Нужны ли нам «черные ящики» в автомобилях? «Черный ящик» для автомобиля

Следующая новость

Правительство РФ одобрило идею об оснащении всех эксплуатируемых в стране автомобилей черными ящиками — специальными устройствами, которые записывают и передают данные о движении, скорости и состоянии транспортного средства в ГИБДД. Сценарий изменений нормативно-правового регулирования для обеспечения возможности внедрения интеллектуальных телематических систем (ИТС) разработает межведомственная группа, в которую войдут представители Минпромторга, Минтранса, МВД, Минкомсвязи, Минфина, МЧС, «Банка России», некоммерческого партнерства ГЛОНАСС и группы «АвтоНет», сообщили «Известия».

Что такое черный ящик

Пока что готового аналога авиационного черного ящика для автомобилей, который записывал и передавал бы не только данные о скорости, местоположении и состоянии автомобиля, но и разговоры тех, кто находится в салоне, не существует. Неизвестно, какие именно данные будут собирать и как их предполагается хранить, разработкой этой системы как раз должна заняться межведомственная группа.

«Мы считаем целесообразным разработку двух дорожных карт: одну по совершенствованию нормативного правового и нормативно-технического регулирования и вторую — по интеграции создаваемой системы с другими государственными информационными и информационно-навигационными системами», — заявил президент ГЛОНАСС Александр Гурко.
Самописец для легковых машин можно собрать вручную — инструкции опубликованы в интернете. Это обойдется автомобилисту в семь-восемь тысяч рублей, в зависимости от того, какую информацию он будет фиксировать.

Сейчас существуют различные «умные» системы наблюдения и тахографы, устанавливаемые в машины, например БУ 1201 (используется системой «Платон») или ЭРА ГЛОНАСС — так называемая система экстренного реагирования при авариях, аналог европейской eCall. С 2020 года ЭРА ГЛОНАСС станет обязательным атрибутом для всех автомобилей, выпускаемых на территории Таможенного союза. Тот же видеорегистратор тоже, по сути, черный ящик. Правда, данные, полученные им, остаются исключительно в распоряжении автовладельца.

Овчинка выделки не стоит

По мнению главы общественной системы «Обеспечение безопасности дорожного движения» Константина Крохмаля, внедрить черные ящики стоило бы в общественный транспорт и такси, также система поможет ловить нарушителей ПДД. Но разработка подобной системы и новых бортовых устройств — дорогостоящее мероприятие.

«Автомобиль — это продукт массового потребления, в России их огромное количество. Овчинка выделки не стоит. Но идея абсолютно правильная — насколько я понимаю, весь общественный транспорт будет оборудован черными ящиками, это правильно. Второе — обязательно должны быть оборудованы такси, потому что водитель несет ответственность не только за себя и пассажиров, но и за окружающих. И самый главный момент — это, конечно, нарушители. Доказать нарушение скоростного режима и так далее бывает очень непросто», — пояснил Крохмаль «Коммерсанту ».

Другой эксперт, гендиректор информационно-аналитического агентства Infoline Иван Федяков считает, что для рынка подобные траты будут неподъемными.

«Придется разрабатывать данную систему с нуля, думать, как ее внедрять, как работать над ее ошибками, как обновлять эти системы, потому что это все-таки не софт, который можно обновить через интернет. И за это придется немало заплатить, а в условиях не вполне благоприятной экономической ситуации в нашей стране эта плата может стать просто неподъемной для участников рынка. Будь то обычный автолюбитель, или, если за это придется заплатить автоконцернам, на фоне того, что объемы продаж автомобилей в этом году стремительно падают, и мы рискуем разменять худший 2009 год», — сказал он.

Рынок ждет

Директор по развитию бизнеса АО «Группа Т-1» Игорь Хереш наоборот считает, что лучше России не ждать появления зарубежных аналогов черных ящиков и взяться за дело самостоятельно. Создание среды для развития ИТС может обеспечить отечественным компаниям временное преимущество, благодаря которому они смогут создать и довести до нужного уровня свои продукты раньше, чем конкуренты.

«Прежние меры государства по регулированию рынка телематических услуг были своевременными и удачными, поэтому мы имеем развитый рынок автомобильной телематики, хотя еще семь-восемь лет назад мы сильно отставали от других стран. Та же ЭРА ГЛОНАСС у нас уже работает, а европейский ее аналог — eCall — пока нет, хотя проект eCall стартовал раньше. Поэтому я считаю, что государству и в дальнейшем необходимо формировать среду для появления новых все более сложных и специализированных телематических сервисов. Рынок ждет этих шагов от регуляторов», — объяснил свою точку зрения Хереш.

Черные ящики в авто — это нарушение Конституции

Некоторые эксперты высказались кардинально против этой идеи. Зампред комитета Госдумы по конституционному законодательству Вячеслав Лысаков и зампред комитета ГД по транспорту и строительству Алексей Русских посчитали ее нарушением одного из основных положений Конституции — о правах и свободах граждан.

«Эти черные ящики будут определять не только местоположение машины, но и стиль езды водителя, и скорость на протяжении всей поездки. То есть, по сути, будет тотальный контроль над каждым автовладельцем», — рассказал Лысаков «Национальной службе новостей».

«Мое мнение, если эта идея останется в таком виде, как представлена сейчас, то это нарушает права и свободы граждан и однозначно увеличивает стоимость автомобиля», — согласился Русских, его слова цитирует РИА «Новости».

Мы созрели для черных ящиков в автомобилях

Есть и другое мнение. Председатель МРОО «Движение автомобилистов» Армен Оганесян считает, что идея оснащения самописцами не лишена смысла. Во-первых, это поможет снизить смертность в ДТП.

«Наличие такого устройства в автомобилях граждан — это огромный плюс, потому что при экстренной ситуации кнопка SOS ЭРА ГЛОНАСС автоматически срабатывает и дает координаты человека, дает информацию о том, что с ним. Кроме того, мы должны все-таки понимать, что эта система дает информацию о том, как товарищ ехал до этой определенной ситуации: он превысил скорость или, наоборот, спокойно ехал, в соответствии с требованиями ПДД. Вся эта информация способствует дальнейшему быстрому реагированию. Я думаю, мы уже созрели для того, чтобы данные устройства у нас были установлены в автомобилях. Поэтому я считаю, что это одно из редких положительных действий в сторону автомобилистов, которые мы наблюдаем со стороны властей», — сказал эксперт телеканалу «360».

По его мнению, стоимость автомобилей при этом вырастет незначительно — всего на пять-семь тысяч рублей. Что касается сохранности полученных системой данных, этот вопрос должно отработать правительство.

«Есть закон о персональных данных. Если обеспечится сохранность данных, то никакой опасности не будет. <…> В стране должен работать закон, все должны ходить под этим законом. А когда работают „понятия“, и кто-то больше подвержен действию закона, чем другой, это уже неправильно и приводит к бардаку», — заявил Оганесян.

Следующая новость

Во всех автомобилях в России появятся «черные ящики». Правительство одобрило такой проект. Самописцы будут фиксировать данные о движении и состоянии автомобилей, затем с помощью системы ГЛОНАСС информация будет передаваться в Госавтоинспекцию. Нужны ли «черные ящики» в машинах? Далеко не во всех, уверен председатель общественного совета Минтранса, директор Института экономики транспорта Высшей школы экономики Михаил Блинкин.

«История обсуждается давно — не первый месяц и не первый год. Есть разные точки зрения. Правительство дало проработать, если мне как эксперту это попадет на проработку, мое предварительное мнение отрицательное. Но надо очень аккуратно проработать все обстоятельства, от технических, потому что действующий парк — это 50 млн автомобилей и дополнительное оборудование — как это и что это будет. Вполне допускаю полезность на профессиональных перевозочных средствах типа междугородних автобусов — более чем, а на обычной обывательской бричке, которая возит меня дорогого — не вижу большого смысла», — считает Блинкин.

Ранее замминистра транспорта Алексей Цыденов предложил с 2020 года устанавливать «черные ящики» во все новые автомобили в обязательном порядке. По данным МВД, с начала года в России произошло 13 тыс. ДТП с погибшими. С точки зрения повышения безопасности на дорогах появление «черных ящиков» оправдано, заявил ТАСС глава общественной системы «Обеспечение безопасности дорожного движения» Константин Крохмаль.

«Можно принять аналогию с авиатранспортом — на дельтаплан, например, "черный ящик" не поставишь. Автомобиль — это продукт массового потребления, в России их огромное количество. Овчинка выделки не стоит. Но идея абсолютно правильная — насколько я понимаю, весь общественный транспорт будет оборудован "черными ящиками", это правильно. Второе — обязательно должны быть оборудованы такси, потому что водитель несет ответственность не только за себя и пассажиров, но и за окружающих. И самый главный момент — это, конечно, нарушители. Доказать нарушение скоростного режима и так далее бывает очень непросто», — пояснил «Коммерсантъ FM» Крохмаль.

В интернете можно найти инструкцию по сборке аналога «черного ящика» на свой автомобиль. Автолюбителю специальное устройство обойдется примерно в 8 тыс. руб. В мире пока просто нет готового самописца для легковых машин, а значит, его придется изобретать, что очень дорого. Государство платить за реализацию не будет, считает гендиректор информационно-аналитического агентства Infoline Иван Федяков.

«Мы в данном случае рискуем выдумать некий велосипед и заплатить за это значительно больше, чем если бы мы использовали готовое решение. Придется разрабатывать данную систему с нуля, думать как ее внедрять, как работать над ее ошибками, как обновлять эти системы, потому что это все-таки не софт, который можно обновить через интернет. И за это придется немало заплатить, а в условиях не вполне благоприятной экономической ситуации в нашей стране эта плата может стать просто неподъемной для участников рынка. Будь то обычный автолюбитель, или если за это придется заплатить автоконцернам, на фоне того, что объемы продаж автомобилей в этом году стремительно падают и мы рискуем разменять худший 2009 год», — подчеркнул Федяков.

В рабочую группу, которая должна заняться внедрением «черных ящиков» в автомобили, войдут Минпромторг, Минтранс, МВД, Минкомсвязи, Минфин и МЧС, а также сотрудники ЦБ, системы ГЛОНАСС и группы «АвтоНет».

Александра Жаркова

По информации газеты «Известия» , Минтранс отложил на неопределенный срок обязательное введение «черных ящиков» в легковых автомобилях. Об этом изданию сообщил источник в ведомстве. Ранее предполагалось, что с 2015–2016 годов все новые автомобили, которые продаются на российском рынке, будут оснащены бортовыми самописцами. Но нужны ли они на автомобилях в России? На этот вопрос «За рулем.РФ» попросил ответить главного аналитика Некоммерческого партнерства «ГЛОНАСС» Андрея Ионина .

-Тема использования в России автомобильных «черных ящиков» (Event Data Recorder, EDR - защищенных устройств записи технических параметров работы узлов и агрегатов), лишь затронутая в статье «Известий», на самом деле имеет несколько различных аспектов для обсуждения.

Первый - техническая возможность создания таких устройств. Такая возможность действительно есть, и ряд автопроизводителей (например, GM) по собственной инициативе и в своих целях уже с 1995 года устанавливают «черные ящики» в свои автомобили, в первую очередь, премиум-класса и большой грузоподъемности, поскольку устройства пока достаточно дороги - около 1000 долларов. При этом перечень записываемых параметров и протоколы записи у разных автопроизводителей различны.

Второе - государственное регулирование в этой сфере. Наиболее далеко здесь продвинулись Соединённые Штаты, где после нескольких лет непростых обсуждений установлены национальные стандарты (протоколы и набор записываемых параметров) к «черным ящикам», которые станут обязательными для новых автомобилей со следующего года, и законодательно прописан порядок доступа к этой информации в случае ДТП.

В России вопрос установления национальных требований к «черным ящикам» и срокам обязательного оснащения ими пока не выходил даже за рамки идеи и самого предварительного обсуждения. И, конечно, никакой нормативной базы на национальном уровне здесь не было и нет. Важно и другое: в России уже с 1 января 2015 года работает государственная система «ЭРА-ГЛОНАСС» , которая решает ключевую задачу для попавших в ДТП - передачу экстренного вызова и координат ДТП в службы реагирования. Устройства «ЭРА-ГЛОНАСС» станут обязательными для новых автомобилей с 1 января 2017 года. Такой системы в США нет. Поэтому простой перенос американских стандартов на российскую почву просто неэффективен. Более того - в российской ситуации для ускорения внедрения любых инновационных решений в части безопасности на транспорте и минимизации расходов граждан и бюджета на эти цели разумно использовать возможности проекта «ЭРА-ГЛОНАСС». Например, реализация идеи автомобильного «черного ящика» в России возможна путем расширения обязательного функционала устройства «ЭРА-ГЛОНАСС», в первую очередь, подключения его к бортовому компьютеру для снятия технических параметров (наличие внутренней памяти уже является обязательным для устройств «ЭРА-ГЛОНАСС»). Однако до сих пор такое развитие проекта «ЭРА-ГЛОНАСС» не обсуждалось.

Третий отдельный вопрос - это перечень технических параметров для записи. Например, в США среди таких обязательных для записи параметров: скорость ТС, управление педалью газа, включение/выключение основного тормоза, использование ремня безопасности водителя, использование подушек безопасности и другие. Все они, очевидно, имеют прямое отношение к разбору причин и обстоятельств ДТП. Запись же голосовой информации из салона автомобиля, что, конечно, в наибольшей степени волнует граждан, не рассматривается - здесь аналогия с «черными ящиками» для самолетов не работает.

Каких только теорий я не нашел в интернете по поводу так называемых автомобильных «черных ящиков». И что это заговор правительства, с целью следить за гражданами, когда они на машинах едут и что это ретрансляторы для спутников и т.п. На сам же деле «черный ящик» вашего автомобиля это всего лишь функция, алгоритм блока управления, которая дает команду на запись данных полученных с датчиков ускорения, проскальзывания колес, двигателя и других систем автомобиля на электронный цифровой носитель электрохимическим способом. Чаще всего это чип EEPROM, реже обычная флэшка.

Чип EEPROM это перезаписываемое ПЗУ. Выглядит он в блоке управления - вот так:

Представьте себе, что все датчики автомобиля работают одновременно и через блок управления проходят сотни сигналов, которые обрабатываются по определенным программам, отвечающим за нашу безопасность. Все сигналы приходят в блок управления через шину обмена данных, например шину CAM. И после обработки логическими операторами и электронными устройствами выходные параметры записываются в память блока управления. Схематично это можно представить следующим образом:

Слева вы видите шину обмена данными, которая по своей структуре напоминает сеть интернет. Никаких тайных шпионских программ как вы сами видите, записывается скорость, ускорения, проскальзывания колес, углы поворота рулевого колеса и пр. Никаких данных о самих водителе или пассажире, не тем более их разговоры никуда не записываются. Какие же данные содержит «черный ящик» автомобиля?

Самое главное, что есть в записях этого устройства это скорость автомобиля до ДТП. Обычно данные до расшифровки выглядят вот так:

А после их расшифровки, они являются несопоставимым по своей ценности источником информации при реконструкции и анализе процесса ДТП при проведении автотехнической экспертизы. И выглядят вот так:

Например, на данном графике зафиксировано увеличение продольного ускорения при ударе в автомобиль сзади. Эти и другие данные являются основными доказательствами по делам о ДТП где нет свидетелей ДТП. Эксперт автотехник, при проведении автотехнической экспертизы обязан изучить все данные относящиеся к событию, в том числе и данные «черного ящика». Если это было не сделано, то в суде существует высокая вероятность отказа в иске на основании неправильно проведенной автотехнической экспертизы обстоятельств ДТП.

Если у вас возникли вопросы по данному виду экспертиз, то вы можете обратиться к нашим специалистам.

Согласно директиве ЕС, с марта 2018 года все автомобили, продаваемые на территории стран европейского содружества должны быть оборудованы «черными ящиками». Некоторые производители уже устанавливают такие ящики на свои автомобили, причем цена вопроса не велика - всего-навсего 100 евро. У нас, как известно, некое подобие таких устройств появляется с внедрением системы ЭРА-ГЛОНАСС. Стоит ли нам перенять опыт европейцев и передать установку черных ящиков самим производителям или нам лучше остаться с единой системой ЭРА-ГЛОНАСС для всех?

Мнения экспертов

Вне всякого сомнения, лучше, когда любое устройство, которое есть в автомобиле, вставляется на конвейере. Потому что любое вмешательство в штатную электропроводку чревато проблемами. И с этим, кстати, мы сталкиваемся сплошь и рядом. А значит, конечно же, установку таких устройств надо отдать производителю и ЭРА-ГЛОНАСС тут ни при чем. Если только ЭРА-ГЛОНАСС не договорится с кем-то из производителей, с АвтоВАЗом, например, или еще с кем-то, кто создает машины на территории России.

Но, честно признаюсь, ни разу в жизни не видел ни одного автомобиля, снабженного вот этим самым пресловутым «черным ящиком». Да, существуют специальные устройства на грузовиках, но на легковых автомобилях я таких не видел. Может быть на «пульмане» президентском есть, однако даже на самых дорогих «мерседесах» и «майбахах» я ничего подобного не встречал. Впрочем, может я просто чего-то не знаю...

«Черный ящик» много что позволяет, и это - начало абонементной платы за пользование автомобилем. Думаю, что за такую цену «черные ящики» будут распространяться очень быстро по всей Европе.

Тут есть несколько вариантов по установке подобных систем. Можно оставить единую ЭРУ-ГЛОНАСС, чтобы она стояла на автомобилях, можно сделать так, чтобы этим производители занимались, но это на самом деле не очень важно. Дело в том, что автомобилисты, как обычно, отстают и не поспевают за прогрессом, который давно шагнул вперед. У всех есть смартфоны - они все фиксировать могут: и скорость, и положение, и даже на какой передаче едешь, и звук, и видео могут записывать. Поэтому возникает вопрос, а есть ли нужда в этих «черных ящиках» вообще? Лично я в этом сильно сомневаюсь.

Кто хочет, тот будет все записывать через свой смартфон - где, как и во сколько. Причем записывать все это смартфон будет еще точнее, чем автомобильные приборы.

Все давно внедрено в телефоне, а эта инициатива - просто еще одно желание получить с автомобилистов какие-то деньги и продать им, по большому счету, не нужное оборудование.

Если они хотят, чтобы записывался трек, просто предоставили бы людям такую возможность, что в свою очередь могло бы снизить стоимость того же страхового полиса.

ЭРА-ГЛОНАСС, конечно, подходит нам больше и она безопасна, но «черные ящики» - вещь хорошая. И лучше, если их устанавливать прямо на конвейере, на заводе, с маркировкой, с пломбами и всеми формальностями, а не самодельщиками в рамках каких-нибудь хач-проектов.

Если бы такое правило, вслед за странами ЕС, ввели у нас, я такое решение только бы поддержал. Например, на том же АвтоВАЗе можно устанавливать прямо на конвейере «черные ящики», иностранного производства. Если их будут делать у нас, то они получатся слишком большими - в автомобиль не поместятся.

Ну, во-первых, эта система реально полезная. Вот недавно был случай, когда некая дама сбила человека и попыталась скрыться, но на «форде», которым она управляла, была установлена система, автоматически сообщившая в полицию, что случилось происшествие. И вот благодаря этой системе, нарушительницу нашли быстро.

В любом случае вещь полезная, но нужно как-то наверное сотрудничать с «глонассовцами», чтобы внедрять в наши системы и не зависеть от забугорных технологий.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook