Что нужно делать для продления жизни аккумулятора автомобиля

Ничто не вечно под луной - и, к сожалению, в случае с аккумуляторами это «не вечно» иногда наступает очень и очень быстро. Буквально полгода-год неправильной эксплуатации батареи - и всё: электросамокат, который без подзарядки легко пробегал 30 километров и больше, сейчас едва-едва проползает 15-20. Как сохранить ёмкость аккумулятора в близком к заводскому состоянии? Давайте разбираться.

ВАЖНО : Сразу смиритесь с тем, что со временем аккумулятор всё равно потеряет часть ёмкости, такова особенность его конструкции. При правильной эксплуатации максимальный заряд батареи будет уменьшаться от ~1% до 5% ежегодно, и сделать с этим ничего нельзя. Поэтому далее мы будем говорить только о том, как избежать ещё более быстрой «усадки» аккумулятора.

Избегайте глубокой разрядки

Первый - и, наверное, самый главный - совет: никогда не сажайте батарею «в ноль». Почти во всей современной технике используются аккумуляторы, а они очень не любят оставаться пустыми. Выбрали заряд батареи до дна? После следующей зарядки она восстановит уже не 100, а 95-97% ёмкости. При повторных «инцидентах» ёмкость продолжит падать дальше.

Идеальное значение для подзарядки - 35-50% от максимальной ёмкости. Но далеко не всегда и не со всей техникой получается ставить аккумулятор на зарядку именно на этих отметках: если в случае с телефоном, как правило, проблем не будет, то велосипед с пробегом 50% вряд ли порадует. В любом случае, старайтесь не допускать разрядки батареи ниже 10% - это серьёзно продлит жизнь аккумулятору.

Сразу отключайте батарею после зарядки

Перезаряд - поступление тока уже после того, как аккумулятор на 100% заряжен - влияет на ёмкость батареи даже негативнее, чем глубокая разрядка. Большинство современных батарей (и зарядных устройств) автоматически прекращают подачу энергии сразу после того, как аккумулятор будет заряжен, но, если Вы используете неоригинальное зарядное устройство - или если речь идёт о дешёвой батарее без встроенного контроллера - ток продолжит поступать. Поэтому, если есть такая возможность, отключайте зарядное от розетки сразу после окончания процесса зарядки.

Не допускайте перегрева или переохлаждения батареи

Литий-ионные батареи крайне чувствительны к перепадам температуры. На морозе они разряжаются быстрее обычного (в чём тоже ничего хорошего нет), а на жаре начинают терять максимальную ёмкость.

Оптимальной температурой для аккумулятора считается 15 о Цельсия. Любое отклонение от этой «комфортной» отметки приводит к тому, что максимальная ёмкость батареи будет падать - причём жара влияет гораздо негативнее, чем холод:

  • При «нуле» по Цельсию аккумулятор будет терять ~6-7% ёмкости в год;
  • При 25 градусах падение составит до 15-20%;
  • При постоянных 40 градусах батарея может «похудеть» на 35-40%.

Это не значит, что нельзя кататься на, к примеру, или в жаркие летние дни - просто старайтесь не заряжать аккумулятор полностью. Держите заряд на уровне 80-90%, тогда жара нанесёт батарее значительно меньше вреда.

Храните аккумулятор правильно

На примере : летний сезон закончился, на улицах воцарилась осенняя грязь, которую потом сменят зимние холода. Двухколёсный электротранспорт, скорее всего, месяцев на 6-7 - а то и дольше - отправится на полку. Так вот, чтобы сохранить ёмкость аккумулятора максимальной, убедитесь, что батарея перед длительным хранением не осталась пустой.

Максимально заряжать её тоже не следует. Оптимальный уровень заряда - это те же 45-50% от общей ёмкости. И, конечно, батарею очень желательно хранить при температуре +15-18 о C, не допуская попадания прямых солнечных лучей.

Если аккумулятор проведёт на полке полгода или больше, раз в 3 месяца устраивайте ему «контрольный прогон». Достаёте гаджет, разряжаете его до 10-15% батареи, потом полностью заряжаете и снова разряжаете до 45-50%. Процедура очень простая, но она хорошо помогает сохранить максимальную ёмкость аккумулятора.

Пользуйтесь только оригинальным зарядным устройством

Универсальных зарядок для полно, и все они, в общем-то, работают… но пользоваться подобными устройствами можно только в том случае, если оригинальное зарядное утеряно и его вот вообще никак не достать.

Дело в том, что оригинальная зарядка точно рассчитана на особенности конкретной модели аккумулятора: оптимальная сила тока, оптимальная вольтаж, оптимальная режим зарядки. Производитель делает всё возможное для того, чтобы батарея прослужила как можно дольше, и создаёт для неё идеальные условия, продлевающие жизнь аккумулятора. Универсальные зарядники такого преимущества лишены.

Следуйте приведённым выше советам, и Ваша батарея прослужит Вам долгие годы!

Аккумуляторная батарея способна трудиться на протяжении пяти-шести лет. Но это в теории. В нашей реальности АКБ спустя два-три года зачастую благополучно «умирает». Но если ухаживать за батареей как положено, лишний годик-другой к ее жизни точно прибавится.

Повышенное напряжение

Вообще, АКБ — довольно крепкий орешек, но у него своя «ахиллесова пята». Это повышенное напряжение в бортовой сети автомобиля. Из-за этого основательно снижается уровень электролита в батарее. Причем, этот негативный процесс может идти как в теплое время года, так и в холодное.

Определить бортовое напряжение «на глазок» не получится. Дело в том, что многие современные автомобили не оснащены вольтметром. Поэтому узнать вовремя, что напряжение подскочило до критической отметки в 15 вольт — задача не из легких. Между тем, такое напряжение может превратить хороший аккумулятор в груду хлама всего за месяц.

Для профилактики и самоуспокоения полезно периодически измерять напряжение в бортовой сети. Ехать на СТО не нужно — достаточно обыкновенного мультиметра. Прибор нужно подключить к аккумулятору — напряжение не должно быть больше 14,2 вольта. Есть нюанс. Замерять напряжение следует после поездки, можно даже незначительной. В этом случае генератор успеет вернуть АКБ ушедшую на запуск энергию. Если же измерять напряжение непосредственно после запуска, показания будут некорректными.

Кстати, глушить двигатель не нужно. Просто подсоединяете вольтметр к клеммам АКБ — и проверяете показания на холостых. Желательно, кроме того, убедиться, что все в норме на двух-трех тысячах оборотах. Поскольку повышенное напряжение может «раскрыться» только в таких случаях.

А еще можно приобрести самый простой вольтметр, который подсоединяется к прикуривателю. И постоянно держать на контроле напряжение бортсети, если есть подозрения насчет его «плохого поведения».

Обслуживание аккумулятора подразумевает и поддержание электролита на нужном уровне и в нужной плотности. Нужный уровень, как и остальные уровни в машине, находится между отметками «min» и «max», а если их нет — то примерно на сантиметр выше пластин в банках. Да, уровень в каждой банке свой, а банок в батарее шесть. Пробка у каждой банки своя — разумеется, если речь идет о малообслуживаемых АКБ.

Если уровень мал и часть пластины не закрыта электролитом — пластина начнет осыпаться, и банка может выйти из строя, или как минимум утратит часть емкости.

«В ноль»

Среди автолюбителей ходит легенда, что батарее, даже новой, достаточно лишь разок разрядиться «в ноль» — и она уже никогда не будет такой, как раньше. Мол, внутри произойдет ряд необратимых изменений. И тогда помочь сможет лишь осиновый кол… Ну, или можно просто заменить батарею на новую, чтобы лишний раз не волноваться. Ведь вряд ли автовладельца обрадует утром ситуация, когда машина откажется распахнуть двери с брелка.

В принципе, доля правды в этой «страшилке» есть. Но глубокий разряд наиболее опасен, что логично, для старых аккумуляторов, и особенно зимой. Тогда разряд «в ноль» действительно может нанести батарее серьезный урон.

Но если батарея новая — ей меньше года, — ничего страшного от глубокой разрядки, скорее всего, не произойдет. АКБ сумеет в кратчайшие сроки «очухаться» без каких-либо осложнений.

Подзарядка для профилактики

Зимой аккумуляторам зачастую приходиться работать в жестких условиях недозаряда. Именно зимой энергии расходуется много, и ее «баланс» постепенно уходит «в минус». Ведь на запуск двигателя морозным утром — учитывая температуру ночью — тратится примерно в два раза больше энергии, чем на аналогичную процедуру в теплое время года.

Плюс к тому, когда коленчатый вал все-таки провернулся в густом масле, в дело вступают всевозможные «энергетические вампиры»: подогрев кресел, стекол, зеркал. И все эти потребители вызывают «просадку» напряжения.

В результате аккумулятор нужного количества тока не получает. И такая картина может повторяться изо дня в день: незначительная поездка, длительная стоянка на морозе, вновь краткосрочный бросок — и снова покой. С таким «расписанием» батарея постепенно начинает растрачивать плотность электролита. А восстановить эти потери способны лишь длительные поездки — или дополнительная подзарядка.

Так что зимой, особенно во время сильных морозов, лучше воздержаться от включения каких-либо дополнительных «пожирателей» электроэнергии, и дать автомобилю спокойно прогреться. В таком случае генератор будет уже на холостых нормально подзаряжать батарею. Ну а извечную проблему «сколько нужно греть», каждый решает для себя сам.

Что касается дополнительной подзарядки. Многие пренебрегают этой процедурой не только из-за отсутствия гаража или нежелания тащить тяжелую батарею в дом. Дело в том, что при отключении сбрасываются настройки магнитолы и других устройств.

Так, в блоке управления сбрасываются накопленные за период эксплуатации адаптивные параметры силового агрегата и коробки. Поэтому нельзя исключать вариант, что «стальной конь» после отключения АКБ какое-то время будет «кушать» чуть больше обычного, и вести себя на дороге непривычно.

Тем не менее, подзарядка АКБ в холодное время года — дело необходимое, и на неудобства нужно пойти. Тем более, делать это придется нечасто: для нормальной эксплуатации аккумулятора достаточно двух «сеансов» подзарядки в течение зимы.

Жизнь современного человека неразрывно связана с различными механизмами и гаджетами. И в значительной мере комфорт и удобство пользования многочисленными устройствами связано с надежной и бесперебойной работой разнообразных аккумуляторов. Существуют простые и не слишком обременительные правила, позволяющие продлить время их эксплуатации, избегая многочисленных неприятных проблем. Рассмотрим подробнее, как продлить жизнь аккумулятору.

Заботимся об аккумуляторе автомобиля

Аккумулятор автомашины отвечает за запуск двигателя, обеспечивает электропитание при отключенном моторе, подстраховывает электрогенератор в моменты, когда не хватает генерируемой мощности. Срок службы аккумулятора в большой мере зависит от его правильной эксплуатации. Рассмотрим основные правила, позволяющие продлить жизнь автомобильному аккумулятору.

Аккумулятор автомашины отвечает за запуск двигателя, обеспечивает электропитание при отключенном моторе, подстраховывает электрогенератор в моменты, когда не хватает генерируемой мощности. Срок службы аккумулятора в большой мере зависит от его правильной эксплуатации.

Основные правила эксплуатации АКБ

К основным правилам, позволяющие продлить его долговечность, относятся:

  1. Не допускать полного разряда аккумулятора.
  2. При глубоком разряде аккумулятора проводить зарядку исключительно зарядным устройством током силой в 0,1 емкости батареи.
  3. При пониженном уровне доливать электролит только дистиллированной, но не водопроводной водой.

Не допускать полного разряда

Оптимальный эксплуатационный режим автомобильного аккумулятора предусматривает разряд на уровне 20…30% с последующей полной зарядкой.

Важнейшее правило эксплуатации – поддержание строгой чистоты аккумулятора. Благодаря этому удается избежать токов утечки, замыкания контактов, разряда емкости.

Следить за уровнем электролита

Регулярно следует контролировать значение уровня электролита, который может уменьшаться из-за испарения входящей в его состав воды. На многих моделях есть максимальная и минимальная отметки для контроля. При их отсутствии следует стремиться к тому, чтобы уровень находился на сантиметр, полтора выше кромок аккумуляторных пластин.

Важно при пониженном уровне доливать электролит только дистиллированной, но не водопроводной водой. Не следует самостоятельно сливать электролит, добавлять новый либо серную кислоту.

Проверять плотность электролита

Необходимо также проверять плотность электролита, которая должна составлять в умеренном климате при 20 градусах 1,28 г/см.куб. При меньшем значении стоит подзарядить аккумулятор. Напряжение не должно опускаться ниже 12,6 В.

Воздействие вибраций способствует нарушению крепления электродной решетки, разрушает намазки. Поэтому очень важно надежно и прочно закрепить аккумулятор.

При правильной эксплуатации батареи одинаково не допустимы недостаточная и избыточная заряженность.

Причины и следствия недостаточного заряда

Причинами недостаточного заряда могут стать:

  • неполадки генератора;
  • недостаточное натяжение ремня генератора;
  • излишняя нагрузка на сеть питания, особенно, в условиях зимы.

Следствием недозаряда может стать сульфатация пластин и даже смена полярности некоторых банок.

К перезаряду аккумулятора могут привести неисправности реле-регулятора и другой электроники автомобиля. При этом происходит перегрев электролита, снижение его уровня с опасностью разрушения плюсовых пластин.

Работы с аккумулятором следует вести в очках, перчатках, рабочей одежде. Из-за опасности емкостной разрядки следует снимать часы, браслеты, кольца.

Вопрос, как продлить жизнь аккумулятору автомобиля, в значительной мере касается правильной эксплуатации. Время запуска стартера следует ограничивать десятью секундами. Промежуток между неудачными попытками должен составлять не менее минуты. В случае нескольких неудачных попыток включения двигателя стоит проверить зажигание и топливную систему. Следует избегать большого энергопотребления при неработающем двигателе. Нежелательны также большие температурные перепады. Нелишним будет использование в двигательном отсеке современного изолирующего покрытия.

Как продлить жизнь аккумулятора смартфона

В новых смартфонах применяются литий-полимерные либо литий-ионные батареи. Рекомендация о полной разрядке и дальнейшей зарядке относилась к устаревшим аккумуляторам.

Современные смартфоны нежелательно разряжать более чем на половину емкости батареи. Наибольшая долговечность достигается при уровне заряда от 40 до 80% полной емкости. При длительном хранении аккумулятора необходим уровень зарядки порядка 50%. Хранить батарею необходимо в тени, поддерживая температуру на уровне комнатной.

Для аккумулятора нежелательны как крайне низкие, так и повышенные температуры. Но перегрев более опасен. Следует понимать, что батарея греется в процессе зарядки и сразу выходить на жару после этого нежелательно. Также при зарядке лучше снимать чехол. Необходимо избегать резких температурных перепадов.

Быструю разрядку батареи может спровоцировать запыление контактов Micro-USB. В этом случае стоит почистить контакты зубной щеткой.

Правила эксплуатации

Соблюдение простых правил поможет уменьшить энергопотребление смартфона, дольше оставаться на связи и повысить долговечность батареи.

Для гаджетов с Андроид следует выполнять следующие рекомендации:

  1. Поддерживать минимально возможную для комфортного просмотра яркость экрана.
  2. Отключить возможность автоматически синхронизировать данные.
  3. Если отсутствует необходимость использования, то стоит выключать GPS, Bluetooth, Wi-Fi, акселерометр, виброзвонок.
  4. Живые обои хоть и красивы, но стремительно разряжают аккумулятор, и от них стоит отказаться.
  5. После работы с программой следует ее закрывать.
  6. Активация режима “Использовать лишь 2G сети” позволит значительно снизить нагрузку на батарею.

Важно не держать смартфон под лучами солнца, перегревая его.

Посмотрим, как продлить жизнь аккумулятора айфона. Для них действуют схожие рекомендации. Дополнительно можно рекомендовать:

  • использование энергосберегающего режима;
  • включение блокировщика рекламы в браузере;
  • отключение неиспользуемой функции AirDrop;
  • запрет на использование приложениями службы геолокации;
  • запрет опции усовершенствования продуктов Apple;
  • выключение обновления контента.

Обеспечиваем мобильность ноутбуков и планшетов

Планшеты и ноутбуки оснащаются в основном аккумуляторами литий-ионного, а макбуки литий-полимерного типа.

Основные меры, обеспечивающие долговечную эксплуатацию этих батарей, включают:

  • поддержку заряда аккумулятора в пределах от 0,4 до 0,8 ее полной емкости;
  • эксплуатацию гаджета в температурных пределах от 15 до 25 градусов;
  • предельные значения рабочих температур от 5 до 45 градусов;
  • исключение попадания прямых солнечных лучей, перегрева при зарядке;
  • использование только родного и исправного устройства зарядки;
  • хранение аккумулятора с уровнем заряда порядка 50%.

При работе ноутбука от электросети лучше вынимать батарею, но периодически необходимо работать и от нее не реже чем раз в пять дней. Следует обеспечить достаточное охлаждение ноутбука, не закрывать отверстия вентиляции. Большой объем оперативной памяти позволит реже задействовать жесткий диск, что также снижает степень нагрева.

Желательно не использовать ждущий режим, отключать неиспользуемые сервисы и программы, отрегулировать яркость в сторону минимально необходимой. Выключенный ноутбук следует отсоединять от сети.

Сохраняем работоспособность инструмента

Аккумуляторный электроинструмент обеспечивает мобильность и удобство в работе. Рассмотрим, как продлить жизнь аккумулятору электроинструмента. Обеспечивающие долговечность батареи правила зависят от ее типа.

Классический никель-кадмиевый аккумулятор надо хранить разряженным. Для его долговечности из-за эффекта памяти зарядка должна осуществляться после полного разряда и достигать 100%. Необходимо остерегаться перегрева при работе, использовать штатное устройство зарядки.

Никель-металлогидридная батарея не требует полного разряда. Может храниться в заряженном состоянии при низких, но положительных температурах. Эксплуатационный диапазон температур находится в пределах от -10 и до 40 градусов. Для продления срока работы нужно избегать перезаряда, полного разряда и чрезмерного нагрева.

Новые литий-ионные батареи лучше хранятся с половинным зарядом при температурах выше 0, но ниже десяти градусов. При эксплуатации следует избегать высоких температур, не производить зарядку при отрицательных температурах, следить за тем, чтобы заряд находился в пределах 20…90%, использовать фирменную, исправную зарядку.

Современные аккумуляторы обычно работают меньшее время, чем основное оборудование. Однако знание и соблюдение необременительных правил может заметно увеличить срок их службы. Причем возможно почти двукратное увеличение долговечности.

В , мы занимались познавательно-полезной практикой подготовки аккумулятора к зиме – теперь пришла пора теории, причем тоже небесполезной и любопытной! Об «особенностях национального использования аккумуляторов» Колеса.Ру побеседовали с профессором кафедры эксплуатации автомобильного транспорта МАДИ Юрием Владимировичем Пановым.

Многим автовладельцам, к сожалению, знакома история выхода из строя и замены батареи через 2-3 года. Каким должен быть реальный срок службы современного АКБ из разряда средних – без анонсированных производителем «супернанотехнологий» и, соответственно, завышенной цены?

Предположим, что соблюдается ряд условий, а именно:

1. В течение всего срока эксплуатации генератор и реле-регулятор исправны и не выдают повышенного напряжения
2. Аккумулятор не подвергался глубокому разряду
3. Аккумулятору не приходилось частенько длительно «маслать» плохо заводящийся мотор

В этом случае любая батарея (без брака и внутренних дефектов!), способна легко отработать 6-7 лет на машине «бытового назначения» – семейном автомобиле, не коммерческом и не такси. В автопарках срок службы батарей, конечно, примерно вдвое меньше.


– То есть, вот эти три фактора и губят батарею? Какой из них самый опасный?

Юрий Владимирович Панов

профессор МАДИ

– Наиболее опасно повышенное напряжение, благодаря которому испаряется вода и падает уровень электролита. Это может происходить и в теплое, и в холодное время года. Сегодня в автомобилях, как правило, нет вольтметра, и вовремя обнаружить, что напряжение в бортсети поднялось вольт до 15, очень сложно. А повышенное напряжение способно за месяц «убить» батарею.

Как быть?

— Советов тут может быть два. Если есть подозрения в повышении напряжения – просто измерьте его, для этого не обязательно посещать сервис. Простейший мультиметр, полезный в быту, есть у многих, – подключите его к аккумулятору и посмотрите напряжение: оно не должно превышать номинальные 14,2 вольта. Мерить нужно не сразу после запуска стартером, а после непродолжительной поездки, когда генератор уже вернул батарее затраченную на пуск энергию. Не глушите мотор и подключите к клеммам батареи вольтметр – посмотрите напряжение на холостом ходу и, что важнее, на 2-3 тысячах оборотов. Нередко бывает, что проблема повышенного напряжения проявляется именно на высоких оборотах.

Ну и неплохо сделать,как может показаться, «шаг назад» в эволюции – приобретите простейший вольтметр, вставляемый в разъем прикуривателя в китайском интернет-магазине, он стоит копейки. Или, если у вас установлен нештатный маршрутный компьютер, выведите на основной экран параметр «напряжение бортсети». Несмотря на то, что машины год от года «умнеют», несложно и очень полезно все же продолжать контролировать «вручную» некоторые параметры, понимая их смысл.

А глубокий разряд – скажем, если какой-либо потребитель тока был забыт на ночь или дольше, и с утра машина даже не открывается с брелока сигнализации – насколько это опасно для АКБ? Есть «гаражное» мнение, что даже после одного-единственного такого разряда «в ноль» в батарее происходят необратимые изменения, она уже ненадежна и при первой же возможности её лучше поменять, особенно ввиду зимы…

– На поработавших несколько лет аккумуляторах глубокий разряд действительно способен нанести непоправимый вред, но если батарея новая, эксплуатируется менее года, то после зарядки она полностью восстановит свои свойства. Необратимые изменения если и есть, то пренебрежимо малы.


Если электрооборудование автомобиля исправно, имеется ли смысл в периодических профилактических зарядках батареи?

– Смысл имеется, в особенности зимой. При городском стиле без длительных поездок (нужен час-другой езды, а не час стояния в пробке!) 1-2 раза за зиму желательно поставить батарею на зарядку. Дело в том, что даже при полностью исправном электрооборудовании зимой баланс энергии зачастую «уходит в минус». Машина запускается с утра, затрачивая едва ли не в два раза больший, нежели летом, ток на проворот коленвала холодного мотора в густом масле. Запустившись, мы включаем сразу все мощные потребители: подогрев сидений, заднего стекла и зеркал, фары… На холостом ходу все это дает просадку напряжения – аккумулятор если и не продолжает разряжаться, то уж точно не получает необходимого зарядного тока. Короткая поездка, стоянка и дорога домой вечером – все повторяется. Аккумулятор день за днем теряет плотность электролита, которую может восстановить только длительная поездка или зарядное устройство во время стоянки.

Поэтому лучший алгоритм действий зимой – после запуска двигателя не включать во время прогрева никакие электропотребители; благодаря этому генератор даже на холостом ходу сразу начнет заряжать аккумулятор, восстанавливая потерю энергии. Сколько времени вы греете мотор – дело ваше, это вопрос «религиозный». Лично я использую только хорошее синтетическое масло и, если мороз рядовой для средней полосы, через несколько минут после запуска двигателя обычно начинаю движение – тут уже обороты превышают обороты холостого хода, и «убиваются два зайца»: идет активный заряд батареи и ускоренный прогрев двигателя и салона под нагрузкой.

Мы затронули иную, но смежную (хотя и скользкую и «холиварную» !) тему необходимости прогрева двигателя… Прокомментируйте последовательность рассуждений и действий п рименительно к аккумуляторам.

  1. Многие машины на холостом ходу греются очень долго – попробуйте, к примеру, нормально прогреть печально знаменитый своей «хладнокровностью» мотор 1,8 TSI, устанавливаемый на VW и Skoda!
  2. Прогрев на ходу в разы эффективнее прогрева на стоянке – это факт, но ехать через несколько минут после запуска порой невозможно, ибо стекла заморожены изнутри, и на глазах замораживаются еще больше от вашего дыхания. А «лобовики» с подогревом есть далеко не у всех…
  3. В народе бытует мнение, что можно ускорить прогрев на холостом ходу, дав двигателю в качестве хоть какой-то нагрузки генератор — ведь чем больше он отдает тока, тем труднее двигателю его крутить. Поэтому во время прогрева некоторые включают все возможные потребители тока, в том числе и не нужные им в данный момент – фары, обогрев стекол, сидений, музыку, держат педаль тормоза, чтобы зажечь две лампы стоп-сигналов по 21 ватту и т.п. Однако получается, что такой прогрев сильно разряжает и без того промерзший и подсаженный аккумулятор…

Выигрывая в скорости прогрева, проигрываем в долгожительстве батареи.

Как тут быть? Может, при прогреве на месте дать педалью газа небольшие обороты – тысячи полторы, скажем?

– Да, тут не выходит «захватить все плюсы», получается «либо-либо». Либо мягкий прогрев, либо нормальная зарядка. На самом деле, включенные на холостом ходу электропотребители даже близко не лежат по эффективности прогрева с медленным движением на 1-2 передаче. Поэтому ускорение выхода мотора на рабочий режим тут получается незначительное. Давать обороты – также не вариант, ибо без нагрузки двигатель все равно вырабатывает мало тепла: чтобы дать на впрыск больше топлива и, соответственно, получить больше калорий тепла, машина должна начать движение.

Я бы все же поступил так – запустив мотор, не включал никаких нагрузок, очищал стекла вручную, после чего начал движение на первой-второй передачах. Впрочем, все это возможно, только если у вас есть «разгонная полоса», где можно медленно и безопасно ползти некоторое время с ограниченной видимостью. Если же вам предстоят сложные маневры по тесной парковке или нужно через десять метров выезжать на шоссе, то, конечно, придется греть на месте…


Вернемся к рекомендации 1-2 раза за зиму заряжать аккумулятор. Многие не ставят батарею на зарядку, даже имея гараж, по чисто техническим причинам – отключать «массу» они не хотят, чтобы не сбросились настройки магнитолы и других устройств, а против подключения зарядного устройства к аккумулятору с неснятыми клеммами существует популярное предубеждение… Как быть?

– Отключение аккумулятора без нужды, в том числе и для профилактической подзарядки, на современной машине не слишком полезно. Память радиостанции – это как раз ерунда: важно, что после отключения питания исчезают адаптивные параметры двигателя и КПП, которые блок управления накапливает в процессе повседневной работы. Ничего фатального в этом нет – система снова соберет статистику и настроится, это её обычный режим, но настройка может сопровождаться повышенным расходом топлива в течение некоторого времени, непривычным поведением машины и так далее.

На самом деле, нет ничего страшного в подключении зарядного устройства прямо к клеммам аккумулятора, с которого не сняты силовые «плюс» и «минус». Главное – чтобы перед этим было выключено зажигание и вынут ключ. За исправный автомобиль беспокоиться не стоит – проблема тут разве что в надежности самого зарядного устройства, которое зачастую «беспородное», китайского производства. Дешевый случайный зарядник может выйти из строя, и хорошо, если он просто выключится. Но он может и воспламениться!

Тем более, что у нас любят, оберегая краску крыла от царапинок, подложить под зарядник тряпочку, перекрыв ему вентиляционные щели… Поэтому, чтобы безопасно оставить зарядное устройство без присмотра, его можно положить в обычное железное 10-литровое ведро, поставленное на 1-2 кирпича. Выглядит это, возможно и смешно, но зато даже появление открытого пламени не приведет к возгоранию лежащих рядом предметов.

Ну и закончим беседу лирикой, гласом вопиющего автовладельца… Вот, скажем, на моей прежней машине извлечение ключа зажигания автоматически гасило габариты, а на нынешней они могут остаться горящими – начинает только работать предупреждающий о забытом свете зуммер. Но его звук можно второпях не услышать или по дурости проигнорировать; результат – полностью севшая батарея наутро… При этом, что характерно, штатная магнитола работает также без ключа зажигания, но имеет встроенный таймер – через час выключается… Таки задам риторический вопрос: почему у автопроизводителей столь различная логика в подходе к алгоритму включения электропотребителей в машине? Почему в такой элементарной «защите от дурака» нет единства мнений?!

– Единство может быть только в пунктах требований к регламенту безопасности автотранспортных средств, который все производители соблюдают. По поводу электропотребителей, работающих даже без ключа зажигания, там говорится только об аварийной световой сигнализации. Если вы заглохли на дороге ночью, то пусть аккумулятор полностью умрет, но «аварийка» должна моргать до последнего! Все остальное – на усмотрение инженеров и их понимания логики.

Работа габаритов без ключа – видимо, автопроизводитель считает, что вы должны иметь возможность эффективнее обозначить стоящую машину на темной дороге, и позволяет включить не только мигающий свет, но и постоянный. Логика тут у всех разная – мне приходилось иметь дело с Мерседесом, у которого владелец долго слушал музыку, а наутро не смог завестись. У меня были опасения, что полностью разряженный аккумулятор не удастся зарядить обычным маломощным зарядником, поскольку многие из них просто не заряжают батареи, севшие «в ноль». Однако когда мы померили напряжение на батарее, оно оказалось равным 10 вольтам, зарядник начал без проблем заряжать её, и через пару часов машина завелась. Как оказалось, встроенная блокировка машины отключила аккумулятор при напряжении 10 вольт – сберегла батарею, но не позволила завести в итоге. Хотя возникает вопрос: почему эта электроника не настроена так, чтобы и потребители забытые отключить, и возможность запуска сохранить?

<a href=»http://polldaddy.com/poll/9150636/»>А вас беспокоит срок службы аккумулятора?</a>

Каждый автолюбитель знает, что аккумулятор не вечный и его нужно периодически заменять. Срок эксплуатации достигает обычно 3-4 года. У кого-то он выходит из строя намного раньше, а у кого-то - позже. Данный аспект зависит от многих факторов, но зачастую все проблемы случаются из-за ошибок автовладельцев. Если бережно относится к батарее, то она может работать и 8 лет. Как же можно увеличить срок её службы? Всё просто! Достаточно прислушиваться к элементарным рекомендациям производителя. Но для начала нужно разобраться, от чего портится аккумулятор и почему он заставляет шофёров в мороз заводить машину с толкача.

На самом деле АКБ может работать плохо по различным причинам. Они так или иначе связаны с халатным отношением к автомобилю. Это могут быть ошибки водителя или неисправности машины, которые нужно вовремя выявлять. Также на срок службы влияет производитель. Купив АКБ за 1000 рублей, вы не получите ту мощность, которую получили бы за 3000 рублей. Поэтому стоимость тоже играет важную роль. В конце концов может просто попасться заводской брак. Но если вы уверены в надёжности, то вот несколько причин связанных с эксплуатацией, которые гробят любой АКБ.

Сильная разрядка аккумулятора

Самое пагубное влияние на батарею оказывает глубокая разрядка. Обычно такое случается очень редко. Дело в том что аккумулятор постоянно заряжается от генератора и при работающем двигателе сесть сам по себе не может (даже при всех включённых приборах). Но если в системе электропитания какие-то проблемы, то разрядка гарантирована.

Чаще всего из строя выходит реле, проводка или сам генератор. В этом случае у водителя обязательно загорится индикатор Check Engine или не будет работать датчик зарядки. Посадить аккумулятор можно и при исправных элементах электропитания. Например, пытаясь многократно запускать мотор в холодную погоду. Как правило, наибольшую нагрузку оказывает именно эта процедура. Не зря по правилам эксплуатации автомобиля производители советуют давать отдых аккумулятору после попытки пуска.

Горящий индикатор Check Engine сигнализирует о проблемах с аккумулятором

Чрезмерная зарядка

Не менее пагубной является и неправильная зарядка. На фирменной этикетке написан ток, при котором должен протекать данный процесс. Это значение необходимо соблюдать, иначе 2-3 цикла и батарею можно выкинуть. Часто водители специально увеличивают ток, для того чтобы быстрее её зарядить. Это самая глупая ошибка, поскольку для эффективности нужно именно время.

Чем дольше ваш аккумулятор будет заряжаться при малом токе, тем продуктивнее будет отдача. Если его увеличить, то начнётся излишнее кипение, что вызовет деформацию свинцовых пластин. Из-за этого с них может осыпаться активная масса. Оптимальный ток при зарядке будет колебаться в пределах от 3 до 6 ампер, в зависимости от мощности батареи.

Заряжать аккумулятор необходимо малым током и длительный период времени

Выход из строя элементов подзарядки

При непрерывной эксплуатации автомобиля (особенно ночью) большая нагрузка идёт на генератор. В нём есть важная деталь - реле тока, которое регулирует напряжение при зарядке. В исправном состоянии для системы 12В оно должно быть не выше 14 Вольт. В случае повышения напряжения, из электролита начнёт испаряться вода. Общий уровень жидкости упадёт, и оголятся пластины. От пересыхания с них будет постепенно обваливаться обмазка. Тогда аккумулятор может замкнуть или работать в половину своего потенциала.

Чтобы избежать данной практики, в автомобилях предусмотрены датчики зарядки, по которым можно отследить состояние аккумулятора. Но не во всех машинах они стоят. Например, в современных иномарках эта система регулируется автоматически и в случае проблем, просто отключается, чтобы не вызвать замыкание.

Долив электролита

Когда аккумулятор уже долго эксплуатируется, часть электролита испаряется. В идеале пустоту нужно снова заполнить. Тогда водители покупают кислоту, смешивают её с водой и получают таким образом электролит. Осталось только залить его в батарею, совершив грубую ошибку . Когда испаряется жидкость, концентрация кислоты повышается. Добавив в остатки новую, вы смешаете их, нарушая соотношение.

Доливать электролит в аккумулятор категорически нельзя!

Это приведёт к плохой работе активного вещества. Полностью зарядить аккумулятор станет невозможно, и он не будет работать во всю мощность. Кроме того, появляется риск окисления пластин. Если такое случится, то АКБ можно сразу нести в утилизацию.

Доливать электролит в аккумулятор можно лишь точно зная нужную плотность и сделав точно такую же плотность новой жидкости. В иных случаях придется либо полностью слить электролит и залить новый, либо заменить аккумулятор.

Раздутие аккумулятора от мороза

Небрежное отношение к батарее в зимнюю пору года также приводит к её негодности. Если она заряжена, то ничего не случится. Но часто бывает, что, выйдя на улицу зимой, владельцы производят несколько неудачных попыток пуска мотора. Этими действиями аккумулятор сажается в ноль, и электролит превращается в воду. Как известно, вода на морозе замерзает и увеличивается в объёме. От этого стенки и свинцовые пластины АКБ могут раздуться и полопаться. Тогда можно даже не пытаться его восстанавливать.

Вздутый на морозе аккумулятор не подлежит восстановлению

Но, если с виду не наблюдаются выпуклости с трещинами, то можно попробовать зарядить. Делать это нужно при очень малом токе (1-2 ампера), соответственно, процедура растянется не на один день.

Короткое замыкание (КЗ)

Бывают и такие случаи, что при ремонте под капотом автомобиля собирается куча ключей. В неразберихе есть вероятность того, что один из инструментов попадёт на клеммы, замкнув их. Тогда аккумулятор сильно пострадает.

Но это далеко не единственный способ КЗ. Достаточно перетереться проводке об корпус. В этом случае возможен даже и пожар. «Почему?» - спросите вы. Ведь напряжение небольшое - всего 12 Вольт. Но для автомобильной батареи больше важна сила тока. Она и является причиной пожара при коротком замыкании. Это место начинает раскаляться до красна и поджигает всё вокруг себя. Если кто не знал, то АКБ способен даже расплавить электрод и сварить металл, как сварочный аппарат. Именно благодаря большому току он крутит мощный стартер и заводит мотор. Эта процедура разряжает батарею на 90%, по отношению к другим электроприборам.

Плохая установка и крепёж

Важным моментом является закрепление аккумулятора под капотом. Вообще для него есть специальное место с креплениями. Но, если человек в спешке куда-то собирался и заряжал накануне АКБ, то есть вероятность того, что он забыл его закрепить, либо закрепил недостаточно хорошо. Тогда на больших кочках батарея будет подскакивать, ударяясь о кузов автомобиля и все возможные механизмы. Из-за этого на корпусе могут появиться трещины, что вызовет течь электролита. Далее уменьшится его уровень и всё то же самое - пересыхают пластины и осыпается активная масса.

Автомобильный акккумулятор необходимо правильно устанавливать и хорошо закреплять на посадочном месте

Небрежное содержание аккумулятора

Самая банальная причина выхода из строя аккумулятора - это грязь под капотом. У 60% автомобилей АКБ замасленный и весь в пыли, из-за чего повышается риск замыкания электродов. Всё должно быть чисто, без масла и сырости.

Также необходимо проверить, закручены ли пробки, поскольку через них испаряется вода и пачкается поверхность батареи. Клеммы лучше смазать солидолом или вазелином, чтобы они не окислялись. Бережное отношение к АКБ заметно продлевает срок его службы.

Аккумулятор необходимо периодически чистить от грязи и пыли

Это далеко не все причины плохой работы аккумулятора. Их существует гораздо больше и все они связаны с невнимательностью автовладельцев. Стоит упомянуть ещё один важный момент. Если накопитель сильно посажен, заряжать необходимо малым током длительное время. Чтобы убедится в исправности АКБ, можно в процессе зарядки увидеть кипит он или нет. Внутри батарея разделена на банки. Если в каждой появляются пузырьки, то шанс на восстановление есть. Когда в одной из банок процесс выделения воздуха не наблюдается, скорее всего она замкнута и уже не работает. Не доводите аккумулятор до такого состояния и он долго будет вам служить.

Теперь вы знаете основные причины выхода из строя АКБ и более или менее ориентируетесь, что можно делать, а что нет. Но для закрепления, стоит знать основные правила ухода за источником питания, чтобы он не вышел из строя раньше времени. Это совсем нетрудные, но важные моменты:

  • Чистота. Прежде всего накопитель должен находится в чистом, хорошо закреплённом месте. Это нужно во избежание замыкания и появления трещин на корпусе за время эксплуатации. Электроды необходимо смазывать специальным составом, чтобы легко снимать клеммы, и чтобы они не окислялись;
  • Наличие жидкости. Необходимо периодически проверять уровень электролита в АКБ. Если он низкий, то доливать можно только дистиллированную воду. В случае доливки электролита, ситуация получится, как с моторным маслом - поменяется состав;
  • Правильная зарядка и разрядка. Аккумулятор нельзя сильно сажать. При зарядке необходимо соблюдать инструкцию, которую предоставил изготовитель. Обычно она пишется на этикетке сбоку;
  • Правильная эксплуатация при низких температурах. После длительной поездки или сильной нагрузки (в результате попыток пуска) батарею лучше снять и зарядить в тепле. Когда она севшая, электролит превращается в воду и замерзает. АКБ может раздуть, вследствие чего она потрескается. Заряженному накопителю мороз не грозит, поскольку электролит сохраняет почти все свои свойства (незначительно уменьшается плотность);
  • Внимание к автомобилю. Любой водитель должен различать севший аккумулятор от заряженного. Если на автомобиле тусклый свет или плохо работает стартер, то скорее всего батарея слабо заряжается. Своевременно делайте диагностику машины на СТО, чтобы исключить вероятность замыкания и выхода из строя какого-нибудь прибора.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook