Специализированные и специальные автомобили. Специальный транспорт

.
Часть 3: Классификация автомобилей: грузопассажирские автомобили .

В современном мире перед транспортными средствами могут ставиться задачи самого разнообразного характера. Далеко не всегда они ограничиваются только лишь перевозкой пассажиров и грузов, а зачастую требуется выполнение целого ряда дополнительных функций. Для решения таких задач используются специальные автомобили, или спецтранспорт. Сегодня эта категория транспортных средств представлена широким разнообразием типов и моделей.

Что такое спецтранспорт

Большинство автомобилей, представленных на современном рынке, предназначено для решения традиционных задач. Как правило, машины используются для перевозки людей или для транспортировки грузов, а также могут сочетать эти функции. Кроме того, некоторые машины предназначены для того, чтобы радовать владельцев комфортом и функциональностью, высокими скоростными качествами и выполнять задачи имиджевого характера.

Однако в некоторых областях перед автомобилем ставится задача совмещения функции транспортного средства с другими узкопрофильными функциями. Для этих целей обычные машины не подходят, и возникает необходимость использовать специальные автомобили.

Спецтранспорт, как правило, изготавливается на базе серийных моделей. Обычно в качестве шасси используются коммерческие автомобили – грузовики, микроавтобусы, фургоны и т.д. Переоснащение осуществляется путем установки навесного оборудования, специальных устройств и приспособлений в салоне или грузовом отсеке транспортного средства. Также могут вноситься определенные изменения в конструкцию подвески, кузова, тормозной системы и других систем автомобиля.

Специальные автомобили являются незаменимыми в работе самых разных служб, выполняя важные функции, которые зачастую имеют высокое социальное значение. В том числе они могут использоваться в решении задач медицинских, пожарных и спасательных служб, правоохранительных органов, армии и т.д.

Благодаря спецтранспорту может обеспечиваться повседневная работа этих служб. Также возможно использование этих автомобилей для решения экстренных задач при чрезвычайных ситуациях. Поэтому качество, надежность и функциональность транспортных средств этой категории имеют чрезвычайно высокое значение.

Разновидности спецтранспорта

Специальные автомобили выпускаются сегодня в чрезвычайно широком ассортименте, что позволяет подбирать машину под исполнение самых разнообразных задач. К числу наиболее распространенных разновидностей можно отнести следующие типы спецтранспорта:

  • Полицейские автомобили. Эта категория объединяет патрульные машины, изготовленные на базе легковых автомобилей, машины спецназа, транспорт для перевозки заключенных и т.д.
  • Инкассаторские машины. Бронированные автомобили с отсеком для перевозки наличности.
  • Пожарные автомобили. Машины, обеспечивающие тушение пожаров в самых разных условиях.
  • Медицинские автомобили. Широкая категория транспортных средств, наиболее типичным представителями которой являются машины скорой помощи. Также сюда относятся специальные автомобили для перевозки пациентов в тяжелом состоянии, мобильные операционные и другие виды машин.
  • Автомобили системы МЧС и военных – мобильные штабы, машины отдыха спасателей и обслуживающего персонала, мобильные пункты видеонаблюдения и многое другое.

В большинстве случаев для создания специального транспорта применяются автомобили ведущих российских и иностранных производителей, отличающиеся высоким качеством, надежностью и проходимостью.

Современные специальные автомобили оснащаются с применением передовых технологических решений.


Дата размещения:12/08/2013

Спецтехника - что это такое и где она применяется!

Каждый человек в своей жизни не один раз встречается со спецтехникой – продажа, обмен и , но не каждый человек знает какие разновидности спецтехники бывают. Сегодня спецтехника применяется в строительстве многоэтажных домов, при прокладке дорог и трасс, в сельском и коммунальных хозяйствах, но и не сомненно широко используется транспортными компаниями для перевозки грузов и пассажиров.

Что такое спецтехника?

Для начала небольшое определение. К разделу спецтехника относят технику специального назначения.

Группы спецтехники:

Автомобильная спецтехника- грузовые автомобили и полуприцепы для перевозки грузов (ломовозы, лесовозы, бензовозы, автоцистерны и тому подобное). Многие современные автомобили имеют дополнительные механизмы для погрузки-выгрузки, перемешивания, сдавливания, поднятия и т.д. Например автобетоновоз оснащён бочкой которая постоянно перемешивает бетон не давая ему застыть, делает это даже на ходу. Лесовоз, оснащён краном манипулятором для погрузки и выгрузки брёвен. Также сейчас транспортные компании имеют большое колличество полуприцепов, которые прицепляются к основной кабине для транспортировки различных грузов в том числе бытовые товары общего применения.

Подъемная спецтехника - автовышки, гидролифты, гидроборта, гидроманипуляторы, краны-манипуляторы и погрузчики различных типов. Такая спецтехника предназначена для транспортировки грузов её основное применение в это погрузочные работы. Основное применение этой техники для транспортировки небольших стройматериалов по территории строительной площадки, а также данный вид техники нашёл своё широкое применение в логистических и транспортных компаниях, а также на складских территориях крупных компаний.

Строительная спецтехника - экскаваторы, самосвалы и т.д. очень широкий спектр специальной техники применяемый в строительстве и спецтехника для сноса зданий . Сюда относится – погрузчики, экскаваторы, бетонная техника, самосвалы и такое дополнительное оборудование, как гидромолоты. Также при к строительной технике можно отнести краны манипуляторы, которые в последние время активно применяют на строительных плошадках одноэтажного строительства.

Коммунальная спецтехника - основное направление и назанчение этой спецтехники уборка улиц от мусора, снега . Сегодня муниципальные организации или управляющие компании активно используют разную технику, например: каналопромывочные, илососные, подметально-уборочные, пескоразбрасывающие, поливомоечные машины.

Дорожная спецтехника - грейдеры, виброкатки, бетоноукладчики, ресайклеры, дорожные фрезы, асфальтоукладчики, асфальтовые катки для укладки асфальтного полотна. Спектр дорожной спецтехники велик и с каждым годом появляются новые машины и дополнительное оборудование которое облегчает жизнь строителям.

Сельскохозяйственная спецтехника

Здесь тоже применяются свои специализированные машины в виде: комбайнов, тракторов и т.д. В последние годы спецтехнику для сельскохозяйственных нужд делают универсальной, и выпускается много дополнительного оборудования которое можно устанавливать на подвижную основу для выполнения разного рада задач, таких как посев зерна и крупных саженцев, полив и орошение полей, вскапывание и прореживание земли и т.д.

Как мы видим вся существующая спецтехника разная. Каждая создана для применения на отдельных видах работ. Ведь не было этой техники человеку пришлось бы всё делать своими руками, на что уходило много сил и времени.

Мы предлагаем взять в аренду спецтехнику с водителем, осной упор нашей компании сделан на строительство и транспортные перевозки. В нашем автопарке порядка 50 едениц спецтехники, самосвалы , бульдозеры , грейдеры, виброкатки, экскаваторы , а также много автомобилей для транспортировки различных видов груза.

Среди всех специализированных автомобилей в рассматриваемый период наибольшим распространением пользовались самосвалы. Отчасти это объясняется свойственным ему объемом восстановительных и строительных работ, а отчасти недостаточным вниманием к выпуску цистерн, хлебовозов, изотермических фургонов, коммунальных и других автомобилей. Во всяком случае самостоятельные предприятия-Кутаисский автомобильный завод (КАЗ), Мытищинский машиностроительный завод (ММЗ), Одесский автосборочный завод (ОдАЗ), Минский автомобильный завод (МАЗ) - были спрофилированы на производство именно самосвалов. Другие же специализированные автомобили, за исключением, может быть, автопоездов с седельными тягачами, изготовлялись на небольших, плохо оснащенных предприятиях в количествах, совершенно не удовлетворявших спрос.

Если рассматривать развитие конструкций специализированных и специальных машин в историческом аспекте, то в первую очередь заслуживают внимания коллективные усилия нескольких московских заводов, которые на кооперативных началах уже в середине 1946 г. развернули выпуск самосвалов СМ1, на шасси ЗИС-5В. Их изготовляли "Аремз", 2-й авторемонтный завод (ВАРЗ) и другие предприятия городского управления авторемонтных заводов, а также заводы местной и кооперативной промышленности "Искра", "Металлоконструкция", "Котлотопстрой" и др. Спустя много лет трудно установить вклад каждого и какой завод среди них играл роль головного. Назовем условно их объединение, согласованно действовавшее добрый десяток лет по наименованию завода "Аремз". Самосвал "Аремз-СМ1" был оборудован гидравлическим подъемником кузова. Насос - в блоке с рабочими гидроцилиндрами - приводился от коробки передач через коробку отбора мощности двумя карданными валами, проходившими рядом с левым лонжероном рамы. Масса металлического кузова вместе с гидравлическим устройством составляла 912 кг. Объем платформы - 1,9 м 3 , время разгрузки-6- 7 с, грузоподъемность - 2500 кг.

Кроме самосвала СМ1 объединение освоило в 1947 г. производство мусоровозов "Аремз-МС1", тоже на базе ЗИС-5В. Его кузов был снабжен загрузочным ковшом и закрытым самосвальным мусоросборником грузоподъемностью 2250 кг. Ковш и опрокидывающийся кузов приводился в движение рабочими гидроцилиндрами, унифицированными с аналогичными узлами модели СМ1. Емкость мусоросборника составляла 6,5 м\ а снаряженная масса машины - 3960 кг. Почти одновременно с СМ1 и МС1 .объединение изготовляло на шасси ЗИС-5В поливо-моечную машину с цистерной на 3000 л, оснащенную пожарным насосом, и автокран. В общей сложности в период 1946-1949 гг. "Аремз" делал свыше полутора тысяч всех таких машин в год.

Сюда надо также отнести оригинальную подметально-уборочную машину ПУ-7 на базе ГАЗ-ММ, выпуск которой начался еще во второй половине 1945 г. Она была оборудована расположенной в задней части большой цилиндрической щеткой и двумя круглыми боковыми щетками. Мусоросборник и щетки охватывал красивый скругленный корпус. У машины была обтекаемая (как у ГАЗ-М1) облицовка радиатора, штампованные, а не гнутые крылья.

В дальнейшем экспериментально-механический завод Мосгорисполкома с 1950 г. стал делать малыми партиями мусоровозы МС2 на шасси ЗИС-150. Принцип загрузки его был иным, чем на МС1. В кузове объемом 10 м 3 мусор подавался расположенным в задней части машины скребковым транспортером. Грузоподъемность автомобиля равнялась 2800 кг. Снаряженная масса - 6586 кг. Позже появились смонтированные на шасси ГАЗ-51 подметально-щеточная машина ПУ-8, пескоразбрасыватель ПУ-4М, пневматическая подметально-уборочная машина ПУ-4, мусоровоз МС4. Помимо них в 1955 г. выпускались поливо-моечные машины ПМ-8 на шасси ЗИС-150 и ПМ-9 на шасси МАЗ-200 с цистернами емкостью 6000 и 7500 л соответственно.

Мусоровоз "Аремз-МС1". 1946 г.
Мусоровоз МС4 на шасси ГАЗ-51. 1955 г.

В ряду специальных автомобилей надо назвать также машину Т-60 - первую послевоенную модель портального автомобиля, которую с 1954 г. стал выпускать Соломбаль-ский машиностроительный завод. У нее впервые в отечественной практике применены гидравлический механизм погрузочно-разгру-зочного устройства. Из конструктивных особенностей Т-60 надо выделить четыре управляемых колеса, гидроусилитель руля, независимую пружинную подвеску всех колес, закрытую кабину водителя. Портальный автомобиль этой модели приводился в действие силовым агрегатом от грузовика ЗИС-150 мощностью 90 л. с. Для создания одинаковых тяговых возможностей при движении как вперед, так и назад трансмиссия машины дополнена реверс-редуктором. Т-60 имел сечение портала размером 1170Х 1580 мм и при грузоподъемности 5000 кг его снаряженная масса составляла 6000 кг. Наибольшая скорость - 50 км/ч.

О габарите Т-60 можно судить по следующим размерам: длина - 4540 мм, ширина - 2234 мм, высота - 3450 мм.

еди пожарных автомобилей наиболее распространены в первые послевоенные годы были автоцистерна ПМЗ-11 на 1420 л с насосом производительностью 1500 л/мин. Важной особенностью этой машины являлось то, что боевой расчет из шести человек располагался не на открытой линейке, а внутри закрытого кузова.

ПМЗ-11 выпускались с 1950 г. на шасси "УралЗИС-5М". Впоследствии широко использовались грузовые шасси ГАЗ-51, ГАЗ-63, ЗИС-150, а также (преимущественно для автолестниц) МАЗ-200.

С 1947 г. производство самосвалов развернули уже предприятия Минавтопрома. Сначала Мытищинский машиностроительный завод делал машины ЗИС-05 на шасси

ЗИС-5В, во многом аналогичные по конструкции модели "Аремз-СМ1". Снаряженная масса этого автомобиля - 3450 кг, грузоподъемность - 2500 кг. Габарит: длина - 5500 мм, ширина - 2235 мм, высота - 2160 мм. При 73-сильном двигателе самосвал развивал скорость 65 км/ч.

В 1949 г. ММЗ перешел на выпуск самосвалов ЗИС-585. Он получал шасси ЗИС-150 и монтировал на нем кузов корытообразного сечения объемом 2,4 см 3 , гидравлический подъемный механизм и его привод. Подъемник имел два гидроцилиндра, объединенные с насосом. Они непосредственно воздействовали на кузов, поднимая его за 15 с. При этом давление в гидросистеме достигало 15 кгс/см 2 . Грузоподъемность ЗИС-585 - 3500 кг, снаряженная масса - 4190 кг. Длина машины - 5940 мм, ширина - 2290 мм, высота - 2180 мм.

Кутаисский автомобильный завод с августа 1951 г. выпускал самосвал КАЗ-585В, отличавшийся от ЗИС-585 кузовом, имевшим отвесные борта. По шасси разница между КАЗ-585В и ЗИС-585 заключалась в более длинных передних рессорах, карданной передаче с промежуточной опорой, в иной тормозной пневмоаппаратуре, наличии буксирного прибора.

Снаряженная масса КАЗ-585В - 4340 кг, длина - 6000 мм, ширина - 2310 мм, высота - 2180 мм.

На шасси ГАЗ-51 также был создан самосвал ГАЗ-93, который выпускался Одесским автосборочным заводом с 1948 г. Проектировал его, как и самосвал "УралЗИС-351", коллектив Уральского автомобильного завода в Миассе. Естественно, что их конструкция одинакова. В ней рабочий гидроцилиндр, объединенный с маслонасосом, расположен горизонтально. Но воздействовал он на кузов не непосредственно, а через двухзвенный механизм. Горизонтальное расположение гидроцилиндра дало возможность приблизить насос к коробке передач и обойтись одним приводным валиком. Максимальное давление в гидросистеме то же, что у ЗИС-585, и составляло 15 кгс/см 3 .

Грузоподъемность ГАЗ-93 - 2250 кг, снаряженная масса - 3025 кг, объем кузова - 1,65 м 3 , время подъема кузова-15 с. Габарит: длина - 5240 мм, ширина-2090 мм, высота - 2130 мм. Что касается самосвала "Урал ЗИС-351", то он серийно не выпускался.

мосвал МАЗ-205 имел схожую с ГАЗ-93 схему подъемника, но давление в его гидросистеме достигало 37,5 кгс/см 2 . Объем кузова - 3,6 м 3 , время подъема - 30 с, грузоподъемность - 5000 кг. Шасси МАЗ-205 по базе (3800 мм) короче, чем у ЯАЗ-200, оно оснащено меньшим по емкости (105 л) топливным баком. Кроме того, в редукторе главной передачи увеличено передаточное число. В результате тяговые качества машины улучшились, а наибольшая скорость сократилась до 55 км/ч. МАЗ-205 комплектовался 110-сильным дизелем ЯАЗ-204, и снаряженная масса автомобиля составляла 6600 кг.

Самосвал МАЗ-205 был для своей грузоподъемности довольно компактным (длина - 6065 мм, ширина - 2640 мм, высота - 2430 мм) и маневренным (радиус поворота 9,0 м против Юму ЯАЗ-200).

Рост крупного промышленного и гидротехнического строительства, развитие разработки полезных ископаемых открытым способом вызвали к жизни почти одновременно две модели большегрузных самосвалов.

Одну из них, ЯАЗ-210Е, с 1951 г. выпускал Ярославский автомобильный завод. Она была унифицирована по шасси с балластным тягачом ЯАЗ-210Г, но, естественно, не имела лебедки и сохраняла тот же 165-сильный дизель ЯАЗ-206.

мосвальный кузов впервые оснащался защитным козырьком над кабиной водителя. Платформа не имела заднего борта, а остальные борта были усилены восемью наружными ребрами. Ее опрокидывающий механизм по кинематической схеме не отличался от конструкции, примененной на МАЗ-205, но имел два гидроцилиндра, причем максимальное давление жидкости в них не превышало 28 кгс/см 2 . Объем кузова - 8,0 м1, время подъема - 20 с, грузоподъемность - 10000 кг. Снаряженная масса автомобиля составляла 12000 кг. Длина - 8190 мм, ширина - 2650 мм, высота - 2725 мм. ЯАЗ-210Е развивал скорость до 45 км/ч и расходовал в среднем около 80 л топлива на 100 км.

Конструкция этой машины, по существу, изменялась с 1951 г. мало и получила дальнейшее развитие в моделях КрАЗ-222, КрАЗ-256Б.

Если все описанные выше самосвалы представляли собой не более чем модификации базовых грузовых моделей, то машина МАЗ-525 являлась полностью новой и самостоятельной конструкцией. В историю советского автомобилестроения вошла как модель, на которой впервые нашли применение: гидроусилитель руля, планетарные редукторы в ступицах задних колес, 12-ци-линдровый дизель, подъемник кузова с отдельным от рабочих цилиндров гидронасосом. Наконец, это первый отечественный карьерный самосвал. Создателем этой оригинальной конструкции был Б. Л. Шапошник (1903- 1985). Он спроектировал автомобиль нетрадиционной конструкции. К сваренной из прокатных швеллеров раме жестко крепился задний мост. Крутящий момент к нему передавался от двигателя через гидромуфту, двухдисковое сцепление и пятиступенчатую (первоначально четырехступенчатую) коробку передач, причем она монтировалась на раме отдельно от двигателя.

В качестве двигателя использована дефор-сированная модификация Д-12А известного танкового дизеля В-2 (1 2 цилиндров, 38 800 см 3 , 300 л. с. при 1500 об/мин). По этой причине МАЗ-525 стал первым советским серийным автомобилем с двигателем, имевшим два распределительных вала в головке, четыре клапана на цилиндр, блок с гильзами "мокрого" типа.

Поскольку самосвал предназначался для работы в карьерах и на стройках с большим содержанием пыли в воздухе, он снабжался эффективными контактно-масляными воздухоочистителями с инерционной механической очисткой.

Передняя ось соединялась у МАЗ-525 с рамой весьма жесткими продольными рессорами. Такое решение вместе с отказом от упругой подвески задних колес продиктовано большой ударной нагрузкой на ходовую часть при работе самосвала в паре с 4-5-ку-бовым экскаватором на вывозке скальных пород или руд. Чтобы амортизировать энергию удара скальной глыбы о дно кузова, оно сделано двойным -из стального листа с дубовой прокладкой, а сам кузов опирается на раму через резиновые подушки.

Объем кузова составлял 14,3 ма, время подъема - 40с, угол наклона - 65°. Габарит машины: длина - 8350 мм, ширина - 3220 мм, высота - 3675 мм; база - 4780 мм; колея колес: передних - 2500 мм, задних - 2200 мм. Размер шин- 17,00-32".

МАЗ-525 грузоподъемностью 25000 кг имел снаряженную массу 24380 кг. Он мог развивать скорость до 30 км/ч и расходовал около 160 л топлива на 100 км.

Этот самосвал успешно эксплуатировался не только в нашей стране, но и за рубежом, например на строительстве Асуанской гидроэлектростанции в Египте.

К началу 50-х гг. стало совершенно очевидным, что экономически наиболее эффективный путь создания специализированных автомобилей - в форме автопоездов. Если специализированный кузов установлен непосредственно на шасси автомобиля, то машина будет простаивать при отсутствии потребности в перевозках данного вида груза. Универсальный седельный тягач и специализированный полуприцеп позволяют с наименьшими капиталовложениями получить подвижный состав, наиболее эффективно приспособленный к особенностям определенных грузов.

ервый шаг в этом направлении - освоение в 1951 г. выпуска седельных тягачей ЯАЗ-210Д. Для него использовалось шасси ЯАЗ-210Г, которое оснащалось седельным устройством и шлангом для питания воздухом тормозной системы полуприцепа. Снаряженная масса машины составляла 10220 кг, наибольшая скорость - 45 км/ч. ЯАЗ-210Д работал в паре с двухосным полуприцепом-тяжеловозом МАЗ-5203, рассчитанным на перевозку крупногабаритных грузов. Полуприцеп имел балансирную подвеску колес без упругих элементов, откидные трапы для облегчения погрузки-разгрузки. Он не был задуман как универсальный и мог служить только для перевозки грузов определенного типа: бульдозеров, экскаваторов, ректификационных колонн - словом, изначально предназначался для специфической работы. МАЗ-5203 явился первым отечественным полуприцепом такого типа.

Полуприцеп МАЗ-5203 оснащался подкат-ной одноосной тележкой, превращающей его в трехосный прицеп, который мог буксировать балластный тягач ЯАЗ-210Г.

Модель ЯАЗ-210Д выпускалась в довольно ограниченных количествах, а седельным тягачом, получившим действительно широкое распространение, стал МАЗ-200В, производство которого началось в 1952 г. Эта машина базировалась на шасси МАЗ-200, но получила кроме се дельно-сцепного устройства более мощный дизель ЯАЗ-204В (135 л. с. при 2000 об/мин), задний мост с увеличенным (с 8,21 до 9,81) передаточным числом, вывод тормозной пневмосистемы для полуприцепа, два топливных бака общей емкостью 450 л и два запасных колеса на раме позади кабины. МАЗ-200В имел снаряженную массу 6560 кг и мог развивать скорость до 52 км/ч.

ля этой машины были разработаны одноосные полуприцепы. Один-МАЗ-5215-с деревянной бортовой платформой на лонжеронной раме имел грузоподъемность 12 000 кг. Другой - МАЗ-521 7 - был с несущим цельнометаллическим кузовом-фургоном грузоподъемностью 11 000 кг. В правой боковой и задней стенках этого кузова - по две двухстворчатые двери. Изотермических, а тем более рефрижераторных полуприцепов-фургонов наша промышленность для МАЗ-200В еще в рассматриваемый период не выпускала, хотя панелевозы, трубовозы и другие специализированные полуприцепы уже изготовлялись ремонтными мастерскими на некоторых автотранспортных предприятиях Москвы и Ленинграда.

Другой седельный тягач, КАЗ-1 20Т, был поставлен на производство тремя годами позже. Он представлял собой шасси самосвала КАЗ-585Б, но оборудованное седельно-сцеп-ным устройством, дополнительным бензобаком и выведенным вперед глушителем. Это объяснялось тем, что КАЗ-120Т должен был буксировать специализированный одчоосный прицеп-самосвал КАЗ-716 грузоподъемностью 6000 кг для перевозки хлопка-сырца. Цельнометаллический кузов КАЗ-716 опрокидывался на правую сторону двумя гидравлическими цилиндрами.

Среди других специализированных автомобилей этого периода, выпускавшихся промышленностью, надо отметить изотермические фургоны КИ-51 и П-378, хлебовозы КХА-2-57 на шасси ГАЗ-51, цементовозы К А 3-601.

Пожалуй, наиболее необходимый вид специализированного автотранспорта - цистерны, в первую очередь для перевозки горюче-смазочных материалов, а также топ-ливозаправщики. В их числе - цистерны АЦ-4-150 и АЦМ-4-150 на шасси ЗИС-150, цистерна АВЦ-28-151 для доставки воды на шасси ЗИС-151. Кроме того, на шасси ЗИС-1 51 изготовлялись топливозаправщик АТЗ-3-151 и водомаслозаправщик ВМЗ-151. Особое место занимали цистерны-цементовозы КАЗ-601 - уникальные для своего времени машины.

Вообще с 1945 по 1955 г. наша промышленность изготовляла весьма ограниченный типаж прицепов, причем предельно простой конструкции и универсального назначения. В их числе находились одноосные ГАЗ-704 грузоподъемностью 500 кг для буксировки за ГАЗ-69, ГАЗ-705 грузоподъемностью 1000 кг для буксировки за ГАЗ-63, а также выпускавшиеся Ирбитским заводом автоприцепов прицепы-роспуски (без кузова) моделей 1-АП-1,5 (1500 кг для ГАЗ-51 и "УралЗИС-5М") и 1 -АПМ-3 (3000 кг для ЗИС-150). Кроме того, тот же завод выпускал двухосный прицеп У2-АП-3 с бортовой платформой грузоподъемностью 3000 кг. Все не имели тормозов.

Особняком стоят два медицинских автомобиля для перевозки больных или раненых: ПАЗ-653, в кузове которого предусмотрено четверо носилок или 13 мест для сидения (не считая водителя и санитара), и АС-3, рассчитанный на семь лежащих больных и двух сидящих или соответственно на четыре и шесть человек либо только на 14 сидящих больных. Обе машины на шасси ГАЗ-51. Их масса в снаряженном состоянии равнялась соответственно 3150 и 3375 кг. Некоторое количество автомобилей АС-3 базировалось на шасси ГАЗ-63. Снаряженная масса - 3945 кг.

В нынешнее время не обойтись без полуприцепов-цистерн и автоцистерн. Они используются на бензозаправках, в составах автопоездов и т. д. Кроме данных видов автотранспорта есть еще несколько видов грузового транспорта особого назначения.
Грузовой автотранспорт делиться на 2 типа, это специализированная техника и специальная. Несмотря на внешнюю схожесть в названиях, эти 2 типа автотранспорта не похожи.
Специальная техника - к ним относятся автокраны, пожарные машины, бетономешалки, и прочие установки на шасси грузового автомобиля.
Специализированная техника - автотранспорт рассчитанный на перевозку различного рода грузов. Давайте рассмотрим этот вид техники.

Специализированная техника. Типы Авто спецтехники.

Бортовой тентованный полуприцеп.

Основным типом кузова грузового автотранспорта является бортовая платформа. Наиболее популярный вид кузова - бортовой тентованный полуприцеп . Данный вид кузова удобен прежде всего тем, что позволяет загружать практически все виды грузов. Грузоподъемность данного полуприцепа достигает 20 тонн, а при снятии тента получается бортовая платформа, бока и зад платформы имеют откидные борты, что существенно упрощают погрузку и разгрузку груза.

Для негабаритных и тяжелых грузов чаще всего используются низкорамные платформы (низкорамники) . Длина низкорамника достигает 12 метров, грузоподъемность - до 60 тонн.
Особая черта низкорамников это небольшая высота платформы, что позволяет ей провозить под мостами и линиями электропередач.

Панелевозы, лесовозы и автовозы имеют открытую платформу, располагающуюся сзади кабины водителя.

Платформа панелевоза оснащена металлическими конструкциями по бортам, они служат ограничителями для перевозимых грузов. Платформа панелевоза достигает 8 метров в длину и грузоподъемность её составляет до 25 тонн, грузы крепятся лебедками и страховочными цепями. Панелевозы используются для перевозки плит, ригелей, колонн и прочих строительных материалов.

Автовоз существенно отличается от панелевоза и имеет 2-х яросную платформу. Автовозы спроектированы с условием максимального сохранения груза и оснащены опорными, противооткатными устройствами. Платформа автовоза способна погрузить на себя до 10 легковых автомобилей, длинна автовоза доходит до 20 метров, грузоподъемность до 25 тонн.


Лесовозы – это спецтранспорт предназначенный для перевозки древесины, так же их называют сортиментовозами, (сотриментовоз – прицеп для перевозки сортиментов т.е. заготовок из древесины). Различные типы сортиментовозов перевозят различные объёмы древесины, стандартная грузоподъемность прицепа лесовоза 10-20 тонн, но есть сортиментвозы и повышенной грузоподъемности. Сортиментовоз имеет надежные упоры и ровную площадку для погрузки. Некоторые сортиментовозы оборудованы кранами-манипуляторами для более быстрой погрузки древесины.

Описанная выше авто спецтехника – сортиментовозы-лесовозы , панелевозы и автовозы имеют узкую специализацию, для остальных работ используют другие типы специального автотранспорта – самосвалы , фургоны и т.д.

, данный вид спецтехники используется ежедневно и повсеместно, с помощью самосвалов доставляют щебенку, вывозят строительный мусор и т.д. Благодаря своим размерам, самосвал в отличии от того же самого сортиментовоза более маневрен, что позволяет его использовать в населенных пунктах. При движении по трассе самосвал способен достигать скорости 80 километров в час, грузоподъемность самосвала достигает 40 тонн.

Фургоны.

Фургоны - специализированная техника, перевозимые грузы располагаются в цельнометаллических кузовах или полуприцепах. Кузов фургона позволяет максимально загрузить его грузом, например коробками с оргтехникой или фруктами, благодаря цельному кузову доставка груза произойдет максимально безопасно.

Фургоны бывают двух типов: промтоварным и изотермическим .

Промтоварный фургон – используется при перевозке грузов не требующих определенных условий доставки, например определенной температуры в кузове. Грузоподъемность промтоварного фургона напрямую зависит от количества осей и самого кузова. Фургон устанавливаемый на кузов автотранспорта обычно имеет грузоподъемность до 5 тонн, а фургоны-полуприцепы достигают грузоподъемности 16 тонн, так же фургоны снабжают гидробортом, что существенно облегчает погрузочно-разгрузочные работы.

Изотермический фургон .

Изотермический фургон – используется для перевозки груза требующих определенную температуру окружающей среды, к данным грузам относятся продукты питания, растения и медикаменты. Изотермический фургон внутри обшит пенополиуретаном (теплоизолирующим слоем), данная теплоизоляция сохраняет внутри фургона постоянную температуру и влажность воздуха. К данному виду спецтехники предъявляются особые требования герметичности, так как, при перепаде температуры перевозимый груз может испортится.

Фургон-рефрижератор – так же, относится к типу авто спецтехники, кроме фургонов встречаются полуприцепы-рефрижераторы. Принцип устройства фургона-рефрижератора схож с устройством изотермического фургона, однако у фургона рефрижератора есть еще и собственная холодильная установка, именно она позволяет точно регулировать температуру внутри фургона и сохранять её на все время перевозки груза. Температура внутри фургона-рефрижератора может достигать -20 °С, не зависимо от температуры за бортом автомобиля. Именно фургоны-рефрижераторы чаще всего используют для транспортировки продуктов питания, так как изотермические фургоны не в состоянии на долго удержать температуру внутри кузова в летнюю жару. Грузоподъемность фургона-рефрижератора достигает 20-25 тонн.

– контейнеры-рефрижераторы используемые для перевозки скоропортящихся грузов на дальние расстояния. Температура внутри рефконтеинера способна держаться в районе от +25 ?С до –25?С. Для перевозки рефконтейнеров используются контейнеровозы. Грузоподъемность контейнеровоза достигает 30 тонн.
Контейнеровозы перевозят не только рефконтейнеры, но и стандартные контейнеры, основной плюс которых заключается в герметичности, что способствует сохранности груза. Контейнеры используют для перевозки различного груза, начиная от доставки строительных материалов, заканчивая .

В самом начале автомобильной эры, на рубеже XIX и XX веков, машины были исключительно пассажирскими. Очень скоро произошло их первое разделение по назначению: для перевозки людей и для транспортировки грузов. Сегодня существует несколько классификаций автомобильного транспорта, но на первом месте всегда будет стоять его назначение.

Какие бывают классы автомобилей

Грузовые машины предназначены для транспортировки различных грузов на малые и большие расстояния.

Пассажирские перевозят свыше 8 человек и представляют собой разновидности автобусов.

Легковые перевозят до 8 человек, это наиболее массово выпускаемые автомобили.

Грузопассажирские способны перевозить одновременно людей и грузы.

Специальные – это специализированные автомобили для выполнения определенных задач.

Сравнение

Конструкция каждого из них еще на стадии проектирования «заточена» для решения одной определенной задачи. Этим достигается ее максимальная эффективность.

Грузовые автомобили, наряду с железнодорожным, водным и воздушным транспортом, играют важную роль в экономике любой страны, обеспечивая транспортировку грузов в нужные места. Грузовые автомобили делятся по грузоподъемности и по типу кузова: бортовые, крытые, тентовые, самосвалы, перевозящие готовые стройматериалы (например, бетономешалки), жидкие и замороженные продукты, контейнеры. К грузовым автомобилям относятся и разнообразные тягачи: от мощных армейских и до дальнобойных автопоездов с прицепами и полуприцепами.

Пассажирские автомобили представлены исключительно автобусами разной вместимости. К этому классу относятся и микроавтобусы (маршрутки), и труженики городского общественного транспорта, и автобусы, обеспечивающие пригородные и местные пассажирские перевозки. Особое место среди автобусов занимают специализированные модели – школьные, предназначенные исключительно для детей. Более мощные и габаритные автобусы курсируют по междугородным трассам. Самые представительные автобусы по конструкции, дизайну и уровню комфорта пассажиров – это туристические модели. Автобусы междугороднего и туристического назначения нередко путешествуют за пределами страны.

Легковые автомобили открыли эру автотранспорта и сегодня являются бесспорным лидером автомобильной промышленности. Каждый год их во всем мире выпускаются десятки миллионов штук. Внутри своего класса легковые автомобили делятся по типу кузова и по рабочему объему цилиндров двигателя. Пожалуй, именно здесь сконцентрировалось все разнообразие конструкторской мысли автопрома и весь дизайнерский размах. Под одной крышей собираются скромные микролитражки на двух человек и шикарные длинные лимузины, внутри которых прячутся богачи и суперзвезды, деловые пикапы и семейные минивэны, стремительные седаны и неприхотливые кроссоверы. Легковой автомобиль ныне не обходится без применения новейших материалов, компьютерной начинки и спутниковой системы позиционирования.

Грузопассажирские автомобили используются там, где требуется одновременно перевезти и людей, и грузы. Например, на базе легкового микроавтобуса создан перевозчик малогабаритных предметов мебели и аналогичных грузов вместе с грузчиками. А на базе грузового КамАЗа – автомобиль, доставляющий дежурную слесарную бригаду вместе с инструментами и оборудованием к месту проведения срочных работ.

К специальным автомобилям относится специализированный транспорт экстренных служб: кареты скорой помощи и пожарные автомобили. Большую отдельную группу составляют специальные автомобили для выполнения различных строительных и дорожных работ: тракторы, грейдеры, экскаваторы, бульдозеры, автокраны. Для уборки городских улиц служат несколько типов уборочных автомобилей. Автолавки помогают вести передвижную мелкорозничную торговлю. В труднодоступные места помогут добраться амфибии, выжить в горячих точках – бронемобили. Наконец, самые яркие и знаменитые представители специальных автомобилей – гоночные модели: болиды Формулы-1, молнии NASCAR, легкие и прочные багги.

Выводы сайт

  1. Грузовые автомобили обеспечивают транспортировку разнообразных грузов. Они перевозят грузы как в кузове, так и в прицепах.
  2. Пассажирские автомобили перевозят более 8 человек, это автобусы разной вместимости.
  3. Легковые автомобили перевозят от 2 до 8 человек. Таких моделей выпускается в мире больше из всех классов автотранспорта.
  4. У легковых автомобилей наибольшее разнообразие по типу кузова.
  5. Грузопассажирские автомобили перевозят людей вместе с грузами.
  6. Специальные автомобили конструируются для выполнения определенных задач узкого направления.
Понравилось? Лайкни нас на Facebook