Рейтинг лучших моторных масел. Какое моторное масло лучше всего заливать в двигатель автомобиля

В России официально представлены десятки автомобильных марок, сотни моделей и тысячи двигателей. И под каждый необходимо правильно подобрать масло, ориентируясь на многообразие допусков автопроизводителей и вязкостей моторных масел. Но все не так сложно, как кажется на первый взгляд, если просто ориентироваться на рекомендации автопроизводителя, которые, в свою очередь, базируются на двух основных моментах: тип двигателя и температура окружающей среды.

ВЯЗКОСТЬ

В обозначение вязкости масла по SAE входят две цифры. Первая, рядом с буквой W, обозначает низкотемпературную вязкость (0W, 5W, 10W, 15W, 20W). Чем ниже этот показатель, тем при более низкой температуре можно завести двигатель. В средней полосе России достаточно класса вязкости 5W-X, но в районах Крайнего Севера, где температура может опускаться ниже –30° С, рекомендуется использовать масло с классом вязкости 0W-X.

Вторая цифра в обозначении класса вязкости - это высокотемпературная вязкость (8, 12, 16, 20, 30, 40, 50, 60). Двигатели различных автопроизводителей имеют самые разные требования к этому параметру. Некоторые конструкционно рассчитаны под маловязкие масла, как, например, японские и корейские автомобили. А некоторые, наоборот, требуют применения масел с вязкостью XW-40. В любом случае при выборе класса вязкости необходимо руководствоваться рекомендациями автопроизводителя.

КАК РАЗОБРАТЬСЯ В «СООТВЕТСТВИИ ТРЕБОВАНИЯМ» И «ОДОБРЕНИЯХ»?

Автопроизводители могут иметь самые разные требования к маслам. Европейские и американские зачастую имеют собственные допуски на масла и разрешают заливать в свои двигатели только продукцию, получившую одобрение и прошедшую тестирование в независимых или собственных лабораториях. Японские, китайские и корейские автопроизводители не имеют собственных допусков для моторных масел, но требуют наличия соответствия требованиям международных классификаций API или ILSAC.

Чтобы получить допуск автопроизводителя, необходимо провести ряд стендовых и моторных испытаний в независимых лабораториях. На основе успешных испытаний выдается допуск на масло, подтверждающий уровень эксплуатационных свойств, и автомобильная компания вносит масло в список официально одобренных. Наличие официального одобрения от автопроизводителя гарантирует исправную работу масла в двигателе. Если какая-либо поломка все же произошла, и ее причиной стало именно масло, заявленное как одобренное, то автопроизводитель обязан компенсировать расходы на ремонт.

МАСЛО ПЕРВОЙ ЗАЛИВКИ И СЕРВИСНОЙ ЗАЛИВКИ

Первое масло в двигатели автомобилей заливают на сборочном конвейере и, как правило, требования, которые автопроизводители к нему предъявляют, выше, чем к маслам сервисной заливки. Такие масла обладают меньшей вязкостью, чтобы излишне не препятствовать «сглаживанию» трущихся поверхностей при обкатке и стендовых испытаниях двигателя. После того как мотор обкатан, он с залитым маслом отправляется на сборочную линию.

Масло, которое попадает в двигатель при его гарантийном обслуживании, принято называть маслом сервисной заливки. Многие считают, что необходимо использовать исключительно оригинальные моторные масла в таре с этикеткой автопроизводителя. Однако стоит отметить, что сейчас ни одна автомобильная компания не занимается самостоятельным производством масел, а прибегает к помощи специализированных компаний. Поэтому масло в фирменной упаковке отличается лишь логотипом на этикетке и завышенным ценником. Соответственно, при замене масла можно использовать продукт любого бренда при наличии необходимого допуска и уровня эксплуатационных свойств, рекомендуемых автопроизводителем в руководстве по эксплуатации к автомобилю.

МАСЛО В ПОСТГАРАНТИЙНЫЙ ПЕРИОД

В постгарантийный период, когда пробег автомобиля может достигать более 100–200 тыс. км, в первую очередь увеличиваются зазоры между стенкой цилиндра и поршнем. Если продолжать использовать маловязкие масла, то создаваемой толщины масляной пленки может оказаться недостаточно, и будет происходить прорыв газов сгорания в масляный картер. В этой связи, имеет смысл перейти на более вязкие масла, которые будут обеспечивать большую толщину масляной пленки и продлят жизнь двигателя.

КАК ЧАСТО МЕНЯТЬ МАСЛО?

На вопрос «Когда менять масло?» нельзя ответить однозначно, поскольку этот момент зависит от большого количества факторов - от условий эксплуатации до качества топлива. В руководстве по эксплуатации автомобилей, как правило, приведены несколько заниженные цифры - до 15 тыс. км. На самом деле качественные масла от крупных компаний, имеющие официальные одобрения автопроизводителей, вполне могут проработать гораздо дольше. Поэтому ничего страшного не произойдет, если затянуть с заменой масла на 500–1000 км. Но делать этого все же не следует, так как в случае поломки автопроизводитель имеет право отказать в гарантийном ремонте.

Большое влияние на ресурс моторного масла оказывает режим, при котором эксплуатируется автомобиль

ИТОГИ

Итак, для того чтобы самостоятельно правильно подобрать моторное масло, нужно выполнить следующие действия:

  1. Проверить руководство по эксплуатации своего автомобиля и найти раздел с требованиями к маслу.
  2. В зависимости от типа двигателя и режима эксплуатации определить требуемый уровень свойств моторного масла.
  3. Выбрать класс вязкости масла по SAE в зависимости от температуры окружающей среды, в которой эксплуатируется автомобиль, и пробега автомобиля.
  4. Выбрать желаемый бренд масла, внимательно изучить заявленные уровни свойств, допуски и соответствия требованиям автопроизводителей.
  5. По возможности проверить наличие у производителя масел лицензий и одобрений онлайн или запросить официальные документы.

Есть множество видов масел для двигателя и выбрать нужное порою нелегко. Но для конкретного ДВС требуется автомобильное масло, соответствующее требованиям автопроизводителя. О параметрах, влияющих на классификацию, поговорим ниже.

Классификация

Различие по области применения

Классификация по области применения, изложенная выше имеет 3 типа (дизельные, бензиновые, турбированные).

Однако тенденция последнего времени привела к появлению подгруппы собственных типов масел. Это связано с массовым производством двигателей с турбонаддувом (бензин, дизель).

Данная классификация масла для двигателей различает между собой составы, у которых применены различные присадки. Они создают условия для эффективной работы масла на моторах с определенным типом топлива. Эти присадки предотвращают загустение и вспенивание масляного состава в турбо-моторах. Соответствующий показатель указан в регламенте международного стандарта API (разработка 1947 года американским нефтяным институтом).

Две буквы на латинице после названия стандарта указывают на масло для определенного типа мотора:

  • буква S («Service») – бензиновые моторы;
  • С («Commercial») – дизельные.

Вторая после данных буква отвечает за наличие турбины, а также указывает на период времени производства силовых агрегатов - для них и предназначено масло.

Еще в дизельных маслах присутствует цифра 2 либо 4, обозначающая двух/четырехтактный мотор.

Универсальное моторное масло применяется на бензине, и дизеле – классификация при таком раскладе имеет двойной стандарт. Пример: SF/CC, SG/CD и так далее.

Пояснения API (бензин)

Классификация по стандарту API с небольшими пояснениями:

Бензиновые автомобильные двигатели:

  • SC - разработка автомобилей (двигателей) до 1964 года;
  • SD - до 1964-68 годов;
  • SE - до 1969-72 годов;
  • SF - до 1973-88 годов;
  • SG - до 1989-94 года (суровые условия эксплуатации);
  • SH -до 1995-96 года (суровые условия эксплуатации);
  • SJ - до 1997-2000 года (модернизированные энергосберегающие свойства);
  • SL - до 2001-03 года (срок эксплуатации продолжительный);
  • SM - машины (моторы) с 2004 года;
  • SL+: усиленная сопротивляемость к окислительному процессу.

Прежде, чем залить масло другой марки в двигатель следует знать: показатель API используется исключительно по нарастающей. Класс не рекомендовано изменять свыше двух уровней.

Пример: ранее использовалось моторное масло SH, тогда следующая марка будет – SJ, ибо масляный состав классом выше обогащен всеми присадками предыдущего.

Пояснения API (дизель)

Классификация для дизельных силовых установок:

  • CB - машины (моторы), спроектированные до 1961 года (высокая концентрация серы);
  • CC - до 1983 года (тяжелые условиях эксплуатации);
  • CD - до 1990 года (топливо содержит H2SO4 в большом количестве; суровые условия эксплуатации);
  • CE - до 1990 года (турбонаддув);
  • CF - до/с 90 года, (турбонаддув);
  • CG-4 - до/с 94 года (турбонаддув);
  • CH-4 - до/с 98 года (высокие нормы по выбросу вредных веществ в атмосферу; для рынка США);
  • CI-4 - машины (силовые агрегаты) с турбонаддувом, с клапаном системы EGR;
  • CI-4+ (plus) - идентично предыдущему (+адаптация под высокие экологические нормы США).

Группировка по свойствам вязкости/температуры

На данный момент широко используется международный стандарт типа SAE для большинства масленых составов. SAE регламентирует густоту масла, что влияет на то, какое выбрать моторное масло.

Масло для двигателя, в основном, имеет универсальные качества: летняя и зимняя эксплуатации. Данный тип масел (стандарт SAE) имеет обозначение: цифра-латинская буква-цифра.

Пример: масляный состав 10W-40

W – адаптация к низким температурам (зима).

10 – предельная отрицательная температура, при которой гарантировано сохранение маслом все своих свойств в исходном виде.

40 – максимальная положительная температура, гарантирующая сохранение полезных свойств масляного состава.

Эти цифры являются показателями вязкости: низкий/высокий температурный режим.

В случае предназначения масла эксплуатации летом, присутствует маркировка «SAE 30». Цифра является обозначением максимально допустимого температурного режима, при котором существует гарантия сохранения свойств.

Вязкость (отрицательные температуры)

Температурные границы следующие:

  • 0W – моторное масло эксплуатируется при низких температурах до -35 градусов по Цельсию;
  • 5W –до -30о C;
  • 10W – до -25o C;
  • 15W – до -20o C;
  • 20W – до -15o C.

Вязкость (высокие температуры)

Границы следующие:

  • 30 - использование масла до +25/30o C;
  • 40 - до +40o C;
  • 50 - до +50o C ;
  • 60 - свыше 50o C.

Вывод: низшая цифра соответствует жидкому маслу; высшая – густому. Моторное масло 10W-30 должно использоваться при температурных режимах: -20 /+25 градусов.

Стандарт ACEA

Это классификация распространена в Европе. Аббревиатура расшифровывается в качестве наименования организационной структуры «Европейской ассоциации автопроизводителей». Стандарт введен в 1996 году.

ACEA подразумевает под собой евро-стандарты физико-химических исследований. Однако с 01/03/1998 классификация подвергнута пересмотру, в результате которого введены иные нормы, действующие с 01/03/00 г. На основание этого, полное наименование – ACEA-98.

Европейский стандарт имеет сильное сходство с международным – API. Однако ACEA требовательней по ряду параметров:

  • бензиновый/дизельный двигатель обозначается буквенными символами – А либо В. Класс А подразумевает три степени применения, класс В – четыре;
  • грузовая машина (дизельная силовая установка) и эксплуатирующийся в жестких условиях обозначен буквой «Е». Четыре степени применения.

Цифровое значение, идущее после буквы означает требования стандарта: высокие цифры соответствуют более строгим требованиям.

Итого: моторное масло A3/B3 стандарта ACEA аналогично по свойствам, параметрам SL/CF (API). Однако европейская классификация подразумевает под собой использованием специальных классов масел. Причина – массовое производство в Старом Свете автомобилей с турбированными моторами малого объема, которые испытывают высокие нагрузки. Такие автомобильные масляные составы должны нести помимо основной функции еще и защиту элементов ДВС, а также быть с минимальной степенью вязкости с целью:

  • снижение мощностных потерь на трение;
  • улучшения экологических показателей.

На основе этого моторное масло типа A5/B5 (ACEA) предпочтительней по ряду параметров, нежели SM/CI-4 (API).

Изменение состава

Классификация ACEA может претерпевать реформы, отталкиваясь от конкретной автомобильной марки. Это связано с различными технологиями, применяемыми в своих двигателях европейскими автопроизводителями.

Поэтому для определенного типа силового агрегата, разработанного автомобильным производителем необходимо использование более точных требований, которые предусматривает классификация.

Пример: легковые автомобили с современными силовыми установками (BMW, VW Group) оборудованы прогрессивными электронными системами. Они соответствуют стандарту ACEA и требуют особого состава масла.

Сегмент грузового транспорта (дизельная силовая установка) имеет лидеров в виде Scania, MAN, Volvo – эти машины также соответствуют стандартам и задают планку лучших масел Класс элитарных авто традиционно возглавляет Mercedes-Benz.

Стандарт ISLAC

Американские производители автомобилей вместе с японскими имеют собственный стандарт и классификацию – ISLAC. Он практически полностью идентичен международному API, поэтому выбрать можно и то, и другое.

Маркировка для бензиновых двигателей:

  • GL-2 (ISLAC) = SJ (API);
  • GL-3 (ISLAC) = SL (API) соответственно, и так далее.

Группа JASO DX-1 выделена отдельно – это японские машины с турбодизельными силовыми установками, соответствующие стандарту ISLAC. Эта маркировка также подходит для современных моторов с высокими экологическими нормами и оборудованными турбонаддувом.

Стандарты ГОСТ

Классификация по ГОСТу применялась в СССР, а также в странах-союзниках, где использовалась техника советского образца. Стандарты предусматривают свойства вязкости/температуры, область применения. Классификация API в пределах ГОСТ обозначается русскими буквами. Определенная буква отвечает за конкретный класс и вид силового агрегата.

Аналогично и с SAE. Только вместо буквы «W» (зима) пишется русская «З».

Выбираем грамотно

Чтобы грамотно выбрать моторное масло, помимо маркеровочных обозначений/температурных критериев эксплуатации автомобиля нужно придерживаться дополнительных критериев:

  • для нового мотора, не выработавшего четверти от заявленного ресурса надо выбирать масло 5W30 /10W30 (SAE);
  • двигатель со среднем наработанным ресурсом (25-75%) более лоялен. Для него можно выбирать моторное масло типа 15W40/5W30/10W30 –зимняя эксплуатация. Универсальная эксплуатация: 5W40;
  • отработанный ресурс – 75% и более. Рекомендовано выбирать 15W40 /20W40 (SAE) – лето. Зимняя эксплуатация: 5W40 /SAE 10W40 (SAE). Универсальная: 5W40 (SAE).

И помните: заливайте масло в двигатель только от проверенного производителя – так мотор прослужит долго, и не доставит неприятностей.

Вопрос о том, какое масло лучше заливать в двигатель , беспокоит многих автовладельцев. Выбор смазывающей жидкости основывается зачастую на подборе вязкости, класса API, ACEA, допуске автопроизводителей и нескольких других факторах. При этом мало кто учитывает физические характеристики масел и стандарты качества относительно того, на каком топливе работает мотор автомобиля или его конструкционные особенности. Для турбированных моторов и двигателей, имеющих газобаллонное оборудование подбор осуществляется отдельно. Также важно знать о том, какое негативное влияние на двигатель оказывает топливо с большим количеством серы, и как подбирать масло в этом случае.

Требования к моторному маслу

Чтобы точно определится, какое масло заливать в двигатель автомобиля, стоит разобраться с требованиями, которым в идеале должна соответствовать смазывающая жидкость. К таким критериям относятся:

  • высокие моющие и солюбилизирующие свойства;
  • высокие противоизносные способности;
  • высокая термоокислительная стабильность;
  • отсутствие коррозионного воздействия на детали двигателя;
  • способность к длительному сохранению эксплуатационных свойств и противостояние старению;
  • низкий уровень угара в двигателе, малая летучесть;
  • высокая термическая стабильность;
  • отсутствие (или незначительное количество) пены во всех температурных режимах;
  • совместимость со всеми материалами, из которых выполнены уплотнительные элементы двигателя;
  • совместимость с катализаторами;
  • надежная работа в условиях низких температур, обеспечение нормального холодного пуска, хорошая прокачиваемость при морозе;
  • надежность смазывания деталей двигателя.

Ведь вся сложность выбора в том, что нельзя найти такую смазку, которая бы полностью удовлетворяла все требования, поскольку иногда они попросту взаимоисключающие. И к тому же, не существует определенного ответа на вопрос, какое масло заливать в бензиновый или дизельный двигатель, поскольку для каждого конкретного типа мотора нужно подбирать свое.

Одни моторы требуют экологичного масла, другие вязкого или наоборот более жидкого. И чтобы выяснить в какой двигатель какое лучше заливать, обязательно нужно знать такие понятия, как вязкость, зольность, щелочное и кислотное число, и как они связаны с допусками автопроизводителей и стандартом АСЕА.

Вязкость и допуски

Традиционно выбор моторного масла производится по вязкости и допускам автопроизводителя. В сети интернет можно найти множество информации по этому поводу. Мы лишь вкратце напомним, что существует два основных стандарта - SAE и ACEA, в соответствии с которыми нужно подбирать масло.

Значение вязкости (например, ) дает некоторую информацию об эксплуатационных свойствах смазки, а также двигателях, где оно используется (в некоторые двигатели можно заливать только определенные масла с определенными же характеристиками). Поэтому обязательно нужно обращать внимание на допуски по стандарту ACEA, например, АСЕА А1/В1; АСЕА А3/В4; АСЕА А5/В5; АСЕА С2… С5 и другие. Это касается как бензиновых, так и дизельных моторов.

Многих автолюбителей интересует вопрос о том, какой API лучше? Ответом на него будет - подходящий для конкретного двигателя. Существует несколько классов для выпускаемых ныне машин. Для бензиновых это классы SM (для машин, выпущенных в 2004...2010 годах) и SN (для выпущенных после 2010 года), остальные мы рассматривать не будем в силу того, что они считаются устаревшими. Для дизельных моторов аналогичные обозначения - CI-4 и (2004...2010 годы) и CJ-4 (после 2010 года). Если ваша машина старше, то нужно посмотреть другие значения по стандарту API. И помните, что нежелательно заливать более “новые” масла в старые машины (то есть, например, вместо SM заливать SN). Нужно четко придерживаться указаний автопроизводителя (это связано с конструкцией и комплектацией мотора).

Если при покупке подержанной машины вы не знаете, какое масло заливал предыдущий владелец, то имеет смысл полностью заменить масло и масляный фильтр, а также выполнить промывку масляной системы с помощью специальных средств.

Производители автомобильных двигателей имеют собственные допуски, касающиеся моторного масла (например, BMW Longlife-04; Dexos2; GM-LL-A-025/ GM-LL-B-025; MB 229.31/MB 229.51;Porsche A40;VW 502 00/VW 505 00 и другие). Если масло соответствует тому или иному допуску, то информация об этом будет прямо указана на этикетке канистры. Если у вашей машины есть такой допуск, то очень желательно подбирать масло, которое соответствует ему.

Перечисленные три параметра выбора являются обязательными и базовыми, и их нужно обязательно придерживаться. Однако существует еще ряд интересных параметров, позволяющих подобрать масло, идеально подходящее для конкретного двигателя автомобиля.

Производители масел поднимают высокотемпературную вязкость с помощью добавления в их состав полимерных загустителей. Однако, значение 60 является, по сути, крайним, поскольку дальнейшее добавление этих химических элементов не имеет смысла, и лишь вредит составу.

Масла с низкой кинематической вязкостью подходят для новых двигателей и моторов, у которых масляные каналы и отверстия (зазоры) имеют небольшое сечение. То есть, смазывающая жидкость в процессе работы без проблем просачивается в них и выполняет защитную функцию. Если в подобный мотор залить густое масло (40, 50, а тем более 60), то оно попросту не сможет просочиться по каналам, что в свою очередь приведет к двум печальным последствиям. Первое - двигатель будет работать “на сухую”. Второе - большая часть масла будет попадать в камеру сгорания, а оттуда в выхлопную систему, то есть, будет наблюдаться “масложор” и .

Масла с низкой кинематической вязкостью зачастую используют в турбированных и оппозитных двигателях (новых моделей), поскольку там, как правило, масляные каналы тонкие, а охлаждение происходит во многом за счет масла.

Масла со значениями высокотемпературной вязкости 50 и 60 являются очень густыми и подходят для движков с широкими масляными каналами. Другое их предназначение - использование в моторах с большим пробегом, у которого имеются большие зазоры между деталями (или в двигателях тяжелонагруженных грузовых машин). Относиться к таким моторам нужно с осторожностью, и использовать их только в том случае, если это допускает производитель двигателя.

В некоторых случаях (когда ремонт по какой-либо причине невозможен) такое масло можно заливать в старый двигатель, чтобы снизить интенсивность дымления. Однако при первой же возможности нужно провести диагностику двигателя и ремонт, а после этого залить то масло, которое рекомендует изготовитель машины.

Стандарт ACEA

ACEA - Европейская ассоциация автомобильных производителей, в которую входят BMW, DAF, Ford of Europe, General Motors Europe, MAN, Mercedes-Benz, Peugeot, Porsche, Renault, Rolls Royce, Rover, Saab-Scania, Volkswagen, Volvo, FIAT и другие. В соответствии со стандартом масла делятся на три большие категории:

  • A1, A3 и A5 - уровни качества масел для бензиновых двигателей;
  • B1, B3, B4 и B5 - уровни качества масел для легковых и небольших грузовых машин с дизельными двигателями.

Обычно современные масла являются универсальными, поэтому их можно заливать как в бензиновые, так и в дизельных двигателя. Поэтому на канистрах масла имеется одно из следующих обозначений:

  • ACEA A1/B1;
  • ACEA A3/B3;
  • ACEA A3/B4;
  • ACEA A5/B5.

Также по стандарту ACEA имеются следующие масла, имеющие повышенную совместимость с каталитическими нейтрализаторами (иногда их называют малозольными, однако это не совсем так, поскольку в линейке есть средне- и полнозольные образцы).

  • C1 . Является малозольным маслом (SAPS - Sulphated Ash, Phosphorus and Sulphur, «сульфатная зола, фосфор и сера»). Может использоваться в том числе с дизельными двигателями, в которые можно заливать маловязкие масла, а также с непосредственным впрыском топлива. При этом масло должно иметь соотношение HTHS не менее 2,9 мПа с.
  • C2 . Является среднезольным. Может использоваться с двигателями, имеющими любую систему выхлопа (даже самую сложную и современную). В том числе дизеля с непосредственным впрыском топлива. Может заливаться в моторы, работающие на маловязких маслах.
  • C3 . Аналогично предыдущему, является среднезольным, может использоваться с любыми моторами, в том числе допускающими применение маловязких смазок. Однако тут значение HTHS допускается не ниже 3,5 мПа с.
  • C4 . Является малозольным маслом. По всем остальным параметрам аналогичны предыдущим образцам, однако показание HTHS должно быть не ниже 3,5 мПа с.
  • C5 . Наиболее современный класс, введенный в 2017 году. Официально является среднезольным, однако значение HTHS здесь не ниже 2,6 мПа с. В остальном же масло можно использовать с любыми дизельными двигателями.

Также по стандарту ACEA есть масла, используемые в дизельных двигателях, работающих в тяжелых условиях (грузовая и строительная техника, автобусы и так далее). Они имеют обозначение - E4, E6, E7, E9. В силу их специфики рассматривать их мы не будем.

Выбор масла по стандарту ACEA зависит от типа двигателя и степени его износа. Так, более старые А3, В3 и В4 подойдут для использования в большинстве двигателей машин, возраст которых не менее 5 лет. Причем их вполне можно использовать с отечественным не очень качественным (с большими примесями серы) топливом. А вот стандарт С4 и С5 имеет смысл использовать в случае, если вы уверены, что топливо является качественным и отвечает принятому современному экологическому стандарту Евро-5 (а тем более Евро-6). В противном случае качественные масла наоборот будут лишь «убивать» двигатель и снижать его ресурс (вплоть до половины рассчитанного срока).

Влияние серы на топливо

Имеет смысл вкратце остановиться на вопросе о том, какое влияние оказывает сера, имеющаяся в топливе, на двигатель и смазывающие свойства масел. В настоящее время для нейтрализации вредных выхлопов (особенно дизельных моторов) используются одна из (а иногда и обе одновременно) систем - SCR (нейтрализация выхлопа с применением мочевины) и EGR (Exhaust Gas Recirculation - система рециркуляции выхлопных газов). Особенно хорошо реагирует на серу последняя.

Система EGR направляет некоторую часть выхлопных газов из выпускного коллектора обратно во впускной. Таким образом снижается количество кислорода в камере сгорания, а значит, и температура горения топливной смеси будет ниже. Благодаря этому количество оксидов азота (NO) снижается. Однако при этом возращенные из выпускного коллектора газы имеют большую влажность, и контактируя с имеющейся в топливе серой образуют серную кислоту. Она, в свою очередь, очень вредно воздействует на стенки деталей двигателя, способствуя коррозии в том числе блока цилиндров и насос-форсунок. Также поступающие сернистые соединения снижают ресурс заливаемого моторного масла.

Еще сера, имеющаяся в топливе, снижает ресурс сажевого фильтра. И чем ее больше - тем быстрее фильтр выходит из строя. Причина этого заключается в том, что результат горения - это сульфатная сера, способствующая увеличению образования несгораемой сажи, попадающей впоследствии в фильтр.

Дополнительные параметры выбора

Стандарты и вязкости, по которым подбираются масла - это необходимая информация для выбора. Однако чтобы сделать выбор идеальным, лучше всего выполнить подбор по двигателю. В частности, учитывая из каких материалов сделан блок и поршни, их размер, конструкцию и другие особенности. Зачастую выбор можно осуществить просто по марке двигателя.

«Игры» с вязкостью

В процессе эксплуатации машины ее двигатель естественным образом изнашивается, и между отдельными деталями увеличивается зазор, а резиновые уплотнения могут понемногу пропускать смазывающую жидкость. Поэтому для двигателей с большим пробегом допускается использовать более вязкое масло, чем было залито до этого. В том числе это позволит снизить расход топлива, особенно зимой. Также вязкость можно повышать при постоянной езде в городском цикле (на небольшой скорости).

И наоборот, вязкость можно понизить (например, использовать масла 5W-30 вместо рекомендованных 5W-40) в случае, если машина часто ездит на большой скорости по шоссе, или двигатель работает на низких оборотах и небольших нагрузках (не перегревается).

Обратите внимание, что у разных производителей масла с одной и той же заявленной вязкостью могут на самом деле показывать разные результаты (связано это в том числе с и плотностью). Для сравнения вязкости масла в гаражных условиях можно взять две прозрачные, емкости и залить до верха разными маслами, которые нужно сравнить. Затем взять два одинаковых по массе шарика (или другие предметы, желательно обтекаемой формы) и одновременно утопить их в подготовленных пробирках. Масло, где шарик достигнет дна быстрее, обладает меньшей вязкостью.

Особенно интересно подобные эксперименты проводить в морозную погоду с тем, чтобы лучше понять применимость моторных масел зимой. Зачастую некачественные масла застывают уже при -10 градусов по Цельсию.

Существуют особо вязкие масла, предназначенные для моторов с большим пробегом, например, Mobil 1 10W-60 “Specifically Designed for Vehicles 150,000 + km”, предназначенное для двигателей с пробегом более 150 тысяч километров.

Интересно, что чем менее вязкое масло используется, тем большее его количество уходит на угар. Это объясняется тем, что большее его количество остается на стенках цилиндрах и сгорает. Особенно это актуально, если поршневая составляющая двигателя значительно изношена. В этом случае имеет смысл перейти на более вязкую смазывающую жидкость.

Масло с вязкостью, рекомендованной автопроизводителем, имеет смысл использовать при снижении ресурса двигателя примерно на 25%. Если же ресурс снизился на 25...75%, то лучше использовать масло, вязкость которого на одно значение выше. Ну а если двигатель в предремонтном состоянии, то лучше использовать более вязкое масло, или воспользоваться специальными и повышающими вязкость за счет загустителей.

Существует тест, в соответствии с которым измеряется, за сколько секунд при нулевой температуре после запуска двигателя масло из системы доберется до распределительного вала. Результаты его следующие:

  • 0W-30 - 2,8 сек;
  • 5W-40 - 8 сек;
  • 10W-40 - 28 сек;
  • 15W-40 - 48 сек.

В соответствии с этой информацией масло с вязкостью 10W-40 не включают в рекомендованные ко многим современным машинам, особенно имеющим два распределительных вала и перегруженный клапанный механизм. То же касается и насос-форсуночных дизелей от компании Volkswagen выпуска до июня 2006 года. Там есть четкий допуск по вязкости 0W-30 и допуск 506.01. При увеличении вязкости, например, до 5W-40 зимой можно запросто вывести из строя распределительные валы.

Масла с низкотемпературной вязкостью 10W нежелательно использовать в северных широтах, а лишь в средней и южной полосах страны!

В последнее время азиатские (но и уже и некоторые европейские) автопроизводители начинают эксперименты с маловязкими маслами. Например, на одну и ту же модель машины могут быть разные допуски по маслам. Так, для внутреннего японского рынка это может быть 5W-20 или 0W-20, а для европейского (в том числе российского рынка) - 5W-30 или 5W-40. Почему так происходит?

Дело в том, что вязкость подбирается по конструкции и материалу изготовления деталей мотора, в частности, конфигурация поршней, жесткости колец . Так, для маловязких масел (машин для внутреннего японского рынка) поршень делается со специальным антифрикционным покрытием. Также поршень имеет другой угол “бочкообразности”, другую кривизну “юбки”. Однако это можно узнать только с помощью специальных инструментов.

А вот что можно определить на глаз (разбирая поршневую группу), так это то, что у двигателей, предназначенных для маловязких масел компрессионные кольца мягче, они меньше пружинят, и зачастую их можно погнуть даже руками. И это НЕ заводской брак! Что касается маслосъемного кольца, то у них меньше жесткость основных снимающих лезвий, в поршнях меньшее количество отверстий и они тоньше. Естественно, что если в такой мотор залить масло 5W-40 или 5W-50, то масло попросту не будет нормально смазывать движок, а вместо этого будет попадать в камеру сгорания со всеми вытекающими последствиями.

Соответственно, свои экспортные машины японцы стараются делать в соответствии с европейскими требованиями. В том числе это касается конструкции мотора, рассчитанного на работу с более вязкими маслами.

Как правило, увеличение высокотемпературной вязкости на один класс от рекомендованной производителем (например, 40 вместо 30) никак не сказывается на двигателе, и в целом допускается (если в документации прямо не указано обратное).

Современные требования Евро IV - VI

В связи с современными требованиями экологичности автопроизводители стали комплектовать свои машины сложной системой очистки выхлопных газов. Так, в нее входят один или два катализатора и третий (второй) катализатор в районе глушителя (так называемый бариевый фильтр). Однако на сегодняшний день в страны СНГ такие машины практически не поступают, но это отчасти и хорошо, поскольку, во-первых, для них сложно подобрать масло (оно будет очень дорогое), а во-вторых, такие машины требовательны к качеству топлива.

Подобные бензиновые двигатели требуют такие же масла, как и дизеля с сажевым фильтром, то есть, малозольные (Low SAPS). Поэтому, если ваша машина не снабжена такой сложной системой фильтрации выхлопов, то лучше пользоваться полнозольными полновязкими маслами (если в инструкции прямо не оговорено обратное). Так как полнозольники лучше защищают двигатель от износа!

Дизеля с сажевыми фильтрами

Для дизельных двигателей, оборудованных сажевыми фильтрами, наоборот, нужно использовать малозольные масла (ACEA A5/B5). Это обязательное требование, ничего другого заливать нельзя! В противном случае фильтр быстро выйдет из строя. Это обусловлено двумя фактами. Первый - если в системе с сажевым фильтром будут использоваться полнозольные масла, то фильтр быстро забьется, поскольку в результате сгорания смазки остается много несгораемой сажи и золы, которая и попадает в фильтр.

Второй факт - некоторые материалы, из которых сделан фильтр (в частности, платина), плохо переносят воздействие продуктов сгорания полнозольных масел. А это, в свою очередь приведет к быстрому выходу фильтра из строя.

Нюансы допусков - Meets или Approved

Выше уже была информация о том, что желательно пользоваться маслами тех марок, кто имеет допуски конкретных автопроизводителей. Однако тут есть тонкость. Есть два английских слова - Meets и Approved. В первом случае компания, выпускающая масло заявляет о том, что якобы ее продукция полностью отвечает требования конкретной автомобильной марки. Но это заявление производителя масла, а вовсе не автопроизводителя! Тот об этом может даже и не догадываться. То есть, это такой своеобразный рекламный ход.

Пример надписи Approval на канистре

Слово Approved переводится на русский язык как проверено, одобрено. То есть, непосредственно автопроизводитель выполнил соответствующие лабораторные испытания и принял решение о том, что конкретные масла подходят для выпускаемых им двигателей. На самом же деле такие исследования стоят миллионы долларов, поэтому и автопроизводители зачастую экономят. Так, может было проведено испытание лишь одного масла, а в рекламных проспектах можно найти информацию о том, что была проверена вся линейка. Однако в данном случае проверить сведения достаточно просто. Нужно лишь зайти на официальный сайт автопроизводителя и найти информацию о том, на какие именно масла и для какой модели есть соответствующие одобрения.

Европейские и мировые автопроизводители химические испытания масел проводят в реальности, с использованием лабораторного оборудования и технологий. Отечественные же автопроизводители идут по пути наименьшего сопротивления, то есть, просто договариваются с производителями масел. Поэтому верить в допуски отечественных компаний стоит с осторожностью (не будем в целях антирекламы называть известного отечественного автопроизводителя и другого же отечественного производителя масел, которые сотрудничают таким образом).

Энергосберегающие масла

В настоящее время на рынке можно найти так называемые «энергосберегающие» масла. То есть, по идее, они предназначены для экономии расхода топлива. Это достигается снижением высокотемпературной вязкости. Существует такой показатель - High temperature/High shear viscosity (HT/HS). И он для энергосберегающих масел находится в диапазоне от 2,9 до 3,5 мПа с. Однако известно, что снижение вязкости ведет к худшей защите поверхности деталей двигателя. Поэтому заливать их куда попало нельзя! Их можно использовать лишь в специально разработанных для них двигателях.

Например, такие автопроизводители как BMW и Mercedes-Benz использовать энергосберегающие масла не рекомендуют. А вот многие японские автопроизводители, наоборот, настаивают на их применении. Поэтому дополнительную информацию о том, можно ли заливать энергосберегающие масла в двигатель вашего авто нужно найти в мануале или технической документации к конкретной машине.

Как понять, что перед вами именно энергосберегающее масло? Для этого нужно воспользоваться стандартами ACEA. Так, масла обозначаемые A1 и A5 для бензиновых двигателей и B1 и B5 для дизелей являются энергосберегающими . Другие же (А3, В3, В4) - обычными. Обратите внимание, что категория ACEA A1/B1 с 2016 года отменена, поскольку считается устаревшей. А что касается ACEA A5/B5 то в двигателях определенных конструкций их прямо запрещено использовать! Аналогичная ситуация и с категорией С1. В настоящее время она считается устаревшей, то есть, не производится, и в продаже встречается крайне редко.

Масло для оппозитного двигателя

Оппозитный движок устанавливается на многие модели современных машин, например, практически на все модели японского автопроизводителя Subaru. Мотор имеет интересную и особенную конструкцию, поэтому подбор масла для него очень важен.

Первое, что стоит отметить - в оппозитные двигатели Subaru не рекомендуется заливать энергосберегающие жидкости ACEA A1/A5 . Это связано с конструкцией движка, повышенными нагрузками на КШМ, узкими шейками коленвала, большой нагрузке на площадь деталей. Поэтому что касается стандарта АСЕА, то лучше заливать масло со значением А3 , то есть, чтобы упомянутое отношение High temperature/High shear viscosity находилось выше значения 3,5 мПа с. Выбирайте ACEA A3/B3 (ACEA A3/B4 заливать НЕ рекомендуется ).

Американские дилеры компании Subaru на своем официальном сайте сообщают, что при тяжелых условиях эксплуатации машины нужно менять масло через каждые две заправки полного бака горючего. В случае, если расход на угар превышает один литр на 2000 километров пробега, то нужно выполнить дополнительную диагностику мотора.

Схема работы оппозитного двигателя

Что касается вязкости, то тут все зависит от степени изношенности мотора, а также его модели. Дело в том, что первые оппозитные двигатели отличаются от своих более новых аналогов размером сечений масляных каналов. У старых двигателей они шире, у новых, соответственно, уже. Поэтому слишком вязкое масло заливать в оппозитный двигатель новых моделей нежелательно. Ситуация усугубляется, если имеет место турбина. Для ее охлаждения также не нужно очень вязкую смазку.

Поэтому вывод можно сделать следующий: в первую очередь поинтересуйтесь рекомендациями автопроизводителя. Большинство же опытных автовладельцев подобных машин заливают в новые двигатели масла с вязкостью 0W-20 или 5W-30 (в частности, актуально для двигателей Субару FB20/FB25). Если же мотор имеет большой пробег или водитель придерживается смешанного стиля вождения, то лучше заливать что-нибудь с вязкостью 5W-40 или 5W-50.

В двигателях таких спортивных машин, как Subaru WRX нужно обязательно использовать синтетическое масло.

Двигатели, «убивающие» масло

На сегодняшний день в мире существуют сотни разных конструкций двигателей внутреннего сгорания. У одних масло нужно заливать чаще, у других реже. И на интервал замены в том числе влияет и конструкция движка. Существуют сведения, какие конкретно модели двигателей реально «убивают» залитое в них масло, из-за чего автовладелец вынужден значительно сокращать интервал его замены.

Так, к подобным двигателям относятся:

  • BMW N57S l6 . Трехлитровый турбодизель. Очень быстро садит щелочное число. Следовательно сокращается интервал замены масла.
  • BMW N63 . Этот двигатель также из-за своей конструкции быстро гробит смазывающую жидкость, понижая ее щелочное число и повышая вязкость.
  • Hyundai / KIA G4FC . Движок имеет картер малого объема, поэтому смазка быстро изнашивается, садится щелочное число, появляется нитрация и окисление. Снижается интервал замены.
  • Hyundai / KIA G4KD, G4KE . Тут объем хоть и побольше, но все равно имеет место быстрая утрата маслом своих эксплуатационных характеристик.
  • Hyundai / KIA G4ED . Аналогично предыдущему пункту.
  • Mazda MZR L8 . Аналогично предыдущим - садит щелочное число и сокращает интервал замены.
  • Mazda SkyActiv-G 2.0L (PE-VPS) . Данный двигатель работает по циклу Аткинсона. Топливо попадает в картер, из-за чего масло быстро теряет вязкость. Из-за этого сокращается интервал замены.
  • Mitsubishi 4B12 . Обычный четырехцилиндровый бензиновый двигатель, который однако не только быстро снижает щелочное число, но и способствует нитрации и окислению. То же можно сказать и про другие похожие двигателя серии 4B1x (4В10, 4В11).
  • Mitsubishi 4A92 . Аналогично предыдущему.
  • Mitsubishi 6B31 . Аналогично предыдущему.
  • Mitsubishi 4D56 . Дизельный мотор, который очень быстро набивает масло сажей. Естественно, что от этого вязкость возрастает, и смазку нужно менять чаще.
  • Opel Z18XER . Если постоянно использовать машину при езде в городском режиме, то щелочное число быстро падает.
  • Subaru EJ253 . Двигатель оппозитный, очень быстро садит щелочное число, из-за чего рекомендуется сокращать пробег для замены до 5000 километров.
  • Toyota 1NZ-FE . Построен по особой системе VVT-i. Имеет маленький картер объемом всего 3,7 литра. Из-за этого рекомендуется менять масло каждые 5000 километров пробега.
  • Toyota 1GR-FE . Бензиновый двигатель V6, тоже снижает щелочное число, способствует нитрации и окислению.
  • Toyota 2AZ-FE . Тоже сделан по системе VVT-i. Снижает щелочное число, способствует нитрации и окислению. Кроме того, наблюдается большой расход на угар.
  • Toyota 1NZ-FXE . Устанавливается на Toyota Prius. Работает по принципу Аткинсона, поэтому заливает масло топливом, из-за чего его вязкость снижается.
  • VW 1.2 TSI CBZB . Имеет картер с маленьким объемом, а также турбину. Из-за этого быстро снижается щелочное число, проходит нитрация и окисление.
  • VW 1.8 TFSI CJEB . Имеет турбину и прямой впрыск. Лабораторные исследования показали, что этот мотор быстро «убивает» масло.

Естественно, что этот список далеко не полный, поэтому если вы знаете другие моторы, сильно губящие новое масло - приглашаем вас высказываться по этому поводу в комментариях.

Дополнительно стоит отметить, что большинство двигателей 1990-х годов выпуска (а тем более ранних) сильно портят масло. В частности, это касается движков, отвечающих устаревшему уже экологическому стандарту Евро-2.

Масла для новых и подержанных машин

Как отмечалось выше, состояние нового и подержанного двигателя машины может сильно отличаться. Но современные производители масел создают и для них специальные составы. Большинство двигателей современных конструкций имеют тонкие масляные каналы, поэтому в них необходимо заливать маловязкие масла. И наоборот, со временем мотор изнашивается, и зазоры между его отдельными частями увеличиваются. Поэтому имеет смысл заливать в них более вязкие смазывающие жидкости.

В линейках большинства современных производителей моторных масел имеются специальные составы для «уставших» моторов, то есть, таких, которые имеют большой пробег. Примером таких составов может служить пресловутое Liqui Moly Asia-America. Оно предназначено для подержанных машин, поступающих на отечественный рынок из стран Азии, Европы и Америки. Обычно такие масла имеют высокую кинематическую вязкость, например, ХW-40, ХW-50 и даже ХW-60 (Х - условное обозначение динамической вязкости).

Однако при значительном износе двигателя лучше все же не пользоваться более густыми маслами, а сделать диагностику двигателя и его ремонт. А вязкие смазывающие жидкости можно использовать лишь как временную меру.

Тяжелые условия эксплуатации

На канистрах некоторых марок (типов) моторных масел имеется надпись - для двигателей, использующихся в тяжелых условиях. Однако далеко не все водители знают, о чем идет речь. Так, к тяжелых условиям эксплуатации мотора относится:

  • движение в горах или в плохих дорожных условиях по пересеченной местности;
  • буксировка другого автотранспорта или прицепа;
  • частая езда в пробках, особенно в теплое время года;
  • работа на высоких оборотах (свыше 4000...5000 об/мин) в течение длительного времени;
  • спортивный режим езды (в том числе в режиме «спорт» на автоматической трансмиссии);
  • использование автомобиля в очень жарких или очень холодных температурах;
  • эксплуатация машины при поездках на короткие расстояния без прогрева масла (особенно актуально для отрицательной температуры воздуха);
  • использование топлива с низким октановым/цетановым числом;
  • тюнинг (форсирование) двигателя;
  • длительное буксование;
  • низкий уровень масла в картере;
  • длительное движение в кильватерном сопровождении (плохое охлаждение мотора).

Если машина часто используется в тяжелых режимах эксплуатации, то для нее рекомендуется использовать бензин с октановым числом 98, а дизельное топливо с цетановым числом 51. Что касается масла, то после диагностики состояния двигателя (а тем более, если есть признаки работы мотора в тяжелых условиях) имеет смысл перейти на полностью , однако имеющее более высокий класс спецификации по API, но с той же вязкостью. Однако если двигатель со значительным пробегом, то вязкость можно взять на один класс выше (например, вместо используемого ранее SAE 0W-30 теперь можно заливать SAE 0/5W-40). Но в этом случае нужно сократить периодичность замены масла.

Обратите внимание, что использование современных маловязких масел в двигателях, работающих в тяжелых условиях, не всегда целесообразно (тем более если используется некачественное топливо, и превышается периодичность замены масла). Например, масло ACEA A5/B5 снижает общий ресурс двигателя при работе на некачественном отечественном топливе (солярке). Об этом свидетельствуют наблюдения за дизельными двигателями Volvo с системой впрыска Common Rail. У них общий ресурс падает приблизительно вдвое.

Что касается использования легко испаряемого масла SAE 0W-30 АСЕА А5/В5 на территории стран СНГ (особенно с дизельными двигателями), то существует схожая проблема, заключающаяся в том, что на постсоветском пространстве очень мало топливных заправок, где можно залить качественное топливо стандарта Евро-5. А в связи с тем, что, современное маловязкое масло работает в паре с некачественным топливом, это приводит к значительному испарению смазки и большому количеству масла на угар. Из-за этого может наблюдаться масляное голодание двигателя и его значительный износ.

Таким образом, оптимальным решением в данном случае будет использование малозольных моторных масел Low SAPs - АСЕА С4 и Mid SAPs - АСЕА С3 или С5, вязкости SAE 0W-30 и SAE 0W-40 для бензиновых двигателей и SAE 0/5W-40 для дизельных ДВС с сажевым фильтром в случае использования качественного топлива. Параллельно с этим имеет смысл сократить периодичность замены не только моторного масла и масляного фильтра, но и воздушного фильтра (в частности, вдвое чаще, чем это указано для условий эксплуатации машины в Евросоюзе).

Поэтому в Российской Федерации и других постсоветских странах имеет смысл применять средне- и малозольные масла со спецификацией АСЕА С3 и C4 в сочетании с топливом стандарта Евро-5. Так можно добиться снижения износа элементов цилиндро-поршневой группы и кривошипно-шатунного механизма, а также поддерживать в чистоте поршня и кольца.

Масло для турбо двигателя

Для турбированного двигателя масло обычно немного отличается от обыкновенного “атмосферника”. Рассмотрим этот вопрос на подборе масла для популярного двигателя TSI, выпускаемого концерном VAG для некоторых моделей Volkswagen и Skoda. Это бензиновые двигатели с двойным турбонаддувом и системой “послойного” впрыска топлива.

Стоит отметить. что существует несколько типов таких двигателей объемом от 1 до 3 литров в объеме, а также несколько поколений. От этого напрямую зависит выбор моторного масла. Первые поколения имели более низкий допуск (в частности 502/505), а моторы второго поколения (выпущенные с 2013 года и позже) уже имеют допуски 504/507.

Как указывалось выше, малозольные масла (Low SAPS) можно использовать лишь с качественным топливом (что для стран СНГ зачастую является проблемой). В противном случае защита деталей мотора со стороны масла сводится на “нет”. Опуская подробности, можно сказать так: если вы уверены, что заливаете в бак хорошее качественное топливо, то имеет смысл использовать масло, имеющее допуски 504/507 (конечно, если это не противоречит прямым рекомендациям производителя). Если же используемый бензин не очень хороший (или вы в нем не уверены), то лучше залить более простое и дешевое масло 502/505.

Что касается вязкости, то изначально нужно исходить из требований автопроизводителя. Чаще всего отечественные автолюбители заливают в двигателя своих машин масла с вязкостью 5W-30 и 5W-40. Не следует в турбированный двигатель заливать очень густое масло (с высокотемпературной вязкостью 40 и выше). В противном случае будет нарушена система охлаждения турбины.

Выбор моторного масла для двигателя на газу

Многие автолюбители оборудуют свои машины газобаллонным оборудованием, чтобы сэкономить на топливе. Однако при этом далеко не все из них знают, что если машина работает на газовом топливе, то необходимо учитывать несколько важных нюансов при выборе моторного масла для ее двигателя.

Температурный диапазон. На упаковках многих моторных масел, которые, по утверждениям их производителей, идеально подходят для двигателей, работающих на газу, является температурный диапазон. И основной аргумент в пользу применения специального масла - это то, что газ сгорает при более высокой температуре, чем бензин. На самом деле температура сгорания бензина в кислороде составляет порядка +2000…+2500°С, метана - +2050…+2200°С, а пропана-бутана - +2400…+2700°С.

Поэтому о температурном диапазоне имеет смысл беспокоиться лишь владельцам машин, ездящим на пропане-бутане. Да и то, на самом деле двигатель редко доходит до критических температур, тем более на постоянной основе. А приличное моторное масло вполне может защитить детали двигателя. Если у вас установлено ГБО для метана, то беспокоиться и вовсе не о чем.

Зольность. В связи с тем, что газ сгорает при более высокой температуре, то возникает риск увеличения нагара на клапанах. Невозможно точно сказать, на сколько золы будет больше, поскольку это зависит от многих факторов, в том числе от качества топлива и моторного масла. Однако в любом случае для двигателей с ГБО лучше использовать моторные малозольные моторные масла. Они имеют надписи на канистре о допусках ACEA С4 (можно использовать и среднезольное С5) или надпись Low SAPS. Практически все известные производители моторных масел имеют в своей линейке малозольные масла.

Классификация и допуски . Если сравнить спецификации и допуски автопроизводителей на канистрах малозольных и специальных «газовых» масел, то можно заметить, что они или одинаковые или очень похожие. Например, для двигателей, работающих что на метане, что на пропане-бутане достаточно соблюдение следующих спецификаций:

  • ACEA C3 или выше (малозольные масла);
  • API SN/CF (однако на американские допуски в данном случае можно не смотреть, поскольку по их классификации не существует малозольных масел, а только «среднезольные» - Middle SAPS);
  • BMW Longlife-04 (опционально, может быть любой другой аналогичный автодопуск).

Существенным недостатком малозольных «газовых» масел является их высокая цена. Однако при выборе той или иной его марки необходимо помнить, что ни в коем случае нельзя понижать класс заливаемого масла по сравнению с тем, которое рекомендует производитель автомобиля.

Для специальных двигателей, работающих исключительно на газу (в них отсутствует бензиновая составляющая) использование «газовых» масел обязательно. Примерами могут служить двигателя некоторых моделей складских погрузчиков или моторы электрогенераторов, работающих на природном газе.

Обычно при замене «газового» масла автолюбители отмечают, что оно имеет более светлый оттенок, нежели классическая смазывающая жидкость. Это связано с тем, что газ имеет меньше примесей твердых частиц по сравнению с бензином. Однако это НЕ означает, что «газовое» масло нужно менять реже! На самом деле в связи с тем, что упомянутых твердых частиц в газе меньше, то и моющие присадки вполне справляются со своей работой. А вот что касается противозадирных и противоизносных присадок, то они работают также, как и при работе двигателя на бензине. Просто визуально их износ не видно. Поэтому интервал замены масла как на газу, так и на бензине остается одинаковым! Таким образом, чтобы не переплачивать за специальное «газовое» масло можно лишь приобрести его малозольный аналог с соответствующими допусками.

Почти все владельцы автомобильных средств задают себе и продавцам специализированных магазинов один и тот же вопрос: «Какое моторное масло лучше выбрать для моего автомобиля?» Ведь на полках расположена продукция десятков производителей – как малоизвестных, так и знаменитых, которых знают во всём мире. Вопрос, конечно, непростой.

Если номенклатура базовых составов масел относительно невелика, то пакеты присадок разнообразны. Производители моторных масел стараются подбирать уникальные для каждого своего продукта пакеты присадок. Именно они создают то масло для двигателя, которое будет выполнять все функции, обеспечивающие его долгую службу.

Невозможно составить реальный рейтинг лучших моторных масел. Причина – огромное количество предложений на рынке. Кроме того, характеристики и спецификации, написанные на этикетках, никогда не скажут вам, что именно это – лучшее моторное масло для вашего авто. Чтобы точно знать, какой марки масло лучше заливать в двигатель, требуется хотя бы информация о его базовом составе. А такие данные раскрывают далеко не все изготовители.

Яркий тому пример – масло для автомобиля, основа которого получена по технологии каталитического гидрокрекинга. Одни производители позиционируют его как синтетическое масло, другие – как полусинтетику. При этом не правы те и другие. Это – чисто маркетинговые ходы, предназначенные для увеличения продаж. Гидрокрекинг – это отдельный вид базовых составов, приближающихся по своему качеству, а также свойствам, к синтетике. Но получены эти базовые моторные масла из нефти. На самом деле, благодаря добавлению присадок в итоге получается хорошее масло. Оно дешевле синтетики, а по своим показателям ненамного уступает ей.

Лучшие синтетические масла

Лучшее моторное масло, которое обязательно к применению в новых двигателях с пробегом менее 100 тысяч км, имеет на этикетке надпись Full Synthetic. Это довольно дорогое моторное масло, основа которого состоит из синтезированного синтетического состава. Его получают из природного газа и лёгких фракций углеводородов, содержащихся в нефти. Их выделяют на нефтеперерабатывающих заводах, разделяя нефть путём перегонки на лёгкие и тяжёлые фракции. Синтетические составы подразделяются на:

  • полиальфаолефиновые;
  • полиорганосилоксановые;
  • углеводородные;
  • эфирные;
  • эстеровые.

Есть также другие, мало распространённые синтетические основы автомасла. Синтетические базовые масла имеют высокое значение индекса вязкости – от 150 до 170 единиц. Они загустевают при очень низких температурах, от -45°С и ниже. Это облегчает запуск холодных двигателей. Для таких автомобильных масел присуще соблюдение вязкости во всём диапазоне температур – от сильного мороза до +300°С, характерной температуры в цилиндропоршневой группе мотора. Они не теряют свои вязкостные характеристики даже при перегреве силового агрегата. Это – наиболее ценный для сохранности двигателя продукт. Какие же масляные составы самые лучшие в мире?

MOBIL Super 3000 X1 5W-40

Корпорация «ЭксонМобил» – крупнейшее в мире предприятие, перерабатывающее нефть и производящее продукты автохимии, в том числе, по мнению российских автомобилистов, самые лучшие моторные масла. Компания первой в мире стала выпускать качественное масло на синтетической основе.

По спецификациям API этот смазочный состав имеет уровень SN/SM для бензиновых моторов. Смазка может применяться также в дизелях, которые используют уровни масел API CF. Уровень качества масляной жидкости доказан большим количеством допусков, которые дали автопроизводители для своих машин. Список этих предприятий представлен ниже:

Впечатляет, не правда ли? Смазка относится к категории Low SAPS – это значит, что состав имеет низкое содержание сульфатной зольности, фосфора и серы, обеспечивая эффективность систем очистки отработавших газов Евро-4 и Евро-5. Смазочная жидкость предназначена для применения в современных двигателях обоих типов – как бензиновых, так и дизельных, не имеющих сажевых фильтров. Также в турбированных моторах с системами прямого впрыска топлива. Масло хорошо защищает в случаях обычных режимов эксплуатации, а также при движении с высоконагруженными условиями.

Топ продаж данного масляного состава пришёлся на 2015 и 2016 годы. Это моторное масло по рейтингу наиболее популярно среди россиян. Масляная жидкость имеет температуру застывания 39°С. В последнее время участились появления подделок продукта на российском рынке. Поэтому лучше приобретать его в больших, проверенных, специализированных магазинах, торгующих автохимией.

SHELL Helix Ultra 5W-40

Эта смазочная жидкость не зря входит в топ среди российских автолюбителей. SHELL Helix Ultra 5W-40 – продукт британо-нидерландской корпорации Royal Dutch Shell, четвёртой в мире по объёмам активов. Она обладает уникальной технологией получения синтетической основы из природного газа. В результате базовый состав имеет очень высокое качество. В нём совсем нет вредных для мотора примесей.

Смазка производится как в Европе, так и в России, на большом заводе в Торжке, построенном Royal Dutch Shell. Представляет собой лучшее масло для дизельных двигателей, снабжённых фильтром для сажи (DPF). Helix Ultra 5W-40 – единственный выбор моторного масла, который сделала компания Ferrari в качестве разрешённого для своих автомобилей. Больше ни один продукт не удостоился такой чести. Кроме того, смазка имеет много допусков от других автопроизводителей:

Список внушительный. Судя по отзывам специалистов, моторная жидкость российского производства по своим показателям не уступает европейскому оригиналу. Согласно американской спецификации API, смазочный материал имеет уровень SN/CF. Европейская АСЕА присвоила показатели A3/B3, A3/B4. Это значит, что смазка предназначена для новейших моторов, работающих на бензине, а также для дизельных двигателей. Будучи одним из лидеров продаж, масло вошло в ещё один топ, являясь лидером по количеству подделок в 2015 и 2016 годах.

SHELL Helix Ultra ECT 5W-30

Ещё один продукт Royal Dutch Shell попал в топ продаж. Эта 5w30 синтетика имеет категории API SN. Европейская спецификация ACEA присвоила ему показатели C3/A3/B3/A3/B4. Это значит, что продукт можно применять к новейшим моторам, в том числе снабжённым каталитическими системами нейтрализации отработавших газов.

Применяется ко всем типам силовых агрегатов, включая турбированные. Смазка относится к категории Low SAPS, имея пониженное содержание зольности, серы и фосфора. Это обеспечивает ей длительный срок службы. Допуски также есть от крупнейших автопроизводителей:

  • Мерседес-Бенц;
  • Фольксваген;
  • БМВ;
  • Порше;
  • Крайслер;
  • Дженерал Моторс.

Масло требует замены после пробега не более 6–7 тысяч км, учитывая низкое качество используемого топлива.

MOBIL 1 ESP Formula 5W-30

Масло посерьёзней, чем Shell, в плане долгосрочной термоокислительной стабильности. Фольксваген разрешает менять эту смазку через 30 тысяч (!) километров пробега. Это – энергосберегающий продукт, обеспечивающий экономию топлива до 2,5%. Синтетическое масло также относится к категории Low SAPS, имея низкую малозольность, мало серы и фосфора в своём составе. Вот почему этот смазочный материал входит в рейтинг моторных масел с лучшими эксплуатационными характеристиками.

По спецификации API имеет категории SN/SM/CF. Это значит, что есть возможность его применения на самых последних модификациях моторов, потребляющих как бензин, так и солярку. АСЕА присвоили ему категории C2/C3, A3/B4, A5/B5, что является высшим показателем качества этой моторной жидкости. Масло полностью совместимо с фильтрами сажи дизелей и каталитическими нейтрализаторами бензиновых моторов. Следующие автопроизводители дали «добро» на использование смазки в своих автомобилях:

Лучшие полусинтетические смазки

Для многих автомобилистов эти масляные составы – наиболее оптимальное решение. Российский автопарк более чем на 50% состоит из подержанных автомобилей отечественного и зарубежного производства. Для них полусинтетика подходит лучше всего. Вдобавок она намного дешевле синтетических масел. В большинстве случаев основа таких смазок на 70% состоит из высокоочищенного минерального масла, а на 30% – из синтетической добавки. Но могут быть изменения в сторону увеличения синтетической составляющей.

Отдельно стоит сказать о гидрокрекинге. Такая моторная жидкость может предлагаться как полусинтетический материал. Какое масло лучше всего подойдёт для автомобиля с пробегом? Масляная жидкость, изготовленная по VHVI технологии, будет оптимальной, поскольку свойства её базового состава приближаются к синтетическому продукту. Наилучшее масло в этой группе – южнокорейское ZIC, основа которого получена по технологии глубокого каталитического гидрокрекинга.

ZIC A+ Gasoline VHVI 10W-40

Эта недорогая смазочная жидкость завоевала расположение многих россиян. Ее базовый состав превосходит по своим вязкостным характеристикам синтетические смазки III группы, согласно классификации API. С этим маслом двигатель отлично запускается в морозную погоду до -25°С. Такой показатель вполне приемлем для регионов с умеренным и тёплым климатом. При высоких температурах в работающем моторе масляная жидкость не теряет своей вязкости. Поэтому расход этого смазочного состава на угар практически отсутствует или минимален в изношенных моторах.

Основные классификаторы так определили его характеристики: согласно SAE, вязкость 10W-40; API присвоила ему категории SM/CF. В продаже есть также модификации более раннего изготовления – SL только для бензиновых моторов. По европейскому стандарту АСЕА – A3/B3/B4/C3, что есть вообще отличным показателем. Смазка обладает очень хорошими моющими, противоизносными, антикоррозийными и антиокислительными качествами, позволяет экономить топливо. Ресурс ее работы находится на уровне синтетических составов. Моторная жидкость имеет допуски от:

  • Мерседес-Бенц;
  • Фольксваген;
  • БМВ;
  • ОАО «АВТОВАЗ».

Mobil Super 2000 X1 10W-40

Этот полусинтетический состав, по результатам тестов, занял 2-е место в рейтинге. Производится на заводах Финляндии, а также Италии. Отмечаются высокие защитные качества этого масляного состава. Хорошая устойчивость к окислению позволяет использовать длительный ресурс его работы. Для российского топлива этот показатель находится на уровне 7–7,5 тысяч км пробега.

Отменные моющие качества позволяют содержать двигатель в чистоте. Уровень как низкотемпературных, так и высокотемпературных отложений совсем небольшой. Согласно основным спецификациям, вязкостно-температурные характеристики, по SAE, находятся в категории 10W-40. API определила его статус, как SJ/SL/CF. Масло – универсальное, может применяться к бензиновым и дизельным моторам.

Европейская ассоциация АСЕА присвоила показатели A3/B3. Единственный недостаток – довольно высокая стоимость для своей группы масел. Кроме того, допуски у этой смазки скромные – только Мерседес-Бенц и Фольксваген дали разрешение на ее использование в своих автомобилях.

Esso Ultra 10W-40

Одно из самых недорогих масел в своей группе, при этом имеющих довольно приличные характеристики. На российский рынок поступает масляная жидкость, изготовленная в Финляндии. Антиокислительные свойства смазки находятся на довольно высоком уровне, что предполагает относительно длительный ресурс её использования. Защитные качества тоже хороши, а моющие уступают лидерам – ZIC A+ и Mobil Super 2000. Отложений в двигателе остаётся больше. Ещё одно достоинство – низкий уровень расхода по мере пробега. Смазка практически не угорает.

Эксплуатационные характеристики таковы: SAE 10W-40, API показывает невысокие категории SJ/SL/CF. Масляный состав – универсален для бензиновых и дизельных моторов. АСЕА определила его категории, как А3/В3.

Уже несколько лет этот смазывающий состав находится в тройке лидеров по объёмам потребления в России. Список допусков скромен – только Мерседес-Бенц и Фольксваген.

Выводы

Как видно из вышеизложенного материала, российский рынок может предложить автомобилистам очень приличные, качественные, расходные материалы для моторов. Цены на синтетику, конечно, кусаются. Но для отечественных авто вполне подойдут такие полусинтетические жидкости, как ZIC A+. Соотношение показателя «цена – качество» у этого масла наилучшее из всех представленных продуктов. Надеемся, что обзор поможет вам определиться с оптимальным для вашего авто маслом.

Опытные автомобилисты, наездившие не одну тысячу километров, утверждают, что срок службы и характер работы двигателя во многом зависят от качества используемого масла. Не согласиться с этим трудно, так как основная задача моторной смазки - уменьшать силу трения между деталями мотора.

Насколько хорошо масло справиться со своей задачей зависит от многих факторов: вязкость, тип основы, количество, качество и сочетание используемых присадок. Поэтому в условиях огромного выбора смазочных материалов актуален вопрос, какой марки масло лучше заливать в двигатель, чтобы максимально облегчить его работу и продлить срок эксплуатации?

В первую очередь стоит отметить, что при выборе моторного масла не нужно гнаться за низкой ценой. Как правило, в данном виде товара цена всегда соответствует качеству. Чтобы застраховаться от покупки недоброкачественного товара, достаточно приобрести масло одной из известных марок, изготавливающих продукцию с учетом международных норм и стандартов.

Однако и в этом случае, лучше заранее запастись необходимыми знаниями. Перед покупкой ознакомьтесь с рекомендациями, указанными производителем в паспорте вашего ТС. Также будет нелишним и знание особенностей масел, предлагаемых разными производителями. Ведь у каждой марки есть как сильные, так и слабые стороны.

Рейтинг самых востребованных марок масел

Mobil

Первое место в списке наиболее востребованных у автомобилистов масел можно смело отдать марке Mobil. Несколько лет назад эти масла считались одними из самых лучших, поэтому пользовались большой популярностью среди водителей. И хотя сегодня некоторые автомобилисты отмечают снижение качества у этого производителя, многие виды масел марки Мобил продолжают занимать лидирующие позиции в рейтингах смазочных материалов.

Линейка моторных масел у этого производителя представлена широким выбором синтетических, полусинтетических и минеральных основ, дополненных богатым разнообразием присадок, а также их сочетанием. Наиболее привлекательными характеристиками обладают смазки, разработанные для машин с большим пробегом, а также масла для всесезонного использования. Единственным минусом данной марки можно назвать принадлежность к самому высокому ценовому сегменту.

После того, как Mobil стал сдавать позиции, многие автолюбители перешли на использование масел фирмы «Кастрол», которая сегодня делит второе место рейтинга с не менее популярной продукцией «Шелл Хеликс».

Shell HELIX

Масла этой марки принадлежат к продукции высокого класса. Наибольшей популярностью среди водителей пользуются смазки на синтетической основе и масла для зимнего использования. Из общего списка масел, марку Shell HELIX выделяют некоторые особенности. В смазочных смесях данной марки применяют активные моющие присадки. Это значит, что даже с учетом длительной работы детали двигателя будут защищены от нагара и отложений. Благодаря чему фильтрующие системы автомобиля смогут функционировать в более легком режиме.

Чистота масла, которая сохраняется благодаря моющим присадкам позволяет дольше сохранять вязкость на оптимальном для работы авто уровне, следовательно, детали лучше защищены от трения. Это способствует более экономичному расходу топлива и снижению уровня шума.

Ассортимент смазочных материалов этой марки дает возможность подобрать привлекательный вариант для любого автомобиля, как с бензиновым, так дизельным двигателем. А сниженное содержание хлора в маслах данной марки позволяет отнести их к разряду экологичных.

Castrol

Любителям быстрой езды стоит обратить внимание на масла марки «Castrol», так как эта фирма специализируется на производстве смазочных материалов улучшающих скоростные характеристики машины. В качестве примера можно привести мировой рекорд, установленный на треке Formula-1 в начале 2000-х. Тогда мотор болида работавшего на масле этой марки смог набрать 19 тысяч оборотов. Всего же производители масел «Кастрол» приписывают своему товарному знаку порядка 20 больших достижений в мире высоких скоростей.

Что касается применения масел данной марки на обычных дорогах, то преимуществом фирмы можно назвать широкий ассортимент смазочных материалов, изготовленных как на синтетической, так и минеральной основе. Наибольшим спросом у российского потребителя пользуются смеси для зимы. Кроме классических смазок для бензиновых и дизельных двигателей фирма предоставляет большой выбор трансмиссионных масел и жидкостей. Масла этой марки не содержат примесей и предохраняют детали мотора от преждевременного разрушения.

Как и Шелл Хеликс, данная марка предоставляет водителям возможность приобрести высококачественный продукт по средней цене. Однако к выбору нужно подойти максимально осторожно, так как эти марки пользуются большой популярностью у мошенников. Поэтому легко натолкнуться на подделку.

Смотрим полезное видео, как отличить оригинальное масло от подделки:

Esso

Компанию «Esso» можно назвать мировым лидером по производству самого широкого выбора масел очень высокого качества. Именно эти масла изначально залиты практически во все иномарки. Достаточно долгое время эту марку по умолчанию использовали и на станциях техобслуживания. Ключевое слово «по умолчанию», так как для розничного потребителя эта марка остается малоизвестной.

При выборе масла стоит обратить внимание на марку Esso, так как техника изготовления масел у фирмы доведена до совершенства. Уникально сбалансированные присадки этой фирмы были протестированные такими автопроизводителями как Mercedes, Audi и Volkswagen.

У своих ближайших конкурентов марка выигрывает в качестве, но проигрывает в ценовом эквиваленте и популярности. Стоимость этих масел немного выше средней цены. Впрочем, высокую цену компенсирует срок службы смазочных материалов «Ессо». К примеру, смазки, выпущенные под серией U способны прослужить двойной срок. Проще говоря, на маслах этой серии можно спокойно ездить не один, а целых два года. При этом жидкость останется чистой и не причинит вреда деталям двигателя. Что касается подбора присадок, то аналогов маслам этой марки пока нет.

Liqui Moly

Масла марки «Ликви Моли» малоизвестны российскому потребителю, тем не менее они заслуживают отдельного внимания. Данный бренд заботится о защите от подделок на высоком уровне. Поэтому вся продукция произведена в одном городе – Ульм (Германия). Фирма производит качественные моторные и трансмиссионные масла для разных типов двигателей. Неоднократно побеждала в номинации – лучшие минеральные масла.

Использовать только эту марку масел настоятельно рекомендуют производители автомобилей Nissan. Отличительной чертой масла данной марки является то, что при его использовании двигатель начинает работать тише и более плавно. А при изготовлении используются моющие присадки, что значительно повышает его срок службы. Почти все модели масел произведены с идеальной вязкостью, а общее качество продукта можно отнести к элитному классу.

Расположить марку на пятой позиции, как и в случае с Ессо заставляет только очень низкая известность. Его редко приобретают розничные потребители, поэтому найти продукцию в обычном автомагазине не так-то просто. Что же касается цены, то бренд производит различные товары, цена которых может варьировать от очень высокой, до вполне приемлемой.

ELF

Даже начинающие водители без сомнения слышали о Ралли Париж-Дакар. Так вот участники этих гонок используют французское масло марки «Эльф». Впервые мировой рынок смазочной продукции услышал это название более 50 лет назад. И с того момента бренд только набирает популярность. Масла этой марки разработаны с учетом использования в экстремальных условиях. Отдельные варианты масел предусматривают универсальное использование – подходят как для бензиновых, так и для дизельных агрегатов.

Определенным плюсом можно назвать относительно невысокую стоимость при достаточно хорошем качестве. Что же касается недостатков, то главный из них – поддельная продукция и низкая степень защиты от мошенников.

Total

Еще один хорошо зарекомендовавший себя французский бренд. Изначально был выпущен по поручению самого президента исключительно для внутреннего рынка. Однако спустя несколько десятилетий бренд получил широкую популярность за пределами Франции и по сей день находится в рейтинге наиболее продаваемых марок. Привлекает бренд неплохим качеством и хорошей ценой. Наиболее популярны масла, предназначенные для зимнего периода эксплуатации.

Однако практически любое масло этой марки способно сохранять определенную вязкость при любых температурных колебаниях. Еще один плюс – универсальность. Что же касается минусов, то этот «француз», как и «Эльф» слабо защищен от подделок, вследствие чего рынок наводнен недоброкачественной продукцией, продающейся под названием Total.

ZIC

В последнее время эта корейская марка уверенно набирает популярность, обходя по качественным и ценовым показателям многие известные бренды. В частности «Зик» успешно конкурирует по количеству продаж с маслами марки Тотал.

Смазочные смеси этой фирмы произведены по уникальной технологии, их отличает универсальность, высокая устойчивость к низким температурам (масло не густеет) и хорошие показатели в плане очистки. Благодаря особой щадящей технологии, масла производятся без применения сильной химии, что отражается на более бережном отношении к деталям двигателя.

Лукойл

Отвечая на вопрос о том, какой марки масло лучше заливать в двигатель, нельзя обойти вниманием линейку масел фирмы «Лукойл». Отличительной чертой этой компании можно назвать производство продукции разного класса и ценовой категории, способной удовлетворить потребности каждого автолюбителя.

На сегодняшний день именно эта марка является самой востребованной и продаваемой. Ежегодно компания выпускает больше 250 тысяч тонн одного только масла. Но, несмотря на большую востребованность, соответствие нормам, качество, как и цена масла остается на уровне эконом-класса.

Xado

Несмотря на то, что продукты марки «Хадо» получили широкую известность в мире, в нашей стране можно найти только порядка 40 ее представителей. Главная направленность фирмы – производство моторных масел и присадок. Общая линейка товаров данного бренда составляет около 300 разновидностей смазочных смесей для разных типов двигателей (дизельных, бензиновых, масла для грузовых автомобилей).

Кроме того компания выпускает специальные жидкости для мотоциклов и любого агрегата, предусматривающего работу двигателя. Особый интерес представляют присадки этой марки, которые активно используют в своем производстве даже ведущие производители моторных масел. Водители, имеющие достаточно большой опыт, предпочитают приобретать именно присадки этой марки и самостоятельно добавлять их в смазочные смеси.

Стоит отметить, что большое внимание компания уделяет защите товара от подделок. Оригинальные товары можно купить в специальной металлической таре.

General Motors

Американский бренд. Основная линейка моторных масел этого концерна представлена дорогостоящей продукцией. Но у розничного потребителя большей популярностью пользуются товары среднего ценового сегмента.

Однако, несмотря на достаточно высокую цену, качественные характеристики находятся на среднем уровне. Неплохие моющие способности, достаточно эффективная смазка и устойчивость к низким температурам. Однако теми же свойствами обладают и более дешевые товары менее известных брендов. В данном случае цена зависит не столько от качества, сколько от логотипа.

Заключение

Какой марки масло лучше заливать в двигатель решает каждый водитель самостоятельно. Однако опираясь на описанные выше преимущества и недостатки разных марок, сделать более правильный выбор станет намного проще.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook