Что лучше тосол или антифриз для ваз. Тосол или антифриз — что лучше заливать в систему охлаждения

Тосол или антифриз, что лучше использовать в системе охлаждения двигателя? В чем разница между тосолом и антифризом, и как их отличить друг от друга? Можно ли смешивать антифриз с тосолом, и что будет если их смешать? На эти и многие другие вопросы об охлаждающих жидкостях для автомобиля вы найдёте ответы в нашей статье.

Мифов о том, что лучше заливать в систему охлаждения, действительно много. Поэтому рядовому автолюбителю очень сложно найти истину в той массе противоречивой информации, которая скопилась в интернете. Мы постараемся помочь вам в этом и развенчать все мифы о тосоле и антифризе.

Инструкцию по замене тосола в системе охлаждения двигателя , возможно она вам пригодится.

Разница между тосолом и антифризом

В чём же заключается разница между тосолом и антифризом, и как их можно отличить друг от друга?

  1. Антифриз – это международное название охлаждающих жидкостей для систем охлаждения двигателей (обязательно к прочтению: большой ликбез по антифризам).
  2. Тосол – это тоже антифриз, только отечественного производства. Он не хуже и не лучше других охлаждающих жидкостей.

Слово «тосол», на самом деле, является аббревиатурой названия отдела «Технология органического синтеза» (сокращенно – ТОС) НИИ органической химии и технологии, в котором он был разработан в 1971 году. Окончание «ОЛ» обозначает принадлежность к группе спиртов.

В те времена никто не подумал запатентовать название «тосол» и сейчас его используют многие отечественные производители антифризов. На сегодняшний день ни один производитель не изготавливает тосол по рецептуре того самого настоящего советского «Тосола».

Это ни хорошо и ни плохо, просто производителями в маркетинговых целях используется популярное в среде автолюбителей название. Поэтому в большинстве случаев под маркой «Тосол» вы сможете приобрести качественный антифриз для системы охлаждения двигателя. Главное в этом вопросе – выбрать проверенного производителя, а не покупать первую попавшуюся канистру с надписью «Тосол».

Антифризы делятся на минеральные (класс G11), органические (класс G12) и лобридные (класс G12++ и G13) – разница между ними состоит в применяемой основе и присадках.

  • Тосол относится к минеральным антифризам. Его срок службы составляет 50 000 км или 2 года эксплуатации.
  • Органические антифризы допускается использовать до 5 лет или 250 000 км пробега.
  • А лобридные антифризы совместимы с любыми другими охлаждающими жидкостями для автомобилей, и их можно смело доливать в новые моторы.

Тосол больше применяется в отечественных машинах. Основа у тосола и антифриза одна – этиленгликоль, а плотность у них разная. Поэтому для измерения плотности тосола используют один ареометр, а для антифриза – другой.

Различают тосолы и антифризы по определенным параметрам:

  • Температуре кипения;
  • Температуре замерзания;
  • Антикоррозийным свойствам;
  • Смазывающим свойствам.

Выпускаются охлаждающие жидкости в таких цветах как зеленый, синий, желтый и красный. Достигается это за счет применения красителей.

С разницей между тосолом и антифризом мы разобрались, теперь можно переходить к следующему распространенному среди автолюбителей вопросу.

Антифриз или тосол – что лучше использовать?

Выбирать, что лучше использовать (тосол или антифриз), нужно исходя из особенностей охлаждающей системы машины.

Так как у разных автомобилей она состоит из различных материалов, то у одних марок в охлаждающей системе применяется преимущественно больше меди и латуни, а у других – алюминия и его сплавов.

Таким образом:

  1. Красный антифриз подойдёт, если ваш авторадиатор в большей мере состоит из меди и латуни (радиатор желтого цвета).
  2. Зелёный антифриз подходит, когда в теплообменнике больше алюминия и его сплавов (радиатор серебристого цвета).
  3. Тосол в большинстве случаев подойдёт, если у вас отечественный автомобиль (особенно это касается старых чугунных двигателей).

Можно ли смешивать антифриз с тосолом, и что будет если их смешать?

Многим не дает покоя вопрос о том, что будет если смешать тосол с антифризом, и можно ли эти жидкости мешать вообще? Отвечаем.

По ГОСТу охлаждающая жидкость, будь то тосол или антифриз, не должна содержать механических примесей. Она должна быть прозрачной и однородной. У антифризов разных классов может быть один и тот же цвет, но это вовсе не означает, что их можно смешивать друг с другом. Даже при смешивании тосола разных производителей может появиться взвесь мелких, но твердых частиц.

А уж при смешивании минерального и синтетического антифриза, будь они хоть одного цвета, практически гарантированно выпадет мутный осадок, который обязательно осядет в охлаждающей системе автомобиля. Этот осадок со временем забьёт радиатор, остановит помпу и приведёт к закипанию мотора.

Если смешать антифризы одной категории, но разных цветов и производителей, то, скорее всего, их характеристики (например, температура замерзания и кипения) не изменятся. Однако после нагревания в такой смеси может образоваться взвесь из едва заметных твердых частиц. Нельзя однозначно сказать или как-то спрогнозировать, как себя поведёт данная "суспензия" в системе охлаждения двигателя.

Воизбежание возникновения проблем с автомобилем, мы не советуем заниматься подобными сомнительными экспериментами по смешиванию антифризов, и рекомендуем периодически проводить промывку системы охлаждения двигателя .

Опыт показывает, что относительно безопасно и без плачевных последствий для мотора, минеральные (G11 или тосол) и органические (G12) антифризы можно смешивать только с качественным универсальным антифризом класса G12++. Поэтому если вы точно не знаете какая охлаждающая жидкость залита в вашем автомобиле, то лишний раз рисковать не стоит – доливайте только универсальный антифриз.

Видео: тосол или антифриз - что лучше заливать в систему охлаждения?

Начинающие автовладельцы отечественного автопрома, познавая азы владения автомобилем часто задают разнообразные вопросы по обслуживаю и ремонту ВАЗов. Один из самых частых вопросов, касающихся системы охлаждения: что лучше – Тосол или антифриз для ВАЗ?

  • После слива устанавливаем все пробки на место;
  • Производим помывку системы. Для этого в нее заливается дистиллированная вода или специальное моющее средство. Для того, чтобы полностью заполнить систему и вытеснить воздух, снимаем патрубок, идущий на впускной коллектор. Как только из него пойдет вода или жидкость, устанавливаем его на место;
  • Запускаем двигатель, чтобы он за счет циркуляции промыл систему;
  • Сливаем воду через пробки. Заливаем новую охлаждающую жидкость. Запускаем мотор для циркуляции. После интересуемся количеством жидкости в системе и при надобности доливаем ее в расширительный бачок до необходимого уровня.
  • Тосол или антифриз для ВАЗ-2109 и других моделей

    Теперь рассмотрим данную ситуацию на более современных авто. Итак, что лучше – Тосол или антифриз для ВАЗ 2109. Сюда же можно и отнести аналогичные вопросы: ВАЗ-2114 – Тосол или антифриз, ВАЗ 2115 –Тосол или антифриз.

    Ситуация с этими авто аналогичная модели ВАЗ-2107. То есть, штатным для этих авто является Тосол, но возможно и применение антифриза, но только определенных марок.

    Замена жидкости на ВАЗ-2110

    Что касается процедуры по смене, то рассмотрим, как заменить Тосол на антифриз ВАЗ-2110 или наоборот:

    1. Авто устанавливается на площадку и охлаждается;
    2. Снимается крышка расширительного бачка, открывается кран печки, выкручиваются пробки на радиаторе и картере, сливается в емкость отработанная жидкость;
    3. Пробки устанавливаются на место и в систему заливается промывочная жидкость или дистиллят. Запускается двигатель для циркуляции жидкости;
    4. Промывочная жидкость сливается, а затем заливается свежий антифриз или Тосол;

    На других указанных моделях операция производится аналогично.

    И итоге отметим, что антифриз все же лучше Тосола по своим свойствам, но и стоит он дороже. Если хочется получше заботится о своем авто – то следует заливать антифриз, но только соответствующей марки. Но особенностью нашего автопрома является возможность протечки системы, и восполнять уровень может антифриза может оказаться накладным.

    Тосол тоже неплохо справляется со своей работой, но менять его нужно чаще, зато и стоит дешевле.

    Видео — Что лучше тосол или антифриз

    С целью охлаждения двигателей производители современных автомобилей предлагают использовать специальный охлаждающий жидкий состав — антифриз. Его отличительное качество — намного ниже, чем у воды, температура замерзания, не высокий коэффициент расширения при кристаллизации.

    Т.е кристаллизуясь он изменяет свой объем незначительно (порядка 3,5 — 1,5%) и теоретически не может нанести вред материалам, которые применяются в конструкции современных автомобилей. Температура вскипания антифризов более высокая, чем у воды, что позволяет беспроблемную эксплуатацию автомобиля при высоких температурах окружающей среды.

    В производстве охлаждающих жидкостей (ОЖ) для авто обычно используют этиленгликоль (или более дорогой, но менее ядовитый пропиленгликоль), воду и комплекс присадок, придающих раствору цвет, способность защищать металл от коррозии, антипенные и антикавитационные свойства.

    Мнение о том, что Тосол и антифриз совершенно разные продукты — ошибочно. Тосол это и есть антифриз, т.е. особая его марка, отечественного производства. Отличается от изготавливаемой за рубежом Antifreeze Coolant качеством присадок и имеет более низкие температурные характеристики, уступая по сроку эксплуатации и области допустимого применения.

    Сегодня производители Тосола стали именовать его антифризом и рекламировать как средство, подходящее не только для отечественных авто, но и для иномарок. Впрочем, некоторые авторитетные автомобильные издания утверждают, что современный отечественный продукт соответствует стандартным требованиям, предъявляемым к антифризам, в частности это касается вопроса кристаллизации и коррозионной агрессивности к резине и металлу.

    Большую опасность для автовладельцев представляет присутствие на современном рынке большого количества подделок, покупки таких товаров следует избегать однозначно.

    Как отличить что залито, антифриз или Тосол

    В ситуации с покупкой машины, когда наладить связь с ее бывшими владельцами невозможно вопрос о том, какая ОЖ залита на данный момент — возникнет обязательно.

    Уточнить марку ОЖ потребуется нескольким причинам:
    Если в системе охлаждения обнаружена поломка, вероятной ее причиной может оказаться, залитая в бачок жидкость неподходящего качества. Уточнить какую марку покупать не следует — надо обязательно.

    Опять-же, если машина радует безотказной работой системы охлаждения — желательно и дальше покупать антифриз той-же марки.
    Обязательно следует знать марку антифриза в том случае, если потребуется восполнить его уровень в радиаторе или заменить. Смешивать ОЖ разных марок не рекомендуется — предугадать характеристики полученной смеси невозможно.

    Т.е. научиться отличать антифриз от Тосола все-же потребуется.

    Заметим, распространенное мнение, что Тосол можно отличить по синему окрасу — ошибочно. В некоторые марки современных ОЖ также добавляют синий краситель, не оказывающий никакого влияния на качество продукта.

    С опаской следует относиться к версии, что продукты имеют разный вкус — это неверно. На вкус они очень похожи, учитывая состав охлаждающих жидкостей несложно предположить, что они ядовиты, при попытке их попробовать можно получить отравление.

    Из методов, при помощи которых можно реально опознать охлаждающие жидкости, отметим:

    • по запаху — антифриз отличается его отсутствием
    • по текстуре — антифриз имеет маслянистую консистенцию, тогда как Тосол больше похож на воду
    • антифриз, помешенный в морозилку в какой-либо пластиковой емкости не замерзнет, тогда как Тосол со временем кристаллизуется
    • при смешивании Тосола с водой образуются слои, наблюдается помутнение и выпадение осадка, антифриз подобных реакций не вызывает
    • при комнатной температуре жидкости можно замерить ее плотность использовав ареометр, плотность антифриза будет находиться в пределах от 1,072 до 1,080 г на кубический см

    Можно также произвести несложный опыт:

    • в емкость налить небольшое количество охлаждающей жидкости
    • поместить в нее кусок резины и металлическую пластинку
    • выждать пол часа
    • исследовать образцы металла и резины

    При этом антифриз должен создать защитный только на металле, а Тосол образует его и на металле и на резине. Наличие защитного слоя можно определить при прощупывании материала пальцами.

    Для получения точного анализа потребуется доставить образец жидкости в специальную лабораторию.

    Специалисты рекомендуют при покупке автомобиля не откладывать полную замену охлаждающей жидкости — стоимость этой процедуры не высокая, но она предупредит возможность неправильных температурных нагрузок. Поломка двигателя крайне нежелательна: чтобы его починить потребуется потратить намного больше средств чем на замену антифриза.

    Что лучше для автомобиля Тосол или антифриз

    Различаются Тосол и антифриз по качеству и по составу, если Тосол представляет собой смесь воды, этиленгликоля и солевых присадок, производных неорганических кислот, то в качественном антифризе присутствуют тот же этиленгликоль, пропиленгликоль, спирты, карбоксилатные присадки, предупреждающие процесс пенообразования и борющиеся с коррозией.

    Использование Тосола приведет к образованию на всех деталях охладительной системы полумиллиметрвого защитного слоя, он снижает теплоотдачу, в результате чего двигатель начинает потреблять большее количество топлива.

    Постоянный контакт с Тосолом:

    • значительно сокращает ресурс мотора
    • присутствующие в продукте силикатные и фосфатные примеси вызывают образование осадка на стенках радиатора, вызывая тем самым его загрязнение

    Замена Тосола должна осуществляться значительно чаще, чем антифриза, примерно через каждые 20-30 тыс. км пробега.

    Что касается антифриза, то его применение приводит к образованию слоя защиты только на определенных участках охладительной системы.

    Это предупреждает возможность негативного влияния на качество самой теплопередачи, эксплуатация двигателя в таком случае становится более безопасной.

    Присутствие в составе этиленгликоля снижает температуру замерзания и повышает температуру закипания, т.е. создаются дополнительные удобства при использовании антифриза как зимой, так и летом.

    Что касается цвета антифризов, то они не представляют собой основание для определения качества продукта, одно и то же вещество, по договоренности между производителями и потребителями может быть окрашено в разные цвета.

    Но при этом изменение цвета эксплуатируемого антифриза — важный показатель, причина такого явления кроется в нарушении состава присадок.

    Со временем снижается запас щелочности, испаряется вода, что приводит к увеличению плотности и понижению теплоотдачи. Изменившийся цвет, обычно на бурый, является сигналом о возможных изменениях качества жидкости и необходимости ее замены, независимо от длительности эксплуатации.

    Гарантийная длительность хранения антифриза, которую указывают производители — 5 лет. Изготовитель автомобиля обычно указывает срок службы антифриза — 2 года.

    Судя по вышесказанному, оптимальным вариантом является антифриз, как продукт более высокого качества.

    Выбирая марку ОЖ следует руководствоваться следующим правилом. Лучшим антифризом для вашего авто будет тот, который одобрен производителем автомобиля. Перечень подходящих продуктов указывается в сервисной книжке или на сайте компании.

    Реализуемые сегодня ОЖ, зависимо от использованных в их производстве присадок, разделяются на несколько групп:

    • традиционные
    • лобридные
    • гибридные
    • карбоксилатные

    Что дороже Тосол или антифриз

    Разница между жидкостями обусловлена наличием разных присадок, которые в конечном итоге формируют качество продукта. Разница в стоимости антифризов разных марок существенна, вполне естественно, Тосол, не отличающийся высоким качеством, занимает место в линейке наиболее дешевых охлаждающих жидкостей.

    Но привлекательная ценовая политика оборачивается для любителей экономии дополнительными тратами. Если использование антифриза предполагает его замену после проезда 250 тыс км, то менять Тосол требуется через каждые 30 тыс км пробега, т.е. примерно в 8 раз чаще.

    Сюда же следует приплюсовать возможные негативные последствия от использования жидкости с низкими противокоррозийными и температурными характеристиками, т.е. ремонт поломок, которые могут произойти по причине использования несоответствующей ОЖ.

    Что текучее Тосол или антифриз

    Для начала проанализируем составы жидкостей. Обе они имеют примеси, которые придают более высокую, чем у воды, текучесть. Если сравнивать между собой два продукта, то антифриз имеет текучесть выше, чем Тосол, что обусловлено присутствием в нем полипропиленгликоля и этиленгликоля.

    Более высокая текучесть вещества предполагает ускорение перемещения жидкости внутри системы. Показатель текучести увеличивается пропорционально снижению температуры антифриза.

    Высокая текучесть жидкости также может провоцировать возникновение проблем в виде течи:

    • с малейшими повреждениями и трещинками, присутствующими на местах соединений патрубков
    • по причине слабо затянутых крепежных хомутов
    • из радиатора, в случае повреждения сердцевины трубок радиатора
    • из-за прогорания прокладки может возникнуть утечка из-под головки блока

    Хорошо, если антифриз дает течь наружу — ее можно заметить и устранить, если же антифриз попадает в двигатель — создается угроза гидроудара. А это может вылиться в поломку деталей двигателя.

    Вариантом временного устранения течи может стать использование специальной присадки. Но более чем временной мерой такое действие считаться не может — то, что будет благом для одних узлов может оказаться губительным для других, под действием присадки будут забиваться все каналы системы охлаждения, а на внутренних полостях деталей будет образовываться налет. Это грозит возникновением дополнительных проблем с двигателем, следовательно — с увеличением расходов на предстоящий ремонт.

    Не следует забывать, что даже самые хорошие присадки не могут гарантировать прекращение протечек на длительное время.

    Что быстрее закипает Тосол или антифриз

    Работа ОЖ заключается в отведении тепла от двигателя, подачу его в салон, в случае включенного отопления. Далее жидкость поступает в радиатор охлаждения, где и теряет свою температуру под воздействием наружного воздуха, который движется навстречу авто.

    Именно простота системы диктует необходимость в использовании жидкостей, с более широким температурным диапазоном, чем обычная вода. Важный момент — температура закипания и замерзания.

    Чтобы устранить недостатки, которые имеет вода, ее заменяют водногликолевой смесью. Этиленгликоль в не разведенном состоянии имеет температуру закипания +195 С, но точка его замерзания составляет всего -13 С, что совершенно неприемлемо для применения в системах охлаждения авто.

    Выходом стало приготовление смеси этиленгликоля и воды в определенном процентном отношении — полученный таким путем антифриз обладает отличными способностями: замерзает при температурах порядка -35С -70С, зависимо от концентрации раствора, которая колеблется в пределах 30-70%. В качестве ОЖ обычно используют растворы 52 — 64% концентрации.

    Температура закипания антифриза также зависит от процентного состава и может колебаться от 110 до 130 С. Оговаривая температурные показатели, следует вести речь о конкретном виде антифриза. Температура закипания Тосола находится в пределах +70 +105 С, что тоже обусловлено составом и качественными характеристиками продукта.

    В любом случае не будет ошибочным вывод, что более низкая температура закипания у Тосола.

    Что лучше для дизеля Тосол или антифриз

    Поскольку конструкция системы охлаждения дизельного и бензинового двигателей особенностей не имеют, то подход к выбору ОЖ для каждого из них будет идентичным.

    При выборе в первую очередь следует учитывать требования завода-изготовителя к условиям эксплуатации автомобиля или рекомендации, указанные в сервисной книжке. Там же можно ознакомиться с указаниями по поводу использования разных видов жидких охлаждающих составов, ведь каждая из систем охлаждения при проектировке рассчитывается на определенный класс ОЖ.

    Этими же соображениями следует руководствоваться при обсуждении вопроса, что лучше заливать зимой Тосол или антифриз, — если вы по настоящему заботитесь о своем автомобиле, то будете выполнять инструкции, данные его производителем.

    Важным моментом являются контроль за уровнем антифриза и его своевременная замена. Ведь статистика показывает, что более пятой части ото всех поломок авто возникают по причине неисправной системы охлаждения.

    Антифриз или Тосол, что лучше использовать, делаем правильный выбор

    Для начала напомним, что по своей сути Тосол является тем же антифризом, первое название является разве что свидетельством истории его появления. Намного правильнее было-бы разделять ОЖ на менее качественные более совершенные по составу.

    Качество же это зависит от используемых в производстве присадок. Рассуждать на тему что лучше заливать летом Тосол или антифриз также следует именно с позиции качества продукта и его совместимости с системой охлаждения вашего авто, а не отталкиваясь от названия.

    Поэтому совет может быть следующим. Выбор всегда останется за вами, как автовладельцем и как покупателем, т.е. будет основываться на финансовых возможностях и вашем мнении о целесообразности использования того или иного продукта.

    При покупке ОЖ любого типа не лишним будет проявить бдительность:

    • на упаковке обязательно должны быть указаны присутствующие в продукте присадки
    • покупку желательно совершать исключительно у официальных представителей брендов, в специализированных магазинах или СТО, которые сотрудничают с официальными представителями той или иной торговой марки, это единственный вариант уберечься от покупки фальсификата

    Специалисты рекомендуют обращать внимание на современные продукты с карбоксилатными присадками. Силикатные присадки справляются с проблемами коррозии металла намного хуже, происходящие в системах охлаждения разрушительные процессы негативно сказываются на теплоотводящих способностях системы,т.е. приводят к ограничению ее функциональности.

    Единых стандартов для ОЖ в мире нет, причины на то существуют серьезные:

    • эксплуатация автомобилей в условиях разных климатических районов
    • разные пути решения проблемы с коррозионной агрессивностью охлаждающих жидкостей
    • сами-же производители авто систематически обновляют свои собственные спецификации.

    Статья о том, как правильно выбирать тосол, на что обратить внимание. Маркировки жидкости. В конце статьи - интересное видео о том, что будет, если смешать тосол и антифриз.

    Что представляет собой тосол


    Тосол - ровесник первого ВАЗа. Автомобильные радиаторы заполняли простой или дистиллированной водой, а в сильные морозы усиливали вязким этиленгликолем, предотвращавшим замерзание. Кроме того, старомодные чугунные двигатели эта смесь еще и спасала от появления ржавчины. За столь впечатляющие свойства жидкость получила английское название «антифриз» или по-русски «незамерзайка».

    С появлением ВАЗа, чья система охлаждения имела абсолютно иные материалы, потребовалось создание принципиально иного, усовершенствованного антифриза. Им стал тосол - новейшее охлаждающее средство, состоящее из неорганических солей, покрывавших металлические поверхности своеобразной пленкой от этиленгликоля.

    На долгие годы тосол стал единственным российским антифризом, брендом, задающим стандарты качества. Его производство запустили самые разнообразные производители, но свойства и состав были четко регламентированы «первенцем».


    Все изменилось через несколько десятилетий, когда «жигули» перестали быть автомобилем для «элиты». Тогда все, что имело какое-либо к ним отношение, перешло в разряд низкопробного. Сам тосол начал восприниматься в качестве охлаждающей жидкости исключительно для российского автопрома. До сих пор в разговорах автовладельцев и среди продавцов специализированных магазинов проскальзывает четкая градация: тосол – «плохой», антифриз – «хороший».

    Маркировки


    Задача любой охлаждающей жидкости - остудить двигатель в летний период и защитить от замерзания в зимние месяцы. Основой современного тосола по-прежнему служит этиленгликоль, теперь улучшенный всевозможными присадками. Каждая из них выполняет свою определенную функцию – очищать, защищать от коррозии, иметь антипенные и даже флуоресцентные свойства. Их качество и количество разнятся в зависимости от марки и производителя.

    Каждая жидкость имеет четкую маркировку из букв и цифр. Например, тосол А30М означает следующее:

    • «А» - автомобильный;
    • «30» - температура замерзания жидкости;
    • «М» - модернизированный (имеет присадки).
    Цвет жидкости – синий, зеленый, красный – не имеет никакого функционального назначения и на качестве средства не сказывается. Разве что по насыщенности оттенка можно определить, насколько тосол выработал свой ресурс.

    Высокообогащенный тосол с маркировкой АМ отличается тем, что может безболезненно соседствовать с любыми другими охлаждающими жидкостями, российскими или импортными. Этот показатель важен в тех случаях, когда в системе охлаждения двигателя имеются остатки предыдущих залитых в него средств.

    Несколько последних лет большую популярность имеет концентрированная охлаждающая жидкость, которая обязательно разбавляется в пропорции 1:1, чтобы серьезно не испортить двигатель. Не используется эта версия «незамерзайки» только при температуре ниже 30 градусов, которая, к счастью, редко случается в нашей стране.

    Охлаждающая жидкость – не то, на чем стоит экономить автовладельцу. Поэтому не следует пытаться разбавлять ее чем-либо, иначе добавленные в средство присадки перестанут выполнять свои функции.

    Правила выбора тосола


    Безусловно, хороший тосол не может стоить дешево. Особенно опасны часто выставляемые вдоль автомобильных трасс белые канистры с плохо приклеенными этикетками. Подобная смесь однозначно надолго отправит автомобиль в ремонт.

    Действительно качественная охлаждающая жидкость практически не воздействует на двигатель и радиатор охлаждения, то есть ее коррозийные свойства сведены к минимуму – не более 0,1 г/ кв.м.

    Также повышенная температура дешевой охлаждающей жидкости воздействует на резиновые детали системы охлаждения. Вследствие чего, к примеру, патрубки от радиатора к двигателю могут деформироваться и привести к утечке жидкости из двигателя.

    Некачественный тосол при заливке в систему охлаждения может существенно вспениться, чем вызвать определенные проблемы. Настоящая жидкость также дает вспенивание, но не более пары минут, во время которых можно подержать открытой крышку радиатора.

    Основные правила приобретения тосола:

    Жидкость предпочтительнее покупать под тип двигателя. При использовании тосола неподходящего качества и типа ресурс мотора будет существенно снижаться.

    Совершать покупку жидкости в крупных специализированных магазинах, где вероятность подделки снижена до минимума. К тому же в магазине можно попросить ознакомиться с сертификационными документами на товар.

    Особого внимания заслуживает тара, в которой находится тосол. Канистра не может быть прозрачной и с неровно наклеенной биркой. Этикетка должна содержать контактную информацию производителя, состав жидкости, иметь ссылку на соответствующий ГОСТ.


    Из-за популярности тосол подделывается очень часто. Маленькие фирмы используют бюджетные компоненты для получения жидкости, чем лишают ее всех требуемых качеств. Поэтому не стоит скупиться, а отдавать предпочтение лучше проверенным производителям, дорожащим своей репутацией и придерживающимся рецептуры. Такие компании имеют сертификаты качества, которые подтверждают благонадежность товара и соответствие технологии производства. Конечно, именитые бренды не застрахованы от подделки, но это как раз такой уникальный случай, когда хорошая подделка дорогого тосола может действительно оказаться качественным средством.

    Покупатель сам может проверить качество жидкости, имея при себе лакмусовую бумажку. Ее требуется опустить в тосол и правильно определить Рh по полученному цвету. Розовый оттенок будет означать повышенную кислотность, синий – повышенный уровень щелочи. Оба этих цвета однозначно говорят о явной подделке. Качественный тосол даст зеленоватый оттенок индикатора.

    Такую проверку вряд ли разрешат произвести в магазине, но в случае приобретения суррогата можно вернуть покупку обратно. Одним из важнейших показателей тосола является плотность, измеряется она прибором под названием ареометр. Хороший качественный тосол должен обладать плотностью примерно 1,07-1,08 г/ куб.см. Подделки изготавливаются из триэтилен-, диэтилен- и пропиленгликоля, имеющих намного меньшую плотность.

    Необходимость замены тосола


    Рекомендуется производить замену охлаждающей жидкости раз в 2 года или после каждых 60 000 км пробега. О необходимости замены можно узнать и по внешнему виду жидкости.

    Кардинальное изменение цвета по сравнению с приобретенным в совокупности с неприятным запахом явственно требует заменить тосол.

    Хороший тосол имеет маслянистую скользкую структуру с четко выраженным цветом, но без какого-либо насыщенного запаха.

    Систему охлаждения стоит подготовить к замене в ней охлаждающей жидкости:

    • прочистить специальным составом;
    • слить старую жидкость;
    • прочистить средством, очищающим от накипи и ржавчины, который лучше приобретать в фирменном магазине. Согласно инструкции на упаковке, данным составом следует промывать систему не менее 20 минут при работающем двигателе;
    • тщательно промыть систему 2-3 раза простой водой;
    • влить новый тосол.
    При проведении этих работ следует помнить, что тосол весьма токсичен, поэтому требует осторожности в обращении и избегания попадания на открытые участки тела и в глаза.

    Видео - что будет, если смешать тосол и антифриз:

    Большинство механизмов в современной машине работают в условиях повышенной нагрузки, что приводит к чрезмерному нагреванию деталей и связок в агрегате. Именно поэтому некоторые системы автомобиля необходимо охлаждать, причем этот процесс должен проходить эффективно и максимально равномерно.

    Для того, чтобы остужать системы машины, используется специальная жидкость тосол, антифриз. Именно одну из этих жидкостей заливают в систему двигателя внутреннего сгорания, дабы тепло, которое выделяется в процессе работы двигателя, не нанесло существенного вреда деталям мотора и его работе в целом.

    Зачастую, владельцы машин не обращают особого внимания на систему охлаждения деталей машины, а потому и редко заливают смазочно-охлаждающую жидкость. Около 40% всех поломок мотора связаны прямо или косвенно с проблемами системы охлаждения.

    Топливная смесь в двигателе во время работы сжигается при температуре около 2200°С. Если двигатель охлаждаться не будет, то его работа во времени будет очень ограничена. Чтобы «сердце» машины прожило как можно больше, нужно использовать жидкость для охлаждения. А вот какой именно охладитель выбрать – вопрос любопытный. Самый лучший вариант – самостоятельно протестировать антифриз и тосол, после чего определить что лучше охлаждает двигатель.

    Многие удивятся, но тосол – это разновидность антифриза. Антифриз – это совокупность жидкостей для охлаждения, которые не замерзают при низких температурах. Тосол – это антифриз, разработанный в Советском Союзе специально для машин ВАЗ. «Тосол» не является зарегистрированной торговой маркой, поэтому производители используют тосол в качестве названия для охлаждающих жидкостей.

    Состав жидкости для охлаждения

    Жидкость для охлаждения представляет собой смесь антифриза, воды, присадок специального назначения и смазки. Присадки направлены на защиту компонентов двигателя от коррозии, а также предотвращают термохимическое разрушение жидкости. Смазывающие материалы улучшают функционирование помпы насоса охлаждающей системы. Антифризом можно назвать практически любой водный раствор неорганической соли, а также растворы многоатомных спиртов.


    Современные жидкости для охлаждения изготавливают на основе этиленгликоля . Его смешивают с водой в соотношении 1:1 , 1:2 или 2:3 . Вместо этиленгликоля могут брать пропиленгликоль, который оказывает менее пагубное влияние в плане токсичности, но жидкость на основе этого соединения более дорогая и имеет меньшую температуру кипения.

    Единства у всех производителей в вопросе производства этиленгликолевых охлаждающих жидкостей нет, так как в ОЖ разных марок может быть разное количество воды, могут быть или не быть определенные присадки.

    В тосоле в роли антифриза выступает этиленгликоль. Этот вид охлаждающей жидкости будет охлаждать двигатель круглый год. Ограничения есть в температуре, которая указана в марках. Цифры (40, 65), которые указываются на марках тосола, означают температуру, при которой будет замерзать жидкость.

    Тосол, который начинает замерзать при температуре -40°С, имеет голубую окраску, а жидкость, замерзающая при -65°С, - красная. Такая окраска обусловлена необходимостью четкого определения марки жидкости. Если охлаждающая жидкость изменила цвет, то это верный сигнал того, что ОЖ потеряла свои эксплуатационные свойства. В это случае ее нужно заменить.


    Со временем тосол становится сине-зеленым, потом зеленым, желтым, а уже потом бесцветным. Чем сильнее меняется цвет ОЖ, тем меньше в ней коррозийных ингибиторов, от чего функциональные качества тосола падают.

    Существует 3 технологии, по которым делают охлаждающие жидкости: традиционная (присадки сделаны их неорганических кислот), карбокислотная (присадки делают из органических кислот), гибридная (присадки сделаны на основе угольных кислот, с определенной долей силикатов, фосфатов).

    У охлаждающих жидкостей есть определенный срок эксплуатации. Чем дольше используется ОЖ, тем меньше в ней остается ингибиторов, ухудшаются показатели теплоотдачи, жидкость сильнее пенится, а метал без защиты быстрее коррозирует. Срок службы антифриза напрямую зависит от качества и количества пройденных машиной километров.


    ОЖ быстрее приходит в негодность, если в системе охлаждения присутствует отработанный газ или воздух. Поэтому необходимо постоянно осматривать те места, где могут быть утечки жидкости, а также проверять хорошо ли закреплены шланги.

    Срок годности антифриза устанавливается изготовителем или заводом-производителем авто. В среднем, антифриз нужно обновлять 1 раз в два года, но может быть и так, что заменить жидкость придется раньше.

    Существует перечень признаков, которые сигнализируют о том, что ОЖ устарела:


    На внутренней стороне горлышка расширительного бачка сформировать масса, похожая на желе. Если температура достигает отметки от -10°С до -15°С, то в бачке видно значительное помутнение, есть осадок, а радиаторный электровентилятор срабатывает чаще обычного. Если есть хоть один из этих признаков, то антифриз нужно немедленно заменить.

    Цвет жидкости становится буро-рыжим. Это свидетельствует о том, что делали системы уже начали коррозировать. Эту ОЖ нужно срочно заменить, независимо от того, когда Вы ее залили.

    Что лучше: антифриз или тосол?

    Если задать напрямую вопрос о том, что же лучше: тосол или антифриз, то ответ будет однозначным – антифриз. Дело в том, что традиционные антифризы склонны к образованию достаточно толстой защитной пленки. Так как теплопроводность жидкости низкая, а пленка иногда достигает толщины в 0,5 мм, то тепло будет отводиться гораздо хуже. То есть получается, что из-за тосола силовой агрегат будет работать в условиях более высокой температуры за счет плохого теплоотвода.


    Если долго использовать подобную ОЖ, то мотор быстрее износится, двигатель станет менее мощным, а расход топлива увеличится. А вот ситуация с карбоксилатными антифризами лучше, так как в случае его использования пленка сформируется только в том месте, где начала развиваться коррозия, причем толщина сформированного слоя будет очень маленькой. В результате выходит, что система охлаждения работает исправно, изнутри не покрыта защитным слоем, который снижает теплоотдачу.

    Очень часто объем залитого антифриза может уменьшится за счет того, что испаряется вода, а также по причине утечек, то есть отсутствия герметичности системы. Если испарения были чрезмерными, то достаточно будет добавить обычной дистиллированной или кипяченной воды. Но есть в системе нет герметичности, то нужно влить недостающий объем ОЖ той же марки.

    Смешивать можно антифриз от разных отечественных производителей, так как они делают ОЖ в одинаковых технических условиях. Но если номера ТУ разные, то смешивать такие антифризы нельзя, так как составляющие разных присадок могут вступить в реакцию друг с другом, отчего потеряют свои технические свойства. Поэтому если необходимость крайняя, то лучше налить воды, а уже после заменить всю ОЖ.

    Влияние антифриза на перегрев двигателя


    ОЖ-40 закипает при температуре больше 108°С, но в состоянии перед кипением пар может группироваться в пробки, которые мешают нормальной циркуляции в охладительной системе. Поэтому двигатель может перегреваться, то крайне опасно.

    Что заливать под капот своей машины – только Ваше решение. Но все же стоит прислушаться к советам, которые очень часто могут быть полезными, а также могут спасти от значительных финансовых затрат.

    Подписывайтесь на наши ленты в

    Понравилось? Лайкни нас на Facebook