Условные жесты и сигналы — лучший способ общения водителей. Предупреждающие сигналы

Ошибочные действия участников движения, вызванные неправильной подачей, непониманием и неправильной интерпритацией подаваемых сигналов, являются распространенной причиной ДТП.

Предупреждающие сигналы служат для обмена информацией (общения) между участниками дорожного движения. Информационный обмен направлен на снижение неопределенности дорожно-транспортных ситуаций посредством сообщения другим участникам движения о своих намерениях и предполагаемых действиях, а также предупреждение о возможной опасности.

Для того, чтобы предупреждающие сигналы достигли своей цели, т.е. позволяли бы всем участникам двигаться с максимальной безопасностью, подавать их нужно так, чтобы они были хорошо видны, вовремя замечены и правильно поняты другими участниками движения.

Наибольшую важность для участников дорожного движения представляют следующие виды информации:

1) об изменении направления и скорости движения;

2) о присутствии других участников, действия которых могут создать опасность;

3) предупреждение о возможных опасностях.

Предупреждение других участников движения об изменении направления движения необходимо для того, чтобы они могли заранее приготовиться и правильно реагировать на ваши маневры. Подавать сигналы поворота необходимо при любом изменении направления движения: при смене полосы, развороте и повороте, выезде или съезде с автомагистрали, начале движения, выезде из транспортного потока для остановки. Включение сигнала поворота должно стать привычкой и выполняться в любых условиях движения, даже когда других участников движения поблизости нет.

Включайте сигнал поворота как можно раньше, по крайней мере за 3-4 с до начала маневра.

Если вы собираетесь повернуть на пересечении, перед которым в непосредственной близости располагается еще один перекресток, то не включайте указатель поворота до тех пор, пока не проедете первое пересечение. Если вы подадите сигнал раньше, то другие участники движения могут решить, что вы будете поворачивать не на втором, а на первом перекрестке и предпримут действия, опасные в данной ситуации, например, завершение обгона.

После того, как вы повернули или сменили ряд движения, не забудьте выключить сигнал поворота. Помните, что при очень плавном повороте автоматическое выключение сигнала может не сработать.

Информация об изменении скорости движения необходима водителям, движущимся сзади, так как позволяет заранее приготовиться к торможению и увеличить дистанцию.

Если вы собираетесь остановиться или притормозить в таком месте, где другие водители могут этого не ожидать, слегка нажмите и отпустите педаль тормоза три-четыре раза. Такое предупреждение особенно полезно, когда вы снижаете скорость:

чтобы свернуть с автомагистрали, которая не имеет полосы замедления;

чтобы остановиться и свернуть во двор, особенно это важно, если вы сворачиваете перед перекрестком, так как водитель, едущий за вами, может решить, что вы будете поворачивать на перекрестке;

чтобы объехать предмет, находящийся на дороге впереди и которого может не видеть водитель следующего за вами автомобиля.

Обеспечение своей видимости для других участников движения является важной задачей для каждого водителя. Если хотя бы один из участников дорожной ситуации не видит другого, вероятность ДТП резко возрастает. Для улучшения видимости используйте фары. В дождь, туман или снегопад другим водителям бывает очень трудно увидеть ваш автомобиль. В пасмурные дни автомобиль может как - бы "раствориться" на фоне дороги. В таких условиях включенные фары делают его более заметным. Включайте фары как только начинает темнеть, а также всякий раз, когда из - за ухудшения атмосферных условий вам трудно увидеть других участников движения.

Привлечь внимание других участников движения в случае опасности или усложнения обстановки можно с помощью звукового сигнала. Если непосредственной опасности нет, то достаточно легкого похлопывания по кнопке сигнала. Подавайте такой сигнал заблаговременно в следующих случаях:

когда вы приближаетесь к пешеходу или велосипедисту, движущемуся по проезжей части в попутном направлении;

когда вы обгоняете автомобиль, водитель которого может начать обгон движущегося впереди него транспортного средства. В ночное время предупреждающий сигнал можно подать с помощью мигания светом фар;

приближаясь к автомобилю, водитель которого не смотрит на вас или не может вас видеть из-за характера дорожно-транспортной обстановки;

приближаясь к такому месту, где вы не можете видеть обстановку впереди, например, на подъеме или крутом повороте.


Тест 8, Предупреждающие сигналы
1. Предупредительный сигнал перед поворотом следует подавать:
а) за 3-4 с до начала поворота;
б) после снижения скорости перед началом поворота;
в) в тот момент, когда вы начали поворачивать рулевое колесо;
г) только в том случае, когда сзади вас движутся транспортные средства.
2. Подача предупредительного сигнала перед началом поворота:
а) не обязательна при повороте на нерегулируемом перекрестке;
б) не обязательна при повороте на разрешающий сигнал светофора;
в) не обязательна при начале движения после остановки;
г) обязательна при выполнении любого маневра.
3. После подачи предупредительного сигнала первое, что вы
должны сделать, это:
а) начать смену полосы движения;
б) проверить реакцию других участников движения на ваш сигнал;
в) снизить скорость и начать поворот;
г) проверить отсутствие дорожных знаков, запрещающих поворот
в данном месте.
4. Имеет смысл продублировать сигнал поворота, подаваемый
указателем поворота при помощи руки:
а) при движении в грязную погоду;
б) около железнодорожного переезда;
в) при малоинтенсивном движении;
г) при движении ночью.
5. При движении ночью в условиях сильного тумана надо включать:
а) дальний свет фар;
б) аварийную сигнализацию;
в) ближний свет фар.
6. Если при проезде мимо стоящего у края дороги автомобиля
вы видите, что его дверца начинает открываться:
а) увеличьте скорость движения, чтобы скорее проехать опасное место;
б) остановитесь и дайте возможность водителю выйти из автомобиля;
в) подайте предупреждающий сигнал светом фар или звуковой
сигнализацией;
г) двигайтесь как можно ближе к стоящему автомобилю, чтобы
не дать возможность водителю выйти пока вы не проедете.

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ
1 - а; 2 - г; 3 - б; 4 - а; 5 - в; 6 - в.

Предупредительные сигналы водителей.

Цель урока: дать понятие об осветительных приборах автомобилей и значении; показать значение предупредительных сигналов водителей как необ­ходимое условие безопасности дорожного движения.

Ход занятия:

На дороге мало хорошо видеть, не менее важно понимать и предвидеть, какой маневр (обгон, поворот, разворот, торможение) собирается предпринять другой водитель. Именно поэтому правила в обязательном порядке предписы­вают подавать сигналы предстоящего маневра, а инспектора ДПС строго следят за выполнением этого требования.

Рассмотрим ситуации, когда сигналы обязательны, и как их требования должны выполняться. Правила обязывают всех водителей, включая велосипе­дистов, перед любым маневром на дороге предупреждать об этом других уча­стников движения. У велосипеда световых сигналов нет, поэтому единственная возможность их подачи - только рука. Выполняемые сигналы должны быть не только своевременно поданы, но и понятны другим водителям. Если возникают сомнения - подавать сигнал ма­нёвра или нет, совет может быть только один - подать.

Другим важным правилом подачи предупредительных сигналов является их своевременное выполнение. У опытных водителей есть такое правило - сиг­нал о маневрировании должен подаваться за 5 сек. до начала его выполнения. А при плохой видимости это время увеличивается до 7-10 сек., так как велосипе­дисту не только затруднительно, но и опасно во время выполнения самого ма­нёвра подавать одной рукой ещё и сигнал, подача его должна быть прекращена непосредственно перед самым началом манёвра.

Подача сигнала не даёт водителю преимущества и не освобождает его от принятия необходимых мер предосторожности. Другими словами, подав сигнал маневра, необходимо ещё раз убедиться в том, что не являешься помехой дру­гому водителю.

Если бежишь по тротуару с оживлённым движением, обязательно стал­киваешься с идущими по пути или навстречу пешеходами. Автомобили на до­роге находятся в ещё худшем положении. Транспортные средства движутся с высокими скоростями, обладают значительной кинетической энергией, из-за чего их остановочный путь во много раз больше, чем у бегущего человека. По­этому все механические транспортные средства оборудуются световыми при­борами, Позволяющими заблаговременно предупредить других участников движения о своих намерениях повернуть налево, направо или остановиться. К внешним световым приборам относятся:

    стоп-сигналы сзади машины;

    габаритные огни спереди и сзади жёлтого или белого цвета;

    световые указатели поворота: спереди жёлтого или белого цветов и сзади красного или жёлтого;

Противотуманные фары Жёлтого цвета спереди и противотуманные фонари красного цвета сзади;

    фары ближнего и дальнего света - две спереди;

    фонари заднего хода - сзади белого цвета;

    фара-прожектор и фара-искатель на спецмашинах.

Понимать сигналы автомобилей обязан любой участник движения, в том числе пешеходы или велосипедисты.

«Язык» автомобилей достаточно прост, его легко понять. Рассмотрим ос­новные ситуации на дороге, когда транспортные средства подают предупреди­тельные сигналы.

Автомобиль остановился на неосвещаемом участке дороги, у него за­жглись габаритные или стояночные огни, обозначая его на проезжей части. Предупреждением, что идущий впереди автомобиль начинает тормозить или собирается остановиться, является включение фонарей красного цвета - стоп-сигналов. Они включаются автоматически, как только водитель начнёт нажимать на тормоза. Зажглись красные фонари на идущем впереди автобусе, сле­дующим за ним водителям тоже надо сбавить скорость или остановиться и столкновения не произойдёт. Автоматически включаются и фонари заднего вида.

Мигающие огни - это сигналы поворота и сигналы начала движения. Впереди используются указатели белого, а сзади красного или жёлтого цветов. Включённый левый указатель поворота говорит, что автомобиль будет повора­чивать налево или перестраиваться в левый ряд для опережения, обгона или выполнения маневра разворота. Включённый правый указатель поворота пре­дупреждает, что сейчас транспортное средство может повернуть направо, пере­строиться в правый ряд или остановиться. В случае неисправности указателя поворота автомобиля его водитель может показать направление движения ру­кой (как велосипедист).

А что означает, когда у приближающегося автомобиля начинает вклю­чаться и выключаться свет фар, в тёмное время суток: дальний свет фар пере­ключается на ближний? Так водитель предупреждает других участников дви­жения, чтобы они не предпринимали опасных манёвров. Например, при обгоне.

Пешеходы при переходе улицы должны внимательно следить за преду­предительными сигналами приближающихся транспортных средств.

Представьте себе, что сзади идущий автомобиль, догоняя вас, говорит че­ловеческим голосом: «Уступите дорогу» или «Внимание, будьте осторожны». Пока это фантазия некоторых конструкторов. Для предупреждения других уча­стников движения об опасности каждое транспортное средство снабжается звуковым сигналом. Но Правила разрешают их подачу лишь на загородных дорогах, а в населённых пунктах только для предупреждения дорожно-транспортного происшествия. Данное требование относится в той же мере и к велосипедистам, тем более что звуковой сигнал велосипеда, не имея большой силы, вряд ли будет услышан в салоне автомобиля. Звонок нужен лишь предупреждения других пешеходов или велосипедистов.

Почему в городах и населённых пунктах введено ограничение на подач звуковых сигналов? Вспомните кадры старых кинофильмов - хотя на улицах i мало транспорта, но какой неимоверный шум от резких, пронзительных клаксонов автомобилей! А это оказывает вредное влияние на здоровье людей. По этому и ввели ограничение на пользование звуковыми сигналами.

А как правильно нужно себя вести, если идущий сзади автомобиль пода звуковой сигнал? Его значение всегда однозначно - складывается опасная дорожная ситуация, а не просто «Я еду!» Обычно такой сигнал может быть подаваться если пешеход, ступая на проезжую часть, не смотрит в сторону движущегося автомобиля, или велосипедист занимает всю правую полосу движения. В таких ситуациях не надо пугаться и совершать необдуманные, поспешные действия. Нужно отказаться от планируемых манёвров. Пешеход должен воздержаться i перехода через дорогу, а велосипедист - вновь приблизиться к тротуару. При наличии обочины он, по возможности, должен съехать на неё и остановиться.Ведь неслучайно у водителей самым опасным велосипедистом считается тот кто либо пугается сигнала, либо никак на него не реагирует.

Контрольные вопросы.

Для чего транспортные средства оборудуются внешними световыми приборами?

Какие внешние световые приборы вы знаете? Их значение? Зачем нужен стоп-сигнал на автомобиле? Как велосипедист подаёт стоп-сигнал? Когда водитель применяет звуковой сигнал? Какие «ловушки» подстерегают пешехода, невнимательно следившего за предупредительными сигналами водителей?

Предупреждающие сигналы

Предупредительные сигналы, играют немаловажную роль в обеспечении безопасности движения. Опасная дорожная обстановка часто возникает из-за того, что один участник движения не знает намерений другого, не может предугадать, какие действия собирается предпринять водитель другого автомобиля. Любой из маневров (разгон, торможение, обгон, поворот) может оказаться неожиданным для других участников движения и привести к ДТП.

С помощью предупредительных сигналов водитель должен проинформировать других участников движения о том, какие действия он хочет выполнить. Согласно Правилам, предупредительные сигналы подают с помощью световых указателей поворота, стоп-сигнала, света фар, звукового сигнала, аварийной сигнализации. При отсутствии или неисправности световой сигнализации, а также в тех случаях, когда водитель не уверен, что другие участники движения правильно воспримут его сигнал, он может предупреждать их о своих намерениях рукой.

Очень важно своевременно и правильно использовать подачу сигналов.
Предупредительные сигналы необходимо подавать заблаговременно , чтобы другие участники движения могли вовремя отреагировать на него. Обычно это делается за 5 с до начала выполнения маневра, и после его окончания сигнал должен быть сразу выключен, чтобы не дезорганизовать других водителей и пешеходов. При недостаточной видимости предупредительные сигналы следует подавать еще раньше, и увеличить их продолжительность в 1,5-2 раза.

Перед подачей сигнала убедитесь в безопасности маневра и что вы не создадите препятствия для транспорта, который движется рядом. Предупредительные сигналы нужно подавать заблаговременно до начала выполнения маневра.

При подаче соблюдайте правильность включения предупредительных сигналов, чтобы они не вводили в заблуждение других участников движения. Поспешная подача сигнала скорее введет других водителей в заблуждение. Слишком поздняя подача сигнала заставит водителей, следующих сзади автомобилей резко затормозить или свернуть, чтобы избежать столкновения. Прогнозируйте ситуации, которые требуют подачи сигнала в определенный момент.

Подача сигналов не дает водителю преимущества и не освобождает его от принятия необходимых мер предосторожности. Поэтому подавать сигнал нужно лишь после того, как водитель убедится, что, выполняя маневр, он не создает помехи другим участникам движения. Иногда он бывает вынужден отказаться от намерений совершить намеченный маневр, так как поданный им сигнал воспринимается другими участниками движения как опасность. Особенно внимательным нужно быть водителю при подготовке к повороту налево или развороту, когда можно не заметить, что сзади движется автомобиль, начавший обгон. Для водителя обгоняющего автомобиля включенный сигнал поворота будет восприниматься как опасность. Поэтому Правилами подача сигнала перед левым поворотом или разворотом разрешается только после того, как водитель убедится, что ни одному из следующих за ним водителей, которые начали обгон, не будет создана помеха.

Аварийная световая сигнализация позволяет включать все указатели поворота одновременно. Пользоваться ею нужно при ДТП, при вынужденной остановке в местах, где остановка запрещена, а также при остановке и стоянке на неосвещенных участках дорог или в условиях недостаточной видимости, если неисправны габаритные или стояночные огни.
Если аварийная сигнализация отсутствует или неисправна, водитель должен выставить знак аварийной остановки. В населенных пунктах знак выставляют за 15-20 м от транспортного средства, а вне населенных пунктов за 30-50 м. Этой же мерой предупреждения должен воспользоваться водитель механического транспортного средства при вынужденной остановке в местах с видимостью дороги менее 100 м хотя бы в одном направлении.

Звуковой сигнал
Звуковой сигнал водитель использует для предупреждения пешеходов и водителей других транспортных средств о своем приближении, о начале обгона и в иных случаях, когда надо привлечь чье-то внимание. Учтите, подача звукового сигнала не освобождает вас от ответственности за безопасность движения. Всегда соблюдайте осторожность.

Звуковые сигналы в населенных пунктах запрещаются. Но, как исключение, для предупреждения дорожно-транспортного происшествия подача звукового сигнала Правилами разрешается.

Опыт показывает, что в населенных пунктах в целом ряде случаев, особенно для предупреждения пешеходов, звуковой сигнал просто необходим. При этом совершенно не нужен длинный сигнал, достаточно двух коротких сигналов. Главное - подать его своевременно. Немало наездов произошло лишь потому, что водитель не подал звуковой сигнал неосмотрительному пешеходу, не предостерег его от поспешного выхода на проезжую часть.
Звуковые сигналы могут применяться для предупреждения других водителей о намерении произвести обгон вне населенных пунктов.
В поворотах с ограниченной видимостью и на извилистых дорогах подача звукового сигнала предупредит о вашем приближении пешеходов и других водителей.
Вне населенных пунктов пользоваться звуковым сигналом надо умело. Сигнал, поданный неожиданно и при движении с большой скоростью, может испугать пешеходов, и они в растерянности могут потерять контроль над собой. Особенно опасен неожиданный сигнал для велосипедистов, детей, животных. Сигнал, поданный в непосредственной близости, может испугать водителя, пешехода или животных при обгоне гужевых повозок и создать опасную ситуацию.


Стоп-сигнал
Стоп-сигнал также можно считать предупредительным. Он включается автоматически гари нажатии на педаль рабочего тормоза и предупреждает о торможении водителей транспортных средств, следующих сзади. Движение с неисправным стоп-сигналом является одной из довольно частых причин наезда на впереди идущий транспорт.
Для предупреждения наезда важно заблаговременно предупредить водителей, следующих за вами транспортных средств о своем намерении снизить скорость или остановиться.
Перед торможением слегка нажмите на педаль тормоза один или несколько раз, чтобы загорелся стоп-сигнал.

Каждый водитель обязан контролировать исправность стоп-сигнала своей машины.


Световые сигналы
Соблюдая Правила дорожного движения, предупредительные сигналы необходимо подавать заблаговременно, чтобы другие участники движения могли вовремя отреагировать на него. Обычно это делается за 5 с до начала выполнения маневра, и после его окончания сигнал должен быть сразу выключен, чтобы не дезорганизовать других водителей и пешеходов. При недостаточной видимости предупредительные сигналы следует подавать еще раньше, и увеличить их продолжительность в 1,5-2 раза.

Правила требуют, чтобы сигнал был немедленно выключен после завершения маневра (перестроения в рядах, поворота). Движение с невыключенным сигналом поворота вводит в заблуждение водителей других транспортных средств и пешеходов и нередко приводит к аварийной ситуации.

Включенный левый указатель автомобиля может предупреждать о начале движения с правого края дороги, о перестроении влево, о левом повороте или развороте. Правый указатель предупреждает о перестроении вправо, правом повороте, об остановке на правой стороне дороги или обочине. Во время движения задним ходом сигнал поворота включается с той стороны, куда поворачивает задняя часть автомобиля.


Предупредительные сигналы при обгоне
Перед подачей сигнала убедитесь в безопасности маневра и что вы не создадите препятствия для транспорта, который уже начал вас обгонять. И еще одно условие: при подаче соблюдайте правильность включения предупредительных сигналов, чтобы они не вводили в заблуждение других участников движения.

Выполнение обгона и опережения состоит из трех этапов: на первом - вы выезжаете из занимаемого ряда в соседний, на втором - движетесь в этом ряду и при необходимости увеличиваете скорость, на третьем - возвращаетесь в свой ряд. На каждом этапе подача сигнала обязательна. Он будет полезной информацией для встречных водителей о том что выезд на левую половину дороги находится под вашим контролем.

Когда подавать сигнал
Подавайте сигналы заблаговременно перед выполнением любого маневра
началом движения;
поворотом;
обгоном;
перестроением;
разворотом;
остановкой.

ВНИМАНИЕ!

Всегда подавайте сигналы, понятные другим.

Например, подавая сигнал перед остановкой на правой обочине, убедитесь, что перед местом, где вы намереваетесь остановиться, нет перекрестка. Если вы слишком рано включите правый указатель поворота, водитель, остановившийся на этом перекрестке, истолкует его как намерение повернуть направо. Не включайте сигнал, пока не убедитесь, что он будет правильно истолкован.


Переключение света фар
Переключение света фар может использоваться для предупреждения других участников движения о начале обгона. Переключение света фар полезно в тех случаях, когда звуковой сигнал могут не услышать.

При обгоне ночью для предупреждения обгоняемого производится частое переключение ближнего света на дальний и наоборот. Правильная подача предупредительных сигналов указателями поворота особенно важна для безопасности движения при выполнении обгона. Для привлечения внимания обгоняемого водителя может применяться переключение света фар, а вне населенных пунктов и звуковой сигнал.

О необходимости использования этих дополнительных предупредительных мер водитель должен решать сам в зависимости от того, насколько они окажутся эффективными и безопасными в конкретной обстановке. Так, переключение света фар эффективно в темное время суток, на неосвещенной или заснеженной дороге, но хуже воспринимается в летнее время, в сумерки и на освещенной дороге. Причем во избежание ослепления водителей встречного и обгоняемого транспортных средств включение фар, особенно дальнего света, должно быть очень кратковременным.

Некоторые водители применяют переключение света фар по ряду причин, среди которых:
предупреждение об опасности впереди;
предложение пропустить ваш автомобиль;
предупреждение о какой-либо видимой другому водителю неисправности вашего автомобиля;
чтобы показать, что ваши фары ослепляют его;
предупреждение о том, что впереди находятся сотрудники ДПС.

Убедитесь, что вы поняли намерение другого водителя, прежде чем реагировать на сигнал.

Сигналы, подаваемые рукой
Перед началом движения от правой кромки дороги, или перестроением влево, а также перед левым поворотом или разворотом водитель предупреждает об этом, вытянув в сторону левую руку либо вытянув в сторону и согнув под прямым углом вверх правую руку.
О намерении начать движение от левой кромки дороги, перестроиться на расположенную справа полосу, а также о предстоящем повороте направо водитель предупреждает, вытянутая в сторону правая рука либо вытянутая в сторону или согнутая под прямым углом вверх левая рука.

Подачу сигнала рукой можно прекратить перед выполнением маневра, чтобы управлять транспортным средством с помощью обеих рук. Сигнал о торможении можно подать, подняв вверх левую или правую руку.

Типичные ошибки

Наиболее грубой ошибкой водителей является выполнение маневра без подачи предупредительного сигнала.

Правила требуют, чтобы эти сигналы подавались всегда и обязательно заблаговременно, до начала выполнения маневра. К сожалению, на дорогах можно нередко встретить ситуации, когда водители этими требованиями просто пренебрегают или пользуются указателями поворотов неправильно.

Другой распространенной ошибкой является включение указателя поворотов одновременно с началом маневра. В этот момент он уже никому не нужен, ибо и так ясно, что водитель начал выполнять поворот или перестроение. Сигнал должен предупреждать о предстоящем маневре, значит, он должен включаться обязательно заблаговременно.

В зависимости от обстановки, интенсивности движения, ширины проезжей части дороги, скорости движения и ряда других факторов. При малых скоростях движения и на узких дорогах он включается примерно 4-5 секунд до маневра (за 50 м до места начала смещения автомобиля), на многополосных дорогах в потоке транспортных средств - пораньше, например, для перестроения из третьего или четвертого ряда в первый метров за 200, а то и более.

Многие водители на своем опыте убеждаются, насколько опасно неправильное использование световых указателей поворотов. На дорогах встречается много водителей, которые включают его лишь тогда, когда начали поворачивать рулевое колесо.

Движение транспортных средств на дорогах было бы намного легче и безопаснее, если бы сигнал поворота всеми водителями включался заранее. Но нельзя слишком рано включать сигнал. Так, например, при приближении к близко расположенным перекресткам сигнал должен включаться только непосредственно перед тем перекрестком, где совершается поворот.

Сигнал может оказаться опасным, когда он может ввести в заблуждение других участников движения. Не забывайте проверять, отключился ли сигнал после завершения маневра.


Внешние световые приборы
Внешние световые приборы используются для обозначения своей машины, для предупреждения наезда на пешеходов и при обгоне.

Обозначить свою машину, чтобы ее хорошо видели и пешеходы, и водители других транспортных средств, значит, обезопасить себя от происшествия. Разумеется, обозначать так свою машину надо не только ночью, а всегда в условиях недостаточной видимости: при движении в тумане, в дождь, снегопад, в пыли, дыму.

Следует обратить внимание на время включения габаритных огней в течение суток. Они нужны уже с наступлением сумерек. Видимость в сумерки весьма обманчива. И утром не следует спешить выключать их до восхода солнца.

Для вашей безопасности и уверенности за рулем!

Сергей Савченко

P.S. Узнать больше о секретах мастерства вождения, а также о технике и тактике управления автомобилем Вы сможете из книги «Вождение автомобиля»

Урок 29

Урок №4

Тема: «Сигналы регулировщика. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств»

Цели и задачи урока: знакомство обучающихся с сигналами регулировщика; выработка умений понимать сигналы водителей транспортных средств и регулировщиков дорожного движения.

Сигналы регулировщика.

Сигналы регулировщика имеют следующие значения:

РУКИ ВЫТЯНУТЫ В СТОРОНЫ ИЛИ ОПУЩЕНЫ:

со стороны левого и правого бока разрешено движение трамваю прямо, безрельсовым транспортным средствам прямо и направо, пешеходам разрешено переходить проезжую часть;

со стороны груди и спины движение всех транспортных средств и пешеходов запрещено.

ПРАВАЯ РУКА ВЫТЯНУТА ВПЕРЕД:

со стороны левого бока разрешено движение трамваю налево, безрельсовым транспортным средствам во всех направлениях; со стороны груди всем транспортным средствам разрешено движение только направо;

со стороны правого бока и спины движение всех транспортных средств запрещено;

пешеходам разрешено переходить проезжую часть за спиной регулировщика.

РУКА ПОДНЯТА ВВЕРХ:

движение всех транспортных средств и пешеходов запрещено во всех направлениях, кроме случаев, предусмотренных пунктом 6.14 правил.

Регулировщик может подавать жестами рук и другие сигналы, понятные водителям и пешеходам.

Для лучшей видимости сигналов регулировщик может применять жезл или диск с красным сигналом (световозвращателем).

Требование об остановке транспортного средства подается с помощью громкоговорящего устройства или жестом руки, направленной на транспортное средство. Водитель должен остановиться в указанном ему месте.

Дополнительный сигнал свистком подается для привлечения внимания участников движения.

На некоторых особо сложных перекрестках движением управляет регулировщик. Регулировщику подчиняются все водители и пешеходы. Каждое положение его корпуса, жесты имеют значение сигналов, которые указывают, в каком порядке транспорт проезжает, а пешеходы переходят перекресток и двигаться по улице. Знать эти сигналы необходимо как водителям, так и пешеходам.

В руке регулировщик держит жезл. Жезлы бывают разные. Днем используют простую палочку, раскрашенную черными и белыми полосами. А ночью или в тумане регулировщик берет жезл со светящимся кругом на конце.

Запомни!

Если регулировщик стоит, повернувшись к тебе грудью или спиной, это означает: «Путь закрыт!» и соответствует красному сигналу светофора.

Если регулировщик стоит с поднятым вверх жезлом, это означает: «Внимание! Выходить на перекресток запрещено», надо подождать моего разрешения». Это соответствует желтому сигналу светофора.

Если регулировщик стоит к тебе боком в положении «смирно» или, держа руку перед грудью, это означает: «Путь открыт, переходите улицу!» и соответствует зеленому сигналу светофора.

Если регулировщик покачивает жезлом, рукой или круглым диском с красным огнем в сторону водителя, то такой водитель обязан остановиться.

Описанные здесь сигналы регулировщика – основные. Они совсем несложны. Существуют и другие сигналы. Например, регулировщик может предложить водителю изменить направление движения, занять крайнюю правую полосу, повернуть направо.

Иногда на одном перекрестке установлен и светофор и дежурит регулировщик. В этом случае регулировщик стоит в стороне или только наблюдает за движением. И только когда на перекрестке бывает очень много машин и пешеходов и светофор не справляется с движением, он принимает команду на себя.

Бывает, в светофоре горит красный свет, а регулировщик показывает, что проезд разрешен. Кому же верить – ему или светофору? Правила устанавливают, что водители и пешеходы обязаны подчиняться сигналам регулировщика, даже если эти сигналы противоречат сигналам светофора, дорожным знакам и разметке. Ведь светофор действует автоматически, он может испортиться, а обстановка на дороге требует оперативного вмешательства человека.

Бывают перекрестки, где нет ни светофоров, ни регулировщиков. Чтобы избежать несчастных случаев, запомните несколько правил.

Не начинайте перехода, пока не убедитесь, что поблизости нет транспорта, который может пересечь тебе дорогу.

Если по улице идет транспорт, подожди, пропусти его. Если улица с двусторонним движением – посмотри сначала налево, потом, когда подойдешь к середине улицы, - направо.

Если улица с односторонним движением и машины едут по ней в одном направлении, то надо все время, пока не дойдешь до противоположного тротуара, смотреть в ту сторону, откуда едут машины.

Помни: при переходе улицы надо всегда быть предельно внимательным и осторожным.

Предупредительные сигналы транспорта

Правила дорожного движения устанавливают, что до 14-летнего возраста на велосипеде нельзя ездить по дорогам и улицам. Во дворе - пожалуйста, но, не выезжая на дорогу. На велосипеде с двигателем можно ездить только с 16-летнего возраста. Теперь он уже водитель.

Водитель должен подавать сигналы каждый раз, когда намеревается произвести маневр.

Прежде чем выехать с обочины дороги на проезжую часть, водитель, не трогаясь с места, включает указатель левого поворота и, убедившись, что никакой опасности нет и путь свободен, выезжает на дорогу.

В пути, чтобы перестроиться из ряда в ряд, водитель включает указатель с той стороны, куда он должен направить свою машину. Подаются сигналы и тогда, когда надо сделать поворот, разворот, обогнать или объехать другие машины.

Чтобы эти сигналы были понятны всем, они обозначены в правилах дорожного движения, и каждый имеет свое значение. Для этого у всех автомобилей, мотоциклов, троллейбусов, трамваев впереди и сзади, справа и слева имеются указатели поворотов («мигалки»), сзади - красный стоп-сигнал.

Если водителю надо повернуть налево, он включает сигнал поворота налево. Тогда слева и сзади начинают мигать лампочки указателей поворота. А если ему нужно остановиться, он включает сигнал поворота направо, а затем нажимает на тормоз. В тот же момент в задней части автомобиля вспыхивает стоп-сигнал. Оба сигнала предупреждают других водителей, в том числе и велосипедистов, что этот автомобиль поворачивает направо к тротуару или к обочине и тормозит.

Велосипедист, двигаясь по улице, должен внимательно следить за всеми сигналами, подаваемыми водителями других транспортных средств, за маневрами автомобилей и, где нужно, уступать им дорогу, притормаживать или даже останавливаться.

Сам велосипедист сигнализирует руками. Эти сигналы установлены правилами дорожного движения. Они должны быть понятны всем участникам движения:

Перед перестроением в левую сторону или поворотом налево велосипедист вытягивает в сторону левую руку либо правую, согнутую в локте, вверх;

Перед перестроением в правую сторону или поворотом направо велосипедист вытягивает правую руку в этом направлении, а если эта рука занята или не видна, то левую, согнутую в локте, вверх;

Перед торможением надо поднять вытянутую вверх руку.

Велосипедисту нужно грамотно пользоваться этими сигналами, чтобы не создавать помех на дороге.

При выезде на улицу со двора велосипедист обязан пропустить транспортные средства и пешеходов и только после этого отправляться в путь.

Если велосипедист хочет перестроиться с одной полосы на другую, он должен подать сигнал, который поставит в известность о его намерении остальных участников движения, и уступить дорогу транспортным средствам, едущим попутно в прямом направлении.

Если велосипедисту надо повернуть направо, он должен заранее занять крайнее правое положение на дороге, то есть ехать по крайней правой полосе.

Пешеходы, хорошо знающие сигналы световой и ручной сигнализации, при переходе улицы будут понимать, какой маневр хочет совершить водитель приближающегося автомобиля или велосипеда.

Во время движения на дороге может возникнуть такая ситуация: впереди, по полосе движения, в одном направлении с велосипедистом едет тихоходная машина, например, трактор с прицепом, или на обочине стоит большой грузовик. Чтобы обогнать трактор или объехать препятствие, надо выехать на другую полосу движения без помех движущемуся по ней транспорту. Обгонять все транспортные средства, кроме трамваев, разрешается только с левой стороны. Однако если водитель машины впереди тебя подал сигнал поворота налево и начал поворачивать, то обгонять его надо справа.

Запрещено устраивать гонки на дороге, игру «в перегонки». Если тебя обгоняет другой водитель, например, мопеда или велосипеда, то нельзя препятствовать обгону повышением скорости или иными действиями.

Итак, при выезде на дорогу велосипедисту требуются предельная осторожность, внимательность, дисциплинированность и предупредительность по отношению к другим водителям.

а б в

Предупредительные световые сигналы автомобиля должен знать каждый велосипедист: сигнал торможения, сигнал поворота направо, сигнал поворота налево.


Объезд велосипедистом стоящего транспорта


Предупредительные сигналы водитель автомобиля может подавать рукой: поворот налево, сигнал поворота направо, сигнал торможения.

Предупредительные сигналы

На дороге важно понимать и предвидеть, какой маневр собирается выполнить другой водитель. Не случайно, Правила в обязательном порядке предписывают подавать сигналы предстоящего маневра, а инспектора ГИБДД строго следят за выполнением этого требования.

Любому водителю вряд ли хочется оказаться в аварийной ситуации, ведь не подай он сигнал раз, другой – и, в конце концов, такая забывчивость, обернется печальными последствиями.

Рассмотрим ситуации, когда сигналы обязательны и как их требования должны выполняться. Правила обязывают всех водителей, включая и велосипедистов, перед любым маневром на дороге предупреждать об этом других участников движения. У велосипеда световых сигналов нет, поэтому единственная возможность их подачи только рукой.

Запомните: сигналу перестроения в левый ряд, левого поворота и разворота соответствует вытянутая в сторону левая рука либо правая, вытянутая в сторону и согнутая под прямым углом вверх; сигналу перестроения в правый ряд и правого поворота соответствует вытянутая в сторону правая рука либо левая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх; сигнал торможения подается поднятой вверх левой или правой рукой.

Выполняемые сигналы должны быть не только своевременно поданы, но и понятны другим водителям. Если у вас возникают сомнения - подавать сигнал маневра или нет, совет может быть только один - лучше подать.

Другим важным правилом подачи предупреждающих сигналов является их своевременное выполнение. Сигнал о маневрировании должен подаваться за 5 секунд до начала его выполнения. А при плохой видимости это время должно быть увеличено до 7-10 секунд. Так как велосипедисту не только затруднительно, но и опасно во время выполнения самого маневра подавать одной рукой еще и сигнал, то подача сигнала должна быть прекращена непосредственно перед самым началом его маневра.

В заключение нужно напомнить, что подача сигнала не дает водителю преимущества и не освобождает его от принятия необходимых мер предосторожности. Другими словами, подав сигнал маневра, еще раз убедитесь, что вы не помешаете другому водителю.

Звуковые сигналы

Представьте себе, что сзади идущий автомобиль, догоняя вас, говорит человеческим голосом: «Уступите дорогу» или «Внимание, будьте осторожны». Пока это фантазия некоторых конструкторов. Для предупреждения других участников движения об опасности каждое транспортное средство снабжается звуковым сигналом. Но Правила, как известно, разрешают подачу звуковых сигналов лишь на загородных дорогах, а в населенных пунктах - только для предупреждения дорожного происшествия. Данное требование относится в той же мере и к велосипедистам, тем более что звуковой сигнал велосипеда, не имея большой силы, вряд ли будет услышан водителем в салоне автомобиля. Звонок нужен лишь для предупреждения пешеходов и других велосипедистов.

Почему в городах и населенных пунктах введено такое ограничение на подачу звуковых сигналов? Постоянный шум оказывает вредное влияние на здоровье людей. Поэтому и ввели ограничения на пользование этими сигналами.

А как надо себя вести, если едущий сзади автомобиль подает звуковой сигнал? Его значение всегда однозначно - складывается опасная дорожная ситуация, а не просто «Я еду». Обычно такой сигнал может быть подан, если велосипедист занимает всю правую полосу движения или он собирается перестроиться в другой ряд, или повернуть налево. В этой ситуации не надо пугаться и совершать необдуманные и поспешные действия. Нужно отказаться от планируемых маневров, вновь приблизиться к тротуару, а при наличии обочины по возможности даже съехать на нее или остановиться. Ведь не случайно у водителей самым опасным велосипедистом считается тот, кто-либо пугается сигнала, либо никак на него не реагирует.

Вопросы для закрепления:

1. Если регулировщик стоит к вам грудью, что это означает?

2. Какое положение регулировщика соответствует красному сигналу светофора?

3. Что должен делать пешеход при желтом сигнале светофора?

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЙ СИГНАЛ - специальный вид передаваемой информации (световая, звуковая, визуальная) водителя транспортного средства другим участникам дорожного движения о предстоящем маневре или опасности на дороге.

Необходимость применения и установки на автомобилях различного рода устройств подачи предупредительных сигналов возникла еще в конце 90-х гг. 19 столетия, чтобы предупреждать об опасности пешеходов, велосипедистов и извозчиков.

Анализируя содержание действующих, Правил дорожного движения можно выделить предупредительные сигналы, подаваемые водителями при управлении транспортным средством:

Звуковой сигнал;

Сигнал указателей поворота;

Сигнал, подаваемый правой или левой рукой;

Габаритные огни;

Ближний свет фар или противотуманных фар в светлое время суток;

Переключение света фар;

Аварийная сигнализация;

Выставление знака аварийной остановки или его вывешивание сзади на транспортном средстве во время движения;

Сигнал открытой двери;

Стоп-сигнал;

Сигнал движения задним ходом.

С одними из них и порядком их применения познакомимся в рамках текущего занятия, а с рядом других - при рассмотрении последующих разделов Правил.

В качестве первых звукосигнальных устройств использовались резиновые «мячи», напоминающие собой пищалки, но с более низким звуком.

Увеличение числа автомобилей на дорогах потребовало создания и единой сигнализации между участниками дорожного движения. На начальном этапе была предложена система жестов руками, с помощью которой можно было предупредить и показать дальнейшее направление движения. Она сохранилась и до наших дней и служит как аварийная в случае выхода основной из строя.

Появившийся на автомобиле закрытый кузов внес свои коррективы в систему сигнализации. Бесполезно нажимать на резиновый «мяч» и воспроизводить звуки в салоне автомобиля, потому что твой сигнал не будет услышан другими. Звуковое сигнальное устройство было выведено наружу, а на рулевом колесе осталась кнопка.

Совсем неудобно и небезопасно постоянно высовывать руку из окна автомобиля и показывать направление движения. Выход был найден в виде двух солидного вида освещаемых стрельчатых указателей, располагаемых в задней части кузова. В дальнейшем световая сигнализация совершенствовалась.

Указатели поворота стали мигающими. Появились стоп-сигналы, двойные стоп-сигналы, фонари заднего хода и габарита. Они были стандартизированы по цвету, размерам, расположению и силе света.

В соответствии с международными и национальными стандартами современные транспортные средства оборудуются в обязательном порядке достаточным набором технических устройств непосредственно и предназначенных для подачи различного рода сигналов. С помощью их водитель обозначает свой автомобиль при движении в потоке (габаритные огни, ближний и дальний свет), во время вынужденной остановки (аварийная сигнализация), при изменении движения - совершения поворота, разворота, перестроения по полосам движения (сигналы указателей поворотов), при движении задним ходом - положением рычага коробки передач автоматически включается фонарь заднего хода.

Следует помнить, что из всего набора предупредительных сигналов большое значение предается подачи сигналов указателей поворота, посредством которых происходит уведомление других участников дорожного движения о намерении изменить траекторию или направление движения автомобиля. При этом подача таких сигналов вовсе не дает никакого преимущества в движении по дороге и при завершении маневра указатели поворота следует тотчас же выключать, иначе они будут вводить в заблуждение многих других участников движения.

Статистика утверждает, почти каждое десятое дорожное происшествие в городе происходит из-за несвоевременной подачи или отсутствия предупреждающих сигналов о намерении совершить тот или иной маневр.

Казалось бы, что сложного в использовании этих сигналов, - включил да повернул. Однако - это совсем не так. Здесь можно уверенно утверждать, что надлежащее применение сигналов поворота - это, в определенной степени, искусство, которое подчиняется конкретным правилам. А вот несоблюдение таких правил вполне может привести, не просто к серьезному нарушению в порядке движения, но еще и к образованию достаточно опасных ситуаций в некоторых случаях.

В США провели опрос водителей и пришли к выводу, что большинство из них не пользуется «поворотниками». По приведенной статистике, 57% американских водителей не считают нужным использовать сигналы поворота, из них 23% заявляют, что им просто лень это делать.

42% нарушителей считают, что у них нет времени на сигнал о перестроении в другой ряд. При этом из них 17% не пользуются сигналами потому, что боятся после маневра их выключить. Кроме того, есть такие 12%, которые меняют полосы движения слишком часто, «чтобы беспокоиться о «поворотниках».

11% американцев просто не считают важным кому-то показывать, куда они будут поворачивать, а 8% не включают предупредительные сигналы из чувства солидарности к другим нарушителям.

7% опрошенных дали самый редкий ответ: они считают, что вождение автомобиля без включения сигналов поворота делает их передвижение «азартней».

Соблюдая Правила дорожного движения, предупредительные сигналы необходимо подавать заблаговременно и при этом не устанавливаются ни время, не расстояние до объекта, когда следует подавать сигналы, но должно быть учтено самое главное, чтобы другие участники движения могли вовремя отреагировать на него. Обычно рекомендуется это делать за 5 - 7 секунд до начала выполнения маневра, и после его окончания сигнал должен быть сразу выключен, чтобы не дезорганизовать других водителей и пешеходов. При недостаточной видимости предупредительные сигналы следует подавать еще раньше, и увеличить их продолжительность в 1,5-2 раза.

Правила не могут предусмотреть все ситуации, которые складываются на дороге и как в них необходимо подавать предупреждающие сигналы. Например, надо ли оставлять включенный предупреждающий сигнал на протяжении всего пути обгона или опережения? Выполнение обгона и опережения состоит из трех этапов: на первом - водитель выезжаете из занимаемого ряда в соседний, на втором - движется в этом ряду и при необходимости увеличивает скорость, на третьем - возвращаетесь в свой ряд. На первом и третьем этапе подача сигнала обязательна. Неоднозначными могут быть решения на втором этапе маневра.

Во время опережения по правой стороне дороги в параллельных рядах подача сигнала может только дезорганизовать других водителей, следующих по соседним полосам.

При обгоне же сигнал лучше оставить он будет полезной информацией для встречных водителей о причине выезда на левую половину дороги.

А как правильно подавать сигнал при левом повороте или развороте? Правила требуют: перед подачей сигнала убедитесь в безопасности маневра и что не будет создано препятствие для транспорта, который уже начал обгонять. И еще одно условие: при подаче соблюдайте правильность включения предупредительных сигналов, чтобы они не вводили в заблуждение других участников движения.

Не редки случаи, когда световые указатели поворотов выходят из строя по различным причинам - техническая неисправность или их отсутствие вообще (велосипеды, мопеды, гужевые повозки).

В этой ситуации с водителей транспортных средств не снимается обязанность информировать соответствующими сигналами других участников дорожного движения о своих предстоящих маневрах, и такие сигналы подают рукой. Сигналы по команде водителя может подавать и пассажир, сидящий рядом. Кроме того, водитель может подавать сигналы рукой и в случаях, если он не уверен, что световые указатели хорошо видны участникам движения. Подача сигнала может подаваться как левой, так и правой рукой все зависит от направления дальнейшего движения, его прекращения и вида транспортного средства.

Сигналу левого поворота (разворота) соответствует вытянутая в сторону левая рука либо правая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх.

Сигналу правого поворота соответствует вытянутая в сторону правая рука либо левая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх.

Сигнал торможения подается поднятой вверх левой или правой рукой.

Управляя источником повышенной опасности на водителя, возлагается обязанность в необходимых случаях использовать весь предлагаемый арсенал предупредительных сигналов, и не ограничивается, включением указателей порота.

На ряду с использованием указателей порота, предупредительными сигналами могут быть звуковые (клаксон) или световые (дальний свет фар). Какой сигнал выбрать - зависит от конкретной ситуации, но надо помнить, что звуковой сигнал разрешается применять вне населенного пункта. Так указано в Правилах движения. Наверное, это правильно, потому что шум ухудшает экологическую ситуацию, но не на улицах городов России, где в порядке нормы могут даже рано утром гудками вызывать из дома товарища. На наших городских дорогах постоянно слышатся автомобильные гудки - и по необходимости, и совсем не по делу. Часто встречаются очень уж нетерпеливые водители, подталкивающие сигналом замешкавшегося на светофоре коллегу. В этом проявляется российское бескультурье.

Конечно, бывают ситуации, когда предупредить об опасности других - просто обязанность того, кто ее первый увидел, и здесь уже не до экологии, особенно если на карту поставлена жизнь людей. Однако звуковой сигнал не должен применяться бездумно, беспокоить других и тем более пугать. Неразумное обращение со звуковым сигналом может даже вызвать агрессию у других водителей и пешеходов. Известный российский автожурналист Юрий Гейко иногда на перекрестке выходил из своего автомобиля, если сзади оказывался нетерпеливо сигналящий водитель, подходил к нему и вежливо интересовался, что случилось и не нужна ли помощь.

Совершенствование конструкции и расположение переключателя света фар позволило водителям широко использовать свет фар в качестве предупредительного сигнала - вместо звукового. Посредством переменного включения светового сигнала фар (ближний или дальний свет) водители информируют других участников движения о совершении такого маневра как обгон.

Водители пользуются этим предупредительным сигналом очень часто, причем если в России он служит сигналом, предупреждающим об опасности на дороге встречных водителей, то в Германии такой сигнал подают, когда хотят «сказать», что дорога впереди свободна. Такие вот особенности национального движения. Главное при использовании светового сигнала - никого не ослепить, что очень легко сделать в темное время суток. В этом случае можно даже ухудшить ситуацию на дороге.

Современные конструкции транспортных средств, предусматривают наличие такого средства сигнализации, как аварийной.

Она приводится в действие специальной кнопкой, на которую, как правило, нанесен символ в виде треугольника (см. рис.). Расположение этой кнопки на разных моделях автомобилей различно - на щитке приборов, рулевой колонке или в иных местах, но с учетом того, что кнопка должна, находится на ближайшем расстоянии от рук водителя. Включение водителем аварийной сигнализации должно происходить вслепую, не глядя им на место расположения кнопки.

При включении аварийной сигнализации начинают одновременно работать (мигать) все световые указатели поворота (см. рис.).

Правила дорожного движения в разделе 7 перечисляют случаи, когда водитель в обязательном порядке должен включить аварийную сигнализацию.

Аварийная сигнализация включается

При вынужденной остановке в местах, где остановка запрещена.

К таким местам, отнесены:

* зоны действия знака 3.27 «Остановка запрещена» и разметки 1.4 (сплошная желтая линия);

* места, в которых п. 12.4 Правил запрещает остановку, а именно;

- на трамвайных путях, а также в непосредственной близости от них, если это создаст помехи движению трамваев;

- на железнодорожных переездах, в тоннелях, а также на эстакадах, мостах, путепроводах (если для движения в данном направлении имеется менее трех полос) и под ними;

- в местах, где расстояние между сплошной линией разметки (кроме обозначающей край проезжей части), разделительной полосой или противоположным краем проезжей части и остановившимся транспортным средством менее 3 м;

- на пешеходных переходах и ближе 5 м перед ними;

- на проезжей части вблизи опасных поворотов и выпуклых переломов продольного профиля дороги при видимости дороги менее 100 м хотя бы в одном направлении;

- на пересечении проезжих частей и ближе 5 м от края пересекаемой проезжей части, за исключением стороны напротив бокового проезда трехсторонних пересечений (перекрестков), имеющих сплошную линию разметки или разделительную полосу;

- ближе 15 м от мест остановки маршрутных транспортных средств, обозначенных разметкой 1.17, а при ее отсутствии - от указателя места остановки маршрутных транспортных средств (кроме остановки для посадки или высадки пассажиров, если это не создаст помех движению маршрутных транспортных средств);

- в местах, где транспортное средство закроет от других водителей сигналы светофора, дорожные знаки или сделает невозможным движение (въезд или выезд) других транспортных средств, или создаст помехи для движения пешеходов.

* на дорогах, обозначенных знаком 5.3 (дорога для автомобилей).

* любые места на автомагистралях (знак 5.1)

Аварийная сигнализация не включается при нахождении автомобиля на специально выделенных площадках, обозначенных знаками 6.4 или 711.

Также следует включать аварийную сигнализацию, если состояние транспортного средства не позволяет расположить его в соответствии с указанием п.п. 12.1 и 12.2 Правил (см. рис.).

* при ослеплении водителя светом фар (см. рис.);

* при буксировке (на буксируемом механическом транспортном средстве).

Альтернативным средством световому сигналу аварийной остановки п. 7.7. приложения к Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации предусматривает наличие в обязательном порядке на автобусе, легковом и грузовом автомобилях, колесных тракторах (кроме двухколесных мотоциклов) такого атрибута как знака аварийной остановки. Отсутствие данного знака у водителя транспортного средства в соответствие с действующим законодательством является основанием применения мер административного воздействия. В частности транспортное средство запрещается эксплуатировать, до устранения причины запрещения, а водитель несет административную ответственность, предусмотренная ст. 12.20 КоАП РФ.

Знак аварийной остановки представляет собой треугольник и должен соответствовать требованиям по ГОСТу Р 41.27- 2001 «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения треугольников». Указанный стандарт представляет собой идентичный текст Правил ЕЭК ООН № 27 с поправками серии 03 (с 03.03.85) «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения предупреждающих треугольников» и включает в себя Пересмотр 1 (документ Е/ЕСЕ/324 - E/ECE/TRANS/505/Rev. 1/Add.26/Rev. 1)

Соответствие знака аварийной остановки требованиям упомянутого стандарта должно быть подтверждено соответствующим сертификатом, выдаваемого в установленном порядке аккредитованными Госстандартом России органам по сертификации.

До января 2002 года в качестве знака аварийной остановки мог применяться как треугольный знак со световозвращающим покрытием, так и красный мигающий фонарь, надежная работа, которого напрямую зависит от степени разрядки источника питания - батареек. В связи с этим принято решение оставить в качестве знака аварийной остановки только треугольный знак соответствующий ГОСТу Р 41.27 - 2001. В общем виде знак аварийной остановке выглядит следующим образом.

Условия применения знака аварийной остановки строго оговорены Правилами движени]. Так, при остановке транспортного средства и включении аварийной световой сигнализации, а также при ее неисправности или отсутствии, знак аварийной остановки должен быть незамедлительно выставлен:

При дорожно-транспортном происшествии;

При вынужденной остановке в местах, где она запрещена, и там, где с учетом условий видимости транспортное средство не может быть своевременно замечено другими водителями.

Этот знак устанавливается на расстоянии, обеспечивающем в конкретной обстановке своевременное предупреждение других водителей об опасности. Однако это расстояние должно быть не менее 15 метров от транспортного средства в населенных пунктах и 30 метров - вне населенных пунктов.

Обязательность установки знака аварийной остановки в случаях, указанных в рассматриваемом пункте Правил, вызвана необходимостью заблаговременного предупреждения других участников дорожного движения о возможной опасности.

Еще одним из обязательных условий применения знака аварийной остановки - использование его при буксировки механических транспортных средств. Поскольку аварийная сигнализация в случае ДТП или технической неисправности может оказаться неработоспособной, Правила предписывают в этих случаях закреплять на задней части буксируемого автомобиля знак аварийной остановки. Кроме того, в эксплуатации все еще находятся автомобили старых моделей, не оснащенные световой аварийной сигнализацией и при их буксировки требуется закреплять на задней части автомобиля или иного буксируемого устройства знака аварийной остановки.

В своем содержании раздел 7 Правил перечисляет обязательные случаи применения аварийной сигнализации или знака, в тоже время нет никаких иных запретительных норм, когда водитель по-своему усмотрению может использовать такие средства сигнализации с целью предупреждения участников движения об опасности. Так, например, она может быть включена на неисправном транспортном средстве, движущемся с пониженной скоростью к месту ремонта или стоянки, при движении задним ходом, а ряде стран рекомендуется включать «аварийку» при движении на скоростных дорогах и автобанах, приближаясь к пробке, чтобы предупредить едущих сзади водителей об опасности.

В качестве предупредительного сигнала на транспортном средстве выступают стоп-сигналы. Они не только информируют следующих позади водителей о торможении впереди идущего автомобиля, но с помощью их можно предупреждать об опасности. Так при легком и неоднократном нажатие на педаль тормоза можно предупредить водителя находящего сзади об опасном его приближении. В этой ситуации нормальный водитель предпримет меры к увеличению дистанции.

Существует еще набор предупредительных сигналов, как установленных действующими Правилами движения, т.е. официальные, так и не оговоренных ни одним правовым актом, но применяемых водителями, с помощью которых осуществляется передача целого ряда дополнительной информации. транспортный предупредительный сигнал аварийный

Знать его, понимать общение на дороге уже становится признаком хорошего тона. Особенно на дороге. Сигналы, применяемые водителями на дорогах России условно можно объединить в такие группы.

Сигналы, подаваемые светом фар:

Если встречное авто дважды подмигивает дальним светом, то это означает одно из двух:

1. Одно короткое мигание в ответ или такой же короткий звуковой сигнал на языке автомобилистов означает «спасибо». Чаще всего так благодарят, если сделали что-то хорошее для впереди идущей машины, например, пропустили её вперед.

2. Мигание обоими поворотниками (включение аварийной сигнализации на короткое время) после того, как вам уступили дорогу - тоже знак благодарности.

3. Один короткий сигнал дальним светом встречному авто - это означает, что ему предоставляется преимущественное право проезда.

Конечно, данный перечень не окончателен и он может быть расширен с учетом тех уже состоявшихся традиций в конкретной местности или даже отдельного государства.

Применение предупредительных сигналов являются одним из многих средств направленных на обеспечение безопасности дорожного движения посредством информирования других участников движения о предстоящих действий водителя на проезжей части.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Процесс подготовки водителей. Особенности теоретического и практического обучения. Ознакомление с транспортным средством. Рабочее место водителя. Органы управления автомобиля. Отработка первоначальных навыков управления автомобилем.

    курсовая работа , добавлен 08.10.2012

    Общие понятия о велосипеде как транспортном средстве, технические требования к нему и необходимая комплектация. Особенности движения велосипедистов по проезжей части, их группировка в колонны. Запреты водителям велосипеда, проезд перекрестков и сигналы.

    презентация , добавлен 13.12.2010

    Характеристика основных направлений воспитательной работы с водителями по обеспечению безопасности движения. Анализ последовательности действий при оказании доврачебной помощи при ДТП. Обзор механических транспортных средств. Понятие адаптации зрения.

    контрольная работа , добавлен 19.03.2010

    Проблема безопасности дорожного движения. Анализ аварийности и обеспечение автотранспорта психофизиологически надежными водителями, программы их обучения. Планировка и обустройство автодрома, разработка учебного процесса школы подготовки водителей.

    дипломная работа , добавлен 26.12.2009

    Марочный состав и структура автопарка за 3 года с разбивкой по грузоподъемности. Расчет среднегодового числа машин и годовой выработки на одну машину с расчетом показателей динамики. Анализ обеспеченности предприятия водителями, их качественный состав.

    курсовая работа , добавлен 06.11.2013

    Основные характеристики и размеры судна "Фараон". Конструктивные мероприятия, обеспечивающие непотопляемость. Характеристика аварийной посадки и остойчивости судна. Предупредительные технико-организационные мероприятия, обеспечивающие непотопляемость.

    контрольная работа , добавлен 24.04.2012

    Передвижение людей с помощью любых средств нуждается в определенных правилах. Самым распространенным средством передвижением является автомобиль. Лишь в 1920 г. появился первый нормативный документ, посвященный безопасности автодорожного движения.

    реферат , добавлен 20.01.2009

    Правила водительской этики. Взаимоотношения с другими участниками дорожного движения (представителями органов милиции, пассажирами и заказчиками). Этические основы поведения при дорожно-транспортном происшествии. Прогнозирование дорожной обстановки.

    презентация , добавлен 29.10.2015

    Исследование обязанностей матросов 1-го и 2-го классов. Схема расположения огней и знаков на лоцманских судах. Анализ звуковых сигналов, подаваемых с судна при ограниченной видимости. Характеристика особенностей организации несения штурманской вахты.

    контрольная работа , добавлен 10.12.2012

    Условия включения внешних световых приборов в тёмное время суток и в условиях недостаточной видимости. Включение дальнего света фар. Ослепление водителя. Габаритные, стояночные фонари и противотуманные фары. Сигналы торможения. Знак автопоезда.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook