Обгон - это просто, если следовать правилам. Правила ПДД: обгон. Чем отличается обгон от опережения

Безопасность дорожного движения является первоочередной задачей, которую должны стремиться выполнить все его участники.

Одним из главных критериев является выполнение требований правил дорожного движения. Несмотря на предельную простоту и точность в формулировании основополагающих тезисов этого нормативно-правового документа, нередко возникают неверные их неверные толкования. Как следствие, это ведёт к возникновению опасной ситуации. В частности, часто можно сталкиваться с тем, что люди путают понятия обгона и опережения. Об этом и пойдёт речь далее.

Понятие обгона и опережения

Для начала необходимо определиться с тем, что считается обгоном, а что опережением. Это позволит в значительной степени разграничить эти понятия.

Обгоном признаётся такой манёвр во время движения транспортного средства, при котором водитель совершает выезд из занимаемой им полосы, совершает опережение движущегося впереди транспорта и возвращается на свою полосу.

Опережение не связано с выездом на встречную полосу и производится в пределах своей полосы дороги. Этот манёвр может быть не совмещён с выездом из своей полосы (если полос много) и никогда не связан с выездом на встречную полосу. Кроме того, даже если опережение производилось с выездом из своей полосы, но в пределах проезжей части попутного движения, возвращаться на ранее занимаемую полосу не обязательно.

Основным отличием обгона и опережения является именно выезд на полосу встречного движения, хотя оно и не единственное. Здесь можно отметить, что обгон возможен исключительно слева от впереди идущего транспорта, а опережение может осуществляться, как слева, так и справа.

Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что обгон является опережением в любом случае, но не всякое опережение является обгоном. Эти понятия следует максимально чётко разграничить, так как путаница может привести к серьёзным последствиям.

Правила обгона и опережения

Перед тем, как начинать производить манёвр обгона, водитель должен выполнить ряд простых, но обязательных правил. Среди таких условий можно выделить следующие:

  • Необходимо заблаговременно убедиться в том, что встречная полоса, на которую планируется осуществить выезд, свободна на достаточном для манёвра расстоянии. В идеале, впределах видимости встречного транспорта быть не должно, или же он должен находиться максимально далеко.
  • Нужно убедиться, что выполнение манёвра не повлечёт создания помех иным участникам движения.
  • Перед началом обгона необходимо с помощью зеркал заднего вида визуально убедиться, что движущееся позади транспортное средство уже не начало манёвр обгона.
  • Не допускается «обгон паровозом», то есть манёвр, при котором несколько транспортных средств совершают обгон его, следуя друг за другом.
  • Нужно включать соответствующие сигналы поворота перед началом любого маневрирования.

Что касается опережения, то здесь всё относительно проще. Для манёвра достаточно пользоваться указателями поворота и руководствоваться здравым смыслом при соблюдении скоростного режима.

Штрафы за нарушения

Что касается того, какие санкции влечёт за собой нарушение правил дорожного движения в отношении манёвра «обгон», то на 2016 год предусматривается наложение административного штрафа в размере 5000 рублей или лишения права на управление транспортным средством на срок от 4 до 6 месяцев.

В заключение стоит добавить, что ПДД нельзя рассматривать частями. Изучение документа таким способом возможно, но полное понимание свод правил приобретает при комплексном соблюдении их требований.

Обгон

Если полагаться на ПДД, обгон — это опережение как одного, так и нескольких ТС, совершаемое с помощью выезда на полосу, предназначенную для движения встречных автомобилей, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу.

Опережение

Опережение — это не что иное, как движение ТС с такой скоростью, которая больше скорости движения ТС, движущегося в одном с нами направлении.

В чём разница между двумя манёврами?

Не смотря на всю похожесть названных терминов и даже на то, что обгон отчасти включает в себя опережение, эти понятия имеют одно существенное отличие – выезд (либо его отсутствие) на «встречку». При совершении обгона ТС всегда выезжает на полосу встречного движения, при опережении — автомобиль не покидает полосы попутного направления.

Правила совершения манёвров

Обгон

Встречного направления связано с весьма большими рисками, поэтому перед совершением столь опасного манёвра водителю необходимо удостовериться в том, что полоса встреченного движения свободна на расстоянии, позволяющем совершить обгон. При этом не должно быть создано опасности для движения и каких-либо помех иным автомобилистам и пешеходам. Важным условием совершения манёвра является своевременная подача сигналов указателями поворота: левого — перед началом манёвра, и правого — перед возвращением в ранее занимаемую полосу. Также водителю необходимо помнить, когда обгон выполнять запрещено:

  • если производит объезд или обгон автомобиль, движущийся впереди;
  • если ТС, движущимся впереди, подан сигнал поворота налево, при условии, что указанный автомобиль находится на одной с нами полосе;
  • если уже выполняет обгон ТС, движущееся за нами;
  • если при завершении манёвра у водителя не будет возможности, не создавая помех, совершить перестроение в полосу, которую он ранее занимал.

Однако, даже если вы никогда никого не обгоняли и обгонять в принципе не собираетесь, ПДД, регламентирующие совершение обгона, касаются и вас в том числе. Сюда можно отнести, например, ситуацию, описанную в п. 11.3 ПДД, где говорится о том, что водителю, ТС которого обгоняет другой автомобиль, запрещено увеличением скорости движения либо каким-то иным способом препятствовать совершению названного манёвра.

Также, в случае если вне населённого пункта вы будете управлять тихоходным ТС, ТС, перевозящим крупногабаритный груз, либо ТС, скорость движения которого не превышает 30 км/ч, и обгон или опережение вашего автомобиля будет затруднено, вы обязаны принять как можно ближе к правому краю, а если возникнет такая необходимость — полностью остановиться, чтобы не создавать помех ТС, следующим за вашим автомобилем.

Опережение

Если сравнивать рассматриваемые термины, опережение двигающегося перед нами транспортного средства совершать гораздо легче и безопаснее, а связано это с ключевым отличием в выполнении манёвров — опережение не сопряжено с выездом на «встречку». Как правило, названный манёвр выполняется при помощи перестроения — выезда автомобиля из занимаемой полосы или ряда без изменения направления движения.

Перед началом выполнения перестроения водителю необходимо убедиться, что его действия не создадут помех для других ТС, а именно — автомобилям, следующим по полосе, на которую вы собираетесь перестроиться, не придётся сбрасывать скорость для предотвращения столкновения. Поэтому ключевым моментом при совершении опережения является уверенность водителя в том, что полоса, на которую он собирается перестроиться, свободна на достаточном для этого расстоянии.

После же совершения перестроения и опережения за счёт увеличения скорости двигающегося теперь уже в соседней полосе автомобиля, вы можете продолжить движение как в полосе, на которую перестроились, так и вернувшись в полосу, из которой начинали манёвр. Как и при обгоне — нельзя забывать о своевременной подаче сигналов указателями поворота.

Необходимо знать, что, согласно ПДД, при движении по проезжей части, которая находится вне населённого пункта, а также в населённом пункте по дороге, обозначенной знаком 5.1 и 5.3, либо если на данном отрезке дороги установлен скоростной режим 80 км/ч и более, ТС необходимо вести наиболее близко к правому краю дороги, т.е. левые полосы движения можно занимать только при условии того, что все правые заняты. Следовательно, при выполнении опережения на вышеописанных участках дорог, необходимо по возможности вернуться в полосу, из которой был начат манёвр.

И ещё одно исключение, регламентируемое ПДД, — при интенсивном трафике на дороге в населённом пункте полосу менять можно лишь для того, чтобы впоследствии повернуть налево или направо, выполнить разворот, остановиться или объехать препятствие, поскольку перестроение с целью опережения лишь усугубит и так непростую ситуацию на дороге.

Изучая данную тему, важно остановиться ещё на таком моменте, как встречный разъезд. Необходимость прибегнуть к названному манёвру возникает, когда встречные автомобили не могут одновременно проехать по одному участку дороги, не создав друг для друга помех. Указанная ситуация может возникнуть ввиду проведения дорожных работ, обвала породы в горной местности и наличия иных преград на одной из половин проезжей части.

Правила проезда при подобных обстоятельствах предельно просты: когда затруднён встречный разъезд, дорогу уступает тот водитель, на стороне которого находится препятствие, если же разъезд происходит на уклонах, обозначенных знаками 1.13 и 1.14., уступает дорогу водитель, движущийся на спуск.

Дорожные знаки, запрещающие обгон

С тем, что понимается под обгоном и опережением, мы разобрались, чем отличаются указанные понятия — уяснили и даже выяснили, как же правильно, а самое главное — безопасно, выполнять манёвры, однако, на этом ещё не всё. Существуют ситуации, когда обгон запрещён. Данные случаи и разберём ниже.

Согласно ПДД, нельзя выполнять обгон всех ТС, кроме тех, которые являются , а также гужевых повозок, велосипедов, мопедов и двухколесных мотоциклов без бокового прицепа, если предполагаемый манёвр будет совершаться в зоне действия знака 3.20 . Под зоной действия знака понимается зона, начинающаяся от места установки знака, до ближайшего по ходу движения за ним перекрёстка, а в случае, если мы находимся в населённом пункте и перекрёстки отсутствуют — до конца этого населённого пункта.

Необходимо учитывать, что выезды с территорий, прилегающих к дороге, и места пересечения с второстепенными дорогами не прерывают действие знака, при условии, что перед указанными пересечениями проезжих частей не установлены соответствующие знаки.

Также к названному манёвру приступать нельзя:

  • на перекрёстках, относящихся к регулируемым и на нерегулируемых перекрёстках, если двигаться не по главной дороге;
  • на пешеходном переходе;
  • ближе чем за 100 метров и непосредственно на железнодорожных переездах;
  • на путепроводах, мостах, эстакадах и под ними, как и в тоннелях;
  • на участках дорог с ограниченной видимостью.

С какой стороны обгонять транспортное средство?

Прежде чем задаваться таким вопросом, давайте ещё раз обратимся к ПДД, а именно к термину «Обгон». Согласно указанному пункту, обгон — это опережение одного либо нескольких ТС, сопровождающееся выездом на «встречку», следовательно, исходя из ПДД, обгон может быть совершён только с выездом на встречную полосу, а поскольку в нашей стране организовано левостороннее движение — транспортное средство обгонять можно только лишь слева.

Можно ли совершить обгон справа?

Как мы уже выяснили, обгон — это манёвр, в обязательном порядке связанный с выездом на полосу встречного движения, следовательно, так называемый «обгон справа» вовсе не подпадает под понятие обгона. Что же тогда подразумевает под собой указанное словосочетание? Обгон справа — это ничто иное, как опережение с правой стороны ТС, движущегося в попутном с нами направлении, совершаемое по обочине, тротуару и т.д. Указанные действия прямо запрещены ПДД (п. 9.9. Правил), следовательно, обгон справа совершать нельзя.

Штрафы за нарушения ПДД при обгоне и опережении

Правила, регулирующие дорожное движение, призваны обеспечить безопасность всех его участников. Однако далеко не всегда и не всеми участниками эти правила соблюдаются. За нарушения ПДД при обгоне и опережении КоАП РФ в 2019 году предусмотрены следующие виды наказаний:

  • невыполнение требований ПДД в части заблаговременной подачи сигналов указателями поворота до начала обгона либо перестроения при опережении, а также при возвращении в ранее занимаемую полосу — влечёт штраф пятьсот рублей, однако может быть выписано лишь предупреждение;
  • движение по обочинам и иное нарушение правил расположения ТС на проезжей части — влечёт штраф в размере одной тысячи пятисот рублей;
  • невыполнение водителем ТС, являющегося тихоходным транспортным средством, двигающегося со скоростью не более 30 км/ч, либо перевозящего крупногабаритный груз, требований ПДД, обязывающих его пропустить для обгона или опережения ТС, следующие за ним — карается штрафом от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей;
  • движение по дорожкам, предназначенным для пешеходов или велосипедистов — влечёт для нарушителя штраф в две тысячи рублей;
  • выезд в нарушение ПДД с целью объезда препятствия на «встречку» либо на трамвайные пути, встречного направления — карается штрафом от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей;
  • выезд в нарушение ПДД на трамвайные пути либо полосу встречного направления, за исключением случаев, указанных в пункте выше — влечёт штраф пять тысяч рублей или лишение права управлять ТС на срок от четырёх до шести месяцев. Если названное нарушение зафиксировано повторно, права управления ТС можно лишиться на один год.

Итак, прежде всего стоит выяснить, что означают эти понятия. Опережение представляет собой движение транспортного средства со скоростью, которая превышает попутный транспорт. Такой маневр осуществляется в пределах своей полосы.

Обгон - это опережение одного/нескольких транспортных средств с выездом на встречную полосу и непременным последующим возвращением на исходную полосу или же сторону проезжей части. Нужно сказать, что обгон - это вовсе не всегда нарушение ПДД. Если позволяет дорожная разметка и не имеется запрещающих знаков, такой маневр выполнятся по правилам.

В чем заключается разница между обгоном и опережением

В чем же состоит отличие обгона от опережения? С точки зрения ПДД, это принципиально различные термины. Прежде всего, следует сказать, что в силу своих особенностей обгон является наиболее опасным из маневров. Он во всех случаях связан не только с опережением попутных транспортных средств, но и с маневрированием в левую сторону с выездом на «встречку» или соседнюю полосу, с обязательным последующим возвращением на исходную полосу. К совершению обгона необходимо относиться особенно внимательно – Правила дорожного движения предусматривают большое количество случаев, когда он запрещается.

Опережение - маневр, который выполнен в пределах своей стороны проезжей части, причем со скоростью, превышающей скорость попутного транспортного средства. При совершении опережения не предусмотрено выезда на встречную полосу и непременного возвращения на занимаемую ранее.

Главное отличие опережение от обгона заключается в том, что первое возможно как справа, так и слева. Помимо этого, обгон как маневр строжайшим образом ограничен ПДД и в большинстве ситуаций запрещен. К опережению такой запрет практически не относится – его можно совершать в любой ситуации, за исключением случаев плотного движения, при котором все полосы заняты транспортными средствами.

Что будет за неправильный обгон

Следует сразу отметить, что наказания непосредственно за неправильный обгон Административный кодекс не предусматривает. Между тем, не следует забывать, что выполнение обгона может сопровождаться выездом на полосу встречного движения. В этом случае для наказания автолюбителя может применяться статья 12.15 ч. 4. Например, за выезд при обгоне на встречную полосу или трамвайные пути может быть наложен как административный штраф, так и лишение прав на срок от 4 до 6 месяцев.

Выезд на полосу встречного движения на участках, где это запрещено ПДД, влечет за собой привлечение к ответственности по статье 12.15 КоАП, предусматривающей наказание в виде лишения права управления. Перед совершением какого-либо маневра водитель должен четко понимать, что именно он совершает - обгон или опережение.

Обгон - опережение одного или нескольких движущихся транспортных средств, связанное с выездом из занимаемой полосы. Опережение производится без выезда из занимаемой полосы. Рассмотрим типичный случай: Дорога с широкой обочиной имеет по одной полосе для движения в каждом направлении, эти полосы разделены сплошной линией разметки 1.1. Водитель грузовика, идущего впереди, замечает за собой легковой автомобиль и смещается вправо, возможно, даже с выездом на обочину, включает правый указатель поворота, показывая таким образом намерение пропустить автомобиль. Убедившись в безопасности маневра, с учетом ширины проезжей части водитель легкового автомобиля совершает опережение идущего впереди транспортного средства. Через 500 м его останавливает инспектор ДПС и вменяет нарушение, которое заключается в выезде на полосу встречного движения с целью обгона. К чему приведет спор с инспектором, неизвестно, но подготовиться к составлению протокола об административном правонарушении крайне важно. Первое, что необходимо сделать, - это записать номер грузового автомобиля, который вы опередили.

Инспекторы редко утруждают себя остановкой свидетелей и никогда не делают этого, если не уверены в отсутствии состава правонарушения со стороны остановленного водителя. Понятно, что с расстояния 500 м и более, а на некоторых участках и с 300 м невозможно объективно определить, что именно совершил водитель - обгон или опережение, а также установить тот факт, был ли совершен выезд на полосу встречного движения в результате маневра. Как известно, на видимость влияют рельеф местности, погодные условия и, в конце концов, зрение инспектора ДПС. Если было совершено опережение, а автомобиль, который вы опередили, не был остановлен ДПС и его водителя не привлекли в качестве свидетеля, то действовать придется вам самим. Как правило, подобные нарушения вменяются на трассе, следовательно, практически всегда можно попытаться догнать этот грузовой автомобиль после составления протокола и получить от него письменные объяснения - к счастью, шоферская взаимовыручка все еще существует. Помимо объяснений, в которых будут указаны все данные водителя, включая контактный номер телефона, необходимо сделать фотографию данного грузового автомобиля на общем фоне трассы с целью идентификации участка.

В городе, на разных участках дороги, встречается вполне типичная ситуация, при которой два автомобиля свободно помещаются на одной полосе. Опережение совершается в момент, когда находящийся справа автомобиль смещается к обочине или тротуару. Оформление правонарушения, которого на самом деле и не было, происходит по описанной выше схеме. В первом и втором случаях не помешает и проведение еще одной процедуры - замера участка ширины проезжей части с целью подтверждения возможности расположения двух транспортных средств, следующих в попутном направлении, на одной полосе, как с захватом обочины, так и без ее захвата. Согласно СНиП 2.05.02-85 "Автомобильные дороги" ширина полос определяется категорией дороги и может составлять 3,75 м, 3,5 м и 3 м. В СНиП 2.07.01-89 "Застройка городов" указано, что для проездов возможна ширина 2,75 м. ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения" гласит: "Ширина размечаемой полосы движения должна быть не менее 3,00 м. Допускается уменьшать ширину полосы, предназначенной для движения легковых автомобилей, до 2,75 м при условии введения необходимых ограничений режима движения".

Зная о том, какой автомобиль вы опередили, не выезжая на полосу встречного движения, укажите в протоколе, что в присутствии ДПС были проведены замеры ширины проезжей части. Эти данные подкрепите фото- или видеосъемкой, а также подписями свидетелей, среди которых могут быть родственники, друзья или пассажиры управляемого вами автомобиля. Следует рассмотреть и другую особенность, при которой водителю вменяется выезд на полосу, предназначенную для встречного движения, - то есть обгон в зоне действия знака 3.20 "Обгон запрещен". Частая ситуация: участок дороги на реконструкции. Дорога широкая - визуально устанавливаем, что имеется минимум два ряда для движения в каждом на правлении. Разметки нет. У въезда на участок висит знак 3.20 "Обгон запрещен". Водителя машины, движущейся в крайнем левом ряду, сотрудники ГИБДД останавливают и обвиняют в нарушении требований дорожного знака 3.20 "Обгон запрещен", при этом еще и настойчиво угрожают лишением прав, например вымогая взятку.

К сожалению, опираясь на разъяснения постановлений Пленума Верховного Суда РФ, инспекторы трактуют обозначенный маневр или траекторию движения как нарушение требования дорожного знака 3.20 "Обгон запрещен" и составляют протоколы с квалификацией нарушения по п. 4 статьи 12.15 КоАП. О неправомерности такой квалификации говорить не приходится, но хотелось бы отметить, что делается это только отчасти осознанно ввиду необходимости выполнения количественного показателя по протоколам, а отчасти и по неграмотности: незнание инспекторами ПДД - давно установленный факт! Тем не менее, как вести себя в подобной ситуации? Необходимо разобраться и установить позицию поведения в суде при таких обстоятельствах. В ситуации, когда отсутствует разметка, водитель обязан руководствоваться п. 9.1 ПДД , то есть определить мнимую осевую линию, разделяющую транспортные потоки. Только вот что это такое - мнимая осевая линия? Для инспектора она одна, для водителя - другая.

Необходимо установить, что количество полос для движения больше одной в каждом направлении и выезд на встречную полосу при совершении маневра не производится. Обратите внимание на то, как вы попали в зону действия знака 3.20 "Обгон запрещен". Если широкая дорога не имеет сужения и при этом внезапно появился знак, когда вы движетесь по крайней левой полосе, продолжайте движение. Обгон при этом не совершается. Речь идет об опережении (обгон связан с выездом из занимаемой полосы, а опережение производится без выезда из нее). В таком случае даже привлечение к ответственности по статье 12.16 КоАП будет считаться необоснованным. Если протокол по п. 4 статьи 12.15 все же составляется, берите мобильный телефон или фотоаппарат и фотографируйте участок дороги, предлагайте сотруднику ДПС перекрыть поток транспортных средств для измерения ширины всего дорожного покрытия. Если протокол составлен, нарисуйте схему с указанием полос и движением вашего транспортного средства.

К материалам дела обязательно нужно будет приложить фотографии, при этом следите за тем, чтобы на одной из фото был четко виден автомобиль ДПС с госномером. Знак 3.20 "Обгон запрещен" действует до первого перекрестка или, если он установлен в населенном пункте, в котором отсутствуют перекрестки, до конца этого населенного пункта. Пункт 1.3 ПДД обязывает водителей знать и выполнять требования знаков и разметки. Обычно знак 3.20 устанавливают на участках дорог с плохой видимостью встречного транспорта, и зона действия знака в таком случае определяется протяженностью опасного участка. Очень часто знак "Конец зоны действия" или "Снятие всех ограничений" устанавливают буквально за 50 м до перекрестка. Водитель начинает обгон, совершает его на самом перекрестке и завершает вновь в зоне действия знака 3.20 на сплошной линии разметки. В таком случае приходится рассматривать весь участок и определять наличие или отсутствие других информирующих водителя дорожных знаков.

Знак должен быть установлен на высоте от 1,5 до 3,0 м сбоку от проезжей части вне населенных пунктов . Если знак установлен на меньшей или большей высоте - это нарушение требований стандартов. Именно из-за этих нарушений вы могли его просто не видеть, следовательно, привлечение к ответственности будет считаться незаконным. 5-сантиметровое расхождение - это уже нарушение закона, ведь строгий диапазон определен и нарушать его нельзя. Одним из показателей установки знака 3.20 является то, что он устанавливается в начале зоны действия, а для автомобилей, движущихся по встречной полосе, на этом же участке должна начинаться зона, на которой обгон разрешен, то есть должен быть установлен знак 3.21 или "Конец зоны всех ограничений". Итак, если знак установлен вне зоны ограниченной видимости, а также в случае нарушения требований по его установке, в том числе и по причине его частичного или полного повреждения, руководствуйтесь законами, опирайтесь на нормативно-правовые акты, при помощи которых можно доказать отсутствие состава административного правонарушения.

Водитель может опираться и на Закон О безопасности дорожного движения .
Статья 22. Требования по обеспечению безопасности дорожного движения в процессе его организации.
1. Деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации стандартами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения.
4. Единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации устанавливается Правилами дорожного движения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Статья 30.2: Государственный надзор и контроль осуществляются в целях обеспечения соблюдения законодательства РФ и законодательства субъектов РФ, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения.
Таким образом, закреплен контроль за соблюдением ГОСТа в качестве одной из основных обязанностей, возложенных на сотрудников ГИБДД. В целом это указывает на то, что инспектор обязан знать, как именно должен быть установлен знак 3.20 "Обгон запрещен" согласно ГОСТу, и в случае выявления нарушений, допущенных при его установке, зафиксировать данный факт. Этот же сотрудник обязан обеспечивать бесперебойное, безопасное и беспрепятственное движение транспортных средств. Следовательно, при обнаружении знака, установленного с нарушением требований ГОСТа, он обязан разгружать проезжую часть, разрешая совершение маневра обгона как методом регулировки движения, так и обязав дорожную службу установить временный дорожный знак, разрешающий обгон на данном участке. Если инспектор начал составлять в отношении вас протокол об административном правонарушении, не поленитесь напомнить, что своими действиями он создает состав правонарушения по статье 12.35 КоАП .

Статья 12.35. Незаконное ограничение прав на управление транспортным средством и его эксплуатацию .
Применение к владельцам и водителям транспортных средств, другим участникам дорожного движения не предусмотренных федеральным законом мер, направленных на ограничение прав на управление, пользование транспортным средством либо его эксплуатацию, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере двух тысяч рублей; на должностных лиц - двадцати тысяч рублей.
А измерять габариты можно обычной телескопической линейкой. Факта, подтверждающего поверку указанной в протоколе телескопической линейки, в материалах дела не будет, равно как и копии сертификата на данное средство измерения. В первом случае становится непонятным, соответствуют ли указанные на планке данные о количестве метров, сантиметров, миллиметров, не указана ли возможная погрешность, а во втором случае вообще невозможно установить изготовителя линейки. При проведении замеров обычно не привлекают свидетелей и понятых, способных подтвердить факт осуществления метрологического контроля (замера) с использованием именно этого средства измерения, - для вас это большой плюс. Даже если такие лица будут привлечены, что именно они смогут подтвердить кроме факта самого замера? Помимо этого любой используемый для измерения прибор должен быть утвержденным и внесенным в список или реестр средств измерения для использования органами ГИБДД, равно как и отдельными должностными лицами, отвечающими за безопасность дорожного движения.

В правила дорожного движения часто вносятся изменения относительно разрешенного поведения во время езды. В недавнее время имели место быть поправки, касаемо правил опережения и обгона.

При прохождении обучения в автошколе, курсанты сталкиваются с таким определением обгона, как:

  • опережение транспортных средств с применением выезда на ряд встречного движения, а затем, с возвращением обратно.

Особенности обгона:

  1. Он является разновидностью опережения. Но последнее, при э том, не всегда выступает обгоном.
  2. Во время обгона всегда происходит выезда на полосу для встречного потока машин.
  3. После окончания маневра, авто должно возвратиться на свою полосу.

Стоит отметить, когда дорога является двух или более полосной, автомобиль, обгоняя другие транспортные средства, осуществляет опережение.

Различие понятий

Чтобы понимать, чем данные понятия разняться, необходимо знать, что опережение, это:

  • движение транспортного средства, которое имеет скорость более высокую, нежели попутный автотранспорт;
  • это будет тот случай, если маневр совершается в пределах одной полосы, то есть, не происходит пересечение прерывистой линии;
  • также, опережением будет считаться тот случай, когда автомобиль выехал на встречную полосу движения, но на прежнюю обратно не возвратился.

Достаточно очевидной является разница между этими значениями.

То есть, при совершении обгона, автомобилист выезжает на полосу, по которой движется встречный поток машин, а в случае опережения, все маневры происходят в пределах одной части дороги.

Также, отличительной особенностью этих понятий, будет тот факт, что обгонять попутные автомобили могут как справа, так и слева. Но, как правило, такая езда будет запрещена. На дорогах очень часто установлен запрещающий дорожный знак, который информирует о том, что обгон или объезд справа запрещен. Что же касается опережения, то для него особых ограничений нет.

Когда обгон запрещен?

Для того, чтобы передвижение по магистралям было максимально безопасным, нужно соблюдать правила и придерживаться допустимых скоростных норм. Но зачастую, впереди движущиеся автомобили едут слишком медленно, тогда у водителя возникает желание выехать на соседнюю часть дороги, опередить медленного автомобилиста и двигаться быстрее. Но всегда ли это можно сделать на законных основаниях?

Случаи, когда выполнение обгона запрещается:

  • Когда на определенной территории установлены знаки, запрещающие данный маневр. Это означает, что выполнение его будет крайне опасным.
  • В случае, когда на транспортном средстве, едущем впереди, включился световой сигнал, обозначающий поворот. В данном случае, во избежание столкновения, необходимо подождать, пока автомобилист закончит свой маневр, и только после этого перестраиваться.
  • Если водитель транспортного средства, которое двигается сзади, приступил к обгону, необходимо пропустить его, и только потом, убедившись, что дорога свободна, начинать выполнение маневра.

Совершать движение по встречной полосе, опережая другие транспортные средства, запрещается на железнодорожных переездах, перекрестках, резких поворотах дороги, на подъемах, в тоннелях.

Помимо этого, есть и другие места, где данные действия запрещены. Там устанавливают специальные знаки, обозначающие запрет, а также, это дорожная разметка в виде двойной сплошной линии.

Запрещаются также данные действия на пешеходных переходах, когда люди переходят дорогу. Водитель нарушит ПДД, если будет обгонять на мосту, либо территорией под ним, а также на территориях, где недостаточный обзор.

Когда правила не запрещают опережение?

Нередко бывают случаи, когда водители нарушают правила и пересекают двойную сплошную линию. В таком случае им грозит наложение штрафных санкций. Помимо этого, произведенные действия могут привести к созданию аварийной ситуации.

Поэтому, автомобилисты должны знать, когда данный маневр разрешен, и как его выполнять:

  • Правильно рассчитано время и на маневр и расстояние до впереди идущего по встречной полосе транспортного средства.
  • Когда автомобиль находится по максимуму близко к впереди идущему автотранспорту, включается сигнал поворота и выполняется опережение.
  • Выполнение манипуляций займет малое количество времени, и машина вновь будет возвращена на свою полосу дороги.
  • Когда маневр завершен, необходимо включить сигнал правого поворота, тем самым, предупреждая других участников движения о своем намерении вернуться на прежнюю полосу.

Обгон справа

Двигаясь по дорогам с правосторонним движением, водители должны понимать, что объезжать транспортные средства разрешено только с левой стороны.

Что касаемо обгон справа ПДД, запрещает выполнение такого маневра. Связано это с тем, что в таком случае, движение будет производиться по тротуару или обочине. А это является нарушением.

Исключением выступает тот случай, когда автотранспорт, двигающийся впереди, включил сигнал поворота налево, и ожидает возможности, чтобы выполнить действие, при данных обстоятельствах, автомобилист на законных основаниях, может совершить объезд справа.

Штрафы за нарушения

Иногда городские дороги или магистрали слишком переполнены транспортными средствами, что водители идут на различные уловки, чтобы выехать вперед и продолжить движение быстрее.

Но нарушение правил, которое получилось зафиксировать, сулит автомобилисту выплатой штрафа .

  • Если речь пойдет о езде по обочине, то придется выплатить материальную компенсацию в размере 1500 рублей.
  • Если же объезд был произведен с нарушением правил и выездом на полосу встречного направления, где на это имеются запрещающие знаки или разметка, то водителю может быть вменена штрафная санкция на выплату денежного возмещения в размере 5000 рублей.
  • А за движение по трамвайным путям нарушителя могут лишить прав, либо также выписать штраф на сумму до 5000 рублей.
Понравилось? Лайкни нас на Facebook