаимодействия, чувства доброжелательности.

Оборудование.

Картина О.Р. Гофман «Мы строим дом», большой грузовик с кубиками, магнитофон с записью музыкального сопровождения, схема постройки домика из кубиков.

Предварительная работа.

Разучивание песенки Л.Б. Гавришевой «Строим дом», разучивание упражнения «Вот какой красивый дом!».

Ход занятия

1. Организационный момент.

Объявление темы занятия. Пение песенки «Строим дом». Совершенствование навыка хорового пения.

СТРОИМ ДОМ
1
Строим дом - ом, ом,
Впятером - ом, ом.
Вот окошко, крыша вот.
От-от-от, от-от-от.
Припев
Кубик красный, кубик синий
Подвозите на машине.
Подвозите на машине
Кубик красный, кубик синий.
2
Дом растет - от, от,
Видит кот - от, от.
Крыша вот, а вот труба.
Ба-ба-ба, ба-ба-ба.
Припев

2. Предварительная работа.

Игра с кубиками на ковре. Развитие пространственного мышления, конструктивного праксиса, тонкой моторики.

Посмотрите, какой грузовик к нам приехал? (Он желтый.)
Правильно. У грузовика желтый кузов, желтая кабина. А колеса какие? (Черные.) Конечно, колеса черные. Давайте их сосчитаем. (Одно, два, три, четыре)
Сколько у грузовика колес? (Четыре колеса.)
А что привез нам грузовик? Начните ответ со слова слова грузовик. (Грузовик привез кубики.) Какие кубики? (Большие. Маленькие.) Верно. Кубики большие и маленькие. Они яркие, разноцветные. Какого они цвета? (Красные. Желтые. Зеленые. Синие.)

Давайте построим из кубиков. Можно поупражнять детей в постройке по заданной схеме, модели.
- Посмотрите на картинку. Какие взять сначала? (Красные.) Правильно давайте возьмем и поставим на ковер три красных кубика.
- Какие кубики мы поставим (Синие.) Сколько их? (Два.) Верно. Поставьте два синих кубика на красные.
- Какие кубики вы поставите на синие? (Желтые.) Сколько их? (Тоже два.)
Молодцы! Как вы хорошо считаете сегодня! Поставьте два желтых кубика на синие.
- Посмотрите на картинку. Башенку какого цвета вы поставите на самый верх? (Красную башенку.} Отлично! Заканчивайте работу.

Что мы сделали? (Построили дом.) Какой дом у нас получился? (Большой. Высокий. Красивый.)
Молодцы! Как вы дружно работали! Вот поэтому дом такой красивый! Давайте похлопаем себе!

3. Рассматривание картины и беседа по ней.
Развитие зрительного внимания. Обеспечение целостного восприятия картины. Повышение речевой активности. Развитие диалогической речи.

А теперь давайте рассмотрим картину «Мы строим дом». Кого вы видите на ней? Начните ответ со слова мы. (Мы видим детей.) Что они делают? Начните ответ со слова они. (Они строят дом.)
Малыши в детском саду построили дом из кубиков. Какой дом у них получился? (Большой. Красивый. Высокий. Разноцветный.)
Какая крыша у домика? (Синяя.) Правильно. У дома синяя крыша. А сколько окон в домике? Начните ответ со слов в домике. (В домике два окна.) Верно. В домике два окна и одна дверь. Вот красивый дом, как у нас с вами! Дом получается таким красивым, потому что дети дружно его строят, работают все вместе. Давайте рассмотрим, как дети строят дом. Посмотрите на мальчика в комбинезоне и белой рубашке. Он привез кубики в большом оранжевом грузовике. Мальчик сидит на полу рядом с грузовиком. Наверное, он сейчас будет выгружать кубики.
Расскажите про мальчика в полосатых шортах и пестрой рубашке. (Он сидит на полу. У него красный подъемный кран. Мальчик поднимает синий кубик.)
Молодцы! Очень хорошо рассказали. Светловолосый мальчик сидит на полу. У него красный подъемный кран. Он поднимает синий кубик.
Теперь посмотрите на девочку. Что она делает? (Она стоит за домиком. У нее мишка. Она сажает мишку в домик. Мишка будет жить в домике.)
Хорошо! Кудрявая девочка в нарядном платье и с полосатым бантиком стоит за домиком и сажает в ломик большого коричневого мишку.
А что делает мальчик в красных полосатых браках? (Он везет грузовик. В грузовике кубики.) Верно. Мальчик в красных брюках и белой рубашке везет грузовик. У грузовика черная кабина и желтый кузов.
Что вы видите на картине слева? (Там стоит шкаф. В шкафу лежат игры.) А что находится за детьми? (Там окно. На окне цветок.)
Посмотрите, какая уютная группа у малышей, светлая, просторная. На стене висит картинка, на окне - нарядные шторы. Хорошо малышам в детском саду!

4. Упражнение «Вот какой красивый дом».
Координация речи с движением. Развитие чувства ритма. Закрепление умений подниматься на носки и приседать без опоры.

Раз, два, три, четыре, пять. Дети стоят лицом в круг, руки на поясе, выполняют повороты влево-вправо.
Будем строить и играть. Ритмично выполняют приседания.
Дом большой, высокий строим, Встают на носочки и тянутся руками вверх.
Окна ставим, крышу кроем, Выполняют прыжки на месте.
Вот какой красивый дом! Указательным жестом вытягивают руки вперед.
Будет жить мишутка в нем. Приседают.

5. Рассказ педагога по картине.

Формирование целостного представления об изображенном на картине.

МЫ СТРОИМ ДОМ
Пришли дети утром в детский сад и решили построить дом. Они взяли красный подъемный кран и два больших грузовика. В грузовики они погрузили разноцветные кубики.
У них получается очень красивый высокий дом. В домике два окна и одна дверь.
Темноволосый мальчик в синем комбинезоне и белой рубашке привез кубики в большом оранже¬вом грузовике. Он сидит на полу рядом с грузовиком и, наверное, будет сейчас выгружать кубики. Светловолосый мальчик в полосатых шортах тоже сидит на полу. У него красный подъемный кран. Он поднимает синий кубик. Кудрявая девочка в нарядном платье и с полосатым бантиком стоит за домиком и сажает в домик большого коричневого мишку. А мальчик в красных брюках и белой рубашке везет к дому свой грузовик с кубиками. У грузовика черная кабина и желтый кузов.
Дети строят дом все вместе, дружно. Детям хорошо в детском саду!

6. Подведение итога занятия. Оценка работы детей.

Положительно оценить деятельность ребенка, Можно выяснить, ребёнку особенно понравилось на занятии и на картине.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook