Конспект игры-занятия по правилам пожарной безопасности «Огонь — друг или враг

«Огонь – он друг или враг?»

Безопасность детей и взрослых является одной из основных задач нашего общества, а детский сад – это целостный организм, где все, начиная от руководителя и заканчивая техническими работниками, должны осознавать и нести полную ответственность за сохранение жизни и здоровья, за безопасность доверенных нам детей.

С 25.04.2017 по 03.05.2017г. в ДОУ (п. Садовое) был проведён комплекс мероприятий по пожарной безопасности.

Педагоги творчески подошли к такой важной и нужной теме, как пожарная безопасность. Воспитатели учли возможности и знания своих воспитанников и старались построить свою работу таким образом, чтобы ребятам было не только интересно, а самое главное, чтобы они запомнили правила пожарной безопасности. Были проведены следующие мероприятия:

Обновление информации для родителей на стендах по пожарной безопасности;

Занятия - беседы с детьми «Правила поведения при пожаре», «Важная профессия – пожарный», «Предметы, требующие осторожного обращения»;

Чтение художественных произведений «Пожарные собаки» Л.Н.Толстого, «В дыму» В.Житкова, «Рассказ о неизвестном герое» С.Маршака;

Отгадывание загадок, рассматривание плакатов, иллюстраций «Люди героической профессии»;

Рисование на тему: «Пожар в доме»;

Аппликация: «Пожарная машина»;

Дидактические игры: «Можно - нельзя», «Предметы - источники пожара», «Домашние помощники», «Кому, что нужно», «Я начну, а ты закончи».

Подвижные игры: «Пожарные на учении», «Ловишки», «Прятки», «С кочки на кочку», «Пробеги тихо», «Найди предмет»;

Сюжетно-ролевые игры: «Отважные пожарные», «Осторожно, огонь!»;

Была проведена очередная учебно-тренировочная эвакуация воспитанников и сотрудников из здания ДОУ.

Родители воспитанников были активными участниками при подготовке и проведении мероприятий, направленных на формирование у детей знаний о правилах пожарной безопасности

Итоговым мероприятием стало развлечение « Огонь – он друг или враг?» на котором ребята продолжили познавать азбуку пожарной безопасности в подвижной игровой форме. В гости к ребятам пришел интересный персонаж «Огонек» (Гяцявичене А.А.) с занимательным коробком спичек (Гяцявичене Полина). Дети наперегонки собирали разрезные картинки с изображением пожарной техники, играли в игру «Разгорается костёр».

Дети с большим энтузиазмом учились правильно вызывать пожарную охрану, внимательно слушали воспитателей о том, как следует вести себя, если вдруг в квартире или на улице случится пожар, упорно спорили: «Огонь – он друг или враг? », хотя старательно запутать хотела всех старуха Шапокляк (Сидоркина Ж, А.)

Кульминацией стал важный гость - пожарный спасательной части № 24 г. Нестерова – Маслов Геннадий Владимирович, который провел беседу в доступной форме о правилах безопасности с огнём и что нужно делать, чтобы стать настоящим пожарным. В завершении призвал юных зрителей беречь себя, соблюдать правила безопасности дома и на улице.

В результате таких мероприятий у детей формируются основы знаний пожарной безопасности и умение регулировать свое поведение в соответствии с различными чрезвычайными ситуациями.


Компьютеры настолько прочно вошли в нашу жизнь, что на тех, кто не умеет быть с ним на «ты», смотрят искоса. Споры относительно пользы и вреда от компьютера ведутся на всех социальных уровнях, ученые проводят исследования о влиянии компьютера на человека, дети спорят с родителями, родители - с учителями, и так далее.

Современный ребенок рано знакомится с компьютером. Мы радуемся, глядя, как ловко малыш нажимает на кнопки домашней техники. Многим родителям нравится, что дети не балуются, не носятся по улице, а мирно сидят дома за компьютером. В результате, взрослые порой не подозревают, какую информацию черпает их ребенок из компьютера. Они не догадываются, что машина не только становится для ребенка игрушкой или источником знаний, но начинает эмоционально заменять ему родителей, особенно много работающих родителей. Постепенно ребенок проводит за компьютером все больше времени.

Итак, компьютер - друг или враг?

Компьютерные игры развивают у ребенка:

Быстроту реакции, мелкую моторику рук, визуальное восприятие объектов, память и внимание, логическое мышление, зрительно-моторную координацию

Компьютерные игры учат ребенка:

Классифицировать и обобщать, аналитически мыслить в нестандартной ситуации, добиваться своей цели, совершенствовать интеллектуальные навыки.

Ребенок, который с детства ориентируется в компьютере, чувствует себя более уверенно, потому что ему открыт доступ в мир современных технологий.

Игры на компьютере- это те же занятия.

Играя в компьютерные игры, ребенок попадает в волшебную сказку, где существует свой мир. Этот мир так похож на настоящий!

А что же тогда ПЛОХО?

Плохо то, что при не соблюдении режима компьютер превращается из друга во врага. Нельзя забывать о том, что все хорошо в меру. Добрые замечательные игры, столь полезные для детей, могут стать и вредными для них.

Нагрузка на зрение является большой проблемой. И всё же телевизор и компьютер одинаково влияют на зрение. Чтобы зрение не ухудшалось, не стоит забывать о гимнастике для глаз и небольших перерывах.

Дети и подростки нуждаются в самовыражении. За не имением других средств выражения своих мыслей и энергии они обращаются к компьютеру и компьютерным играм, которые создают иллюзию реальности безграничных возможностей, лишенной ответственности. Такая иллюзия оказывает разрушительное действие на психику

Говоря о профилактике компьютерной зависимости у детей, следует обратить внимание на то, что воспитание ребенка должно сводиться по большей части к тому, что компьютер - это лишь часть жизни, а не самый главный подарок за хорошее поведение.

Единственным на настоящий момент проверенным способом не дать ребёнку оказаться в зависимости от компьютера - это привлечь его в процессы, не связанные с компьютерной деятельностью, чтобы электронные игры и процессы не стали заменой реальности. Показать растущему человеку, что существует масса интересных развлечений помимо компьютера, которые не только позволяют пережить острые ощущения, но также тренируют тело и нормализуют психологическое состояние. А в этом поможет наша родительская культура, «знание врага в лицо», самообразование в этой области.

Памятка для родителей:

1. Ребенок может работать за компьютером не более 15 минут в день.

2. Лучше играть в компьютерные игры в первой половине дня.

3. В течение недели ребенок может работать с компьютером не более трех раз.

4. Комната, в которой он работает за компьютером, должна быть хорошо освещена.

5. Мебель (стол и стул) по размерам должны соответствовать росту ребенка.

6. Расстояние от глаз ребенка до монитора не должно превышать 60 см.

7. В процессе игр ребенка на компьютере необходимо следить за соблюдением правильной осанки ребенком.

8. После игры с компьютером нужно сделать зарядку для глаз.

9. Игровую деятельность с компьютером нужно сменить физическими упражнениями или играми.

Материал подготовила воспитатель МКДОУ ДС №27 Вдовина Е.М

Перефразируя одно из эзоповских выражений, можно сказать: самое прекрасное и удивительное, что создал человек, – это автомобиль; самое ужасное и неотвратимое, что он создал, – это тоже автомобиль. В чем же проблема? Как мог homо sapiens допустить, чтобы автомобиль стал хозяином ситуации и чтобы человек вынужден был приспосабливаться к господству машины?

Сущность проблемы

“Ходоки” стали преданием. Сегодня мы экономим время, покрывая значительные городские пространства с большим или меньшим комфортом в собственном автомобиле, на такси, в общественном транспорте. Благодаря техническому прогрессу иногда вовремя приезжают скорая медицинская помощь, пожарная машина и другие службы спасения. Здесь автомобиль – наш помощник и друг.

Но когда в открытое окно даже ночью врываются выхлопные газы, когда нервы предельно напрягаются в автомобильной пробке или в толпе людей на остановке общественного транспорта, когда мы с риском для жизни перебегаем улицу на мигающий зеленый, когда просачиваемся между машинами к входу в здание, когда слышим ужасающие цифры погибших под колесами автомобилей, когда нас одолевают болезни, вызванные гиподинамией, когда...

…Тогда появляется ностальгия по тому времени, когда человек мог наслаждаться свежим воздухом, тишиной, размеренным ритмом жизни. Люди постепенно привыкают к зависимости от автомобиля, покорно приспосабливаются к своей участи. Человек стал заложником машин и механизмов. Особенно агрессивен индивидуальный автотранспорт, который размножается с неимоверной силой и заполоняет улицы, площади, дворы, газоны, тротуары, загрязняет воздух, воду, почву, захватывает наземное, подземное и надземное городское пространство. Новые дороги, мосты, паркинги, тоннели становятся малы для растущей лавины частных автомобилей.

Вместе с тем выжить в городской круговерти без помощи автомобиля мы уже не в силах. Мало того, укоренилась психология престижности автомобиля в противовес общественному транспорту – для неимущих. Каждый автовладелец хочет с комфортом доехать от двери до двери. Вездесущий сервис выдвинул лозунг: “Жить, не выходя из машины”. В малоэтажной Америке не выходят, а выезжают из дома, надобность в тротуарах там отпала.

Как выйти из этой ситуации? Ведь на самом деле симбиоз автомобиля и человека неотвратим. И если мы когда­то упустили время и не справились с нарастающими угрозами ущемления прав и чувств человека, то, может, хоть сейчас перестанем безропотно приспосабливаться…

Когда и где мы упустили, выпустили на волю монстра?

Корни проблемы

Мечта человечества сбылась, когда появилось колесо. С тех пор средства передвижения постоянно совершенствовались. Стремительно ускорялось появление новых транспортных образцов, хотя и старые не уходили. В настоящее время впереди колес можно еще увидеть рикшу, лошадь или осла.

Новые средства передвижения потребовали создания соответствующих пространственных условий. Появились нескончаемо длинные улицы­коридоры, мудреные развязки. А ведь совсем недавно в Древнем Риме градостроители ратовали за создание уличных пространств, которые несли бы на себе требуемые эстетические и семантические характеристики. Прямолинейные отрезки улиц не могли быть длиннее 250–400 метров в зависимости от значимости улицы. Даже незначительный поворот этих улиц визуально закреплялся триумфальной аркой или другими заметными объемами. Пересечения главных улиц как места кульминации особых свойств городского пространства отмечались постановкой тетрапилов. Большое значение в формировании улиц имело раскрытие боковых или перпендикулярных визуальных осей. Площадифорумы были недоступны для всадников. Среда создавалась для человека.

Когда оказалось, что быстро мчащиеся колесницы представляют угрозу для человека, в Древнем Риме был изобретен тротуар, дублирующий проезжую часть улицы. Очевидно, это и явилось предвестником последующих уступок в признании приоритета транспортных средств. В средневековье Леонардо да Винчи подтвердил первостепенность средств передвижения, предложив создавать двухъярусные тротуары, где верхний уровень отводился богатым, дабы защитить их от грязи изпод колес. Однако именно Леонардо в своих рассуждениях о “правильном зодчестве” на первое место ставил триаду “человек – жизнь – здоровье”. Исходя из этого, он предложил свою концепцию Идеального города, в котором наземные улицы отдавались благородным людям, а для повозок отводились улицы под землей.

И все же максимальная ширина улиц пока еще определялась удобством общения людей, идущих по противоположным сторонам улицы, а также возможностью разойтись двум повозкам. Мы любим бывать на таких улочках, уютных, сомасштабных человеку, где за каждым поворотом открывается ожидаемая неожиданность.

Но уже в конце XIX века Камилло Зитте в своей книге “Художественные основы градостроительства” (Вена, 1889) с горечью отмечал, что технические достижения привели к непомерно прямолинейным улицам “длиной в несколько часов”, к абсолютно регулярным площадям, к потере “художественных эффектов” в застройке, к лидирующей роли в формировании городской среды “дорожных инженеров”. Он считал, что “прямая линия никого не возбуждает”, а большие незастроенные пространства неблагоприятно влияют на психику людей. К. Зитте призывал “искусственно предусматривать разные уличные изгибы, повороты, нерегулярность”. Эта своего рода “вынужденная нерегулярность, преднамеренная случайность” будет способствовать сохранению человечности городской среды.

Следует заметить, что К. Зитте ратовал в основном за сохранение эстетически гуманного городского пространства. О физической и экологической опасности тогда практически еще не задумывались. Ведь медики в то время утверждали, что человек не вынесет в автомобиле скорость, превышающую 40 км в час.

Прошло более века, и сегодня мы живем под лозунгом “Все для автомобиля!”. Ущемление физического, психического и морального достоинства человека растет вместе с техническим прогрессом.

Попытки решения проблемы

Догадался ведь человек, что удобнее всего провести чистую воду в дом сразу на кухню, а использованную отвести по скрытым трубам, уйдя от сточных канав посреди улиц. Найти правильное решение было просто. Вода движется сама по себе, а потребляем мы ее в определенных точках. А от автомобиля человек практически неотделим: мы всегда или в нем, или рядом с ним. Решение этой проблемы оказалось гораздо сложнее.

В современной, казалось бы, тупиковой ситуации при утверждении, что виной всему является индивидуальный транспорт, против его агрессии повсеместно проводятся общественные акции. Так, создано неформальное общественное объединение “Москвичи за трамвай”. В 1999 г. в Нижнем Новгороде прошла акция “Уступи дорогу человеку”. Горожанами горячо поддерживается проведение Международного дня без машин (22 сентября). В 2003 г. несколько общественных организаций и активистов объединились в общественное движение “Россия без машин”.

Общественное мнение стремится подстегнуть государственные органы в принятии конструктивных мер. Однако на деле укоренилась такая практика: не способные или не желающие предвидеть грядущие угрозы автомобиля власть имущие впопыхах ищут возможность решения лишь отдельных конфликтов. И лишь тогда, когда эти конфликты проявляются с наивысшей силой. В результате появились многоярусные развязки, магистралидублеры, тоннели, ограниченное количество пропускных пунктов через улицу для пешеходов, “лежащие полицейские”, заграждения из цепей и высоких глухих заборов на автотрассах. Решили, что удобнее изолировать человека от транспорта путем размещения ряда городских функций под землей, обеспечив там искусственное освещение, воздух из кондиционеров, лабиринты витрин различных коммерческих услуг. А где­то там, где господствует автомобиль – солнечный свет, бездонное небо, шелест листвы и искристость снега. Справедливо ли это? Но сегодня человек сам покорно на все это идет. И мы, архитекторы, ему помогаем.

Возможно, и не стоит так себя уничижать. Поиски радикальных решений проблемы велись постоянно. Правда, большинство их осталось на бумаге. В конце XIX века Артуро Сорияи­Мата, предвидя ведущую роль механических транспортных средств в организации пространства жизнедеятельности, предложил идею линейного города, который может связывать сложившиеся центричные города (рис.1). Такими линиями, считал он, можно покрыть большие пространства, соединив крупные города континента. Вспомним предложение Ле Корбюзье по планировочной организации города на 3 млн человек (1922). Здесь улицы являлись “чем­то вроде длинного заводского коридора со сложной системой городских коммуникаций” (рис. 3). Такая улица со всеми ее атрибутами не прокладывается единовременно, а постоянно формируется (“строится”). Она имеет как минимум три уровня, предназначенных для различных видов транспорта. В идеях архитекторов 20–30х годов прошлого столетия (М. Барщ, М. Охитович, Н. Соколов, Н. Леонидов и др.), прогнозирующих формы социалистического расселения, транспорт имел свои коридоры трассировки, а люди, касаясь его по осевым направлениям, непосредственно контактировали с природным окружением (рис. 2). В концептуальном проекте НЭР (А. Гутнов, И. Лежава и др.) стержневой задачей являлось разделение среды обитания на “мир машин” и “мир человека”. Предусмотрены точки, линии, зоны, где они при необходимости соприкасаются (рис. 4).

Концептуальных вариаций на тему разделения (но не отделения!) пространств человека и автомобиля существует достаточно много. Стоит вспомнить работы и наших соотечественников: диссертационное исследование о городе пешеходов И. Люблинского (1974), дипломные проекты о разделении сфер деятельности человека и машины А. Колонтая (1974), о дифференциации городского пространства по значимости субъектов пользования О. Сатиновой (2004) и А. Майструк (2005).

Все эти примеры говорят о том, что поиски идут в одном направлении. Самое трудное найти пути их реализации. Тем более что мировой опыт свидетельствует: полумеры в самых смелых разработках, направленных на решение транспортных проблем, приносят “лишь временное облегчение больному”. Пример тому город Бостон. Уже в 1950е гг. уличная сеть города не выдерживала транспортных нагрузок. Было решено построить магистральную эстакаду с развязками, спусками и подъемами. Прошло несколько десятков лет, и на ней стали образовываться заторы. Начали строить огромный дорогостоящий тоннель. Технические неполадки усложнили его работу. Однако уже сегодня предрекают, что это не спасет город.

Резюме, или (будем нескромными) наше мнение

1. Если коренным образом не изменить отношение к планировке городского пространства и к формированию в нем путей сообщения, то тупиковая ситуация неминуема. Помимо угрозы для человека автомобиль в городе станет просто неэффективен: низкие скорости, объезды, затруднения с парковкой.

2. Следует признать, что для сложившихся форм расселения в крупных и крупнейших городах, их агломерациях трудно найти и еще труднее реализовать радикальные решения транспортных проблем. Требуются огромные материальные, финансовые затраты, все еще ограничены технические возможности.

3. Необходимо максимально учесть и чужие ошибки, и удачный опыт. Такой опыт имеется – Амстердам, Копенгаген, Стокгольм, Осло, Хельсинки, Торонто, Милан, Богота (Колумбия), Куритиба (Бразилия). В целом этот опыт связан со стимулированием или ограничением использования индивидуальных автомобилей для повседневной езды по городу. При этом акцент делается на развитии комфортного и удобного общественного транспорта, пешеходных зон, велосипедной инфраструктуры.

Мы полагаем, что в сложившихся условиях нельзя принимать однозначные решения. Методы выхода городов из кризисной ситуации должны быть комбинированными. Для конкретных условий необходимо подбирать свой алгоритм комбинаций. В самом общем случае наиболее конструктивными решениями следует считать:

– Формирование в условиях массовой застройки на свободной территории линейных структур вдоль вылетных межселенных путей сообщения со скоростным пассажирским транспортом. Организация в остановочных узлах этих путей сообщения автостоянок­перехватчиков. Такая система будет дороже наших вновь построенных (а скорее изначально архаичных) огромных массивов застройки с лабиринтом улиц. Дороже в первую очередь изза удлинения инженерных сетей. Но известно, что скупой платит многократно больше.

– Создание вдоль заглубленных или другим способом изолированных вылетных магистралей (пространство для машин), по которым люди пешком не ходят, жилых, общественных или производственных комплексов, свободных от автомобилей (пространство для человека). Эти комплексы примыкают к остановочным узлам – фокусам, вокруг которых формируются жизненно важные функции в оптимальной доступности к скоростному общественному транспорту. Возникновение дополнительных местных видов средств передвижения – дело времени. Ведь есть же возможность воздушных сообщений, беспроводной связи. Удачные решения создания свободных от автомобиля комплексов имеются как в реалии, так и в проектах (рис. 5–7).

– Поэтапная целенаправленная реконструкция с разумным реструктурированием сложившегося городского пространства, с постепенным разделением пространств для человека и пространств для автомобиля. Начинать, очевидно, необходимо с четкой социально­функциональной дифференциации городских пространств общего пользования – пешеходные, пешеходно­транспортные, транспортно­пешеходные, транспортные. При этом два промежуточных линейных звена этой системы пространств следует постепенно сводить к узлам, в которых происходят необходимые контакты человека и автомобиля. На первичных этапах реконструкции возможно использование уже известных частных планировочных приемов: создание системы пешеходных пространств, организация улицстоянок, подземных и наземных парковок, создание разноуровневых открытых пространств, всемерное стимулирование альтернативных автомобилю средств передвижения (сегодня это в основном велосипед) и др.

Мы намеренно не касались самых острых в настоящее время проблем парковки автомобилей, особенно в центрах городов. Этот самостоятельный и сложный вопрос требует отдельного обсуждения. В любом случае, если с ответственностью подойти к решению транспортной проблемы, которая благодаря нам как снежный ком катится на наших потомков, необходимо разработать специальную государственную программу, что­то вроде “Мирное сосуществование человека и автомобиля”.


Леонид Чумаков. Родился в 1957 г. в Минске. Окончил биофак БГУ (1979) и спецотделение биологического факультета МГУ (1990). Квалификация - биолог, преподаватель биологии и химии, эколог-эксперт. В 1988 г. в Лаборатории мониторинга природной среды и климата Госкомгидромета СССР защитил диссертацию по специальности «Экология». Автор около 200 научных публикаций по экологии, зоологии, ботанике и экологии растений, биомониторингу, а также 30 научных и научно-популярных книг и учебно-методических пособий в области природоведения и экологического образования. Автор порядка 30 мультимедийных образовательных программ. Более 20 лет проработал в системе экологического образования.

Не так давно в новостях прочел: «По оценкам экспертов, ежегодно из-за заболеваний, вызванных воздействием автомобильных выбросов, в Минске умирают не менее 200 человек (что втрое больше, чем жертв ДТП). По этой же причине дети в столице примерно в пять раз чаще, чем в среднем в других регионах Беларуси, страдают от онкологических заболеваний». Что ж, возможно, такова доля всех мегаполисов. Можно ли что-нибудь изменить?

Изменить ситуацию пытаются в других странах, где первый этап - уничтожения окружающей среды и самого человека - уже прошли. А мы еще только вступили на путь самоуничтожения. Думать нам некогда - сплошная дикая погоня за скоростью. Не хочу рассматривать вопросы о ценах на машины, всяких там налогах на утиль и т.п. Предлагаю взглянуть на цифры и посмотреть, как мы убиваем сами себя и будущие поколения. (Если, конечно, таковые смогут какое-то время прожить после нас.)

Материал можно читать, а можно и не смотреть даже. Все зависит от вашего уровня сознания. Но кому интересно - пожалуйста! Может, хотя бы кто-то подумает - садиться за руль авто без крайней необходимости или не садиться. Одно это - большое дело.

Согласно официальным данным, еще в 2012 г. увеличение числа единиц автотранспорта в Беларуси составило 28,9 тыс. единиц (0,8%) к уровню 2011 г. Число легковых автомобилей увеличилось на 40,6 тыс., мотоциклов - на 16,8 тыс., автобусов - на 1,3 тыс. Уровень автомобилизации населения достиг в 2012 г. 403,3 автомобиля на 1000 человек. Как вы думаете, это мало или много? Посмотрите на свой двор, и всё станет ясно.

По количеству автомобилей лидирует Минск (21,3%). Заметно меньшая доля приходится на области: Минская (15,6%) и Брестская (15,4%), Гомельская (12,9%), Гродненская (12,9%), Витебская (12,0%) и Могилевская (9,9%).

Рост числа единиц автотранспорта закономерно приводит к росту потребления топлива. Еще в 2012 г. оно возросло по сравнению с 2011 г. на 9,1 тыс. тонн. Следует сразу заметить, что доля дизельного топлива в эти годы в стране составила 71%, бензина - 26%, сжиженного газа - около 3 %.

Что скрывается за этими цифрами? В процессе сгорания топлива в атмосферу поступает порядка 280 веществ, многие из которых для нас токсичны. Среди них оксиды азота, углерод, бенз(а)пирен, альдегиды и другие. Заслуживает внимания и сажа. Она сама является канцерогеном, а еще адсорбирует бенз(а)пирен. А он не только канцероген, но еще и мутаген. На частицах сажи его концентрация в 3-4 раза выше, чем в потоке отработанных газов. Согласно научным источникам, при работе одного дизельного двигателя на 1 тонну сжигаемого топлива приходится 3-5 кг сажи. А ведь мы с вами ее вдыхаем!

При сгорании топлива в окружающую среду попадает много тяжелых металлов, среди которых - страшно токсичный и опасный для наших почек кадмий (2011 г. - 0,03 тонны от автотранспорта), не менее ядовитая медь, а также никель, цинк и другие.

Раньше, когда использовался этилированный бензин, всю землю мы загрязнили свинцом. Даже в 2011 г. на территории страны передвижными источниками было выброшено более 3 тонн свинца. Из-за него крайне нежелательно выращивать вблизи дорог картофель, в котором свинца может быть в 5 и более раз выше допустимого уровня. Нежелательно сеять и другие культуры.

Еще одна серьезная проблема - резиновая пыль из-за стирания шин. Кто задумывается над тем, что десятки и сотни тонн такой резины сегодня загрязняют все вокруг, нанося вред нашему здоровью, нашим легким?

А потребление кислорода двигателями? Специалисты пишут, что за 1 тыс. км пробега легковой автомобиль потребляет 0,5 тонны кислорода. Но это же равно годовой норме для дыхания одного человека! А, например, 1 гектар соснового леса в среднем за год производит порядка 10 тонн кислорода! Бедный лес и не догадывается, куда этот кислород уходит…

Транспорт в наших городах - виновник образования фотохимического смога. Он возникает при наличии в приземных слоях воздуха высоких концентраций оксидов азота, углеводородов и других соединений, интенсивной солнечной радиации и безветрия или слабого обмена воздушных масс. Смог поражает глаза и легкие, вызывает удушье, головные боли, быструю утомляемость. При высоких концентрациях наступает гибель людей. Так уже было в Лондоне в 1952 году, в Нью-Йорке в 1963-м (погибло более 400 человек) и других крупных городах.

Может быть, вы думаете, что нам это не грозит? Давайте взглянем на факты.

Согласно официальным данным, только в 2012 г. объем выбросов загрязняющих веществ от мобильных источников на территории Беларуси составил 955,8 тыс. тонн, из которых 64,7% приходилось на оксид углерода, 20,8% - углеводороды. Выбросы бенз(а)пирена составили 0,78 тонны!!! Только на долю нашей столицы пришлось порядка 210 тысяч тонн загрязняющих веществ. Это же более четверти всех выбросов в Беларуси! И значительно выше, чем в любой из областей страны! Одного бенз(а)пирена в Минске было выброшено свыше 135 кг. Но, как говорят медики, всего несколько его частиц в легкие - и рак вам гарантирован. В целом в Минске вклад мобильных источников в общий объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферу еще в 2012 г. ставил 88,8%.

Обратите внимание на здоровье жителей нашего города. По данным социально-гигиенического мониторинга, в Минске в последние годы уровень онкологических заболеваний выше, чем во всех областях и городах страны. Только относительно Гомельской и Могилевской областей он выше вдвое. А ведь проблемы этих областей мы знаем! Более чем на 30% в столице выше, чем в областях, частота заболеваний дыхательной системы, почти вдвое выше количество заболеваний глаз. Да практически по всем болезням мы в лидерах. И большая заслуга в этом - личного автотранспорта.

А так ли он нужен в городе? Да вы посмотрите утром, когда тысячи машин дымят в пробках, много ли в них людей едет? В 90% случаев в салоне по одному человеку. Они что, не могут городским транспортом до работы добраться?

Но одним автовладельцам хочется показать дорогую иномарку, а другие просто приросли к рулю и ездят по привычке, без крайней нужды. Посмотрите, сколько сегодня молодых девчонок за рулем. Они что, думают о какой-то экологии? О детях, которые дышат концерогеном? Нет, конечно. Просто так сегодня модно!

Понимаю тех, кто работает водителем - это одно. А кто просто катается - это совсем другое.

Как же поступить, чтобы люди за рулем, наконец, задумались, какие «подарки» преподносят они жителям столицы?

Можно, например, ввести большой экологический налог на авто. Дифференцированный, в зависимости от марки, возраста авто, топлива. Цену на топливо поднять, чтобы каждый литр экономили. Ввести налог на стоянку во дворах. Например, за стоянку во дворе - по 10 у.е. в сутки.

За собираемые таким образом деньги можно (и нужно!) построить за городом автогородки. Сюда пустить городской электротранспорт, разработать систему обслуживания, доставки горожан и сюда, и отсюда.

Понимаю - некоторые автовладельцы возмутятся по поводу таких предложений. Зато будущие поколения скажут спасибо за заботу о них.

В конце сентября ученики 9-го «а» класса Старополтавской школы с руководителем историко-краеведческой группы «Истоки» Г.М. Козенко провели экологический форум «Автомобиль: друг или враг?». Гостями мероприятия стали мировой судья Л.В. Чуб, сотрудник ОУПДС С.А. Грасмик, главный эколог района Ю.А. Суббота, водитель с сорокалетним стажем, награжденный орденами Трудовой Славы II и III степени, В.П. Марченко и член родительского комитета Ю.Ф. Бербенцева.

Форум проходил в виде своеобразной викторины: дети разделились на 4 команды, а пришедшие гости стали судейской комиссией, секретарем которой была педагог Старополтавской СШ И.В. Дмитриева. Школьники представили свои команды под следующими названиями: «БАД» (Быстрые, Активные, Дружные, капитан Андрей Нуждин), «Гринпис» (капитан Рита Сопельняк), «Автомобиль» (капитан Дария Масеева), «Экология» (капитан Расим Халиев). Школьники пытались ответить на вопрос: автомобиль – друг нам или враг? Ответы участников представляли разные точки зрения, в зависимости от роли техники в современной жизни.

Организаторы форума постарались осветить тему с разных сторон. Так, С.А. Грасмик высказал мнение о необходимости автомобилей в современной жизни, о том, как вести себя пешеходу на проезжей части дороги и важности соблюдения правил дорожного движения. Л.В. Чуб поведала подросткам о том, какие меры предусмотрены при нарушении тех или иных правил, установленных законодательством. Владимир Павлович Марченко рассказал о своей трудовой деятельности, связанной с управлением грузовыми автомобилями. В советское время он работал в совхозе «Старополтавский», колесил по всему Советскому Союзу, перевозя зерно. Запомнилась поездка на Север, потому что попал в сильный мороз, каких не бывает в наших степях. О проведенных за «баранкой» рабочих годах ветеран труда не жалеет, профессия ему нравилась.

Потом участники форума отвечали на вопросы. В их обсуждении участвовали все члены команды, а отвечал капитан. Судьи оценивали правильность и четкость ответа, присуждали играющим очки. Задания были разнообразными: например, что необходимо предпринять, чтобы уменьшить ущерб окружающей среде, наносимый выхлопными газами из автомашин; перечислить марки производителей авто; угадать название песни о машинах и пр. Интересно, но общим стало мнение, что альтернативой автомобилям с ДВС могут стать электромобили, что значительно снизит вред, наносимый природе. И, как отметили и дети, и взрослые, это произойдет в недалеком будущем. Соревновательный процесс перемежался с познавательным, когда участники делились фактами о роли автомобилей в нашей жизни. Например, первая паровая машина двигалась со скоростью 4 км/ч, а сейчас скорость машины с современным двигателем равна 455 км/ч (и это не гоночный автомобиль). Всем присутствовавшим было любопытно узнать подобные факты. В ходе конкурса участники вступали в споры, отстаивая свою точку зрения.

По итогам работы судейской коллегии наибольшее количество очков набрала команда «БАД», ее участникам был вручен сладкий приз. Все присутствовавшие с удовольствием участвовали в этом поучительном проекте, в конце мероприятия они насладились экологически чистым продуктом – натуральным соком. Г.М. Козенко поблагодарила всех за участие и внимание. Встреча запомнилась всем непринужденностью и желанием детей познавать мир и быть полезными.

Материал взят из архива газеты Д. МЕКТЕПОВА

Понравилось? Лайкни нас на Facebook