Самые большие военные машины. Боевые машины

Мы привыкли представлять военную технику с развитой броней или высокими технологиями. Но встречаются и такие, которые совершенно не вписываются в привычный образ. Давайте посмотрим на 6 самых нестандартных военных машин, рожденных увлеченным полетом конструкторской мысли.

Tortuga (в переводе с испанского - черепаха) был разработан в Венесуэле в 1934 году. Такие машины предназначались для укрепления обороноспособности страны после войны в Перу.

Основой для бронеавтомобиля послужило шасси грузовика Ford. Броня танка в виде пирамиды была прикреплена на полноприводный 6-колесный грузовик Ford, в башне наверху находилось единственное орудие - 7мм пулемет Mark 4B. Всего было построено 7 подобных машин, у которых недостатков было более чем предостаточно: плохая обзорность, недостаточная маневренность и слабая вентиляция.

МТУ-90

Танковый мостоукладчик МТУ-90 был выпущен ФГУП КБТМ (Омск) и принят на снабжение в 1997 году. Построенная на базе Т-90 военная машина из вооружения имеет автомат Калашникова и десяток гранат. Всего за несколько минут МТУ-90 превращается 24-метровый мост, по которому могут передвигаться тяжелые бронемашины. Устанавливать мост на препятствие машина может как на суходоле, так и находясь под водой на глубине до 2,8 м. Наведение моста осуществляется экипажем машины без выхода личного состава из машины. Штурмовой мост шириной 4 метра обеспечивает пропуск гусеничной и колесной техники весом до 60 тонн со скоростью до 30 км/ч. Время снятия моста с преграды - 4-5 минут.

Грузоподъемность моста составляет 50 тонн, а его фактическая масса - 7,5 тонны. Передвижная платформа оснащена 1000-сильным двигателем, может разгоняться до 60 км/ч. Машина оснащена системой оптико-электронного подавления, системой коллективной защиты от ОМП типа ПРХР ГО 27 и ФВУ, быстродействующей системой автоматического пожаротушения и фильтро-вентиляционной установкой.

БТМ-4М

БТМ-4М - российский траншейный экскаватор для быстрой прокладки канав, траншей и окопов. Был разработан в 1997 году Кировским заводом, под руководством главного конструктора Николая Сергеевича Попова. Быстроходная траншейная машина БТМ-4М построена на основе ходовой части самоходной пушки 2С7 «Пион».

Предназначена для рытья и засыпки траншей, котлованов, расчистки и планировки местности в условиях бездорожья, труднопроходимых районах и вечной мерзлоты. Окопы машина роет с помощью ротора со стальными ковшами. Стальное колесо с ковшами опускается за машину и крутится, выкапывая канаву. Производительностью в обычном грунте - 1000 м/ч, в мерзлом грунте - 250 м/ч. Диаметр ротора - 3 300 мм. Весит БТМ-4М 43 900 кг.

Прогрев-T

Прогрев-Т - советский минный тралльщик с очень необычным способом обнаружения мин. Боевая машина представляет из себя шасси танка Т-54 с установленным на нём турбореактивным двигателем от МиГ-15. Предназначен для обнаружения и траления мин, установленных на дорогах с твердым покрытием. Выглядит Прогрев-Т конечно устрашающе, хотя на деле безобиден.

Прообразом и подобием "Прогрева" стала аэродромная тепловая машина. На базе шасси танка Т-54 установили реактивный двигатель от МиГ-15 и приркрепили объемистый бак с керосином. Мощная струя раскаленных газов из реактивного сопла срывала с дороги слой грунта, обнажая замаскированные под ним мины. «Отжигать» Прогрев может 2,5 часа без остановки, затем потребуется перезаправить бак с керосином.

Kugelpanzer

Kugelpanzer или танк-шар был создан в Третьем Рейхе в 30-х годах. Про эту машину, единственный экземпляр которой весом в 1,8 т находится в бронетанковом музее в Кубинке, почти ничего не известно.

На сегодняшний день известно лишьнесколько подтвержденных фактов о машине: танк-шар произведен в нацистской Германии компанией Krupp, и был захвачен советскими войсками в 1945 году в Манчжурии; управлялась одним человеком; приводилась в движение одноцилиндровым мотоциклетным двигателем; кабина оборудована радиостанцией, вооружения нет, корпус единый, попасть в него можно через люк; толщина брони - 5 миллиметров.

Vespa 150 TAP

В 1956 году во Франции появился проект самоходной артиллерийской установки (САУ), который даже на первый взгляд был абсурдным и невозможным к нормальной эксплуатации- Vespa 150 TAP (ACMA Troupes Aeról Portées Mle. 56) — мотороллер Vespa с 75-мм безоткатным орудием М-20, разработанный для нужд французских ВДВ.

Характеристики этого сугубо штатского транспортного средства, скажем прямо, не впечатляют - одноцилиндровый двухтактный двигатель объёмом 145 см³ и максимальная скорость всего 66 км/ч, а вот огневая мощь должна поддерживаться довольно внушительной штукой- 75-мм орудием безоткатного типа, на котором водитель мотороллера сидел во время поездки. В это мобильное огневое подразделение входило как минимум два мотороллера Vespa: на одном размещается орудие, на втором перевозятся снаряды.В ходе эксплуатации обнаружилось, что орудие слишком тяжелое для мотороллера и отнюдь не повышает его проходимость на бездорожье. Но не смотря на сложности эксплуатации, сомнительной проходимости и малой грузоподъемности, французы приобрели около 800 таких САУ (по 500 долларов за единицу) и использовали это устройство во время войн в Алжире и Индокитае.

КамАЗ на службе Российской Армии.

Значение военных грузовиков как средства обеспечения мобильности силовых структур возрастает из года в год. Сегодня этот вид транспорта отличается от грузовиков обычных многоцелевым характером использования, а военные грузовики России ещё и повышенной надёжностью и простотой эксплуатации, что не раз доказывалось в военных операциях с их участием. Современные грузовики приспособлены для перевозки материальных средств и солдат, буксировки артиллерийских систем, установки вооружений и непосредственного участия в боевых действиях.

Война не выигрывается только на поле боя, а современные средства грузоперевозки, благодаря хорошему обеспечению армии и быстрому перемещению материальной базы, позволяют выигрывать сражения ещё до их начала. Вопросами автомобильного парка в Вооруженных Силах России занимается непосредственно Главное автобронетанковое управление. Управление в свою очередь тесно сотрудничает с отечественными автомобилестроительными предприятиями и конструкторскими бюро.

Идеальный грузовик

Советская армия делила военные грузовики на два типа: тыловые и тактические. Первые представляли собой по сути модернизированные или обычные гражданские грузовики, как например первый советский грузовик — АМО-Ф-15. Вторые разрабатывались на тех же шасси, но непосредственно для армии, а их главным отличием была высокая проходимость. Такова, например серия ЯГ, ставшая в итоге родоначальнице первого советского трёхосного грузовика — ЯГ-10. Для удовлетворения потребностей вооруженных сил современный автопарк военных грузовиков России включает такие разновидности:

  • специальные колесные шасси;
  • гусеничные машины;
  • автомобили многоцелевого назначения;
  • колесные тягачи;
  • прицепы и полуприцепы;
  • кузова-контейнеры и кузова-фургоны многоцелевого назначения.

Сравнение с Советским союзом можно продолжить и в плане возможностей. Ограниченные возможности первого десятилетия СССР выражался в том, что советские инженеры не стесняясь переделывали «под себя» продукцию прогнившего Запада. Переделка, правда, почти всегда шла ей на пользу. Не секрет, например, что ГАЗ-62 представляет собой доделанный для сложных условий Dodge WC-52, а ГАЗ-ААА построен на базе Ford.

Фрагменты испытаний военной техники:

Легендарные грузовики прошлого Урал-375, ГАЗ-66, УАЗ-469 и ЗИЛ-131 представляли собой основу конструктора, из которого, путём добавления различных кабин и надстроек, получали машины различного назначения. Принцип разработки сегодня остаётся таким же, ибо по сути Российские военные грузовики являются расширенными советскими разработками. Правда сегодня упор делается не на широкий автопарк, а многоцелевое назначение. Идеальный, но пока не построенный грузовик российской армии должен обладающими следующими преимуществами:

  • универсальность конструкции;
  • возможность перевозки грузов;
  • приспособленность к установке вооружения;
  • буксировка прицепов;
  • решение задач и военного и мирного времени.

Второе дыхание

Отпраздновавший недавно юбилей в 50 лет Брянский завод в 90-е годы, как и многие другие производители, находился в подвешенном состоянии. Однако сегодня военные грузовики России продолжают пополняться продукцией и этого завода. Неплохие показатели имеет сделанный в Брянске автомобиль «Вощина-1». Грузовик имеет блокировку и межоосевого, и межколёсного дифференциала и любопытную систему регулировки давления в шинах.

Пользуются спросом и новые БАЗ — модели 6306 и 6402. Для военных шасси завод предложил БА3 69506, оснащенный 300-мощным двигателем ЯМЗ 238 и мостовой схемой раздачи мощностей трансмиссии. Новые образцы военных грузовиков разрабатываются на основе уже стандартизованных семейств. Наглядным примером служат унифицированные на 80% модели грузовых автомобилей «Урал» и «КамАЗ».

Урал-375, разработанный в 60-е годы, стал основой для таких машин как Урал-4320 и современный Урал-43206.

Опыт современных боевых действий доказывает необходимость создавать высокозащищенные и высокомобильные автомобили. Дополнительная броня была успешно реализована на авто «Урал 4320». Кабина «Урала» оснащена наружной броней и броневыми накладками. Также установлен фальшборт для защиты задних колес и защита радиатора. Дополнительно установлена защита крыши и пола кабины и двигателя за счет бронирования элементов оперения и капота. При остеклении лобового стекла и дверей применяется 33-х миллиметровое бронированное стекло.

Реализация дополнительной защиты для Урал-4320.

Такой же подход к защите разработан для автомобилей ЗИЛ 4320, КамАЗ 43101 и других. Повышение живучести военных грузовиков достигается использованием бронестекол, пулестойких топливных баков и боестойких шин, изготавливаемых из лучших современных материалов. Интересные разработки продвигает в парк армейских грузовиков России КРАЗ. Модель с номером имеет трёхосную тележку соединённую с осью кабины, т.е. формулу «3+1». Грузовик приводит в действие 400-хсильный мотор ЯМЗ-7511.10.

Ютербогский фестиваль военной техники (2013 год):

КЗКТ 8014

Курганский завод многоосных тягачей имеет славную историю почти в полвека. В Советские войска продукция из Кургана начала поступать в 1963 году — первопроходцем стал четырёхосный тягач «Ураган», построенный на базе МАЗ-537 — собственной разработки завода. Для замены того же МАЗ-537 в 90-е годы КЗКТ разрабатывает модельный ряд «Русич», первый грузовик которого носил идентификатор 7428. Отличительные черты нового грузовика — трансмиссия на гидромеханике и мощнейший двигатель ЯМЗ-64011 (650 л.с.)

Пережив в 90-е непростые времена и переименование в АО «Русич», компания смогла вернуться в список основных поставщиков российской армии. На основе унификации тягачей 7428, выпускаемых заводом с 1990 г разработана гамма шасси КЗКТ 8003 (6х6), КЗКТ 8005 (8х8) и КЗКТ 8014 (10х8) грузоподъемностью до 13, 27 и 40 тонн соответственно. Прочие технические характеристики КЗКТ-8014:

  • Колесная формула — 10х8;
  • Масса в снаряженном состоянии – 26 тонн;
  • Грузоподъемность – 40 тонн;
  • Емкость топливных баков – 900 литров;
  • Мотор — 4-тактный V-образный или рядный дизельный двигатель с мощностями 470 и 475 л.с.;
  • Максимальная скорость – 60км/ч;
  • Количество мест в кабине — 2.

Грузовики предназначены для использования транспортировки различных комплексов вооружения, а также тяжелого нефтегазового оборудования и платформ. Силовые агрегаты ТМЗ и Cummins имеют большой запас прочности, а пять осей грузовика позволяют пробираться по самому жестокому бездорожью. Развивается и коммерческое использование балластных тягачей «Русич».

Многоцелевое шасси КЗКТ-8014 (10х8)

Грузовой броневик «Тайфун»

В июне 2011 г в Бронницах были представлены новейшие бронеавтомобили семейства «Тайфун», не уступающие, а по некоторым аспектам и превосходящие иностранные MRAR. Тайфун – первая созданная с «нуля» разработка, а не модификация. Проектом занимаются заводы Урал и КамАЗ. Бронемашина разрабатывается по нескольким направлениям – 3-хколёсные формулы (6х6, 4х4, 2х2) и 3 модификации кузова (капотные, бескапотные рамные и бескапотные корпусные).

Броневик на базе КамАЗ — 63968 «Тайфун»

Предполагается, что машина будет доставлять воинские части к месту боевых действий и участвовать в них. Масса авто в снаряженном виде – девять с половиной тонн, полная масса – семнадцать тонн. Расход топлива – 35 литров. Тайфун может проехать без дозаправки около 630 км. Максимально развиваемая скорость – 80 км/ч. Тайфун спокойно преодолевает склоны с 23º уклоном и броды до 1.75 метров глубиной (водитель при этом уже сидит по пояс в воде)

Ещё один представитель «Тайфун» на базе Урал-63095.

Бронетранспортер ДТ-30ПМ «Витязь»

В 1986 году на вооружение был принят гусеничный бронетранспортер ДТ-30ПМ «Витязь». Модель Витязь является единственным транспортом, который способен преодолеть бездорожья Крайнего севера, Сибири и даже Арктики. Кроме того они могут прекрасно работать и на высокогорье и в местах с повышенной влажностью. Максимально развиваемая скорость на суше – 45 км/ч, на плаву – 5км/ч, мощность двигателя – 800 л.с., запас хода – 700 км. Масса транспортера в снаряженном состоянии — 29 тонн, грузоподъемность — 30 тонн, вместимость — 5 человек.

По сути эта машина являет ответом американским разработкам, правда Россия, как обычно, идёт собственным путём: удачные проекты с сочленённой гусеничной базой можно пересчитать по пальцам, и уже поэтому ДТ-30 является уникальной машиной. Грузовик способен преодолевать водные препятствия глубиной до 180 см. При этом модификация амфибия (приставка «П» в названии) способна перемещаться по любой поверхности, будь то вода, снег, камень.

Двухзвенный транспортер Витязь предназначен для перевозки военной техники, вооружения, баллистических ракет и личного состава.

Плавающий транспортер ПТС-4

В ближайшее время на вооружение поступит плавающий транспортер ПТС-4. Плавающий транспортер предназначен для перемещения крупногабаритных грузов, бронированной техники и личного состава через водные преграды. Предыдущая модель (ПТС-3) имела уникальную установку для самоокапывания и с небольшой скоростью (12-15 км/ч) могла перевозить через водные препятствия до 16 тонн груза.

ПТС-4 основан на элементах российского танка Т80: торсионы, траки, гусеницы, а коробка передач и фрикционы взяты от Т72. Транспортер оснащен танковым двигателем в 840 л.с. На ПТС -4 установлена зенитная установка калибра 12,7 мм с дистанционным управлением. Новая модель будет оснащаться зенитным пулемётом с запасом на 400 выстрелов, управляется пулемёт дистанционно.

Плавающий транспортер ПТС-4.

Погрузка техники на транспортер ПТС-4.

Транспортер создан Конструкторским бюро машиностроения корпорации «Уралвагонзавод». Полный вес машины – 33,1 т., максимальная скорость по суше/воде – 60/15 км/ч. Длина транспорта – 8,3 метра, ширина – 3,3 метра, дальность хода – 600 км.

Заключение

В нашей истории были периоды, когда военное машиностроение развивало гражданскую транспортную отрасль. Логично было бы предположить, что с переходом к капиталистическому строю, должно произойти обратное: коммерческий интерес должен подстёгивать военные разработки. К большому сожалению, сегодня все движется по инерции: у военного ведомства денег нет, а грузовики продолжают создаваться.

На фоне этого особенно удивительным кажется тот факт, что военные грузовики России целиком и полностью представлены машинами сделанными в нашей стране. Наглядным примером служит капотный КамАЗ, занявший первое место на «Автосалоне-2003». Подобные машины нужны нашей армии, и доказывают это недавние военные действия. Однако прежде всего известен КамАЗ своим участием в раллийных гонках.

Военные автомобили и машины инженерного обеспечения изначально проектировались под «приземленные» задачи. Однако не стоит забывать о том, что «приземленные» задачи, решаемые военными автомобилями, могут отличаться от общепринятого представления о применении транспортных средств. История военного транспорта полна уникальными проектами, не уступающими в оригинальности проектам необычной бронетехники.

Например, машина Sd.Kfz. 302 Goliath B-III– один из первых образцов транспорта без водителя.

Этот уникальный автомобильчик на гусеничном ходу выпускался с 1942 года. В качестве силового агрегата использовался электромотор, что уже удивительно для того времени. Два двигателя концерна «Bosch» разгоняли Goliath до скорости 10 км/час. Управляющие команды от оператора поступали по кабелю. Запас хода этого 300-т килограммового устройства составлял 1,5 километра. Основным назначением Goliath B-III являлся дистанционный подрыв минных полей, ДОТов и сооружений противника. Необходимо заметить, что немецкие конструкторы не остановились на этой модели и развили идею транспорта без водителя в следующем проекте - Sd.Kfz. 301 B-IV Ausf – первом радиоуправляемом автомобиле.


В качестве двигателя использовался шестицилиндровый агрегат «Borward» 6B, разгонявший четырехтонную машину до 40 км/час. Запас хода B-IV Ausf превышал 200 километров, а дистанционное управление осуществлялось всего одним оператором. Предназначение B-IV Ausf аналогично задачам Goliath B-III – дистанционный подрыв и разведка.

Еще одним необычным проектом немецкого ВПК является Kugelpanzer – шарообразная, бронированная машина для разведки и наблюдения



В качестве двигателя использовался одноцилиндровый агрегат, мощностью 25 «лошадок». Мотоциклетный «движок» разгонял Kugelpanzer всего до 8 км/час, поэтому запуск в серию этого бронированного, трехколесного мотоцикла так и не состоялся.

Среди отечественных проектов необычных автомобилей военного времени необходимо отметить оригинальную идею грузовика-снегохода, конструируемого на базе автомобиля ГАЗ-АА. Хотя проект ГАЗ-СХ остался исключительно виртуальным, его идеи были реализованы в постройке бронированного снегохода БА-64-З.

В качестве гусеничной системы использовалось решение русского конструктора Неждановского. Передняя колесная пара уступила место лыжным опорам. Начало работ над проектами ГАЗ-СХ и БА-64-З относится к 1943 году, однако уже в 1944 году от создания подобных конструкций отказались. Основной причиной этого решения стала низкая управляемость подобных аппаратов и плохая проходимость.

Неудачи со снегоходами компенсировались в другой области автомобилестроения – создании машин-амфибий. Среди оригинальных проектов амфибий уже послевоенного времени можно отметить изделие Луцкого автомобильного завода – транспортер переднего края ЛуАЗ-967.


Этот малогабаритный вездеход-амфибия предназначался для транспортировки раненых и разведки на передовых позициях. Интересна компоновка места водителя – центральное расположение рулевого узла и угол наклона рулевой колонки позволяли управлять автомобилем ЛуАЗ-967 даже лежа. Вездеход двигался с весьма резвой скоростью – до 90 км/час по земле и до 3 км/час по воде. Масса ЛуАЗ-967 не превышала 1 тонны, что позволяло транспортировать этот внедорожник на дальние расстояния при помощи авиации.

Еще одной удачной амфибией советских конструкторов можно считать ГАЗ-46. Этот водоплавающий внедорожник строился из узлов другого «проходимца» - ГАЗ-69.


По своим формам ГАЗ-46 напоминал обычную лодку, к которой волей конструкторов прикрепили колеса. Несмотря на нелепый вид, ГАЗ-46 имел завидные ходовые характеристики – 9 км/час при форсировании водных преград и 90 км/час при движении по суше. Запас хода – 500 км. Впечатляющую скорость движения по воде обеспечивал гребной винт, а хорошую управляемость – водяной руль.

Но ни ЛуАЗ-967 и не ГАЗ-46 не могут сравниться с оригинальным изделием ЗИЛ – многоцелевой спасательной машиной ПЭУ-1, предназначавшейся для поиска и эвакуации приземлившихся космических аппаратов.


Этот автомобиль имел сразу шесть ведущих колес. В кабине водителя устанавливалось самое передовое навигационное оборудование. Конструкционным материалом герметичного корпуса ПЭУ-1 был стеклопластик. В грузовом отсеке спасательного автомобиля находились лебедка и кран (грузоподъемность – 3 тонны). Запас хода ПЭУ-1 первоначально равнялся 500 километров, но после модификации топливного бака и двигателя был увеличен до 700 км.

Среди редких автомобилей советского времени необходимо отметить проект грузового авто повышенной проходимости - НАМИ-020 – прототип всего семейства грузовиков «Урал».


Этот автомобиль не отличался какими-то особыми формами кузова. Основные преимущества проекта НАМИ-020 скрывались внутри. Только представьте себе отечественный грузовик 1955 года, который оснащался системой блокировки межосевого дифференциала, КП с синхронизаторами, централизованной системой контроля давления в шинах, гидроусилителем руля, системой предварительного прогрева мотора на старте и прочими «фишками» современных авто.


Специалисты Научно-автомоторного института (НАМИ) потрудились на славу, серийное производство этот проект попал только в 60-х годах. Именно НАМИ-020 стал прототипом для серий Урал-375 и Урал-377, а потом и пусковой установки БМ-21 РСЗО 9К51 Град. Подобная удача сопутствует редким изделиям и отечественного, и мирового автопрома.

Но, несмотря на удачи и неудачи в деле строительства снегоходов, амфибий и грузовиков, наибольший успех сопутствовал советским конструкторам военных автомобилей в деле создания многоосных тягачей, предназначавшихся для транспортировки баллистических ракет. Подобные проекты до сих пор не имеют аналогов в мировой практике автомобилестроения. Одним из первых «монстров» отечественного автомобилестроения стал МАЗ-529 – десятиметровый одноосный тягач с грузоподъемностью в 15 тонн.


Дата выпуска первого серийного образца – 1956 год. Использовался и в ракетных войсках, и для инженерно-тылового обеспечения. Опыт конструирования МАЗ-529 помог в создании следующего гиганта – четырехосного МАЗ-535. Этот тягач транспортировал на полуприцепах грузы массой до 65 тонн (модификация МАЗ-537).


В качестве двигателя использовался 12-цилиндровый агрегат, мощностью в 525 «лошадок», разгонявший 18-тонную машину до 60 км/час. Неплохие характеристики для 1960 года. Следующим шагом в деле конструирования тягачей для пусковых установок стал МАЗ-543.


Именно этот тягач получает особую водительскую кабину, изготовленную из прообраза будущего карбона – полиэфирной смолы, скрепляющей нити стеклоткани. Низкий удельный вес кабины позволяет перераспределить центр тяжести МАЗ-543 и гарантирует особые условия для операторов пусковой установки (термо и звукоизоляцию). С технической стороны МАЗ-543 представляет собой клон 537 модели.

В 1966 году в серии тягачей МАЗ выходит принципиально новая машина – основа ракетного комплекса РТ-21 Темп-2С. В качестве шасси этой пусковой установки используется МАЗ-547 – многоосный тягач (6 колесных пар), транспортирующий 82 тонны смертоносного груза на любую пусковую площадку страны.


В конструкции 547 модели использовался опыт МАЗ543 (неметаллическая кабина и компоновка двигателя в корпусе) и МАЗ537 (ходовая часть и система амортизаторов). Десять из двенадцати колес МАЗ547 были ведущими, а первые три колесных пары еще и управлялись. Впоследствии из этой модели «выросли» и шасси для ракетного комплекса «Тополь», и МоАЗ-7915 – аэродромный тягач, буксирующий грузы свыше 250 тонн.

МоАЗ-7915, тягач длинной более 14 метров и грузоподъемностью 275 тонн.


Комплекс «Тополь – М». Длина – 22 метра. Количество колесных пар – 8 штук. Управляемыми из них являются только первые 6 пар, что позволяет развернуть автомобиль на круге с диаметром в 16 метров.

Подобные «монстры» советского автомобилестроения, сочетавшие в себе и высокую проходимость, и надежность в эксплуатации, и солидную грузоподъемность, не встречаются среди продукции ни европейских, ни американских автопроизводителей.

Современные системы оружия совершенно не дёшевы, но об их стоимости часто забывают, если образцы этих вооружений хорошо себя повели в реальных боевых ситуациях. Когда же оружие разработано, но не развёрнуто, то ситуация с затраченными деньгами вызывает растерянность и беспокойство как политиков, так людей, разрабатывавших вооружение.

Здесь представлены ТОП-10 самых дорогих оружейных систем Запада, которые были свёрнуты или никогда не применялись по прямому назначению.

✰ ✰ ✰
10

Многоцелевой комплекс MMEV ($7.5 млн.)

Комплекс многоцелевого воздействия (MMEV) должен был стать универсальным противотанковым и противовоздушным средством в одном лице на базе 8-колёсной бронемашины LAV III, используемой в качестве мобильного пункта управления и контроля. Программа MMEV была полностью готова в 2005 году при стоимости разработки проекта - 750 млн. канадских долларов, но была свёрнута уже два года спустя.

Причиной закрытия программы стала именно многозадачность комплекса. При поражении на поле боя одного MMEV подразделение теряет одновременно центр управления, противотанковые средства и систему ПВО, что в 3 раза снижает его боевые способности. Военное руководство опасалось, что объединение 3-х систем в одной машине было «опрометчивой попыткой сэкономить на безопасности военнослужащих и оперативной эффективности».

✰ ✰ ✰
9

XM29 OICW ($100 млн.)

Индивидуальный автоматно-гранатомётный комплекс XM29 представляет собой серию образцов оружия, дающего пехотинцам возможность лучшего контроля боеприпасов. Оружие в состоянии вести огонь 20-мм интеллектуальными снарядами с программируемым подрывом. Проще говоря, стрелок может самостоятельно устанавливать высоту и дистанцию подрыва заряда.

Система показала свою эффективность для поражения противника, находящегося за укрытием. Разработки начались ещё в 1990-х годах и были прекращены в октябре 2005г. из-за стоимости $35000 за 1 экземпляр оружия. До сворачивания проекта на исследования и разработку израсходовали около $100 млн. Принципы и дизайн XM29 были использованы при разработке автоматического гранатомёта XM25.

✰ ✰ ✰
8

B-70 Валькирия ($1,5 млрд.)

В конце 1950г. перед стратегическим командованием американских ВВС встала задача создать новейший стратегический бомбардировщик, способный заменить легендарный В-52. «Валькирия» должна была нести ядерные бомбы и применяться для глубоких рейдов на территорию противника.

Концептуально В-70 создавался как неуязвимый самолёт, благодаря его потолку полёта свыше 21000 м. (70000 футов) при скорости, в 3 раза большей скорости звука. Но на смену устаревшим стратегическим бомбардировщикам пришли межконтинентальные баллистические ракеты и В-70 оказался никому не нужным. На момент завершения программы в 1961г. ВВС США израсходовали $1,5 млрд., что эквивалентно $12 млрд. в 2017 году.

✰ ✰ ✰
7

А-12 Avenger II ($2,95 млрд.)

А-12 Avenger II задумывался как всепогодный палубный бомбардировщик типа «стелс» для флота США и Корпуса морской пехоты взамен устаревшего А-6 Intruder. Концепция дизайна «летающее крыло» была подобна бомбардировщику В-2 Стелс, но была предназначена для стратегических военно-морских операций.

Начавшись в 1990 году, программа была прекращена в 1991, ещё до того, как около $57 млрд. были потрачены министром обороны Д. Чейни. На момент разрыва договора США уже выплатили почти $3 млрд. из $4,8 млрд, составлявших фиксированную цену контракта. Но самолёты так никто и не увидел. Министерство обороны США подало в суд на подрядчиков с целью возврата средств. В январе 2014г. стороны, наконец, пришли к соглашению, согласно которому США были возвращены $400 млн.

✰ ✰ ✰
6

Экспедиционная боевая машина ($3 млрд.)

Экспедиционная боевая машина (EFV) была разработана как десантная плавающая машина для морпехов США, призванная заменить использующийся с 1972 г. AAV. Боевая машина EFV должна была составить конкуренцию в подвижности и манёвренности основному танку М1 «Абрамс» и при этом воевать на суше и на море в качестве основного средства десанта.

По ожиданиям, программа должна была стоить порядка $15 млрд, но была закрыта в 2011 министром обороны Р.Гейтсом по просьбе Корпуса морской пехоты о продлении срока службы машин MPC и ACV. Ввиду возросшей стоимости заказ EFV пришлось сократить с 1013 до 573 единиц, а потом вообще закрыть программу с расходом $3 млрд.

✰ ✰ ✰
5

YAL-1 Лазер воздушного базирования ($5 млрд.)

YAL-1 представлял собой лазерную систему, установленную на Боинг-747-400F. Кислородно-йодовый лазер огромной мощности был сконструирован для перехвата и сжигания межконтинентальных ракет на стадии разгона.

Установка успешно прошла испытания, но так и не была развёрнута в войсках ввиду полной нецелесообразности использования в современной войне. Программа была сокращена министром обороны США Р.Гейтсом из-за потребности в более дальнобойном и мощном лазере. При стоимости постройки в $1,5 млрд. и $100 млн. в год на содержание установки эту задачу было выполнить невозможно. Программа была свёрнута в 2011г. после 16 лет разработок при затратах $5 млрд.

✰ ✰ ✰
4

RAH-66 Comanche ($7 млрд.)

Вертолёт RAH-66 Comanche «стелс» планировался для замены всех вертолётов из арсеналов американской армии. Первоначальные планы по закупке 650 машин не состоялись из-за отмены финансирования военным ведомством конструкторско-производственных работ. Это произошло вследствие перерасхода средств на совершенствование противовоздушных оборонительных систем.

Деньги были перекинуты на программу Bell ARH-70, которая тоже долго не просуществовала. За время функционирования проекта (1994-2004гг.) армия израсходовала порядка $6,9 млрд. Остальные финансы были потрачены на модернизацию имущества, от которого ранее хотели отказаться при реализации программы Comanche.

✰ ✰ ✰
3

XM2001 Crusader ($11 млрд.)

XM201 Crusader планировалась в качестве новейшей самоходной гаубицы для американской армии, но проект был закрыт в 2002 году министром обороны Д.Рамсфельдом за 6 лет до поставки в войска. Crusader создавался для замены проверенной опытом с 1960-х самоходки Рaladin, как более манёвренное и точное орудие. Но по весу и стоимости XM201 так и не смог превзойти Рaladin и программа была завершена.

Изначальный заказ на 800 САУ был аннулирован после прекращения финансирования. С 1995 по 2002 года был выпущен один прототип на общую сумму $11 млрд.

Единственный готовый образец XM2001 экспонируется в Форт Силл, Оклахома.

✰ ✰ ✰
2

Боевые системы будущего (FCS) ($18,1 млрд.)

В 2003-2009 годах командование американской армии начало программу организационной модернизации для создания высокомобильных бригад на малых транспортных средствах, способных доставляться в зону боевых действий по всему миру в очень короткое время. Программа была названа боевые системы будущего (FCS) и к моменту реализации её стоимость должна была составить порядка $340 млрд.

Но в сроки не уложились. Было потрачено около $18,1 млрд., пока министр обороны США Р.Гейтс не заявил о реструктуризации и окончательном завершении программы. Девять запланированных транспортных средств были списаны или применены в других программах.

✰ ✰ ✰
1

Ракетная программа «Trident» ($40 млрд.)

К счастью, эта ракетная система никогда не приводилась в действие, хотя её развитие и поддержка стоят бешеных денег. Различные виды баллистических ракет «Trident» были разработаны для запуска с подводных лодок. Каждая ракета способна нести блок разделяющихся ядерных боеголовок, каждая из которых индивидуально наводится на свою цель.

Ракеты «Trident» стоят на вооружении ВМФ США и Королевских ВМС Великобритании. Общая стоимость системы составляет порядка 40 млрд. на 2011г., стоимость одной ракеты - около $70 млн. Система «Trident» находится в разработке и эксплуатации с 1979г. и планируется оставаться до 2042г. По оценкам спецов, в итоге стоимость программы составила около $170,2 млрд., но в любом случае будем надеяться, что эти ракеты никогда не будут использованы.

✰ ✰ ✰

Заключение

Это была статья о самой дорогой военной техники Запада, которая не была использована по прямому назначению. Спасибо за внимание!

Автомобили являются самым массовым транспортным средством в российской армии и используются во всех видах и родах Вооруженных сил РФ. Причем в каждой воинской части имеется некоторое количество автомобилей различных классов. В войсках в целом их количество многократно превосходит суммарную численность всех видов другой техники.

Общий парк военной автомобильной техники в ВС РФ составляет более 410 тысяч единиц. В последние годы около 90% автопарка идет под монтаж различного вооружения и военной техники, около 10% используется как средства буксировки различных комплексов вооружения и под другие цели, пишет ТАСС.

По данным Минобороны России, ключевым требованием войск к автомобилю XXI века является защита экипажа и оборудования. В настоящее время в этом направлении ведутся работы в проекте "Тайфун", где воплощены в железо требования по противопульной и противоминной защищенности.

Только за последний год прошли испытания 37 образцов военной автомобильной техники, на них проведено около 540 лабораторных работ. В настоящее время ведутся 31 научно-исследовательская и 21 исследовательско-испытательная работы.

Новейшие бронеавтомобили "Тайфун" - семейство бронеавтомобилей повышенной защищенности. Первые образцы были представлены на показе военной техники на полигоне в Бронницах в 2011 году.

Предназначены для перевозки личного состава, а также для установки на модульные варианты различного оборудования или систем вооружений. Семейство послужит единой унифицированной платформой для "легких" бригад Сухопутных войск.

Все автомобили этого семейства имеют гидропневматические, независимые подвески, коробку-автомат, двигатели нового, революционного образца и бортовые информационные системы.

В данный момент "Тайфуны" находятся в войсках на опытной эксплуатации.

Бронеавтомобиль "Тайфун-К"

Предназначен для Сухопутных войск и ВМФ. Представляет собой бронированный автомобиль, созданный на базе шасси КамАЗа. Может перевозить до 16 человек в модуле для транспортировки личного состава воинских подразделений к месту проведения боев.

Максимальная скорость - 80 км/ч. Для него не являются препятствием склоны с углом до 23º и броды глубиной до 1,75 м (при этом водитель сидит уже по пояс в воде, а машина продолжает двигаться).

Имеет противопульную и противоминную защиту экипажа, груза, а также основных узлов и агрегатов. На машинах применена комбинированная броня, состоящая из лайнера, стальной основы и керамических броневых плит на основе керамических элементов. Лоб кабины обладает усиленным бронированием, которое обеспечивает защиту от 30-миллиметровых снарядов.

Автомобили этого семейства защищены от подрыва мины весом не менее 8 кг в тротиловом эквиваленте в любом месте под днищем и колесом.

Бронеавтомобиль "Тайфун-У"

Производится на Уральском автомобильном заводе.

Шасси автомобиля капотное, рамное, полноприводное, трехосное. Может быть использован в качестве разведывательной, командно-штабной машины, машины РЭБ/РТР или связи, санитарной машины или для ведения инженерной, радиационной, химической и биологической разведки, осуществления грузоперевозок.


"Тайфун-У" бронирован и выдерживает обстрел из снайперской винтовки и автомата Калашникова. Более того, днище машины имеет V-образную форму - стенки, расположенные под углом к земле, рассеивают ударную волну, если "Урал" наедет на мину. Большинство сидений в салоне подвешены к потолку, что снижает риск травмы при подрыве, а те, что привинчены к полу, стоят на противоминных опорах.

Коробка передач - гидромеханический "автомат" МЗКТ белорусского производства с кнопочным включением блокировки дифференциала и понижающего ряда в "раздатке". Подвеска - гидропневматическая, которая способна "поджимать" колеса при прохождении неровностей, как на Range Rover последнего поколения.

Бронеавтомобиль КамАЗ-43269 "Выстрел"

Легкобронированный бронеавтомобиль, применение возможно в вариантах штабного, патрульного, санитарного, пограничного или разведывательного автомобиля.


Бронеавтомобиль по проходимости препятствий не уступает танку Т-80УК. Одновременно на борту "Выстрела" может находиться до 10 бойцов, включая водителя и старшего машины.

16-миллиметровая броня обеспечивает экипажу и десанту полное локальное бронирование при обстреле по 6-му классу защиты. Автомобиль рассчитан на эксплуатацию при температуре окружающего воздуха от –45 до +50 °С, при относительной влажности воздуха 98%, скорости ветра до 30 м/с, в горной местности на высотах до 4500 м.

Существует пять модификаций, для Сухопутных войск ВС РФ используется БПМ-97. В 2009 году несколько машин приняли участие в крупномасштабных учениях "Запад".

По данным из открытых источников, в РФ находится более 100 единиц в эксплуатации.

Бронеавтомобиль СБА-60-К2 "Булат"

Специальный бронированный автомобиль предназначен для перевозки по дорогам всех категорий в различных климатических условиях и защиты личного состава.


Защищен от подрыва безоболочных взрывных устройств массой до 1 кг в тротиловом эквиваленте под днищем и взрыва гранаты Ф-1 на поверхности крыши. Внутри бронеавтомобиль может быть оснащен антиосколочной и антирикошетной защитой.

Бронеавтомобиль создан на базе агрегатов автомобиля КамАЗ с колесной формулой 6 х 6. В передней части бронекорпуса расположены две боковые распашные двери (водителя и командира), в кормовой части - две распашные двери, а в крыше - шесть люков. Лобовое стекло с электрообогревом.

Вместимость - 10 членов экипажа. Кресла десанта подвесные со встроенными амортизационными устройствами, позволяют снизить нагрузку на человека при подрыве автомобиля на мине.

Пригоден к эксплуатации по дорогам всех категорий в любых климатических условиях в диапазоне температур от –45 до +50 °С.

Автомобиль "Урал-4320"

Грузовой автомобиль повышенной проходимости двойного назначения с колесной формулой 6 × 6, производящийся на Уральском автомобильном заводе в Миассе (Россия).

Был разработан для транспортировки грузов, людей и трейлеров на всех типах дорог.


Обладает значительными преимуществами по сравнению с аналогичными автомобилями: он легко преодолевает заболоченные участки, брод до 1,5 м, канавы до 2 м, рвы, подъемы до 60%.

На сегодняшний день серия "Урал-4320" производится с дизельными двигателями ЯМЗ мощностью 230–312 л. с. экологического класса "Евро-4".

Грузовики и шасси этой линейки начали выпускать в 1977 году и производят по настоящее время в существенно модернизированном виде. В 2014 году автомобиль "Урал-4320ВВ" с усиленной бронезащитой был представлен на выставке "Оборонэкспо".

Защищенный модульный автомобиль "Волк"

Полноприводная легкая колесная платформа модульного типа для создания бронетранспортеров, грузовиков, тягачей, шасси для ПТУР и ЗРК ближнего действия, командно-штабных, разведывательно-дозорных, медицинских автомобилей.


Автомобили ВПК-3927 "Волк" предназначены для перевозки личного состава (от 8 до 18 человек), грузов, буксирования прицепов массой до 2,5 т. Максимальная скорость - 120 км/ч.

Они не имеют цельносварного корпуса, что является важным отличием от бронеавтомобиля "Тигр". Модульное исполнение семейства является основой в создании унифицированных транспортных платформ нового поколения.

Навесная броня обеспечивает круговую защиту экипажа от всех основных видов стрелкового оружия (даже при стрельбе бронебойной пулей из винтовки СВД) и осколков снарядов.

Одна из особенностей машины - возможность изменения дорожного просвета от 250 мм до 550 мм.

Бронеавтомобиль "Рысь"

Совместная разработка российских и итальянских компаний, российская вариация итальянской бронемашины Iveco LMV M65.


Автомобиль предназначен для использования в качестве средства обеспечения подвижного личного состава и выполнения задач служебно-боевой деятельности разных родов войск и силовых структур. Также применяется в качестве транспортной базы легких систем вооружения, связи и военной техники.

Машина обладает высоким уровнем защиты от огня стрелкового оружия калибров 5,56 и 7,62 мм, импровизированных взрывных устройств и инженерных мин, а дополнительно установленные навесные модули пассивной брони способны обеспечить защиту от огня крупнокалиберных пулеметов.

Разработчик заявляет, что бронемашина может защитить экипаж от подрыва взрывного устройства мощностью 6 кг тротила под днищем или колесом. При этом развивает скорость до 130 км/ч и имеет запас хода 500 км.

По данным открытых источников, договоренность о лицензионном производстве "Рысей" в России была достигнута в 2011 году. В конце 2012 года замминистра обороны Юрий Борисов сообщил о контракте на сборку 358 бронеавтомобилей.

В начале 2013 года он заявил, что контракт будет выполнен, хотя уже стало известно о претензиях к этим бронемашинам. Тогда министр обороны генерал армии Сергей Шойгу потребовал сравнить "Рыси" с аналогичными машинами российской разработки, например "Тигром".

Многоцелевой армейский автомобиль "Водник"

ГАЗ-3937 разработан изначально как высокомобильный колесный армейский автомобиль многоцелевого назначения. Изготавливается на Арзамасском машиностроительном заводе с 1997 года. Впервые был представлен широкой публике на выставке "Средства спасения - 1994".


Автомобиль полностью бронированный, двухосный с колесной формулой 4 х 4, с несущим открытым корпусом модульного типа. Предназначен для перевозки личного состава, буксирования прицепных устройств по всем видам дорог и местности, а также монтажа вооружения и военной техники.

"Водники" способны быстро перемещаться по дорогам и по непроходимой местности на расстояния до 1000 км без дополнительной заправки горючим, нести вооружение от легкого стрелкового до 120-мм миномета, транспортировать экипаж в 10 человек.

Благодаря быстроразъемному соединению возможна быстрая замена различных модулей на одном автомобиле даже в полевых условиях. Такая конструкция значительно увеличивает срок жизни боевой машины. На машинах семейства широко использованы отработанные узлы и агрегаты БТР-80.

Автомобиль имеет водоизмещающий корпус, что позволяет ему преодолевать водные преграды не только вброд, но и на плаву за счет колесного движителя. Он рассчитан на эксплуатацию при температуре окружающего воздуха от –45 до +50 °С и с возможностью преодоления перевалов высотой до 4650 м.

Машины семейства "Водник" сочетают качества вездехода и скоростного маневренного автомобиля.

Бронеавтомобиль "Тигр"

Бронированные автомобили российской разработки производятся для Минобороны РФ группой ГАЗ на Горьковском автомобильном и Арзамасском машиностроительном заводах (входит в Военно-промышленную компанию, ВПК). Они предназначены для разведки, охраны колонн, патрулирования и огневой поддержки пехоты.


"Тигр" - многоцелевой автомобиль повышенной проходимости, бронеавтомобиль, армейский автомобиль-внедорожник. Предназначен для перевозки людей (до 10 человек) и различных грузов по дорогам и бездорожью. Независимая торсионная подвеска всех колес и мощный двигатель обеспечивают машине исключительную проходимость на бездорожье и скорость до 140 км/ч на шоссе. "Тигр" способен форсировать водные преграды глубиной до 1,2 м.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook