Мвд обязало водителей носить светоотражающие жилеты. Обязательные световозвращающие жилеты для водителей Требования к сигнальным жилетам водителей

Дождливый осенний вечер, уже темно. Лобовое стекло автомобиля периодически забрасывает грязью, вылетающей из-под колёс идущих впереди машин, «дворники» еле успевают справляться, очищая от воды и грязи лобовое стекло. Видимость минимальна. Справа на обочине рядом с проезжей частью стоит легковой автомобиль с включённой «аварийкой». В зеркало заднего вида водитель замечает мигающий жёлтый поворотник обгоняющего его автомобиля. Инстинктивно он прижимается вправо. И тут рядом со стоящим на обочине автомобилем почти на проезжей части внезапно в полосах дождя возникает человек. Скрип тормозов… Хочется надеяться, что за рулём был опытный водитель, а тормозная система его автомобиля находилась в идеальном состоянии. Только в этом случае водителю удалось бы избежать столкновения, и все остались целы и невредимы. Но так бывает далеко не всегда. Подобная ситуация знакома практически каждому российскому водителю. И знакома она потому, что дополнения в закон о светоотражающих элементах на одежде появились совсем недавно. Это нововведение вызвало неоднозначную реакцию отечественных водителей. Давайте разберёмся, почему некоторые противятся светоотражающим жилетам.

Почему и когда в ПДД появилась норма о светоотражающих жилетах

Российская ГИБДД приводит ужасающую статистику. На протяжении первого полугодия 2017-го на территории Российской Федерации под колёса попали 66 водителей, которые в темноте находились возле своих автомобилей, ремонтируемых на обочине дороги. Вдумайтесь: 66 человек погибли только потому, что их попросту не заметили в темноте другие водители… Характерно, но количество подобных дорожно-транспортных происшествий за первые 6 месяцев 2017 года увеличилось на 5% в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года. Представители дорожной инспекции инициировали нововведение в российских ПДД, которое предусматривает ношение водителем транспортного средства светоотражающей одежды, если он покидает свой автомобиль, остановившийся на обочине или даже на проезжей части. Естественно, новая законодательная норма прошла через все необходимые инстанции. 23 сентября 2017 года данная инициатива обрела форму проекта. 12 декабря проект стал законом. Соответствующее правительственное Постановление под номером 1524 должно вступить в силу через три месяца после своего опубликования.

Именно 12 декабря документ был подписан Главой российского правительства Дмитрием Медведевым. В ГИБДД существует специализированный аналитический отдел, который занимается мониторингом дорожно-транспортных происшествий на российских дорогах, выявлением их причин, а также обобщением и анализом полученной информации. В обязанности этой службы входит обнаружение основных тенденций в отношении дорожно-транспортных происшествий, которые по разным причинам случаются на российских дорогах. Также происходит сопоставление нынешнего положения с аналогичным периодом прошлого года и предыдущими годами. Подобный подход помогает обнаружить те уязвимые места, на которые следует обратить особое внимание не только российской дорожной полиции, но и российским законодателям. Ведь, в конце концов, итогом подобных действий станут спасённые жизни соотечественников и гостей страны.

Дорожная полиция проводит постоянный мониторинг ситуации на российских дорогах

К примеру, после введения необходимости ношения светоотражающих элементов на одежде пешеходами в первом полугодии 2017 года количество наездов на пешеходов на протяжении тёмного времени суток уменьшилось более чем на 10%, если сравнивать эти показатели с аналогичным периодом 2016 года. Ситуация на российских дорогах не может не вызывать определённых опасений. Например, только за 6 месяцев 2017 года жертвами дорожно-транспортных происшествий стали почти 1300 человек, а более 6500 человек получили серьёзные травмы. Аналитика ГИБДД утверждает, что снижение количества наездов в тёмное время суток на лиц, причисляемых к категории пешеходов, обусловлена действием Пункта 4.1 ПДД , вменяющего в обязанность пешеходу при ходьбе по обочине, проезжей части, переходе автомобильной дороги вне пределов населённого пункта носить на одежде светоотражающие элементы, которые должны видеть водители всех транспортных средств.

Данная информация приведена в пояснительной записке, которая прилагалась к указанному выше Постановлению. Действительно, в результате введения светоотражающих элементов на одежде для пешеходов, которые передвигаются вне населённых пунктов, заметно снизилось количество жертв ДТП, связанных с наездами водителей на передвигающихся по обочинам людей. Следует учитывать, что вне пределов населённого пункта освещённость дороги минимальна, водитель бывает ослеплён светом встречных фар, состояние дорожного покрытия не всегда позволяет придерживаться своей полосы движения. Поэтому не заметить идущего по обочине человека очень легко. Доли секунды - одна жизнь загублена и ещё одна сломана. Призывать водителей к особой внимательности вне пределов населённых пунктов малоэффективно. В этом дорожная полиция давно убедилась. Ведь водитель изначально не собирается никого сбивать, так же как и ломать себе судьбу. Как правило, всё происходит внезапно и часто приводит к очень тяжёлым последствиям, ведь скорость автомобиля вне населённого пункта обычно очень высока.

Пешеходы в данном случае должны в тёмное время суток носить световозвращающие браслеты или специальные светоотражающие значки на одежде, передвигаясь по обочинам или краю проезжей, часто загородной дороги.

В случае вынужденной остановки транспортного средства или дорожно-транспортного происшествия вне населённых пунктов в тёмное время суток либо в условиях ограниченной видимости при нахождении на проезжей части или обочине быть одетым в куртку, жилет или жилет-накидку с полосами световозвращающего материала, соответствующих требованиям ГОСТа 12.4.281–2014.».

ПДД РФ Пункт 4 (2,3,4) ПДД РФ.

В принципе, данное нововведение является лишь дополнением к пункту четвёртому Правил дорожного движения, в которых говорится об обязанностях пешехода. Водитель, вышедший из машины и находящиеся на обочине, по сути, может приравниваться к пешеходу, таковыми являются и его пассажиры. Кстати говоря, обычно подразумевается, что автомобиль, остановившийся в тёмное время суток на обочине, обязан включить световой знак аварийной остановки. Но это бывает далеко не всегда. Частично по расхлябанности и безответственности самих водителей, а частично в том случае, когда выходит из строя световое оборудование или исчезает бортовое электропитание. Каждый автомобиль, кроме этого, должен быть оборудован выносным знаком аварийной остановки, но на практике он есть далеко не у всех. Бывает, что остановка произошла после того, как мигнула лампочка давления масла или забилась грязью чистящая поверхность «дворников», поэтому предполагается только быстренько проверить уровень масла или протереть стеклоочистители. Но порой и этой короткой остановки бывает достаточно для трагедии.

Иногда и короткой остановки на обочине бывает достаточно для трагедии

Кстати говоря, нововведение в Правилах дорожного движения в отношении светоотражающих элементов для пешеходов было введено в действие в середине 2015 года, с этого времени заметно показав свою эффективность. Первоначально аналитической службой ГИБДД был проведён мониторинг ситуации, связанной с большим количеством смертельных случаев во время наезда автомобиля на пешеходов вне пределов населённых пунктов. Проанализировав ситуацию и заручившись опытом западных коллег, представители российской дорожной полиции внесли соответствующую инициативу, которая впоследствии уже на законодательном уровне обрела форму непременного условия. Кстати говоря, далеко не всегда пешеход, передвигающийся по обочине, может быть в трезвом состоянии. Ведь большинство водителей не сядут за руль после возлияния - во избежание неприятного общения с сотрудниками ГИБДД и дальнейших огромных штрафов. А вот пешеходу, который изрядно выпил, не будет практически ничего, если смотреть на это с юридической точки зрения. Светоотражающие знаки на одежде в первую очередь приковывают внимание водителя движущегося транспортного средства, который сразу же замечает подобный световой сигнал, являющийся обычно отражением света фар его же автомобиля о люминесцентную поверхность одежды человека.

Видео о применении светоотражающих жилетов российскими водителями

Что собой представляет светоотражающий жилет или куртка

В первую очередь, на вышедшем из остановившейся на обочине машины водителе должна быть куртка или особый жилет, оснащённые светоотражающими элементами. Ширина, количество, расположение данных элементов регламентируются соответствующим ГОСТом . Такая одежда относится к системе стандартов безопасности труда и входит в категорию специальной одежды, имеющей повышенную видимость. ГОСТом установлены технические требования к сигнальным видам одежды. В целом все разновидности сигнальной одежды предназначены для того, чтобы визуально обозначить присутствие людей, на которых она надета. Подобная экипировка используется не только в светлое время суток, но и в ночное время, становясь видимой при попадании на неё света автомобильных фар.

Эффективность светоотражающих элементов на одежде была подтверждена экспериментально. В тёмное время суток несколько бегунов вышли на дистанцию. Трое из них были экипированы специальными светоотражающими элементами, расположенными спереди и сзади на одежде. Водитель движущегося автомобиля, оснащённого специальной видеокамерой для документального подтверждения эксперимента, замечает с расстояния в 300 метров трёх бегунов. Проехав ещё 150 метров, то есть половину расстояния до группы бегущих, он продолжает видеть тех же трёх бегунов. Всё это фиксирует видеокамера. На расстоянии автомобиля в 75 метров от группы бегущих начинает проявляться ещё несколько смутных теней. А уже при подъезде на расстояние всего лишь 10 метров водитель, как и видеокамера, видит, что группа бегунов состоит из семи спортсменов, из которых только трое экипированы соответствующей светоотражающей одеждой, а четверо - нет.

Подобный эксперимент доказывает, что человек, находящийся на проезжей части или на обочине в одежде, не оснащённой светоотражающими элементами, становится виден водителю лишь при максимальном приближении, когда у последнего в критических случаях уже нет возможности предпринять адекватные действия для исключения столкновения с пешеходом или вышедшим из стоящей на обочине дороги машины водителем. Кстати говоря, водитель может быть в машине не один. Его пассажиры, хоть и не обязаны по закону носить в данном случае светоотражающие элементы на одежде, должны понимать, что они становятся видны для водителей транспортных средств тоже при максимальном приближении. Поэтому вышедший из машины водитель, надевший светоотражающую одежду, таким образом предохраняет от попадания под колёса движущихся автомобилей ещё и своих пассажиров, если они надумают выйти из машины и помогать ему в ремонте.

Светоотражающие жилеты и куртки бывают разного дизайна

Светоотражающие жилеты и куртки, а также сами световозвращающие элементы выпускаются на нескольких российских предприятиях. Практически все они соответствуют ГОСТу, поэтому могут смело покупаться и применяться российскими водителями и пешеходами. Надо отметить, что светоотражающая одежда у пешеходов не обязательно должна быть в виде жилета или куртки, достаточно световозвращающего браслета на руке или ноге, а вот для водителей этого будет уже недостаточно. Им потребуется светоотражающая одежда, соответствующая определённому ГОСТу.

Где можно купить светоотражающую одежду

Приобрести светоотражающий жилет или куртку водитель транспортного средства может практически в любом магазине автозапчастей или спецодежды. Минимальная цена жилета составляет всего лишь сто рублей. На данный момент недавние законодательные нововведения ещё не сыграли своей роли в повышении цен на подобные изделия. Поэтому пока что на них цена вполне приемлемая, да и дефицит в торговых точках не наблюдается.

Некоторые пытаются изготовить жилеты или куртки самостоятельно, нашивая на обычную одежду светоотражающие полосы. Для пешеходов этого будет вполне достаточно, но для водителей - вряд ли. Во-первых, это не очень удобно. Ведь придётся испортить одежду. Во-вторых, при самостоятельном изготовлении ни жилет, ни куртка со светоотражающими элементами никоим образом не будут соответствовать принятым ГОСТам. А именно на них опирается соответствующий пункт Правил дорожного движения. Поэтому для водителей применима только та светоотражающая одежда, которая изготовляется промышленным способом и соответствует принятому ГОСТу.

Эксперты прогнозируют, что в ближайшем будущем цены на светоотражающие жилеты и куртки взлетят, увеличившись в разы. Ведь до вступления закона в действие ещё почти три месяца. Поэтому некоторые водители пока что экономят деньги до того момента, пока ношение подобных аксессуаров не станет законодательной нормой. Предположительно, это будет в середине марта. К этому следует добавить ещё и то, что многие российские автовладельцы просто не эксплуатируют свои транспортные средства в зимний период. Особенно это актуально для северных регионов России. Да и празднование Нового года не способствует приобретению водительской экипировки, лучше подготовиться к праздничному столу. Поэтому всплеск спроса на светоотражающую одежду ещё впереди и прогнозируется в начале весны следующего, 2018 года. Наиболее прагматичные водители покупают её уже сегодня, объясняя это тем, что не хотят впоследствии платить две, а то и три нынешние цены. А самые-самые практичные российские автовладельцы уже давно приобрели и при этом пользуются светоотражающими жилетами и куртками.

Практически у каждого дальнобойщика есть подобная одежда, которая висит на водительском сидении или лежит в бардачке его фуры. Кстати говоря, ПДД не устанавливает чёткого места хранения светоотражающего жилета или куртки. Их можно положить под сиденье, в бардачок или в багажник. Законодательно такие моменты не рассматриваются. Главное, чтобы всё использовалось по назначению и соответствовало установленным требованиям. А ведь, покинув салон автомобиля, водителю придётся пройти несколько метров до багажника, которые могут стать для него роковыми.

Светоотражающий жилет должен выделять человека на окружающем тёмном фоне в свете фар автомобиля. Одним из требований, которые применяются к светозащитным элементам на подобной одежде, является их видимость с расстояния около 600 метров. Естественно, у каждого автомобиля фары разные. В данном случае речь идёт, безусловно, о современных мощных фарах дальнего света. Чем слабее фары автомобиля, тем с меньшего расстояния можно заметить человека в светоотражающей одежде. Минимальное расстояние, с которого должно быть заметно человека в подобной экипировке, должно быть не менее 150 метров. Многое также зависит от погодных условий. К примеру, туман, снег или дождь существенно уменьшают зону видимости для водителей. Это следует учитывать. Специалисты советуют, кроме светоотражающей одежды, иметь в руках или на себе источник электрического света, при этом очень желательно, чтобы он был красным. Ведь именно красный свет автоматически повышает внимание у водителя.

Купить светоотражающий жилет можно в любом магазине спецодежды или автозапчастей

Как обстоит дело за рубежом

Мы не зря сказали о том, что у каждого водителя-дальнобойщика есть в машине подобная светоотражающая одежда. Как свидетельствует статистика, именно профессиональные водители, выполняющие дальние рейсы, как никто другой понимают необходимость ношения одежды со светоотражающими элементами в тёмное время суток, когда происходит вынужденная остановка на обочине дороги, либо требуется ремонт автомобиля. С подобными ситуациями в своей работе они сталкиваются практически ежедневно. Если в отношении российских дальнобойщиков, выполняющих рейсы в пределах страны, ещё можно говорить о том, что не все из них имеют у себя светоотражающую одежду, то их коллеги, совершающие рейсы за пределы российских границ, используют её в обязательном порядке. И не зря. Ведь, пересекая, например, польскую границу, российский водитель сразу видит просто огромное множество светоотражающей одежды на польских водителях и пешеходах. Непривычному для подобной иллюминации российскому глазу сперва сложно привыкнуть к этому. Но далее всё становится на свои места.

Практически во всех странах Европейского Союза на законодательном уровне существуют нормы, обязывающие водителей и пешеходов в тёмное время суток вне пределов населённых пунктов носить светоотражающую одежду . Кроме того, в европейских странах существуют внушительные, особенно по российским меркам, штрафы за отсутствие светоотражающего жилета или куртки. К примеру, на португальских просёлочных дорогах можно спокойно походить в темноте возле машины без жилета за 300 евро. Если же полиция зафиксировала подобное правонарушение на скоростном автобане, то размер штрафа удваивается и составит уже 600 евро. В соседней с ней Испании существует фиксированный штраф, составляющий 140 евро, на итальянских дорогах за отсутствие светоотражающей одежды местная полиция может оштрафовать на сто евро. В Швейцарии действует норма, которая обязывает водителей при вынужденной остановке не только надевать светоотражающую одежду, но и включать специальный световой сигнал, который должен выдавать особый прибор, размещающийся на одежде остановившегося водителя (это и понятно, ведь в Швейцарии очень сложный рельеф). За отсутствие светоотражающей одежды и светового сигнала на ней предусмотрен штраф, эквивалентный 200 евро.

Самый меньший штраф в Европе за нарушение правил использования светоотражающей одежды существует, как ни странно, в Германии. Он составляет всего 15 евро. Но что интересно, практически все германские водители имеют подобные жилеты или куртки. Наверное, сознательные немцы заботятся о собственной безопасности и благополучии своих пассажиров. Дольше всего законодательная норма применения светоотражающей экипировки для водителей действует в Соединённом Королевстве. Ещё с середины 80-х годов прошлого века британские водители в обязательном порядке при вынужденной остановке на проезжей части или обочине надевают на себя светоотражающую экипировку.

Светоотражающий жилет был изобретён в США и стал массово применяться американскими водителями в конце 60-х годов прошлого века. При этом на законодательном уровне подобная норма появилась в американских правилах дорожного движения только в конце восьмидесятых годов минувшего столетия. Европейцы стали вводить подобное правило для своих водителей и пешеходов где-то в середине 90-х. И только в странах СНГ до сих пор можно безнаказанно ходить по обочине или стоять возле остановившегося автомобиля без светоотражающей одежды. Поэтому специалисты говорят о том, что данное нововведение в российские ПДД запоздало лет на 10–15. Западные водители очень часто приобретают светоотражающую экипировку и для своих пассажиров, по крайней мере, для одного из них. Они прекрасно понимают, что безопасность пассажиров входит в их зону ответственности.

Водителям европейских стран, американцам или канадцам вовсе не обязательно бояться штрафов. Они имеют хорошо развитое чувство самосохранения, которое подсказывает им, что использование в темноте на автомобильных дорогах светоотражающей одежды просто спасает их жизни. Для российских же водителей и пешеходов, скорее всего, главным аргументом соответствия норме закона станет наказание за её невыполнение. Какие же штрафные санкции предусмотрены для российских пешеходов и автовладельцев, не использующих светоотражающую одежду на дорогах в темноте?

Видео о нововведениях в российских Правилах дорожного движения

Штрафные санкции за отсутствие светоотражающей одежды

Для российских водителей, которые в темноте останавливаются на обочинах, выходят из машин, не надевая при этом светоотражающие жилеты или куртки, предусмотрена следующие штрафные санкции. Итак, подобному нарушителю грозит…ничего. Российский закон не предусматривает административного наказания за отсутствие у водителя светоотражающей одежды или экипировки. По крайней мере, на сегодняшний день. Эксперты считают этот момент существенным пробелом в законе. Некоторые надеются на то, что, поскольку данное нововведение вступит в силу ещё нескоро, то за это время подобные прорехи в законодательстве уже будут устранены. Большинство же автомобильных экспертов, как и сотрудники дорожной полиции России, весьма скептичны: до тех пор, пока за нарушение не будет предусматриваться существенный штраф, норма ПДД выполняться большинством водителей не будет.

Интересно, что для пешеходов без светоотражающих элементов на одежде предусмотрено административное наказание в размере 500 рублей ( российского Админкодекса). Эта статья для пешеходов является в какой-то мере универсальной и служит наказанием практически за все проступки. В отношении водителей каждое правонарушение прописывается отдельно. Подобной универсальной статьи для них просто не существует. По словам Евгения Лысакова, зампреда комитета Госдумы по госстроительству и законодательству, на данный момент ещё не подготовлены необходимые поправки к российскому Админкодексу. Если бы их проект существовал уже сегодня, то они могли бы стать нормой закона на протяжении определённых российским законодательством трёх месяцев. По его словам, когда в ПДД прописана обязанность, то за её невыполнение должна существовать и определённая мера ответственности, пусть даже она будет минимальной. На данный момент нововведения в российское законодательство, касающееся светоотражающей одежды для выходящих в тёмное время суток из автомобиля водителей, в определённой степени стали мертворождёнными. Это же утверждение актуально и при привлечении к административной ответственности пешеходов, у которых отсутствуют световозвращающие элементы при движении по обочине вне пределов населённого пункта.

Дело в том, что нарушителя очень сложно поймать. Если человека сбил автомобиль и произошло это на грунтовой или асфальтированной дороге вне пределов населённого пункта, его никоим образом уже нельзя привлечь к админответственности за отсутствие световозвращающих элементов на одежде. А полиция вряд ли станет специально искать и пешеходов, и вышедших ремонтировать машины водителей, у которых нет светоотражающей одежды. Поэтому шансы быть привлечённым за подобное правонарушение к административной ответственности у самих нарушителей практически минимальные. Ведь всем известно, что сотрудников дорожной полиции не всегда хватает даже для оформления дорожно-транспортных происшествий. Учитывая неблагоприятное для водителей время года, а также существенно возросшее количество аварий на дорогах, связанных с плохими погодными условиями, и пешеходы, и водители без светоотражающих жилетов и курток пока что чувствуют себя вполне спокойно. Да и до вступления закона в силу ещё почти три месяца…

Никаких штрафов за отсутствие или неприменение светоотражающей экипировки российским законодательством пока не предусмотрено

Тем не менее, эксперты прогнозируют, что предполагаемый штраф за отсутствие у вышедшего из машины водителя светоотражающей одежды, после подготовки и принятия соответствующих поправок, будет составлять в пределах 2500–3500 рублей. Факты подобных правонарушений могут быть зафиксированы нарядом дорожной полиции во время движения по автодороге или патрулирования определённого её участка. С каждым годом российское законодательство приближается к европейским нормам. Поскольку в Европе существуют весьма серьёзные наказания за подобные проступки, то вскоре следует ожидать введения административной ответственности и в Российской Федерации.

Далеко не все российские водители положительно воспринимают данное нововведение. И дело не только в том, что им жалко денег на приобретение подобной экипировки. Российские водители устали от периодических кампаний, проводимых Госавтоинспекцией. Например, в своё время в некоторых регионах России проводились массовые рейды по выявлению автомобилей, у которых нарушены нормы светопропускаемости затемнённых стёкол. Совсем недавняя история знает также рейды ГАИ, когда массово проверялось наличие аптечек и огнетушителей. Некоторые российские водители, особенно те, кто за рулём уже не первый десяток лет, уверены, что очередное нововведение станет поводом в том числе для очередных компаний и рейдов дорожной полиции. Ведь жилет или светоотражающую куртку попросту можно забыть или потерять. А их отсутствие (именно отсутствие, но не неприменение) может стать основанием для выписывания полицией штрафа. Так ли это или нет, покажет уже ближайшее будущее. Сами же дорожные полицейские пока что довольно осторожно комментируют подобную законодательную норму. Но они признают, что ношение светоотражающей одежды на дорогах вне пределов населённых пунктов, будь это пешеходы или вышедшие из машины водители, является не только необходимостью, уже прописанной в российском законодательстве, но также в большей степени относится к чувству самосохранения. Ведь полученный штраф, если таковой и будет, не идёт ни в какое сравнение с возможными травмами или даже потерей жизни.

Когда-нибудь светоотражающий жилет может спасти жизнь, поэтому его стоит всегда возить с собой

Несколько слов напоследок

Смысл использования светоотражающей одежды есть однозначно. Кстати говоря, в некоторых европейских странах существуют требование использования водителями светоотражающих жилетов не только в ночное время, но даже днём. Единого требования к форме, материи или дизайну жилета нет. Если обычный светоотражающий жилет стоит всего лишь от 100 до 300 рублей, то высокотехнологичный, имеющий тефлоновое покрытие, непромокаемый, с молнией и карманами обойдётся уже в сумму более 3000 рублей. Купив светоотражающую куртку, её можно использовать и при повседневной носке. Это никоим образом не вызовет насмешек у прохожих, но в какой-то степени поможет сохранить жизнь и здоровье даже на пешеходных переходах в тёмное время суток, не говоря уже о путешествии в нетрезвом виде по обочине или краю просёлочной дороги в ночное время, в туман, в снег или дождь. Думается, что, после того как нововведение вступит в действие и станет нормой закона, российские водители с каждым днём начнут всё лучше понимать практичность светоотражающей одежды. Возможно, многим она просто спасёт жизнь.

Не страшно, когда человек будет светиться, как новогодняя ёлка и его будет видно водителю в свете фар метров с трёхсот. Страшно, когда водитель внезапно обнаружит человека в тёмной одежде прямо перед капотом своего летящего на большой скорости автомобиля.

В российских ПДД в ближайшее время почти наверняка появится новый пункт - 2.3.4, который будет требовать, чтобы водитель при остановке машины или вне населенных пунктов в темное время суток или при ограниченной видимости обязан был бы одевать «куртку, жилет или жилет-накидку с полосами световозвращающего материала, соответствующих требованиям ГОСТа». Именно так говорится в проекте правительственного постановления о соответствующей правке российских Правил дорожного движения.

По большому счету, законодательная инициатива не лишена логики и практического смысла. На что пешеход, что вышедший из авто водитель - «цель» практически невидимая для других шоферов. Сбить такого гражданина по неосторожности, просто вовремя не заметив - дело плевое. И в европах, как знают многие, путешествовавшие по тамошним шоссе, в большинстве стран ярко-желтая жилетка со световозвращающими полосками - такой же необходимый атрибут комплектации авто как и огнетушитель, знак аварийной остановки и т. п. Но самое главное - это штрафы.

В большинстве стран Европы либо за отсутствие такой жилетки в машине, либо за нахождение на трассе без этой одежды, с водителя обязательно , причем приличный. В Бельгии, например, за этот шоферский «грех» полагается кара размером более 1500 евро! Не сомневаемся, что и в России, вслед за введением «обязательных жилеток» в ПДД, в КоАПе немедленно появится соответствующая статья.

Все впечатление от добродетельного пафоса полицейской инициативы портит единственная строчка в официальном пресс-релизе, выпущенном ведомством по этому поводу. Оказывается, «за первую половину 2017 года произошло 66 штук , что почти на 5% больше аналогичного показателя прошлого года». Для справки: за те же 6 месяцев по стране произошло около 70 000 аварий с пострадавшими. По совершенной разным причинам. Полицейская инициатива, таким образом, охватывает меньше 0,001% аварий.

Неужели куча неглупых людей в погонах МВД не нашла для себя более полезного для обеспечения безопасности движения занятия, чем борьба с одной тысячной ото всех видов аварий? Возможно, этот «ларчик» открывается совсем с другой, так сказать стороны. Мы уже упоминали о драконовских штрафах для водителей в Европе за отсутствие жилетки. «Прелесть» аналогичных взысканий в России будет не в том, что их получат те 66 бедолаг-водителей, сбитых ночью на трассе другими шоферами. «без жилетки» будут выписывать вообще всем, кто посмел высунуть нос из машины ночью. Даже тем, кто привык выскакивать из-за руля навстречу инспектору ДПС, решившему остановить их авто на трассе для проверки документов. Ради вот такой дополнительной возможности «нагреть» тысячи водителей полицейские «законотворцы» вполне могли напрячься, это они с удовольствием.

Новый проект постановления правительства РФ о внесении изменений в ПДД, согласно которому предлагается дополнить правила новым пунктом 2.3.4., подготовлен МВД России для профилактики ДТП на дорогах вне населенных пунктов в темное время суток, комментирует порталу «АвтоВзгляд» новацию генеральный директор «АвтоСпецЦентр Столица» Алексей Потапов. - Похожее постановление об изменениях ПДД было подписано Дмитрием Медведевым в 2014 году, но оно касалось в большей степени пешеходов - в темное время суток человек, передвигающийся по проезжей части вне населенного пункта, должен иметь на одежде светоотражающие элементы. Так как законопроект 2014 года был принят, то очевидно, что нововведение 2017 года будет рассмотрено и подписано в ближайшее время. Штраф за несоблюдение ПДД о передвижении пешеходов в темное время суток вне населенного пункта без светоотражающих вставок на одежде составляет 500 ₽ Предполагается, что штрафные санкции по новому проекту МВД будут аналогичными.

Лет 5-7 уже вожу с собой куртку и как дождевик и 1 раз понадобилась во Владивостоке ночью, и ДТП и ливень...

Явно подменили ограниченную видимость и недостаточную. Недостаточная видимость - это туман, снегопад, задымление и т.д. Ограниченная видимость - это за поворотом, за переломом дороги, за углом здания и т.д. При ограниченной видимости жилет не поможет. Если предметом, ограничивающим видимость, считать сам вынужденно остановившийся автомобиль (а на это, видимо и делается расчёт), то получается, что пункт ПДД требует надевать жилет в любое время суток при вынужденной остановке. Тогда могли бы вообще не писать про время суток и видимость, было бы честнее. А так явная ловушка.

Что-то мне думается, что уточнение про вынужденную установку впоследствии уберут, и штрафовать можно будет сразу за выход из машины по требованию инспектора.

При ограниченной видимости жилет не поможет.

Поможет, поможет! Есть возможность спасти хоть одного - надевай жилет.

Виктор-110

Думаю, что правильное решение по поводу применения жилета. Очень много случаев мне лично известных когда водители, просто при замене колеса, погибали под колесами проезжающего мимо автотранспорта.

Поможет, поможет!

Есть возможность спасти хоть одного - надевай жилет.

Что мешало именно так и написать в правилах? Зачем было выдумывать условие ограниченной видимости? Опять придумывают ребусы, чтобы водитель думал, что нужно надевать в одних случаях, а гаишники и суды - в других. У меня жилет есть, висит на спинке водительского кресла, но всё равно напрягает ситуация, что гаишник может остановить, потребовать выйти из машины и тут же оштрафовать за то, что ногу на землю поставил, а жилет ещё не надел.

Каким образом, если водителя всё равно за препятствием не видно?

Вам не видно
Что мешало именно так и написать в правилах?
Если всё

Сергей-505

"Примечание. Требование нового пункта относится только к водителям автомобилей. Т.е. пассажирам световозвращающая одежда не потребуется."

Ну да, по ПДД не обязательно.

А на практике я бы советовал иметь жилеты, в идеале, на всех пассажиров.

Бывают различные ситуации, поэтому видно должно быть всех.

Так же, хоть это и не относится к этой теме, при ДТП желательно высадить всех пассажиров и отправить за отбойник/на тротуар. Очень много ситуаций, особенно в зимнее время, когда в стоящие после ДТП машины влетают те, кто вовремя не увидел аварию.

Очень жаль, что у нас не входит это в привычку. Приходится создавать законы, за невыполнение которых положен штраф.

То есть люди пристегиваются/надевают жилеты не ради безопасности, а чтобы штраф не платить.

Ещё неоднозначность: "В случае вынужденной остановки транспортного средства или ДТП", теперь читаем п.1.2 - ""Вынужденная остановка" - прекращение движения транспортного средства из-за его технической неисправности или опасности, создаваемой перевозимым грузом, состоянием водителя (пассажира) или появлением препятствия на дороге.". Так вот, если я просто решил остановиться, вот так просто совсем без причины, получается жилет не нужен?

Ограниченная - 100 метров. Разве Вам не видно разницы - увидят человека на ПЧ за 50-100 метров, или за 5-10?

Если человека без жилета видно за 10 м, а в жилете за 100, это недостаточная видимость. Ограниченная видимость, это когда стоит препятствие, к нему подъезжает машина, и из-за препятствия выходит человек. Когда он появится - за 100 м до приближающейся машины или за 10 - воля случая. Как тут жилет поможет?

Если всё написать, то по объёму выйдет БСЭ, тогда ПДД точно никто читать не будет, да и в бардачок не влезет.

В данном случае включили лишнее условие, которое только запутывает водителей (и вас тоже).

Так вот, если я просто решил остановиться, вот так просто совсем без причины, получается жилет не нужен?

Инспектор под благовидным предлогом попросит включить аварийку, и готово нарушение. Доказывать, что остановка была преднамеренной, а аварийка включена уже после, придётся доказывать в суде.

Алуксандр

Пункт 2.3.4., который вступает в силу 18 марта 2018 года, требует быть одетым в куртку, жилет или жилет-накидку с полосами световозвращающего материала в темное время суток либо в условиях ограниченной видимости. Таким образом, в условиях недостаточной видимости (видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки) пункт 2.3.4 не требует от водителя обозначать себя в случае вынужденной остановки или ДТП. Видимо всё таки имелось ввиду «в темное время суток либо в условиях недостаточной видимости» или «в темное время суток, в условиях недостаточной либо ограниченной видимости», а получилось как всегда.

Андрей-332

В каком магазине Вы нашли цену 100-200 рублей. В Краснодаре цена уже начинается с 400 рублей. И это за 3 месяца до вступления закона в силу.

Российских автомобилистов обязали возить с собой светоотражающие жилеты. Спецодежду необходимо надевать, выходя из машины на обочине вне городов, сел, деревень и других населенных пунктов ночью или в условиях плохой видимости днем. Такие изменения в Правила дорожного движения были внесены Постановлением правительства РФ от 12 декабря 2017 года N 1524, нововведения вступило в силу 18 марта 2018 г. – спустя 90 дней после официального опубликования в «Российской газете».

Рассказываем подробнее, что представляет из себя закон о светоотражающих элементах на одежде 2017 года, каким требованиям должен соответствовать светоотражающий жилет, и грозят ли штрафы нарушителям.

Постановление Правительства РФ N 1524

Поводом для изменения ПДД стала с одной стороны печальная статистика дорожно-транспортных происшествий, с другой – положительный опыт многих европейских стран, где светоотражающие элементы на верхней одежде водителей и пассажиров транспортного средства являются таким же обязательным реквизитом загородной поездки как аптечка и огнетушитель.

На официальном сайте Правительства РФ (government.ru) вместе с постановлением о внесении изменений в ПДД одновременно была опубликована также и справка ГИБДД со статистикой ДТП за первые полгода 2017-го.

По данным дорожной полиции, возросло количество наездов на водителей на обочине в темное время суток – почти на 5% по сравнению с данными за 2016 год (всего 66 таких ДТП). А вот количество наездов на пешеходов, которых ранее (с 1 июня 2015 года) обязали передвигаться по обочинам в темное время суток в одежде со светоотражающими элементами, сократилось – на 10,2%.

В ГИБДД посчитали, что сокращение ДТП с пешеходами напрямую связано с внедрением новых требований, и решили распространить закон о светоотражающих жилетах на автомобилистов. В результате было выпущено Постановление Правительства РФ N 1524, которым правила ДД были дополнены новым пунктом – 2.3.4.

Новые требования к светоотражающей одежде

Новый закон о светоотражающих жилетах для водителей в части требований непосредственно к одежде ссылается на ГОСТ 12.4.281-2014 (пункт 4.2), которым установлены стандарты одежды повышенной видимости. Они применяются в основном к одежде дорожных рабочих, теперь их распространили и на светоотражающие жилеты для водителей. Закон, кстати, допускает использование не только жилетов, но также курток и жилетов-накидок.

Данные изделия должны иметь 1 или 2 горизонтальные полосы светоотражающего материала, находящиеся на расстоянии 5 см друг от друга. Полоски идут вокруг торса и соединяются с верхней полосой на торсе спереди и сзади через плечи (у этого требования есть исключения). Нижний край горизонтальной полосы должен находиться на расстоянии не менее 5 см от низа куртки, жилета или короткой куртки.

Светоотражающие элементы могут иметь три флуоресцентных цвета:

  • желтый;
  • красный;
  • оранжевый.

Покупая куртку, жилет или накидку для передвижения в условиях плохой видимости за городом, водитель должен ориентироваться на ГОСТ 12.4.281-2014. Если изделие соответствует стандартам, то на нем обязательно будет соответствующая пометка. Купить такое изделие можно за 300 рублей или немного дороже. Изготовить аналог можно и самому, использую ГОСТ в качестве инструкции.

Сигнальная одежда для пешеходов

Пешеходов обязали носить светоотражающие предметы одежды с 1 июля 2015 года. С этой даты вступила в силу новая редакция п. 4.1 ПДД, согласно которой вне населенных пунктов и в условиях плохой видимости (туман, снег, дождь) пешеходы обязаны иметь светоотражающие элементы:

  • когда они пересекают дорогу;
  • когда движутся по обочине или краю проезжей части.

В городе данное требование превращается в рекомендацию и не является обязательным.

Судя по статистике ГИБДД, внедрение соответствующего требования позволило спасти сотни человеческих жизней. За первые 6 месяцев 2017 года в тёмное время суток было зафиксировано более 7 500 наездов на пешеходов (1 321 погибших), что на 10,2% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2016-го. В ГИБДД уверены, что сократить количество ДТП с наездом на пешеходов удалось благодаря новым требования к светоотражающей одежде, а значит – аналогичные требования к водителям также дадут результат.

А как в других странах?

В справке ГИБДД, которая была приложена к Постановлению правительства РФ, также указывалось на положительный европейский опыт. «Российская газета» уточняет, что во многих странах автомобилисты обязаны иметь светоотражающие жилеты для водителей – закон об этом есть в:

  • Венгрии;
  • Польше;
  • Португалии;
  • Испании;
  • Италии;
  • Франции;
  • Словении.

Причем законы некоторых государств обязывают водителей иметь несколько комплектов накидок – на себя и на пассажиров. Если потребуется в темное время суток передвигаться по обочине или переходить дорогу за городом, необходимым инвентарем пассажиров ТС должен обеспечить именно водитель.


Будут ли штрафовать нарушителей?

Несмотря на то, что на январь 2018 года штраф за отсутствие спецодежды для водителей в КоАП РФ отсутствует (в отличие от штрафа для пешеходов 500 рублей – ст. 12.29 КоАП РФ), пренебрегать данной нормой не следует.

Во-первых, это лишний способ защитить водителя, находящегося вне ТС, а также других участников дорожного движения. Стоит учитывать, что флуоресцентная спецодежда позволяет увеличить видимость на дороге в несколько раз.

Во-вторых, после 18 марта 2018 года, когда изменения в ПДД вступят в силу, сотрудники ГИБДД будут по иному трактовать причинно-следственную связь между действиями участников дорожного движения и наступившими последствиями, в частности, ДТП. И водитель, который не исполнил должным образом требования нового закона о светоотражающих жилетах, может не только стать жертвой автомобильной катастрофы, но и может быть признан ее виновником, потому что вовремя не одел куртку или жилет со световозвращающими элементами.

Постановление Правительства РФ о светоотражающих жилетах –

Нормативный документ ГОСТ Р 12.4.219-99, где описаны стандарты сигнальных жилетов, утратил силу. Вместо него приняли новый документ – ГОСТ 12.4.281-2014. Этот стандарт был создан, чтобы вид российской предупредительной экипировки максимально приблизить к европейскому варианту. Он устанавливает минимальные требования по расположению полос, качеству материала.

Светоотражающие жилетки – необходимый атрибут каждого автомобилиста. Если транспортное средство сломалось и нужно выйти из машины – водитель обязан надеть жилет. Действующий стандарт России охватывает экипировку для всех людей, находящихся не только в качестве участника дорожного движений, а так же для строителей, обслуживающего персонала, детей и т. д.

Специальная безрукавка позволяет сделать человека заметным на дальних расстояниях. Видимость сохраняется при любой погоде, благодаря особому материалу, требования к которому и описаны в ГОСТ 12.4.281-2014.

Классификация сигнальных жилетов

По ГОСТ 12.4.218-2014 специальную сигнальную одежду повышенной видимости делят на 3 класса. Площадь предупредительных обозначений определяет тип экипировки. Минимальные требования к локализации светоотражающих полосок описаны в таблице №1. Одежда повышенной видимости может быть выполнена только из комбинированных тканей ярких цветов или же состоять одновременно из сигнальных элементов и яркого материала.

Таблица № 1. Минимальные площади сигнальных элементов одежды, кв. м.

Наименование материала Одежда 3-го класса Одежда 2-го класса Одежда 1-го класса
Фоновый 0,80 0,50 0,14
Световозвращающий 0,20 0,13 0,10
Комбинированный 0,20

Чаще всего, используется предупредительная экипировка 2 класса. Ее одинаково хорошо видно днем и ночью.

Варианты расположения предупредительных знаков

Необходимо, чтобы материал фона охватывал торс по горизонтали. Полоски из светоотражающего материала должны иметь ширину не менее 50 мм. Стандарты на экипировку предполагают наличие двух световозвращающий полосок вокруг туловища в области поясницы с шагом не менее 50 мм и 2 аналогичных светоотражателей, проходящих через плечи, соединяющихся с верхней полоской торса. Шаг от низа безрукавки до 1 знака не менее 50 мм.


Расположение световозвращающих полосок на жилетах по ГОСТ 12.4.281-2014

Для сигнального жилета допустимо еще две вариации расположения светоотражателей.

  1. Наличие только 2 горизонтальных знаков вокруг торса.
  2. 1 горизонтальная полоса вокруг пояса плюс 2 вертикальные, проходящие через плечи, соединяющиеся с ней.

Фоновый материал

Жилет сигнальный 2 класса защиты должен отвечать по цветовым параметрам одной из пар цветовых показателей яркости из таблицы № 2. Необходимо, чтобы параметр яркости превышал показатели, предоставленные в таблице.

Таблица № 2. Цветовые характеристики фоновых материалов.

Цвет Координата цветности Минимальный коэффициент яркости, β
X Y
Желтый флуоресцентный 0,378 0,610 0,76
0,356 0,494
0,398 0,452
0,460 0,540
Оранжевый флуоресцентный 0,610 0,390 0,4
0,544 0,376
0,579 0,341
0,655 0,344
Красный флуоресцентный 0,655 0,344 0,25
0,579 0,341
0,606 0,314
0,690 0,310

Требования по стойкости краски

Светоотражающая амуниция должна быть не просто яркой, но и устойчивой к внешним факторам:

  • солнечному свету;
  • механическим повреждениям (трение);
  • действию жидкости (дождь, пот);
  • стирке, химчистке, влажно-тепловой обработке.

Ткань должна выдерживать разрывную нагрузку по вертикали – минимум 850Н, по горизонтали – 650Н. Прочность трикотажного полотна должна составлять 1000 кН/м. Многослойная материя с покрытием сможет выдержать минимальную разрывную нагрузку в 450 Н.

Чаще всего, для пошива рабочей одежды со светоотражателями используется нейлон или полиэстер, с типом рисунка «диагональ».

Нормы стандарта к световозвращающим материалам

Светоотражающий показатель для специализированных и комбинированных материй должен соответствовать стандартным данным из таблицы № 5, в которой описаны требования к сигнальным жилетам 2 класса. Светоотражающая зона не должна перетираться под воздействием механических факторов во время носки, а также выцветать под действием прямых солнечных лучей.

Таблица № 5. Минимальный коэффициент световозвращения для специализированных материалов класса 2 в кд/(люкс*кв.м)

Угол наблюдения Минимальный коэффициент световозвращения при угле освещения
20° 30° 40°
12′ 330 290 180 65
20′ 250 200 170 60
25 15 12 10
1°30′ 10 7 5 4

Указания по уходу за изделием

На ярлыке изделия должны быть указаны общепринятые условные обозначения по уходу за одеждой и другая дополнительная информация:

  • Отметка «max» – означает максимальное количество стирок, которое способно выдержать изделие.
  • Допускается использование сухой химчистки.
  • Строго запрещено применять отбеливатели и хлорсодержащие вещества.
  • Разрешена стирка при 40 °C.
  • Влажно-тепловую обработку изделия рекомендуется проводить при температуре подошвы утюга до 150 °С.

Маркировка

Светоотражающий жилет второго класса в обязательном порядке должен иметь маркировку, которая локализуется непосредственно на одежде или на бирке, прикрепленной к изделию. Аналогично изделию маркировка должна выдерживать соответствующее число циклов ухода.

Важно, чтобы размеры шрифта обеспечивали беспрепятственное понимание описанных значков. Наносятся черным цветом на светлый фон.

Маркирование включает в себя следующую информацию:

  • наименование производителя, логотип, торговую марку;
  • тип спецодежды или его название;
  • размер по ГОСТ 31396, ГОСТ 31397, ГОСТ 31399, ГОСТ 31400;
  • номер действующего ГОСТ;
  • пиктограмму (см. ниже).
Пиктограмма. X – класс одежды, Y – класс световозвращающего материала

Нужно, чтобы светящаяся в темноте жилетка отвечала всем вышеописанным требованиям. Ее главной задачей является обозначение человека на фоне окружающей среды при плохой видимости для водителей автомобилей, строителей, сотрудников полиции, пожарных, обслуживающего персонала, детей и т. д. Изготавливают изделия из специальных материалов флуоресцентных расцветок, устойчивых к воздействиям различного характера.

Качественная экипировка – это залог безопасности и средство индивидуальной защиты людей.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook