Воспитательное учреждение закрытого типа органа. Специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа для несовершеннолетних

Сегодня в России небывалая волна сиротства детей, также высокий рост беспризорников, преступности среди подростков. В связи с этим, остро стоит проблема специальных учреждений в частности: детских домов, домов-интернатов, специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, детских колоний.

Стационарные социальные учреждения, в которых могут получить место для проживания и все необходимые условия для жизни дети-сироты, дети, лишенные попечения родителей, беспризорные дети и др. Такие учреждения спасают жизнь детей, дают условия для социализации, отчасти заменяют семью. В этих специальных учреждениях несовершеннолетние могут быть направлены до достижения ими 18-летнего возраста.

Эта мера не будет законной, если только один из них не будет доступен. Суд рассматривает свою законность, опираясь главным образом на национальное законодательство, как с точки зрения основополагающих оснований, так и процедуры. Он указывает, однако, что только соблюдение национального законодательства недостаточно, - статья 5 также требует соблюдения любого тюремного заключения с целью защиты личности от произвольного нарушения его свободы - рассматривается совместимость национального законодательства с Конвенцией.

Этот текст, как и другие пять подпунктов, поскольку они относятся к исключениям, может применяться ограничительно, чтобы не злоупотреблять государствами, которые ратифицировали Конвенцию. Следует отметить, что Европейский суд редко рассматривал случаи, когда были подняты жалобы, подпадающие под сферу действия цитируемого текста ст. 5§1 Конвенции, и поэтому практика в этом отношении не особенно богата. Как в содержании положения, так и в исследовании и комментариях к тексту внимание обращается на тот факт, что его создатели не указали термин «несовершеннолетний», а скорее подчеркивают, что он является субъектом в соответствии с национальным законодательством, но без указания нижнего или верхнего предельного возраста и увязывания его с его уголовной ответственностью или несоблюдением обязательств.

Детский дом-интернат – это образовательное учреждение интернатного типа для постоянного проживания детей в возрасте от 3 до 18 лет.

Дом интернат выполняет ряд функций:

Обеспечение безопасности, защита ребенка от внешних угроз – жестокого обращения с ними родителей или родственников (побои, изгнание из дома, голод, сексуальное насилие), эксплуатации со стороны взрослых криминальных элементов;

Этот термин имеет «автономное» значение по смыслу Конвенции. Тот факт, что формулировка формулировки отличается от других, начиная со слова «каждый» и правила обращения, относящиеся только к несовершеннолетним, не ставит их в дискриминационное положение в отношении их способности осуществлять другие права в соответствии с Конвенцией. Сам факт, что они не достигли определенного возраста, требует введения определенных ограничений. С другой стороны, семейное право всех европейских стран позволяет родителям, прежде всего, действовать в интересах ребенка.

Защита законных прав и интересов ребенка, связанных с его взаимоотношениями с родительской семьей, усыновлением, установлением опеки, получением образования, овладением профессий;

Снятие у ребенка остроты психического напряжения или стрессового состояния как следствия социально-психологической депривации в семье, т. е. лишения материнской заботы, физического или сексуального насилия, школьной дезадаптации, пребывания в неблагополучной социальной среде на улице;

Как отметил Питер Ван Дык и другие. в своей работе «Теория и практика Европейской конвенции о правах человека», сам факт, что в ст. Статья 5 (1) (г) прямо предусматривает возможность тюремного заключения с целью обеспечения надзора за образованием, свидетельствует о том, что такая возможность была допущена, и поэтому учреждения в Страсбурге не исключают ее применения. системы, такие ограничения свободы допускаются именно в интересах несовершеннолетнего и независимо от того, совершил ли он или подозревается в совершении преступления или просто «ребенок под угрозой», нуждающийся в особой защите. «В таком случае есть разумные основания полагать, что развитие или здоровье несовершеннолетнего серьезно угрожает или что лицо подвергается насилию».

Диагностика деформаций в личностном развитии и психофизическом

Состоянии ребенка с целью разработки индивидуальной программы реабилитации;

Первичная адаптация социально-неблагополучного ребенка,

Восстановление и развитие важнейших форм человеческой жизнедеятельности (общение со сверстниками, с взрослыми);

Восстановление или компенсация социальных связей детей

Авторы, рассматривая прецедентное право Европейского суда по применению отдельных текстов Конвенции и историю создания отдельных текстов, отмечают, что основной упор в анализе этой нормы делается на понятие «законный». Поэтому он может быть также выпущен административным органом.

Важно основываться на законе - то есть, иметь основу в национальном законодательстве. Хотя текст является слишком общим и недостаточно конкретным, Европейский суд требует строгих заверений в том, что тюремное заключение оправдано и осуществляется в образовательных целях. Он содержится в первом решении, которое анализирует сферу применения этого текста - дело Бумара против Бельгии. В этом случае несовершеннолетний мальчик был помещен девять раз в тюрьму в качестве временной превентивной меры с временным эффектом в соответствии с Законом о защите детей, пока не было найдено подходящее место или лицо, которое позаботится о нем.

Предоставление им возможности освоить те социальные роли, которые в силу противоестественности первичной социализации им не были усвоены.

Закрытые учреждения могут быть общеобразовательного типа или специализированными, в зависимости от специальных проблем будущих воспитанников (для детей с нарушением речи, слепоглухих или глухонемых, для детей с задержкой интеллектуального развития или с глубокими нарушениями интеллекта, а также закрытые интернаты для деликвентных детей и подростков, т. е. правонарушителей). Особо стоит выделить детские дома, создаваемые при конфессиональных учреждениях, например при православных монастырях. Особенность воспитания детей в этих учреждениях связана с теми обстоятельствами, которые и привели ребенка в детский дом. Опыт показывает и исследования подтверждают, что лишение ребенка родительской, и в первую очередь материнской заботы приводит к задержке развития, часто к необратимым потерям в развитии психики ребенка, к психическим и физическим заболеваниям. Все это происходит, как правило, на фоне отягощенной наследственности.

Каждое из этих задержаний никогда не превышает установленный законом максимальный срок в 15 дней. Таким образом, в течение менее одного года, в течение 119 дней, он был лишен свободы. Поскольку он подозревался в совершении ряда преступлений и преступлений, имел опасное отношение к другим детям и вел себя высокомерно, его поведение неоднократно рассматривалось Льежским судом. По инициативе прокуратуры после его последовательного «опасного поведения» суд приказал временно помещать его в тюрьму. Среди его отдельных задержаний мальчик был обеспечен для воспитания отца под наблюдением социальных служб или тети, но после длительных задержек суд снова был передан соответствующими официальными органами в связи с последующим появлением несовершеннолетнего с просьбами о размещении в специализированном учреждении.

В детских домах-интернатах проводится квалифицированное медицинское обслуживание, комплекс реабилитационных мероприятий, организован учебно-воспитательский процесс, осуществляется подготовка детей к самостоятельной жизни и последующей интеграции в общество. Воспитание детей в детском доме остается чрезвычайной острой проблемой.

По словам властей, они не смогли найти подходящего человека, который согласился бы позаботиться об этом, и не было подходящего места для размещения, поскольку вакантных мест в закрытых учреждениях в этом районе не было несовершеннолетних лиц, совершивших правонарушения. Другие учебные и исследовательские учреждения отказались принять несовершеннолетних по формальным причинам.

Каждый раз суд назначает другое заключение, в то время как социальные службы находят подходящее решение по делу. Европейский суд сначала рассматривает законность этих помещений путем анализа национального законодательства и степени, в которой лишение свободы соответствует целям ст. Он всегда делает положение о том, что оно не нацелено на оценку национальной правовой системы в принципе, но важно быть либеральным по духу. Вот почему в законе четко указаны ситуации, в которых допускается содержание под стражей несовершеннолетних.

В то же время у воспитанников интернатных учреждений слабо развита способность сопереживать окружающим их людям: взрослым и сверстникам, понимать их. Для этих детей характерны искажения в общении с взрослыми: с одной стороны, имеет место обостренная потребность во внимании и доброжелательности со стороны старших, в человеческом тепле, ласке и положительных эмоциональных контактах. С другой – полная неудовлетворенность этой потребности: малое количество обращений взрослых к детям, отсутствие в этих контактах личностных обращений, их эмоциональная бедность и однообразие содержания, направленность в основном лишь на регламентацию поведения. Поэтому важно, чтобы в этой сфере работали высокопрофессиональные и неравнодушные специалисты.

Сама процедура предусматривает, что судья заслушает несовершеннолетнего, который имеет право быть представленным адвокатом в ст. В статье 53 Закона предусматривается исключение, заключающееся в том, что разрешено временно размещать несовершеннолетнего в тюрьме, когда существует «материальная невозможность», т.е. невозможно найти близкое или соответствующее учреждение, которое соглашается принять ребенка. Суд напоминает, что национальные власти и суды должны толковать и применять внутреннее законодательство своего государства.

Само по себе понятие «материальной невозможности» недостаточно для установления незаконности лишения свободы. Однако «законность» включает, прежде всего, соответствие лишения свободы требованиям ограничений, упомянутых в ст. 5 § Анализируя смысл текста и использование предлога «для того, чтобы», Суд указывает, что «лишение», упомянутое в тексте, является средством обеспечения того, чтобы соответствующее лицо было помещено под «надзор за образованием». Однако в период, когда произошли события, в Бельгии не было закрытого объекта, способного принять несовершеннолетних с проблемным поведением, хотя национальное законодательство не предвидело нигде и что размещение должно быть незамедлительным.

Специальные образовательные учреждения закрытого типа. В современных условиях рост числа правонарушений среди подростков назрела потребность в дальнейшем развитии системы специальных общеобразовательных учреждениях закрытого типа для детей с девиантным поведением. Образовательные учреждения закрытого типа создается для несовершеннолетних с девиантным и деликвентным поведением, т. е. совершивших общественно опасные деяния, предусмотренные Уголовным кодексом, нуждающихся в особых условиях воспитания и обучения и требующих специального педагогического подхода.

Следовательно, в этом случае нарушение Суда основано не на том факте, что в законодательстве есть возможность, хотя в качестве исключения и как временная мера несовершеннолетний должен быть помещен в тюрьму и, прежде всего, прежде всего из-за того, что их там нет были выполнены условия, и гарантии надзорного надзора не предоставляются. Юношеский мальчик двух лет был помещен под присмотром социальных служб, потому что отец отбывал наказание, мать имела «хаотичный образ жизни», а четверо из пяти детей имели преступное или наркотическое насилие.

Направление в спецшколу является своего рода наказанием для детей, совершивших правонарушение. Основные задачи, которые решают при помещении ребенка в спецшколу – его психолого-педагогическое и медицинское сопровождение, коррекция имеющих отклонений в поведении и реабилитация социально-значимых свойств и качеств личности, обеспечивающих подростку адекватно взаимодействовать с окружающей социальной средой.

Размножались в учреждениях или приемных семьях, были различные проявления - как связанные с насилием в отношении других, преднамеренные пожары и другие нарушения, так и самоагрессия. Эксперты показали серьезные расстройства личности, но власти обнаружили, что в Ирландии нет подходящего учреждения, где мальчика помещают, задерживают и ухаживают. Это привело к повторным судебным искам, которые он с неохотой согласился с тем, что это было бы наиболее целесообразно в качестве временной меры, пока не будет найдено лучшее решение о том, чтобы несовершеннолетний был помещен в тюрьму для молодежи.

В условиях специализированного социального учреждения закрытого типа коррекционная и реабилитационная работа является одним из основных видов деятельности, включенных в содержание стратегии по решению проблем девиантного поведения.

Содержание работы по оказанию помощи детям и подросткам в условиях спецшколы должно обязательно учитывать особые условия социальной изоляции, в которых они находятся. Поэтому не менее важным этапом, является этап адаптации подростка к условиям режимного учреждения. Приоритетом в работе спецшколы становится социально-психологическая адаптация, имеющая свои особенности, т. к. должны учитываться серьезные изменения личности подростков, разрушение установок, представлений и стереотипов поведения, носящих асоциальный характер; коррекция существующих либо формирование новых установок, направленных на реинтеграцию в общество и полное функционирование в качестве социального субъекта.

В то же время в решении были определены обязательства как для социальных служб, так и для управления пенитенциарным учреждением. В течение этого времени ему разрешалось посещать курсы подготовки и квалификации в тюрьмах для всех заключенных, а также заниматься спортом или заниматься другими видами деятельности, но, согласно пенитенциарному режиму, запирать камеру в определенное время дня, Позиция правительства заключалась в том, что ГД была помещена в тюрьму именно для того, чтобы ее контролировали в образовательных целях.

Он считает, что для соблюдения внутреннего законодательства он не ставит под сомнение юрисдикцию суда в отношении введения такой меры и что она регулируется в соответствии с национальным законодательством. Суд указывает, что пребывание мальчика в Учреждении Святого Патрика само по себе не является образовательной мерой, так как это тюрьма, и заявитель в то время подчинялся дисциплине. В то же время Суд не обнаружил нарушения 17-летней девочки в закрытом помещении с высокой степенью безопасности, близкой к взрослой тюрьме, по призыву Сьюзи Коннорски против Великобритании.

В соответствии с Уставом и положением о спецшколах учебно-воспитательного учреждения закрытого типа для детей с девиантным поведением, администрация выполняет следующие функции:

1. Обеспечивает специальные условия содержания несовершеннолетних, включающие охрану территории, личную безопасность несовершеннолетних; их максимальную защищенность негативного влияния; ограничения выхода на территорию посторонних лиц, изоляцию несовершеннолетних, исключающих возможность их самовольного ухода с территории учреждения; круглосуточный контроль и наблюдение за несовершеннолетними; проведение личного осмотра несовершеннолетних (личных вещей, писем, посылок).

Суд не согласился с возражением заявителя о том, что она не была помещена в центр в образовательных целях, поскольку она превысила возраст обязательного образования. Анализируя все меры, принятые ее родителями и местными властями, она обнаружила, что это долгая история усилий, предпринятых в отношении девушки с поведенческим расстройством и диагнозом психопатии, которая ведет к обеим угрозам другие и сама. Суд также установил, что институт имеет многодисциплинарный подход к обучению, а образовательные программы предоставляются небольшими группами для трех или четырех человек и даже индивидуального обучения, и сам заявитель воспользовался частью их.

2. Информирует, ОВД о случаях самовольного ухода и принимает совместные действия по обнаружению и возвращению ушедших в указанное учреждение.

3. Информирует, не позднее, чем за месяц до выпуска, комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав о выпуске из указанного учреждения и направляет характеристику и рекомендации о дальнейшей индивидуальной работе с ним, его бытовом и трудовом устройстве. К основным видам деятельности, которые осуществляет в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, относятся: образовательная, учебно-производственная деятельность, дополнительное образование, оздоровление воспитанников, педиатрическая и иная врачебная помощь, психологическая и социально-педагогическая диагностика, коррекция и реабилитация, соблюдение режимных требований.

Прежде всего, размещение в этих пансионах основано на «законном» решении суда, которое подлежит подстрекательству. В той мере, в которой это ограничение свободы налагается в соответствии с процессуальными и материальными нормами применимого национального законодательства - Закона о борьбе с антисоциальными актами, необходимо проанализировать, являются ли тексты закона ясными и предсказуемыми. В этом смысле критика страдает отсутствием достаточно четкого определения термина «антиобщественное».

В случае давней сложившейся практики на основаниях для возбуждения дела и ясности самого закона в отношении введенных мер по исправлению мне кажется слишком много для поддержания такого тезиса. Последняя обязанность должностных лиц вытекает из ответственности, которой они были наложены законом, поскольку они служат хранителями или опекунами всех детей, помещенных в детские учреждения, и несут ответственность за их здоровье и неприкосновенность.

Спецшкола работает с мальчиками и девочками в возрасте от 12 до 18 лет, в большинстве своем в спецшколу попадают дети, которые из-за проблем в семье и недостатка внимания со стороны родителей оказались в социально опасной ситуации. Вследствие длительного периода дезадаптации, такие дети вступили в конфликт с обществом, совершают противоправные деяния. Основные проблемы подростков поступающих в спецшколу, условно можно подразделить на проблемы медицинского характера.

Приоритетом в работе спецшкол социально-педагогическая реабилитация воспитанников, имеющая свои особенности, в процессе должны серьезные изменения личности несовершеннолетних.

Детские колонии . В воспитательные колонии попадают подростки, совершившие противоправное даяние в возрасте 14-15 лет. Деятельность колоний направлена, в первую очередь, на формирование у подростков качеств которые позволили бы им не поддаваться неблагоприятным влиянию социальной среды, способствовали бы устойчивой адаптации в обществе. Воздействие на несовершеннолетних осужденных через комплекс мер воспитательного, психологического и социального характера, эффективность которых зависит от создания благоприятных условий пребывания воспитанников.

В воспитательных колониях действует комплексная система мероприятий, направленных, на обеспечение условий содержания, совместимых с человеческим достоинствам и нормам, принятыми в обществе; сведение до минимума негативных последствий лишения свободы и разницы между жизнью в заключении и на свободе; укрепление социально-полезных связей осужденных с родственниками и представителями общественности; повышение общеобразовательного уровня и получение профессиональных навыков помогут подросткам успешно включится в жизнь общества после освобождения. Воспитательная работа с осужденными осуществляется в первую очередь специалистами социально-психологической службы колонии, педагогами и психологами. Процесс адаптации начинается с первых дней пребывания подростка с составления индивидуальной программы социально-психологической работы, которая предусматривает получении полного общего среднего образования, профессии, развитие позитивных способностей, социкально-полезных качеств и навыков. Такая программа составляется специалистами-психологами и педагогами при участии самого осужденного, с учетом его индивидуальных особенностей – поведения, психического состояния, степени социальной запущенности и срока наказания.

В зависимости от конкретной ситуации используется моральная, правовая, эстетическая, физическая, трудовая и другие формы воспитания. Для этого разрабатываются программы, позволяющие сориентировать подростков относительной возможностей личностного развития, использования свободного времени, приобретения полезных знаний и навыков.

Во всех воспитательных колониях работают средние общеобразовательные школы, в которых ежегодно получают документы об образовании. Успехи в учебе поощряются и учитываются при оценке степени их исправления. Каждый несовершеннолетний за время отбывания наказания имеет возможность овладеть профессией. Все подростки получают аттестаты о среднем образовании и свидетельства государственного образца о приобретении профессии.

Важным элементом адаптации осужденных несовершеннолетних в местах лишения свободы является создание условий для отдыха, полезного досуга и участия в культурной жизни общества. Для этого в воспитательных колониях созданы различные кружки – прикладного творчества, художественной самодеятельности, спортивные, в том числе школьные предметные кружки и факультативы профессиональной направленности. Проводятся лекции, беседы, викторины, тематические вечера, концерты и конкурсы художественной самодеятельности, выставки работ прикладного творчества, спортивные соревнования.

В соответствии со статьей 59 Правил ООН, касающихся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы, на всех осужденных содержащихся в воспитательных колониях распространяются мероприятия по предоставлению им помощи при возвращении в общество.

За полгода до освобождения они проходят специальный курс информационно-консультативной и психокоррекционной работы, предусматривающей проведение активных учебно-практических мероприятий, подготавливающего осужденного к самостоятельной жизни в обществе; повышение правовой грамотности обучение соответствующим навыкам для решения различных социально-бытовых вопросов безопасного поведения. Также в воспитательных колониях созданы модели центров подготовки осужденных к освобождению и участки социальной адаптации.

После выхода на свободу в отношении несовершеннолетних осужденных применяется социальный патронаж, осуществляемый воспитательными колониями совместно с Государственной социальной службой для семьи, детей и молодежи, рядом государственных учреждений, в компетенциях которых находятся вопросы социальной адаптации детей.

Таким образом, нужно отметить, что при помещении ребенка в любое из закрытых учреждений нужно по возможности обеспечить благоприятные условия проживания для подростка.

Московский педагогический государственный университет


Ключевые слова

несовершеннолетний, профилактика, правонарушение, учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, minors, prevention, delinquency, educational institutions of closed type

Научная статья

Аннотация к статье

В статье анализируется значение специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа для системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В настоящее время подтверждена эффективность деятельности учебно-воспитательных учреждений закрытого типа в коррекции девиантного поведения несовершеннолетних, устранения причин и условий, способствующих правонарушающему поведению несовершеннолетних.

Текст научной статьи

В настоящее время в средствах массовой информации широко обсуждается проблема преступности несовершеннолетних. Выявлению причин и условий преступности несовершеннолетних, а также принятию противодействующих мер в настоящее время отводится ключевое место. Принятый в 1999 году ФЗ № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» установил, что профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - это система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении. Согласно ч. 1 ст. 4 указанного закона в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних наравне с другими органами и учреждения входят специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, которые закон относит к субъектам профилактики. Специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа были созданы в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 31 июля 1964 г. N 635 "О преобразовании воспитательных колоний для несовершеннолетних в специальные школы и специальные профессионально-технические училища". В настоящее время создание специальных учебно-воспитательных закрытого типа регламентируется также ч. 12 ст. 66 ФЗ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», где указывается, что для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода, в целях получения ими начального общего, основного общего и среднего общего образования уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации или субъектов Российской Федерации создаются специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа. В специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа могут быть помещены несовершеннолетние в возрасте от одиннадцати до восемнадцати лет, нуждающиеся в особых условиях воспитания, обучения и требующие специального педагогического подхода в случаях, если они: 1) не подлежат уголовной ответственности в связи с тем, что к моменту совершения общественно опасного деяния не достигли возраста, с которого наступает уголовная ответственность; 2) достигли возраста уголовной ответственности, но не подлежат уголовной ответственности в связи с тем, что вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не могли в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими; 3) осуждены за совершение преступления средней тяжести или тяжкого преступления и освобождены судом от наказания в порядке, предусмотренном частью второй статьи 92 Уголовного кодекса Российской Федерации. Несовершеннолетний может быть направлен в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа до достижения им возраста восемнадцати лет, но не более чем на три года. Анализ криминологической характеристики личности обучающихся спецшколы закрытого типа показал, что большую часть воспитанников спецшколы составляют 14-летние . Для образовательного уровня воспитанников специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа характерно его резкое отставание от уровня образования, который должен соответствовать возрасту. Так почти 100 % подростков отстают по уровню образования от законопослушных сверстников. И не удивительно, так как у «трудных» подростков часто происходит замещение основной ведущей деятельности, такой как учеба, на другие формы, например, правонарушающую деятельность. Основной контингент учащихся составляют дети с сохраненным интеллектом и способные хорошо учиться, но допускавшие ранее в общеобразовательных школах нарушение дисциплины, пропуски уроков, имевшие низкую успеваемость. Досуг таких несовершеннолетних часто не организован и сводится к бесцельным прогулкам по улицам. Часто до поступления в школу дети имеют опыт длительного бродяжничества, большие пробелы в знаниях (некоторые не посещали школу более 2-х лет или были в школе в считанные разы) . Среди воспитанников подавляющее большинство до совершения преступления проживало в неполной семье или неблагополучной семье. Основные задачи, которые решают при помещении ребенка в спецшколу - его психолого-педагогическое и медицинское сопровождение, коррекция имеющих отклонений в поведении и реабилитация социально-значимых свойств и качеств личности, обеспечивающих подростку адекватно взаимодействовать с окружающим миром . Согласно ч. 2 ст. 43 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь включает в себя: 1) психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников; 2) коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися, логопедическую помощь обучающимся; 3) комплекс реабилитационных и других медицинских мероприятий; 4) помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации. Основными задачами специальных учебно-воспитательных учреждений являются: обеспечение психологической, медицинской и социальной реабилитации несовершеннолетних, включая коррекцию их поведения и адаптацию в обществе; создание условий для получения несовершеннолетними начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования, профессиональной подготовки; осуществление индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, предупреждение совершения ими правонарушений и антиобщественных действий; осуществление защиты прав и законных интересов несовершеннолетних; реализация программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних . Как же осуществляется работа с детьми в указанных образовательных организациях? Особое внимание уделяется работе с родителями воспитанников с целью оказания содействия в восстановлении нарушенных внутрисемейных отношений, поиска социально значимых взрослых в близком окружении подростка для взаимодействия и создания наиболее благоприятных условий для реабилитации воспитанника . Профилактическая работа проводится не только с несовершеннолетними, но и с их родителями. За время нахождения подростка с специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа необходимо восстановить семейный климат в семье, подготовить не только самого подростка к возвращению в социум, но и выявить пробелы семейного воспитания, упразднить причины и условия безнадзорности и девиантного поведения ребенка. Работа по реабилитации воспитанников должна проводиться как с ребёнком, так и с его семьей. Цель работы с родителями - профилактика и коррекция дисгармонии семейных отношений и устранение недостатков семейного воспитания как важнейших факторов, вызывающих отклонения в поведении детей и подростков. Основными средствами воздействия на подростков в спецшколах являются: режим, воспитательная работа, получение образования, общественно полезный труд, допрофессиональная подготовка и общественное воздействие. Как правило, режим в школе строго регламентирован. Несовершеннолетние перемещаются по школе только в сопровождении сотрудника режимной службы. Подростки обучаются в классах численностью 10-15 человек, что позволяет выделить время для профилактической работы с каждым учеником. По окончанию учебного времени воспитанники обедают и продолжают 2 часа работать в учебно-производственных мастерских. Так, в учебно-воспитательной школе закрытого типа в г. Санкт-Петербург есть 5 оборудованных мастерских: столярная, слесарная, гончарная, фьюзинга (поделки из цветного стекла) и мастерская живописи, где каждый воспитанник находит дело по интересам. Занятия проводятся по графику. В мастерских воспитанники получают навыки трудового обучения. В свободное от учебы и работы время воспитанники занимаются в спортивных секциях: футбола, баскетбола, хоккея с мячом, тенниса, шашек, шахмат и тренажеров. Занятия проводят педагоги дополнительного образования. Педагог-организатор школы привлекает воспитанников к занятиям художественной самодеятельностью с целью активного их участия в общешкольных праздниках. В соответствии с планом проводятся общешкольные праздники и выездные мероприятия. Воспитанники в сопровождении воспитателей и сотрудников режимной службы выезжают на экскурсии в музеи города и пригородов, посещают театры. Организации досуга воспитанников активно помогают общественные организации. По окончании школы судьбой воспитанника все еще продолжают интересоваться. Уровень рецидива, указываемый в отчетах спецшколы, определяется по информации о занятости выпускников спецшколы, предоставляемой территориальными подразделениями по делам несовершеннолетних и защите их прав. В среднем 72 % выпускников школы через год после окончания срока пребывания продолжают обучение, около 20% работают, попадает «за решетку» - только 5-7 % от общего числа выпускников . Министерство образования и науки РФ отмечает результативность деятельности специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и указывает на необходимость создания сети указанных учреждений в Российской Федерации, имея в виду создание специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа - в каждом субъекте Российской Федерации . Количество дел о помещении несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, рассмотренных судами за последние годы не уменьшается, что подтверждается данными судебной статистики . Таким образом, можно сделать вывод об эффективности деятельности специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook