В чем отличие роботизированной коробки передач от автоматической. Как отличить коробку автомат от робота: внешние отличия или отличия по режимам

Перед автолюбителями при выборе нового авто встаёт вопрос, какой коробке переключения передач отдать предпочтение: классической автоматической, вариаторной либо роботизированной. Каждая из них имеет как позитивные, так и негативные стороны. Попробуем разобраться, какие у них отличия, и на чём остановить свой выбор.

Принцип работы КПП (коробки переключения передач)

Главное предназначение любого устройства, переключающего передачи, - принимать, преобразовывать, передавать и изменять направление крутящего момента. Современные автопроизводители выпускают транспортные средства с механической, автоматической КПП и автоматической в разных вариациях.
В механической переключение передач происходит при помощи человека. В остальных процесс автоматизирован, участия водителя не требуется. Чтобы разобраться в плюсах и минусах автоматической коробки переключения передач (АКПП), вариаторной (CVT) и роботизированной, детально остановимся на принципах работы каждой из них.

Знаете ли вы? Самый дорогой автомобиль произведён компанией Mercedes. Это - Mercedes-Benz CLK/LM. Его цена составляет свыше 1,5 миллиона долларов. Он развивает максимальную скорость 320 км/ч. и разгоняется с места до 100 км/ч. за 3,8 с.

Классический «автомат» (гидротрансформатор)

Коробка-автомат с гидротрансформатором впервые была выпущена в 40-х годах минувшего века. Массово ею стали оснащать авто с 60-х годов. Она представляет собой целый комплекс механизмов:


Коротко принцип работы можно описать следующим образом: гидротрансформатор, размещённый между КП и двигателем, меняет передачу крутящего момента. Работа гидротрансформатора базируется на беспрерывной циркуляции жидкости, транспортирующей энергию от мотора к трансмиссии. Масло передаётся от центробежного насоса к турбинному колесу, затем на реактор, где её поток увеличивается и провоцирует увеличение оборотов насосного колеса.

При задействовании обгонной муфты осуществляются вращательные движения реакторного колеса. Переключение передач между поочерёдно соединёнными планетарными редукторами осуществляется с помощью муфт. Работа этих механизмов обеспечивается благодаря гидроцилиндрам, процесс работы которых контролирует электронный блок управления.

Стандартными режимами работы АКПП, которые выбирает водитель при помощи рычага селектора, являются:

  • Р (Park), П - парковочная блокировка;
  • R (Reverse), ЗХ - задний ход;
  • N (Neutral), Н - нейтральная передача;
  • D (Drive), Д - движение вперёд;
  • L (Low), ПП (принудительно понижающая) или ТХ (тихий ход).
Преимущества АКПП:
  • плавность при смене передач;
  • высокая надёжность;
  • комфортность управления авто;
  • щадящая эксплуатация мотора и КП.

Недостатки коробки-автомата всё же имеются:
  • дороговизна;
  • высокий расход топлива;
  • высокая стоимость ремонта;
  • требуется больше времени для разгона;
  • небольшой срок службы;
  • невозможность заведения «с толкача».
Сегодня классическая АКПП существенно доработана - есть модели, которые отличаются хорошей реактивностью, имеют зимний, спортивный, экономичный режимы работы, до 8 передач.

Вариатор

Вариаторная КП - это вариация «автоматики». Однако её устройство и принцип работы имеют существенные отличия от классической АКПП. Это бесступенчатая трансмиссия, в состав которой входят:

  • собственно вариатор;
  • узел, осуществляющий разъединение двигателя с вариатором;
  • система управления;
  • механизм заднего хода.

Вариаторная КП может быть двух типов:


Принцип работы основан на том, что два раздвижных шкива (ведущий и ведомый), соединённых металлическим ремнём, автоматически меняют свой диаметр, изменяя при этом передаточное число. Запускается вариатор с помощью рычага селектора. Режимы передач идентичны с АКПП.

Позитивные стороны вариатора перед другими КП:

  • эффективность при использовании мощности мотора;
  • высокая экономия топлива;
  • комфортность управления и самого движения;
  • плавность хода авто;
  • ровный разгон и оперативный набор скорости;
  • экологичность;
  • высокий КПД.

Если вы всё-таки решили отдать предпочтение вариатору, то стоит учесть и его недостатки:
  • сложность конструкции и ремонта, в покупке запчастей;
  • малое количество сервисов, способных осуществлять ремонт;
  • быстрый износ при езде по плохим дорогам и бездорожью;
  • специфический шум при работе;
  • короткий срок эксплуатации;
  • не ставится на мощные машины.

Важно! Опытные автослесари и автолюбители советуют отказаться от приобретения авто с вариатором, которое уже было в употреблении. Если покупка уже сделана, то необходимо вовремя осуществлять полную замену масла, датчиков скорости и уровня топлива.

Роботизированная коробка передач вобрала в себя элементы «механики» и «автоматики». По сути, она представляет собой механическую КП с электронным блоком управления, осуществляющим выключение и включение муфты сцепления и переключения передач.
При управлении роботизированной КПП водитель, как и в автоматике, просто переводит селектор в необходимый режим, а переключение передач производит электронный блок. Также производители авто сохранили возможность перехода в ручной режим.

В «роботе» предусмотрены режимы: нейтральная передача (N), задний ход (R), движение вперёд (А/М либо Е/М), переключение передач (+/-).

Достоинства КП:

  • низкая цена (обычно «роботами» оснащены бюджетные авто);
  • экономный расход топлива;
  • возможность переключения в режим ручного управления.
Недостатками такого вида КП считают:
  • присутствие пауз, рывков и толчков при переключении передач;
  • заторможенность;
  • невозможность буксировки.

Стоит отметить, что производители стараются стабильно усовершенствовать трансмиссии. Так, сегодня самым современным вариантом роботизированной КП второго поколения является преселективная трансмиссия с двумя сцеплениями. Её составляющими являются 2 вала для чётных и нечётных передач. Каждый вал соединён с двигателем отдельным сцеплением.

Преимущества преселективной трансмиссии уже успели оценить:

  • возможность быстрого разгона;
  • экономичность при расходе масла и топлива;
  • максимально возможный на сегодня КПД среди «автоматики».

К недостаткам тоже не стоит подходить снисходительно. Сюда относятся:
  • высокая стоимость;
  • дорогостоящие ремонтные работы и замена масла;
  • рывки и провалы в динамике авто.

Чем отличается вариатор от «автомата» и «робота»

При покупке авто даже опытный автомобилист не всегда сможет разобраться, какая коробка передач в нём установлена. Приводим советы, как отличить АКПП, CVT и «робота» визуально.

Найти отличия между автоматической и вариаторной коробкой передач при посадке в салон авто невозможно. И та и другая выглядят идентично: один рычаг управления, одинаковое обозначение режимов.

Существует 4 основных признака, по которым можно определить тип КП:

  1. Количество режимов. Вариаторы могут содержать меньшее количество режимов - обычно 4: «P», «N», «D», «R». В современных «автоматах» присутствуют ещё и дополнительные.
  2. Указание типа КП рядом с маркой автомобиля. Чтобы разобраться, какая же всё-таки КП установлена в машине, следует осмотреть её снаружи сзади. Большинство производителей около обозначения марки и модели сообщают и тип трансмиссии - «AT» или «CVT».
  3. Разница в «поведении» транспорта в ходе езды. У авто с АКПП будут присутствовать рывки и толчки. У транспортных средств с вариатором их не будет. Кроме того, у последних будут слышны щелчки в коробке.
  4. Разное «поведение» машины при подъёме на горку. Если при движении под гору затормозить и отпустить педаль газа, автомобиль с АКПП будет плавно двигаться вперёд без отката назад. Автос вариатором сделает откат назад и не будет осуществлять движение вперёд на холостых оборотах.
При отсутствии возможности воспользоваться вышеперечисленными способами за информацией о типе трансмиссии следует обратиться:
  • к добросовестному продавцу,
  • к опытному автослесарю,
  • к сопроводительной документации авто.

Видео: отличия вариатора, автомата и робота Отличить вариатор от «робота» проще - достаточно взглянуть на внешний вид коробки передач в салоне и обозначения режимов. В вариаторе основным режимом движения вперёд является D, в «роботе» - А/М или Е/М (хотя в преселективной трансмиссии такого отличия уже нет).

Чтобы АКПП прослужила как можно дольше, следует строго придерживаться некоторых правил эксплуатации:

  1. При остановке на спуске либо подъёме нужно пользоваться стояночным тормозом.
  2. Производить переключение в режимы P, R после остановки движения машины.
  3. Незамедлительно обращаться в автосервис при наличии толчков и рывков в ходе переключения передач, а также горелого запаха, шума либо гула в районе КП.

Важно! При поломке машины с АКПП её нужно буксировать на нейтральной передаче с включённым мотором. Транспортировка на буксире на расстояние больше 80 км со скоростью свыше 30 км/ч. не рекомендуется из-за риска повреждения узлов и деталей самой коробки.

Чтобы продлить срок службы вариаторной коробки передач, следует:

  1. Осуществлять постоянный контроль за уровнем масла, менять его после каждых 30 тысяч км пробега.
  2. Использовать лишь качественное масло от хорошо зарекомендовавших себя производителей и строго подходящее к авто.
  3. В холодное время года не перегружать трансмиссию на старте движения.
  4. Периодически проверять состояние разъёмов и проводки.
  5. Предоставлять ремонт и диагностику вариатора только специалистам из автосервиса. Самостоятельно проникать в КП не стоит.
  6. Осуществлять буксировку лишь при работающем двигателе на недлин«««ные расстояния.
  7. Стараться не допускать резких разгонов и торможений, ударов трансмиссии.
  8. Не ездить по бездорожью либо просёлочным дорогам.
  9. Не буксировать другие транспортные средства.
  10. Следить за состоянием датчика скорости.

Роботизированная КП прослужит дольше, если придерживаться таких правил эксплуатации:
  1. Не допускать буксования в холодное время года.
  2. Производить простой автомобиля, включив режим «Е».
  3. При плохом дорожном покрытии осуществлять старт, не газуя, со 2-й передачи.
  4. При кратковременной остановке переходить в режим «А».
  5. Проводить диагностику несколько раз в год.

Какой вариант лучше и почему

Вряд ли можно однозначно ответить на вопрос, какая коробка переключения передач лучше, ведь каждый автомобилист будет выбирать её в соответствии с собственными целями и предпочтениями. Среди автомобилистов по-прежнему популярны авто с АКПП. Усовершенствованные вариаторы также не сдают свои позиции. Простые «роботы» отходят в прошлое. Им на смену приходят более современные трансмиссии (например, преселективная).

Знаете ли вы? Самым быстрым серийным легковым автомобилем сегодня является Bugatti Veyron Super Sport. В 2017 году на нём был установлен рекорд скорости в 457,4 км/ч.

В целом же, если подвести итоги, то среди рассмотренных нами вариантов наиболее оптимальным на сегодня решением является классическая «автоматика». Объясняется это следующими причинами:

  • надёжностью;
  • доступностью ремонта и замены запчастей;
  • возможностью ездить по любым дорогам.
Машины с вариаторными КП подойдут для тех, кто любит плавный ход. «Роботы» - тем, кто предпочитает небольшие автомобили, любит спокойную езду, передвигается по городским дорогам и шоссе, ставит во главу угла экономичность. Любителям активной езды, скорости и манёвров следует присмотреться к преселективной трансмиссии.

Если же верить экспертам мирового автомобильного рынка, то будущее за вариаторными и преселективными КП. Именно простым, комфортным и экономичным моделям автомобилисты всё чаще будут отдавать предпочтение.

Видео: какой вариант коробки передач лучше выбрать Таким образом, современные автомобили всё чаще оснащаются автоматическими коробками переключения передач и их вариациями - вариаторной и роботизированной. Каждая из них имеет достоинства и недостатки. Общим преимуществом для них являются простота в управлении и обеспечение плавного хода авто. Подбор КП следует осуществлять в соответствии со стилем вождения, собственными предпочтениями и предназначением автомобиля.

Подписывайтесь на наши ленты в

Тяговые характеристики двигателей внутреннего сгорания и их приспособляемость к нагрузке недостаточны для прямого привода. Для адаптации используются разнообразные типы коробок перемены передач, которые позволяют изменить частоту вращения в достаточно широком диапазоне.

Помимо этого, такой механизм обеспечивает возможность движения задним ходом, длительной остановки автомобиля с работающим силовым агрегатом.

Коробка передач робот оснащается автоматом для управления работой устройства в заданном режиме с учетом нагрузки и других условий движения. Процессом руководит электронный блок, запрограммированный определенным образом.

Водитель осуществляет выбор алгоритма и задает его при помощи селектора, кроме того, он может перенимать управление работой механизма и производить переключения как на обычной механике.

Использование роботизированных коробок обеспечивает водителю максимально комфортные условия. Нет необходимости отвлекаться и терять время на переключения передач, а заложенные в процессор программы обеспечивают (в зависимости от условий движения) максимальную экономию топлива.

Большинство ведущих автопроизводителей, и АвтоВАЗ в их числе, широко используют коробки передач такого типа на транспортных средствах разных классов.

Что такое коробка передач робот

В настоящее время существует множество разнообразных конструкций механизмов автомобильных трансмиссий. Для ответа на вопрос: коробка передач робот — что это такое?, следует разобраться в ее устройстве, изучить принцип работы и проанализировать достоинства и недостатки. Практически любой сложный механизм имеет свои плюсы и минусы, устранение которых невозможно без коренной переделки системы.

По своей сути роботизированная коробка является логическим развитием традиционной механической. В ней функции управления переключением передач автоматизированы и контролируются электронным блоком. Помимо этого процессор дает команду на исполнительный механизм сцепления для разобщения двигателя и трансмиссии при перемене передаточного числа.

Роботизированная коробка работает в комплексе с иными элементами трансмиссии. Автоматизированное управление согласуется с работой сцепления, предназначенного для обеспечения переключений.

Устройство и принцип работы

За все время развития автомобилестроения предпринимались множественные попытки упростить управление трансмиссией. Первые удачные конструкции роботизированных коробок передач,пошедшие в серию, появились только после оснащения машин процессорами. Все попытки автоматизировать управление при помощи электромеханических и гидравлических устройств не дали положительных результатов.

Они оказались слишком ненадежными и не обеспечивали приемлемой скорости переключения. Еще одним недостатком такого рода коробок была излишне высокая сложность и, как следствие, запредельная стоимость.

Решить все технические проблемы стало возможным только с появлением компактных и недорогих процессоров и датчиков, контролирующих режимы работы двигателя и трансмиссии.

Конструкция

Многие самостоятельно занимались разработкой данного класса механизмов. Это обеспечило достаточно большое разнообразие конструкций коробок передач роботов,тем не менее, можно выделить в них общие элементы:

  • электронный блок управления;
  • механическая коробка передач;
  • сцепление фрикционного типа;
  • система управления переключением передач и муфтой.

Нередко функции электронного блока выполняет бортовой компьютер, контролирующий работу системы питания и зажигания в силовом агрегате. Процессор устанавливается вне картера коробки и соединяется с нею кабельными системами. Особое внимание при этом уделяется защите соединений, используются специально разработанные уплотнители. Нередко контактные группы покрываются тонким слоем золота для предотвращения окисления.

За основу роботизированных коробок обычно берутся хорошо себя зарекомендовавшие устройства. Так, компания Mercedes-Benz при изготовлении агрегата Speedshift использовала АКП 7G-Tronic, вместо гидротрансформатора использовали многодисковое сухое сцепления фрикционного типа.

По аналогичному пути пошли и баварские автомобилестроители из BMW, оснастив шестиступенчатую механическую коробку автоматизированной системой управления.

Обязательным элементом, обеспечивающим работу коробки, является механизм сцепления. В случае с роботизированным устройством применяется конструкция фрикционного типа с одним или несколькими дисками. В последние годы появились трансмиссии с двойным механизмом сцепления, работающими параллельно. Такая конструкция обеспечивает передачу крутящего момента от двигателя без прерывания.

Роботизированные трансмиссии мировых автопроизводителей
Тип трансмиссии С одним сцеплением С двумя сцеплениями
Audi R-Tronic +
Audi S-Tronic +
Alfa Romeo Selespeed +
BMW SMG +
Citroen SensoDrive +
Ford Durashift +
Ford Powershift +
Lamborghini ISR +
Mitsubishi Allshift +
Opel Easytronic +
Peugeot 2-Tronic +
Porsche PDK +
Renault Quickshift +
Toyota MultiMode +
Volkswagen DSG +

Системы управления работой сцепления и переключением передач бывают двух видов: с электрическим или гидравлическим приводом. Каждый из вариантов имеет свои положительные и отрицательные стороны. Возможны комбинации из названных выше способов управления коробкой, позволяющие максимально использовать достоинства обеих конструкций и свести к минимуму их недостатки.

Электрический привод сцепления использует сервомоторы, которые обеспечивают минимальное энергопотребление. Отрицательным моментом является крайне низкое время переключения передач (в пределах от 300 мс до 500 мс), что приводит к рывкам и повышенным нагрузкам на детали трансмиссии.

Гидравлические приводы работают значительно быстрее, это делает возможным оснащение такими коробками даже спортивных автомобилей. На суперкаре Ferrari 599GTO время переключения составляет всего – 60 мс, а у Lamboghini Aventador и того меньше – 50 мс. Такие показатели обеспечивают данным машинам высокие динамические характеристики при сохранении плавности движения.

Принцип действия

Для того, чтобы понять как работает роботизированная коробка передач, следует получить представление об алгоритме работы ее механизмов.

Водитель запускает двигатель, выжимает педаль тормоза и переводит селектор в определенное положение. Привод сцепления разрывает поток мощности, а исполнительный механизм коробки производит подключение выбранной передачи.

Водитель отпускает тормоз и плавно увеличивает обороты, автомобиль начинает движение. В дальнейшем все переключения производятся в автоматическом режиме, при этом учитываются заданный режим и данные от датчиков. Управление механизмом осуществляется процессором в соответствии с выбранным алгоритмом. При этом у водителя имеется возможность вмешиваться в работу коробки.

Видео — роботизированная КПП (робот):

Полуавтоматический режим роботизированной трансмиссии аналогичен функции ручного управления автоматической коробки — Tiptronic. В таком случае водитель при помощи рычага селектора или переключателей установленных на рулевой колонке производит переключения передач с понижением или повышением. Отсюда исходит и другое название роботизированной коробки – секвентальная.

Трансмиссия такого типа получает все большее распространение на автомобилях. При этом наблюдается следующее разделение: коробками с электрическими сервомоторами комплектуются бюджетные модели. Ведущие автопроизводителя разрабатывают и выпускают серийно следующие типы механизмов:

  • Citroen – SensoDrive;
  • Fiat — Dualogic;
  • Ford — Durashift EST;
  • Mitsubishi — Allshift;
  • Opel — Easytronic;
  • Peugeot – Tronic;
  • Toyota – MultiMode.

Для более дорогих моделей производятся коробки с гидравлическим приводом:

  • Alfa Romeo — Selespeed;
  • Audi — R-Tronic;
  • BMW — SMG;
  • Quickshift от Renault.

Самая продвинутая по показателям роботизированная коробка ISR (Independent Shifting Rods) устанавливается на суперкары от компании Lamborghini.

Отличие роботизированной коробки передач от автоматической

Развитие и невысокая стоимость электронных блоков управления сделали возможным их применение на серийных моделях машин. Они имеют разные виды трансмиссии и возникает закономерный вопрос — в чем разница между коробкой передач роботом и автоматом? Если таковые отличия существуют, то какой вид из них будет лучше отвечать требованиям водителя и на какие характеристики следует обратить внимание при выборе автомобиля.

Разница между роботизированной коробкой и автоматом состоит в конструкции сцепления. Вместо гидротрансформатора в ней используется одно- или многодисковое сухое сцепление фрикционного типа.

В редукторе, как в механике, ведущие и ведомые шестерни находятся в постоянном зацеплении и задействуются они при помощи специальных муфт. Для уравнения угловых скоростей используются синхронизаторы.

Видео — тест драйв Лада Приора с роботом АМТ:

В автоматических коробках преимущественно используются редукторы планетарного типа и сложная система управления их функционированием. В первом и втором варианте выбор передаточного отношения определяется автоматикой. Это освобождает водителя от необходимости отслеживать режимы работы двигателя и производить переключения.

В сравнении автоматической коробки с роботом, лидером по такому показателю, как экономичность, является второе устройство. В сухом сцеплении механические потери значительно ниже, нежели у гидротрансформатора.

С другой стороны, автомат лучше обеспечивает плавность движения и езда в таком автомобиле более комфортная. Еще одним недостатком такого типа трансмиссии является дороговизна ремонта, который может выполняться только высококвалифицированными специалистами в условиях техцентра.

При выборе между роботизированной коробкой и автоматом следует принимать все вышеперечисленные факторы. Для недорогих бюджетных моделей существенными являются стоимость автомобиля и издержки на его содержание. При покупке элитных автомобилей такие вопросы обычно не имеют особого значения. Для водителя разницы в управлении автоматом или роботом практически нет.

Роботизированная коробка передач плюсы и минусы

Сложные системы, к каковым относятся и автомобильные трансмиссии, имеют вполне определенные достоинства и недостатка. Ниже приведен анализ плюсов и минусовв конструкции и эксплуатации роботизированной коробки передач. При этом в расчет принимаются динамические, стоимостные и некоторые другие характеристики агрегата.

К перечню положительных сторон коробки передач с роботизированным управлением можно отнести следующее:

  • Высокая надежность механизма редуктора, проверенного длительной эксплуатацией.
  • Применение сухого сцепления фрикционного типа способствует снижению потерь и .
  • Небольшое количество эксплуатационной жидкоститрансмиссионного масла порядка 3-4 литров, против – 6-8 литров у вариатора.
  • Высокая ремонтопригодность роботизированной коробки (фактически в качестве ее основы используется хорошо известная механика).
  • Автоматика повышает ресурс сцепления до 45 – 55 % по сравнению с традиционным управлением педалью.
  • Наличие полуавтоматического режима, позволяющего водителю вмешиваться в работу агрегата при движении в сложных дорожных условиях на подъеме или в пробке.

Достоинства КПП «робот» очевидны, что способствует повышению популярности данного типа трансмиссии на автомобилях разного класса. Усилиями инженеров и конструкторов агрегат постоянно совершенствуется, его характеристики улучшаются.

Видео — как работает роботизированная коробка передач на Лада Приора:

Тем не менее, у роботизированной коробки передачимеются и некоторые минусы:

  • Невозможность перепрошивки процессора и задания иного алгоритма управления с целью повышения динамических характеристик автомобиля.
  • Невысокая скорость перемены передач у коробок с электрическими сервоприводами, которые невозможно исправить без переделки всей конструкции.
  • Возможность пробуксовки сцепления и перегрева механизма при движении на низкой скорости в горку или в городской пробке. Опытные водители рекомендуют в таком случае использовать режим Tiptronic.
  • Частые рывки при автоматическом переключении передач, сброс газа перед данной операцией или равномерный режим движения, позволит снять остроту проблемы.

У робота есть целый ряд преимуществ перед иными видами трансмиссий и некоторые недостатки. Такой тип механизма рекомендуется водителям со спокойной манерой управления автомобилем.

Для любителей прокатиться с ветерком такая коробка будет слишком задумчивой. Все имеющиеся минусы механизма своими силами устранить невозможно, поэтому к его особенностям следует просто приспособиться.

В целом коробка передач робот заслужила положительные отзывы автовладельцев. Особенно отмечаются большой ресурс работы, высокая надежность и её неприхотливость.

По некоторым можно отметить, что они с удовольствием бы купили этот автомобиль, укомплектованный роботом.

Как подобрать масло для автомобиля можете в статье.

Жидкая резина () для покраски автомобиля

Видео — нюансы работы роботизированной коробки передач:

Может заинтересовать:


Сканер для самостоятельной диагностики автомобиля

Обычно под одним словом «автомат» понимают один из трёх наиболее популярных видов трансмиссии: классическую АКПП, роботизированную или вариаторную. Сказать определённо, какая коробка лучше, нельзя, иначе производители не придумывали бы разные конструкции. Выбор зависит от личных предпочтений и целей автомобилиста. Разберемся, в чём отличия.

Классика

Самым старым из типов автоматической трансмиссии является так называемый классический автомат, который Cadillac стал использовать ещё в 30-х годах прошлого века. Роль сцепления, которое соединяет мотор с коробкой передач, выполняет гидротрансформатор. Долгое время автоматы были четырёхступенчатыми, и только в последние годы современные машины стали комплектовать восьми- и девятидиапазонными коробками.

Плюсами классической гидромеханической АКПП является достаточно плавное переключение передач и высокая надёжность по сравнению с другими трансмиссиями. Конечно, не считая старую добрую механику — по этому показателю её простая конструкция вне конкуренции. Автоматы без вмешательства техников спокойно проживают в среднем 150-200 тысяч километров. Хотя по ресурсу агрегаты от разных производителей могут существенно отличаться. В большинстве случаев проблемы можно решить ремонтом конкретной детали в механической части КПП. В целом же, гидромеханический автомат — дорогой узел.

К созданию других коробок инженеров подтолкнули недостатки классических АКПП. Они вызывают повышенный аппетит и не могут похвастаться головокружительной динамикой. Хотя с развитием сложных конструкций и технологий разница всё менее существенна, тем не менее при прочих равных она есть.

Быстрый и сложный

Решить проблемы автомата была призвана роботизированная трансмиссия. Если не вдаваться в подробности, робот — это конструктивно та же механика, только с автоматизированным сцеплением и переключением передач. Из-за упрощённого механизма такие коробки легче и занимают меньше места, что позволило устанавливать их даже на малолитражки вроде Fiat 500 или Opel Corsa. Важный плюс — автомобили с роботами реже заезжают на заправку.

Однако простые роботы с одним сцеплением на недорогих машинах имеют раздражающий эффект — постоянные задержки, толчки и рывки при переключениях, что особенно мешает в пробках. Неприятную особенность конструкции инженеры со временем решили, создав преселективный робот. Самый известный — DSG от концерна Volkswagen. По сути, это две коробки с двумя сцеплениями. Одна включает чётные передачи, другая — нечётные. В результате удалось добиться очень быстрого и точного переключения передач без разрыва мощности, не создавая никакого дискомфорта водителю.

В сложных роботизированных коробках спорткаров, таких как Ferrari или Lamborghini, переход на высшую ступень происходит за сотые (!) доли секунды. Многие производители указывают время разгона до сотни на автомобилях с продвинутым роботом даже меньше, чем с механикой. Просто человек никак не сможет опередить эту совершенную технику.

Удобство, динамика, экономичность — прекрасное сочетание. Неспроста именно преселективные роботы на данный момент считаются самым оптимальным видом автоматической трансмиссии. Однако у них есть ощутимый минус, с которым многие водители не могут смириться. Сложная конструкция делает практически любой ремонт коробки дорогостоящим занятием. Да и надёжность роботов у многих марок вызывает вопросы.

Без ступеней

Вариаторы — вообще отдельное направление. По большому счёту, это и не коробка передач, потому что в трансмиссии передач нет вовсе. Не будем вдаваться в подробности про изменение передаточных чисел благодаря вращению ремня по шкивам. Скажем лишь, что особенная конструкции позволяет автомобилю непрерывно передавать крутящий момент на колёса, а потому предельно плавно набирать скорость. Никаких рывков и толчков. Впрочем, у медали есть обратная сторона. При динамичном разгоне мотор «зависает» на определённых оборотах, что создаёт эффект троллейбуса. Двигатель шумно и монотонно гудит. Со временем этот недостаток разные производители устраняют. Современные бесступенчатые трансмиссии умеют так ловко имитировать работу классического автомата, что обыватель и не разберётся. Но это исключительно вопрос акустического комфорта.

Несомненным плюсом машин с вариатором можно назвать топливную экономичность. В паспортных данных расход «горючки» зачастую указывают ниже, чем на таких же автомобилях с механикой. Но, к сожалению, вариаторы достаточно капризны. Их нельзя перегревать и перегружать высокой мощностью, они не работают на пиковых нагрузках и не выносят долгой пробуксовки в снегу или грязи. Поэтому такие трансмиссии не встретишь на грузовиках или спорткарах. Вдобавок вариаторы требуют бережливого обслуживания, в том числе частой замены хорошего масла. Зачастую они непригодны для ремонта, и по истечении срока службы — примерно 150 тысяч километров — вариатор меняют. А это недёшево из-за сложной конструкции.

Современные автомобили отличаются многообразием. Это касается и их КПП. Покупая автомобиль, всем и всегда хочется заполучить вариант с надежным механизмом управления. Поэтому приходится выбирать: купить автомат или вариатор, а, может, вовсе приобрести «умную» коробку робот. Какая коробка переключения передач лучше и почему? В чем состоят их различия?

Один из наиболее распространенных вариантов — автоматическая коробка передач. В автомобилях с передним приводом присутствует главная передача и дифференциал.

Коробка автомат имеет 5 режимов:

  • парковка;
  • задний ход;
  • нейтральный режим;
  • спортивный режим;
  • режим автоматического переключения.

Автоматизированная коробка передач

Преимущества автоматики:

  • плавность движения;
  • отсутствие необходимости ручного переключения;
  • надежность.

Недостатки автоматической коробки:

  • относительно сложная и дорогая в обслуживании;
  • сложна в управлении при плохих погодных условиях;
  • имеет значительный расход топлива.

Роботизированная КПП

Роботизированная КПП – это устройство, которое принимает, передает на ведущие колеса крутящий момент, предварительно его преобразуя. Всем процессом в подобном устройстве управляет автоматика.

Однако, это не делает ее вариантом АКПП. Единственное сходство – присутствующая в корпусе коробка сцепления. КПП робот схожа с механической коробкой, которая управляется посредством автоматизированной системы.

Чем отличается робот от автомата

И коробка робот и коробка автомат активно используются, тогда в чем заключается их разница?

Различия роботизированной коробки от автоматической состоят, главным образом, в том, что первая не способна столь же плавно переключать скорости. В итоге – машина делает рывки во время переключения.

При переходе на другую скорость, КПП роботизированную сначала необходимо поставить в нейтральное положение. Поэтому есть определенные заминки во времени. Да и в отношении надежности они значительно уступают автоматическим. В этом заключается главное отличие коробки автомата от коробки робота. И если приходится выбирать: что лучше — робот или автомат, то по этому параметру, определенно, лучше автомат.

Робот от автомата отличается по своему виду. Если на селекторе имеется значок Р, это будет значить, что перед покупателем автоматическая коробка, N и R укажут на роботизированную.

Роботизированная коробка передач или АКПП

Что лучше – робот или коробка автомат? Кроме всего прочего, робот от автомата еще и тем отличается, что первый вариант будет стоить дешевле. От роботизированной АКПП также будет отличать и тем, что коробка автомат характеризуется определенной сложностью в обслуживании.

КПП робот от автоматической коробки передач можно отличить внешне: по своей массе робот меньше, может иметь систему управления на руле автомобиля.

Роботизированная система, несомненно, имеет свои плюсы. И, все же, если выбирать, автомат или робот, то, наверное, стоит выбрать коробку с автоматом.

Вариаторная КПП

Вариатор применяется в механизмах, где нужно плавное переключение скорости. Он является разновидностью автоматических коробок передач.

Вариаторная коробка передач

Основное, чем отличается вариатор от роботизированной коробки, это то, что изменение передаточных отношений при переключении здесь происходит автоматически, без применения физических усилий.

Робот или вариатор

И вариатор, и робот активно используются в управлении автомобилем. Но коробки робот и вариатор значительно отличаются друг от друга. У каждого из них есть свои плюсы и минусы.

Основные отличия вариатора от робота состоят в том, что:

  • для вариатора свойственны плавность движения, чего не хватает роботу;
  • вариатору характерно быстрое переключение передач;
  • экономное использование топлива, чем отличается робот от вариатора;
  • если сравнивать с вариаторами робот, то вариаторы более надежны, практически исключаются ситуации с «заклиниванием» при переключении передач;
  • стоимость КПП вариатора будет гораздо выше, да и в обслуживании она не из дешевых.

Чем отличается вариатор от автоматики

Отличия вариатора от автоматики состоят в том, что:

  • вариатор лучше разгоняется, имеет маленький расход топлива;
  • плавно переключает передачи, нет рывков, характерных для автоматики;
  • стоит дороже в обслуживании и ремонте.

Таким образом, любителям быстрой езды стоит задуматься, что выбрать: вариатор или автомат. Вариатор для этого подойдет лучше.

Все КПП хороши, в той или иной степени. Здесь главная задача – учитывать для какой езды и в каких условиях их использовать. Так, в городе вполне рационально использование роботизированной коробки. Она более схожа с механической по принципу переключения передач, что рационально в условиях городских дорог (многочисленные пробки, частое переключение передач). Любители быстрой езды оценят коробку-вариатор. Те, кто ценит комфорт, будут рады автоматике.

16 сентября 2016

В последнее время вместо с привычной для транспортных средств автоматической коробки передач, некоторые автомобилисты делают выбор в пользу роботизированной. Она явно удобнее механики и лишена некоторых недостатков АКПП. Но производители пока еще не спешат отказываться от автоматической трансмиссии в пользу роботов, и этому есть веские причины.

Что представляет собой автоматическая коробка?

АКПП состоит из нескольких основных модулей:

  • гидротрансформатора, расположенного в отдельном корпусе, который передает от мотора крутящий момент непосредственно на планетарный редуктор;
  • редуктора, ступенчато меняющего крутящий момент;
  • системы гидравлического управления, отвечающей за переключение передач.

Автоматическая трансмиссия год от года становится сложнее, поэтому в случае поломки отремонтировать ее дешево не получится. Кроме того, она требует более частого обслуживания.

Как работает роботизированная трансмиссия?

Роботизированная коробка передач - это развитие обычной «механики». Разница лишь в том, что размыканием/смыканием сцепления здесь заведуют актуаторы, управляемые электронным блоком. Из-за этого отпадает необходимость в третьей педали.

Трансмиссия может управляться как в полностью автоматическом, так и в комбинированном режиме (для вариантов с двумя сцеплениями), когда периодически сам водитель берет на себя роль электронного блока, переключая передачи селектором КПП. Этот режим уже мало отличается от управления классической механической коробкой.

Проблемы большинства роботизированных коробок

В отличие от АКПП у «роботов» есть существенный недостаток, негативно влияющий на комфорт управления - здесь нет обратной связи . Человек за рулем автомобиля чувствует смыкание дисков, поэтому переключает передачу быстро и комфортно. «Робот» же, избегая рывков, при переключении очень надолго разрывает поток мощности.

Теряется динамика, да и избежать неприятных толчков при разгоне или при движении на малом газе все равно не удается. Многие водители поэтому при обгоне, чтобы избежать «провалов», просто переключают «робот» в ручной режим управления. Автоматическая трансмиссия этих недостатков полностью лишена - на исправной коробке передачи всегда переключаются комфортно, без рывков, обеспечивая автомобилю неплохие динамические характеристики.

Описанная проблема, правда, встречается не на всех роботизированных трансмиссиях. Все более широкое распространение получают коробки с двумя сцеплениями . В плане комфорта вождения последние превосходят АКПП, при этом обеспечивая большую топливную экономичность даже по сравнению с механической трансмиссией. Но они пока очень дороги, поэтому автомобили эконом-класса сегодня ими не укомплектовываются.

Плюсы и минусы роботизированной и автоматической трансмиссий

Что лучше - автомат или робот, каждый автомобилист решает самостоятельно, исходя из их эксплуатационных характеристик. Вот что можно сказать относительно роботизированных коробок:

  • весят они меньше «автомата», стоят, естественно, тоже не так дорого;
  • расход топлива значительно меньше, чем на автомобилях с АКПП.

Вместе с тем простые недорогие «роботы», например, как на всех современных ВАЗах, на Опелях, Тойотах и т. д. имеют критичные для многих недостатки:

  • очень посредственная плавность хода;
  • сцепление в пробках перегревается;
  • динамичная езда возможна лишь в ручном режиме;
  • время переключения передачи - до 2-х секунд.

О том, какая коробка комфортнее, уже было оговорено ранее. Расскажем о минусах АКПП:

  • из-за потери мощности в гидротрансформаторе имеют более низкий КПД;
  • увеличенный по сравнению с другими видами трансмиссий расход топлива (правда, самые современные АКПП в плане экономии практически догнали «механику»);
  • автомобиль с «автоматом» никаким иным способом, кроме как при помощи стартера, завести нельзя;
  • более частое и дорогое обслуживание, агрегат использует большое количество дорогостоящего масла.

Отметим, что уже большое количество автомобилистов в своей практике успели поэксплуатировать автомобили со всеми описанными трансмиссиями. Показательно, что большинство из них предпочитают ездить на «автомате». «Робот» с одним сцеплением слишком уж некомфортен в эксплуатации, что не оправдывается даже низким расходом и невысокой ценой . Подойти он может, наверное, лишь тем, кто не признает автомобили с тремя педалями, но по каким-то причинам не может позволить приобрести себе машину с АКПП.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook