Штраф за перегруз: особенности наложения и размеры наказания. Нагрузка на ось. Торопиться ли платить ли штраф за перегруз

Одним из главных факторов, который негативно воздействует на дорожное покрытие и повышает вероятность возникновения аварии, является перегруз автомобиля. Причем эта вероятность существует как для грузового, так и для легкового автомобиля.

Какие конкретно риски существуют в случае перевоза на авто тяжелых грузов и какое наказание за это может последовать – об этом далее в статье.

Штраф за перегруз легкового авто

Легковой автомобиль выделен в отдельную категорию, поскольку требования к нагрузке осей и штрафы за это, установленные для грузовика, на него не распространяются. Но это не значит, что легковую машину можно безнаказанно нагружать по максимуму – это тоже является нарушением, ведь все риски и опасности в этом случае остаются теми же.

ВАЖНО! Применить штраф инспектор может только в том случае, если количество перевозимых в салоне пассажиров превышает допустимый предел.

Данный предел устанавливается заводом-изготовителем, но для его определения необязательно смотреть специальную документацию на авто. Определить максимально допустимое количество пассажиров можно и по наличию ремней безопасности – для каждого из них полагается один ремень.

Если данные требования не будут соблюдаться, к водителю будет применена следующая ответственность:

  • штраф в размере 500 руб . – за несоблюдение правил перевозки;
  • штраф величиной в 1000 руб . – за каждого пассажира в салоне, который не пристегнут.

То есть если посадить в четырехместную машину четырех пассажиров, то один из них окажется без ремня безопасности, поэтому водителю придется заплатить 1500 руб . Однако в некоторых случаях штраф может и не применяться – получится обойтись только предупреждением.

При перегрузе легкового авто так же, как и в случае с грузовым, оказывается негативное воздействие на различные детали и агрегаты, что приводит к их быстрому износу и повышает вероятность аварии. Для избежания всего этого нужно тщательно проверять вес перевозимого груза (особенно это касается водителей грузовиков) и убедиться, чтобы фактические данные совпадали с теми, что указаны в документации на товар. В противном случае избежать крупного штрафа не получится.

Штраф для грузового автомобиля

За нарушение установленных выше требований к водителю будет применяться штраф в соответствии со ст. 12.21.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ в размере:

  • 1,5-2 тыс. руб. – в общих случаях;
  • 10-15 тыс. руб. – для нарушителей, которые являются должностными лицами;
  • 250-400 тыс. руб. – для предприятий.

ВАЖНО! В некоторых случаях штраф может применяться и при отсутствии у водителя специального разрешения на перевозку крупногабаритных грузов, если оно является обязательным.

Заплатить при этом придется от 2 до 500 тыс. руб. Кроме этого, штраф может быть наложен и в том случае, если водитель проигнорировал знак 3.11 или 3.12. Данные знаки ограничивают движение автомобилей с определенной полной массой или нагрузкой на каждую ось. Штраф за нарушение составляет 2-2,5 тыс. руб.

Еще одно нарушение касается предоставления недостоверной информации относительно габаритов груза, что стало причиной нарушения правил его перевозки. За это полагается штраф в сумме 5 тыс. руб. Для юрлиц и предпринимателей эта цифра возрастает до 250-400 тыс. руб.

ВАЖНО! Для получения информации о точной массе перевозимого груза проводится специальная процедура – контрольное взвешивание (замер). Определять эти данные «на глаз» инспектор ГИБДД не может.

Что представляет собой перегруз

Перегруз автомобиля (вне зависимости от того, легковой он или грузовой) – это такое явление, при котором нагрузка на переднюю и (или) заднюю ось транспортного средства превышает установленный предел. Осевая нагрузка, в свою очередь, это давление, которое оказывает та или иная ось на дорожное покрытие из-за высокой массы перевозимого груза.

Общая масса снаряженного автомобиля состоит из двух компонентов:

  • вес самого ТС;
  • масса транспортируемого груза.

ВАЖНО! При этом общая нагрузка авто высчитывается путем сложения давления передней и задней оси.

На практике соотношение между осями неодинаковое и большая нагрузка всегда приходится на заднюю, поскольку там расположен грузовой отсек. Максимально допустимая масса для каждого автомобиля определяется заводом изготовителем и указывается в соответствующих документах.

Возможные риски при перегрузе автомобиля

Ограничение по предельно допустимому весу груза, перевозимого в автомобиле, вводится не случайно. В случае нарушения установленных требований водителя ожидает серьезная опасность, которая может заключаться в следующем:

  1. Разбивание дорог. Это первая и главная причина, по которой запрещается перегружать автомобиль. Повреждение дорожного покрытия является не просто ущербом, но также повышает вероятность возникновения аварий, в том числе с участием других транспортных средств.
  2. Вероятность возникновения аварии при езде на старых мостах и конструкциях. Это также может привести к тому, что покрытие просто не выдержит давления и может быть разрушено, создавая опасность как водителю, так и другим автомобилям и людям.
  3. Удлинение торможения. Перегруженный автомобиль будет медленнее останавливаться, что может стать рискованным в случае угрозы ДТП. При резком торможении автомобиль может занести из-за повышенной неустойчивости авто. Особенно это опасно, если дорога мокрая и скользкая (при дождливой погоде или в гололед).
  4. Высокий износ частей самого автомобиля (сцепления, шин, тормозной системы). На плохой дороге или при неаккуратном управлении у автомобиля могут просто лопнуть рамы или амортизаторы.

ВАЖНО! Кроме всего этого, существует вероятность, что груз может выпасть из машины. Это также является аварийным риском, особенно если груз относится к категории опасных.

Это лишь основные факторы, подтверждающие, насколько рискованным может оказаться перегруз ТС. С целью предотвращения всех этих ситуаций к нарушителям может применяться штраф. Поэтому для отдельных категорий авто установлены максимально допустимые габариты и массы перевозимого груза, нарушать которые запрещено.

Максимально допустимая нагрузка на ось у грузового авто

В ГОСТах, в соответствии с которыми строятся дороги в РФ, содержатся требования относительно максимально возможной на них нагрузки. Такие же требования имеются и в Правилах дорожного движения, в соответствии с которыми все авто делятся на две категории:

  • группа А – они не могут двигаться по скоростным дорогам, для них допускается использование только автодороги 1, 2 и 3 категорий;
  • группа Б – такие ТС могут двигаться по любым видам автомобильных дорог, вне зависимости от их типа.

Для перечисленной выше максимальной нагрузки в законе предусмотрена допустимая погрешность в размере 5% . Все, что выше этого предела, уже считается нарушением.

Проведение контрольного взвешивания

Данная процедура проводится на контрольных пунктах проверки веса, которые специально устанавливаются на дорогах. Взвешивание может проводиться одним из данных способов:

  1. В динамике – в этом случае автомобиль взвешивается без остановки. Скорость движения при этом не должна превышать 5км/ч. Для определения массы машины используются поосные автомобильные весы. Основной недостаток этого способа – наличие погрешности при получении данных. В зависимости от ситуации она составляет от 0,5 до 3%.
  2. В статике – при этом машина полностью прекращает движение. Такое взвешивание позволяет наиболее точно определить полную массу транспортного средства.

Если в результате проведения процедуры было выявлено превышение закрепленного законом предела, по данному факту составляется акт в установленной форме. На основании данного документа к водителю применяется административная ответственность в виде штрафа, указанного выше.

Грузовой автотранспорт ежедневно перевозит огромные тяжести по всей России и за её пределами. Но вес этот имеет и ограничения. Для тех, кто не соблюдает Закон, предусмотрен штраф за перегруз грузового автомобиля.

В чем заключается опасность перегруза?

Статистика утверждает: 20% грузовиков на наших дорогах ездят с перегрузом. Это наносит вред дорожному полотну, а государству не компенсируется причиненный ущерб. При этом большинство водителей может даже не догадываться о перегрузе своего автомобиля, ведь грузоотправители «любят» указывать в накладных искаженные сведения о товаре.

Опасность перегруза грузового автомобиля заключается и в следующем:

  1. Из-за удлинения тормозного пути грузовика повышается вероятность аварийных ситуаций и заноса автомобиля, особенно в гололед и дождь.
  2. При незакрепленном грузе есть вероятность опрокидывания, что создает опасность для других участников дорожного движения.
  3. Повышенный расход топлива и масла, сильный износ деталей и узлов автомобиля.

Допустимые нагрузки на оси автомобиля

Необходимо понимать, что нагрузка на ось транспорта определяется его производителем, а вот ограничения накладываются нормативно-правовыми документами, то есть законодательно. Сумма нагрузок на оси составляет допустимую нагрузку на транспорт.

Грузовые автомобили по классификации бывают двух видов:

  • Группы «А». Используются только на трассах 1, 2 и 3 категории. Допустимая нагрузка на ось – от 6 до 10 тонн (зависит от расстояния между осями).
  • Группы «В». Используются на дорогах любых категорий. Нагрузка на ось – от 4,5 до 6 тонн.

Согласно ГОСТ Р 52051-2003 «Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения» в Российской Федерации транспорт, предназначенный для перевозки грузов, бывает следующих видов:

  • N1 – малотоннажные (до 3,5 тонн);
  • N2 – среднетоннажные (от 3,5 до 12 тонн);
  • N3 – большегрузные (свыше 12 тонн).

Для одиночных автомобилей при расстоянии между осями от 2,5 метров нагрузка на ось не должна превышать:

  • 6 тонн – для дорог, рассчитанных на осевую нагрузку 6 тонн/ось;
  • 10 тонн – для дорог, рассчитанных на 10 тонн/ось.

Здесь же отметим, что максимальная длина автопоезда, согласно Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 года № 272, составляет 20 метров.

Важно: на транспортных коридорах в странах ЕС разрешены более высокие нагрузки (например, вес до 40 тонн в Германии и Польше, до 44 тонн – в Словакии).

Штраф за перегруз

Чтобы лучше понять, каким может быть штраф за перегруз, обратимся к статье 12.21.1 КоАП РФ. В ней несколько частей, каждая из которых устанавливает ответственность за конкретные превышения нормы провоза груза.

Перегруз по осям

Административная ответственность за перегруз по осям может быть следующей:

  1. Перегруз транспортного средства или превышение допустимой нагрузки на ось ТС более 2% (но менее 10%) при отсутствии специального разрешения или нарушение требований, указанных в специальном разрешении, на величину более 2% (но менее 10%) влекут штраф:
    • от 1000 до 1500 рублей – для водителя ТС;
    • от 10000 до 15000 рублей – для должностных лиц, ответственных за перевозку;
    • от 100000 до 150000 рублей – для юридических лиц;
    • от 150000 рублей при автоматической фиксации правонарушения средствами записи – для собственника (владельца) ТС.
  2. Превышение допустимой массы ТС или допустимой нагрузки на ось ТС более 10% (но менее 20%) без специального разрешения влечет наложение штрафа:
    • от 3000 до 4000 рублей – на водителя ТС;
    • от 25000 до 30000 рублей – на должностных лиц, ответственных за перевозку;
    • от 250000 до 300000 рублей – на юридических лиц;
    • от 300000 рублей при автоматической фиксации правонарушения средствами записи – на собственника (владельца) ТС.
  3. Перегруз транспортного средства или превышение допустимой нагрузки на ось ТС более 20% (но менее 50%) при отсутствии специального разрешения влечет штраф:
    • от 4000 до 5000 рублей – для водителя ТС или лишение его права управления ТС на срок от 2 до 4 месяцев;
    • от 30000 до 40000 рублей – для должностных лиц, ответственных за перевозку;
    • от 300000 до 400000 рублей – для юридических лиц;
    • 400000 рублей при автоматической фиксации правонарушения средствами записи – для собственника (владельца) ТС.
  4. Движение тяжеловесного или крупногабаритного ТС с превышением массы ТС на величину более 50% без разрешения или с превышением массы ТС или нагрузки на ось ТС, указанной в разрешении, более чем 50% влечет наложение административного штрафа:
    • от 7000 до 10000 рублей – для водителя ТС или лишение его права управления ТС на срок от 4 до 6 месяцев;
    • от 45000 до 50000 рублей – для должностных лиц, ответственных за перевозку;
    • от 400000 до 500000 рублей – для юридических лиц;
    • от 500000 рублей при автоматической фиксации правонарушения средствами записи – для собственника (владельца) ТС.

Важно: наложение административного штрафа по ст. 12.21.1 КоАП РФ более двух раз может привести к лишению судом водителя права управления ТС на срок от 6 месяцев. Дополнительные ограничения по перегрузу действуют на дорогах отдельных регионов РФ в летний период, учитывайте и это.

Искажение сведений о массе груза

За искажение сведений о массе груза тоже предусмотрена административная ответственность. Такими нарушениями являются:

  • недостоверные сведения о массе груза в документах;
  • неуказание в накладной информации о сроке, дате действия или номере специального разрешения;
  • отсутствие в транспортной накладной информации о маршруте перевозки, если это повлекло нарушения, предусмотренные ч. 1, 2, 4 ст. 21.1 КоАП РФ.

Вышеперечисленное влечет наложение административного штрафа:

  • от 1500 до 2000 рублей - на физических лиц;
  • от 15000 до 20000 рублей – на должностных лиц;
  • от 200000 до 300000 рублей – на юридических лиц.

Действия, повлекшие нарушения, предусмотренные ч. 3, 5, 6 ст. 12.21.1 КоАП РФ, влекут административный штраф:

  • 5000 рублей – для физических лиц;
  • 25000-35000 рублей – для должностных лиц;
  • 350000-400000 рублей – для юридических лиц.

Несоблюдение требований знаков

Штраф за несоблюдение требований знаков – это санкции, предусмотренные ч. 11 ст. 12.21.1 КоАП РФ. Нарушение требований дорожных знаков, запрещающих движение ТС, общая масса или нагрузка на ось которых превышает указанные на знаке цифры, при отсутствии специального разрешения наказывается штрафом в размере 5000 рублей.

Часто задаваемые вопросы

Вопросы о перегрузе часто волнуют и водителей легковушек. Поговорим об этом далее.

Есть ли штрафы за перегруз легкового автомобиля?

Ответственность за перегруз ТС по осям, согласно КоАП РФ, предусмотрена только для грузовиков. Но не стоит думать, что легковой автомобиль можно заполнить «под завязку» людьми или грузом. Перегруз легковушки плохо влияет и на ее техническое состояние. В первую очередь сокращается срок службы рам, амортизаторов и лонжеронов.

Максимально нагрузив свой легковой автомобиль, владельцы руководствуются только личными интересами, забывая об окружающих и неудобствах, которые они доставляют. Ведь переполненная легковушка – это настоящая угроза для всех. Усадить и перевезти в своём легковом автомобиле лишних пассажиров – еще один соблазн для водителей.

Важно: информация о максимальном количестве людей, перевозить которых разрешено в конкретном транспортном средстве, указана в документах на автомобиль.

Безопасность в движении – вот чем продиктовано предельное количество пассажиров в салоне ТС. Лишние пассажиры, кроме перегруза, могут создавать помехи для водителя, что не позволяет нормально управлять автомобилем. Согласно правилам каждый человек в салоне должен фиксироваться ремнем безопасности. Если его кому-то не хватило – это нарушение, за что существует административная ответственность.

Стоит обратить внимание и на перевозку в легковом автомобиле детей. Мнение о том, что 4 пассажирских места в легковушке предназначены для взрослых, а ребенка можно перевезти «на руках» – ошибочно.

Важно: дети – это такие же пассажиры, как и взрослые. Не стоит пренебрегать их правами! Располагайте ребенка на отдельном сидении, пристегивайте его ремнем безопасности. Для тех, кому не исполнилось 12 лет, предусмотрены специальные автокресла разных категорий, используйте их.

Наличие в легковом автомобиле лишнего груза можно установить визуально по следующим признакам:

  1. Обзор водителя закрыт грузом.
  2. ТС «проседает».
  3. Автомобиль при движении задевает бампером дорогу.
  4. Части груза выступают за пределы ТС, что создает помехи для других.

В такой ситуации инспектор ДПС имеет право осуществить остановку транспортного средства и выписать штраф водителю. Административное наказание за перегруз легкового автомобиля накладывается согласно КоАП РФ. Передвижение автомобиля с грузом, превышающим допустимую нагрузку для категории ТС, или если это мешает водителю нормально управлять, наказывается штрафом в 500 рублей.

За лишнего пассажира предусмотрены другие нормы:

  1. штраф 500 рублей – для пассажира;
  2. штраф 1000 рублей – для водителя ТС.

Важно: общий штраф в размере 1500 рублей за перегруз автомобиля людьми накладывается на лицо, управляющее ТС. Количество «лишних» людей в салоне на это не влияет, поскольку имеет место факт нарушения правил перевозки пассажиров. За перевозку ребенка ненадлежащим образом, например, «на коленках», назначается штраф в размере 3000 рублей.

Как рассчитать нагрузку на ось грузового автомобиля?

Самый простой способ узнать общий вес и определить, как происходит распределение нагрузки по осям грузового автомобиля, – это взвешивание. Используются 2 способа:

  1. Статический – автомобиль заезжает и останавливается на специальной платформе весов, оборудованной тензометрическими датчиками (датчиками усилия). Метод дает точные данные, погрешность – 0,01%.
  2. Динамический – грузовик проезжает по поосным весам со скоростью не более 5 км/ч. Фиксируется вес каждой оси и самого автомобиля. Способ простой, но его погрешность - от 0,5% до 3%, что в некоторых случаях бывает критично, ведь граница превышения максимальной нагрузки на ТС составляет 2%.

Удобный, но дорогостоящий вариант, позволяющий всегда знать о степени загруженности автомобиля, – приобретение тягача с системой мониторинга.

Сам термин «нагрузка на ось» - это давление массы автомобиля на дорожную поверхность колесами одной оси. Чтобы рассчитать нагрузку на ось, необходимо понимать, что масса автомобиля равна сумме нагрузок на переднюю и заднюю оси (для двухосного ТС). Но нагрузка на заднюю ось грузового автомобиля будет всегда больше, чем на переднюю. Передняя ось нагружается весом кабины и силовым агрегатом, задняя – весом перевозимого груза.

Важно: термин «максимальная осевая нагрузка» означает нагрузку от полной массы автомобиля, оказываемую на самую нагруженную ось. Этот параметр мы видим на дорожных знаках 3.12 «Ограничение массы, приходящейся на ось транспортного средства».

Перегруженные транспортные средства – это угроза не только для водителя, пешеходов и других участников дорожного движения. В первую очередь от этого страдает дорожное полотно. Каждый автомобилист должен правильно рассчитывать массу допустимого груза и понимать, что он несет ответственность за соблюдение правил дорожного движения.

Ведь таблица правонарушений ГИБДД очень обширна и охватывает все моменты на дороге. Правила загруженности легкового и грузового автомобиля обозначены в ППД. Их соблюдение поможет избежать штрафов и неприятных моментов на дорогах.

Основания для назначения штрафа за перегруз

Правила загруженности для легкового автомобиля:

  • водитель должен закрепить знак «крупногабаритный груз», размером 40х40 см, если багаж выходит за пределы автомобиля больше, чем 1 метр сзади или спереди и 40 см по бокам. При отсутствии шанса его закрепить, пометьте груз тряпкой или тканью красного цвета;
  • когда на улице темно, на груз устанавливаются светоотражающие знаки или фонарь яркого цвета;
  • скорость автомобиля с загруженным багажником не должна превышать 100 км/ч, а на поворотах снижаться до 20 км/ч;
  • загруженность багажника для автомобилей отечественного производства допускается от 40 до 70 кг, для иностранных — от 60 до 90 кг;
  • груз должен быть надежно закреплен. Его тяжесть нужно распределить по всей территории на крыше так, чтобы центр тяжести находился в самом низу;
  • проверить все установленные крепления, они должны быть надежно зафиксированы. При перевозе мебели проверьте, чтобы окна были закрыты. Стекла рекомендуется перевозить отдельно, положив их в картон;
  • если поездка длинная, рекомендуется останавливаться и проверять крепления.

Последствия перегруза авто:

  • штраф от 2000 до 2500, лишение прав на 4-5 месяцев. Должностные лица выплачивают штраф в размере около 15000 рублей, юридические — 500 тыс. рублей;
  • если из-за падения груза произойдет ДТП, страховка не выплатит ничего.

Если в машине — седан всего 4 места, то перевозить 4 пассажиров запрещено. Оспорить выписанный штраф невозможно.

Сотрудники ГИБДД вправе наложить штраф за то что:

  • пассажир не пристегнут — 1000 рублей;
  • нарушены правила перевозки — 500 рублей.

Загруженность легковой машины считается опасной тем, что бампер машины от сильных нагрузок трется об асфальт, что приравнивается к порче государственного имущества.

В отношении грузовых машин , главным фактором является загруженность оси .

— нагрузка от веса авто, которая передается на дорогу колесами одной оси. Полная масса авто — сумма нагрузки на переднюю и заднюю ось.

Штраф за нарушение правил загруженности грузовых машин:

  • водитель — 1500 — 2000 рублей;
  • должностное лицо — 10 тыс. — 15 тыс.;
  • юридическое лицо — 250 тыс. — 400 тыс.

Чем грозит перегруз грузового автомобиля:

  • разбитые дороги;
  • опасность при пересечении мостов и тяжелых участках на дороге;
  • увеличение тормозного пути приводит к аварийной ситуации.

Всю ответственность за перегруз несет водитель. Перегруз автомобиля увеличивает вероятность заноса в дождливую погоду, и как результат — ДТП.

Как оспорить штраф за перегруз на ось?

Согласно допускается только 5% перегруза автомобиля. В случае несоблюдения нормы — штраф за перегруз на ось.

Получив штраф за перегруз на ось, водители задаются вопросом: «Как доказать свою правоту?» Доказать свою невиновность в суде почти нереально, но есть шаги, благодаря которым можно попробовать.

Пошаговая инструкция:

  • моделируется ситуация на компьютере;
  • вводятся все необходимые параметры с автомобиля;
  • производится расчет расположения нагрузок и груза на оси грузового автомобиля;
  • произведенные расчеты предоставляются в суд;
  • назначается дополнительная экспертиза;
  • если экспертиза подтверждает правоту водителя — штраф отменяется.

При соблюдении правил перевоза груза, шансов не получить штраф и оспорить свою вину больше.

Водитель прав, если груз:

  • не загораживает другим водителям дорогу;
  • не мешает управлению автомобиля и не влияет на его устойчивость;
  • не заслоняет дорожные знаки и дает возможность водителям увидеть жесты друг друга;
  • не загрязняет дорогу и окружающую среду.

Если нет весов, что делать?

Как оспорить перегруз, если нет автомобильных контрольных весов?

Для того, чтобы оспорить перегруз при отсутствии автомобильных контрольных весов, необходимо иметь при себе протокол . В нем должен быть указан вес массы авто при допустимом на данном участке дороги. Наличие протокола поможет избежать ряд проблем, связанных с недобросовестностью работников на контрольном взвешивании.

Сотрудники ГИБДД не всегда могут определить перегруз автомобиля без взвешивания. Для этого есть специальные пункты контрольного взвешивания нагрузки на ось. Пункты предназначены для проверки нагрузки на каждую из осей автомобиля.

Срок

В течение какого срока можно оспорить штраф за перегруз на ось? Перегруз можно оспорить течение 10 дней после получения постановления. Жалоба подается в суд. Если суд решит, что штраф был наложен верно, то его придется платить и оспорить уже нельзя будет.

Чтобы грамотно оспорить наложенное взыскание и решить вашу проблему, обратитесь к нашему юристу на сайте. Он рассмотрит вашу ситуацию в индивидуальном порядке и даст совет по ее решению.

Стремление получить максимальную выгоду за рейс частенько толкает водителя или владельцев авто на перегрузку машины. Мы расскажем, когда можно говорить о ней, нормах закона в этой сфере, полномочиях сотрудников ГИБДД, ответственности водителей и юридических лиц, правильном оформлении документации на груз.

○ Что такое перегруз по закону, кто и как его проверяет?

Дороги – одна из болевых точек нашей страны. Они разрушаются по многим причинам, начиная с нарушения технологии укладки заканчивая погодными явлениями. Свою лепту вносит и большегрузный транспорт. В стремлении максимально сэкономить на доставке грузополучатель заведомо занижает массу груза, а перевозчик перегружает машину. В результате дорожное покрытие страдает больше чем можно себе представить.

Перегруз определяется массой авто, которая создает нагрузку дорожному полотну колесами оси. Масса автомобиля складывается из нагрузок на переднюю и задние оси. Конечно, задняя ось получить большую нагрузку из – за расположения груза.

Перегруз не только вредит дорожному полотну, но и опасен для самого водителя. Даже будучи хорошо закрепленным он увеличивает, и без того значительный у грузовых авто, тормозной путь, крен автомобиля в поворотах и пр.. Незакрепленный груз опасен в двойне, так как снижает устойчивость, может способствовать заносу и перевороту машины.

Когда можно говорить о перегрузе? Когда нарушен п.23.1 ПДД:

  • «Масса перевозимого груза и распределение нагрузки по осям не должны превышать величин, установленных предприятием-изготовителем для данного транспортного средства.»

В случае, когда не соблюдаются ограничения установленные знаком 3.12, указывающие предельно допустимую нагрузку на ось. Если ваше авто нее превышает этот участок лучше объехать.

Груз не должен ограничивать обзор водителя или световые приборы, быть хорошо закреплен и не снижать устойчивость машины на дороге. Важно учитывать не только вес, но и объем груза.

Кроме того, для перевозки некоторых опасных или крупногабаритных грузов необходимо специальное разрешение.

Обычно речь идет о перегрузке грузовых авто, но и легковые машины имеют предел выносливости.

Не стоит перегружать седан до состояния касания бампером асфальта, или переполнять пассажирами. Конечно, КоАП не говорит о перегрузке в отношении легкового авто, но в нем есть масса других подходящих случаю статей, например количество пассажиров больше нормы.

Инспектор ГИБДД не может определить массу машины в любом месте трассы на глаз. Для этого есть специально оборудованные контрольные пункты.

Сразу отметим, что контролируется не просто масса авто, а нагрузка на каждую ось.

Есть два способа измерения:

Статический – предполагает полную останову машины, а уже затем фиксацию нагрузки.

Динамический - взвешивание в движении на скорости, не превышающей 5 км/ч. Такие посты часто можно встретить на въезде в регион или город.

○ Штрафы и наказания за перегруз:

За любое правонарушение предполагается наказание. После изменений 2015 года штрафов за перегруз стало значительно больше в зависимости от того, кто допустил правонарушение и какое оно.

✔ Для физических лиц.

Штрафы, предусмотренные ст. 12.21.1 КоАП можно разделить на две условные группы:

За нарушение правил перевозки грузов со специальным разрешением и без него.

Разрешение может быть у самого грузоотправителя или оформлять через интернет. Попытка проехать без него, встанет водителю 5000 – 10000р , возможно лишение прав на 2 – 4 месяца .

Допустимый перегруз по этой статье не более 5 %. Превышение этого показателя обойдется работнику в 1500 – 2000 р.

Не важно насколько короче путь по прямой, чем в объезд. Если на дороге стоит знак 3.12 и ваша машине не вписывается в рамки указанных ограничений и нет специального разрешения на проезд, то лучше его объехать. Иначе будьте готовы заплатить штраф в 5000 р .

по ч.11 ст. 12.21.1 КоАП РФ:

  • «Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками, запрещающими движение транспортных средств, общая фактическая масса которых либо нагрузка на ось которых превышает указанные на дорожном знаке, если движение таких транспортных средств осуществляется без специального разрешения, влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.»

Если перегруз окажется слишком значителен, инспектор ГИБДД может запретить дальнейшие движение, в таком случае машину ждет штрафстоянка.

✔ Для юридических лиц.

Ответственность для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц за такие правонарушения значительно выше, чем для самого водителя. Более того, теперь отвечать будет не только грузоперевозчик, иногда ответственно ляжет и на отправителя. Предприниматели, ведущие свою деятельность без регистрации юр. лица будут отвечать наравне с полноценными юр. лицами. Примечание к статье 12.21.1 КоАП РФ:

  • «За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.»

В зависимости от степени перегруза размер штрафа варьируется от 250 до 400 тысяч рублей. Безусловно размер значителен, это сделано с единственной целью – превратить перегрузку авто в неприбыльное занятие, потери должны стать больше прибыли. Ч. 10 ст. 12.21.1 КоАП РФ:

  • «Превышение допустимой массы транспортного средства и (или) допустимой нагрузки на ось транспортного средства, либо массы транспортного средства и (или) нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, либо допустимых габаритов транспортного средства, либо габаритов, указанных в специальном разрешении, юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществившими погрузку груза в транспортное средство, влечет наложение административного штрафа на индивидуальных предпринимателей в размере от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей.»

Перевозка тяжеловесных грузов негативно сказывается на состоянии дорожного полотна, а также приводит к опасным ситуациям на дороге. В 2015 г. в России случилось несколько аварий с большим количеством жертв из-за того, что слишком тяжелые машины легко входят в занос и переворачиваются, прицепы отрываются от тягача, сбивая проезжающие авто. Поэтому государство серьезно подходит к контролю за движением большегрузов, увеличивая санкции за нарушения ПДД. Какой штраф установлен за перегруз по осям в 2019 г.?

Правительство России на федеральном и местном уровнях и собственники дорог устанавливают предельно допустимую нагрузку на полотно и проверяют проезжающие автомобили по двум контрольным значениям: общей массе и осям. Последнее показывает, какой массой от общего веса АТС колеса оси давят на поверхность дороги. Перегруз (превышение) допустим только по специальному разрешению, иначе это - административное нарушение.
В общем случае максимально допустимые нагрузки для грузовых АТС на разных дорогах определены в Постановлении Правительства РФ № 272 от 15.04.2011 г. Исходя из приведенной в законе таблицы, рассчитывают норматив для рабочей машины.


Например, для движущегося по федеральной трассе М1 4-осного одиночного самосвала «Газель» массой 15 тонн, передние и задние оси которого сближены, с грузом в 16 тонн показатели таковы:

У этой Газели будет перегруз задней оси на 0,8 тонны (5 %).

На отдельных участках дороги, мостах, эстакадах, а также в весенний период «просушки» (в регионах сезонные значения регулируются органами местного самоуправления), весовые требования устанавливаются знаками:

Как считается перегруз? На значимых участках, часто - на въездах в города, устанавливаются пункты весового контроля. Кроме того, измерительные приборы монтируются в проезжую часть перед мостами, эстакадами. Нагрузка определяется после проезда автомобиля по переносным платформам, которые подключены к компьютеру.

Масса груза должна быть указана также в накладных и путевых листах.

Если нагрузка превышает предельное значение, инспектор составляет протокол об административном нарушении. Помимо этого, автомобиль задерживают и отправляют на спецстоянку до тех пор, пока перегруз по осям или общему весу не будет устранен.

Санкции за перегруз грузового автомобиля в 2019 году

Несоблюдение требований к массе и размерам грузового автомобиля - административное правонарушение, санкции за которое установлены в ст. 12.21.1 КоАП РФ. Для водителя, грузоотправителя, собственника авто и других причастных к перевозке предусмотрена своя ответственность.


Санкции в 2019 г. установлены и для грузоотправителей, которые указали ложные или неполные сведения в путевых бумагах о грузе или разрешающем пропуске.

Организациям или частным предпринимателям, которые осуществляют погрузку, грозят штрафы:

  • 80–100 тыс. руб. для ИП;
  • 250–400 тыс. руб. для ЮЛ.

Движение против знаков 3.11, 3.12 влечет наложение штрафа на водителя 5 тыс. руб.

Получив штраф за перегруз автомобиля, нарушители не спешат их оплачивать. В 2019 г. зафиксированы случаи, когда суд существенно снижал размер санкций или отменял их вовсе, если сама дорога не соответствовала требованиям ГОСТ 52748-2007, СНиП или строительным регламентам. Это приводит, в свою очередь, к повреждениям автомобилей, особенно легковых, маловесных грузовых и ТС для перевозки пассажиров (Газелей, например). Чтобы определить это и выдвинуть ответный иск, нужна техническая экспертиза и грамотный юрист.

Кроме того, могут возникнуть нюансы при перевозке насыпных или наливных грузов. В приведенном выше случае общая нагрузка на авто была выдержана в допустимом пределе, но нагрузка на задние оси превышена. Это могло случиться не по злому умыслу, а из-за неправильного распределения груза по кузову Газели. При обжаловании штрафа в суде велика вероятность того, что арбитры отменят вынесенное ГИБДД постановление.

Как предотвратить нарушение: оформление разрешения


По закону, если нагрузка авто на дорогу превышена хотя бы на 2 %, оформляется разрешение на перегруз (согласно Приказу Минтранса № 258 от 24.07.2012 г. и ФЗ № 257 от 08.11.2007).

Специальное разрешение выдается:

  • Федеральным агентством «Ространснадзор» и его отделениями на местах (в Москве ул. Петрозаводсткая, д. 32-А);
  • Федеральным агентством «Росавтодор» и его территориальными органами (в Москве ул. Бочкова 4; заявление можно подать на сайте);
  • местными администрациями (региональными министерствами транспорта);
  • собственниками автодорог.

За запрос разрешения в государственных ведомствах необходимо уплатить госпошлину - 1600 руб. (пп. 111 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

Пропуск может быть получен не более чем на 10 поездок и максимум на 3-месячный срок. Если документ многократный, допускается использовать его только на указанном маршруте, перевозя указанные грузы.

Как выдается разрешение? Сначала перевозчик или грузоотправитель подает запрос на получение документа:

  • в Росавтодор, если маршрут проходит через несколько регионов или по федеральным трассам. Оформление возможно на сайте или портале госуслуг;
  • в Минтранс субъекта РФ, если путь лежит по дорогам муниципального или местного значения в пределах одного региона. Запрос можно послать через портал госуслуг;
  • в муниципалитет района, города или другого населенного пункта, если планируется поездка в пределах его территории по дорогам местного значения;
  • собственнику автодороги.

Форма и образец заявления на пропуск можно скачать на сайте Росавтодора. Дополнительно подаются:

  • копия документа на грузовой автомобиль (ПТС, СТС);
  • схема автомобиля с указанием, как будет размещаться груз, и расчетом нагрузки на ось или колеса;
  • информация о технических требованиях к транспортировке груза.

Маршрут, указанный в заявлении, согласуется со всеми собственниками дорог и ГИБДД, которые, в свою очередь, проверяют возможность проезда большегруза и оценивают предполагаемый ущерб. Таким образом, цена пропуска складывается из размера госпошлины и платы, которую собственники дорог установили в счет возмещения вреда (порядок подсчета описан в Постановлении Правительства РФ № 934 от 16.11.2009 г.). Разрешение на перегруз выдается после того, как грузоотправитель (или перевозчик) предоставит копии платежных документов. По закону, оно не освобождает собственника авто, в случае необходимости, от уплаты госсборов по системе «Платон».


Минимальное время оформления пропуска - 11, а при согласовании с ГИБДД - 15 рабочих дней. Если необходимо провести техническую экспертизу и работы на нужных участках дороги, срок может растянуться до их окончания.

Перегруз легковых авто и ТС для перевозки пассажиров

В ПДД 2019 г. и соответствующих статьях КоАП речь идет о грузовых автомобилях, но не о легковых или предназначенных для перевозки пассажиров. Но если первые трудно нагрузить как полноценную фуру (сама конструкция машины не выдержит и развалится), то многоместные автобусы, например, «Икарусы», под завязку набитые пассажирами, по массе сопоставимы с большегрузами.

Ответственность за движение АТС, переполненных пассажирами, в российских законах не предусмотрена. Несмотря на это, в некоторых регионах страны штрафуют владельцев автобусов и такси, которые допускают перевозку большего количества людей, чем разрешено регламентами и числом сидячих мест. Так, в 2015 г. в Набережных Челнах на 4 тыс. руб. наказали предпринимателя, в чьей маршрутной Газели в час пик ехало 20 пассажиров, хотя по документам должно быть максимум 18.

В ПДД установлены правила, которые касаются перевозки грузов, и за отступление от них штрафуют даже владельцев легковых авто:

  • груз не должен закрывать обзор водителю, внешние световые приборы, мешать управлению машиной;
  • автомобиль не должен шуметь и загрязнять окружающую среду;
  • груз, который выступает от габаритов сбоку более чем на 40 см, а впереди или сзади на 1 м, необходимо обозначать специальным знаком, а в темноте - подсветкой.

За отступление от этих правил в 2019 г. нарушителю грозит штраф по ст. 12.21 КоАП РФ 500 руб.

Как государство борется с перегрузами?

Государство с каждым годом усиливает борьбу с перегрузами, увеличивая штрафы, устанавливая новые пункты весового контроля, распространяя информацию о недобросовестных перевозчиках. Важность этих мер объясняется тем, что бюджет, выделяемый на ремонт и поддержание дорог, несоизмеримо меньше реального ущерба, который наносят большегрузы. И даже система «Платон» не может существенно изменить ситуацию. Дороги разрушаются вдвое быстрее, чем ремонтируются.

По подсчетам Росавтодора, чтобы эффективно контролировать перегруз на ось или общий вес автомобилей на дорогах России, необходимо поставить и оборудовать около 400 пунктов контроля, не считая электронных весов, которые монтируются в полотно. В 2019 г. таких проверочных точек чуть больше 60. Кроме того, к 2019 г. планируется развернуть сеть, объединяющую камеры слежения, базы данных ГИБДД, монтированные в полотно весовые измерительные приборы. Готовится проект закона, по которым госинспекция будет отслеживать маршрутные такси и автобусы, перевозящие больше пассажиров, чем разрешено регламентом.

Федеральное агентство «Росавтодор» на сайте регулярно публикует ТОП-10 нарушителей, которые в погоне за прибылью наполняют автомобили сверх меры: фотографии транспорта с камер слежения, статика поездок и подсчет того, сколько им предстоит заплатить государству. Доверившись таким перевозчикам, организации рискуют своими деньгами и грузом.

Опытные водители говорят, что необходимо избегать перегруза или наполнения автобусов пассажирами сверх меры не только из-за разрушения полотна, потенциальной опасности на дороге или наказаний. Регулярное хождение с превышением массы хотя бы на 20 % приводит к тому, что авто, какое бы крепкое оно ни было, выдерживает максимум пару лет. Ремонт или замена АТС сведет на нет всю прибыль, полученную от перевозок.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook