Информационный проект по дисциплине "химия" на тему "интересные факты о каучуке". Как правильно тянуть резину или история создания синтетического каучука

Существует заблуждение, что изобретением резины европейцы обязаны Колумбу. На самом деле мореплаватель всего лишь оставил описание того, как туземцы островов Гаити играли с мячом, сделанным из загустевшего млечного сока, вытекавшего из порезов на коре гевеи бразильской. Когда с дерева стекал сок, индейцам казалось, что оно плачет. Поэтому они стали называть это растение «плачущим деревом» – от индейских слов кау («дерево») и учу («плакать»).

Значительно позже европейцы, побывавшие в Америке, познакомились с каучуком поближе и даже научились, подобно местным жителям, пропитывать соком каучуконосного дерева свои плащи.

Но в Старый Свет каучук попал только в 1751 году. Немного застывшего сока привез математик Шарль Ла Кондамин. Он долго наблюдал за своим «трофеем», но никак не мог сообразить, какую пользу каучук может принести ему лично и человечеству в целом. Кроме эластичности каучук не имел никаких других свойств. Поэтому математик назвал американскую резинку гуммиластиком и забыл о ней. И только почти 20 лет спустя застывшему соку нашли применение.

Английский священник и химик Джозеф Пристли (Joseph Priestley) в 1770 году случайно обнаружил, что сырой натуральный каучук способен стирать следы графита (карандаша) лучше, чем частицы хлеба, которые использовались в то время с этой же целью. Это преимущество каучука связано с тем, что его трение по бумаге вызывает электростатическое напряжение, которое позволяет частицам каучука притягивать частицы графита. Приcтли назвал данное вещество «индийской резиной» (от англ. indian rubber - «индийский каучук»). Местом происхождения каучука была Америка, но в то время все американские вещи называли индийскими, и именно это неточное название сохранилось по сей день.

Однако опыты с каучуком продолжались. Во Франции изобрели удобные подтяжки и подвязки из сплетенных с хлопком резиновых ниток. А после 1823, когда шотландец Ч.Макинтош придумал прокладывать тонкий слой резины между двумя кусками ткани, начался настоящий «резиновый бум». Так родился прорезиненный плащ, названный в честь его изобретателя макинтошем. Однако «шотландский дождевик» далеко не сразу завоевал всеобщее признание. Дело в том, что натуральный каучук при похолодании терял свою эластичность, а в жару размягчался, становился липким и начинал дурно пахнуть.

Еще не зная о таком свойстве материала, английский сапожник Рилли начал выпускать резиновую обувь. Говорят, его товар поначалу вызвал большой интерес, но когда припекло летнее солнышко, сапоги и калоши буквально расплавились на полках лавки. Несмотря на неудачу, постигшую Рилли, его дело продолжил американец Чарльз Гудир (Charles Goodyear). Он был бедным человеком, но, поставив перед собой цель «приручить» каучук, упорно добивался ее достижения. Рассказывают, что один промышленник, заинтересовавшись опытами изобретателя-самоучки, решил отыскать его. Он поинтересовался у соседей, как найти господина Гудира. Ему ответили, что «если вы встретите человека в резиновой шапке, брюках, сюртуке, накидке, башмаках и с резиновым кошельком без единого цента в нем, то это и будет Гудир». На самом деле изобретатель совершил переворот в технологии изготовления резиновых изделий. Он открыл принцип вулканизации резины, то есть особой обработки каучука, при которой последний соединяется с серой и вследствие этого приобретает способность не реагировать на перепады температуры. В 1843 году он запатентовал этот процесс.

Неудивительно, что Бразилия, которая была крупнейшим импортером каучука, берегла источник своего богатства. Вывоз семян гевеи был запрещен под страхом смертной казни. Однако в 1876 британский шпион Генри Уикхем в трюмах английского судна «Амазонас» тайно вывез 70 000 семян гевеи. В британских колониях Юго-Восточной Азии были заложены первые плантации каучуконосов. На мировом рынке появился натуральный английский каучук, более дешевый, чем бразильский.

Синтетические каучуки

Особую, очень важную, группу органических веществ составляют высокомолекулярные соединения (полимеры). Масса их молекул достигает нескольких десятков тысяч и даже миллионов. Полимерные вещества являются основой Жизни на Земле.

Органические природные полимеры - биополимеры - обеспечивают процессы жизнедеятельности всех животных и растительных организмов. Интересно, что из множества возможных вариантов Природа "выбрала" всего 4 типа полимеров:

Благодаря особым, только для них характерным свойствам, полимеры (синтетические, искусственные и некоторые природные) широко используются при изготовлении самых разнообразных материалов:

Полимеры применяются для получения композиционных материалов, ионообменных смол (полиэлектролитов).

Полимеризация.

Пoлимеризация - реакция образования высокомолекулярных соединений путем последовательного присоединения молекул мономера к растущей цепи.

Пoлимеризация является цепным процессом и протекает в несколько стадий (аналогичных стадиям цепной реакции свободно-радикального галогенирования алканов,):

· инициирование

· рост цепи

· обрыв цепи

Характерные признаки полимеризации

1. В основе полимеризации лежит реакция присоединения

2. Полимеризация является цепным процессом, т.к. включает стадии инициирования, роста и обрыва цепи.

3. Элементный состав (молекулярные формулы) мономера и полимера одинаков.

Сополимеризация

Процесс образования высокомолекулярных соединений при совместной полимеризации двух или более различных мономеров называют сополимеризацией.

Пример. Схема сополимеризации этилена с пропиленом:


Химическое строение сополимеров зависит от свойств мономеров и условий реакции.

синтетический каучук полимер полимеризация


В сополимерах сочетаются свойства полимеров, полученных из каждого в отдельности взятого мономера. Поэтому сополимеризация - эффективный способ синтеза полимеров с заданными свойствами.

Некоторые важнейшие синтетические полимеры



Занимательные факты о каучуке

Впервые с каучуком познакомился Христофор Колумб, во время второго путешествия на американский континент. Он и его команда увидели индейцев, игравших чёрными мячами. Их скатывали из загустевшего млечного сока, вытекавшего из порезов на коре гевеи бразильской.

Индейцы делали из них непромокаемые калоши, которые в жару прилипали к ногам, а растянувшись, больше уже не сжимались.

Но ещё до этого туземцы Юго-Восточной Азии о резине (каучуке), сделанной из "сока" гевеи, которой они обмазывали свои корзины и кувшины, чтобы сделать их водонепроницаемыми!"Каучук", о котором Колумб рассказал европейцам, долго оставался просто заморской диковинкой. Его первое научное описание было сделано во Франции в академии наук Шарлем Кондамином в 1739 году. В конце Хох века каучук исследовали такие учёные, как Г. Бушард, Г. Вильямсон, К. Гарриес, И.И. Остросмысленский, М.Г. Кучеров, Б.В. Бызов. Но лишь первооткрыватель фотосинтеза Джозефер Пристли впервые нашёл ему применение. Он стал стирать кусочком каучука карандашные линии, то есть изобрёл чертёжную "резинку". А в 1819 году американский фабрикант Макинтош стал производить знаменитые непромокаемые плащи. Ткань покрывалась плёнкой из каучука. Но эти плащи были хрупкими в холод и липкими в жару. В 1823 году Франция начала изготовлять из каучука подтяжки и подвязки.

В 1839 году американский учёный Чарльз Гудайр научился устранять эти недостатки, открыв вулканизацию.

Каучук - натуральный эластичный материал растительного происхождения, применяется для изготовления резины и резиновых изделий. Каучук натуральный содержится в млечном соке каучуконосных растений. Товарный каучук добывают из бразильской гевеи. Название "каучук" произошло от кау (дерево) и учу (плакать). Резиновая промышленность в Европе стала развиваться в 1839 году, когда открыли процесс вулканизации. Основные данные о строении были получены лишь в 70-х годах XIX века. Существенную роль в изучении каучука натурального сыграли русские ученые. Обширные исследования вулканизации провел Бызов. латекс добывается подсечкой деревьев,Догадкин развил его теорию. Млечный сок 3 кг товарногодостигших пятилетнего возраста. В среднем одно дерево дает 2 каучука в год. Каучук в млечном соке содержится в виде глобул. Для получения НК млечный сок предварительно подвергают желатинированию, добавляя в него уксусную или муравьиную кислоту. Рыхлый сгусток пропитывают водой и прокатывают на вальцах в листы, которые коптят в камерах, заполненных дымом. Вымытые и отвальцованные листы сушат на воздухе или в камерах.

В химическом отношении чистый НК представляет собой высокомолекулярное соединение, имеющее состав (С5Н8) n. Основной группировкой молекулы является изопреновая группа. Более тысячи таких групп определяют важнейшие физические и химические свойства, в частности эластичность. Ценным свойством НК является водо - и газонепроницаемость, кроме того, он является хорошим изолятором. Каучук в воде практически нерастворим. В этаноле, его растворимость не большая, а в сероуглероде, хлороформе и бензине он сначала набухает и лишь затем растворяется. При повышенной температуре каучук становится мягким и липким, а на холоде твердым и хрупким. При длительном хранении каучук твердеет.

Что мы знаем об автомобильных покрышках? Казалось бы, эта самая простая часть автомобиля о которой известно все или почти все. На протяжении всей работы нашего информационного издания мы не раз писали о покрышках (шинах). Вот например: " ", " ", " ", ну и о многом другом о чем вы можете в любой удобный момент прочитать на страницах нашего издания. Но вместе с быстрым развитием технологий в современной автопромышленности быстрыми темпами меняются и технологии по производству и изготовлению автомобильной резины. Ничего не стоит на месте. Наверняка наши читатели многого еще не знают о современных шинах. Поэтому, наше интернет издание предлагает своим читателям ознакомиться с самыми новейшими тенденциями и с технологиями по изготовлению резины, узнать о некоторых технических и технологических факторах, о которых многие из вас вероятно никогда и не слышали.

1

Миф: Узкая резина -плохая.


На автомобиль и на многих других устанавливается в основном как правило, узкая резина. Это позволяет автопроизводителю добиться низкого уровня сопротивления так называемому качению. Например, на модели i3 устанавливается резина марки «Bridgestone Ecopia EP500», которая имеет узкий протектор и большой диаметр. Такая резина позволяет при сцеплении с дорогой во время движения уменьшить потери энергии в самих покрышках.

Кроме всего, такое соотношение позволяет уменьшить аэродинамическое сопротивление воздуха во время движения. Для того, чтобы из-за размера резины компенсировать потерю воздушной емкости покрышек, таковые имеют внутри себя повышенное давление в отличии от традиционной резины. Это позволяет придавать резине такие же свойства и характеристики, которые обычно дают традиционные покрышки.

Вы думаете, что узкую резину используют только для электрических и гибридных автомобилей? Конечно нет. Вот например, новое поколение автомобилей сегодня оснащается резиной с размерами: 245 / 35ZR-19 (спереди) и 285 / 30ZR-20 (в задней части). Его предшественник (модель С6,-поколение Corvette Grand Sport) напротив, оснащался резиной с размерами: 275 / 35ZR-18 и соответственно 325 / 30ZR-19.

Как мы видим этот новый "Корвет" использует шины которые по своему диаметру стали больше (выше), а по ширине меньше. Как и на автомобиле BMW i3 это дало уменьшение сопротивления качению и снизило аэродинамическое сопротивление. Все в совокупности привело к уменьшению потребления топлива автомобилем. Таким образом, если кто-то из вас видит на современных автомобилях узкие покрышки, установленные обычно на заводе, то вероятнее всего таким способом автопроизводитель стремиться (или стремился) уменьшить на автомобиле расход топлива.

2

Миф: Широкие шины улучшают ускорение и торможение.


У более широкой (покрышки) будет менее короткий участок контакта с дорожной поверхностью. По словам менеджера компании "Bridgestone" получается, что для более эффективного торможения на много важней сам диаметр резины, а нее ее ширина. То есть, чем длиннее общая площадь контакта резины с дорожным покрытием, тем эффективность торможения машины будет лучше.

3

Факт: Более широкие шины увеличивают сцепление с дорогой на поворотах.


Однако, инженеры разрабатывающие сегодняшнии современные шины, работают обычно с несколькими переменными техническими показателями покрышек (шин). Дело здесь вот в чем. Улучшая одни показатели в одной из характеристик (например увеличение ширины шины), тут-же появляется минус в другом техническом показателе.

На самом деле разработать безупречные , где будут улучшены все характеристики, практически невозможно. Нет-нет, не подумайте ничего плохого, это вовсе не означает, что современные покрышки по своим свойствам и характеристикам не становятся лучше. Вот вам пример, те же покрышки, что устанавливаются на автомобили марки Corvette (см. выше).

Так как на автомобиле нового поколения марки Corvette Stingray в сравнении с прошлой моделью, стала по ширине меньше, то это конкретно и привело при прохождении машиной поворотов, к уменьшению сцепления автомобиля с дорожным покрытием. Чтобы решить этот вопрос производители шин обычно стараются улучшить сам протектор резины (шин), который позволит в дальнейшем улучшить равномерное распределение давления по всей поверхности контакта резины с дорожным покрытием.

4

Факт: Современные шины накапливают статическое напряжение.


Многие из нас (Вас) ошибочно полагают, что позволили разработчикам решить проблему с накоплением избыточного статического напряжения, которое может быть опасно при движении на автомобиле.

Хотим напомнить, что на заре развития автопромышленности многие автопокрышки накапливали в себе статическое электричество, что часто приводило к возгоранию автомобилей на дороге. Со временем эта проблема просто ушла. Произошло это в связи с развитием химической промышленности, которая позволила производителям резины (шин) выпускать покрышки, которые никакого статического электричества не накапливают.

Но сегодня существует (появилось) одно "но". К большому сожалению, современные технологии нашего времени привели к тому, что все современные покрышки (шины) опять стали способны накапливать внутри себя статическое напряжение. Дело здесь вот в чем. Для того, чтобы снизить вес шин и уменьшить сопротивление качению производители резины просто уменьшили содержание сажи в составе резины, а в результате этого все снова начали накапливать в себе статическое напряжение.

Чтобы защитить автомобиль от возгорания производители резины стали использовать в конструкции шин специальный резиновый сплошной обод, который помогает проводить к земле лишнее напряжение. То есть, современная конструкция покрышки спроектирована таким образом, чтобы выводить лишнее статическое напряжение наружу на дорогу, которое постепенно накапливается внутри шин во время движения автомобиля.

5

Миф: В будущем все автомобили не будут оснащаться запасными колесами.


Несмотря и на распространение сервиса "Услуги помощи на дороге", продажу ремкомлектов по самостоятельному ремонту шин в случае прокола колеса, а также оснащение автопроизводителями всех новых автомобилей специальной резиной, которая может быть использована водителем на расстоянии примерно 30 - 50 километров, никто пока не собирается.

Ведь многие покупатели автомобилей по-прежнему предпочитают, чтобы у них в машине была полноценная запаска, которая придает многим владельцам автотранспортных средств душевное спокойствие. Конечно, единственное, что в будущем может измениться, так это продажа автомобилей с запасным колесом, которое будет предлагаться в качестве дополнительной опции.

Зачем же тогда производители автомобилей в последние годы стараются (пытаются) продавать новые модели машин без запасного колеса? Дело в следующем. Каждый автопроизводитель в наши дни старается максимально уменьшить себестоимость своего автомобиля, а также увеличить его экономичность. Для этого автомобильные компании все чаще и идут на подобные меры. Нример, отсутствие запасного колеса в машине позволяет автопроизводителю хоть на немного, но все-же снизить потребление топлива автомобилем.

6

Факт: На спущенном колесе без ущерба для покрышки можно проехать более 160 км.


Производители шин утверждают, что на полностью спущенном колесе вы можете без ущерба шине (протектору) проехать 80 километров соблюдая скорость в 80 км/час. Но если вы постараетесь снизить скорость движения, то сможете без особого ущерба для покрышки (что характерно) проехать гораздо больше. По словам самого инженера по разработке продукции компании "Michelin", при снижении скорости до 65 км/час диапазон километража который можно проехать без ущерба покрышки, просто удваивается.

То есть, чем меньше скорость движения автомобиля, тем больше вы сможете проехать без риска (ущерба) повредить шину на спущенном колесе. Это связано прежде всего с тем, что, чем меньше скорость вращения спущенного колеса, тем меньше оно нагревается (от избыточного теплообразования и есть риск повредить спущенную покрышку), т.е. служит дольше.

Это точно так же, как сгибание скрепки. Если вы начнете резко и быстро сгибать скрепку, то она быстро сломается. Ну а если вы будете сгибать скрепку медленно и плавно (неторопясь), то она естественно сломается не сразу, а то и вообще просто согнется.

7

Факт: Производители шин упорно работают, чтобы уменьшить вес продукции.


Компания "Bridgestone" разработала новую технологию металлокорда, сделала она это для того, чтобы . Вот например, это новая модель шин -«Ecopia EP422 Plus», которая имеет низкое сопротивление качению. Новые шины созданы по технологии, которая позволяет уменьшать вес стального корда без какого-либо ущерба качеству и надежности самой покрышки. Так же в настоящий момент специалисты компании "Michelin" работают над новыми технологиями, которые позволят за счет уменьшения протектора снизить вес шин, и все это без ущерба снижения сцепления с дорогой.

Дело вот в чем, чем меньше глубина протектора, тем меньше сопротивление инерции колеса, что в конечном итоге приводит к снижению потребления топлива.

8

Факт: Автомобильные компании и производители шин имеют плотное сотрудничество.


Сегодняшние заинтересованы в долгосрочном сотрудничестве с производителями шин. Ведь каждая автомобильная компания перед тем как начать продавать свою новую модель авто заранее решает, какие будут устанавливаться на их продукцию покрышки (шины).

Для того, чтобы в самый последний момент не искать для себя компанию, которая согласиться поставлять автопроизводителю шины на , эти компании заблаговременно отправляют производителю шин спецификацию и технические характеристики своей новой модели. Делается это для того, чтобы производитель шин заранее подготовил или изготовил для данной авто (модели) подходящие покрышки.

Далее, после того, как производитель шин готов поставить автокомпании нужную резину, покрышки ставятся на тестируемый автомобиль и проходят испытание в котором участвуют, и специалисты шинной компании и сотрудники автофирмы.

Во время тестирования специалисты автомобильной компании фиксируют данные о мягкости хода машины на испытуемых покрышках, также, уровень шума в салоне машины ну и т.п.показатели. По результатам проведенного тестирования решается вопрос, об официальной поставке партии покрышек на автозавод. И в заключении, инженеры автокомпании настраивают подвеску машины под саму резину, которая была предварительно одобрена и заказана автокомпанией, добиваясь таким образом максимальной комфортности автомашины, которая будет поставлена с завода.

Но если вы считаете, что производителям шин легко уговорить специалистов автомобильных компаний, чтобы именно их продукция на официальном уровне начала поставляться на завод, то вы глубоко ошибаетесь.

Например, для того, чтобы компании "Michelin" стать (быть) официальным поставщиком шин для новых моделей автомобилей BMW M3 и M4, ей пришлось в течение 19 месяцев предоставлять Баварской марке машин 3 тыс.884 прототипа шин для испытаний, чтоб наконец-то убедить сотрудников автофирмы "БМВ" заключить с ними договор поставки.

9

Миф: Шина - это просто резина.


Вы уважаемые читатели возможно слышали о том, что внешняя сторона протектора состоит из резины, стальных слоев и кевлара.(?) Но знаете ли вы, что сам состав резины содержит в себе металлы, в том числе кобальт и титан, которые помогают сделать соединение стальной ленты с самой резиной. И это еще не все. Вот например, компания "Yokohama" в некоторых моделях своих покрышек использует масло цитрусов, которое изменяет вязкость резины при сильном нагреве протектора.

Одним из последних шагов промышленности по производству резины стала технология по использованию силана (гидрид кремния) для эффективного связующего реагента между неорганическим диоксидом кремния, что повышает качество сцепления покрышки (шины) с мокрой или обледенелой дорогой.

В последние годы кремний стал популярным средством для улучшения свойств шин в холодную или мокрую погоду. Так благодаря этой технологии современные шины имеют на 15 процентов больше сцепления, чем покрышки, которые производились 3 года назад.

10

Факт: Автономные автомобили могут проложить путь для распространения безвоздушных шин.


Сегодня есть производители, которые экспериментируют с безвоздушными шинами сочетающими в себе непосредственно само колесо и ту же покрышку (2 в 1). Например, известная всем компания "Michelin" уже в наше время начала производить подобные шины для низкоскоростной, промышленной и внедорожной техники (газонокосилки, садовые культиватора и мини-тракторы). Так же эта компания ("Michelin") производит безвоздушные шины, которые устанавливаются на тележки для гольфа.

По мнению многих экспертов и специалистов в автопромышленности, эти безвоздушные шины в скором времени сделают свой шаг вперед в направлению к автомиру. Где же впервые могут появиться эти безвоздушные покрышки? В первую очередь такие безвоздушные шины впервые появятся на низкоскоростных автомашинах. Например, на автономных машинах компаний "Google" или "Apple", которые в настоящий момент уже разрабатываются этими высокотехнологичными корпорациями.

Существует заблуждение, что изобретением резины европейцы обязаны Колумбу. На самом деле мореплаватель всего лишь оставил описание того, как туземцы островов Гаити играли с мячом, сделанным из загустевшего млечного сока, вытекавшего из порезов на коре гевеи бразильской. Когда с дерева стекал сок, индейцам казалось, что оно плачет. Поэтому они стали называть это растение «плачущим деревом» – от индейских слов кау («дерево») и учу («плакать»).

Значительно позже европейцы, побывавшие в Америке, познакомились с каучуком поближе и даже научились, подобно местным жителям, пропитывать соком каучуконосного дерева свои плащи. Но в Старый Свет каучук попал только в 1751 году. Немного застывшего сока привез математик Шарль Ла Кондамин. Он долго наблюдал за своим «трофеем», но никак не мог сообразить, какую пользу каучук может принести ему лично и человечеству в целом.

Кроме эластичности каучук не имел никаких других свойств. Поэтому математик назвал американскую резинку гуммиластиком и забыл о ней. И только почти 20 лет спустя застывшему соку нашли применение.

Английский священник и химик Джозеф Пристли (Joseph Priestley) в 1770 году случайно обнаружил, что сырой натуральный каучук способен стирать следы графита (карандаша) лучше, чем частицы хлеба, которые использовались в то время с этой же целью. Это преимущество каучука связано с тем, что его трение по бумаге вызывает электростатическое напряжение, которое позволяет частицам каучука притягивать частицы графита. Приcтли назвал данное вещество «индийской резиной» (от англ. indian rubber - «индийский каучук»). Местом происхождения каучука была Америка, но в то время все американские вещи называли индийскими, и именно это неточное название сохранилось по сей день.

Однако опыты с каучуком продолжались. Во Франции изобрели удобные подтяжки и подвязки из сплетенных с хлопком резиновых ниток. А после 1823, когда шотландец Ч.Макинтош придумал прокладывать тонкий слой резины между двумя кусками ткани, начался настоящий «резиновый бум». Так родился прорезиненный плащ, названный в честь его изобретателя макинтошем. Однако «шотландский дождевик» далеко не сразу завоевал всеобщее признание. Дело в том, что натуральный каучук при похолодании терял свою эластичность, а в жару размягчался, становился липким и начинал дурно пахнуть.

Еще не зная о таком свойстве материала, английский сапожник Рилли начал выпускать резиновую обувь. Говорят, его товар поначалу вызвал большой интерес, но когда припекло летнее солнышко, сапоги и калоши буквально расплавились на полках лавки. Несмотря на неудачу, постигшую Рилли, его дело продолжил американец Чарльз Гудир (Charles Goodyear). Он был бедным человеком, но, поставив перед собой цель «приручить» каучук, упорно добивался ее достижения. Рассказывают, что один промышленник, заинтересовавшись опытами изобретателя-самоучки, решил отыскать его. Он поинтересовался у соседей, как найти господина Гудира. Ему ответили, что «если вы встретите человека в резиновой шапке, брюках, сюртуке, накидке, башмаках и с резиновым кошельком без единого цента в нем, то это и будет Гудир». На самом деле изобретатель совершил переворот в технологии изготовления резиновых изделий. Он открыл принцип вулканизации резины, то есть особой обработки каучука, при которой последний соединяется с серой и вследствие этого приобретает способность не реагировать на перепады температуры. В 1843 году он запатентовал этот процесс.

Неудивительно, что Бразилия, которая была крупнейшим импортером каучука, берегла источник своего богатства. Вывоз семян гевеи был запрещен под страхом смертной казни. Однако в 1876 британский шпион Генри Уикхем в трюмах английского судна «Амазонас» тайно вывез 70 000 семян гевеи. В британских колониях Юго-Восточной Азии были заложены первые плантации каучуконосов. На мировом рынке появился натуральный английский каучук, более дешевый, чем бразильский.

К дню рождения Чарльз Нельсон Гудьир / Charles Nelson Goodyear, 29 декабря 1800

Каучук получил свое название от индейского слова «каучу», означающего буквально «слезы дерева». Майя и ацтеки добывали его из сока бразильской гевеи (Hevea brasiliensis или резинового дерева), похожего на белый сок одуванчика, который темнел и отвердевал на воздухе. Из сока они выпаривали липкое темное смолообразное вещество «каучу», изготавливая из него примитивную непромокаемую обувь, ткани, сосуды, детские игрушки. Также у индейцев существовала напоминающая баскетбол командная игра, в которой применялись специальные каучуковые мячи, отличающиеся удивительной прыгучестью. Во времена Великих географических открытий Колумб привез в Испанию среди прочих диковин Южной Америки несколько таких мячей. Они полюбились испанцам, которые, изменив правила индейских соревнований, изобрели нечто, ставшее прообразом нынешнего футбола.

Вот так добывают каучук По консистенции и запаху сок напоминает клей ПВА.

Следующее упоминание о каучуке появилось лишь в 1735-ом году, когда французский путешественник и естествоиспытатель Шарль Кондамин, исследуя бассейн Амазонки, открыл для европейцев дерево гевею и его млечный сок. Обнаруженное членами экспедиции дерево выделяло странную, быстро затвердевающую смолу, которой мыслители из Парижской академии наук позже дали название «резина». После того, как в 1738-ом Кондамин привез на континент образцы каучука и различные изделия из него вместе с подробным описанием способов добычи, в Европе начались поиски способов применения этого вещество. Французы сплетали резиновые нитки с хлопком и использовали как подвязки и подтяжки. Потомственный английский сапожник Самуэль Пил в 1791-ом году получил патент на изготовление тканей, пропитанных раствором каучука в ски***е, создав фирму Peal & Co. В это же время возникли первые эксперименты по защите обуви чехлами из такой ткани. В 1823-ем году некий Чарлз Макинтош из Шотландии придумал первый непромокаемый плащ, добавляя между двумя слоями ткани тонкий кусок резины. Плащи быстро стали популярными, получили название в честь создателя и положили начало настоящему «резиновому буму». А вскоре в Америке в сырую погоду стали надевать поверх башмаков неуклюжую индейскую обувь из резины - галоши. Макинтош до самой смерти продолжал смешивать каучук с различными веществами вроде сажи, масел, серы в попытках изменить его свойства. Но его эксперименты к успеху не привели.

Из прорезиненной ткани делали одежду, головные уборы, крыши фургонов и домов. Однако у подобных изделий был один недостаток - узкий температурный диапазон эластичности каучука. В холодную погоду такая ткань твердела и могла потрескаться, а в теплую, наоборот, размягчаясь, превращалась в зловонную липкую массу. И если одежду можно было убрать в прохладное место, то обладателям крыш из прорезиненной ткани приходилось мириться с неприятными запахами. Таким образом, увлечение новым материалов быстро прошло. А жаркие летние дни приносили разорение компаниям, наладившим производство резины, поскольку вся их продукция превращалась в дурно пахнущие кисели. И мир вновь на несколько лет забыл про каучук и все связанное с ним.

Пережить второе рождение резиновым изделиям помог случай. Живший в Америке Чарльз Нельсон Гудьир всегда верил, что каучук способен превратиться в хороший материал. Он вынашивал эту идею много лет, упорно смешивая его со всем, что попадалось под руку: с песком, с солью, даже с перцем. В 1939-ом году, потратив все свои сбережения и задолжав более 35 тысяч долларов, он добился успеха.

Современники насмехались над чудаковатым исследователем: «Если вы встретите человека в резиновых ботинках, резиновом пальто, резиновом цилиндре и кошельком из резины, в котором не будет ни одного цента, то будьте уверены - перед вами Гудьир».

Ходит легенда, что открытый им химический процесс, получивший название вулканизации, появился благодаря забытому на печке куску плаща макинтоша. Так или иначе, но именно атомы серы объединили молекулярные цепи натурального каучука, превратив его в тепло- и морозоустойчивый, эластичный материал. Именно его и принято сегодня называть резиной. История этого упорного человека имеет счастливый конец, он продал патент на изобретение и оплатил все свои долги.

Еще при жизни Гудьира началось бурное производство каучука. США сразу захватили лидерство по производству галош, которые продавали по всему мира, включая и Россию. Стоили они дорого, и позволить их купить могли только богатые люди. Самое любопытное, что галоши применяли не для сохранения от промокания основной обуви, а как домашние тапочки для гостей, дабы они не запачкали ковры и паркет. В России первое предприятие, изготавливающее резиновые изделия, открылось в Санкт-Петербурге в 1860-ом году. Немецкий делец Фердинанд Краузкопф, уже имевший завод по производству галош в Гамбурге, оценил перспективы нового рынка, нашел инвесторов и создал «Товарищество Российско-американской мануфактуры».

Мало кто знает, что финская компания «Nokia», помимо прочего, с 1923-ий по 1988-ой год специализировалась на выпуске резиновых сапог и галош. Собственно в годы кризисов это и помогло удержаться компании на плаву. Всемирно известной же «Nokia» стала благодаря своим сотовым телефонам.

Во второй половине 19-го века Бразилия переживала пик своего расцвета, являясь монополистом по выращиванию гевеи. Манаус, бывший центром каучуконосных районов, стал богатейшим городом на западном полушарии. Чего только стоил потрясающий оперный театр, построенный в скрытом джунглями городе. Его создавали лучшие архитекторы Франции, а стройматериалы для него везли из самой Европы. Бразилия тщательно охраняла источник своей роскоши. За попытку вывоза семян гевеи полагалась смертная казнь. Однако в 1876-ом году англичанин Генри Уикхем тайно вывез в трюмах корабля «Амазонас» семьдесят тысяч семян гевеи. Они послужили основой первых плантаций каучуконосов, заложенных в колониях Англии в Юго-Восточной Азии. Так на мировом рынке возник дешевый натуральный британский каучук.


Производство каучука.


"Спасательный жилет" из велосипедных шин (Германия, 1925)

Вскоре разнообразные резиновые изделия завоевали весь мир. Из каучука изготавливались транспортерные ленты конвейеров, всевозможные приводные ремни, обувь, гибкая электроизоляция, бельевые резинки, детские воздушные шары, амортизаторы, уплотняющие прокладки, шланги и многое-многое другое. Другого похожего на каучук продукта просто не существует. Он обладает изоляционными свойствами, водонепроницаем, гибок, может растягиваться и сжиматься. При этом прочен, крепок, легко обрабатывается и устойчив к истиранию. Наследие индейцев оказалось куда более ценным, чем всё золото знаменитого Эльдорадо. Без резины невозможно представить всю нашу техническую цивилизацию.

Основное применение новый материал получил с открытием и распространением сначала резиновых экипажных, а потом уже автомобильных шин. Несмотря на то, что экипажи с шинами из металла были очень неудобны и издавали страшный шум и тряску, новое изобретение было встречено неохотно. В Америке даже запретили экипажи на массивных цельнолитых шинах, поскольку они слыли очень опасными из-за невозможности шумом предупредить прохожих о близости транспортного средства.

В России подобные конные экипажи тоже вызывали недовольство. Основная проблема крылась в том, что они зачастую обливали грязью не успевших отскочить пешеходов. Московским властям пришлось выпустить специальный закон об оснащении экипажей с резиновыми шинами особыми номерными знаками. Это делалось для того, чтобы горожане могли заметить и привлечь своих обидчиков к ответственности.

Производство каучука выросло во много раз, но потребность в нем продолжала расти. Около ста лет ученые люди по всему миру искали способ научиться изготавливать его химическим путем. Постепенно обнаружилось, что натуральный каучук представляет собой смешение нескольких веществ, но 90 процентов его массы представляет собой углеводород полиизопрен. Подобные вещества относятся к группе полимеров - высокомолекулярных продуктов, образующихся соединением очень многих, одинаковых молекул гораздо более простых веществ, называющихся мономерами. В случае каучука - это были молекулы изопрена. При благоприятных условиях молекулы-мономеры соединялись между собой в длинные, гибкие ниточки-цепи. Подобная реакция возникновения полимера получила название полимеризации. Остальные десять процентов в каучуке составили смолоподобные минеральные и белковые вещества. Без них полиизопрен становился очень неустойчивым, теряя на воздухе свои ценные свойства эластичности и прочности. Таким образом, чтобы научиться получать искусственный каучук, ученым было необходимо решить три вещи: синтезировать изопрен, полимеризовать его и защитить от разложения полученный каучук. Каждая из этих задач оказалась чрезвычайно сложна. В 1860-ом году английский химик Вильямс получил изопрен из каучука, который представлял собой бесцветную жидкость со специфичным запахом. В 1879-ом году француз Густав Бушард, нагрел изопрен и с помощью соляной кислоты смог осуществить обратную реакцию — получить каучук. В 1884-ом году британский ученый Тилден выделил изопрен, разложив ски*** в ходе нагрева. Несмотря на то, что каждый из этих людей внес свой вклад в изучение каучука, тайна его изготовления осталась неразгаданной в XIX-ом веке, потому что все обнаруженные способы были непригодны для промышленного изготовления вследствие малого выхода изопрена, дороговизны сырья, сложности технических процессов и ряда других факторов.

В начале двадцатого века исследователи задумались, а действительно ли изопрен нужен для изготовления каучука? Существует ли способ получить из других углеводородов необходимую макромолекулу? В 1901-ом году русский ученый Кондаков обнаружил, что диметилбутадиен, оставленный на год в темноте, превращается в каучукоподобное вещество. Этот способ позже использовала во время Первой мировой войны Германия, отрезанная от всех источников. Синтетический каучук получался очень плохого качества, процесс изготовления был очень сложен, а цена непомерно высока. После войны подобный метил-каучук нигде и никогда больше не производился. В 1914-ом году ученые-исследователи Мэтьюс и Стрендж из Англии получили очень неплохой каучук из дивинила используя металлический натрий. Но дальше опытов в лаборатории их открытие не пошло, потому что не было понятно, как в свою очередь производить дивинил. Также они не сумели создать установку для синтеза в заводских условиях.

Спустя пятнадцать лет ответ на оба этих вопроса нашел наш соотечественник Сергей Лебедев. До мировой войны русские фабрики производили из привозного каучука около двенадцати тысяч тонн резины в год. После того как закончилась революция потребности новой власти, проводящей индустриализацию промышленности, в каучуке многократно выросли. Один танк требовал 800 килограмм резины, автомобиль - 160 килограмм, самолет - 600 килограмм, корабль - 68 тонн. Каждый год покупки каучука за границей все возрастали и возрастали, несмотря на то, что в 1924-ом году его цена достигала двух с половиной тысяч золотых рублей за одну тонну. Руководство страны было озабочено не столько необходимостью платить такие огромные деньги, сколько зависимостью, в которую ставили Советское государство поставщики. На высшем уровне было принято решение разработать промышленный способ изготовления синтетического каучука. Для этого в конце 1925-го года ВСНХ предложило конкурс на самый лучший способ его получения. Конкурс был международным, однако согласно условиям каучук должен был изготавливаться из продуктов, добываемых в Советском Союзе, а цена на него не должна была превышать среднемировой за последние пять лет. Итоги конкурса подводились 1 января 1928-го года в Москве по результатам анализа предоставленных образцов весом не менее двух килограмм.

Сергей Васильевич Лебедев появился на свет 25 июля 1874-го года в семье священника в Люблине. Когда мальчику исполнилось семь лет, его отец умер, а мать была вынуждена перебраться с детьми к родителям в Варшаву. Учась в Варшавской гимназии, Сергей подружился с сыном знаменитого русского ученого-химика Вагнера. Часто бывая в их доме, Сергей слушал увлекательные рассказы профессора о своих коллегах-друзьях Менделееве, Бутлерове, Меншуткине, а также о таинственной науке, занимающейся превращением веществ. В 1895-ом году, успешно окончив гимназию, Сергей поступил на физико-математический факультет Петербургского университета. Все свободное время молодой юноша проводил в доме Марии Остроумовой, являвшейся сестрой его матери. У нее было шестеро детей, но особенно Сергея интересовала кузина Анна. Она была многообещающим художником, училась у Ильи Репина. Когда молодые люди поняли, что их чувства далеки от родственных, то решили обручиться. В 1899-ом году Лебедев был арестован за участие в студенческих беспорядках и выслан на год из столицы. Однако это не помешало ему в 1900-ом блестяще закончить университет. Во время русско-японской войны Сергей Васильевич был призван в армию, а вернувшись в 1906-ом, всецело посвятил себя исследованиям. Он целые дни жил в лаборатории, соорудив себе ложе из хранящихся на случай пожара одеял. Анна Петровна Остроумова несколько раз обнаруживала Сергея в больнице, лечащегося от ожогов, полученных в результате опасных экспериментов, которые химик проводил всегда сам. Уже в конце 1909-го года он, работая практически один, сумел добиться впечатляющих результатов, продемонстрировав коллегам каучукоподобный полимер дивинила.

Сергей Васильевич Лебедев прекрасно представлял себе все трудности производства синтетического каучука, однако решил принять участие в конкурсе. Время было трудное, Лебедев возглавлял в Ленинградском университете кафедру общей химии, поэтому трудиться приходилось по вечерам, выходным дням и совершенно безвозмездно. К счастью несколько студентов решили помочь ему. Чтобы успеть к сроку, все работали с большим напряжением. Сложные эксперименты проводили в самых плохих условиях. Участники этого предприятия позже вспоминали, что абсолютно ничего не хватало и приходилось делать или находить самостоятельно. Например, лед для охлаждения химических процессов все вместе кололи на Неве. Лебедев помимо своей специальности освоил профессии стеклодува, слесаря и электромонтера. И все-таки дело двигалось. Благодаря предыдущим многолетним исследованиям Сергей Васильевич сразу отказался от экспериментов с изопреном и остановился на дивиниле в качестве исходного продукта. В качестве легкодоступного сырья для производства дивинила Лебедев попробовал нефть, но потом все же остановился на спирте. Спирт оказался самым реальным начальным сырьем. Основная проблема реакции разложения этилового спирта на дивинил, водород и воду состояла в отсутствии подходящего катализатора. Сергей Васильевич предположил, что им может являться одна из природных глин. В 1927-ом году, проводя отпуск на Кавказе, он постоянно искал и изучал образцы глин. Нужную он отыскал на Коктебеле. Реакция в присутствии найденной им глины дала отличный результат, и в конце 1927-го года был получен дивинил из спирта.

Супруга великого химика Анна Лебедева вспоминала: «Иногда он, отдыхая, лежал на спине с закрытыми глазами. Казалось, Сергей Васильевич спит, и тут он доставал записную книжку и начинал писать химические формулы. Много раз, сидя в концерте, и будучи взволнованным музыкой он поспешно доставал свой блокнот или даже афишу и начинал что-то записывать, а потом убирал все в карман. То же самое могло произойти и на выставках».

Полимеризацию дивинила Лебедев проводил по способу британских исследователей с присутствием металлического натрия. На конечном этапе полученный каучук смешивали с магнезией, каолином, сажей и некоторыми другими компонентами для предохранения от распада. Поскольку готовый продукт получался в мизерных количествах - пара грамм в сутки - работы шли почти до последних дней конкурса. В конце декабря синтез двух килограммов каучука был окончен, и его отправили в столицу.

Анна Петровна писала в своих мемуарах: «В последний день в лаборатории царило оживление. Присутствующие были радостны и довольны. По обыкновению Сергей Васильевич был молчалив и сдержан. Слегка улыбаясь, он смотрел на нас, и все говорило о том, что он доволен. Каучук выглядел как большая коврижка, похожая цветом на мед. Запах был резкий и довольно неприятный. После того, как описание способа изготовления каучука было закончено, его упаковали в ящик и повезли в Москву».

Жюри закончило изучать присланные образцы в феврале 1928-го года. Их оказалось совсем немного. Результаты работ ученых из Франции и Италии, но основная борьба развернулась между Сергеем Лебедевым и Борисом Бызовым, который получил дивинил из нефти. В итого каучук Лебедева был признан наилучшим. Получение дивинила из нефтяного сырья было труднее реализовать в промышленных масштабах в то время.

Об изобретении синтетического каучука в России написали газеты по всему миру. Многим это пришлось не по душе. Знаменитый американский ученый Томас Эдисон публично заявил: «Изготовить синтетический каучук в принципе невозможно. Я попытался проделать опыт самостоятельно и убедился в этом. Поэтому новость из Страны Советов является очередной ложью».

Событие имело огромное значение для советской промышленности, позволив уменьшить потребление натуральных каучуков. Также синтетический продукт обладал новыми свойствами, например, стойкостью к бензину и маслам. Сергею Васильевичу было поручено продолжить исследования и изготовить промышленный способ производства каучука. Снова началась тяжелая работа. Однако теперь возможностей у Лебедева было хоть отбавляй. Понимая всю важность работ, правительство дало все нужное. В Ленинградском университете создали лабораторию синтетического каучука. За год в ней была построена экспериментальная установка, производившая по два-три килограмма каучука в сутки. В конце 1929-го года технология заводского процесса было закончена, а в феврале 1930-го в Ленинграде началось строительство первого завода. Заводская лаборатория, оборудованная по распоряжениям Лебедева, являлась настоящим научным центром синтетического каучука и одновременно одной из лучших химлабораторий того времени. Здесь прославившийся химик позже сформулировал правила, позволявшие его последователям правильно определять вещества для синтеза. Кроме этого, Лебедев имел право подбирать себе любых специалистов. По возникавшим вопросам он обращаться лично к Кирову. Постройка опытного завода было закончена в январе 1931-го года, а в феврале уже были получены первые дешевые 250 килограмм синтетического каучука. В этом же году Лебедева наградили орденом Ленина и избрали в Академию наук. Вскоре было заложено строительство еще трех заводов-гигантов по единому проекту - в Ефремове, Ярославле и Воронеже. А перед войной появился завод и в Казани. Мощность каждого из них составляла десять тысяч тонн каучука в год. Их строили возле мест, где производился спирт. Сырьем для спирта изначально служили пищевые продукты, в основном картофель. На одну тонну спирта требовалось двенадцать тонн картофеля, а для изготовления шины для автомобиля в то время уходило около пятисот килограммов картошки. Заводы объявили комсомольскими стройками и сооружали с ошеломительной быстротой. В 1932-ом первый каучук дал Ярославский завод. Изначально в производственных условиях синтез дивинила проходил с трудом. Требовалась наладка оборудования, поэтому Лебедев вместе со своими сотрудниками отправился сначала в Ярославль, а потом в Воронеж и Ефремов. Весной 1934-го года в Ефремове Лебедев подхватил сыпной тиф. Он умер вскоре после возвращения домой на шестидесятом году жизни. Его тело было похоронено в Александро-Невской лавре.

Однако дело, которому он дал такое значимое основание, развивалось. В 1934-ом году Советский Союз выпустил одиннадцать тысяч тонн искусственного каучука, в 1935-ом - двадцать пять тысяч, а в 1936-ом - сорок тысяч. Сложнейшая научная и техническая задача была успешно разрешена. Возможность оборудовать автотехнику шинами отечественного производства сыграла немаловажную роль в победе над фашизмом.

На втором месте по производству синтетических каучуков в то время были немцы, которые активно готовились к войне. Их производство было налажено на заводе в городе Шкопау, который СССР после победы по условиям репараций вывез в Воронеж. Третьим производителем стали Соединенные Штаты Америки после потери в начале 1942-го года рынков природных каучуков. Японцы захватили Индокитай, Нидерландскую Индию и Малайю, где добывалось более 90 процентов натурального продукта. После вступления Америки во Вторую Мировую продажа им была приостановлена, в ответ правительство США менее чем за три года построила 51 завод.

Наука также не стояла на месте. Совершенствовались способы изготовления и сырьевая база. Синтетические каучуки по применению разделились на общие и специальные со специфическими свойствами. Возникли особые группы искусственных каучуков вроде латексов, отверждающихся олигомеров, пластификаторных смесей. К концу прошлого века мировое производство этой продукции достигло двенадцати миллионов тонн в год, производимой в двадцати девяти странах. Вплоть до 1990-го года наша страна удерживала первое место по объемам производства синтетического каучука. Половина произведенных в СССР искусственных каучуков шла на экспорт. Однако после развала Советского Союза ситуация изменилась в корне. С лидирующих позиций наша страна попала сначала в число отстающих, а потом опустилась до категории догоняющих. В последние годы наблюдается улучшение ситуации в этой отрасли промышленности. Доля России на мировом рынке производства синтетического каучука сегодня составляет девять процентов.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook