Ставить ли тахограф. На какие транспортные средства нужно ставить тахограф

Одна из самых серьезных дорожных проблем - безопасность, в том числе и водителей. Один из приборов, которые обеспечивают водителю безаварийную езду - это тахограф.

В наше время без этого прибора не обходится почти не один автомобиль, который эксплуатируется несколько часов подряд. Но есть транспорт, который можно эксплуатировать и без этого устройства. Ниже мы рассмотрим, на какие автомобили не надо устанавливать тахографы.

Для каких автомобилей нужен тахограф?

Прежде, чем выяснять, на какие автомобили нужно устанавливать подобное оборудование, нужно точно определить - «Что такое тахограф?». Тахограф - прибор, специально сконструированный для контроля водителей на предмет правильного режима эксплуатации транспортного средства.

В России, на законодательном уровне было определено какой вид транспорта, обязательно, должен быть оборудован такими приборами. Министерством транспорта России издан приказ № 273 от 21.06.2013 г, который четко регламентирует требования по установке тахографов на некоторые автомобили, среди них указаны:

  • автобусы, которые попадают под категорию М2 или М3, которые используются для перевозки пассажиров. Они должны быть оборудованы тахографами до 01.07.2013 года;
  • транспортные средства, которые попадают под категорию N2 или N3, т. е. которые предназначены для перемещения опасных грузов. Им определен срок до 01.04.2014 года;
  • Транспорт категории N3, с максимальной массой более 15-ти тонн (исключая ТС, используемые для перемещения опасных грузов), которые используются в междугородних перевозках. У них срок до 01.07.2014;
  • Транспорт категории N3 (исключая те ТС, что были в предыдущем пункте), которые используют для перевозки безопасных грузов. Они должны быть оснащены до 01.08.2014 г;
  • Транспорт категории N2, который не привлекаются для перевозки безопасных грузов, должны быть оснащены до 01.04.2015 г.

Проще говоря, закон касается транспорта, грузоподъемностью 3,5 тонны и более, или автобусов, которые предназначены для перемещения пассажиров, и имеют более восьми сидячих мест, кроме места водителя.

На какие автомобили тахографы не нужны

Но, существует целый ряд исключений, которые позволяют избежать установки тахографов на машину. Так на какие автомобили тахографы не нужны? Подобный прибор контроля могут не устанавливать владельцы: автобетононасосов, бетоносмесителей, эвакуаторов, автокранов. Также, в этот перечень попали: сельхозтехника, эвакуаторы-манипуляторы, машины инкассации, машины коммунальных служб, городские и пригородные маршрутки.

«Частники», те которые не используют свои машины для коммерческой деятельности, также освобождены от таких обязанностей.

В случае с регулярными перевозками автобусами не следует забывать что, пока автобус эксплуатируется по городу - тахограф не нужен, но, если он повез группу, например, на море, то ГАИ вправе применить наказание. Пригородными, автобусы считаются, если они удаляются от города не более чем на 50 км, на таком транспорте тоже прибор контроля не нужен.

Нужен ли тахограф на личный грузовик

А вот нужен ли тахограф на личный автомобиль, постараемся выяснить с помощью того же законодательства. Если грузовой транспорт находится исключительно в личном пользовании - тахограф на него не устанавливается. Но, если человек является юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, и осуществляет какую-либо деятельность на этом ТС по территории РФ - тахограф должен быть.Обходя этот закон, некоторые недобросовестные руководители АТП, заставляют простых водителей регистрировать машины на себя, типа они владельцы. Это позволяет эксплуатировать машины без контроллеров. Но такой обман несет немалую опасность руководителям автопредприятий. Ведь если водитель внезапно уволится, то машина по закону останется в его собственности, а если АТП подаст иск в суд, то его, за нарушение закона, могут оштрафовать на очень крупную сумму.
Нужен ли тахограф при коммерческих перевозках на личном автомобиле. Ответ на этот вопрос сам собой вытекает из предыдущего абзаца.

Нужен ли тахограф при коммерческих перевозках на личном автомобиле?

Да, нужен, иначе можно получить большой штраф. Хотя, возникает справедливый вопрос, а как понять всегда ли груз является коммерческим? Но, это мы обсудим в следующий раз.

В нашей компании можно приобрести различные тахографы с возможностью подключения к ГЛОНАСС или без него. Система ГЛОНАСС помогает определить все отклонения от заданного маршрута. Все устройства сертифицированы и имеют гарантию. За небольшую дополнительную плату мы осуществляем подключение и настройку тахографа. У нас можно выбрать устройство любой ценовой категории.

Постоянное внесение правок и изменений делает российское законодательство несколько противоречивым. Это относится и к законам о тахографах, ведь если несколько лет назад автолюбители имели чёткое представление того, какой вид транспорта и при каких условиях следует оборудовать тахографами, то сейчас всё крайне размыто.

Нужен ли тахограф физическому лицу, выполняющему частную перевозку на личном автомобиле? Данный вопрос, справедливо возникающий у автолюбителей, ставит в тупик даже некоторых специалистов данной сферы. Для начала вернёмся в прошлое для того, чтобы найти источник конфликта.

Ещё в 2009 году Постановление № 720 гласило: тахографические устройства ЕСТР – это рекомендованный образец, подходящий для установки и эксплуатации на коммерческом автотранспорте на территории Российской Федерации. Однако спустя три года возникает новый приказ Минранса № 36, говорящий нам о том, что самописец должен быть цифровой и обладать блоком криптозащиты регистрируемых данных.

Помимо весьма размытой трактовки необходимости определённого вида устройства, закон также вызывает вопрос: – Надо ли устанавливать тахограф частнику? Сегодня, оперируя данными из актуальных положений, мы дадим ответы на все подобные вопросы и дадим автолюбителям все необходимые знания.

Нужен ли тахограф на личный автомобиль?

Для того чтобы сразу предоставить необходимую информацию, разберём положения правительства на примере вопросно-ответной формы. Также мы приведём ссылки на законы и положения для точного понимания контекста.

На какой транспорт необходимо ставить самописец?

Установку тахографов необходимо осуществлять на следующие категории автомобилей, принадлежащие физическим и юридическим лицам:

    Грузовики, тягачи и любой другой транспорт массой от 3,5 тонн, служащий для перевозки уникальных грузов.

    Грузовики для междугородних перевозок массой более 15 тонн

    Автобусы, оборудованные более, чем 8 сидячими местами.

    Грузовики массой от 12 тонн.

Все вышеперечисленные категории были установлены №78. Делая вывод можно сказать, что тахограф должен быть установлен на каждый автомобиль из этого списка вне зависимости от формы собственности – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.

Нужен ли тахограф для транспорта, используемого только в личных целях?

Обратите внимание, что все положения законодательства акцентированы на транспортную коммерческую деятельность в любом её проявлении. То есть, являясь владельцем грузовика или другого транспорта, подходящего под характеристику, приведённую выше, и не используя его на коммерческой основе, можно не беспокоиться о наличие бортового самописца. Однако при этом необходимо документальное доказательство.

Когда частному лицу точно необходима установка тахографа на автомобиль?

Являясь владельцем грузовика, частное лицо обязано установить самописец в следующих случаях:

  • Физическое лицо состоит в транспортной компании и выполняет перевозку на личном авто.
    Частник с собственным транспортным средством может заключить договор на перевозку грузов по заданному маршруту. В таком случае личное использование переходит в формат коммерческого и установка тахографа обязательна.
  • Физическое лицо выполняет контрактную деятельность по перевозке крупногабаритных или опасных грузов
    В таком случае частное лицо выполняет коммерческие рейсы по заказу сторонних организаций, не являющихся постоянным руководством физического лица. В данном случае установка самописца так же необходима.

На данный момент существует приказ № 237, который устанавливает сроки и категории транспортных средств, подлежащих установке тахографа. Ключевым словом во всех положениях является «коммерческая», что говорит о том, что на транспорт для личных целей устройство не нужно.

При этом Приказ Минтранспорта N 36 устанавливает только требования к самому устройству, а именно, необходимость установки тахографа для физических и юридических лиц прописана в Федеральном Законе № 196.

Ущемлены ли права физических лиц?

Требования оборудовать своё транспортное средство тахографом несёт исключительно контролирующий характер. Транспортные организации и индивидуальные предприниматели получают множество преимуществ: начиная от оптимизации маршрута передвижения и заканчивая контролем времени работы и отдыха.

В случае, если частное лицо не занимается коммерческой деятельность, ему следует иметь весомые доказательства для подтверждения некоммерческой деятельности. Наиболее популярная ситуация – обнаружение инспектором ГИБДД в кузове грузовика строительных материалов, которые частное лицо перевозило себе на дачу. В таком случае необходимо иметь накладную или чек на приобретённый товар.

Также бывает случай, когда грузовой автомобиль взят на временное использование у другого физического лица. В такой ситуации тахограф не нужен, однако водителю необходимо иметь ряд документов: договор на безвозмездную аренду, накладная на груз, доверенность на транспорт.

Однако стоит брать во внимание тот факт, что многие автолюбители злоупотребляют небольшой лазейкой (отсутствия в приказах положений, регулирующих деятельность частных лиц) в законодательстве и просто обманывают инспекторов. Такая ситуация подвигла органы власти всерьёз задуматься о том, чтобы запретить регистрацию грузовиков и автобусов на частников. Хотя основные предпосылки состояли не в обмане властей, а в участившихся ДТП.

Подведём итоги

На данный момент Министерство Транспорта уже готовит новый Федеральный Закон, основные положения которого будут регулировать деятельность не только физических и юридических лиц, осуществляющих коммерческую перевозку, но и частников. К данной ситуации можно относиться по разному, однако основное предназначение так или иначе благосклонно скажется на транспортной ситуации.

Для того чтобы убедиться в этом, стоит вернуться к основным предназначениям тахографа – контроль скорости дорожного движения, оптимизация времени сна и отдыха, расчёт заработной платы и оптимизация маршрута. Поэтому автолюбителям стоит позаботиться о наличие такого устройство, особенно если есть что скрывать.

Требование об установке тахографов - новая напасть, которая свалилась на головы российских водителей. Тахограф - это достаточно дорогое устройство, цена за которое начинается от 20 или 30 тысяч и до максимальной цены в 50 тысяч рублей, а за его установку придется заплатить приблизительно 10-12 тысяч. К тому же регулярно нужно проводить калибровку и настройку, которая обходится в 2 тысячи рублей.

С начала весны 2015 года такие устройства, как тахографы, должен ставить весь грузовой транспорт, масса которого обычно превышает 3,5 тонн.

Исходя из всего этого, у водителей возникают следующие вопросы:

  • кому нужно ставить;
  • какие именно тахографы нужно ставить: аналоговые, с блоком СКЗИ или соответствующие европейским нормативам ЕСТР;
  • на какие ТС тахографы ставить не нужно.

Второй вопрос очень важный, поскольку аппараты с блоком СКЗИ стоят от 35-ти тысяч рублей и выше, а - от 20-ти тысяч. Однако, согласно законодательству, если у вас стоят аналоговые или ЕСТР-тахографы, то обязательно должен быть блок СКЗИ до начала первого месяца 2018 года.

Тахографами ЕСТР можно оснащать транспортные средства только тех фирм, у которых есть права и соответствующая лицензия по осуществлению международных перевозок.

На какие ТС тахографы ставить не надо?

В законе приводится большой список ТС, водителям которых не нужно оборудовать данные устройства, которые контролируют и следят за их режимом работы и отдыха.

Прежде всего сюда относятся ТС, принадлежащие частным лицам. То есть, если у вас есть грузовой автомобиль или минивэн, рассчитанный на более чем 8 пассажирских мест, но вы не являетесь ИП и не используете свой транспорт для работы на городских маршрутах, то тахограф можете не ставить.

Не нужно их устанавливать на пассажирские ТС, которые ездят по городским или пригородным маршрутам.

Тахографы можно не ставить также на автобетононасосы, бетоносмесители, эвакуаторы, эвакуаторы-манипуляторы, автокраны, сельхоз машины, автомобили инкассаторов, ТС коммунальных служб. Одним словом, весь тот транспорт, который используется для выполнения различных специальных функций, оборудовать данными приборами не нужно.

Также, в законе не очень четко прописан следующий момент: если грузовое ТС используется, к примеру, для доставки товаров в пределах города и пригородов - нужно или нет ставить тахограф.

На многочисленных ресурсах ГИБДД в регионах России можно найти массу статей, объясняющих все нюансы относительно установки тахографов. Так, специалисты успокаивают водителей:

обязанности по оснащению ТС тахографами возлагаются на руководителей предприятий.

Поэтому штрафовать водителей первое время никто не будет, просто будут отправляться данные в органы, контролирующие соблюдение предпринимателями требований по обеспечению безопасности на дорогах, и штрафы будут взиматься с них.

Как бы там ни было, подобные новшества редко воспринимаются положительно, и приводят в результате не к увеличению уровня безопасности, а только лишь к растущему числу недовольных автовладельцев.

Нужен ли тахограф на личный автомобиль? Этим вопросом задаются многие водители больших транспортных средств, в особенности, жители деревень и поселков, среди которых немало владельцев «самосвалов». Попробуем разобраться, нужен ли тахограф «частнику» .

Итак, тахографы появились в России в 2013 году. Эти контрольные устройства прочно вошли в обиход среди владельцев коммерческого грузового транспорта. Тахографы с помощью встроенной системы ГЛОНАСС /GPS отслеживают в режиме онлайн перемещения авто на местности, а также записывают в энергонезависимую память данные о действиях водителя (времени отдыха и работы) и различных показателей движения автомобиля (скоростного режима, показателей датчика топлива и др.) Сегодня в России остается 2 вида тахографов - цифровые и механические (аналоговые). Последние доживают свой век из-за несоответствия требованиям ЕСТР - их к 2018 году не должно остаться в России. Сегодня цифровые тахографы подчиняются предписаниям ЕСТР - европейского соглашения (в которое входит более 50 стран) в сфере обеспечения безопасности на дорогах.

Так вот, согласно положениям ЕСТР, существует определенный перечень автомобилей, обязательных к установке на них тахографов. Данный список включает следующие виды автомобилей для коммерческих перевозок:

Грузовики с грузоподъемность от 3,5 тонн

Пассажирские автобусы, перевозящие более 8 человек

Также существует и список тех автомобилей, на которые установка тахографов не обязательна:

Автомобили полиции и других служб, инкассаторские авто

Ритуальные» авто - катафалки и др.

Бронетехника

Передвижные лавки на колесах

Автоподъемники

Военные авто, «скорые» и «пожарные»

Спецтехника

Техника на колесах (дома, передвижные телестанции и медстанции)

Грузовики коммунальной сферы (ЖКХ, водоканал)

Автомобили сельскохозяйственного назначения для перемещения между муниципальными районами

Трактора, самоходные транспортные средства и спецгрузовики для перевозки яиц, молока, рыбы и птицы

Последние 2 пункта как раз касаются вопроса в начале статьи. Владельцы данного транспорта не обязаны устанавливать тахографы на свой автомобиль.

Нужен ли тахограф физ.лицу?

Нет, если он не использует авто в коммерческих целях. Установка контрольных устройств обязательна только для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, занимающихся коммерческими перевозками. Получается, «частникам» тахограф не нужен, если, опять же, он не занимается получением прибыли посредством перевозки пассажиров (автобус с вместимостью более 8 человек) или грузоперевозки. В связи с таким раскладом в России появляются не очень чистые на руку руководители компаний-перевозчиков, которые «просят» водителей регистрировать авто на себя для увеличения прибыли. Но таким образом они могут подставить сами себя - ведь никто не мешает владельцу «собственного» авто, как бы не принадлежащего автопарку, уволиться и оставить грузовой автомобиль в свое личное пользование. Закон здесь за водителя.

Нужно ли устанавливать тахограф на личный грузовой автомобиль?

Нет, согласно приказа 470 Министерства транспорта Российской Федерации. Но самые большие споры вызывает вопрос, касающийся самого популярного грузовика в России - самосвала. Существует несколько ситуаций, когда возможна разная трактовка со стороны закона касаемо вопроса установки тахографа. Итак, в одном случае - если самосвал задействует в строительной сфере, например, компанией застройщиком жилых домов, то, несомненно, такому грузовику нужен тахограф. Однако если тот же самосвал используется в ЖКХ или других сферах коммунального хозяйства, то ему не следует обязательном порядке устанавливать контрольное устройство. К таким транспортным средствам относят грузовики для очистки дорог, для обслуживания нефтегазовых скважин. Также в список авто, которым не обязательна установка тахографа, внесены автомобили «возраст» которых превышает 30 лет, при условии, что они не используются в коммерческих целях. Транспортные средства, проходящие дорожные испытания (или учебные) также не подлежат к установке на них устройств контроля.

Чтобы разобраться в вопросе, кому не нужен тахограф, давайте вначале выясним, что представляет собой этот незамысловатый аппарат. Это особенный прибор, задача которого, контролировать время труда и отдыха водителя.

В последнее время увеличилось число ДТП, участниками которых являлись пассажирские и грузовые транспортные средства. Причиной большинства аварий была банальная усталость водителей. Уснул за рулем и так далее. Чтобы уменьшить число подобных трагедий на дороге, правительством было принято решение об обязательном оборудовании тахографами отдельных категорий транспортных средств.

Обязательную установку прибора необходимо производить на пассажирские автобусы и грузовые автомобили, масса которых составляет более 3,5 тонн.

Установка такого прибора достаточно дорогостоящая процедура. Поэтому водители всеми способами пытаются избежать обязательной установки аппарата, используя оговорки и исключения в законе. Так законодательно предусмотрены исключения на обязательную установку для ряда автомобилей выше перечисленных категорий. Все исключения основаны на том, что у водителей определенных категорий транспортных средств и так четкий график работы с необходимой нормой часов для отдыха.

На какие авто не нужно устанавливать тахографы

В перечень исключений включены следующие группы автомобилей:

  • Автобусы, которые двигаются по городским и пригородным маршрутам,
  • Троллейбусы,
  • Автомобили, которые работают по международным маршрутам и имеют приборы «евро образца». Для правильной работы технического устройства необходимы карта водителя или карта предприятия ЕСТР http://www.tahocard.ru/card-predpriyatiya/Pestr/ .
  • Военный автотранспорт,
  • Автомобили внутренних органов (Полиция, ФСБ и т.д.)
  • Трактора, погрузчики и самоходные средства,
  • Транспортные средства, старше тридцати лет, которые не предназначены для коммерческих перевозок,
  • Автомобили, которые оснащены тахографами старого образца,
  • Учебные транспортные средства.

Кроме этого списка под обязательную установку прибора не попадают многие транспортные средства, имеющие узкую специализацию, такие как автокраны, эвакуаторы, машины скорой помощи, инкассации, пожарные автомобили, транспорт коммунального хозяйства и дорожных служб, автобусы для ритуальных услуг, бетононасосы, дома на колесах, машины для перевозки животных и птицы, передвижные теле студии и так далее. Полный перечень всех исключений можно найти на сайте Министерства транспорта РФ http://www.mintrans.ru .

На какие грузовики не нужно устанавливать тахограф

В законе сказано, что обязательной установке подлежат грузовики, находящиеся в собственности у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, масса которых выше 3,5 тонн. Исключение составляет техника, осуществляющая специализированную деятельность. Более четкой трактовки и разъяснений к закону на данный момент, к сожалению, нет.

Получается, что если вы являетесь частным владельцем грузовика, вам прибор не нужен.

На грузовую Газель аппарат однозначно не обязателен. Так как ее масса меньше 1,5 тонн. А вот как быть с другими грузовыми автомобилями.

Требуется ли тахограф, например, на самосвал Камаз

Самосвал – это самый популярный грузовик в строительных работах. Если его использует строительная фирма, занимающаяся возведением жилых домов, то прибор ему обязательно нужен.

Если же самосвал используется в коммунальном хозяйстве, то он попадает под исключения и установка прибора в этом случае необязательна. Но в этом случае грузовик должен иметь необходимое оборудование, которое будит отличать его от обычных транспортных средств. Например, если Камаз используется коммунальщиками, он должен быть оснащен щетками для чистки дорог, поливальным аппаратом и так далее. То есть, оснащение грузовика должно четко соответствовать перечню исключений по специализации деятельности. В противном случае органы гос автоинспекции имеют полное право оштрафовать владельца транспортного средства.

Вообще, органы ДПС в каждом регионе по своему трактуют исключения, так как четких оговорок по поводу грузовых автомобилей в законе все же нет. По этому, лучше позаботиться о максимальном оснащении автомобиля необходимым спец оборудованием, чтобы в дальнейшем не было вопросов по роду его деятельности.

Некоторые фирмы поступают проще. Они просто нанимают частных лиц для осуществления перевозок, либо переоформляют свои грузовые авто на физических лиц. Однако следует помнить, что физические лица имеют право далеко не на все виды услуг по перевозке грузов.

С автобусами все несколько проще. Согласно закону, если автобус имеет более восьми пассажирских мест и осуществляет междугородние перевозки на расстояние больше 50 км, тахограф обязателен. Давайте разберемся с исключениями.

На какие автобусы не нужен тахограф

Само собой вытекает, что микро автобусы, вместимостью менее восьми мест не требуют обязательной установки прибора.

Кроме того, если вспомнить исключения, то ритуальный автобус тоже может ездить без контрольного устройства.

Если автобус осуществляет движение по городу либо маршрутам пригородного направления, тахограф тоже не нужен. Но, если длина пригородных перевозок составит более 50 км, тут уже исключение работать не будет. Или, если, скажем, вы на этом автобусе соберетесь повести людей на экскурсию к морю, то придется позаботиться об оборудовании транспорта.

Так же исключение составляют автобусы международных направлений. Такие автомобили уже оборудованы приборами европейского стандарта.

За отсутствие тахографа на автомобиле, если он не попадает под перечень исключений предусмотрена целая система штрафов. При чем, штрафуют как водителей, так и должностных лиц. Штраф для водителя составляет от 1000 до 3000 рублей. Для должностного лица – 5000 10000 рублей. Кроме того, при повторном нарушении, автомобиль могут поставить на штрафстоянку. А юридическому лицу может грозить даже лишение лицензии на перевозки.

Однако наличие прибора, еще пол проблемы. Водителям нужно четко соблюдать требование Мин Мранса к режиму труда. Так сотрудники ДПС могут оштрафовать водителя за нарушение режима труда и отдыха (его контроль осуществляет контрольное устройство). Если показания аппарата будут с нарушениями режима, то штраф составит от 1000 до 3000 рублей.

Мы постарались более менее внести ясность в вопросах для каких автомобилей не нужен тахограф. И в завершении данной темы, хотелось бы пожелать всем удачи на дорогах и поменьше разногласий с законом.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook