Кто и почему не пускает на зимники частный автотранспорт? Зимник. Что это и как по нему ездить Типичное видео про зимник на Ямале

Автозимник – это дорога с проезжей частью, построенной изо
льда, намораживаемого послойно, или из уплотненного снега и льда, а также
проложенная по замерзшему льду рек и озер.

Так, для многих жителей отдаленных и труднодоступных
населенных пунктов Якутии зимники, протяженность которых составляет более 16
тыс. км - это настоящая дорога жизни, которая действует в течение почти
полугода. По зимникам в период закрытия навигации доставляют продукты питания,
топливо, строительные материалы и другие жизнеобеспечивающие грузы.

Зимники есть не только в Якутии, но в других регионах: на
Чукотке, в Камчатке. Корреспонденты ТАСС узнали, как и в каких условиях
прокладываются зимники и чем отличаются такие дороги в разных регионах.

Теплая погода – угроза для зимников

В этом году аномально теплая погода на севере привела к
срыву сдачи автозимников не только в Якутии, но и на Чукотке, где задержалось
строительство снежной трассы от городского округа Певек до поселка Билибино
Чаунского района.

"Традиционно автозимник открывался 15 января, но сейчас
строительство автозимника происходит в сложных условиях. Этот год отличается от
трёх предыдущих сильными ветровыми нагрузками и нетипичными для чукотской зимы
плюсовыми температурами. Западные ветра, наледи на реках, метели осложняют нашу
работу на автозимнике. Часто приходится возвращаться на уже готовые участки,
чтобы заново всё расчищать”, - сообщил заместитель директора обособленного
подразделения Чукотской горно-геологической компании в Певеке Александр
Слободяник.

В Якутии нынче сложная погодная обстановка сложилась в
колымской группе районов, где из-за отсутствия зимников ощущается нехватка
дизельного топлива для электростанций. На данный момент идет прокладка зимника
до села Андрюшкино, где проживают более 800 человек, которое расположено в 450
км от райцентра Нижнеколымского района Черского. Было принято решение пробивать
дорогу со стороны соседнего Среднеколымского района города Среднеколымск,
который расположен в 240 км от Андрюшкино. До начала февраля дорожная техника
должна добраться до села, где для экономии дизельного топлива каждые два часа
проводятся веерные отключения света, на 10 градусов понижен температурный режим
в жилом секторе.

В начале января такая же ситуация сложилась и в другом
населенном пункте – селе Колымское, но силами муниципалитета и дорожников
удалось пробить зимник в кратчайшие сроки и начать бесперебойный завоз топлива
и продуктов питания в село.

По словам дорожников Якутии, причиной, повлекшей за собой
позднее открытие автозимников, стал обильно выпавший снег в северных и
арктических районах в начале ноября, превышающий месячную норму в 4-5 раз, что
значительно усложнило работу дорожников. Толщина снега местами колеблется от
1,2 до 1,8 метров. Непростая ситуация осложнялась тем, что под снежным покровом
протекали многочисленные незамерзшие речки, которые затрудняли проезд
вездеходной и дорожной техники для пробивки автозимников.

"В сложных природно-климатических условиях Якутии
погода играет важнейшую роль в жизни каждого местного жителя. Именно поэтому
каждая подрядная организация закрепляет за своим участком автомобильной дороги
дежурную вездеходную и дорожную технику для экстренных случаев", -
отмечают дорожники.

Особенности якутских зимников

О технологии и особенностях прокладки зимника в Якутии ТАСС
рассказал генеральный директор Управления дорог Республики Саха Николай Сивцев.

"Автозимники в основном прокладываются в ноябре-декабре
месяце учитывая фактическое состояние льда и погодных условий. Нынче, несмотря
на эти погодные сложности, скоординированная работа наших экспертов совместно с
подрядными организациями позволяет проводить работы в соответствии с
план-графиком по пробивке и очистке автозимников. В целом дорожные работы
проводятся без отставания от календарного графика", - сказал он.

Автозимники в Якутии рассчитаны в основном на 5 месяцев
эксплуатации в зависимости от погодных условий, максимальный тоннаж составляет
от 3 до 40 тонн.

Если говорить про отличительные особенности автозимников в
разных районах республики, то можно отметить, что в зависимости от местности у
каждого района есть свои специфические особенности в части назначения
конструкций и методов строительства автозимников.

К примеру, при обустройстве автозимников, проходящих
через реку Лена, где местами есть
участки с образующимися наледями и не замерзающими речками, делают объезды для безопасного и
бесперебойного проезда автомобилей.

В Булунском районе, где автозимник проходит через тундровую
местность и море Лаптевых, снегопады или сильный ветер очень быстро засыпают
дорогу, делая ее совершенно неотличимой от окружающих снежных полей. После
каждого снегопада на зимники выходит большое количество дорожной техники, в
основном трактора К-700 ("Кировец"), которые тащат за собой
специальные волокуши для расчистки или трамбовки снега.

Для удобства работы техники, а также для транспорта,
передвигающегося по нерасчищенному зимнику, дорога маркируется специальными
вешками со светоотражающими лентами, благодаря которым даже заметенная дорога
легко читается, а полноприводная техника может передвигаться без угрозы сбиться
с пути.

Главная чукотская зимняя магистраль: Певек-Билибино

На Чукотке, где в зимнее время действуют около 1 200 км
автозимников, в ближайшее время будет произведена госприемка самого длинного
зимника Певек–Билибино протяженностью около 300 км, по которому доставляется
наибольшее количество грузов. Эта магистраль будет работать до конца апреля.
Сейчас ее строят сразу две мобильные бригады, которые уплотняют снег
специальными тяжелыми волокушами.

Также на Чукотке идет интенсивное намораживание льда для
открытия ледовых переправ. “Обычно ледовая переправа через Анадырский лиман
открывается в первых числах февраля, однако в этом году из-за оттепели там еще
открытая вода. Ожидается, что переправа по лиману откроется не раньше второй
половины февраля”, - сказал представитель пресс-службы МЧС по региону.

Зимой через Анадырский лиман проходит ледовая дорога между
городом Анадырь и аэропортом “Угольный”. Всего в этом году на Чукотке с февраля
по март должна быть запущена в работу 31 ледовая переправа.

Между Корякией и Камчаткой

На территории Камчатского края расположен один автозимник от
села Анавгай Быстринского района до поселка Палана в Корякии протяженностью
около 500 км. Автозимник, соединяющий север и юг Камчатки, зимой является
единственной наземной транспортной артерией между населенными пунктами
Корякского округа и бывшей Камчатской области, которые с 2007 года являются
единым Камчатским краем.

Он делится на два участка – зимник продлённого действия и
зимник. Первый участок проходит от села Тигиль до поселка Палана и составляет
около 200 км. Это гравийная дорога, с мостовыми переходами, она действует
круглогодично. Но зимой ее не расчищают, а накатывают по трассе колею. Второй
участок – от села Анавгай до села Тигиль - 240 км пути. Этот зимник работает с
конца января – начала февраля по апрель.

"В настоящее время идет намораживание ледовых переправ
и утрамбовка снежной колеи тяжелой техникой. В частности, благодаря
установившимся морозам, начато намораживание самой крупной ледовой переправы в
том районе – через реку Тигиль шириной 20 метров, длиной 230 метров.
Грузоподъёмность ледового проезда через реку составит 20 тонн", - сообщили
ТАСС в пресс-службе правительства Камчатского края.

ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Чукотскому автономному округу» рекомендует соблюдать меры безопасности при движении по зимним трассам.

ЧТО ТАКОЕ ЗИМНИК?

Для многих регионов России зимние дороги или зимники являются единственным средством сообщения с удаленными населенными пунктами. Связанно это с тем, что тундра и заболоченное редколесье российского Севера в теплый сезон является не преодолимым препятствием для колесной техники. Обычно зимники начинают функционировать в ноябре и движение на них продолжается вплоть до мая, пока почва окончательно не отмерзает. Так происходит и в Чукотском автономном округе. Они обрудованы согласно требований отраслевых дорожных норм. Далеко не каждый автомобиль способен передвигаться по снежным магистралям, это под силу только внедорожникам. Дело в том, что как бы хорошо не следили за состоянием зимника, после каждого снегопада хорошо утрамбованная дорога превращается в участок спортивного бездорожья. Поверхность зимника обычно находится ниже уровня окружающего снежного покрова. И снегопады или сильный ветер очень быстро засыпают дорогу делая ее совершенно неотличимой от окружающих снежных полей. После каждого снегопада на зимники выходит большое количество дорожной техники, в основном это трактора К-700 (Кировец), они тащат за собой специальные волокуши, которые в зависимости от формы расчищают либо трамбуют снег. Для удобства работы техники, а также для транспорта передвигающегося по не расчищенному зимнику дорога маркируется специальными вешками снабженными светоотражающими лентами. Благодаря им даже заметенная дорога легко читается и полноприводная техника может передвигаться без угрозы сбиться с пути. Длина зимних дорог варьируется от десятков до сотен километров. На протяженных зимниках через каждые пятьдесят-сто километров сооружаются базы дорожной техники из которых машины ежедневно выходят на работы по поддержанию зимника. Нередко на таких базах устраиваются пункты отдыха водителей, состоящие из нескольких теплушек. Там можно переночевать, поесть и произвести легкий текущий ремонт. Также на этих базах имеется радиосвязь и водители автомобилей передвигающихся по зимнику отмечаются в специальных журналах учета движения транспорта, также аналогичные журналы в обязательном порядке имеются на пропускных пунктах расположенных на въездах-выездах зимников. Северный край суров, непогода и морозы, постоянные спутники суровой зимы, иногда в считанные минуты способны превратить спокойное передвижение по зимнику в битву за жизнь, а посему очень важно знать местоположение участников движения в любой момент времени. Чем больше на трассе автобаз и пунктов отдыха, тем легче вычислить местоположения автомобиля попавшего в беду. Движение по зимникам обычно осуществляется в темное время суток. В свете фар белая дорога обретает рельеф за счет игры света и тени, днем же напротив дорога сливается с окружающим снегом и можно легко сползти на рыхлую обочину.

Особенности зимних дорог

Снег - самое сложное и непредсказуемое покрытие из всех существующих. Дело не столько в том, что ровный покров скрадывает рельеф и маскирует бугры и канавы, основная его опасность в другом. Японские ученые плотно занимающиеся изучением свойств снега насчитали в России около семидесяти(!) его разновидностей. В зависимости от температуры и плотности снежный покров способен менять свои свойства до противоположных. Так, например, при температурах близких к нулю по Цельсию, снег очень липкий и тяжелый, при этом его коэффициент сопротивления качению настолько высок, что не уступает рыхлому сухому песку. При снижении температуры свойства снега меняются. Минус десять-двадцать градусов в купе с высокой влажностью, свойственной для таких температур, превращают его в "манную крупу", снег смерзается в небольшие гранулы и становиться серьезным препятствием для колесной техники, машины буксуют на ровном месте - им не за что зацепиться. При температурах ниже минус тридцати влага вымерзает, снег снова меняет свои свойства теперь это мельчайшая снежная пыль. Утрамбованная сильным северным ветром она выглядит как настоящее шоссе, взрослый человек легко передвигается по ней, даже не оставляя следов. Но кажущаяся твердость обманчива, стоит только провернуть колесо, как снег расступается и машина провалившись оказывается обездвижена, практически без шансов выбраться самостоятельно. Но это еще не все сюрпризы которые нам преподносит снег. При смене температур образуется наст. Чем чаще прыгает ртуть термометра, тем больше слоев наста намерзает. Снегопады и перемены погоды превращают снежный покров в слоенный пирог. Обычно наст не настолько толст чтобы выдержать вес автомобиля, поэтому подламывается, автомобиль оказывается в ситуации парохода скованного льдами. Единственная возможность выбраться из такой западни - продалбливать наст вокруг машины и вытаскивать ее обратно на твердое место. Большую опасность при передвижении по тундре представляют сильные северные ветры. Дело в том, что при строительстве зимних дорог в тундре, магистраль прокладывается по возвышенностям, там суше и быстрее промерзает грунт, но в это и проблема, так как дорога в результате открыта всем ветрам и шквальный ветер, а он на Севере обычное явление, поднимает снег и метет его через дорогу. Во-первых образуются переметы мешающие передвижению, а во-вторых видимость падает до нескольких метров, что делает передвижение на скорости (требуемое для прохождения переметов) невозможным. Но останавливаться тоже нельзя - стоящая машина моментально оказывается заметенной снегом. В случае если вы не можете продолжать движение следует остаться в машине и дожидаться помощи, если о вашем передвижении по зимнику известно дорожным службам или дождавшись конца метели идти за помощью. Ни в коем случае не следует отправляться пешком в метель это опасно для жизни.

Техника, передвигающаяся по зимникам

В основном это полноприводные грузовые автомобили, Уралы и КамАЗы. Часто встречается гусеничная техника, она представляет наибольшую опасность для легкового транспорта. Во время движения в кабине гусеничного вездехода очень шумно и водители пользуются противошумными наушниками. Светотехника таких аппаратов также оставляет желать много лучшего, а скорость они развивают весьма порядочную, поэтому существует немалый шанс, что вас просто не заметят, особенно если ваш автомобиль светлого цвета и фары залеплены снегом. Легковой транспорт встречается крайне редко, обычно такие машины идут в сцепке с грузовиками или тракторами, или же проехав самостоятельно твердый расчищенный участок останавливаются у перемета и ожидают попутный вездеход, чтобы прицепившись к нему пройти гиблый участок.

Правила движения по зимним дорогам

Передвигаясь по зимним дорогам следует соблюдать все правила дорожного движения. Особое внимание стоит обращать на знаки дорожного движения, поверьте уж где-где, а на зимниках они установлены далеко не просто так. Есть такое выражение "Правила дорожного движения написаны кровью", так вот особенно оно актуально на таких дорогах как зимники. Поэтому настоятельно рекомендуем следовать их рекомендациям. Также на зимниках существуют и свои собственные правила, например, на подъеме преимущество имеет автомобиль двигающийся вверх. И если вы, подъехав к спуску, увидели машину подъезжающую снизу, остановитесь, оставив место для маневра на выезде и подождите пока встречный автомобиль закончит подъем и минует вас, только после этого продолжайте движение. Ведь подняться по скользкой заснеженной дороге далеко не просто особенно большегрузному автомобилю и если из-за того что вы, не подумав выехали ему навстречу он потеряет ход, то может возникнуть довольно опасная ситуация, в которой грузовик, становившийся на склоне может опрокинуться сдавая назад.

Также не в коем случае не следует пить за рулем. Управление автомобилем в сложных дорожных условиях уже само по себе серьезное испытание и не каждый водитель в состоянии справиться с управлением автомобилем даже будучи абсолютно трезвым и сосредоточенным, не говоря уже о пьяном.

Практические советы

Езда по зимним дорогам требует определенных навыков. Главное правило, не выезжать за ограничительные вешки или если их нет, не съезжать с утрамбованного полотна. Стоит одному колесу машины зацепить мягкий снег как машину моментально стаскивает с дороги и она проваливается. Выбраться без посторонней помощи очень трудно. Даже если на машине установлена лебедка это мало что меняет так как зацепить крюк в тундре совершенно не за что. Поэтому передвигаться по зимникам в одиночку не следует, движение на северных дорогах нельзя назвать интенсивным, так что можно провести несколько часов в ожидании помощи.

Так же большую опасность представляют ледяные переправы. Не смотря на то, что их обычно специально намораживают для того, чтобы они выдерживали вес тяжелого транспорта, на них случаются каверны, нередко водители тяжелой большегрузной техники не обращают внимания на знаки у переправ с ограничением тоннажа и грузные машины проламывают колесами лед. Поэтому если ледовая переправа не просматривается под снегом или из-за неровностей рельефа, лучше не пожалеть пары минут, выйти из машины и внимательно осмотреть место где вы собираетесь проехать, поверьте это может сэкономить вам не мало времени и нервов. Если на переправе посреди дороги торчит вешка это значит, что лед в этом месте проломлен и проезжать близ этого места не следует.

Также выезжая на зимник вы должны понимать, что расход топлива в сложных дорожных условиях возрастает многократно, поэтому стоит им запастись, ведь в суровых условиях русского Севера горючие - жизнь. Даже если вы рассчитываете провести в дороге пару часов в машине должен быть запас воды и пищи, это как раз тот случай, когда береженного Бог бережет. В машине обязательно должна быть хорошая лопата и надежный буксировочный трос. Совсем не лишними будут лыжи или снегоступы.

Если зимник сильно заметен снегом, имеет смысл приспустить ведущие колеса, пятно контакта возрастет, а сопротивление качению напротив уменьшиться, машина будет меньше буксовать и лучше управляться. Если ваша машина все же сползла с дороги в рыхлый снег, не торопитесь переключать передачи и давить на газ. Для начала стоит выйти из машины и посмотреть насколько глубоко она провалилась, поверьте снаружи это видно гораздо лучше чем изнутри. Перед тем как вы сядете обратно и попробуете выехать стоит обкопать машину, удалив снег из под мостов и днища. Независимо от того, пытаетесь ли вы выехать самостоятельно или машину выдергивают на тросу, выбираться надо обратно, по своей же колее, это самый простой и действенный способ. При движении по зимнику покрытому свежевыпавшим снегом и при прохождении переметов старайтесь не допускать пробуксовки колес, если чувствуете, что машина теряет ход а до конца заснеженного участка еще далеко, лучше остановиться, аккуратно сдать назад, выйти из машины и померить глубину снежного покрова. Дальше принимать решение уже исходя из ситуации. Никогда не ленитесь выйти и посмотреть, это занимает не много времени, гораздо больше уходит на ликвидацию последствий необдуманных действий.

Подготовка автомобиля для движения по зимним дорогам и бездорожью

Основным гарантом высокой проходимости являются специальные грязевые колеса большой размерности с глубоким протектором. Лучше всего подходит американская резина Super Swamper Irok размерностью 38*14 дюймов. Для достижения максимального эффекта давление в колесах понижают до 0.3-0.5 атмосферы. Для того чтобы поставить такие колеса на автомобиль требуются небольшая модификация кузова (лифт и резка крыльев) и существенные изменения в подвеске и трансмиссии, с помощью лифт-комплекта, других пружин или рессор или специальных проставок увеличиваются ходы подвески и сам автомобиль становиться значительно выше. Поскольку колеса большего размера увеличивают нагрузку на трансмиссию автомобиля изменяются передаточные числа (посредством установки других главных пар в мосты).

Обвес также претерпевает серьезные изменения. На место штатных бамперов устанавливаются специальные силовые конструкции способные выдержать удар о ледяной бруствер или дерево. На автомобиль устанавливается как минимум одна лебедка с электрическим, гидравлическим или механическим приводом. Воздухозабор во избежание гидроудара двигателя при прохождении бродов выводиться на крышу автомобиля. Для бесперебойной работы двигателя в условиях низких температур устанавливается автономная печка (работающая на основном топливе автомобиля) для подогрева охлаждающей жидкости. Также для поддержания комфортной температуры автономная печка устанавливается в салон автомобиля.

На машину устанавливается дополнительная светотехника, для обеспечения достаточного обзора в условиях плохой видимости. Также в машину устанавливается комплект оборудования для спутниковой навигации, и радиосвязь.

Перед путешествием каждый автомобиль снабжается максимально полным комплектом наиболее важных запасных частей, полным набором инструмента, комплектом внедорожного оборудования, включающим в себя рывковый буксировочный трос, высокий реечный домкрат, удлинитель лебедочного троса, корозащитную стропу для лебежения, трапы для прохождения ледовых трещин. Также каждая машина комплектуется канистрами для того чтобы суммарный запас хода по бездорожью был не менее пятисот километров.

Все описанное выше является профессиональной подготовкой и совсем не обязательно, а за частую и не нужно для движения по зимникам. Главное четко рассчитывать свои силы и возможности автомобиля. Управляя машиной с умом и осторожностью вы имеете все шансы проехать по зимнику на совершенно стандартном полноприводном автомобиле. А если и случаться какие-нибудь непредвиденные трудности вам всегда помогут водители проезжающих автомобилей. Помочь ближнему - закон для Севера и дай Бог, чтобы так и было впредь.

Водитель будь внимателен и помни!

Водители транспортных средств, во время сильных морозов воздержитесь от дальних поездок по автомобильным дорогам, эксплуатация которых возможна только в зимних условиях, при минусовой температуре (зимникам)! Такие поездки небезопасны.

Если нет возможности отложить поездку, необходимо соблюдать ряд несложных правил:

- отправляясь в дальнюю дорогу, всегда сообщайте своим близким, друзьям или соседям, куда вы едете и когда планируете вернуться;

- изучите заранее маршрут на карте;

- перед поездкой убедитесь, что взяли с собой мобильный телефон с полностью заряженным аккумулятором;

- возьмите с собой свисток. Если придется звать на помощь, голоса надолго не хватит - связки быстро устанут, и вы охрипнете. Зато сигнализировать о своем местонахождении с помощью свистка можно достаточно долго, к тому же без ощутимого вреда для организма;

- возьмите с собой рюкзак или сумку, в которых должны находиться компас, нож, фонарик, спички или зажигалка в непромокаемой упаковке. Необходимо взять с собой котелок, продукты питания, воду, теплые вещи;

- тем, кто постоянно пользуется лекарствами, а это, прежде всего, касается пожилых людей, нужно иметь при себе медикаменты;

- лучше ехать с попутчиками, не на одной машине, а хотя бы на двух, след в след. В такие поездки не следует брать детей.

Если вы заблудились в дороге или попали в экстремальную ситуацию, найдите возможность сообщить об этом, звоните по телефону 112.

Соблюдение этих несложных рекомендаций поможет вам, совершая дальнюю поездку, не попасть в экстремальную ситуацию.

Исп. Старший государственный инспектор по маломерным судам ГПС ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Чукотскому автономному округу» Бахтин В.В.

Зимник - это дорога, которая может существовать лишь зимой. Причём, там, где в остальные сезоны нет вообще никаких намеков на дороги (другими словами, на большинстве северных территорий России).

Почти весь путь экспедиции до Тикси мы ехали именно по зимникам. В Подмосковье таких не увидишь. Зимник не просто дорога с примятым снегом, это целая дорожная история со своими правилами и технологией, достойная самого пристального внимания...


Зимники возникают там где летом одни болота, а сотни рек покрывают ландшафт мелкой сеткой. Летом тут передвигаются по воде, и лучший зимник - тот, который проходит по льду. Он ровный и более-менее прямой.

Чтобы "разбить" лагерь на ночлег, достаточно чуть съехать с дороги. Обратите внимание на тарелку на крыше автомобиля - это отличный спутниковый интернет Амтел-связь , который не давал нам скучать холодными вечерами:

3.

Ночью температура опускалась до -50, правда, мы так ни разу не сфотографировали эти показатели на термометре. Все-таки, когда в темноте вылезаешь из машины по делам, последнее о чем думаешь на морозе, так это о съемках:

4.

С утра пораньше развлекались с кружкой горячей воды. Если на крепком морозе выплеснуть кипяток в воздух, он моментально превратится в снег:

5.

Облако пара вздымается над головой и опускается на землю снежинками. Главное, фотографировать против солнца:

6.

Потому что с другой стороны это выглядит не так эффектно:

7.

Зимник - официальная дорога, которая готовится по специальной технологии. Соотвественно, вдоль пути часто встречаются базы дорожных рабочих. На одну такую мы заехали и посмотрели как живут мужики:

8.

Быт у них, мягко скажем, не ахти:

9.

Зимник по суше менее удобен, чем речной. Очень много ям и кочек:

10.

Как только мы въехали на него, скорость катастрофически упала. Вообще, средняя скорость движения в тайге колеблется в районе 25-30 км в час. Какая бы у вас ни была машина и подвеска, не надейтесь ехать быстрее:

11.

Яма на яме:

12.

Иногда встречаются относительно ровные участки, и можно разогнаться до 50-60 км в час. При этом автомобиль начинает "пылить" снегом и необходимо держать дистанцию между машинами:

13.

У дорожников, похоже, есть какая-то норма по количеству знаков на определенный участок пути. Правда, все они сосредоточены очагами по несколько штук, между которыми десятки километров пустоты:

14.

"Осторожно, неровности!" - самый смешной указатель, который вообще может быть на зимнике. По хорошему его можно поставить один раз в начале дороги - все равно неровности не прекращаются:

15.

У рабочих этих знаков, как у дурака фантиков:

16.

Кто ездит по зимнику? Легковых машин мы практически не видели. Ездят одни дальнобойщики на грузовиках:

17.

Дальнобойщики топят в салоне, как в парной и сидят всю дорогу в майках и тапочках. Жара стоит такая, что на улицу они выскакивают не одеваясь:

18.

На горизонте начали расти сопки:

19.

На вершинах заснеженные елки:

20.

21.

22.

23.

После этого зимник "разошёлся" на две дороги: одну короткую, но по суше с ямами, другую длинную, но по льду реки. Во втором варианте был ещё риск наледи, из-за которой автомобили переодически уходят под воду.

Что мы выбрали и как добрались, я расскажу в следующем посте. Stay Tuned!

24.

Большая у нас страна, расстояния огромные, дороги длинные. Часть дорог существует только зимой, называются они зимниками. Недавно я вернулся из автопробега за полярный круг, проехал от Москвы до Нарьян-Мара и обратно, на пути были ледовые переправы, а часть пути проходила как раз по зимникам. Из-за закрытого зимника , но сейчас я хочу рассказать о том, как делают зимники.

2. Зимники — дороги из намороженного снега и льда. Чаще всего их прокладывают по водоемам, руслам рек или заболоченным местностям. Иногда зимник выглядит как еле заметная дорога посреди бесконечного белого поля. Чтобы было видно, где можно ехать, по бокам устанавливают вешки. Слева белые, справа красные.

3. Для того, чтобы устроить зимник, снег уплотняют, разгребают и намораживают лед. Сейчас покажу подробнее, как это происходит.

4. К трактору прицепляют конструкцию из труб, называемую гитарой, при помощи нее снег разглаживается и уплотняется.

5. По пути в Нарьян-Мар мы проходили зимник ночью, а на обратном пути видели немало тракторов.

6. Через несколько десятков километров на зимниках обустраивают городки для рабочих и пункты обогрева. Тут же, на реках, находятся пункты водозабора, где в цистерны закачивают воду.

7. Цистерны едут по зимнику и проливают его, мокрый снег разравнивается опять же тракторами с волокушами и превращается в лёд. Обратите внимание, цистерны утеплены, морозы здесь нешуточные.

8. После трамбовки и выравнивания получается ровное и твердое покрытие.

9. По нормативам зимники должны иметь две полосы с шириной не менее трёх метров каждая. В местах со сложными условиями рельефа допускается одна полоса движения шириной 4,5 м, при этом устраиваются разъезды длиной не менее 50 метров и шириной не менее 8 метров.

10. Протяженность зимника на участке Харьяга — Нарьян-Мар чуть более 70 километров, но сама дорога длиннее, при сильном ветре и снегопаде она, как и зимник, становится непроходимой.

11. Дорогу от Нарьян-Мара на Усинск часто называют «дорогой жизни», по ней зимой можно попасть на большую землю. Летом есть гораздо более долгий и дорогой вариант на паромах. А вот в весеннюю и осеннюю распутицу, когда льда нет, а суда уже не ходят, единственная возможность добраться — это авиация. В такие периоды стоимость продуктов сильно возрастает.

12. Состояние зимника контролируется МЧС. На выезде из Нарьян-Мара установлено светодиодное табло, сообщающее о состоянии зимника. Часто движение по зимнику ограничено для легкового не полноприводного транспорта. У нас все машины были 4x4.

13. На обратном пути нам повезло с погодой, зимник был открыт. Больших переметов не было, мы прошли весь участок без приключений, хотя прямо перед нами одна машина развернулась и поехала обратно.

14. Некоторые водители предпочитают ездить по зимникам ночью. Здесь несколько факторов: во время оттепели ночью зимник лучше держит, и в свете фар лучше виден рельеф.

15. Для того, чтобы было понятно, как выглядит зимник, заметенный снегом, выложу фотографию, снятую на пути «туда». Были такие участки, где наметало по полметра снега за считанные минуты. Если кто-то не читал, как мы штурмовали зимник, .

16. В целом у нас получилось совершенно шикарное путешествие. В том числе узнали суть зимников.

Хроники автопробега «Драйв ради драйва» (Москва — Нарьян-Мар — Ижма — Москва) :

















Мы проехали 21 тысячу километров по дорогам России, но меня не покидает ощущение, что мы видели лишь малую её часть. Узкая полоска цивилизации вьется вдоль Транссиба. А в стороне лежат огромные земли, доступные, как и сотни лет назад, только там, где есть реки. И зимники.

Зимники — это главные артерии Северов , районов лежащих вне дорог в привычном для жителя европейской России смысле. 65 процентов территории России приходятся на районы с вечной мерзлотой, причем, именно там сосредоточена масса полезных ископаемых, с которых, собственно, и кормится Россия. Изрядная часть северных поселений соединена с материком только зимниками. Каждый год их строят, накатывают, поддерживают или просто едут по ним на свой страх и риск. Вот, например, в Якутии:

  • почти 7 тысяч километров зимников прокладывается в Якутии каждый год
  • зимники — это 60% общей протяженности местных якутских дорог
  • по зимникам в Якутии перевозится 80% необходимых грузов
  • 18 северных и арктических районов Якутии сообщаются с Большой землей только по зимникам.

Зимники — это испытание для человека. Рассказы дальнобойщиков не хуже, чем рассказы Джека Лондона. Мороз, удаленность от цивилизации, капризы природы делают доставку грузов опасным приключением. Обязательно почитайте заметки Альбины С. на drom.ru. Зоркий глаз и хороший слог. Она уже 12 лет ездит с мужем-дальнобойщиком и повидала на своем веку немало. Собственно, большая часть фотографий — это то, что бывает с машинами на зимниках.

Подъем на зимнике. Не осилил подъем. Фото Альбины С. @ drom.ru

Каждый подъем с тяжелым грузом чреват сходом с дороги. то отмечали, что многие грузы тащат машины, которым не хватает энерговооруженности. Обычно в голове такой «колбасы», которая движется километров 20 в час, едет КАМАЗ, который еле справляется с грузом. Эта «колбаса» растягивается на десятки километров, и обогнать ее очень сложно.

А на зимниках перегруженные машины просто порой не выдерживают.


Перегруженный цементом прицеп просто сломался на зимнике. Фото Альбины С. @ drom.ru

Судя по фото Альбины С., большую часть парка составляют именно КАМАЗы. Видимо, основным критерием оказывается то, что их можно починить в самой глухой глуши (об этом, собственно, нам рассказывал Ильдар ).


Ремонт КАМАЗа на зимнике. Зимой звенеть ключами особенно «приятно». Фото Альбины С. @ drom.ru

Однако Альбина отмечает, что:

Машин много. Почти все — большегрузные иномарки, которые вызвали двоякое чувство. Радостно, что в прошлое уходят старые машины, появился некоторый достаток. Огорчало, что в этой массе автомашин мало отечественных. И что заработанные деньги россиян уходят на новые рабочие места за рубежом, на процветание чужого автопрома.


Грейдер на зимнике. Фото Альбины С. @ drom.ru

Важные зимники чистят и ровняют грейдером, подсыпают щебень на подъемах. Однако, и тут экономят:

От начала зимника и до пикета «Бур» пролетели махом. Это около 200 км. Раньше этот участок проходили почти сутки. Одно огорчило, что дорогу сделали узкой. Говорят, строили две организации. Одни — шириной шесть метров, другие - семь. Мужики, которые укладывали грейдер, рассказывали, что вышестоящая организация не разрешила делать дорогу шире хотя бы метра на два. Денег нет. Чувствую, ударит по дальнобойщикам эта экономия, если уже сейчас видны следы съездов машин на обочину.


Не разъехались на зимнике. Дорога узковата.

Но, пожалуй, не буду больше рассказывать с чужих слов и показывать чужие фото. Я, собственно, это пишу, чтобы еще раз подчеркнуть, что та дорога, по которой мы ехали — это очень и очень хорошая дорога. И что есть много территорий, достаточно населенных, но построить там постоянную дорогу пока не получается. Конечно, новые технологии, применение геополотна и геосеток дают надежду на исправление ситуации. Вот

Так что, пока жизнь на Северах — это борьба за жизнь в достаточно суровых условиях. Спасает закалка людей, только обидно, что на людях по-прежнему экономят.

Документальный фильм «Зимник. Край лютых»

Типичное видео про зимник на Ямале

Бовоненково — поселок на Ямале, где располагается администрация Бованенковского нефтегазоконденсатного месторождения. Это гигантское месторождение в центре Ямала и зимников тут хватает. Фото, музыка, кадры ДТП.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook