Законное наказание за нарушение правил обгона. Безопасный обгон Пдд обгон на трассе

Безопасность движения на дороге сегодня определяется множеством факторов. Нужно учитывать правила дорожного движения, опасность и потенциальный исход каждой обстановки, внимательно изучать все ситуации. Нарушение правил обгона - одна из распространенных причин аварии или другого неприятного происшествия на дороге. Зачастую смерть на дороге происходит при столкновении «лоб в лоб», которое возможно только при выезде одного из автомобилей за пределы своей полосы движения. Сегодня большинство трасс устраивают с четырьмя и более полосами с разделителями между разными направлениями потоков. Здесь невозможно нарушить правила обгона, безопасность движения значительно повышается. На таких дорогах статистика фиксируют намного ниже процент смертности при намного меньшем количестве ДТП.

Это помогает продемонстрировать важность соблюдения правил опережения попутного автомобиля. Выполнять обгон разрешено только на дороге с двумя разнонаправленными полосами движения. Также не должно быть никаких запрещающих знаков или специальной дорожной разметки, которая не позволяет пересечение. Обгонять позволяется только с левой стороны. Обгон справа - грубое нарушение правил дорожного движения, которое будет наказано штрафов. Правда, это еще и один из спорных моментов, под который можно даже объезд другого автомобиля по свободной полосе посчитать обгоном справа. Впрочем, правила всегда позволяли толковать их так, как вам удобно. Давайте разберемся с возможными нарушениями, последствиями и штрафами в 2016 году.

Пересечение одинарной или двойной сплошной линии разметки

Это самое распространенное нарушение, которое в России сегодня карается достаточно сурово. Нужно понимать, что пересечение сплошной линии разметки - это выезд на полосу встречного движения при запрещающих знаках. Это нарушение стало самой серьезной причиной современных аварий и смертей на дорогах, поэтому закон относиться к такому проявлению невнимательность или безразличия на дороге сурово. Но есть некоторые тонкости:

  • пересечение сплошной разметки и выезд на полосу встречного движения при отсутствии необходимости считается нарушением правил ПДД и потянет до 5000 рублей штрафа;
  • при отягощающих условиях, таких как наезд на пешехода или ДТП с участием других транспортных средств, водителя могут лишить прав на срок до 6 месяцев;
  • в законе указано, что вы вправе пересекать сплошную, если таким образом вы спасали свою жизнь или жизнь других людей, но это обязательно нужно указать в протоколе;
  • можно развернуться через сплошную и пересечь ее, если после аварии необходимо срочно доставить пострадавшего в медпункт, дожидаться скорой помощи нет времени;
  • обгонять даже очень медленно движущийся транспорт при двойной сплошной линии разметки нельзя, одинарную линию также пересекать в данном случае не следует.

Чтобы доказать свою невиновность при обгоне трактора, к примеру, вам придется найти очень хорошего юриста. В ином случае действия сочтут неправомочными и выпишут очень внушительный штраф. Единственное спасение для российского водителя - очень плохое качество разметки на дороге. Ни один суд не сможет выписать вам штраф или лишение, если разметка существует только на документах. Но для этого при фиксации нарушение следует сделать фотографии с полным пониманием ситуации.

Запрет обгона автомобилей с зажженными маячками поворота

Еще одно правило обгона, о котором многие забывают, связано с нормальной оценкой дорожной ситуации. В первую очередь, это запрет на обгон автомобилей, движущихся впереди, которые включили левый указатель поворота для совершения обгона или поворота. В таком случае совершение обгона и ДТП при этом поведет наложение штрафа в размере 5000 рублей. Также нельзя совершать обгон в следующей ситуации:

  • автомобиль, движущийся сзади, уже включил указатель левого поворота и может выйти на обгон, следует дождаться завершения маневра транспортного средства;
  • по встречной полосе движется транспорт - водитель должен убедиться в безопасности выезда на полосу встречного движения, когда это позволено правилами;
  • отсутствует достаточное место для маневра, мешает плохая видимость дороги или созданы другие препятствия, которые могут не дать завершить маневр;
  • водитель сомневается в полной безопасности завершения обгона - при любом сомнении лучше потерять несколько минут и дождаться ровной видимой прямой, чем рисковать;
  • в вечернее время суток лучше брать достаточно большое упреждение для того, чтобы избежать неприятных ситуаций и проблем после совершения обгона.

В любом случае, если вы столкнетесь с другим автомобилем в то время, как сами будете на встречной полосе, вы будете признаны виновным в совершении ДТП. Есть множество ограничений, которые редко учитываются водителем на трассе. К примеру, знак «обгон запрещен» не обладает достаточным уважением среди российских автомобилистов. Именно на участках с таким знаком случается больше всего страшных аварий «лоб в лоб» с летальным исходом большинства участников. При любом подобном нарушении вас ждет штраф до 5000 рублей.

Другие возможные случаи нарушения правил обгона

Кроме разметки и знака «Обгон запрещен» существует несколько ситуаций, которые описаны в законе. На случай, если на дороге стерта разметка, вы должны понимать, что обгонять в описанных ниже ситуациях нельзя. За все нарушения предусмотрен неизменный штраф в размере 5000 рублей или лишение прав до 6 месяцев при особо сложных обстоятельствах фиксации нарушения. Чтобы не попасть в неприятную ситуацию, запомните следующие дополнения к основным требованиям по правилам обгона:

  • нельзя обгонять автомобили на перекрестках, если вы видите, что не успеете завершить маневр до перекрестка, следует отменить его и выбрать более удобное место для этого;
  • несмотря на разметку, запрещено обгонять и даже опережать автомобили на пешеходных переходах, это может привести к травме или гибели пешехода на переходе;
  • за 100 метров до железнодорожного переезда и непосредственно на нем также нельзя обгонять другие автомобили, это станет причиной уже известного вам нарушения;
  • также нельзя совершать обгон на опасных поворотах, отмеченных знаками, даже если разметка, нанесенная на дорожное полотно, позволяет обгонять автомобили;
  • следует забыть об обгонах транспорта на путепроводах, мостах и эстакадах, а также других искусственных сооружениях, которые используются для транспорта.

Нарушение правил обгона на пешеходном переходе может стоить вам свободы, а не только прав и денег на штраф. Часто человека после такого нарушения и летального исхода отправляют в тюрьму на достаточно длительный срок. Так что не стоит думать, что вас обязательно пронесет. Лучше придерживаться правил дорожного движения, чтобы не получить неприятности. Соблюдение предписаний гарантирует отсутствие штрафов и проблем, а также сохраняет жизни людей.

Как можно оспорить штраф за неправильный обгон?

Сегодня автомобильные юристы могут оспорить любое решение и постановление ГИБДД и даже суда первой инстанции. Особенно актуальна такая помощью будет для людей, которые попали в неприятную ситуацию и получили тюремный срок из-за нарушения правил. Дело в том, что российские дорогие очень сложно принять за идеал для отчета нарушения, поэтому можно найти несколько серьезных причин для отмены или значительного смягчения всех вынесенных вердиктов суда:

  • дорожная разметка была стерта или не видна, не соответствовала установленным нормам ГОСТ и другим важным правилам, что исключает возможность нарушения правил;
  • дорожный знак был размещен в неположенном месте, не был очищен от веток деревьев, его невозможно было разобрать и последовать указанным правилам движения;
  • попутный транспорт стоял или двигался с очень малой скоростью, пересечение сплошной разметки было произведено по принуждению и после убеждения в безопасности;
  • нарушение было допущено в том случае, когда нужно было оказать неотложную помощь пострадавшим в ДТП и доставить их в ближайшее отделение медицинского учреждения;
  • пересечение сплошной линии разметки произошло не по вине водителя, а для того, чтобы избежать столкновения, это один из самых распространенных пунктов защиты.

В качестве доказательства могут служить фотографии с места фиксации нарушения с различимым качеством разметки. Также можно предоставить видео с регистратора, чтобы доказать свою невиновность. В суде действуют достаточно сложно и по закостенелым правилам. И для проведения всех доказательств невиновности вам обязательно потребуется адвокат. С помощью специалиста можно легко доказать свою невиновность и значительно сократить размеры наказаний. Вот такой случай также тянет на лишение прав или очень значительный штраф:

Подводим итоги

Если вы нарушили правила дорожного движения, а сотрудники ГИБДД выписали вам протокол, стоит обращаться в суд для снятия наказания. Но если вина ваша была на 100 процентов, суд не поможет. Сотрудникам полиции на месте происшествия ничего объяснять не стоит, но и соглашаться с составленным протоколом не нужно. Первым делом прочтите правила обгона, которые немного изменились в прошлом году. Теперь обгоном считается опережение не только движущихся, но и стоячих транспортных средств. Поэтому будьте внимательны при чтении новых правил.

Если вы осознанно идете на нарушение, стоит осознавать риски. ДТП в лоб с другим автомобилем на трассе - это неминуемая смерть, на каком бы авто вы ни ехали. Следует принять ответственность за свою жизнь и за жизнь людей, которые находятся в вашем автомобиле и во встречном транспорте. Поэтому соблюдайте правила обгона и избегайте проблем с законом в этой сфере. Это далеко не те правила, которые можно нарушать без особых последствий для себя. А вы когда-нибудь нарушали грубо действующие правила обгона в России?

Раздел 11 ПДД регламентирует осуществление сразу трех маневров – обгона, опережения и встречного разъезда. Прежде чем детально рассмотреть каждый из них, необходимо четко их разграничить и понимать их отличие.

Особенно это касается «обгона» и «опережения» и следует точно знать в чем разница между этими понятиями.

Опережение – это такое движение ТС, когда его скорость больше скорости попутно движущегося ТС. В результате таких действий одно ТС и опережает другое, то есть оказывается впереди.

Обгон – это один из видов опережения, обязательно связанный с выездом на полосу встречного движения (или же сторону дорогу, которая предназначена для такого движения).

Обгон – это очень сложный и опасный маневр. Последствия неправильно выполненного обгона могут сказаться на водителе двояко: с одной стороны, в виде значительного административного взыскания; с другой, — в форме ДТП, связанного, как правило, с жестким лобовым столкновением.

Наверное, поэтому в реальной практике движения в России и укоренилось следующее отличие понятий «обгон» и «опережение»: обгон связан с выездом на «встречку», а опережение – с движением в пределах своего направления без выезда на «встречку» .

Понятие «встречный разъезд» специально не рассматривается в ПДД и не регламентируется. Но понять его несложно: встречный разъезд — это движение встречных ТС в одном сечении дороги (или на его ограниченном участке).

Проблема встречного разъезда является актуальной только в случае возникновения препятствий для прямолинейного движения транспортных средств.

Общие принципы совершения обгона

Сразу же оговоримся: 11 раздел ПДД в своей львиной доле посвящен именно обгону и требованиям, предъявляемым к нему. Это и неудивительно, потому что нарушение правил обгона может привести к ДТП с лобовым столкновением и весьма плачевными последствиями.

Обгон – это очень опасно!

Второе обстоятельство, определяющее особое внимание к принципам обгона, заключается в строгости административного наказания за нарушение правил выполнения указанного маневра. Штраф за обгон с нарушением в 5000 рублей или лишение права управления транспортным средством на срок от 4 до 6 месяцев (а при повторном совершении правонарушения – до года) — весьма весомый аргумент в пользу отказа от игнорирования правил обгона.

И, наконец, третья причина столь пристального внимания российских ПДД к правилам совершения обгона – это сложность самого маневра. Водитель должен при совершении такого маневра учитывать самые различные факторы (скорость своего, обгоняемого и встречного автомобилей, интенсивность движения и пр.).

Именно поэтому к осуществлению обгона в нашей стране предъявляются повышенные требования безопасности. Разберем их подробнее.

Итак, перед началом выполнения обгона водитель обязан убедиться, что:

1) полоса, предназначенная для встречного движения, которую он планирует использовать для совершения маневра, свободна на достаточном для выполнения обгона расстоянии, и своими действиями он не создаст никакой опасности или каких-то помех для других участников движении;

2) транспортное средство, двигающееся впереди, не приступило к выполнению какого-то препятствующего обгону маневра (обгона, объезда, поворота налево, разворота и пр.);

3) транспортное средство, двигающееся сзади, само не приступило к выполнению маневра обгона;

4) однако самым проблематичным требованием ПДД для водителя, планирующего обгон, является следующее – последнее – положение: прежде чем приступить к выполнению этого сложного маневра, водитель должен удостовериться, что при завершении обгона он сможет благополучно вернуться на занимаемую ранее полосу, не создавая помех движению других транспортных средств и не формируя своими действиями какой-то опасности для движения .

Вот она вся, казалось бы, парадоксальность ситуации: еще до начала выполнения обгона водитель обязан убедиться в безопасности его завершения. В этом как раз заключаются и сложность маневра, и строгость требований к его осуществлению, и тяжесть санкций за нарушение правил.

Таким образом, перед началом обгона водитель обязан убедиться в 4-х составляющих безопасности предполагаемого маневра (подведем итог!):

  • полоса, на которую он выезжает для обгона, должна быть свободной на достаточном (безопасном) расстоянии;
  • водитель обгоняемого транспортного средства не предпринимает никаких действий, связанных с планируемым выездом из занимаемой полосы;
  • водитель транспортного средства, двигающегося сзади, сам не приступил к выполнению маневра, связанного с обгоном;
  • есть твердая убежденность в благополучном возвращении на занимаемую полосу после завершения обгона.

Необходимость постоянного контроля за ситуацией и чередование этих четырех факторов безопасности – вот главная причина сложности обгона. Пока водитель обеспечивает безопасность по одному параметру, остальные три претерпевают изменение. И так – постоянно! Добиться 100-процентной уверенности в безопасности обгона невероятно сложно. Не зря существует поговорка: «Не уверен – не обгоняй!».

Однако ПДД предусматривают не только требования, предъявляемые к водителю, который планирует совершить обгон. Существуют и запреты, касающиеся действий водителя обгоняемого транспортного средства. Ему запрещается любыми способами препятствовать обгону.

Например, повышением скорости. И это обстоятельство в практике реального дорожного движения встречается чаще всего. Самое обидное, что водитель обгоняемого транспортного средства, повышая скорость, сам не понимает опасности ситуации. Ведь в случае грядущего лобового столкновения (из-за затянувшегося обгона) разбитые автомобили может выбросить на него самого. И он сам будет участником ДТП.

Поэтому благородный принцип водительского братства являет собой «золотое правило»: если тебя обгоняют, убери ногу с педали газа и дай возможность обогнать себя. Если, конечно, это не гонки «Формулы-1»!

Еще один распространенный способ препятствования обгону – это изменение направления движения в виде «качка» в левую сторону.

Кстати, препятствование обгону любым способом сегодня считается одним из элементов опасного вождения.

Общие правила запрещения обгона

Особое значение в обеспечении безопасности дорожного движения имеют не только и не столько принципы правильного обгона, сколько условия, при которых этот маневр категорически запрещен. Данные условия можно разделить на две группы:

2) специальные.

Рассмотрим первоначально первый вариант.

К общим правилам, запрещающим обгон, следует отнести требования знаков, разметки и принципов расположения транспортных средств на проезжей части.

1. Знак «Обгон запрещен» (3.20)

Очень наглядный и информативный способ запрещения обгона.

Важно помнить ряд обстоятельств, связанных с .

— Знак «Обгон запрещен» действует с места своей установки до ближайшего перекрестка, конца населенного пункта (места установки знаков 5.24.1, 5.24.2), а также до знака «Конец зоны всех ограничений» (3.31). Наиболее предпочтительный способ прекращения действия знака – установка специального «отбойного» знака «Конец зоны запрещения обгона» (3.21).

— Знак «Обгон запрещен» имеет три исключения: в зоне его действия разрешается обгон тихоходных ТС, гужевых повозок, мотоциклов без бокового прицепа.

— Знак «Обгон запрещен» не запрещает опережения.

2. Сплошные линии горизонтальной дорожной разметки

Еще один наглядный способ запрещения обгона.

Сплошная линия разметки (например, 1.1 или 1.11) запрещает себя пересекать; следовательно, обгон в таких условиях тоже запрещен.

3. Требования раздела 9 ПДД «Расположение ТС на проезжей части»

На дорогах с двухсторонним движением, имеющих четыре и более полосы для движения, выезд на полосы встречного движения запрещен. Следовательно, запрещен и обгон.

А на дорогах с двухсторонним движением, имеющих три полосы для движения (когда принадлежность средней полосы не определена), использовать для обгона можно только среднюю полосу.

Выезжать на крайнюю левую полосу категорически запрещается.

Указанные выше случаи запрещения обгона – достаточно наглядны: ограничение на совершение данного маневра здесь подтверждено реальными объектами (знаками или разметкой), а также здравым смыслом и логикой безопасности. Поэтому и запомнить эти случаи совсем не трудно.

Специальные правила запрещения обгона: пункт 11.4 ПДД

Создатели ПДД РФ, заботясь о безопасности участников дорожного движения, не особо полагаются на сознательность российских водителей, которые смогут трезво оценить опасность предполагаемого обгона. И поэтому специальный пункт раздела 11 Правил посвящен перечислению участков дорог, на которых категорически запрещено совершать этот маневр. Рассмотрим каждый из этих принципов.

1. Обгон запрещен на регулируемых перекрестках

Зададимся вопросом: А почему на регулируемом перекрестке обгон не допускается?

Ответ элементарен и прост. Сам факт наличия регулируемого перекрестка означает, что на данном пересечении проезжих частей достаточно велика интенсивность движения транспортных средств во всех направлениях. И регулирующий механизм (в виде светофора или регулировщика) здесь организован для создания нормальной, эффективной очередности проезда со всех направлений. Такая очередность позволит исключить длительное простаивание транспортных средств на каких-то направлениях (как это вполне возможно при организации движения с помощью знаков приоритета или вообще без таковых).

Следовательно, при включении (подаче) разрешающего движение сигнала светофора (или ) вероятность движения транспортных средств по встречной полосе весьма велика. В этом и суть регулируемых перекрестков. Поэтому обгон на таких перекрестках будет сопряжен с реальной возможностью создания помех тем транспортным средствам, которые двигаются по встречной полосе.

2. Обгон запрещен на нерегулируемых перекрестках при движении не по главной дороге

Попробуем понять это требование «с изнанки». То есть обгон разрешается на нерегулируемом перекрестке, когда водитель въезжает на него по главной дороге.

Это разрешение вполне обосновано. Ведь водитель, двигающийся по перекрестку по главной дороге, пользуется преимуществом перед теми автолюбителями, которые выезжают на него по второстепенным направлениям и должны уступать дорогу. Поэтому обгон на таком перекрестке (при движении по главной дороге) относительно безопасен.

А вот если водитель въезжает на перекресток по второстепенной дороге, то он, помимо соблюдения правил безопасного обгона, обязан позаботиться еще и о том, чтобы уступить дорогу транспортным средствам, пользующимся приоритетом на перекрестке.

Такое положение способствует рассредоточению внимания водителя и может или аварийной ситуации на перекрестке. Поэтому водитель, находящийся на второстепенном въезде на перекресток, обязан воздержаться от планов совершения обгона на территории перекрестка.

Правда, если он хочет совершить обгон до перекрестка, то это не запрещается (если не нарушены иные требования ПДД, и если обгон будет закончен еще до перекрестка).

Запрет на обгон действует именно на самом таком перекрестке, но не распространяется на участок дороги, следующий непосредственно за пересечением проезжих частей.

3. Обгон запрещен на пешеходных переходах

Запрет обгона на пешеходных переходах (как регулируемых, так и не регулируемых) не должен вызывать критики. Все это делается для обеспечения безопасности пешеходов.

Мотивация создателей ПДД, запрещающих обгон на любом пешеходном переходе, понятна и очевидна. Водитель, намеревающийся совершить такой опасный маневр, должен владеть ситуацией на пешеходном переходе. Однако, совершая здесь обгон транспортного средства, он неминуемо сталкивается с «мертвой зоной» на переходе. Его видимость основательно ограничена обгоняемым транспортным средством.

И пешеход, который в такой момент вознамерится пересечь проезжую часть, будет практически обречен. Как это и не печально…

4. Обгон запрещен на железнодорожных переездах и за 100 метров до них

Запрет обгона здесь обусловлен потенциальной опасностью самого железнодорожного переезда. Это очень неудобный участок дороги даже для обычного движения: водителям приходится по-черепашьи двигаться через рельсы, дабы не повредить подвеску, колеса и даже силовой агрегат своего автомобиля.

Особенность пересечения железнодорожных переездов обусловлена и целым рядом запретов, вводимых Правилами при осуществлении здесь разворота, движения задним ходом, остановки и стоянки. И — естественно – обгона.

А вот почему нельзя обгонять за 100 метров до ж/д переезда?

Все просто. Совершая обгон на таком участке дороги, велика вероятность того, что водитель создаст помехи встречно двигающимся транспортным средствам, которые как раз и выезжают с переезда. А это – прямая дорога к возникновению затора на железнодорожном переезде, создающем чудовищную опасность для движения. А вдруг поезд?

А вот после проезда железнодорожных путей ограничение на обгон снимается (если, конечно, не начинают действовать какие-то другие запреты обгона). Например, сплошная линия разметки.

Как показывает многочисленная практика, при организации дорожного движения до и после железнодорожного переезда на проезжей части чаще всего можно наблюдать «одинарную сплошную» линию горизонтальной дорожной разметки. Поэтому даже после проезда железнодорожного переезда водитель должен проявить максимум внимания, чтобы не нарушить правила обгона.

5. Обгон запрещен на мостах, на путепроводах, на эстакадах и под ними

Искусственные сооружения – это изначально опасные участки дороги, на которых ограничивается выполнение целого ряда маневров (разворота, движения задним ходом, частично остановки и стоянки). Поэтому неудивительно, что на них запрещается и обгон.

Запрет на обгон на мостах, эстакадах, путепроводах и под ними обусловлен ограниченностью пространства. И в случае возникновения аварийной ситуации и необходимости внезапного встречного разъезда водителям будет просто невозможно сманеврировать.

6. Обгон запрещен в тоннелях

Запрет на обгон в тоннелях обусловлен такой же ограниченностью пространства, как и в предшествующем случае.

При возникновении необходимости уйти от столкновения у водителей просто не остается шансов в условиях тоннеля.

7. Обгон запрещен на участках с ограниченной видимостью

Обгон на опасных поворотах, в самом конце подъема и на других участках, на которых существует ограниченная видимость, крайне опасен.

В подобных условиях водитель, вознамерившийся совершить обгон, не обладает всей полнотой информации о безопасности маневра; именно поэтому Правилами категорически запрещается его выполнение.

Опережение транспортных средств

11 раздел ПДД очень скупо отзывается об опережении и практически не предъявляет требований к его осуществлению. Из этого мы можем делать вывод о том, что опережение транспортных средств разрешено везде и всегда.

Отчасти это и справедливо, так как особой опасности маневр опережения, в принципе, не несет: водитель, совершающий его, не выезжает на полосу встречного движения.

Однако при опережении, совершаемом на пешеходном переходе, водитель все же обязан убедиться в безопасности своего маневра.

Так, опережая транспортное средство, закрывшее видимость нерегулируемого пешеходного перехода, водитель должен убедиться в том, что перед данным ТС нет пешеходов. При их наличии – уступить им дорогу.

В прочих же случаях опережение любых транспортных средств Правилами не регламентируется, и, следовательно, водитель волен самостоятельно планировать свои действия, сообразуя их с принципами безопасности движения.

Встречный разъезд

Бывает в жизни водителя и еще один случай – затрудненный встречный разъезд. Наличия препятствия на проезжей части вынуждает объезжать его по «встречке». И здесь действует «правило здравого смысла»: водитель, на полосе которого находится препятствие, обязан уступить дорогу встречному автомобилю.

Согласитесь, вполне разумное требование.

Однако не все так просто. Согласно ПДД, на участках дорог с крутыми спусками подъемами, обязательно обозначенными соответствующими предупреждающими знаками (1.13 «Крутой спуск» и 1.14 «Крутой подъем»), действуют иные правила. Они могут показаться парадоксальными, но это обманчивое впечатление.

Независимо от расположения препятствия на проезжей части водитель, двигающийся на подъем, пользуется преимуществом; водитель, двигающийся на спуск, обязан уступить дорогу.

Конечно, это очень «опасное» правило. Водитель, двигающийся на спуск, может просто-напросто забыть про свою обязанность в данных условиях уступить дорогу встречному автомобилю, который в этот момент пользуется преимуществом.

Чем же руководствовались создатели ПДД, регламентирую именно таким образом действия водителей? А вот чем!

  1. Остановка на подъеме означает то, что трогаться в горку будет очень сложно.
  2. А вдруг у двигающегося в гору не работает «ручник» (стояночная тормозная система).
  3. Автомобиль, поднимающийся в гору, перегружен. У водителя будет дополнительные сложности с троганием на подъеме.
  4. На дороге гололед. Или влажное дорожное покрытие. В таких условиях можно начать буксовать.

И во всех описанных ситуациях возможно возникновения затора.

Да и чисто по-человечески: в любом случае водитель, двигающийся на спуск, находится в более комфортных условиях, чем его коллега, поднимающихся в горку.

Таким образом, «плюсы» этого правила налицо. Но есть здесь один «минус» — водительская память. Поэтому «золотым правилом» для каждого водителя в описываемых условиях будет следующий «обоюдоострый» принцип:

  1. Едешь вниз – уступи дорогу встречному (вдруг встречный водитель помнит о своем преимущественном праве на проезд).
  2. Едешь вверх – не торопись пользоваться преимуществом (вдруг встречный водитель позабыл о том, что надо уступать дорогу).

Подводя итог рассмотрению этой обширной темы, можно сделать один общий вывод: если водитель заботится о собственной безопасности, то при выполнении маневров обгона и опережения, а также затрудненного встречного разъезда, он будет проявлять максимум внимательности, предупредительности и осторожности. Естественно, присовокупив к этим позитивным качествам и четкое знание требований раздела 11 Правил дорожного движения.

Видео урок поможет закрепить знания по теме обгон, опережение, встречный разъезд:


Товары для авто сравнить по цене и качеству >>>

В большинстве случаев ПДД запрещают обгон на наиболее опасных (аварийных) участках пути, где ускорение одного автомобиля может привести к появлению нежелательных последствий. В то же время, на незагруженных загородных дорогах значительные неудобства доставляют медленные транспортные средства, двигаясь за которыми, можно потерять в дороге достаточно много времени. В такой ситуации появляется вполне обоснованный вопрос: можно ли обогнать, к примеру, трактор, и не последует ли за этим наказание в виде штрафа? Получить на него ответ вам помогут действующие Правила дорожного движения, или же данная статья.

Понятие тихоходного транспортного средства

Пункт 1.2 ПДД РФ дает определение практически всем используемым терминам и понятиям, но вот что такое «тихоходное транспортное средство», там не указывается. Правда, в пункте 8 главы 26 тех же правил, где приведены основные положения по допуску транспорта к эксплуатации, упоминается знак с аналогичным названием, который представлен в виде треугольника, имеющего флюоресцирующие красное покрытие и светоотражающий обод желтого или красного цвета. Одна сторона треугольника равна примерно 350-365 мм, а ширина его каймы составляет от 45 до 48 мм.

Знак размещается на задней части кузова машин, конструкция или требования безопасности которых рассчитаны на скорость не больше 30 км/ч. То есть, если автомобиль способен ехать быстрее этого значения, но водитель просто не считает нужным увеличивать скорость, такая машина не будет считаться тихоходным транспортным средством, и за ее обгон у вас могут забрать водительское удостоверение.

Так, например, если перед вами движется трактор с прицепом (без опознавательного знака), его скорость составляет 25 км/ч, а вы передвигаетесь в зоне действия знака «Обгон запрещен», то, решив выполнить запрещенный маневр, вы наверняка получите штраф (конечно, только в том случае, если будет доказано, что этот самый трактор может ехать со скоростью 40 км/ч).

Разумеется, в такой ситуации возникает вполне понятный вопрос: как точно узнать максимально возможную скорость движущегося впереди транспорта, и можно ли применить к нему правила обгона тихоходных транспортных средств? Ответ очевиден – никак! Поэтому, попав в такую ситуацию, лучше избегать выезда на «встречку» и не пытаться обойти медленно идущий автомобиль, на котором отсутствует вышеупомянутый знак. Лучше не рисковать, это убережет вас от штрафа, или чего хуже – лишения прав.

Интересный факт! В Японии водителей наказывают за то, что они неаккуратно преодолевают лужи. Так, обрызгав пешехода водой или грязью, автомобилисту придется заплатить 40 евро.

Правила обгона тихоходного транспортного средства

Согласно ПДД, обгон тихоходной машины может выполняться в разных условиях, в каждом из которых действуют свои требования. Рассмотрим их на примере обычных двухполосных дорог, без дополнительных обстоятельств, запрещающих выполнение маневра (пешеходных переходов, железнодорожных переездов и т.д.).

Знак "Обгон запрещен"

Установленный знак 3.20 информирует водителей о том, что на данном участке пути запрещается обгонять все транспортные средства, кроме тихоходных машин, велосипедов, гужевых повозок, мопедов и двухколесных мотоциклов без коляски. Действие знака начинается от места его монтажа и заканчивается ближайшим перекрестком за ним. В том случае, когда в населенном пункте отсутствует обозначенное пересечение дорог, тогда выполнять требования указателя придется до конца этого поселка.


Обратите внимание! Указанный знак не перестает действовать возле выездов из прилегающих к дороге территорий, а также в местах пересечения главных и второстепенных дорог, перед которыми нет соответствующих знаков.

Территория действия знака нередко ограничивается установкой другого знака – 3.21 или таблички 8.2.1, которые размещаются в конце зоны действия данного обозначения. Если вы заметили на дороге знак 3.20, а на проезжей части нет разметки, либо нанесена прерывистая линия, можете выполнить обгон тихоходного транспорта.

Обгон через сплошную

Обгон тихохода через сплошную линию дорожной разметки 1.1 или 1.11 запрещается даже при отсутствии знака 3.20, так как в данном случае не действуют никакие ограничения и запрещен любой вид обгона (если присутствуют противоречия в требованиях дорожной разметки и дорожных знаков, нужно руководствоваться предписаниями последних).


Знак и линия разметки

Наиболее интересным вариантом является одновременное присутствие на конкретном участке пути знака 3.20 «Обгон запрещен» и сплошной линии разметки, которая в ПДД обозначается как 1.1 и 1.11. В этом случае присутствует противоречие, так как требования разметки и знака различаются. Согласно новому постановлению Верховного Суда, в таких ситуациях разрешается обгонять тихоходные транспортные средства.

Принимая во внимание изменения ПДД, которые вступили в силу в июне 2016 года, обгон тихоходного транспортного средства через сплошную разрешается, даже если на нем нет соответствующего обозначения. Однако перед выполнением маневра водитель должен быть уверен в том, что это действительно тихоходное транспортное средство, в противном случае выезд на «встречку» неминуемо приведет к штрафным санкциям. То есть обгон через сплошную по новым правилам, скорее всего, будет наказан, так как вы не можете быть уверены, является ли движущееся впереди транспортное средство тихоходным или нет.

Важно! Если на определенном участке пути отсутствует запрещающий знак 3.20, но подобное действие запрещено другими пунктами ПДД (например, впереди имеется опасный поворот, пешеходный переход или ж/д переезд), то и обгон медленно движущегося транспорта через сплошную линию также будет запрещен (как и других видов транспорта).

Кроме того, если за тихоходным транспортным средством едет еще один автомобиль, и не решается его обогнать, то и вам этого делать не стоит, поскольку получится, что вы обгоняете не только тихоход, а это уже нарушение правил.

Какой штраф за обгон с пересечением сплошной

В тех случаях, когда разрешен обгон через сплошную линию, водителю бояться нечего, но если он нарушил правила и попал на встречную полосу, что запрещено согласно части 4, статьи 12.15 КоАП РФ, должно последовать наказание в виде штрафа (5000 рублей) или лишения прав на управление автомобилем сроком 4-6 месяцев. Более того, водитель, попавшийся на повторном нарушении закона, должен попрощаться с правами уже на год, а в случае фиксации правонарушения камерами фото- и видео- наблюдения уплатить штраф в размере 5000 рублей (часть 5, статья 12.15 КоАП РФ). О подобном наказании говориться и в статье 12.16, пункт 3.

Также необходимо принимать во внимание и тот факт, что обгон тихоходов не может подпадать под определения части 4 статьи 12.15 КоАП РФ в следующих ситуациях:

Если на территории действия запрещающего знака 3.20 на дорожное покрытие нанесена разметка 1.1 и 1.11, так как, в соответствии с первым пунктом второго приложения к ПДД, в ситуации несоответствия значения дорожных знаков и горизонтальной разметки, последнее «слово» за дорожным знаком, которым и должны руководствоваться водители.

Если водитель, перемещаясь в зоне действия запрещающего знака 3.20, обогнал тихоходное транспортное средство, которое признано таковым заводом-изготовителем (пусть на нем и отсутствует данный опознавательный знак). В этом случае водитель выполнил маневр с учетом всех требований знака, а значит, не должен привлекаться к административной ответственности за то, что водитель тихоходной машины проигнорировал требования пункта 8 «Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения» и не установил на свой транспорт необходимый отличительный знак.

В том случае, когда вы обогнали тихоходное транспортное средство в зоне действия знака «Обгон запрещен», но на самом деле конструкция указанного вида транспорта не позволяет определить его в эту категорию, такие действия подпадают под определение части 4 статьи 12.15 КоАП РФ, что предусматривает соответствующее наказание.

Знаете ли вы? Священное животное Индии – корова обладает преимуществом движения перед любым транспортным средством, что зафиксировано в ПДД страны. Пользуясь такими привилегиями, они создают серьезные помехи не только на автомобильных дорогах, но и на взлетных полосах для самолетов, из-за чего водителям приходится использовать запись рычания тигра для их разгона.

В некоторых случаях опытные водители не в состоянии четко понять, обгон и опережение в чем разница, что значат данные понятия .

С подобными сложностями часто сталкиваются опытные водители и тем более начинающие. Нередко отсутствие подобных знаний ведет к неожиданной встрече с инспекторами и к аварийным столкновениям.

Транспортное средство, как показывает практика, является источником повышенной опасности, потому водитель в процессе осуществления им соответствующего маневра должен четко понимать, что он делает – обгон или опережение.

Понятия обгона и опережения

Перед тем как изучить особенности и отличия обгона и опережения, необходимо выяснить, что обозначают данные понятия, то есть, что такое обгон и что такое опережение.

Опережение – это движение по трассе транспортного средства со скоростью, превышающей рядом едущие автомобили . Подобный маневр производится строго в границах своего положенного движения.

Обгон – определенная форма опережения одного, двух и более автомобилей с одновременным выездом на противоположную полосу и с обязательным возвращением на свою исходную полосу или часть проезжей части.

Обгон далеко не всегда является нарушением ПДД. Если дорожная разметка позволяет осуществлять данный процесс, если нет запрещающих обгон знаков, если обгон проводится по всем правилам, он не будет нарушением закона.

Разница между обгоном и опережением

Отвечая на популярный вопрос, в чем заключается разница и отличие между опережением и обгоном, можно отметить, что с точки зрения стандартного ПДД, это принципиально разные термины и действия. Вот чем отличается обгон от опережения по правилам ПДД.

Сразу стоит отметить, что обгон является более опасным маневром.

В этих случаях он напрямую связан не только с обычным опережением рядом перемещающихся автомобилей, но с такими сопутствующими процессами, как:

  • маневрирование влево;
  • выезд на стандартную встречку или на рядом идущую полосу;
  • последующее возвращение на исходную трассу.

К осуществлению стандартного обгона требуется относиться с особой внимательностью, так как в ПДД существует достаточно большое количество ограничений и запретов на совершение данного процесса.

Опережение – это движение, которое выполняется в границах принадлежащей водителю по правилам проезжей части.

При этом скорость движения превышает скоростные показатели рядом едущих транспортных средств.

В данном случае не предусмотрен выезд на рядом идущую встречную полосу, соответственно нет возвращения автомобиля на ранее занимаемую им дорожную полосу и сторону.

Порядок действий при совершении обгона или опережения – это не единственное отличие данных операций. Одним из основных отличий обгона от опережения является то, что второе можно осуществлять, как с левой стороны, так и справа.

Кроме того, обгон, как маневр, самым строгим образом ограничен ПДД, более того, запрещен в большинстве ситуаций. Для опережения подобных ограничений не существует. Водители имеют право совершать его в какой угодно ситуации.

Исключением может являться только очень плотное движение, когда все полосы на трассе заняты средствами передвижения.

Видео: ПДД 2019. Тема: Обгон, опережение, встречный разъезд простыми словами

В качестве заключения можно отметить, какие существуют наказания за не неправильный обгон.

Точно прописанных санкций за неправильно осуществленный обгон современный административный кодекс не предусматривает. При этом не нужно забывать о том, что выполнение автомобильного обгона может сопровождаться стандартным выездом на полосу идущего навстречу движения.

В 2019 году для наказания водителя задействуется статья 12.15 ч. 4. В зависимости от сложности нарушения водителю может быть назначен штраф, достигающий 5000 рублей . Также это может быть лишение человека водительского удостоверения примерно на 4-6 месяцев.

Заключение

Подводя итоги, можно отметить, что ПДД не нужно рассматривать частями. Изучение установленных правил подобным образом возможно, но, чтобы полностью понять свод условий, потребуется комплексно соблюдать все требования.

Зачастую, не обгоняя движущиеся впереди автомобили, невозможно обеспечить комфортную езду. Однако чрезвычайно важно учитывать порядок обгона, поскольку от этого зависит безопасность пассажиров и пешеходов. На дорогах существуют участки, где обгон запрещен. Об этом водителей предупреждает специальный знак: два автомобиля красного и черного цвета. В 2018 году за нарушение данных правил владельца ТС ждет крупный штраф.

Онлайн-поддержка юриста позволит гражданам понять их права и обязанности, научиться грамотно общаться с сотрудниками ГИБДД и аргументировано отстаивать свою позицию, если вам неправомерно вменяют штраф за запрещенный обгон или выезд на полосу встречного движения.

Дистанционный контроль за соблюдением правил дорожного движения сегодня осуществляют камеры видеофиксации. Важно отметить, что обгонять впереди едущие транспортные средства можно исключительно слева. Обгон справа, значительно повышающий риск возникновения ДТП, в 2018 году карается штрафом в 1500 рублей.

Обгон в 2018 году совершается по строгому алгоритму действий. Сначала необходимо убедиться, что машины, едущие сзади, не собираются вас обгонять. Затем нужно посмотреть, нет ли рядом машин на полосе встречного движения (если обгон совершается именно таким образом). Только потом можно включить левый сигнал поворота и начать обгон. При этом водитель автомобиля, который вы обгоняете, не имеет права вам препятствовать. Нарушением с его стороны будет считаться увеличение скорости, петляние по дороге, попытка совершить обгон.

  • на пешеходном переходе;
  • на перекрестке;
  • на железнодорожных переездах;
  • на мостах и тоннелях.;
  • на участках дороги с плохой видимостью;
  • на дороге, где установлен дорожный знак «обгон запрещен».

Знак «обгон запрещен» устанавливается в местах, где повышен риск столкновения с попутными или встречными автомобилями, на трассах с односторонним движением, на участках дороги с ограниченной видимостью, а также в пределах населенных пунктов.

Об окончании действия знака «обгон запрещен» свидетельствует специальный дорожный знак, обозначающий конец зоны ограничений и разрешающий совершать подобный маневр.

Штраф за обгон в 2018 году


Если водитель проигнорировал дорожный знак «обгон запрещен», сотрудник ГИБДД в 2018 году выпишет штраф в 5000 рублей. В зависимости от обстоятельств, владелец транспортного средства, совершивший опасный маневр, может получить постановление о применении более суровых административных мер – лишении водительских прав на срок от 4 до 6 месяцев. Постановление ГИБДД о необходимости оплатить штраф в 10-дневный срок после получения можно обжаловать, если у водителя есть основания полагать, что взыскание применено ошибочно, сотрудник ДПС превысил полномочия или документ составлен с нарушением КоАП.

Подавать жалобу лучше после консультации с юристом, который поможет верно составить документ.

Если водитель согласен с наложенным на него штрафом за игнорирование знака «обгон запрещен», взыскание необходимо оплатить в течение 60 дней после получения документа на руки.

Если не вложиться в указанный срок, дело будет передано в ФССП. Судебные приставы увеличат сумму штрафа в два раза. Если эти меры не помогут, работники ФССП применят более жесткие меры. В их полномочиях удержать сумму штрафа из заработной платы граждан, а также:

  • арестовать имущество;
  • обязать к принудительным работам;
  • запретить выезд из страны.

Если водитель хочет проверить, не числятся ли за ним штрафы, ему будет нужно посетить сайт ГИБДД.

С помощью простой электронной формы, где надо указать номер водительского удостоверения и автомобиля, можно получить полную информацию о данном ТС и нарушениях, которые за ним числятся.

Также информацию по долгам и штрафам ГИБДД можно получить через портал Госуслуги. Сайт удобен тем, что позволяет не только узнать о сумме взыскания, но и оплатить его.

Как получить скидку при оплате штрафа

Если вам выписали штраф за обгон, необходимо в краткие сроки погасить взыскание. Однако сумма, указанная в постановлении, может быть слишком большой, и оплата штрафа станет серьезным испытанием для бюджета водителя. Именно из-за больших штрафов многие водители решаются на уклонение от оплаты. Чтобы создать для автомобилистов более лояльные условия, российскими властями были приняты изменения в законодательстве.

Сегодня автовладельцы могут получить льготу при оплате штрафа за проезд под запрещающий знак – возможность оплаты взыскания частями, с отсрочкой или скидкой 50%. Для этого надо обратиться с заявлением в ГИБДД или суд, вынесший постановление о взыскании штрафа. К заявлению необходимо приложить документы, которые могут подтвердить ваше бедственное материальное положение. Однако не все водители, нарушившие правила дорожного движения в зоне действия знака, могут получить бонус при оплате штрафа. Скидку в 50% от суммы взыскания не удастся оформить, если водитель совершил следующие нарушения:

  • вождение в нетрезвом виде;
  • повторное превышение скорости на 40 кмч;
  • проезд на красный свет;
  • выезд на встречную полосу движения, где стоит запрещающий знак.

Штраф не удастся уменьшить, если водитель создал аварийную ситуацию, совершая маневр, поставил под угрозу жизни и безопасность участников дорожного движения, стал виновником ДТП. Получить льготу при оплате взыскания за обгон в зоне действия знака, запрещающего подобные действия, можно, выполнив еще одно условие – оплата квитанции должна осуществляться в первые 20 дней после получения на руки постановления ГИБДД.

Размер штрафов за нарушение правил обгона в различных ситуациях

Обгон – один из маневров, который представляет определенную опасность. Чтобы свести ее возникновение к минимуму, необходимо соблюдать правила обгона. Большинство водителей идут на риск и забывают о безопасности. Чтобы таких автолюбителей было меньше, закон предусматривает штраф за обгон в 2018 году, совершенный не по правилам. При этом он назначается в соответствии с местом и типом нарушения.

Что значит обгон

Определение обгона дается в пункте 1.2 ПДД. В нем маневр определяется как опережение других автомобилей с выездом на встречную полосу. После того, как другие авто остались позади, водитель занимает свою полосу. Вместе с определением обгона, изменившимся в 2010 году, несколько поменялись и правила обгона с выездом на полосу встречного движения.

Чем отличается от опережения

Существует принципиальное различие между понятиям «обгон» и «опережение». В последнем случае водитель при обгоне не выезжает на полосу встречного движения.

Где разрешен маневр

Согласно ПДД, совершать обгон разрешается на следующих участках дороги, которые расположены вне населенного пункта:

  • автотрассы с двумя полосами, разметка которых выполнена в форме прерывистой линии;
  • дорожное полотно, где для движения оборудованы три полосы (продольная разметка в данном случае должна быть прерывистой);
  • двухполосное дорожное полотно с комбинированной разметкой.

Совершая маневр, нужно тщательно продумать свои действия. Необходимо учесть видимость на дороге, состояние дорожного полотна и автомобиля.

Где запрещено обгонять

Согласно 11.4 пункту ПДД, нельзя совершать обгоняющий маневр на следующих участках дорожного полотна:

  • на регулируемых и нерегулируемых перекрестках неглавных дорог;
  • на переходах, оборудованных для пешеходов, если на них есть люди;
  • там, где расположены железнодорожные переезды (в пределах 100 метров от их места расположения и непосредственно на них);
  • в тоннеле, на мосту, путепроводе, эстакаде и под ними;
  • там, где завершается подъем;
  • в местах, где видимость ограничена.

Совершение маневра на этих участках квалифицируется как нарушение правил обгона.

Если обратиться к 11.2 статье ПДД, то обгон запрещен при таких обстоятельствах:

  • совершение автомобилем, который находится впереди обгоняющего, обгона или объезда препятствия;
  • включение движущимся впереди автомобилем левого поворотника;
  • совершение водителем автомобиля, который находится сзади, обгона;
  • отсутствие возможности без помех для других автомобилистов возвратиться на прежнюю полосу.

Иногда происходит нарушение знака «Обгон запрещен» без сплошной линии разметки. В данном случае действительно нельзя обгонять согласно знаку. Разметка в виде пунктира при этом разрешает развернуться или повернуть.

Если говорить про штраф за обгон на мосту, то при назначении наказания принимаются во внимание смягчающие обстоятельства: совершение нарушения впервые, некачественная разметка и присутствие впереди тихоходного транспорта.

Одно из распространенных нарушений – обгон справа. Обгонять безрельсовое средство передвижения, согласно 11.2 статье ПДД, допустимо по левой стороне. Исключение составляет случай, когда автомобиль, движущийся впереди, включил левый поворотник и начал выполнять обозначенный маневр.

Штраф за нарушение

Если водитель нарушил правила обгона, то, согласно административному кодексу, он понесет наказание. Чаще всего сотрудникам ГИБДД приходится выписывать штраф за обгон в неположенном месте. Взыскание назначается в соответствии с местом и обстоятельствами нарушения.

Иногда на дорогах выставляют временный знак, запрещающий обгон, тогда как раньше такой маневр на данном участке был разрешен, о чем говорили и основные знаки. В этой ситуации следует действовать, принимая во внимание временный знак, даже если он противоречит значению основного.

На перекрестке

На пешеходном переходе

Под знак «Обгон запрещен»

Совершив обгон под запрещающий знак, водитель лишается прав и выплачивает штраф. Штраф за обгон под знак «Обгон запрещен» в 2018 году зависит от обстоятельств нарушения. Максимальная сумма взыскания составляет 5000 рублей. Если говорить о лишении права вождения, то данная мера наказания применяется, если нарушение зафиксировано сотрудником ГИБДД. Если оно было заснято на камеру без участия последнего, то водитель наказывается только штрафом. Что касается срока ограничения в праве вождения, то за первое нарушение водительское удостоверение изымается на 4-6 месяцев, за повторное – на 1 год.

Правила обгона на дороге

Совершая обгон, нужно руководствоваться некоторыми правилами. При этом следует убедиться в следующем.

  1. Обгон будет безопасным для всех участников дорожного движения и полоса, которую водитель займет при завершении маневра, свободна.
  2. Водитель обгоняемого автомобиля не будет препятствовать совершению маневра, он сам не собирается обгонять или поворачивать.
  3. Скоростные показатели обгоняющего автомобиля позволяют совершить маневр.
  4. Дорога не разделена трамвайными путями или разметкой, которая налагает запрет на обгон.

Обгон следует совершать только в условиях хорошей видимости. В противном случае за ним может последовать ДТП. Допускается обгон по левой стороне. Если водитель решит совершить маневр справа, то, скорее всего, его автомобиль проедет по обочине (в случае если для передвижения оборудована одна полоса). Для предотвращения подобных ситуаций закон предусмотрел штраф за езду по обочине.

Какой штраф за «Обгон запрещен»?

В теоретических изданиях правил дорожного движения прописано, на каких участках дорог водителям категорически запрещен маневр «Обгон». При нарушении данного ограничения на нарушителя накладывается обязанность в уплате определенной штрафной санкции. В каких случаях обгон запрещен? По каким правилам обгон совершать правильно? Читайте в статье.

Знак «Обгон запрещен»

Знак «Обгон запрещен» можно довольно-таки часто встретить на дорогах города и загородных трассах. Визуально он выглядит следующим образом: белый круг в красной рамке, посередине изображены два автомобиля, при этом один из них черного цвета, а другой красного.

Тот автомобиль, чей кузов представлен в красном цвете, совершает противоправные действия – обгоняет в неположенном месте.

Ниже мы разберем специфику данного знака.

Где можно встретить такой знак?

  • На опасных поворотах;
  • Крутых подъемах;
  • Перекрестках;
  • Других местах ограниченной видимости, где может произойти столкновение с автотранспортными средствами встречного движения.

Таким образом, знак «Обгон запрещен» устанавливается везде, где у водителей есть шанс попасть в дорожно-транспортное происшествие.

В местах, где установлен данный запрещающий знак, обгон запрещен всем видам транспортных средств (как легковым, так и грузовым автомобилям и т.д.).

Когда обгон снова разрешается?

Когда заканчивается зона действия знака. Происходит это в следующих случаях:

  • Если после знака запрещающий обгон, идет знак, который отменяет его;

Обычно отменяющие действие знака «Обгон запрещен» знак можно встретить на загородных трассах.

Выглядит он также, как и знак «Обгон запрещен», только с перечеркивающей изображенные на знаке автомобили тонкой полоской.

Так, например, если знак установлен на повороте, после которого идет перекресток, то водителю, согласно правилам обгона, будет запрещено обгонять другое автотранспортное средства только на повороте. После перекрёстка он может совершить правильный обгон (если есть прерывистая линия, отсутствуют транспортные средства на встречной полосе, и никто не пытается совершить обгон сзади).

Если водитель встретил знак «Обгон запрещен», будучи вне населенного пункта, то при въезде в населенный пункт действие запрещающего знака оканчивается. В начале населенного пункта всегда расположен соответствующий знак «Начало населенного пункта».

Если же водитель будет «пойман» на обгоне (зафиксирован аппаратами фото- или видеофиксации), то ему будет выписан штраф.

При это размер штрафа будет напрямую зависеть от места, где был совершен маневр, игнорирующий правила обгона.

От чего зависит размер штрафа?

Обгон под знак с выездом на полосу встречного движения, по статье 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, может привести к штрафной санкции в размере пяти тысячи рублей или лишению права управления транспортным средство на период от четырех до шести месяцев;

Последняя мера наказания возможна только в том случае, если нарушение будет занято на устройство видеофиксации.

Стопроцентное лишение водительских прав возможно в том случае, если водитель выехал на встречную полосу движения в месте, где запрещается совершать обгон, столкнувшись при этом с одной из машин.

Еще более отягчающим обстоятельством может стать летальный исход одного из участников движения (водитель, пассажиры, пешеходы).

  • Выезд на полосу встречного движения сквозь двойную сплошную при желании объехать какую-то помеху (которая располагается слева), при возможности объехать его справа.

Таким образом, водитель нарушает сразу три правила: игнорирует сплошную разметку, выезжает на полосу встречного движения, создает помеху для участников встречного движения.

Данное нарушение регламентируются статьей 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Игнорируя правила обгона, водитель должен будет оплатить штраф в размере от одной до полутора тысяч рублей.

Пример: водитель увидел на своем пути помеху (сломанный автомобиль со включенной аварийной сигнализацией, например) и решил её объехать. Согласно правилам дорожного движения, сделать это надо, согласно правилам обгона, с левой стороны на полосе попутного движения. Если же водитель опережает помеху с правой стороны, выезжая на «встречку», он нарушает ПДД, проезжая там, где обгонять запрещено.

Правильный обгон через встречную полосу водитель совершит только в том случае, если полоса, по которой он движется, перекрыта полностью.

  • Если маневр совершен в месте установки знака «Обгон запрещен» на участке дороги, где отсутствует разметка (или её в данный момент не видно, например, из-за снега;

Данное нарушение регламентируются статьей 12.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Довольно часто водители просто не понимают, что выехали на полосу встречного движения в месте, где обгон запрещен, потому что разделяющей потоки движения разметки нет. Однако, неведение не избавит провинившегося водителя от обязанности уплатить штраф в размере о пятисот до тысячи рублей.

Когда можно избежать штрафа за обгон?

  • Гужевых повозок (прицеп, запряженный животным);
  • Мопедов;
  • Мотоциклов (только если он без коляски);
  • Других транспортных средств, на которых установлен знак, означающий тихоходный порядок управления транспортным средством;

Знак «Тихоходное транспортное средство» выглядит, как яркий красно-желтый треугольник.

Лишение прав за обгон под запрещающий знак 2016

Водители способны выполнять много разных маневров, но самую большую опасность из них являет обгон. Зачастую водители могут быть невнимательны, не придерживаться разметочной линии, выполнять маневры, не надлежащие знакам. Подобные маневры часто приводят в лучшем случае к штрафным взысканиям или изъятию прав, а в худшем – к созданиям аварийных ситуаций с летальным исходом.

Действие знака «Обгон запрещен»

Исходя из его названия - запрещено совершать обгон транспорта, кроме:

  • тихоходного;
  • гужевого;
  • велосипедов;
  • мопедов;
  • двухколесных мотоциклов.

Ставят его в основном в тех местах, где:

  • есть большой риск столкновения с другим транспортом;
  • недостаточность видимости у транспорта, который двигается в противоположном маршруте;
  • есть населенный пункт.

Границы его действия
Начинается с места, в котором он установлен и продолжается вплоть до самого близкого перекрестка. Существуют населенные пункты без перекрестков. В таком случае знак будет действовать до окончания пункта.

Область зоны действия знака может быть меньше. В таком случае в ее окончании должен стоять соответствующий знак.

На сколько лишают прав за оставление места ДТП узнайте тут.

Действие знака будет закончено в том случае, если будут в наличии нижеперечисленные обозначения:

  • сообщающее о том, что закончена зона запрещения обгона;
  • свидетельствующее о наличии некоторого числа ограничений и об их окончании действия;
  • сообщающее о длительности небезопасного участка, будет установлено в населенном пункте или при присутствии такого участка дороги под знаком, которым запрещается обгон.

Что представляет собой тихоходный транспорт и как его выявить?
К нему относятся транспортные средства на механическом ходу, скорость движения которых не может быть выше тридцати километров в час в связи с техническими причинами.

Лишение прав за обгон под запрещающий знак

За подобные действия предусмотрена административная ответственность (статья 12.15 КоАп). Какой штраф за обгон под запрещающий знак? Он может быть, как в денежном эквиваленте, так и часто за это нарушение лишают прав.

В каких случаях бывает наказание.

  1. Если осуществлен выезд по встречной полосе или на трамвайные пути (пункт 4), будет наложен штраф суммой в 5 000 руб. или вполне вероятно будет лишение прав за обгон под запрещающий знак на четыре - шесть месяцев. Это наказание будет применено при наличии факта выезда. Инспектором определяется исходя из данных маневра: длительность, опасность обгона и подобных, какое будет нарушение.
  2. Выезд с целью объезда препятствий не будет оцениваться как маневр обгона.
  3. Если на транспорте установлен знак с ограничением скорости в тридцать километров в час, но оно не является тихоходом, то, обгоняя его, водитель в наказание будет лишен прав, в связи с тем, что знак, не соответствует правилам.
  4. При пересечении сплошной полосы наказание будет однозначно. Только лишь при наличии препятствий, которых невозможно объехать с правой стороны, наказание будет расцениваться согласно 3 части статьи и составлять 1000-1500 руб. штрафа.
  5. По пункту 5 при повторном нарушении 4 части лишение прав за обгон под запрещающий знак 2015 осуществляется на один год. Если же обгон был зафиксирован с помощью специальных технических средств, работающими в автоматическом режиме, на нарушителя будет наложен штраф суммой в 5000 руб.
  6. В случае если на тихоходе нет установленного знака, свидетельствующего о принадлежности транспорта к данной категории, обогнать его возможно, но доказать это будет не так-то просто, так как не существует определенного списка, который утверждает принадлежность средства к этой категории.
  7. Обгон будет разрешен в случае нарисованной на дороге сплошной разметочной линии, стоящего знака, запрещающего обгон в той ситуации, если перед водителем едет тихоходный транспорт.

О том, как обжаловать лишение водительских прав узнайте тут.

В каких случаях возможен обгон, даже если есть запрещающий знак и сплошная линия разметки? Может быть несколько вариантов:

  1. В случае если впереди движется тихоходный транспорт с соответствующим треугольным знаком.
  2. Если транспортом являются иные средства помимо тихоходных, которые можно обгонять.

В любых иных случаях, при нарисованной сплошной разметке и наличии знака, запрещающего обгон, делать это категорически запрещается и наказывается лишением прав или наложением штрафов в зависимости от ситуации.

Лишение прав за обгон под временный запрещающий знак

Этот знак выглядит точно так же, как и запрещающий обгон, только на желтом фоне. Он устанавливается при проведении ремонтно-дорожных работ. Если же есть противоречие между временным и обычным знаком, необходимо ориентироваться по временному.

Например, такая ситуация. На обычной трассе нарисована разметка с прерывистыми линиями. Вдоль дороги размещены два знака: основной, о том, что все ограничения более не действуют и временный знак запрещения обгона. В этой ситуации водитель должен будет ориентироваться на временный знак, так как он преимущественный.

Как избежать лишения прав за обгон под запрещающий знак

В правилах от 2015 года есть некоторые исключения, при которых можно обогнать при знаке «Обгон запрещен». Допускается это в следующих случаях.

  1. Если в том же направлении едет тихоход со специально установленным на нем знаком.
  2. Если перед водителем едет конная или гужевая повозка.
  3. Если впереди находится мототранспорт с двумя колесами.

Но нужно помнить, что обгон подобных средств возможен только в той зоне, на которую распространяется действие знака.

В любых других случаях правила нарушать крайне нежелательно, ибо наказание следует достаточно серьезное.

  • Совет 1. Перед тем как совершать обгон, нужно четко проанализировать всю ситуацию, сложившуюся на дороге, ведь результаты и последствия ее могут быть совершенно различными.
  • Совет 2. При возникновении спорных ситуаций, можно попробовать доказать, что обгон был совершен именно тихоходного средства. Однако сделать это не всегда легко и просто.

На дороге самое главное – следить за ситуацией и за безопасностью маневров. Поэтому если нет уверенности, лучше не обгонять, иначе может выйти себе дороже.

Видео, лишение прав за обгон под запрещающий знак

Нарушения ПДД. Разъяснения от ГИБДД. Часть 4.

Все статьи серии «Нарушения ПДД. Разъяснения от ГИБДД.»:

  • Часть 1. Общая.
  • Часть 2. Общая.
  • Часть 3. Поворот налево или разворот
  • Часть 4. Обгон.
  • Часть 5. Маневрирование на перекрестках

Мы продолжаем разбирать ситуации с нарушениями ПДД, которые нам предоставила ГИБДД. До написания этой статьи мы разобрали 15 ситуаций.

В этой части мы разберем один из самых опасных маневров «Обгон».

«Обгон» - опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части).

Правила обгона, опережения, встречного разъезда:

11.1. Прежде чем начать обгон, водитель обязан убедиться в том, что полоса движения, на которую он собирается выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и в процессе обгона он не создаст опасности для движения и помех другим участникам дорожного движения.

11.2. Водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если:

  • транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия;
  • транспортное средство, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево;
  • следующее за ним транспортное средство начало обгон;
  • по завершении обгона он не сможет, не создавая опасности для движения и помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу.

11.3. Водителю обгоняемого транспортного средства запрещается препятствовать обгону посредством повышения скорости движения или иными действиями.

11.4. Обгон запрещен:

  • на регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной;
  • на пешеходных переходах при наличии на них пешеходов;
  • на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 метров перед ними;
  • на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях;
  • в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью.

11.5. Опережение транспортных средств при проезде пешеходных переходов осуществляется с учетом требований пункта 14.2 Правил.

11.6. В случае если вне населенных пунктов обгон или опережение тихоходного транспортного средства, транспортного средства, перевозящего крупногабаритный груз, или транспортного средства, двигающегося со скоростью, не превышающей 30 км/ч, затруднены, водитель такого транспортного средства должен принять как можно правее, а при необходимости остановиться, чтобы пропустить следующие за ним транспортные средства.

11.7. В случае если встречный разъезд затруднен, водитель, на стороне которого имеется препятствие, должен уступить дорогу. Уступить дорогу при наличии препятствия на уклонах, обозначенных знаками 1.13 и 1.14, должен водитель транспортного средства, движущегося на спуск.

3.20 «Обгон запрещен».

Запрещается обгон всех транспортных средств, кроме тихоходных транспортных средств, гужевых повозок, мопедов и двухколесных мотоциклов без коляски.

Статья написана по материалам сайтов: vprave.guru, voditel.guru, dtp.help, 1avtourist.ru, ruspdd.ru.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook