Как поставить автомобильный прицеп на учет. Правила регистрации прицепа

Сегодня все физические и юридические лица обязаны регистрировать не только транспортные средства, но также прицепы. Причем, как и в случае с ТС, им присваиваются индивидуальные государственные номера.

За отсутствие соответствующих документов, подтверждающих факт владения, полагается достаточно серьезный штраф.

Нужна ли

Очень важно знать, что за эксплуатацию прицепного устройства к автомобилю или иному транспортному средству полагается внушительных размеров штраф. Налагается он как на физические лица, так и на юридические.

Именно поэтому очень важно осуществить постановку на учет прицепа в соответствующие органы.

Регистрация автоприцепа для легкового автомобиля в ГИБДД в 2017 году полностью аналогична процессу постановки на учет любого транспортного средства – мотоцикла, автомобиля, грузовика или иного, подпадающего под соответствующее определение.

Именно поэтому необходимо при осуществлении данной операции руководствоваться общими к ним.

Они состоят из следующих основных разделов:

  • общие положения;
  • приложение №1.

Первый же пункт данных правил гласит, что порядок регистрации транспортных средств и прицепов к ним един на всей территории Российской Федерации.

Именно поэтому во всех субъектах РФ (областях, республиках) порядок подачи документов и их перечень полностью идентичен. Необходимо обращаться в соответствующие органы ГИБДД.

Следует помнить, что все прицепы для легковых автомобилей подлежат государственной регистрации – в не зависимости от количества осей.

Именно в этом заключается самое важное отличие данной техники от иной. Так как некоторые двухколесные транспортные средства, например, регистрировать не требуется.

При регистрации приобретать отдельно полис ОСАГО для прицепа не требуется – физическим лицам, эксплуатирующим подобную технику с автомобилями категории В.

Необходимо лишь приобрести соответствующий полис, разрешающий использование прицепа.

Стоимость по регионам РФ

Ст. №333.33 Налогового кодекса Российской Федерации оглашает размер государственной пошлины за регистрацию прицепов для легковых транспортных средств, а также других юридически важных действий.

Согласно данному положению величина платежа является единой в независимости от места проведения постановки на учет.

Сумма зависит от большого количества иных факторов, касающихся непосредственно самого прицепа:

Действие Величина пошлины, руб.
Постановка на учет прицепа при наличии паспорта технического средства 2 350
Регистрация нового прицепа при отсутствии паспорта технического средства 2 800
Перерегистрация при отсутствии государственных номеров, но имеющемся паспорте ТС 850
При регистрации без выдачи новых номеров, но с оформлением нового ПТС 1 300
Регистрация с получением новых номеров, но при уже имеющемся паспорте ТС 2 350
Перерегистрация с выдачей новых номеров и паспорта технического средства 2 800

Какие нужно подготовить документы

Сам процесс регистрации автоприцепа для легкового автомобиля в ГИБДД физическим лицом может быть осуществлен только при наличии полного перечня обязательных документов.

Он включает в себя следующее:

  • заявление – оформляется в одном экземпляре (в письменной форме или же на компьютере, при помощи принтера) и содержит следующую информацию:
    • полное наименование отдела дорожной полиции;
    • фамилию, имя и отчество заявителя;
    • все сведения о регистрируемом транспортном средстве;
    • описание требуемой услуги.
  • паспорт заявителя – при отсутствии в нем отметки о регистрации на территории Российской Федерации обязательно необходимо предъявить соответствующий документ, подтверждающий правомерность требования в процессе регистрации;
  • свидетельство о рождении – если собственником авто является гражданин РФ, не достигший возраста 14 лет;
  • все документы, подтверждающие безопасность конструкции прицепа – СТС, ПТС или иные имеющиеся;
  • документы, содержащие номерные агрегаты прицепа;
  • подтверждение права собственности на прицеп для легкового автомобиля;
  • квитанция, подтверждающая оплату государственной пошлины;
  • если владелец автомобиля иностранец – загранпаспорт.

Допускается постановка на учет в соответствующих органах не собственником, а иным лицом, имеющим на руках соответствующую доверенность – она должна быть подтверждена нотариусом.

При этом в заявлении с требованием постановки на учет необходимо обязательно указать фамилию, имя и отчество не только собственника, но также доверенного лица, реализовывающего данную операцию.

Полный перечень причин для отказа включает в себя следующее:

  • в данных документов для регистрации содержатся недостоверные или же ложные данные;
  • какой-либо один или же все документы являются поддельными;
  • по какой-то причине постановка на учет запрещена самим ГИБДД или же иными органами;
  • прицеп не соответствует установленным законодательством требованиям безопасности;
  • не оплачена государственная пошлина.

При этом важно помнить, что подделка документов карается вполне реальными сроками, отбываемыми в местах лишения свободы. Именно поэтому стоит заранее позаботиться о том, чтобы все документы были оформлены легально.

Куда подавать

Согласно имеющемуся в законодательстве определению, все прицепы на сегодняшний день является транспортным средством. Именно поэтому они подлежат регистрации в отделении ГИБДД.

Ранее постановку на учет как автомобиля, так и прицепа к нему необходимо было осуществлять по месту прописки. Сейчас же можно обратиться в любое отделение ГИБДД – независимо от места своего проживания и регистрации, что очень удобно.

Основанием для этого являются следующие документы:

  • «О государственной регистрации»;
  • «О порядке разработки и утверждения административных регламентов».

При возможности владельцу прицепа, которому требуется осуществить его регистрацию, желательно ознакомиться с обозначенными выше документами.

Узнать адреса местоположения конкретных отделений ГИБДД можно через интернет или же в государственной справочной службе.

Порядок регистрации прицепа для автомобиля

Реализовать процесс регистрации транспортного средства достаточно просто, он включается в себя всего 5 основных этапов:

  • сбор всех необходимых документов;
  • посещение соответствующего отделения ГИБДД;
  • предоставление прицепа на осмотр сотруднику ГИБДД;
  • оформление документов.

Все достаточно просто, но каждый этап связан с некоторыми важными нюансами.

В первую очередь следует собрать все необходимые для регистрации документы. Их перечень может несколько различаться в зависимости от типа прицепа, который необходимо поставить на учет.

Например, если владельцем техники является какая-либо международная компания, то требуется предоставить в ГИБДД документ, подтверждающий правомерность постановки на учет.

Минимальный набор документов включает в себя:

С полным перечнем всех необходимых документов можно ознакомиться непосредственно в отделении ГИБДД – он должен присутствовать на специальном стенде.

Если же по каким-то причинам его там нет, то полную информацию вам должен предоставить сотрудник данной государственной структуры.

Обратившись в ближайшее отделение ГИБДД (с 2014 года постановку на учет можно осуществить в любом отделении), физическому лицу или же представителю юридического необходимо будет заполнить соответствующее заявление по установленному государственными органами образцу.

Бланк в обязательном порядке будет предоставлен непосредственно в самом ГИБДД.

Третьим этапом является оплата государственной пошлины, так как постановка на учет представляет собой юридически важное действие. Величина данного платежа зависит от способа постановки на учет, а также от типа самого прицепа.

В зависимости от самых разных факторов величина государственной пошлины будет составлять сумму от 350 до 1 500 рублей . Все требуемые для регистрации реквизиты можно узнать непосредственно в отделении ГИБДД, где будет осуществляться регистрация.

Платеж можно осуществить:

  • через специальный терминал, расположенный на территории самого ГИБДД;
  • в любом отделении Сбербанка России или иного банка.

Если требуется выдача государственных регистрационных знаков, то величина пошлины составит 1 500 рублей . Основанием для этого является п.п. 36 п.1 .

Когда все обозначенные выше этапы регистрации успешно завершены, необходимо предоставить прицеп на осмотр инспектору ГИБДД или иному сотруднику данного государственного учреждения.

В процесс осмотра осуществляется сверка VIN-номера. Если он совпадает и каких-либо иных серьезных неполадок не замечено, в ранее написанном заявлении ставится отметка о том, что осмотр пройден.

Последний шаг – сдача всех имеющихся документов в отдел регистрационного учета.

После проведения всех необходимых действий владельцу прицепа или же его представителю будут предоставлены следующие документы:

  • государственный знак – если осуществлялась постановка на учет нового прицепа или же получение новых номеров;
  • паспорт ТС с отметкой о успешно пройденной регистрации.

Как оформить документы на прицеп юридическому лицу

Достаточно часто владельцами прицепов являются не только физические лица, но также юридические.

Порядок регистрации полностью идентичен в независимости от статуса лица, за исключением некоторых важных моментов:

  • в заявлении указываются Ф.И.О. должностного лица, осуществляющего постановку на учет, а также реквизиты организации-собственника;
  • обязательно предоставление учредительных документов юридического лица.
    Остальные этапы полностью идентичны.

Штрафы

За отсутствие номерных знаков на прицепе или же всевозможных регистрационных документов полагается :

Следует осуществлять своевременную регистрацию прицепа для легкового автомобиля. Так как использование подложных номерных знаков, а также не поставленного на учет прицепа приведет к наложению достаточно серьёзных штрафов – как на физическое, так и на юридическое лицо.

Видео: Правила регистрации легкового прицепа

Вам понадобится

  • Чеки и сертификаты на все купленные для прицепа узлы и агрегаты, описание прицепа, 4 фотографии прицепа (со всех сторон) размером 10Х15.

Инструкция

Обратитесь в Межрайонный регистрационно-экзаменационный отдел (МРЭО) ГИБДД по вашему месту жительства по вопросу регистрации самодельного прицепа. Выясните точный перечень документов, необходимых для этого. Там же вам должны дать направление на экспертизу самодельного прицепа в аккредитованную испытательную лабораторию. Ее проводят, в частности, и в Центральном научно-исследовательском автомобильном и автомоторном институте (НАМИ).

Подайте заявку на экспертизу самодельного прицепа в аккредитованную испытательную лабораторию. Приложите к заявке направление из ГИБДД, описание и фотографии прицепа, чеки, сертификаты на узлы и детали. Возможно, потребуются и другие документы. Точный их перечень выясните до подачи заявки. Оплатите стоимость экспертизы.

В лаборатории проверяют соответствие конструкции транспортного средства установленным техническим требованиям. Если экпертиза прошла успешно, то лаборатория оформляет акт экспертизы и выдает вам сертификат на прицеп.

Подайте заявление на регистрацию сертифицированного самодельного прицепа в МРЭО ГИБДД, приложите копии акта экспертизы и сертификата, выданных лабораторией. Прицеп также нужно будет показывать в ГИБДД. Оплатите стоимость регистрации.

До недавнего времени регистрация самодельных автомобилей на территории РФ была запрещена. Однако, согласно новым требованиям о сертификации транспортных средств и прицепов, возможность регистрации самоделок появилась вновь.

Инструкция

Соберите нужный перечень документов. Для регистрации в ГИБДД на все детали, используемые в конструкции, должны быть документы, подтверждающие законность их приобретения. Если в качестве основы был избран старый автомобиль – вам понадобится справка о снятии с учета этого авто. На не номерные агрегаты сгодятся письменные заявления об их покупке у соседа или неизвестного лица, о том, что вы их нашли на свалке. На номерные агрегаты, купленные с рук, должен быть как минимум договор купли-продажи, заверенный у нотариуса. Также органы ГИБДД потребуют фотографии автомобиля для идентификации, фотографии поэтапного сбора узлов и агрегатов, техническое описание транспортного средства.

Обратитесь в орган сертификации. Весь список организаций, занимающихся сертификацией, опубликован на сайте Ростехрегулирования. Сертифицировать транспортное средство будут как производимое малыми сериями (от 1 штуки). Полученное одобрение типа транспортного средства срока действия не имеет. Требования к самодельным машинам такие же, как к серийным. В отношении единичных транспортных средств испытания, вызывающие их повреждения, заменяются экспертной оценкой конструкции.

После прохождения экспертизы и получения одобрения типа обратитесь в ГИБДД по месту жительства, где на самодельное авто выдадут ПТС и поставят на учет. Данные об одобрении типа заносятся в ПТС.

Видео по теме

Обратите внимание

Второе: выдав Вам ПТС, продавец выписывает на ваше имя договор купли-продажи или справку-счет на автомобиль. Приложив к одним из этих документов ПТС, Вы будете регистрировать автомобиль в ГИБДД. Обратите внимание на наличие печати продавца на справке-счету или договоре о купле-продаже, не упустите это момент.

Полезный совет

Ему нужно всего лишь узнать место нахождения ближайшего отделения ГИБДД, где можно поставить автомобиль на учет и узнать график его работы. Следует отметить, что если в течении тридцати суток со дня заключения сделки купли-продажи, автомобиль не будет зарегистрирован в ГИБДД за новым собственником, регистрация такого автомобиля по заявлению прежнего владельца может быть прекращена...

Источники:

  • Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии

В процессе перевозки грузов, а также при хозяйственных работах незаменимым приспособлением будет автомобильный прицеп. Он позволяет перевозить значительно большее количество вещей. Однако для безопасной и качественной работы прицеп необходимо надежно и правильно прикрепить.



Вам понадобится

  • - автомобиль;
  • - прицеп;
  • - фаркоп.

Инструкция

Для крепления обычных прицепов существуют специальные прицепные устройства. Поэтому при покупке такого дополнения к основному транспортному средству проследите, чтобы новый прицеп был оснащен всеми необходимыми деталями для качественного крепления.

Для прикрепления прицепа к легковому автомобилю используется фаркоп. Это устройство тягово-сцепного типа, которое позволяет очень быстро и надежно прикрепить прицеп к авто, а позже не менее быстро отцепить его обратно. При отсутствии в автомобиле фарокопа его можно купить в специализированном магазине и дополнительно установить на заднюю часть вашего автомобиля. Как правило, фаркоп крепиться к кузову с помощью сцепного шара. Чтобы сделать все правильно , воспользуйтесь прилагаемой к устройству инструкцией либо получите консультацию в автомагазине. Также для оснащения собственного автомобиля фаркопом вы можете обратиться прямо в автосервис. Учтите, что данное приспособление необходимо покупать в проверенных точках продажи, где на него выдается гарантия.

При отсутствии специального приспособления для крепления факркопа в кузове автомобиля придется просверлить гнезда. После этого с помощью болтов прикрепите фаркоп к кузову автомобиля. Все эти действия должны выполнять только специалисты-автомобилисты.

Учтите, что при креплении прицепа к автомобилю очень большое внимание необходимо обращать на соблюдение правил техники безопасности. Так перед тем как прикрепить прицеп, уточните, выдержит ли такую нагрузку автомобиль. В идеале груженый прицеп для легкового автомобиля не должен быть тяжелее, чем 3500 кг.

Зарегистрировать, то есть поставить на учет в органах ГИБДД самодельное транспортное средство сейчас достаточно сложно, но можно. Сам процесс регистрации «самоделки», в принципе, не отличается от постановки на учет приобретенного обычным способом автомобиля. Однако загвоздка здесь заключается в необходимости прохождения процедуры сертификации.



Инструкция

Итак, первым шагом на пути к официальной регистрации самодельного транспортного средства (СТС) является получение сертификата на его соответствие требованиям российского (система ГОСТ Р) и международного законодательства (Правила ЕЭК ООН).
Техническую проверку СТС осуществляет аккредитованная в установленном порядке испытательная лаборатория (центр). Такие лаборатории имеются в подразделениях ГИБДД (СГТО ГИБДД) или это может быть аккредитованный ПТО (пункт техобслуживания).
Вся процедура проверки направлена на обеспечения безопасности дорожного движения, окружающей среды, жизни, здоровья, имущества и т.д.
Документ, оформляемый при положительных результатах проверки соответствия, называется «Одобрение типа транспортного средства». Указанный документ подтверждает безопасность конструкции ТС и действует до внесения изменений в требования к транспортным средствам подобного типа, то есть, в принципе, не ограничен.

Управление системой испытательных центров, технических служб, органов по сертификации в России осуществляет Ростехрегулирование, которое может не только выдать сертификат соответствия («одобрение типа транспортного средства»), но и приостановить или отменить его действие.
Испытательная лаборатория (центр, техническая служба) рассматривает полученную от изготовителя техническую документацию, проводит сертификационные испытания и выдает заключение о возможности получения «одобрения типа транспортного средства».
Пройти эту процедуру можно только один раз. То есть при отказе в выдаче «одобрения», обратиться за его получением с этим же СТС не получится, нужно будет устранить причины отказа, внеся изменения в техническое состояния СТС.

Прицепы обязательно должны быть зарегистрированы в течение 10 суток после приобретения или таможенного оформления, а также в случае замены номерных знаков. С 1 января 2014 года для регистрации можно обратиться в любое регистрационное подразделение ГИБДД независимо от места жительства или места пребывания заявителя.
При регистрации нового прицепа уплачивается госпошлина за нижеследующие регистрационные действия:
. выдачу государственных регистрационных знаков на прицепы - 1000 руб.;
. выдачу паспорта транспортного средства (ПТС) - 500 руб.;
. выдачу свидетельства о регистрации транспортного средства (ТС)- 300 руб.
При регистрации бывшего в употреблении прицепа еще уплачивается госпошлина за регистрационные действия, связанные с внесением изменений в выданный ранее ПТС в размере 200 руб.
Далее предъявляют прицеп на осмотр инспектору ГИБДД.


Документы, необходимые для постановки прицепа на учет:

Заявление установленного образца о регистрации;
. Паспорт гражданина РФ;
. Документ, удостоверяющий полномочия представителя (если прицеп ставит на учет не сам собственник, а его представитель);
. ПТС;
. Свидетельство о регистрации ТС;
. Документы, удостоверяющие право собственности на прицеп;
. Страховой полис ОСАГО (когда он необходим, см. ниже);
. Квитанция об уплате госпошлины.

После постановки прицепа на учет новый собственник получает:
1. Свидетельство о регистрации ТС;
2. Государственный регистрационный знак - в случае регистрации нового прицепа или замены регистрационного знака, не соответствующего ГОСТу;
3. Соответствующие отметки в ПТС.

ОСАГО на прицеп

В настоящее время получение полиса ОСАГО является обязательным не для всех прицепов. С 1 сентября 2014 года был расширен список ТС, на которые не требуется оформлять полис ОСАГО. Обязанность по страхованию гражданской ответственности теперь не распространяется на владельцев ТС, не имеющих колесных движителей (ТС, в конструкции которых применены гусеничные, полугусеничные, санные и иные неколесные движители), и прицепов к ним.
Итак, если у Вас есть личный прицеп для легкового автомобиля, то покупать для него ОСАГО не нужно.
Что касается прицепов для грузовых автомобилей, автобусов, мотоциклов, мотороллеров, а также принадлежащих юридическим лицам, то для них страховой полис должен быть оформлен.
Если в организации есть прицеп, используемый с разными ТС, то возможность управления автомобилем с прицепом нужно будет предусмотреть в полисе ОСАГО каждого ТС. Таким образом, стоимость ОСАГО подрастет для всех автомобилей, хотя прицеп всего лишь один.
В настоящее время для получения полиса ОСАГО необходим действующий талон технического осмотра.

Техосмотр на прицеп

Документ, регламентирующий техосмотр (ТО) прицепов, - это федеральный закон "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Если Вы планируете в ближайшее время проходить ТО прицепа, ознакомьтесь с таблицей требований, предъявляемых к прицепам.

Самодельный прицеп для легкового автомобиля

Для того, чтобы поставить на учет в ГИБДД самодельный прицеп, потребуется свидетельство о безопасности конструкции ТС.
Оценка соответствия единичного ТС проводится в следующем порядке:
. подача заявки на проведение оценки соответствия ТС в аккредитованную испытательную лабораторию, проводящую оценку соответствия единичных ТС;
. рассмотрение аккредитованной испытательной лабораторией представленных заявителем документов и принятие решения по заявке;
. идентификация единичного ТС;
. проверка выполнения требований, предусмотренных техническим регламентом, посредством проведения технической экспертизы конструкции этого ТС и его испытаний, если они потребуются;
. подготовка протокола технической экспертизы конструкции ТС, включающего результаты проведенных испытаний;
. оформление свидетельства о безопасности конструкции ТС и передача его заявителю.

Категории водительских прав для прицепа

Вы можете использовать прицеп, имея категорию «В», если разрешенная максимальная масса прицепа не превышает массы снаряженного автомобиля, а сумма разрешенных снаряженных масс (автомобиля + прицепа) не более 3500 кг.

Если масса более 3,5 т или масса прицепа более массы автомобиля, требуется категория «Е».

Для настоящего автолюбителя процесс постановки автомобиля на учет в ГИБДД не звучит, как приговор. Процедура известна, не очень трудна и занимает 1-3 часа вашего времени. Но вот что делать, если вам понадобился прицеп? Нужно ли его тоже регистрировать? Отвечаем: да, нужно! Причем процедура регистрации не сильно отличается от аналогичной процедуры с автомобилем.

Если вы купили прицеп в магазине, то процесс его регистрации практически такой же, что и у автомобиля. Предлагаю вашему вниманию подробную инструкцию, как зарегистрировать прицеп в гаи:

Необходимо собрать документы:
- Паспорт или иное удостоверение личности
- Паспорт транспортного средства (выдается при покупке)
- Договор купли-продажи (оформляется при покупке)
- Заявление (оформляется на месте)
- Квитанции об уплате госпошлин (1000 руб. за выдачу гос. номеров, 300 руб. за выдачу свидетельства о регистрации, а также, в случае необходимости, 500 руб. за смену ПТС)
- Полис ОСАГО (оформляется не для всех прицепов, для прицепов к легковым автомобилям не нужен).

С этими документами нужно приехать в МРЭО ГИБДД и загнать ваш прицеп на смотровую площадку.
Далее все действия аналогичны действиям, описанным в статье «Как зарегистрировать новый автомобиль после покупки в гибдд»
В результате всех действий вам должны выдать гос. номер вашего прицепа и свидетельство о регистрации прицепа.

Как зарегистрировать прицеп без документов

Однако никто не запрещает автовладельцам, обладающим конструкторской жилкой, собирать прицепы из подручных материалов. На такой прицеп, естественно, не бывает документов. Но вот попользоваться таким самодельным агрегатом вы сможете только до первого гаишника. Для того, чтобы зарегистрировать такой прицеп, необходимо получить на него ПТС. Для получения паспорта транспортного средства необходимо обратиться в аккредитованную испытательную лабораторию. Там ваш прицеп проверят на безопасность эксплуатации, соответствии норм и правил, принятых для таких агрегатов и выдадут свидетельство о безопасности. С ним вы можете обратиться в ГИБДД и поставить на учет ваш самодельный прицеп. Процедура постановки на учет абсолютно такая же, как и описанная выше.


Сколько стоит зарегистрировать легковой прицеп

Часто нас спрашивают: «Сколько стоит прицеп зарегистрировать в ГИБДД?». На этот вопрос ответ уже есть в данной статье. Но, на всякий случай, расскажу еще раз. Посчитать, сколько стоит зарегистрировать легковой прицеп, довольно просто: 1000 руб. за выдачу гос. номеров, 300 руб. за выдачу свидетельства о регистрации, а также, в случае необходимости, 500 руб. за смену ПТС. Итого минимальная стоимость регистрации - 1300 рублей, максимальная - 1800 рублей.


Надо ли регистрировать прицеп в ГАИ/ГИБДД?

Регистрировать прицеп в ГИБДД - обязательно.

Прицеп должен быть зарегистрирован в любом регистрационном подразделение Госавтоинспекции на территории России по своему выбору, не позднее десяти суток после его приобретения, снятия с учета или таможенного оформления. ТРАНЗИТНЫЙ номер предприятием-изготовителем не выдается.

При продаже через розничную торговую сеть или при таможенном оформлении на прицеп выдаётся паспорт транспортного средства (ПТС) и составляется договор купли-продажи.

Для того чтобы "перегнать" прицеп в любой другой регион РФ в течении 10 суток после его приобретения, достаточно договора купли-продажи (ТРАНЗИТНЫЙ номер не нужен).

В ПТС содержится информация о марке и модели, а также идентификационном номере (VIN) , годе выпуска, полной массе, номере кузова и/или рамы. Договор купли продажи является документом, подтверждающим право владения прицепом. При регистрации владельцу прицепа выдается свидетельство о регистрации и номерной знак.

Должен ли прицеп проходить техосмотр?

Техосмотр прицепов до 3,5 т. для физических лиц отменен.

Надо ли страховать автоприцеп на легковой автомобиль?

Страховать прицеп не требуется.

Надо ли платить транспортный налог за прицеп?

Платить транспортный налог за прицеп не надо. По действующему законодательству, прицепы, как не относящиеся к самоходным транспортным средствам, транспортным налогом не облагаются.

Новый порядок регистрации транспортных средств в Госавтоинспекции

Как отмечает Госавтоинспекция, данные меры должны привести к существенной экономии временных затрат собственников и владельцев транспорта при совершении регистрационных процедур. При этом потребность в новом регламенте - объективная, поскольку количество транспортных средств в России растет, а значит - увеличивается и нагрузка на регистрирующие их органы. Так, по данным ведомства, за январь-август 2013 года в России было зарегистрировано более 2,1 млн автомототранспортных средств, а снято с учета выбывших из эксплуатации - более 395 тыс. Таким образом, прирост количества транспорта за указанный период составил более 1,7 млн единиц .

Рассмотрим ключевые изменения, которые произошли в порядке регистрации транспортных средств.

Транспортное средство - устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем (Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения").

Собственник транспортного средства - физическое или юридическое лицо, которому принадлежит право по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться транспортным средством (например, на основании договора купли-продажи, мены, дарения, свидетельства о праве на наследство, решения суда).

Владелец транспортного средства - физическое или юридическое лицо, от имени собственника владеющее, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортным средством (например, на основании права хозяйственного ведения или оперативного управления, доверенности, договора поручения).

1. Пересмотрены сроки оказания госуслуги по регистрации транспортного средства.

Новый регламент устанавливает четыре вида регистрационных действий (п. 31 Регламента):

регистрация транспортного средства;

изменение регистрационных данных;

прекращение регистрации транспортного средства;

снятие с учета транспортного средства.

Для их совершения используются девять административных процедур (п. 32 Регламента):

прием заявления - до 5 мин.;

проверка полноты и достоверности сведений, указанных в заявлении и прилагаемых документах - до 20 (при отсутствии возможности проведения автоматизированной проверки - до 30 мин.).;

осмотр транспортного средства - до 20 мин. (срок действия результатов осмотра составляет 30 суток с даты его проведения);

принятие решения о проведении регистрационных действий либо об отказе в проведении регистрационных действий - до 10 мин.;

оформление документов, подлежащих выдаче заявителю - до 10 мин.;

проверка и подписание документов - до 5 мин.;

введение информации в автоматизированные информационные системы - до 10 мин.;

выдача документов и государственных регистрационных знаков - до 5 мин.;

сохранение документов, послуживших основанием для предоставления государственной услуги, прием регистрационных знаков для хранения и (или) утилизации - до 5 минут.

Приведенные временные ограничения установлены для всех типов регистрационных действий. Хотя ранее требования к срокам, например, регистрации транспортного средства и снятия его с учета сильно различались. Новый же Регламент использует унифицированный подход, который на практике должен создать более понятный и упорядоченный механизм совершения регистрационных действий. При этом суммарный срок предоставления государственной услуги теперь не должен превышать 60 минут (ранее - трех часов) с момента приема сотрудником заявления и необходимого комплекта документов (п. 10 Регламента).

Максимальный срок ожидания в очереди при подаче заявления и документов, а также при последующем получении результатов государственной услуги, не должен составлять более 15 мин. (п. 27 Регламента). В случае необходимости прием заявителей возможен в субботу, в утренние и вечерние часы (в диапазоне с 7.00 до 21.00), а также в воскресенье и в ночное время (п. 4 Регламента). Последние две возможности прежним регламентом не были предусмотрены.

2. Определены сведения, которые запрещено требовать от заявителя при регистрации транспортных средств.

В данном случае речь идет о документах и информации, которые находятся в распоряжении государственных и муниципальных органов и подведомственных им организаций, участвующих в оказании госуслуг (ст. 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ , п. 21 Регламента). Регистрационные подразделения Госавтоинспекции теперь самостоятельно их запрашивают в электронном виде (п.п. 17-19 Регламента). Тем не менее, заявитель вправе предоставить необходимую информацию по своей инициативе.

К таким сведениям, например, относятся реквизиты документа об уплате государственной пошлины. При совершении регистрационных действий в отношении транспортных средств, принадлежащих юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям - данные из ЕГРЮЛ и ЕГРИП. В случае совершения административных действий в отношении транспортных средств юридических лиц по месту нахождения их обособленных подразделений:

сведения о постановке на учет российской организации в налоговом органе на территории России, подтверждающие ее постановку на учет по месту нахождения обособленного подразделения;

сведения о постановке на учет иностранной организации, подтверждающие ее постановку на учет по месту нахождения обособленного подразделения;

сведения (при предоставлении самостоятельно - документы), подтверждающие аккредитацию (регистрацию, создание) обособленного подразделения на территории России (для филиалов и представительств иностранных юридических лиц);

сведения, подтверждающие создание обособленного подразделения - учредительные документы юридического лица с указанием в них сведений об обособленном подразделении, либо положение об обособленном подразделении, либо распоряжение (приказ) о его создании;

для филиалов - сведения о регистрации филиала и внесении его в государственный реестр;

для представительств - сведения об открытии представительства, выданные аккредитующим органом, и сведения о внесении представительства в Сводный государственный реестр;

для корреспондентского пункта иностранного СМИ - сведения об открытии корреспондентского пункта.

Кроме того, для совершения регистрационных действий в отношении транспортных средств иностранных граждан и лиц без гражданства запрашиваются сведения об их регистрации по месту пребывания (проживания) в ФМС России (адрес и срок регистрации).

Если в документах, удостоверяющих личность заявителя, отсутствуют сведения, необходимые для осуществления регистрационных действий, то они запрашиваются в органах миграционного учета, а также соответствующих уполномоченных представительствах, учреждений, организаций или аккредитующих органов.

Также Регламентом установлен перечень запрашиваемых в электронном виде документов для транспортных средств, принадлежащих дипломатическим представительствам, консульским учреждениям, международным (межгосударственным) организациям, сотрудникам дипломатических представительств и других аналогичных категорий заявителей.

3. Регистрационные действия можно совершать в любом регионе по всей стране. Собственники и владельцы транспортных средств теперь смогут предоставлять их для совершения регистрационных действий в любое регистрационное подразделение Госавтоинспекции на территории России по своему выбору. Место жительства, регистрации по месту пребывания физического лица, равно как и место регистрации или нахождения юридического лица или его обособленного подразделения при этом значения больше не имеют.

Ранее регистрационные действия в отношении транспортных средств физических лиц, осуществлялись в соответствующих подразделениях в пределах субъекта РФ, а в отношении транспортных средств юридических лиц - по месту их нахождения (которое определяется местом их государственной регистрации) либо по месту нахождения их обособленных подразделений.

Несмотря на это, вполне вероятно, что новый порядок регистрации на первых порах будет применяться не слишком широко. Так, с 15 октября 2013 года он должен действовать не менее чем в одном регистрационном подразделении на территории каждого субъекта РФ, и только с 1 января 2014 года - не менее чем в половине всех регистрационных подразделений каждого региона (сноска к подпункту 24.5 Правил).

Стоит иметь в виду, что данные изменения не коснутся порядка уплаты транспортного налога, так как согласно ст. 363 НК РФ он уплачивается по месту нахождения транспортных средств, которым в свою очередь на основании ст. 83 НК РФ признается место нахождения (жительства) собственника транспортного средства.

Кроме того, отныне на регистрацию или изменение регистрационных данных транспортного средства отводится 10, а не пять суток после его приобретения, таможенного оформления, снятия с регистрационного учета, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, требующих изменения соответствующих данных (п. 4 Правил). Стоит отметить, что такой срок прежде был установлен постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2012 № 1156 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", но необходимые изменения в Правила внесены только сейчас.

Наконец, с появлением свободы совершения регистрационных действий уходит в прошлое такой институт, как акт осмотра транспортного средства. Прежде его приходилось получать, если автомобиль фактически находился не в том регионе, в котором зарегистрирован. Соответственно, для совершения регистрационных действий приходилось брать акт осмотра по месту расположения транспортного средства и затем представлять в подразделение по месту его регистрации. Теперь данная необходимость отпадает, поскольку все административные процедуры от начала и до конца можно совершить в подразделении Госавтоинспекции по месту нахождения автомобиля. Тем не менее, для группы транспортных средств акт осмотра по-прежнему может составляться (п. 40 Регламента).

4. Исключена необходимость снятия транспортного средства с учета в связи с отчуждением (абз. 2 п. 6 Правил).

Таким образом, вместо двух процедур (снятия и постановки на учет) теперь будет происходить изменение регистрационных данных на основании заявления нового собственника. Прежде такая модель также могла применяться, но только при условии регистрации нового собственника на территории того же субъекта РФ, что и прежний хозяин.

Как отмечает Госавтоинспекция, подобная практика стала востребованной, поскольку автовладельцы смогли затрачивать на регистрационные процедуры вдвое меньше времени. В связи с этим и были разработаны и приняты необходимые поправки. Таким образом, в Регламенте теперь предусмотрено всего два случая, когда транспортное средство необходимо снимать с учета: вывоз за границу на постоянное пребывание и утилизация (п.п. 65-66 Регламента).

Однако также как и в случае с нормой, позволяющий совершать регистрационные действия по всей стране, есть одно "но". Возможность изменения после продажи транспортного средства регистрационных данных по заявлению нового собственника, скорее всего, будет доступна не везде. Согласно Правилам, с 15 октября новое положение должно применяться не менее чем в одном регистрационном подразделении на территории каждого субъекта РФ, и только с 1 января 2014 года - не менее чем в половине всех таких подразделений каждого субъекта РФ (сноска к абз. 2 п. 6 Правил) .

5. Ранее присвоенные регистрационные знаки отныне по умолчанию сохраняются за транспортным средством при его отчуждении.

Если же у нового владельца есть желание сменить номер, то он должен обратиться в Госавтоинспекцию с соответствующим заявлением (подпункт 56.3 Регламента; абз. 4 п. 6 Правил). Напомним, что ранее сохранение номеров за транспортным средством при продаже было возможно только по волеизъявлению нового собственника и при условии, что он зарегистрирован на территории того же субъекта РФ, что и прежний хозяин. При этом, как и прежде, владелец при продаже транспортного средства сможет подать в Госавтоинспекцию заявление и оставить номер за собой (для вновь приобретенного или ранее зарегистрированного за ним автомобиля). При этом срок хранения таких регистрационных знаков увеличен с 30 до 180 суток (п. 42 Правил).

Основные составы административных правонарушений в рассматриваемой сфере:

Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке (ч. 1 ст. 12.1. КоАП РФ);

Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления им, регистрационных документов на транспортное средство (ч. 1 ст. 12.3. КоАП РФ);

Выпуск на линию транспортного средства, не зарегистрированного в установленном порядке или не прошедшего государственного технического осмотра или технического осмотра (ч. 1 ст. 12.31. КоАП РФ);

Нарушение правил государственной регистрации транспортных средств всех видов (за исключением морских судов и судов смешанного плавания), механизмов и установок в случае, если регистрация обязательна (ч. 1 ст. 19.22. КоАП РФ).

6. Появилась возможность изготовления дубликатов украденных или утерянных номеров.

Такие услуги будут оказывать индивидуальные предприниматели и организации, имеющие свидетельство об утверждении изготовленного образца специальной продукции соответствующего типа. Для заказа дубликата владелец или собственник транспортного средства должен будет предъявить изготовителю свидетельство о регистрации транспортного средств или технический паспорт (п. 42 Правил).

Данная мера, прежде всего, направлена на борьбу с кражей автомобильных номеров и последующими требованиями выкупа за их возврат владельцу. Дело в том, что прежде допускалось только изготовление дубликатов государственных регистрационных знаков, пришедших в негодность (с одновременным изъятием ранее выданных номеров). При этом на создание копий потерянных или украденных номеров существовал прямой запрет. В связи с этим, зачастую владельцам автомобилей приходилось идти на условия преступников и выплачивать требуемую сумму за возврат номеров, чтобы избежать долгой процедуры получения новых регистрационных знаков. Кроме того, за езду без номеров предусмотрен штраф в размере 5 тыс. руб. или лишение прав на срок от одного до трех месяцев (ч. 2 ст. 12.2 КоАП РФ).

Поскольку подобные противоправные действия получили достаточно широкое распространение, представителями органов государственной власти неоднократно выдвигались инициативы, направленные на их пресечение и защиту прав автовладельцев. Например, 7 октября 2013 года в Госдуму был внесен законопроект об уголовной и административной ответственности за кражу автомобильных номеров . На данный момент он находится на рассмотрении профильного комитета. Также в январе о начале разработки аналогичного документа заявило и МВД России. Кроме того, 22 июля текущего года в нижнюю палату поступил законопроект, предусматривающий возможность освобождения от административной ответственности за езду без номеров, в случае, если они были украдены . Комитет Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству 11 октября рекомендовал документ отклонить, а 15 октября рассмотрение законопроекта было перенесено на другое пленарное заседание.

7. Транзитные номера теперь выдаются только при снятии транспортного средства с учета для вывоза на постоянное пребывание за границу (п. 65 Регламента).

Ранее, помимо упомянутого случая, знаки "ТРАНЗИТ" также необходимо было получать на любое незарегистрированное транспортное средство, если оно находилось за пределами территории, на которой оно должно быть зарегистрировано более пяти суток. Например, такое происходило, когда транспортное средство снималось с учета при продаже собственнику из другого субъекта РФ.

Тем не менее, одно исключение все же сохранилось - для организаций и индивидуальных предпринимателей, которые являются продавцами или изготовителями транспортных средств (шасси транспортных средств), когда речь идет о перегоне автомобилей к месту доработки (доукомплектования) либо продажи. В указанном случае собственник или владелец обязан в течение 10 суток получить в регистрационном подразделении по месту нахождения транспортного средства знаки "ТРАНЗИТ" для следования к конечным производителям, перегона к месту регистрации или в связи с вывозом за границу на постоянное пребывание (п. 33 Правил).

8. Ликвидирован институт временной регистрации транспортного средства по месту пребывания собственника (владельца).

Прежде, если зарегистрированное транспортное средство вывозилось за пределы субъекта РФ на срок более двух месяцев, то собственник или владелец в целях удобства могли временно зарегистрировать его по месту своего пребывания (нахождения юридического лица либо его обособленного подразделения). Также еще незарегистрированные транспортные средства могли быть зарегистрированы по месту временного пребывания их собственников - физических лиц (на период пребывания, но не менее чем на шесть месяцев), при условии наличия у такого лица регистрации по месту жительства.

Согласно позиции Госавтоинспекции, указанные процедуры на данный момент являются излишними, так как любые регистрационные действия теперь можно свободно проводить по всей стране. В связи с этим, в Правилах закреплено положение о том, что произведенная ранее временная регистрация транспортных средств по месту пребывания прекращается по заявлениям их собственников или владельцев. Также временная регистрация может закончиться автоматически - в связи с истечением срока действия (расторжения, отмены) договоров, доверенностей, свидетельств о регистрации по месту пребывания граждан или при изменении регистрационных данных, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством (п. 47 Правил).

9. Упразднена обязанность юридических лиц получать отметки военкомата для совершения ряда регистрационных действий в отношении транспортных средств. Согласно ранее действовавшему регламенту, организациям для снятия с учета автомобилей, автомобильных прицепов и полуприцепов к ним, автобусов, автомобильных кранов, мотоциклов тяжелого класса с коляской на соответствующих заявлениях приходилось проставлять отметку военного комиссариата. Данные действия совершались с целью учета транспорта для исполнения юридическим лицом военно-транспортной обязанности в соответствии с Указом Президента РФ от 2 октября 1998 г. № 1175 . Указанную процедуру также приходилось выполнять в случае регистрации транспортного средства, изменения его типа (назначения) или сведений о собственнике - юридическом лице. Из нового регламента данное положение исключено - государственные органы будут обмениваться такой информацией в электронной форме.

Перспектива дальнейших изменений

На данный момент на рассмотрении Госдумы находятся законопроекты "О регистрации транспортных средств в Российской Федерации" и "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации" . Первый из них внесен группой из 11 депутатов нижней палаты еще в декабре 2010 года. Документ принят к рассмотрению в январе 2012 года, и до настоящего момента в первом чтении не рассмотрен. Тем не менее, Правительство РФ в своем официальном отзыве его поддержало.

Второй законопроект поступил в Госдуму от членов Совета Федерации Михаила Капуры и Владимира Федорова в ноябре 2011 года. Он принят к рассмотрению в сентябре 2013 года и также концептуально поддержан Правительством РФ. Упомянутые законопроекты с момента их внесения устарели и в будущем потребуют значительной доработки. Тем не менее, не исключено, что в случае их принятия, правила регистрации транспортных средств будут пересмотрены вновь.

Помимо этого, на данный момент Госдумой принят во втором чтении законопроект "О внесении изменения в статью 19.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" , который предусматривает значительное усиление административной ответственности за нарушение правил государственной регистрации транспортных средств всех видов, механизмов и установок.

Согласно документу, штраф для граждан планируется установить в размере от 1,5 тыс. до 2 тыс. руб. (на данный момент - 100 руб.), для должностных лиц - от 2 тыс. до 3,5 тыс. руб. (сейчас - от 100 до 300 руб.), а для юридических лиц - от 5 тыс. до 10 тыс. руб. (в действующей редакции - от 1 тыс. до 3 тыс. руб.). Комитет Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству предложил нижней палате рассмотреть документ 18 октября и принять его в третьем чтении.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook