Какой лучше бензин 92 или 95. Марки и маркировка бензина

Когда автомобилист интересуется, какой бензин лучше: 92 или 95, однозначно ответить нельзя. Так как не совсем понятно, что он хочет узнать: как бензины отличаются друг от друга по качеству или какой бензин лучше подойдет конкретно для его машины, а может на каком бензине выгоднее ездить? Получается, что в одном вопросе содержится несколько других, в которых нужно разбираться последовательно.

Есть ли отличие по качеству Аи-92 от Аи-95

Говоря о качестве топлива, нужно четко понимать, что если бензин имеет октановое число (ОЧ) 95, это не значит, что он лучше 92-го. Ведь качество оценивается не величиной ОЧ, а степенью чистоты бензина при производстве. Дело в том, что изготовить его можно тремя способами, и при этом для своего ОЧ он будет вполне качественным.

Таким образом, получается, что и 92-ой, и 95-й бензин изначально имеет октан не выше 80 единиц. Далее производители начинают повышать ОЧ, вводя в состав топлива спиртосодержащие вещества.

Поэтому дать ответ на вопрос, какое топливо лучше по качеству, можно только зная величину октана исходного бензина (сразу после переработки нефти) и уровень концентрации эфирных присадок, которые использовались впоследствии для его увеличения. Однако «на глазок» это определить невозможно, следовательно, и качество топлива без лабораторных исследований также узнать не получится. Это значит, что и один, и другой бензин может быть как одинаково хорошим, так и одинаково плохим.

Что лучше заливать в бак: Аи-92 или Аи-95

Чтобы дать ответ на вопрос: «какой бензин лучше заливать в машину?», нужно узнать рекомендации по топливу производителей конкретного автомобиля. То есть, если в паспорте к машине указано, что можно заливать бензин не ниже Аи-95, то не стоит экспериментировать, пытаясь сэкономить, кормя своего «железного коня» бензином Аи-92.

Многие могут с этим поспорить, аргументируя тем, что уже несколько раз заправлялись 92-м и ничего – машина едет. Только вот стоит напомнить таким водителям, что чем выше величина октанового числа бензина, тем ниже температура его горения, следовательно, при снижении ОЧ происходит обратный процесс. То есть, если производитель машины указал в качестве рекомендуемого топлива бензин с ОЧ не ниже 95, значит, элементы двигателя рассчитаны именно под него. А залив вместо 95-го 92-ой, водитель тем самым меняет температурный режим силового агрегата, что может привести к выходу из строя элементов двигателя. И это в том случае, если октановое число действительно соответствует заявленному, а если ОЧ будет еще ниже, то это грозит возникновением детонации (микровзрывов, возникающих вследствие самовоспламенения топлива). Детонация приводит к сильному нагреву стенок цилиндров, что в итоге, приведет к прогоранию прокладки головки блока, поршней, клапанов. Конечно, может быть некоторое время силовой агрегат машины и выдержит подобную экзекуцию, но рано или поздно ремонт все равно нагрянет.

А вот что касается машин рассчитанных под 92-ой, то тут другая ситуация. Заливать в бак топливо с более высоким октаном можно – вреда от этого двигателю не будет, хотя и супер пользы тоже. Бытует мнение, что от такого топлива увеличивается динамика разгона и уменьшается расход. В какой-то степени это так и есть, однако результат не такой ощутимый, как хотелось бы. А пока, стоит рассмотреть вариант смешивания двух видов бензина. Может быть, если смешать 92 с 95, машина будет лучше ехать и при этом в деньгах будет экономнее?

Можно ли смешивать Аи 92 с Аи 95

Смешивать бензин для двигателей, разработанных под топливо с ОЧ=92 – бессмысленно, а работающих на 95-м – вредно. Дело в том, что обусловленные типы топлива имеют различную плотность, и практически не перемешиваются. Поэтому в бензобаке получается не смесь, а «бутерброд», то есть более тяжелое топливо оседает на дно бака, а топливо с меньшей плотностью остается сверху. Вот и получается, что все равно двигатель вырабатывает сначала один бензин, а потом другой.

В итоге для авто, работающего на 92-м, добавка 95-го привела бы к бессмысленной трате денег, а двигатель, предназначенный для 95-го, снова бы «наелся» практически чистого 92-го. Теперь вернемся к вопросу экономии. Может быть действительно выгодней заправляться высокооктановым топливом, если на нем двигатель становится экономичнее?

Аи-92 или все же Аи-95

Специально, чтобы выяснить этот вопрос, проводились стендовое тестирование эквивалентно скорости 90 км/ч, которое должно было проанализировать разницу по мощности и расходу топлива после заправке 92-м и 95-м бензином.

По результатам двух испытаний выяснилось, что разница по мощности составила 0,1 л/с в пользу топлива с более высоким октановым числом. Как видно, мощность действительно возросла, но на такую величину, что вряд ли кто почувствует реальные изменения в динамике автомобиля.

С экономией топлива картина оказалась приблизительно такой же, то есть на 100 км пробега экономилось около 100 грамм бензина. Факт экономии есть, однако если учитывать разницу в цене между 92-м и 95-м, то для владельцев машин, чьи двигатели рассчитаны на 92-ой, заправлять бак высокооктановым топливом экономически не выгодно.

В итоге из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы.

  • Менять 95-й на 92-й, если двигатель автомобиля сделан под высокооктановое топливо, нельзя. Это неминуемо приведет в конечном итоге к большим расходам по ремонту двигателя. Как правило, производители автомобилей разрешают использовать бензин с несоответствующим октаном только на короткое время (если на АЗС отсутствует нужный бензин).
  • Обратная замена, если двигатель разработан под 92-ой, не выгодна с экономической точки зрения. Никакого вреда высокооктановое топливо машине не принесет, а польза от такой замены будет минимальной. Однако следует уточнить, что это в том случае, если Аи-92 действительно таковым и является. И его ОЧ соответствует на деле 92 единицам, а не занижено, что на наших заправках вполне обыденное явление. Поэтому если нет уверенности в честности АЗС, то лучше перестраховаться и заправить Аи-95. Если вы не хотите рисковать, ознакомьтесь с

Низкооктановый или высокооктановый?

Лично у меня такого вопроса никогда не возникало. И вовсе не потому, что в былые времена выбирать не приходилось. Тогда народ спорил разве что о том, как лучше перейти с 93-го на 76-й, который одни добрые люди продавали другим добрым людям за полцены, а то и дешевле. К сожалению, когда можно заправить бак за треть, а то и за четверть цены от государственной, то все технические аргументы трусливо уходят в сторону.

Решений было множество. Одни тогда ставили дополнительную прокладку в головку блока цилиндров, другие меняли жесткость пружины трамблера, третьи просто переходили на позднее зажигание, а самые ленивые вообще ничего не меняли. Но сомнений в том, что на родном 93-м бензине «жигуль» все-таки едет гораздо лучше, чем на низкооктановом пойле, ни у кого не было. Однако на что не пойдешь ради существенной экономии?

Любопытно, что сегодня разных бензинов полно, однако споры вовсе не прекратились. Разница в заявленных октановых числах между 92-м и не такая большая, но тема не умирает. Поводов для восхваления более низкого октана - два: все то же желание сэкономить, а также боязнь нарваться на дрянное качество высокооктанового топлива. Последнее обстоятельство когда-то было порождено слухами о том, что 95-й, мол, «бодяжат» сильнее, зато 92-й делают «правильно». Ну а первое, насчет стоимости, живо и сегодня - дескать, мы не настолько богаты… и так далее.

Вообще говоря, в Европах 92-го уже нет. Но мы - не Европа. И любой поисковый сайт по-прежнему взрывается сотнями публикаций в ответ на циферки 92 или 95. Что ж, выскажу в сотый раз свое личное мнение. И прошу прощения у тех, кому оно не понравится.

Насчет . Специально привожу два фото с АЗС - одно современное, другое шестилетней давности. Стоимости литра 92-го и 95-го составляли, соответственно, 33–70 и 36–70, а ранее - 24–70 и 26–70.

Абсолютная разница в цене литра была 2 рубля, стала 3 (впрочем, где-то чуть выше). И сколько при такой дельте можно сэкономить на заправке? Сто рублей? На фоне нынешней стоимости бака мне это кажется несерьезным поводом для беспокойства. А тем, кто собирается доказывать, что и сто рублей - это, мол, деньги, искренно советую . Обещаю вам куда более весомый финансовый выигрыш - писал об этом не раз. Одна и та же машина может «кушать» и 7 литров на сотню, и все 15.

Теперь по технике. Любой мотор калибруют под определенный сорт бензина - это факт. И если производитель написал: мол, заливать только 95-й, и - ни шагу в сторону, то его надо слушать. Даже если держите в кармане комбинацию из трех пальцев. На низкооктановом бензине машинка поедет хуже (а как может быть иначе?), но дело даже не в этом. Представьте себе нехороший случай: возникла проблема с мотором, и вы приехали на сервис. А там веселые ребята первым делом возьмут пробу горючего из бака. И если обнаружится хоть что-то «не из той оперы», то про любые можете забыть. Вам это нужно?

Конечно, это крайний случай. Большинство современных моторов, спроектированных под 95-й бензин, без особых проблем проглотят и 92-й. Но я все-таки призываю заливать исключительно тот бензин, который указан в инструкции к вашему автомобилю. Если указан разброс - другое дело: выбирайте сами. Но если его нет, то не проводите лабораторные работы на собственной машине. Пожалейте ее. Да и себя заодно.

Между прочим, все автопроизводители в последнее время немножко свихнулись, дружно начав агитацию за 98-й бензин. Дескать, не заливайте низкооктановый 95-й, что бы там ни было написано в инструкции. Только 98-й во все машины без исключения! По этому поводу я уже высказывался, и не раз, но тенденция понятна: даешь высокий октан! А потому еще раз повторяю: в выборе между 92-м и 95-м я всегда за 95-й.

Однако есть забавности и в Отечестве. Интересное наблюдение сделал недавно мой бывший коллега Вадим Крючков. Его заинтересовал вопрос, какую горючку надо заливать в вазовские машины - вот тут-то и . Оказалось, что на ВАЗе и Renault-Nissan нет единого подхода: одному и тому же двигателю, установленному на разных моделях, предписывают разные сорта топлива.

Цитирую Вадима. «Для Весты и XRAY с мотором ВАЗ-21129 разрешен А-92, а аналогичным моторам на Приоре, Калине и Гранте под индексом ВАЗ-21127 предписан только А-95. Или, скажем, восьмиклапанник ВАЗ-11189 для Ларгуса официально глотает 92-й, а такому же мотору Kalina ВАЗ-11186 подавай лишь 95-й.» А вот еще: «Почему 16-клапанный мотор К4M разработки альянса под капотом Lada Largus требует А-95, а в Альмере, Логане и Сандеро может трудиться на А-91? Мало того, Renault даже допускает кратковременную работу на бензине с октановым числом 87 по исследовательскому методу. Такого сорта в России нет, но в бак может попасть некачественный 92-й, с которым мотор как-нибудь справится».

Короче говоря, инженеры не договорились друг с другом, в какого святого надо сообща верить. Раньше на том же ВАЗе царило некое единство взглядов: мол, 95 - и всё. Аргументы простые: при этом мы обещаем вам экологичность плюс экономичность плюс приемистость и т.п. Был и запасной аргумент: это же так называемый технологический запас, закладываемый конструктором на всякие «если»! Другими словами, если где-то, «не в нашем районе», как говорил товарищ Саахов, вам все-таки нальют не 95-й, а что-то похуже, то с вашим двигателем ничего не случится. Но как только мы разрешим 92-й, то тем самым возьмем на себя ответственность за какой-нибудь 87-й… И кому это нужно?

Сегодня, как мне кажется, разрабатывать двигатели под 92-й не имеет смысла. Хотя бы потому, что, как я уже говорил, в Европах таких циферок в обиходе больше нет. Нижний современный предел - это 95-й. Что до современных и ранее выпущенных машин, то повторю еще раз: я - за 95-й.

Даже если автопроизводитель допускает разброс по октану.

Итак, с чего все начинается? Вы подъезжаете к заправке и покупаете определенный бензин, просто машинально, чаще всего, совершенно не задумываясь. Почему? Потому что вам попросту кто-то посоветовал или потому что принято считать, что автомобиль такой марки, как у вас, лучше ездит именно на 92-ом бензине или на 95-ом. Давайте разбираться по порядку, чем отличается 95 бензин от 92.

Бензин получают процессом перегонки нефти. По ГОСТу бензин для автомобилей делится на 4 вида:

  • super (это 98-ой бензин);
  • premium (это 95-ый бензин);
  • regular (это 92-ой бензин);
  • normal (это 80-ый бензин).

Принято считать, что номер соответствует октановому числу, поэтому чем оно выше, тем качественнее топливо и тем стабильнее молекулы, которые отвечают за детонацию. Иными словами, чем выше число, тем меньше вероятность взрыва. Однако, это вовсе не означает, что 98 бензин – идеальный вариант для всех без исключения автомобилей. Вот, к примеру, Hyundai Sonata лучше ездит на 95-ом, а Hafei Sigma китайского производства – на 92-ом.

Производитель фактически всегда указывает в инструкции, на каком бензине машина ведёт себя адекватнее, но иногда практика показывает несоответствия в октановом числе. Тут важно понимать и не экспериментировать, если вы – владелец самого современного средства передвижения, оснащенного прямым впрыском. При наличии такой системы, лучше четко следовать рекомендациям производителя. Это касается, например, Volkswagen 1.4 TFSI, 92-ой в него заливать не стоит, слишком высокотехнологичный двигатель и слишком малый объём. Конечно, разница между топливом не только в октановом числе, а чем отличается 95 бензин от 92 еще, обсудим ниже.

Главные отличия 95 и 92 бензина

Мы выяснили, что существенная разница между 95-ым и 92-ым топливом состоит в октановом числе, отсюда и во взрывоопасности. Хотя разница в 2-3 единицы не настолько огромна, сами понимаете, чтобы отдавать предпочтение исключительно большему показателю. Теперь хочется сразу развеять миф о том, что клапаны моментально сгорят, если в бак залить 95-ый вместо рекомендуемого 92-го. Ничего страшного не произойдет, простые заблуждения и только. Есть еще один миф про 95-ый бензин. Говорят, что при езде на нем, чаще приходится менять свечи. Это неправда. Все дело в некачественном бензине. При хорошем уровне топлива ваши свечи не пострадают.

Конечно, разница в цене. Где бы вы не заправлялись, 92-ой бензин всегда стоит меньше 95-го, это его весомое преимущество, о котором нельзя ни сказать. Некоторые автолюбители, которые обычно выбирают 92, решают, так сказать, для профилактики, разок залить 95-ый, а потом снова вернуться к 92-ому. Это, естественно, неправильное решение, которое стоит рассматривать лишь как второй (запасной) вариант. Об этом и в инструкциях производителя указано.

Особенности 92-ого бензина

АИ-92 предназначен для карбюраторных двигателей с внутренним сгоранием. Такие двигатели работают при повышенной степени сжатия. Бензин обеспечивает довольно высокую защиту от детонации и плавную деятельность механизма. Сам по себе обычного качества с содержанием антидетонационных присадков. Сейчас в странах еврозоны топливо это уже не производится, но в городах Украины и России все также популярно, как и ранее. Популярен среди владельцев машин с инжекторами. Бывает этилированный и неэтилированный. Разница в количестве свинца.

Видео о 92-м и 95-м бензине

Особенности 95-ого бензина

Бензин немного лучшего качества, содержащий противодетонирующие присадки. Топливо неэтилированное применяется в грузовых автомобилях наравне с 76-ым бензином. Подразделяется 95-ый еще на тип «Экстра», он не содержит свинец и стоит дороже стандартного 95-ого. Это его единственные отличия, по большому счету. В него еще добавляют различные компоненты, включая газовый бензин. Обычно компании, которые производят «Экстра», говорят о том, что ему присущи чистящие свойства, а автомобиль ведет себя гораздо мощнее. 95-ый бензин наиболее популярен в Европе, отвечает всем требованиям и, естественно, стандартам качества. В Украине и Российской Федерации используется в основном в авто зарубежного производства.

Таким образом, детонационная стойкость имеет прямое отношение к обоим бензинам, а так как она – одна из важнейших характеристик, это скорее роднит два вида между собой, чем разделяет. Топливо, обладающее таким свойством, содержит много изопарафиновых углеводородов, олефинов, гомологов бензола и низких циклопарафинов.

Чем отличается 95 бензин от 92, кроме вышеуказанных особенностей, трудно сказать. Обязательно следует обращать внимание на рекомендации и советы изготовителя вашего авто, а уже потом на личные предпочтения и мнения окружающих.

Владельцы автомобилей с бензиновыми двигателями часто интересуются, какой бензин лучше, выбирая между марками продаваемого на АЗС топлива. Такая постановка вопроса отнюдь не риторическая, а имеет под собой совершенно практический смысл. Связано это с настройками силового агрегата, устойчивой и предсказуемой работой всех смежных систем, а также с финансовым вопросом: платить больше или не платить? Разберемся в сути вопроса.

Цифры, указанные при маркировке топлива, указывают на вполне конкретные показатели и обозначают октановое число. Чем оно выше, тем топливо может больше сопротивляться самостоятельному воспламенению во время такта сжатия в цилиндрах двигателя. Это помогает уменьшить вероятность возникновения детонаций в работающем моторе. Под детонациями подразумевается ускоренное неконтролируемое сгорание топливной смеси, фактически взрыв.

Выбор бензина

Нужно знать, что октановое число применяется только лишь для бензинов, а для дизельных марок топлива в характеристиках участвует «цетановое число».

Определение цетанового числа существенно отличается от выявления октанового показателя.

Бензин, распространяющийся через розничную сеть, может иметь сейчас максимальный показатель по октановому числу – А 98. Но чтобы узнать, что лучше 92 или 95 заливать в бак конкретного автомобиля, понадобится получить консультацию от производителя.

Автоконцерны могут рекомендовать как конкретный вид топлива, так и диапазон допустимых значений. Узнать этот параметр можно в инструкциях, которые прилагаются к новым авто либо получить информацию на сайте производителя. Часто для оперативного доступа к таким данным на внутренней стороне крышки бензобака указаны точные разрешенные цифры по бензину.

Если необходимо выбрать одну марку, то будет обозначение, например, RON 92, а когда допускается диапазон, то бывает RON +95 или RON 92-95.

Инжекторные двигатели, установленные на авто рассчитаны на конкретную марку топлива. Здесь рекомендации от производителя будут однозначными. Выполняя такое требование, водитель обезопасит мотор, топливную систему, катализатор и продлит его эксплуатационный ресурс всего авто.

Обозначения на крышке бензобака

Модификации и манипуляции с топливом

Для изменения параметров топлива могут применяться присадки. С их помощью возможно увеличивать искусственным путем октановое число. Традиционно в нашей стране присадками именуют все добавки (легальные и не очень), домешиваемые в технические жидкости. Контрафактная продукция (часто бесполезная, а иногда и вредная) дискредитировала этот термин.

Отличие 95 бензина от 92 заключается в том, что марка А92 наиболее «чистый» продукт является заблуждением. Более высокие октановые числа некоторые недобросовестные продавцы зачастую получают за счет химических примесей, октан-корректоров. Доказать обратное можно только при проверке лабораторным путем.

Заполнившие рынок «увеличители октанового числа» не всегда соответствуют заявленным характеристикам.

Хотя судя по заявке должны увеличивать мощность, снижать расход и уменьшать детонационные свойства бензина.

Есть ситуации, когда без присадок авто не сможет ехать. Это бывает при заливке некачественного бензина. Определяется это по снижению мощности и появившимся посторонним звукам с моторного отсека. При этом присадки проверенного производителя могут спасти положение.

Добавление присадок в топливо

Основной враг качественного бензина – содержание серы.

Она способна как кариес медленно разъедать топливную систему. Но на рынке нет присадок, снижающих ее уровень в бензине. Поэтому, заливая «разбодяженную» смесь «псевдо А95», автомобилист рискует больше, чем когда заправляется качественным А92.

Маркетинговый А95

В последнее время легко встретить на АЗС продукт с приставками Премиум или Эко. Они предлагаются по более высокой цене. Обосновывается это наличием веществ, помогающим прочистить топливную систему, а также получить увеличенную мощность порядка 10%. Вряд ли стоит сильно надеяться на последнее.

Существует мнение, что присадки, помогающие очищать инжектор и клапана от нагара, ведут себя слишком агрессивно и приводят к быстрому износу механизмов и узлов.

В реальности процент таких добавок невелик. Поэтому топливо с этими компонентами можно периодически заливать в бак.

Максимальный 98-й

Бензин с таким октановым числом стоит использовать лишь в спортивных двигателях. Он разработан для высокотехнологичных силовых установок, имеющих защитное напыление на поршневой группе.

Для автомобилей, неприспособленных к высокооктановому топливу, могут быть губительные последствия для мотора. При работе с ним часто возникают локальные перегревы, усиливающие деформацию металла. Также активнее прогорает клапана. Неприспособленные свечи воспламеняют смесь раньше времени, поэтому пламя распространяется быстрее, чем обычно.

Основные меры безопасности на АЗС

Заправка на станциях, имеющих логотип популярной торговой марки, не всегда является гарантией получения качественного бензина. Нефтяные компании обычно перепродают франшизу (право использования торговой марки) мелким компаниям. Нередки случаи сдачи в аренду небольших сетей АЗС. А в условиях аренды не всегда прописаны списки обязательных поставщиков.

Визуально отличить арендованные станции от родных, фирменных можно иногда по наличию дополнительных сетей магазинов на территории заправки.

Также в помощь будет виртуальная карта с указанием точек фирменных АЗС. Ее можно найти на сайте нефтяной компании.

Если есть возможность, то надо ограничиться посещением только проверенных станций. Таким образом снизится риск получения некачественного топлива. На неизвестных точках желательно заливать лишь ограниченный минимум.

Какой бензин выбрать

Вывод

Большинство иностранных моторов адаптировано к применению отечественного А92.

Не стоит безосновательно использовать топливо с завышенным октановым числом для избегания повреждения двигателя.

Бензин – сложно вспомнить что-то более привычное для автомобилиста. Ежедневно автомобили сжигают сотни тысяч литров этого топлива, однако мало кто из автовладельцев всерьез задумывался над тем, как его производят, об особенностях состава топлива и других аспектах.

Немного терминологии

  1. Ароматические;
  2. Олефиновые;
  3. Парафиновые и прочие.

Эти углеводороды обладают горючими свойствами. Температура кипения смеси варьируется от 33 до 250 °С, что зависит от применяемых присадок.

Из чего делают бензин

Схема производства бензина

Горючее выпускается на мощностях нефтеперерабатывающих заводов. Сам производственный процесс очень сложен и делится на несколько циклов.

Сначала сырая нефть поступает на предприятие по трубопроводам, закачивается в огромные резервуары, после чего отстаивается. Далее начинается промывка нефти – в нее добавляется вода, а потом пропускается электрический ток. В итоге соли оседают на дно и стенки резервуаров.

Во время последующей атмосферно-вакуумной перегонки происходит подогрев нефти и ее деление на несколько типов. Осуществляются 2 этапа обработки:

  1. Вакуумная;
  2. Термическая.

По завершении процесса первичной переработки начинается каталитический риформинг, во время которого происходит очередное очищение бензина и извлечение фракций 92-го, 95-го и 98-го бензина.


Фото: aif.ru

Это процесс, который еще называют вторичной переработкой, включает 2 основных этапа:

  1. Крекинг – очистка нефти от примесей серы;
  2. Риформинг – наделение субстанции октановым числом.

Видео: Как делают бензин из нефти. Просто о сложном

По окончании данных этапов проходит контроль качества горючего, который занимает несколько часов.

Примечательно, что отечественные заводы (в большинстве) из 1 тонны нефти получают 240 литров бензина. Остальное приходится на газ, мазут и авиационное горючее.

Что такое октановое число

Эта фраза известна очень многим, однако далеко не все знают, что именно означает данный термин и почему он так важен.

Октановое число – это способность топлива (в том числе и бензина) противостоять самопроизвольному возгоранию под давлением. Иначе говоря – его детонационная стойкость.

В процессе работы двигателя поршень сжимает топливно-воздушную смесь (такт сжатия). В этот момент, когда готовая смесь находится под давлением, может произойти ее самопроизвольное воспламенение еще до того, как свеча зажигания дала искру. В народе это явления называется одним словом – . Характерным признаком детонации являются шумы в двигателе – металлический звон.

Следовательно, чем выше октановое число, тем выше способность горючего сопротивляться детонации.

Маркировка бензина

На АЗС можно встретить самые разные наименования, не исключая и наиболее привычные для большинства автомобилистов. Обычно бензин маркируется литерами «А» и «АИ». Их расшифровка:

  1. «А» – это обозначение свидетельствует, что ;
  2. «АИ» – буква «И» означает метод, которым было определено октановое число.

Существует 2 способа определения октанового числа – исследовательский (АИ) и моторный (АМ).

Исследовательский метод – он определяется путем тестирования топлива на одноцилиндровой силовой установке, при условии переменной степени сжатия, частоте вращения коленвала в 600 об/мин, угле опережения зажигания в 13° и температуре воздуха (всасываемого) в 52 °С. Эти условия аналогичны небольшим и средним нагрузкам.

Моторный метод – его определение осуществляется на аналогичной установке, однако прочие условия другие. Температура воздуха (всасываемого) составляет 149 °С, частота вращения коленвала равна 900 об/мин, а угол опережения зажигания переменный. Такой режим аналогичен высоким нагрузкам – езда в гору, работа мотора под нагрузкой и т. д.

Следовательно, число АМ всегда ниже, нежели АИ, а разница в показаниях свидетельствует о чувствительности горючего к работе силового агрегата в разных режимах. Примечательно, что в некоторых государствах на Западе октановое число определяется как среднее между значениями «АМ» и «АИ». В РФ же обозначается только более высокое значение «АИ», что и можно увидеть на всех АЗС.

Марки бензина

Чаще всего на отечественных заправочных станциях встречаются следующие обозначения:

  • Бензин АИ-98. Отличается В отличие от АИ-95, который производится в соответствии с ГОСТом, 98-й выпускается согласно ТУ 38.401-58-122-95, а также ТУ 38.401-58-127-95. В производстве этой марки бензина запрещено применение алкилсвинцовых антидетонаторов. Выпуск данного высокооктанового бензина осуществляется с использованием ряда компонентов – толуола, изопентана, изооктана и алкилбензина.
  • Экстра АИ-95 – бензин повышенного качества, что достигается путем применения присадок антидетонационного типа. Производится из дистиллятного сырья, бензина каталитического крекинга, с добавлением изопарафиновых элементов (ароматических) и газового бензина. В составе нет свинца, что обеспечивает высокое качество бензина.
  • АИ-95 – основное отличие от Экстра АИ-95 в концентрации свинца, которая выше на 30%;
  • АИ-93 – делится на 2 категории: этилированный и неэтилированный. Этилированное топливо выпускается на основе бензина каталитического риформинга (мягкий режим) с добавлением в его состав толуола и алкилбензина, а также бутан-бутиленовой фракции. Неэтилированный выпускается из того же бензина каталитического риформинга (жесткий режим), с добавлением бутан-бутиленовой фракции, алкилбензина и изопентана;
  • АИ-92 – наиболее распространенный на рынке бензин среднего качества, с содержанием присадок антидетонационного типа. Максимальная плотность – 0,77г/смА-923. Может быть как этилированным, так и неэтилированным;
  • АИ-91 – отличается содержанием присадок антидетонационного типа. Это неэтилированный бензин с ненормированной плотностью и определенным процентом свинца в составе;
  • А-80 – состав этого бензина аналогичен таковому у АИ-92. Максимальная плотность – 0,755г/смА-803;
  • А-76 – обычно применяется в сельском хозяйстве. Выпускается этилированный и неэтилированный А-76 с ненормируемой плотностью. В его составе содержатся присадки разных типов (антиокислительные и антидетонационные), прямогонный бензин, а также итоговые , пиролиза и крекинга (термического и каталитического).

Видео: Аи-92 или Аи-95? Разгон до 100км и расход топлива на Mazda Demio (Ford Festiva Mini Wagon)

Какой бензин заливать?

Многие ищут ответ на этот вопрос, чтобы ненароком не навредить двигателю. В данном случае все просто – требования к топливу указаны в инструкции по эксплуатации конкретного автомобиля, а также продублированы на обратной стороне лючка бензобака. Если производитель в качестве рекомендуемого топлива указал АИ-95, то , а заправляться 92-м можно только на свой страх и риск. Однако стоит помнить, что в мануале и на этикетке может быть указано как октановое число, так и марка топлива.

Также в мануале могут быть записаны разные типы бензина. Например:

  1. АИ-92 – допустимый;
  2. АИ-95 – рекомендуемый;
  3. АИ-98 – для улучшения характеристик.

Как видно, заливать в бак необходимо только рекомендуемое производителем авто топливо. Впрочем, использование бензина с более высоким октановым числом никакого вреда двигателю не нанесет. Ведь чем выше октановое число, тем медленнее скорость горения и больше КПД топлива, что благотворно сказывается на отдаче двигателя, экономичности и других моментах. Как правило, прибавка в мощности и экономичности достигает 7%. Кроме того, современные машины комплектуются ЭБУ, которые учитывают качество горючего и его октановое число, корректируя настройки.

Это значит, что в бак современного автомобиля с атмосферным мотором необходимо заливать АИ-95 на качественной АЗС. В крайнем случае, допускается АИ-92. Также можно ориентироваться на степень сжатия – если она ниже 10 ед., можно заливать АИ-92. Если выше – только 95-й.

Что касается турбированных двигателей, то для них рекомендуемое топливо – АИ-98 или Экстра АИ-95, но не АИ-92.

Можно ли смешивать бензин?

Этим вопросом задаются многие. В целом от смешивания горючего с разным октановым числом ничего катастрофического не произойдет, но только если смешивать рекомендуемый бензин с более высоким (по октановом числу). К примеру, рекомендуемый для машины 92-й смешать с 95-м. Однако понижать не нужно. Также стоит помнить, что плотность у бензина с разным октановым числом различается, так что его смешивания может вообще не произойти – горючее с более высоким октановым числом просто окажется вверху бака, а с низким внизу.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook