Сердце мотоцикла. Двигатель. Как устроен и как работает мотоцикл

Мотоцикл, приводимый в движение двигателем внутреннего сгорания, является быстроходным двухколесным транспортным средством. По устройству мотоциклы разделяются на одиночные (рис. 1) и с коляской (рис. 2). В зависимости от назначения мотоциклы бывают дорожными, спортивными и специальными.

Рис. 1. Дорожный мотоцикл "Восход"

Выпускаются еще два промежуточных между мотоциклом и велосипедом средства механического транспорта: мотовелосипеды и мопеды.


Рис. 2. Дорожный мотоцикл с коляской ИЖ "Юпитер"

В зависимости от рабочего объема цилиндров двигателя мотоциклы делятся: на сверхлегкие (50-100 см 3), легкие (125-250 см 3), средние (350- 500 см 3) и тяжелые (свыше 500 см 3).

Ниже приведены основные данные дорожных мотоциклов.

Мотоцикл имеет следующие механизмы и системы: двигатель с обслуживающими его системами питания, смазки, охлаждения и зажигания, силовую передачу, ходовую часть, механизмы управления.

Двигатель преобразует тепловую энергию в механическую, которая с помощью ряда механизмов приводит мотоцикл в движение.

Силовая передача (рис. 3) подводит развиваемое на коленчатом валу двигателя усилие к ведущему колесу. К ней относятся: передняя передача, сцепление, коробка передач и задняя передача.

Существуют три типа силовой передачи: цепная, карданная и прямая.

Цепная передача (рис. 4, а) передает вращающее усилие или крутящий момент двигателя моторной цепью на сцепление, а через него коробке передач, откуда задней цепью на ведущее колесо мотоцикла.

При карданной передаче (рис. 4, б) крутящий момент от коленчатого вала передается через сцепление непосредственно коробке передач, откуда с помощью карданного вала и главной передачи к ведущему колесу мотоцикла.

Прямая передача состоит из шестеренчатой передачи (моторной), которая через механизм сцепления и коробку передач передает усилие на вал, являющийся одновременно осью колеса.

Ходовая часть обеспечивает движение мотоцикла и служит остовом для крепления основных его механизмов. Она включает раму, переднюю вилку, колеса с шинами, седло, багажник, подножки, подставку, грязевые Щитки и прицепную коляску.

Механизмы управления предназначены для управления мотоциклом во время движения, а также для работы его агрегатов и приборов. К механизмам управления относятся: рулевое управление, тормоза и органы управления.

Рулевое управление обеспечивает изменение направления движения мотоцикла поворотом переднего колеса и состоит из руля, рулевого амортизатора и рулевого стержня с подшипниками передней вилки.

Тормоза замедляют движение и останавливают мотоцикл.

Органы управления служат для управления работой агрегатов, механизмов и приборов мотоцикла.

Хай, байкерам, байкершам, ну и просто любителям двух-, трех-, четырехколесной техники! Данный портал переполнен данными, порой недостающими для многих любителей несущего свободу транспорта и реставрации мото. Если Вы непосредственно ищете схемы электрооборудования или двигателей отечественных мотоциклов, Вам нужно перейти по этой ссылке . В этой же статье размещена информация, касающаяся общих принципов строения железных коней. Мы подарим уверенность тем, кто только начал изучать байки, и украсим настроение, описывая необычные мотоциклы, для тех, кто уже укрепился в байкерском движении.

Схема байка для новичка

Данный раздел призван описать схему мото техники для начинающих любителей двухколесных коней. Ниже поданная краткая информация визуального характера поможет вам разобраться в самых простых стальных скакунах. Именно так выглядели байки 1960-х гг. от ведущих мировых производителей подобной продукции. Причем касается это былых мото-легенд и современных брендов железных коней. По данной картинке можно изучать историю строения мотоциклов.

Под первым номером на схеме указана вилка передних амортизаторов. Сами пружины, при этом, в передней части мото вы не увидите, так как последние скрыты под железным кожухом, называемым штанами. Под номером 2 указаны лампы световой индикации приборной панели. В старых моделях байков их устанавливали непосредственно в верхней части фары. Третий номер - это спидометр.

Чтоб самому собрать подобное чудо-техники, нужно и денег немало, и времени свободного побольше. А главное, чем нужно запастись - это желание творить оригинальное в мото-механике. Все же решающая роль в конструкторском процессе по созданию мотоциклов остается за финансами.

Как бы там ни было, а остальное в схеме подобного мото осталось практически без изменений. Тот же цепной привод, та же пара колес. Двигатель Иксообразной формы стоит там, где устанавливаются и другие типы моторов - под рамой и между двух колес. Не видно на схеме байка пожалуй только топливной емкости и нормального сиденья. Все же место под и то, и другое конструкторы оставили на ваше усмотрение и возможности фантазии.

Схема электроники мотоцикла

Ну а на указанной в нижней части этого раздела картинке подробно описана электронная система байка. На ней четко указаны основные узлы, вырабатывающие ток и главные потребители последнего. Кроме того, данная картинка демонстрирует в четком ракурсе и связь вышеуказанных частей мото.

В общих чертах можно сказать, что устройство мотоцикла – это сборка его основных частей.

В мотоцикле это:

1. Экипажная (ходовая) часть.

  • — Рама – основной силовой элемент, на котором размещены все узлы мотоцикла.
  • — Передняя вилка. Она создает возможность управления мотоциклом, поглощает толчки и удары по переднему колесу от неровностей на дороге (амортизирует). Сама вилка крепится шарнирно к раме, а уже в ней переднее колесо.
  • Задняя подвеска. Обеспечивает амортизацию заднего колеса. На ней закреплено заднее колесо.
  • — Колеса переднее и заднее. Разумеется, служат для перемещения всей машины.
  • Тормозная система. Назначение – сброс (уменьшение) скорости, останов мотоцикла.
  • Назначение экипажной части – для крепления основных устройств и груза, для размещения экипажа, и последующего перемещения всего.

2. Двигатель – основной источник энергии, которая необходима для передвижения пассажиров и груза.

3. Силовая передача (трансмиссия).

  • — Сцепление. Обеспечивает плавное соединение (разъединение) двигателя и силовой части в начале движения, а также при переключении передач. Дополнительно служит ограничителем предельной нагрузки между двигателем и трансмиссией в прямом и обратном направлении.
  • — Коробка передач. Обеспечивает плавное изменение передаточного числа в силовой передаче при изменении режимов движения. Такое изменение позволяет заднему колесу при постоянных оборотах коленчатого вала менять скорость своего вращения. Это в свою очередь меняет тяговое усилие – с уменьшением оборотов увеличивается тяга.
  • Главная передача. Передает энергию от коробки передач на заднее колесо, и в зависимости от диаметра колеса, нагрузки и условий эксплуатации подбирает оптимальное передаточное отношение.

4. Оборудование.

  • — Управление мотоциклом. Это управление:
  1. · пассажирской частью
  2. · двигателем и силовой частью – замок зажигания, руль, рычаг и педаль тормозов, рычаг сцепления и ручка газа
  3. · элементами сигнализации и контроля – фара и габаритные огни, указатели поворота, торможения, спидометр, лампа зарядки аккумулятора.
  • — Удобства экипажу.
  1. · устройств размещения водителя, пассажиров и грузов – сиденья, подножки, багажник, ящики для инструмента.
  2. · элементов защиты — ветровые щитки (защита лица и груди), щитки колес, щитки и предохранительные дуги, защищающие ноги.
  • — Коляска (боковой прицеп). Сегодня она является отдельной составляющей частью мотоцикла, прикрепляемой к основному агрегату.

Вот в основном и все устройство мотоцикла, если не вдаваться в подробности и музыка .


Уральская вилка спереди считается очень далекой от совершенства. Виной этому жесткие амортизаторы, и постоянно протекающее гидравлическое масло. Многие специалисты в этой сфере считают, что требуется не так уж много физических сил и времени для того, чтобы данный узел начал работать мягко и безупречно. Как и весь мотоцикл урал тюнинг в […]


Наверняка вы задавались вопросом, как продлить жизнь двигателю, лили в него дорогие масла и присадки. В частности поршень больше всего страдает от трения, по этому поводу придумали сухую смазку для поршня molykote D10. Эта смазка обладает антифрикционным покрытием, она долго держит свою плёнку поршнях бензиновых и дизельных двигателей. Смазка molykote […]


Прежде чем рассматривать конкретный карбюратор, вспомним, что это – устройство для смешивания бензина и воздуха, образования и регулировки расхода горючей смеси в системах питания двигателей внутреннего сгорания (карбюраторных). В карбюратор бензин поступает из бака топливного. Карбюратор Jikov обычно устанавливают на мотоцикл Ява 350 и на известный российский Иж Юпитер 5. […]


Дорогие друзья, хочу рассказать о преимуществах и недостатках покупки мотоцикла в кредит. Я долго ходил по своему городу, чтобы найти банк, который выдаёт кредиты на мотоциклы. Мне пришлось облазить целую кучу банков, прежде чем я нашел нормальный банк, который бы меня устраивал в процентных ставках. Менеджеры и кредитные агенты агенты меня […]


Хотелось бы сегодня поговорить о том, сколько лет вы ездите за рулем мотоцикла. Лично я первый раз сел за руль своего первого мотоцикла в 13 лет, первый мотоцикл был Тула. Хочу сразу отметить, что до этого у меня не было никакого мопеда, только велосипед. Просто многие начинают всё постепенно, с […]



Многие не разбираются в мотоциклах и не могут отличить спортивный мотоцикл от кроссового и решил написать пост, чтобы люди смогли различать эндуро от кросса, спорта от классика и.т.д

Типы мотоциклов

В настоящее время существует огромное количество типов мотоциклов. В какждом виде, как правило, существует множество разновидностей. Некоторые современные модели мотоциклов вообще невозможно отнести к одному конкретному виду. Давай рассмотрим основные виды мотоциклов, чтобы вам было проще выбрать подходящий именно вам.

Классик

Классический мотоцикл это проверенный временем дизайн и компоновка, прямая посадка и неприхотливость в обслуживании, надежность и удобство в эксплуатации. Внешне он может быть немного похож как на чоппер, но не с такой вальяжной посадкой водителя и тоннами хрома, так и на спортбайк, только с более спокойными характеристиками двигателя и длинными тяговитыми передачами.

Спортбайк

Мы говорим «спортбайк» - подразумеваем «энерговооруженность», девиз конструкций - максимальная мощь при минимальной массе. Остальное - по боку. Зачем беспокоиться о ломовой тяге на низах, если мотор спортбайка «любит жить» в режиме, когда стрелка у красной черты тахометра. Это high-end технической мысли мотопрома, в них собраны все самые современные разработки. Лучшая маневренность, динамика разгонов и эффективность торможения - все это спортбайки - конвейерные версии знаменитых двухколесных болидов Гран При.

Эндуро (Туристический, Городской)

Мотоциклы эндуро пришли к людям с трасс ралли-рейдов. Потеряв в «болотной» и «пустынной» проходимости, они стали комфортней для езды по городским улицам и шоссе, позволяя водителю съехать с асфальта и не бояться достаточно серьезных ухабов, колдобин, бордюров, лестниц и прочих сюрпризов. Легкий вес, большие хода подвесок, минимум облицовки и ремонтопригодность - вот основные козыри этих мотоциклов. Существует несколько направлений мотоциклов Эндуро: легкий эндуро, хард эндуро, городской, туристический.

Супермото

Super Moto представляет собой мотоцикл эндуро, оборудованный 17-дюймовыми колесными дисками, шоссейной резиной, более мощными тормозами и подвесками, настроенными для езды по асфальту. Этот класс мототехники в равной степени приспособлен как для езды по дорогам общего пользования, так и для преодоления серьезных препятствий «городского бездорожья» (бордюры, лестницы и т.п.).

Кроссовые

Кроссовые мотоциклы предназначенны для различного рода спортивных состязаний по пересеченной местности. Зачастую они снабжены двухтактными двигателями. Легкий вес, прочная рама, надежная длинноходная подвеска плюс мощный мотор - это кроссовые мотоциклы. Зачастую они не оборудованы светотехническими приборами, заводятся кик-стартером. Мотоциклы подобного класса выпускаются также и в миниатюрных версиях - специально для детей и детских соревнований.

Мотокросс с колясками (я стою в коляске)

Экипаж два человека: пилот мотоцикла и колясочник, задача которого правильно распределить свой вес для ускорения мотоцикла во время поворотов и прыжков.

Туризм и Спорт-туризм

Туристичекий класс - это лимузины в мире мотоциклов. Они созданы для длительных путешествий по дорогам отличного качества.
Большинство туристических мотоциклов относятся к классу спорт-туризм, поскольку являются спортбайками, измененными для более удобной посадки водителя и пассажира. Только на них можно с большим комфортом и при желании быстро преодолеть большие расстояния. Зачастую такие мотоциклы стандартно оборудованны специальными сумками-кофрами, и имеют много дополнительных функций как АБС, радиомагнитола, круиз-контроль.


Минибайк

Минибайк - это маленький мотоцикл. При своем небольшом весе и размерах он достаточно быстро разгоняется и неплохо управляется. Самое трудное - научиться держать равновесие. Дороги общего пользования для езды на минибайках не очень пригодны, зато на картодроме можно отлично оттянуться.

Чопперы (Кастом и Круизер)

Чопперы - это удобная прямая посадка и возможность легко и вальяжно кататься, наблюдая окрестности и показывая себя. Только такие мотоциклы позволяют максимально развить свои фантазии и превратить обычный стандартный байк в совершенно персональное сверкающее хромом чудо, способное выделить своего хозяина из толпы и удивить окружающих. Подножки мотоцикла вынесены вперед, удобный руль, седло - двухуровневое. Ровные характеристики мотора, благодаря высокому крутящему моменту двигателя, обеспечивают спокойную и уверенную езду. Иногда чопперы называют кастом (Custom) или круизер (Cruiser).

Триал

Мотоцикл для триала это спортивный снаряд предназначеный исключительно для соревнований и тренеровок. Он лишен всех лишних, в этом виде соревнований, элементов конструкции. Минимальный вес и тяговитый двигатель, позволяют выполнять на нём просто невероятные трюки.

Стритфайтер

Стритфайтеры это как правило переделаные спортбайки. В результате аварии или просто по желанию владельца снимается пластик, иногда меняются фары, руль, выпускная система и другие элементы. Мотоцикл становится более удобным в городе, но менее комфорным на больших скоростях. В последнее время сами производители мотоциклов стали выпускать новые моделе в стиле стритфайтер.


Макси-скутеры

Макси-скутеры могут заинтересовать бизнесменов, которые не желают терять время (а значит и деньги) в дорожных пробках. Макси-скутер легко избавит Вас от этих потерь не снижая комфорта в передвижении и респектабельности в имидже. Это лимузины в мире скутеров. Эти скутеры, также как и другие, оборудованны автоматической трансмиссией - вариатором.

ATV (Утилитарные и Спортивные)


Аббревиатура ATV в переводе с английского расшифровывается как ALL Terrain Vechicle, что означает "транспортное средство для езды по бездорожью" - это и есть квадроциклы или четырехколесники или мотовездеходы. ATV обладают исключительной высокой проходимостью, которая недоступна ни одному автомобилю или мотоциклу.
Утилитарные мотовездеходы - это полный привод, специальные шины и конструкция подвески. Все это обеспечивает потрясающую проходимость. Часто имеют понижающую передачу и возможность установки различного навесного оборудования.
Спортивные мотовездеходы предназначены для интенсивных "покатушек" по бездорожью и спортивных соревнований. Мотовездеходы оснащаются мощными двух и четырехтактными двигателями, спортивными прочными подвесками и имеют только механическую коробку передач.

Подобно автомобилю мотоцикл "кушает" бензин, чтобы получить энергию для своего движения. Существенное отличие между ними заключается в том, что мотоцикл имеет всего два колеса. Энергия двигателя у него передается на заднее колесо. И хотя зачастую его мощность намного меньше мощности автомобильного двигателя, мотоцикл благодаря своему обтекаемому профилю и меньшему весу может развивать те же скорости, что и автомобиль. Кроме того мотоциклы обычно разгоняются быстрее автомобилей и более подвижны на узких дорогах и на бездорожье.

Схема устройства мотоцикла

Как передается энергия на колесо

Работа двигателя мотоцикла во многом похожа на работу автомобильного двигателя. Топливо, сгорающее в цилиндрах двигателя, толкает поршни (на рисунке сверху), которые вращают коленчатый вал. В коробке передач вращательное движение коленчатого вала передается цепи. Она-то и вращает заднее колесо. Но коробка передач мотоциклу тоже нужна: чтобы уменьшить слишком большую скорость вращения, получаемую от двигателя. И в конце концов заднее колесо делает один полный оборот за два оборота коленчатого вала.

Чтобы легче двигаться

Система пружинной подвески устанавливается на оба колеса мотоцикла. Она оберегает мотоциклиста и двигатель от ударов из-за неровностей на дороге.

Подвеска переднего колеса

Ударопоглощающие пружины спрятаны внутри полых вилок, залитых маслом. Эти пружины уменьшают толчки и колебания.

Подвеска заднего колеса

Задний механизм ударопоглощения крепится к самой раме мотоцикла - по одному с каждой стороны колеса.

Двухтактный двигатель дает больше мощности

В автомобилях обычно используют четырехтактные двигатели. Цикл их работы состоит из четырех частей: впуск смеси, сжатие, сгорание и выхлоп. На это требуется два движения каждого поршня туда-сюда. Двухтактный мотоциклетный двигатель (рисунок вверху) выполняет все те же операции за одно полное движение поршня туда-сюда: когда поршень поднимается (левый рисунок), происходит впуск и сжатие. А когда опускается, сгорание и выхлоп (правый рисунок). Поэтому теоретически при одинаковой частоте вращения, то есть одинаковом количестве оборотов в минуту, двухтактный двигатель должен быть в два раза мощнее четырехтактного. Однако на практике из-за размеров двухтактного двигателя и повышенного трения в нем преимущества его не так велики. И все-таки мощность двухтактного двигателя внутреннего сгорания примерно в 1,5 раза выше мощности четырехтактного.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook