Регулировка ручного тормоза: настраиваем "ручник" правильно. Как отрегулировать стояночный тормоз

Тормозная система относится к самым важным техническим составляющим велосипеда. От ее состояния напрямую зависит безопасность и велосипедиста, и других участников движения. Исправные тормоза необходимы в любой ситуации, начиная от покатушек в парках и заканчивая крепким велоспортом.

В современном классическом понимании велотормоз представляет собой прижимной механизм, который воздействует на обод колеса. На самом деле существует несколько типов тормозов, однако v-brake (ободной) – наиболее распространенный вариант на велосипедах различных классов.

Характеристики тормозной системы

Для качественного описания работы ободных тормозов используются следующие термины:

  • сила воздействия;
  • эффективность;
  • износостойкость;
  • модуляция;
  • требования к обслуживанию;
  • сравнительные особенности.

Сила воздействия, или торможения, – параметр, который показывает, насколько тормоз может зажать обод так, чтобы велосипед нельзя было сдвинуть с места. Максимальное усилие потребуется только для полной остановки и фиксации на месте. В дороге для регулировки скорости усилие используется не полностью. Диапазон воздействий на обод колеса с помощью нажатий ручки называется модуляцией, или точностью, тормозов.

Активный велосипедист использует свой транспорт не только в сухую и безоблачную погоду. Дождь, грязь, песок – с этим придется столкнуться каждому, кто выкатывает свой байк на дальние поездки. Эффективность тормозов позволяет описать их поведение в самых разнообразных условиях.

Износостойкость – показатель долговечности с учетом предписаний по эксплуатации велосипеда в целом. Своевременный уход позволяет увеличить срок службы тормозной системы. В требованиях по обслуживанию указано, как правильно устанавливать и регулировать механизм, как часто это нужно делать и руководство по замене комплектующих.

Разновидности ободных тормозов

Ободные тормоза разделяются на несколько типов:

  • клещевые;
  • кантилеверы;
  • V-brake (векторные механические);
  • с гидравлическим приводом.

Схематичное изображение ободных тормозов

Клещевые тормоза – ранее популярные модификации, сейчас на рынке встречаются редко. Являются классической моделью ободного тормоза с закреплением к вилке или перьям рамы велосипеда. Особенности конструкции и принцип работы:

  1. Состоят из ручки, приводного троса, двух подвижных дуг и .
  2. Ручка закрепляется на руле велосипеда, от нее протягивается трос и закрепляется на зажимной стороне дуг. Сам корпус крепится строго над колесом, к нижним креплениям дуг прикручиваются колодки.
  3. Через трос усилие напрямую передается на зажимную часть дуг, благодаря чему они сжимаются, и колодки соприкасаются с ободом.
  4. За разжатие отвечает встроенная между рычагами упругая металлическая вставка или пружина.

Рычаги имеют единую ось вращения и движутся навстречу друг другу как клешни пассатижей. Отсюда и название – клещевые. Преимущества – легкость монтажа, простая настройка. Минусы – слабое тормозное усилие, низкая модуляция, высокая истираемость колодок, требуют частой отладки. Устанавливаются на шоссейно-гоночных байках и дополнительно как передний ободной тормоз на дорожных моделях.


Клещ на переднем колесе шоссейника

Ко второму типу исчезающих тормозов относятся кантилеверы. Принцип их работы заключается в раздвижке рычагов под действием натянутого поводка. Принцип работы кантилеверного тормоза:

  1. Через главный трос усилие передается на перемычку.
  2. Трос тянет перемычку наверх, закрепленный на ней поводок вытягивается.
  3. Поводок соединяет оба рычага, которые жестко закреплены на раме.
  4. За счет сближения рычагов колодки приближаются к ободу.

Кантилеверы устойчивы к грязи, не задевают покрышку и легко устанавливаются. К существенным недостаткам относятся:

  • снижение тормозной силы по мере вытягивания поводка;
  • требуется создать высокое усилие для полной остановки велосипеда;
  • сложность регулировки.

В оправдание последнего стоит отметить, что регулировать положение колодок можно в широких пределах.


Кантилевер с верхней тягой также можно ставить на переднее колесо как дополнительный

V-brake – распространенный тип ободных тормозов на скоростных велосипедах. По сравнению с кантилеверами, обладает более высокой точностью и долговечностью колодок. Также их легко снять и отремонтировать самостоятельно.

По конструкции векторы частично схожи с кантилеверами: с помощью болтов рычаги переднего тормоза крепятся на вилке, заднего – на верхних перьях. Между собой ножки связаны стягивающим тросом. Приводной трос подведен к одной стороне, но благодаря прямой форме «стяжки» усилия одинаково передаются на оба рычага.


V-brake популярны на МТБ

Гидравлические велосипедные ободные тормоза – более совершенная модель механического аналога. Система привода состоит из управляющего цилиндра, гидролинии и силовых цилиндров. Усилия от ручки передаются на главный цилиндр, который через масло воздействует на силовые цилиндры. Те, в свою очередь, сдвигают колодки навстречу друг другу.

Достоинства – высокая сила сжатия и эффективность, отличная модуляция. Недостатки – ухудшение работы при засоре гидролинии, сложный ремонт. Используется подобный тип тормозов для фрирайда и триала.

У тормозов ободного типа малый ход колодок, за счет чего они меньше изнашиваются при эксплуатации. К существенному недостатку такого подхода относится невозможность использоваться на колесах даже с незначительными искривлениями обода. Чувствительные тормоза будут задевать колесо на ходу, что вызовет снижение скорости и повышенный износ колодок.

Как установить и настроить V-brake самостоятельно

Установка тормоза с нуля:

  1. Закрепить рычаги на раме велосипеда.
  2. Вдеть в тормозную ручку приводной тросик.
  3. Установить ручку на руль, вставить трос в пазы на раме (если есть).
  4. Соединить трос с рычагами и поставить пружину.

После установки обязательно потребуется регулировка тормозов.

Точность работы механизма во многом зависит от его настройки. Так, даже дорогостоящая система будет работать неважно без правильной регулировки, и наоборот, V-brake среднего класса по эффективности может превзойти дисковый тормоз. Что нужно сделать по настройке тормозов?

Отрегулировать натяжение троса. После настроек тормоз должен мгновенно срабатывать на сжатие ручки и отскакивать при ее ослаблении. Если колодки не отходят от ободьев, это говорит о недостаточном натяжении. На перетянутом тросе ручка будет тяжело нажиматься, а оплетка может лопнуть.

Натяжение регулируется с помощью болта со стороны рычагов. Настройка выглядит так:

  1. Сбросить пружины.
  2. Ослабить болт фиксации троса.
  3. Подобрать натяжение так, чтобы в полностью зажатом положении расстояние от ручки до руля соответствовало толщине пальца.

Если на оплетке троса были замечены повреждения, рекомендуется сразу поставить новый комплект.

Регулировка зазоров. Оптимальное расстояние – 2 – 3 мм от края колодки до обода. Определение износа тормозных колодок: использовать нельзя, когда полностью стерты отводные канавки (вся поверхность ровная).

Как поставить новые колодки? Расположение относительно обода влияет на величину площади контакта колодок с ним, силу торможения и срок службы материала. Для тормозных колодок с мягкой резиновой поверхностью их нужно установить так, чтобы передний край располагался ближе к ободу. Тормозные колодки из жесткого материала ставятся строго параллельно поверхности вращения колеса.


Схема крепления тормозной колодки

Если на велосипеде установлены картриджные колодки, потребуется поменять лишь накладки. Их положение задается шплинтом, перед снятием старой поверхности он извлекается из корпуса. Аналогично в обратном порядке вставляется новая накладка и фиксируется шплинтом.

Регулировка положения и смещение колодочных корпусов производятся за счет болта и шайб. Для точной фиксации потребуется сжать тормоз и выставить положение колодок строго на поверхности обода.

Последним этапом будет проверка работы системы на практике, то есть в реальных условиях езды. Как правило, настроить V-brake получается сразу. Однако если торможение запаздывает или ручка не полностью возвращается в исходное положение, необходимо отрегулировать тормоза повторно.

Независимо от стажа водителя и уровня его подготовки, практически с каждым периодически случаются глупые нарушения техники безопасности при езде. Одна из наиболее распространенных ситуаций - это начало движения при поднятом ручнике. Казалось бы, прогрел автомобиль, начал ехать на минимальных оборотах, постепенно их увеличиваешь, а машина, хоть убей, не хочет ехать. И примерно на сотом километре замечаешь, что едешь с активированной системой ручного тормоза. Два-три раза повторения данной ситуации, и ручник перестает должным образом выполнять свои функции.

Умом каждый понимает, что сам виноват в данной ситуации. Остается только вовремя исправить положение, иначе ручник попросту будет бесполезен. Потому регулировка тормоза имеет такое большое значение для обеспечения безопасности всех участников движения.

Еще один распространенный случай, когда водитель при экстренном торможении или нет, сначала поднимает ручник, потом уже жмет на педаль тормоза. Опять же, торс ручника растягивается, и тот через некоторое время перестанет должным образом функционировать.

Наиболее опасная ситуация возникает тогда, когда водитель даже не подозревает о неисправности ручного тормоза. В этом случае машина, поставленная под углом на ручник, просто покатится в сторону уклона. А последствия могут быть какими угодно. Потому регулировка ручного тормоза - вид ремонта автомобиля, которому следует уделять особое внимание.

Как проверить исправность ручного тормоза

К сожалению, не многие из водителей знают, что проверять исправность ручника следует каждые 30 000 км. Есть четкие правила, определяющие исправность ручника. Если он в порядке, значит будет удерживать машину на месте при уклоне в 25 градусов. Рычаг тормоза при этом может быть поднят на 2-8 щелчков. Эти условия даже прописаны в Правилах дорожного движения.

Но можно определить исправность ручника даже в том случае, если у вас нет площадки, которая могла бы обеспечить такой уклон. Для проверки работы системы достаточно произвести следующие действия:

  • устанавливаем машину на ровной площадке;
  • поднимаем рычаг тормозной системы на 2-3 щелчка;
  • при помощи домкрата немного приподнимаем одно из задних колес;
  • пытаемся провернуть приподнятое колесо, если тормоз исправен - значит, колесо практически не будет поддаваться.

Затем следует проверить рабочий ход самого рычага. Если ход ручника больше восьми щелчков, система не сможет удержать автомобиль на спуске. Если меньше двух, то при движении будет наблюдаться незначительная пробуксовка колес.

Есть еще один способ проверки исправности ручника. Для этого нужно поднять рычаг до упора и включить первую передачу. Затем плавно опускаем педаль сцепления. Если ручник исправен, мотор должен заглохнуть, если нет, то машина медленно начнет движение даже при поднятом рычаге ручного тормоза. В этом случае потребуется либо регулировка, либо замена троса ручника. Но в большинстве случаев достаточно просто подтянуть трос, что сделать довольно просто. Регулировку практически каждый сможет провести самостоятельно.

В среднем тормозные колодки, установленные на задних колесах авто, изнашиваются через каждые 100 000 км пробега. Но этот показатель может изменяться в ту или иную сторону в зависимости от характера вождения. Потому периодически нужно проверять и эту часть тормозной системы. Если колодки изношены неравномерно, значит, следует произвести такую процедуру, как регулировка ручного тормоза.

Как работает ручной тормоз

Отрегулировать ручник достаточно просто, для этого не нужно быть автомехаником. Но все равно, чтобы все действия произвести правильно, следует разобраться в том, как именно работает ручник. Основная его функция заключается в удержании автомобиля на месте, если он стоит под углом. Но помимо этого, без ручника не обойтись при трогании с места во время остановок на подъеме, а также он является страховкой на случай выхода из строя рабочей тормозной системы.

Принцип действия и устройство данной системы просты, потому отрегулировать ее сможет практически каждый. Рычаг тормоза соединяется с тросиком. При резком поднятии ручки тот натягивается, воздействуя либо на задние тормозные колодки, либо на трансмиссию, в зависимости от особенностей устройства системы. Но в большинстве случаев автомобили оснащены упрощенной моделью ручника, где тросик передает усилия непосредственно к тормозным колодкам.

При натягивании троса усилие равномерно передается на колодки обоих задних колес. Уравнивает натяжение коромысло, соединяющее центральный трос с боковыми.

Когда ручник активируется, об этом сигнализирует индикатор, расположенный на приборной панели. Потому не нужно забывать смотреть на лампочку ручника прежде, чем начать движение.

Как отрегулировать стояночный тормоз

В большинстве случаев ручник перестает функционировать должным образом именно по причине растянутого троса. Само понятие регулировки ручника заключается именно в том, чтобы натянуть тросик до максимума. Для этого достаточно подготовить необходимые инструменты и произвести некоторые простые действия. Подробная инструкция, которая поможет натянуть ручной тормоз, предоставлена ниже. Но первое, что нужно сделать - это определить, как именно осуществляется регулировка ручного тормоза для вашей модели автомобиля.

На некоторых авто можно осуществить регулировку непосредственно из салона. Таким удобством оснащены, в основном, новые модели авто. Но в большинстве машин регулятор стояночного тормоза, то есть регулировочная гайка, выносится за пределы салона. В этом случае не обойтись без смотровой ямы, эстакады либо домкрата.

В первом случае нужно снять пластиковый щиток, расположенный над рычагом тормоза. Под ним и находится регулировочная гайка, которую просто нужно будет подтянуть ключом на 10.

Во втором случае контргайка расположена непосредственно на уравнителе. Более подробная инструкция, которая поможет подтянуть ручной тормоз для обеих конструкций ручника, предоставляется ниже:


Важно! Если вы не располагаете смотровой ямой или эстакадой, под колеса автомобиля, приподнятого при помощи домкрата, следует подложить «башмаки» для большей безопасности.

Инструкция

Перед регулировкой установите автомобиль на смотровую канаву, эстакаду или вывесите на подъемнике задние колеса. Снимите задние колеса согласно инструкции по выполнению этой операции для данного авто. Хотя обычно снятие колес – одинаковая операция для всех машин.

Попросите помощника затянуть ручной тормоз (или затяните сами) и проверьте, соприкасаются ли колодки с барабанами. Не снимая автомобиль с ручного тормоза, поворачивайте регулировочную гайку до тех пор, пока колодки не прикоснуться к барабанам. Отпустите ручной тормоз и, поворачивая регулировочные гайки в обратную сторону, отрегулируйте зазор между колодками и барабанами до рекомендуемого значения.

Выставленный зазор проверьте щупом. Включите и выключите ручной тормоз 3-4 раза и вновь проверьте правильность зазора. При необходимости повторите регулировку зазора. Установите колеса, затяните крепежные болты и проверьте легкость вращения колес. Если нужную величину зазора установить невозможно, замените тормозные колодки.

После этого начните не спеша вновь затягивать ручной тормоз, внимательно считая количество щелчков. Как правило, их количество должно равняться 7. Точное количество выясните в инструкции к автомобилю. Если количество щелчков отличается от нормального, снимите с центральной консоли салона защитный кожух ручного тормоза для получения доступа к регулировочной гайке.

Затяните ручной тормоз на 5 щелчков и начните вращать регулировочную гайку до тех пор, пока задние колеса не перестанут свободно вращаться. После этого затяните тормоз на все 7 щелчков и проверьте надежность затормаживания задних колес. При необходимости проведите корректировку ручного тормоза. После этого поставьте обратно защитный кожух и выключите тормоз.

Для проверки работоспособности ручного тормоза без снятия задних колес установите автомобиль на небольшой уклон и затяните ручной тормоз на 3-4 щелчка. При этом тормоз должен надежно удерживать машину на уклоне. Данную процедуру регулировки применяйте на автомобилях с задними тормозами барабанного типа.

На автомобилях с дисковыми тормозными механизмами задних колес после снятия защитного кожуха на центральной консоли, затяните ручной тормоз на 7 щелчков и проверьте заторможенность задних колес. Вывинтите регулировочную гайку до упора. Снимите задние колеса. Поверните диск тормоза таким образом, чтобы отверстие диска совпало с регулировочной планкой. Вставив отвертку в отверстие, разожмите колодки ручного тормоза, поворачивая регулировочное кольцо на рычаге. После полного затормаживания диска колодками поверните регулировочное кольцо в обратную сторону на 5-6 щелчков.

Для регулировки хода рычага ручного тормоза проведите регулировку натяжного устройства. Для этого переместите рычаг вниз до упора, а затем верните его вверх на два зубца сектора (два щелчка). Подобравшись к автомобилю снизу, отпустите контргайку. Отрегулируйте натяжение троса вращением регулировочной гайки, после чего контргайку вновь затяните. По окончании проверьте ход рычага ручного тормоза

Перед многими автовладельцами часто встает вопрос о правильной регулировке стояночного тормоза. Можно ли это сделать самостоятельно, и если можно, то как? Что такое вообще стояночный тормоз, или в обыденном разговоре, ручник. Для чего он так нужен в любом автомобиле? В данной статье мы попробуем разобраться как же правильно отрегулировать «ручник» не обращаясь за помощью на станцию техобслуживания.

Именно ручник (стояночный тормоз) позволяет удержать автомобиль длительное время на площадках с уклоном, на парковках и тому подобное. Но не только для этих целей он используется. Автогонщики на спортивных авто используют его при достаточно крутых поворотах на большой скорости, потому что именно такой тормоз способен удержать задние колеса. А вот в обыденной жизни он помогает плавно тронуться с места, если вы стоите в пробке и дорога с небольшим (или большим) уклоном, при этом не наехав на стоящего сзади соседа. В общем и целом он очень помогает автовладельцу, но только тогда, когда ручник (стояночный тормоз) отрегулирован правильно.

Устройство стояночного тормоза (ручника).

Его устройство очень простое, но в тоже время надежное. Смысл действия такого тормоза в том, что механический привод (а это либо тяга, либо ножная педаль, либо рычаг) передает усилие, которое идет к механизму блокировки. Такое усилие передается при помощи тросов, а их в разных конструкциях бывает разное количество. Может быть один, есть два, но обычно таких тросов три. Любой трос ручника соединяется с остальными составляющими системы торможения (блокировки) регулируемыми наконечниками. На первый взгляд кажется что это очень сложная система, но это совсем не так, главное понять принцип ее действия и все встанет на свои места.

Основной принцип действия ручника (стояночного тормоза).

Этот принцип прост до невероятности - поднимая рукоять (прижимая педаль), водитель тем самым натягивает трос (или тросы), с ними идет коромысло. Оно уже выравнивает натяжку тросов, затем идет натяжка рычагов блока колес (задних). А уже они раздвигают колодки, которые есть у стояночного тормоза, эти колодки расходятся в стороны и полностью блокируют задние колеса. Тронуться с места становиться невозможно.

Но сегодня есть уже электромеханические тормоза стояночные. Такие механизмы сейчас устанавливаются на современных автомобилях для дисковых тормозов с электроприводом. Здесь дисковый механизм блокировки взаимодействует с двигателем авто. Получается такая картина: после нажатия кнопки и если скорость выше 10 км в час, идет медленное и плавное притормаживание, когда машина остановилась, идет полая блокировка колес.

Такой тормоз действует абсолютно независимо на ходовую часть, ручник же сам автоматом снимается при движении в гору. В принципе эта система очень удобна и надежна, но к сожалению она установлена только на новых (современных автомобилях) на классике или старых авто обычно установлены простые механические «ручники»

Причины, по которым ручник требует регулировки.

Для проверки, требуется ли ручнику вашего авто регулировка, проведите такой тест: Найдите небольшой склон и начинайте съезжать с него, при этом очень плавно поднимайте рычаг. В тот момент, когда Вы ручник поднимите на одну треть - ваша машина должна начинать подтормаживать, а на двух третях полностью остановиться. Когда такой остановки не произошло - необходимо заменять тросы ручника, также причина может быть в тормозных колодках, возможно необходимо заменить их. Если же с тросами ручника и колодками все впорядке - необходимо сделать регулировку ручника.

Если вы своим ручником практически не пользуетесь, есть такое понятие, как закисание троса, что достаточно неприятно и может привести к неприятным последствиям, многие автолюбители пытаются реанимировать такие тросы, но как показывает практика смазка троса ручника wd-40 и прочими жидкостями, не решают проблемы, максимум чего можно ожидать от таких действий - продление работы ручника на пару недель. В итоге всеравно такие тросы придется поменять. Вообще, регулировку ручного тормоза лучше всего проводить хотя бы раз в год.

Регулировка ручника.

Первым делом проверяем трос. Нажмите на него или натягиваем с усилием, если ваш трос не двигается в оболочке - произошло закисание. Если трос ручника Вам удалось натянуть, и при опускании рычага ручника трос не вернулся в исходное положение т.е. пружинки на свели колодки - такой трос тоже является нерабочим. В обоих случаях трос надо срочно менять!

Если трос нормальный, свободно двигается в оболочке, возвращается в исходное положение - делаем регулировку.

Первое что нам нужно сделать - добраться к узлу регулировки, для этого снимаем пластиковую крышку (находится между передними сидушками) сзади

В разных автомобилях доступ к регулировочным гайкам расположен по разному, в некоторых необходимо снимать верхнюю крышку как на фото ниже

Далее, когда доступ к узлу регулировки открыт, опускаем ручку стояночного тормоза строго вниз (до упора), затем прижимаем ключом на «10» гайку натяжки и ослабляем другим ключом на «10» контргайку. Теперь регулировочной гайкой подтягиваем трос и проверяем натяжение тросов ручника. Правильный ход рычага (рабочий) должен действовать только в определенных пределах - это от 2 до 4 щелчков. Если же ручка вытягивается более чем на 4 щелка, стоит подвести (подтянуть) трос еще. Если регулировка сделана и рычаг ручника поднимается на 2-4 щелка, тогда затягиваем гайку уравнителя, при этом гайка регулировки должна плотно удерживаться. Следующим шагом нам необходимо проверить задние колеса, не перетянут ли ручник. Задние колеса должны двигаться без трений и плавно.

А вот если при такой настройке вы увидели недостатки в конструкции ручника, нужен ремонт, причем только мастера! Есть, конечно, специальные наборы для ремонта неполадок стояночного тормоза, но ваша безопасность на дороге стоит намного больше, чем экономия на самостоятельном ремонте!

Вывод

Как видим процесс регулировки ручника не так уж и сложен и справиться с этим может каждый автолюбитель, главное желание и пол часа свободного времени.

В этой статье про регулировку ручного тормоза, его ещё называют стояночным или просто ручником, мы рассмотрим как самостоятельно отрегулировать его так, чтобы он соответствовал заводским требованиям нового автомобиля. То есть чтобы стояночный тормоз обеспечивал надёжную фиксацию колёс машины, стоящей на уклоне не не менее 23%.

Вообще стояночная тормозная система, именуемая в народе ручником, служит не только для удержания машины в неподвижном состоянии, во время её стоянки. Ручник ещё является успокаивающим средством для любого водителя, на тот случай если откажет автомобиля. То есть по сути ручник является аварийной тормозной системой любого автомобиля.

И ручник всегда поможет избежать столкновения и позволит остановить машину при отказе гидравлики тормозов. Да и до места ремонта всегда можно будет добраться своим ходом, потихоньку работая ручником в случае необходимости. К тому же ручной тормоз поможет плавно тронуться вам на подъёме, если конечно он эффективно работает и вы его плавно отпускаете при подаче газа на подъёме.

Но часто бывает так, что действие ручника со временем ослабевает и он уже не так эффективно выполняет свою функцию по затормаживанию колёс. Значит требуется его регулировка, и как это сделать я и опишу ниже. Но прежде чем начинать новичкам что то делать по регулировке, полезно ознакомиться с устройством ручника и с его возможными неисправностями. Ведь часто бывает так, что из-за износа какой то детали в стояночной тормозной системе, отрегулировать ручник не всегда удаётся, а если и удаётся, то не надолго.

А зная как он устроен и какие бывают неисправности, новичкам будет совсем не сложно справиться не только с банальной регулировкой, но и с ремонтом или заменой какой то изношенной детали. Кому это не интересно, то можно пропустить пару-тройку абзацев и читать только о регулировке ручного тормоза. Но всё же тем водителям, которые хотят знать — можно ли отрегулировать ручник, или вместо регулировки требуется какой то ремонт или замена какой то детали, то читаем далее.

Устройство ручника.

Устройство ручного тормоза лучше всего рассматривать на примере классических вазовских машин, на других машинах если и будут какие то изменения в конструкции, то они совсем незначительные.

Устройство ручного тормоза — а — Москвича, б — Запорожца, в — Ваз 2105.
1 — кнопка защёлки, 2 — рычаг привода, 3 — рычаг троса, 4 — тормозная колодка, 5 — колёсный тормозной цилиндр заднего колеса, 6 — стяжная пружина, 7 — распорная планка, 8 — разжимной рычаг, 9 — опора колодки, 10 — тормозной барабан, 11 — трос привода тормозных механизмов, 12 — передний трос, 13 — промежуточный рычаг, 14 — уравнитель, 15 — регулировочные гайки, 16 — соединительное звено, 17 — оттяжная (возвратная) пружина, 18 — ролик, 19 — зубчатый сектор, 20 — защёлка, 21 — направляющая скоба, 22 — палец рычага (ось), 23 — кронштейн, А — регулировочное отверстие, Б — регулировочная прорезь.

Тормозной механизм стояночной тормозной системы состоит из разжимного рычага 8 (см рисунок 1 в), который шарнирно закреплён на задней тормозной колодке 4, распорной планки 7, концы которой упираются в тормозные колодки, троса 11 с возвратной пружиной, и наконечник троса соединяется с нижним концом разжимного рычага 8.

Когда водитель усилием руки перемещает вверх рычаг 2 ручника, то усилие через рычаг 3 и передний трос 12 по направляющему ролику 18 передаётся на направляющую скобу 21, на которую накинут задний трос 11. Этот трос подсоединён своими концами к разжимным рычагам 8, задних тормозных колодок.

А разжимной рычаг, поворачиваясь на оси, воздействует и перемещает распорную планку 7, которая раздвигает колодки 4 и прижимает колодки к тормозному барабану 10. Чтобы растормозить колёса, следует нажать на кнопку 1 защёлки рычага привода и от этого нажатия стопорная защёлка 20 выводится из зацепления с зубчатым сектором 19, а затем следует опустить рычаг 2 вниз до упора. От этого стояночная тормозная система займёт исходное положение под действием пружин 6 и 17.

Неисправности и регулировка ручного тормоза.

Как я уже говорил выше, исправный стояночный тормоз (ручник) должен удерживать остановленную машину на уклоне не менее 23%, и полностью включиться при перемещении рычага вверх на 4 — 5 зубьев защёлки фиксатора. При этом двигатель должен быть отключен от трансмиссии. Если эти условия невыполнимы, значит нужно произвести регулировку стояночной тормозной системы.

Проверить стояночный тормоз не сложно, достаточно поставить машину на уклоне, затянуть ручник и попытаться её толкнуть под уклон. Если машина при этом легко катится, или тем более скатывается под своим весом (без вашего воздействия), то регулировка обязательна.

Проверить эффективность работы ручника можно и без уклона, например если затянуть рычаг ручника и включив первую передачу, начать плавно отпускать сцепление. При этом двигатель машины не в состоянии провернуть эффективно заблокированные исправным ручником колёса и он глохнет.

Если же машина беспрепятственно движется, то ручной тормоз неэффективен, его действие слабое и его следует регулировать. Проводить работы лучше всего на подъёмнике, но у кого его нет, то можно работать и из ямы в гараже. А на некоторых машинах даже яма или подъёмник не требуется, так как регулировку можно сделать из салона — пример такой регулировки показан в видеоролике под этой статьёй.

То есть в большинстве случаев нужно сделать регулировку хода рычага привода стояночного тормоза, и для этого следует перевести рычаг 2 (см рис 1 в) в крайнее нижнее положение, а после этого поднять вверх на два зуба защёлки фиксатора, затем ослабить контргайку наконечника троса и подтянуть регулировочную гайку 15 (см фото слева) до натяжения троса 11. После этого затянуть контргайку и снова проверить ход рычага 2, который при полном затормаживании колёс машины, должен перемещаться всего на 4 или 5 щелчков (зубьев).

Если получилось так, что торможение происходит при меремещении рычага всего на 2-3 щелчка (зуба), то желательно немного ослабить трос. Следует учесть, что любой расслоение обмотки троса недопустимо и если такое обнаруживается, то трос следует заменить новым.

Так же следует обратить внимание на отжимную пружину 17 и если она ржавая, то возвратное действие её уже не то, и такую пружину следует заменить. Ролик 18 и его ось желательно смазать, а так же трос, в местах трения его, да и те детали, которые начали корродировать тоже.

При значительном износе фрикционных накладок (колодок), иногда регулировку сделать не получается, значит следует или новыми, или перед выполнением регулировки переставить разжимную планку на укороченные прорези (на некоторых машинах есть укороченные прорези).

Регулировка ручного тормоза на дисковых тормозах.

Что касается регулировки ручника на машинах, оснащённых дисковыми тормозами в задних колёсах, тот на ручниках таких автомобилей тоже имеется регулировочная гайка (и контргайка), которая корректирует усилие воздействия рычага ручника, на нажатие штока, который давит на поршень гидравлического цилиндра. Эта гайка так же регулирует зазор между штоком поршня гидроцилиндра и давящим штоком рычага.

В некоторых машинах эта конструкция немного отличается, но принцип работы одинаковый, следует только найти регулировочную гайку (она находится рядом с рычагом, а точно найти поможет мануал вашей машины) и отрегулировать регулировочной гайкой необходимый зазор между давящей частью рычага и штоком гидроцилиндра.

Регулировочная гайка как правило всегда находится рядом с рычагом ручника, так как я уже говорил, что она регулирует усилие и зазор между штоком рычага и штоком гидроцилиндра, и поэтому найти её не сложно. На всякий случай публикую слева фото, на котором регулировочная гайка указана красной стрелкой.

При регулировке, здесь так же нужно добиться вращением гайки, чтобы при затяжке рукой рычага ручника и полном затормаживании задних колёс, прозвучали 4 или 5 щелчков фиксатора рычага.

Ну и напоследок полезная доработка ручника, при которой вы сможете на обычной машине (своей машине), сделать противобуксовочную систему, которая позволит выбраться вашей машине из грязи или рыхлого снега. Об этом подробно советую почитать вот в . Особенно это касается водителей, которые часто ездят по бездорожью, например на дачу, на охоту или на рыбалку. Причём усовершенствовать ручник своими силами совсем не сложно — кликаем по ссылке и читаем на здоровье.

Как видно из этой небольшой статьи, регулировка ручного тормоза совсем не сложна даже для новичков, и сделать её возможно своими руками у себя в гараже, успехов всем.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook