Как продлить жизнь аккумулятору автомобиля? Что необходимо помнить при покупке новой АКБ. Приобретение надёжных зарядных устройств

Как бы это не было прискорбно, но у всего есть свой срок службы. Считается, что у аккумулятора он составляет порядка трех лет, после чего батарея отправляется на свалку, а ее место в автомобиле занимает новая АКБ.

Однако не спешите раньше времени прощаться со старым аккумулятором, поскольку существует несколько способов его реанимации. Именно с ними сегодня вас и хочется познакомить.

К наиболее распространенным и излюбленным большинством автовладельцев методам реанимирования аккумуляторов относят :
1. Продолжительный заряд АКБ малым током.
2. Заряд АКБ в дистиллированной воде.
3. Максимальные разряды АКБ малыми токами.

Согласитесь, название способов восстановления дают лишь поверхностные представления об их сути. Для достижения отличного результата требуется познакомиться с этими методами реанимирования АКБ поближе.

Продолжительный заряд АКБ малым током

С помощью данного нехитрого способа можно вернуть жизнь только аккумулятору с незначительной и не застарелой сульфатацией пластин.

Для того, чтобы даровать вторую жизнь АКБ, вам необходимо:
1. Заполнить аккумулятор дистиллированной водой немного выше уровня.
2. Включить АКБ на заряд током нормальной величины (0,1 емкости аккумулятора).
3. Как только станет заметно газообразование в АКБ, следует на минут 20-30 отключить заряд.
4. После перерыва АКБ вновь необходимо подключить к току, только на этот раз уменьшенному в десять раз в сравнении с первоначальным, т.е 0,01 емкости АКБ.
5. Заметив усиленное газообразование на пластинах обеих полярностей, надо отключить АКБ от тока и сделать перерыв на 15-20 минут.

Четвертый и пятый этап восстановления аккумулятора следует повторить несколько раз . Порой, чтобы АКБ пришла в полную боевую готовность, требуется повторять указанные процедуры несколько дней подряд, прежде чем начать эксплуатировать аккумулятор на всю мощь.

Во избежание неудобств, связанных с работой аккумулятора, рекомендуем периодически проверять уровень электролита в АКБ (высота его слоя не должна быть менее 5 мм над верхними кромками пластин), а при необходимости можно добавить дистиллированной воды. Следите, чтобы в аккумулятор не попали какие-либо посторонние вещества. Следы окисления на аккумуляторных клеммах и проводах необходимо аккуратно удалять.

Заряд АКБ в дистиллированной воде

Если сульфатация АКБ глубокая, но не застарелая, то можно постараться восстановить аккумулятор следующим способом.
1. Разряжаем аккумулятор до напряжения 9 В.
2. Сливаем весь раствор электролита и заполняем аккумулятор дистиллированной водой. Ждем около часа.
3. После паузы в работе аккумулятор включаем на заряд. При этом напряжение тока на каждом зажиме аккумулятора ни в коем случае не должно превышать 11,5 В.
4. Постепенно увеличиваем заряд. После того, как удельный вес раствора был увеличен примерно до 1,1-1,12, необходимо довести зарядный ток до величины, равной 0,1 емкости АКБ.
5. Заряжать таким образом АКБ следует до тех пор, пока не будет заметно равномерное выделение газа на пластинах обеих полярностей.
6. После этого необходимо аккумулятор разрядить в течение полутора-двух часов током, равным 0,2 величины разрядного тока, соответствующего десятичасовому режиму разряда аккумулятора.

Пятый и шестой этап восстановления аккумулятора следует повторить несколько раз . После того, как удельный вес раствора не перестанет повышаться, следует довести уровень электролита до нормы и аккумулятор готов к эксплуатации.

Стоит отметить, что подобный метод довольно времязатратный, нередко, чтобы даровать аккумулятору вторую жизнь, могут потребоваться недели.

Реанимирование аккумулятора методом максимальных разрядов малыми токами

Метод восстановления АКБ, о котором сейчас пойдет речь, подходит для аккумуляторов с застарелой сульфатацией. Очевидно, что процесс будет долгим и трудоемким, однако он того стоит.

1. В первую очередь вам необходимо зарядить аккумулятор током, равным 0,2*Q (где Q — емкость аккумулятора).
2. После того, как напряжение достигло 12 В, зарядный ток следует снизить до величины, рассчитываемой по формуле 0,05*Q.
3. Заряд следует прекратить тогда, когда и напряжение, и вес электролита достигнут стабильных значений.
4. Дайте аккумулятору отдохнуть полчаса-час. После чего опять заряжайте его малым током, до тех пор пока он не «закипит».

Данный этап следует повторить несколько раз. О том, что пора прекратить процедуру, вы поймете тогда, когда электролит начнет закипать спустя несколько минут после начала зарядки .

После этого вам следует повторить первый этап работы, а через пару часов продолжить заряжать аккумулятор указанным способом. Для восстановления работоспособности АКБ вам может потребоваться повторить весь цикл работ до 8 раз.

Конечно, восстановление аккумулятора своими силами – это довольно долгий и трудоемкий процесс, однако приложив немного стараний вы сможете заметно продлить жизнь АКБ и сэкономить значительную сумму.

Считается, что современный автомобильный аккумулятор может прослужить 4-5 лет, практически не требуя особого ухода. На самом деле этот срок может быть заметно снижен или продлен, опираясь на условия эксплуатации автомобиля. Конечно, любому автовладельцу хочется, чтобы аккумулятор его автомобиля «прожил» как можно дольше, особенно если учесть высокую стоимость новой аккумуляторной батареи. Какими способами можно продлить срок ее службы?

Учитывая то, что большинство современных аккумуляторов, использующихся в автомобилях, являются необслуживаемыми или малообслуживаемыми, то рассказывать, как измерять плотность электролита или добавлять дистиллированную воду в аккумулятор, нет смысла. Проще всего, если у вас малообслуживаемый аккумулятор, один раз в полгода обратится в сервисный центр, где его обслужат, то есть дольют воду, проверят плотность электролита, проведут замер напряжения и силы тока. Если на автомобиле установлен необслуживаемый аккумулятор, то минимальный уход, который для него потребуется, вы сможете проводить самостоятельно у себя в гараже, в других случаях, необходимо обратиться на СТО, где приводится обслуживание автомобильных аккумуляторов.

Есть несколько несложных правил, которые ответят на вопрос
как продлить срок службы аккумулятора.

1. Не эксплуатируйте разряженный аккумулятор, особенно зимой. Следует учитывать то, что в зимний период нагрузка на аккумуляторную батарею увеличивается, ввиду того, что повышается расход энергии на обогрев зеркал, приходится длительное время пользоваться фарами, усложняется запуск мотора при низких температурах и т.д. При этом аккумулятор не всегда успевает полностью зарядиться, особенно во время коротких поездок по городу. Поэтому есть смысл перед постановкой машины на ночь в гараж, отключить все потребители электроэнергии, и дать возможность, немного поработать двигателю, чтобы генератор успел зарядить аккумулятор.

2. Постарайтесь максимально облегчить запуск двигателя при низких температурах. Непрерывная работа стартера при запуске мотора не должна превышать 10-15 секунд. Если запуск не удался с первой попытки, то перед следующей попыткой нужно сделать минутную паузу. Непосредственно перед запуском желательно «разогреть» аккумуляторную батарею, включив на 10-15 секунд дальний свет фар. Во время запуска мотора полностью выжмите педаль сцепления, чтобы рассоединить двигатель и КПП, таким образом, избавив стартер от необходимости проворачивать шестерни КПП в загустевшем на морозе масле.

3. Регулярно чистите клеммы аккумулятора и проверяйте его крепление. Также следите за чистотой корпуса аккумулятора. От потеков электролита его можно очистить, протерев тряпкой, смоченной в слабом растворе нашатырного спирта или пищевой соды. Прочищайте вентиляционные отверстия. Для очистки клемм можно купить специальное средство, или хотя- бы просто протирайте их тряпкой. Следите, чтобы аккумулятор был надежно закреплен на автомобиле. Учитывайте, что аккумуляторы очень плохо переносят вибрацию, именно вибрация является одной из основных причин преждевременно го выхода аккумулятора из строя, так как она приводит к осыпанию активной массы с пластин аккумулятора.

4. Заряжайте аккумулятор. Аккумулятор плохо переносит разряженное состояние, чем дольше он разряжен, тем интенсивнее разрушаются пластины. Для зарядки аккумулятора пользуйтесь специальными зарядными устройствами. Зарядный ток должен составлять максимум 1/10 номинальной емкости аккумулятора, например, для аккумулятора емкостью 55 А/ч максимальный ток зарядки составит 5,5 А, а полный заряд будет длиться 10 часов. Зимой проводить такую дополнительную зарядку нужно один раз в 2 месяца, а летом один раз в 4 месяца. Соблюдайте меры предосторожности во время зарядки аккумулятора, не курите и не пользуйтесь рядом с ним открытым пламенем, потому что во время процесса зарядки из электролита аккумулятора активно выделяется гремучий газ.

Зарядка автомобильного аккумулятора

Правильная зарядка автомобильного аккумулятора не маловажный момент для продолжительности его срока службы. Перед тем, как подключить АКБ к зарядному устройству стоит помнить ряд правил и советов.

Если аккумулятор принесен с мороза, обязательно необходимо дождаться момента его оттаивания. Перед самой зарядкой, необходимо отвернуть пробки и проверить уровень электролита, по необходимости добавить дистиллированной воды и оставить пробки открытыми, чтобы заряжаясь, выделяемые пары могли беспрепятственно выходить из АКБ. Исходя из этого, следует, заряжать аккумулятор необходимо в проветриваемом помещении, чтобы не надышаться паров щелочи.

Очень важный момент, на котором можно «подколоться» по невнимательности даже опытному водителю, это соблюдение полюсности при подсоединении зарядного устройства к аккуму, в противном случае, он может выйти из строя. Проверьте после зарядки АКБ плотность в каждой из ячеек, и если хотя бы в одной из них разница в плотности будет на 0,05 г/см, то такой аккумулятор стоит заменить, он не исправен.

Ничто не вечно под луной - и, к сожалению, в случае с аккумуляторами это «не вечно» иногда наступает очень и очень быстро. Буквально полгода-год неправильной эксплуатации батареи - и всё: электросамокат, который без подзарядки легко пробегал 30 километров и больше, сейчас едва-едва проползает 15-20. Как сохранить ёмкость аккумулятора в близком к заводскому состоянии? Давайте разбираться.

ВАЖНО : Сразу смиритесь с тем, что со временем аккумулятор всё равно потеряет часть ёмкости, такова особенность его конструкции. При правильной эксплуатации максимальный заряд батареи будет уменьшаться от ~1% до 5% ежегодно, и сделать с этим ничего нельзя. Поэтому далее мы будем говорить только о том, как избежать ещё более быстрой «усадки» аккумулятора.

Избегайте глубокой разрядки

Первый - и, наверное, самый главный - совет: никогда не сажайте батарею «в ноль». Почти во всей современной технике используются аккумуляторы, а они очень не любят оставаться пустыми. Выбрали заряд батареи до дна? После следующей зарядки она восстановит уже не 100, а 95-97% ёмкости. При повторных «инцидентах» ёмкость продолжит падать дальше.

Идеальное значение для подзарядки - 35-50% от максимальной ёмкости. Но далеко не всегда и не со всей техникой получается ставить аккумулятор на зарядку именно на этих отметках: если в случае с телефоном, как правило, проблем не будет, то велосипед с пробегом 50% вряд ли порадует. В любом случае, старайтесь не допускать разрядки батареи ниже 10% - это серьёзно продлит жизнь аккумулятору.

Сразу отключайте батарею после зарядки

Перезаряд - поступление тока уже после того, как аккумулятор на 100% заряжен - влияет на ёмкость батареи даже негативнее, чем глубокая разрядка. Большинство современных батарейзарядных устройств) автоматически прекращают подачу энергии сразу после того, как аккумулятор будет заряжен, но, если Вы используете неоригинальное зарядное устройство - или если речь идёт о дешёвой батарее без встроенного контроллера - ток продолжит поступать. Поэтому, если есть такая возможность, отключайте зарядное от розетки сразу после окончания процесса зарядки.

Не допускайте перегрева или переохлаждения батареи

Литий-ионные батареи крайне чувствительны к перепадам температуры. На морозе они разряжаются быстрее обычного (в чём тоже ничего хорошего нет), а на жаре начинают терять максимальную ёмкость.

Оптимальной температурой для аккумулятора считается 15 о Цельсия. Любое отклонение от этой «комфортной» отметки приводит к тому, что максимальная ёмкость батареи будет падать - причём жара влияет гораздо негативнее, чем холод:

  • При «нуле» по Цельсию аккумулятор будет терять ~6-7% ёмкости в год;
  • При 25 градусах падение составит до 15-20%;
  • При постоянных 40 градусах батарея может «похудеть» на 35-40%.

Это не значит, что нельзя кататься на, к примеру, или в жаркие летние дни - просто старайтесь не заряжать аккумулятор полностью. Держите заряд на уровне 80-90%, тогда жара нанесёт батарее значительно меньше вреда.

Храните аккумулятор правильно

На примере : летний сезон закончился, на улицах воцарилась осенняя грязь, которую потом сменят зимние холода. Двухколёсный электротранспорт, скорее всего, месяцев на 6-7 - а то и дольше - отправится на полку. Так вот, чтобы сохранить ёмкость аккумулятора максимальной, убедитесь, что батарея перед длительным хранением не осталась пустой.

Максимально заряжать её тоже не следует. Оптимальный уровень заряда - это те же 45-50% от общей ёмкости. И, конечно, батарею очень желательно хранить при температуре +15-18 о C, не допуская попадания прямых солнечных лучей.

Если аккумулятор проведёт на полке полгода или больше, раз в 3 месяца устраивайте ему «контрольный прогон». Достаёте гаджет, разряжаете его до 10-15% батареи, потом полностью заряжаете и снова разряжаете до 45-50%. Процедура очень простая, но она хорошо помогает сохранить максимальную ёмкость аккумулятора.

Пользуйтесь только оригинальным зарядным устройством

Универсальных зарядок для полно, и все они, в общем-то, работают… но пользоваться подобными устройствами можно только в том случае, если оригинальное зарядное утеряно и его вот вообще никак не достать.

Дело в том, что оригинальная зарядка точно рассчитана на особенности конкретной модели аккумулятора: оптимальная сила тока, оптимальная вольтаж, оптимальная режим зарядки. Производитель делает всё возможное для того, чтобы батарея прослужила как можно дольше, и создаёт для неё идеальные условия, продлевающие жизнь аккумулятора. Универсальные зарядники такого преимущества лишены.

Следуйте приведённым выше советам, и Ваша батарея прослужит Вам долгие годы!

Жизнь современного человека неразрывно связана с различными механизмами и гаджетами. И в значительной мере комфорт и удобство пользования многочисленными устройствами связано с надежной и бесперебойной работой разнообразных аккумуляторов. Существуют простые и не слишком обременительные правила, позволяющие продлить время их эксплуатации, избегая многочисленных неприятных проблем. Рассмотрим подробнее, как продлить жизнь аккумулятору.

Заботимся об аккумуляторе автомобиля

Аккумулятор автомашины отвечает за запуск двигателя, обеспечивает электропитание при отключенном моторе, подстраховывает электрогенератор в моменты, когда не хватает генерируемой мощности. Срок службы аккумулятора в большой мере зависит от его правильной эксплуатации. Рассмотрим основные правила, позволяющие продлить жизнь автомобильному аккумулятору.

Аккумулятор автомашины отвечает за запуск двигателя, обеспечивает электропитание при отключенном моторе, подстраховывает электрогенератор в моменты, когда не хватает генерируемой мощности. Срок службы аккумулятора в большой мере зависит от его правильной эксплуатации.

Основные правила эксплуатации АКБ

К основным правилам, позволяющие продлить его долговечность, относятся:

  1. Не допускать полного разряда аккумулятора.
  2. При глубоком разряде аккумулятора проводить зарядку исключительно зарядным устройством током силой в 0,1 емкости батареи.
  3. При пониженном уровне доливать электролит только дистиллированной, но не водопроводной водой.

Не допускать полного разряда

Оптимальный эксплуатационный режим автомобильного аккумулятора предусматривает разряд на уровне 20…30% с последующей полной зарядкой.

Важнейшее правило эксплуатации – поддержание строгой чистоты аккумулятора. Благодаря этому удается избежать токов утечки, замыкания контактов, разряда емкости.

Следить за уровнем электролита

Регулярно следует контролировать значение уровня электролита, который может уменьшаться из-за испарения входящей в его состав воды. На многих моделях есть максимальная и минимальная отметки для контроля. При их отсутствии следует стремиться к тому, чтобы уровень находился на сантиметр, полтора выше кромок аккумуляторных пластин.

Важно при пониженном уровне доливать электролит только дистиллированной, но не водопроводной водой. Не следует самостоятельно сливать электролит, добавлять новый либо серную кислоту.

Проверять плотность электролита

Необходимо также проверять плотность электролита, которая должна составлять в умеренном климате при 20 градусах 1,28 г/см.куб. При меньшем значении стоит подзарядить аккумулятор. Напряжение не должно опускаться ниже 12,6 В.

Воздействие вибраций способствует нарушению крепления электродной решетки, разрушает намазки. Поэтому очень важно надежно и прочно закрепить аккумулятор.

При правильной эксплуатации батареи одинаково не допустимы недостаточная и избыточная заряженность.

Причины и следствия недостаточного заряда

Причинами недостаточного заряда могут стать:

  • неполадки генератора;
  • недостаточное натяжение ремня генератора;
  • излишняя нагрузка на сеть питания, особенно, в условиях зимы.

Следствием недозаряда может стать сульфатация пластин и даже смена полярности некоторых банок.

К перезаряду аккумулятора могут привести неисправности реле-регулятора и другой электроники автомобиля. При этом происходит перегрев электролита, снижение его уровня с опасностью разрушения плюсовых пластин.

Работы с аккумулятором следует вести в очках, перчатках, рабочей одежде. Из-за опасности емкостной разрядки следует снимать часы, браслеты, кольца.

Вопрос, как продлить жизнь аккумулятору автомобиля, в значительной мере касается правильной эксплуатации. Время запуска стартера следует ограничивать десятью секундами. Промежуток между неудачными попытками должен составлять не менее минуты. В случае нескольких неудачных попыток включения двигателя стоит проверить зажигание и топливную систему. Следует избегать большого энергопотребления при неработающем двигателе. Нежелательны также большие температурные перепады. Нелишним будет использование в двигательном отсеке современного изолирующего покрытия.

Как продлить жизнь аккумулятора смартфона

В новых смартфонах применяются литий-полимерные либо литий-ионные батареи. Рекомендация о полной разрядке и дальнейшей зарядке относилась к устаревшим аккумуляторам.

Современные смартфоны нежелательно разряжать более чем на половину емкости батареи. Наибольшая долговечность достигается при уровне заряда от 40 до 80% полной емкости. При длительном хранении аккумулятора необходим уровень зарядки порядка 50%. Хранить батарею необходимо в тени, поддерживая температуру на уровне комнатной.

Для аккумулятора нежелательны как крайне низкие, так и повышенные температуры. Но перегрев более опасен. Следует понимать, что батарея греется в процессе зарядки и сразу выходить на жару после этого нежелательно. Также при зарядке лучше снимать чехол. Необходимо избегать резких температурных перепадов.

Быструю разрядку батареи может спровоцировать запыление контактов Micro-USB. В этом случае стоит почистить контакты зубной щеткой.

Правила эксплуатации

Соблюдение простых правил поможет уменьшить энергопотребление смартфона, дольше оставаться на связи и повысить долговечность батареи.

Для гаджетов с Андроид следует выполнять следующие рекомендации:

  1. Поддерживать минимально возможную для комфортного просмотра яркость экрана.
  2. Отключить возможность автоматически синхронизировать данные.
  3. Если отсутствует необходимость использования, то стоит выключать GPS, Bluetooth, Wi-Fi, акселерометр, виброзвонок.
  4. Живые обои хоть и красивы, но стремительно разряжают аккумулятор, и от них стоит отказаться.
  5. После работы с программой следует ее закрывать.
  6. Активация режима “Использовать лишь 2G сети” позволит значительно снизить нагрузку на батарею.

Важно не держать смартфон под лучами солнца, перегревая его.

Посмотрим, как продлить жизнь аккумулятора айфона. Для них действуют схожие рекомендации. Дополнительно можно рекомендовать:

  • использование энергосберегающего режима;
  • включение блокировщика рекламы в браузере;
  • отключение неиспользуемой функции AirDrop;
  • запрет на использование приложениями службы геолокации;
  • запрет опции усовершенствования продуктов Apple;
  • выключение обновления контента.

Обеспечиваем мобильность ноутбуков и планшетов

Планшеты и ноутбуки оснащаются в основном аккумуляторами литий-ионного, а макбуки литий-полимерного типа.

Основные меры, обеспечивающие долговечную эксплуатацию этих батарей, включают:

  • поддержку заряда аккумулятора в пределах от 0,4 до 0,8 ее полной емкости;
  • эксплуатацию гаджета в температурных пределах от 15 до 25 градусов;
  • предельные значения рабочих температур от 5 до 45 градусов;
  • исключение попадания прямых солнечных лучей, перегрева при зарядке;
  • использование только родного и исправного устройства зарядки;
  • хранение аккумулятора с уровнем заряда порядка 50%.

При работе ноутбука от электросети лучше вынимать батарею, но периодически необходимо работать и от нее не реже чем раз в пять дней. Следует обеспечить достаточное охлаждение ноутбука, не закрывать отверстия вентиляции. Большой объем оперативной памяти позволит реже задействовать жесткий диск, что также снижает степень нагрева.

Желательно не использовать ждущий режим, отключать неиспользуемые сервисы и программы, отрегулировать яркость в сторону минимально необходимой. Выключенный ноутбук следует отсоединять от сети.

Сохраняем работоспособность инструмента

Аккумуляторный электроинструмент обеспечивает мобильность и удобство в работе. Рассмотрим, как продлить жизнь аккумулятору электроинструмента. Обеспечивающие долговечность батареи правила зависят от ее типа.

Классический никель-кадмиевый аккумулятор надо хранить разряженным. Для его долговечности из-за эффекта памяти зарядка должна осуществляться после полного разряда и достигать 100%. Необходимо остерегаться перегрева при работе, использовать штатное устройство зарядки.

Никель-металлогидридная батарея не требует полного разряда. Может храниться в заряженном состоянии при низких, но положительных температурах. Эксплуатационный диапазон температур находится в пределах от -10 и до 40 градусов. Для продления срока работы нужно избегать перезаряда, полного разряда и чрезмерного нагрева.

Новые литий-ионные батареи лучше хранятся с половинным зарядом при температурах выше 0, но ниже десяти градусов. При эксплуатации следует избегать высоких температур, не производить зарядку при отрицательных температурах, следить за тем, чтобы заряд находился в пределах 20…90%, использовать фирменную, исправную зарядку.

Современные аккумуляторы обычно работают меньшее время, чем основное оборудование. Однако знание и соблюдение необременительных правил может заметно увеличить срок их службы. Причем возможно почти двукратное увеличение долговечности.

Аккумуляторная батарея способна трудиться на протяжении пяти-шести лет. Но это в теории. В нашей реальности АКБ спустя два-три года зачастую благополучно «умирает». Но если ухаживать за батареей как положено, лишний годик-другой к ее жизни точно прибавится.

Повышенное напряжение

Вообще, АКБ — довольно крепкий орешек, но у него своя «ахиллесова пята». Это повышенное напряжение в бортовой сети автомобиля. Из-за этого основательно снижается уровень электролита в батарее. Причем, этот негативный процесс может идти как в теплое время года, так и в холодное.

Определить бортовое напряжение «на глазок» не получится. Дело в том, что многие современные автомобили не оснащены вольтметром. Поэтому узнать вовремя, что напряжение подскочило до критической отметки в 15 вольт — задача не из легких. Между тем, такое напряжение может превратить хороший аккумулятор в груду хлама всего за месяц.

Для профилактики и самоуспокоения полезно периодически измерять напряжение в бортовой сети. Ехать на СТО не нужно — достаточно обыкновенного мультиметра. Прибор нужно подключить к аккумулятору — напряжение не должно быть больше 14,2 вольта. Есть нюанс. Замерять напряжение следует после поездки, можно даже незначительной. В этом случае генератор успеет вернуть АКБ ушедшую на запуск энергию. Если же измерять напряжение непосредственно после запуска, показания будут некорректными.

Кстати, глушить двигатель не нужно. Просто подсоединяете вольтметр к клеммам АКБ — и проверяете показания на холостых. Желательно, кроме того, убедиться, что все в норме на двух-трех тысячах оборотах. Поскольку повышенное напряжение может «раскрыться» только в таких случаях.

А еще можно приобрести самый простой вольтметр, который подсоединяется к прикуривателю. И постоянно держать на контроле напряжение бортсети, если есть подозрения насчет его «плохого поведения».

Обслуживание аккумулятора подразумевает и поддержание электролита на нужном уровне и в нужной плотности. Нужный уровень, как и остальные уровни в машине, находится между отметками «min» и «max», а если их нет — то примерно на сантиметр выше пластин в банках. Да, уровень в каждой банке свой, а банок в батарее шесть. Пробка у каждой банки своя — разумеется, если речь идет о малообслуживаемых АКБ.

Если уровень мал и часть пластины не закрыта электролитом — пластина начнет осыпаться, и банка может выйти из строя, или как минимум утратит часть емкости.

«В ноль»

Среди автолюбителей ходит легенда, что батарее, даже новой, достаточно лишь разок разрядиться «в ноль» — и она уже никогда не будет такой, как раньше. Мол, внутри произойдет ряд необратимых изменений. И тогда помочь сможет лишь осиновый кол… Ну, или можно просто заменить батарею на новую, чтобы лишний раз не волноваться. Ведь вряд ли автовладельца обрадует утром ситуация, когда машина откажется распахнуть двери с брелка.

В принципе, доля правды в этой «страшилке» есть. Но глубокий разряд наиболее опасен, что логично, для старых аккумуляторов, и особенно зимой. Тогда разряд «в ноль» действительно может нанести батарее серьезный урон.

Но если батарея новая — ей меньше года, — ничего страшного от глубокой разрядки, скорее всего, не произойдет. АКБ сумеет в кратчайшие сроки «очухаться» без каких-либо осложнений.

Подзарядка для профилактики

Зимой аккумуляторам зачастую приходиться работать в жестких условиях недозаряда. Именно зимой энергии расходуется много, и ее «баланс» постепенно уходит «в минус». Ведь на запуск двигателя морозным утром — учитывая температуру ночью — тратится примерно в два раза больше энергии, чем на аналогичную процедуру в теплое время года.

Плюс к тому, когда коленчатый вал все-таки провернулся в густом масле, в дело вступают всевозможные «энергетические вампиры»: подогрев кресел, стекол, зеркал. И все эти потребители вызывают «просадку» напряжения.

В результате аккумулятор нужного количества тока не получает. И такая картина может повторяться изо дня в день: незначительная поездка, длительная стоянка на морозе, вновь краткосрочный бросок — и снова покой. С таким «расписанием» батарея постепенно начинает растрачивать плотность электролита. А восстановить эти потери способны лишь длительные поездки — или дополнительная подзарядка.

Так что зимой, особенно во время сильных морозов, лучше воздержаться от включения каких-либо дополнительных «пожирателей» электроэнергии, и дать автомобилю спокойно прогреться. В таком случае генератор будет уже на холостых нормально подзаряжать батарею. Ну а извечную проблему «сколько нужно греть», каждый решает для себя сам.

Что касается дополнительной подзарядки. Многие пренебрегают этой процедурой не только из-за отсутствия гаража или нежелания тащить тяжелую батарею в дом. Дело в том, что при отключении сбрасываются настройки магнитолы и других устройств.

Так, в блоке управления сбрасываются накопленные за период эксплуатации адаптивные параметры силового агрегата и коробки. Поэтому нельзя исключать вариант, что «стальной конь» после отключения АКБ какое-то время будет «кушать» чуть больше обычного, и вести себя на дороге непривычно.

Тем не менее, подзарядка АКБ в холодное время года — дело необходимое, и на неудобства нужно пойти. Тем более, делать это придется нечасто: для нормальной эксплуатации аккумулятора достаточно двух «сеансов» подзарядки в течение зимы.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook