Как трогаться на снегоходе. Основы управления снегоходом — советы для новичков. Движение по незнакомой местности

Хотя бы раз, проехавшись на снегоходе, вы навсегда полюбите всей душой зимние просторы и захватывающая дух поездка, заставит вас мечтать о покупке этого вида транспорта. Но, это только на первый взгляд, кажется, что управлять снегоходом довольно легко. Таких мечтателей надо немного остудить, ведь даже «Буран», не говоря об прытком ski-doo, требует освоения хотя бы начальных навыков управления снегоходом .

Необходимое снаряжение при управлении снегоходом

Правильная выбранная экипировка для поездок на снегоходе это залог вашей безопасности, не забывайте, что езда в зимнее время представляет некоторую опасность для здоровья человека.

Зимняя тёплая одежда из влагонепроницаемого материала здесь подойдёт в самый раз. Перед поездкой примерьте и подгоните шлем и наденьте защитные очки. Тщательно проверьте все молнии и застёжки, небрежности не должны мешать управлять снегоходом.

Особое внимание обратите на правильный выбор зимних перчаток, управлять снегоходом будет невозможно, когда замёрзшие руки неправильно реагируют на возникшую ситуацию.

– Сначала нужно освоиться, найдя наиболее удобное положение на сидении снегохода, внимательно осмотреть, и примерится к рычагам управления. Самое оптимальное положение – это когда руль находится на расстоянии вытянутой руки, а ноги – в стременах или на подножках, что обеспечит вам контроль над машиной при поворотах.

– Рычагом газа, который расположен на правой стороне руля, вы выбираете нужную скорость, надавливая на него большим пальцем. На левой стороне находиться тормозной рычаг, легкое нажатие на который, позволит вам плавно затормозить.

– Предварительно научитесь запускать двигатель, если у вас электростартёр, то это не представляет сложности, а для запуска ручным стартёром придётся немного попотеть. Чтобы зубчатая передача ручного «пускача» не сломалась, постепенно выберите свободный ход у троса и потяните его без резких рывков. Затем раскачивая снегоход взад-вперёд, освободите его гусеницы от налипшего снега.

– Запустив двигатель, на холостых оборотах включите передачу и плавно добавляйте газ, снегоход начинает двигаться. Помните, что если вы резко добавите обороты, машина, недолго думая просто перевернётся.

Вот и всё – поехали. Пока не наберётесь опыта, не советуем лихачить, выбрать для обучения, держать ноги в стременах и не делать резких поворотов.

Учимся секретам управления снегоходом на поворотах

Для того чтобы научиться грамотному управлению при разворотах, следует не забывать о следующих простых правилах:

– снижайте скорость при входе в поворот, чем круче разворот вы желаете сделать, тем меньшая скорость должна быть в самом начале маневра;

– при плотном и укатанном снеге на дороге, входя в поворот надо наклониться вперёд и переместить центр тяжести на лыжу, таким образом, увеличить сцепление со снегом лыжи и повысить устойчивость снегохода;

– если снег рыхлый, в сторону поворота надо лишь немного наклониться и машина без труда войдёт в разворот;

Вечно ездить по ровной дороге вам когда-нибудь надоест и жажда повысить уровень адреналина в крови потянет вас на склоны и холмы. Это естественное желание, но не забудьте только при этом выполнять рекомендации опытных водителей снегоходов:

  1. Для придания равновесия и устойчивости, двигаясь поперёк склона, всю тяжесть веса перенесите на находящийся выше бок снегохода.
  2. Не разворачивайтесь на ходу при подъёме на склон, если это дальше не представляется возможным. Двигатель надо выключить и поставив на стояночный тормоз, развернуть снегоход вниз.
  3. На крутом склоне, спускаясь вниз, смените положение тела, чтобы центр тяжести сместился ниже, это поможет не опрокинуться.
  4. По склону спускаясь вниз, осуществляйте торможение прерывистыми нажатиями на тормозную гашетку.
  5. Почувствовав, что снегоход начинает опрокидываться, не удерживайте его, а постарайтесь соскочить с него по склону вверх.
  6. Двигайтесь по склону зигзагами, чем круче склон, тем острее угол между зигзагами.

На рыхлом снегу, чтобы остановиться просто сбросьте газ, а на плотной укатанной поверхности надо использовать тормоз. Если вы ездили на автомобиле по льду, то точно так же выполняйте торможение и на снегоходе, нажимая и опуская рычаг тормоза, тем самым обеспечивая плавную без заноса остановку снегохода.

Выполняя эти нехитрые советы, вы достаточно скоро освоите, как управлять снегоходом и поймёте всю прелесть этих невероятных зимних поездок.

Когда этот выпуск журнала поступит в продажу, в Петербурге и в окрестностях, скорее всего, будет много снега, и счастливые обладатели снегоходов наконец-таки смогут начать сезон.

А вот когда мы готовили номер к печати, с погодой у любителей «оттянуться» по снежной трассе были проблемы: снег в ноябре выпал, но пролежал недолго, и начались типичные для питерской поздней осени сырость и слякоть.

Понятно, что в таких условиях на снегоходе не особо покатаешься: нужно ждать снега, но сколько его должно быть, чтобы можно было ездить, не рискуя - не дай бог! - угробить технику? С этим вопросом мы обратились к специалистам Группы компаний «ПЕТРОСЕТ» - официального диллера YAMAHA - и в результате узнали много интересного об особенностях эксплуатации снегоходов вообще…

Так сколько нужно снега?

Начнем с главного. То, что летом снегоход должен где-то храниться, а затем определенным образом готовиться к зимнему сезону, - более или менее очевидно. Как его расконсервировать? Ответ один: только в авторизованном сервисе у официального дилера, так как это довольно-таки сложная процедура (в частности, гусеницу необходимо ослаблять перед сезонным хранением и снова подтягивать к зиме), и доверять ее лучше квалифицированному механику.

Определяя же необходимую для начала активных «покатушек» толщину снежного покрова, необходимо учитывать следующее. Главная (после двигателя) деталь снегохода - гусеница - движется по специальным направляющим наподобие рельсов. На техническом жаргоне их именуют «склизами». «Рельсы» эти должны смазываться (охлаждаться) водой, которая образуется при подтаивании попадающего на них снега. Если снега мало, и такой смазки (охлаждения) нет, пластиковые склизы быстро изнашиваются, а от сильного нагрева могут и расплавиться. Гусеница к ним «прилипнет», и «реанимировать» такой снегоход в полевых условиях будет очень трудно.


Кроме того, радиаторы двигателей с жидкостным охлаждением расположены на подножках снегохода, и, опять-таки, туда в обязательном порядке должен попадать снег. Если же он попадает в недостаточном количестве, происходит перегрев мотора (это не относится к некоторым четырехтактным моторам, оснащенным дополнительным радиатором с электровентилятором). Соответственно, при езде по укатанным дорожкам или, скажем, по льду на снегоходе с жидкостным охлаждением двигателя необходимо периодически заезжать на участки со снегом, чтобы таким образом принудительно охлаждать и мотор, и склизы.

Температура же воздуха для современных снегоходов практически не играет роли: их можно эксплуатировать и при -30°, и при +5 °С. Если же меняется высота над уровнем моря, необходимо изменить настройки карбюратора. В инжекторных двигателях, напомним, подача топлива регулируется автоматически.

Если снега достаточно

…и друзья зовут вас куда-нибудь на природу и - тем более - на сафари (так называется длительное путешествие на дальние расстояния: десятки, а то и сотни километров), прежде чем согласиться, подумайте, предназначен ли ваш снегоход для таких поездок. Возможно, придется взять напрокат другую модель.

Так, например, следует остерегаться долгой езды в полный газ по озеру: на двухтактных моделях, предназначенных для перемещения тяжелых грузов, это может привести даже к прогоранию поршня. Существуют также модели (так называемые «кроссовые»), рассчитанные на кратковременное ускорение, и если на них долго ехать с ровным газом, двигатель «умрет» в течение нескольких минут… Так что, для сафари предпочтительнее туристические снегоходы.

Кстати, подобные путешествия все больше входят в моду, и специально для них производители конструируют особые модели: так называемые «туристы-эгоисты», рассчитанные только на одного человека. Они комфортны, проходимы (за счет удлиненной гусеницы), на них можно запросто отмахать около 200 км на одном баке горючего (и это - при весьма агрессивном стиле езды!), но и на них ни в коем случае нельзя отправляться в путешествие в одиночку, даже если вы полностью уверены в своей технике.

Очень часто возникает ситуация, когда оставленный на ночь на стоянке снегоход заводится, но никак не может тронуться с места. В большинстве случаев это означает, что аппарат всего-навсего примерз: снегоход, прогретый после дневной эксплуатации и оставленный с вечера, подтапливает снег, а за ночь его «прихватывает» ледяная корка. В этом случае нужно просто приподнять снегоход сзади и легонько встряхнуть его. Если же продолжать бездумно газовать в попытке выбраться из ледового плена, запросто можно сжечь ремень вариатора.

Участки трассы с песком, грязью, а также проталины необходимо, по возможности, преодолевать по кратчайшему пути, чтобы время движения по таким «проплешинам» было минимальным. Что происходит с важнейшими частями снегохода, когда на них долго не попадает снег - см. выше…

Катание на снегоходе - отличная зимняя забава, однако относиться к этому развлечению следует очень и очень серьёзно.

Неосторожное пользование техникой может привести к самому худшему.

Как кататься без риска для здоровья?

Правило первое , особенно строгое: избегайте соблазна сесть на снегоход после употребления горячительных напитков.

Алкоголь - самая досадная причина трагических случаев на транспорте. Бойтесь расстаться с жизнью или отнять жизнь у кого-то другого.

Подчеркнём, что спиртное опасно не только потому, что оно туманит голову. Увы, горячительные напитки греют только в первые минуты, а потом, напротив, способствуют переохлаждению организма. Сильный ветер, который сначала покажется вам несущественным, может мигом продуть вас до воспаления лёгких.

Правило второе : катайтесь по специальным снегоходным маршрутах. Обычно любители снегоходов ездят по замёрзшим рекам. Кстати, о реках: не доверяйтесь интуиции, оценивая крепость льда. Десять раз подумайте, прежде чем открыть на нём сезон.

Не следует ездить по участкам, на которых снег слишком сильно укатан (например, мимо детских горок) или испещрён проталинами.

Правило третье : будьте внимательны. Не стоит снимать ноги с подножек, размахивать руками, выполнять экстравагантные прыжки. Опасно обгонять другие снегоходы, идущие впереди.

Чтобы ехать без рывков, не допускайте резкого изменения оборотов двигателя. Не гоняйте. Скорость в 70 км/ч - вполне разумный предел, особенно в неидеальных условиях езды.

И ещё один очень важный, хоть и довольно очевидный, совет: всегда надевайте защитный шлем и очки.

Возможные проблемы при езде на снегоходе

Будьте готовы к неприятным сюрпризам, особенно если пользуетесь снегоходом впервые.

У этой машины есть несколько специфических особенностей, о которых желательно знать заранее. Она:

  • почти не имеет наката и быстро останавливается просто при сбрасывании газа, без использования тормоза;
  • чувствительна к смещению центра тяжести (на поворотах желательно немного наклоняться вперёд, чтобы лыжи плоотнее соприкасались со снегом);
  • требует уменьшения оборотов двигателя при пробуксовке.

Если вы замечаете, что под снегом, по которому вы проезжаете, вода, постарайтесь проскочить опасное место, увеличив скорость.

При застревании в сугробе не ленитесь вручную разрыть снег под лыжами так, чтобы они вновь приняли горизонтальное положение.

Провалившись в воду, не паникуйте. Старайтесь держать голову над водой. Ухватитесь за тот участок льда, со стороны которого вы ехали - он уже выдержал ваш вес и вес снегохода. Если течение воды сильное, подогните ноги. Закрепившись, зовите во весь голос на помощь.

Здесь вы можете узнать самые важные правила безопасности при езде на снегоходе. Соблюдения простых и незамысловатых правил и требований помогут вам в дальнейшем не получить травмы или сберечь жизнь. Вы должны помнить, что снегоход это не машина, трасса под ним может быть непредсказуема, а также отсутствие железного каркаса, который вас защитит. Мощности у снегоходов с каждым годом прибавляются, что требует более жесткое соблюдение требований по эксплуатации. Соблюдение правил не отразится, на получении удовольствия от катания и получению незабываемых ощущений.

Для того чтобы катание оставляло только положительные эмоции, в первую очередь следует серьезно подойти к выбору одежды. Вы должны защитить свою голову шлемом, он убережет вас не только от ударов во время падения, а также от ветра холодного ветра, снега, льда который летит в лицо. Также неоспорим плюсом шлема является защита от веток, когда вы проберетесь сквозь лес, не будет потребности ложиться на руль. Куртка, штаны и ботинки должны быть ветрозащитными и не промокаемыми, такую одежду можно приобрести в специальных магазинах. Такие траты будут оправданы, когда вы почувствуете, что не промокли насквозь, не заболели и смогли получить массу удовольствия.

Всегда будьте внимательны, когда вы за рулем, любой провод который низко висит, может стать смертельным для вас. Когда проезжаете линии электропередачи, лучше снизьте скорость, обращайте внимание на столбы, провода может быть не видно на фоне деревьев. Особенно опасны такие ситуации вечером, когда видимость уже плохая.

Если у вас появилась непреодолимая надобность пересечь дорогу или железнодорожные пути, это следует делать исключительно под прямым углом. Иначе вас может занести и придется доставать снегоход вручную. В случаи с железной дорогой все очень серьезно, так как может ехать поезд который не сможет остановиться или объехать.

Бытуют разные мнения о передвижении по льду, некоторые говорят, что следует ехать след в след, а некоторые наоборот. Но опасность ждет в любом случаи, так как лед может быть недостаточно прочным. Лучше не ехать след в след, так как сзади едущий может попасть в образовавшийся раскол. По возможности лучше не рисковать и не ездить по льду вовсе, но если уже решились, проверьте его вначале на прочность. Самому уж точно не стоит ехать, старайтесь ездить с товарищами, которые смогут оказать помощь, если вдруг лед провалится. Большенство смертельных случаев как раз и случаются на льду.

Существуют также определенные правила при езде на холмистой местности. Тут вам уже понадобится опыт и знание контроля баланса. В зависимости от ситуации надо правильно перемещаться, чтобы снегоход не опрокинуло назад. Если вы начали чувствовать, что снегоход не тянет подъем, то следует загнать гусеницу по максимуму в снег, это предотвратит откат назад. В случаи начала переворачивания снегохода, лучше быстро спрыгнуть в сторону горы, чтобы снегоход не поволок вас по всему склону.

Решив, поохотится на снегоходе, не стоит стрелять во время езды. Красуясь так перед друзьями, вы можете в момент выстрела попасть на кочку, навредив этим не только себе, но и в близь едущим людям. Также вам будет мешать шлем, который следует одевать во время езды.

Понятное дело каждому хочется почувствовать удовольствие от быстрой езды по белоснежному полю. Кататься на большой скорости лучше по знакомой местности, так как на поле можно легко не заметить яму или канаву. Как и любым транспортным средством управлять в нетрезвом состоянии не стоит это может повлечь неприятные последствия.

Не думайте, что задача этой статьи напугать вас или предостеречь от катания на снегоходах. Тут просто написаны элементарные советы, которые могут сберечь вам жизнь. Много людей в таких ситуациях не выжили из-за жажды скорости, своей сверх уверенности или просто глупости. Но вы, зная такие правила, легко сможете выйти из любой ситуации. Главное если упали раз, найти в себе силы не опустить руки и сесть снова. Мастерство к вам прейдет со временем, проведенным в не одно часовых поездках.

Нет никакого сомнения, что сев однажды на снегоход, вы запишете зиму в самое любимое время года. И даже если вы испытывали стойкую неприязнь к холоду и снегу, единственная, захватывающая дух поездка навсегда сделает вас фанатом этого вида транспорта, мечтающим о собственном снегоходе.

Мечты непременно должны сбываться, и вот, вы радостный обладатель чудесной машины. В предвкушении залихватской гонки по заснеженным холмам вы приобрели курточку в цвет снегохода и готовы прямо сейчас устремиться навстречу ветру.

Однако не кажется ли вам, что вы кое-что забыли? Знакомы ли вы с управлением снегоходом? Так ли все просто, как вам кажется?

Управление снегоходом на открытом пространстве

Конечно, для новичка поездка по ровному полю, где отсутствуют препятствия, самый лучший способ потренироваться в управлении снегоходом. Первое время и этого достаточно, чтобы получить море положительных эмоций и провести время с семьей, вместо того, чтобы бестолково убивать его у телевизора.

Открытое пространство – самое удобное место, где все члены семьи могут не спеша усвоить основы управления снегоходом.

Экипировка

— Первое главное правило, которое нужно усвоить раз и навсегда, правильная экипировка для поездок на снегоходе. Для обеспечения безопасности необходим специальный шлем и защитные очки. Отличная идея приобрести теплую спортивную одежду из непромокаемых материалов, предназначенную для зимних видов спорта. Перед поездкой проверьте все застежки и молнии. Все должно быть в исправном состоянии, чтобы не отвлекать вас от управления. Ваша экипировка – это не только безопасность. Это и защита вашего организма от холода, и комфорт, и, в конечном итоге, удовольствие от поездки. Жизненно важны в экипировке хорошие зимние перчатки. Замерзшие руки не могут быстро реагировать на ситуацию, так что от правильно выбранных зимних перчаток зависит, практически, все управление снегоходом.

Подготовка к первой поездке

— Понятно, что перед первой поездкой нужно немного освоиться на сиденье снегохода, найти наиболее удобное положение, изучить визуально рычаги и детали снегохода. Точно так же вы в первый раз садитесь за руль незнакомого автомобиля, как бы примеряясь к рулю и педалям.

Самое идеальное положение райдера — на расстоянии вытянутых рук до руля. Сначала оно кажется немного неудобным, но в поездке такое положение себя оправдывает.

— Ноги всегда должны находиться на специальных подножках или в стременах снегохода. Это поможет вам контролировать снегоход при резких поворотах.

— На правой стороне руля находится рычаг газа. Желаемая скорость достигается нажатием на рычаг большим пальцем. Точно так же слева на руле вы найдете рычаг тормоза. Легкое давление на рычаг обеспечит плавное торможение снегохода.

Теперь, когда вы нашли рычаги газа и тормоза, можно начать движение. Достаточно плавно нажать на рычаг газа, и снегоход начнет перемещаться. Поворачивая руль, вы сможете управлять снегоходом, и с этих минут начнется ваше увлекательное путешествие.

Опыт приходит не сразу, но довольно скоро вы начнете без страха выписывать крутые виражи. Однако при первых экспериментах рекомендуем не лихачить и наклоняться в сторону поворота, не вынимая ног из «стремян». Соблюдайте эти правила, чтобы не вылететь из седла. Не забывайте, что снегоход – тяжелая машина, и ее веса вполне достаточно, чтобы нанести серьезные увечья при аварии вплоть до смертельного исхода.
Торможение снегохода

— В зависимости от плотности снега тормозить нужно по-разному. На мягком снегу вы просто плавно отпускаете рычаг газа, в то время как на укатанной поверхности придется использовать еще и тормоз.

На льду торможение снегохода похоже на автомобильное. Необходимо качать рычаг тормоза, слегка нажимая и отпуская его. Таким образом, будет обеспечена плавная и безопасная остановка снегохода без заноса.

Соблюдая эти нехитрые правила, вы быстро научитесь управлять снегоходом и впоследствии будете получать невероятное удовольствие от такого зимнего времяпровождения.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook