Самые маленькие машины в мире

Читайте также

Автомобильный рынок – это отражение потребительских запросов: сегодня в нем властвуют седаны и кроссоверы, потому что всем нужны машины «побольше и побрутальнее». Однако есть и определенная покупательская аудитория, вкусы которой кардинально отличаются: за имеющиеся деньги они ищут прежде всего компактную машину. Какие варианты им предлагает сегодняшний рынок?

Н а компакты наш рынок заметно обеднел, причем «со всех сторон»: и некогда самый дешевый новый автомобиль в лице Daewoo Matiz давно покинул конвейер, и более дорогие модели вроде Peugeot 107 в паре с Citroen C1 у нас тоже не представлены, хотя в Европе давно продается новое поколение. Тем не менее, кое-какой выбор для тех, кому нужна машина не длиннее 4 метров, все же остался – и более того, скоро этот размерный класс даже ждет пополнение. Правда, по-настоящему бюджетных вариантов здесь больше нет. Если, конечно, вам не нужен… внедорожник.

  • Длина: 3 640 / 3 740 мм
  • Цена: от 519 000 рублей

В отсутствие Матиза и «китайцев» вроде Lifan Smily и Chery Kimo именно бывшая Нива стала самым дешевым автомобилем с габаритной длиной до 4 метров. Во многом благодаря этому она остается весьма популярной, ежемесячно расходясь тиражом в 2,5-3 тысячи штук. Трехдверка имеет чуть больше 3,7 метров в длину, а пластиковые бамперы версии Urban экономят еще добрые 10 сантиметров, уменьшая габаритную длину до 3 640 мм. Правда, за спинкой дивана второго ряда в трехдверке остается всего 265 литров свободного пространства – те, кому нужны задние двери и багажник на 420 литров, выберут пятидверную версию, которая на 24 сантиметра выходит за рамки нашего лимита.

Lada 4×4 ‘2009–н.в.

Ключевые технические характеристики известны почти каждому: безальтернативный бензиновый мотор 21214 на 83 л.с. и такая же безальтернативная пятиступенчатая механика, раздатка с понижающим рядом и постоянный полный привод через межосевой дифференциал с возможностью блокировки.

Lada 4×4 ‘2009–н.в.

Отдельно отметить можно разве что заводскую версию Бронто, которая входит в число автомобилей . Здесь 240 мм дорожного просвета, усиленные мост и подвеска и самоблоки на обеих осях, что заметно повышает проходимость. Правда, стоит такая версия 723 000 рублей.

Салон Lada 4×4 ‘2009–н.в.

А вот обычная доступна по цене от 519 000 рублей – правда, из опций комфорта здесь будут только гидроусилитель руля и электростеклоподъемники. Чтобы получить электрозеркала с подогревом и подогрев передних сидений, нужно заплатить чуть больше – 538 тысяч, а если нужен еще и кондиционер – то 567. В версии Urban доступен только «полный люкс» за 582 тысячи рублей.

  • Длина: 3 595 мм
  • Цена: от 639 000 рублей

Picanto – настоящий долгожитель и бессменный страж компактного сегмента в России: вот уже третье поколение исправно присутствует в модельной линейке корейского производителя. Что ж, Kia может себе это позволить – пока кассу делают Rio, Sportage и Optima, фактически единолично правит в непремиальном А-классе. Правда, рыночные корректировки все же вывели из гаммы трехдверную версию, и в нынешнем поколении осталась только пятидверка. Она подросла в длину до 3,6 метра, что чуть улучшило положение задних пассажиров и позволило увеличить багажник до 255 литров – что мало, но вполне привычно по меркам сегмента.

1 / 2

2 / 2

Kia Picanto EcoDynamics (JA) "2017–н.в.

А вот что для сегмента уже не слишком типично, так это возможность выбора двигателя. Picanto предлагается с двумя атмосферными моторами семейства Kappa II: на 1 и 1,2 литра. Первый имеет 3 цилиндра, выдает 67 л.с. и сочетается с пятиступенчатой механикой, а для второго, четырехцилиндрового и 84-сильного, предлагается исключительно автомат на 4 ступени.

Kia Picanto EcoDynamics (JA) ‘2017–н.в.

С финансовой точки зрения эти моторы отделяют базовые комплектации от более богатых: литровый агрегат доступен лишь в начальных исполнениях Classic и Comfort. Базовая комплектация за 640 тысяч – во многом маркетинговая: в ней есть фронтальные подушки безопасности, датчик света, система контроля давления в шинах и подогрев форсунок омывателя, но нет кондиционера, электростеклоподъемников, аудиосистемы и даже регулировки водительского сиденья по высоте. Все это появляется только в исполнении Comfort за 725 тысяч.

Салон Kia Picanto (JA) ‘2017–н.в.

За автомат придется заплатить минимум 740 тысяч, но в этой комплектации Comfort кондиционер и электростеклоподъемники все же есть. Для тех же, кто готов платить, доступны и такие «взрослые» опции как подогрев руля, боковые подушки и шторки безопасности, бесключевой доступ, цветной экран приборной панели и мультимедийка с навигацией. Правда, стоит это уже 900 тысяч в версии Prestige, а навигация появляется только в комплектации GT Line за 945 тысяч. Есть, кстати, и «кросс-версия» с накладками из черного пластика – такая обойдется в 890 тысяч рублей.

Smart fortwo / forfour

  • Длина: 2 695 / 3 495 мм
  • Цена: от 910 000 рублей

Нынешнее, третье поколение сверхкомпактного автомобиля было разработано Daimler совместно с Renault – Twingo, продающийся в Европе, делит с ним ключевые технические решения и собирается на одном конвейере в Словении с четырехместным smart forfour. Однако концепция smart осталась ровно той же, что и была: в это крошечный заднемоторный хэтчбек длиной в 2,7 метра, а в он предлагает задние двери и задний диван, имея меньшие продольные габариты, чем Fiat 500, до которого мы еще дойдем – 3,5 метра. При этом в багажном отделении в любом случае остается минимум 185 литров пространства, а максимально доступный заявленный объем для forfour составляет 975 литров.

1 / 5

Smart fortwo (453) "2014–н.в.

2 / 5

Smart fortwo (453) "2014–н.в.

3 / 5

Smart fortwo (453) "2014–н.в.

4 / 5

Smart fortwo (453) "2014–н.в.

5 / 5

Салон Smart fortwo (453) "2014–н.в.

Компоновка у smart тоже сохранилась заднемоторная, и под полом багажника расположен трехцилиндровый мотор M281 в двух вариантах объема и мощности. Базовые smart оснащаются литровым атмосферным двигателем на 71 л.с., а за доплату можно получить турбированную 0,9-литровую версию, которая выдает 90 «лошадок». Разумеется, есть варианты не только с механикой, но и с автоматизированной коробкой передач – причем в отличие от «роботов» на предыдущих поколениях, новый шестиступенчатый агрегат под названием Twinamic, разработанный компанией Getrag, имеет два сцепления и наголову превосходит предшественников по быстродействию.

1 / 3

2 / 3

3 / 3

Smart forfour (453) "2014–н.в.

Цены на двух- и четырехместные smart начинаются с одной и той же отметки – 910 тысяч рублей. Но, разумеется, подходить с такой суммой к покупке этой машины – путь к разочарованию: на наполнение игрушки опциями придется потратить еще немало денег.

Салон Smart forfour (453) ‘2014–н.в.

За доплату доступны и мультимедийная система с 7-дюймовым тачскрином, и панорамная крыша, и широкие возможности по индивидуализации, включая стайлинг от Brabus. Есть и возможность выбрать кабриолет – правда, за версию без крыши придется отдать уже от 1,4 миллиона рублей.

  • Длина: 3 546 мм
  • Цена: от 990 000 рублей

То, что Fiat 500 дебютировал еще в 2007 году, не мешает ему по сей день продаваться в Европе и даже оставаться на нашем рынке, пусть и в гомеопатических дозах. Трехдверный хэтчбек имеет в длину чуть больше 3,5 метров, но все равно предлагает два ряда сидений, хоть второй и остается детским во всех смыслах. За ним остается 185 литров багажного пространства, а если сложить спинку заднего дивана, можно получить 550 литров – как в багажнике солидного седана.

1 / 3

Fiat 500 (312) "2015–н.в.

2 / 3

Fiat 500 (312) "2015–н.в.

3 / 3

Fiat 500 (312) "2015–н.в.

Для «пятисотого» в России доступен только один мотор: 1,4-литровый атмосферник семейства FIRE, который выдает ровно 100 л.с. А вот возможность выбора трансмиссии есть: помимо 6-ступенчатой механики предлагается пятиступенчатая роботизированная коробка передач – с одним сцеплением, как на вазовских моделях. Наш прошлогодний показал, что на его идеальную расторопность рассчитывать традиционно не стоит, но в спортивном режиме он позволяет изрядно раскручивать мотор, что несколько исправляет ситуацию.

Салон Fiat 500 (312) ‘2015–н.в.

Цены на имиджевый хэтч формально начинаются с 990 тысяч рублей – но у дилеров обычно доступны варианты за 1,2-1,3 миллиона рублей. Единственная комплектация Lounge включает в себя кондиционер, стеклянную крышу и мультимедийку с 5-дюймовым цветным экраном, а за доплату можно получить двухзонный климат-контроль, парктроники, 7-дюймовый тачскрин мультимедийки и кожаную обивку сидений. Правда, даже намеков на адаптацию штучно продающейся модели под рынок, разумеется, нет – это означает, к примеру, отсутствие подогрева сидений.

  • Длина: 3 695 мм
  • Цена: от 1 175 000 рублей

Suzuki Jimny – еще один представитель внедорожников, укладывающихся в компактный класс. Здесь все даже серьезнее, чем у Lada 4×4: рамная конструкция, два моста на пружинах, жестко подключаемый полный привод и понижайка. А вот в длину еще меньше: всего 3,7 метра, что означает необходимость выбирать между присутствием задних пассажиров и наличием багажника, который при разложенных задних сиденьях составляет формальные 113 литров. С учетом двух не самых длинных дверей и клиренса в 190 сантиметров посадка на задний ряд – сомнительное удовольствие, и рассматривать этот маленький рамник как семейный автомобиль для троих-четверых можно вряд ли. А вот если постоянных посетителей салона будет не больше двух, то Jimny вполне справится и с бытовыми, и с рекреационными задачами.

1 / 2

Suzuki Jimny (JB) "2013–18

2 / 2

Suzuki Jimny (JB) "2013–18

В подкапотном пространстве выбирать придется только коробку передач: в качестве альтернативы пятиступенчатой механике предлагается четырехступенчатая гидромеханическая АКП. А вот мотор здесь один: 1,3-литровый атмосферник M13A на 85 л.с. Плюсом можно считать то, что автомат нисколько не ограничивает внедорожных возможностей машины, и многие даже рекомендуют выбирать для загородной эксплуатации именно «двухпедальную» версию. Главное – не увлекаться и учитывать внедорожные заезды при планировании графика обслуживания коробки передач.

Салон Suzuki Jimny (JB) ‘2013–18

Цены на Jimny стартуют с 1 175 000 рублей: за эти деньги в машине будут фронтальные подушки, кондиционер, подогрев передних сидений, ГУР и стеклоподъемники. И это фактически полная комплектация: можно выбрать между механикой и автоматом, а в следующем исполнении за 1 280 000 появляются лишь рейлинги и кожаная отделка сидений и руля. Но есть и пара приятных нюансов: во-первых, в этом году мы ждем выхода на наш рынок нового поколения Jimny (это то самое пополнение, о котором мы говорили в начале), а во-вторых, на этом фоне производитель предлагает скидки.

  • Длина: 3 948 мм
  • Цена: от 1 255 000 рублей

Иногда жизнь подкидывает сюрпризы, и родившись в простой семье, ты вдруг получаешь дворянский титул. Так вышло с DS 3, который появился на свет как Citroen C3 в красивой трехдверной оболочке, а в 2016 году стал одним из избранных, перешедших в стан новорожденного премиального бренда DS. Тем не менее, никаких кардинальных изменений такое «перерождение» не принесло: сзади здесь по-прежнему классическая для французов полузависимая торсионная балка, а материалы отделки салона, как и его архитектура, ближе к Citroen, чем к Mercedes. Однако свой шарм у трехдверки, несомненно, есть, да и доли практичности она не лишена. При длине он практически впритык укладывается в заданные нами 4 метра, и потому задний ряд здесь – куда менее номинальный, чем у других компактов, а багажник имеет как минимум 285 литров объема, расширяемые до 980 складыванием спинки заднего дивана.

1 / 3

DS 3 "2016–н.в.

2 / 3

DS 3 "2016–н.в.

3 / 3

DS 3 "2016–н.в.

В бытность свою Ситроеном автомобиль предлагался у нас с 1,6-литровой атмосферной «четверкой», но со сменой имени получил новый и безальтернативный мотор. Агрегат с индексом EB2DT имеет 3 цилиндра и наддув, благодаря которому выдает 110 л.с. Коробка передач тоже одна: это шестиступенчатый автомат EAT6, производимый компанией Aisin.

Салон DS 3 ‘2016–н.в.

Стартовая цена на DS 3 в исполнении Be Chic составляет 1 255 000 рублей – за эти деньги в трехдверке будет кондиционер, подогрев передних сидений, аудиосистема с Bluetooth, круиз-контроль и еще немного приятных мелочей. Исполнение So Chic за 1 325 000 предполагает наличие климат-контроля, обогрева зеркал и датчиков дождя и света, а топовая версия Sport Chic за 1 405 000 щеголяет диодной головной оптикой, мультимедийкой с цветным экраном и иной отделкой салона.

1 место

Автомобилем это средство передвижения трудно назвать. Создатели нарекли свое творение микромобилем и выпустили его в ограниченном количестве. Сконструировали в Великобритании пять лет назад. Автомобиль впечатляет своими габаритами: в ширину он чуть больше метра, а весит, около шестидесяти килограмм. Поместиться в такой микромобиль может только водитель. Самая маленькая машина в мире имеет три колеса и упомянута в Книге рекордов Гиннесса.

2 место

Следующий микроавтомобиль уже давно стал любимцем многих жителей мегаполисов. SMART ForTwo придумали во Франции десять лет назад. Его длина немного превышает два с половиной метра, а вес около семисот килограмм. Микроавтомобиль оснащен новейшими технологиями: бортовым компьютером, автоматической коробкой передач, двумя подушками безопасности и т.д. Крыша выполнена из тонированного стекла, что визуально расширяет пространство маленького авто.

3 место

Автомобиль с немного большими размерами выпустила компания Suzuki. Это творение рассчитано на двоих пассажиров, которым, однако, будет достаточно комфортно в салоне с высоким потолком. Suzuki Twin наделили узнаваемым и стильным дизайном, поэтому ездить по забитым улицам мегаполисов будет вдвойне приятно. Длина такой машины примерно два с половиной метра, а вес – пол центнера.

4 место

Машина трехметровой длины и весом в семьсот килограмм называется Fiat Seicento . Она появилась в 97-м году и вошла в список микроавтомобилей. За прошедшие годы малолитражка практически не поменялась. Итальянские производители позиционировали ее, как автомобиль на пять мест. В реальности же на заднем сидении умещается только два человека. У этой крошки хорошая грузоподъемность – до пятисот килограмм.

5 место

Авто Citroen C1 длиной в три метра сорок сантиметров и весом восемьсот килограмм. Кроха разгоняется до 150 километров в час, обладает хорошей вместительностью, достаточно красива и комфортна. Отличается плавными миндалевидными формами и стильным современным дизайном.

6 место

Следующая в рейтинге Chevrolet Spark . Американские производители сумели сделать эту кроху пятидверной. Автомобиль длиной в три с половиной метра, а весом чуть больше семисот килограмм. Модель выпускается давно, но восемь лет назад прошла обновление. Теперь ее технические характеристики гораздо выше и привлекательнее.

7 место

Проект машины Peugeot 107 был создан инженерами японской и французской компании. Японские специалисты работали над технической частью, а французы обеспечивали дизайн. Это самый маленький автомобиль в линейке французского холдинга, но в то же время он достаточно комфортный в эксплуатации. Весит восемьсот килограмм, а длиной чуть меньше трех с половиной метров.

8 место

У Toyota iQ длина меньше, чем у предыдущих автомобилей (около трех метров), но зато ее вес составляет восемьсот пятьдесят килограмм. Этот трехдверный автомобиль отлично укомплектован инновационными технологиями, обеспечивающими пассивную и активную безопасность. Поэтому, несмотря на свой скромный вид, он достаточно дорогой.

9 место

10 место

Последнюю кроху в списке придумали японские инженеры. Модель Daihatsu Move весит восемьсот килограмм и имеет длину больше трех метров. Автомобиль очень комфортный: двери открываются на девяносто градусов, также оснащен обзорными камерами и локатором лазерного типа.

На сегодняшний день людей окружает огромное количество автомобилей. Выбор авто для каждого зависит обычно от того, что он хочет получить в результате. Кому-то нужна стильная, дорогая и вместительная машина, а кто-то поклонник и фанат категории небольших автомобилей.

Люди ценят маленькие авто как удобный, вместительный, вездесущий, с низким расходом топлива и недорогой транспорт.

Немного истории о самых маленьких легковых авто

Одной из первых попыток создать маленький автомобиль, да и автомобиль в целом стал Velocar, который был построен после Первой мировой войны инженером из Франции Шарлем Моше. Эта модель начала существование как педальный автомобиль. Рассчитан он был на две персоны, причём и в контроле над техникой тоже. Так не видящие ветераны крутили педали на машине, а их жёны смело управляли веломобилем.

Позже в 30-х годах появилась модель Velocar Camionette уже со встроенным двигателем, конечно, довольно шумная, мощностью всего 2 лошадиные силы, весом около 100 кг, 2,4 м длины и 1,3 м ширины. Производили эти маленькие авто более 10 лет.

В 1942 году, несмотря на активное течение Второй мировой войны, фирма Peugeot, работая над проектами под грифом «секретно», создала свой маленький электромобиль - Peugeot Voiture Legere de Ville. Он уже развивал скорость 32 км/ч, весил 348 кг, при длине 2,67 м и ширине 1,21 м, однако за один раз мог преодолеть расстояние не более 80 км, поэтому его называли городским.

После войны особо популярным становится маленький автомобиль King Midget, созданный пилотами США К. Драйем и Д. Оркаттом. Произведено было друг за другом три модели. Первая – King Midget I – авто на одного человека в качестве деревянного каркаса, продавали его как в подготовленной сборке, так и по запчастям.

Вторая - King Midget II, считался элитным и использовался для развлекательных и прогулочных поездок или игры в гольф. Третья - King Midget – это были улучшенные маленькие авто, не имевшие тогда реальных конкурентов в стране.

В это время в Германии бывший авиаконструктор Флитц Фенд создаёт маленькое и недорогое авто для солдат, ставших инвалидами, - Fend Flitzer. Он стал настолько пользоваться популярностью, что производственных сил не хватало на покрытие всего спроса, - и тогда Фенд начинает сотрудничать с крупным военным авиастроительным предприятием Messerschmitt.

После чего рождаются маленькие авто Kabinenroller - двухместные автомобили, где сидения располагались в ряд, мощностью двигателя 9 лошадиных сил и максимальной скоростью 90 км/ч. Весил он 180 кг, 2,82 м - длина, 1,22 м - ширина.

Немного позже выходит следующая модель KR 200, со скоростью 105 км/ч, из нового в ней - появилась передача заднего хода. Однако вскоре Германии после строгого запрета разрешили работать над военными самолетами, и производство микромобилей остановилось. Да и к тому же рынок авто всё больше заполняли крупные автомобили как знак престижа.

Маленькие легковые автомобили современности

Aston Martin Cygnet (Великобритания)

Габариты: 3,078 м, 1,68 м, 1,5 м (длина-ширина-высота)
Вес: 890 кг
Макс.скорость: 170 км/ч

Это первый компактный легковой автомобиль высокого класса, в производстве с 2011 г. Придуман на базе Toyota iQ, и является конечным результатом совместной работы Aston Martin и Toyota. Выпускается в Англии.

Цель создателей - удовлетворить прихоти поклонников других моделей Aston, так привыкших к богатству, которые живут в городах с узкими центральными улицами и как следствие - нуждаются в маленьком втором авто того же уровня.

Современная электронная начинка, есть даже для многих важная док-станция для так любимого iPod. Но главное - экстерьер в стиле Aston Martin (решетки радиатора, оригинальные воздухозаборники в капоте, красивый спойлер и задние габариты в форме бумерангов, а также «алмазами» в составе металла для колёсных дисков). Салон выполнен из дорогих видов кожи (2 вариации – белый и чёрный). Вместимость его - 3+1 (плюс один ребёнок).

Двигатель – бензин, 1,33 л. 100 км/ч машина способна набрать за 12,5 секунд, оснащён технологией Stop&Start, которая помогает водителю экономить топливо, несмотря на движение в пробках.

Fiat 500C (Италия)

Габариты: длина 3,546 м, ширина 1,627 м, высота 1,488 м
Вес: 865 кг
Макс.скорость: 160 км/ч

Очень экологичный и экономичный легковой автомобиль. Внешний вид сдержанный в стиле ретро, а вот внутри материалы интерьера салона очень гармонируют по цветам и по качеству. Передние сиденья снабжены отличной боковой поддержкой.
100 км/ч авто способно набрать за 12,9 секунд.

Tata Nano (Индия)

Габариты: 3,1 м, 1,5 м, 1,6 мм (длина-ширина-высота)
Вес: 865 кг
Максимальная скорость: 100 км/ч
Впервые был показан на автосалоне в городе Нью-Дели в 2008 г.

Экономный по максимуму. Отсутствуют так часто используемый усилитель руля, чудо-кондиционер, удобные электростеклоподъемники, подушки безопасности, которые приходят на помощь в авариях, центральный замок, дверь багажника, а «дворник» только один.

Объем его двигателя - 0,6 л, расход топлива - 5 л для 100 км, объем бака - 15 литров.

Toyota iQ (Япония)

Габариты: 2,985 м, 1,68 м, 1,5 м (длина-ширина-высота)
Вес: 845 кг
Макс.скорость: 170 км/ч

Toyota iQ в производстве с 2009 г., автомобиль класса «микро-премиум». Масса модернизированных элементов: так необходимая антиблокировочная система ABS, любимая нами система курсовой устойчивости VSC, не менее важный усилитель экстренного торможения BA, часто используемая антипробуксовочная система и др., а такжн 9 подушек безопасности.

В салоне могут с комфортом поместиться трое взрослых.
Объемом двигателя - 1 л. 100 км/ч машин набирает за 11,6 секунд, расход её топлива – 5,1 л на 100 км.

Citroen C1 (Франция)


Габариты: 3,43 м, 1,63 м, 1,46 м (длина-ширина-высота)
Вес: 835 кг
Макс.скорость: 157 км/ч

Четырехместный автомобиль, совместное создание Citroеn и Toyota Motor Corporation, в производстве с 2005 г., сборка – Чехия. Элегантный дизайн кузова. Выбор многих женщин.

Салон минимально загружен и строг: на приборной доске размещён только спидометр с очень крупными цифрами и приятный дисплей бортового компьютера. Из минусов – задние стёкла не опускаются.

Citroen C1 создали в двух вариациях: на 3 двери и на 5 дверей, кузов хетчбэк. Объем двигателя: бензин - 1 л, дизельное топливо - 1,4 л. 100 км/ч авто набирает за 14 секунд.

Peugeot 107 (Франция)

Габариты: 3,43 м, 1,885 м, 1,47 м (длина-ширина-высота)
Вес: 800 кг
Макс.скорость: 160 км/ч

Как и Citroen C1, он придуман в единстве французской и японской компаний. Различий в марках немного, в основном - в дизайне. Дверь багажника полностью стеклянная. Внутри все игрушечное и замысловатых форм.

Объем двигателя: бензин - 1 л, дизельное топливо - 1,4 л. Машина остро реагирует на некачественное дорожное покрытие и сльный боковой ветер, так что разгон более 100 км/ч нежелателен.

Chevrolet Spark (США)

Габариты: 3,49 м, 1,495 м, 1,5 м (длина-ширина-высота)
Вес: 775 кг
Макс.скорость: 160 км/ч

Пятидверный компактный хетчбэк. Относительно не дорогой. Оригинальный дизайн кузова, стильные передним и круглым задние фары. Салон вместительный: помещаются пять человек. Корпус сделан с применением очень прочной стали, поэтому результаты на краш-тестах очень неплохие.

Оснащён антиблокировочной тормозной системой ABS, а также подушками безопасности.
100 км/ч машина набирает за 14 секунд.

Fiat Seicento (Италия)

Габариты: длина 3,319 м, ширина 1,508 м, высота 1,44 м
Вес: 730 кг
Макс. скорость: 140 км/ч

Выпускается с 1998 г. Переднеприводный трехдверный хетчбэк. Небольшой и маневренный. Считается пятиместным, но в реальности сзади могут расположиться только двое. Дизайн кузова немного несовременный.

Объём его двигателя - 1,3 л. 100 км/ч автомобиль способен набрать за 18 секунд.

Mercedes SMART ForTwo (Франция)

Габариты: 2,7 м, 1,56 м, 1,54 м (длина-ширина-высота)
Вес: 730 кг
Макс.скорость: 135 км/ч

Очень компактное авто для двоих. В производстве с 2004 г.
Установлено самое современное оборудование: бортовой компьютер, автоматическая шестиступенчатая коробка передач, важная для многих антиблокировочная система ABS, система стабилизации ESP, удобные электростеклоподъемники, центральный замок с привычным дистанционным управлением, а также две фронтальные подушки безопасности.

100 км/ч авто способно набрать за 13 секунд; средний расход для топлива - 3,5 л. на те же 100 км. На крутых поворотах при достаточно высокой скорости его может занести, рекомендуемая скорость - ниже 50 км/ч.

Высокий потолок. Прозрачная тонированная крыша.

Suzuki Twin (Япония)

Габариты: 2,735 м, 1,475 м, 1,45 м (длина-ширина-высота)
Вес: 560 кг
Макс.скорость: 120 км/ч

Двухместная городская модель. Оригинальный дизайн.
100 км/ч машина набирает за 33 секунды, но скоростная норма для этого автомобиля - 60 км/ч. Очень экономичный - расход его топлива - 3,3 л на 100 км.

Peel P50 (Великобритания)

Габариты: 1,37 м, 1,04 м, 1,17 м (длина-ширина-высота)
Вес: 59 кг
Макс.скорость: 80 км/ч

Самый-самый… Маленький и легкий, производится в Великобритании: производство началось в 2011 г. Одноместный автомобиль. Специальная ручка для ручной перевозки, как чемодан.

Маленькие легковые автомобили. Достоинства и недостатки.

1. Для города маленькие автомобили намного удобнее больших. Ни них легко совершать обгон или опережение, объезжать ямы и помехи, а также парковаться.

2. Невысокая цена.

3. Невысокая стоимость технического обслуживания.

4. Очень экономный расход топлива в условиях города (и сразу минус - эти машины не для междугородних поездок с семьей).

5. Безусловно, маленькие авто не подходят большим семьям, в салон поместится в лучшем случае четыре взрослых человека, а маленький багажник не позволит взять серьёзный груз – например, клетку с шиншиллой.

Однако, как они хороши, эти славные, преданные, маленькие авто…

Современные условия жизни требуют от каждого человека повышенной мобильности. Личный автомобиль - прекрасный способ этим требованиям соответствовать. Но, помимо своей функциональности, он должен отражать и индивидуальность владельца. Поэтому многие девушки предпочитают подчеркнуто женственные автомобили. А практичные барышни еще и обращают внимание на цену. Поэтому маленькие недорогие машины для женщин и пользуются таким спросом. В чем их особенности и на какие модели обратить внимание?

Достоинства небольших авто

Маленькие недорогие машины для женщин, обзор которых будет представлен ниже, не только идеально отвечают эстетическим предпочтениям обладательниц. У них есть и несколько преимуществ. Так, небольшой автомобиль отличается повышенной маневренностью. Мощность такой машины невелика, зато передвигаться она может куда проворнее, перестраиваться из ряда в ряд без труда и парковаться куда быстрее, чем крупный внедорожник. Еще один плюс - экономичность. Малый объем двигателя требует меньше бензина. Налоги, техосмотр, страховка и запчасти нередко оказываются для такой машины дешевле. Логичным последствием меньшего количества бензина становится экологичность - маленькие недорогие машины для женщин куда безопаснее для окружающей среды, чем традиционные крупные авто для мужчин. Наконец, стоимость. Даже в самой роскошной комплектации в силу своих размеров такой автомобиль стоит намного дешевле, чем стандартное купе, а тем более чем агрессивный внедорожник, которые, как правило, предпочитают выбирать мужчины.

Daewoo Matiz

Итак, рассмотрим детальнее маленькие недорогие машины для женщин. Марки машин, предлагающих подобные варианты, составляют достаточно обширный список. Одним из обязательных пунктов будет модель Matiz от «Дэу». Это доступная и компактная машина городского типа. Клиренс и подвеска не подойдут для экстремальной езды по бездорожью, но в обычных условиях они идеальны. Эта машина станет прекрасным выбором для автолюбительниц, которые садятся за руль впервые. Единственная особенность, на которую стоит заранее обратить внимание - небольшой багажник. Если вы не планируете перевозить внушительные объемы вещей, машина идеально подойдет.

Hyundai Getz

Азиатские производители одними из первых стали создавать маленькие недорогие машины для женщин с легким и комфортным управлением и эстетичным видом. Отличный пример - модель Getz от Hyundai. Правда, выпуск таких автомобилей остановлен, но найти его на рынке не вызывает особых трудностей. Можно даже выбрать между механической и автоматической коробкой передач. Компактный и надежный, автомобиль прекрасно подходит для передвижения в городских условиях. Кроме того, у него нет небольшого недостатка, которым иногда отличаются маленькие недорогие машины для женщин. Фотографии модели позволяют быстро убедиться - у этого авто вместительный багажник. В отличие от крошки «Дэу», Getz предоставляет обладательнице много места для покупок и вещей.

Skoda Fabia

Продолжаем перечислять маленькие недорогие машины для женщин. Название, которое стоит запомнить - Skoba Fabia. Этот автомобиль считается очень надежным, а цена его лишь ненамного больше, чем у предыдущих моделей. В комплектации предлагаются усилитель руля, подушки безопасности, автоматическая коробка и ABS. Компактные в сочетании с достаточно мощным двигателем обеспечивают маневренность движения. Такой всего подойдет для девушки, которая уже является опытным водителем, но и новичок сможет разобраться с вождением в комфортный срок. Так что можно смело сказать, что эта работа от чешского автопрома будет практичным и надежным вариантом для женщин.

Kia Picanto

Как уже упоминалось ранее, азиатские заводы часто создают маленькие недорогие машины для женщин. Название с фото, достойные внимания - Kia Picanto. Это оригинальный автомобиль с запоминающимся и крайне привлекательным дизайном. Как и "Шкода", он чуть дороже описанных выше моделей, зато комплектация дополнена автоматической коробкой, подушками безопасности и другими полезными мелочами. Удивительно компактный автомобиль легко припарковать где удобно. Для поездок в городских условиях эта машина представляет одно из лучших решений. Выпуск в разнообразных ярких оттенках делает ее особенно привлекательным выбором для женщин.

Citroen C3

Есть маленькие недорогие машины для женщин и в ассортименте известной марки "Ситроен". Модель C3 создана для утонченных леди, разбирающихся в технике - комплектация автомобиля достаточно хороша. Можно выбрать не только автоматическую, но и роботизированную коробку с чуть менее мощным двигателем. Это не но его цена вполне оправдана и все равно достаточно низкая по сравнению со стоимостью крупного паркетника. Для девушки, которая ценит свой комфорт, такой выбор будет весьма уместным.

Lifan Smily

Продолжим перечислять маленькие недорогие машины для женщин. Обзор автомобилей с компактными размерами и оригинальным дизайном будет неполным без упоминания этой модели. Она нравится многим женщинам благодаря потрясающему внешнему виду в сочетании с экономичной ценой. В комплектации предлагаются усилитель руля, две подушки безопасности, противотуманные фары и электрозеркала. Есть варианты и с кондиционером и литыми дисками. Единственным небольшим минусом данного авто является внушительный объем потребляемого бензина - десять литров для таких размеров могут показаться некоторым неоправданно большим количеством. Дизайн, напоминающий куда более дорогой Mini Cooper, позволит владелице выделить свой изящный вкус без лишних затрат, которые предполагала бы покупка знаменитого компактного британца.

Peugeot 107

Поклонницам европейских марок стоит присмотреться к этой привлекательной машине от французского бренда "Пежо". Она предлагается в трех- или пятидверном вариантах. Базовая версия оснащается неплохим двигателем с мощностью в шестьдесят восемь лошадиных сил. Это прекрасная цифра для спокойной езды в городских условиях. Комплектация включает две подушки безопасности, ABS, а в более дорогом варианте - усилитель руля, кондиционер и аудиосистему. Можно выбрать как автоматическую, так и роботизированную коробку передач. Несмотря на то что этот женский автомобиль достаточно невелик, в нем с легкостью размещаются четыре человека. Скромные размеры багажника компенсируются потрясающей экономичностью топлива - на сто километров потребуется не более шести литров. В целом это идеальная машина, созданная специально для дам.

Citroen C1

Еще одна достойная внимания модель от "Ситроен". Машина оснащается двигателем с объемом в один литр и мощностью в шестьдесят восемь лошадиных сил. Трехдверный вариант доступен в комплектации механической или роботизированной коробкой передач, которая будет чуть дороже. Комплект включает ABS и две подушки безопасности, опционально наличие автомата, усилителя руля, электростеклоподъемников и других деталей. Существует также пятидверная версия с аналогичным оснащением. Можно найти модели с кондиционированным салоном и дополнительными подушками безопасности. Данная машина от "Ситроен" пользуется спросом у женщин благодаря прекрасному сочетанию практичности, привлекательного внешнего вида, доступной цены и надежности.

Chevrolet Spark

Небольшой автомобиль от "Шевроле" привлекает своим симпатичным видом и удивительной функциональностью - он может без проблем вместить в себя пять человек одновременно. Кроме того, даже базовая комплектация предполагает наличие кондиционера и усилителя руля. Цена машины вполне доступна, при желании можно выбрать и вариант с автоматической коробкой и ABS, который будет чуть дороже. В любой из оснащается двигателем в 1 литр с мощностью в шестьдесят восемь лошадиных сил. Есть также вариант с двигателем в 1,2 литра и мощностью в восемьдесят одну лошадиную силу. Такая комплектация возможна исключительно с механической коробкой и дополняется боковыми подушками безопасности, климат-контролем и литыми дисками. Отдельно стоит отметить доступную палитру - множество вариантов пастельных оттенков, воплощенных в краске с эффектом металлик, позволят каждой даме подобрать свой любимый цвет без всяких проблем. Идеальное преимущество для женской машины!

Хороший родитель на любой вопрос ребёнка тут же даст вразумительный ответ. Родитель похуже подумает – и тоже даст, хоть какой-то. Большая часть остальных берёт смартфон и гуглит какие-то статьи по теме. Ну а самым нерадивым приходится писать эти статьи.

К огда семилетний сын задал этот вопрос: «А какая машина самая маленькая?» — я принялся мямлить что-то, едва ли напоминающее нормальный ответ. В голову полезли какие-то , трёхколёсные моторикши, потом со скоростью, бессмысленной для погони, промчалась по подсознанию … Но и при детальном рассмотрении этот вопрос оказывается не так уж прост: на самом деле, те автомобили, которые большинство считает очень маленькими, таковыми вовсе не являются. Самый главный вопрос, на который предстоит ответить – это «как считать?». По каким критериям определять величину автомобиля?

Абсолютное большинство исследователей данной темы обходят этот вопрос стороной, случайно или намеренно. Всегда есть определённый подход, допущения и ограничения: то в качестве выборки используется перечень машин какого-то определённого класса, то – определённой эпохи или страны: скажем, сайт сайт писал о . В ряде случаев в исследование включаются миниатюрные самоделки, которых за все годы существования автомобилей было безмерное множество: их строили и в Европе, и в США, и в странах Востока, и, конечно, в России – правда, последние гораздо менее известны в силу исторической изолированности отечественных «кулибиных» от остального мира. Порою же приходится иметь дело и вовсе со случайными подборками, в которых «самым маленьким автомобилем» назван, на самом деле, довольно крупный аппарат.

Чаще всего во главу угла ставится длина машины. Но, позвольте, а как же остальные габаритные размеры транспортного средства? Ведь иногда именно малая ширина или высота автомобиля могут привести к определённому выводу; правильному или нет – вопрос уже другой. Но раз уж для авто всегда регламентированы три габарита, почему бы не использовать их вместе в качестве характеристики компактности машины?

Свой подход, свои правила и ограничения будут и в нашем небольшом исследовании. Во-первых, мы исключим из рассмотрения самоделки, а также эксклюзивные и экспериментальные машины, сделанные в единственном экземпляре. У нас будут лишь серийные модели, которые предлагаются к покупке или предлагались в прошлом. Одно исключение из этого правила будет, но только в силу того, что оно весьма показательное. И во-вторых, мы будем использовать все три габарита – длину, ширину, высоту – для определения размера автомобиля.

1 / 2

2 / 2

С этой целью мы введём термин под названием «условный объём». Термин не нов, он имеет отношение к морской и речной навигации и используется для взимания судовых сборов в порту. Условный объём судна исчисляется в кубических метрах и определяется произведением трёх величин: наибольшей длины, наибольшей ширины судна и наибольшей высоты его борта. В качестве «условного объёма автомобиля» мы будем понимать произведение трёх его габаритных размеров.

Статьи / История

Яйцемобили: пять позорных малолитражек прошлого

Целое десятилетие bubble car щеголяли округлостями в мире автомобильной высокой моды. Это было неплохим компромиссом для оборотистых производителей перед теми своими клиентами, для кого экономия топлива была...

51021 10 43 29.08.2015

Конечно, ключевое слово здесь «условный» – никакой картины реальной вместимости автомобиля этот показатель не даст (скажем, в вопросе взимания портовых сборов объём конкретного судна уточняют с помощью коэффициентов), но примерное понимание – так сказать, в первом приближении – получить поможет: при оперировании одной цифрой взамен нескольких уже имеет место быть определённая характеристика, по которой можно вести сравнительный анализ. Будем считать, что введённый нами показатель – это некий прямоугольный параллелепипед, в объём которого можно теоретически уместить машину – например, для перевозки или хранения. Условный объём в кубометрах мы будем округлять до второго знака после запятой, а при равенстве этого показателя у сравниваемых машин (в нашей подборке встречается и такое), выявим «меньший» автомобиль по габаритной длине.

Конечно, мы не рассмотрим все маленькие автомобили мира (даже с учётом описанных выше ограничений), но точно выберем наиболее ярких представителей. Все компактные транспортные средства можно разделить на несколько групп, и отчасти именно поэтому в качестве победителей в номинации «компактность» имеют известность сразу несколько автомобилей. Например, в одно время слава самых маленьких надолго закрепилась за так называемыми микрокарами или скутер-карами («scootercar», «scootа car») – как бы уменьшенными копиями обычных автомобилей, вошедших в моду в 1920–1940 годах в Великобритании, Германии и отчасти в США.

Пожалуй, наибольший след в истории оставили произведения британской компании British Motor Boat Mfg Co Ltd – как можно догадаться по названию, фирма строила также и миниатюрные лодки, «scoota boat», а фотографирование малюсенького Rytecraft Scootacar на улицах Лондона даже стало своеобразным фотожанром. К тому же «поветрию» можно в определённой степени отнести английский Larmar и французский Mochet, хотя в случае с некоторыми моделями последней марки мы отчасти переходим ко второй и третьей группам маленьких автомобилей.

На фото: Rytecraft Scootacar. Англия, 1934 г.

К сожалению, точные габариты скутер-каров начала XX века сейчас почти невозможно установить – и, соответственно, нельзя посчитать их условный объём. Но хотя эти машины были действительно маленькими, лидером нашего подсчёта ни одна из них всё равно не стала бы – в силу того, что любой из них был построен в пропорциях, близких к обычному автомобилю тех лет. А действительно маленькие машины всех времён и народов принадлежат к другому виду – так называемым , своеобразным повозкам, как правило, с мотоциклетным двигателем (существовал советский термин – «мотоколяска»), авто фактически «облегают» одного или двух сидящих в нём людей.

1 / 3

2 / 3

На фото: Mochet CM Luxe. Франция, 1950 г.

3 / 3

На фото: Mochet CM Luxe. Франция, 1950 г.

Прародителем «пузырей» считается Isetta, и по праву – как минимум этот микроавтомобиль точно был самым коммерчески успешным из всех, и термин «bubble-car» прижился именно благодаря ему. Итальянцы из компании Iso, выпустив Изетту, продали лицензию на производство столь необходимого в послевоенное время дешёвого автомобильчика для коротких поездок в несколько иностранных фирм: во Францию, Великобританию, Бразилию и Германию, где машинка получила, конечно, наибольшую известность и нынешний культовый статус – под именем BMW Isetta. У авто конструктивно не было задней передачи, но было четыре колеса и два посадочных места, а мощность мотоциклетного мотора баварцы подняли с 9,5 до 13 лошадиных сил.

Обречённая на всенародную любовь, Изетта вместе с тем не могла не обрести целого ряда хлёстких и ёмких прозвищ. Бразильцы звали её «bola de futebol» (футбольный мяч), французы «yogurt pot» (банка йогурта), ну а немцы как только не изгалялись: «knutschkugel» (собственно, пузырь), «sargwagen» (гроб-мобиль, гроб на колёсах), «halleluja-auto» (если вольно перевести на русский – «капсула смерти») и «das rollende ei» (катящееся яйцо). Последний вариант использовался и в Чили: там Изетту звали, извините, «huevito» (яичко).

Родственный «пузырям» тип микроавтомобилей – это так называемые «кабиненроллеры» (от немецкого «kabinen» – кабина, каюта). Родоначальником этого направления можно считать Fend Flitzer – мотоколяску для людей с ограниченными возможностями, которую в конце 1940-х представил немецкий инженер Фриц Фенд. Габариты этого транспортного средства таковы, что условный объём составляет всего около 2,5 кубометра – при желании Flitzer поместился бы даже в современный фургон Lada Largus. Фенду удалось изготовить и продать 250 таких колясок, причем большинство из них были куплены совершенно обычными гражданами, что навело автора на мысль о создании чего-то подобного, но уже не для одного, а для двух человек.

С этим проектом он пришёл в авиационную компанию Messerschmitt, в результате чего появился трицикл Messerschmitt Kabinenroller – собственно, давший обиходное название целому ряду транспортных средств. Он имел «самолётную» схему с последовательной посадкой двух человек (в отличие от Изетты, пассажир садился за водителем, а не рядом с ним), и его модернизированная версия KR200, представленная в нашей подборке, расходовала всего 3,2 литра бензина на 100 км. Kabinenroller был прямым конкурентом Isetta и остаётся им до сих пор – целые международные клубы, посвящённые каждому из автомобильчиков, спорят, какой же из них лучше и успешнее.

1 / 3

2 / 3

На фото: Messerschmitt Kabinenroller. Германия, 1955 г.

3 / 3

На фото: Messerschmitt Kabinenroller. Германия, 1955 г.

Советским аналогом этих машин зачастую называют двухместную мотоколяску СМЗ С3A (название модели читается как «эс-три-а»), хотя по факту она чуть крупнее английского и немецкого вариантов, а по форме кузова ближе к «традиционным» автомобилям. С3A получила широкую известность после выхода фильма Леонида Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» и посему обзавелась прозвищем «моргуновка». Задуманная как некий компромисс между моторизованной инвалидной коляской и полноценным автомобилем, С3A часто подвергалась нападкам за то, что якобы нормально не зарекомендовала себя ни в одной из двух этих ипостасей.

Но корни этой критики стоит, вероятно, искать в чисто российской традиции ругать всё отечественное, ведь по характеристикам наша мотоколяска едва ли могла в чем-то существенно уступать иностранным. Да и на «инвалидность» (в значении «ущербность») пенять особого смысла нет, если вспомнить историю появления знаменитого Messerschmitt Kabinenroller. Как бы то ни было, а появившись в 1950-е, в эпоху «пузырей» и «кабиненроллеров», С3A на несколько лет пережила заграничных законодателей жанра, продержавшись в производстве до 1970 года, и стала куда более массовой.

Кажется невозможным, но в 1950-е и 1960-е в Англии и Германии строили и ещё более миниатюрные автомобили, нежели Isetta и Messerschmitt. Одноместный немецкий Brütsch Mopetta, придуманный бывшим гонщиком и специалистом по пластмассам Эгоном Брютшем, имел колёсную базу в 1 029 мм – конструктору удалось разместить человека (по крайней мере, его большую часть) на метре длины. База английского Peel P50 была больше, зато габаритная длина лишь немного переваливала за 1 300 мм! Peel P50 – это одна фара, один цилиндр, одна дверь (у Mopetta не было и её, как и крыши), один человек… Впрочем, колёс целых три (как и у Mopetta), а расход – 2,8 литра на« сотню», что для покупателей было куда важнее всего остального. Двигатель Brütsch Mopetta со шнуром от газонокосилки в качестве стартера расходовал и того меньше – 2,5 л/100 км. Обе машинки продавались в Великобритании и стоили почти одинаково: за Mopetta просили 200 фунтов стерлингов, за P50 – на фунт меньше. В сегодняшних ценах это почти… 2 000 фунтов стерлингов, однако самый обычный велосипед в те годы стоил порядка 130–150 фунтов.

В 1960-е P50 производили серийно, а вот Mopetta повезло меньше – переговоры с Opel о серийном выпуске завершились ничем, и было собрано всего 14 экземпляров. Однако на сегодняшний день в Великобритании производятся реплики этого автомобиля с современным мотоциклетным мотором Honda. Более того, Peel P50 также можно приобрести совершенно новым, и не реплику, а практически оригинал – компания Peel Engineering с 2010 года предлагает мотоколяски, собираемые мелкими сериями, по цене от… 13 000 фунтов стерлингов. Моторы – 50-кубовый четырехтактник или электродвигатель постоянного тока: оба развивают около 3 л. с. и агрегатируются с вариатором.

1 / 3

2 / 3

3 / 3

В начале 1970-х англичане вернулись к идее чудаковатого компакт-кара, но на несколько ином уровне. Для раскрутки новой машины требовалось эффектное имя, и решено было использовать модное в те годы словечко «bug». В тренде были едва появившиеся тогда пляжные багги («buggy», заметьте), комедия «The Love Bug» о приключениях автомобиля VW Beetle (тоже «жука») и только что прошедший в прокате блокбастер «На секретной службе её величества» о Джеймсе Бонде – и поэтому назвать автомобиль Bond Bug было суперлогично. «Жук Бонда» по меркам микроавтомобилей был крупноват (чуть больше советской СМЗ С3A), но его двигатель обеспечивал отдачу в 29 л. с., а фиберглассовый кузов – полную массу (с водителем и пассажиром) всего в 394 кг, что позволяло автомобилю развивать 126 км/ч. Вопреки столь убийственной для того уровня безопасности «максималки» и благодаря нержавеющему стеклопластику, некоторые экземпляры дожили до наших дней в весьма неплохом состоянии.

1 / 4

2 / 4

3 / 4

4 / 4

Выпускающаяся в Японии с 1998 года и по настоящий момент Mitsuoka MС-1 тоже как бы наследует традиции «бабл-каров» и «кабиненроллеров». По размерам она даже меньше классических Isetta и Kabinenroller KR200, однако имеет всего одно посадочное место. Машинка с пластиковым кузовом и независимой подвеской всех колёс напоминала бы нынешние гольф-кары, если бы не начинка – в движение её приводит бензиновый 50-кубовый моторчик, работающий в паре с вариатором.

Говоря о гольф-карах, заметим, что особняком в большом семействе микроавтомобилей стоят электрические. Идея сделать маленький, но максимально близкий к настоящему транспорту электромобиль – с более-менее полноценным салоном и пригодный для использования не только на полях для гольфа – витала давно. Прямо скажем, задолго до появления собственно электрических гольф-каров. В разгар Второй мировой во Франции был построен Peugeot VLV – электромобиль появился как способ обойти ограничение на использование топлива гражданским населением, введённого оккупационными войсками. До того, как фашистами был наложен запрет на производство, успели сделать 377 экземпляров VLV. На четырёх 12-вольтовых свинцовых аккумуляторах, стоящих под капотом, машинка могла проехать до 80 км и развить «максималку» в 36 км/ч.

1 / 3

2 / 3

3 / 3

В 1960-х к концепции маленького электромобиля обратилось европейское отделение Ford. Экспериментальная Comuta с электроприводом на заднюю ось питалась от таких же четырех свинцовых аккумуляторов, но располагались они уже в базе – прямо как у нынешней Tesla, что гарантировало довольно высокому автомобилю беспрецедентно низкий центр тяжести. Машина развивала скорость до 65 км/ч и на одной зарядке могла преодолеть расстояние в 65 км. Руководство Ford заявляло журналистам о появлении подобных электромобилей на дорогах уже через пять–десять лет.

Однако прошло почти 40 лет, прежде чем начали появляться электромобили, которые действительно могут восприниматься как более-менее обычный транспорт. С другой стороны, один из них обычным точно не назовёшь. Представленный в 2005-м американский Tango T600 является одним из тех компакт-каров, создатели которого посчитали, что ширина автомобиля в один метр – это слишком много, и это при длине кузова, сравнимой со Smart Fortwo. Компания-производитель Commuter Cars на своём сайте заявляет, что длина позволяет машине парковаться перпендикулярно тротуару, а ширина меньше, чем у мотоцикла Honda Gold Wing. При этом в авто есть два кресла, стоящие в линию друг за другом – не иначе, конструкторы вдохновлялись Messerschmitt Kabinenroller. Но если бы проводился конкурс на самый безумный компакт-кар, Tango T600 выиграл бы его не поэтому.

1 / 3

2 / 3

3 / 3

Он самый тяжёлый среди всех рассматриваемых здесь автомобилей – 1 430 кг, и изрядная часть массы приходится на аккумуляторы. Но максимальная скорость аппарата «приближается к 150 милям в час», что равно примерно 241 км/ч. Разгон до «сотни» – за 3,2 секунды, а на одной зарядке Tango T600 способен пройти от 190 до 390 км в зависимости от типа батарей. Заказчикам в США и Европе его поставляли в виде крутого «гиковского» набора для сборки, а первым владельцем стал Джордж Клуни. Но, несмотря на всё это, популярным Танго так и не стал – доподлинно известно только о 12 проданных экземплярах. Вероятно, в силу цены – от 108 000 до 120 000 долларов.

1 / 3

2 / 3

3 / 3

В 2008 году появился ещё один электромобиль с похожими габаритами и последовательной посадкой двух человек в салоне, но корпус французской Lumeneo Smera наклоняется в повороте с помощью электроники. Сдвоенный электромотор в 40 л. с. приводит задние колёса и разгоняет электромобиль до 100 км/ч за 8 секунд, а на одной зарядке машина может пройти 150 км. Smera стоила во Франции 24 500 евро, что куда адекватнее цены на Tango T600, но в 2013-м компания обанкротилась, успев продать только 10 машин. В том же 2008-м был представлен норвежский TH!NK City – ещё один интересный микромобиль на электрической тяге, с двумя традиционно установленными сиденьями (рядом друг с другом) и даже опциональным задним рядом: такой, кстати, побывал у нас . Машинка развивала 110 км/ч и проезжала до 160 км на одной зарядке – но, увы, компанию также постигло банкротство.

Китайский Kandi Coco, запущенный в производство в 2009-м, был ещё более доступным – как минимум до 2013 года он поставлялся в США по цене 4 435 долларов – и внешне представлял собой некую «цитату» Smart ForTwo с открытым кузовом, но был чуть крупнее. Под компактным кузовом скрывался электродвигатель, способный разогнать машину до 40 км/ч, а полный заряд батарей позволял проехать около 100 км.

Несколько выбивается из этого ряда миниатюрных электромобилей Shoprider Flagship, тоже появившийся в 2009 году. Его выпускает канадская компания Eclipse Medical, которая занимается оборудованием для людей с ограниченными возможностями – инвалидными колясками, моторизованными креслами и четырехколесными электроскутерами. Собственно, как скутер Shoprider Flagship и позиционируется, однако если подразумевать общее определение понятия «автомобиль» – моторное безрельсовое транспортное средство, имеющее минимум три колеса – он вполне может находиться в списке самых маленьких автомобилей.

Он и впрямь невелик: при ширине чуть больше 700 мм (!) он имеет высоту в 1 626 мм, а длину и того меньше – единственный случай такой «диспропорции» в нашей подборке! Но у него есть две двери (которые легко демонтируются в жаркую погоду), зеркало заднего вида и даже дворник. Впрочем, в далёкое путешествие вы на таком едва ли отправитесь – максимальная скорость составляет 11 км/ч, а дальность пробега 40 км, и исходя из названия, Shoprider призван облегчить пожилым людям походы в супермаркет. Зато цену имеет вполне автомобильную – 6 500 долларов, и это с учётом скидки.

Ну и последняя «каста» маленьких машин – это то, что можно в той или иной мере назвать полноценным автомобилем: четыре колеса, от двух до пяти мест в салоне, более или менее внушительный набор опций – словом, это уже реально машина, только очень небольшая. Хотя и здесь есть свои подвиды – микрокары, миникары, супермини, сити-кары, кей-кары, европейский А-класс, особо малый класс в СССР – всё это довольно близкие по габаритам машины, но зачастую весьма отличающиеся друг от друга концептуально. Расскажем лишь о некоторых представителях этого довольно неоднородного типа – самых популярных, оригинальных или ставших классикой.

Первой ласточкой считается Citroёn 2CV – в 1948 году машина своим появлением ознаменовала начало новой автомобильной эры: стало очевидно, что массовое авто может быть маленьким и экономичным, и более того, в послевоенное время он только таким и может быть. Далеко не самый миниатюрный: длина «Де Шво» составляла 3 830 мм – но при таких габаритах он весил всего 560 килограммов, что немного даже по меркам этой статьи (скажем, Fiat 600 весил 585 кг, Mini в самом лёгком исполнении – 610 кг, а «горбатый» Запорожец – 665 кг), и для перемещения в пространстве ему вполне хватало девятисильного двигателя воздушного охлаждения.

В конце 50-х идея компактного городского автомобиля захватывает Европу – такие машинки начинают строить Fiat, Peugeot, Renault… Но окончательно определить концепцию сити-кара было суждено сэру Алеку Иссигонису – в 1959 году появляется с поперечно расположенным мотором и передним приводом. Первое время автомобиль выпускался на двух английских заводах под названиями Morris Mini Minor и Austin Seven, а в 1961 году обрёл свой окончательный образ под рукой конструктора Формулы-1 Джона Купера. В частности, мощность моторчика возросла с 34 до 55 л. с. (но в таблице, приведённой ниже, мы отражаем самый простой, изначальный вариант двигателя).

1 / 2

2 / 2

На фото: Morris Mini Minor. Англия, 1959 г.

Мини выпускался аж до 2000 года, и мало какой автомобиль может поспорить с ним в массовости. Но произведя революцию в 1960-х, его конструкция далеко не сразу стала каноном. В среде автомобильных конструкторов долгое время противоборствовали две компоновочные схемы: одна с мотором и приводом колёс спереди, а вторая ровно обратная – заднемоторная и заднеприводная, заданная автомобилем VW Beetle. Например, вышел на рынок аж в 1972 году, но был заднемоторным. Он, так же, как и Mini, собирался по лицензии до конца XX века, стал столь же массовым и в ряде стран ничуть не менее популярным, нежели «англичанин».

Разумеется, такое течение конструкторской мысли не могло не затронуть СССР – маленькие машины были тем самым заветным «проходным билетом» в прекрасный, но запредельно дорогой для обычного советского человека мир автомобилизма. К советской классике микроавтомобилей (или «особо малого класса» по тогдашней терминологии в Союзе) относят ЗАЗ-965 – знаменитый «горбатый» Запорожец. Прежде чем взяться за дело, советские констукторы изучали зарубежные микромобили, некоторые из которых нам уже известны: Bond Minicar, BMW Isetta, Fuldamobil, Lloyd 600, Goggomobil T300, Zündapp Janus. И пришли к выводу, что нужно строить что-то посерьёзнее мотоколяски – тем более, что у Серпуховского завода уже была «моргуновка» СМЗ С3A.

В качестве аналога был выбран Fiat 600, но в итоге и перерос «итальянца» по всем габаритам на десятки миллиметров. Да и сама «шестисотка» была не самой миниатюрной моделью Фиата 1950–1960-х. Ещё более компактным является знаменитый Fiat 500 Topolino, а пришедший ему на смену в 1957-м Fiat Nuova 500 (впоследствии знаменитый ничуть не меньше и известный ныне как «каноничный» Fiat 500) хотя и был шире предшественника, но при этом ниже его, а самое главное – существенно короче – его конструкторы не «разменяли» три метра, получив 2 970 мм. Перекликаясь по стилю с «шестисоткой», но будучи более лёгким и компактным, Fiat 500 1957 года исповедовал заднемоторную идеологию и был неким возвратом к идее Topolino как максимально бюджетного и народного авто. Однако в конце концов заднемоторная компоновка ушла в прошлое: последующие итальянские компакт-кары Fiat Cinquecento и Seicento были уже переднеприводными.

Что касается советского ЗАЗ-965, то он, вопреки всё тому же стереотипу «отечественное – значит плохое», в своё время . Однако к 1980-му передний привод на компакт-карах становится основным трендом, и лишним подтверждением тому служит появление своего собственного подобного течения в Японии. Одним из ярких японских автомобилей той поры является Daihatsu Cuore – для машинки с длиной менее трёх метров наряду с механическими коробками предлагался и двухступенчатый «автомат»! В Японии Cuore, известную также как Mira, делают по сей день – правда, это уже совершенно иные автомобили, позиционируемые на стыке миникаров и кей-каров. Стоит упомянуть ещё и широкоизвестную пару одноклассников Cuore – это Suzuki Alto и соплатформенный ему Daewoo Tico.

Та, первая Куоре в середине 1980-х послужила прототипом для советского автомобиля (впрочем, на Альто и Тико советские конструкторы и дизайнеры тоже явно оглядывались) – авто, у которого, к сожалению, так и . Как ни странно, по показателю условного объёма советская Ока меньше, нежели машина-прототип. При этом Ока длиннее прародителя, но интересно, что в 1985 году конструкторы второго поколения Daihatsu Cuore тоже вышли на длину ровно в 3 200 мм (совпадение?), однако японский автомобиль стал выше Оки, а по ширине и первое поколение превосходило советскую машину. Что касается Daihatsu в целом, то этот принадлежащий ныне компании Toyota бренд вообще сделал очень многое на ниве компактных авто.

В 1995 они представили Move, один из первых кей-каров – этот особый , имеющих характерные пропорции, облагается специальным, очень невысоким (льготным) налогом. Сейчас яркими представителями класса служат , Nissan Cube и, собственно, Daihatsu Move в очередном поколении… Иногда к ранним кей-карам относят и знаменитую Honda Z, хотя этот автомобиль пропорционально куда ближе к обычным хэтчбекам. А в 2002 бренд Daihatsu прогремел ещё раз – они взяли в качестве основы всё ту же Cuore (на самом деле, не ту же самую, что была прототипом Оки, конечно) и сделали на этой платформе микроскопический и потому восхитительный родстер Daihatsu Copen, причем с жёстким складным верхом. В 2014 году появилось второе поколение, которое практически сохранило габариты первого. Однако всё это уже были в определённом смысле японские «игры разума», настоящая же революция случилась гораздо раньше, в конце 1990-х, и ответственны за неё были другие автомобили – немецкие Mercedes-Benz A-Class и SMART ForTwo.

1 / 3

2 / 3

На фото: Daihatsu Move. Япония, 1995 г.

3 / 3

На фото: Daihatsu Move. Япония, 1995 г.

1 / 3

2 / 3

3 / 3

1 / 3

2 / 3

3 / 3

A-Class первого поколения (W168), одна из первых работ , заставила по-новому взглянуть на компактный автомобиль: а что, если маленькая машина – это необязательно утилитарная жестяная коробка на колёсах? Впрочем, большинство журналистов тогда оговаривались, что маленький этот автомобиль только по меркам Мерседеса. После того, как один из них кувыркнул A-Class на «лосиной переставке», машина получила доработанную подвеску, дополнительные системы безопасности и… стала ниже на 26 мм. Однако по-настоящему маленьким это ее, конечно, не сделало, а последующие поколения «маленького Мерседеса» только прибавляли в размерах.

Как бы предвидя эту ситуацию и понимая, что настоящий микрокар под брендом Mercedes-Benz выпускать всё же не годится, Daimler-Benz совместно со швейцарской часовой компанией Swatch создали двухместный автомобиль длиной 2,5 метра (более чем на метр короче А-класса), который изначально назывался Smart City Coupe, а позже, на стыке поколений, был переименован в Smart ForTwo. 45-сильная машинка поражала и поражает до сих пор: при лобовом столкновении двигатель «уезжает» под пол, а «клетка» салона способна без существенных деформаций пережить совершенно бешеные нагрузки. Кроме того, кузов имеет столь нетипичные пропорции, что они на веки вечные обеспечили Смарт стопроцентной узнаваемостью. Но со сменой поколений в размерах подрос и этот малыш – набаловавшись с компактностью, люди захотели чуть больше комфорта и простора. И эта ситуация повторяется почти каждый раз, когда мы наблюдаем эволюцию той или иной модели.

Пережив смену родительского бренда (сначала Daewoo, потом Chevrolet), «прописавшись» на примерно пятнадцати заводах по всему миру и в ряде стран именуясь Spark, прибавил в габаритах и ещё один малыш – Matiz. Однако первое поколение также продолжает выпускаться в нескольких странах – и его, таким образом, можно считать избегнувшим участи «растолстеть». Когда-то давным-давно его дизайн родился в студии Джорджетто Джуджаро и предназначался для нового Fiat Seicento, сменявшего Cinquecento, но вариант Джуджаро принят не был – и тут же оказался выкуплен предприимчивыми корейцами, которые снабдили новый кузов двигателем, трансмиссией и элементами подвески Daewoo Tico. Матиз можно считать современным примером истинно народного авто – в частности, собираемая под в Узбекистане, эта модель давно и прочно обосновалась среди самых доступных автомобилей в России.

И всё-таки есть подозрения, что эпоха по-настоящему маленьких машин безвозвратно уходит – можно вспомнить разве что ещё суперхаризматичный Ford Ka из середины 1990-х, но, как следует из нашей сравнительной таблицы, он был достаточно крупным уже в первом поколении. Как бы не оказалось, что «очень японский» Suzuki Twin из начала «нулевых» станет одним из последних реально компактных автомобилей – с длиной менее трех метров и высотой и шириной, не дотягивающими до полутора. Всё, что запускалось в продажу позднее, было далёким от столь смелого ограничения простора седоков – крупнее были и Citroen C1 вместе с «клонами» Peugeot 107 и Toyota Aygo, и «братья» Toyota iQ и Aston Martin Cygnet (последний был даже чуть крупнее Тойоты, а в продажах, несмотря на претенциозность, провалился – при годовом плане в 4 000 машин удалось реализовать только около 300), и Tata Nano, поначалу повергшая всю Индию в восторг, а потом показавшаяся индусам слишком простой и дешёвой, в результате чего пришлось принять решение о совершенствовании дизайна и комплектаций… И уже откровенно большим на фоне прежних микрокаров и сити-каров выглядят «родственники» Volkswagen Up, Skoda Citigo и Seat Mii, стартовавшие в начале 2010-х. А ведь казалось, что всё это вроде бы очень маленькие машинки, правда?

Понравилось? Лайкни нас на Facebook