Vin обозначение. Где находится VIN код автомобиля

Каждому автотранспортному средству присваивается индивидуальный идентификационный номер (VIN). Он всегда семнадцатизначный и состоит из буквенных и цифровых знаков. По этому уникальному коду можно узнать много полезной информации об авто: дата выпуска, место сборки, марка, производитель. И это далеко не все сведения. Так, например, по VIN-коду, можно узнать, не участвовал ли автомобиль в ДТП, не подвергался ли он возгоранию или не был затоплен. Умение правильно расшифровать идентификационный номер даст вам большое преимущество при приобретении автомобиля с рук. Вы сможете предостеречь себя от покупки сомнительного автомобиля.

Не существует единого международного стандарта, который определял бы порядок построения идентификационного номера VIN. Каждый изготовить сам устанавливает правила его формирования. Система выстроена по такому принципу, чтобы ни в коем случае не допустить повторения номера – сочетание знаков должно быть уникальным за последние 30 лет. Каждому автомобилю присваивается только один VIN, причем он единственный и не может встретиться на другой машине. Обычно VIN-код транспортному средству присваивает конечный изготовитель, тот, который непосредственно вводит машину в эксплуатацию. Для каждого автомобиля обязательно должна осуществляться проверка VIN номера .

Весь номер VIN делится на разделы. Допустимые символы, которые можно использовать в номере – это сочетание арабских цифр от 0 до 9 и букв латинского алфавита. Исключение составляют буквы I, O, Q. Их не используют, чтобы исключить возможность подделки номера, потому что такие буквы легко перебить на другие. Возможно использовать символы-разделители, чтобы выделить отдельные подгруппы номера, обозначить начало кода или его концовку.

Раздел I – WMI

Он заключается в трех символах, по которым можно определить изготовителя автомобиля, а также страну, где он находится, и географическое положение. Если автозавод производит меньше 500 автомобилей за год, в третьем символе WMI устанавливается цифра 9.

Знак № 1 – это страна, где был произведен автомобиль (1 – США; J – Япония; X – СНГ).

Знак № 2 (вместе с первым) – страна, в которой произведен автомобиль.

Знак № 3 – завод изготовитель либо тип автомобиля (грузовик, легковой и т.д.). При производстве менее 500 автомобилей в год, третий знак обозначается цифрой «9», а производитель определяется 12-14 символами VIN.

Раздел II (описательный) – VDS

Состоит из 6 знаковых единиц. В них указываются общие особенности, характерные для данного автотранспортного средства (например, модель кузова или тип мотора). Изготовитель самостоятельно устанавливает порядок, каким образом сгруппировать все символы, чтобы закодировать информацию в соответствии с общими требованиями, установленными на момент формирования номера.

Раздел III (идентификационный) – VIS

Он расположен в группе символов с 10-го по 17-й и несет информацию о комплектации авто.

Основные положения и структура VIN-кода сформулированы в соответствии со стандартом ISO 3779-1983, принятым в феврале 1977 года и описывающим формат Vehicle Identification Number (идентификационный номер транспортного средства), сокращенно VIN,

VIN занимает первые семнадцать позиций номера кузова. В состав VIN входят три самостоятельные части:

World Manufacturers Identification (WMI ) -мировой индекс изготовителя
Vehicle Description Section (VDI ) - описательная часть
Vehicle Identification Section (VIS) - отличительная часть

· WMI представляет собой код, назначаемый изготовителю с целью его идентификации. Код состоит из трех знаков: первый означает географическую зону, второй - страну в этой зоне, третий - определенного изготовителя.
· VDS - это второй раздел VIN и состоит он из шести знаков, описывающих свойства автомобиля. Сами знаки, последовательность их расположения и их смысл определяет изготовитель. Неиспользованные позиции изготовитель вправе заполнить выбираемыми по собственному усмотрению знаками.
· VIS представляет собой состоящий из восьми знаков третий раздел VIN, причем последние четыре знака этого раздела обязательно должны быть цифрами. Если изготовитель пожелает включить в состав VIS обозначение модельного года или сборочного завода, рекомендуется помещать обозначение модельного года на первую позицию, а обозначение сборочного завода - на вторую.

За исключением последних четырех позиций VIN имеет алфавитно-цифровую структуру. Для его составления разрешается использовать следующие арабские цифры и латинские буквы:

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9
A B C D E F G H J K L M N P R S T U V W X Y Z

Буквы I, O и Q не используются ввиду со схожестью с цифрами 0,1

В соответствии со стандартом ISO 3779, девятая позиция 17-значного номера отводится для проверочной цифры. Она получается путем арифметических манипуляций над остальными 16 цифрами VIN.

При составлении VIN правил вычисления проверочной цифры придерживаются все американские фирмы и все другие фирмы для автомобилей, поставляемых на рынок США. Однако, некоторые европейские фирмы, в частности BMW, придерживаются ISO и на европейских автомобилях.

Проверка правильности VIN позволяет в частности с большой степенью надежности определить перебитый номер, поскольку как правило подделываются "похожие" цифры и буквы, а в этом случае затруднительно подогнать новый VIN под проверочную цифру.

Что обозначают буквы и цифры VIN кода

Что такое VIN code ?

Любой автомобиль, сошедший с конвейера имеет свои регистрационные данные(технический паспорт и свидетельство о регистрации и т.д.)-- номера, выбитые на агрегатах. Документы легко подделать. Конечно, можно уничтожить и номера. Автомобильные регистрационные номера можно спилить, стереть, выбить новые, но, тем не менее, именно на их подделке чаще всего попадаются торговцы крадеными машинами.

Благому делу идентификации автомобиля могут служить лишь номера, нанесенные на те узлы, которые законодательно имеют статус идентификационных. До недавнего времени таковыми считались двигатель, кузов и шасси. Сейчас, как правило, только кузов, в номере которого закодирована вся информация об автомобиле и его отдельных агрегатах.

С начала 80-х годов большинство фирм предпочитает использовать общий для всего автомобиля 17-значный буквенно-цифровой индекс(до 80 годов 7-значный) - в странах СНГ он называется ИНА (идентификационный номер автомобиля), на Западе -- VIN (Vehicle Identification Number). Чтобы составить общее представление о том, по каким принципам строится VIN, подробно рассмотрим что означают цифры и буквы VIN кода.

До 80 годов почти все автомобили идентифицировались по 7-значному номеру шасси, состоявшему только из цифр. С начала 80-х автопроизводители, сочтя такую идентификацию не слишком информативной, перешли на 17-значный буквенно-цифровой индекс.

Пример 1.WBA 4711 000 7817 985

Первые 3 позиции - международный код производителя, где W-фирма производитель - Германия (WBA - собственно BMW; WBS - BMW-Motorsport).

Пример 2. WAUZZZ44ZEN096063

Первые 3 позиции - международный код производителя, W-Германия,AU-собственно AUDI

Позиции 4-6 указываются только на автомобилях, поставляемых на американский рынок. У европейских машин на этом месте пишут три литеры Z, которые недобросовестные продавцы иногда пытаются представить как обозначение тройной оцинковки кузова.

Пример 3. WVWDB4505LK234567

W-Германия, VW-собственно VW.

С 11-й по 17-ю в этих примерах - порядковый номер изделия.

Остальные порядковые номера во всех примерах означают тип транспортного средства, тип кузова, систему ремней безопасности, модель автомобиля, модельный год, место сборки, дату выпуска.

К примеру, идентификационный номер BMW подвергался переделке в 1980, 1983, 1989 годах. Порядковый номер изделия, бывший до этого 7-значным, сделали 5-значным, а перед ним, на 12-й позиции, стали писать букву, обозначающую партию изделий.

Освободившуюся 11-ю позицию заняли под код завода-изготовителя и т.д.

Для достоверной идентификации автомобиля полиции и таможне достаточно 7 последних символов.

При большом желании (хотя это очень трудно) можно опознать машину и по другим номерам. Например, по номеру двигателя. До сентября 1984 года он, за редкими исключениями, совпадал с 7 последними символами VIN (потом количество знаков в номере мотора было увеличено до 8). При заводской замене двигателя старый номер, где бы он ни располагался, спиливается, а новый наносится на заднюю часть головки блока цилиндров. К нему добавляется буква A (что значит "для замены") или N ("новая деталь"), а также данные о количестве цилиндров и объеме. Таким образом, если при покупке машины выяснится, что номер двигателя не стыкуется с VIN, не спешите поднимать тревогу, а постарайтесь узнать, не меняли ли двигатель на заводе - это, кстати, должно быть отражено в документах на машину.

Многие фирмы метят автомобили не только идентификационными, но и специальными внутризаводскими номерами (как правило, это порядковый номер изделия и код даты выпуска машины по производственному календарю предприятия). Специальный внутризаводской номер архивируется в банке данных завода-изготовителя (и, по непроверенным данным, в Интерполе). Он, как и VIN, вполне пригоден для идентификации автомобиля, но воспользоваться им без содействия правоохранительных органов вы вряд ли сможете - для этого надо послать запрос в фирму, а, как показывает практика, очень немногие компании соглашаются открывать свои архивы частным лицам (Интерпол - тем более). Другое дело - официальный запрос. Тогда, может быть, помогут. Бумага с гербовой печатью, говорят, благотворно влияет на ход переговоров.

Каждая фирма строит VIN по-своему, соблюдая лишь самые общие каноны. Почти все ставят на 1-е место в индексе международный код производителя. А вот далее возможны варианты. Одни считают двигатель идентификационным узлом и стыкуют его номер с VIN, другие - нет (в США, например). Кто вводит в индекс данные о типе коробки передач, кто о наличии или отсутствии air bag, кто указывает материал и цвет обивки салона... Особой дотошностью отличаются американцы - Chrysler, например, у некоторых моделей оговаривает даже тип ремней безопасности, причем не где-нибудь в конце надписи, а на почетном 4-м месте, после страны изготовления, фирмы-производителя и типа транспортного средства.

Стоит добавить, что каждая фирма хотя бы раз в 3-5 лет вносит изменения в свой VIN , и можно представить себе, насколько трудно ориентироваться в автомобильных "татуировках".

Это и хорошо, и плохо. Плохо - потому что нормальному человеку жизни не хватит, пожелай он в этой казуистике разобраться. Хорошо - потому что те, кто машины ворует и перепродает, тоже люди. Им тоже времени не хватает. И они ошибаются, когда сочиняют краденым машинам новые "родословные". Причем часто.

Человеку, покупающему автомобиль, особенно с рук, полезно иметь с собой расшифровку VIN данной марки.

Конечно, криминальные "татуировщики" свое дело знают. Но поймать их можно. Как утверждают представители правоохранительных органов, сбытчики краденых машин делятся на две категории:

Первые делают ставку на покупателей-"лохов", которым можно подсунуть любую "липу" (расчет в большинстве случаев оказывается верным) - номера выбиваются "от балды", их содержание зачастую лишь слегка привязано к особенностям конкретного автомобиля. Марка, год выпуска, количество цилиндров и другие основополагающие данные совпадают, а всевозможные тонкости - нет.

Вторая группа - люди более серьезные. К их работе придраться трудно, поскольку номера не выдуманы, а взяты у других, реально существующих или существовавших машин, модификации которых аналогичны продаваемым. Может быть, те машины бегают где-нибудь в других странах (очень много сбываемых в Азербайджане, России и других странах СНГ с рук автомобилей оказываются двойниками тех, что зарегистрированы, например, в Польше), а может быть, уже давно разобраны на запчасти или покоятся на свалках металлолома - а номера их живут и кочуют. Одним словом - мертвые души. По запросам, понятно, здесь все чисто. Но даже в этих случаях есть шанс, хоть и маленький, обнаружить ошибку. Потому что абсолютных двойников не бывает. Какая-нибудь мелочь в номере, нет-нет, да и выдаст.

Допустим, покупаете вы Chrysler, оснащенный автоматическими ремнями безопасности. Читаете VIN: 1C3BC41... и так далее. Сравниваете с фирменным каталогом. Вроде все сходится - тип кузова, количество дверей, объем двигателя. Стоп! Литера B на 4-й позиции, если верить каталогу, означает, что на машине должны быть обычные ремни. А автоматическим положено кодироваться в VIN буквой C.

Другой пример. BMW. Берете с рук машину с номером, допустим, WBA HC12 014 H A12345, выпущенную после 1989 года. И, обратившись к специалистам обнаруживаете, что буквы H, I, O и Q на 11-й позиции VIN фирмой BMW не используются (не используются ввиду со схожестью с цифрой 0,1 и т.д.) Если, конечно, сделку еще не успели оформить.

Или, к примеру, Nissan. Предлагают вам Patrol, у которого VIN начинается с JN1 -- это международный код производителя (В данном случае Япония). А произведена машина, как следует из документов, в Испании. Patrol испанской сборки должен иметь другой, неяпонский код - VSK.

"Географические" неточности вообще очень часты: допустим, из расшифровки VIN следует, что автомобиль сделан в таком-то городе, а при детальном анализе вдруг выясняется, что модификация с данным типом кузова и с данной комплектацией там никогда не производилась.

Еще несколько советов:

1. Большинство современных автомобилей помимо "главного" ключа - так называемого master-key, годного для всех замков (зажигание, двери, багажник и бардачок), - имеет еще и "малый" ключ. Им можно только открыть двери и включить зажигание. Это - для работников автосервиса и гостиничной обслуги, чтобы при отгоне вашей машины на стоянку и при ремонте персонал не шарил по багажнику и бардачку. Один из характерных признаков "нечистой" машины: "главный" ключ не подходит к замку бардачка. Как правило, это значит, что все замки сменили, а на бардачке - то ли забыли, то ли не стали возиться. Очень распространенная оплошность.
И еще учтите, что к машине должно прилагаться как минимум 2 комплекта ключей (есть марки, к которым дают и 3 комплекта). Если Вам предлагают только один, это верный признак того, что второй остался либо у продавцов, которые могут им воспользоваться в будущем, либо у ограбленного законного владельца автомобиля.

2. Старайтесь критически оценивать все, что продавец рассказывает о предлагаемом автомобиле. Например, если он уверяет вас, что машина привезена с Дальнего Востока, и даже подтверждает это какими-то справками - есть повод насторожиться. В наше время гнать или, тем более, везти машину по железной дороге из такой дали в Европу нет никакого коммерческого смысла. Скорее всего, это попытка скрыть ее истинную "родословную". При проверках таких автомобилей часто выясняется, что они угнаны в соседних странах или в Баку, в Баку и продаются.

3. Если продавец - не Ваш знакомый, ни в коем случае не покупайте автомобиль по генеральной доверенности. Это хотя и самый дешевый способ (никому не надо платить комиссионные), но и самый ненадежный. Если машина окажется краденой, следов сбытчика уже не найдешь.

Наиболее безопасные пути покупки подержанной машины: либо через комиссионный магазин, либо по договору о купле-продаже через ГАИ. Если продавец наотрез отказывается придерживаться официальных каналов продажи, лучше не соглашайтесь на сделку (можно сделать вид, что Вы собираетесь её оформлять в ГАИ).

4. Не гоняйтесь за дешевизной. Явно заниженная цена свидетельствует о том, что вам подсовывают либо загримированную развалюху, либо - краденый автомобиль. А может, и то, и другое сразу.

Где выбит VIN code на Вашем автомобиле.

Традиционными местами нанесения VIN являются блок и головка блока цилиндров, стойки кузова, дверные пороги, перегородка между двигателем и салоном, а у машин с рамной конструкцией (в основном это внедорожники) - еще и лонжероны.

Естественно, номера на легко доступных для обозрения местах перебивают очень аккуратно. А вот на скрытых - не всегда. Иногда, даже вообще этого не делают. В правоохранительных органах считают, что это не небрежность, а, скорее, расчет на нормальную человеческую лень (как показывает практика, достаточно верный).

Техника перебивки номеров, как правило, филигранная. Но встречаются, хоть и очень редко, грубые подделки: новые символы выбивают поверх старых, если их графика похожа. Например, 0 меняют на 6 или 9, P на R, 1 на 4 , W выбита двумя V.

Фирмы-производители иногда сами облегчают работу дельцам теневого автобизнеса, меняя технологию нанесения регистрационных номеров. К примеру, в салонах старых Ford Scorpio (на полу, рядом с порогом двери) номер не выбивался, а выдавливался штампом. Надпись получалась рельефной, и подделать ее было практически невозможно. А на новых Scorpio номер стали выбивать общепринятым способом, не деформируя стальной лист. Счистить заводскую надпись и набить на ее месте новую - полчаса работы. Угонщики по достоинству оценили столь роскошный подарок фирмы.

Идентификационный номер автомобиля выбивается не только на кузове, шасси и двигателе, но и на специальной маркировочной табличке - она либо привинчивается, либо приклепывается где-нибудь на видном месте в моторном отсеке. Если табличка на винтах (некоторые модели Mercedes), определить, меняли ее или нет, невозможно. Это, видимо, тоже подарок угонщикам. А вот к заклепкам имеет смысл присмотреться повнимательнее, лучше через лупу (на Москвиче 2141). Они должны быть маленькие и аккуратные. И вокруг заклепок - на кузовном листе и на табличке - не должно быть царапин и вмятин.

(Использованы материалы WMI Pages и FGI Ltd)

Введение

Основные положения Стандарта ISO 3779-1983

Vehicle Identification Number (VIN), в соответствии со Стандартом ISO 3779-1983, занимает первые семнадцать позиций номера кузова. В состав VIN входят три самостоятельные части: World Manufacturers Identification (WMI) - мировой индекс изготовителя, Vehicle Description Section (VDI) - описательная часть, Vehicle Identification Section (VIS) - отличительная часть

WMI представляет собой код, назначаемый изготовителю с целью его идентификации. Код состоит из трех знаков: первый означает географическую зону, второй - страну в этой зоне, третий - определенного изготовителя.

VDS - это второй раздел VIN и состоит он из шести знаков, описывающих свойства автомобиля. Сами знаки, последовательность их расположения и их смысл определяет изготовитель. Неиспользованные позиции изготовитель вправе заполнить выбираемыми по собственному усмотрению знаками.

VIS представляет собой состоящий из восьми знаков третий раздел VIN, причем последние четыре знака этого раздела обязательно должны быть цифрами. Если изготовитель пожелает включить в состав VIS обозначение модельного года или сборочного завода, рекомендуется помещать обозначение модельного года на первую позицию, а обозначение сборочного завода - на вторую.

За исключением последних четырех позиций VIN имеет алфавитно-цифровую структуру. Для его составления разрешается использовать следующие арабские цифры и латинские буквы:
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 A B C D E F G H J K L M N P R S T U V W X Y Z

ЗАПРЕЩЕНО использовать буквы: I, O, Q

Определение даты выпуска автомобиля

Установление даты выпуска автомобиля возможно следующими способами: по данным, зашифрованным в VIN-коде, по обозначениям на деталях, по серийным номерам кузова и двигателя и по комплектации.

по VIN коду

У большинства производителей автомобилей год выпуска указывается в системе VIN в виде букв или цифр, расположенной на 10 позиции в VIN-коде. Исключение составляет фирма FORD (европейское отделение) у которой знак года выпуска находится на 11 позиции, а на 12 - месяц выпуска.

Ниже приведена таблица знаков служащих для обозначения года выпуска.

Год

Знак

Год

Знак

Год

Знак

Год

Знак

1971

1981

1991

2001

1972

1982

1992

2002

1973

1983

1993

2003

1974

1984

1994

2004

1975

1985

1995

2005

1976

1986

1996

2006

1977

1987

1997

2007

1978

1988

1998

2008

1979

1989

1999

2009

1980

1990

2000

2010

Год различают календарный и модельный. Календарный год - год, в котором произведен автомобиль. Модельный год определяется самим изготовителем и может отличаться от календарного. Начало модельного года определяется началом выпуска новой модели автомобиля, а поэтому модельный год может существенно опережать календарный. При этом в VIN-коде указывается знак, соответствующий не текущему, а следующему календарному году (например , модельный год 1998 у фирмы Audi/VW начался в августе 1997 года).

Но точную дату можно узнать из «подстрочного» номера, т.е. последних 6-10 цифр. У разных производителей может быть разное количество символов VIN кода, т.н. номер изделия. Дату выпуска можно узнать несколькими способами: послать запрос в представительство фирмы или воспользоваться специальными программами.

… другими способами

Существует большое количество деталей автомобиля маркируемых при изготовлении специальными обозначениями времени изготовления. При решении о времени выпуска автомобиля по деталям, необходимо учитывать, что между датой изготовления детали и сборкой автомобиля может пройти срок от трех до шести месяцев.

Наиболее доступными для осмотра деталями, на которых указывается дата их изготовления следующие: двигатель, ремни безопасности, стойки амортизаторов капота и багажника, оконные стекла и некоторые пластмассовые детали.

Двигатель . Многие производители указывают дату изготовления на двигателе. Данные обозначения производятся одновременно с отливкой блока цилиндров и имеют вид выпуклых знаков. Порядок маркировки рассматривается по-каждому производителю отдельно.

Ремни безопасности . На нижней части ремня безопасности в большинстве случаев имеется ярлык, пристроченный у одного из двух краев, на котором, как правило, с помощью штампа, нанесена дата изготовления ремня. Обозначения дат бывают двух видов, например:

Аналогично содержание дат, указываемых на фиксаторах ремней безопасности, однако они имеют вид вдавленных знаков и располагаются со стороны сидений, для которых они предназначены.

Стекла . Большинство стекол имеют обозначения года и месяца изготовления. Год изготовления обозначается только одной цифрой, поэтому цифра «2» может соответствовать как 1992, так и 1982 году. Как правило, каждый производитель использует свою систему обозначений времени изготовления стекол, которые время от времени меняются.

SPLINTEX (dot 24) - Бельгия

При обозначении года используются цифры, а для обозначения месяцев - буквы, например:
F GH 7 - июнь 87
7 A BC - январь 87
январь обозначается буквой «А», далее по алфавиту до декабря, который обозначается - «М»

ВНИМАНИЕ! Стекла, поставляемые фирме «FIAT», маркируются таким образом, что январю соответствует буква «В», а декабрю - «N».

Определение изготовителя

Определить изготовителя автомобиля необходимо для: проверки соответствия времени выпуска автомобиля периоду изготовления автомобилей определенной модели; установления страны происхождения автомобиля. Существуют два способа определения изготовителя: по первым трем знакам VIN кода (WMI) или по международному коду завода-изготовителя (Herstellerschlussel - KBA).

Код завода-изготовителя можно посмотреть на заводской табличке или на оригинале документов придающихся с автомобилем, поставляющимся из-за границы.

Зная «Код изготовителя» (Herstellerschlussel - KBA) и «Код модели» (Typschlussel (TSN)) вы можете более точно определить модель автомобиля и его отдельные показатели. Следует помнить, что данные коды не являются уникальными для каждой модели и могут распространяться на несколько модификаций

Проверка контрольной цифры (9 символ VIN)

Контрольная цифра вводится специально производителем, как дополнительная защита от фальсификации VIN кода. К сожалению, не все производители используют данный символ.

Ниже, приводится алгоритм проверки контрольной цифры:

1. Берем VIN, например WBAGB330402182616, разобьем его по знакам так
W B A G B 3 3 0 4 0 2 1 8 2 6 1 6
1 2 3 4 5 6 7 8 CHK 10 11 12 13 14 15 16 17

9-ый символ - CHK - контрольная цифра.

2. Меняем буквы на цифры в соответствии с таблицей:
A B C D E F G H J K L M N P R S T U V W X Y Z
1 2 3 4 5 6 7 8 1 2 3 4 5 7 9 2 3 4 5 6 7 8 9

обращаем внимание, что буквы I,O,Q не используются из-за схожести начертания с цифрами, соответственно, есть и смещение цифр.

Получится:
6 2 1 7 2 3 3 0 ? 0 2 1 8 2 6 1 6

3. Умножаем каждую цифру VIN на каждую цифру этого магического числа.
8 7 6 5 4 3 2 10 ? 9 8 7 6 5 4 3 2
CHK пропускаем.
Произведения складываем.
6*8+ 2*7+ ... +6*2 =246

4. Делим нацело полученное число на 11.
246/11 = 22, и остаток=4.

5. Остаток равен цифре в 9-ой позиции (CHK). 4=4 следовательно, VIN корректен (не перебит).
Если остаток 10, то CHK должен быть "X".

VIN-коды скоро закончатся

Мировые производители скоро исчерпают запасы свободных идентификационных номеров.
Мировые потребности в новых машинах растут столь быстро, что скоро производители исчерпают свободные идентификационные номера автомобилей (VIN).

Теоретически существует астрономическое количество уникальных комбинаций VIN, но они разбиты на блоки между странами, производителями и моделями. Поэтому количество возможных кодов для каждой страны ограничено.

Общество автомобильных инженеров (SAE - организация, ответственная за распределение кодов), хочет изменить систему, действовавшую 21 год, но это может вызвать серьезные проблемы для автопроизводителей. Добавление в VIN всего одного дополнительного знака может повести за собой многомиллионные траты на перенастройку заводских компьютерных баз данных, которые используются, в том числе, в случае отзыва автомобилей.

Есть и несколько других путей решения этой проблемы. В частности можно было бы использовать старые VIN, что может привести к еще большей путанице, или передавать часть кодов внутри каждой страны от мелких производителей крупным.

Достаточно часто на сегодняшний день можно услышать просьбу показать VIN код автомобиля. Продвинутые водители знакомы с тем, что это такое. Проще говоря, это номер кузова. Но давайте углубимся в это понятие.

VIN код машины представляет собой собственный идентификационный номер, присваиваемый транспортному средству еще на этапе изготовления. Его обычно смотрят перед покупкой автомобиля, особенно если машина подержанная. Особое внимание уделяется именно этому нюансу по той причине, что зачастую номера на кузове могут быть перебиты. Также по VIN коду транспортное средство можно проверить на угон: достаточно ввести код в специальный справочник, которых сейчас немало в сети интернет. Таким образом, это своеобразный паспорт транспортного средства, при отсутствии которого (например, в результате повреждения в ДТП) могут возникнуть некоторые трудности.

Важно знать, что местонахождение номера кузова в разных машинах может различаться . Поэтому если вы задались вопросом, где находится номер кузова, то это статья для вас.

Где искать VIN код

Чаще всего VIN код можно найти под капотом, в специальном окошке со штрих кодом, расположенном на лобовом стекле.

Обратите внимание на обшивку пола около водительского сиденья или же на стойку водительской двери.

"А где номер кузова на американских автомобилях?" - спросите вы. Американские машины несколько отличаются от отечественных и европейских авто. Зачастую в американском автомобиле можно увидеть вин код прямо на торпедо со стороны водителя. Его легко можно заметить в месте, где проходит соединение капота и лобового стекла. Дублирование вин кода обеспечивает большую безопасность от угона.

Традиционным расположением номера кузова считаются такие детали как блок цилиндров, головка блока, перегородка между двигателем и салоном. На автомобилях, имеющих рамную конструкцию, этот код производитель наносит на лонжероны. Также вы можете найти эту пометку на видном месте моторного отсека. Подобная табличка крепко прикреплена к мотору при помощи заклепок или винтов.

Расшифровываем идентификационный номер

Помимо обнаружения VIN кода, весьма полезным знанием будет умение расшифровывать и понимать, что означают буквы и цифры в нем. Давайте же рассмотрим значение каждого из символов VIN кода :

  1. Географическая зона.
  2. Страна в этой зоне.
  3. Третий символ указывает на производителя автомобиля. Если на данном месте вы увидели цифру 9, это означает, что производитель изготавливает в год менее 500 машин.
  4. В символах с 4-го по 8-й вы сможете узнать информацию относительно кузова транспортного средства, модели самой машины, комплектации и двигателе.
  5. 9-я цифра актуальна для производителей из США или Китая.
  6. 10-й символ указывает на модельный год машины.
  7. 11-я цифра будет полезной информацией о предприятии-производителе.
  8. Остальные символы означают последовательность, в соответствии с которой автомобиль проходил сборку по заводскому конвейеру.

1. Если вы хотите приобрести авто, то перед встречей стоит узнать, в каком автомобиле находятся все вин коды, чтобы вы самостоятельно их искали, а не продавец показывал вам те, которые выгодны только ему. Если маркированная табличка прикреплена с помощью заклепок, следует хорошо осмотреть место вокруг, нет ли рядом с ней царапин или же небольших вмятинок, так как заклепки существенно усложняют задачу снятия такой таблички, не нанеся повреждений рядом. С табличкой на винтах дело обстоит намного проще, ее можно заменить на другую совершенно без труда.

2. Если ваш автомобиль попал в ДТП и сильно поврежден, то кузовные работы по восстановлению необходимо проводить с осторожностью, чтобы не повредить идентификационный номер. В случае его повреждения или необходимости менять кузов полностью, узнайте о возможности оформления юридических документов о проведенных работах с указанием причин отсутствия VIN кода.

Так выглядит VIN код автомобиля:

ZFA 223000 05556777

VIN код (номер кузова) автомобиля содержит 17 символов, в состав VIN-кода входят три части: WMI - 3 символа, VDS - 6 символов, VIS - 8 символов.

Расшифровка 1-ой части VIN кода

1 ЧАСТЬ. WMI (World Manufacturers Identification) - в дословном репеводе "мировой индекс изготовителя". WMI - это код, идентифицирующий изготовиля автомобиля. WMI состоит из трех символов:

Первый символ (код географической зоны) является буквой или цифрой, которая обозначает какую-либо определенную географическую зону. Например: от 1 до 5 - Северная Америка; от S до Z - Европа; от A до H - Африка; от J до R - Азия; 6,7 - Страны Океании; 8,9,0 - Южная Америка.

Второй символ (код страны) является буквой или цифрой, которая обозначает страну в определенной географической зоне. В случае необходимости, для обозначения страны, могут использоваться несколько символов. Только комбинация первого и второго символа гарантирует однозначную идентификацию страны. Например:

* от 10 до 19 - США;
* от 1A до 1Z - США;
* от 2A до 2W - Канада;
* от W0 до W9 - Германия, Федеративная Республика;
* от WA до WZ - Германия, Федеративная Республика.

Третий символ является буквой или цифрой, которая установлена для конкретного производителя. Таким образом комбинация первого, второго и третьего знаков обеспечивает однозначную идентификацию производителя автомобиля - международный идентификационный код предприятия-изготовителя (WMI).

Примечание.

В качестве третьего знака, может присутствовать и цифра 9. В этом случае, она характеризует производителя, который выпускает менее 500 автомобилей в год. Объемы производства довольно многих компаний измеряются сотнями или даже десятками транспортных средств в год.

Для таких случаев, и с целью экономии возможных вариантов кода производителя (WMI), в стандарте для производителей с годовым объемом до 500 автомобилей предусмотрен вариант, когда их всех объединяют под одним WMI,заканчивающимся на "9", и вводят дополнительный код в 12...14 позициях VIN. Оставшихся в конце 3-х знаков для серийного номера при таких объемах более, чем достаточно. Пример: все мелкие автопроизводители Германии VIN на своей продукции наносят в формате W09xxxxxxxxYYYxxx, где W09 - код, указывающий на принадлежность данного производителя к Германии и объем производства не более 500 автомобилей в год, YYY - код, указывающий конкретного производителя. Остальные позиции VIN производители заполняют на свое усмотрение.

Расшифровка 2-ой части VIN кода

2 ЧАСТЬ. VDS (Vehicle Description Section) – описательная часть. Описательная часть идентификационного номера (VDS) состоит из шести cимволов (если индекс ТС состоит менее чем из шести символов, то на незаполненные места последних символов VDS (справа) ставятся нули), обозначающих, как правило, модель и модификацию ТС, согласно конструкторской документации (КД). 4-ый, 5-ый, 6-ой, 7-ой, 8-ой символы раскрывают характеристика транспортного средства, такие как тип кузова, тип двигателя, модель, серия и т.д.

Тип кузова, например, для Toyota (4, 5 символы):

11 – Джип / Минивэн со стандартной крышей
12 - Минивэн с приподнятой крышей
21 – Грузовой автобус со стандартной крышей
22 – Грузовой автобус с приподнятой крышей
23 – Грузовой автобус с высокой крышей
31 – Пикап / Грузовик с одинарной кабиной
32 – Пикап / Грузовик с полуторной кабиной
33 – Пикап / Грузовик в двойной кабиной
41 – Автобус со стандартной крышей
42 – Автобус с приподнятой крышей
43 – Автобус с высокой крышей
52 – Хэтчбек, 2 боковые двери
53 – Седан
54 - Хэтчбек, 4 боковые двери
63 – Купе
64 – Лифтбек
72 – Универсал / вагон.

9-й символ – контрольная цифра VIN-номера, по которой проверяют его корректность (как проверить VIN на корректность – ).

Расшифровка 3-ей части VIN кода

3 ЧАСТЬ. VIS - это код из восьми знаков, причем последние четыре знака - это обязательно цифры. Обозначение модельного года располагается на первой (10-й) позиции VIS, а сборочного завода - на второй, но производители не обязаны включать эти параметры в VIN-код (смотри ниже). Остальные знаки обозначают последовательность автомобиля в производстве по ходу прохода по сборочному конвейеру, т.е. его серийный номер.

Примечание. Также за производителем могут закрепляться несколько WMI, но один и тот же номер запрещается закреплять за другим производителем автомобиля минимум в течение 30 лет с того момента, как он первый раз был использован предыдущим (первым) производителем.

Год выпуска авто по Vin коду (номеру кузова). Модельный год

Стандарт ICO 3779-1983 является рекомендательным и поэтому не обязывает изготовителей указывать место сборки автомобиля, каждая фирма может делать это по-своему, поэтому заводы-изготовители так же не обязаны указывать год выпуска и использовать для его обозначения рекомендуемые знаки и позиции для них, в явном виде год выпуска в VIN на европейском рынке не указывается на автомобилях BMW, Honda, Mazda, Mercedes-Benz, Nissan, Toyota. Поэтому, при определении года, могут возникнуть затруднения.

Стандарт рекомендует начинать следующий модельный год выпуска с 1 июля текущего года. Положительных моментов от этого два: покупатель в салоне имеет дополнительный признак "свежести" текущей модели; продавцы к Новому Году уже практически не имеют на складе "прошлогодних" автомобилей. Т.к. сейчас американские производители отошли от традиции ежегодного обновления модельного ряда, то первый пункт уже особого значения не имеет. Поэтому, в общем, зная календарный год и модельный год выпуска автомобиля, можно определить его возраст с точностью до полугодия. Этой рекомендации придерживаются большинство производителей, но бывает, что исключение составляют АО "АвтоВАЗ" и китайские производители.

Международный стандарт ISO 3779-1983 отводит году выпуска десятую по счету позицию в идентификационном номере кузова. Этого положения придерживаются следующие фирмы: Audi, Volkswagen, Mitsubishi, Opel, Peugeot, Renault, Rover, Saab, Volvo, Honda, Jaguar, Suzuki, Daihatsu, Isuzu, Kia, Subaru, Toyota, Nissan.

Однако есть исключения из правил: например, европейское подразделение компании Ford указывает год на 11-ой позиции, а месяц - на 12-ой.

Год выпуска Обозначение
1991 M
1992 N
1993 P
1994 R
1995 S
1996 T
1997 V
1998 W
1999 X
2000 Y
2001 1
2002 2
2003 3
2004 4
2005 5
2006 6
2007 7
2008 8
2009 9
2010 A
2011 B
2012 C
2013 D
2014 E
2015 F
2016 G
2017 H
2018 J
2019 K
2020 L
2021 M
2022 N

Обозначение года выпуска повторяется с периодичностью раз в 30 лет.

Все автомобили, производимые на заводах, имеют свой индивидуальный заводской учётный номер, система обозначения которого может отличаться в разных странах -производителях транспортных средств. Длинное сочетание, состоящее из букв и цифр, никто не запоминает, однако оно выбито в определённых местах кузова и заносится в технический паспорт автомобиля. Номер позволяет систематизировать и облегчить ведение статистического учёта транспорта в стране, а также способствует защите от краж и контрафактного производства.

Указание vin-кода транспортного средства в ПТС

Этот номер на западный манер принято называть VIN-кодом автомобиля. Сокращённую аббревиатуру английских слов Vehicle Identification Number следует понимать как идентификационный номер машины. Для систематизации учёта автомобилей в международном масштабе существует рекомендация американских производителей придерживаться принятого в США и Канаде единого стандарта обозначения VIN-номера, ISO 3779-1983, которой следуют далеко не все европейские заводы. Причиной тому может быть то, что рекомендация не является обязательной, и каждый завод имеет собственную историю производства и шифровки выпущенной продукции.

Что даёт расшифровка VIN-кода автомобиля

VIN-код на табличке

Идентификационный номер машины представляет собой не только порядковый номер продукции, выпущенной с конвейера завода, а содержит в себе подробную информацию, которая зашифрована в нём. VIN-код автомобиля, расшифровка которого требует определённых знаний, поможет выяснить следующую истинную информацию:

  • модельный ряд и год изготовления продукции;
  • фирму и страну, где выпущена машина;
  • общие сведения об автомобиле;
  • тип силового агрегата и кузова;
  • тип комплектации и другие сведения.

Где можно найти VIN автомобиля?

Уникальный может наноситься в разных местах кузова и шасси. Стандартным местом нанесения на большинстве машин приняты следующие участки:

Места в авто, где может находиться VIN-код

  1. левая стойка на передней части кузова;
  2. под крышкой капота со стороны места пассажира;
  3. пол пассажирского кресла.

Все места нанесения идентификационного номера на машине известны только заводским специалистам и скрыты от рядового потребителя. Они могут выявиться при проведении капитального ремонта, связанной с полной разборкой машины.

Иногда номер обнаруживается под покрытием багажного отсека или с внутренней стороны крыльев. Обычно он нанесён на шильдик или специальный ярлык в виде таблички. Чтобы трудно было подделать номер, VIN-код автомобиля наносится методом лазерного выжигания или специальной чеканки. Он может представлять собой один или два буквенно-цифровых ряда. При расположении номера в два ряда не допускается разрыва символов, составляющих одну группу шифра.

Отличительные особенности и порядок расшифровки VIN-кода машины

Обозначение уникального номера автомашины имеет свои отличительные особенности. К ним относятся следующие требования:

РасшифровкаVIN-кода

  1. в технической документации VIN-номер указывается без пробелов одной строкой;
  2. на кузове код может быть представлен как в один ряд символов, так и в два ряда. В большинстве случаев производители предпочитают однорядное расположение буквенно-цифрового номера;
  3. номер может состоять из разных сочетаний заглавных латинских букв и арабских цифр, однако 4 последних символа должны быть только цифровыми. При этом в коде не используются буквы латинского алфавита O,Q,I, которые при чтении можно легко спутать с цифрами 0 и 1;
  4. общее количество символов составляет 17 позиций.

1. Первые три символа обозначают международный индекс государства-производителя (WMI — аббревиатура по первым буквам слов World Manufacturers Identification). При этом принято следующее распределение позиций кода WMI:
a) первый символ определяет географическое расположение производителя:

  • Европе отведены буквы в пределах S – Z;
  • Северной Америке отведены цифры 1 – 5;
  • Африке достались буквы A – H;
  • Азия использует буквы J – R;
  • Австралии и Океании выделены цифры 6 и 7;

b) вторая позиция кода WMI обозначает страну, где произведена машина. При этом данная позиция может содержать два символа. Например, автомобили, выпущенные в США, имеют vin в виде чисел от 10 до 19, в Канаде установлены коды в пределах 2А-2W, в Германии приняты W0-W9 и т.д.;
c) третья позиция в WMI отведена для обозначения фирмы производителя, идентификация которой производится национальной автомобильной промышленностью. Обычно цифрой 9 здесь обозначаются небольшие предприятия, выпускающие не более 500 машин в год.

2. Следующие 6 символов VIN-кода автомобиля (с 4-й по 9-ю позиции) обозначают VDS (Vehicle Description Section) – описательную часть кода, где зашифрована информация об основных характеристиках машины. Это может быть тип кузова, двигателя, и безопасности и т.п. Здесь на последней 9-й позиции используется контрольный символ, который определяется математическим способом из суммы или разницы остальных позиций и служит для проверки истинности всего кода с целью выявления подделок. Здесь каждый производитель может использовать по своему усмотрению систему шифровки основных характеристик своей продукции.

Видео: Экспертиза BMW 5 серии (E60). Перебитый VIN номер.

3. Заключительная часть идентификационного номера авто состоит из 8 символов, с 10-й по 17-й позиции, которые оканчиваются четырьмя цифрами. Эта часть называется VIS-код или Vehicle Identification Section, которая несёт информацию о годе выпуска, номере или индексе сборочного завода и цеха, порядковом номере изделия в модельной серии или конвейерной линии.

О некоторых нюансах в расшифровке VIN-номера авто

С определением года выпуска машины по идентификационному номеру возможны проблемы в связи с тем, что не все производители размещают данную информацию. При этом в автомобильной промышленности принято считать годом выпуска не привычный для всех календарный год, начинающийся с 1 января, а год выпуска опытного образца модели, который начинается намного раньше. Он может начинаться и с августа, как принято в Audi, и с июля предыдущего года, как принято в ВАЗе.

Производители, указывающие год выпуска автомашины в десятой позиции кода, используют для этого следующую систему кодировки, представленную в таблице, которая циклически перемещается с каждым новым годом:

Год 1986 87 88 89 90 91 92
Символ G H J K L M N
Год 93 94 95 96 97 98 99
Символ P R S T V W X
Год 2001 02 03 04 05 06 07
Символ 1 2 3 4 5 6 7
Год 08 09 10 11 12 13 14
Символ 8 9 A B C D E

Некоторые заводы компании Ford ставят год выпуска машины в 11-й позиции, а не в 10-й, как принято большинством фирм. 11-я позиция принята у них для определения сборочного завода, где произведена сборка автомобиля. В Северной Америке функционируют специализированные компании Carfax и Autocheck, которые выполняют платные услуги клиентам по сбору полной информации об автомашине.

Отчёт этих компаний включает следующие основные сведения:

  • дата и место изготовления машины;
  • дата и место продажи;
  • количество владельцев;
  • история прохождения техобслуживания;
  • информация о ДТП с участием автомобиля.

Обе компании конкурируют на рынке услуг и имеют собственные базы данных. Поэтому их отчёты, представленные по одному автомобилю, могут отличаться по некоторым пунктам. Российскому автолюбителю данный сервис труднодоступен, однако проверить криминальное прошлое по VIN-коду автомобиля можно на сайте gibdd.ru/check/auto/.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook