Какой аккумулятор лучше для машины? Автомобильный аккумулятор: выбирает эксперт «За рулем

Аккумулятор – это одна из самых важных составляющих элементов автомобиля. Ведь с разряженной АКБ машина попросту не заведется, и дальнейший ход продолжать уже будет бессмысленно.

Поэтому при выборе батареи следует быть очень внимательным. В сегодняшней статье мы рассмотрим, как правильно выбрать аккумулятор и на что обращать особое внимание при покупке.

Что сокращает ресурс АКБ?

Для начала поговорим, какие факторы могут влиять на износ автомобильной батареи. Среди них необходимо отметить следующие:

  • Повышенная вибрация. От этого фактора, к сожалению, никто не застрахован. И уж какой бы мягкой подвеска вашего автомобиля ни была, вибрации возникают повсюду, и не только от мотора.
  • Неправильная или неполная зарядка. Часто автолюбители перезаряжают АКБ, что категорически нельзя делать. Неполная зарядка или перезарядка сокращает ресурс аккумулятора в несколько раз. Бывали и такие случаи, когда после 1.5-дневной зарядки АКБ полностью выходил из строя. А вообще батарея подпитывается не более 12 часов.
  • Морозы. Это один из самых страшных для аккумулятора моментов. Ведь чем ниже температура воздуха, тем сильнее и чаще разряжается АКБ. В зимнее время с каждым днем батарея теряет до 1-2 процентов своего заряда. Поэтому не удивляйтесь, если вдруг утром ваша машина перестала заводиться. Единственный способ уберечь транспорт от холодов – ставить его в гараж на ночь. Других рекомендаций не дано.

Как правильно выбрать аккумулятор?

Оказывается, недостаточно купить АКБ известного производителя. Помните, если характеристики агрегата не соответствуют конкретно вашей машине, его наличие в авто просто бессмысленно. Поэтому перед покупкой нужно внимательно рассмотреть все необходимые параметры. О них мы расскажем в следующих разделах.

Уровень напряжения

Это не самая важная характеристика, но все же на нее необходимо обратить внимание. На легковых автомобилях все АКБ выпускаются с единым напряжением – 12 Вольт. Более сложная ситуация с автобусами и грузовыми авто. Здесь, в зависимости от марки и типа транспортного средства, батарея может быть либо 24-вольтовой (устанавливается одна), либо 12-вольтовой (две, соединенные параллельно). Это тоже следует учитывать при покупке.

Выбираем аккумулятор для автомобиля: пару слов о емкости

Данная характеристика отвечает за количество энергии, которое отдает батарея за единицу времени. Покупать аккумулятор нужно лишь той мощности, которая была прописана в инструкции по эксплуатации. Также допускается использовать АКБ с емкостью на 5-10 процентов больше рекомендованной производителем. Так поступает большинство наших автолюбителей.

Как выбрать аккумулятор для автомобиля «Нива» и узнать, какой он мощности? По заводским параметрам, емкость батареи для ВАЗ-2121 составляет 55 А/ч. Это значит, что ток разряда его будет равен примерно 2.75 Ампера. Но если вы часто используете машину при температуре воздуха ниже 0 градусов, рекомендуется брать АКБ мощностью 60 Ампер.

По сравнению с 55-амперным, он будет дольше держать заряд и реже разряжаться (как раз то, что нужно для эксплуатации зимой). Но это касается не только отечественных автомобилей. Ответ на вопрос о том, как выбрать аккумулятор для автомобиля «Рено Логан», звучит примерно одинаково. Что отечественная «Нива», что французский «Рено» могут без проблем работать с более емкостными АКБ. Кстати, с завода на Logan устанавливают батарею мощностью в 60 Ампер.

Как выбрать аккумулятор для автомобиля с дизельным двигателем? В последнее время все больше зарубежных производителей стали расширять линейку силовых агрегатов, дополняя их дизельными установками. Такая популярность дизеля обусловлена несколькими факторами. Это экологичность, мощность (такие моторы более тяговитые) и экономичный расход топлива.

Но сейчас не об этом. Наверное, вы заметили, что на дизельные модификации легковушек и кроссоверов производители ставят более емкостные АКБ. Это делается по причине более высокого крутящего момента. То есть, для запуска дизеля батарея должна дать более высокий пусковой ток. Вот и получается, что емкость аккумуляторов бензиновых и дизельных автомобилей той же марки и модели может отличаться на 10-15 Ампер. Этот фактор тоже нужно учитывать.

Стоит ли экономить на емкости? Батарею меньшей мощности приобретать не следует, и на то есть несколько причин. Во-первых, она будет постоянно подвергаться перезаряду (так как генератор работает на ту же мощность, что и прежде). Во-вторых, такой аккумулятор очень быстро изнашивается и стареет. То есть вместо экономии вы получаете двойной расход. Ну и в-третьих, из-за слабой мощности батарея не в состоянии нормально прокрутить стартер и обеспечить током всю бортовую сеть автомобиля.

В зимнее время такая АКБ получает еще меньше заряда от генератора, чем летом. В итоге шансы завестись хотя бы с трех попыток сводятся к нулю. Чтобы запустить мотор, вам ежедневно придется заряжать АКБ, а это дополнительная трата денег и времени.

Размеры

Габариты аккумулятора – тоже важный параметр, который следует учесть при выборе. Столь большая важность обусловлена тем, что места под АКБ в подкапотном пространстве выделяется очень мало. Как выбрать аккумулятор для автомобиля так, чтобы он поместился на штатное место? Все очень просто. Определить габаритные размеры можно самостоятельно, измерив стандартную батарею обыкновенной строительной рулеткой. И если при покупке АКБ стандартной мощности этот фактор можно не учитывать, то с устройствами повышенной емкости (путь даже и на 5 Ампер) следует быть более внимательным. Их размеры не должны значительно отличаться от габаритов штатных аналогов.

Выбираем тип клемм

Всего существует несколько типов клемм – американского, японского и европейского типа. Для того чтобы определить нужный вариант, откройте руководство по эксплуатации, прилагаемое производителем. Либо можно обратиться к помощи интернет-ресурсов, указав точную марку, модель и год выпуска автомобиля.

Полярность

Перед тем как выбрать аккумулятор для автомобиля, уточните необходимую полярность батареи. Различают два типа АКБ – с обратной и прямой полярностью. На корпусе каждого из них есть значок "–" и "+". Если слева находится «минус», значит, эта АКБ с обратной полярностью, если «плюс» - с прямой.

Подбор АКБ по марке ТС

Как выбрать аккумулятор по марке автомобиля? Если вы хотите узнать все характеристики, не выходя из собственного дома, следует зайти на специальный автопортал и заполнить соответствующие поля. Вам необходимо будет указать марку, модель автомобиля, а также год выпуска или модификацию. После этого сервис автоматически определит, какой именно емкости и размеров АКБ вам необходима. Кстати, на некоторых порталах сразу выводится цена и наличие данного типа аккумуляторов. Здесь же можно и купить агрегат (через интернет).

О производителях

Какой фирмы лучше аккумулятор для автомобиля? Конечно, лучше всего покупать АКБ у проверенных и именитых производителей. Таких на сегодняшний момент достаточно много, поэтому с выбором и ассортиментом никаких проблем не возникнет. Если быть конкретнее, самые качественные товары предлагают фирмы «Бош» (самый лучший аккумулятор для автомобиля отечественного и импортного производства), «Иста» и «Веста». Есть и недобросовестные компании, которые делают брак еще на конвейере.

К этой категории стоит отнести большую часть китайских брендов. Кстати, Турция (а именно INCI AKU) тоже производит далеко не самый лучший аккумулятор. Для автомобиля он плох тем, что имеет очень медленный заряд. Да и из 6 попыток пуска удачными оказались лишь 4. Перед тем как выбрать аккумулятор для автомобиля, желательно посоветоваться со знакомыми и друзьями-автомобилистами – они могут порекомендовать вам самую подходящую и надежную модель АКБ.

Как визуально отличить подделку от оригинала?

Иногда бывает так, что батарею с логотипом именитого раскрученного бренда «штампуют» просто в гаражах. И чтобы не попасться на уловки мошенников, нужно придерживаться определенных правил. Первым делом нужно посмотреть дату выпуска АКБ.

Если батарея была изготовлена более года назад, покупать ее не следует, так как ее состав без подзарядки разрушается (понятное дело, на витрине никто из продавцов заряжать ее не будет). Также очень важно внешнее состояние. На корпусе аккумулятора не должно быть сколов и трещин. Любая деформация в дальнейшем может послужить причиной испарения электролита, что непременно сократит ресурс АКБ.

Вмятины, которые образуются после падения и небрежной погрузки, тоже могут стать основной причиной утечки жидкости. Не только сам корпус не должен иметь деформаций. Это требование касается и такой части, как борны. На них не должно быть ни единой царапины. Если они присутствуют, скорее всего, этот аккумулятор уже эксплуатировался ранее.

Проверка АКБ на месте

Стоит отметить, что внешнего осмотра недостаточно, чтобы убедится в исправности той или иной аккумуляторной батареи. После визуальной проверки обязательно попросите продавца измерить плотность АКБ и произвести ее зарядку. Если он отказывается это делать, лучше воздержаться от такой покупки.

Согласно стандарту, уровень плотности электролита может быть меньше заявленного производителем на 0.02 см 3 . Зарядка АКБ проверяется при помощи специальной нагрузочной вилки. Такой инструмент имеется в наличии у каждого добросовестного продавца. В среднем, результаты показания вольтметра должны колебаться в пределах от 12 до 12.9 В (без нагрузки). С нагрузкой же вольтаж аккумулятора не должен опускаться ниже 11 Вольт в течение нескольких секунд.

Если результаты проверки были удовлетворительными, и по внешнему состоянию товар соответствует всем требованиям, такую АКБ можно смело приобретать. И еще один момент: при сделке обязательно потребуйте у продавца чек и гарантийный талон. В таком случае вы всегда сможете обменять аккумулятор, если он не подошел к вашему авто или оказался вдруг нерабочим. Помните, что при отсутствии упомянутых документов магазин имеет полное право отказать вам в плане обмена товара и возврата денег. Наличие же гарантии явно не будет лишним.

Как увеличить срок службы АКБ?

О том, как выбрать аккумулятор для автомобиля ВАЗ, мы уже рассказали. Теперь отметим несколько правил относительно эксплуатации батареи. Все нижеперечисленные пункты помогут увеличить ресурс работы вашего аккумулятора на несколько лет. Итак, начнем.

  1. Во-первых, после покупки нельзя класть товар боком или «вверх тормашками» (даже во время транспортировки из магазина домой). Это правило касается всех аккумуляторов, даже если они сухозаряженные.
  2. Скоро грядет зима, а как мы знаем, самый страшный враг для АКБ – это холод. Поэтому на ночь рекомендуется снимать аккумулятор с креплений и хранить его при комнатной температуре (например, дома в кладовке). Если вы не хотите ежедневно снимать и устанавливать обратно батарею, просто не ленитесь загонять машину в гараж. Холод коснется аккумулятора по-минимуму, а это значит, что авто не будет резко терять заряд. Помните, что машина, которая ночь простояла на улице при минус 20, вряд ли заведется без предварительного прогрева. А на это уйдет куда больше времени, чем на демонтаж АКБ или закатывание авто в гараж.
  3. Если возникла необходимость в зачистке борнов, никогда не применяйте для этого напильники и крупнозернистую наждачную бумагу. Лучше всего использовать мелкозернистую, а именно «нулевку».
  4. Правильно заряжайте АКБ. Если аккумулятор потерял до половины своего заряда, он уже не в состоянии прокрутить стартер. Категорически не рекомендуется перезаряжать его. Это приведет к тому, что электролит попросту выкипит, и к дальнейшей эксплуатации батарея будет непригодна. В идеале на зарядку аккумулятора тратится 10-12 часов. Если ЗУ было подключено на более короткое время, батарея очень быстро разрядится.
  5. Периодически следите за уровнем тока утечки бортовой сети автомобиля. Лучше всего это сделать еще перед установкой новой АКБ. Если уровень утечки тока составил более 15 мА, аккумулятор будет «садиться» даже при неработающем двигателе и отключенных электроустройствах. Если вовремя не устранить эту проблему, батарея потребует ежедневной дозарядки.
  6. Проверяйте состояние и работоспособность самого генератора. Часто на поддержанных иномарках и отечественных авто он отключается, и время от времени весь ток забирается от АКБ. Выходит, что генератор, вместо того, чтобы заряжать батарею, наоборот, еще больше «садит» ее.
  7. Регулярный замер уровня плотности электролита способен значительно продлить жизнь аккумулятору и обеспечить нормальный пусковой ток при запуске ДВС. В идеале он должен быть полностью прозрачным. Если же вы увидели, что жидкость почернела, скорее всего, в одной из банок произошло короткое замыкание. Также не допускается разный уровень содержания электролита. Если в одной банке его меньше, чем в другой, следует пополнить емкость до уровня, рекомендованного производителем. А лучше обратить на это внимание еще при покупке (когда еще только раздумываете, какой купить аккумулятор). Авто в таком случае всегда будет исправным и работоспособным.
  8. Ну и последнее правило – избегайте частых перегрузок АКБ. Некоторые автомобилисты настойчиво крутят стартер даже после 5-10 попыток неудачного запуска. Следует отметить, что с каждым новым оборотом АКБ значительно теряет свой заряд. Поэтому, если ваша машина не завелась уже после трех попыток, не следует дальше терзать ключ зажигания – это только посадит батарею. Автомобилисты рекомендуют крутить стартер не более 5-6 секунд. При этом перерыв между попытками должен составлять не менее 5 секунд. Это время необходимо для того, чтобы восстановить способность аккумулятора подавать пусковой ток, который через катушку превращается из 12 в 20000-вольтовый. Также не рекомендуется укомплектовывать автомобиль чрезмерно мощной акустикой и сабвуферами. Да, по сравнению со штатными колонками, они издают более качественный звук. Но при этом следует быть готовым к тому, что генератор не будет успевать заряжать батарею - время от времени это придется делать самостоятельно.

Заключение

Итак, мы выяснили, какой выбрать аккумулятор для автомобиля. Как видите, критериев достаточно много. Но сложности при выборе возникают лишь один раз. В дальнейшем вы уже будете знать, какой выбрать аккумулятор для автомобиля, и каким параметрам он должен отвечать.

Автомобильный аккумулятор – это источник автономного питания, который является очень важной составляющей любого автомобиля. Срок службы аккумулятора, в среднем, составляет 3-5 лет, это зависит от условий эксплуатации и правильности его обслуживания. Поэтому, если вы купили не новый автомобиль, или же после приобретения вашего нового автомобиля прошло довольно много времени, то вскоре вам предстоит покупка нового аккумулятора. В данной публикации мы хотим дать вам рекомендации по покупке автомобильного аккумулятора, рассмотреть конкретные марки, а также дать несколько советов о том, как правильно ухаживать за аккумулятором.

Краткое содержание статьи:

Как правильно выбрать аккумулятор

Когда необходимо менять аккумулятор в машине

Для начала стоит несколько слов сказать о том, когда необходимо покупать новый аккумулятор для авто. Итак, замена аккумулятора необходима в том случае, когда он перестаёт в полной мере держать свой заряд. То есть, когда вы приходите в гараж или на стоянку за автомобилем, пытаетесь его завести, а на панели приборов индикатор информирует, что аккумулятор имеет низкий заряд, или же вовсе разряжен, хотя вчера он был заряжен полностью.

Причина вторая: аккумулятор попросту не заряжается. То есть, вы хотите зарядить аккумулятор, заряжаете его, а он не заряжается. Чаще всего этому подвержены аккумуляторы, когда вы осуществляете непродолжительные короткие поездки на автомобиле, особенно зимой. Аккумулятор попросту не успевает зарядиться и из-за постоянной разрядки теряет свою ёмкость.

Ну и последняя причина: техническое повреждение аккумулятора. Например, аккумулятор треснул, потёк или на нём имеются иные повреждения, которые технически не позволяют его эксплуатировать дальше.

Попытайтесь восстановить старый аккумулятор

Тут мы хотим дать несколько рекомендаций. Если в третьем случае, при механическом повреждении аккумулятора, его эксплуатировать уже невозможно, то в первом и втором случаях можно попытаться восстановить аккумулятор, если у вас обслуживаемый аккумулятор. Сделать это можно залив новый электролит повышенной плотности, дистиллированную воду и десульфитирующую присадку к электролиту, после чего «погонять» аккумулятор зарядкой и разрядкой. Благодаря таким действиям, возможно, вы сможете реинкарнировать свой аккумулятор, и он немного ещё вам послужит. Учтите, что данную процедуру необходимо производить, имея определённый багаж знаний, так как вы будете работать с кислотой – это раз, а к тому же необходимо будет столкнуться с определёнными физико-химическими процессами, и при не правильных действиях могут возникнуть негативные последствия – это два. Если вы хотите попытаться «спасти» свой аккумулятор, то прочитайте инструкции и советы по этому вопросу, и только после того как получите определённый багаж знаний приступайте к действиям.


Выбор аккумулятора

В первую очередь, перед тем как выбирать и покупать аккумулятор, вам необходимо знать следующую информацию:

  • Ёмкость аккумулятора;

  • Расположение клемм аккумулятора;

  • Размеры аккумулятора;

Ёмкость аккумулятора

Сначала необходимо узнать какова ёмкость вашего аккумулятора. Это можно узнать, как посмотрев на этикетку старого аккумулятора, или почитав инструкцию по эксплуатации вашего транспортного средства. Кроме того, узнать ёмкость своего аккумулятора вы можете на сайте-сообществе владельцев автомобилей вашей модели авто. Ёмкость аккумулятора измеряется в Ампер/часах.

Учтите, ёмкость аккумулятора должна строго равняться ёмкости, установленной производителем авто, ни больше, ни меньше. Если ёмкость аккумулятора будет выше необходимой, то генератор попросту не будет успевать заряжать аккумулятор, в результате чего он будет постоянно находиться в состоянии недозаряда. Если же ёмкость аккумулятора будет меньше допустимой, то это также плохо, из-за того, что аккумулятор будет постоянно перезаряженным, есть вероятность выхода его из строя. Поэтому выбирайте аккумулятор исключительно установленной ёмкости. Иногда заводом-изготовителем авто рекомендуется интервальное значение ёмкости, например: 60-65 А/ч или 55-60 А/ч.

Расположение клемм аккумулятора

Второй важный момент – расположение клемм аккумулятора, то есть с какой стороны должен находиться «+» плюс, а с какой «-» минус. Это необходимо для того, чтобы длины штатных силовых проводов хватило для их подключения к аккумулятору. То есть, длины штатных проводов впритык хватает чтобы их подключить к соответствующей полярности клемме. Если допустим в вашем аккумуляторе должен быть слева «+», а справа «-», то, купив аккумулятор с обратным расположением клемм, вы просто не сможете подключить штатные силовые провода автомобиля к клемме нужной полярности.

Обратите внимание на то, как расположен аккумулятор. В некоторых моделях автомобилей он установлен задом наперёд, и учтите это. Передняя часть аккумулятора там – где расположены клеммы.


Размеры аккумулятора

Вооружившись рулеткой, замерьте: длину, ширину и высоту аккумулятора. Новый аккумулятор должен быть именно таких габаритов, иначе он может попросту не войти в своё место.

Дата выпуска аккумулятора

Важным вопросом при выборе аккумулятора является дата его выпуска. Как уже было сказано выше, средний срок эксплуатации аккумулятора 3-5 лет, а стало быть, чем новее будет аккумулятор, тем больше шансов, что он прослужит вам намного дольше. Стоит отметить, что срок службы аккумулятора начинает исчисляться не с момента его установки в машину, а с момента, когда на заводе в него залили электролит.

Все автомобильные аккумуляторы делятся на три категории:

  • Обслуживаемые;

  • Малообслуживаемые;

  • Необслуживаемые.

Обслуживаемые аккумуляторы

Обслуживаемые свинцово-сурьмянистые аккумуляторы – самый давний тип аккумуляторных батарей. Их можно отличить по откручивающимся крышечкам сверху. Обслуживаемые аккумуляторы, ещё их называют разборными, дают возможность доступа вовнутрь. Например, при коротком замыкании между пластинами вы сможете сменить данный блок пластин. Преимущество таких аккумуляторов – низкая цена.

Что касается недостатков, то это в первую очередь это необходимость постоянного контроля уровня электролита и воды. Если их значение упало, то жидкости необходимо добавлять, вместе с дистиллированной водой. Если электролит выкипит и не будет вовремя дозалит, ваш аккумулятор не прикажет долго жить. Ну и ещё один существенный недостаток: срок службы таких аккумуляторов очень мал, уже через 2 года такие аккумуляторы теряют до 50% своей ёмкости.

Малообслуживаемые аккумуляторы

Малообслуживаемые свинцово-малосурьмянистые аккумуляторные батареи являются средним типом батарей, между обслуживаемыми и необслуживаемыми. В принципе, такой тип аккумуляторов также требует специального обслуживания, но при этом не такой требовательный как предыдущий. Из преимуществ отметим низкую стоимость и высокую надёжность.

Говоря о недостатках малообслуживаемых аккумуляторов, опять отметим необходимость его контроля и дозаправки, хоть это в меньшей степени, но, тем не менее, требуется. Также не могут похвастаться такие аккумуляторы и сроком своей работы, через 3 года вам можно уже начинать собирать средства на новый аккумулятор, так как именно 3 года «живут» такие аккумуляторы.

Необслуживаемые аккумуляторы

Необслуживаемые свинцово-кальциевые аккумуляторы самый актуальный тип аккумуляторов. Батареи данного типа не требуют обслуживания в виде контроля уровня электролита и воды в банках, так как сами банки запаяны и доступа у вас к ним не будет. Купив такой аккумулятор, вам необходимо только контролировать уровень его заряда, и при необходимости подзаряжать. Срок службы такого аккумулятора 4-5 лет.

К недостаткам можно отнести высокую стоимость таких аккумуляторов, они в среднем дороже в 2 раза. Ну и для кого-то, возможно, будет недостатком то, что они не будут иметь доступ к банкам, это больше относится к представителям «старой школы», для молодых же водителей такой тип аккумуляторов – идеален.


Как проверить авто аккумулятор при покупке

Когда вы выберете аккумулятор для своей машины, обязательно проверьте его работоспособность. Для этого сначала к аккумулятору необходимо подключить нагрузочную вилку, если в течение 5-ти минут показатель прибора не покажет значение ниже 9-ти Вольт, то аккумулятор можно смело покупать. Каждый серьёзный магазин должен иметь такой проверочный прибор. Очень часто, особенно на рынке, работоспособность проверяют обычной 12-ти Вольтовой лампочкой, но это не является показателем исправности аккумулятора.

В принципе, это и все важные нюансы о том, как выбрать аккумулятор. Теперь давайте более конкретно расскажем о выборе фирмы и модели аккумулятора.

Какой аккумулятор выбрать

Какой фирмы выбрать аккумулятор для автомобиля? Для этого давайте обратим внимание на рейтинг аккумуляторов авто.

Одними из самых качественных, и при этом сравнительно дорогими, являются аккумуляторы фирмы Bosch. Bosch - это немецкая компания, которая была основана в 1886 году. Компания специализируется на производстве автомобильной, бытовой и промышленной технике, а также на производстве электроинструментов. Данная компания является всемирноизвестной и славится качеством своей продукции. Аккумулятор для авто Bosch имеет хорошие характеристики: высокий пусковой ток, серебряное покрытие внутренних пластин, простоту обслуживания. Производятся данные аккумуляторы в Китае, но на их качестве это никак не сказывается.

Вторыми по популярности являются аккумуляторы Varta. Данная немецкая компания основана в 1887 году. Аккумулятор для авто Varta также славится своим качеством, но по сравнению с предыдущим аналогом стоит несколько дешевле. Большинство опросов на автомобильных форумах показывают, что самый лучший аккумулятор для авто, по мнению автовладельцев – это аккумулятор фирмы Varta. Что касается сборки, то аккумуляторы Varta собирают во многих странах, чаще всего на прилавках магазинов можно встретить «Варту» российского производства, и менее чаще чешского. Аккумуляторы славятся своим качеством и надёжностью, а также приемлемой ценой. Дешёвыми аналогами "Варты" являются украинские аккумуляторы ISTA.

Аккумуляторы Mutlu заняли третью строчку рейтинга самых лучших аккумуляторов. Данные аккумуляторы производятся в Турции. Компания Mutlu была создана в 1945 году. Автомобилисты отмечают качество данных аккумуляторов, а также то, что он хорошо ведёт себя в морозную погоду. Также нельзя не отметить сравнительно низкую цену аккумулятора.

Это – что касается тройки лидеров. Четвёртую строчку рейтинга аккумуляторов делят две фирмы: Titan и Тюмень. Данные фирмы аккумуляторов относятся, скажем так, к социальному сегменту, так как пользуются популярностью из-за своей сравнительно низкой стоимости. Аккумуляторы Titan производятся в Украине, а аккумуляторы Тюмень – в России. Данные аккумуляторы являются обслуживаемыми, чем и нравятся водителям «старой закалки» и тем, кто не планирует больших растрат на аккумулятор.


Где купить аккумулятор для авто

Очень важно и место покупки аккумулятора. Сразу же хотим вас отговорить приобретать аккумулятор на рынке, по ряду причин: в случае брака вам будет сложнее заменить аккумулятор, а к тому же есть вероятность купить некачественную продукцию.

Лучше, чем на рынке, но при этом есть некий риск. Во-первых, при какой-либо проблеме вам будет сложнее решать её, так как Интернет-магазин далеко. Во-вторых, ответы продавца-консультанта в интернете, никогда не заменят личного осмотра аккумулятора и его проверки.

Приобретать аккумулятор рекомендуем в крупном специализированном магазине (автозапчастей или электротоваров). Лучше переплатить несколько сотен рублей и купить аккумулятор в солидном магазине, где вы будете уверены в том, что у них в ассортименте подлинный товар, и в случае его брака вам без проблем заменят аккумулятор. Покупая аккумулятор, проверьте правильность заполнения гарантийного талона и правильность чека.

Как правильно ухаживать за аккумулятором

Для того чтобы ваш новый аккумулятор прослужил как можно дольше - контролируйте уровень его заряда. Если вы часто и подолгу ездите, то, как правило, подзарядка не нужна. Если же вы надолго оставляете свой автомобиль, а тем более не отсоединяете штатные силовые провода, тогда проверять заряд аккумулятора необходимо хотя бы раз в месяц.

Также советуем приобрести качественное устройство для подзарядки аккумулятора. О том, мы описывали в прошлой статье. При длительном недозаряде, аккумулятор может начать терять свою ёмкость. Старайтесь избегать полного разряда аккумулятора, так как это также негативно сказывается на его работоспособности.

Для автомобиля важна работоспособность каждой составляющей детали. Это относится не только к механическим элементам, но и электронным. А основой всего электропитания машины является аккумулятор. Именно поэтому необходимо подобрать оптимальный вариант, который идеально подойдет к конкретному автомобилю.

Выбор аккумулятора — непростая задача для новичка, включающая массу нюансов. Но с ней сталкиваются многие автомобилисты, ведь регулярная замена этого элемента проводится каждые 5 лет. Именно поэтому стоит подготовиться и узнать основные нюансы об аккумуляторах, дабы подобрать подходящий вариант для своих задач.

Типы аккумуляторов

Для начала необходимо определиться с типами аккумуляторов, используемых в автомобиле. Принцип действия у них приблизительно схож, поэтому разделяют их по другим параметрам. Основным типом классификации отмечают разделение по обслуживанию, где отмечают:

  • обслуживаемые;
  • малообслуживаемые;
  • необслуживаемые.

Первый тип не так распространен, но отличается большой возможностью ремонта. При необходимости в нем можно заменить поврежденные банки, поэтому такой аккумулятор можно спасти даже после короткого замыкания. Хороший вариант, но имеет короткое время работы.

Второй тип — малообслуживаемые батареи. Они наиболее распространены и характеризуются минимальным вмешательством человека в работу. Они не поддерживают замену банок, однако в них можно доливать и заменять электролит, если его плотность снижается.

Необслуживаемые типы редко используются, хотя сейчас их популярность повышается. Они вовсе не подлежат ремонту или вмешательству и применяются лишь при полной исправности. Хотя некоторые умельцы способны заменять в них электролит посредством дрели, это не соответствует нормальной эксплуатации устройства.

Интересно! Среди представленных моделей наибольшим сроком работы обладают необслуживаемые. Хотя они и имеют высокую цену, об их работе можно не беспокоиться до 6 лет. Хотя стоимость такого варианта довольно высока.

Каждый тип аккумулятора имеет свои преимущества и недостатки. Обслуживаемый вариант отличается невысокой стоимостью и возможностью самостоятельного ремонта. Однако за это автомобилист расплачивается:

  • низкой емкостью;
  • быстрым разрядом;
  • малым сроком службы.

Поэтому его приобретение нежелательно, ведь срок работы существенно ниже других вариантов. Обслуживаемый аккумулятор лучше использовать лишь как временное решение, предпочитая ему другие модели.

Малообслуживаемые модели являются средним вариантом между длительностью работы и обслуживанием. Хотя в них нельзя заменять банки, замена и доливка электролита в них допускается. Длительность их службы существенно превышает обслуживаемые модели, а стоимость немного выше.

Последний вариант стоит использовать тогда, когда нет времени заниматься автомобилем. Необслуживаемые модели имеют существенный срок службы, превосходящий все предыдущие модели. Об их работоспособности не стоит беспокоиться несколько лет. Но цена на такие модели довольно высоки.

Выбор между этими вариантами сугубо индивидуален, что зависит от финансовых возможностей, требований к аккумулятору и других нюансов.

Основные характеристики при выборе

Есть несколько основных характеристик аккумулятора, что стоит учитывать при его выборе. Они позволят подобрать подходящую модель для своего автомобиля, полностью соответствующую ему по техническим возможностям. Среди таких характеристик отмечают следующие:

Первый фактор считается наиболее важным и напрямую влияет на возможности аккумулятора. Емкость — это количество электричества, которое способна отдать батарея при длительной разрядке. Чем выше емкость аккумулятора, тем дольше он способен работать без подзарядки. Это особенно актуально при высоком потреблении во время простоя, а также при поломках генератора.

Важно! Различные двигатели имеют разные требования к емкости аккумулятора. Меньше всего требуют бензиновые карбюраторные модели (от 44 А). Дизельные двигатели же имеют большие требования к этому показателю, что стоит учитывать при выборе.

Если на автомобиле установлен комплекс электронных приборов вроде электропривода, аудиосистемы, сигнализации и прочего, то рекомендуется брать аккумуляторы с большой емкостью. Это снизит риск разрядки батареи при высоком потреблении.

Габариты также важны, что зависит лишь от доступного пространства в автомобиле. Если под капотом место сильно ограничено, то нужно сверяться с размерами корпуса для установки батареи. Определить требуемые размеры достаточно просто, для этого можно замерить свободное пространство в будущем месте установки или же прочесть габариты на прошлом аккумуляторе.

Тип клемм — менее распространенный критерий, с которым знаком далеко не каждый автомобилист. Так как рынок аккумуляторов начал наполняться различными моделями со всех уголков мира, возникли определенные проблемы в их совместимости с автомобилем. Отмечают три типа клемм: японские, американские и европейские.

Представленный рисунок позволит разобраться в разновидностях клемм. Первый вариант европейский, а второй - японский. Они отличаются лишь размерами, конструкция у них идентична. Третий же вариант — американский, который существенно отличается от других по типу соединения.

Последний пункт, который стоит учитывать при выборе аккумулятора — полярность. Хотя это не особо важно, но существует прямая и обратная полярность на подобных устройствах. Стандартно плюс расположен слева, а минус — справа, что свидетельствует о прямой полярности. Если минус расположен слева, то полярность обратная.

Это основные технические характеристики аккумулятора, которые стоит учитывать при приобретении. Не стоит забывать и о типе устройства, что также влияет на конструкцию. Но это далеко не все факторы, которые стоит учитывать при выборе модели. На это влияет и масса других нюансов, о которых пойдет речь дальше.

Как выбрать аккумулятор

При выборе аккумулятора на свой автомобиль нужно руководствоваться не только его техническими характеристиками. Используя представленные здесь советы, можно легко выбрать подходящую модель для своего автомобиля.

Перед приобретением устройства необходимо учесть следующие факторы:

  • технические характеристики автомобиля;
  • наличие электрооборудования в нем;
  • условия эксплуатации;
  • рекомендованные производителем автомобиля аккумуляторы;
  • ориентированную стоимость устройства.

Все эти факторы позволят определиться с требованиями и начать ориентироваться в огромном ассортименте аккумуляторов. Технические характеристики и наличие электрооборудования существенно влияют на рекомендованную емкость батарей. Условия эксплуатации также дают дополнительную нагрузку на возможности аккумулятора, что особенно актуально в холодных регионах.

Совет! Практически каждый производитель автомобилей оставляет рекомендации к автомобилю касательно выбора аккумулятора под него. Руководствуясь этими показателями, можно довольно быстро подобрать подходящий вариант для своего авто.

Последний же фактор, на котором стоит основывать покупку — это финансовые возможности. Стоимость аккумуляторов различна и варьируется в больших пределах, что зависит от характеристик устройства, а также от производителя.

Совет! При выборе важным фактором является вольтаж аккумулятора, его напряжение. Во всех устройствах для легковых автомобилей он варьируется в пределах 12-15В. Если же напряжение меньше 12В, то такой аккумулятор сильно разряжен или неисправен.

Учитывая эти факторы, выбор аккумуляторной батареи для автомобиля будет довольно прост. Важно лишь сопоставить необходимые технические характеристики, подобрать подходящий по цене вариант и удостовериться в его исправности.

Производители аккумуляторов

Хотя технология работы аккумуляторов практически не изменяется, их качество существенно варьируется у разных производителей. Поэтому стоит учитывать, что приобретение товара проверенных производителей будет куда более надежным вложением денег, нежели покупка «неизвестного» варианта.

Оптимальными вариантами для приобретения среди АКБ являются производители Bosch и Varta. Они предоставляют хорошее качество и гарантию на свою продукцию, а их имя известно по всему миру. Но они ставят высокую цену за такое качество, из-за чего многим автомобилистам попросту не по карману приобретать их продукцию. АКБ премиум класса надежны и безопасны, но их стоимость крайне высока по отношению к среднему сегменту.

Если говорить о батареях среднего ценового сегмента, то отмечают следующие неплохие варианты:

  • Topla;
  • Tudor;
  • MULTU.

Что касается отечественных производителей, многие рекомендуют продукцию Тюменского аккумуляторного завода. Все эти варианты достаточно неплохи, обладают своими преимуществами и недостатками. Продукция таких производителей относится к стандартному классу качества, поэтому имеет умеренную цену и отличается неплохими характеристиками.

Совет! Не стоит приобретать АКБ, производителя которого вы не знаете. Безымянные марки часто завышают характеристики своих изделий, да и качество таких устройств довольно низко.

Батареи среднего качества способны прослужить до трех лет в зависимости от условий эксплуатации и других факторов. Разница между ними несущественна, так как самыми важными факторами при питании автомобиля является емкость батареи и напряжение. Если оба параметра в норме, а аккумулятор подключен и нормально заряжается, то его другие особенности несущественны.

Для лучшего ознакомления с аккумуляторами и нюансами их выбора рекомендуется посмотреть это видео. Здесь доходчиво описаны все особенности, которые стоит учитывать при выборе этого устройства, а также другие важные моменты в данном процессе:

Аккумулятор – важнейший и крайне необходимый агрегат для автомобиля. Срок эксплуатации АКБ, в среднем, составляет 4-7 лет, так что в итоге каждый автолюбитель сталкивается с задачей выбора нового «аккума».

В данном материале мы расскажем о типах, видах и категориях аккумуляторов, их основных характеристиках. Также поделимся полезными советами по выбору АКБ и рассмотрим лучшие автомобильные аккумуляторы, доступные к приобретению на российском рынке.

Типы АКБ по подключению: «азиаты» и «европейцы»

Существуют автомобильные аккумуляторы азиатского и европейского типов. Рассмотрим основные отличия:

  1. В аккумуляторах европейского типа клеммы находятся в углублениях верхней крышки корпуса (заподлицо). В азиатских аккумуляторах – на поверхности. Размеры клемм, при этом, также разные:
  • в европейских автомобилях «плюсовая» клемма толщиной 19,5 мм, минусовая ‒ 17,9 мм.
  • в азиатских авто эти размеры, соответственно, составляют 12,7 мм и 11,1 мм.

Как итог, иногда автолюбители затягивают или меняют «клемники» (хомуты) или провода, чтобы установить не соответствующий аккумулятор в свою машину.

  1. По длине и высоте европейские аккумуляторы обычно чуть больше азиатских. Впрочем, посадочные ниши многих автомобилей позволяют вместить разные типы аккумуляторов.
  2. Однако самые главные отличия между «азиатами» и «европейцами» в параметрах зарядки: импульсный – у азиатских и поступательный – у европейских аккумуляторов;
  3. По расположению «плюса» и «минуса»: производители предлагают выбирать самостоятельно: многие модели выпускаются одновременно как с прямой полярностью (плюс — слева), так и с обратной (плюс — справа)
  4. По типу крепления в посадочном месте: с специальными крепежными бортиками внизу «европейцев» и с закреплением планкой сверху «азиатов».

На сегодняшний день, на российском рынке, к сожалению, продаётся много подделок аккумуляторов известных европейских торговых марок, что явно не идет на пользу имени проверенного годами того или иного бренда. Но в качестве промежуточного итога стоит отметить, что достаточно верным будет покупка нового аккумулятора, который совпадает по габаритам, полярности и клеммам с тем, что предлагается с автомобилем с завода.

Для полного «погружения» в тему нельзя не упомянуть «американцев»: в отличие от всех вышеупомянутых отличий аккумуляторов, клеммы американских аккумуляторов расположены не сверху, а сбоку. Но редкость такого вида аккумуляторов на отечественном рынке позволяет этот тип просто пропускать. А американские автомобили в процессе локализации для конкретного рынка «обзаводятся» одним из вышеупомянутых стандартов.

Основные виды автомобильных аккумуляторов

  • обычные / кальциевые (Ca/Ca);
  • серебряно-кальциевые (Ca/Ag);
  • EFB аккумуляторы;
  • AGM аккумуляторы (а также их подвид – гелиевые ‒ GEL).

С каждым подвидом разберемся детальнее:

Кальциевые АКБ – аккумуляторные батареи с прочными свинцовыми пластинами, легированными кальцием. Обычно наделены защитой от перезаряда, долго служат, имеют низкую интенсивность коррозии, замедляют процесс электролиза воды. Негативные стороны у таких аккумуляторов тоже есть: чувствительны к глубоким зарядам / разрядке «в ноль», не рекомендуются для городского стиля вождения на низких передачах.

Серебряно-кальциевые АКБ – в обиходе – «серебряные». Достаточно редкий вид, используемый в некоторых новых моделях автомобилей с хорошей электроникой. Имеют «плюсы» кальциевых, но быстро садятся, если, например, водитель оставил включёнными габариты. Обладают меньшим диапазоном рабочих температур, чем нижеследующие виды АКБ.

EFB аккумуляторы (Enhanced Flooded Battery – «улучшенная жидкозаполненная батарея») предназначены для современных машин с режимом «старт-стоп», со множеством управляющей электроники. Технология EFB способствует сильному пусковому току при включении двигателя и прекрасно справляется со множеством электроники на борту, не ухудшает работу звуковых усилителей в аудиосистеме автомобиля.

Пластины в таких батареях состоят из особо толстого свинца, они защищены от воздействия сульфатов. Каждая пластина находится в своём отсеке АКБ, и окружена электролитом в жидком виде.

При глубоком разряде, такой АКБ может быть перезаряжен почти до 100%, не теряя ресурсы, как это происходит в вышеописанных видах батарей. EFB аккумуляторы характеризуются высоким пусковым током, и широким диапазоном рабочих температур: от -50°C до +60°C; жидкий электролит не испаряется, многочисленные циклы заряда-разряда не влияют на работу такой батареи.

AGM аккумуляторы / гелевые (GEL) – аккумуляторы с не жидким электролитом, а впитавшимся в стекловолокно AGM (Absorbent Glass Mat), наполненные желеобразным раствором кислоты (GEL). Главные преимущества таких типов АКБ:

  • высокая проводимость тока;
  • долгий заряд;
  • устойчивость к низким и высоким температурам;
  • герметичность;
  • противоударные качества;
  • обычно с антикоррозийными клеммами.

Такие АКБ рекомендуются для авто с «продвинутыми» и . Поддерживают «старт-стоп», выдерживают многократные зарядки-разрядки; обладают высоким пусковым током, сильным тяговым током, не боятся глубоких разрядов. Хорошо переносят движение по бездорожью – обладают стойкостью к вибрации. Главный недостаток — стоимость.

Важные заметки о стоимости батарей

По стоимости все авто-аккумуляторы можно легко разделить по составу:

  • EFB аккумуляторы дороже кальциевых,
  • AGM аккумуляторы дороже EFB батарей,
  • гелевые АКБ – самые дорогие.

Помимо вышеописанных классификаций, существует три категории аккумуляторов по количеству «вмешательств» в них:

  1. Обслуживаемые аккумуляторы: сегодня эти эбонитовые АКБ, покрытые смазкой, уходят в прошлое. Это малопрочные батареи, которые, впрочем, подлежат ремонту. При замыкании пластин внутри такого АКБ, они подлежат замене. В данной категории есть и более новые модели (Sb/Ca) , которые требуют подливания дистиллированный воды в пластиковый корпус, при падении уровня электролита. Рекомендуются для подержанных авто.
  2. Необслуживаемые: не ремонтируются и подлежат полной замене даже при снижении уровня электролита, и, тем более, при физическом его вытекании. Многие автомобили с конвейера оснащены именно такими АКБ. Неопытному водителю лучше купить такой АКБ при необходимости замены. На сегодняшний день они ‒ самые распространённые.
  3. Малообслуживаемые – это более дешёвые аккумуляторы, но работают долго. Требуют регулярной проверки уровня электролита.

Когда аккумулятор необходимо заменить?

1) Тогда, когда он не держит заряд (особенно если знаете, что зарядили на 100% его совсем недавно).

2) Когда АКБ заметно теряет в ёмкости (деградирует). Часть ячеек в этом случае теряет свои зарядно-разрядные свойства, что приводит к уменьшению общей ёмкости АКБ. Чаще это происходит в холодное время года.

3) Если аккумулятор потёк в результате технического (физического) повреждения.

«Гаражные эксперты» достаточно единогласно говорят, что наиболее честно «ходит» только родной аккумулятор с завода: 5-6 лет. Купленные новые подобный срок уже часто не служат — в самом лучшем случае 5 лет.

Что следует знать при выборе нового аккумулятора?

1) Расположение клемм;

2) Габариты (соответствуют ли посадочному гнезду в вашем авто);

3) Номинальная ёмкость, А/ч;

4) Величина пускового тока.

Часть из параметров выше являются «константами» конкретного автомобиля (габариты, полярность), часть может варьироваться в узких пределах. К примеру, ёмкость АКБ не стоит выбирать «на вырост» — штатный генератор просто не сможет полноценно заряжать большой аккумулятор, что в итоге приведет к преждевременной «кончине» последнего. Маленькая ёмкость просто не будет «справляться» к конкретными задачами конкретного авто. Наконец, тот параметр, с которым можно достаточно уверенно «поэкспериментировать» — это величина пускового тока (он же — «стартовый ток), которая особенно важна в то время, когда стартер крутит мотор перед запуском. Очевидно, что чем величина больше — тем «крутить» мотор получится дольше, что в свою очередь актуально для зимних условий эксплуатации.

  1. Прочтите о параметрах батареи в руководстве по эксплуатации к вашей машине.
  2. Изучите каталоги производителей онлайн, почитайте отзывы.
  3. Если вас полностью устраивал оригинальный аккумулятор, попробуйте приобрести такой же.
  4. Учтите вышеназванные технические показатели.
  5. Если вы живёте в северном регионе, пусковой ток вашего АКБ не должен быть менее 600 А.
  6. Ёмкость батареи не должна превышать ёмкость, рекомендуемую заводом-изготовителем вашего авто. «Запас» может быть в пределах +10-15% паспортной ёмкости.
  7. Габариты батареи, выводные штыри и их полярность – важный момент при выборе АКБ. Батарея, которую вы покупаете, должна соответствовать и по конструкции, и по полярности.
  8. В дополнение к пункту 7: соблюдая отмеченные пункты, длина штатного провода и крепление клеммы будут соответствовать габаритам нового АКБ.
  9. Лучше покупать аккумулятор, уже заполненный электролитом производителем. Его также легче проверить. Здесь необходим детальный осмотр крышки, корпуса, клемм и этикеток. Берегитесь подделок (по возможности), вмятин и трещин на корпусе (осматривать обязательно).
  10. Если АКБ имеет пробки горловин для залива электролита, проверьте его уровень и плотность (не ниже 1,25 г/см 3), а также напряжение разомкнутой цепи на полюсах / выводных клеммах (не менее 12,5 В). Такое напряжение должно сохраняться в течение 10 секунд.
  11. Используйте нагрузочную вилку для проверки напряжения АКБ в магазине.
  12. Уровень электролита должен быть на 1-1,5 см выше верхнего края пластин АКБ.
  13. Проверьте дату производства выбираемого аккумулятора. Срок эксплуатации начинается с момента заливки электролита, и служит новая батарея обычно 3-5 лет. По этой причине точно не стоит брать «лежалый» товар, даже если условия его хранения были идеальными.
  14. После проведения тестирования батареи, попросите продавца внести полученные показатели в гарантийный талон.
  15. Попросите в магазине сертификат качества на товар, проверьте гарантийный талон и чек.

Обзор лучших автомобильных аккумуляторов согласно отзывам владельцев

Кальциевые АКБ

Varta Blue Dynamic D24

Свинцово-кислотный необслуживаемый аккумулятор стартерного типа. Достаточно вынослив при низких температурах. Автолюбители отмечают, что в последние годы на рынке появилось много подделок Varta. Рекомендуется покупать исключительно у официальных дилеров.

Характеристики:

  • Форм-фактор: европейский;
  • Полярность: + справа;
  • Напряжение: 12В;
  • Ёмкость батареи: 60 А/ч;
  • Пусковой ток: 540 А;
  • Габариты (д×ш×в): 242×175×190 мм;
  • Вес: 15 кг.

Достоинства:

  • оптимальная стоимость;
  • высокий пусковой ток;
  • герметичность;
  • надёжность;
  • есть ручка для переноски;
  • выдерживает низкие температуры.

Недостатки:

  • средний срок службы – около 3-х лет;
  • очень часто встречаются подделки.

MUTLU Calcium Silver

Свинцово-кислотная АКБ подходит не только для легкового авто – она справится с грузовиком или микроавтобусом, так как имеет множество модификаций. Полярность АКБ этой торговой марки зависит от модификации. Посеребрённые пластины снижают вероятность коррозии и замыкания.

Для легковых машин обычно приобретают MUTLU Calcium Silver 60 Ач.

Качественная модель от турецкого производителя.

Характеристики:

  • Форм-фактор: европейский;
  • Клеммы: конусные (евро), со стандартным размещением;
  • Напряжение: 12В;
  • Ёмкость батареи: 55-135 А/ч;
  • Пусковой ток: 250-920 А.

Достоинства:

  • недорогой;
  • надёжный и прочный;
  • необслуживаемый;
  • хороший автозапуск;
  • высокий пусковой ток;
  • длительный срок службы (около 5 лет);
  • нормально работает в зимнее время года;
  • ручка для переноски;
  • есть индикатор заряда;
  • возможны подарки при покупке у дилера.

Недостатки:

  • встречаются подделки;
  • неудобные крышки защиты клемм.

BOSCH S4 004

Свинцово-кислотный необслуживаемый автомобильный аккумулятор. Оригинальные версии от «Бош» отличаются долговечностью и качеством. Наличие посеребренных пластин увеличивает срок служба этой АКБ. Многие автомобилисты, к сожалению, приобрели подделки данной модели, поэтому настоятельно рекомендуется покупать АКБ только у официального дистрибьютора, имеющего разрешение от завода-производителя и сертификат качества.


Характеристики:

  • Форм-фактор: европейский;
  • Клеммы: конусные (евро), со стандартным размещением;
  • Полярность: + справа;
  • Напряжение: 12 В;
  • Ёмкость батареи: 60 А/ч;
  • Пусковой ток: 540 А;
  • Габариты (д×ш×в): 242×175×175 мм;
  • Вес: 14,45 кг.

Достоинства:

  • прочный корпус;
  • надёжность и долговечность (у оригинальных моделей);
  • посеребрённые пластины (низкая степень коррозии).

Недостатки:

  • не любит сильные морозы;
  • много подделок.

EFB аккумуляторы

AlphaLine EFB

Необслуживаемая АКБ улучшенного типа, применима для современных авто с режимом «старт-стоп», от корейского производителя. Привлекает соотношением стоимости и качества, безотказна в работе на борту авто с продвинутой электроникой.

Характеристики:

  • Форм-фактор: европейский;
  • Клеммы: толстые, со стандартным размещением;
  • Полярность: + справа;
  • Напряжение: 12В;
  • Ёмкость батареи: 45, 65, 95 А/ч;
  • Пусковой ток: 460-900 А;
  • Габариты (д×ш×в): 232×127×220 мм — 353×175×190 мм

Достоинства:

  • качество;
  • высокий пусковой ток;
  • наличие индикатора заряда;
  • компактность;
  • есть ручка для переноски;
  • гарантия от производителя – 36 мес.

Недостатки:

  • дорого;
  • из-за высоты, подходит не всем легковым автомобилям;
  • проверяйте параметры посадочного гнезда перед покупкой.

Необслуживаемая АКБ для авто с режимом «старт-стоп». При высоком пусковом токе (580 А), не повреждает электронику автомобиля и обеспечивает нормальную работу аудиосистемы и других приборов. Производство ‒ Словения. Этот завод производит штатные аккумуляторы для автомобилей торговых марок Citroen, Peugeot.

Характеристики:

  • Форм-фактор: европейский;
  • Клеммы: конусные (евро), со стандартным размещением (утоплены);
  • Полярность: + справа;
  • Напряжение: 12В;
  • Ёмкость батареи: 60, 70, 90 А/ч;
  • Пусковой ток: 580 А;
  • Габариты (д×ш×в): 242×175×190 мм — 353×175×190 мм.

Достоинства:

  • для «старт-стоп»;
  • выносливость;
  • высокий пусковой ток;
  • не боится глубокой разрядки;
  • есть индикатор заряда.

Недостатки:

  • высокая цена;
  • больше подходит для европейских автомобилей.

Moll Start-Stop

Ещё один достаточно удачный вариант необслуживаемый АКБ для современного автомобиля европейского типа. Имеет несколько модификаций, с минимальной ёмкостью батареи 65 А/ч. От предыдущих моделей отличается очень высоким пусковым током – 680 А и увеличенным количеством циклов зарядки-разрядки. Весьма выносливая батарея. Страна происхождения – Германия.

Характеристики:

  • Форм-фактор: европейский;
  • Клеммы: конусные (евро), со стандартным размещением;
  • Полярность: + справа;
  • Напряжение: 12 В;
  • Ёмкость батареи: 65-95 А/ч;
  • Пусковой ток: 680-900 А;
  • Габариты (д×ш×в): 278×175×175 мм — 353×175×190 мм.

Достоинства:

  • долговечность;
  • высокий пусковой ток;
  • индикатор заряда;
  • гарантия от производителя ‒ 40 месяцев.

Недостатки:

  • высокая стоимость;
  • длинный корпус.

AGM (гелевые)

Moll Start-Stop Plus

Абсорбированная необслуживаемая батарея, поддерживающая режим «старт-стоп», производства Германии. Абсорбированный электролит (AGM) обеспечивает долговечность аккумулятора и высокий пусковой ток. Хорошо ведёт себя при морозе, электролит не закипает при высоких температурах.

Традиционный вопрос: «Какой аккумулятор лучше?» – рано или поздно задает себе каждый автомобилист. Но вот слово "лучше" каждый понимает по своему: опытные водители хотят понять, действительно ли они приобретут АКБ с нужными им характеристиками за справедливую цену, а новички, как правило, хотят купить товар сразу "лучший во всех отношениях".

Популярность темы оправдана, ведь даже очень далёкие от техники водители, знающие названия всего двух-трёх автомобильных компонентов (шины, дворники, домкрат) понимают, что аккумуляторная батарея может выручить, а может и подвести в неподходящий момент.

Понимание основ устройства автомобильного аккумулятора, знание его основных характеристик, особенностей обслуживания и репутации производителей помогут с правильным выбором этой важной составляющей транспортного средства.

Устройство и принцип работы аккумулятора

В основе физического (точнее физико-химического) принципа работы автомобильного аккумулятора лежит явление, известное более 200 лет: между пластинами разных металлов, помещённых в кислую среду (электролит) возникает разность потенциалов. При подключении к этим пластинам (электродам) внешнего потребителя электричества в образовавшейся цепи протекает ток, а в жидкой среде – химическая реакция.

Схематично это выглядит следующим образом:

  1. Положительная пластина аккумулятора (катод) соединяется с отрицательной (анод) через нагрузку (лампочка).
  2. Частицы, заряженные отрицательно, от анода перемещаются к катоду, а по проводам через нагрузку протекает электрический ток.
  3. При этом у анода протекают окислительные реакции, а у катода восстановительные.

Описанный процесс – обратимый: при подключении к электродам внешнего источника питания процесс протекает в обратном порядке.

Устройство типичного автомобильного аккумулятора приведено на следующем рисунке:


Материалы основных элементов такого типа аккумуляторов:

  • свинец для пластин отрицательной полярности;
  • диоксид (разновидность окисла) свинца – материал пластин положительной полярности;
  • рабочая жидкость (электролит) – водный раствор серной кислоты.

В процессе разряда происходит электрохимическая реакция, при которой материал пластин положительного электрода (свинец) вступает во взаимодействие с электролитом (раствор соляной кислоты) с образованием сульфата свинца и воды. На отрицательных пластинах также происходит образование сульфата свинца. При заряде батареи процесс протекает в обратном направлении.

Конечно, обратный процесс (заряда) происходит с некоторыми потерями: часть сульфатного покрытия со временем неизбежно кристаллизуется в нерастворимую субстанцию, которая снижает рабочую площадь, а значит и эффективность работы пластин. Это хорошо известный на практике процесс сульфатации. Ускорение процесса сульфатации и последующего разрушения пластин возможно, если после глубокого разряда аккумулятор длительное время не заряжается.

Корпус автомобильного аккумулятора выполнен из термопрочного и устойчивого к кислоте пластика и содержит шесть последовательно соединённых блоков (их ещё называют банками). В каждой банке расположены блоки свинцовых пластин отрицательной и положительной полярности, разделённых специальными перегородками – сепараторами.

Виды и типы автомобильных аккумуляторов

Традиционная аккумуляторная батарея со свинцовыми пластинами и раствором серной кислоты в качестве электролита относится к классу свинцово-кислотных или WET («мокрых» в зарубежной терминологии) аккумуляторов. В автомобилях такой тип аккумуляторов используется давно и пережил уже несколько этапов эволюции, связанных с трудоёмкостью технического обслуживания.

Дело в том, что в процессе циклов заряда и разряда происходит образование дополнительного количества воды, которая испаряясь, меняет плотность электролита. Кроме того химическая реакция в электролите сопровождается не только образованием сульфата свинца и воды, но и выделением газов (водорода и кислорода) и образованием паров самого электролита.

Особенно активно процесс газообразования происходит во время интенсивной езды и заряда аккумулятора большими токами – тогда говорят что АКБ «кипит».

Испарение части электролита не только меняет плотность, но и оголяет верхнюю часть пластин, ухудшая эффективность работы аккумулятора и его долговечность. Вот почему ещё в недалёком прошлом свинцово-кислотные аккумуляторы помимо контроля над уровнем заряда требовали постоянной проверки плотности и уровня электролита, а периодическое обслуживание являлось неотъемлемой частью эксплуатации.

Помимо сульфатации и испарения электролита у аккумуляторов этого типа материал пластин взаимодействует с водой, образуя окислы свинца – источники коррозии и постепенного разрушения пластин.

Совершенствование аккумуляторов предусматривало в первую очередь снижение отрицательного эффекта от этих трёх факторов, а основные пути решения проблем – в применении новых материалов.

Так, использование сурьмы для увеличения долговечности пластин было известно давно. Современные технологии позволили уменьшить процентное содержание этого элемента и за счёт этого добиться заметного снижения интенсивности «кипения». Время на обслуживание батарей значительно сокращается, и их уже называют малообслуживаемыми .

Следующий шаг к совершенствованию автомобильных аккумуляторов – использование в свинцовом сплаве кальция – позволил еще больше снизить интенсивность газообразования и повысить напряжение саморазряда. Теперь аккумуляторы можно было дольше хранить в разряженном состоянии, а процесс выкипания электролита стал играть настолько несущественную роль, что аккумуляторы перешли в класс необслуживаемые (хотя это не совсем так: зарядка АКБ – это одна из операций обслуживания).

«Необслуживаемые» аккумуляторы для легковых автомобилей уже почти не выпускаются. А вот «малообслуживаемые» (иногда их причисляют к «необслуживаемым») вполне разумно использовать на тех машинах (особенно с пробегом), в которых бортовая сеть нестабильна: эти АКБ устойчивы к перепадам нагрузки.

Промежуточное положение между малосурьмянистыми и кальциевыми аккумуляторами занимают гибридные АКБ . В них пластины положительных электродов выполняют с малым содержанием сурьмы, а отрицательные содержат кальций. Такое решение позволяет сочетать в какой-то степени достоинства обоих вариантов, но, увы, и недостатки тоже. Дело в том, что «кальциевые» аккумуляторы как раз чувствительны к перепадам бортовой сети.

Следующими важными шагами в совершенствовании автомобильных аккумуляторов стали конструкторско-технологические решения, обеспечившие переход электролита из жидкого состояния в гелеобразное. Аккумуляторы, изготовленные по технологии, предусматривающей в качестве электролита гель, а не жидкость стали называть гелевыми .

Применение геля позволило решить сразу несколько задач:

  • безопасности – раствор серной кислоты чрезвычайно опасен и для человека и для окружающей среды, а вероятность утечек существует всегда;
  • ориентации – гелеобразное состояние позволяет эксплуатировать аккумулятор под любым наклоном линии горизонта – электролит в нём надёжно зафиксирован;
  • вибростойкости – гелиевому наполнителю не страшна тряска на ухабах – он закреплён по отношению к электродным пластинам, исключается вероятность оголения части поверхности электрода.

Одной из разновидностей гелевых (хотя по этому поводу идут терминологические споры) стали AGM аккумуляторы (AGM – аббревиатура Absorbent Glass Mat – абсорбирующий стекломатериал), названные так по соответствующей технологии. Особенность AGM в том, что между пластинами находится специальный пористый материал, удерживающий электролит и дополнительно предохраняющий пластины от осыпания.

Аккумуляторы, в которых в качестве электролита используется загущённая до консистенции геля жидкость, в легковых автомобилях не применяются.

Основные характеристики автомобильных аккумуляторов

Обычно заводы–изготовители при маркировке продукции и в сопроводительной документации приводят следующий перечень характеристик АКБ:

  • Ёмкость номинальная – характеризует ток, который АКБ будет отдавать в течение 20 часов разряда до напряжения не менее 10,5 В при температуре 25 о С. Например, аккумулятор ёмкостью 60 А·ч должен на указанных условиях отдавать ток не менее 3 А. Но зависимость здесь нелинейная: отдавать 60 А в течение часа аккумулятор не сможет;
  • Ёмкость резервная – характеризует время разряда полностью заряженной АКБ током 25 А до напряжения не менее 10,5 В при температуре 25 о С. Резервная ёмкость составляет 1,63 от соответствующего показателя номинальной ёмкости, определённого экспериментальным путём;
  • Ток холодной прокрутки – разрядный ток, который может выдать АКБ при температуре минус 18 о С в течение 10 секунд и напряжении не менее 7,5 В. Определяется экспериментально и зависит от стандарта проведения измерений;
  • Полярность – конструктивное расположение клемм на крышке АКБ. Клеммы расположены ближе или дальше от большей стороны прямоугольника крышки. Если смотреть сверху от ближней стороны и плюсовая клемма расположена слева – полярность прямая;
  • Размеры . Необходимо прочно закрепить аккумулятор на штатной площадке, и в этом смысле важна ширина: она не должна превышать ширину площадки (имеющую, как правило, ограничительные буртики). В отношении длины и высоты АКБ почти всегда существует запас по посадочным размерам.

Перечень характеристик АКБ приведенным списком не ограничивается: существуют ещё такие показатели, как внутреннее сопротивление, электродвижущая сила, степень зарядки и другие, но они представляют интерес скорее для специалистов.

Критерии выбора аккумулятора для автомобиля

Автомобильный аккумулятор предназначен не только для запуска двигателя. Он служит также источником питания бортовой электроники и помогает генератору справиться с пиковыми режимами нагрузки. Поэтому выбор АКБ необходимо начинать с проверки соответствия основных характеристик рекомендованным производителем автомобиля.

  1. Номинальная ёмкость аккумулятора не должна значительно отличаться от рекомендованной: низкое значение не обеспечит требуемый ток в критической ситуации (отказ генератора, мороз) и потребует более частой зарядки. А за большую ёмкость надо будет переплачивать.

И всё же номинальная ёмкость для конечного потребителя носит скорее справочный характер. На практике куда важнее понимать, сколько времени есть у водителя при отказавшем генераторе (резервная ёмкость) и каковы пусковые качества АКБ на морозе (ток холодной прокрутки).

  1. Выбор «обслуживаемый» или «необслуживаемый» перед потребителем практически не стоит – АКБ для современных автомобилей выпускаются «необслуживаемыми». Не принципиальное исключение составляют АКБ с малым содержанием сурьмы для автомобилей с нестабильной бортовой сетью.
  2. А вот выбор по критерию состояния электролита (WET – свинцово-кислотный, или AGM) достаточно актуален. Требования к качеству и стабильности бортовой сети, особенно для автомобилей иностранных производителей среднего и, тем более, премиум-класса определяют и вид аккумулятора: обеспечение повышенного потребления энергии и способность выдерживать глубокий разряд требуют использования более современных AGM аккумуляторов.
  3. Не последнюю роль при выборе играет репутация производителя, хотя подделки на рынке этого товара встречаются редко.
  4. Наконец, один из главных критериев – стоимость, зависит как от вида аккумулятора (современные AGM дороже предшественников), так и от производителя.

Конкуренция на рынке автомобильных аккумуляторов всегда находилась на высоком уровне, и рейтинги многочисленных брендов публикуются различными изданиями ежегодно. Для массового потребителя важна в первую очередь оценка по параметрам практического использования и их соотношению с ценой (проще говоря – соотношение цена/качество). А последние год-два удельный вес цены в этом соотношении вырос.

Большее доверие вызывают рейтинги проверенных временем изданий. В России это, конечно, журнал «За рулём» . В 2016 г. рейтинг аккумуляторных батарей составлялся изданием на основе оценки по результатам испытаний практически важных для потребителя параметров: резервной ёмкости, приведенной энергии пуска (производная тока холодной прокрутки) и способности принимать заряд при постоянном внешнем напряжении.

Оценка проводилась на двух десятках образцов АКБ российских и зарубежных производителей по скоринговому методу (начисление баллов в зависимости от количественного результата испытаний и стоимости образца) и дала следующие результаты:

  • в топ 10 вошли четыре российские модели: две тюменские и две иркутские, причем тюменская Premium 6СТ – 64 завоевала первое место;
  • традиционно сильные позиции у немецкой VARTA (2 место), турецкой MUTLU (3 место) и южнокорейской Medalist (4 место);
  • бренды TAB (Евросоюз, 7 место) и BOSCH (10 место) могли бы показать и лучшие технические результаты, но возможно сказалось длительное хранение образца в магазине. А помимо этого у BOSCH позицию снизила высокая цена.

Видео: как выбрать аккумулятор для автомобиля

Понравилось? Лайкни нас на Facebook