Военные автономера. Автономера ссср — расшифровка, особенности использования

История присвоения регистрационных знаков в Советском Союзе ведет свой отсчет с 1931 года. Всего за 60-летнюю историю автономера СССР меняли свой внешний вид 3 раза. До сих пор на дорогах встречается достаточно автомобилей советского производства образца до 1980 года и после – периода до 1991 года.

Особенности номерных знаков

Первая послевоенная реформа прошла в 1959 году. Действовали автомобильные номера СССР этого образца до начала 1980 года. Особенностями это периода были следующие позиции:

  1. Формат знака – четыре цифры с тире после первых двух символов, буквенный код с 3 буквами. Две буквы кодировали регион, а третья увеличивала число вариаций.
  2. Фон номера был выбран черным, а символы стали белыми.
  3. Другие особенности . Были введены автономера тракторов и тракторных прицепов.

Отдельно выдавались регистрационные знаки для сотрудников дипломатических миссий в СССР и иностранных сотрудников СМИ.

Вторая реформа произошла накануне Московской олимпиады в 1980 году. Среди основных отличий в изготовлении выделялись такие особенности:

  1. Появилось разделение автономеров на частные и государственные . Формат пластины частного авто имел вид – «буква – две цифры-две цифры – две буквы». Традиционно две буквы позади номера обозначали регион СССР. Государственные автомобили после 4 цифр имели три буквы.
  2. Форма номеров . Для частного транспорта применялись только линейные регистрационные знаки. Задний знак грузовиков, мотоциклов или автобусов применялись в виде квадратной формы.
  3. Цветовой формат . Автономера получили белый фон и черные символы.
  4. Особые номерные знаки . Такие таблички получали: сотрудники правительства с особым статусом, сотрудники посольств и торговых представительств, прицепы и трактора.

Среди особенностей особых автономеров выделяются:

  • для иностранных граждан литера «Н» обозначала машину обычного гражданина, «М» – торгового представителя, «Р» – машина на экспорт из СССР;
  • для сотрудников посольств расшифровка букв следующая: «Т» обозначала машины административного персонала, CMD предназначались для консула или посла;
  • фон номеров авто дипмиссий стал красным , а буквы белыми – эта традиция сохранилась до сих пор.



Автономера большой страны расшифровываются в соответствии с закреплением (ГОСТ 3207-77), как и номера регионов в России. Разумеется, что хозяйствующих субъектов было намного больше. Но соответствующая таблица также разработана. Причем в таблице выделено несколько серий для авто с возможностью выезда за границу: «ВЕ», «ВМ», «ВС», «ЕЕ».

После распада СССР собственный формат в автомобильных номерах появился в разных странах не сразу. Некоторые страны внедрили на поверхность флаги, заменили кириллицу латиницей. Автотранспорт на старых автономерах до настоящего времени встречается на просторах России, Беларуси, Украины.

Использование автономеров СССР в настоящее время разрешается. Единственным ограничением является замена знака при совершении любого регистрационного действия. Владельцы автомобилей на старых номерах, помимо желания выделиться в потоке, отмечают сразу несколько преимуществ таких авто:

  1. Не всегда удается проверить автомобиль по номеру .
  2. Легкость в противостоянии средствам фото и видео фиксации .
  3. Отсутствие необходимости оплачивать транспортный налог .

С учетом введения получения страховки после прохождения техосмотра, возникают сложности с получением полиса обязательного страхования. А для прохождения техосмотра требуется получение технического паспорта на авто.

Общее количество самодвижущихся экипажей в дореволюционной России было очень невелико. Так, даже в Москве к 1914 году количество официально оформленных бензиновых машин составляло лишь 2200 штук.

После Октябрьской революции автомобилей особо не прибавилось, поэтому для регистрации транспортных средств вполне хватало табличек с цифрами, причем их вид каждый город мог определять самостоятельно. Однако в самом конце 20-х годов в стране начинается настоящий автобум, и одних цифр на номере стало уже не хватать.

Формат номера 1931 года

В 1931 году автономера СССР были приведены к единому стандарту, обязательному для всех регионов страны.

Теперь на машины крепилась белая на которой через черточку - дефис - черной краской были нанесены одна буква и попарно четыре цифры. Например, Г-41-73.

Однако в таком виде просуществовали всего три года.

Регистрационный знак 1934 года

В 1934 всех автомобилистов страны в течение шести месяцев обязали обменять старый номерной знак на новый, более информативный. В то время страна условно была поделена на сорок пять регионов - Дортрансы со своими столицами, название которых, по обновленному стандарту, и указывалось в нижней части таблички. Кроме того, буквенный индекс был отменен, его заменили на цифру. То есть теперь автономера СССР выглядели примерно так: 1-23-45 МОСКВА.

Но и в этом виде регистрационная «жестянка» просуществовала недолго.

Автомобильные номера стандарта 1936 года

Буквально через два года после обновления номеров владельцы авто вновь были вынуждены снимать со своих машин устаревшие знаки и крепить новые, соответствующие последним стандартам.

На этот раз таблички поменялись довольно сильно. Теперь номера приобрели вид «негатива»: основной фон стал черным, а буквы с цифрами - белыми. Изменилась и сама форма надписи. Теперь автономера СССР (фото ниже) должны были обязательно содержать две пары цифровых индексов, разделенных чертой, а вместо названия Дортранса остались только две буквы, которые и должны были указывать принадлежность автомобиля к тому или иному региону.

Кроме того, передние и задние таблички стали отличаться по виду и размеру. Фронтальный номер имел вытянутую форму, на которой все шесть индексов были вписаны в одну строку: АБ 56-78. Задний знак - почти квадратный, верхнюю строчку занимали буквы, а нижнюю - цифры.


Кстати, именно с этого стандарта и вплоть до наших дней было решено в буквенных обозначениях никогда больше не использовать литеры: Ё, Й, Ь, Ы, Ъ.

Черно-белые автономера стандарта 1936 года продержались целых 10 лет практически без обновлений. Единственное изменение коснулось задней «жестянки»: если до войны пара букв располагалась точно по центру знака, то потом их сместили влево.

После окончания войны с регистрационными номерами началась полная неразбериха. Огромное количество гражданских машин с наступлением военного времени было передано для нужд армии, соответственно, и на учет они ставились уже под армейскими номерами. После победы уцелевшая техника возвращалась «на гражданку». Только вот прежние «довоенные» документы восстанавливать заново было очень проблематично. Также в стране появилось много трофейного неучтенного транспорта.

Словом, автономера СССР срочно требовалось приводить к общему стандарту, что и было сделано в 1946 году.


Форма табличек не изменилась, но на этот раз они стали желтыми, с черными индексами. Кроме того, буквенные символы в новом варианте были значительно меньше по размеру, чем цифры, поэтому на фронтальном номере их стали писать в левом верхнем углу, на заднем они так и остались посредине.


Автомобили с желтыми знаками катались по Советскому Союзу до конца пятидесятых годов, пока интенсивное развитие автотранспортной сети страны не привело к тому, что в некоторых регионах буквенно-цифровые комбинации были полностью исчерпаны. Номеров для новых автомобилей стало не хватать, и с этим нужно было срочно что-то делать.

ГОСТ 1959 года

В 1959 году появился новый стандарт на автономера СССР.

Размеры табличек остались без модификаций, а вот окраску регистрационный знак поменял. Как и на довоенном образце, белые литеры и цифры наносились на черный фон.


На переднем номере буквы переместились с левого верхнего в правый нижний угол. Расшифровать регион, которому принадлежит автомобиль, стало гораздо проще: его название обозначалось первыми двумя буквами. Например, московские машины ездили с табличками, которые начинались с «МО» (МОС, МОР, МОТ), ленинградские с «ЛЕ» (ЛЕГ, ЛЕН), в Крыму соответственно с «КР».

Однако в течение нескольких лет, наряду с новыми номерами, часть машин получали регистрационные знаки еще старого образца, то есть желтые. Так продолжалось вплоть до 1960 года. А мотоциклетные были в ходу аж до 1965-го.

В 1967 году вышло распоряжение о приведении автономеров к единому образцу, только приказ был, а конкретных сроков исполнения поставлено не было, поэтому частные автовладельцы особого рвения в замене старых знаков на новые не проявляли, а ГАИ тоже на этом особо не настаивало.

Однако к 100-летию В. И. Ленина с такой неразберихой все же было решено покончить. Для ускорения процесса ГАИ получила инструкцию, вынудившую инспекцию активней работать с автолюбителями, принуждая их к обмену регистрационных знаков. Тем не менее желтые номера, хоть и редко, но все же встречались на дорогах страны вплоть до 1980 года.

Номера 1981 года

В преддверии московской Олимпиады формат автономера СССР снова претерпел изменения. Цветовая гамма опять была перевернута: черные символы писались на белом фоне. Кроме того, впервые за всю историю регистрационные знаки разделили на два вида: для частников и для государственного транспорта.

Номера для частных лиц были представлены в таком виде - маленькая буква, две цифры, черточка, две цифры и две большие буквы. Последние две литеры обозначали принадлежность к региону приписки. Первая же буква была переменная и могла быть любой из алфавитного перечня (кроме исключений).


Государственный транспорт снабжался номерами в формате - две цифры, черточка, две цифры и три большие буквы.

На грузовых автомобилях, автобусах и мотоциклах задний номерной знак был квадратным. В данном случае цифры занимали нижнюю часть таблички, а три больших литеры верхнюю.

Автономера СССР: размеры

Точной информации о габаритах номеров, которые устанавливались на машины до 1936 года, нет. А вот о параметрах более поздних регистрационных знаков говорится в ГОСТ 3207-36. В нем прописано все: и размеры цифр, букв, и даже окантовок. Ведь именно с этого стандарта задние и передние таблички стали разноразмерными.

Так, фронтальный номерной знак был длиной 58,5 см и шириной 12,5 см. Задний соответственно - 36х34,5 см.

Размеры желтых автономеров СССР представлены в ГОСТ 3207-46. Эти знаки стали немного меньше довоенных: передний - 38,5х11 см, задний - 28,5х18,5 см.

О параметрах так называемых черных номеров (1959 г.) говорилось в ГОСТ 3207-58.

После выхода этого стандарта размеры передних знаков учета стали - 46,5х11,2 см, задних - 29х17 см.

С самого начала 1980 года, а именно с 1 января, в СССР вступил в действие ГОСТ 3207-77. Этим стандартом были установлены следующие параметры для табличек: передние - 52х11,2 см, задние - 28,8х22,6 см. Кстати, именно в этом ГОСТе приводилась и расшифровка индексов, указывающих на регион.

Так, например, серия «уЧИ» на автономерах СССР должна была означать, что автомобиль зарегистрирован в Чечено-Ингушской АССР, а «вГР» - Грузинской ССР.

Сочи, как известно, находится в Краснодарском крае и, соответственно, имеет краевое подчинение. Однако несмотря на это знаменитый курорт был единственным региональным городом, который имел свои собственные номера. Если все машины края ездили с серией «КК», то автомобиль, стоящий на учет в Сочи, имел серию «СО».

Согласно ГОСТу автомобильные номера Российской Федерации могут быть окрашены в один из 5-ти цветов, а именно в белый, желтый, синий, красный или черный. О номерных знаках последнего цвета и пойдет речь.

Белый текст в формате «4 цифры – 2 буквы» на черном фоне регистрационного номера транспортного средства принадлежит военному автопарку РФ. Черный номер старой серии во многом не совпадал с обычными номерами. Он имел другой размер, был выполнен из иных материалов и на нем печатались шрифты отличной формы. Сегодня же черные номера максимально приближены к стандартным параметрам, однако некоторые особенности они все-таки имеют.

К одной из таких относится фон, который не обладает светоотражательной функцией. Другая, и более значительная, индивидуальная характеристика номеров черного цвета – это код, расположенный в правой части знака. На всех невоенных номерах он символизирует регион, в котором зарегистрировано транспортное средство. Военный же номер, в свою очередь, не имеет привязанности к региону. В этом случае код означает принадлежность к определенному роду или виду войск, конкретной части или соединению, центральному или главному управлению Министерства обороны Российской Федерации.

Для наглядности приведем несколько примеров. Номер черного цвета с кодом «10» принадлежит Федеральной службе безопасности РФ (ФСБ РФ), а с кодом «14» – Федеральной службе железнодорожных войск РФ (ФС желдорвойск РФ). Код «82» имеет непосредственное отношение к Главному управлению строительства Министерства обороны РФ (ГУС МО РФ), а код «17» – к Центральному совету оборонных спортивно-технических организаций РФ (ЦС ОСТО РФ). Номер черного цвета Военно-морского флота (ВМФ) имеет код «45», у Военно-воздушных сил (ВВС) код «34», а у Воздушно-десантных войск (ВДВ) – «67».

Стоит сказать, что отчасти отношение транспортного средства к определенному региону все-таки имеет место и среди военных регистрационных номеров. Так, код «43» символизирует Ленинградский военный округ (ЛенВО), код «50» характеризует Московский военный округ (МВО). Уральский военный округ (УрВО) имеет код «76», а, например, Сибирский военный округ (СибВО) – «87».

Понравилось? Лайкни нас на Facebook