Кто должен платить платону собственник или перевозчик. Мифы и заблуждения про систему платон. Как пользоваться системой

В России система Платон действует с 2015 года. Ее суть заключается во взимании платы за проезд по дорогам федерального значения. Действие системы распространяется не на все виды автотранспорта, а только на определенные категории. О принципе действия и том, какие машины под нее попадают, будет подробно рассказано в статье ниже.

Какие машины попадают под действие системы

Согласно последним данным актуальным на 2018 год под действие Платона попадают все машины максимально разрешенная масса которых превышает 12 тонн. При этом следует учитывать, что в этот показатель входит и вес груза. То есть под его действие автоматом попадают почти все грузовые машины. Грузовые автопоезда и сцепки также не составляют исключения.

Владельцам автобусов повезло больше, действие Платона на них не распространяется. Но это только при условии, что в документах указано основное назначение как пассажирские перевозки. Транспортные средства, предназначенные для грузопассажирских перевозок, оплачивают проезд наравне с грузовыми машинами.

Какие машины освобождены от Платона

Под действие системы не попадают следующие виды транспортных средств:

  1. Автотранспорт, предназначенный исключительно для пассажирских перевозок.
  2. Служебные машины специального назначения. Например, пожарные, МЧС, полиции. Главное, чтобы на них были установлены соответствующие проблесковые маячки.
  3. Военная автотехника.
  4. Грузовые машины с разрешенной максимальной массой до 12 тонн.
  5. Легковые авто.

Как работает система

Все дороги на территории России по своему подчинению подразделяются на федеральные и региональные. Действие Платона распространяется строго только на первые. Связано это с тем, что ремонт региональных дорог осуществляется за счет средств местных бюджетов, а расход на содержание федеральных трасс несет государство.

Принцип использования Платона прост. В машину устанавливается специальное оборудование, которое отслеживает все передвижения машины в режиме реального времени. Все поступающие с него данные обрабатываются системой, рассчитывающей километраж и размер денежных списаний. Система расчетов в системе Платон предоплатная, то есть владелец сначала должен пополнить специальный личный счет.

Чтобы осуществить регистрацию в системе, владелец авто должен собрать определенный пакет документов. Найти их полный список можно на официальном сайте системы. Документы отправляются посредством электронной почты.

ВАЖНО! Стоимость каждого километра федеральной трассы равна 3.06 рублей. Такой тариф будет действителен до конца 2018 года. Впоследствии его скорее всего повысят.

Когда можно не платить

Согласно правилам Платона проезд большегрузных машин оплачивается только в случае использования трасс федерального назначения. На картах их обозначение начинается с заглавной буквы М.

Также в системе не тарифицируется проезд по следующим дорогам:

  1. Платным автомагистралям.
  2. Регионального назначения, в том числе с гравийным покрытием.
  3. Проселочным и внутри населенных пунктов. Если этого не запрещают дополнительные знаки.

Платон для легковых авто

В настоящее плата для легковых автомобилей в системе Платон не предусмотрена. Но этот вопрос интенсивно обсуждается в средствах массовой информации и Госдуме. При этом сторонники системы ссылаются на положительный опыт Европы. Опасения владельцев легковых машин не безосновательны, особенно не выгодно такое нововведение живущим в пригороде. Им ежедневно приходится добираться до работы.

Согласно данным актуальным на 2018 год слухи об обязательной регистрации легковых авто в системе Платон не подтверждены. Но, несмотря на это, на официальном сайте системы в перечне автомобилей присутствуют и относящиеся к категории легковых. Представители Платона это пока никак не комментируют.

На видео о действии системы Платон

Какие штрафы предусмотрены

Изначально был предусмотрен очень высокий уровень штрафов. Так, например, предлагалось с организаций и других юрлиц взыскивать до 1 млн. рублей. Но после прокатившейся волны протестов и забастовок штрафные санкции были пересмотрены.

По информации актуальной для текущего года их размер составляет:

  • 5000 руб. для водителя;
  • 5000 руб. для собственника юрлица при первом нарушении;
  • 10000 руб. на водителя при повторной регистрации нарушения;
  • 10000 руб. на собственника при повторном совершении.

При этом для водителей иностранных лиц используется точно такая же тарификация штрафов.

С ноября 2015 года владельцы большегрузов массой от 12 тонн и выше будут платить при проезде по всем автотрассам федерального значения.

Это установлено рядом законодательных актов и, в частности, Постановлением Правительства РФ от 14 июня 2013 года № 504 «О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн». Но сам Федеральный закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности….», на который ссылается это постановление и который устанавливает необходимость взимания оплаты, был принят еще в 2011 году.

Стоит сказать, что такая плата является новой для нас, но не для многих других стран, где уже давно действуют подобные сборы с грузоперевозчиков.

Сколько платить за грузоперевозки?

Так сколько же придется платить за грузоперевозки по федеральным трассам? Решением правительства РФ установлено поэтапное повышение платы для автомобилей свыше 12 тонн:

С 15.11.2015 по 29.02.16: 1,5293 руб. за километр пути

С 1 марта 2016 года до 31 декабря 2018 года тариф будет увеличен до 3,06 руб./км

Отметим, изначально предполагалось, что плата составит сразу по 3 с половиной рубля за километр, причем уже с 1 ноября 2014г. Потом ситуацию решили несколько сгладить. В то же время нужно учитывать, что называемые сегодня суммы тоже неокончательны - в дальнейшем плата за проезд по федеральным трассам будет индексироваться.

К слову, это самые низкие тарифы в Европе. Для сравнения, в Австрии дальнобойщики платят 0,49 $ за км, в то время как в России 0,025 $ по сегодняшнему курсу.

С помощью подобных сборов правительства компенсируют затраты на ремонт федеральных автотрасс. Логика рассуждений такова: раз тяжелые машины больше всех портят дорожное покрытие при перевозках, то и плату за проезд надо брать именно с них.

В Росавтодоре рассчитали - ущерб покрытию дороги от проезда одного двенадцатитонного грузовика сопоставим с проездами 40-50 тысяч легковушек. Методика расчетов нам неизвестна, но цифры впечатляют.

Понятно, что есть еще так называемый транспортный налог. Он для более мощных и тяжелых машин значительно выше, чем для маломощных лекговушек, но, конечно, не в 40-50 тысяч раз. Итак, похоже, что основания для введения оплаты за грузоперевозки большими машинами есть.

Но как это будет происходить на практике? Как вычислять и учитывать пройденное по федеральной трассе расстояние, за которое нужно будет заплатить?
На помощь приходят уже ставший привычным GPS/ГЛОНАСС - мониторинг авторанспорта и специально созданная система «Платон».

Что такое система Платон?

15 ноября 2015 года запущена в работу система оплаты дорог «Платон», которая обеспечивает сбор и отслеживание денежных поступлений. Название ее произошло не от имени древнегреческого мыслителя, а как сокращение фразы «плата за тонны». Хотя создатели, наверняка, знали про Платона, Аристотеля и других философов и вероятно даже слышали мудрое изречение «Платон мне друг, но истина дороже». Ходят слухи, что именно слово «дороже» стало ключевой ассоциацией при определении названия новой системы.

Итак, система Платон предусматривает обработку и хранение данных о передвижении высокотоннажных автомобилей по федеральным трассам (а это 50 744 км) в реальном времени.

Для этого бортовые системы автомобиля должны быть оснащены GPS/ГЛОНАСС и GSM модулем, а также акселерометром, модулем защиты информации, датчиками нарушения целостности.

Как работает система Платон?

Система Платон будет бесплатно выдаваться водителям, зарегистрировавшимся на сайте platon.ru. Выдаваться будет бесплатно, но ежемесячное обслуживание составит 500 рублей.

Бортовые устройства «Платона» с помощью спутников будут определять координаты транспортного средства и посредством сотовой связи передавать их в центр обработки данных.

Там информация, собранная за сутки, будет превращаться в сумму оплаты за движение по дорогам в соответствии с тарифом.

Система автоматически отключается, когда большегруз уходит с федеральной трассы или въезжает на платную дорогу, где плата взимается по-другому.

Предполагается, что тариф не будет зависеть от наличия груза.

Кроме высоких космических технологий будет и обычный контроль на дорогах. Он будет организован с помощью мобильных пунктов (около 180 единиц автомобилей) и стационарных (около 480 штук). С их помощью будет определяться принадлежность автомобиля к категории плательщиков, государственный регистрационный знак и наличие оплаты.

Ниже приведена видео инструкция о том, как пользоваться системой Платон:

и видео про Бортовое устройство системы Платон:

Можно обойтись без системы Платон?

Если не хочется заморачиваться с техническими устройствами, то можно ездить и без Платона. Для этого следует приобрести маршрутную карту, опять же зарегистрировавшись на сайте platon.ru, и указать гос. номер ТС и маршрут.

Как оплачивать грузоперевозки с помощью системы Платон?

Каждому, кто зарегистрировался в системе, выдается расчетный счет. На него, перед тем как отправиться в путь, водитель зачисляет деньги. В течение поездки они списываются и перечисляются на счет государства. То есть закинул деньги насчет, а по ходу дела они списываются аналогично тому, как списываются деньги у нас с мобильных телефонов. Только вместо минут разговоров по телефону будут подсчитываться километры проезда по автотрассе.

В случае приобретения транспортной карты оплата производится сразу, возможен электронный платеж (банковская карта, терминал, интернет).

Штрафы за неоплату грузоперевозок

За неустановленную систему Платон и отсутствие маршрутной карты предусмотрена система штрафов. И штрафы эти весьма «кусаются»:

Для водителя: 5 тыс. рублей

Для ИП: 40 тыс. рублей

Для юридических лиц: 450 тыс. рублей

При повторном нарушении:

Для ИП: 50 тыс. рублей

Для юридических лиц: 1 млн руб.

Смотрите ещё одну полезную публикацию на портале сайт:

Ответы на вопросы про .

Что будет после введения оплаты за грузоперевозки и полного внедрения системы Платон?

Конечно, такой мерой, как оплата грузоперевозок довольны далеко не все. Сами перевозчики прогнозируют удорожание, говоря, что в итоге все затраты будет покрывать конечный потребитель. По мнению недовольных система Платон может спровоцировать рост цен на продукцию, в том числе, на продукты питания.

Специалисты Росавтодора провели свои расчеты, согласно которым заметного удорожания от «Платона» быть не должно. Например, по этим расчетам себестоимость литра молока при тарифе 3.06 руб/км вырастет примерно на полторы копейки.

Впрочем, пока неизвестно, будут ли перевозчики считать так же, как специалисты Росавтодороа или воспользуются своими методиками, дающими совсем другие результаты…

P.S. Для тех, кто любит обращаться к первоисточникам - здесь можно текст Постановления и правила взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн.

P.P.S. По информации пресс-службы Росавтодора к концу первого дня работы в системе «Платон» зарегистриорваны более 65 тыс. транспортных компаний и предпринимателей с общим объемом парка свыше 500 тыс. автомобилей. В федеральный дорожный фонд поступило порядка 35 миллионов рублей.

Авторы: Степан Степанович Сулакшин - генеральный директор Центра научной политической мысли и идеологии, д.полит.н., д.физ.-мат.н., профессор; Людмила Игоревна Кравченко - эксперт Центра Cулакшина.

Введение платы за проезд через так называемую систему «Платон» - стало очередным правительственным решением, направленным на перекладывание бремени бюджетного дефицита на население. Однако если ранее население еще могло молчать и терпеть рост экономического давления, оправдывая это нуждами бюджета, то на этот раз отчетливо непрозрачная схема взимания с населения поборов ради далеко не государственных интересов, вызвала волну протестов, которая позволила частично смягчить изначальную жесткость данной меры, но добиться желаемой отмены системы «Платон» так и не удалось. Пока одна часть российского общества встала против произвола, коррупции и поборов, другая пассивна, наивно полагая, что данный вопрос напрямую их не затрагивает. Однако ситуация с «Платоном» показала, что это дело каждого отдельного гражданина России.

Остановимся детально на анализе, выявив, во-первых, кто испытает последствия введения системы «Платон». Во-вторых, обосновав коррупционную составляющую системы. В-третьих, проанализировав ее реальный, а не декларативный вклад в строительство российских дорог. В-четвертых, вскрыв латентные цели, которыми руководствовался Кремль при принятии решения о переходе к системе Платон.

Система «Платон» - это комплекс мероприятий, оборудования и ПО для автоматического сбора, обработки и контроля сведений о движении грузовиков массой свыше 12 тонн по федеральным дорогам общественного пользования, и оплаты за пройденные километры. 15 ноября 2015 года тариф был установлен на уровне 1,53 руля, хотя изначально планировалось его установить в размере 3,73 р. До начала работы над проектом его тариф оценивался в 3,5 р., однако затем произошло его удорожание. Тариф действующий на сегодня в системе «Платон» составляет 3,73 ₽ с коэффициентом 0,41*руб ₽/км. Правительство неоднократно планировало повысить тариф, однако забастовки дальнобойщиков содействовали переносу этого решения. В марте 2017 года Медведев подписал постановление от 24 марта 2017 года №330 о росте тарифа до 1,91 р, то есть коэффициент будет поднят до 0,51, а не до 0,82 как планировалось ранее.

I. ПО КОМ УДАРИЛ «ПЛАТОН»

Прямое воздействие от введения платы за передвижение большегрузов по федеральным дорогам испытали транспортные компании и дальнобойщики, работающие либо как индивидуальные предприниматели, либо в серой зоне без регистрации ИП. Косвенное влияние от системы «Платон» испытали и российские граждане - потребители продуктов питания. Проанализируем более детально, каким образом плата за проезд по федеральным трасам ударила по этим категориям граждан.

1. Дальнобойщики, работающие на себя как ИП или как частное лицо, были обременены следующими обязательствами в рамках системы «Платон»:

а) необходимостью составления маршрутных карт или установки бортового оборудования, за которое дальнобойщик должен быть оставить залог в размере свыше 6 тысяч рублей. Ранее в 2014 году каждый большегруз, зарегистрированный на нефизическое лицо, должен был быть оснащен тахографами, за которые дальнобойщики отдали в среднем 35–40 тыс.р. Тахографы пока никто не отменил, но внести залог за бортовое оборудование попросили. Что же касается маршрутной квитанции, то в случае отклонения от указанного маршрута по маршрутной квитанции дальнобойщики сталкивались с необходимостью оплаты нового маршрута.

б) непосредственная оплата каждого пройденного километра по федеральной трассе в размере 1,53 рубля с последующим ростом тарифа с апреля 2017 года. Если в случае транспортных компаний эту нагрузку можно было переложить на заказчика, то дальнобойщики, которые получали заказы на заранее установленные суммы от диспетчеров или через сайты, вынуждены были записать это в свои издержки. В итоге это привело к тому, что дальнобойщики стали ориентироваться только на самые прибыльные заказы, часть частников была вынуждена уйти с рынка, когда их издержки стали слишком высокими.

Проанализируем несколько предложений с интернет-системы поиска заказчиков грузоперевозок, чтобы увидеть, насколько введение системы «Платон» оказало влияние на жизнь дальнобойщиков. В таблице 1 представлены реальные данные по заказам, которые заказчик выставляет дальнобойщику. Это так называемая грязная сумма, поскольку из нее дальнобойщик тратит средства на оплату топлива и тарифа «Платон».

Таблица 1. Реальные заявки на перевозку грузов (по данным truck-partner.ru за март 2017 года)

То есть при текущем тарифе с учетом затрат на топливо дальнобойщики потеряли 4–10% от прибыли из-за введения «Платона», а учитывая еще показатель инфляции, можно говорить, что уровень жизни дальнобойщиков в 2016 году снизился на 10–15%.

в) оплата штрафов, которые возникали как по вине водителя, так и в результате технических ошибок, которые водитель не всегда мог сразу диагностировать. Штрафы начислялись в таких случаях, как движение с неисправным бортовым устройством, движение с выключенным бортовым устройством, отклонение от маршрута или времени движения, указанных в маршрутной карте, движение с включенным устройством, если баланс счета владельца полностью израсходован. После ряда редакций штрафы были существенно сокращены до 5 тысяч при первом нарушении и 10 тысяч рублей при повторном (для частников, у ИП и юридических лиц другие тарифы). Однако по факту 5 тысяч рублей для дальнобойщиков - это существенная сумма, равная для наемных дальнобойщиков оплате пройденного пути в 100 км (при тарифе 50 р за километр).

2. В транспортных компаниях введение «Платона» только косвенно отразилось на дальнобойщиках.

Их фиксированная ставка осталась неизменной, расходы по «Платону» транспортная компания переложила на заказчика. Это привело к росту издержек. Не считая платы водителю издержки на 1 км пути выросли на 15% (с 10 рублей платы за топливо до 11,53 р расходов на топливо и «Платон»). В итоге по некоторым данным транспортные компании одномоментно подняли цены на свои услуги на 15–20%. Согласно данным «Кнауф СНГ» цены на перевозку грузов в среднем выросли на 5–7%, в некоторых регионах, например в Южном федеральном округе, - на 15–20%. По данным АКОРТ (Ассоциации компаний розничной торговли) тарифы на перевозки товаров и продуктов после запуска системы «Платон» выросли на 6–28%. В итоге платить за «Платон» стали заказчики, которые включили эти издержки в конечную стоимость товаров для потребителей.

Для дальнобойщиков по найму ударом стал даже не столько «Платон», сколько предваряющее его введение требования о 8-ми часовом рабочем дне, то есть водители не могут перерабатывать, что соответственно сказывается на их уровне дохода. Если ранее перегон водителя длился 12–16 часов, то норматив в 8 часов сократил их доход в 1,5–2 раза. Правда и здесь наиболее изворотливые смогли найти лазейки, но для таких и предусмотрена система штрафов. Впрочем нередко сами дальнобойщики тесно связывают систему «Платон» с тахографами и нормативом рабочего дня. Например, в марте этого года дальнобойщики Читы были недовольны тем, что после введения «Платона» им пришлось за свой счет оборудовать автомобили тахографами, каждый из которых стоит порядка 42 тыс. рублей. Кроме того, за работу свыше восьми часов в сутки их штрафуют.

3. «Платон» внес вклад в рост цен, однако учитывая особенности методологии расчета инфляции Росстатат показал увеличение в первые два месяца цен всего на 0,2 п.п. (рис. 1)

Рис. 1. Инфляция за период 2015-2016 гг. (по данным Росстата)

Официальная статистика тем не менее зафиксировала рост цен на ряд товаров в течение первых трех месяцев. Если цены на помидоры и огурцы выросли из-за сезонных колебаний (традиционно в этот период цены на эти овощи растут), то цены на такие плодовоовощные, которые перевозятся преимущественно большегрузами на дальние расстояния, выросли: на капусту на 26%, на морковь на 12,6%, на яблоки на 11,4%, на яйца куриные на 8,7% (рис. 2). Это лишь небольшая видимая часть эффекта от введения «Платона», которая уже заметна на данных официальной статистики.

Рис. 2. Данные по росту потребительских цен (по данным ЕМИСС). Период с ноября 2014 года по февраль 2015 года нерепрезентативен, поскольку скачок цен был вызван девальвацией рубля

Оценки вклада в инфляцию колебались от 1–2% до 5%, однако в массе своей аналитики утверждают, что «Платон» не внес своего вклада в рост цен, обосновывая это утверждением простым арифметическим подсчетом - через деление суммы по тарифу на тонны перевезенного груза. При таких расчетах стоимость перевозки действительно увеличивается на десятые процентного пункта. Однако нужно учитывать несколько важных моментов.

Во-первых , «Платон» привел к росту тарифов на 15–20% при ставке в 1,53 р. Такой рост транспортных расходов сказался на инфляции на товары с низкой стоимостью, но высокой долей расходов на логистику в структуре издержек.

Во-вторых , рассуждать о долях процентах можно, когда речь идет о поставках с коротким циклом. Например, овощи из одного пункта в другой. Но ведь есть и более сложные цепочки. Например, производство пищевой продукции, когда фуры сначала привозят сырье, затем тару для сырья, и после уже отправляют продукцию в торговые сети. В таком случае тариф «Платона» будет как минимум трижды учитываться в конечной стоимости товара. А это, например, цикл производства всей молочной продукции.

В-третьих , ставки по «Платону» еще повлекут за собой резкий рост инфляции из-за подъема тарифа более чем в два раза при доведении до изначально установленного уровня в 3,73 рубля. Например, генеральный директор «Danone Россия» Бернар Дюкро заявил, что когда тариф вырастет вдвое, цена одной бутылки молока может вырасти на несколько процентов. Цены вырастут и в результате постепенной монополизации рынка, когда с рынка исчезнут дальнобойщики, которые оказывали услуги по более дешевым ставкам, чем транспортные компании. После роста тарифа произойдет окончательная санация рынка грузоперевозчиков, когда в итоге на этом направлении останутся только несколько компаний, которые уже смогут произвольно диктовать цены, оторванные даже от индексации тарифов «Платона». Ситуация на рынке ЖКХ, когда коммунальные услуги оказывает в основном одна частная компания, арендовавшая у государства инфраструктуру, показала, что происходит при чрезмерной монополизации. Когда монополист - государство, он будет вкладывать средства из бюджета, умеренно повышая тарифы. Когда монополист - частный предприниматель, то его главным мотивом становится не социальная ответственность, а максимизация прибыли. В целом можно говорить, что на рынке грузоперевозок транспортные компании воспользовались системой «Платона» в попытке частично компенсировать выпадающие доходы в условиях кризиса, когда выросли цены на топливо.

Таким образом, введение системы «Платон» оказало или будет оказывать влияние не только непосредственно на дальнобойщиков, численность которых превышает 1 млн (зарегистрированное число большегрузов в России). Она затронула все население, которому еще в будущем предстоит столкнуться со скачками цен, вызванными на этот раз не девальвацией, а повышением расходов в логистической цепи.

II. КОРРУПЦИОННАЯ СХЕМА СИСТЕМЫ «ПЛАТОН»

Введение системы объяснялось правительством как естественная необходимость возмещения ущерба дорогам, которое оказывают на них большегрузы. С этой точки зрения налог на фуры вполне закономерен, ведь общество как и государство должно нести ответственность. В таком контексте переход к европейскому опыту взимания платы за пройденный километр был бы оправдан. Но в случае с «Платоном» все говорило о том, что восстановление дорог не является приоритетом введения системы. В самой системе есть много коррупционных составляющих, которые дают понимание, что деньги дальнобойщиков пойдут не на восстановление дорог, а на поддержание достойного уровня жизни бенефициаров системы.

Какие признаки коррупции можно усмотреть в данном вопросе?

1. Изначально объявлялось, что все средства, собранные системой «Платон», будут направлены на восстановление дорожной инфраструктуры. 17 декабря 2015 года во время своей пресс-конференции Путин заявил, что «Все сборы, которые поступают от „Платона“, идут не кому-то в карман, а стопроцентно поступают в дорожный фонд России, до последней копейки. И оттуда до последней копейки поступают на дорожное строительство в регионах России». Однако затем появилась информация, что более 10 млрд ежегодно от собранных средств будет уходить оператору системы. При этом в 2016 году объем собранных средств составил 20 млрд, то есть оператор получил более 50% прибыли. Изначальная непрозрачность получателей собранных средств уже поставила на повестку общества вопрос о коррупции.

2. Объявленный конкурс на разработку системы «Платон» отменили, а проект доверили структуре «Ростеха» ООО «РТИТС». То есть компания заключила с государством концессионный договор без прохождения конкурсной процедуры, хотя согласно закону «О концессионных соглашениях» партнера необходимо выбирать на конкурсной основе. Изначально тендер был объявлен в августе 2013 года, тогда к потенциальным исполнителям выдвигалось требование опыта создания и обслуживания аналогичных систем. То есть ориентация была на компании с иностранным капиталом. После правительство отменило конкурс и назначило исполнителем РТИТС, в котором 50% принадлежит сыну друга российского президента Игорю Ротенбергу. А это уже вызвало подозрения в решении вопроса что называется «по звонку» из Кремля.

В настоящее время компания подала в правительство заявку с частной концессионной инициативой на разработку автоматической системы весогабаритного контроля. Не исключено, что и на это раз компания победит без конкурса, и государство проинвестирует эту инициативу. Видимо, что сама форма инициативы концессионного соглашения возникла в ответ на судебные иски Навального. Инициатива позволит формально провести конкурс с минимальной вероятностью победы на нем сторонних участников или с минимальным риском подачи заявок на участие в конкурсе. Формально РТИТС пройдет процедуру конкурса, фактически результат конкурса уже предопределен.

3. Законодательная база России работает на обслуживание интересов семьи Ротенбергов. После начала массовых акций протеста против «Платона», законодатели объявили о возможности запрета регистрации большегрузов на физических лиц. При таком раскладе большегрузы нужно будет регистрировать на ИП, а значит по закону придется оборудовать грузовики системой учета времени - тахографами, за которые дальнобойщик должен будет заплатить порядка 42 тысяч рублей. Учитывая, что на протесты вышли частники, в массе своей регистрирующие свой транспорт на физических лиц, государство таким образом решило их наказать и припугнуть за акции протеста. Официальное объяснение - это повышение безопасности на дорогах. Фактически, это наказание протестующих и мера по вытеснению их с рынка грузоперевозок.

4. Закрытость концессионного соглашения. Информация о содержании соглашения поступила в СМИ через сторонние источники, в то время как детали этого соглашения скрывались. Судебный иск, подданный Навальным относительно недействительности концессионного соглашения по системе Платон, был отклонен. Суд рассмотрел дело без текста соглашения, на доводы истцов ответа получено не было. В частности, без ответа осталось замечание про нарушение норм закона о концессионных соглашениях в части конкурса, в части распределения платы.

5. На коррупционную составляющую указывает и тот факт, что главным бенефициаром системы становится компания РТИТС, прибыль которой фиксирована и не зависит от сбора собранных средств. Она составляет 10,6 млрд, при этом с учетом НДС из бюджета будет выплачено 12,520 млрд. Особое внимание вызывает, во-первых, то, что прибыль достигает почти 50% ожидаемой выручки. На деле с учетом низких объемов выручки доля доходов оператора оказалась выше. Во-вторых, в отличие от пенсий, 46% вознаграждения индексируется на уровень инфляции. В-третьих, эта сумма может быть уменьшена из-за штрафов, однако несмотря даже на объем штрафов оператор системы получает гарантированные 4,978 млрд р. Официально прибыль компании составит только 6%, все остальное пойдет на возврат кредита (35%), текущие расходы (59%) и разовую замену оборудования за 12 лет (8%).

6. Инвестор практически не вложил средств в разработку системы. Собственные инвестиции составили 2 млрд рублей, остальные 27 млрд. рублей - это кредит, который был выдан Газпромбанком, то есть банком с государственным участием. Вполне закономерен вопрос, неужели государство с таким же успехом не могло само вложить эти 2 млрд? Система «Платон» функционирует на бесплатной платформе WordPress (по данным сайта Autoplus). И на это ушло 29 млрд р.! Остается не ясным, каким образом система с такими характеристиками была одобрена правительством. У нее осталась масса недоработок. Для сравнения, в Германии, с которой и был скопирован российский аналог, старт ввода системы откладывался с 2002 года до 1 января 2005 года, поскольку систему неоднократно отлаживали. В России же систему запустили в ноябре, несмотря на то, что не были устранены такие существенные недостатки ее работы, как непроработанная договорная основа между перевозчиком и РТИТС; нехватка бортовых устройств и выход из строя установленных БУ1201 в процессе поездки при отсутствии алгоритма действий водителя; нестабильная работа сайта и др.

7. Явный признак того, что система не отвечает цели пополнения средств на восстановление дорог, является то, что прибыль государства не только ниже ожидаемой, но и уступает прибыли оператора системы. Учитывая, что средства идут на выплату оператору системы, а региональные бюджеты недополучили налоговые платежи в рамках вычета из транспортного налога суммы услуг по системе «Платон», в сухом остатке бюджет получит около 4 млрд рублей, что меньше прибыли оператора. В 2016 году «Платон» собрал 18,5 млрд, или 16,7 млрд рублей за период с ноября 2015 по ноябрь 2016 года, из них 10,6 млрд рублей было отдано оператору системы, то есть собственник системы - государство получило всего 36,5% от собранных средств. При сохранении ставки в 2017 году согласно расчетам Министерств обороны и финансов бюджет получит от системы 19,7 млрд, то есть в распоряжении Росавтодора останется только 9,1 млрд рублей, хотя требуемая сумма на реализацию проектов составляет 83 млрд р. Таким образом, очевидно, что бенефициаром системы стал именно инвестор, а не государство.

8. «Платон» был введен в период экономического кризиса, когда семья Ротенбергов попала под санкции и для них был закрыт внешний источник дохода. Концессионное соглашение было подписано в августе 2014 года, то есть в период активной фазы ужесточения экономического режима для семьи Ротенбергов. В итоге «короли госзаказа» стали расширять сферы своей деятельности внутри страны. Если ранее в их ведении находились порты и мосты, то теперь дело дошло до автодорог. В кризис население несет экономическое бремя санкций, в то время как приближенные президенту люди процветают благодаря системе государственного заказа. То есть именно им Кремль в итоге компенсировал потери от западных санкций.

III. ПЛАТОН НЕ ДЛЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ДОРОГ

Дальнобойщики вынуждены были платить за дороги под тем формальным предлогом, что они изнашивают покрытие российских дорог намного сильнее, чем легковые автомобили. Но на сомнительность данного постулата указывает ряд моментов.

1. Нет точных данных относительно давления большегрузов на российские дороги. Правительство объявило, что 56% урона транспортному полотну наносится именно большегрузами. При этом ущерб одного большегруза приравняли к 20 тысячам легковых автомобилей. В Федеральном дорожном агентстве (Росавтодор) заявили, что единичный проезд фуры разрешенной массы свыше 12 т по нагрузке на трассу равен 40 тыс. проездов одной легковой автомашины. Минтранс оценил размер ущерба в 6,8 рублей за один километр. Расчет осуществлялся из расчета, что средний годовой пробег одного ТС (12 тонн и более) составляет 8,5 тыс. км. Однако тогда же был и альтернативный расчет Минэкономразвития, согласно которому средний пробег составляет около 60 тыс.км, тогда тариф должен был составить 0,97 р. И это не единственные примеры разнящихся данных и информации по обоснованию итогового тарифа.

2. Экономический вклад «Платона» в восстановление дорог ничтожен. Объем федерального дорожного фонда на 2016 год - 635 млрд рублей. Грузовики по косвенным оценкам наносят ущерб на 2,5 трлн. р. Система Платон могла принести по первоначальным прогнозам 40 млрд рублей, но и этой цифры не достигла, а свыше 10 млрд их них получает оператор системы. По прогнозам правительства за период действия концессии государство должно было собрать около триллиона рублей, то есть в год приблизительно по 80 млрд рублей. Но суммы оказались куда скромнее - 16–20 млрд, то есть 2,5–3% от государственных инвестиций в дороги, что даже меньше прогноза в 40 млрд р. Хлопоты на систему оказались в итоге затратнее ее эффекта. В чистом виде сумма оказалась еще меньше. С учётом платы оператору и потерь из-за отмены транспортного налога бюджет в 2016году получил по оценке Минтранса около 4 млрд. рублей.

Рассчитаем возможный уровень дохода от системы «Платон» (Табл. 2).

Таблица 2. Расчет возможных доходов от системы «Платон»

Видим, что «Платон» должен был приносить значительно больше средств, но государство довольствуется малым. Это говорит о том, что изначально правительству было все равно сколько оно в итоге соберет с помощью системы «Платон». Главное в этой затее было обеспечить доходом семью Ротенбергов.

3. Цель восстановления дорог не может быть достигнута при одновременном сокращении поступлений на ремонт дорог в региональный бюджет. Речь идет о том, что в июле 2016 года были внесены изменения в Налоговый кодекс, согласно которым предусмотрено уменьшение транспортного налога, подлежащего уплате в региональный бюджет организациям и физическим лицам, владеющим транспортными средствами с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн, на сумму фактически уплаченного ими сбора за проезд по федеральным трассам. Если сумма превысила транспортный налог, то последний не уплачивается. 100% транспортного налога шло в бюджет региона, теперь же регионы лишились этого налога с большегрузов, зато федеральный бюджет пополнился за счет «Платона». Государство не столько наполнило казну, сколько перенаправило средства из регионов в федеральный бюджет, а последний в бюджет оператора системы.

4. Сейчас правительство отчитывается о достижениях системы «Платон» - сколько средств пошло на ремонт автодорог и строительство мостов по регионам России. Появляется информация, то благодаря «Платону» были отремонтированы 1000 км дорог, 24 аварийных мостовых перехода и путепровода в Удмуртии, Чечне, Чувашии, Карачаево-Черкесии, Самарской, Воронежской, Брянской, Орловской, Пензенской, Тамбовской областях, а также в Бурятии, Краснодарском и Алтайском краях. Вклад Платона в финансирование дорог на уровне 10–11 млрд. рублей или с учетом выпадающих доходов от льгот на транспортный налог еще меньше, просто не сопоставим с существующим объемом финансирования федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010–2020 годы)». Эта программа в разы по объему средств важнее для дорог страны, чем система «Платон» (рис. 3).

Рис. 3. Объем финансирования подпрограммы «Автомобильные дороги» в ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010–2020 годы)»

Да и прирост протяженности автомобильных дорог общего пользования федерального значения, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям согласно целевым ориентирам (рис. 4), говорит о том, что показатели «Платона» далеко не передовые в этом направлении, однако нужно признать, что волевым решением государство перенаправило средства в строительство региональных дорог, что в целом значительно выше ожидаемых по ФЦП параметров по этому показателю (рис. 5).

Рис. 4. Прирост протяженности автомобильных дорог общего пользования федерального значения, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям (по данным ФЦП)

Рис. 5. Объекты, которые строятся и реконструируются за счет системы «Платон» (

То, что в мире принимается множество непопулярных решений, ни для кого не секрет. Такова логика развития общества. Итак, «Платон»: откуда, что и почему?

Дело не в популярности решений. Все строится на переходе к справедливости и на необходимости изменений! Почему многие западные страны пошли по пути запуска систем взимания платы? Американскими экспертами было установлено, что воздействие одного автопоезда полной массой 40 тонн на основание дорожного полотна сопоставимо с npoездом нескольких десятков тысяч легковых автомобилей.

При этом владельцы легковых машин в большинстве своем не зарабатывают на использовании дорожной инфраструктуры, как перевозчики - владельцы большегрузов. В то же время, если посмотреть источники пополнения дорожного фонда нашей страны, большая часть уплаченного транспортного налога и топливных акцизов приходится именно на 40 миллионов владельцев легковых, а не на миллион 12-тонников, которые наносят больший вред дороге. Дорожный фонд постоянно субсидируется государством, то есть дороги ремонтируются и строятся за счет всех налогоплательщиков. Платит тот, кто использует дорожную инфраструктуру и наносит больший ущерб - этот справедливый nринциn в основе всех систем взимания платы. И платит только за фактически пройденное расстояние, а не усредненную ставку налога, которая не учитывает пробег, не учитывает и то, выезжает автомобиль на дороги или работает на карьерах. Как и акциз, ставка которого на бензин почти вдвое выше, чем на дизель. При этом поднять акциз только, например, для владельцев 12-тонников невозможно. Почему больше должны платить владельцы дизельных легковых или, например, дизельгенераторов?

Был еще один дисбаланс, который может исправить только система взимания nокилометровой платы. Плата за инфраструктуру была на всех видах транспорта, кроме автомобильного, поэтому на автодороги перешли те грузы, которые раньше по ним не возили.

А как справедливо брать плату за проезд? И здесь многие страны пошли практически одним путем - запуск систем взимания платы.

Для вас система взимания платы за проезд по дорогам не в новинку. В свое время вы работали в компании, которая как раз этим и занималась?

Действительно, мне довелось поработать в компании «Оптима Плюс». При этом была возможность ознакомиться с разными системами. В Австрии она основана на рамках, обеспечивающих контроль при въезде и выезде с дороги. Чехи, как и австрийцы, пошли по пути рамок. А в Швеции, например, стоят обычные камеры, которые считывают автомобильные номера. В Словакии взяли пример с Германии, которая была nервоnроходцем в этом направлении, и выбрали спутниковую систему. Когда встал вопрос о расширении регионов обслуживания, словакам потребовались лишь сутки для перенастройки системы. Чехи не могут это сделать по сей день. При российских расстояниях - свыше 50 тыс. км - мы приняли решение в пользу спутниковой системы. Кстати, экономические расчеты показывают, что при расстоянии от 2–3 тыс. км наиболее эффективна система на основе спутников.

- Когда стартовал проект?

В августе 2014 года вышло распоряжение Правительства РФ №1662-р, в соответствии с которым было заключено концессионное соглашение между Федеральным дорожным агентством и ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы», которое назначалось оператором системы взимания платы, ответственным за реализацию полного цикла с ее последующей модернизацией.

На самом деле закон вышел гораздо раньше - в 2011 году. Основу системы взимания платы определяли Федеральный закон 68-ФЗ от 6 апреля 2011 года, вносящий изменения в КоАП, 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах» от 8 ноября 2007 года и Бюджетный кодекс РФ. Закон 68-ФЗ устанавливал обязанность внесения платы при движении по автомобильным дорогам федерального значения для владельцев автомобилей с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн.

В 2014 году был объявлен конкурс, в котором участвовали три компании, в том числе «Оптима Плюс» совместно с иностранным партнером. Чтобы взять лучший передовой опыт, в конкурсе, который формулировал Минтранс, было заявлено требование по наличию опыта реализации похожих проектов. Но в 2014 году были разговоры по отключению даже платежных банковских систем, поэтому было принято решение, что такая система, которая позволит государству получить стратегическую информацию об объемах и маршрутах перевозок, будет разрабатываться специально созданной для этого 100 % российской дочерней компанией госкорпорации «Ростех».

Месяц ушел на переговоры с «Росавтодором», результатом чего явилось подписание концессионного соглашения. На моей памяти такого еще не было, чтобы в такие короткие сроки был подписан столь серьезный документ.

Далее параллельно начались проектирование и поиск денег. При этом пошли по пути 100-процентного частного финансирования. Государство решило, что это должно быть государственно-частное партнерство, и не рисковало ни одним рублем. Вот вам техническое задание: вы должны разработать систему и запустить ее в срок до 15 ноября 2015 года.

- Кто занимался разработкой программного обеспечения системы «Платон»?

Программный продукт был создан отечественными разработчиками, отчасти благодаря санкциям.

Программа писалась на открытых кодах, чтобы ни в коем случае не зависеть от зарубежных языков программирования, которые впоследствии могли бы каким-либо образом повлиять на работоспособность нашего продукта. То есть это полностью закрытый продукт, написанный отечественными программистами.

На отдельных этапах к работе привлекались специалисты разного профиля. Всего же над созданием программного обеспечения трудились более сотни специалистов. Никто не писал столь обширных баз данных на открытом программном обеспечении. На данный момент мы единственная система взимания платы в мире на открытых кодах.

- Программный продукт - это часть системы «Платон». А что предстояло воплотить в «железе»?

Прежде всего, надо было спроектировать систему. Да, мы учли опыт других стран. Но с таким уникальным масштабом страны, мы сразу понимали, что будем строить систему на основе спутниковой технологии.

Далее встал вопрос о бортовом устройстве и защите передаваемой информации. Нами с нуля было создано такое устройство. За работу взялось питерское предприятие «Центрсвязьинформ» и достаточно быстро разработало его. Сейчас их выпускают уже несколько заводов. По сути, российские производители создали новый современный высокотехнологический продукт, наработки по которому можно будет использовать и в других областях.

К назначенной дате необходимо было подготовить и систему контроля. Это 20 рамок и 100 автомобилей - мобильных средств контроля. Кроме этого, требовалось открыть сеть офисов для обслуживания пользователей. Плюс необходим был надежный и современный центр обработки данных для сбора, обработки и хранения информации.

- Куда поступают собранные средства и как распределяются?

Все деньги, которые мы собираем как оператор системы, поступают в федеральный бюджет ежедневно. Мы не распоряжаемся этими средствами.

Нам же государство раз в полгода выплачивает изначально установленную Распоряжением Правительства сумму за обслуживание системы. При этом как оператор мы должны выполнять определенные технические условия: процент собираемости средств, процент регистрации транспортных средств в системе, коэффициент готовности системы, время ожидания ответа оператора колл-центра. Если все показатели в норме - все хорошо, нет - вступают в действие штрафные санкции. Поэтому мы заинтересованы в качественном выполнении своей работы.

- Один из важных показателей - это собираемость денежных средств. Здесь все нормально?

За этот год нашим планом предусмотрено собрать порядка 20 млрд руб. К середине июня на счет уже поступило 10 млрд. Думаю, проблем со сбором у нас не предвидится.

- Уже определены направления, куда поступят собранные средства?

Все собранные средства поступают в Федеральный дорожный фонд и в дальнейшем будут направлены в качестве трансфертов на региональные дорожные проекты, в том числе, реализуемые на принципах государственно-частного партнерства. Это позволит реализовывать такие проекты, как обходы крупных городов, строительство и реконструкция автомобильных дорог, мостов и путепроводов, и других сложных объектов дорожного строительства с привлечением частных инвестиций.

По решению Правительства РФ 24 региона страны с наиболее критическим состоянием дорог за счет сборов системы «Платон» уже получили первые 10,850 млрд рублей трансфертов из федерального бюджета и смогут к концу лета 2016 года отремонтировать наиболее проблемные участки автомобильных дорог.

- Все элементы системы созданы?

Система работает полностью. Она была готова за три месяца до ее запуска. Все элементы прошли комплексные испытания и затем госприемку, объекты системы являются государственной собственностью. Открыты все запланированные проектом центры обслуживания пользователей. Их 234, согласно техзаданию. Работают 20 рамок и 100 мобильных средств контроля. Выдано более 500 тыс. бортовых устройств.

В стадии модернизации стационарные пункты контроля. Кстати, расположение рамок определялось с использованием моделирования на научной основе. Согласно этому, через каждые 100 км должна стоять рамка, все остальное расстояние закрывается мобильными средствами контроля.

- Как решается проблема с покрытием Интернетом?

97–98 % всех дорог федерального значения покрываются оператором мобильной связи «Мегафон». При этом потеря сигнала не является проблемой, бортовое устройство помнит маршрут в течение 30 дней. Этого более чем достаточно для того, чтобы передать накопленную информацию в центр обработки данных.

- Не секрет, что «Платон» вызвал неоднозначную реакцию в среде перевозчиков. Какова величина политической составляющей этих процессов?

95–98 % в зависимости от региона перевозчиков уже зарегистрированы в системе «Платон». В целом по стране более 73 % большегрузов - в системе.

Замечу, что еще в мае прошлого года наша команда отправилась в федеральные округа, вплоть до Владивостока, где мы провели встречи с теми же самыми перевозчиками. Темой для разговора было введение в ноябре 2015 года платы за проезд по федеральным трассам. На этих встречах мы настоятельно рекомендовали регистрироваться в системе, чтобы впоследствии не было очередей.

Уже тогда обозначилась проблема - часть перевозчиков убеждали не регистрироваться. Основание - несколько переносов по срокам: мол, отменят и вовсе. Наши доводы о том, что правительством установлены окончательные сроки и все же лучше зарегистрироваться, остались для определенной части перевозчиков не услышанными.

Вместе с тем еще до вступления в силу «Платона» на сайте зарегистрировались свыше 300 тыс. перевозчиков. Причем львиная доля пришлась на солидные компании. Маленькие фирмы и частные перевозчики поверили в популистские обещания партий и в итоге остались «у разбитого корыта».

Именно по этой причине в наших офисах 13 ноября, накануне введения «Платона», образовались многочисленные очереди, что вызвало еще большее недовольство. Нам же в то время пришлось работать в режиме 24 часов. В итоге за неделю неимоверных усилий удалось ликвидировать очереди и войти в нормальный режим работы.

В настоящий момент в офисы все меньше обращаются перевозчики. Многие научились пользоваться системой дистанционно, оформляя маршрутные карты через Интернет.

Ушли эмоции, и по факту оказалось, что никаких трудностей нет.

Государство со своей стороны изначально пошло навстречу. На переходный период введен пониженный тариф: вместо 3,73 руб. за км сейчас действует 1,53 руб. за км. Для сравнения, в Белоруссии действует тариф 8 руб. за км, причем под него подпадают все грузовики полной массой свыше 3,5 т.

Выступления, прошедшие осенью прошлого года, как правило, имели ярко выраженную политическую окраску. Своего рода PR-ход. Причем вопросы были направлены не к самой системе, людей просто использовали политические силы в своих корыстных целях. К тому же на самом деле они были немногочисленные и в большей степени преувеличены в СМИ.

- Как система «Платон» борется с «серыми» перевозчиками?

Система позволяет выводить на чистую воду нерадивых перевозчиков. Мало того, многие из грузоотправителей стали требовать от перевозчиков подтверждения о регистрации в системе «Платон».

Те люди, которые пока не зарегистрировались и пытаются ездить в надежде, что «пронесет», попросту получают штрафы. Все то же самое происходило даже в Германии. Примерно год понадобился, чтобы перевозчики поняли: нет иного пути, как платить дорожные сборы. Так и у нас. Вы раз получите штраф, второй, третий. На четвертый задумаетесь, что проще: продолжать оплачивать штрафы или все же лучше быть зарегистрированным в системе.

Естественно, как показывает мировая практика, будут и маргиналы. Немного, но все же будут.

Еще один интересный момент. В Германии 80 % водителей грузовиков пользуются бортовыми устройствами. К этому они шли 8 лет. У нас прошло всего полгода, а процент пользователей бортовых устройств более 70 %.

Планируется ли расширить действие системы «Платон» на грузовики полной массой, например, свыше 7,5 т? Если да, то когда?

Мы, как оператор системы для 12-тонников, не принимаем подобных решений, не участвуем в обсуждении. Никаких конкретных заявлений от государства, тем более планов в отношении более низкого тоннажа, нет.

- Каков положительный эффект для страны от введения системы «Платон»?

Государство получает реальную картину объемов и направления грузоперевозок в стране. Это уже информация для «Росавтодора», на каком участке следует сосредоточить наибольшие ресурсы, чтобы кровеносные артерии страны работали в полном объеме. Второй момент - это интеграция с другими системами, такими как налоговые и таможенные. Некий принцип «одного окна».

К тому же появляется возможность правильного распределения грузов между всеми видами транспорта. К примеру, в европейской Белой книге транспортной политики указано, что на расстояния свыше 500 км грузы должны возиться ж/д или водным транспортом.

По поводу повышения цен. Сейчас себестоимость перевозок в среднем находится на уровне 30 руб. за км. Затраты на логистику в среднем составляют от 4 до 10 % в цене товара. При тарифе в размере 3,06 руб. стоимость будет 33,06 руб. за км, увеличение в процентном соотношении стоимости перевозок составит около 10 %, при тарифе в 1,53 руб. - около 5 % соответственно. То есть на стоимость тариф если и повлияет, то в долях процента - менее 1 %.

Поэтому ни о каком повышении цен в разы не идет и речи. Мало того, в случае дорогостоящих перевозок это вообще десятые и сотые доли процента. Однако, как показала практика стран Западной Европы, на самом деле даже этого не происходит. Поскольку деньги целевые и вкладываются в дорогу, то дорога улучшается, скорость передвижения по ней увеличивается. Доставка груза происходит не за 10, а, скажем, за 8 часов. Бензина тратится меньше, общие затраты также уменьшаются. Поэтому, как это ни парадоксально, удорожания перевозок не происходит.

В ближайшей перспективе произойдет качественное перераспределение. Скорее всего, часть грузов вернется на железную дорогу, какие-то перевозки отойдут исключительно в ведение автомобильного транспорта. В связи с этим должна повыситься эффективность перевозок в целом (сокращение холостых пробегов, интенсивность использовании ТС за счет введения дополнительных смен). И это еще один позитивный побудительный мотив, связанный с введением системы «Платон».

Здравствуйте, уважаемые читатели! В этой статье попробую развенчать некоторые заблуждения и мифы вокруг так называемой системы Платон.

Написать эту статью меня вдохновило некоторые высказывания некоторых депутатов и общественных деятелей. Если быть до конца честным, это были высказывания именно депутата Государственной Думы РФ Федорова Евгения Алексеевича , координатора движения НОД.

Смотрел я его видео (есть на сайте Федорова Е.А.) и для себя отметил несколько тезисов. Он почему-то говорит про какой-то конкурс, про то, что система «Платон» введена Правительством, что оператор «Платона» фактически принадлежит государственной корпорации. Не буду останавливаться на политических аспектах заявлений известного депутата. Выделю некоторые спорные тезисы, которые я часто встречаю. Это не значит, что эти тезисы были выдвинуты непосредственно Федоровым, но тем ни менее, его рассуждения, как мне показалось, основываются на некоторых подобных тезисах.

1. Фирма-оператор «Платона» получила право на внедрение данной системы на конкурсной основе

Это не так. Никакого конкурса не было.

Компания «» получила данное право по Распоряжению Правительства России № 1662-р от 29.08.2014г. Никакого конкурса не было. Фирма была выбрана выполнять функции оператора системы сбора «Платон » произвольным решением Правительства. Мне не известна какая либо конкурсная процедура, в результате которой фирма «РТ-Инвест Транспортные системы» получила бы право на сбор возмещения причиненного вреда автомобильным дорогам.

Таким образом, между государством в лице Росавтодора и ООО «РТ-Инвест Транспортные системы» было подписано концессионное соглашение.

При этом, какие либо критерии по выбору данной компании мне не известны. Если кто-то знает, , я поправлю статью.

2. Систему «Платон» ввело «либеральное» Правительство Медведева, а Государственная Дума не при делах

Есть еще такой тезис, что во всём виноват премьер Медведев с его либеральным курсом. Не знаю насколько «курс» Медведева либерален, но его роль насколько я понимаю, ограничена тем, что он произвольно (без конкурсной процедуры) поручил Автодору заключить концессионное соглашение с ООО «РТ-Инвест Транспортные системы» .

Но если разобраться, то фактически сбор, который в народе именуют «Платон » введен Государственной Думой РФ в форме внесения изменения в закон об автомобильных дорогах. А именно: закон был дополнен статьей 31.1, которой все и предусмотрено. Все остальные постановления Правительства и подзаконные акты имеют технический, «обслуживающий» характер.

Поэтому я бы не стал всё валить на премьер-министра. Возможно, введения системы сбора компенсации за повреждение автомобильных дорог и была его инициатива, но основное действие сделала именно Государственная Дума РФ .

Вот как сформулирована ст. 31.1 закона об автомобильных дорогах:

«Движение транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения допускается при условии внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам такими транспортными средствами».

3. Оператор «Платона» фактически принадлежит государственной корпорации «Ростех» (51 %)

Это вообще не соответствует действительности.

Я уже касался этого вопроса в .

Согласно сведениям из ЕГРЮЛ ООО «РТ-Инвест Транспортные системы » (ИНН 7704869777) имеет уставный капитал в 100 000 руб. и принадлежит в равных долях ООО «РТ-Инвест » и Ротенберг Игорю Аркадьевичу .

ООО «РТ-Инвест » (ИНН 7714842767) в свою очередь принадлежит Госкорпорации «Ростех » (ИНН 7704274402) и ООО «Царицын Капитал » (ИНН 7704758065) – 74,99 %.

Таким образом, если считать напрямую без учета границ разных юридических лиц, получается, что Игорю Ротенбергу принадлежит 50 % компании Оператора системы «Платон », примерно 12,5 % принадлежит Государственной корпорации «Ростех », остальное принадлежит ООО «Царицын Капитал ». Надеюсь мои расчеты и моя логика в данном случае понятны.

Поэтому, если кто-то говорит, что Оператор системы Платон подконтролен государству, то с формальной точки зрения это не так.

4. Платон – не остановить!

К этому утверждению еще добавляют утверждение о том, что депутаты Государственной Думы не могут исправить ситуацию.

Напомню, что у нас в России многопартийная система, но только одна партия имеет достаточное количество депутатов, чтобы принять любой закон и даже, в случае необходимости, преодолеть «вето» президента.

Известно, что несколько раз депутаты Государственной Думы от партии КПРФ и однажды депутаты от партии Справедливая Россия вносили предложение вынести на обсуждение законопроект о введении моратория на введение системы сбора «Платон ».

Этот моратория фактически представляет сбой отсрочку на введение в действие той самой ст. 31.1 закона об автомобильных дорогах .

Но партия власти не пошла на внесение данного законопроекта на обсуждение, чем блокировала его.

В завершение сказу, что раскачку недовольства вокруг системы сбора «Платон » по мнению депутата Федорова Е.А. осуществляет 5-я колона. Возможно это так. И если депутаты от партии власти видят такую нехорошую тенденцию, которая может выйти из под контроля, не будут ли лучше заморозить Платон на пару годков? Именно так и было предложено некоторыми депутатами. Но партия власти отклонила соответствующий законопроект. Так при чем тут пятая колонна и либеральное Правительство Медведева ? Чего проще: примите законопроект о моратории системы Платон и потушите выступления дальнобойщиков.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook