Проверить утиль сбор. Утилизационный сбор в россии. Кого считают плательщиком сбора

Утилизационный сбор на транспортные средства был введен на территории России не так давно .

По этой причине у водителей возникает большое количество вопросов — что такое утилизационный сбор, когда его нужно оплачивать, кто освобождается от оплаты, а также можно или нет самостоятельно рассчитать размер сбора.

Ответы на все эти вопросы можно найти в данной статье.

Граждане РФ обязаны оплачивать утилизационный сбор сразу, в процессе покупки автомобиля . Правило установлено законом об отходах потребления и производства, статьей № 89-ФЗ, введенной в 2012 году.

Согласно законодательству, сбор по утилизации, представляет собой разовый платеж, направленный в пользу государства.

Он взимается с покупателей транспортных средств и направляется на обеспечение экологической безопасности окружающей среды, а также охраны здоровья и жизни человека от неблагоприятного влияния эксплуатации транспорта.

Говоря иными словами, средства, которые получаются в качестве сбора по утилизации в процессе приобретения автомобиля, далее будут направлены на его утилизацию, которая будет полностью соответствовать всем установленным экологическим нормам.

На кого возлагается оплата утилизационного сбора?

Отвечая на вопрос, кто уплачивает утилизационный сбор и в каких ситуациях, можно дать следующую информацию. Согласно современного законодательства, граждане РФ обязаны оплачивать утилизационный сбор в двух основных случаях:

  1. В процессе покупки автомобиля из-за рубежа . Это может быть приобретение транспортного средства в Японии и последующий его самостоятельный привоз на территорию РФ.
  2. Покупка средства передвижения у лиц, ранее освобожденных законом от уплаты сбора по утилизации или не оплатившие его в установленном законе порядке.

Утилизационный сбор взимается за весь период существования автомобиля один раз. Оплачивает его изготовитель, если это российский автопром или один из собственников.

Есть несколько ситуаций, при которых не потребуется оплачивать утилизационный сбор. Здесь можно отметить следующие установленные законом обстоятельства:

В процессе приобретения транспортного средства у физических лиц, обозначенных в крайних двух пунктах, сбор по утилизации будет автоматически взиматься с покупателя.

Размер сбора может быть рассчитана по следующей формуле — ∑ УС = БС × К.

Расшифровать данные обозначения можно следующим образом:

  1. ∑УС – общая сумма сбора.
  2. БС – основная базовая ставка.
  3. К – коэффициент по расчету суммы, основанный на Перечне размеров утилизационного сбора. Список утвержден специальным Постановлением Правительства РФ № 1291 от 26.12.2013 года.

Стандартная базовая ставка может быть определена в прямой зависимости от категории приобретенного автомобиля.

Сюда можно отнести легковые транспортные средства особого некоммерческого назначения, сбор на которые составляет 20 тысяч рублей, а также коммерческие легковые и грузовые автомобили и автобусы. В этом случае сбор по утилизации будет составлять 150 тысяч рублей.

Расчет утилизационного сбора сбора прямо зависит от года выпуска транспортного средства. Также имеют значение его общие параметры – масса, размер и объем двигателя.

Коэффициент расчета для российских легковых транспортных средств старше 3 лет и массой менее 2,5 тонн будет равен 0,88. На основании этого можно сделать вывод, что сумма сбора будет равна 20 088 рублей.

Отметка относительно уплаты сбора по утилизации фиксируется в разделе с «особыми отметками» паспорта средств передвижения.

Отсутствие подобной отметки возможно только в двух основных случаях:

  1. ОПТС на автомобиль российского производства был выдан ранее 01.09.2012 года или на зарубежную машину, ввезенную на территорию России до обозначенной даты. В этих случаях не стоит беспокоиться, так как обязанность по оплате сбора на подобные автомобили не распространяется.
  2. Покупка транспортного средства зарубежного производства за границей с последующим его самостоятельным ввозом его в Россию. В этом случае обязательства по уплате сбора возлагаются на покупателя, как на лицо, которое осуществляет ввоз авто в РФ.

В паспорте транспортного средства, в отношении которого взимается утилизационный сбор, обязательно должна быть проставлена специальная отметка. В ней обозначаются основания для полного освобождения от уплаты утилизационного сбора.

Это и есть ответ на вопрос, что значит отметка в ПТС утилизационный сбор.

Если ПТС на российский автомобиль был выдан на руки водителю в период с 01.09.2012 по 31 декабря 2013 года включительно, в документе вместо отметки, подтверждающей оплату сбора по утилизации, может присутствовать информация относительно принятия обязательств по утилизационному сбору.

В этом случае потребуется убедиться в том факторе, что на момент выдачи документа на руки производитель не был исключен из официального реестра компаний, которые взяли на себя обязательства по проведению утилизации продукции.

Данную информацию есть возможность получить на официальном сайте Минпромторга РФ . Здесь особое внимание нужно обратить на раздел «дата исключения из реестра».

Если в ПТС отсутствует отметка относительно уплаты утилизационного сбора без законных оснований, может свидетельствовать только о том, что предыдущий собственник по какой-то причине избежал данной процедуры.

В этом случае обязанность по оплате автоматически возлагается на покупателя. При обнаружении отсутствия оплаты сбора лучше отказаться от сделки или постараться снизить стоимость продаваемого автомобиля.

Штрафы за неуплату сбора

Зарегистрировать авто без предварительной оплаты утилизационного сбора невозможно . Даже при наличии официального паспортного средства автомобиль будет считаться не прошедшим регистрационный процесс в установленном законом порядке.

Перемещаться на подобном автомобиле допускается только на протяжении 20 суток. Именно столько по правилам Дорожного движения России действуют транзитные номера.

После этого срока управление автомобилем, не прошедшим регистрацию, согласно статье 12.1 КоАП РФ, на водителя будет возложен штраф размером от 500 до 800 рублей, в зависимости от того, с какого года не было оплаты.

Если после назначенного штрафа водитель нарушает данное право снова, он может быть лишен удостоверения водителя на срок до 90 дней.

Есть определенные ситуации, при которых утилизационный сбор может быть возвращен . В первую очередь это касается ошибочной оплаты сбора.

Например, человек оплачивает сбор после того, как ранее его уже оплатила компания-производитель или прежний собственник машины. При обнаружении подобного фактора потребуется обратиться в организацию, которая приняла сбор.

Это может быть два основных варианта:

  1. Таможенные организации – для транспортных средств, привезенных из иных стран.
  2. Налоговая инспекция — для российских автомобилей.

Чтобы получить ошибочно уплаченные средства обратно, потребуется заполнить специальное заявление, касающееся возврата утилизационного сбора по колесным транспортным средства и по шасси. Бланк предоставляют сами сотрудники таможни, а также работники налоговой инспекции.

Кроме грамотно составленного заявления потребуется предоставить копии следующих документов:

  • паспорта собственников транспортных средств. Здесь потребуется представить копии основных страниц;
  • ПТС – оригинал и копия;
  • квитанция по оплате утилизационного сбора — приходно-кассовый ордер или официальное платежное поручение;
  • обязательно предоставляется документ, который подтверждает ошибочность взыскания сбора.

Решение относительно возвращения сбора или об официальном отказе в его полном возмещении в среднем принимается на протяжении 30 дней. Полностью вернуть средства можно в течении трех лет от даты его уплаты.

При этом нужно помнить, что сумма внесенных денежных средств не индексируется и может быть возвращена без учета начисленных комиссионных платежей. Возврат производится посредством перевода средств на счет заявителя.

Многие водители задаются вопросом, установлен ли утилизационный сбор на полуприцепы в 2019 году . Ответ на данный вопрос дает постановление постановление 81 от 06.02.2016, в котором говорится об обязательной оплате сбора по утилизации в отношении автомобилей и прицепов, для них предназначенных.

В постановлении утверждены правила и условия по взиманию, уплате, исчислению и взысканию установленного законом сбора на утилизацию. Подобному сбору подлежат самоходные машины и разной категории прицепы к ним.

Заключение

Назначенный утилизационный сбор на автомобили в России уплачивается собственником автомобиля самостоятельно. Опираться при этом требуется на номера счетов для уплаты сбора.

Данная информация доводится до сведения плательщиков из ФТС России, ФНС России, найти ее можно на официальных сайтах этих организаций. Сразу после поступления оплаты в ПТС автомобиля проставляется специальная печать относительно уплаченной суммы сбора.

Если начисления по утилизации не предусмотрены, на бланке паспорта проставляются особые отметки относительно основания для неуплаты сбора.

Александр , здравствуйте.

В данном случае нужно знать, к какой категории относится указанный автомобиль по документам.

Могу предположить, что это специализированное транспортное средство категории N1 (масса менее 3,5 тонн). В этом случае размер утилизационного сбора составит 432 000.

Удачи на дорогах!

Сергей-567

Здравствуйте, подскажите пожалуйста сколько будет стоить утилизационный сбор за газель разрешенная максимальная масса до 3.5 тонн год выпуска 2006 объём двигателя 2.5 машина приобретается у переселенца с Украины. Заранее спасибо.

Сергей , здравствуйте.

В данном случае речь идет о грузовике категории N1, массой от 2,5 до 3,5 тонн, возраст которого больше 3-х лет. Размер сбора - 432 000 рублей.

Довольно внушительно. А когда выдан ПТС на автомобиль?

Максим-162

Здравствуйте, подскажите пожалуйста сколько будет стоить утилизационный сбор за легковой автомобиль 1,5-1,8 куб/литров возраст 2015г. - 2018г. для себя с Японии. Заранее спасибо!

Михаил-168

Добрый день!

В 2017 году ввез автомобиль, утилизационный сбор не уплачивал по льготе (абзац 2 п.6 ст.24.1 ФЗ 89-ФЗ). Хочу продать автомобиль.

Могу ли я сейчас уплатить этот сбор сам, чтобы потом у будущего покупателя не было дополнительных хлопот?

Если да, то где это нужно оформлять? В ИФНС или в таможне?

Или это невозможно, и уплатить сбор может только будущий покупатель

Максим , здравствуйте.

Если автомобиль ввозится для личного пользования, то размер сбора составит 3 400 на машину младше 3-х лет, и 5 200 на машину старше 3-х лет.

Удачи на дорогах!

Михаил , здравствуйте.

Я не встречал в нормативных документах описание такой ситуации.

Не исключаю, что на практике такое возможно. Рекомендую позвонить в таможенную службу и проконсультироваться у них.

Удачи на дорогах!

здравствуйте.... хочу приобрести мотоцикл... на учете не стоит.. в птс указано в особых отметках товар таможенного союза с печатью и подписью. должна ли стоять печать (заметка) о утилизационном сборе уплачено? или что не нуждается в уплате. просто не каких больше отметок в особых отметках нет.

Дмитрий-411

Добрый день, хочу приобрести автомобиль 2014 г.в. произведена в Германии ввезена в РФ в 2014 году, ПТС никогда не выдавался, на учёте не стояла, придётся ли мне уплачивать утилизационный сбор?

Андрей-397

Здравствуйте. Скажите пожалуйста сколько Будет стоить утилизационный сбор на авто 1995 года, ПТС и номера уже России

Светлана-125

Здравствуйте! Я, гражданка РК, хочу приобрести новый автомобиль в автосалоне РФ, для дальнейшей его постановки на учет в РК и эксплуатации в РК.

1.Обязана ли я оплатить утилизационный взнос при оформлении сделки в РФ?

2.Какие документы мне нужны для транзита купленного в автосалоне РФ автомобиля в РК на постановку на учет и для таможни?

Алексей-441

Здравствуйте, в конце 2017 года отцу государство подарило автомобиль, т.к. он инвалид труда, сейчас мы решили продать автомобиль Лада гранта1.6 2017г, пакупатель говорит что ему придется платить утилизационный сбор в размере 44200, помогите разобраться сколько будит утилизационный сбор?

В птс стоит штамп утилизационный сбор, номер, роспись.

Андрей , здравствуйте.

Автомобиль легковой? Ввезен для личного пользования?

Светлана , здравствуйте.

1. За новые автомобили, представленные в автосалонах, утилизационный сбор уже уплачен. Об этом должна свидетельствовать отметка в ПТС. Повторно платить этот сбор не нужно.

При управлении автомобилем на территории России Вам будет достаточно ПТС и договора купли-продажи.

Удачи на дорогах!

Алексей , здравствуйте.

Если утилизационный сбор уже уплачен, то повторно платить его покупателю не придется. Судя по Вашему описанию, покупатель просто сбивает цену.

Обратите внимание, что в описанной ситуации после продажи автомобиля Вашему отцу придется заплатить НДФЛ (13 процентов от стоимости продажи). При этом можно воспользоваться вычетом. .

Удачи на дорогах!

Станислав-41

Здравствуйте в казахстане был приобретен авто росийско производства 2014года выпуска и ввезен в россию,с какими проблемами я могу столкнуться при постановки на учет.

Сергей-628

Я ввез автомобиль по программе переселения. Но он оформлен на супругу. С неё требуют оплату 52оор.р.Законно ли это?

Станислав , здравствуйте.

А каких именно проблем Вы ожидаете?

Например, если у машины другой двигатель, информация о котором не внесена в ПТС, то в регистрации Вам могут отказать. Похожих причин могут быть тысячи.

Удачи на дорогах!

Сергей , а почему автомобиль не ввезла сама супруга? Она не участвовала в программе переселения?

Доброе утро! Мы с мужем недавно купили автомобиль, старое авто хотим отдать на утилизацию. Подскажите пожалуйста, могу ли я просто сдать автомобиль на утилизацию не преобретая новый? И получу ли я денежные средства?

Заранее благодарю!

Анна , здравствуйте.

По какие денежные средства Вы говорите?

При сдаче машины на утилизацию Вам придется оплатить эту самую утилизацию.

Александр-690

Добрый день, очень нужна Ваша консультация! Получаю гражданство, по программе переселения, утилизационный сбор в этом случае, не уплачивается! Но, когда я захочу продать автомобиль этот сбор придется оплатить, в этом и вопрос, сколько он будет по стоимости, и что означает термин, для собственного пользования, если 5 с копейками, то не проблема, а вот если 160000, то смысла конечно забирать с собой нет)? Заранее спасибо!

Александр , здравствуйте.

В Вашем случае автомобиль ввозится для личного использования. Прочие ситуации - это в основном ввоз автомобилей юридическими лицами для их перепродажи, а не для использования. Т.е. размер утилизационного сбора должен составить 5 200 рублей.

Удачи на дорогах!

Константин-93

Здравствуйте, после получения на изготовленный самостоятельно автомобиль Свидетельства о безопасности конструкции ТС,

необходимо или нет платить утилизационный сбор?

Константин , здравствуйте.

Закон "Об отходах производства и потребления", статья 24.1:

1. За каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним (далее также в настоящей статье - транспортное средство), ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации , за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.

В перечень исключений Ваш случай не попадает, т.е. утилизационный сбор придется заплатить.

Удачи на дорогах!

Здравствуйте!

Я гражданин РК и планирую переселиться в РФ. В этом случае, как я понял, я освобождаюсь от выплаты сбора? Авто было ввезено в РК в 2011 году.

Руслан , здравствуйте.

Если Вы являетесь участником Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанны беженцем или вынужденным переселенцем, то утилизационный сбор при ввозе автомобиля платить не нужно.

Однако при последующей продаже автомобиля не забудьте предупредить покупателя, что ему предстоит уплата этого взноса.

Удачи на дорогах!

Алексей-460

Доброго время суток.

Подскажите пожалуйста по такой ситуации.

Оформляем гражданство РФ мы с Казахстана.

В семье есть два автомобиля оба в пользование более 1 года.

Сейчас встала делема.

Супруга заявитель на госпрограмму и на ней авто праворукое 1997 года выпуска которое она хочет забрать с собой - сколько она будет платить утилизационный сбор 5200 р.р. или 100 000 р.р.

И второй момент если 2 авто везти по программе, я иду как прицепом к заявителю авто на мне как в этой ситуации будет оплачиваться утиль сбор

Алексей , здравствуйте.

1. Участники Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников не оплачивают утилизационный сбор. Насколько я понимаю, речь идет об этой программе.

2. Автомобиль в любом случае ввозится физическим лицом для личного использования, т.е. размер платежа - 5 200 рублей.

3. По поводу ввоза второго автомобиля. Мне не известно, будете ли Вы в описанной ситуации считаться участником программы. Рекомендую уточнить этот вопрос в организации, в которой будут оформлять документы на участие в программе. Если да, то Вы также сможете ввезти автомобиль без уплаты сбора. Если нет, то придется заплатить 5 200 рублей.

Утилизационный сбор является обязательным платежом граждан и организаций в пользу государства. Он предназначен для того, чтобы обеспечить безопасную в плане экологии утилизацию автомобилей.

В соответствии с бюджетным законодательством данный сбор причислен к неналоговым доходам федерального бюджета. Поэтому сведений о нём в Налоговом кодексе РФ мы не найдём. Они содержатся в Федеральном законе «Об отходах производства и потребления».

Взимание такого платежа имеет перед собой особую цель - обеспечение экологической безопасности. Соответственно, полученные средства в дальнейшем направляются на экологически грамотную утилизацию автомобилей. Данным способом достигается защита граждан и окружающей среды от негативного воздействия эксплуатации автомобилей.

Утилизационный сбор является разовым. Он уплачивается только один раз, причём независимо от того, в руках скольких владельцев находился автомобиль.

Утилизационный сбор в ПТС

Факт уплаты утилизационного сбора находит отражение в паспорте транспортного средства (ПТС). В разделе «Особые отметки» данного документа проставляется отметка об уплате утилизационного сбора. Если же производитель транспортного средства освобождён от его уплаты, то в ПТС должна содержаться отметка с указанием основания, по которому происходит освобождение. Указанные отметки удостоверяются подписью и печатью должностного лица, их проставившего.

Если в ПТС отсутствуют какие-либо сведения об утилизационном сборе, то предыдущему владельцу транспортного средства, скорее всего, удалось избежать этой процедуры. Будьте внимательны, так как в дальнейшем обязанность по уплате ложится на Вас как на покупателя.

Однако не всегда отсутствие отметки в ПТС говорит о нарушении закона.

  1. Если ПТС выдан до 1 сентября 2012 года, то на транспортное средство не распространяются положения об утилизационном сборе. Ни производитель, ни владелец такой платёж осуществлять не обязаны, поэтому и нет отметки в ПТС.
  2. В случае покупки транспортного средства за рубежом и его последующего ввоза на территорию Российской Федерации сбор уплачивается физическими лицами самостоятельно, после чего и проставляется необходимая отметка.

Кто должен уплачивать утилизационный сбор в 2019 году?

Всех плательщиков утилизационного сбора можно подразделить на две категории: производителей и собственников транспортных средств.

Отечественные производители автомобилей обязаны уплачивать сбор в любом случае. Существуют, однако, исключения, но об этом мы скажем позже.

На собственников такая обязанность возлагается в следующих случаях:

  • ввоз транспортных средств на территорию России. Что касается ввоза, то здесь обязанность ложится и на физических, и на юридических лиц;
  • приобретение транспортного средства:
  • у лиц, освобождённых от данного платежа в соответствии с законом;
  • у лиц, которые не уплатили сбор в нарушение закона.

Сбор уплачивается на каждое колёсное транспортное средство, а также на самоходные машины и прицепы к ним. Перечень таких машин и прицепов утверждён постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2016. К ним относятся бульдозеры, экскаваторы, краны, тракторы, комбайны и др.

Освобождение от сбора

Освобождение от уплаты утилизационного сбора осуществляется в зависимости от некоторых характеристик транспортного средства, а также предусмотрено для отдельных категорий владельцев.

Конкретные основания освобождения прямо предусмотрены законом.

Ввоз машины в Российскую Федерацию физическим лицом при соблюдении одновременно следующих условий:

  • машина является личным имуществом лица;
  • данное лицо относится к одной из следующих категорий: участники программы по переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, беженцы, вынужденные переселенцы.

Ввоз в Российскую Федерацию транспортного средства, собственником которого является:

  • дипломатическое представительство / консульское учреждение;
  • международная организация;
  • сотрудник такого представительства / учреждения / организации;
  • член семьи сотрудника.

Ввоз автомобилей на территорию свободной экономической зоны. В России таковой является Калининградская область. Освобождение по данному основанию производится только в случае, когда с даты выпуска машины прошло менее трёх лет.

«Возраст» автомобиля составляет 30 лет и более, но при этом важно, чтобы:

При продаже транспортного средства, в отношении которого сбор не уплачивался по первым двум основаниям, обязанность внесения платежа переходит к покупателю. Что касается третьего основания, то его действие прекращается после вывоза авто с территории свободной экономической зоны.

Каков размер утилизационного сбора?

Размер утилизационного сбора вычисляется путём умножения двух показателей: базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретных видов транспортных средств.

Базовая ставка зависит от категории транспортного средства:

Коэффициенты для расчёта суммы утилизационного сбора утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2018 г. N 300. Коэффициент для конкретной машины определяется рядом факторов:

  • её категорией;
  • годом выпуска;
  • рабочим объёмом двигателя;
  • массой (для грузовиков);
  • целью ввоза в Россию.

В таблице приведены размеры коэффициентов для легковых автомобилей.

Легковые автомобили с рабочим объёмом двигателя (в кубических сантиметрах): новые авто авто старше 3 лет авто на базе шасси 2017 г.в.
до 1000 1,65 6,15 1,42
от 1001 до 2000 4,2 15,69 2,21
от 2001 до 3000 6,3 24,01 4,22
от 3001 до 3500 5,73 28,5 5,73
более 3500 9,08 35,01 9,08
В случае ввоза гражданами для личного пользования (независимо от объёма двигателя)

В качестве примера рассчитаем размер утилизационного сбора на новый отечественный автомобиль LADA Granta с объёмом двигателя 1600 куб.см.:

20 000 × 4,2 = 84 000 (рублей).

Ответственность водителя за неуплату сбора

Непосредственно за неуплату сбора законом ответственности не предусмотрено. Но если в ПТС нет отметки об утилизационном сборе (либо об уплате, либо об основании освобождения от неё), то автомобиль не может быть зарегистрирован в органах ГИБДД.

В соответствии с законом собственник обязан зарегистрировать транспортное средство:

  • до истечения срока действия транзитного номера, который выдаётся на 20 суток;
  • в течение 10 дней после приобретения.

Если же он данное действие не выполнит, то ему грозит административный штраф за управление незарегистрированным транспортным средством. Такой штраф составляет от 500 до 800 рублей. Но даже уплата штрафа не освобождает от обязанности заплатить утильсбор и зарегистрировать автомобиль. Поэтому при повторном нарушении наказание будет ужесточено, и здесь два варианта: или штраф в размере 5 000 рублей, или лишение водительских прав на срок от одного до трёх месяцев.

В случае ввоза транспортного средства из-за границы возможна следующая ситуация. Если в течение 3 лет таможенные органы обнаружат факт неуплаты сбора, либо его неполной уплаты, то они направят Вам соответствующее извещение. После его получения необходимо в течение 20 дней (календарных!) совершить соответствующий платёж. Если же требования таможни Вы проигнорируете, то необходимые суммы будут взысканы уже через суд.

Можно ли вернуть утилизационный сбор?

Возможность возврата утилизационного сбора возникает в двух случаях:

  • уплата или взыскание суммы сбора «с излишком»;
  • ошибочная уплата или взыскание сбора (например, если сбор уже был уплачен в отношении приобретённого транспортного средства).

Для этого необходимо обратиться с письменным заявлением в один из следующих органов:

  • таможенная служба: в случае, если сбор взимался при ввозе транспорта в Россию;
  • налоговая служба: в случае, если сбор был уплачен российским производителем или приобретателем автомобиля.

Вместе с заявлением нужно представить:

  • паспорт (оригинал и копию второго и третьего листа);
  • квитанцию об уплате сбора;
  • документ, подтверждающий ошибочную уплату сбора либо уплату сверх установленного размера;
  • копию доверенности: при подаче заявления представителем физического или юридического лица;
  • свидетельство о праве на наследство: в случае подачи заявления наследником лица, уплатившего сбор.

Организации и индивидуальные предприниматели могут также приложить к заявлению копии свидетельств о государственной регистрации и о постановке на учёт в налоговом органе. Но данные документы подавать необязательно. Если их не будет, государственный орган сам запросит необходимые ему сведения у должностных лиц.

На подачу заявления отведено 3 года со дня уплаты утильсбора. Сотрудники таможенной или налоговой службы обязаны рассмотреть Ваше заявление и принять по нему решение в течение 30 календарных дней.

Принятое решение направляется заявителю. Затем служба передаёт платёжное поручение в Федеральное казначейство. На основании него денежная сумма, подлежащая возврату, перечисляется на банковский счёт плательщика сбора.

Индексация утилизационного сбора с 1 апреля 2018 года

С 1 апреля 2018 года размер утилизационного сбора значительно поднялся. Это связано с тем, что постановлением Правительства от 19 марта 2018 года № 300 была произведена индексация коэффициентов для расчёта сбора. Рассмотрим подробнее, насколько сильно это отразится на кошельках автолюбителей и производителей авто.

Поскольку наиболее распространёнными являются легковые автомобили, уточним степень повышения сбора на них

Для новых авто:

Легковые авто с рабочим объёмом двигателя (в см3): Коэффициент для расчёта Процент повышения
до 01.04.2018 с 01.04.2018
до 1000 1,42 1,65 14,00%
от 1001 до 2000 2,21 4,2 47,00%
от 2001 до 3000 4,22 6,3 33,00%
от 3001 до 3500 5,73 5,73 0
более 3500 9,08 9,08 0
Ввозимые гражданами для личного пользования 0,17 0,17 0

На производителей транспортных средств и на отдельных покупателей возложена обязанность уплаты утилизационного сбора. Сделано это для обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств.

«Механизм работы» этого сбора таков: транспортное средство со временем приходит в негодность и передается специализированным компаниям, занимающимся утилизацией отходов. Расходы таких компаний возмещаются из федерального бюджета, куда в свое время поступил утилизационный сбор.

Плательщики могут учесть перечисленные в бюджет суммы сбора при расчете облагаемой базы по налогу на прибыль. О порядке учета утилизационного сбора узнаете из данной консультации.

Нормативные документы, регулирующие порядок исчисления утилизационного сбора

Утилизационный сбор установлен ст. 24.1 Закона № 89-ФЗ.

Согласно п. 1 указанной статьи он уплачивается за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним (далее – ТС), ввозимые в РФ или произведенные, изготовленные в РФ (за исключением ТС, указанных в п. 6 данной статьи).

В соответствии с п. 3 ст. 24.1 Закона № 89-ФЗ плательщиками утилизационного сбора признаются лица, которые:

    осуществляют ввоз ТС в Россию:

    осуществляют производство, изготовление ТС на территории РФ;

    приобрели транспортные средства на территории РФ у лиц, не уплачивающих утилизационный сбор в соответствии с абз. 2 и 3 п. 6 указанной статьи;

    приобрели транспортные средства на территории РФ у лиц, не уплативших этот сбор в нарушение установленного порядка.

Утилизационный сбор не уплачивается в отношении транспортных средств (п. 3 ст. 24.1 Закона № 89-ФЗ):

    ввоз которых в РФ осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися переселенцами либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами (абз. 2 п. 6);

    которые ввозятся в РФ и принадлежат дипломатическим представительствам или консульским учреждениям, международным организациям, а также их сотрудникам и членам их семей (абз. 3 п. 6);

    с года выпуска которых прошло 30 и более лет, которые не используются в коммерческих целях, имеют оригинальный двигатель, кузов и раму (при наличии), сохранены или отреставрированы до оригинального состояния, виды и категории которых определены Правительством РФ (абз. 4 п. 6).

При ввозе ТС на территорию России сбор взимает Федеральная таможенная служба, во всех остальных случаях – Федеральная налоговая служба.

Правила взимания утилизационного сбора

Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора утверждены в отношении:

    колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним (далее – Правила для КТС) – Постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 № 1291;

    самоходных машин и (или) прицепов к ним (далее – Правила для СМ) – Постановлением Правительства РФ от 06.02.2016 № 81.

Этими постановлениями утверждены также перечни видов и категорий транспортных средств (колесных и самоходных), а также размеров утилизационного сбора, в соответствии с которыми налогоплательщики самостоятельно исчисляют утилизационный сбор согласно п. 5 Правил для КТС и п. 5 Правил для СМ.

К сведению: размер утилизационного сбора определяется как произведение базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для той или иной категории. При этом для каждой категории транспортного средства предусмотрены два коэффициента: один для нового, другой – для транспортного средства, с даты выпуска которого прошло более трех лет.

После того, как организация самостоятельно исчислит утилизационный сбор, она должна перечислить его в бюджет. Уплата может осуществляться с зачетом излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора. При этом зачесть его в счет иных платежей нельзя.

Согласно п. 7 Правил для КТС и п. 7 Правил для СМ на бланке паспорта (или в электронном паспорте) транспортного средства, в отношении которого уплачивается утилизационный сбор, проставляется отметка (вносится информация):

    об уплате сбора;

    об основании неуплаты утилизационного сбора (если сбор не должен уплачиваться).

Пример.

05.10.2017 организация ввезла на территорию РФ два колесных транспортных средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения с рабочим объемом двигателя свыше 3 000, но не более 3 500 куб. см.

Год выпуска одного из них – 2016.

Документальное подтверждение даты выпуска второго ТС отсутствует. Из его идентификационного номера следует, что он изготовлен в 2014 году.

Рассчитаем размер утилизационного сбора.

В перечне, установленном для КТС, упоминаются транспортные средства категории M (от М1 до М3) – транспортные средства, имеющие не менее четырех колес и используемые для перевозки пассажиров. Например, транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения, относятся к категории М1.

Для каждой категории КТС предусмотрены два коэффициента: один для нового КТС, другой – для КТС, с даты выпуска которого прошло более трех лет. При отсутствии документального подтверждения даты выпуска (то есть даты изготовления КТС) год выпуска определяется по коду изготовления, указанному в идентификационном номере КТС, при этом началом исчисления трехлетнего срока считается 1 июля года изготовления.

Значит, на момент ввоза КТС с даты выпуска (с 01.07.2014 по 05.10.2017) прошло более трех лет. Коэффициенты расчета суммы утилизационного сбора для данного вида транспортных средств составляют 5,73 (для новых КТС) и 28,5 (для КТС старше трех лет).

Размер базовой ставки составляет:

    для транспортных средств, выпущенных в обращение на территории РФ, категории М1, в том числе повышенной проходимости категории G, а также специальных и специализированных транспортных средств указанной категории – 20 000 руб.;

    для остальных КТС – 150 000 руб.

Размер утилизационного сбора составит:

    для ТС 2016 года выпуска – 114 600 руб. (20 000 руб. x 5,73);

    для ТС 2014 года выпуска – 570 000 руб. (20 000 руб. x 28,5).

О расходах на уплату утилизационного сбора…

производителями ТС на территории РФ

Исходя из норм, изложенных в п. 4 Правил для КТС и п. 4 Правил для СМ, взиманием утилизационного сбора, уплату которого осуществляют производители транспортных средств, занимается ФНС.

Для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора плательщики по истечении 3 рабочих дней со дня уплаты представляют в налоговый орган по месту своего нахождения документы, перечисленные в п. 16 Правил для КТС и п. 18 Правил для СМ, среди которых:

    расчет суммы утилизационного сбора (для КТС – по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 24.10.2016 № ММВ-7-3/577@; для СМ – по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 24.10.2016 № ММВ-7-3/578@);

    копии платежных документов об уплате утилизационного сбора;

    бланки паспортов, оформляемых на КТС или СМ (за исключением случаев, когда на КТС оформляются электронные паспорта).

Форма штампа об уплате утилизационного сбора, взимаемого налоговой службой, утверждена Приказом ФНС России от 09.07.2014 № ММВ-7-3/367@ (Приложение 1). Штамп имеет два поля: в первом – слова «Утилизационный сбор», во втором – код налогового органа, подпись лица, проставившего штамп.

В каком периоде отражаются в расходах для целей налогообложения суммы уплаченного утилизационного сбора?

Согласно п. 1 ст. 51 БК РФ утилизационный сбор относится к неналоговым доходам федерального бюджета.

Утилизационный сбор не является сбором, установленным в соответствии с Налоговым кодексом. Таким образом, он не может быть учтен в целях налогообложения прибыли на основании пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ.

К сведению: утилизационный сбор подлежит учету при определении налоговой базы в составе прочих расходов в соответствии с пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ, поскольку является обязательным платежом, уплачиваемым при ввозе или производстве транспортных средств и шасси.

Расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся. При этом датой осуществления расходов в виде сумм налогов (авансовых платежей по налогам), сборов и иных обязательных платежей признается дата их начисления (п. 1 и пп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ).

По мнению Минфина, для целей налогообложения прибыли утилизационный сбор должен учитываться в составе прочих расходов того отчетного периода, в котором возникает обязанность по уплате сбора в бюджет (см. Письмо от 12.03.2014 № 03-03-10/10650 (направлено Письмом ФНС России от 25.03.2014 № ГД-4-3/5347@)).

Производители ТС уплачивают утилизационный сбор до представления в налоговые органы соответствующих расчетов, следовательно, для них датой возникновения обязательств по уплате утилизационного сбора является дата осуществления операции, которая требует уплаты сбора в бюджет. Такие разъяснения даны в недавнем Письме Минфина России от 23.10.2017 № 03-03-РЗ/69150.

плательщиками, признаваемыми крупнейшими производителями

Организации – производители ТС могут получить статус крупнейших производителей.

Порядок признания организаций крупнейшими производителями установлен Приказом Минпромторга России от 13.01.2014 № 6. Согласно ему организация представляет в Минпромторг заявление, составленное в произвольной форме, и необходимые документы, по результатам рассмотрения которых она получает указанный статус (или отказ в признании).

Организация, получившая статус крупнейшего производителя ТС, самостоятельно проставляет на бланке паспорта транспортного средства отметку об уплате утилизационного сбора.

Форма штампа утверждена Приказом ФНС России от 09.07.2014 № ММВ-7-3/367@ (Приложение 2). Штамп имеет два поля: в первом – слова «Утилизационный сбор», во втором – ИНН плательщика, отнесенного к крупнейшим производителям ТС; подпись лица, проставившего штамп.

Крупнейшие производители ТС подают в налоговый орган по месту своего нахождения:

    расчет утилизационного сбора в электронной форме с направлением по телекоммуникационным каналам связи;

    копии одобрений типа транспортного средства (одобрений типа шасси), копии сертификатов соответствия и (или) деклараций о соответствии;

    копии паспортов, выданных на транспортные средства, в отношении которых ранее был уплачен утилизационный сбор, на базе которых плательщиком изготовлены (достроены) транспортные средства, в случае если в отношении таких транспортных средств в соответствии с законодательством РФ выдаются новые паспорта.

Документы подаются в следующие сроки:

    крупнейшими производителями КТС – в течение двух рабочих дней, следующих за днем выдачи паспорта , где им проставлена вышеуказанная отметка (п. 19 Правил для КТС);

    крупнейшими производителями СМ – не позднее последнего дня квартала, в котором выдан бланк паспорта , где им проставлена отметка (п. 21 Правил для СМ);

Налоговый орган в течение 30 дней со дня представления расчета утилизационного сбора направляет крупнейшему производителю информацию о наличии ошибок в исчислении суммы утилизационного сбора в электронной форме, а тот устраняет в течение пяти дней со дня получения указанной информации ошибки и повторно направляет расчет утилизационного сбора.

Уплату утилизационного сбора крупнейший производитель осуществляет:

    в течение 45 календарных дней, следующих за кварталом, в котором представлен расчет утилизационного сбора;

    за III квартал года – в течение 90 календарных дней, следующих за указанным кварталом.

Об этом говорится в п. 22 Правил для КТС и п. 24 Правил для СМ.

Порядок отражения в налоговых расходах сумм уплаченного утилизационного сбора крупнейшими производителями отражен в вышеупомянутом Письме Минфина России от 12.03.2014 № 03-03-10/10650. Указав, что утилизационный сбор подлежит учету в составе прочих расходов в соответствии с пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ, чиновники отметили следующее.

Установленный Правительством РФ порядок уплаты утилизационного сбора не позволяет сделать вывод, что исчисленный для уплаты в бюджет платеж является платежом по результатам деятельности плательщика за определенный (в данном случае – квартал). Сумма подлежащего уплате в бюджет утилизационного сбора представляет собой общую сумму этого сбора, исчисленную на основании сумм, отраженных в расчетах, представленных в налоговый орган за истекший квартал.

При этом сумма утилизационного сбора, подлежащая уплате в бюджет, фактически определяется плательщиком в течение указанного 45-дневного срока, отведенного для его уплаты.

С учетом изложенных особенностей датой начисления утилизационного сбора, по мнению Минфина, признается дата возникновения обязательств, связанных с уплатой сбора в бюджет.

К сведению: для целей налогообложения прибыли утилизационный сбор должен учитываться в составе прочих расходов того отчетного периода, в котором возникает соответствующая обязанность.

Например, расходы крупнейшего производителя самоходных машин и (или) прицепов к ним в виде утилизационного сбора признаются для целей исчисления налога на прибыль на последнее число квартала, за который определяется сумма данного сбора (Письмо Минфина России от 23.10.2017 № 03-03-РЗ/69150).

лицами, приобретающими ТС на территории РФ у неплательщиков сбора

Пунктом 4 Правил для КТС и п. 4 Правил для СМ предусмотрено, что ФНС также занимается взиманием утилизационного сбора, уплату которого осуществляют лица, приобретающие транспортные средства на территории РФ у неплательщиков сбора (тех, кто не уплачивает данный сбор в силу закона, либо у тех, кто не уплатил сбор в нарушение установленного порядка).

Указанные плательщики (как и производители транспортных средств, рассмотренные в предыдущем разделе) сами исчисляют сумму утилизационного сбора, уплачивают его в бюджет и по истечении трех рабочих дней со дня уплаты для подтверждения правильности исчисления представляют в налоговый орган по своему местонахождению документы, перечень которых приведен в п. 16 Правил для КТС и п. 18 Правил для СМ. В частности, представляются:

    документы, подтверждающие факт приобретения транспортного средства на территории РФ;

    паспорта (дубликаты), выданные на транспортные средства, в отношении которых утилизационный сбор не уплачивался;

    копии товаросопроводительных документов (при наличии);

    копии документов об уплате утилизационного сбора;

    расчет суммы утилизационного сбора по форме, утверждаемой ФНС.

После проверки правильности исчисления суммы утилизационного сбора и его поступления по соответствующему КБК на счет органа Федерального казначейства налоговый орган проставляет на бланках паспортов отметку об уплате утилизационного сбора и возвращает их плательщику (либо направляет соответствующие сведения администратору для внесения в электронный паспорт) (п. 18 Правил для КТС, п. 20 Правил для СМ).

К сведению: если организация приобрела транспортное средство, в отношении которого не был уплачен утилизационный сбор, и уплатила его сама, то сумма сбора учитывается согласно п. 1 ст. 257 НК РФ при определении первоначальной стоимости этого ОС. Таким образом, утилизационный сбор отражается в расходах для целей налогообложения через механизм начисления амортизации (Письмо Минфина России от 12.03.2014 № 03-03-10/10650).

при ввозе транспортного средства на территорию РФ

Взимание утилизационного сбора, уплату которого производят плательщики при ввозе транспортных средств (шасси) в Россию, осуществляет Федеральная таможенная служба (п. 3 Правил для КТС и п. 3 Правил для СМ).

Данные плательщики (или их представители) для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора подают в таможенный орган, в котором осуществляется декларирование транспортного средства в связи с его ввозом в РФ, документы, предусмотренные п. 11 Правил для КТС и п. 11 Правил для СМ, где среди прочих названы:

    расчет суммы утилизационного сбора (форма приведена в приложении 1 к правилам);

    копии платежных документов об уплате сбора;

    решение (и его копия) о зачете излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в счет его предстоящей уплаты (форма приведена в приложении 2 к правилам), выданное таможенным органом (если ранее сбор был излишне уплачен (взыскан) и было принято решение о зачете в счет предстоящей уплаты утилизационного сбора).

Таможенный орган проверяет правильность исчисления суммы утилизационного сбора и его поступление по соответствующему КБК на счет органа Федерального казначейства, а после этого проставляет на бланках паспортов транспортных средств отметку об уплате утилизационного сбора (либо направляет соответствующие сведения администратору для внесения в электронный паспорт – для КТС) (п. 12 Правил для КТС и п. 13 Правил для СМ).

На транспортные средства, в отношении которых в соответствии с п. 6 ст. 24.1 Закона № 89-ФЗ утилизационный сбор не уплачивается, лица, ввозящие их в Российскую Федерацию, представляют в таможенный орган документы, подтверждающие наличие оснований для неуплаты утилизационного сбора, и их копии. После проверки документов таможенный орган проставляет на бланке паспорта отметку об основании неуплаты сбора (п. 14, 15 Правил для КТС и п. 15, 16 Правил для СМ).

Отражение в налоговом учете расходов на уплату утилизационного сбора зависит от того, для каких целей приобретается транспортное средство:

    если в качестве товара для перепродажи, сбор учитывается в прочих расходах в соответствии с пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ;

    если для использования в качестве основного средства, расходы на уплату сбора должны участвовать в формировании первоначальной стоимости ОС на основании п. 1 ст. 257 НК РФ и списываться на расходы через механизм амортизации.

С 1 апреля 2018 года в России начали действовать повышенные ставки утилизационного сбора на автомобили. Именно с этого дня вступило в силу соответствующее постановление «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств» от 19 марта 2018 года №300. Ранее в отмечали, что средневзвешенный размер индексации ставок составит 15%, однако в сегменте легковых автомобилей, наиболее популярном в России, он вырос сразу вдвое, до 84 тыс. руб.

Напомним, что базовая ставка сбора для легковых машин составляет 20 тыс. руб., а за грузовую машину или автобус — 150 тыс. руб. В зависимости от мощности и класса автомобиля при расчете суммы сбора используются повышающие коэффициенты.

Целью повышения ставок, как отметили в правительстве, является «создание условий для развития экологически безопасных технологий по переработке отходов».

Насколько вырастет сбор

Коэффициент сбора для новых легковых машин с моторами объем до 1 л увеличится с 1,42 до 1,65: таким образом, размер сбора вырос на 17,86% — до 33 тыс. рублей. Для машин старше трех лет коэффициент вырос с 5,3 до 6,15.

Для легковых автомобилей с двигателем от 1 до 2 л коэффициент вырастет сразу вдвое: с 2,21 до 4,2. То есть за новую модель этой категории производителям придется отдать государству уже не 44 200 руб., а 84 000 руб.

Сборы для автомобилей с моторами от 2 до 3 л вырастут на 49,3% до 126 тыс. рублей.

На автомобили с объемом двигателя три и более литров утильсбор остается неизменным и составляет 114,6 тыс. рублей для машин с двигателем объемом от 3 до 3,5 литров и 181,6 тыс. рублей для машин с мотором большего объема.

Для подержанных машин коэффициент вырастет — с 8,26 до 15,69.

Утилизационный сбор для электромобилей увеличился на 14,79% до 32,6 тыс. руб. Для грузовых машин полной массой до 2,5 тонн сбор вырос на 14,46%, до 14,25 тыс. руб., от 2,5 до 3,5 тонн - на 51,5%, до 30 тыс. руб., от 3,5 до 5 тонн - на 15%, до 28,5 тыс. руб. Для грузовиков массой от 5 до 8 тонн утилизационный сбор составил 31,35 тыс. рублей (рост на 14,84%), от 8 до 12 тонн - 38,1 тыс. рублей (+14,9%), от 12 до 20 тонн - 41,85 тыс. рублей (+14,8%), от 20 до 50 тонн - 82,5 тыс. рублей (+14,8%).

Ранее в правительстве заверяли, что средневзвешенный размер индексации утилизационного сбора с учетом прогноза рынка на 2018 год составит 15-17,5%. Скорее всего, расчеты правительства велись с учетом того, что в ряде сегментов ставка вообще не изменилась.

Эксперты: цены вырастут на 10-15%

Российские автомобильные эксперты ранее сошлись во мнении о том, что повышение ставок сильнее всего ударит по компаниям-импортерам, хотя их доля на отечественном рынке и сокращается с каждым годом. Что качается роста цен на автомобили, связанного именно с индексацией утильсбора, то

эксперты предполагают, что очередная индексация приведет к росту цен на автомобили на 10-15%, однако автомобили будут дорожать постепенно.

Представители автокомпаний восприняли новости о росте утильсбора довольно пессимистично, особенно те, кто специализируется на импорте автомобилей в Россию, а не на производстве. Однако в Минпросторе заявили, что индексация утильсбора не приведет к увеличению стоимости автомобилей, правда, только тех, что производятся на территории России, в связи с существенным объемом средств бюджета, запланированных в 2018-2020 годах на поддержку автомобильной промышленности — более 125 млрд рублей ежегодно.

Напомним, что утилизационный сбор, который платится один раз за жизнь автомобиля, был введен в 2012 году для нивелирования последствий вступления России в . Ввиду вынужденного снижения ввозных пошлин на автомобили в правительстве нашли фактическую замену пошлинам, придумав собирать с импортеров деньги на утилизацию машин. Сначала сбор платили только импортеры, а заводы РФ давали гарантии утилизации, но с 2014 года из-за давления стран-участниц ВТО, подавших в суд ВТО, его распространили на всех. Российским автоконцернам стали выдавать промышленные субсидии, которые считаются компенсацией сбора. Последний раз утилизационный сбор поднимали в 2016 году — он был проиндексирован на 65%.

Ранее автомобильный эксперт в беседе с «Газетой.Ru» отмечал, что российский авторынок только начал восстанавливаться и находится в слабом состоянии. В связи с этим действия правительства он охарактеризовал как странные.

«Вообще не надо было этого сейчас делать, нельзя все время думать о том, как наполнить бюджет. Из-за неграмотных действий правительства может загнуться наметившийся подъем», — отметил он.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook