Что обозначают буквы и цифры на шинах. Внедорожные: что означает тот или иной текст. Индексы скорости, нагрузки и усиленность

ОБОЗНАЧЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ШИН

Для обеспечения наилучшей управляемости, устойчивости и проходимости необходимо, чтобы шины соответствовали автомобилю и условиям его эксплуатации.

Шина состоит из: каркаса, слоев брекера, протектора, борта и боковой части.
В зависимости от ориентации нитей корда в каркасе различают шины:
радиальные
диагональные
В радиальных шинах нити корда расположены вдоль радиуса колеса, а в диагональных - под углом к радиусу колеса, причем нити соседних слоев перекрещиваются. Радиальные шины более жесткие, у них больший ресурс, лучшая стабильность формы пятна контакта, меньшее сопротивление качению.

1. Бортовое проволочное кольцо
2. Боковина
3. Продольная канавка протектора
4. Плечевая часть протектора
5. Центральное ребро протектора
6. Протектор
7. Нейлоновый слой брекера
8. 2-й слой стального брекера
9. 1-й слой стального брекера
10. 2-й слой текстильного каркаса
11. 1-й слой текстильного каркаса
12. Бортовая лента
13. Пятка борта
14. Основание борта
15. Носок борта
16. Наполнительный шнур
17. Герметизирующий слой
18. Подканавочный слой протектора

Покрышка имеет следующие составные части:
- каркас - главный силовой элемент покрышки, состоящий из одного или нескольких слоев обрезиненного корда, закрепленных, как правило, на бортовых кольцах. Корд представляет собой ткань, состоящую из толстых нитей основы и тонких редких нитей по утку, изготавливаемую на основе натуральных или синтетических волокон, или тонких стальных нитей (металлокорд);
- брекер - внутренняя деталь покрышки, расположенная между каркасом и протектором и состоящая из нескольких слоев обрезиненного металлического или другого корда. Брекер предназначен для смягчения ударных нагрузок на шину, возникающих при движении автомобиля по дороге;
- протектор - наружная резиновая часть покрышки шины, как правило, с рельефным рисунком, обеспечивающая сцепление с дорогой и предохраняющая каркас от повреждений;
- боковина - слой покровной резины, расположенный на боковой стенке покрышки, предохраняющий каркас от наружных повреждений;
- борт покрышки - жесткая часть пневматической шины, обеспечивающая ее крепление на ободе колеса.
В брекере диагональных шин нити корда в смежных слоях пересекаются друг с другом под углом от 45 до 60°, а в радиальных - под углом от 45 до 65°.
Радиальные шины, в отличие от диагональных, имеют каркас с меньшим числом слоев корда, мощный брекер (чаще металлокордный), что обеспечивает им меньшую окружную деформацию при качении и меньшее проскальзывание протектора при контакте с дорогой. Радиальные шины имеют также пониженное теплообразование и меньшие потери на качение, большие сроки службы, выдерживают более высокую нагрузку и скорость.

Об­щие све­де­ния

Ши­ны по ис­пол­не­нию мо­гут быть ка­мер­ные и бес­ка­мер­ные, а по кон­ст­рук­ции ра­ди­аль­ные и ди­а­го­наль­ные. В за­ви­си­мо­сти от на­зна­че­ния и ус­ло­вий экс­плу­а­та­ции ши­ны под­раз­де­ля­ют­ся на:
до­рож­ные (в оби­хо­де на­зы­ва­е­мые лет­ни­ми), пред­на­зна­че­ны для при­ме­не­ния при по­ло­жи­тель­ных тем­пе­ра­ту­рах на шос­сей­ных до­ро­гах. Ши­ны это­го ти­па обес­пе­чи­ва­ют наи­луч­шее сце­п­ле­ние с су­хой и мок­рой до­ро­гой, об­ла­да­ют ма­к­си­маль­ной из­но­со­стой­ко­стью и наи­луч­шим об­ра­зом при­спо­соб­ле­ны для ско­ро­ст­ной ез­ды. Для дви­же­ния по грун­то­вым до­ро­гам (осо­бен­но мок­рым) и зи­мой они ма­ло­при­год­ны.
зим­ние , ис­поль­зу­е­мые на об­ле­де­не­лых и за­сне­жен­ных до­ро­гах, сцеп­ные ка­че­ст­ва по­кры­тия ко­то­рых мо­гут из­ме­нять­ся в за­ви­си­мо­сти от си­ту­а­ции, от ми­ни­маль­ных (глад­кий лед или ка­ша из сне­га и во­ды) до не­боль­ших (ука­тан­ный снег на мо­ро­зе). Они об­ла­да­ют не­пло­хи­ми до­рож­ны­ми свой­ст­ва­ми, не­сколь­ко ус­ту­пая лет­ней “ре­зи­не”. Мно­гие зим­ние ши­ны по­з­во­ля­ют ус­та­на­в­ли­вать ши­пы про­ти­во­сколь­же­ния или име­ют их.
все­се­зон­ные яв­ля­ют­ся ком­про­мисс­ным ва­ри­ан­том ме­ж­ду лет­ни­ми и зим­ни­ми ши­на­ми, по­э­то­му ус­ту­па­ют по обес­пе­че­нию сце­п­ле­ния и пер­вым и вто­рым в со­от­вет­ст­ву­ю­щих се­зо­ну ус­ло­ви­ях. Они по­з­во­ля­ют круг­ло­го­дич­но экс­плу­а­ти­ро­вать ав­то­мо­биль на од­ном ком­п­ле­к­те шин.
уни­вер­саль­ные об­ла­да­ют свой­ст­ва­ми, по­з­во­ля­ю­щи­ми экс­плу­а­ти­ро­вать их как на шос­сей­ных, так и на грун­то­вых до­ро­гах. Их це­ле­со­об­раз­но при­ме­нять для все­до­рож­ни­ков, ко­то­рые со­вер­ша­ют при­мер­но рав­ные про­бе­ги по шос­се и до­ро­гам. Чет­кую гра­ни­цу ме­ж­ду ни­ми и все­се­зон­ны­ми ши­на­ми про­ве­с­ти бы­ва­ет до­воль­но тру­д­но.
по­вы­шен­ной про­хо­ди­мо­сти рас­счи­та­ны для без­до­ро­жья и мяг­ких грун­тов. Ис­поль­зо­вать та­кие ши­ны же­ла­тель­но толь­ко при ред­ком дви­же­нии по шос­се. В про­тив­ном слу­чае они бу­дут бы­ст­рее из­на­ши­вать­ся и со­з­да­вать вы­со­кий уро­вень шу­ма.

Ос­нов­ные раз­ме­ры шин:

по­са­доч­ный диа­метр (d) на обод ко­ле­са, обо­зна­ча­ет­ся в дюй­мах;
ши­ри­на про­фи­ля (s) смон­ти­ро­ван­ной на обод и на­ка­чан­ной ши­ны без на­груз­ки, обо­зна­ча­ет­ся в мил­ли­мет­рах или дюй­мах. Этот раз­мер дол­жен со­от­вет­ст­во­вать по­са­доч­ной ши­ри­не обо­да (табл. 1, 2, 3);
се­рия (h) - от­но­ше­ние вы­со­ты про­фи­ля к его ши­ри­не в про­цен­тах. Ес­ли се­рия от­сут­ст­ву­ет в мар­ки­ров­ке, зна­чит, это от­но­ше­ние 80% или бо­лее;
на­руж­ный диа­метр (D ) - диа­метр смон­ти­ро­ван­ной на обод и на­ка­чан­ной ши­ны без на­груз­ки. Указывается в каталогах;
вы­со­та про­фи­ля (H) - раз­ни­ца ме­ж­ду на­руж­ным и по­са­доч­ным диа­мет­ра­ми. В обо­зна­че­нии шин не при­во­дит­ся.







Ри­сун­ки про­те­к­то­ра шин:

не­на­пра­в­лен­ный ри­су­нок (фото а) - сим­мет­рич­ный от­но­си­тель­но ра­ди­аль­ной пло­с­ко­сти ко­ле­са, про­хо­дя­щей че­рез его ось вра­ще­ния. Яв­ля­ет­ся наи­бо­лее уни­вер­саль­ным, по­э­то­му боль­шая часть шин вы­пу­с­ка­ет­ся с та­ким ри­сун­ком;
на­пра­в­лен­ный ри­су­нок (фото б) - сим­мет­рич­ный от­но­си­тель­но пло­с­ко­сти, про­хо­дя­щей че­рез се­ре­ди­ну про­те­к­то­ра. Он об­ла­да­ет улуч­шен­ной спо­соб­но­стью от­во­да во­ды из пят­на кон­та­к­та с до­ро­гой и по­ни­жен­ной шум­но­стью;
асим­мет­рич­ный ри­су­нок (фото в) - не сим­мет­рич­ный от­но­си­тель­но цен­т­раль­ной пло­с­ко­сти вра­ще­ния ко­ле­са. Его ис­поль­зу­ют для ре­а­ли­за­ции раз­ных свойств в од­ной ши­не. На­при­мер, на­руж­ная сто­ро­на ши­ны луч­ше ра­бо­та­ет на су­хой до­ро­ге, а вну­т­рен­няя - на мок­рой.



Обозначения шин:

Со­дер­жит ин­фор­ма­цию о раз­ме­рах, кон­ст­рук­ции ши­ны, ин­де­к­сах ско­ро­сти и гру­зо­подъ­ем­но­сти. В со­от­вет­ст­вии с дей­ст­ву­ю­щи­ми стан­дар­та­ми обо­зна­че­ние размеров мо­жет быть мил­ли­мет­ро­вым, дюй­мо­вым или сме­шан­ным.
1 - максимальная нагрузка и давление (по стандарту США);
2 - обозначение внутренней стороны шины при асимметричном* рисунке протектора. Наружная сторона в этом случае обозначается „OUTSIDE";
3 - количество слоев и тип корда каркаса и брекера;
4 - товарный знак завода-изготовителя;
5 - ширина профиля;
6 - серия;
7, 15 - обозначение радиальной шины;
8 - обозначение бескамерной шины;
9 - посадочный диаметр;
10 - индекс грузоподъемности;
11 - индекс скорости;
12 - обозначение направления вращения шины на автомобиле (при направленном рисунке протектора);
13 - дата изготовления, например 28-я неделя 2001 года (до 2000 года - трехзначное число);
14 - знак официального утверждения шины на соответствие Правилу № 30 ЕЭК ООН, условный номер страны, выдавшей сертификат, и номер сертификата;
16 - наименование модели.

При­ме­ры обо­зна­че­ния шин по ГОСТ 4754-97:
1) 185/70R14
2) 215/90-15С
3) 5,90-13С
Циф­ры и бу­к­вы оз­на­ча­ют:
185; 215; 5,90 - ши­ри­на про­фи­ля в мм или дюй­мах;
70; 90 - се­рия (от­но­ше­ние вы­со­ты про­фи­ля к его ши­ри­не в про­цен­тах;
R - обо­зна­че­ние ра­ди­аль­ной ши­ны (в обо­зна­че­нии ди­а­го­наль­ной ши­ны бу­к­ву “D” не ука­зы­ва­ют);
14; 15; 13 - по­са­доч­ный диа­метр обо­да в дюй­мах;
С - ин­декс, обо­зна­ча­ю­щий, что по­крыш­ка пред­на­зна­че­на для лег­ких гру­зо­вых ав­то­мо­би­лей и ав­то­бу­сов осо­бо ма­лой вме­сти­мо­сти.

В об­ра­ще­нии встречаются ши­ны с ины­ми обо­зна­че­ни­я­ми, на­при­мер:
1) 6,15-13/155-13
6,15 и 155 - ши­ри­на про­фи­ля в дюй­мах и мил­ли­мет­рах;
13 - по­са­доч­ный диа­метр обо­да в дюй­мах.
Бу­к­вы R нет, зна­чит ши­на ди­а­го­наль­ная. По­с­коль­ку не ука­за­но зна­че­ние вы­со­ты про­фи­ля, оно пре­вы­ша­ет 80%.
2) 31х10,5R15 (для шин все­до­рож­ни­ков, все раз­ме­ры в дюй­мах)
31 - на­руж­ный диа­метр;
10,5 - ши­ри­на про­фи­ля;
R - ра­ди­аль­ная ши­на;
15 - по­са­доч­ный диа­метр.



Мар­ки­ров­ка шин оте­че­ст­вен­но­го про­из­вод­ст­ва

В со­от­вет­ст­вии с ГОСТ 4754-97 на по­крыш­ку на­но­сят­ся сле­ду­ю­щие обя­за­тель­ные над­пи­си:
то­вар­ный знак и (или) на­име­но­ва­ние из­го­то­ви­те­ля;
на­и­ме­но­ва­ние стра­ны - из­го­то­ви­те­ля на ан­г­лий­ском язы­ке - “Made in…”;
обо­зна­че­ние ши­ны;
тор­го­вая мар­ка (мо­дель ши­ны);
ин­декс не­су­щей спо­соб­но­сти (гру­зо­подъ­ем­но­сти);
ин­декс ка­те­го­рии ско­ро­сти (табл.4);
“Tubeless” - для бес­ка­мер­ных шин;
“Reinforced” - для уси­лен­ных шин;
“M+S” или “M.S” - для зим­них шин;
“All seasons” - для все­се­зон­ных шин;
да­ту из­го­то­в­ле­ния, со­сто­я­щую из трех цифр, пер­вые две обо­зна­ча­ют не­де­лю из­го­то­в­ле­ния, по­с­лед­няя - год;
“PSI” - ин­декс да­в­ле­ния от 20 до 85 (толь­ко для шин с ин­де­к­сом “С”);
“Regroovable” - в слу­чае воз­мож­но­сти уг­луб­ле­ния ри­сун­ка про­те­к­то­ра ме­то­дом на­рез­ки;
знак офи­ци­аль­но­го ут­вер­жде­ния “E” с ука­за­ни­ем но­ме­ров офи­ци­аль­но­го ут­вер­жде­ния и стра­ны, вы­дав­шей сер­ти­фи­кат;
“ГОСТ 4754”;
на­ци­о­наль­ный знак со­от­вет­ст­вия ГО­С­Ту (до­пу­с­ка­ет­ся на­но­сить толь­ко в со­про­во­ди­тель­ной до­ку­мен­та­ции);
по­ряд­ко­вый но­мер ши­ны;
знак на­пра­в­ле­ния вра­ще­ния (в слу­чае на­пра­в­лен­но­го ри­сун­ка про­те­к­то­ра);
“TWI” - место рас­по­ло­же­ния ин­ди­ка­то­ров из­но­са;
ба­лан­си­ро­воч­ная мет­ка (кро­ме шин 6,50-16С и 215/90-15С, по­ста­в­ля­е­мых в экс­плу­а­та­цию);
штамп тех­ни­че­ско­го кон­т­ро­ля.

Мар­ки­ров­ка зарубежных шин

На них мо­гут быть не­ко­то­рые дру­гие обо­зна­че­ния:
“Тous terrain” - все­се­зон­ная;
“R+W” (Road + Winter) - до­рож­ная + зим­няя (универсальная);
“Retread” - вос­ста­но­в­лен­ная;
“Inside” - вну­т­рен­няя сто­ро­на;
“Outside” - на­руж­ная сто­ро­на;
“Rotation” - на­пра­в­ле­ние вра­ще­ния (для шин с на­пра­в­лен­ным ри­сун­ком);
“Side facing inwards” - сто­ро­на, об­ра­щен­ная внутрь;
“Side facing outwards” - сто­ро­на, об­ра­щен­ная на­ру­жу (для асим­мет­рич­ных шин);
“Steel” - обо­зна­че­ние на­ли­чия ме­тал­ло­кор­да;
“TL” - бес­ка­мер­ная ши­на;
“ТТ” или “MIT SCHLAUCH” - ка­мер­ная ши­на.

Ре­ко­мен­да­ции

Же­ла­тель­но, что­бы все ши­ны, ус­та­но­в­лен­ные на ав­то­мо­биль, бы­ли не толь­ко од­но­го раз­ме­ра и кон­ст­рук­ции, но и од­ной мо­де­ли и по воз­мож­но­сти од­но­го про­из­во­ди­те­ля. Не­с­мо­т­ря на внеш­нее сход­ст­во не­ко­то­рых ри­сун­ков про­те­к­то­ра, ка­ж­дая мо­дель шин об­ла­да­ет ком­п­ле­к­сом свойств, при­су­щих толь­ко ей. При ус­та­нов­ке на раз­ные оси ав­то­мо­би­ля шин с от­ли­ча­ю­щим­ся, хо­тя и очень по­хо­жим ри­сун­ком (это до­пу­с­ка­ет­ся Пра­ви­ла­ми до­рож­но­го дви­же­ния), сцеп­ные свой­ст­ва не­из­беж­но бу­дут от­ли­чать­ся, что мо­жет па­губ­но ска­зать­ся на уп­ра­в­ля­е­мо­сти в кри­ти­че­ских си­ту­а­ци­ях. В слу­чае вы­ну­ж­ден­ной ус­та­нов­ки не оди­на­ко­вых шин не­об­хо­ди­мо по воз­мож­но­сти из­бе­гать сле­ду­ю­щих со­че­та­ний:
низ­ко­про­филь­ная “ре­зи­на” впе­ре­ди и вы­со­ко­про­филь­ная сза­ди;
на ве­ду­щей оси пе­ред­не­при­вод­но­го ав­то­мо­би­ля ус­та­но­в­ле­ны ши­по­ван­ные ши­ны , а сза­ди без ши­пов ;
впе­ре­ди ус­та­но­в­ле­ны но­вые ши­ны, а сза­ди пол­но­стью из­но­шен­ные или на­обо­рот и т.д.
Осо­бен­но опас­ны два по­с­лед­них ва­ри­ан­та, так как на влаж­ном или об­ле­де­не­лом ас­фаль­те сце­п­ле­ние зад­них шин с до­ро­гой зна­чи­тель­но сни­жа­ет­ся, что мо­жет при­ве­с­ти к за­но­су и ДТП.
Все ши­ны, да­же в пре­де­лах од­но­го ти­па, раз­ли­ча­ют­ся по хи­ми­че­ско­му со­ста­ву ре­зи­ны, вну­т­рен­ней кон­ст­рук­ции и ри­сун­ку про­те­к­то­ра. Это свя­за­но с тем, что сде­лать “иде­аль­ную” ши­ну, ко­то­рая бы обес­пе­чи­ва­ла ма­к­си­маль­ную ре­а­ли­за­цию ха­ра­к­те­ри­стик ав­то­мо­би­ля при всех до­рож­ных ус­ло­ви­ях, не­воз­мож­но. По­э­то­му про­из­во­ди­те­ли вы­пу­с­ка­ют ши­ны:
с оп­ре­де­лен­ной спе­ци­а­ли­за­ци­ей, ко­гда наи­бо­лее раз­ви­ты од­но (или два) свой­ст­ва (как пра­ви­ло, в не­боль­шой ущерб дру­гим). На­при­мер, ши­на для ком­форт­но­го дви­же­ния по шос­се, об­ла­дая низ­кой шум­но­стью и хо­ро­шей плав­но­стью хо­да, мо­жет не обес­пе­чи­вать хо­ро­шую ус­той­чи­вость и уп­ра­в­ля­е­мость на вы­со­ких ско­ро­стях. Или ши­на име­ет по­вы­шен­ный ре­сурс и обес­пе­чи­ва­ет сни­же­ние рас­хо­да то­п­ли­ва (по срав­не­нию с дру­ги­ми мо­де­ля­ми) за счет низ­ко­го со­про­ти­в­ле­ния ка­че­нию, но мо­жет не обес­пе­чи­вать хо­ро­шей ком­форт­но­сти, ус­той­чи­во­сти и уп­ра­в­ля­е­мо­сти. Как пра­ви­ло, все круп­ные про­из­во­ди­те­ли (к со­жа­ле­нию, по­ка в ос­нов­ном за­ру­беж­ные) ука­зы­ва­ют в ре­к­лам­ных про­спе­к­тах, ка­ки­ми имен­но наи­луч­ши­ми свой­ст­ва­ми об­ла­да­ет дан­ная мо­дель ши­ны. Прав­да, при этом умал­чи­ва­ют, ка­ки­ми свой­ст­ва­ми “по­жер­т­во­ва­ли”;
с ус­ред­нен­ны­ми, при­мер­но оди­на­ко­вы­ми по ве­ли­чи­не, свой­ст­ва­ми, для обес­пе­че­ния при­е­м­ле­мой ре­а­ли­за­ции ха­ра­к­те­ри­стик ав­то­мо­би­ля в ши­ро­ком ди­а­па­зо­не до­рож­ных ус­ло­вий.
По­э­то­му пе­ред вы­бо­ром шин не­об­хо­ди­мо оп­ре­де­лить:
ка­кие свой­ст­ва шин, по­ми­мо на­деж­но­го сце­п­ле­ния, вам наи­бо­лее важ­ны - “спор­тив­ность”, ком­форт­ность, эко­но­мич­ность и т.п.
ус­ло­вия, в ко­то­рых бу­дет боль­шее вре­мя экс­плу­а­ти­ро­вать­ся ав­то­мо­биль;
ма­к­си­маль­ные гру­зо­подъ­ем­ность и ско­рость, га­ба­рит­ные раз­ме­ры ши­ны, ко­то­рые долж­ны со­от­вет­ст­во­вать ав­то­мо­би­лю.
При пе­ре­хо­де на дру­гую раз­мер­ность же­ла­тель­но, что­бы не из­ме­нил­ся на­руж­ный диа­метр ши­ны, ко­то­рый мож­но рас­счи­тать по фор­му­ле: D = 25,4d+2sh,
где d - по­са­доч­ный диа­метр ко­ле­са (дюй­мы), s - ши­ри­на про­фи­ля ши­ны (мм), h - серия шины (от­но­ше­ние вы­со­ты про­фи­ля ши­ны к ее ши­ри­не в %). Рекомендуемые ва­ри­ан­ты за­ме­ны при­ве­де­ны в табл. 5.
Не­об­хо­ди­мо учи­ты­вать, что экс­плу­а­та­ция шин на пре­дель­ных ско­ро­стях и на­груз­ке зна­чи­тель­но сни­жа­ет их ре­сурс.



Тонкости шинной МАРКИРОВКИ

Если завод-изготовитель автомобиля позволяет варьировать размер шин в некоторых пределах, то для лета предпочтительнее более широкие покрышки. На них машина чуть лучше тормозит и меньше буксует при интенсивном разгоне. Но вместе с тем хуже управляется в поворотах малого радиуса - шине приходится проскальзывать из-за того, что противоположные стороны протектора проходят разные пути, и чем шире шина, тем больше разница проскальзывания. К тому же широкие шины всплывают в лужах при меньшей скорости, чем узкие.
От серии или высоты профиля шины напрямую зависит управляемость и устойчивость автомобиля, и плавность хода. Высокая боковина лучше противостоит ухабам, но в поворотах такая шина будет подламываться, опаздывая с реакцией, и изменять траекторию. Зато низкопрофильная шина - жесткая и не терпит плохих дорог.
Отдельная категория шин - «M+S» (грязь и снег). Такие шины обладают посредственными характеристиками на асфальте, но имеют преимущества на грунтовках и заснеженных дорогах. Впрочем на последних ведут себя хуже настоящих зимних, обозначенных дополнительно значком с трехглавой горной вершиной и снежинкой. Впрочем, значка может и не быть.
Еще одна «полувездеходная» категория – All season – всезсезонные шины. В какой-то степени они близки к шинам типа «m+s», поскольку допускают и летнюю, и зимнюю эксплуатацию. Подобная универсальность допустима в теплых регионах, где зима короткая и не холодная, а лето не очень жаркое. Универсальные шины заметно отстают от летних шин летом и от зимних – зимой.
Шины типа Run-Flat (не боящиеся проколов, благодаря усиленным боковинам) имеют свою отличительную маркировку, которая приведена в таблице:

Другие маркировки, которые можно встретить на шинах, приведены в таблице :.

Маркировка Что означает Примечание
All season или Tous terrain Всесезонная
R+W (Road+winter) Дорожная +зимняя (всесезонная)
M+S, M&S или M(.)S (mud+ snow) Грязь и снег
XL (extra load) Повышенной грузоподъемности Реальная грузоподъемность шины определяется индексом грузоподъемности
R или Radial Радиальная конструкция шины
Reinforced Усиленная
Retread Восстановленная
Regroovable Возможна нарезка/ углубление канавок
Rotation (употребляется вместе со стрелкой) Направление вращения шины Только для шин с направленным типом протектора
Inside или Side facing inwards Внутренняя сторона боковины
Outside или Side facing outwards Внешняя сторона боковины Только для шин с асимметричным типом протектора
С (commercial) Для легких грузовиков и микроавтобусов Обычно расположена в конце маркировки размерности шины
P (passenger) Легковая
LT (light truck) Для легких грузовиков и автобусов На шинах американского производства. Может быть расположен перед маркировкой размерности шины.
SUV Для вседорожников
Steel или Steel belted Металлокордный брекер
Tubeless или TL Бескамерная
Tube type или TT С камерой
TWI (Tread wear indication) Индикатор износа глубины протектора
Буква «Е» в кружочке с цифровым индексом Подтверждение сертификации типа шины на соответствие Правилу № 30 ЕЭК ООН. Цифровой индекс в кружочке – номер (код) страны, проводившей сертификацию, вне круга – номер сертификата.
Maximum load … Лучше ориентироваться на индекс грузоподъемности
Maximum Pressure … Максимально допустимое давление в шине по стандарту США
ETRO Европейская техническая организация по шинам и дискам
ECE Европейская комиссия по экономике
DOT Министерство транспорта США
FMVSS Федеральный стандарт безопасности транспортных средств

Для гурманов
Такие предпочитают подбирать комплект шин из одной партии, стараясь избегать даже минимальных отклонений в свойствах. Тогда нужно обратить внимание на маркировку типа: «DOT GU N4 FRVX 1908». На шинах Michelin все вместе это называется номером сертификата производителя в соответствии с DOT, и означает следующее:
DOT (Department of Trasnpotation) – министерство транспорта США;
GU – код завода-изготовителя;
N4 – код размера:
FRVX – дополнительный код, зачастую включающий в себя номер партии или бригады;
1908 (может быть выдавлено отдельно от DOT) – две первые цифры означают неделю в году (здесь 19), две последние – год (2008) выпуска шины.
Могут быть нанесены сертификаты ECE, ETRO и FMVSS.
Шины разных партий если и различаются, то не настолько, чтобы это заметил потребитель. Разница, как правило, мизерная.
Приоткрою маленькую тайну, которую многие шинники стараются по понятным причинам не афишировать. Производители автомобилей для шин первичной комплектации выдвигают свои требования. Mercedes, например, делает упор на комфорт, BMW – на управляемость – в итоге баланс свойств шин слегка меняется. При этом название и рисунок протектора остаются нетронутыми, и на вид их различить невозможно. Потому на них наносят специальные метки, которые приведены в таблице:

Дополнительные маркировки на шинах, поставляемых на первичную комплектацию
Ставятся по требованию автопроизводителей:

Примечание: Michelin рекомендует:
1. На автомобилях марки, выделенной жирным шрифтом недопустимо использовать шины без соответствующей маркировки.
2. Шины, выделенные жирным шрифтом недопустимо использовать на автомобилях другого производителя.

Шины без подобной маркировки - среднестатистические, и идут в продажу либо на комплектацию автомобилей без особых требований к покрышкам.
Если вы подбираете одну шину на BMW или Porsche, лучше уточнить, есть ли на ней специальная маркировка. Если есть – ищите точно такую же, заказывая через дилера автомобиля. Понятно, что такая покрышка обойдется дороже обычной магазинной. Но только тогда можно быть уверенным, что в экстренной ситуации автомобиль не взбрыкнет «среднестатистической покрышкой». Если такую найти невозможно, придется покупать в обычном шинном магазине все четыре.

О грыжестойкости
Увеличение индексов скорости и грузоподъемности не означает, что шина будет меньше бояться пробоев и притирания к бордюрам. Но небольшие преимущества все же есть. Более скоростные шины конструктивно прочнее в радиальном направлении. Зачастую благодаря усиливающей прокладке между брекером и каркасом. Такие шины чуть менее уязвимы к ударам но, как правило, более жесткие и шумные.
Шины с более высоким индексом грузоподъемности отличаются не только дополнительной подложкой, но и усиленными боковинами. Они действительно более прочные. У шин для автомобилей категории SUV усиливают подкладками еще и плечи, так что если предстоит ездить по разбитым дорогам, можно подобрать такие, подходящие по размерности и скоростным возможностям. Кстати, некоторые импортные автомобили для российского рынка производители комплектуют шинами заведомо большей грузоподъемности. Имейте ввиду, что они тяжелее, менее комфортны, и увеличивают расход топлива. К тому же, жесткие шины плохо гасят энергию ударов, потому больше страдают подвеска и кузов. Вариант некоторого увеличения «грыжестойкости» – увеличение давления выше рекомендованного на 0,3-0,5 бар. Но не забудем, что при этом ухудшится сцепление колес с дорогой и плавность хода.

Тату на плечах


1. В последнее время боковины шин некоторых производителей украсились картинками примерно следующего вида.
Слева направо это означает: лето, дождь, снег, экономия топлива, уверенное прохождение поворотов. Другие, если и вводят аналогичные значки, стараются держать их на сайте компании, ведь эта информация нужна лишь при выборе шин.




2. «Зеленые» шины отличаются уменьшенным расходом топлива и пониженным уровнем шума. Насколько – знает только сам производитель.
такой значок применяет Michelin . А Nokian и Pirelli – рельефные листочки



3. Трехглавая снежная вершина со снежинкой говорит о том, что шины созданы для суровых зимних условий. Применяется как дополнительная маркировка к шинам типа «M+S»



4. Самый удобный индикатор износа (Nokian) – достаточно беглого взгляда на протектор, чтобы узнать, какова его остаточная глубина (цифры «выдавлены» на определенную глубину) и сохранили ли шины способность оставаться зимними (снежинка сотрется с протектора, когда глубина его канавок останется меньше 4 мм)



5. Еще одна хитрость Nokian – маркировка позиционирования колес на автомобиле при сезонной смене шин.

6. Толкование круглых и треугольных цветных меток на боковинах шин не регламентировано ни одним международным или европейским документом. К примеру Bridgestone, Yokohama, Kumho, маркируют продукцию в соответствии с требованиями заводов-изготовителей автомобилей. Поэтому цветные метки можно встретить на шинах, предназначенных для первичной комплектации.
Наиболее распространенное толкование желтых меток – легчайшая часть покрышки. Красная указывает место максимальной силовой неоднородности либо наиболее тяжелой части шины. Белая метка любой формы – фрагмент штампа ОТК.
Цветные полоски в канавках протектора – это, как правило, логистические сигналы, упрощающие жизнь складским работникам. Чтобы знать наверняка, что означает каждая конкретная цветная полоска или метка любой конфигурации, придется обратиться к производителю шины.

В подготовке статьи принял участие Сергей Мишин

Маркировка автомобильных шин (типоразмер) служит для того, чтобы потребитель мог быстро и безошибочно подобрать комплект резины, необходимой для автомобиля. Данные, которые зашифрованы в буквенно-цифровом обозначении маркировки, нанесенном на боковину покрышки, несут в себе полную информацию об эксплуатационных характеристиках шины. Как изменятся внешние размеры колеса при изменении параметров авторезины, вы можете посчитать с помощью специального калькулятора - .

Нас будут интересовать в основном следующие параметры в маркировке шин : производитель, размерность (типоразмер шины), сезонность, индексы нагрузки и скорости.

В настоящее время количество типоразмеров автомобильных шин исчисляется сотнями. Не ошибиться с выбором вам поможет правильное чтение маркировки автошин.

Существует четыре основных стандарта обозначения продукции: российский стандарт, европейский стандарт (метрический), американский стандарт (дюймовый) и смешанный.
Для того чтобы понять, по какому стандарту промаркировано колесо, обратите внимание на наличие следующих особенностей: наличие надписи DOT (Department of Transportation) говорит о том, что эта автошина промаркирована по американскому стандарту, а буква Е указывает на обозначение по европейскому стандарту, если же на шине стоит обозначение ТУ (Технические условия), то перед вами резина российского производства. Если же случится, что вы увидите на колесе одновременно обозначения DOT и E, это говорит о том, что шина промаркирована по двойному стандарту.

Пример европейской маркировки шин (Е): типоразмер 195/65R15 91H

195 = ширина шины в мм
65 = профиль автошины (отношение высоты покрышки к ширине в %)
R = радиальная конструкция (расположение слоев корда в покрышке)
15 = диаметр колесного диска (посадочный диаметр покрышки в дюймах)
91 = показатель грузоподъёмности (Load Index - индекс нагрузки)
H = индекс скорости (Speed Index)

С ноября 2012 года все европейские производители автомобильной резины маркируют свою продукцию следующей наклейкой:

На ней схематически показаны следующие характеристики шины: топливная экономичность, сцепление колеса с дорожным покрытием при влажной дороге и уровень шума.
Шкалы топливной экономичности и степень защиты от аквапланирования резины состоят из семи возможных классов: от самого низкого G до самого высокого А. Другими словами, A - это наилучший показатель, а G - наихудший.
Уровень шума разделен на три категории: чем больше черных волн на отметке, тем выше уровень шума при эксплуатации автомобиля.
В Европе максимальный уровень шума при движении автомобиля со скоростью 80 км/ч установлен на уровне 72-84 децибел. Подобные наклейки делают интуитивно более понятным для рядового потребителя.

Американская маркировка шин

Пример американской маркировки (DOT): 35x12.50 R 15 LT 113R :

35 = внешний диаметр шины (дюйм)
12.50 = ширина покрышки (дюйм)
R = радиальная конструкция
15 = диаметр диска (внутренний у покрышки, в дюймах)
LT = назначение и применяемость автошины («LT» - Light Truck - т.е. легкий грузовик, или бывает «P» - Passanger - маркировка шин легкового автомобиля)
113 = индекс нагрузки
R = Индекс скорости шины

Российская маркировка автомобильных шин

Примеры маркировки российской шины (ТУ):

175-13/6,95-13 - маркировка диагональной авторезины:

175 и 6,95 = условная ширина профиля автошины (соответственно в миллиметрах и дюймах)
13 = посадочный диаметр автошины в дюймах (соответствует посадочному диаметру колесного диска)

195/65R15 10B - маркировка радиальной шины:

195 = ширина шины в мм
65 = профиль шины (отношение высоты к ширине в %)
R = радиальная конструкция
15 = диаметр колесного диска (в дюймах)
10B = модель (цифра - порядковый номер разработки, буква - производитель, в данном случае В - ОАО "Воронежшина").

Информация о маркировке и параметрах автошин

Индекс нагрузки шины

Индекс нагрузки (Load Index) наиболее актуален для эксплуатации коммерческого и грузового транспорта и представляет собой предельно допустимую нагрузку на колесо. Для легковых автомобилей это не самый актуальный параметр, т.к. делается с большим запасом. Табличка для расшифровки индекса нагрузки представлена ниже:

Таблица индексов нагрузки шин

индекс индекс индекс индекс индекс
50 190 74 375 98 750 122 1500 146 3000
51 195 75 387 99 775 123 1550 147 3075
52 200 76 400 100 800 124 1600 148 3150
53 206 77 412 101 825 125 1650 149 3250
54 212 78 425 102 850 126 1700 150 3350
55 218 79 437 103 875 127 1750 151 3450
56 224 80 450 104 900 128 1800 152 3550
57 230 81 462 105 925 129 1850 153 3650
58 236 82 475 106 950 130 1900 154 3750
59 243 83 487 107 975 131 1950 155 3875
60 250 84 500 108 1000 132 2000 156 4000
61 257 85 515 109 1030 133 2060 157 4125
62 265 86 530 110 1060 134 2120 158 4250
63 272 87 545 111 1090 135 2180 159 4375
64 280 88 560 112 1120 136 2240 160 4500
65 290 89 580 113 1150 137 2300 161 4625
66 300 90 600 114 1180 138 2360 162 4750
67 307 91 615 115 1215 139 2430 163 4875
68 315 92 630 116 1250 140 2500 164 5000
69 325 93 650 117 1285 141 2575 165 5150
70 335 94 670 118 1320 142 2650 166 5300
71 345 95 690 119 1360 143 2725 167 5450
72 355 96 710 120 1400 144 2800 168 5600
73 365 97 730 121 1450 145 2900 169 5800

Индекс скорости шины

Индекс скорости (Speed Index) - это специальная категория, присваиваемая шине по результатам стендовых испытаний, и подразумевает под собой максимальную скорость, на которую рассчитано колесо. Необходимо учитывать, что при эксплуатации автомобиль должен не превышать допустимые скоростные значения и перемещаться с крейсерской скоростью на 10-15 % меньше скоростного индекса. Более подробно сориентироваться поможет следующая таблица:

Таблица - индексы скорости шин

индекс максимальная скорость (км/ч) индекс максимальная скорость (км/ч)
B 50 P 150
C 60 Q 160
D 65 R 170
E 70 S 180
F 80 T 190
G 90 H 210
J 100 V 240
K 110 W 270
L 120 Y 300
M 130 ZR > 240
N 140

Сезонность шины

Сезонность резины определяется следующими значениями на колесе:

Mud + Snow (M+S) - маркировка «грязь плюс снег» означает, что покрышки зимние или всесезонные.
Mud Terrain (M/Т) - грязевые покрышки.
All Season (AS) - всесезонная резина ().
Any Weather (Aw) - всепогодные автошины.
Road+Winter (R+W) - всесезонные шины.

Значок «снежинка» на колесе - означает, что перед вами , если такого значка на колесе нет, то эксплуатировать такую резину в зимних условиях недопустимо, и она эксплуатируется только в странах с теплым климатом либо в летнее время года.

Aquacontact , Aquatred , Water , Aqua , Rain , или значок «зонтик» - специальная дождевая резина, ее конструкция позволяет предотвратить явление аквапланирования.

Если этих надписей нет на боковине покрышки, то это .

Направленные, асимметричные и симметричные шины

Направленность автошин и симметричность определяются следующими надписями:

Outside и Inside , Side Facing In , Side Facing Out обозначают ассиметричные автошины, в этом случае маркировка Outside (Side Facing out) должна находиться с наружной стороны автомобиля, в то время, как Inside (Side Facing In) с внутренней.

Left (Right) указывает, на какую сторону автомобиля устанавливается колесо, данное условие обязательно для соблюдения. Раньше выпускались автошины Nokian NRV одновременно направленные и симметричные, но из-за проблем, связанных с левыми и правыми колесами и дороговизной производства, эту модель сняли с производства.

Rotation или стрелка на боковине означает, что вы имеете дело с направленной шиной. При их установке необходимо в обязательном порядке соблюдать направление вращения колеса.

При отсутсвии этих надписей на боковине автошины - покрышка симметричная, и может устанавливаться на машину в любом положении.

Цветовые метки (маркировка) на шине

Цветовые отметки на боковине колеса бывают в виде небольшого кружка, треугольника, квадрата и встречаются у разных производителей разных цветов: синие, красные, желтые и т.д. Цвет маркировки никак не регламентируется, однако в большинстве случаев желтая метка на шине указывает на самое легкое место покрышки и используется при бортировании резины на диск в качестве ориентира (его совмещают с вентилем на ободе колеса).

Красная метка на боковине автошины означает место максимальной неоднородности у покрышки.
Также на протекторе шин часто встречаются разноцветные полоски, идущие по диаметру шины. Эти полоски не несут для потребителя никакой смысловой нагрузки и служат для идентификации товара на складах поставщиков и производителей.

Дополнительные обозначения встречающиеся в маркировке покрышки

Знак "+" означает уменьшенное сопротивление качению, обуславливающее уменьшение значения среднего расхода топлива, также означает улучшенные показателя сцепления колеса при эксплуатации на мокрой дороге.
P (PASSENGER) - маркировка шин для легковых автомобилей.
LT (LIGHT TRUCK) - Run Flat (TRF) - Toyo, ROF - Dunlop, RunOnFlat - , у корейского производителя - XRP , у шин - Run Flat и т.д.

Tube Type - камерная покрышка.
Tubeless - бескамерная шина.
Max Pressure - максимально допустимое давление в колесе.
Max Load - максимально допустимая нагрузка на колесо (за буквенным обозначением указывается числовое в килограммах и фунтах).
Extra Load (XL) , Reinforced , Reinf , RF - повышенный индекс нагрузки.
Reinforced (RF) в типоразмере автошины означают усиленную покрышку.
Буква С (Сommercial) , стоящая после указания посадочного диаметра, обозначает марку грузовой резины, свидетельствует о повышенной слойности и прочности колеса.
Ply Rating (PR) - норма слойности, коэффициент, определяющий несущую способность (прочность) каркаса покрышки: чем выше норма слойности, тем выше грузоподьемность шины. В легковом автотранспорте применимы 4PR и усиленные (Reinforced) 6PR.
Radial - радиальная конструкция.
Steel - наличие в шине металлического корда.
Temperature (А, В, С) - термостойкость шины (А - наивысшее значение).
Traction (А, В, С) - способность автошины к торможению на мокрой дороге, коэффициент сцепления (А - наивысшее значение).
Treadwear - ожидаемый километраж пробега (коэффициент износоустойчивости), достаточно теоретическое значение, но чем выше этот коэффициент, тем дольше не изнашивается протектор шины.
Studless - ошиповке не подлежит.
Studdable - подлежит ошиповке (специально разработанные )
TWI - отметка минимально возможной остаточной высоты рисунка протектора шины.
Maximum Flange Sheild (MFS) - система защиты обода колеса у , разработана специально для дорогой резины, защищает протектор от боковых повреждений при наездах на бордюр и т.п.
HP (High Performance) или UHP (Ultra High Performance) - элитные высокого класса с повышенными показателями прочности и износостойкости.

Если же у вас остались вопросы, звоните, и специалисты нашей компании «Шины.ру» с удовольствием вам помогут.

На современных автошинах имеется довольно обширная маркировка: множество разных букв и цифр. Однако, обычному водителю они дадут немного информации, если, конечно, он предварительно не изучил какую-нибудь специальную литературу по маркировке шин. В этой же статье мы с вами рассмотрим самые важные обозначения цифр на шинах автомобиля, какие характеристики покрышки они обозначают и на что следует в первую очередь обращать внимание при покупке. Начнём.

Итак, существует два типа маркировки шин : европейская (метрическая) и американская (дюймовая).

Европейская маркировка

В нашей стране более распространена европейская маркировка шин, поэтому начнём обзор с неё. Для примера возьмём покрышку со следующими параметрами:

175 — ширина профиля шины в миллиметрах

80 – высота профиля шины в процентах от ширины (в нашем примере это будет 80% от 175 мм, получается 140 мм)

R – конструкция шины. R – это шина радиальной конструкции (слои корда шины уложены вдоль линии радиуса). Существуют также диагональные шины, в них корд уложен по направлению борта.

14 – диаметр внутренней окружности шины в дюймах. Здесь главное не перепутать диаметр с радиусом из-за буквы R, которая стоит перед обозначением диаметра, и, как мы уже выяснили, означает тип конструкции шины, а не её радиус.

88 – индекс максимальной нагрузки. У каждого значения индекса – своя нагрузка. В данном случае для 88 нагрузка будет 560 кг. Нагрузку для других значений можно посмотреть в таблице.

Индекс нагрузки 60 65 70 75 80 85 90 95
250 290 335 387 450 515 600 690
Индекс нагрузки 100 105 110 115 120 125 130 135
800 925 1060 1215 1400 1650 1900 2180

Н – индекс скорости. Он также, как и индекс нагрузки, имеет свои значения (см. таблицу). Здесь же у нас шина с максимальной скоростью 210 км/ч.

Индекс скорости A1 A2 A3 A4 A5 A6 A7 A8
Скорость, км/ч 5 10 15 20 25 30 35 40
Индекс скорости B C D E F G J K
Скорость, км/ч 50 60 65 70 80 90 100 110
Индекс скорости K L M N P Q R S
Скорость, км/ч 110 120 130 140 150 160 170 180
Индекс скорости T H V W Y VR ZR ZR(Y)
Скорость, км/ч 190 210 240 270 300 >210 >240 >300

Американская маркировка

Теперь рассмотрим пример американской (дюймовой) маркировки:

Пример: 35×12.50 R 15 LT 113R

  • 35 - внешний диаметр шины, в дюймах
  • R - шина имеет каркас радиального типа
  • 15 - посадочный диаметр шины, в дюймах, то же что в метрической системе
  • LT - функция шины (LT - light trucks, для лёгких грузовиков)
  • 113 - индекс нагрузки
  • R - индекс скорости

Помимо этих значений, на шинах автомобиля также присутствует несколько других обозначений. Рассмотрим их подробно.

Год выпуска шины

Маркировка года выпуска шины обозначается четырьмя цифрами. Первые две цифры – это неделя года (37-я), вторые – год изготовления (11).

Страна – изготовитель шины

Тут всё просто. Находим надпись «Made in…». Эта шина – китайская.

Тип корда

А так выглядит информация о типе корда в брекере и боковине. Здесь в брекере (TREAD ) применяется 2 слоя стального корда (STEEL 2 ), 2 слоя синтетического корда (POLYESTER 2 ) и одного экранирующего слоя из нейлона (NYLON 1 ). В боковине же (SIDEWALL ) здесь 2 слоя синтетического корда (POLYESTER 2 PILES ).

Также существуют шины, предназначенные для повышенной нагрузки. В них применяется больше слоёв корда, чем в обычных шинах. Обозначаются они маркировкой XL (Extra Load), которая обычно ставится после индекс нагрузки. Также может быть и отдельная надпись EXTRA LOAD .

Максимальное давление в шине

Маркировка MAX PRESSURE (сам надпись может и отсутствовать, а стоять только цифры) указывает на максимальное давление, которое шина может выдержать. У этой шины максимальное давление составляет 350 kPa (килопаскаль). В переводе на атмосферы это будет 3,5 атмосфер (по курсу 100 kPa = 1 атмосфера). Также давление бывает указано в PSI (фунт на квадратный дюйм). Для перевода PSI в атмосферы можно посмотреть в специальную таблицу:

PSI 20 22 23 25 26 28 29 30 32 33
BAR 1.4 1.5 1.6 1.7 1.8 1.9 2.0 2.1 2.2 2.3
PSI 35 36 38 39 41 42 44 45 46 48
BAR 2.4 2.5 2.6 2.7 2.8 2.9 3.0 3.1 3.2 3.3

Обратите внимание, что на шине указывается не рекомендуемое давление, а максимальное, которое шина может выдержать !

Маркировка шин M S

На всесезонных шинах (и зимних тоже) наносится маркировка M+S. Эти буквы обозначают грязь + снег
Тут же видна маркировка радиальной конструкции шины отдельным словом — RADIAL

Направление вращения шины

Если шина имеет направленный рисунок протектора, то на такой шине будет показано направление её вращения в виде стрелки с надписью ROTATION

А если у шины рисунок протектора ассиметричный, то на внутренней её стороне будет надпись INSIDE , а на наружной – OUTSIDE .

Индикатор износа шины

Расположение индикатора износа может быть указано на боковой поверхности шины небольшой надписью TWI , треугольником или каким-нибудь другим значком. Сам же индикатор обычно представляет собой перемычку в канавке между протекторами. Когда протектор стирается и его высота уменьшается до высоты индикатора, это означает, что шину пора менять. Также на шине может присутствовать индикатор в виде капли. Когда эта капля стирается, шина перестаёт сопротивляться аквапланированию.

У зимней резины есть дополнительный индикатор — снежинка. Зимний индикатор выше «летнего» и, когда протектор стирается до «зимнего» индикатора, сопротивление зимней резины скольжению по льду и снегу полностью исчезает, и её пора менять. Ну или можно «докатать» как летнюю. Некоторые производители оснащают свои шины цифровым индикатором, который выполняется в виде цифры на шине. Как только у летних шин цифра стирается до 1,6 мм, а у зимних – до 4 мм (минимальной высоты рисунка протектора), шины пора менять.

Износостойкость, сцепление и температура

TREADWEAR означает износостойкость резиносмеси, из которой шина изготовлена. Чем ниже числовое значение (здесь – 180), тем меньше ресурс шин. У обычных шин для повседневной езды TREADWEAR обычно составляет от 220 до 340. У шин, которые устанавливают на комфортабельные автомобили, не предназначенные для агрессивной езды, ресурс обычно выше – около 400. У спортивных же шин, напротив, он может быть ниже 200 (как на примере). Это объясняется тем, что спортивные шины изготавливаются из более мягкой резиносмеси для более лучшего сцепления с дорожным покрытием.

Однако, TREADWEAR не даёт чёткой картины относительно будущего износа покрышки, так как на износ сильно влияет манера езды, вес автомобиля, давление в шинах и т.д. Поэтому не стоит предавать этому показателю большое значение.

TRACTION показывает сцепление шины с дорожным покрытием. AA – лучший результат, A -высокий, B -средний и C -низкий.

TEMPERATURE – термостойкость шины на высоких скоростях. Чем выше этот показатель, тем большую температуру шина может выдержать при эксплуатации. A означает, что шина может выдержать высокую температуру, B – среднюю и C – низкую. Практически все шины для легковых автомобилей имеют обозначение A. B и C могут встретится на шинах, не рассчитанных на высокие скорости, например на внедорожных.

Стандарты качества

Автошины могут иметь сертификацию, соответствующую стандартам Европы или США.

Европейская сертификация обозначается буквой E (соответствие требованиям ECE – Economic Comission for Europe) с цифрами. Цифра рядом с буквой обозначает одну из стран, уполномоченных сертифицировать шины. После указывается номер сертификата из 5-6 цифр.

Соответствие шины американским стандартам обозначается аббревиатурой DOT (Department Of Transport) c буквами и цифрами, которые обозначают завод-производитель и типоразмер покрышки.

Посмотрите на комбинацию букв/цифр на шине. Большинство размеров шин начинаются с буквы или букв, которые обозначают тип автомобиля и/или характер эксплуатации, для которого они разработаны. Общие индикаторы:

  • P225/50R16 91S
    • P = Когда размер шины начинается с "P", это значит, что размер шины указан в системе "P-metric", которая предназначена для использования в преимущественно пассажирских автомобилях. Сюда входят легковые автомобили, минивэны, "паркетные" внедорожники и легкие пикапы (обычно грузоподъемностью 250 - 500 кг). Размеры в системе "P-metric" начали использовать в конце 1970-х годов, на сегодняшний день они используются чаще всего.
    • /50R16 92S = Если сначала не стоит буква с тремя цифрами за ней, тогда это шина с метрическим размером (также называется "Euro-metric" потому, что эти размеры произошли из Европы). Кроме того, что система "Euro-metric" используется на европейских машинах, она также применяется на фургонах и "паркетных" внедорожниках. Размеры в системе "Euro-metric" эквивалентны размерам в системе "P-metric", но, как правило, слегка отличаются в максимальной допустимой нагрузке.
  • T125/90D16 98M
    • T = Если размер шины начинается с "T", это значит, что шина "Запасная" ("запасное колесо-докатка") и ее можно использовать, пока спущенную основную шину не заменят или отремонтируют.
  • LT245/75R16 108/104S
    • LT = Если размер шины начинается с "LT", это значит, что размер шины указан в системе "Light Truck-metric", предназначенной для использования на транспортных средствах, способных перевозить тяжеловесные грузы или буксировать большие трейлеры. Сюда относятся средние и тяжелые (грузоподъемностью 750 - 1000 кг) грузовые автомобили-пикапы, "паркетные" внедорожники и полноразмерные фургоны. Шины с обозначением "LT" – "младшие братья" шин, которые используются на 18-колесном тягаче и разработаны с учетом значительной резервной нагрузки, чтобы выдерживать дополнительную нагрузку от перевозки тяжелых грузов.
  • 50R16LT 112/107Q, 8.75R16.5LT 104/100Q или 31x10.50R15LT 109Q
    • LT = Если размер шины заканчивается на "LT", это значит, что шина относится к ранним систем маркировки – "Numeric" (числовой), "Wide Base"(с широким основанием) или "Flotation" (флотационной), разработанных для использования на транспортных средствах, способных перевозить тяжелые грузы, а также на прицепных трейлерах (числовая система маркировки). Диаметр обода этих шин начинается с 16,5 дюймов (с широким основанием), шины большого размера позволяют автомобилю преодолевать поверхности из грязи и песка (флотационные). Сюда входят легкие, средние и тяжелые (обычно, грузоподъемностью 500 кг, 750 кг и 1000 кг) грузовые автомобили-пикапы и "паркетные" внедорожники. Шины с обозначением "LT" в конце также являются "младшими братьями" шин, которые используются на 18-колесном тягаче и разработаны с учетом значительной резервной нагрузки, чтобы выдерживать дополнительную нагрузку от перевозки тяжелых грузов.
  • /70R15C 104/102R
    • C = Если шина с размером в системе "Euro-metric" заканчивается на "C", это означает, что шина – коммерческого назначения и должна быть использована на фургонах или развозных машинах, которые способны перевозить большие грузы. В дополнение к маркировке буквой "C" в размере шины, они также маркируются соответствующим сервисным описанием и "диапазоном нагрузок" (диапазон нагрузок B, диапазон нагрузок С или диапазон нагрузок D).
  • ST225/75R15
    • ST = Если размер шины начинается с "ST", это значит, что это шина с размером "Special Trailer Service" и предназначена для использования на автоприцепах общего назначения и для перевозки лодок или автомобилей. Эти шины нельзя использовать на автомобилях, фургонах или пикапах.

Посмотрите на трехзначное число. Оно обозначает ширину профиля шины в миллиметрах.

  • P225/50R16 91S. 225 указывает на то, что ширина шины – 225 миллиметров от самой широкой части внешней стороны до самой широкой стороны внутренней при установке и измерении на колесе определенного размера.
  • Посмотрите на две цифры после ширины профиля шины. Это отношение высоты шины.

    • P225/50R16 91S. 50 обозначает, что высота шины (от посадочного обода до наружного края колеса) составляет 50% от ширины профиля. Это значение -- высота профиля шины, а также называется ее серией, профилем и отношением высоты профиля шины к его ширине. Чем больше это значение, тем больше боковина шины, и наоборот. Мы знаем, что ширина профиля шины – 225 мм, а высота – 50% от 225 мм. Соответственно, умножив 225 на 50% (0,50), мы получим высоту профиля 112,5 мм. Если бы размер шины был P225/70R16, тогда умножив 225 на 70% (0,70), получим высоту профиля 157,5, что на 45 мм больше.
  • Посмотрите на букву, которая следует за цифрами – она обозначает радиальную конструкцию шины.

    • P225/50R16, P225/50ZR16. R в P225/50R16 91S указывает на то, что шина имеет радиальную конструкцию и нити корда в слоях каркаса располагаются радиально. На сегодняшний день это самый популярный тип шин. 98% всех проданных шин – радиального типа.
    • Если в размере шины вместо R стоит D (225/50D16), это значит, что шина имеет диагональный тип каркаса, а ее конструкция состоит из перекрещивающихся слоев корда. Шины с этой конструкцией предназначены для использования в качестве запасных и для грузовых автомобилей малой грузоподъемности.
    • Если вместо R стоит B (225/50B16), значит, шина имеет не только диагональный каркас, как ранее, но и усилена ремнями в районе протектора. Этот тип конструкции шин называют "Belted". Сегодня шин с такой конструкцией почти не осталось.
  • Посмотрите на индекс скорости. На сегодняшний день единственный тип шин, в размер которых включен индекс скорости, – это шины "Z-speed rated". В этом случае, после двух цифр, используемых для идентификации отношение высоты профиля шины к его ширине стоят буквы ZR, которые определяют индекс скорости (Z) и внутреннюю конструкцию шины (R). Начиная с 1991, все другие типы маркировки индекса скорости указываются в сервисном описании (о котором вы скоро узнаете).

  • Учитывайте диаметр шины и колеса.

    • P225/50R16 91S. 16 указывает на то, что шина подходит для диска диаметром 16 дюймов.
    • Шины, диаметр которых указан в дюймах (P225/50R16, также как и 8, 10, 12, 13, 14, 15, 17, 18, 19, 20, 22, 23, 24, 26 и 28) на сегодняшний день наиболее распространены и на большинстве автомобилей, минивэнах, фургонах, "паркетных" внедорожниках и легких грузовых автомобилях малой грузоподъемности. Хотя и не так часто, но на сегодняшний день еще используется два дополнительных "уникальных" типа диаметров шин/колес.
      • Шины и диски, диаметр которых имеет шаг в 0,5 дюйма (8.00R16.5LT, также как и 14.5, 15.5, 17.5, 19.5) используются на некоторых тяжеловозах, легких грузовых автомобилях большой грузоподъемности и крытых фургонах.
      • Если диаметр шин и дисков выражен в миллиметрах (190/65R390, также как и 365, 415), эта система называется миллиметрической. Michelin использовал миллиметрическую систему для своих шин TRX, которые применялись в ограниченном количестве на разных автомобилях в конце 1970 и 1980 годов.
      • Система Michelin PAX – это интегрированная система шины/колеса, выполненная по технологии RunFlat; она была представлена в Северной Америки в качестве оригинального оборудования. Например, размеры шины и диска системы PAX указаны в миллиметрах – 235/710R460A 104T (235 мм – ширина профиля шины, наружный диаметр шины – 710 мм и 460А мм – диаметр обода), буква "A" в 460A указывает на то, что шины с асимметричными бортами, наружный (450 мм) и внутренний (470 мм) борт имеют разные диаметры.
      • Все эти "уникальные" диаметры шины/колеса были разработаны специально под проект шины/колеса или для определенного автомобиля потребовались шины или колеса специфического размера. Бортовые профили всех этих шин и колес по форме отличаются от традиционных "дюймовых ободов".
  • Что означают цифры и символы на автомобильных шинах?

    При выборе автомобильных шин мало обращать внимание на стоимость и внешний вид, следует внимательно изучить, что написано на боковой стороне шины. Первое на что стоит обратить внимание, это размерность.

    кликните по рисунку для увеличения

    Например, обозначение 195/65 R15 говорит, что ширина шины составляет 195 мм, высота профиля шины 65% от ширины шины и R15 это монтажный диаметр в дюймах. Далее следует маркировка индексов скорости и индексов максимальной нагрузки . Приведенные ниже таблицы помогут расшифровать эти значения.

    Таблица индексов максимальной нагрузки.

    Индексы максимальной скорости

    Например, обозначение 91Т информирует нас, что максимальная скорость для данной покрышки не должна превышать 190 км/ч, а так же, что не больше 615 кг. Постарайтесь не экспериментировать с размерами шин, не зря производитель рекомендует определенные размеры. Ведь именно на них достигаются максимальные ходовые характеристики вашего автомобиля. При бортировании шины обязательно стоит учитывать направление вращения, обычно обозначается стилилизованной стрелкой.

    Разные виды обозначения направления вращения

    На зимних шинах будет присутствовать знак снежинки на фоне горы, а так же буквы M+S , М обозначает «грязь», S «снег»

    Пожалуй, самое главное и малоприметное обозначение это дата выпуска шины . Обозначение наносится в формате «35.11», это значит, что шина выпущена в 35 неделе 2011 года. Следите, чтобы шина не была старше двух лет, ведь срок жизни покрышки пять лет, потом она теряет свои свойства.

    Остальная информация несет в себе кодировку завода изготовителя и информацию для шиномонтажников. Например, цветные кружки и треугольники на шине . Правда, наши шиномонтажники особо не уделяют внимание на эти обозначения. Современная балансировочная техника позволяет точно отбалансировать колесо. Особого внимания на эти знаки уделять не стоит.

    Балансировочные метки

    Технологические метки

    Красный цвет указывает на самую тяжелую часть шины, желтый напротив самую легкую, а белый на самую тонкую часть боковины шины. Продольные цветовые полоски на протекторе вопреки расхожим мнениям, указывают на тип заготовки резиновый смеси. Такая маркировка используется только для того, что бы на этапе производства рабочие не перепутали заготовки будущих шин.

    Выступы на протекторе это индикаторы износа . Не рекомендуется использовать шину, если индикаторы износа по уровню сравнялись с рисунком протектора.

    Понравилось? Лайкни нас на Facebook