Продажи новых автомобилей в еще хуже
Все статьи
В этом материале разберем, какие подержанные машины продаются в нашей стране чаще и дороже других.
Статистика продаж автомобилей с пробегом позволяет разделить машины на 4 категории - по маркам, моделям, годам производства и ценам, которые просят за авто продавцы.
Марки
По данным АВТОСТАТа на ноябрь 2017-го, 10 самых продаваемых марок в России - это:
- Lada;
- Toyota;
- Nissan;
- Hyundai;
- Chevrolet;
- Ford;
- Volkswagen;
- Renault;
- Mitsubishi.
Российский автопром традиционно возглавляет рейтинг продаж машин с пробегом - наши авто гораздо дешевле иномарок и проще в обслуживании. В 2017-ом наши соотечественники продали и купили 1,4 миллиона автомобилей марки «ВАЗ».
Также новых владельцев обрели полмиллиона «Тойот». Японский бренд занимает вторую строчку рейтинга не напрасно - продажи растут, на смену приевшимся моделям приходят рестайлинги.
Третье место - «Ниссан». За 2017-й наши соотечественники продали и купили четверть миллиона машин японской марки.
Модели
Если вы собрались продавать Форд Фокус II, будьте уверены: машина найдет покупателя быстро. В десятке самых продаваемых авто по моделям сегодня:
- LADA 2114;
- LADA 2107;
- Ford Focus;
- LADA 2110;
- LADA 2170 («Приора»);
- LADA 4X4;
- Toyota Corolla;
- LADA 2112;
- LADA 2115;
- Hyundai Solaris.
Среди российских моделей сегодня чаще продаются «четырнадцатая» - 400 тысяч машин, «семерка» - 280 и «десятка», которых россияне продали 225 тысяч штук.
Очевидное лидерство среди иномарок у «Фокуса» - в этом году перепродали 125 тысяч автомобилей. Следом идет «Королла» - с молотка ушло 100 тысяч машин. Третье место по продажам занял «Солярис» - по вторичному рынку разошлись 70 тысяч авто.
Возраст
Статистика продажи б/у автомобилей по годам производства делится на 4 категории:
- 8 лет и старше;
- 6-7 лет;
- 4-5 лет;
- 3 года и младше.
40% проданных б/у машин - 8 лет и старше. Самые популярные машины сейчас - 2007-2009 годов выпуска. Чаще продают «Короллу» 2008 г.
Чуть менее популярны машины 2012-2013 годов выпуска. Они занимают четверть от всех проданных машин. Бесспорный лидер - «Фокус» 2012 г.
Следом идут автомобили 2010-2011 года выпуска, самый популярный из которых - «Солярис» 2011 г.
Машины 2014 года выпуска и младше владельцы пока выставляют неохотно. Впрочем, объявления уже есть. Лидер - тот же «Солярис», но уже 2014 года.
Цены
Статистика продаж подержанных автомобилей в России отслеживается также по ценам и их соотношению с пробегом.
Самый популярный диапазон - от 300 до 600 тысяч рублей. Это 36% от всех проданных на вторичном рынке машин.
Следующие по популярности - автомобили стоимостью до 300 тысяч рублей, например, отечественная «Гранта» 2013 г.в.
Затем идут машины, за которых владелец просит от 1 до 1,5 миллиона рублей. Лучшая машина за эти деньги - «Камри» 2012 г.в.
Наименее популярные - б/у авто по цене свыше 1,5 миллиона рублей. Здесь лидирует «Лэнд Крузер» 2008 г.в.
История автомобиля
Чтобы там ни говорили цифры статистики, проверяйте чистоту истории автомобиля, который вы продаете. От этого также зависит, как быстро машина уйдет с молотка.
Узнать, попадал ли авто в ДТП, когда его ремонтировали, и сколько на самом деле ему лет, можно с помощью сервиса Автокод. Сервис проверит автомобиль за 5 минут, нужно только знать гос.номер или VIN. Запустив проверку, вы также узнаете:
- история пробег;
- ремонтные работы;
- данные ПТС и ОСАГО;
- информацию о залоге, кредите, аресте;
- историю штрафов;
- информацию о работе в такси;
- таможенную историю;
- информацию о ТО.
Автомобиль в полном порядке - есть все шансы продать его за хорошие деньги. Но если проверка покажет, что у машины скручен пробег, наложены штрафы или не пройден технический осмотр, будьте готовы исправить положение или хотя бы сделать скидку. Ведь покупатель также может проверить машину перед встречей с вами.
Если вы профессионально занимаетесь перепродажей автомобилей, ознакомьтесь с нашим специальным предложением .
В 2017 году рынок продаж новых автомобилей по данным Комитета автопроизводителей АЕБ (Ассоциация европейского бизнеса) зафиксировался в хорошем плюсе. 11.9% роста по итогам года, что прибавило 169.946 единиц реализованных автомобилей в сравнении с 2016 годом.
За декабрь прошлого, 2017 года, было продано 166 тыс. машин, что на 14% или 20 тыс. штук больше, чем в заключительный месяц 2016 года.
Классический комментарий председателя комитета автопроизводителей АЕБ, Йорга Шрайбера звучит следующим образом:
«Динамика декабрьских продаж осталась в гармонии с предыдущими месяцами: продажи улучшились в процентах на двузначную величину по сравнению с тем же месяцем прошлого года. Таким образом, несмотря на слабый старт в январе и феврале, за весь год продажи пассажирских и легких коммерческих автомобилей в России выросли на 11,9% год к году до уровня 1 596 млн. штук. Рынку предстоит долгий путь возвращения к его прежнему размеру, но первый и очень важный шаг в правильном направлении сделан». Что тут сказать, человек не теряет оптимизма. Хотя четких прогнозов ассоциация не дает. Предварительно рост может составить от 5 до 10%.
Впрочем, существуют и диаметрально противоположенные мнения на счет ближайшего будущего и среднесрочного периода развития рынка новых автомобилей в РФ, от стагнации, до отрицательных показателей. Дополнительно оптимизма вселяют прогнозы от крупных аналитических агентств, например, "Автостат". Рост будет, возможно умеренный, но в первую половину года рынок возможно укрепится.
Подведем итоги продаж автомобилей 2017 года в цифрах.
Всего, в 2017 году было продано 1.595.737 новых автомобилей. Это уровень 2009 года. Девять лет назад за календарный год было продано 1.4 млн. легковых автомобилей. Произошло глобальное падение рынка по сравнению с кризисным 2008 годом, сократив объем рынка на 50%.
Восстановление продаж не заставило себя долго ждать. В 2010 году рынок прибавил 30%, а в 2011 году было реализовано уже 2.6 млн. легковых автомобилей. Через год было продано 2.9 млн. машин.
Поэтому предположения Шрайбера о возможном росте продаж на фоне прошлого кризиса кажутся актуальными.
Среди лидеров по маркам автомобилей расклад сил практически не изменился с начала года:
Lada 311,588 шт. +17% *
Kia 181,947 ед. +22%
Hyundai 157,858 шт. +9%
Renault 136,682 шт. +17%
Toyota 94,238 ед. 0%
Volkswagen 89,469 ед. +21%
Nissan 76,000 шт. +8%
Skoda 62,302 шт. +12%
ГАЗ коммерческие автомобили 58,617 +5%
Ford 50,360 ед. +18%
*По сравнению с 2016 годом.
В пятерке лидеров АвтоВАЗ остался на первом месте, Kia, как и прежде занимает второе место, Hyundai - третье. Рено расположилось, как и года назад на четвертом, а Toyota на пятом месте. Единственное отличие от прошлогодних результатов, все марки показали значительную прибавку.
У остальных игроков на рынке может и не носят столь массовый характер, но падений в общей массе практически не наблюдается.
Самыми популярными моделями автомобилей в 2017 году стали:
Kia Rio 96 тыс. шт.
Lada Granta 93 тыс. шт.
Lada Vesta 77 тыс. шт.
Hyundai Solaris 68 тыс. шт
Hyundai Creta 55 тыс. шт.
Volkswagen Polo 48 тыс. ед.
Renault Duster 43 тыс. ед.
Lada Largus 33 тыс. шт.
Lada XRAY 33 тыс. шт.
Toyota RAV4 32 тыс. шт.
Двумя главными прорывами года можно назвать, модель Vesta, увеличение продаж на 22 тыс. единиц по сравнению с периодом 2016 года и кроссовер Creta, плюс 33 тыс. автомобилей. Отечественный кроссовер XRAY также показал себя очень неплохо. Если годом ранее было продано 20 тыс. автомобилей, то в 2017 году продажи составили 33 тыс. Прибавка на 13 тыс. единиц очевидна.
Самым большим разочарованием стали продажи Hyundai Solaris, минус 21 тыс. проданных автомобилей по сравнению с аналогичным периодом 2016 года.
Согласно статистики Ассоциации европейского бизнеса АЕВ в июне 2019 года в России продано 151 тысяч новых легковых и легких коммерческих автомобилей , что на 3,3% меньше чем в июне 2018 года и на 9,9% больше предыдущего месяца
Самые продаваемые автомобили в России - статистика за июнь 2019 года.
Следом за традиционно занимающей первое место Ладой, продавшей 31 тыс. авто (-2,0%), расположились: KIA - 19 тыс. (-2,6%), Hyundai - 16 тыс. (-0,6%) и Renault - 12 тыс. (-12,0%).
Тройка лидеров по концернам выглядит так: Avtovaz-Renault-Nissan, Hyundai-KIA Group, VW Group.
По динамике из крупных производителей большинство брендов ушли в минус. Самый большой прогресс у Ford - +42,8%, связано это с распродажей автомобилей, в связи с уходом компании с Российского рынка. В отстающих Chevrolet - -27,8%.
Из модельного ряда на первом месте Lada Granta - 12 тыс. продаж (+26,4%), далее следуют Lada Vesta - 9 тыс. (-9,1%) и KIA Rio - 8 тыс. (-6,0%).
В целом за 6 месяцев реализовано 629 тыс. автомобилей,
что на 2,4% меньше чем за аналогичный период 2018 года.
Вслед за Ладой, продавшей 174 тыс. авто (+2,5%), идут: KIA - 112 тыс. (+0,4%), Hyundai - 88 тыс. (+1,1%) и Renault - 64 тыс. (-9,1%).
Среди моделей лидируют: Lada Granta - 64 тыс. (+40,1%), Lada Vesta - 56 тыс. (+12,4%) и KIA Rio - 47 тыс. (-8,0%).
Самые популярные машины у москвичей за март : KIA Rio - 844 штук (-32%), Volkswagen Polo - 753(+10%), Hyundai Creta - 670 (-5%), Hyundai Solaris - 634 (-39%), Nissan Qashqai - 612 (+83%), Toyota Camry - 605 (+15%), Volkswagen Tiguan - 574 (-3%), Skoda Octavia - 566 (-1%), Renault Kaptur - 564 (+104%), Skoda Rapid - 521 (-5%). Всего продажи в марте составили 19 тысяч.
Предпочтения жителей Санкт-Петербурга в марте (актуальные данные смотрите позже) : Volkswagen Polo - 469 штук (-2%), Hyundai Solaris - 458 (-5%), KIA Rio - 434 (-7%), Lada Vesta -433 (+59%), Hyundai Creta - 389 (-10%), Volkswagen Tiguan - 345 (+25%), Mitsubishi Outlander - 296 (-5%), Skoda Rapid -260 (+8%), Renault Duster - 250 (+38%), Lada Largusr - 232 (-6%). Всего продажи составили 9,6 тысяч.
Комментарии Йорга Шрайбера, Председателя Комитета автопроизводителей АЕБ: "После 6 месяцев 2019 мы видим рынок, который уменьшился на 2,4 % по сравнению с прошлым годом, а второй квартал стал более трудным, чем первый. Ожидания на рынке в отношении второй половины года не лучше. Ясно, что рост рынка в 2019, - уже больше нереалистичный сценарий. Даже при некотором положительном тренде во второй половине года, самое лучшее, на что можно было бы надеяться, - повторение результата продаж прошлого года".
На рынке подержанных легковых автомобилей, согласно аналитической компании "Автостат", перепродажи в мае (актуальные данные смотрите позже) составили 428 тыс. авто, это на -12,0% меньше мая 2018 года. Всего за 5 месяцев показатели равны соответственно 2,0 млн. и -0,7%
Oб автомобилях и ценах - самые последние новости.- В первый год со своим автомобилем расстаются 3% автовладельцев, во второй - 8%, в третий - 10%. В результате, 21% автовладельцев меняют машины за первые три года эксплуатации.
На возраст от 3 до 5 лет приходится 32% продаж автомобилей, купленных новыми. В итоге к шестому году эксплуатации в собственности первых владельцев остается 47% автомобилей.
Далее процесс продаж замедляется: шестой год - 9%, седьмой - 7%, восьмой и девятый - по 5%, десятый - 4%. После 10 лет верным своему автомобилю остается лишь каждый шестой (17%) россиянин. - За первый квартал в России продано 84 тыс. новых легковых автомобилей отечественных марок на сумму 55,4 млрд рублей. При этом 94% от этой суммы пришлось на машины Lada - 52 млрд рублей, еще 3,4 млрд рублей потрачено на УАЗы.
В то же время на покупку иномарок израсходовано 503 млрд рублей. 70 млрд рублей из них вложено в покупку моделей Kia, 55 - в Toyota, 50 млрд - в Hyundai. - АвтоВАЗ принял решение прекратить поставки автомобилей Lada в Европу. В компании подчеркнули, что не рассматривали Европу в качестве приоритетного региона, делая основную ставку на страны СНГ, Латинской Америки и Ближнего Востока.
Продажи марок новых легковых автомобилей в России в июне 2019 года
1 | Lada | 30768 | 31404 | -2,0 | Lada | 174186 | 169884 | 2,5 |
2 | KIA | 19343 | 19861 | -2,6 | KIA | 111605 | 111214 | 0,4 |
3 | Hyundai | 16331 | 16422 | -0,6 | Hyundai | 88026 | 87035 | 1,1 |
4 | Renault* | 11944 | 13567 | -12,0 | Renault* | 64431 | 70844 | -9,1 |
5 | VW | 9441 | 8934 | 5,7 | VW | 49771 | 48158 | 3,3 |
6 | Toyota | 8548 | 9117 | -6,2 | Toyota | 46502 | 47094 | -1,3 |
7 | Skoda | 7054 | 7144 | -1,3 | Skoda | 39828 | 36339 | 9,6 |
8 | Ford* | 6146 | 4305 | 42,8 | Nissan* | 31339 | 37037 | -15,4 |
9 | Nissan* | 5450 | 7392 | -26,3 | ГАЗ ком. авт.* | 25960 | 27095 | -4,2 |
10 | ГАЗ ком. авт.* | 4796 | 5355 | -10,4 | Ford* | 21027 | 25665 | -18,1 |
11 | BMW | 3610 | 3135 | 15,2 | BMW | 19845 | 16989 | 16,8 |
12 | Mercedes-Benz | 3475 | 3315 | 4,8 | Mitsubishi | 19218 | 20103 | -4,4 |
13 | УАЗ* | 3140 | 3122 | 0,6 | Mercedes-Benz | 18969 | 18504 | 2,5 |
14 | Mitsubishi | 2503 | 3279 | -23,7 | УАЗ* | 16790 | 17535 | -4,2 |
15 | Mazda | 2419 | 2624 | -7,8 | Mazda | 13574 | 14262 | -4,8 |
16 | Datsun | 1967 | 1173 | 67,7 | Chevrolet | 11013 | 14527 | -24,2 |
17 | Chevrolet | 1671 | 2316 | -27,8 | Datsun | 10744 | 8572 | 25,3 |
18 | Lexus | 1651 | 2024 | -18,4 | Lexus | 9257 | 11507 | -19,6 |
19 | Audi | 1325 | 1243 | 6,6 | Audi | 7313 | 7374 | -0,8 |
20 | Volvo | 993 | 888 | 11,8 | Geely | 4032 | 1051 | 283,6 |
21 | Geely | 944 | 239 | 295,0 | Land Rover | 3950 | 4437 | -11,0 |
22 | Land Rover | 737 | 819 | -10,0 | Volvo | 3913 | 3132 | 24,9 |
23 | Haval | 725 | 166 | 336,7 | VW ком.авт. | 3493 | 3550 | -1,6 |
24 | Subaru | 651 | 657 | -0,9 | Haval | 3492 | 1155 | 202,3 |
25 | VW ком.авт. | 648 | 710 | -8,7 | Subaru | 3334 | 3637 | -8,3 |
26 | Porsche | 550 | 482 | 14,1 | Chery | 2767 | 2925 | -5,4 |
27 | Suzuki | 549 | 488 | 12,5 | Suzuki | 2729 | 2369 | 15,2 |
28 | Chery | 514 | 503 | 2,2 | Lifan | 2654 | 7352 | -63,9 |
29 | Peugeot* | 423 | 520 | -18,7 | Porsche | 2634 | 2144 | 22,9 |
30 | Lifan | 349 | 1403 | -75,1 | Peugeot* | 2043 | 2955 | -30,9 |
31 | Infiniti | 321 | 323 | -0,6 | Infiniti | 1903 | 2145 | -11,3 |
32 | Citroёn* | 279 | 419 | -33,4 | Citroёn* | 1416 | 2145 | -34,0 |
33 | MINI | 233 | 230 | 1,3 | MINI | 1194 | 1102 | 8,3 |
34 | DFM | 174 | 107 | 62,6 | Genesis | 1061 | 678 | 56,5 |
35 | Genesis | 170 | 183 | -7,1 | Zotye | 1004 | 1210 | -17,0 |
36 | Jeep | 154 | 117 | 31,6 | Jeep | 995 | 685 | 45,3 |
37 | Jaguar | 151 | 196 | -23,0 | Honda | 877 | 2187 | -59,9 |
38 | Mercedes ком.авт | 145 | 587 | -75,3 | Jaguar | 876 | 1123 | -22,0 |
39 | Honda | 138 | 411 | -66,4 | DFM | 812 | 630 | 28,9 |
40 | Zotye | 116 | 267 | -56,6 | Mercedes ком.авт | 748 | 3263 | -77,1 |
41 | Changan | 112 | 141 | -20,6 | Changan | 557 | 703 | -20,8 |
42 | Cadillac | 97 | 102 | -4,9 | FIAT* | 491 | 741 | -33,7 |
43 | FIAT* | 93 | 94 | -1,1 | FAW | 466 | 726 | -35,8 |
44 | FAW | 84 | 151 | -44,4 | smart | 458 | 526 | -12,9 |
45 | Isuzu* | 74 | 67 | 10,4 | Cadillac | 441 | 530 | -16,8 |
46 | smart | 57 | 176 | -67,6 | Isuzu* | 380 | 344 | 10,5 |
47 | Iveco* | 40 | 67 | -40,3 | Hyundai ком.авт. | 209 | 156 | 34,0 |
48 | Hyundai ком.авт. | 24 | 19 | 26,3 | Iveco* | 155 | 246 | -37,0 |
49 | Brilliance | 24 | 16 | 50,0 | Foton* | 118 | 215 | -45,1 |
50 | Foton* | 20 | 48 | -58,3 | Brilliance | 99 | 83 | 19,3 |
51 | Chrysler | 6 | 7 | -14,3 | Chrysler | 26 | 37 | -29,7 |
52 | HTM | 3 | 13 | -76,9 | HTM | 21 | 41 | -48,8 |
53 | SsangYong | 0 | 3 | - | SsangYong | 4 | 76 | -94,7 |
54 | Ravon | 0 | 0 | - | Ravon | 0 | 5184 | - |
Всего | 151180 | 156351 | -3,3 | Всего | 828750 | 849221 | -2,4 |
Самые продаваемые модели новых автомобилей в России в июне 2019 года
Для сортировки щёлкните по заголовку столбца.1 | Lada Granta | 11 609 | 9 182 | 26,4 | Lada Granta | 63 982 | 45 672 | 40,1 |
2 | Lada Vesta | 8 947 | 9 843 | -9,1 | Lada Vesta | 55 784 | 49 635 | 12,4 |
3 | KIA Rio | 8 282 | 8 808 | -6,0 | KIA Rio | 47 431 | 51 558 | -8,0 |
4 | Hyundai Solaris | 6 023 | 6 400 | -5,9 | Hyundai Creta | 34 629 | 33 224 | 4,2 |
5 | Hyundai Creta | 5 955 | 5 768 | 3,2 | Hyundai Solaris | 30 710 | 33 857 | -9,3 |
6 | VW Polo | 5 415 | 5 269 | 2,8 | VW Polo | 27 810 | 26 966 | 3,1 |
7 | Lada Largus | 4 381 | 3 846 | 13,9 | Lada Largus | 20 662 | 20 989 | -1,6 |
8 | Renault Duster | 3 547 | 3 996 | -11,2 | Renault Duster | 18 713 | 21 290 | -12,1 |
9 | VW Tiguan | 3 234 | 2 631 | 22,9 | Skoda Rapid | 16 978 | 16 964 | 0,1 |
10 | Toyota Camry | 3 002 | 3 203 | -6,3 | Renault Logan | 16 396 | 16 119 | 1,7 |
11 | Renault Logan | 2 995 | 3 533 | -15,2 | Toyota Camry | 16 321 | 13 884 | 17,6 |
12 | Skoda Rapid | 2 666 | 3 194 | -16,5 | VW Tiguan | 16 294 | 15 579 | 4,6 |
13 | Renault Kaptur | 2 649 | 2 664 | -0,6 | KIA Sportage | 15 588 | 16 660 | -6,4 |
14 | Toyota RAV 4 | 2 620 | 2 366 | 10,7 | Lada 4x4 | 15 046 | 15 371 | -2,1 |
15 | Lada XRAY | 2 567 | 2 302 | 11,5 | Renault Sandero | 14 896 | 15 781 | -5,6 |
16 | Renault Sandero | 2 464 | 2 953 | -16,6 | Lada XRAY | 13 729 | 16 388 | -16,2 |
17 | KIA Sportage | 2 367 | 2 956 | -19,9 | Renault Kaptur | 13 383 | 15 589 | -14,2 |
18 | Lada 4x4 | 2 273 | 2 672 | -14,9 | Toyota RAV 4 | 13 277 | 13 423 | -1,1 |
19 | KIA Optima | 2 190 | 1 535 | 42,7 | KIA Optima | 12 070 | 9 019 | 33,8 |
20 | Skoda Octavia A7 | 2 190 | 2 316 | -5,4 | Skoda Octavia A7 | 11 499 | 11 938 | -3,7 |
21 | Nissan Qashqai | 2 077 | 2 201 | -5,6 | Hyundai Tucson | 11 403 | 10 218 | 11,6 |
22 | ?KODA Kodiaq | 1 996 | 1 293 | 54,4 | Nissan Qashqai | 11 270 | 10 275 | 9,7 |
23 | Hyundai Tucson | 1 958 | 2 317 | -15,5 | Mitsubishi Outland | 10 656 | 11 329 | -5,9 |
24 | KIA Soul | 1 922 | 1 796 | 7,0 | ?KODA Kodiaq | 10 591 | 3 488 | 203,6 |
25 | Ford Kuga | 1 801 | 1 075 | 67,5 | Chevrolet NIVA | 10 549 | 14 203 | -25,7 |
Уходящий год, безусловно, стал переломным для российского авторынка, который после четырех лет падения постепенно восстанавливается. Напомним, в феврале спрос на новые автомобили достиг дна, после чего стал показывать непрерывный рост, а с мая - даже в двукратных величинах. За январь-ноябрь продажи легковых машин и LCV увеличились на 12%, до 1,43 млн единиц, гласят данные Ассоциации европейского бизнеса. Годовой результат, по прогнозу АЕБ, составит 1,58 млн автомобилей, что на 11% больше по сравнению с 2016 годом.
Впрочем, достаточно активный рост обусловлен исключительно прошлыми антирекордами, и на самом деле российский авторынок все еще находится на очень низком уровне. Достаточно сказать, что показатели «успешного» 2017 года оказались почти вдвое меньше докризисного 2013-го, когда в России было продано 2,94 млн машин.
Как говорит заместитель председателя правления ГК «АвтоСпецЦентр» Александр Зиновьев, основными факторами, позволившими авторынку преодолеть кризис, являются отложенный спрос за периоды «низкого рынка» в 2014–2016 годов, регулярное продление программ господдержки в авторитейле, а также повышение локализации у крупнейших объемообразующих брендов масс-сегмента, таких как Kia, Hyundai, Skoda и Volkswagen. «Наш прогноз на декабрь, в случае отсутствия глобальных потрясений в валютном секторе - на уровне динамики ноября, так как сокращение ряда программ господдержки компенсируется традиционным предновогодним ралли», - отметил он.
Безусловным лидером на российском авторынке остается АВТОВАЗ, реализовавший в январе-ноябре 279 тыс. машин (+17%). Для сравнения, это на 110 тысяч больше, чем у ближайшего преследователя - корейской Kia. При этом несмотря на то, что продажи автомобилей Lada начали расти раньше рынка (с июля 2016-го), тольяттинцы продолжают наращивать свою долю, практически достигнув целевых 20%. На самом АВТОВАЗе успехи связывают с развитием модельного ряда Lada и производственных площадок в Тольятти и Ижевске, усилением дилерской сети, гибкой маркетинговой политикой и .
Увеличению доли Lada среди прочего способствуют длительная стабильность цен, а также большой выбор различных типов трансмиссий, моторов и опций, добавляет директор по продажам Lada в ГК «Терра-Авто» Игорь Бадер. По его мнению, сокращение программ господдержки в 2018 году не должно сильно сказаться на позициях АВТОВАЗа, поскольку, к примеру, Lada Vesta уже несколько месяцев не участвует в льготных программах утилизации и трейд-ин, по другим моделям они обеспечивают порядка 5% продаж, однако сокращение программ не нанесло существенного ущерба спросу.
В сегменте иномарок продолжают господствовать корейские Hyundai и Kia, которые совместно уже обошли АВТОВАЗ по объему реализации. За 11 месяцев нынешнего года покупателей в России нашли 169 тыс. автомобилей Kia (+24%) и 143 тыс. машин Hyundai (+9%). Таким образом, для конкурентов «корейцы» по-прежнему остаются вне досягаемости: позади них Renault (122,1 тыс. шт., +19%), Toyota (83,4 тыс. шт., -1%) и Volkswagen (79,1 тыс. шт., +19%).
«Hyundai и Kia удерживают лидерские позиции в сегменте иномарок благодаря двум основным факторам - высокой степени локализации производства в России, позволяющей лишь минимально повышать цены, и лучшему сочетанию цена/опции, дающему клиенту возможность получить больше автомобиля за сопоставимые деньги. Кроме того, надежность и пятилетняя гарантия являются визитной карточкой указанных брендов. Свою роль играет и оперативный выход новинок и обновлений текущих бестселлеров», - комментирует Александр Зиновьев.
Операция «Преемник»
Между тем в рейтинге самых популярных моделей на российском авторынке вновь сменился лидер. Напомним, в прошлом году титул бестселлера впервые завоевала иномарка - это звание досталось Hyundai Solaris, сместившей с верхней строчки автомобильного чарта вазовскую Гранту. В 2017 году лидером продаж стал Kia Rio, продажи которого в январе-ноябре выросли на 14%, до 90,5 тыс. единиц. На втором месте остается Lada Granta с показателем 83,4 тыс. реализованных автомобилей (+6%). А «бронзу» впервые получила Lada Vesta, чей результат составил 69,3 тыс. машин (+44%). Стоит отметить, что с выходом нового универсала Lada Vesta SW и его внедорожной версии Vesta SW Cross флагманское семейство АВТОВАЗа по итогам ноября впервые вышло на второе место в рейтинге российских бестселлеров, обогнав Гранту. Как отмечает Игорь Бадер, в дальнейшем позиции вазовского бюджетника во многом будут зависеть от планируемого рестайлинга модели, который ожидается в следующем году.
По мнению консультанта-аналитика Frost & Sullivan Ивана Кондратенко, Lada Granta сохранит сильные позиции на рынке, оставаясь в числе лидеров благодаря своей конкурентной цене на фоне сокращения программ господдержки. При этом предпочтения покупателей будут и дальше смещаться в сторону более современных автомобилей.
Топ-25 самых продаваемых моделей автомобилей в России (данные АЕБ)
# | Модель | Январь-ноябрь | ||
2017 | 2016 | Изм.,% | ||
1. | Kia Rio | 90 491 | 79 633 | 14 |
2. | Lada Granta | 83 384 | 78 953 | 6 |
3. | Lada Vesta | 69 336 | 48 160 | 44 |
4. | 63 673 | 82 338 | -23 | |
5. | 49 406 | 17 927 | 176 | |
6. | Volkswagen Polo | 42 994 | 43 390 | -1 |
7. | Renault Duster | 39 012 | 40 105 | -3 |
8. | Lada Largus | 30 090 | 26 460 | 14 |
9. | Toyota RAV4 | 29 740 | 28 445 | 5 |
10. | Lada XRAY | 29 583 | 17 299 | 71 |
11. | Chevrolet Niva | 27 796 | 26 727 | 4 |
12. | Renault Kaptur | 27 746 | 10 216 | 172 |
13. | Renault Logan | 27 306 | 26 541 | 3 |
14. | Renault Sandero | 27 277 | 25 524 | 7 |
15. | Skoda Rapid | 26 648 | 23 458 | 14 |
16. | Lada 4x4 | 25 936 | 24 720 | 5 |
17. | Toyota Camry | 25 288 | 25 535 | -1 |
18. | Volkswagen Tiguan | 24 383 | 9 029 | 170 |
19. | Kia Sportage | 22 431 | 17 264 | 30 |
20. | Skoda Octavia A7 | 20 594 | 19 719 | 4 |
21. | Lada Kalina | 18 166 | 19 238 | -6 |
22. | Nissan X-Trail | 18 127 | 16 310 | 11 |
23. | Nissan Qashqai | 17 856 | 16 892 | 6 |
24. | Datsun on-DO | 17 343 | 12 046 | 44 |
25. | Mazda CX-5 | 16 715 | 14 008 | 19 |
А вот прошлогодний бестселлер Hyundai Solaris выпал из тройки лидеров, заняв лишь четвертое место в рейтинге продаж. В январе-ноябре эту модель выбрали 63,7 тыс. российских покупателей, что на 23% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2016 года. И это при том, что в феврале на рынок вышел новый Solaris, правда, со сменой поколений модель лишилась кузова хэтчбек и сегодня предлагается только в четырехдверном исполнении. Именно этим и объясняется падение продаж Соляриса в сравнении с прошлым годом, ведь на хэтчбеки раньше приходилось примерно 25% реализации модели. В то же время продажи новых седанов, по данным «Хендэ Мотор СНГ», выше, чем в предыдущем поколении. В свою очередь, Александр Зиновьев отмечает, что если в аналогичных комплектациях, то у последнего будет небольшое преимущество в цене, к чему крайне чувствителен потребитель в данном сегменте.
Кстати, без традиционного кузова хэтчбек осталась и модель Kia Rio, которая с августа также стала доступна в . Сначала новинка появилась в продаже в четырехдверной версии, а в ноябре на рынке стартовал , который отличают увеличенный до 170 мм клиренс, адаптированные настройки подвески, а также защитный пластиковый обвес. Растущий спрос на псевдокроссоверы должен укрепить лидерство модели Rio на российском рынке в дальнейшем.
Заслуженное признание
В сегменте SUV, который является крупнейшим на российском авторынке, также новый бестселлер. Это, конечно же, кроссовер Hyundai Creta, который, напомним, в первый же месяц продаж в августе 2016-го. Однако получить пальму первенства по итогам года он смог только сейчас, завершив, таким образом, многолетнее господство Renault Duster, лидирующего в этом сегменте в 2013–2016 годах. Так, в январе-ноябре реализация Креты с учетом низкой базы выросла в 2,8 раза, до 49,4 тыс. машин. Дастер за тот же период разошелся в количестве 39 тыс. единиц, при этом спрос на него снизился на 3%. Впрочем, часть покупателей у него явно перетянул другой, более современный кроссовер этой французской марки - Kaptur, чьи продажи активно набирают обороты. По итогам 11 месяцев 2017-го он входит в пятерку самых популярных моделей SUV в России с показателем 27,7 тыс. реализованных машин (рост в 2,7 раза). Таким образом, Kaptur уже практически догнал Chevrolet Niva, чей результат составил 27,8 тыс. автомобилей (+4%), и сократил отставание от Тойоты RAV4, на которой остановили свой выбор 29,7 тыс. покупателей (+5%).
«Лидерство Креты ожидаемо ввиду ее новизны и цены, которая ниже, чем у большинства конкурентов с подобным уровнем технологического оснащения. Снижение продаж Дастера случилось из-за того, что модель без существенных изменений находится на конвейере почти 10 лет и на фоне конкурентов уже является довольно устаревшей, хотя и сравнительно дешевой. На мой взгляд, отчасти из-за отсталости Дастера, Kaptur набирает популярность среди поклонников марки Renault в России и в следующем году имеет шансы обогнать его. Toyota RAV4, которая почти в два раза дороже, чем Creta, имеет стабильную позицию на российском рынке, но без претензий на большее», - констатирует Иван Кондратенко.
Как заявил «За рулем.РФ» управляющий директор «Хендэ Мотор СНГ» Алексей Калицев, у Креты очень высокие шансы сохранить свое лидерство в следующем году. В первом квартале будущего года на заводе компании в Санкт-Петербурге стартует производство . Автомобиль получит новые сочетания коробок передач и двигателей, также в течение года будут доступны пакеты опций, разработанные в соответствии с запросами клиентов.
В апреле-мае следующего года в России стартуют продажи внедорожника Skoda Kodiaq локального производства. Напомним, с июня новинка поставляется к нам из Чехии только в топовых версиях по цене от 2 млн рублей, а с началом местной сборки Skoda сможет расширить линейку двигателей и вариантов комплектаций для этой модели, в том числе с передним приводом. Ежегодно планируется продавать до 30 тыс. таких автомобилей, что вполне сопоставимо с текущим уровнем реализации лидеров сегмента SUV. По мнению экспертов, даже если локализация производства позволит снизить начальную стоимость Kodiaq до 1,5 млн рублей, как заявлялось ранее, он все равно будет дороже или на уровне цен конкурентов, таких как Kia Sportage и Nissan X-Trail.
«В первую очередь необходимо понять, насколько существенное влияние окажет локальное производство на итоговую цену Skoda Kodiaq для конечного потребителя. В то же время в этом ценовом сегменте конкуренция очень серьезная, и говорить о том, что новинка сможет потеснить конкурентов, пока рано», - считает Александр Зиновьев.
Расслоение авторынка
Сегмент автомобилей премиум-класса, который оказался более устойчив к кризисным явлениям в прошлые годы, в 2017-м, напротив, показывает более низкую динамику спроса, а некоторые премиальные марки и вовсе снижают продажи на растущем рынке. Практически все представители пятерки лидеров по итогам 11 месяцев 2017 года оказались «в минусе»: Mercedes-Benz (-2%), Lexus (-3%), Audi (-19%), Land Rover (-3%), и только BMW смог нарастить реализацию (+8%). Стоит также отметить успехи Volvo и Infiniti, чьи продажи с начала года выросли на 20% и 12% соответственно.
Как говорит руководитель отдела продаж АЦ Беляево Павел Филиппов, кризис затрагивает в первую очередь автомобили среднего и нижнего ценового сегментов. Премиум-сегмент начинает падать позднее, но это падение, в отличие от более дешевых категорий, происходит глубже, с более длительным выходом на прежние показатели продаж. «Доходы и покупательская способность населения упали, и многие клиенты, которые ранее владели машинами премиум-класса, сегодня пересаживаются на более бюджетные модели, но зато новые автомобили. Доход от продаж в премиум-сегменте упал в разы, и если бы дилеры не создавали искусственный ажиотаж за счет дисконта и специальных предложений, то это падение было бы еще большим. Ожидать роста продаж премиальных автомобилей не стоит - в лучшем случае произойдет замедление падения или стагнация», - рассуждает эксперт.
А вот в ГК «АвтоСпецЦентр» прогнозируют на 2018 год небольшой рост в премиальном сегменте за счет выхода большого числа новых моделей. По словам Александра Зиновьева, подстегнуть спрос смогут интересные новинки будущего года - Audi A6, Audi Q8, BMW X7, BMW X2, новый Porsche Cayenne, обновленные Infiniti QX50 и QX80.
Неубиваемая ГАЗель
На рынке легких коммерческих автомобилей 2017 год ознаменовался выходом нового легкого грузовика УАЗ Профи грузоподъемностью 1,5 тонны, который должен составить конкуренцию ГАЗели. С октября новинка доступна в продаже с однорядной и двухрядной кабиной, в том числе и с полным приводом. Также недавно УАЗ выпустил битопливную модификацию Профи, работающую на бензине и газе. Стоит отметить, что новый ульяновский грузовичок стал самым доступным предложением в сегменте полуторатонников - его стоимость начинается от 749 тыс. рублей, без учета спецпредложений. Для сравнения, цена ближайшего конкурента - бортовой ГАЗели Бизнес - стартует от 865 тыс. рублей.
Впрочем, выход на продажах ГАЗелей никак не сказался, заявляют в пресс-службе «Группы ГАЗ». По данным компании, продажи бортовых ГАЗелей Бизнес, а Профи называли «убийцей» именно этой модели, в октябре-ноябре 2017 остались на уровне прошлого года. Совокупные же продажи бортовых грузовиков ГАЗ (ГАЗель Бизнес и ГАЗель Next) выросли за эти же два месяца на 25%.
В низком ценовом сегменте LCV опциональный состав автомобиля, на который делают упор разработчики УАЗ Профи, практически не оказывает влияния на решение о покупке, отмечают, с свою очередь, дилеры ГАЗа. По их словам, главное для покупателя здесь - способность автомобиля перевезти 1,5–2 тонны груза или рабочую бригаду, проехать в место погрузки/разгрузки, и именно по этим показателям Профи уступает ГАЗели.
В октябре на российский рынок вышел стоимостью от 2 млн руб. Еще одной новинкой в сегменте LCV стал , который поступит в продажу в конце декабря в двух модификациях - пятиместный грузопассажирский автомобиль (819 тыс. руб.) и коммерческий фургон (814 тыс. руб.). Эта модель должна занять нишу между фургоном Lada Largus (от 500 тыс. руб.) и Peugeot Partner с Citroen Berlingo (от 1,2 млн руб.). В свою очередь, PSA Group в первом квартале 2018 года начнет выпускать в России фургоны Peugeot Expert и Citroen Jumpy нового поколения, а в дальнейшем на калужском конвейере к ним добавятся пассажирские микроавтобусы Peugeot Traveller и Citroen SpaceTourer.
«УАЗ сделал смелый ход с запуском модели Профи, но вряд ли она способна существенно ослабить позиции ГАЗа на рынке LCV. Поэтому неоспоримое лидерство ГАЗели, думаю, будет продолжаться и в 2018 году. Renault Dokker будет конкурировать с родственной Lada Largus, а Citroen Jumpy и Peugeot Expert займут свою небольшую нишу компактных LCV», - комментирует Иван Кондратенко.
Не хватает уверенности
Что касается прогнозов на 2018 год, то динамика российского авторынка во многом будет зависеть от объема господдержки. Уже известно, что программы утилизации и трейд-ин свернут, отказалось правительство и от льготных автокредитов. В 2018 году будут возобновлены только адресные программы «Первый...» и «Семейный автомобиль» , однако их предварительный бюджет рассчитан на продажу лишь 55 тыс. машин. Для сравнения: в уходящем году с помощью различных мер господдержки реализовано порядка 750 тыс. автомобилей, что обеспечило почти половину всех продаж. В случае сокращения мер стимулирования спроса авторынок может вновь столкнуться с падением продаж, которое будет усугубляться продолжающимся ростом цен.
Как говорят в пресс-службе Kia, программы господдержки - это эффективный инструмент, позволяющий сократить разницу между темпами роста цен на автомобили и роста доходов населения, которая сформировалась за 2014–2017 годы и достигла за этот период почти 30%. В компании полагают, что пока рынок не вернется хотя бы к среднегодовому уровню в 2 млн автомобилей, господдержка будет иметь очень важное значение.
В ГК «Авторусь» отмечают, что рост продаж, который наблюдается в последние месяцы, - это, скорее всего, его пиковые значения, обусловленные сезонной активностью дилеров. В будущем году авторынок прибавит в лучшем случае 8–10%.
А вот в Frost & Sullivan прогнозируют, что при оптимистическом сценарии развития рынка в 2018 году возможно сохранение уровня продаж в пределах 1,5 млн машин или минимальный рост. Но в целом, оценивая эффект программ господдержки на рынок в предыдущие годы, можно рассчитывать, что с их окончанием российский авторынок в следующем году вернется к некоторому снижению. Естественный же рост рынка наступит при условии, что ускорится экономический рост в стране и курс валют будет оставаться на стабильном уровне. «В этом случае даже в ситуации отмены мер по стимулированию автопродаж российский покупатель, который выжидал с покупкой новой машины, почувствует улучшение благосостояния и будет уверен в завтрашнем дне», - резюмирует Иван Кондратенко.
Фото: ИТАР-ТАСС, depositphotos.com и компании-производители
Консалтинговое агентство Focus2 move подводит итоги 2017 года. С помощью годового отчета было подсчитано количество проданных автомобилей? наиболее известных марок. Расстановка позиций среди самых продаваемых автомобилей Топ-10, 2017 года в сравнении с прошлогодним периодом не сильно отличается, хотя есть ряд неожиданных везунчиков.
Итоговым событием 2017 года стали рекордные продажи пикапа Ford F-Series, более 1 млн. автомобилей за 12 месяцев 2017 года! Точное количество составило, 1.076.551 штука . Заслуженное второе место. Рост по сравнению с позапрошлым 2016 годом составил 8.7% и 990.205 проданных единиц.
Кроссоверы вроде , Honda CR-V и Volkswagen Tiguan также показали на что способны городские паркетники. А способны они на многое! 5,6 и 7 место, соответственно. RAV4 был реализован по всему миру в количестве 807.401 шт. , Honda CR-V в объеме 748.048 единиц , Volkswagen Tiguan было продано за год чуть более 703 тыс.
Но лидерами все еще остаются легковые автомобили. Четвертое и третье места заняты такими мастодонтами как (+21.7% ) и Volkswagen Golf (-3.5% ), 819 и 952 тыс. проданных штук соответственно.
Ну а первое место, по сложившейся традиции занимает . Несмотря на падение продаж на 6.6% , с 1.3 млн до 1.2 млн. в этом году, лидерство японской модели никто оспорить не смог.
Большое рейтинговое исследование позволило также выяснить общую клиническую картину на рынке новых легковых автомобилей. Мировой рынок автомобилей продолжил расти с темпом около 2% . На конец года всего было реализовано около 94.5 млн. автомашин .
При внимательном рассмотрении, наблюдается определенный диссонанс общей картины. Дело в том, что согласно консалтинговым отчетам, почти все сегменты продаж автомобилей потеряли по сравнению с предыдущим годом. Тогда странно, как получилось показать рост по итогам года? Все дело в продажах внедорожников, которые возросли с удивительной скоростью, плюс 12% . Они-то и вытянули весь сектор в положительные показатели.
Как предполагают в консалтинговом агентстве, самыми продаваемыми моделями станут внедорожники, но до этого момента, лидеры еще какое-то время будут неизменными.
Напомним, что по итогам года, в России выросли на 11.9% . Рынок РФ занимает пятое место в Европе и ему пророчат неплохое будущее как минимум на ближайший календарный год.