Основные регулировки тнвд дизельного двигателя. Регулировка подачи топлива



Регулировка топливных насосов высокого давления

Регулирование ТНВД должно производиться на специальных стендах высококвалифицированными специалистами. При регулировке насоса следует использовать стендовые форсунки или форсунки, с которыми насос был установлен на двигателе, помечая при этом номер каждой форсунки в соответствии с цилиндром.
Перед проверкой и регулировкой насоса высокого давления все форсунки (если используются форсунки с двигателя) должны быть тщательно проверены и отрегулированы на специальном стенде в соответствии с техническими условиями для данного типа и модели форсунок.
После регулировки насоса каждую форсунку следует устанавливать на цилиндр, соответствующий секции насоса, которую регулировали совместно с этой форсункой.

Общая работоспособность плунжерных пар насоса может оцениваться при помощи стендовых форсунок, отрегулированных на давление начала впрыска, превышающее номинальное в 1,8…2 раза. Если в этом случае насос обеспечивает подачу, значит плунжерные пары в нормальном состоянии.

Регулировка цикловой подачи

Основная регулировка топливного насоса – регулировка количества и равномерности цикловой подачи на номинальном режиме. Для этого рейку ТНВД (или дозатор у одноплунжерного насоса) специальным винтом устанавливают в положение номинальной подачи. При номинальной частоте вращения замеряют цикловую подачу всех секций, контролируя уровень топлива в измерительных пробирках для каждой секции насоса.

Для контроля величины цикловой подачи по секциям насоса используются стеклянные градуированные пробирки, закрепленные на испытательном стенде и присоединенные к выпускному штуцеру секции, либо (в современных стендах) по дисплею, на котором визуально отображается цикловая подача по секциям испытываемого ТНВД. Цикловая подача должна соответствовать техническим условиям на насос и корректироваться для конкретной модели двигателя.

Отклонение по секциям (неравномерность подачи) допускается не более 3…5% . В противном случае у насосов серии 33 (КамАЗ) и 60 (ЗИЛ) ослабляют крепление корпуса секции и поворачивают его, переставляя на один-два зуба стопорную шайбу корпуса. У некоторых насосов (4УТНМ, ЯЗДА, ЧТЗ) для крепления секций предусмотрены специальные хомуты, которые при необходимости ослабляют и корректируют цикловую подачу поворотом корпуса секции.



Регулирование угла опережения начала подачи

Проверку и регулировку этого угла осуществляют на стенде.
В рядных насосах на первую секцию, а в V-образных насосах серии 33 – на восьмую секцию устанавливают моментоскоп – стеклянную трубку, соединенную через резиновый патрубок с топливопроводом высокого давления (см. рисунок ). Рейку устанавливают в положение номинальной подачи и вращая вручную вал насоса (за муфту опережения впрыска), заполняют трубку моментоскопа топливом.
Отвернув вал обратную сторону, и затем медленно вращая его вперед, определяют момент, когда поверхность топлива (мениск) в трубке моментоскопа дрогнет.
Вращение останавливают.
При этом лимб стенда покажет угол до оси симметрии кулачка привода плунжера. Этот угол должен соответствовать техническим условиям для данного конкретного насоса.
Так, для восьмой секции насоса серии 33 (КамАЗ) этот угол должен составлять 42…43 ˚, а для первой секции насосов 4УТНМ - 56 ˚.

После проверки первой (или восьмой) секции, моментоскоп устанавливают на остальные секции соответственно порядку работы цилиндров двигателя. Отклонение углов опережения впрыска по секциям не должно превышать 20 ".

С целью регулировки угла опережения начала подачи в насосах серии 33 (КамАЗ) заменяют пяту толкателя, которую выпускают 18 ремонтных размеров.
В насосах типа УТНМ, ТН, ЯЗДА для этих целей перемещают винт толкателя плунжера. После регулировки секции этот винт стопорят контргайкой.



Cтраница 1


Регулировка топливного насоса на равномерность подачи топлива заключается в корректировании подачи насосных секций путем изменения положения (поворота) отдельных плунжеров относительно рейки. Изменение подачи одновременно всех секций топливного насоса достигается увеличением или уменьшением рабочего хода рейки, а следовательно, угла поворота всех плунжеров.  

Регулировка топливного насоса на равномерность подачи производится с отрегулированными форсунками, соединенными с насосом топливопроводами одинаковой длины.  

Регулировка топливного насоса в соответствии е инструкцией пользования стендом требует специальной подготовки и опыта. Водитель второго класса эту работу не выполняет.  

Регулировка топливных насосов на ходу двигателя может производиться только в тех случаях, когда конструкция насосов позволяет осуществить ее безопасно и без резкого изменения подачи.  

Регулировку топливного насоса на равномерность подачи топлива между отдельными секциями производить после 5000 - 6000 ч работы дизеля (желательно в мастерской) только в том случае, если в работе дизеля наблюдались ненормальности из-за неудовлетворительной работы топливного насоса или при неравномерности подачи топлива более 3 г по секциям.  

Сборка и регулировка топливного насоса выполняются в такой последовательности.  

Проверка и регулировка топливного насоса и регулятора производятся на специальном стенде.  


Проверка и регулировка топливных насосов высокого давления, Эти операции осуществляют только на специальных стендах. Топливный насос высокого давления проверяют и регулируют на момент начала подачи топлива, равномерность подачи топлива отдельными секциями насоса, производительность.  

S. Момен-тоскоп.  

Проверка и регулировка топливного насоса высокого давления проводятся на специальном стенде типа СДТА или любом другом. На стенде фиксируют и регулируют начало подачи топлива секциями топливного насоса, а также значение и равномерность подачи. Проверенный и отрегулированный насос устанавливают на двигатель, после чего регулируют угол опережения подачи (впрыскивания) топлива и частоту вращения на режиме холостого хода.  

По окончании регулировки топливного насоса и регулятора следует проверить и, если необходимо, отрегулировать положение шпильки 35 выключения и болта 3 жесткого упора вилки регулятора. Для этого шпильку выворачивают до такого положения, при котором рычаг 28, упираясь в шпильку, будет выключать подачу топлива. Чтобы правильно установить болт жесткого упора вилки, его вворачивают до упора в вилку, затем выворачивают на один оборот и контрят. Болт устанавливают при 930 об / мин вала насоса и положении рычага регулятора, соответствующем максимальной подаче топлива. Для снижения числа оборотов и полного выключения подачи топлива уменьшают число прокладок 4 (рис. 25), для повышения - увеличивают. На отрегулированном топливном насосе при положении внешнего рычага регулятора, соответствующем максимальной подаче топлива, и при 950 - 980 об / мин валика насоса подача топлива должна полностью выключаться.  

В бескомпрессорных двигателях регулировка топливных насосов должна также обеспечить установку одинаковых для всех цилиндров моментов начала подачи топлива.  

Одновременно следует произвести регулировку топливных насосов на их подачу; проверить работу системы выключения 15 топливных насосов при работе на холостом ходу, а также свободность перемещения реек топливных насосов. Для дизелей типа Д100 тщательно проверить правильность разбивки насосов по группам, не допуская установки на один дизель насосов разных групп.  

ТНВД является одним из полезнейших элементов инжекторной системы. Сегодня он устанавливается не только на дизельные моторы, но и на бензиновые агрегаты. Чтобы насос выдавал наиболее эффективный режим работы, должна быть грамотно проведена его регулировка.

Разновидности насосов

ВНИМАНИЕ! Найден совершенно простой способ сократить расход топлива! Не верите? Автомеханик с 15-летним стажем тоже не верил, пока не попробовал. А теперь он экономит на бензине 35 000 рублей в год!

В функции ТНВД входит своевременная подача топлива в определённый момент и под определённым давлением в элементы двигателя. Объёмы автогорючего должны быть чётко отмерены. Блок в ответе за хорошее кругообращение горючего по всей системе.

Сегодня используются несколько разновидностей насосов. Есть так называемые «аккумуляторные» модели и ТНВД с непосредственным впрыском. Второй вариант считается более современным и продвинутым, необходимое распыление обеспечивается за счёт движения плунжера.

ПП или плунжерная пара является главным звеном насоса. Представляя собой продолговатый элемент небольшого размера, он максимально точно подогнан к цилиндру. Диаметр ПП в несколько раз меньше длины. Одно из удачных конструкторских решений, повышающих значимость ПП – зазор между поршнем и цилиндром. Он никогда не превышает 1-3 мкм.

Состоит цилиндр из одного или двух впускных сапунов, посредством которых подаётся топливо. Выпуск осуществляется через клапан, выталкивающий горючее наружу.

ТНВД классифицируются также по видам.

  1. Распределительный тип насоса, в котором поршни устанавливаются так, чтобы совершать инжекцию и рассредоточение по существующим цилиндрам.
  2. Рядный насос, имеющий всего одну ПП.
  3. Магистральный ТНВД, в задачи которого входит нагнетание бензина или солярки в топливную рампу или аккумулятор (хранилище).

Ремонт и регулировка

Настройка или ремонт ТНВД проводится в том случае, если:

  • насос сильно износился;
  • было использовано топливо низкого качества;
  • некорректно работают электронные устройства.

Износ ТНВД определить можно сразу. Достаточно прислушаться к его работе, чтобы определить шум и неравномерность работы. Естественно, это приводит к затруднённому пуску двигателя на горячую и снижению мощности.

Если залить в бак некачественное топливо, оно пойдёт по всей системе ТНВД. Как известно, в этом насосе горючее используется и в роли антиадгезива для трущихся узлов. По сути, если бензин или солярка будут включать в свой состав много примесей, частичек мусора или воды, детали вскоре испортятся.

Износ – то, что происходит чаще всего. Заменить детали получится, если разобрать устройство. В принципе, осуществить восстановительные действия своими руками нетрудно, если досконально изучить схему насоса, иметь в наличии специальные инструменты и оборудование.

Что касается регулировки, то она является процедурой обязательной и периодичной. Без проведения настройки не удастся достигнуть нормального и бесперебойного функционирования всего силового агрегата. Корректировка проводится на профессиональном стенде, таком как СДТА-1. Прежде чем начать регулировку, надо демонтировать МОВ (муфту). Она отвечает за сцепление вала с приводом стенда, функционирует априори.

Затем проводится общая диагностика, в ходе которой тестируется размеренность и объём поступления горючего, момент начала впрыска и т. д. В целях более усовершенствованной проверки, используется особый механизм для привода шторки, которая закрывает цилиндры, не давая попасть топливу внутрь.

Для настройки момента начала впрыска используется моментоскоп. Это короткий отрезок шланга, с которым интегрирована стеклянная трубка. Для настройки момента начала используются также специальные болты, вкручиваемые в толкатели.

Регулировка насоса должна производиться с элементами впрыска, которые инсталлированы на мотор штатно. Каждый номер элемента впрыска должен быть помечен согласно порядку цилиндра. До настройки ТНВД все элементы инжекции обязаны быть чётко отрегулированы на другом оборудовании, в согласии с техпоказателями.

Работоспособность ПП оценивается и корректируется с помощью искусственного инжектора, настроенного таким образом, чтобы превышать номинал почти в два раза. Если насосу удаётся доставлять горючее в систему, плунжер функционирует в нормальном состоянии.

Цикловая подача

Одна из главных регулировок насоса. Важно суметь отрегулировать не только количество, но и размеренность такого поступления горючего. В этих целях топливную рампу или дозатор устанавливают на режим обозначенной подачи. При малой амплитуде вращения замеряется цикловая подача всех секций, контролируется уровень горючего в измерителях для каждой части насоса.

Объём подачи контролируется особыми калиброванными трубочками, которые фиксируются на тестовом стенде. Они присоединяются к выпуску штуцера, или на профоборудовании – интегрируются с экраном, на который выводится вся цикловая подача тестируемого ТНВД. Она обязана симметрировать с техусловиями насоса и регулироваться для определённой модификации силовой установки.

Несоответствие по частям допускается в ТНВД грузовиков КамАЗ и ЗИЛ, но не более 3 или 5 процентов. Иначе у ТНВД ослабляется фиксация корпуса и с помощью поворачивания переставляется на 1-2 зуба стопор. В его роли выступает специальная шайба. Что касается насосов, устанавливаемых на ЯЗДА, ЧТЗ, то здесь для прочности рассчитаны особые хомуты, которые могут ослабляться и регулироваться.

УОНП

Следующим этапом регулировки является настройка УОНП. Диагностику проводят на стенде. Обязательно должен быть установлен моментоскоп, как и говорилось, стеклянная трубка со шлангом высокого давления.

Рампа должна быть установлена в положении номинальной подачи, а вал следует вращать в ручном режиме. Делать это можно, ухватившись за муфту. Тем самым, шланг оборудования заполняется горючим.

Чтобы определить момент, когда уровень топлива в шланге начинает дёргаться, вал отворачивают в обратную сторону. Лимб стендового оборудования показывает угол до оси симметрии ПП. Он должен обязательно отвечать техусловиям для конкретной марки насоса. Например, для насосов грузовика КамАЗ УОНП составляет сорок два или сорок три градуса.

Регулировочные параметры мин ¯ 1 Число ходов Неравномерность подачи Давление наддувочого воздуха, кгс/см2
Номинальная подача 930±10 200 5
Контроль подачи 800±10 200
Контроль подачи 650±10 200 8
Контроль подачи 500±10 200
Контроль подачи 500±10 200 Рвозд.=(0,7-0,9)
Контроль подачи 500±10 200 Рвозд.=(0,56 0,01)
Контроль подачи 500±10 200 Рвозд.=(0-0,3)
Контроль подачи 80±10 100
Контроль подачи 270±10 200
Контроль подачи 300±10 200 50
Начало выкл. подачи (980-1000) мин -1
Полное выкл. подачи (980-1000) + (60-120) мин -1
Двигатели Д-75, СМД-14А и Д-54А
Для определения угла опережения по моменту начала подачи Надо при выключенной компрессии дизеля провернуть его коленчатый вал за рукоятку или маховик пускового двигателя настолько, чтобы щуп, вставленный ненарезанной стороной в отверстие картера маховика, вошел в углубление на наружной поверхности его при такте сжатия в первом цилиндре.
Для определения такта сжатия Такт сжатия определяется по неподвижному состоянию обоих коромысел клапанов (при снятой крышке), когда оба клапана первого цилиндра раскрыты, или по выпуску сжатого воздуха из гнезда форсунки (при снятой форсунке первого цилиндра).
Как определяется положение маховика Положение маховика фиксируется при в. м. т. поршня первого цилиндра. При этом положении поршня в такте сжатия надо сделать карандашом метки на приводном шкиве вентилятора и на крышке шестерен распределения. Для большей точности целесообразно к шкиву прикрепить стрелку, направленную острием к крышке. После этого щуп надо вынуть, чтобы освободить маховик.
Двигатель КДМ-100
Как определяется УОНП Угол опережения определяется на дизеле по моменту начала подачи. С первой секции топливного насоса снимают топливопровод высокого давления и на его место устанавливают гидравлический мо-ментоскоп. После того как уровень топлива, в стеклянной трубочке моментоскопа установится приблизительно на половине ее высоты, прокручивают вал двигателя и внимательно наблюдают за состоянием уровня топлива. Начало подачи топлива насосной секцией замечают по моменту подъема уровня. Его надо заметить возможно точнее.
Дополнительно В момент начала подъема уровня вращение вала двигателя прекращают и через открытый люк маховика (в передней части пола кабины) делают отметку на наружной поверхности маховика точно против острия неподвижной стрелки-указателя. Вспомогательной величиной, оценивающей угол опережения подачи, является длина дуги на наружной поверхности маховика между отметкой в. м. т. соответствующего цилиндра и меловой отметкой. Длину дуги можно замерить по-разному: гибкой металлической линейкой, положив ее на маховик, полоской бумаги, перенеся затем ее длину на линейку с делениями. Номиналь-. ному углу опережения подачи 14-16° соответствует длина дуги 71-82 мм. Если замеренная длина дуги не укладывается в этом интервале, следовательно, момент начала подачи требует корректировки для того, чтобы установить номинальный угол опережения подачи топлива.
Разница по двигателям
Угол опережения подачи для двигателей Д-40М и Д-40Л Равен 14,5-15,5°
Угол опережения подачи для двигателя Д-38М Равен 18--21°
Д-28 На маховике двигателя Д-28 есть отметка с обозначением «под. топл.» (момент начала подачи топлива), а на картере маховика - люк со стрелкой-указателем. Совпадение метки на маховике с острием стрелки при такте сжатия в первом цилиндре соответствует моменту начала подачи топлива первой секцией насоса.
Угол опережения подачи для двигателя Д-20 Равен 29-33°

Регулировка момента начала подачи топлива является одной из ответственных операций технологического процесса ремонта топливных насосов. От точности установки угла начала подачи топлива в значительной степени зависит экономичность и надежность работы дизеля. Для того чтобы обеспечить полное сгорание рабочей смеси в цилиндре, впрыск топлива через форсунку должен производиться в строго определенный промежуток времени в конце хода сжатия. Так, например, для быстроходного 12-цилиндрового дизеля типа B2-300 и Д12А подача топлива насосом начинается за 28° до в. м. т. поршня. Фактически топливо впрыскивается форсункой в цилиндр за 20-22° до в. м. т. Продолжительность впрыска составляет около 20°.

При большом опережении подачи топлива относительно в. м. т. поршня топливо впрыскивается преждевременно, дизель работает жестко. Это происходит потому, что давление в цилиндре нарастает резко; повышается наибольшее давление сгорания, поэтому увеличивается нагрузка на детали кривошипно-шатунного механизма. Иногда наблюдается вибрация дизеля. Кроме того, несколько увеличивается удельный расход топлива.

При поздней подаче топлива задерживается процесс образования рабочей смеси в цилиндре. Значительная часть топлива догорает при такте расширения. Вследствие того, что топливо догорает в большом объеме, уменьшаются скорость нарастания давления и наибольшее давление цикла; падает температура в цилиндре. Такой дизель обычно работает с дымным выпуском и перегревается. Уменьшается мощность дизеля и увеличивается удельный расход топлива.

Четкая работа многоцилиндрового дизеля в значительной степени зависит от одинакового протекания рабочего процесса во всех цилиндрах. Это возможно в том случае, если моменты начала впрыска и продолжительность впрыска топлива одинаковы во всех цилиндрах. Разница в чередовании моментов начала подачи топлива секциями не должна превышать 0,5-1,0°. Момент начала подачи топлива при регулировке топливного насоса определяют по углу поворота кулачкового вала насоса в момент перекрытия кромкой плунжера всасывающего окна гильзы и по впрыску топлива форсункой.

Момент перекрытия кромкой плунжера впускного отверстия гильзы определяют по движению мениска топлива в стеклянной трубочке при медленном поворачивании кулачкового вала насоса.

Для новых плунжерных нар, диаметральный зазор которых не более 3 мк, погрешность в определении момента начала подачи топлива не превышает 0,5° по углу поворота кулачкового вала топливного насоса.

При увеличении (более 5 мк) диаметральных зазоров плунжерных пар неравномерность углов чередования моментов начала подачи топлива значительно повышается. Это объясняется тем, что увеличиваются утечки топлива через активную щель между плунжером и гильзой; поэтому давления в системе нарастают медленно и впрыск топлива в цилиндр начинается позднее.

Другим существенным недостатком этого способа является то, что точность определения момента начала движения мениска топлива зависит от лица, производящего регулировку.

Более совершенным является определение момента впрыска топлива форсункой. Для этого стенд для регулирования топливных насосов оборудуют специальным прибором - стробоскопом.

Регулировку подачи топлива насосом НК-10 по движению мениска в стеклянной трубочке на стенде с ручным приводом производят следующим образом. Рейку насоса выдвигают на 14 мм от положения «Стоп» и, вращая кулачковый вал, прокачивают топливо до полного удаления пузырьков воздуха. Затем второй плунжер устанавливают в верхнее положение и регулируют зазор величиной 0,6 мм между торцом плунжера и седлом клапана. Для этого измеряют щупом зазор между болтом толкателя и пятой плунжера. Когда зазор отрегулирован, на нажимной штуцер секции навертывают гайку моментоскопа. Повертывая вал насоса вручную против часовой стрелки, замечают начало движения мениска топлива и определяют момент подачи по градуированному диску приводного шкива по стрелке, которая прикреплена к стенду. Для повторного контроля вал насоса поворачивают назад на ¼ оборота и вторично, повертывая вал против часовой стрелки, определяют момент начала движения топлива в стеклянной трубке.

Результаты проверки считаются верными, если оба измерения совпадают или отличаются одно от другого не более чем на 30°.

Момент подачи всех остальных секций насоса НК-10 проверяют в порядке последовательности их работы (табл. 42 ).

Таблица 42 . Последовательность работы секций насоса НК-10

Если начало подачи какой-либо секции отклонится от заданного угла по отношению ко второй секции более чем на 30°, то такую секцию регулируют снова. При поздней подаче топлива регулировочный винт толкателя вывертывают, при ранней подаче ввертывают.

Последовательность подачи топлива секциями насоса дизеля типа Д6 следующая (табл. 43 ).

Таблица 43 . Последовательность подачи насоса секций шестиплунжерного насоса

В процессе регулировки момента подачи вторично проверяют зазор между торцом плунжера и седлом клапана, который после регулировки момента подачи должен быть 0,4-1,0 мм. Закончив эту регулировку, повертывают вал насоса в положение, соответствующее началу подачи второго плунжера, и наносят риску на буксе против метки на кулачковой муфте.

Для четкой и экономичной работы дизеля необходимо, чтобы во все цилиндры впрыскивалось одинаковое количество топлива. При неравномерном впрыске топлива по цилиндрам ухудшается работа дизеля. Например, на режиме полной нагрузки отдельные цилиндры, получающие увеличенное количество топлива, могут оказаться перегруженными за счет недогрузки остальных. Кроме того, перегруженные цилиндры вследствие неполного сгорания топлива работают с дымным выпуском. Поэтому повышается удельный расход топлива.

При регулировке насоса на равномерность подачи добиваются подачи каждой секцией установленного количества топлива. На регулировочном режиме разница в подаче между любыми плунжерными парами должна быть но более 3%. На режиме малых подач и низких оборотов допускается значительное повышение этой неравномерности.

Неравномерность Н подачи топлив секциями топливного насоса определяют по формуле

где q max - наибольшее количество топлива, поданное одной из секций, в см3 (г); q min - наименьшее количество топлива, поданное одной из секций, в см3 (г).

Необходимо соблюдать технические условия на регулировку насосов по количеству и равномерности подачи топлива. При ходе рейки 13,5 мм от положения «Стоп» на регулировочном режиме работы насоса (n - 850 об/мин) за 400 ходов плунжера секция насоса типа НК-10 должна подавать 64±1,0 см3 топлива. На малых (n = 300 об/мин) оборотах кулачкового вала насоса количество подаваемого топлива секцией равно 12 +2,5 -2,0 см3.

Количество топлива, подаваемого секциями топливного насоса, изменяют следующим образом. В случае заниженной подачи топлива одной из пар насоса освобождают стопор и перемещают поворотную втулку влево. При повышенной подаче топлива втулку поворачивают вправо, после чего вновь стопорят.

При большой неравномерности подачи топлива секциями насоса (при уменьшении хода рейки) допускается регулирование насоса на режиме малой подачи. После этого повторно проверяется точность регулировки на рабочем (регулировочном) режиме. Если точность регулировки на рабочем режиме будет нарушена, подбирают другую плунжерную пару.

Если неравномерность подачи топлива секциями топливного насоса будет в пределах нормы, а общее количество подаваемого топлива больше или меньше нормы, разрешается изменять величину хода рейки на 0,5-1,0мм. Не разрешается регулировать топливный насос на равномерность подачи топлива при малом числе оборотов кулачкового вала, потому что такой насос при работе дизеля будет подавать топлива больше нормы. Кроме того, изменится равномерность подачи топлива отдельными секциями.

Для регулировки топливных насосов применяют дизельное топливо вязкостью 5,1±0,05 ccт при температуре 20° С. Температура топлива при испытании насоса поддерживается в пределах 18-20° С.

При регулировке топливных насосов применяют два способа измерения расхода топлива: 1) объемный в см3 и 2) весовой в г. Более точным является весовой способ, но он требует дополнительного оборудования (весы и разновес). В ремонтных предприятиях для регулировки многоплунжерных насосов применяют объемный способ измерения топлива. Пробу топлива отбирают в цилиндры (мензурки) с внутренним диаметром 20 мм и емкостью до 100 см3, градуированные через 0,2 см3.

Большое значение имеют точность отсчета числа ходов плунжера и своевременное переключение слива топлива в мерные мензурки или в топливный бак. Высокая точность отсчета числа ходов плунжера и своевременность переключения топливных лотков достигаются применением специальных автоматов. Требуется высокая точность в регулировке числа оборотов вала насоса. Заданные обороты должны быть установлены с точностью ±5 об/мин.

Регулировку насосов на равномерность подачи производят с эталонными форсунками или специальными дозаторами (форсунки с регулируемой пропускной способностью).

Для регулировки насосов применяют эталонные форсунки с однодырчатыми распылителями диаметром 0,8 +0,02 мм. Эти форсунки регулируют на давление подъема иглы 200 кг/см2. Разница в подаче эталонных форсунок от одного плунжера на регулировочном режиме насоса должна быть не более 1%. Производительность их должна быть 64 см3 за 400 ходов плунжера при 850 об/мин кулачкового вала насоса. Контроль этих форсунок производят через каждые 100 отрегулированных насосов.

Внутренний диаметр трубок высокого давления стенда должен быть 2±0,3 мм, все трубки должны иметь одинаковую длину. Гидравлическая характеристика трубок должна быть одинаковая.

Точность настройки стенда для испытания насосов следует проверять по эталонному насосу через каждые 50-60 отрегулированных насосов. Отклонение подачи топлива секциями насоса не должно превышать 2 см3.

Регулировка всережимного регулятора заключается в установке наибольших и наименьших чисел оборотов. В процессе регулировки механизма добиваются устойчивости работы и постоянства числа оборотов на всех рабочих режимах. Такая проверка работы регуляторов производится на стенде с электрическим приводом, обеспечивающим плавное изменение числа оборотов насоса от минимальных до максимальных.

Желательно, чтобы стенды были оборудованы специальным контрольным устройством, фиксирующим начало выключения рейки. Для топливных насосов дизелей B2-300 и Д6 число оборотов начала выключения рейки принято равным 910 +10 в минуту. Число оборотов полного выключения рейки равно 1050 +25 в минуту. Если при проверке работы регулятора выключение рейки начинается при числах оборотов, меньше указанных, то следует нижний винт отвернуть нa 0,5-1 оборот. При выключении рейки на числах оборотов, больше указанных, винт соответственно завинчивают.

Регулировка плунжерных пар на одинаковую величину хода и одинаковое количество подачи, а также регулировка регулятора числа оборотов и устройства (муфты) опережения впрыска выполняются на специальном проверочном стенде для ТНВД. Эти стенды оснащены всеми необходимыми измерительными устройствами и приводом с изменяемым числом оборотов. Инструкции по ремонту и проверкам на проверочном стенде вместе с необходимыми данными содержат всю необходимую информацию для ремонтных и сервисных работ.

Регулировка ТНВД на двигателе

ТНВД синхронизируется с двигателем с помощью установочных меток для начала впрыска (закрывания канала). Эти метки находятся на двигателе и на ТНВД.

Обычно такт сжатия двигателя используется в качестве основы (точки отсчета для регулировок момента впрыска, хотя для конкретной модели двигателя могут использоваться и другие возможности). В связи с этим важно, чтобы учитывались инструкции завода-изготовителя. В большинстве случаев установочная метка для закрывания канала находится на маховике двигателя, на шкиве клинового ремня или на гасителе колебаний. Имеется несколько возможностей для регулировки ТНВД и установки правильного значения начала впрыска (закрывания канала).

  1. ТНВД поставляется с завода в таком виде, когда его кулачковый вал заблокирован в заданном положении. После у становки ТНВД на двигатель и укрепления его болтами, когда коленчатый вал находится в соответствующем положении, кулачковый вал ТНВД отпускается. Этот хорошо проверенный метод недорог и приобретает все большую и большую популярность.
  2. ТНВД снабжается индикатором закрывания канала на конце регулятора, который должен быть совмещен с установочными метками, когда ТНВД устанавливается на двигатель.
  3. На устройстве (муфте) опережения момента впрыска имеется метка закрывания отверстия, которая должна быть совмещена с меткой на корпусе ТНВД. Этот метод является не таким точным, как два описанных раньше.
  4. После того, как ТНВД установлен на двигателе, используется метод перетока высокого давления на одном из выходных отверстий насоса, чтобы определить точку (момент) закрывания канала (т.е. когда плунжер перекрывает выходной топливный канал). Этот «мокрый» метод также активно заменяется методом 1 и 2, описанным раньше.

Рис. Регулировка ТНВД

Рис. Удаление воздуха из системы впрыска топлива

Пузырьки воздуха в топливе могут ухудшать работу ТНВД или даже делают ее невозможной. В связи с этим устройства, которые устанавливаются впервые или временно отключаются, должны быть избавлены от воздуха.

Если топливоподкачивающий насос снабжен ручным насосом, то он используется для заполнения магистрали, топливного фильтра и ТНВД топливом. При этом винты для вентиляции (1) на крышке фильтра и на ТНВД должны остаться открытыми, пока выходящее топливо не будет содержать пузырьков. Удаление воздуха должно производиться каждый раз, когда заменяется топливный фильтр или производятся какие-либо работы на системе.

При работе в реальных условиях из системы впрыска воздух удаляется автоматически через клапан перетока (2) на топливном фильтре (постоянная вентиляция). Вместо клапана может использоваться ограничитель, если насос не имеет клапана перетока.

Рис. Смазка ТНВД

ТНВД и регулятор лучше всего соединить с системой смазки двигателя, т.к. при этой форме смазки ТНВД остается необслуживаемым. Фильтрованное моторное масло подается к ТНВД и регулятору через нагнетательную магистраль и входной канал через отверстие роликового толкателя или с помощью специального клапана подачи масла. В случае ТНВД с основанием или рамой, возврат смазочного масла к двигателю осуществляется через возвратную магистраль (b).

В случае фланцевого крепления возврат смазочного масла может происходить через подшипник кулачкового вала (а) или через специальные каналы. Перед первым включением ТНВД и регулятора, они должны быть заполнены тем же самым маслом, что и двигатель. В случае ТНВД без прямого соединения с масляной системой двигателя, масло вливается внутрь через крышку после снятия колпачка для удаления воздуха или фильтра. Уровень масла в насосе проверяется путем снятия винта уровня масла на регуляторе в интервалы времени, предписанные заводом-изготовителем двигателя для замены в нем масла. Избыточное масло (увеличение количества за счет утечки масла из системы смазки) нужно слить, а если масла не хватает, то долить свежего масла. Когда ТНВД снимается или когда двигатель подвергается серьезному ремонту, то смазочное масло нужно заменить. Для проверки уровня масла, ТНВД и регуляторы с отдельной подачей масла, снабжены своим собственным щупом.

Отключение ТНВД на длительное время

Если двигатель и, соответственно, ТНВД остаются необслуживаемыми в течение долгого времени, то в ТНВД не должно оставаться дизельного топливо, т.к. с течением времени оно становится густым и вязким, плунжеры и нагнетательные клапаны могут заесть и даже подвергнуться коррозии. По этой причине перед консервацией нужно добавить примерно 10% подходящего средства против ржавчины в топливный бак и в той же самой пропорции в масло в камеру кулачкового вала ТНВД. Двигатель затем следует запустить примерно на 15 минут, в течение которых все «нормальное- дизельное топливо вымоется из ТНВД, который в то же время будет эффективно защищен от загустевания топлива и коррозии. Новые ТНВД, которые уже были эффективно защищены от коррозии на заводе, маркируются буквой «р».

Понравилось? Лайкни нас на Facebook