Климатическая система авто принцип работы. Что такое климат-контроль, его виды? Особенности эксплуатации в зимний период

Комфортный салон автомобиля - это, наверное, один из основных факторов, по которым автолюбители выбирают себе машину. Но даже максимально роскошный салон, самые удобные кресла и отличная эргономика не могут приносить удовольствие, если внутри жарко или, наоборот, слишком холодно. По этой причине инженеры разрабатывали и оснащали автомобили кондиционерами и системами, которые бы в летнее время охлаждали воздух, а в зимнее нагревали его. Сейчас автолюбители все чаще стоят перед или климат-контроль. В чем разница?

История

Но в начале были только кондиционеры. Первое авто, которое оснащалось кондиционером, было разработано в 1940 году. Естественно, было еще очень далеко до тех решений, которые применяют сегодня. Современные кондиционеры стали появляться только через 13 лет. Однако тогда это считалось настоящим техническим прорывом. И даже больше - монтаж кондиционера в Chrysler Imperial в 1953 году дал свои плоды - запустилась целая отрасль автомобильных кондиционеров. Благодаря этому впоследствии появились более функциональные климатические системы.

Сегодня можно встретить автомобили в различных комплектациях - где-то есть кондиционер, а где-то - климатическая система. Попробуем разобраться, чем отличается климат-контроль от кондиционера, а также узнаем об устройстве климатического оборудования.

Определение понятий: кондиционер и климат-контроль

Если попытаться коротко сказать о разнице между кондиционером и климатической системой, то первым делом необходимо сказать, что это совершенно разные термины, которые многие люди часто путают и не знают, есть ли отличия климат-контроля и кондиционера в автомобиле. И в этой путанице нет ничего удивительного - оба решения имеют сходства и решают похожие задачи. Данные системы призваны поддержать в салоне комфортную температуру. Но нужно сказать, что кондиционеры появились гораздо раньше. Поэтому начнем именно с них.

Автомобильный кондиционер

Почти у каждого из нас дома на стене висит сплит-система. Однако автокондиционер существенно отличается от бытового оборудования. Запитывается устройство не от электричества, а за счет вращения коленчатого вала посредством ременной передачи. Кондиционеры предназначены только для охлаждения воздуха в салоне. В летний период для регулировки интенсивности работы этого устройства необходимо менять обороты вентилятора. Чем быстрее будет вращаться вентилятор, тем скорее воздух станет комфортным. Если необходимо нагреть воздух, тогда запускается печка, а теплый воздух разгоняется по салону при помощи все того же вентилятора. Необходимо также заметить, что когда работает кондиционер, сначала он забирает воздух, затем сушит, и только потом поток будет нагреваться или охлаждаться.

Управляют кондиционерами в современных автомобилях при помощи механических либо цифровых систем управления. Все зависит от марки и модели конкретного автомобиля.

Климат-контроль

Теперь рассмотрим, чем отличается климат-контроль от кондиционера. Первый комплекс представляет собой некую систему, которая автоматически поддерживает определенную и постоянную температуру. Температурный режим задают при помощи различных электронных систем. За счет электроники и датчиков регулируется эффективность работы автокондиционера, отопителя, вентиляционной системы.

Устройство климат-контроля

Итак, у нас есть климат-контроль. Чем отличается от кондиционера он? Хотя бы тем, что климатическая система состоит из нескольких блоков. Это элемент управления, который контролирует при помощи датчиков влажность и температуру. Существуют даже некоторые модели климатического оборудования, где учитываются и другие параметры. Это солнечная радиация, температура за бортом, но зачастую это не нужно. Кроме блока управления, других серьезных отличий нет. Но именно благодаря электронному блоку езда и становится комфортной. Многие любят климат-контроль. Чем отличается от кондиционера? Да тем, что нет необходимости отвлекаться от управления на регулировку печек и кондиционеров.

Также кроме того, что при помощи электроники климатическая система автоматически регулирует температуру и влажность, она еще может самостоятельно двигать заслонки воздуховодов и выбирать такие направления, чтобы водитель или пассажиры не простудились. Кондиционеры такой функцией не оснащены. Вот в чем отличия кондиционера от климат-контроля. Что лучше? Однозначно второй вариант. С ним не получится простудиться и заболеть.

Необходимость в электронном блоке управления

Блок управления получает информацию, которая приходит с датчиков внутри и за бортом машины. Далее он выполняет анализ желаемой среды и, основываясь на этих данных, рассчитывает, что нужно сделать, дабы удовлетворить водителя. Благодаря полноценному анализу климат-контроль гораздо лучше кондиционера. При этом удается и снизить расход горючего - от того, как сильно приходится охлаждать или нагревать, зависит и количество потребляемой энергии. Если же правильно настроить систему кондиционера и печки, а интенсивность этого оборудования будет минимальной, тогда расход можно снизить весьма существенно.

Как управлять кондиционером и климат-контролем

Первый управляется только вручную. На центральной консоли или приборной панели есть специальные органы управления со «снежинкой», которая также обозначена значком «А/С». Управлять приходится только при помощи этих кнопок.

Но что делать, если в машине установлен климат-контроль? Чем отличается от кондиционера? Во-первых, сложным управлением. Однако нельзя сказать, что процесс управления очень сложен. На современных автомобилях с климатом есть кнопка - Auto. Эта кнопка и запускает климатическую систему. После того как блок управления запустится, система начнет анализировать информацию с датчиков и примет решение - охлаждать или нагревать воздух в салоне. Естественно, нельзя сказать, что на всех авто система работает именно так. Но в общих чертах все сходится.

Виды систем климат-контроля

В зависимости от технических характеристик системы она может создавать различную температуру в нескольких зонах автомобиля. В этом ей помогают уже знакомые нам датчики. Различают одно-, двух-, трех- и четырехзонные решения.

К примеру, мы имеем двузонный климат-контроль. Чем отличается от кондиционера? Он в одно и то же время может создать два отдельных микроклимата в разных частях салона. Так, обычно одна находится около водителя, а другая - возле пассажира.

Работа климатической системы в зимнее время года

В зависимости от модели и марки автомобиля, типа его комплектации, да и от самой климатической системы, алгоритм работы может быть различным. Чаще всего эти отличия можно заметить только зимой - например, в процессе прогревания машины утром блок управления будет самостоятельно двигать дефлекторы вначале к стеклам, затем струя воздуха плавно опустится к ногам. В конце нагретый воздух пойдет в направлении лица водителя. В таком состоянии управлять автомобилем гораздо комфортнее.

Зная, принцип работы и основные механизмы, нужно также помнить, что в каждой машине эти алгоритмы могут быть индивидуальными. Все дело в том, что в некоторых системах прогрев может выполняться иначе. Кроме того, одни комплексы можно настраивать, а другие не позволяют вносить никаких настроек. И даже больше - отдельные системы автоматически отключают кондиционер в случае, если запотели стекла изнутри.

Как не заболеть под автокондиционером

Климат-контроль и кондиционер в салоне - это еще не гарантия того, что в салоне будет максимально комфортно. Необходимо уметь правильно использовать эти системы, чтобы температура была комфортной, но не более того. Если она слишком низкая, а за бортом очень жарко, существует огромная вероятность подхватить простуду. Чтобы этого не вышло, необходимо отказаться от низких температурных режимов. Чтобы не заболеть, температуру нужно выставлять на 5 градусов ниже, чем на улице. В дальних поездках ее можно снижать, однако делается это постепенно через каждые 2 часа. Тогда температурный режим будет максимально комфортным, а риск простуды сведется к минимуму. Зимой климат-контроль настраивают так, чтобы в салоне не было жарко. Выйдя на улицу, есть серьезный риск заболеть. Часто климатические системы выставляют до отметок 22-26 градусов зимой.

Что лучше: климат-контроль или кондиционер для Однозначно климат, ведь водитель не будет постоянно заниматься регулировкой температуры и отвлекаться от дороги.

О недостатках

Очевидно, что климатическая система более удобна в эксплуатации. При единоразовой настройке она сразу обеспечивает максимальный уровень комфортабельности в течение долгих месяцев. Однако так ли все на самом деле хорошо? Автоматика при всех преимуществах имеет недостатки, которые могут серьезно повлиять на выбор, и человек выберет обычный кондиционер. Первый минус - цена. Она гораздо выше, если автомобиль укомплектован климатом. Но когда люди хотят больше комфорта для себя, то производитель может на этом заработать. Второй недостаток - малая надежность и низкая ремонтопригодность. Климатическое оборудование состоит из множества электронных устройств. Возьмем, к примеру, электронный блок, который у обычного кондиционера отсутствует - он иногда выходит из строя, и от его поведения зависит эффективность работы всего комплекса.

Вердикт

Климат-контроль или кондиционер - что лучше? Если рассматривать с точки зрения удобства, однозначно климат. Но если у вас в приоритете надежность и ограниченный бюджет, лучше отдать предпочтение кондиционеру.

Климат контроль - сравнительно новое изобретение для увеличения комфорта в салоне автомобиля. О нем мечтают многие автолюбители, тем не менее - оснащаются этим атрибутом машины не самого дешевого класса. Если кто-то желает установить климат контроль на своем авто, эту идею можно воплотить далеко не в каждой модели. Все потому, что это совместная работа многих составляющих, это - система, в центре которой заложена электроника, а направлена ее деятельность на максимально комфортное пребывание в автомобиле водителя и всех пассажиров.

Что такое климат контроль

Климат-контролем называют сложную совокупность составляющих, которая способна оптимизировать все климатические показатели в салоне автомобиля. Это - температура, интенсивность потоков воздуха, влажность. Многие из них на сегодня оснащены еще и функцией очистки воздуха, который при открытии окна или двери попадает в салон. Также климат-контроль заботится о том, чтобы не запотевали стекла автомобиля.

Комплектующие климат-контроля расположены не только под панелями салона, но и под капотом автомобиля, сзади и в боковых частях кузова. По сути, система климат контроля опоясывает весь автомобиль изнутри. Именно поэтому стоимость данного атрибута не может быть низкой и, как правило, обходится автолюбителю в копеечку.

Из этого можно сделать вывод, что далеко не все авто оснащаются такими системами. Во-первых, дело в стоимости. Если машина принадлежит к классу эконом, или находится в средней ценовой категории, нет смысла доводить комфорт до такого уровня, так как стоимость климат-контроля существенно скажется на цене всей машины. Во-вторых, далеко не всегда конструкция авто позволяет установить, если изначально он не входит в комплектацию. Кузов и элементы внутренней обшивки салона должны иметь определенную конструкцию. А без наличия специальных узлов и воздухозаборников произвести установку будет просто нереально.

Но, если вы решились приобрести авто, оснащенное климат-контролем, затраты себя оправдают. Современные климы полностью заботятся о комфорте водителя и пассажиров. Они будут работать в следующих направлениях:


И это - как минимум. Самые умные устройства будут заботиться не только о комфорте, но и самочувствии всех, кто находится в салоне, то есть, предотвратят возможность переохлаждения или простуды.

Вы находитесь в зоне с загрязненным воздухом? И это не проблема, если климат-контроль оснащен соответствующими датчиками и фильтрами. В салоне авто воздух всегда будет оставаться чистым и оптимальным для пребывания в машине. Об этом позаботится система фильтрации воздуха.

Из чего состоит климат-контроль

Прообразом этой сложной системы стал обычный кондиционер. Если говорить о современном климат-контроле, которым оснащаются новые модели автомобилей, то он имеет следующие составляющие:

  • отопительные устройства;
  • система кондиционирования;
  • датчики;
  • фильтры воздуха;
  • электронный блок управления или в простонародье ЭБУ.

Самые продвинутые системы климат-контроля учитывают и такие факторы, как процент освещенности салона, солнечные лучи, температура окружающей среды, уровень влажности и многое другое.

Климат контроль работает благодаря правильному взаимодействию заслонок, отвечающих за потоки холодного и горячего воздуха в салоне.

Несмотря на наличие блока управления, при помощи которого можно настроить некоторые параметры, электронная начинка практически полностью контролирует все показатели самостоятельно. Человек может настроить только исходные параметры, к примеру - средняя температура воздуха для переднего и заднего ряда сидений.

И уже в зависимости от имеющихся температурных и других показателей в салоне, передающихся на датчики, все комплектующие регулируют климатические условия в соответствии с нормой.

В целом система климат-контроля имеет следующие составляющие:


Все эти составляющие образуют такую систему, как климат-контроль. В зависимости от сложности, она может быть дополнена и другими комплектующими, которые помогут оптимизировать климатические условия внутри салона.

Важно! Некоторые недобросовестные продавцы пытаются выдать за климат-контроль обычную систему кондиционирования воздуха. Но если она не включает в себя регулирование заслонок и скорости подачи воздуха, ее нельзя назвать климат-контролем.

Новейшие дорогие системы оснащаются такими элементами, как датчик солнца и положения солнца, а также - наружными датчиками.

Как работает климат-контроль

Перечень комплектующих системы уже может дать представление о том, как она работает. Но для большей убедительности мы предоставим перечень операций, которые непременно должен выполнять современный климат-контроль. Итак, далее будет описан принцип работы климат-контроля:

  • на ЭБУ поступает информация от датчиков;
  • в зависимости от показателей происходит регулировка температуры и интенсивности воздушных потоков благодаря взаимодействию систем блока испарителя-отопителя;
  • после того, как достигаются оптимальные показатели, ЭБУ заботится о том, чтоб они поддерживались без участия водителя.

При помощи панели управления на электронный блок передается информация про оптимальные показатели. А о том, чтоб они были достигнуты, система забоится самостоятельно.

Выполняется вся работа системы благодаря взаимодействию электронного «мозга», электродвигателей, приводов и заслонок.

Многие думают, что система климат-контроля и ее работа зависят от того, как выглядит внешняя панель управления и из каких компонентов она состоит. Но в действительности вся нагрузка идет на электронную начинку системы и внутренние составляющие.

Важно! На рынке можно встретить специально модернизированные кондиционеры, оснащенные системой климат-контроля. Но при их покупке следует учитывать, что они в состоянии выполнить разве что одну десятую тех функций, на которые направлены полноценные системы.

Преимущество климат-контроля состоит прежде всего, в том, что система кондиционирования или отопления никогда не допустит наличия тех температурных показателей, которые смогут навредить здоровью человека.

Принцип работы климат контроля состоит в том, чтоб создавать оптимальную среду внутри салона. Диапазон температурных показателей при этом будет колебаться от +18 до +25. Как известно, именно такая температура не может никак навредить здоровью. Человеческий фактор в данном случае может только навредить, ведь в летнюю жару отдельно работающий кондиционер можно настроить и на температуру +15, что в результате скажется негативно на здоровье всех, кто пребывает в салоне.

Хорошая система климат-контроля никогда не допустит подобной ситуации и самостоятельно подберет все оптимальные показатели.

Виды систем

В зависимости от сложности систем, они различаются на следующие типы:


Два последних вида систем имеют отдельные пульты управления для задних пассажиров. Естественно, если авто оснащено еще и третьим рядом сидений, то клима может контролировать температуру и воздушные потоки для них. В зависимости от количества зон, система может иметь от одного до пяти датчиков.

Нужен ли вам в автомобиле этот недешевый, но очень удобный атрибут, решать вам. В любом случае затраты на него себя оправдают, так как уровень комфорта в автомобиле будет находится на самом высоком уровне.

На видео можно увидеть механизм работы климат-контроля:

Климат-контроль - система, обеспечивающая автоматическое поддержание установленной температуры и влажности, с целью повышения уровня комфорта (). Но для продления срока службы и роста эффективности устройства, важно знать и соблюдать правила пользования системой. Как пользоваться климат-контролем? Каким правилам следовать, чтобы снизить риски поломки устройства в процессе эксплуатации?

Особенности применения климат-контроля

Первое, чему уделите внимание - своевременности обслуживания устройства. Для продления срока службы, проверяйте штуцеры и шланги, на факт герметичности, и заправляйте систему рабочим газом (при наличии такой необходимости). Учтите, что снижение давления приводит к большей нагрузке на компрессор. В итоге, возрастает риск поломки узла и необходимости его замены.

Еще один важный момент - регулярность замены салонного фильтра . Не секрет, что при эксплуатации в условиях города, фильтрующий элемент быстро забивается, в него попадают насекомые, пыль размножаются бактерии. Засорение узла снижает его способность проводить воздух. Если же он и проходит в салон, то содержит в себе множество вредных для здоровья веществ. По этой причине, монтаж нового салонного фильтра важно производить - не по рекомендации производителя, а по мере его загрязнения. Если авто эксплуатируется в условиях города, то замену производите раз в 12-15 тысяч километров.

Если хотите правильно пользоваться климат-контролем, то учтите связь этого узла с кондиционером автомобиля. Для продления ресурса компрессора и группы трубопроводов, хотя бы раз в месяц, включайте кондиционер на 3-5 минут. Этого достаточно, чтобы устранить многие проблемы в будущем.

Не менее важный момент - настройка обдува в холодную погоду. При сильном морозе на улице, запрещено менять направление потока воздуха. В противном случае, вы рискуете поломать задвижки, которые, за время стояния на холоде, покрываются слоем льда. При этом, пластик становится хрупким и повреждается, даже при незначительном механическом воздействии. Если требуется изменить направление потока воздуха, сначала прогрейте салон.

Включение кондиционера на полную мощность нежелательно. Здесь в зону риска попадает уже не климат-контроль, а здоровье сидящих в салоне людей. Резкий температурный перепад на улице и в машине повышает риск появления простудных заболеваний и даже воспаления легких. К примеру, при температуре 33-35 градусов Цельсия за бортом, не ставьте 22-23 градуса в машине. Разница в 12 градусов Цельсия сильно ощущается организмом.

Но как пользоваться климат-контролем, чтобы избежать проблем со здоровьем? Идеально, когда разница температур не превышает 5-7 градусов Цельсия. Это немного, но такого показателя достаточно для обеспечения высокого уровня комфорта в салоне.

Если ваша задача - быстро прогреть салон или же спастись от жары, закрывайте поступление воздуха с улицы. Но учтите, что находиться в салоне продолжительное время, при включенной рециркуляции, опасно для здоровья. Такой режим разрешено включать на непродолжительное время, после чего переходите на забор воздуха с улицы.

Зная, как пользоваться климат-контролем, и соблюдая приведенные в статье правила, вы решаете две задачи - продлеваете срок жизни узла и устраняете риски для здоровья.

Раньше за свежесть и приятную атмосферу в автомобильном салоне в летнее время отвечал кондиционер, в зимнее- печка. Но технологический прогресс не остановить и сегодня за комфорт в салоне автомобиля как зимой, так и летом призван отвечать климат-контроль.

Что такое климат-контроль, его виды?

Время появления автомобиля с первым климат-контролем точно указать нельзя. Однако имеются данные о том, когда был создан первый образец автомобильного кондиционера. Это событие датируется 1927 годом. Конечно же первые агрегаты были не столь совершенны, как нынешние, но время идёт вперёд, технологии меняются в лучшую сторону, уровень профессионализма инженеров и конструкторов возрастает постоянно в геометрической прогрессии и вот автомобильный кондиционер преобразовался в систему климат-контроля.

Можно встретить также и такую аббревиатуру HVAC , обозначающую климат контроль. Расшифровывается с английского это следующим образом: Heating - теплоснабжение, Ventilation - вентиляция, Air Conditioning – кондиционирование. Следовательно из этого видно, что климат-контроль – это система, которая состоит кондиционера, элементов отопления и воздушной фильтрации, а также необходимых датчиков. Климат-контроль приводится в действие электронным блоком управления (ЭБУ).

Основной отличительной особенностью климат-контроля от его предшественника – , является температурный режим. Дело в том, что кондиционер призван лишь охлаждать воздух салона, когда система климат-контроля поддерживает заданную температуру. При всём этом умная система учитывает не только температуру снаружи автомобиля, но и прогревание салона солнечными лучами, что обеспечивает наиболее комфортное пребывание водителя и пассажиров в салоне автомобиля.

Если за бортом холодная погода, климат-контроль может работать в режиме отопление – кондиционирование, а если воздух, который поступает с улицы, загрязнён, то автоматически включается рециркуляционный режим. Водителю на выбор предоставляется температурный режим в пределах от 16 до 30 градусов по Цельсию. Значение на выбор водителя задаётся регулятором, расположенным на панели. После чего сигнал поступает в блок управления, приводя систему в действие. Уровень прогрева салонного воздуха регулируется центральной заслонкой, за счёт которой происходит смешение горячего и холодного воздушных потоков. В случае возникновения определённой необходимости может включиться кондиционер, помогающий избавить салон автомобиля от излишней влаги и тепла.

Разновидности климат-контроля

Выше мы упоминали о том, что технологический прогресс, как и время, на месте не стоит. Поэтому сегодня, благодаря применению умной электроники, появилась возможность зонировать климат в салоне автомобиля. Исходя из этого система климат контроля подразделяется на следующие виды:

однозонный климат-контроль;

Двухзонный климат-контроль;

Трехзонный климат-контроль;

Четырехзонный климат-контроль.

В однозонной системе температуру может выбирать лишь водитель. Двухзонный климат-контроль позволяет выставлять различную температуру на водительском месте и месте переднего пассажира. Третий и четвёртый виды климат-контроля позволяет всем пассажирам дистанционно регулировать наиболее комфортную температуру для каждого из них.

Составные части климат-контроля

Система климат-контроля объединяет в себе климатическую установку и очень важную часть – её систему электронного управления. В свою очередь система климатического контроля объединяет в себе такие элементы как:

- система кондиционирования;

Система отопления и вентиляции;

Радиатор отопителя;

Вентилятор приточного воздуха;

Кондиционер, состоящий из испарителя, компрессора, ресивера и конденсатора.

Управляет климат-контролем соответствующая система электронного управления. Основными элементами данной системы являются входные сенсоры, блоки управления и исполняющие механизмы. Входные сенсоры измеряют соответствующие физические параметры и преобразовывают их в определённые электрические сигналы. К входным сенсорам можно отнести: сенсоры температуры воздуха за бортом автомобиля, датчики выходной температуры, сенсор температуры испарителя, фотодиоды следящие за уровнем солнечного излучения и потенциометры заслонок. Выходные сенсоры и их количество зависит от модели и системы климатического контроля и конструкции. Сенсор выходной температуры может быть укомплектован также дополнительным сенсором для ножного пространства.

Сенсоры выходной температуры в системе двухзонного климат-контроля находятся слева и справа, в трёхзонном климат-контроле соответственно находятся ещё и сзади. Положение воздушных заслонок, будь то заданное или текущее в определённый момент, фиксируется потенциометрами заслонок. Благодаря температурным сенсорам давления и испарителя обеспечивается работа всей системы кондиционирования. Электронным блоком управления принимаются сигналы от сенсоров, далее они рассматриваются заложенными программами, формируя управляющее воздействие на необходимые устройства управления. Далее поговорим о них.

Группа исполнительных устройств включает в себя приводы заслонок и электромотора вентилятора. Их функция заключается в создании заданного температурного режима и его поддержании. Заслонки начинают действовать путём воздействия на них электрического или механического привода. Системы климатического контроля обладают различными видами заслонок:

- заслонка приточного воздуха;

Центральная заслонка;

Заслонка температурного регулирования. Она применяется в система несколькими зонами регулирования;

Заслонка рециркуляции;

Заслонка для оттаивания стёкол.

Эксплуатационные особенности устройства климат-контроля

Для установления желаемой температуры воздуха в салоне автомобиля, нужно всего лишь выставить нужный показатель на дисплее. Все дальнейшие манипуляции программа компьютера проведёт самостоятельно. Самой эффективной работой климатической системы будут условия, при которых включена внутренняя рециркуляция вентиляционной системы автомобиля. Благодаря этому система находится в ждущем режиме, а не постоянно затрачивает энергию на нагрев или охлаждение воздуха. Однако несмотря на то, что данные операции могут регулироваться автоматически, не стоит полностью полагаться на технику. Перекрытие дефлектора и выбор необходимого направления для воздушного потока, каждый водитель должен выбирать самостоятельно. Если учитывать все конструктивные особенности и обладать определённым багажом знаний по эксплуатации, можно продлить жизнь своей климатической установки на долгие годы. Помните тот факт, что пользоваться рециркуляцией воздуха необходимо с головой.

Бездействующий режим охлаждения приведёт к тому, что все стёкла Вашего автомобиля будут запотевать. Выделяемая влага, которая конденсируется во время дыхательного процесса пассажиров, будет оседать на испарителе. Спустя определённый период времени может появиться неприятный запах в салоне автомобиля. В жаркое время перед тем как включить климат-контроль, следует проветрить автомобиль, открыв все двери и окна автомобиля. Это выровняет температуру автомобиля с окружающей средой. Далее нужно установить работу устройства в рекурциляционном режиме на максимально возможную мощность. В этот момент все двери, окна и люк должны находиться в полностью закрытом состоянии.

Первое время водитель должен подождать на улице. Для того, чтобы климат-контроль работал корректно, во время движения избегайте попадания воздуха снаружи. В противном случае это приведёт к изменению показаний датчиков. Каждый элемент может работать, как взаимодействуя с другими, так и самостоятельно. Во время работы системы климат-контроля существенно увеличивается топливный расход автомобиля. Обязательно это учитывайте, когда будете приводить в действие климат-контроль.

Управляющий механизм климат-контроля

Как мы уже упоминали ранее за осуществление функционирования системы климатического контроля отвечает Это своего рода мозговой центр всей климатической системы. Решения, которые принимает блок управления, основываются на показаниях всех доступных сенсоров и датчиков. Корректное функционирование климат-контроля также зависит от работы блока испарителя-отопителя. Он позволяет в самые сжатые сроки достичь нужного температурного значения. На скорость нагревания или охлаждения непосредственно влияет и режим воздушной рециркуляции. Нужная температура поддерживается за счёт работы автоматики блока управления. Ни водитель, ни пассажиры не принимают никакого участия в данном процессе. Используя вентилятор и положения заслонок электронный блок оптимизирует направление, силу воздушного потока и его температуру. Возможно несколько направлений воздушного потока:

- область стекла;

Область у ног;

- «стекло/ноги»;

Область лица пассажира;

- «ноги/лицо».

Уход за системой климат-контроля

Как и все автомобильные устройства, формирование и поддержание микроклимата в салоне автомобиля требует к себе систематического ухода. Своевременная дозаправка кондиционера должна проводиться вместе с промывкой его радиатора. Периодичность этой операции должна быть не меньше раза в полгода. Максимально эффективное функционирование системы климат-контроля достигается только в случае соблюдения необходимых правил ухода.

Преимущества и недостатки климат-контроля автомобиля

Основными преимуществами использования климат-контроля являются следующие:

- комфортабельные условия передвижения в салоне транспортного средства;

Определение температуры воздуха вне салона автомобиля;

Полная автоматизация работы системы, которая не отвлекает водителя от пути;

Человеческий организм не может переохладиться в результате работы системы климат-контроля.

У данной системы, как и у всего прочего автомобильного наполнения, существует и ряд недостатков :

- высокая стоимость опции;

Большой топливный расход;

При случившейся неполадке в каком-либо одном из смежных отсеков, выходит из строя вся система.

Система климат-контроля устанавливается по умолчанию в большинство современных автомобилей. Зачастую – это представители импортных автомобилей. Климат-контроль является бесспорным лидером в обеспечении комфортного передвижения водителя и пассажиров. Недалёк тот час, когда она полностью вытеснит, ещё актуальную сегодня, систему автомобильного кондиционирования.

Подписывайтесь на наши ленты в

С появлением в автомобилях такой системы, как климат контроль, уровень комфорта водителя и пассажиров вышел на новый уровень. Это даже больше, чем кондиционер. Система отвечает не только за обогрев или охлаждение воздуха в салоне авто, но также - за уровень влажности, вентиляцию, фильтрацию воздуха от пыли и многое другое.

Но на этом прогресс не остановился, и со временем появился двухзонный, трехзонный и четырехзонный климат-контроль. Как можно судить из названия - система в данном случае контролирует все необходимые показатели для каждого ряда пассажиров или даже для каждого пассажира.

В данном случае речь пойдет именно про двухзонный климат-контроль, что это и как работает подобная система.

История появления

Чтобы немного разобраться в том, как работает климат-контроль, следует рассмотреть основные его компоненты - это система нагрева воздуха, охлаждения, вентиляции и его циркуляции внутри автомобиля. Но все эти составляющие собрались воедино не так давно.

Сначала появился простой нагреватель в салоне автомобиля. Такие «печки» можно встретить в старых автомобилях и сегодня. Небольшой радиатор расположен под передней панелью. Он нагревает воздух, который циркулирует по всему салону. Чуть позже появились обогреватели с выходом в заднюю часть салона. Контроль работы печкой осуществляется исключительно вручную.

Кондиционеры в автомобилях - не новое изобретение, оно появилось еще в начале восемнадцатого века. Тем не менее, широко применять в автомобилях его начали сравнительно недавно. Кондиционер отвечает только за охлаждение салона.

Климат контроль объединяет в себе эти функции, а также отвечает за качество и циркуляцию воздушных потоков внутри салона автомобиля. Системы работают в зависимости от показателей различных датчиков полностью автоматически. Но при желании определенные показатели можно настроить и вручную. Таким образом, электронный блок - это сердце климат-контроля, а все остальные компоненты подстраиваются под настройки программы.

Что такое двухзонный климат-контроль

Многие водители при покупке автомобиля, оснащенного данным достижением инженерной мысли, долгое время не могут разобраться в особенностях его работы. В первую очередь, такая ситуация возникает по незнанию того, как именно работает климат-контроль и, в целом, на что он способен. Потому постараемся немного подробнее разобраться в том, что собой представляет климат-контроль.

В его основе лежат такие составляющие:

  1. Климатическая установка. Она объединяет системы вентиляции, фильтрации, кондиционирования и охлаждения.
  2. Система управления. В ее основе лежит электронный блок с заложенной программой.

Управление климатическим контролем включает в себя и датчики. Они определяют уровень давления в системе кондиционирования, температуру внутри салона и за бортом, уровень естественного освещения.

Блок управления осуществляет прием сигналов от датчиков и преобразовывает их в температурные и другие показатели, которые должны быть достигнуты. Они передаются на исполнительные устройства, после чего обеспечиваются нужные климатические условия внутри салона.

В этом и состоит принцип работы климат-контроля. Когда речь идет о двухзонной системе, то она контролирует показатели зоны водительского места и пассажирского сидения. Ведь идеальный температурный режим не может быть одинаковым для всех обитателей автомобиля. А климат-контроль заботится еще и о том, чтобы никто не переохладился, никому не было жарко или душно. Вам остается только настроить программу электронного блока управления под себя.

Составляющие климат-контроля

Как уже было сказано ранее, в сердце всей системы расположен ЭБУ, то есть электронный блок управления. Именно он контролирует работу всех исполнительных компонентов, в результате чего достигаются необходимые климатические условия для водителя и пассажиров.

Но исполнительные компоненты - это интересная и сложная система, работа которой налажена до мелочей. Все они исполняют свои функции, но совместная работа различных систем составляет практически единый организм. Каждый климат-контроль состоит из следующих комплектующих:

  • заслонки;
  • блок испарителя-отопителя;
  • конденсатор;
  • контур хладогена;
  • теплообменник;
  • вентилятор;
  • система трубок под корпусом и обшивкой автомобиля.

Вся эта сложная система обеспечивает оптимальные температурные показатели в зависимости от того, какой задан режим на ЭБУ.

Как работает двухзонный климат-контроль

С основными принципами работы этой сложной системы разобрались. Осталось понять, какие именно функции она выполняет. Для наглядности можно привести пример, чем отличается климат-контроль от обычного кондиционера.

Во-первых, он направляет потоки воздуха именно туда, где это необходимо, потому никогда не возникнет ситуации, когда мерзнут ноги, а в верхней части салона буквально нечем дышать. Так бывает, когда при помощи кондиционера пытаешься нагреть воздух в машине. Во-вторых, система заботится о том, чтобы человек не мог переохладиться даже в том случае, если режим настройки предполагает слишком низкую температуру в салоне, когда на улице достаточно жарко.

Климат-контроль - умная система, поддерживающая необходимый уровень комфорта одновременно предотвращая возможность простудиться. Климат-контроль выполняет следующие функции:

  • регулировка и поддержание заданной температуры;
  • направляет потоки теплого и холодного воздуха;
  • контроль уровня влажности, потому в салоне авто не будет душно и предотвращается запотевание стекол;
  • фильтрация воздуха. Данной функцией оснащены не все системы климат-контроля, но, если она имеется - при определенном уровне загрязнения воздуха происходит его фильтрация, в результате в салон попадает чистый воздух.

Работа системы может быть направлена на контроль таких зон:


Особенности эксплуатации климат-контроля

Интерфейс дисплея на ЭБУ в различных системах, как правило, доступен и понятен. Для поддержания постоянного температурного и других режимов водитель должен задать определенный уровень, после чего система будет контролировать все необходимые показатели. Компьютерная программа данную задачу берет на себя.

Важно! Наиболее эффективно система будет работать при включенном режиме рециркуляции воздуха внутри автомобиля. В результате климат-контроль будет работать в ждущем режиме вместо того, чтоб постоянно нагнетать теплый или холодный воздух.

Тем не менее, выбирать нужные направления потоков воздуха водитель должен самостоятельно, для этого придется вручную перекрывать дефлекторы. Кроме того, режим охлаждения должен постоянно оставаться включенным. В противном случае на испарителе может образоваться конденсат. Как результат - появление неприятного запаха в салоне, а если достаточно длительное время система будет работать в таком режиме, она может и вовсе выйти из строя.

Ручной и автоматический режимы

Любой климат контроль предполагает ручное и автоматическое управление системой. Правда, в первом случае нужно будет хорошо разобраться в тонкостях ее работы.

  1. В ручном режиме можно самостоятельно управлять скоростью оборотов вентилятора, уровнем обогрева, охлаждения и интенсивностью воздушных потоков.
  2. Автоматический режим позволяет системе самостоятельно выполнять все действия. Достаточно только задать нужный температурный режим. Недостаток - уровень шума в первое время включения системы.

Разобраться в особенностях работы климат-контроля достаточно просто, но изучение инструкции перед ее эксплуатацией все-таки не помешает. Если придерживаться определенных правил при использовании системы, она прослужит без сбоев долгие годы, и ее компоненты не будут требовать ремонта или замены.

Ниже предоставлено видео о том, как работает система двухзонного климат-контроля:

Понравилось? Лайкни нас на Facebook