Служебные машины. Служебные автомобили – престиж или ловушка? Служебный автомобиль или все-таки личный

Объектами производства машиностроительной промышленности являются различные машины. Понятие о «машине» формировалось на протяжении многих веков. Неоднократно оно уточнялось, меняло содержание. Однако с давних времен под машиной понимали устройство, предназначенное для действия в нем сил природы сообразно потребностям человека.

В настоящее время понятие «машина» трактуется с разных позиций и в различном смысле. Например, с точки зрения механики: машина – это система, созданная трудом человека для преобразования одного вида энергии в другой с целью получения полезного эффекта или производства полезной работы .

В зависимости от основного назначения различают два класса машин (рис. 1.1):

1) машины-двигатели , с помощью которых один вид энергии преобразуется в другой, удобный для использования;

2) машины-орудия (рабочие машины), с помощью которых производится изменение формы, свойств и положения объекта труда.

Исходным продуктом процесса, осуществляемого машиной, могут быть предметы природы, сырье или полуфабрикаты.

Продукция это результат производства в виде сырья, полуфабрикатов, созданных материальных благ или выполненных работ производственного характера.

Под служебным назначением машины понимают четко сформулированную конкретную задачу, для решения которой предназначена машина.

Формулировка служебного назначения машины должна содержать подробные сведения, конкретизирующие общую задачу и уточняющие условия, при которых эта задача может быть решена. Так, формулируя служебное назначение автомобиля, недостаточно сказать, что автомобиль предназначен для перевозки грузов. Необходимо конкретизировать характер грузов, их массу и объем, условия, расстояние и скорость перевозки, состояние дорог, климат, требования к внешнему виду автомобиля и многое другое, для того чтобы исчерпывающе определить именно ту задачу, которую должен выполнять создаваемый автомобиль.

Служебное назначение машины описывают не только словесно, но и системой количественных показателей, определяющих ее конкретные функции, условия работы и ряд дополнительных моментов в соответствии с задачей, которую предстоит решать с помощью создаваемой машины. Формулировка служебного назначения машины является важнейшим документом в задании на ее проектирование.

Машины и все ее составляющие в процессе производства их на машиностроительном предприятии являются изделиями.

Изделие – это предмет или набор предметов производства, подлежащих изготовлению на предприятии .

Изделия в зависимости от их назначения делят на изделия основного и вспомогательного производства. Изделия основного производства , предназначены для поставки (реализации) потребителем. Изделия вспомогательного производства – используются только для собственных нужд изготавливающего их предприятия.

ГОСТ 2.101 – 68 устанавливает следующие виды изделий:

ü деталь это изделие (составная часть изделия), изготовленное из однородного по наименованию и марке материала без применения сборочных операций. Характерный признак детали – отсутствие в ней разъемных и неразъемных соединений. Например, валик из одного металла, литой корпус и т.п.;

ü сборочная единица это изделие, составные части которого подлежат соединению между собой на предприятии – изготовителе путем сборочных операций (свинчивания, сочленения, клепки, сварки, пайки, склеивания т.п.).


Например: автомобиль, станок, редуктор, сварной корпус, маховичок из пластмассы с металлической арматурой;

ü комплекс два и более специфицированных изделия, не соединенных на предприятии-изготовителе сборочными операциями, но предназначенных для выполнения взаимосвязанных эксплуатационных функций. Например: цех-автомат, бурильная установка;

ü комплект – два и более изделия, не соединенных на предприятии-изгото­ви­теле сборочными операциями и представляющих набор изделий, которые имеют общее эксплуатационное назначение вспомогательного характера. Например: комплект запасных частей, комплект инструмента и принадлежностей и т.п.;

ü комплектующее изделие – это изделие предприятия-поставщика, применяемое как составная часть изделия, выпускаемого предприятием-изготовителем. Составными частями изделия могут быть детали и сборочные единицы.

Для построения эффективного технологического процесса сборки необходимо расчленить изделие на ряд сборочных единиц и деталей. Каждая сборочная единица включает в себя определенные виды соединений (рис. 1.2).

По возможности относительного перемещения составных частей соединения подразделяются на подвижные и неподвижные .

По сохранению целостности при сборке соединения подразделяются на разъемные и неразъемные. Соединение считается разъемным , если при его разборке сохраняется целостность его составных частей, и неразъемным , если при разборке его составные части повреждаются и их целостность нарушается.

При этом соединения могут быть: неподвижными разъемными (резьбовые, пазовые, конические), неподвижными неразъемными (соединения запрессовкой, развальцовкой, клепкой); подвижными разъемными (подшипники скольжения, плунжеры-втулки, зубья зубчатых колес, каретки-станины), подвижными неразъемными (рдшипники качения, запорные клапаны).

Количество разъемных соединений в современных машинах и механизмах составляет 65 – 85 % от всех соединений.

Неразъемные соединения в процессе эксплуатации и ремонта нередко подвергаются разборке, вызывающей большие затруднения и часто приводящей к порче сопряженных поверхностей (одной или обеих деталей соединения), а также дополнительной пригонке, доработке или замене.

По форме сопрягаемых поверхностей соединения подразделяются на:

ü цилиндрические (до 35 – 40 % всех соединений);

ü плоские (15 – 25 %);

ü конические (6 –7 %);

ü сферические (2 – 3 %);

ü винтовые;

ü профильные.


По методу образования соединений они разделяются на;

ü резьбовые;

ü клепанные;

ü клиновые;

ü клееные;

ü штифтовые;

ü фланцевые;

ü шпоночные;

ü прессовые;

ü шлицевые;

ü фальцованные;

ü сварные;

ü развальцованные;

ü паяные;

ü комбинированные и др.

А почему обсуждается максимальная стоимость служебного автомобилия, а не само право на служебные авто в паблик секторе? Почему никто не задает вопрос -- а зачем нам покупать чиновникам личные служебные автомобили и оплачивать им слуг-водителей?

Я хочу сказать следующее. Служебные автомобили -- это архаика, пережиток. В 30-40-е годы у машины не было гидроусилителя, синхронизатора передач, усилителя тормозов, дороги были заточены под лошадь, ПДД не устоялись, машины ломались и надо было уметь на дороге продуть карбюратор. Поэтому существовала профессия водитель.

Современный автомобиль водить одно удовольствие. Это никакой не труд, а отдых. В вашем распоряжении даже в эконом классе гидро или электросилитель руля, усилители тормозов, автоматическая коробка передач, навигатор, всякие прочие электронные помощники. Водить нынче умеет каждый. Если человек не умеет управлять автомобилем, то как ему можно доверить управление организацией, или даже отделом?

Скажу больше, автомобиль есть у каждого. Ничего нет зазорного ездить на собственном автомобиле, и самому его и вести.

Служебный автомобиль по умолчанию должен иметь минимальную комплектацию, они все в организации должны быть одинаковыми, чтобы экономить на ремонте, и закупках за счет опта. И они должны покупаться для вполне определенных целей -- встреч командировочных, развозки документации и прочих технических целей.

На работу каждый должен ездить на своей машине. За исключением тех, кого хотят убить террористы. Т.е. тех, кто ездит в броневиках. Вот им и нужны служебные машины, броневик на свои не купишь. А больше никому.

Личный водитель -- это избыточный элемент, это слуга, деньщик, разве в нынешние времена человеку к должности полагается слуга? Водить нужно самому. Тем более, что это лучше. Водитель имеет кучу недостатков. Вы не можете быть уверены, что он выспался сегодня, что не пил вчера, что не поссорился с женой. Мы знаем не один случай, когда водитель попал в ДТП и его шеф был сильно покалечен.

Водители любят блатняк, это бесит. Можно конечно его изнасиловать и заставить всю дорогу 500 км. слушать ваш любимый Genesis, но, согласитесь, в этом есть элемент садизма. Водитель подслушивает. Встречаешься с человеком, обсуждаешь дела, водитель сидит в машине и мешает, приходится иносказательно. Водитель подглядывает. Вот у вас служебный роман, вот у вас отношения с женой, он все знает. И лично мне известны случаи, когда это создавало проблему.

Поэтому водить самому лучше. И именно поэтому так много крутых бизнесменов, которые ездят сами. Покупают себе не только чорные немецкие лимузины, а и разных цветов английские, итальянские, спортивные купе для эгоиста, маленькие резвые родстеры, огромные внедорожники, чего душа пожелает. И водят сами, получая драйв и дополнительное удовольствие от жизни.

Есть только три случая для которых водитель полезен. А). Решение проблем с парковкой. Если везет водитель, то этой проблемы не существует в принципе. Он вас высадил у двери, сам встал во второй ряд, включил аварийку и спит смотри порнуху. В). Попойка. Едете в ресторан, хочется выпить, не проблема. Водитель сидит на улице и ждет. С). Аэропорт/вокзал. Удобно когда вас отвезут и встретят.

Но, согласитесь, что чиновники и ответственны за бардак с парковками, нам ли переживать за их проблемы? В конце концов, есть такси, и если заведомо известно, что с парковкой в месте назначения беда, то можно вызвать такси, и оплатить за казенный счет. Пить на работе не надо. С аэропортом тоже все уже хорошо, там есть стоянки, приехал, бросил машину, прилетел -- взял. Не очень дорого.

В общем, дело такое. Личное служебное авто с шофером -- это просто устаревшая, дурацкая, и позорная для всех традиция, для налогоплательщиков, слуг-шоферов, чиновников-выпендрежников.

Нужно ограничить служебные машины самыми дешевыми, но надежными автомобилями класса В и С. Например, Рено Логан, Лады, Форт Фокус. Причем автомобиль не должен закрепляться за конкретным чиновником. Это разъездная машина для всех случаев и всех сотрудников. Норматив 1 машина на 100 сотрудкников. Вот в министерстве 700 человек, имеет право купить 7 фордфокусов в базовой комплектации.

Если человека это не устраивает казенный автомобиль, он покупает себе Мерседес S класса с салоном из человечьей кожи и никто ему не указ. Если ему нужен слуга, водитель, деньщик, в магазин сгонять, то се, -- нанимает за свои, а не за казенные.

Олдскульные, жирные, красномордые, тупые, надменные, пьющие водку совецкие номенлатурные бонзы имели слуюебное авто и личного водителя-слугу на побегушках. Современные, элегантные, накачанные, модные, образованные, умные чиновники должны ездить на собственном авто, отражающем их индивидуальность, и водить самостоятельно, демонстрируя электорату демократичность, здоровье, прекрасные водительские навыки и безукоризненный стиль поведения на дороге.

Ситуация, когда компания предоставляет своим сотрудникам, которые не являются водителями, в пользование служебные машины, достаточно распространенная. Автомобиль может быть передан, например, руководителю или работникам, чья работа носит разъездной характер (торговому представителю, менеджеру по закупкам).

Казалось бы, имея водительское удостоверение, свидетельство о госрегистрации транспортного средства, полис ОСАГО и приказ о передаче в пользование служебного автомобиля, работник может смело садиться за рул ьп. 2 ст. 209 ГК РФ ; п. 2.1.1 Правил дорожного движения, утв. Постановлением Правительства от 23.10.93 № 1090 . Однако не все так просто. Может, за управление автомобилем работнику необходима доплата? А как быть с предрейсовыми медосмотрами? Давайте разберемся.

Разбираемся с доплатой за совмещение

Необходимость доплаты работнику за управление служебным автомобилем зависит от того, действительно ли он выполняет работу водителя, то есть перевозит грузы или людей.

ПРЕДУПРЕЖДАЕМ РУКОВОДИТЕЛЯ

Если работник на служебном автомобиле возит грузы или людей, при этом ни в трудовом договоре, ни в должностной инструкции про управление автомобилем ничего не сказано, то ему положена доплата за совмещение.

Это можно выяснить из содержания трудового договора работника и должностной инструкции, если она является частью этого договор аст. 57 , ч. 3 ст. 68 ТК РФ .

Если работник выполняет, помимо своих основных обязанностей, предусмотренных трудовым договором или должностной инструкцией, дополнительные обязанности водителя, которые в трудовом договоре не указаны, то имеет место совмещение профессий (должностей), за которое работнику положена доплат ач. 1, 2 ст. 60.2 , ст. 151 ТК РФ .

Когда доплата не положена

Если директор или другой работник, которому предоставлен служебный автомобиль, не возит грузы или людей, а катает только себя, это не может рассматриваться как совмещение должностей, ведь предоставление автомобиля:

  • не меняет его трудовую функцию (новая трудовая функция не возникает);
  • может рассматриваться как вид социальной гарантии для определенных работников.

А раз нет совмещения, значит, и доплата работнику за управление автомобилем не положена.

Однако даже если работник возит какие-то грузы (торговый представитель - образцы), но в трудовом договоре предусмотрено, что он исполняет свои обязанности с использованием автомобиля, тогда совмещение должностей отсутствует, а значит, требование о доплате неправомерно. В этом случае управление автомобилем выполняется в рамках заключенного трудового договора и предусмотренной им трудовой функции, что не подразумевает каких-либо доплат. Такой вывод косвенно подтверждают Минздравсоцразвития и Ростру дПисьма Минздравсоцразвития от 12.03.2012 № 22-2-897 ; Роструда от 24.05.2011 № 1412-6-1 .

Эту же точку зрения поддерживают и суды, отказывая в доплате за совмещение профессий (должностей), в частности, если:

  • <или> профессии инженера и водителя не совмещались, так как инженер не исполнял обязанностей по должности водителя, а в соответствии с должностной инструкцией был лишь допущен к управлению автомобилем для проезда к месту работ на удаленных объекта хОпределение Мосгорсуда от 12.10.2010 № 33-29136 ;
  • <или> работник был принят на должность водителя-охранника, оплата труда производилась по тарифной ставке, установленной штатным расписанием и трудовым договором для должности водителя-охранника, следовательно, он не совмещал должности водителя и охранника и доплата ему не положен аАпелляционное определение Хабаровского краевого суда от 08.02.2013 № 33-771/2013 .

Когда придется доплачивать

Суды признают факт совмещения профессий и право работника на доплату в случаях, когда:

  • <или> в должностные обязанности работника по основной должности не входили обязанности, которые он выполнял дополнительно по другой должности, для которой в организации была предусмотрена единица в штатном расписании, а также своя должностная инструкци яАпелляционное определение Омского облсуда от 06.11.2013 № 33-7293/13 ;
  • <или> работник выполнял работу, которая отсутствовала в его должностных обязанностях и не была предусмотрена трудовым договором, но при этом фактически было достигнуто соглашение об оплате за совмещение (работник обратился с заявлением, в котором отказался от исполнения ряда обязанностей, а директор письменно просил учредителя доплачивать работнику за совмещение)Апелляционное определение ВС Республики Хакасия от 21.05.2013 № 33-1251/2013 ;
  • <или> работник с должности водителя был переведен на должность водителя-экспедитора и выполнял, помимо обязанностей водителя, обязанности экспедитора без доплаты за совмещение. Суд решил, что профессии водителя и экспедитора, согласно Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94, являются двумя самостоятельными должностями с различными трудовыми функциями, а также самостоятельно аттестованы как рабочие места у работодател яОпределение Приморского краевого суда от 15.12.2010 № 33-10823 ;
  • <или> положения трудового договора свидетельствовали о том, что фактически выполнявшиеся работником действия, связанные с вождением автомобиля и поддержанием его в исправном состоянии, выходили за пределы обычных должностных обязанностей работника как начальника отдел аАпелляционное определение Калининградского облсуда от 11.07.2012 № 33-2925/2012 .

Как видим, доказать факт совмещения работникам удается только на основании документов. И если такие документы имеются, то работодателю проще доплатить работнику за совмещение, не доводя дело до суда.

Предрейсовые медосмотры только для водителей

За отсутствие предрейсовых медосмотров водителей (которые работодатель проводит за свой сче тп. 5 ст. 23 Закона от 10.12.95 № 196-ФЗ ) инспектор ДПС может оштрафовать организацию на 30 000 руб.ч. 2 ст. 12.31.1 , ч. 1 , п. 5 ч. 2 ст. 23.3 КоАП РФ Также организацию может наказать и трудовая инспекция - привлечь к ответственности по ст. 5.27 КоАПабз. 12 ст. 212 ТК РФ ; Решение Мосгорсуда от 18.07.2012 № 7-1369/2012 .

Вместе с тем медицинские осмотры проводятся в отношении лиц, принятых на работу в качестве водител яст. 2 , п. 3 ст. 23 Закона от 10.12.95 № 196-ФЗ . Поэтому если сотрудник ездит на служебном авто, но при этом в качестве водителя не оформлен, то проходить обязательные медосмотры, в том числе предрейсовые, он не должен.

А вот каково мнение представителя Роструда по этим вопросам.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

Заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости

“ Требование проводить медосмотры относится к транспортным компаниям, в штате которых есть водители. Если компания не ведет деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, и должности водителей штатным расписанием не предусмотрены, то нет оснований и для медосмотров.

Что касается доплат работникам, которым предоставлен служебный транспорт, то ситуация такая. Если в трудовом договоре (должностной инструкции) сказано, что работник использует автомобиль для выполнения своей трудовой функции, то дополнительная оплата за это ему не положена. Ведь, подписав договор, работник тем самым подтвердил, что согласен с его условиями.

Если про использование автомобиля ни в трудовом договоре, ни в должностной инструкции ничего не сказано, то управление автомобилем следует расценивать как дополнительную работу, за которую полагается доплат а” .

Итак, если работнику положена доплата за совмещение, а ваша организация ее не платит, это может привести к весьма неблагоприятным последствиям. Это не только штраф от трудинспекции (для организации - от 30 000 до 50 000 руб., а для ее руководителя - от 1000 до 5000 руб.ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ ), но и претензии со стороны работников, что может оказаться гораздо хуже. Ведь тогда работодателю придется раскошелиться еще и на денежную компенсацию за задержку доплаты, а также на возмещение морального ущерба и судебных издерже кстатьи 236, 237 ТК РФ .

Скорая помощь (Ambulance)

Только сбей - они появятся! Скорая помощь! Красная бестия на страже и жителей Либерти Сити!
Характеристики: для того, чтобы попасть в самую глушь к больному, у скорой помощи есть полный привод, разгон до сотни за 15 секунд и 266 км/ч максимальной скорости.


Мотор (Enforcer)

С таким лучше не сталкиваться. По многим причинам.
Характеристики: задний привод, 6.5 тонн (броня), управляемость бревна и начинка из NOOSE - все это делает Мотор опасным автомобилем.


Буффало FIB (FIB Buffalo)

Используется исключительно FIB, похож на полицейскую версию Dodge Charger R/T.
Характеристики: правительство не жалеет средств для своих слуг. 300 км/ч - это максимальная скорость Буффало. Разгоняется до сотни за 12 секунд. Задний привод и крепкий кузов. За вами еще такая не каталась? Тогда мы спешим к вам!


Пожарная машина (Fire Truck)

Много колес, красная краска, проблесковые маячки - короче, все понты присутствуют.
Характеристики: весит 7.5 тонн, а до сотни разгоняется за 17 секунд.


Крузер NOOSE (NOOSE Cruiser)

Появляется когда вы зарабатываете 4 звезды и более. Похож на Police Cruiser.
Характеристики:


Патриот NOOSE (NOOSE Patriot)

Появляется когда вы зарабатываете 3 звезды и более. Используется при заграждении дороги, как самый крепкий автомобиль. От обычного Патриота отличается только покраской, сиреной и бортовым полицейским компьютером.
Характеристики: 300 км/ч, 12,6 секунд до сотни.


Полицейский крузер (Police Cruiser)

Один из двух автомобилей, используемых Полицейским Департаментов Либерти Сити. Базируется на Ford Crown Victoria.
Характеристики: 300 км/ч, 14 секунд до сотни.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook