Виды налоговых платежей. Несмотря на федеральный статус названных налоговых платежей, наиболее крупные из них в порядке межбюджетных отношений зачисляются не только в федеральный, но и в нижестоящие бюджеты. где: НЛН - начисленные личные налоги с физическ

  • Вопрос 7: Другие обязательные государственные изъятия и платежи. Признак нормативно-отраслевого регулирования. Виды неналоговых платежей.
  • Вопрос 8: Классификация налоговых платежей. Виды налогов: прямые и косвенные, федеральные, региональные и местные, закрепленные и регулирующие, резидентские и территориальные и др.
  • Вопрос 9: Структура налога: понятие, элементы налогообложения. Перечень существенных, факультативных и дополнительных элементов налога.
  • Вопрос 11: Элементы налога: масштаб, единица, налоговая база, налоговый период. Способы определения базы налогообложения. Методы определения налоговой базы: кассовый и накопительный (начислений).
  • Вопрос 12: Элементы налога: ставка, налоговые льготы. Виды ставок и методы налогообложения. Виды льгот: изъятия, скидки, налоговый кредит.
  • Классификация налогов
  • Классификация налогов
  • Классификация налогов
  • Глава II. Налоговая система Российской Федерации
  • Вопрос 1: Налоговая система: понятие, существенные условия налогообложения. Налоговая политика. Экономические и политико-правовые характеристики налоговой системы.
  • Вопрос 2: Налоговая система рф: фундаментальные и организационные принципы, система законодательства. Налоговый кодекс рф. Пределы действия налоговых нормативных актов.
  • Вопрос 3: Система налогов Российской Федерации.
  • Вопрос 4: Налоговое производство: понятие, информационное обеспечение. Налоговый учет. Документирование налогового производства.
  • Вопрос 5: Порядок исчисления налога: общие положения. Определение объекта налога, налоговой базы. Выбор ставки налога. Применение налоговых льгот. Расчет суммы налога.
  • Вопрос 6: Порядок уплаты налога: общие положения. Определение порядка уплаты. Прекращение налогового обязательства. Зачет, возврат излишне уплаченной суммы. Неисполнение обязанности по уплате налога.
  • Законодательство о налогах и сборах
  • Глава III. Права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов
  • Вопрос 1: Ответственность за нарушение налогового законодательства: основные понятия. Составы правонарушений.
  • Вопрос 2: Виды ответственности за нарушение законодательства в налоговой сфере. Применение штрафных санкций в соответствии с Налоговым кодексом.
  • Вопрос 3: Административная и уголовная ответственность в налоговой сфере.
  • Вопрос 4: Налоговый контроль: понятие, виды и формы контроля.
  • Вопрос 5: Налоговые проверки: субъекты, объекты, порядок проведения. Камеральная налоговая проверка Выездная налоговая проверка.
  • Вопрос 6: Защита прав налогоплательщиков Административный способ Судебная защита Виды исковых требований.
  • Вопрос 7: Налоговые органы: функции, права, обязанности, ответственность. Таможенные органы.
  • Вопрос 8: Другие участники отношений в налоговой сфере рф. Служба по борьбе с налоговыми и экономическими преступлениями. Финансовые органы Государственные социальные внебюджетные фонды.
  • Исполнение обязанностей по уплате налогов и сборов
  • Исполнение обязанностей по уплате налогов и сборов
  • Налоговый контроль за исполнением налоговых обязательств
  • Налоговый контроль за исполнением налоговых обязательств
  • Налоговый контроль за исполнением налоговых обязательств
  • Глава IV. Налогообложение юридических лиц
  • 4.1. Налог на прибыль организаций
  • Вопрос 1: Налог на прибыль организаций: общая характеристика, субъект и объект налогообложения. Виды доходов и расходов. Убытки. Пример определения субъектов налогообложения.
  • Вопрос 2: Налог на прибыль организаций: налоговая база, способы и особенности ее формирования. Расчет налоговой базы. Пример определения налоговой базы по налогу на прибыль.
  • Вопрос 3: Налог на прибыль организаций: налоговый и отчетный период, ставки, порядок исчисления и уплаты, сроки уплаты. Пример расчета налога.
  • Модель налога на прибыль организаций
  • Практическая работа № 1
  • Задача 1:
  • 4.2. Налог на имущество организаций
  • Вопрос 1: Налог на имущество организаций: налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, льготы, ставка, порядок исчисления и уплаты налога. Пример расчета налога.
  • Модель налога на имущество предприятия
  • Практическая работа № 2
  • Стоимость имущества организации
  • 4.3. Налог на пользование природными ресурсами
  • Вопрос 1: Налог на добычу полезных ископаемых: налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, ставки, порядок исчисления и сроки уплаты. Пример расчета налога.
  • Вопрос 2: Плата за землю: формы, налогоплательщики, объекты налогообложения, льготы, ставки, порядок исчисления и уплаты. Пример расчета налога.
  • Модель платы за землю
  • Практическая работа № 3
  • Задача 1:
  • 4.4. Налог на добавленную стоимость
  • Вопрос 1: Налог на добавленную стоимость экономическое содержание, субъекты и объекты налогообложения. Механизм взимания ндс. Метод зачета по счетам.
  • Вопрос 2: Налог на добавленную стоимость: формирование налоговой базы, ставки, порядок исчисления и уплаты. Пример расчета ндс.
  • 4.5. Акцизы
  • Вопрос 1: Акцизы: плательщики, объект налогообложения, льготы, налоговая база, ставки, порядок исчисления и уплаты. Пример расчета акциза.
  • 4.6. Государственная пошлина
  • Вопрос 1:Государственная пошлина: субъекты налогообложения, объекты взимания, льготы, ставки, порядок и сроки уплаты. Пример расчета государственной пошлины.
  • Глава V. Налогообложения доходов физических лиц
  • 5.1. Налог на доходы физического лица
  • Вопрос 1: Налог на доходы физических лиц: налогоплательщики, объект налогообложения, льготы и налоговые вычеты, налоговая база, ставки, порядок исчисления и уплаты. Пример расчета налога.
  • Модель подоходного налога с физических лиц
  • Практическая работа № 6
  • Задача 1:
  • Глава VI. Налоги формирующие целевые бюджетные и социальные внебюджетные фонды
  • 6.1. Транспортный налог
  • Вопрос 1:Транспортный налог: налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, льготы, ставки, порядок исчисления и уплаты налога. Пример расчета налога.
  • Модель налога на отдельные виды транспорта
  • Практическая работа № 7
  • Задача 1:
  • Автомобили, числящиеся на балансе организации
  • 6.2. Единый социальный налог
  • Вопрос 1: Единый социальный налог: содержание, нормативное обеспечение, субъекты и объекты налогообложения, порядок формирования налогооблагаемой базы. Пример расчета налоговой базы.
  • Вопрос 2: Единый социальный налог льготы, ставки, порядок исчисления и сроки уплаты. Условия применения регрессивной шкалы. Пример расчета есн.
  • Практическая работа № 8
  • Задача 1:
  • Исходные данные
  • Глава VII. Специальные налоговые режимы
  • 7.1. Упрощенная система налогообложения
  • Модель единого налога при упрощенной системе налогообложения
  • Практическая работа № 9
  • Задача 1:
  • 7.2. Единый налог на вмененный доход
  • Единый налог на вмененный доход
  • Субъект налогообложения (по видам деятельности)
  • Юридические и физические лица (предприниматели)
  • Физические лица (предприниматели)
  • Единый налог на вмененный доход
  • Практическая работа № 10
  • Задача 1:
  • Глава VIII. Таможенные пошлины
  • Вопрос 8: Классификация налоговых платежей. Виды налогов: прямые и косвенные, федеральные, региональные и местные, закрепленные и регулирующие, резидентские и территориальные и др.

    ОТВЕТ:

    КЛАССИФИКАЦИЯ НАЛОГОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ - разделение налогов, сборов, пошлин (далее - налогов) на группы по различным основаниям. При многочисленности и разнообразии налогов группировка позволяет устанавливать их сходство и различия. Особенности отдельных групп налогов требуют особых условий обложения и взимания, специфических административно-финансовых мер. Этим объясняется как теоретическая, так и практическая ценность деления налогов в соответствии с теми или иными признаками (основаниями) классификации.

    Один из возможных вариантов классификации налоговых платежей представлен ниже. Он предусматривает рассмотрение совокупности налогов по девяти основаниям.

    1. По способу взимания различают:

      прямые налоги, которые взимаются непосредственно с имущества или доходов налогоплательщика. Окончательным плательщиком прямых налогов выступает владелец имущества (дохода). Эти налоги подразделяются на реальные прямые налоги, которые уплачиваются с учетом не действительного, а предполагаемого среднего дохода плательщика, и личные прямые налоги, которые уплачиваются с реально полученного дохода и учитывают фактическую платежеспособность налогоплательщика;

      косвенные налоги включаются в цену товаров и услуг. Окончательным плательщиком косвенных налогов является потребитель товара. В зависимости от объектов взимания косвенные налоги подразделяются на косвенные индивидуальные, которыми облагаются строго определенные группы товаров; косвенные универсальные, которыми облагаются в основном все товары и услуги; фискальные монополии, которыми облагаются все товары, производство и реализация которых сосредоточены в государственных структурах; таможенные пошлины, которыми облагаются товары и услуги при совершении экспортно-импортных операций.

    2. В зависимости от уровня управления, который вводит в действие и имеет право изменять и конкретизировать налоговые платежи, последние подразделяются на:

      федеральные (общегосударственные) налоги, элементы которых определяются законодательством страны и являются едиными на всей ее территории. Их устанавливает и вводит в действие высший представительный орган, хотя эти налоги могут зачисляться в бюджеты различных уровней;

      региональные налоги, элементы которых устанавливаются в соответствии с законодательством страны законодательными органами ее субъектов;

      местные налоги, которые вводятся в соответствии с законодательством страны местными органами власти, вступают в действие только решением, принятым на местном уровне, и всегда поступают в местные бюджеты.

    3. По целевой направленности введения налогов различают:

      абстрактные (общие) налоги, предназначенные для формирования доходной части бюджета в целом;

      целевые (специальные) налоги, вводимые для финансирования конкретного направления государственных расходов. Для целевых платежей часто создается специальный внебюджетный фонд.

    4. В зависимости от субъекта-налогоплательщика выделяют следующие виды:

      налоги, взимаемые с физических лиц;

      налоги, взимаемые с предприятий и организаций;

      смежные налоги, уплачиваемые и физическими, и юридическими лицами.

    5. По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж, различают:

      закрепленные налоги, непосредственно и целиком, поступающие в тот или иной бюджет или внебюджетный фонд;

      регулирующие налоги - разноуровневые, поступающие одновременно в различные бюджеты в пропорции, принятой согласно бюджетному законодательству.

    6. По порядку введения налоговые платежи делятся на:

      Общеобязательные налоги, которые взимаются на всей территории страны независимо от бюджета, в который они поступают;

      Факультативные налоги, которые предусмотрены основами налоговой системы, но их введение и взимание - компетенция органов местного самоуправления.

    7. По срокам уплаты налоговые платежи разделяют на:

      срочные налоги, которые уплачиваются к сроку, определенному нормативными актами;

      периодично-календарные налоги, которые, в свою очередь, подразделяются на ежемесячные, ежеквартальные, полугодовые, годовые.

    8. В зависимости от характера связи субъекта и объекта налогообложения можно различать:

      резидентские налоги, т. е. построенные по принципу резидентства (субъект определяет объект налога);

      территориальные налоги, т. е. построенные по принципу территориальности (объект определяет субъект налога).

    9. В зависимости от порядка отнесения расходов по уплате налоговых платежей на результаты хозяйственной деятельности организации последние подразделяются на налоги: включаемые полностью или частично в себестоимость продукции (работ, услуг); включаемые в цену продукции; уплачиваемые за счет налогооблагаемой прибыли; финансируемые за счет чистой прибыли организации; удерживаемые из доходов работника.

    Для субъектов экономической деятельности последний признак классификации является одним из важнейших. Согласно нормативным предписаниям, расходы по одной группе налогов включаются полностью или частично в себестоимость продукции (работ, услуг), расходы по второй группе относятся на финансовый результат, расходы по третьей группе можно финансировать лишь за счет чистой прибыли предприятия. Бухгалтеры, определяя порядок отнесения налоговых платежей на те или иные статьи расходов, формируют финансовый результат деятельности предприятия.

  • Объединение налогов в систему предполагает возможность их классификации, позволяющей лучше уяснить сущность этой категории. Классификация налогов дает возможность более полно осветить сущность и функции налогов, показать их роль в налоговой политике государства, направление и характер влияния на социально-экономическую сферу. Детальная классификация налогов приведена на рис. 1.6.

    Рис. 1.6. Классификация налогов

    Итак, по форме налогообложения налоги делятся на: - прямые налоги - обязательные платежи, которые напрямую уплачиваются плательщиком в бюджет государства в зависимости от размера объекта налогообложения. Причем уплата такого налога приводит к стоимостного уменьшение объекта налогообложения (налог на прибыль предприятий, налог на доходы физических лиц, налог на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, плата за землю, фиксированный сельскохозяйственный налог);

    Косвенные налоги - обязательные платежи, которые уплачиваются плательщиками опосредованно через ценовые механизмы, причем сумма налога объекта налогообложения не уменьшает, а увеличивает цену товара (налог на добавленную стоимость, акцизный налог, таможенная пошлина).

    Разделение налогов на прямые и косвенные связывают с методом их установки. Прямые налоги непосредственно связаны с характеристиками плательщика: ими облагаются юридические и физические лица, а также их доходы; а косвенные - с деятельностью, которой занимается налогоплательщик, поэтому ими облагаются виды деятельности, товары и услуги. В то же время, существует принципиальное отличие прямых налогов, которые ориентированы на обложение доходов предпринимательства или населения, от косвенных, которые направлены на конечное потребление.

    Как прямые, так и косвенные налоги имеют свои характерные особенности. Прямые налоги:

    Платит и несет на себе одно лицо;

    Включаются в цену на стадии производства у производителей;

    Взимаются по декларации и по кадастрами;

    Справляются с производства ценностей.

    Из этого следует, что прямые налоги - это налоги, которые взимаются в результате приобретения и накопления материальных благ и зависят от масштабов объекта налогообложения. Они распределяют налоговое бремя так, что те, кто имеет более высокие доходы, платят больше.

    Косвенные налоги:

    Уплачивает одно лицо, а несет другая;

    Включаются в цену только на стадии реализации как надбавка к цене товара;

    Взимаются по тарифам;

    Взимаются с потребления ценностей.

    Итак, косвенные налоги - это налоги, которые не зависят от доходов или имущества отдельного плательщика, а определяются размером потребления. Косвенные налоги включаются в цены как надбавка (или составляющая), и их платит конечный потребитель. В большей степени их уплачивают плательщики, которые больше потребляют, то есть те, которые имеют большие доходы.

    По экономическому содержанию объекта налогообложения налоги делятся на:

    Налоги на доходы - обязательные платежи, взимаемые с чистого дохода с юридических и физических лиц в момент его получения. Непосредственными объектами налогообложения являются прибыль или валовой доход предприятия, заработная плата и другие доходы граждан;

    Налоги на потребление - обязательные платежи, которые взимаются в процессе потребления товаров, работ и услуг, причем их уплата не зависит от результатов финансово-хозяйственной деятельности, а от размера потребления. Они взимаются в виде косвенных налогов;

    Налоги на имущество - обязательные платежи, которые взимаются вследствие наличия конкретного вида имущества, находящегося в частной, коллективной и государственной формах собственности (налог на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, плата за землю).

    В зависимости от уровня государственных структур, которые устанавливают налоги, налоги делят на:

    Общегосударственные налоги - обязательные платежи, которые устанавливаются высшими органами власти в государстве и являются обязательными к уплате по единым ставкам на всей территории Украины. Эти налоги могут формировать доходную часть как государственного, так и местных бюджетов;

    Местные налоги - обязательные платежи, устанавливаемые местными органами власти и являются обязательными к уплате по установленным ставкам только на определенной территории. Местные налоги поступают исключительно в местные бюджеты.

    По способу взимания налоговых обязательств налоги разделяют на:

    Раскладные (розкладкові) налоги - обязательные платежи, которые определяются как распределение общей суммы на определенное количество плательщиков (подушные налоги). Такие налоги широко использовались на ранней стадии развития налогообложения. Их размер определяли, исходя из необходимости осуществить конкретные расходы: выкупить короля из плена, построить защитную стену и т.д. Суммы расходов распределялись между плательщиками - на каждого плательщика приходилась конкретная сумма налога. В настоящее время раскладные налоги используются редко, в основном в местном налогообложении;

    Окладні (квотарні, долевые, количественные) налоги - обязательные платежи, которые взимаются за определенными ставками от четко определенного объекта налогообложения. В отличие от раскладных, они исходят не из потребности покрытия расхода, а из возможности налогоплательщика заплатить налог. Данные налоги непосредственно или косвенно учитывают имущественное состояние плательщика налога.

    По способу зачисления налоговых поступлений налоги разделяют на:

    Закрепленные - обязательные платежи, которые на длительный период полностью или частично закреплены как доходный источник конкретного бюджета (бюджетов);

    Регулирующие - обязательные платежи, которые могут поступать к различным уровням бюджетной системы (акцизный налог).

    По субъекту налогообложения налоги делятся на:

    Налоги с юридических лиц (налог на прибыль предприятий);

    Налоги с физических лиц (налог на доходы физических лиц);

    Смешанные (плата за землю, экологический налог).

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    хорошую работу на сайт">

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    1. Классификация налоговых платежей

    Множественность налоговых форм и методов налогообложения вызывает необходимость общей группировки налоговых платежей по ряду классификационных признаков. Перечень налогов и сборов, устанавливаемых в Российской Федерации, закреплен статьями 13-15 Налогового кодекса РФ. Классификация налоговых платежей имеет важное значение для налогового менеджмента. Она позволяет упорядочить все разнообразие налогов, свести его к небольшому числу классов, объединенных по признаку сходства, наличию общих свойств.

    Рассмотрим некоторые классификационные группы налоговых платежей, влияющие на принятие управленческих решений.

    1. В зависимости от уровня власти, который устанавливает, изменяет и отменяет налоги они получают статус федеральных, региональных и местных.

    Федеральные налоги по всем элементам налогообложения устанавливаются Налоговым кодексом РФ и взимаются на территории всей страны. К ним относятся:

    налог на добавленную стоимость,

    акцизы,

    единый социальный налог,

    налог на доходы физических лиц,

    налог на прибыль организаций,

    налог на добычу полезных ископаемых,

    водный налог,

    государственная пошлина,

    сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами.

    Несмотря на федеральный статус названных налоговых платежей, наиболее крупные из них в порядке межбюджетных отношений зачисляются не только в федеральный, но и в нижестоящие бюджеты.

    Ко всему прочему значимым федеральным налоговым платежом является таможенная пошлина, которая регламентируется Таможенным кодексом РФ.

    Региональные налоги вводятся законами субъектов РФ и обязательны к уплате на территории соответствующего субъекта РФ. К ним относятся:

    налог на имущество организаций,

    транспортный налог,

    налог на игорный бизнес.

    Органы власти субъектов Федерации устанавливают по этим платежам налоговые льготы (в пределах рекомендуемого Налоговым кодексом РФ перечня), налоговые ставки (в пределах установленных Налоговым кодексом РФ), сроки уплаты налогов и формы налоговой отчетности. Региональные налоги поступают в бюджеты субъектов РФ.

    Местные налоги вводятся местными представительными органами власти соответствующими решениями и поступают в местные бюджеты. К местным налогам относятся:

    налог на имущество физических лиц,

    земельный налог.

    Органы местного самоуправления устанавливают по этим платежам налоговые льготы (в пределах рекомендуемого Налоговым кодексом РФ перечня), налоговые ставки (в пределах установленных Налоговым кодексом РФ), сроки уплаты налогов и формы налоговой отчетности.

    Кроме того, Налоговый кодекс РФ предусматривает также введение специальных налоговых режимов - особых порядков исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени. К ним на сегодняшний день относятся:

    система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог),

    упрощенная система налогообложения,

    система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности,

    система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

    Единые налоги, заменяющие в первых трех специальных налоговых режимах наиболее крупные налоги по общему режиму налогообложения, имеют статус региональных.

    Важно отметить, что представленное выше видовое деление налоговых платежей предполагает их распределение не по уровням бюджетной системы, а по уровням власти и управления, которые устанавливают, изменяют и вводят их в пределах своих полномочий в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Тем самым, данная классификация определяет налоговые полномочия, фискальные и регулирующие возможности субъектов государственного налогового менеджмента различных уровней власти и управления.

    По способу взимания налоги традиционно делятся на прямые и косвенные .

    Прямыми считаются налоги, которые взимаются непосредственно с доходов, имуществ и ресурсов в процессе их накопления и использования. Прямые налоги, в свою очередь, подразделяются на реальные и подоходные.

    Реальными налогами облагаются предполагаемые (возможные, условные) средние доходы от того или иного объекта налогообложения (транспортный налог, налоги на имущество, налоги за пользование природными ресурсами и т.п.). Реальные налоги относятся налогоплательщиками на издержки производства и обращения.

    Прямые подоходные налоги взимаются непосредственно и с действительно полученных доходов по принципу фактической платежеспособности (налог на прибыль организаций, налог на доходы физических ли). Подоходными эти налоги можно назвать потому, что объектом налогообложения и одновременно источником их уплаты выступает та или иная форма дохода налогоплательщика (организации или физического лица). По-другому такие налоги называются налогами на доходы.

    Косвенные налоги включаются налогоплательщиком-продавцом в продажные рыночные цены товаров, перекладываются на покупателей своих товаров и оплачиваются за счет их доходов, а значит, возвращаются налогоплательщику в составе выручки от реализации, то есть уплачиваются косвенным путем. В наиболее распространенном их понимании - это государственные надбавки к ценам производителей (продавцов) товаров в форме НДС, акцизов, таможенных пошлин. По-другому эти налоги называют еще налогами на потребление или на расходы, т.к. взимаются через потребление в процессе расходования средств.

    Однако, рассмотренная традиционная классификация налоговых платежей на прямые и косвенные противоречит теории косвенного налогообложения, основным признакам которого является переложение налога через цены на потребителей, а также практике ценообразования и учета. Прежде всего, это касается отнесения реальных налогов к прямым. Поэтому необходимо уточнить общепринятую группировку налоговых платежей по способам взимания и укрупненным объектам налогообложения.

    Как уже отмечалось, реальные налоги включаются в цены товаров путем отнесения их на законных основаниях производителями и продавцами на издержки производства и обращения (на себестоимость или на финансовые результаты до налогообложения прибыли). То есть, реальные налоги перекладываются через цены на потребителей своей продукцией, уплачиваются налогоплательщиком по закону, но оплачиваются из доходов потребителей (носителями налогов). Налицо все признаки не прямого, а косвенного налогообложения производства (бизнеса).

    В системе национальных счетов традиционные косвенные налоги (НДС, акцизы, таможенные пошлины) отражаются и учитываются в показателе валовой добавленной стоимости по рыночным ценам в группе налогов на продукты и импорт, а реальные налоги - в валовой добавленной стоимости по основным ценам (ценам производителей) в группе других налогов на производство. В совокупности все эти косвенные налоги в структуре ВВП (или, валовой добавленной стоимости по рыночным ценам) составляют общую группу налогов на производство и импорт (назовем их косвенные налоги на бизнес, или на производство и импорт).

    Таким образом, меняется структура деления налоговых платежей по способам взимания на прямые и косвенные.

    Прямые налоги включают в себя две группы налогов: а) подоходные налоги (налоги на доходы); б) другие личные налоги с физических лиц. Все они непосредственно уплачиваются с дохода налогоплательщика, а значит, не перекладываются на потребителя на законных основаниях.

    Косвенные налоги на бизнес (на производство и импорт) также делятся на две большие группы косвенных налогов, отличающихся установленным порядком своего переложения на потребителя:

    а) традиционные косвенные налоги или косвенные налоги на продукты и импорт, которые совершают самостоятельное движение в составе продажной (рыночной) цены товара как надбавка к ней;

    б) другие косвенные налоги на бизнес (на производство) (так называемые «реальные» налоги), которые включаются производителями (продавцами) в издержки производства и обращения (в себестоимость или финансовые результаты) в составе цены производителя (основной цены).

    В число других косвенных налогов на бизнес следует отнести и единый социальный налог (обязательные страховые взносы в государственные социальные фонды), несмотря на специфику таких налоговых платежей. Они носят страховой характер, то есть возвращаются работникам при наступлении страховых случаев (достижении пенсионного возраста, потере трудоспособности и работы, заболевании) в виде социальных трансфертов (пенсий, пособий и т.п.). Одновременно страховые налоги в части, уплачиваемой работодателями, перекладываются через цены на потребителей их продукции и составляют важный элемент группы других косвенных налогов на бизнес (на производство). Ту их часть, которая непосредственно уплачивается работниками из их заработной платы (в России сейчас это не практикуется за исключением может быть индивидуальных предпринимателей), следует относить к прямым подоходным налогам.

    Теперь, о классификации налогов по укрупненным объектам налогообложения. Ее также следует уточнить путем отнесения к группе налогов на потребление (на расходы) прочих косвенных налогов на бизнес (на производство). Они представляют собой налоги на расходы, но произведенные налогоплательщиками ранее, т.е. на капитализированные расходы (поимущественные налоги и т.п.), или на пользование (потребление) экономических ресурсов - природных и трудовых (ресурсные налоги, единый социальный налог). Таким образом, налоги на потребление (на расходы) представляют собой всю совокупность косвенных налогов на бизнес, включающих в себя косвенные налоги на продукты и импорт и другие косвенные налоги на производство.

    Общую же классификацию всех налогов по способам взимания и укрупненным объектам налогообложения можно представить в виде следующих, укрупненных групп налоговых платежей:

    1) косвенные налоги на производство и импорт (налоги на потребление, на расходы):

    а) традиционные косвенные налоги на продукты и импорт;

    б) другие косвенные налоги на производство;

    2) прямые налоги:

    а) подоходные налоги (налоги на доходы);

    б) другие личные налоги с физических лиц.

    Определенные трудности могут возникнуть при решении вопроса о том, к какой классификационной группе налогов отнести единые налоги, взимаемые в рамках специальных налоговых режимов - единого налога на вмененный доход, единого налога на доход (доход за минусом расходов) при упрощенной системе налогообложения, единого сельскохозяйственного налога. Учитывая, что все они ориентированы на условную доходность, а налогоплательщики-организации не ограничены в возможности переложения бремени единых налогов на потребителей продукции, их, вероятно, следует отнести к группе других косвенных налогов на бизнес. Единые налоги, уплачиваемые налогоплательщиками-физическими лицами, можно отнести к прямым, точнее к группе личных доходов с физических лиц.

    Рассмотренные подходы к классификации налогов по способам взимания и укрупненным объектам налогообложения важны не только с теоретических, но и с практических управленческих позиций, в частности, для более правильной оценки давления косвенных налогов на экономику и потребление, на доходы домашних хозяйств и оплату труда работников, учитывая, что основную массу таких налогов оплачивает население в сфере розничной торговли и платных услуг.

    В целях бухгалтерского и налогового учета налоговые платежи распределяются по соответствующим конкретным источникам их уплаты в составе выручки предприятия и ее структурных элементов. В качестве таких источников можно выделить следующие: выручка от реализации продукции, себестоимость, финансовые результаты, оплата труда, прибыль (другие доходы) до налогообложения, прибыль после налогообложения (остающаяся в распоряжении предприятий).

    Схема распределения основных видов налогов и сборов в России по бухгалтерским источникам их уплаты наглядно представлена в табл. 1.

    Таблица 1. Распределение основных видов налогов и сборы в Российской Федерации по бухгалтерским источникам их уплаты

    Некоторые налоги могут быть уплачены из разных источников (единый социальный налог, единые налоги в рамках специальных налоговых режимов). Это связано с тем, что их плательщиками выступают как организации, так и индивидуальные предприниматели без образования юридического лица, у которых по-разному формируются доходы, а также в силу того, что налоговым законодательством не регламентируется жестко источник уплаты налога (например, единые налоги для субъектов специальных налоговых режимов). Кроме того, источником (не бухгалтерским) уплаты личных налогов могут быть любые личные доходы: оплата труда, дивиденды, пенсии и другие.

    Распределение налоговых платежей по источникам их уплаты совпадает (за некоторым исключением) с принципами деления налогов на прямые (подоходные, личные) налоги и косвенные налоги на бизнес, в том числе на традиционные косвенные налоги на продукты и импорт и другие косвенные налоги на производство. Анализ структуры налогов по источникам их уплаты дает возможность оценить распределение налоговой нагрузки на выручку организаций и ее структурные элементы, выявить диспропорции и принять соответствующие решения по рационализации структуры налоговой нагрузки на товаропроизводителей. Оптимальным является равномерное налоговое давление на основные источники уплаты налогов, однако в регулирующих целях возможны варианты снижения или увеличения налоговой нагрузки на отдельные элементы выручки.

    бремя налоговый платеж управленческий

    2. Налоговое бремя: содержание и управление

    Как экономическое понятие и ценовой показатель налоговое бремя связано с процессами формирования и использования валового и чистого внутреннего продукта (валовой и чистой добавленной стоимости) страны, с пропорциями его распределения и перераспределения. Налоговое бремя на «рынке» государственных услуг может складываться стихийно, под влиянием фактора государственной монополии на налоги и общественные блага, а может регулироваться и оптимизироваться в рамках государственной налоговой политики.

    Налоговое бремя следует рассматривать с двух позиций:

    во-первых, как форму монопольной цены совокупных общественных благ, в которой выражается мера стоимости (ценности) государственных услуг по отношению к источникам уплаты налогов;

    во-вторых, как расчетный показатель количественного измерения ценовых параметров оценки услуг государства по принятой методике.

    Налоговое бремя распределяется в экономике по элементам добавленной стоимости, сферам, отраслям и объектам налогообложения. Поэтому требуется его количественная оценка в целом и структурно, а также проведение сравнительного анализа для принятия стратегических решений в области налоговой политики.

    Налоговое бремя как ценовой показатель, исчисляемый на формализованной основе (по принятой методике), характеризует налоговую нагрузку на источник уплаты налогов. В качестве последнего принимаются результаты показатели экономической деятельности, синтезирующие в себе различные виды доходов в экономике. На макроуровне - это показатели Системы национальных счетов: валовой внутренний продукт (ВВП), валовая добавленная стоимость (ВДС), добавленная или чистая добавленная стоимость (ЧДС), а также составляющие элементы этих показателей (амортизация, оплата труда, прибыль в экономике), личные доходы. На микроуровне в качестве базовых показателей чаще всего используют выручку предприятий, их добавленную стоимость, прибыль и расходы на оплату труда, денежные доходы населения.

    Налоговое бремя можно рассчитывать по всей совокупности установленных налогов и сборов, по отдельным их группам и видам, а также для совокупного налогоплательщика и отдельных их групп (организации и физические лица, по отраслям и сферам деятельности).

    Налоговое бремя исчисляется как отношение налоговой массы к базовому показателю, чаще всего, в процентах, реже в копейках на 1 руб. экономической базы. Чем выше налоговое бремя, тем меньше доходов остается у предприятий и населения для производственного, социального и личного потребления, а большая часть стоимости созданного продукта концентрируется у государства. И наоборот.

    Сложившийся уровень налогового бремени показывает степень централизации и обобществления ВВП и его составных частей, которая, с одной стороны, несет в себе печать субъективных, монопольных действий правительства, а с другой стороны, отражает объективные рыночные и налоговые закономерности, особенности экономической модели и достигнутый уровень социально-экономического развития страны. Чрезмерная тяжесть налогового бремени угнетает рыночную экономику, не дает возможности нормально функционировать предприятиям и снижает жизненный уровень основной массы населения. Чрезмерно низкий уровень налогового бремени не позволяет государству в полной мере выполнять свои функции по обеспечению населения и хозяйствующих субъектов необходимыми общественными благами. Поэтому для решения данной дилеммы необходимо выйти на некий оптимальной уровень налогового бремени, учитывающий одновременно и общественные, и государственные, и частные (личные) интересы.

    Но для этого необходимо, в первую очередь, точно оценить реально сложившееся налоговое бремя на основе качественной, объективной и справедливой методики его исчисления, определить налоговые пределы и оптимум, а затем провести сравнительный количественный и структурный анализ соответствия или несоответствия фактического уровня налогового бремени оптимальным параметрам.

    К сожалению, приходится контрастировать тот факт, что официальная методика расчета налогового бремени, применяемая органами государственной статистики, не совсем соответствуют названным выше требованиям. Согласно этой методике, налоговое бремя (НБ) определяется как доля (в процентах) фактических налоговых поступлений в бюджетную систему (ФН) в ВВП, то есть:

    Показатель доли уплаченных налогов в ВВП удобен для целей проведения международного сравнительного анализа налогового бремени, но не дает полного и объективного представления о действительной его тяжести в современной России. Поэтому он непригоден для целей определения приоритетов эффективной налоговой политики и требует своей корректировки.

    Таким образом, в знаменателе формулы расчета налогового бремени необходимо принять показатель чистой добавленной стоимости в рыночных ценах с учетом косвенных налогов, то есть величину ВВП без доли «теневой» экономики минус сумма амортизации, или, по-другому, ВДС, созданная легальным сектором экономики, плюс чистые косвенные налоги на продукты и импорт, минус амортизация.

    Итак, в развернутом виде уточненная формула фактически сложившегося налогового бремени будет выглядеть следующим образом:

    где: ФН - фактические налоговые поступления в бюджетную систему;

    ЗН - задолженность по налогам и сборам;

    Дт - доля «теневой» экономики, принимаемая сейчас Госкомстатом РФ при исчислении ВВП;

    НН - начисленные налоги и сборы;

    ДС р = ДС л + КН;

    ДС р -добавленная стоимость в рыночных ценах;

    ДС л - добавленная стоимость легального сектора экономики в основных ценах; КН - чистые (без субсидий) косвенные налоги на продукты и импорт (НДС, акцизы, таможенные пошлины).

    Все косвенные налоги перекладываются через цены на конечного потребителя (население, государственные учреждения и общественные организации, оказывающие бесплатные услуги населению). В конечном счете, эти налоги оплачиваются за счет оплаты труда, или прибыли, если товар не нашел конечного потребителя. То есть, конечным источником уплаты косвенных налогов является чистая (без амортизации и чистых косвенных налогов) добавленная стоимость легального сектора экономики (ДС л). Поэтому имеет смысл, в дополнение к показателю НБ 1 , производить расчет налогового бремени (НБ 2) по отношению к ДС л по формуле:

    Используя описанные подходы, для аналитических целей и выработки налоговых решений можно рассчитывать также налоговое давление на отдельные элементы ВДС (валовой добавленной стоимости) в Системе национальных счетов: на оплату труда (с учетом страховых взносов или единого социального налога), на валовую прибыль в экономике (с учетом амортизации), на прибыль и другие смешанные доход в экономике (без амортизации). При этом в числителе должны отражаться только те начисленные налоги и сборы, источником уплаты которых выступает соответствующий базовый показатель. С оплатой труда связаны такие налоги, как налог на доходы физических лиц, единый социальный и подобные ему налоги, другие налоговые платежи, уплачиваемые физическими лицами (налог на имущество, налог с наследств и дарений и т.д.). Прибыль и другие смешанные доходы в экономике могут выступать источниками уплаты большинства прямых и косвенных налогов, уплачиваемых налогоплательщиками - организациями.

    Существуют серьезные различия в определении налогового бремени предприятий (организаций) и физических лиц (населения).

    Для анализа налоговой нагрузки на предприятии обычно используются такие базовые показатели как выручка, прибыль и оплата труда. Однако выручка включает в себя кроме доходов материальные и приравненные к ним затраты, в том числе амортизационные отчисления. Средства, поступающие предприятиям на расчетный счет в виде затратной части выручки, могут выступать лишь временными, но не постоянными источниками уплаты налогов. В противном случае, по истечении определенного срока такое предприятие, использующее собственные оборотные средства и амортизацию не по своему прямому назначению, а в основном для уплаты налогов, может обанкротиться или испытывать серьезные финансовые затруднения. Поэтому для расчета общей налоговой нагрузки на доходы конкретного предприятия (НБ п) следует использовать базовый показатель добавленной стоимости:

    где: НН - начисленные налоги и сборы (уплаченные в бюджет налоги плюс задолженность);

    ВП - валовая прибыль и доходы (до налогообложения);

    РОТ - расходы на оплату труда (до налогообложения);

    ФКН - косвенные налоги (НДС, акцизы), уплаченные в бюджет;

    В - общая выручка предприятия (выручка от реализации плюс внереализационные доходы) с учетом НДС и акцизов;

    МЗ - материальные (приравненные к ним) затраты и внереализационные расходы;

    А - амортизационные отчисления;

    ДС - добавленная стоимость (без амортизации).

    Сложнее будет дело с методикой исчисления налоговой нагрузки на доходы населения. Обычно налоговое бремя физических лиц ассоциируется лишь с бременем подоходного и других налогов, непосредственно уплачиваемых населением из его личных доходов. Однако это не так. На денежные доходы физических лиц, и не только работников, давит как бремя прямых личных налогов, так и бремя косвенных налогов, оплачиваемых населением в составе розничных цен приобретаемых им товаров и услуг. Например, в России для косвенных налогов, оплачиваемых населением (домашними хозяйствами), как основным конечным потребителем, составляет около 60-70%.

    Таким образом, для более точной оценки фактического налогового бремени, которое несет население (домашние хозяйства), следует использовать следующую формулу:

    где: НЛН - начисленные личные налоги с физических лиц;

    НКН - начисленные косвенные налоги;

    К д - коэффициент доли косвенных налогов, оплачиваемых населением (для современной России 0,6 - 0,7);

    ДДН - денежные доходы населения.

    Оценка фактического налогового бремени в целом и по структуре на предмет оптимальности должна проводиться ежегодно, а оптимальные параметры определяться не реже одного раза в три года. Это правило касается любой развитой страны, в том числе и России.

    Размещено на Allbest.ru

    ...

    Подобные документы

      Основные понятия, классификационные группы и виды управленческих решений. Сущность решений и порядок их разработки. Оценка эффективности принятия управленческих решений и методы их анализа. Принятие решения на примере предприятия ООО "Ваши колбасы".

      курсовая работа , добавлен 19.06.2011

      Понятие, сущность и характерные особенности управленческих решений. Основные этапы разработки управленческих решений. Факторы, влияющие на принятие решений. Практическое использование типологии управленческих решений на примере организации ООО "Медента".

      курсовая работа , добавлен 06.01.2015

      Сущность, виды и принципы принятия управленческих решений, факторы, влияющие на процесс их принятия. Основные этапы рационального принятия решений. Модели и методы принятия управленческих решений, особенности их использования в отечественном менеджменте.

      курсовая работа , добавлен 25.03.2009

      Сущность управленческих решений, требования, предъявляемые к ним. Классификация управленческих решений. Зарубежный опыт участия менеджера в процессе принятия решений. Анализ качества управленческих решений, принимаемых в СП "КОП" ОАО "ОРС Гомель".

      курсовая работа , добавлен 13.06.2016

      Сущность, понятие процесса принятия управленческих решений, их классификация. Характеристика и методология организационных, запрограммированных и незапрограммированных решений. Основные модели и этапы принятия решений, различные структурные схемы.

      курсовая работа , добавлен 17.05.2009

      Особенности и классификация управленческих решений. Факторы, влияющие на принятие управленческого решения. Основные этапы процесса разработки и принятия управленческого решения. Классификация факторов внутренней среды по специализированным функциям.

      курсовая работа , добавлен 25.05.2014

      Виды и признаки управленческих решений, их классификация. Ключевая роль руководителя. Методы кадровой работы и система управления персоналом. Принятие рациональных решений в сфере менеджмента для максимального обеспечения экономических интересов компании.

      курсовая работа , добавлен 09.04.2017

      Сущность и характерные особенности решений. Классификация управленческих решений. Характеристика распределения полномочий на принятие решений. Исследование управленческой структуры и методов принятия управленческих решений в организации ООО "Лидер".

      курсовая работа , добавлен 24.11.2014

      Сущность и типология управленческих решений, их отличительные особенности и сферы практического применения. Факторы, влияющие на процесс принятия решений, методология данного процесса. Классификация задач принятия решений, их направления, интерпретация.

      курсовая работа , добавлен 26.03.2011

      Понятие, классификация, модели, цели принятия управленческих решений. Характеристика и цели этапов процесса принятия решений, влияющие факторы, критерии выбора лучшего решения. Особенности управления и процесса принятия решений в российских организациях.

    Налогообложение – это специализированный самостоятельный раздел финансовой науки, изучающий денежные отношения между государством с одной стороны и юридическими и физическими лицами, а с другой стороны в связи с перераспределением части ВВП, в ходе которого происходит мобилизация денежных средств в бюджетную систему страны.

    Основной категорией налогообложения является обязательные платежи (налоги, сборы, пошлины), которые, в соответствии с налоговым законодательством РФ, должны уплачивать юридические и физические лица.

    Налог является, таким образом, не только финансовой категорией, но и правовой. Наиболее ярко экономическая сущность налогов проявляется в их функциях, как правило, выделяют фискальную, распределительную, регулирующую и контрольную функции налогов.

    Статья 9 Налогового Кодекса РФ к участникам налоговых правоотношений относит следующие группы лиц, для которых определяются права, обязанности и ответственность:

    1.Фискально-обязанные лица – это юридические и физические лица, признаваемые налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами. Права и обязанности налогоплательщиков и плательщиков сборов определены статьями 21 и 23 НК.

    2.Налоговые органы – это федеральная налоговая служба (ФНС) и её подразделения. Права и обязанности налоговых органов указаны в статьях 31 и 32 Налогового Кодекса. Официальный сайт ФНС России - http://www.nalog.ru

    3.Таможенные органы – это федеральная таможенная служба (ФТС) и её подразделения. Обладают правами и обязанностями налоговых органов в пределах своей компетенции.

    Ограниченной правоспособностью в налоговой сфере обладают: банки (как финансовые посредники); лица, участвующие в мероприятиях налогового контроля - эксперты, свидетели и т.д. Все участники налоговых правоотношений действуют в системе нормативно-правовых актов (НПА).

    Нормативно-правовая база (НПБ) налогообложения состоит из нормативных и ненормативных правовых актов, основной из них – Налоговый Кодекс, первая часть вступила в силу с 01.01.1999, вторая часть – с 01.01.2001 года), а также Постановления Правительства РФ, Приказы Минфина РФ и т.д.

    Все юридические и физические лица должны участвовать в формировании государственных ресурсов путём внесения обязательных платежей: налогов , сборов , пошлин .

    Налог – это обязательный индивидуальный безвозмездный платёж, взимаемый с юридических и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Можно выделить следующие признаки налога: Обязательность, Индивидуальная безвозмездность, Денежный характер налоговых отношений. условиях рыночной экономики налог – это метод огосударствления части создаваемого в обществе национального дохода. Как правило, происходит смена формы собственности .

    Сбор (плата, отчисление, взнос) – это обязательный взнос, взимаемый с организации и физических лиц, уплата которого является одним из условий выполнения в отношении плательщиков сборов государственными органами и (или) должностными лицами каких-либо юридически значимых действий, включая выдачу разрешений и лицензий. Как правило, сборы имеют целевой характер, а налоги в бюджете обезличиваются

    Пошлина – это один из видов сборов, это плата за услугу общественного характера. Все виды пошлин, кроме таможенных, представлены в главе 25.3 НК РФ

    Согласно ст.17 НК РФ, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Налог считается установленным, если определены следующие обязательные элементы налога :

    1. Налогоплательщики (субъект налога ) – юридические и физические лица, на которых законодательством возлагается обязанность уплачивать налог.

    2. Объект налогообложения – предмет или действия субъекта налога

    3. Налоговая база – стоимостная, физическая или иная характеристика объекта обложения

    4. Ставка налога – норма налогового изъятия на единицу измерения налоговой базы (ставка в процентах называется адвалорной , ставка в рублях называется специфической ).

    5. Налоговый период – период времени, за который определяется размер налогового обязательства (год, квартал или месяц); может состоять из одного или нескольких отчётных периодов.

    6. Порядок исчисления налога .

    НАЛОГ = Налоговая База Х Налоговая Ставка

    В РФ применяются три способа исчисления и уплаты налогов:

    ü Декларационный - основной способ, налогоплательщик самостоятельно исчисляет, уплачивает налог и представляет налоговую декларацию – заявление о своих налоговых обязательствах

    ü Уплата налога через налогового агента, или у источника выплаты дохода. Способ применяется в конкретных ситуациях по НДФЛ, по НДС, по Налогу на прибыль.

    ü Кадастровый способ. Способ применяется при взимании налог с имущества физических лиц – по земельному и транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц. Налог исчисляет налоговый орган, который направляет плательщику налоговое уведомление

    7. Порядок и сроки уплаты налога .

    Кроме обязательных элементов, могут быть факультативные элементы налога:

    предмет налогообложения; налоговые льготы; масштаб налога; отчётный период и так далее.

    Налоговая система РФ состоит из налогов разных видов.

    По уровню установления, налоги делятся на три группы:

    Федеральные – устанавливаются НК РФ, вводятся в действие Федеральным законом, обязательны к уплате на всей территории России. С 01.01.10 в системе 8 федеральных налогов, сборов и пошлин. При этом часть платежей: страховые взносы в ГВБФ и ряд ресурсных платежей, НК РФ в составе налогов не учитывает, т.е это иные неналоговые платежи. Основные элементы федеральных налогов представлены в таблице № 2

    Региональные – устанавливаются НК РФ, вводятся законами субъектов Федерации, обязательны к уплате на территории субъекта РФ, в котором введены. Это три налога, в основном имущественные

    Местные – устанавливаются НК РФ, вводятся местными нормативными актами, обязательны к уплате на этой территории. Это два налога (имущественные). Общая схема системы налогов и сборов представлена на рисунке № 1.

    Общий режим налогообложения предусматривает, что налогоплательщик уплачивает все виды налогов и сборов, предусмотренные законодательством при наличии объекта обложения. Налогоплательщик вправе применять любые способы оптимизации налоговой нагрузки, не запрещенные законом. В качестве комплексной налоговой льготы рассматриваются специальные налоговые режимы. «Особые» условия налогообложения предусмотрены

    Схемы совмещения режимов налогообложения представлены на рисунке № 2

    Организации и ИП независимо от выбранного режима налогообложения и вида деятельности обязаны

    1. Уплачивать страховые взносы в государственные внебюджетные фонды (далее ГВБФ) в том числе

    1.1. Как самозанятые лица («За себя») – с момента государственной регистрации в качестве ИП

    1.2. Как работодатели – организации – с момента госрегистрации, ИП- с момента заключения договора с первым работником.

    2. Представлять в налоговые органы све дения об открытии (закрытии) счетов в банках; о смене места жительства,

    3. Ежегодно представлять сведения о среднесписочной численности работников. При отсутствии работников: ИП -указывается 1(один), организация – 0 (ноль)

    4. ИП обязаны вести учет доходов и расходов, связанных с предпринимательской деятельностью . По разным режимам налогообложения предусмотрены различные формы «Книг учета доходов и расходов», при этом книга заполняется на основе первичных учетных документов(накладные, акты выполненных работ, бланки строгой отчетности и т.д.). Документы должны храниться не менее 4 лет (если иные сроки не предусмотрены законодательством).

    5. Организации – обязаны вести бухгалтерский учет

    6. Уплачивать и представлять отчетность по ресурсным налоговым платежам . Налог на добычу полезных ископаемых, водный налог и т.д. уплачивается если у ИП есть разрешение на определенный вид природопользования (например на добычу щебня или гравия, забор воды из подземных водных объектов)

    7. Удерживать и перечислять в бюджет НДФЛ с доходов наемных работников (ежемесячно)

    Таблица1 Краткая характеристика налогов ИП при общем режиме налогообложения

    Вид налога Краткая характеристика
    Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) Глава 23 НК РФ По доходам от предпринимательской деятельности НДФЛ определяется по формуле НДФЛ= (Доходы - Профессиональный вычет) х 13% Доходы определяются на момент их получения(в наличной или безналичной формах). Проф вычетом признаются экономически обоснованные и документально подтвержденные затраты, связанные с деятельностью, направленной на получение дохода Декларация (форма 3-НДФЛ) представляется раз в год (до 30 апреля). В течении года уплачиваются авансовые платежи.
    Налог на добавленную стоимость (НДС) Главная сложность при исчислении НДС – большой объем документооборота НДС к уплате в бюджет определяется по формуле НДС в бюджет = НДС « исходящий» - НДС «входящий», где НДС « исходящий» - - НДС предъявленный покупателю НДС «входящий» - НДС полученный от поставщиков товаров, работ и услуг используемых в предпринимательской деятельности. Декларация представляется ежеквартально. Налог перечисляется ежемесячно (во втором квартале – за первый квартал и т.д.)
    Налог на имущество физических лиц Облагаются здания и сооружения. Используемые в предпринимательской деятельности. Налоговые ставки определяются нормативным актом органов местного самоуправления

    Специальные налоговые режимы предусматривают особый порядок определения прибыли или убытка, оценки Доходов и Расходов, учитываемых для целей налогообложения, особый порядок определения налоговых обязательств.


    Многообразие существующих налогов вызывает необходимость их классификации (разделения на виды) на определенной основе. Кроме того, отнесение того или иного налога к определенному виду позволяет более четко уяснить содержание и суть данного налога. В теории налогообложения для классификации налогов используются различные критерии.
    Попытки классификации налогов известны с самого начала формирования науки о налогообложении. Так, Н. И. Тургенев в 1818 году писал: «...налоги могут быть всего приличнее разделены следующим образом: 1) налоги с дохода от земли; 2) налоги с доходов от капитала... 3) налоги с самих капиталов... Некоторые разделяют налоги: 1. На обыкновенные и необыкновенные. 2. На общие и особенные, смотря по тому, платят ли их все или некоторые. 3. На главные и побочные, смотря по тому, более или менее они важны для государства. 4. На вещественные и личные, т. е. с вещей или лиц. 5. На налоги, платимые деньгами или натурою...»".
    107
    Налог как, правовая категория
    Наиболее существенное значение в современной теории и практике налогообложения имеют следующие основания классификации налогов:
    1) по способу взимания налогов;
    2) по субъекту-налогоплательщику;
    3) по органу, который устанавливает и конкретизирует налоги;
    4) по порядку введения налога;
    5) по уровню бюджета, в который зачисляется налоговый
    платеж;
    6) по целевой направленности введения налога.
    1. По способу взимания налогов
    Согласно данному основанию, различают прямые и косвенные налоги.
    Прямые налоги взимаются в процессе накопления материальных благ непосредственно с доходов или имущества налогоплательщиков, поэтому для последних размер налога точно известен. Среди прямых налогов выделяют:
    Реальные прямые налоги, которыми облагается предполагаемый средний доход, получаемый от того или иного объекта налогообложения (налог на операции с ценными бумагами, налог с владельцев транспортных средств, земельный налог и др.). Личные прямые налоги уплачиваются с действительно полученного дохода и отражают фактическую платежеспособность. К ним относятся подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль с предприятий и организаций, налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения, и др.
    Косвенные (иначе - адвалорные) налоги взимаются через цену товара. Это своеобразные надбавки, включаемые государством в цену товаров и услуг (акцизы, налог на добавленную стоимость, налог с продаж, налог с оборота, специальный налог на поддержание основных отраслей народного хозяйства и др.). Косвенные налоги по объектам взимания подразделяются на косвенные индивидуальные, которыми облагаются строго определенные группы товаров (акцизы на отдельные группы и виды товаров), косвенные универсальные, которыми облагаются все товары, работы и услуги, за исключением некоторого их числа (налог на добавленную стоимость), фискальные монополии, которыми облагаются товары и услуги, производство и реализация которых сосредоточены в руках государства (налог с оборота в бывшем СССР), а также таможенные пошлины.
    Основное отличие между прямыми и косвенными налогами - по месту формирования источника выплаты налога. Если при прямом налогообложении источник формируется непосредственно у налогоплательщика, то при косвенном - источник налога поступает налогоплательщику в составе иных платежей (в основном в составе цены).
    Другим критерием деления налогов на прямые и косвенные называют теоретическую возможность переложения налогов на потребителей. Данный критерий предполагает, что окончательным плательщиком прямых налогов становится тот, кто получает доход, в то время как окончательным плательщиком косвенных налогов выступает потребитель товара, на которого налог перекладывается путем надбавки к цене. Тяжесть косвенных налогов целиком перекладывается на конечного потребителя продукции и особенно на наименее обеспеченные слои населения. В. И. Ленин даже называл такие налоги налогами на бедных2. Косвенные налоги, повышая цены товаров, ограничивают возможности расширения внутреннего рынка и экспорта товаров.
    Данная классификация хотя и общепринята, однако она отнюдь не является абсолютной, так как прямые налоги при определенных обстоятельствах также могут быть переложены на потребителя через механизм роста цен. В то же время косвенные налоги не всегда можно в полном объеме переложить на потребителя, поскольку рынок не обязательно в прежнем объеме примет товар по повышенным ценам. В частности, НДС традиционно относится к косвенным налогам, но в том случае, когда цена товара ограничивается платежеспособностью покупателя, НДС уменьшает прибыль производителя, т. е. становится прямым налогом.
    2. По субъекту-налогоплательщику
    В соответствии с данным основанием можно выделить следующие виды налогов.
    Налоги с физических лиц (подоходный налог с физических лиц, налог на имущество физических лиц, налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения, курортный сбор и др.).
    Налога с предприятий и организаций (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на пользователей автомобильных дорог, налог на имущество предприятий и организаций, сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний и др.).
    Данная разновидность не случайно названа «налоги с предприятий и организаций», а не «налоги с юридических лиц». Это вызвано тем, что некоторые организации выступают плательщиками какого-либо налога, не являясь при этом юридическим лицом, в частности филиалы, представительства, обособленные структурные подразделения.
    Смешанные налоги, которые уплачивают как физические лица, так и предприятия и организации (госпошлина, некоторые таможенные пошлины, налог с владельцев транспортных средств и др.).
    3. По органу, который устанавливает и конкретизирует налоги
    Действующие в Российской Федерации налоги можно разделить на три группы в зависимости от того, какой орган их вводит и имеет право изменять и конкретизировать: федеральные налоги, региональные налоги и местные налоги. Именно такой принцип был избран законодателем при классификации налоговых платежей в п. 1 ст. 18 Закона об основах налоговой системы.
    Федеральные (общегосударственные) налоги. Необходимо отметить, что размеры ставок, определение объектов налогообложения, плательщиков и методов исчисления федеральных (общегосударственных) налогов, а также порядок зачисления их сумм в бюджеты различных уровней определяются законодательством России и являются едиными на всей ее территории. К федеральным налогам относятся следующие: налог на добавленную стоимость; акцизы на отдельные группы и виды товаров; налог на операции с ценными бумагами; таможенная пошлина; налог на 1 прибыль с предприятий и организаций; подоходный налог с физических лиц; налоги, служащие источниками образования дорожных фондов; государственная пошлина; налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения; сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний.
    Региональные налоги (налоги республик в составе Российской Федерации и налоги краев, областей, автономной области, автономных округов). Отличительной чертой региональных налогов является то, что конкретные размеры ставок, определение объектов налогообложения, плательщиков и методов исчисления налогов устанавливаются в соответствии с законодательством России законодательными органами субъектов федерации: республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов. Региональными являются следующие налоги: налог на имущество предприятий; лесной доход; плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем; сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц.
    Местные налоги. Местные налоги, механизм их исчисления и взимания вводятся районными и городскими органами в соответствии с законодательством России и республик в составе Российской Федерации. К таковым, в частности, относятся:
    налог на имущество физических лиц; земельный налог; регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью; курортный сбор; сбор за право торговли; целевые сборы на содержание милиции, на благоустройство территорий, на нужды образования и др.; налог на рекламу; налог на перепродажу автомобилей; сбор с владельцев собак; лицензионный сбор за право торговли винно-водочны-ми изделиями; лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей; сбор за выдачу ордера на квартиру;
    сбор за парковку автотранспорта; сбор за право использования местной символики; сбор за участие в бегах на ипподромах; налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы и др.
    4. По порядку введения налога
    По порядку введения можно выделить налоги общеобязательные и факультативные.
    Общеобязательные налоги устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и взимаются на всей ее территории независимо от бюджета, в который они поступают. При этом по некоторым из них конкретные налоговые ставки определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований. К общеобязательным относятся все федеральные налоги, предусмотренные в ст. 19 Закона об основах налоговой системы, а также налог на имущество предприятий, лесной доход, плата за воду (ст. 20 Закона), налог на имущество физических лиц, земельный налог, регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью (ст. 21 Закона).
    Факультативные налоги предусмотрены основами налоговой системы, однако непосредственно вводиться они могут законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований. Взимание этих налогов на той или иной территории - компетенция органов местного самоуправления. К факультативным относятся сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц, а также все местные налоги, за исключение тех, которые являются общеобязательными.
    5. По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж
    В соответствии с бюджетной системой России налоговые платежи поступают в бюджеты различных уровней, на основании чего налоговые платежи можно подразделить на закрепленные и регулируемые.
    Закрепленные налоги непосредственно и целиком поступают в конкретный бюджет или внебюджетный фонд. Среди закрепленных налогов выделяют налоги, которые поступают в федеральный бюджет, в региональный бюджет, в местный бюджет, во внебюджетный фонд.
    Регулирующие (разноуровневые) налоги поступают одновременно в бюджеты различных уровней в пропорции, согласно бюджетному законодательству. На сегодняшний день в налоговой системе России действуют два таких налога: налог на прибыль с предприятий и организаций и подоходный налог с физических лиц. Суммы отчислений по таким налогам, зачисляемые непосредственно в республиканский бюджет республики в составе Российской Федерации, в краевые, областные бюджеты краев и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и бюджеты других уровней, определяются при утверждении бюджета каждого из субъектов федерации.
    б. По целевой направленности введения налога
    В соответствии с этим основанием можно выделить налоги абстрактные и целевые. Данное основание находит свое место практически при каждом рассмотрении классификации налогов; так, Л. Окунева называет их общими налогами и специальными3.
    Абстрактные (общие) налоги вводятся государством для формирования бюджета в целом, тогда как целевые (специальные) налоги вводятся для финансирования конкретного направления затрат государства, например сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц, целевые сборы на содержание милиции, на благоустройство территорий и другие цели. Как правило, для целевых налоговых платежей создается специальный фонд (внебюджетный) или в самом бюджете для подобного вида налогов вводится специальная статья.
    В специальной научной литературе можно встретить и иные основания классификации налогов. Так, С. Пепеляев выделяет раскладочные (контингентированные, репартиционные) и количественные налоги. Суть первых заключается в том, что их размер определен исходя из конкретного необходимого расхода. Сумма налога просто распределяется между плательщиками. В то же время количественные (долевые, квотативные) налоги исходят из возможности плательщика заплатить налог и учитывают его имущественное положение. Выделяют также разовые и систематические (регулярные, текущие) налоги4.
    В зависимости от мотивации экономического поведения хозяйствующего субъекта некоторые авторы выделяют условно-постоянные налоги, фиксированные, т. е. те, которые не зависят напрямую от уровня производства, продаж и иных экономических показателей, связанных с деловой активностью (например, налог на имущество, на пользование природными ресурсами, налоги на отдельные виды деятельности и др.), а также условно-переменные, которые более тесно связаны с экономической деятельностью субъектов (все виды подоходных налогов, акцизы, НДС и т. д.). Эти налоги ориентированы на выравнивание результатов экономического соревнования, т. е. сдерживание явных лидеров и поддержку аутсайдеров как в сфере производства, так и потребления. Условно-переменные налоги являются основным источником бюджетных поступлений5.
    Американские экономисты Энтони Б. Аткинсон и Джозеф Э. Стиг-лиц, рассматривая типы налогов, устанавливаемые на деятельность фирмы, выделяют налоги на факторы производства (налог на фонд заработной платы, налог на прибыль с корпораций) и налоги на валовый выпуск или валовые затраты (налог на добавленную стоимость, налог с оборота)6.
    Классификация налогов проводится также и по другим критериям, некоторые из которых отражены в гл. 8 настоящего пособия.
    1. Тургенев Н. И. Опыт теории налогов. М., 1937. С. 28.
    2. Ленин В. И. Поли. собр. соч. 5-е изд. Т. 6. С. 262.
    3. Окунева Л. Налоги и налогообложение в России. М.: Финстатинформ, 1996. С. 23.
    4. Основы налогового права: Учебно-методическое пособие / Под ред. С. Пепеляева. М.: Инвест Фонд, 1995. С. 36-38.
    5. Какой быть налоговой реформе в России. Екатеринбург, 1993. С. 114.
    6. Аткинсон Э. Б., Стиглиц Дж. Э. Лекции по экономической теории государственного сектора / Пер. с англ. под ред. Л. Любимова. М.: Аспект Пресс, 1995. С. 178.
    Понравилось? Лайкни нас на Facebook