Зил 131 технические характеристики шины. Армейские бортовые машины снабжались

Трехосный вездеход ЗиЛ-131 составлял основу автомобильного парка в Советской Армии и армиях стран-участниц Варшавского Договора. Машины, оснащенные кабиной с панорамным ветровым стеклом, угловатыми передними крыльями и знаменитым КУНГом можно встретить в самых отдаленных уголках земного шара.

Универсальность и прочность конструкции шасси позволили использовать машину для установки и различных других различных надстроек кроме КУНГа. О мастерстве советских конструкторов, разработавших эту машину, говорит хотя бы тот факт, что она выпускалась с 1966 по 2002 год.

История создания

Разработка вездехода ЗиЛ-131 началась одновременно с началом работ по модернизации грузовика ЗиС-151, которые привели к созданию ЗиЛ-157. Для отработки решений были построены два опытных автомобиля под обозначением ЗиС-128 и 128А. Эти машины стали основой для первого опытного экземпляра ЗиЛ-131, построенного в 1956 году.

Особенностью нового вездехода стала широкая унификация узлов с перспективной гражданской машиной ЗиЛ-130. Проект предусматривал две модификации вездехода – тягач ЗиЛ-131 для артиллерийских частей и бортовой грузовик ЗиЛ-131А, предназначенный для доставки личного состава с вооружением. Изначально проект не предусматривал системы подкачки колес в движении.

Опытные машины оснащались перспективным 6-цилиндровым мотором ЗиЛ-Э130, который не удалось довести до серийного производства. По этой причине на вездеход стал устанавливаться мотор, позаимствованный у ЗиЛ-130.

Из-за особых требований заказчика по преодолению бродов, узлы трансмиссии ЗиЛ-131 имели герметизацию стыков специальной пастой, и применялось электрооборудование, способное выдерживать водные преграды.

Выпускной коллектор двигателя отливался из ковкого чугуна и собирался из трех частей. За счет этого он выдерживал резкие изменения температуры, неизбежные при движении вездехода через брод.

Приемочные испытания ЗиЛ-131 и 131А прошли в 1959 году, причем индексы модификаций поменялись местами. Армия отказалась от применения тягача, и в серии строился только бортовой вариант автомобиля ЗиЛ-131. Обозначение 131А появилось в производственной программе завода в 1971 – его присвоили гражданскому варианту.

Освоение ЗиЛ-131 шло долго – первые партии машин завод отправил заказчику только в конце 1966 года. Сборка машин шла в Москве до 1994 года. Помимо этого, с 1987 по 2002 год вездеходы собирались в Новоуральске на заводе УАМЗ.

С 1994 года производился вездеход ЗиЛ-4334, который отличался кабиной и мог комплектоваться различными двигателями. Последние машины были собраны в 2016 году.

Описание конструкции

Вездеход ЗиЛ-131 способен перевозить груз массой до 5000 кг по дорогам с твердым покрытием и до 3500 кг – по грунтовым. Для повышения внедорожных характеристик используется система централизованной регулировки давления воздуха в шинах и мосты с одинаковой шириной колеи.

Картеры мостов расположены в одну линию, что позволило снизить сопротивление при движении по глубокому снегу.

Вездеход способен преодолевать водные преграды с глубиной до 1,5 м.

В основе вездехода лежит рама, составленная из двух лонжеронов и пяти поперечин. Для обеспечения прочности конструкции лонжероны имеют переменное сечение по длине. Соединение элементов рамы выполнено на заклепках.

Двигатель

На серийных армейских вездеходах ЗиЛ-131 применялся 8-цилиндровый 150-сильный двигатель с карбюраторной системой питания. Цилиндры расположены в двух блоках, установленных под прямым углом. Особенностью двигателя является удлиненный маслоприемник и иной масляный картер, позволяющий работать с продольными наклонами до 30⁰, и с поперечными до 20⁰.


Двигатель имеет объем 5,996 л и комплектуется головками под степень сжатия 6,5. Стыки деталей двигателя герметизированы специальной пастой. По отдельным заказам производились машины с двигателем, оснащенным блоком и поршневой группой от мотора ЗиЛ-375.

На модернизированные ЗиЛ-131Н устанавливался 150-сильный мотор с измененными головками блоков, имевшими каналы газораспределения винтовой формы. Двигатель стал немного экономичнее и долговечнее. В 1992 году стали применяться дизеля Минского завода модели Д-245 (105…108 л.с.), а также 132-сильный турбодизель ЗИЛ-0550. Малыми партиями строились машины с импортным 143-сильным дизелем Perkins Phaser 145Т.

Гидравлика и рулевое управление

Гидравлическая система на вездеходе ЗиЛ-131 используется только в рулевом управлении. Рулевой редуктор построен по схеме винт с гайкой, аналогичен грузовому .

Гидравлическая система монтировалась на седельном тягаче ЗиЛ-137 и использовалась для привода колес активного полуприцепа.

При движении двигатель через редуктор отбора мощности приводил шестеренный насос. Жидкость под давлением до 150 Мпа подавалась к гидромоторам, установленным на осях полуприцепа. Затем жидкость возвращалась обратно в расходный бак.

Трансмиссия

Вездеходы ЗиЛ-131 и 131Н оснащены сцеплением сухого типа с одним рабочим диском. К картеру сцепления крепится 5-скоростная синхронизированная (кроме первой передачи) коробка передач. Для распределения момента по осям используется 2-скоростной раздаточный редуктор. Картеры коробки и редуктора уплотнены герметизирующей пастой.


От редуктора к переднему и среднему мосту с проходной конструкцией идут два вала. Крутящий момент передается на задний мост при помощи короткого вала. Передний мост подключается вручную или автоматически при помощи электропневматического привода, срабатывающего при включении пониженного ряда в раздаточном редукторе.

Основная коробка комплектуется 1-скоростным редуктором отбора мощности, который используется для привода лебедки. Включение редуктора электропневматическое, осуществляется из кабины.

Электрическая система

Вездеход ЗиЛ-131 оснащен электрической системой постоянного тока с рабочим напряжением 12В. Отрицательный вывод системы подключен на корпус. Узлы электрической системы имеют экраны для защиты от помех, а также защиту от проникновения воды.

Тормозная система

На грузовике применяется пневматическая система привода тормозов. Механизмы барабанного типа, расположены на всех колесах. Стояночный тормоз установлен на выходе раздаточного редуктора. Тормозные камеры оснащались дренажной системой для слива воды, скапливающейся в корпусах при преодолении водных преград.

Варианты надстроек

Бортовой вездеход ЗиЛ-131 оснащался деревянной платформой. По периметру имелась металлическая оковка. Опорные поперечные брусья кузова также изготовлены из металла. Откидывается только задний борт, остальные имеют увеличенную высоту. На боковых бортах расположены откидные скамейки, рассчитанные на 16 человек.


По центру платформы имеется место для установки третьей скамьи, рассчитанной на 8 человек. Грузовик комплектовался тентом, который хранится в отдельном контейнере за задней стенкой кабины.

Большое число армейских вездеходов ЗиЛ-131 оснащалось закрытым фургоном типа КУНГ.

Внутри могли размещаться системы радиосвязи и наблюдения, оборудование для ремонта и т.д. Фургоны оснащены системой вентиляции и подогрева воздуха с автономным отопителем. Воздухозаборники системы вентиляции оснащены фильтрами.

Технические характеристики

ЗиЛ-157К ЗиЛ-131 Урал-375Д
Масса пустого, кг 5540 6375 8400
Масса с полной нагрузкой, кг 10190 10425 12900
Скорость, км/ч 65 80 75
Расход топлива, л/100 км 42 40 50
Колея, мм 1755/1750 1820 2000
Длина, мм 6684 7040 7350
Ширина, мм 2315 2500 2690
Высота (бортовой вариант), мм 2360 2480 2680
База, мм 3120 3350 3525

Применение

Вездеходы ЗиЛ-131 стали одной из основных машин для создания пожарной техники. На базе машины изготовлялись автоцистерны, рукавные автомобили, лестницы.
В армии шасси вездехода применялось для размещения установок залпового огня, зенитных ракетных комплексов «Волхов» и С-125. Габариты ЗиЛ-131 подходили для доставки армейскими транспортными самолетами, такими как Ан-22 или Ил-76.


Грузовики имели штатные точки крепления, позволявшие устанавливать машину в грузовом отсеке самолета. Армейские седельные тягачи применялись совместно с полуприцепами ОдАЗ-778М или 9325. Полуприцепы использовались для доставки военных грузов или компонентов ракетных комплексов.

Модернизации

Вездеход ЗиЛ-131 претерпел в ходе производства одну модернизацию, которая произошла в 1986 г. Изменения коснулись двигателя, который стал расходовать меньше топлива. Параллельно сократилось количество вредных выбросов отработаных газов. Использовавшийся брезентовый тент заменили на более дешевый и прочный синтетический, унифицированный с изделиями для грузовиков КамАЗ.

Выросла на 250 кг грузоподъемность при движении по грунтовым дорогам. Модернизированные армейские вездеходы получили обозначение ЗиЛ-131Н, а гражданские – 131АН.

Гражданские машины лишились дополнительного топливного бака.

Силами автосборочного завода в городе Чита строились вездеходы ЗиЛ-131С, предназначенные для работы в условиях крайнего Севера. Кабина имела дополнительную изоляцию и двойные стекла. Машины комплектовались противотуманными фарами, системой предпускового подогрева, автономным отопителем. Резинотехнические изделия сохраняли работоспособность при температуре до минус 60⁰С.

Видео


Модификация автомобиля:
- ЗИЛ-131НА - автомобиль с неэкранированным и негерметизированным электрооборудованием;
- ЗИЛ-131НС и ЗИЛ-131НАС - исполнение ХЛ для холодного климата (до минус 60°С).

По заказу автомобили ЗИЛ-131Н могут выпускаться в виде шасси без платформы для монтажа различных кузовов и установок.

С 1966 до 1986 гг. выпускался автомобиль ЗИЛ-131.

Приведенные ниже показатели даны для автомобиля полной массой 10185 кг и автопоезда с прицепом полной массой 4150 кг.

Макс, скорость автомобиля 85 км/ч.
То же, автопоезда 75 км/ч.

Время разгона автомобиля до 60 км/ч 50 с.
То же, автопоезда 80 с.

Выбег автомобиля с 50 км/ч 450 м.

Макс. преодолеваемый подъем автомобилем 60 %
То же, автопоездом 36 %

Тормозной путь автомобиля с 50 км/ч 25 м.
То же, автопоезда 25,5 м.

Контрольный расход топлива, л/100 км, при скорости 60 км/ч:
автомобиля 35,0 л.
автопоезда 46,7 л.

Глубина преодолеваемого брода с твердым дном при номинальном давлении воздуха в тинах:
без подготовки 0,9 м.
с предварительной подготовкой (автомобиля ЗИЛ-13 1Н) продолжительностью не более 20 мин 1,4 м.

Радиус поворота:
по внешнему колесу 10,2 м.
габаритный 10,8 м.


Двигатель.
Мод.ЗИЛ-5081. Основные данные см. автомобиль ЗИЛ-431410 . Для подогрева двигателя на автомобиле устанавливается подогреватель П-16Б теплопроизводительностью 15600 ккал/ч.

Трансмиссия.
Сцепление - герметизированное, однодисковое, с периферийными пружинами и демпфером, привод- механический. Коробка передач - данные см. Автомобиль ЗИЛ-431410, дополнительно оборудована системой вентиляции для преодоления брода. Раздаточная коробка - Двухступенчатая, с муфтой включения переднего моста, передат. числа: I-2,08; II-1,0. Переключение передач - рычагом; привод включения переднего моста - электропневматический. Отбор мощности от раздаточной коробки - ДО 44 кВт (60 л.с.). Карданная передача состоит из четырех карданных валов: коробка передач - раздаточная коробка, раздаточная коробка - передний мост, раздаточная коробка - средний мост, средний мост - задний мост. Главная передача ведущих мостов - двойная с парой конических шестерен со спиральными зубьями и парой цилиндрических шестерен с косыми зубьями. Передаточное число - 7,339. Передний мост - с шарнирами равных угловых скоростей.

Колеса и шины.
Колеса - дисковые, обод 228Г-508, крепление - на 8 шпильках. Шины - с регулируемым давлением 12,00 - 20 (320 - 508) мод. М-93 или 12,00R20 (320R508) мод. КИ-113. Давление воздуха в шинах при массе перевозимого груза 3750 кг: номинальное - 3 кгс/см. кв., минимальное - 0,5 кгс/см. кв.; при массе перевозимого груза 5000 кг - 4,2 кгс/см. кв.

Подвеска.
Зависимая; передняя - на двух полуэллиптических рессорах с задними скользящими концами и амортизаторами; задняя - балансирная на двух полуэллиптических рессорах с шестью реактивными штангами, концы рессор - скользящие.

Тормоза.
Рабочая тормозная система - с барабанными механизмами, (диаметр 420 мм, ширина накладок 100 мм, разжим - кулачковый), одноконтурным (без разделения по осям) пневмоприводом, Стояночный и запасной тормоз барабанный установлен на вторичном ряду раздаточной коробки. Привод механический. Привод тормозов прицепа - однопроводный.

Рулевое управление.
Рулевой механизм - винт с шариковой гайкой и поршень-рейка, зацепляющаяся с зубчатым сектором вала сошки, с встроенным гидроусилителем, передат. число 20, давление масла в усилителе 65-75 кгс/см.

Электрооборудование.
Напряжение 12 В, ак. батарея - 6СТ-90ЭМ, генератор - Г287-Б с регулятором напряжения РР132-А, стартер - СТ2-А, система зажигания - "Искра", экранированная, бесконтактно-транзисторная.

Лебедка.
Барабанного типа, с червячным редуктором, привод - карданным валом от коробки отбора мощности, установленной на коробке передач, Максимальное тяговое усилие - 5000 кгс, рабочая длина троса - 65 м.

Заправочные объемы и рекомендуемые эксплуатационные материалы.
Топливные баки 2х 170 л, бензин А-76;
система охлаждения - 29л;
система смазки двигателя - 9л, всесезонно до минус 30°С - масла М-6/10В (ДВ-АСЗп-ЮВ) и М-8В, при ниже минус 30°С масло АСЗп-6 (М-4/6В,);
гидроусилитель рулевого управления - 3,2 л, всесезонно масло марки Р;
коробка передач (без коробки отбора мощности) - 5,1 л, всесезонно масло ТСп-15К, при ниже минус 30°С масло ТСп-10;
раздаточная коробка - 3,3 л, см.масла для коробки передач;
картеры главной передачи ведущих мостов 3x5,0 л, см.масла для коробки передач;
картер редуктора лебедки - 2,4 л, см.масла для коробки передач;
амортизаторы - 2x0,45 л, жидкость АЖ-12Т.

Масса агрегатов (в кг):
Силовой агрегат в сборе - 650;
коробка передач - 100;
раздаточная коробка - 115;
ведущие мосты: передний - 480, средний и задний - по 430;
рама с буферами и тягово-сцепным устройством - 460;
рессоры: передняя - 54, задняя - 63;
колесо в сборе с шиной - 135;
лебедка с тросом - 175;
кабина - 290;
оперение (облицовка, крылья, брызговики, подножки) - 110;
платформа (без дуг и тента) - 720.

Технические характеристики автомобиля Зил-131

Выпускался автомобильным заводом имени Лихачева с 1966 г.

Кузов автомобиля - деревянная платформа с задним открывающимся бортом, боковые борта снабжены надставными решетчатыми бортами и откидными скамейками. Борта имеют гнезда для установки дуг тента. Кабина - трехместная, цельнометаллическая. Грузоподъемность, кг:

#i по дорогам с твердым покрытием - 5000 #i по грунту - 3500

Допустимая масса прицепа, кг:

#i по дорогам с твердым покрытием - 6500 #i по грунту - 4000

Собственная масса, кг - 6460 (6700)*

#i В том числе на переднюю ось - 2900 (3195) #i В том числе на тележку - 3560 (3505)

Полная масса, кг** - 11685 (11925)

#i В том числе на переднюю ось - 3200 (3500) #i В том числе на тележку - 8485 (8225)

Дорожные просветы под осью, мм:

#i передней - 330 #i средней и задней - 355

Радиус поворота, м:

#i по оси следа внешнего переднего колеса - 10,2 #i наружный габаритный - 10,8

Максимальная скорость, км/ч - 80 Тормозной путь со скорости 50 км/ч, м - 29 Контрольный расход топлива при скорости 30-40 км/ч, л/100 км - 40 Двигатель ЗИЛ-131, карбюраторный, четырехтактный, восьмицилиндровый, V-образный, верхнеклапанный. Диаметр цилиндра и ход поршня, мм - 100X95 Рабочий объем, л - 6,0 Степень сжатия - 6,5 Порядок работы цилиндров - 1-5-4-2-6-3-7-8 Максимальная мощность, л. с. (кВт) - 150 (110,3) при 3200 об/мин Максимальный крутящий момент, кгс-м (Н-м) - 41 (402,2)при 1800-2000 об/мин Карбюратор - К-88АМ Напряжение электрооборудования - 12B Аккумуляторная батарея - 6СТ-90 Прерыватель-распределитель - Р102 Катушка зажигания - Б102-Б Свечи зажигания - СН307В Генератор - Г287-Б Реле-регулятор - РР51 Стартер - СТ2 Сцепление однодисковое сухое Коробка передач пятиступенчатая с синхронизаторами на II, III, IV и V передачах Раздаточная коробка двухступенчатая Главная передача двойная, пара конических и пара цилиндрических шестерен Передаточные числа:

#i коробки передач - 1-7,44; II-4,10; III-2,29; IV-1,47; V-1,00; З.Х.-7,09 #i раздаточной коробки - 2,08 и 1,0 #i главной передачи - 7,339

Рулевой механизм винт и гайка с встроенным гидроусилителем, передаточное число - 20 Подвеска:

#i передняя на продольных полуэллиптических рессорах, амортизаторы гидравлические телескопические #i задняя балансирная на продольных полуэллиптических рессорах

Тормоза:

#i рабочий барабанный на все колеса с пневматическим приводом #i стояночный барабанный на трансмиссию с механическим приводом.

Число колес - 6+1 Размер шин - 12,00-20 Давление воздуха в шинах передних и задних колес, кгс/см2 - 3,0* Допускается снижение давления до 0,5 кгс/см2, при этом скорости движения должны быть при 1,5 кгс/см2 не более 20 км/ч и при 05 - не более 10 км/ч. Заправочные объемы, л, и рекомендуемые эксплуатационные материалы:

#i топливный бак основной - 170, #i дополнительный - 65, бензин А-76

(В скобках приведены данные для автомобиля с лебедкой).

Габаритные размеры

Источники информации

#i Краткий автомобильный справочник. Москва "ТРАНСПОРТ" 1982 Издание девятое.

Государственный Научно-Исследовательский Институт Автомобильного Транспорта НИИАТ.

Фотографии

  • // Взято
  • // Взято
  • // Взято
  • // Взято
  • // Взято
  • // Взято
  • ЗИЛ - 131 ПРМ // Взято
  • // Взято
  • // Взято
  • // Взято

Трёхосный автомобиль ЗИЛ-131 – основная модель грузовика высокой проходимости московского Завода имени Лихачёва в период с 1966-го по 1994 год. Это одна из самых известных и узнаваемых повсюду в мире машин советского автопрома. ЗИЛ-131 – автомобиль, прежде всего, военный, который на протяжении десятилетий поставлялся в Советскую армию и в вооружённые силы стран – союзниц СССР.

Благодаря этой распространённости не только в социалистических государствах, но и во многих, так сказать, «банановых республиках», ЗИЛ-131, неожиданно для самого себя, сделал долгую и успешную кинокарьеру в Голливуде.

Кроме десятков фильмов про Джеймса Бонда и прочих многочисленных, менее известных, кино-бойцов «холодной войны», ЗИЛ-131 не раз появлялся в кадрах и современного зарубежного кино.

Команда «Неудержимых» быстро восстановила заброшенный ЗИЛ-131: Стэтхем разбирается с движком, Сталлоне осуществляет «мудрое руководство».

В тех же «Трансформерах», например. Или в «Неудержимых-2»: Сильвестр Сталлоне и его «dream-team» из звёзд ретро-боевиков лихо ворвались на военном «ЗИЛке» прямо в логово террористов! При этом создатели всех этих фильмов – и прежнего, и нового времени, во время их съёмки ни разу не побывали не то что в России, но даже и в СНГ.

ЗИЛ-131 – полноприводной грузовик переднемоторной компоновки с колёсной формулой 6х6. Изначально он создавался как машина повышенной проходимости. Для перевозки грузов и людей, а также для буксировки прицепов – как по дорогам всех видов, так и по пересечённой местности.

В модельном ряде Завода имени Лихачёва ЗИЛ-131 пришёл на замену не менее известному, и даже легендарному внедорожному автомобилю .

По своим показателям проходимости ЗИЛ-131 не уступает даже гусеничной технике. Создавался данный грузовик на основе опыта производства своего предшественника – ЗИЛ-157. Новый ЗИЛовский грузовик повышенной проходимости была значительно усовершенствован; оснащён инновационным мостом, восьмислойными шинами с особенным рисунком протектора. У ЗИЛ-131 передний мост был сделан отключаемым, а на оба задних моста от раздатки идёт один общий карданный вал.

ЗИЛ-131 проявил себя как чрезвычайно выносливая машина для эксплуатации в любых климатических условиях, включая Крайний Север, тропические и экваториальные широты, демонстрируя стабильную и безотказную работу при температуре воздуха от –45 до +55 °С.

Разрабатывая ЗИЛ-131, конструкторы Завода имени Лихачёва успешно справились с задачей создания внедорожного армейского грузовика, недорогого в производстве, простого в эксплуатации и максимально унифицированного со своим «гражданским собратом».

Первым в серийное производство был всё же запущен новый массовый грузовик для народного хозяйства – ; а через три года после этого – армейский ЗИЛ-131. Однако уже менее чем через пять лет, с января 1971 года, он перестал быть сугубо военной машиной и начал массово производиться и как упрощённый народнохозяйственный грузовик –без узлов, свойственных армейским машинам.

Серийный, «классический» ЗИЛ-131 выпускался двадцать лет: с 1966-го по 1986-й год, когда был запущен в серию его модернизированный вариант – ЗИЛ-131Н. Эта версия была оснащена усовершенствованным двигателем (улучшены показатели экономичности, расширен рабочий ресурс), более современной оптикой и тентом из новых синтетических материалов.

Через несколько лет ЗИЛ-131Н стали пробовать оснащать не карбюраторными, а дизельными двигателями: собственным ЗИЛ-0550; моторами других производителей: Д-245.20; ЯМЗ-236 и даже Катерпиллар.

Однако широкого распространения модернизированный 131-й не получил, несмотря на то, что, кроме завода имени Лихачёва, он вплоть до 2006 года производился также на Уральском автомоторном заводе. Просто объёмы производства были уже далеко не те. На Урале, кстати, ЗИЛ-131Н в последние годы выпускался под наименованием Амур-521320.

Максимальный уровень производства грузовиков 131-й серии пришелся на 80-е годы, когда выпускалось до 48 тысяч таких машин в год. А численность занятых к тому времени на ЗИЛе рабочих достигала 120-ти тысяч человек. В общей же сложности автомобилей семейства ЗИЛ-131 завод имени Лихачёва построил 998 429 экземпляров. Абсолютное большинство из них, разумеется – в годы СССР. А за весь период 1987 – 2006 годов оба предприятия собрали 52 349 автомобилей обновлённой модификации – ЗИЛ-131Н.

Основные технические характеристики серийного ЗИЛ-131

  • Длина: 7,040м; Ширина: 2,500 м.
  • Высота (без груза): по кабине – 2,510 м; по тенту – 2,970 м.
  • Колёсная база: 3350 + 1250 мм.
  • Дорожный просвет: под передним мостом – 33 см; под промежуточным и задним мостами – 35,5 см.
  • Размер колеи передних и задних колёс одинаков: 1,820 м.
  • Наименьший радиус поворота на сухой асфальтированной дороге с выключенным передним мостом составляет: по середине колеи внешнего переднего колеса - 10,2 м; по крылу внешнего переднего колеса - 10,8 м.
  • Размер шин – 12,00-20″.
  • Размеры грузовой платформы (длина/ширина/высота, в миллиметрах): 3600 / 2322 / 346+569.
  • Погрузочная высота: 1430 мм.
  • Грузоподъемность по шоссе: 5 тонн; по грунтовому покрытию: 3,5 тонны.
  • Масса неснаряжённого автомобиля: 5,275 тонн.
  • Масса снаряженного автомобиля: 6,135 тонн – без лебёдки; 6,375 тонн – с лебёдкой.
  • Полная масса автомобиля: без лебёдки – 10,185 тонн; с лебёдкой – 10,425 тонн.

Распределение нагрузки, передаваемой на дорогу от массы снаряженного автомобиля через шины колес, составляет: 27,5/30,45 кН (2750/3045 кгс) – переднего моста; 33,85/33,30 кН (3385/3330 кгс) – задней тележки.

Распределение нагрузки, передаваемой на дорогу от полной массы автомобиля через шины колес, равно: 30,60/33,55 кН (3060/3355 кгс) – переднего моста; 71,25/70,70 кН (7125/7070 кгс) – задней тележки.

Параметры углов свеса таковы: переднего без лебёдки – 45 градусов, с лебёдкой – 36 градусов; заднего – 40 градусов.

Двигатели ЗИЛ-131

  • Основной, «родной» мотор серийного ЗИЛ-131 – это 4х-тактный восьмицилиндровый V-образный 90° карбюраторный двигатель объёмом в 6 литров. Его номинальная мощность (с ограничителем числа оборотов) составляет 150 лошадиных сил. Силовой агрегат принадлежит к верхнеклапанному типу двигателей, жидкостного охлаждения. Диаметр цилиндра составляет 100 мм; ход поршня – 95 мм. Степень сжатия – 6,5. Крутящий момент – 41 кГс*м (410 Нм). Удельный расход топлива составляет не менее 35-38 литров на 100 километров пути. Его немалые потребности в питании обеспечены двумя топливными баками по 170 литров.

  • Модернизированный в 1986-м году 150-сильный двигатель ЗИЛ-5081 V8 от прежнего мотора отличается головками блоков цилиндров с винтовыми впускными каналами и увеличенной до 7,1 степенью сжатия. Этот двигатель также был немного экономичнее своего предшественника.
  • Дизели, которыми, уже в своей новейшей истории, оснащался ЗИЛ-131: Д-245.20 – рядный четырехцилиндровый дизельный мотор рабочим объёмом 4,75 л. Номинальная мощность двигателя этого составляет 81 лошадиных сил, максимальный крутящий момент достигает 29,6 кГм. Расход дизтоплива составляет 18 литров на 100 км; ЯМЗ-236 – шестицилиндровый V-образный дизель объемом 11,15 литров. Номинальная мощность этого мотора составляет 180 л.с.; собственный четырёхтактным дизель завода имени Лихачёва ЗИЛ-0550 (6,28 л, 132 л.с.). Однако дизельный грузовик ЗИЛ-131 – это всё-таки большая редкость.

Рама и подвеска грузовика ЗИЛ-131

Рама ЗИЛовского «внедорожника» – штампованная, клёпаная, с лонжеронами швеллерного сечения, которые соединены штампованными поперечинами. Сзади располагается крюк с резиновым амортизатором; впереди на раме - два жёстких буксирных крюка.

Передняя подвеска - на продольных рессорах; передние концы рессор закреплены на раме при помощи ушков и пальцев, а задние концы рессор – «скользкие». Задняя подвеска – балансирная, на двух продольных рессорах. Амортизаторы (на передней подвеске) установлены гидравлические, телескопические, двустороннего действия.

Грузовик оборудован дисковыми колёсами с креплением на 8-ми шпильках. Передняя зависимая подвеска грузовика установлена на двух полу-эллиптических рессорах, снабжённых амортизаторами и задними скользящими концами. Задняя подвеска (балансирная) смонтирована на двух полу-эллиптических рессорах со скользящими концами и 6-ю реактивными штангами.

Рулевое и тормозное управление; трансмиссия ЗИЛ-131

Грузовик оборудован рулевым приводом с гидравлическим усилителем, расположенным в общем картере с рулевым механизмом. Рулевой механизм – рабочая пара – представляет собой винт с гайкой на циркулирующих шариках, и рейку, зацепляющуюся с зубчатым сектором.

Насос гидроусилителя рулевого привода – пластинчатый, двойного действия, приводимый во вращение ремнем от шкива коленчатого вала. Передаточное число рулевого механизма - 20. Продольная и поперечная рулевые тяги – с головками на шаровых пальцах, с самоподжимными сухарями.

Тормозные механизмы рабочей тормозной системы – барабанного типа с двумя внутренними колодками, разжимаемыми кулаком, установлены на всех колёсах. Диаметр тормозного барабана составляет 420 мм; ширина колодок – 100 мм.

Суммарная площадь тормозных накладок составляет 4800 см2. Привод тормозных механизмов при включении рабочей тормозной системы используется пневматический, без разделения по осям. Тормозных камер шесть, тип 16-й.

Тормозной механизм стояночной тормозной системы - барабанного типа с двумя внутренними колодками, разжимаемыми кулаком, установлен на валу трансмиссии. Путь торможения на сухом асфальтированном ровном шоссе со скорости 60 км/ч составляет около 25-ти метров.

ЗИЛ-131 оснащён механической пяти-ступенчатой коробкой передач, с двумя синхронизаторами инерционного типа для включения второй – третьей, четвёртой – пятой передач. Раздаточная коробка – механическая, 2-х ступенчатая (2,08:1 и 1:1); главная передача – двойная, с парой конических (передаточное число 1,583) и парой цилиндрических (передаточное число 4,25) зубчатых колёс. Карданная передача – открытого типа.

Сцепление однодисковое, сухое, с пружинным гасителем крутильных колебаний (демпфером) на ведомом диске. Фрикционные накладки выполнены из асбестовой композиции. Число пар поверхностей трения – 2.

Отдельные модификации автомобиля оснащены лебёдкой барабанного типа, дополненной червячным редуктором с максимальным тяговым усилием в 5000 кгс. Длина троса лебёдки составляет 65 метров.

Мосты грузовика ЗИЛ-131

Балки ведущих мостов стальные, сваренные из двух штампованных половин с приваренными фланцами и крышкой. Четыре карданных вала оснащены шарнирами на игольчатых подшипниках. Главная передача – двухступенчатая привод задних мостов (последовательный, проходной)

Включение привода переднего моста происходит автоматически (электропневматическим клапаном), при включении первой (понижающей) передачи в раздаточной коробке; принудительное – при включении второй (прямой) передачи переключателем, установленным на переднем щите кабины.

При включении переднего моста на щитке приборов в кабине загорается контрольная лампа. При запуске рычагом понижающей передачи, входящим в состав раздаточной коробки, принудительно включался пневмопривод переднего моста.

ЗИЛ-131 оборудован бесконтактной системой зажигания, оснащённой электронным коммутатором, и автомобильным генератором увеличенной мощности. Дополнительно имеется аварийный генератор, позволяющий в случае выхода из строя электронного коммутатора передвигаться своим ходом около 30-ти часов, без существенной потери в динамике.

Кабина ЗИЛ-131

Кабина цельнометаллическая, трёхместная, теплоизолированная. Отопление кабины - водяное, от системы охлаждения двигателя, с центробежным вентилятором. Ручка управления заслонкой канала отопителя расположена на щите кабины. Вентиляция кабины осуществляется через опускающиеся стёкла, поворотные форточки дверей и канал в правом брызговике крыла.

Сиденья в кабине раздельные. При этом сиденье водителя является регулируемым, пассажирское сиденье – двухместным. Подушки сидений выполнены из губчатой резины.

Грузовая платформа и кузов базового ЗИЛ-131

Кузов ЗИЛ-131 представляет собой деревянную платформу с металлической оковкой и металлическими поперечными брусьями основания. Передний и боковые борта кузова –глухие, задний борт – откидной.

Платформа грузовика приспособлена для перевозки людей: на решётках боковых бортов предусмотрены откидные скамейки на 16 посадочных мест, имеется также дополнительная средняя съёмная скамейка на 8 мест. Кузов закрывается тентом на устанавливаемые дуги.

Обзор модификаций ЗИЛ-131

  • ЗИЛ-131 базовый вариант, массовое производство которого продолжалось с 1966-го по 1986-й год.
  • ЗИЛ-131А – специальная версия с неэкранированным электрооборудованием. Отличалась от базовой модификации в отсутствии особого военного оборудования, средней скамейки в кузове и фары-искателя.
  • ЗИЛ-131В – седельный тягач, разработанный на базе ЗИЛ-131. В данной модификации автомобилю укоротили раму; оснастили его седельно-сцепным устройством и двумя запасками. Тягач ЗИЛ-131В мог перевозить полуприцеп весом 12 тонн (по шоссе с твёрдым покрытием) или 10 тонн (по грунтовым дорогам). Выпускался с 1968 по 1986-й год.

  • ЗИЛ-131Д – самосвал. Такое же наименование, кстати, получила в 1992 году редкая и «экзотическая» версия 131-го ЗИЛа, оснащённая импортным дизелем «Катерпиллар», которая, в очень скромных количествах, производилась до 1994-го года.
  • ЗИЛ -131С и ЗИЛ -131АС – грузовики для районов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока. Эти модификации оснащались кабиной с автономным отопителем, резинотехническими изделиями, устойчивыми к морозу, дополнительной теплоизоляцией, штатными противотумаными фарами, теплоизоляцией аккумулятора и двойными стеклами. Предназначены для использования при температуре до -60 градусов. Собирались в Забайкалье, на Читинском автосборочном заводе.
  • ЗИЛ-131Х – версия, адаптированная для пустынного и тропического климата.
  • ЗИЛ-131Н – модернизированная в 1986 году версия базовой модели. Нововведения: усовершенствованный мотор ЗИЛ-5081 V8, с увеличенным до 250 тысяч км ресурсом, тент из более современных синтетических материалов и улучшенная оптика.
  • ЗИЛ-131НА – версия ЗИЛ-131Н, оснащённая неэкранированным электрооборудованием.

  • ЗИЛ-131НВ – седельный тягач с усовершенствованной платформой.
  • ЗИЛ-131Н1 – модификация со 105-сильным дизельным двигателем Д-245.20;
  • ЗИЛ-131Н2 – версия со 132-сильным дизельным мотором ЗИЛ-0550;
  • ЗИЛ-131НС , ЗИЛ-131НАС и ЗИЛ-131НВС – модифицированные варианты северного исполнения;
  • ЗИЛ-131-137Б – автопоезд.

Спецмашины на базе ЗИЛ-131

Существенный объём в производстве занимало универсальное шасси, предназначенное для монтажа различных надстроек и специального оборудования. Кроме хорошо всем известных пожарных машин, на шасси ЗИЛ-131 также выпускались:

  • Бензовозы-топливозаправщики: АТЗ-3,4-131, АТЗ-4,4-131, АТЗ-4-131;
  • Маслозаправщики: МЗ-131;
  • Универсальные автоцистерны: АЦ-4,0-131, АЦ-4,3-131.
  • Аэродромные передвижные агрегаты (тягачи): АПА-50М; АПА-35-2В. Интересно, что эти, служащие в авиации, ЗИЛы-131 имели полную массу свыше официально разрешённой: 10,950 и 11,370 тонн соответственно.

Для армейских вариантов мастерских, лабораторий, передвижных радиостанций, командно-штабных машин были разработаны стандартные кузова-фургоны КУНГ К-131 и КМ-131. Эти КУНГи оснащались специальной фильтрационной установкой ФВУА-100Н-12. Она производит забор воздуха из окружающей атмосферы и подаёт в фургон, одновременно обеззараживая его.

Согласно семилетнему плану развития народного хозяйства, принятому в 1959 г. на XXI съезде КПСС, перед рабочими автозавода им. Лихачева (до 1956 г. - Московского автозавода им. Сталина) была поставлена задача - наладить производство принципиально новых для того времени автомобилей ЗиЛ-130 и его модификации ЗиЛ 131. Первый опытный образец ЗиС-131 был изготовлен еще в 1956 г., но массовый выпуск автомобиля, запланированный на 1961-62 гг., был отложен, в связи рядом трудностей.

По результатам заводских и приемочных испытаний новый попал на конвейер лишь осенью 1964 г., а ЗиЛ-131 еще позже - в 1967 г., но за это время конструкторам удалось усовершенствовать его конструкцию и улучшить некоторые эксплуатационные характеристики. ЗиЛ 131, выполненный на базе "стотридцатки" был призван заменить собой устаревшее и не удовлетворяющее потребностям Советской Армии семейство грузовых ЗиЛ-157. И ему это удалось. Новый автомобиль повышенной проходимости мог похвастаться более высокой грузоподъемностью и скоростью, более комфортной кабиной и мягкой подвеской, а также более низким расходом топлива. Но давайте обо всем по порядку.

Особенности конструкции ЗиЛ 131

Этот грузовик относится к автомобилям с капотной компоновкой. Цельнометаллическая кабина ЗиЛ 131, вмещающая водителя и двух пассажиров, была позаимствована у гражданского ЗиЛ-130. Однако военные, которым был представлен грузовик, оказались не в восторге от гнутых крыльев сложной формы и витиеватой радиаторной решетки, поэтому конструкторам пришлось установить более простую кабину от опытного образца ЗиЛ-165. Для середины 60-х гг. её дизайн можно было назвать революционным. Хотя за почти 40-летнию историю производства этой модели ЗиЛа его внешность практически не менялась, с бесхитростной облицовкой радиатора и оснащенная плоскими гнутыми крыльями, кабина и сейчас выглядит неплохо. По сравнению с аскетичным Зил-157, ЗиЛ 131 отличался более высоким уровнем комфорта. К тому же конструкторы сделали лобовое стекло панорамным, состоящим из двух половин, что обеспечивало лучший обзор.

Несмотря на оригинальную конструкцию автомобиль во многом был похож на другие вездеходные грузовики, выпускавшиеся советским автопромом, например, на Урал-375 или ЗиЛ-157К. Подобная общность технических решений была продиктована единой стратегией проектирования советских грузовых автомобилей этого класса. Разница же между машинами заключалась несколько ином решении технических задач и инженерных методах повышения проходимости. Немало времени было потрачено на поиск компромиссов относительно удешевления и упрощения основных узлов и рабочей схемы Зил 131 и сохранения важных эксплуатационных качеств. В конечном счете, результат порадовал всех - новый ЗиЛ 131 стал лучшим. По идее, выпуск после этого должен был быть приостановлен, но, как ни странно, оба грузовика выпускались автозаводом параллельно еще на протяжении почти 20 лет.

Модификаций автомобиля было немало

Стоит отметить, что ЗиЛ 131 начал выпускался в трех модификациях, отличавшихся между собой устройством грузовой платформы. Одна из модификаций представляла собой грузовик, оборудованной деревянной решетчатой платформой с дугами и тентом. Армейская версия часто использовалась для транспортировки личного состава вооруженных сил СССР. На откидных скамейках могли разместиться 16 человек, а на устанавливаемой посередине съемной скамейке - еще восемь. В Советской Армии эта модель грузовика была одной из наиболее популярных.

Другая модификация, ЗиЛ 131 В, была седельным тягачом и предназначалась для буксировки полуприцепов. Для эксплуатации в условиях жаркой и пустынной местности был разработан грузовой ЗиЛ 131 Х. Вообще, этот автомобиль отличался своей надежностью и мог работать абсолютно в любых климатических условиях, даже в тропических, а температура эксплуатации не имела значения - от -40° до + 50°.

Что касается общего количества модификаций этой модели, то за все время производства оно было более пятнадцати. Универсальное автомобильное шасси 131 модели позволяло устанавливать надстройки специального назначения. К примеру, оно стало основанием для установки различных видов вооружений - ЗРК "Волхов, С-125 и даже "Катюши", первоначально базировавшиеся на шасси ЗиС-6. Часто на шасси монтировали закрытый кузов-фургон. ЗиЛ 131 Кунг мог использоваться для перевозки личного состава, ремонтных мастерских, медпунктов, полевых кухонь, радиоэлектронных систем и т.д.

Грузовик успешно применялся не только армейскими подразделениями. Большим спросом автомобиль, оборудованный установками для обслуживания самолетов и вертолетов, пользовался на аэродромах. Для очистки от снега магистралей, взлетно-посадочных полос на шасси ЗиЛ 131 устанавливался снегоочиститель "ДС-210". Для транспортировки нефтепродуктов автомобиль можно было оборудовать специальной автоцистерной. Также на базовом шасси ЗиЛ 131 выпускались пожарные автомобили и топливозаправщики.

Технические характеристики полностью соответствовали условиям эксплуатации автомобиля

Гражданские предприятия по достоинству оценили устойчивость во время движения, легкость управления и хорошую маневренность Зил 131. Размеры автомобиля в базовой версии были 7 040 х 2 500 х 2 480 (с тентом 2 975) мм. Высокую проходимость на бездорожье обеспечивали шесть ведущих колес ЗиЛ 131. Таким образом, грузовые автомобили уверенно передвигались по тайге, по горной и болотистой местности, по зыбучим пескам и рыхлому снегу, были задействованы в геологоразведочных и буровых работах в северных регионах страны. Шины Зил 131 размером 12,00-20"" имели систему централизованного регулирования давления. За счет снижения давления воздуха в шинах удельное давление на грунт также снижалось, что имело особое значение при движении по труднопроходимой местности.

Еще несколько слов хочется сказать о самосвалах ЗиЛ 131, наладить серийное производство которых так и не удалось. Первые два самосвала, один из которых попал в ВСХВ, а другой - в один из местных совхозов, были собраны сразу после выпуска первой партии сто тридцать первых ЗиЛов. Еще несколько машин, выпущенных немного позже, были задействованы в строительстве заводских жилых домов. Заказов на эту модель не было и даже после разработки усовершенствованного ЗиЛ-131Н в начале 90-х годов. Судьба проекта была решена - он отправился в архив.

Технические характеристики соответствуют особенностям эксплуатации ЗиЛ 131. Большая часть его узлов и агрегатов, хоть и унифицирована с базовым семейством грузовиков ЗиЛ-130, но имеет ряд особенностей. Двигатель ЗиЛ 131 был заимствован от 130 модели. Карбюраторный восьмицилиндровый V-образный мотор, с рабочим объемом в 6 литров, имел мощность в 150 л.с. Однако агрегат был несколько доработан и получил предпусковой подогреватель жидкостного типа, встроенный в систему охлаждения. Система зажигания, установленная на двигателе, в зависимости от модификации автомобиля может быть батарейной или контактно-транзисторной. Расход топлива на сто километров пути составлял, в среднем, 40 литров. Топливных баков было два - по 170 литров каждый.

Сцепление автомобиля - сухое, однодисковое. Полностью синхронизированная 5-ступенчатая коробка передач грузовика работала в паре с двухступенчатой раздаткой ЗиЛ 131, которая, отличалась от раздаточной коробки 157-го ЗиЛа тем, что вместо трех имела доступ лишь к двум ведущим мостам. Передний мост был оснащен электропневматическим приводом, благодаря которому его включение происходило автоматически. Максимальная скорость, развиваемая грузовиком - 80 км/час.

С 1990 года производство этой модели было налажено на Уральском автомоторном заводе, где модернизированную версию 131 ЗиЛа собирали вплоть до 2002 года. С конвейера Московского автозавода с 1967 по 1990 гг. сошло чуть меньше миллиона единиц различных модификаций автомобиля. Несмотря на то, что его выпуск был прекращен уже более 10 лет назад, встретить этот ЗиЛ на дорогах можно достаточно часто. Что касается цены на дизель ЗиЛ 131, то она зависит, в первую очередь, от года выпуска техники. На продажу выставляют и грузовики 1975 - 85 г.в. и грузовики, выпущенные в 90-х годах. Некоторые модели предлагаются с консервации. Средняя стоимость составляет порядка 150 - 300 тыс. рублей. Некоторые продавцы просят за свои машины меньше 100 тыс. рублей, но в этом случае, вам придется вложить немало времени и средств в ремонт ЗиЛ 131.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook