Тосол и антифриз – разница, не дающая покоя нескольким поколениям. Чем тосол отличается от антифриза и есть ли разница

Не все знают, в чем заключается разница между тосолом и антифризом. Ведь термин антифриз означает устойчивость к морозу, и применим ко всем охлаждающим жидкостям, включая тосол. Но, если тосол можно называть антифризом, то обратная терминология в нашем случае не применима. Возникает вопрос: чем отличается тосол от антифриза?

Обратим наш взгляд в прошлое, чтоб понять, чем отличаются эти ОЖ. Несколько десятков лет назад, когда по нашим дорогам передвигались только отечественные автомобили и все расходные материалы для них тоже были отечественными, так как импорт, в том числе и автомобильный, был большой редкостью, даже диковинкой, появился тосол.

Появился он в то время, когда был построен Волжский автомобильный завод (ВАЗ), и количество счастливых автолюбителей стало резко увеличиваться. На заре автомобилизма, когда двигатели автомобилей делались не из алюминиевых сплавов, применение обычной воды (или дистиллированной), было оправданным решением благодаря своей дешевизне.

Правда, в морозные зимние дни её приходилось сливать, а перед запуском мотора заливать опять в систему охлаждения, что было не совсем удобно. Чтобы избежать этой процедуры, в воду начали добавлять спирт – этиленгликоль. Вместе с тем, вода является довольно агрессивным с химической точки зрения веществом. Она приводит к появлению накипи на элементах охлаждающей системы и, как следствие, к снижению теплопроводности. У воды отсутствует смазывающий эффект, что плохо отражается на функционировании помпы. Наконец, вода вызывает коррозию металлических элементов двигателя и растрескивание резиновых деталей (уплотнителей, муфт и т.п.).

Поэтому советскими специалистами, работающими в ГосНИИОХТ, в отделе под названием Технология органического синтеза, был разработан состав охлаждающей жидкости, предназначенный в основном для вазовских двигателей. От первых трех букв названия лаборатории и пошла это название – тосол. Две последние буквы просто являются характерным окончанием при обозначении химических соединений.

Название оказалось довольно удачным и стало впоследствии нарицательным для всех охлаждающих жидкостей того времени, что и привело к путанице. Никто особо не задумывался, в чем разница тосола и антифриза и как отличить тосол от антифриза.

Отличия в составе

И антифриз, и тосол являются охлаждающими жидкостями (ОЖ), имеющими некоторые отличия. Их можно отличить по высокой теплопроводности, низкой температуре замерзания (зависит от концентрации ОЖ), высокой температура закипания, присутствием смазывающих свойств, отсутствием разрушающего действия на резинотехнические и металлические элементы систем охлаждения.

Тогда, как отличить тосол от антифриза? Самый простой способ увидеть отличие тосола от антифриза – обратить внимание на содержащиеся в них присадки, которые придают необходимые свойства этим ОЖ. В тосоле содержатся только неорганические присадки, а в антифризе – органические. Это и есть то главное, чем отличается тосол от антифриза.

Это придает особые свойства этим жидкостям. Присадки тосола образуют на всей поверхности металлических элементов системы охлаждения тонкую защитную антикоррозийную пленку, имеющую не очень высокую теплопроводность. Это несколько снижает эффективность системы охлаждения, из-за чего повышается износ двигателя и растет расход топлива. Свои охлаждающие свойства тосол теряет примерно через 30 тыс. километров пробега и требует, таким образом, замены через 2-3 года эксплуатации.

Антифриз действует избирательно, и защитная пленка образуется только на проблемных местах, подверженных коррозии. Благодаря этому охлаждение двигателя происходит более эффективно. Также плюсом является большой срок годности антифриза, который рассчитан на пробег до 250 тыс. километров (примерно 5-6 лет интенсивной эксплуатации).

Надеюсь, что эта информация помогла вам разобраться, в чем разница между тосолом и антифризом.

Следует обратить внимание на то, что смешивать между собой разные виды ОЖ не желательно, хотя и возможно.

Смешивание может привести к самым неожиданным и неприятным последствиям. Чтобы их избежать, охлаждающие жидкости окрашиваются в разные цвета (каждому виду ОЖ соответствует свой цвет). Поэтому рекомендуем смешивать ОЖ только одного цвета.

Если же вы решите поменять один тип жидкости на другой, то после слива старой жидкости из системы, я настоятельно рекомендую произвести обязательную двух – трехкратную промывку всей системы охлаждения дистиллированной водой с добавлением специальной очистительной смеси.

Надеюсь, мои советы вам помогли, и вы уже знаете, в чем разница между тосолом и антифризом.

Видео “Как отличить тосол от антифриза”

В этом видео автолюбитель рассказывает много интересных фактов о антифризах и тосоле, в чем разница между ними, и какие бывают технологии производства.

Что лучше использовать — тосол или антифриз? Этот вопрос беспокоит многих автовладельцев, заботящихся о своей машине.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Хозяев транспортных средств волнует тот факт, что на первый взгляд различий между расходными материалами не существует.

Однако это ошибочное мнение. Чтобы понять, чем отличается тосол от антифриза, необходимо внимательно изучить их особенности.

Важные моменты

Перед тем, как принимать решение о том, какое вещество лучше, нужно разобраться, что представляют собой тосол и антифриз.

Понимание особенностей продуктов позволит автовладельцу совершить правильный выбор.

Необходимые термины

Антифриз – это жидкость, которую заливают в систему охлаждения транспортного средства с целью предотвратить перегрев двигателя во время работы.

Тосол имеет аналогичное определение. Иногда антифризами называют все расходные материалы, использующиеся для работы системы охлаждения авто.

Однако это неправильно. Тосол и антифриз имеют существенные отличия между собой. Жидкости имеют разный срок эксплуатации и различное воздействие на двигатель авто.

С какой целью заливают в систему охлаждения

Важность расходных материалов для работы системы охлаждения неоценима. Циркулируя, жидкость помогает выводить лишнее тепло. С ее помощью предотвращается перегрев двигателя.

Незаменимы специальные продукты для работы системы охлаждения и в морозы. Температура их замерзания значительно ниже, чем у воды.

Обычная жидкость может замерзнуть, если температура опустится ниже 0. Тогда как антифриз или тосол смогут сохранить свои свойства и продолжат обеспечивать исправное функционирование двигателя авто и при –60.

Расходные материалы для системы охлаждения имеют и дополнительные свойства. Они позволяют защитить двигатель авто от коррозии.

Кроме того, тосол и антифриз имеют смазывающие свойства, что тоже благотворно отражается на работе всей системы.

В чем разница между тосолом и антифризом

Несмотря на то, что расходные материалы для работы системы охлаждения очень похожи, они имеют ряд существенных отличий.

Выявив их, владельцы транспортных средств смогут самостоятельно понять, какой продукт лучше подойдет для их машины.

Технические характеристики

Если мы считаем, что делаем правильный выбор, необходимо четко знать технические характеристики расходных материалов.

Эксперты советуют не экономить время на внимательном изучении сходств и отличий жидкостей для системы охлаждения авто.

Тосол – советская разработка. Продукт предназначался для автомобилей ВАЗ. Он появился, когда начался выпуск первых «копеек». Тосол можно использовать для ВАЗ 2107.

Фото: сравнительные данные незамерзающих охлаждающих жидкостей

Для жигулей подходит 2 типа данной жидкости «–40» и «–65». В названии скрывается их температура замерзания. Тосол имеет плотность от 1.060 до 1.090 г/см в куб.

Показатель считается хорошим для этого типа расходного материала для системы охлаждения. Обычно тосол рассчитан примерно на 3 года использования или на пробег в 80 000 км.

Сигналом для замены является изменение стандартного цвета. Антифриз был разработан за рубежом. Обычно жидкость используется для заливки в систему охлаждения иностранных авто.

Температура замерзания антифриза составляет около –60 градусов. Плотность хорошего антифриза составляет от 1.073 до 1.079 г/см3.

Температура кипения

Тосол и антифриз специально предназначены для предотвращения кипения двигателя. По этой причине параметр их закипания выше, чем аналогичный показатель воды.

Однако отличия не так существенны, как хотелось бы. Тосол начинает закипать, если температура поднимается выше +110 градусов по Цельсию.

Аналогичный процесс начинает происходить с антифризом, если показатель превысит отметку +120 градусов по Цельсию.

Отличия несущественны, однако в условиях жаркого лета могут сыграть важную роль в защите автомобиля.

Автовладелец должен понимать, что вышеуказанные показатели верны только в том случае, если система охлаждения машины полностью исправна.

Однако жидкости могут закипеть и при меньшей температуре, если:

  • в них присутствуют примеси;
  • крышка утратила герметичность;
  • целостность системы нарушена.

Автовладелец должен тщательно следить за системой охлаждения авто и качеством расходных материалов, которые он туда заливает, чтобы не допустить перегрева.

В чем их отличие

Чтобы понять, какой охлаждающей жидкости отдать предпочтение, необходимо выявить разницу между ними.

Различия между тосолом и антифризом заключаются в составе веществ и их воздействии на двигатель транспортного средства.

Считается, что 2 жидкость имеет следующие преимущества над 1:

  • увеличивает эффективность работы системы охлаждения;
  • имеет больший срок эксплуатации;
  • позволяет лучше защитить алюминий во время работы в условиях повышенных температур;
  • имеет более высокую экологичность;
  • лучше защищает гильзы цилиндров от кавитации.

Однако эксперты утверждают, что все зависит от производителя. Некоторые вещества способны нанести вред.

Сегодня существуют тосолы, которые могут использоваться для всех транспортных средств, а есть антифризы, способные испортить самую надежную систему охлаждения.

ВАЗ 2110 неприхотлив к расходникам, однако даже этому автомобилю использование неподходящего антифриза способно нанести вред.

Среди некоторых автомобилистов бытует мнение, что основное отличие заключается только в цвете.

Некоторые владельцы транспортных средств считают, что тосол может быть только синим, тогда, как цветовая гамма антифриза значительно шире. На сегодняшний день утверждение правдивым не является.

Если внимательно изучить особенности охлаждающих жидкостей, представленных на рынке, автовладелец выяснит, что цветовая гамма тосола существенно расширилась.

Сегодня жидкость для системы охлаждения автомобиля может быть:

  • зеленой;
  • желтой;
  • красной.

Технологии производства веществ для систем охлаждения автомобилей также не имеют отличий.

Различие состоит только в том, что в тосоле присадки разработаны на основе неорганических кислот и не содержат в своем составе дополнительных веществ.

Это приводит к тому, что жидкость имеет ограниченный срок использования. Тосол необходимо менять каждые 1-2 года.

Можно ли смешивать (совместимость)

Изучив информацию и выяснив, что жидкости очень походы, владельцы транспортных средств нередко задаются вопросом, что будет, если смешать антифриз с тосолом?

Эксперты не советуют проводить подобные эксперименты. Такая жидкость будет продолжать способствовать охлаждению автомобиля, однако может нанести вред двигателю транспортного средства.

Если человек задумался, можно ли в антифриз долить тосол и решился на осуществление подобной манипуляции, эксперты советуют обратить внимание на совместимость присадок.

Если жидкости будут иметь разный набор присадок, они могут вступить в реакцию между собой.

Это может привести к тому, что антикоррозийные и смазочные свойства получившейся жидкости могут ухудшиться.

Видео: тосол или антифриз что лучше — использовать, заливать в свой авто

Результат подобного итога будет неприятным – двигатель транспортного средства, охлаждение которого осуществляется с помощью смеси тосола и антифриза, начнет изнашиваться быстрее.

Если необходимо в антифриз добавить тосол, эксперты советуют комбинировать жидкости одного цвета.

Однако даже такую манипуляцию необходимо совершать с осторожностью. Лучше смешивать продукты одного производителя.

Если это невозможно, прежде чем заливать смесь в систему охлаждения автомобиля, необходимо проверить жидкости на совместимость. Для этого необходимо:

  • подготовить отдельную емкость.
  • залить в нее немного тосола и антифриза.
  • смешать жидкости.

Во время процесса необходимо проверить, будет ли выпадать осадок. Если его нет, жидкости смело можно применять совместно.

Как определить, что залито

Не всегда водители знают, какая именно жидкость находится в бачке их автомобиля. Чтобы понять, тосол это или антифриз, человек должен знать, чем отличается один от другого.

Как уже говорилось, обе охлаждающих жидкости могут быть разного цвета. По этой причине различить их по этому параметру не получится.

Среди автолюбителей бытует миф, что определить, тосол это или антифриз, можно по вкусу.

Некоторые владельцы транспортных средств утверждают, что последний продукт имеет сладковатый вкус. Однако это не более чем очередной миф.

Необходимо понимать, что в их состав входят вещества, которые очень ядовиты. Результат подобной дегустации может быть очень плачевным.

Кроме того, существуют и другие способы, позволяющие разобраться, как узнать, что именно залито в бачок.

Жидкости для охлаждения двигателя различаются:

По запаху и на ощупь Стандартный антифриз запаха не имеет. Если налить немного вещества на пальцы, автовладелец ощутит, что оно маслянистое. Если проделать тот же трюк со стандартным тосолом, он таким маслянистым не будет
Сопротивлению холоду Чтобы определить, какая жидкость залита в систему охлаждения, необходимо слить ее небольшое количество в бутылку и поставить на некоторое время в морозильную камеру. Производители утверждают, что их продукты не замерзают на морозе. Однако результаты экспериментов показали, что некоторые разновидности жидкостей все же обладают небольшой устойчивостью к охлаждению. Если в результате отправки в холодильник продукт замерз – это тосол низкого качества. Если остался в первоначальном виде – это хороший антифриз
Совместимость с водой Для эксперимента необходимо взять немного охлаждающей жидкости и налить ее в бутылку. Затем к ней нужно добавить немного воды из-под крана. Во время действия необходимо соблюдать пропорции. Соотношение веществ должно быть 1:1. Смесь нужно оставить на 1 час, а затем посмотреть результат. Если произошло расслоение веществ, жидкость стала мутной или выпал осадок – это тосол, который был изготовлен российскими компаниями. Зарубежный антифриз не должен поменяться от осуществления манипуляции
По плотности Для выполнения манипуляции потребуется обзавестись специальным прибором – ареометром. Проверку необходимо проводить в теплом помещении. Температура окружающей среды должна превышать 20 градусов. После проведения замера, нужно изучить результат. Если прибор показал значение от 1.073 до 1.079 г/см3, скорее всего эксперимент проводился над хорошим антифризом

Чтобы повысить вероятность правильного определения вещества, лучше осуществлять сразу несколько проверок. Их проведение позволит понять, как отличить один расходный материал от другого.

На полках в автомагазине предлагается радуга из различных бутылок: десятки маркировок, брендов и допусков.

Как узнать, что именно нужно вашему автомобилю: антифриз или тосол, красный или зеленый, «Mobil» или «Полярник»?

Если в инструкции к вашему автомобилю указана четкая спецификация: например, Ford WSS-M97B51-A1, он же BASF Glysantin G05, он же Mazda 0000-77-507E-02, тогда проблем нет. Ищите заветную баночку (канистру) с аналогичным допуском, и не заморачиваетесь с цветом, вопросом «что залито, что залить?», и снятием пробы на вкус: сладкий или нет.

Почему в качестве примера использована брендовая (от производителя автомобиля) охлаждающая жидкость, или продукт известного химического концерна? Потому что на упаковке имеется главная характеристика для покупателя: допуск автопроизводителя для конкретного автомобиля (как в инструкции по техническому обслуживанию). Это значит, что данный тосол или антифриз можно залить в радиатор, и он как минимум, будет хорошо охлаждать, как максимум – не нанесет вреда вашему автомобилю.

Чем отличается тосол от антифриза, и почему надо придерживаться заводской спецификации?

Давайте разберемся, что такое охлаждающая жидкость, и для чего она нужна.

Поскольку двигатель внутреннего сгорания при работе выделяет много тепла, его необходимо отводить в атмосферу. При небольших мощностях (мопед, малолитражная легковушка, газонокосилка), достаточно нарезать ребра радиатора на головке блока цилиндров, и обеспечить хороший обдув. Когда интенсивность нагрузки возрастает, прямого воздушного потока уже не хватает. Необходимо отводить тепло с помощью теплоносителя (например, воды), который в свою очередь охлаждается тем же воздухом, но уже в отдельном радиаторе.

Именно так работает система охлаждения современного автомобиля. Вокруг цилиндров расположены так называемые рубашки охлаждения. Водяная помпа обеспечивает циркуляцию (постоянное обновление) жидкости через радиатор, который интенсивно обдувается воздухом от набегающего потока и вентилятора.

Какая жидкость наиболее эффективно охлаждает мотор? Этот вопрос обычно трансформируется в: «что лучше тосол или антифриз?». На вторую часть вопроса ответим позже. Главный секрет системы охлаждения – лучшим теплоносителем является обыкновенная вода. Точнее не просто вода из речки, или из-под крана, а дистиллированная. Многие помнят кадры из старых советских фильмов: закипел мотор старенького ГАЗ-51, водитель с ведром бежит к ближайшей речке, и проблема решена.

Для чугунных блоков цилиндров и толстостенных радиаторов это приемлемо, за исключением эксплуатации в зимний период. Вода при минусовой температуре просто замерзнет, и «порвет» радиатор, а то и ГБЦ. Помните таблички «вода слита» на радиаторе?

На современных моторах обычную воду использовать нельзя. Почему?

  • Соли и кальций, растворенные в воде, оставляют «шубу» на стенках рубашек охлаждения. Этот слой нарушает теплообмен;
  • Замерзание воды в зимнее время. Сложно представить автовладельца, который на парковке у офиса сливает воду на асфальт, а затем перед поездкой домой, заливает ее обратно. Да и устройство системы охлаждения в современных авто более сложное, просто выкрутить пробку недостаточно;
  • Внутреннее кипение (так называемая кавитация). Мелкие пузырьки воздуха постепенно разрушают металл, особенно страдает крыльчатка помпы.

Кроме того, охлаждающая жидкость (которая на 50% все же состоит из дистиллята) имеет в своем составе множество присадок. Чем они отличаются и для чего нужны?

Химический состав антифриза (тосола)

Вода – это все-таки растворитель для концентрата. Основу любой охлаждающей жидкости составляют химические элементы.

  • Обычная минеральная соль снижает температуру замерзания. Однако это катализатор коррозии, поэтому в моторах практически не применяется;
  • Этиленгликоль, или двухатомный спирт. Отлично противодействует замерзанию, но способствует коррозии. Причем именно при разбавлении водой, проявляются агрессивные качества: алюминиевые части покрываются раковинами, и в конце концов радиатор течет. В худшем случае – корродирует алюминиевый ГБЦ. Кроме того, этиленгликоль – далеко не самый дешевый продукт;
  • Глицерин. Отлично противостоит замерзанию, и достаточно дешев в производстве, но есть и серьезная проблема: водно-глицериновые растворы вязкие, поэтому циркуляция жидкости через соты радиатора невозможна. Смесь разбавляют метанолом – одноатомным ядовитым спиртом, но этот компонент нестойкий: при 90 ℃ он выкипает, при попадании в моторный отсек может воспламениться. Кроме того, он агрессивен по отношению к алюминию.Водно-глицериновые тосолы (антифризы) распространены среди российских производителей. Стоимость экстремально низкая, на упаковке, как правило, отсутствует спецификация автопроизводителей;
  • Ингибиторы. Это минеральные либо органические добавки, защищающие металл от коррозии. Составляют от 3% до 10% от массы охлаждающей жидкости, и по сути определяют ее совместимость с типами моторов. Та самая спецификация автопроизводителя.

Органика или неорганика, в чем разница?

Минеральные ингибиторы просто покрывают металлические стенки системы тонким слоем защитной пленки. Она может быть неравномерной, и коррозия все же проявляется, правда – точечная.

Работает такая «химия» эффективно, агрессивное воздействие антифриза практически сводится на нет. Однако пленка плохо проводит тепло, в результате оно не отводится жидкостью из зоны нагрева. Со временем теплообмен становится все хуже, и мотор перегревается, а это чревато повышенным износом деталей, более раннему сроку замены масел, повышением расхода топлива.

Химический состав таких ингибиторов: нитраты, бораты, силикаты, фосфаты, аминокислоты.

Органические ингибиторы созданы на основе солей карбоновых кислот. Карбоксилаты не «прилипают» к металлу, поэтому препятствий для теплообмена нет. Молекулы этих веществ блокируют лишь точечные очаги коррозии. Они воздействуют как бы адресно, оставляя большую часть площади свободной от пленки.

Ингибиторы созданы на основе карбонатов – органических кислот, нейтральных к металлам. Стоимость существенно выше, чем у «минералки».

Гибридные присадки имеют в своем составе карбоксилаты (их обычно больше), и минеральные добавки. Используя правильную комбинацию, производители охлаждающей жидкости компенсируют недостатки различных типов присадок, не уменьшая положительный эффект.

И, наконец, ответ на главный вопрос: в чем разница между тосолом или антифризои? На самом деле, название не несет в себе информации о составе или совместимости с разными типами двигателя. Рассуждения о том, что тосол заливают в карбюраторные моторы, а инжектор работает исключительно на антифризах, беспочвенны.

История возникновения названий ОЖ:

Как мы отметили раннее, изначально для охлаждения моторов применялась обычная вода из ближайшего пруда. Затем появились более технологичные ДВС, соответственно возникла потребность в качественной охлаждающей жидкости. Зарубежные производители объединили все варианты ОЖ под определением «antifreeze». То есть, незамерзайка.

Одновременно советское правительство дало указание ученым разработать аналогичный препарат для отечественных авто (дабы не покупать дорогую жижу за рубежом). Один из химических НИИ оперативно разработал (или просто скопировал) технологию. Зарубежная и отечественная жидкости были абсолютно идентичны по свойствам и составу. Отечественную разработку отдела ««Технология органического синтеза» назвали аббревиатурой этого подразделения; «ТОС». Добавили суффикс, использующийся в названиях спиртов (этанОЛ, метанОЛ), получился ТОСОЛ. Это название стало таким же нарицательным, как «ксерокс». Несмотря на то, что из года в год состав отечественной незамерзайки и зарубежных ОЖ менялся, общие названия закрепились.

Простейшие составы на основе глицерина или этиленгликоля с минеральными добавками, принято называть тосолами. Хотя за рубежом есть antifreeze с такими же компонентами. На упаковках можно встретить оба названия, принципиальной разницы нет.

Как определить, подходит охлаждающая жидкость для вашего автомобиля, или нет?

Серьезные производители сертифицируют свои технические жидкости на автозаводах. По такому же принципу, как и моторные масла, поэтому вы всегда можете сверить соответствие по каталогам. Например, таблица совместимости для тосолов (антифризов) BASF:

Именно тут и кроется подвох. Универсальных спецификаций «для всех Фордов» или для любого дизельного «VW» не существует. Каждый автомобиль рассчитан на определенный тип тосола, и смешивать их категорически не рекомендуется. При соприкосновении силикатных и карбоксилатных присадок образуются плотные сгустки. Они закупоривают соты радиатора, нарушая циркуляцию воды.

Некоторые сплавы внутри мотора или радиатора, могут активно корродировать именно под воздействием определенной минеральной добавки, поэтому единственный правильный ответ ищите в инструкции к вашему авто.

Спецификации G11, G12, G12+ и пр. для Фольксвагена не могут применяться в подборе антифриза для КИА. Некоторые автовладельцы просто покупают жидкость того же цвета, как в расширительном бачке. Цвет не имеет отношения к составу ОЖ. Это краситель – маркировка.

Итог:

Как узнать, какой тип тосола был залит, если цвет невозможно определить на глаз? Ответ однозначный: ищите информацию от производителя авто и покупайте «правильную» жидкость. Бренд не имеет значения. Главное – спецификация для вашего автомобиля. При замене промойте систему охлаждения дистиллированной водой.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Что лить Тосол или Антифриз?

Что лучше - тосол или антифриз ? Можно ли их смешивать? Как правильно выбрать охлаждающую жидкость? Эти вопросы тревожат многих начинающих автолюбителей. Попытаемся ответить на них и определиться с главным вопросом - что лучше заливать, тосол или антифриз ? Перед тем как перейти к анализу, необходимо разобраться в том, что такое охлаждающая жидкость, для чего она нужна, и на основе чего производится.

Характеристика охлаждающих жидкостей

Задача любой охлаждающей жидкости (ОЖ) состоит в том, чтобы не давать двигателю перегреваться в процессе работы. Ранее в этом качестве использовали обычную или дистиллированную воду, однако ее применение имеет ряд недостатков, среди которых:

  • вода замерзнет в мороз и закипает при температуре +100°С , то есть имеет небольшой рабочий температурный диапазон;
  • вода негативно влияет на некоторые элементы охлаждающей системы двигателя, в частности, подвергает их коррозии.

Именно эти недостатки вынудили в свое время автопроизводителей изобрести охлаждающие жидкости на основе водно-гликолевого состава. На территории бывшего СССР самыми популярными ОЖ являются жидкости с использованием этиленгликоля. Кроме этого, для предотвращения коррозии элементов системы охлаждения в состав ОЖ добавляют антикоррозионные присадки. Они бывают двух типов:

  • Силикатные . Такие составы покрывают внутреннюю поверхность частей системы маленьким слоем накипи. За счет этого снижается величина рециркуляции тепловой энергии. Как правило, такие ОЖ имеют зеленый цвет .
  • Карбоксилатные . Эти составы выполняют защиту от коррозии в тех местах, где она наиболее вероятна путем создания защитного слоя. При этом карбоксилатные составы имеют более длительный срок службы, а при замене ОЖ нет необходимости промывать систему. Цвет таких жидкостей - красный .

Эта классификация является стандартом по всему миру. Однако в настоящее время многие производители используют при производстве различные красители, которые затрудняют идентификацию той или иной жидкости.

Тосол и антифриз, в чем разница

В чем разница между тосолом и антифризом

Для начала дадим им определения. Антифриз (от английского слова antifreeze - незамерзающий) - это общее название для жидкостей, которые не замерзают на морозе. В англоязычных странах для определения автомобильного антифриза используется термин Antifreeze Coolant. Существуют отдельные торговые марки антифриза, например, GlasELF, GlycoShell, Havoline, Glysantin, Prestone.

“Тосол” - это отдельная марка охлаждающей жидкости. Впервые она появилась в СССР в 1971 году, когда на его территории начали выпускать “Жигули”. Для них понадобилась охлаждающая жидкость с повышенными эксплуатационными характеристиками, которых не было у жидкостей, выпускаемых на тот момент в стране. Ее разработали в государственном НИИ ОХТ, в отделе технологии органического синтеза. Отсюда и произошла аббревиатура ТОС. Окончание “ол” означает принадлежность жидкости к спиртам.

Изначально “Тосол” имел состав, закрепленный государственным стандартом. Но в настоящее время производителя выпускают ОЖ на основе собственных ТУ. Поэтому, на территории России и стран СНГ можно найти самые разные марки Тосола с различным качеством, как высоким, так и ниже среднего.

Антифриз - это более широкое понятие, которое используется для определения охлаждающих жидкостей. А тосол - одна из его разновидностей. Такая путаница в словах возникла в связи с тем, что после развала СССР на территории бывших союзных республик появилось большое количество иномарок, для которых нужна была качественная охлаждающая жидкость. А в сознании у населения тосол ассоциировался только с “Жигулями”. Поэтому предприимчивые дельцы стали называть все охлаждающие жидкости антифризами. И только ОЖ для “Жигулей” - тосолом.

Существует два основных типа тосолов - обычный и для условий севера. У первого температура замерзания составляет -40°С (имеет голубой цвет), у второго - -65°С (имеет красный цвет). Отличительная черта тосола - использование этиленгликоля. То есть, он создан на минеральной основе. Остальные компоненты - это различные силикатные присадки. Он имеет низкий ресурс, около 30 тысяч километров пробега.

Зарубежные антифризы, как правило, создаются при помощи органических присадок, которые предназначены для снижения уровня окисления рабочих поверхностей при высокой температуре. То есть, выполнены по более прогрессивной технологии.

Состав тосола и антифриза

Тосол производится на основе этиленгликоля/глицерина/ди-/триэтиленгликоля (“антизамерзатели”) или их смеси. Кроме этого, в него входят вода, красителя и ингибиторы коррозии (их состав отличается у каждого производителя). Антифриз же выполнен на основе аналогичных антизамерзателей, однако с использование органических присадков. Представляем вашему вниманию таблицу, где перечислены вещества, которые входят в состав тосола и антифриза.

Теперь подробнее рассмотрим классы антифризов, эволюцию их развития, а также вещества, входящие в их состав.

Классы антифризов

Антифризы классифицируются с помощью буквы G и числа, по которому можно судить о его составе и свойствах. Родоначальником такой маркировки является всемирно известная компания Volkswagen, которая выпускала в свое время популярные марки антифризов «VW coolant G 11» и «VW coolant G 12».

Так, в соответствии с маркировкой, принятой в компании Volkswagen, в настоящее время используются следующие виды антифризов:

  • Силикатные, обозначаются как G11 (соответствуют спецификации VW TL 774-C). К слову, к этому типу относится и старый советский “Тосол”. Принцип действия состава заключается в образовании тонкой защитной пленки, предотвращающей коррозию элементов охлаждающей системы. Компания Volkswagen рекомендовала его для автомобилей собственного производства до 1996 года выпуска. Как правило, жидкости G11 имеют зеленый или синий цвет. В состав жидкостей входят нитраты, амины, нитриты, бораты, фосфаты, силикаты.
  • Карбоксилатные, имеют обозначение G12 (соответствуют спецификации VW TL 774-D). На территории Европы антифризы G12 рекомендованы для использования в машинах до 2001 года выпуска. Имеет красный или розовый цвет.
  • Гибридные, G12+ (соответствуют спецификации VW TL 774-F). Предназначены для высокооборотистых движков с высокой температурной нагрузкой, применяются для автомобилей 1997...2008 года выпуска (на территории нашей страны используется и для более новых). Имеет красный цвет.
  • “Лобрид” (Lobrid) . Имеет индекс G12++ (соответствуют спецификации VW TL 774-G) или G13 . В последнем случае вместо этиленгликоля в качество основы используют пропиленгликоль. Такие антифризы не ядовиты, быстро разлагаются и наносят значительно меньше вреда экологии. Однако их недостаток состоит в высокой стоимости, поэтому на территории стран СНГ они используются нечасто. Эти антифризы рекомендованы для использования в машинах, произведенных в 2008 году и позже. Имеет оранжевый или желтый цвет.

Стоит отдельно отметить, что большинство реализуемых на отечественном рынке антифризов не соответствуют упомянутым спецификациям от компании Volkswagen. Кроме этого, чтобы иметь официальную лицензию, антифриз должен пройти аттестацию в лабораториях компании. Естественно, что 99% реализуемых жидкостей такой проверки не проходило. А потому классификация антифризов по G-параметру весьма условна, и к ней стоит относиться с долей скепсиса.

Антифриз G12, его особенности и отличие от антифризов других классов

Антифриз G12 предназначен для системы ОЖ современного двигателя. Имеет свои характеристики и отличия от антифризов G11, G12+, G13. Разница в совместимости антифриза g12 с другой ОЖ в стабилизирующих присадках

Можно ли смешивать тосол и антифриз

Эксперимент по смешиванию тосола и антифриза

В такой формулировке, к какой привыкли большинство отечественных автолюбителей, вопрос ставить не совсем корректно. Поскольку мы уже выяснили, что тосол - это тоже антифриз, то правильнее будет спросить - какие марки антифризов можно смешивать между собой?

Опуская лишние подробности о возможных химических реакциях, можно утверждать, что антифризы классов G12+, G12++, G13 можно без проблем смешивать с G11. А G12 можно смешивать с G12+. Однако НЕЛЬЗЯ смешивать G12 и G11 . В результате их реакции в радиаторе вы рискуете получить осадок, который очень трудно вымыть из системы. В отдельных случаях может возникнуть даже желеобразная смесь вместо радиаторной жидкости.

Поэтому, исходя из общих соображений, не рекомендуем вам смешивать разные типы антифриза. Это можно делать только в исключительных случаях, и при условии, что вы знаете, какая жидкость залита в радиатор, и какую вы собираетесь заливать. Также никогда не ориентируйтесь лишь на цвет антифриза. То, что у новой жидкости такой цвет, как у той, что залита в двигатель автомобиля, вовсе не означает, что их можно смешивать между собой. Необходимо уточнять дополнительные характеристики.

Смешивание антифриза и тосола с водой

Зависимость температуры замерзания от концентрации антифриза

Многих автолюбителей интересует вопрос - можно ли смешивать тосол и антифриз с водой? Спешим их обрадовать - можно. Однако с некоторыми оговорками. Первое условие - вода должна быть дистиллированная. Второй факт, о котором вы должны помнить, заключается в том, что чем больше вы разведете охлаждающую жидкость, тем больше своих свойств она потеряет. В частности, снижается ее температура кипения и повышается температура замерзания.

Как видно на графике, кривая кристаллизации идет вниз до уровня, когда количество этиленгликоля составит 67%, а воды - 33%. До этого момента раствор представляет собой кристаллы льда и этиленгликоль. В нижней точке замерзают обе жидкости.

Поэтому для увеличения объема жидкости в радиаторе можно использовать дистиллированную воду, однако при первой возможности постарайтесь долить антифриз или тосол. Причем, желательно, чтобы они были той же марки, которая была залита до этого.

Соотношение охлаждающей жидкости

Что лучше заливать, тосол или антифриз?

Можно ли заливать тосол в охлаждающую систему

Выбор марки охлаждающей жидкости необходимо производить, ориентируясь на следующие параметры:

  • температура кипения;
  • температура замерзания;
  • антикоррозионные свойства;
  • смазывающие свойства.

Также существует дилемма, связанная с периодичностью. Если вы планируете использовать тосол или антифриз класса G11, то вам придется менять его в 2-3 раза чаще, чем , Однако его стоимость будет выше, что окупится более редкой заменой. Однако учитывая другие положительные характеристики антифриза класса G12 и выше, все же рекомендуем использовать именно их. Основной фактор, который нужно учитывать при этом, является совместимость материала радиатора и химического состава ОЖ.

При выборе также следует придерживаться рекомендаций автопроизводителя о том, какую охлаждающую жидкость нужно использовать. Эту информацию можно найти в мануале или на официальном сайте. Всегда ориентируйтесь на информацию о допуске (одобрении) производителя вашего авто на использование того или иного антифриза.

При выборе охлаждающей жидкости всегда обращайте внимание на содержание боратов (буров) и фосфатов. Официальные спецификации Volkswagen G11, G12, G12+, G12++ запрещают наличие в антифризах боратов. А отечественные производители (в том числе некоторых Тосолов) зачастую грешат этим. Также в антифризе не должно быть фосфатов , аминов и нитритов . Если в жидкости есть бораты и фосфаты, то она заведомо не попадает в разряды G11 и G12. Что касается силикатов, то в антифризах G11 допускается их содержание в пределах 500-680 мг/л, в G12+ - 400-500 мг/л, а в G12++ наличие силикатов запрещено.

Как отличить поддельный антифриз

Существует один народный метод, как отличить поддельный антифриз от фирменного. Дело в том, что подделки выполняют на кислотной основе, которая может повредить элементы системы охлаждения двигателя. Чтобы выявить это, после покупки достаточно налить в крышечку или небольшой сосуд немного купленной жидкости и добавить в нее щепотку пищевой соды. Если бурная химическая реакция не произошла - можно смело заливать жидкость в радиатор. В противном случае нужно брать канистру и идти выяснять отношения с продавцами, у которых вы купили антифриз, требуя вернуть ваши деньги.

Для выяснения подлинности антифриза, а также его свойств при покупке можно проверить его плотность и pH-фактор (кислотность). В первом случае пользуются плотномером (ареометром), во втором - лакмусовой бумажкой. Измерение плотности необходимо проводить при температуре +20°С. Значительные отклонения приведут к существенным погрешностям. Так, при указанной температуре плотность охлаждающей жидкости должна быть не меньше 1,075 г/см3 . Эта плотность означает, что жидкость не замерзнет на морозе до -40°С.

Таблица зависимости плотности и температуры замерзания тосола и антифриза от содержания в них этиленгликоля

Плотность тосола, антифриза, г/см3 Содержание этиленгликоля в процентах, в тосоле, антифризе Температура замерзания тосола, антифриза, °С
1,115 100 -12
1,113 99 -15
1,112 98 -17
1,111 96 -20
1,110 95 -22
1,109 92 -27
1,106 90 -29
1,099 80 -48
1,093 75 -58
1,086 67 -75
1,079 60 -55
1,073 55 -42
1,068 50 -34
1,057 40 -24
1,043 30 -15

Кислотность проверяют, опуская в жидкость лакмусовую бумажку. В идеале значение pH должно находиться в пределах 7...9 (зеленый цвет бумажки). Если вы получили значение 1...6 (розовый цвет бумажки), значит в растворе много кислоты. Если 10...13 (фиолетовый или синий цвет бумажки) - щелочи.

В заключение скажу что...

Окончательное решение о том, какую жидкость использовать, принимать только вам. При выборе отталкивайтесь от рекомендаций автопроизводителя . При покупке всегда читайте информацию о составе охлаждающей жидкости, а также условиях ее использования. Поскольку принципиальной разницы между тосолом и антифризом нет, и она лишь заключается в составе пакетов присадок, а соответственно, области применимости (для каких автомобилей или двигателей) и сроке эксплуатации. Это избавит вас от возникновения возможных проблем в работе системы охлаждения вашего автомобиля.

Всегда следите за состоянием антифриза, в частности, на его цвет в расширительном бачке. Если вы еще не проехали заявленного для жидкости расстояния, а она уже поменяла цвет , то необходимо провести ее замену . Также не забывайте менять ОЖ в соответствии с графиком. Не катайтесь сверх нормы даже на самых современных антифризах.

Корректная работа силовой установки автомобиля невозможна без охлаждающей жидкости. Также она отвечает за ресурс узлов двигателя. Качество охлаждающей жидкости во многом определяют «комфорт» работы силовой установки и сказывается на общем ресурсе автомобиля.. С целью предотвращения проблем с различными системами силового агрегата нужно серьезно отнестись к выбору охлаждающего состава жидкости. Тосол или антифриз? - разница между ними несущественна, как думают многие. Но это мнение ошибочно. Чем отличается тосол от антифриза и какому из них отдать предпочтение – об этом ниже.

Технические особенности

Тосол и антифриз – оба представляют из себя охлаждающую жидкость, но между ними есть различия.
Антифриз изготавливается зарубежным производителем, который использует в процессе изготовления карбоксилатную технологию.
В его состав включен: этиленгликоль, вода, присадки на карбонатной основе либо соли органических кислот.
Преимущество антифриза перед своим конкурентом заключается в повышенных антикавитационных, антикоррозийных и антипенных свойствах. Данный вид охлаждающей жидкости распространен на отечественных автомобилях, а также на иномарках.
Тосол включает в свой состав технологии традиционные для отечественного производителя. Аналогично антифризу состав содержит воду и этиленгликоль. Но отличие тосола от антифриза заключается в присадках, которые имеют основу из неорганичных кислот. В основном, тосол используется на отечественных автомобилях, и по достижению температурного режима в +105 градусов по Цельсию лишается полезных свойств.

Преимущества одной жидкости перед другой

  • высокая эффективность охлаждения двигателя. Благодаря применению карбоксилатной технологии на металлической поверхности металла не образуется слой отложений, ухудшающий теплопередачу. Это существенная разница между антифризом и отечественным тосолом;
  • высокие эксплуатационные показатели. Тосол лишается своих антикоррозийных и прочих защитных свойств уже после 40 тысяч километров пробега, тогда как его оппонент гарантированно выхаживает до 250 тысяч километров;
  • высокий уровень защиты элементов двигателя при высоких температурах. Это стало возможно благодаря присадкам карбоксильного состава. Тосол не может гарантировать корректную работу узлов, когда температура поднимается выше 105 градусов по Цельсию;
  • увеличение ресурса насоса водяной жидкости из-за снижения воздействия кавитации. Это возможно за счет избирательного принципа действия свойств защиты антифриза;
  • высокая степень защиты цилиндрических гильз силовой установки от воздействия кавитации;
  • не засоряет радиатор и не оставляет отложения;
  • хорошо взаимодействует с пластмассовыми элементами/эластомерами;
  • обеспечивает экологическую чистоту ингибиторов коррозии;
  • высокая устойчивость к высоким температурам.

Как итог: разница между тосолом и антифризом очевидна в пользу последнего. Но как их отличить друг от друга?

Признаки отличия

Визуально и на запах – разница отсутствует.
Однако есть другие пути определения:

  1. Изготовитель
    Если охлаждающая жидкость имеет отечественные корни, то вероятней всего – это тосол. Потому что антифриз, имеющий карбоксиалатный состав не может быть изготовлен в России по определению.
  2. Состав
    Тосол включает в себя: борат, фосфат, нитрат, силикат, амин.
    Антифриз имеет присадки, за основу которых взяты соли органических кислот.
  3. Температура кипения. Тосол кипит уже на +105 C, тогда как антифриз «сдается» чуть позже – после +120 градусов.
  4. Срок эксплуатации
    Тосол служит в пределах 40 тысяч километров пробега. Тогда как антифриз выхаживает более 100 тысяч километров пробега.

Предостережения

Смешивание разных технологий производства составов чревато неполадками и перебоями в работе как системы охлаждения, так и самого двигателя.

Как заливать

Чтобы заменить антифриз или тосол, нужно придерживаться следующего порядка действий:


Тосол и антифриз похожи между собой. Основная отличие заключается в рабочих температурах конкретного состава, а также в его способности выдерживать нагрузки. Иномаркам тосол противопоказан, тогда как отечественный автомобиль старого образца может довольствоваться и тосолом.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook