Внешняя экономическая политика россии. Понятие, задачи, концепция и цели внешнеэкономической политики Механизмы и инструменты экономической политики

Внешнеэкономическая политика (ВЭП), будучи инструментом геополитического участия страны на мировой экономической арене, при исходных детерминантах ориентации исключительно на экономическую целесообразность и эффективность хозяйственного взаимодействия на уровне хозяйствующих субъектов внешнеэкономической деятельности, должна ориентироваться не только на реализацию национальных политических и экономических интересов, но и на обеспечение национальной безопасности, включая экономическую, а также аспекты ненанесения ущерба здоровью и морали населения страны. Отсюда успешность реализации ВЭП базируется на ее органичной встроенно-сти в национальную социально-экономическую политику, на соответствии векторов реализации стратегии экономического развития и производной от формируемого хозяйственного потенциала экспортно-импортной деятельности.

Основная цель экономической политики страны заключается в обеспечении удовлетворения потребностей граждан, качественном совершенствовании этих потребностей при последовательности сокращения социально опасного разрыва в уровнях доходов.

Сложность выбора адекватной геополитическим и геоэкономическим интересам России стратегии внешнеэкономической политики связана с децентрализацией внешнеэкономической деятельности. Это связано с тем, что ведущие экспортеры и импортеры товаров, услуг и капитала являются самостоятельными хозяйствующими субъектами различных форм собственности, а потому в их «портфолио» в разделе стратегий доминирует интерес максимизации прибыли от ВЭД, а не сложный комплекс задач национально-государственного созидательного развития. Поэтому государственное регулирование призвано обеспечить такую институциональную среду, где интересы бизнеса и государства (как выразителя интересов населения страны и всего общества) будут логично сопряжены, и каждый будет исполнять свои функции согласно достигнутой договоренности, обеспечивая при этом реализацию основной цели государственной экономической политики .

Другими словами, векторы деятельности государства и бизнеса должны совпадать с общими интересами населения страны. Исходя из этого, задачи долгосрочного устойчивого развития экономики страны и ликвидации диспропорциональности развития регионов и территорий, т.е. эффективного функционирования механизма выравнивания регионального развития, должны корреспондировать с укреплением межрегиональных хозяйственных связей и повышением устойчивости развития и обеспечения территориальной целостности государства. При этом должны быть обеспечены национальная и экономическая безопасность, политическая стабильность и развитие демократических свобод и прав граждан в условиях последовательной реализации процесса унификации правовых полей с учетом международного права и доминирующих в мировой практике отдельных положений прецедентного права.

Внешнеэкономическая политика - это деятельность собственно государства, и она направлена на развитие и регулирование экономических отношений с другими странами с целью:

  • расширения воспроизводственного процесса в стране и оптимизации структуры национального хозяйства при повышении производительности труда, уровня национальной и международной конкурентоспособности, в т.ч. на основе содействия оптимизации использования человеческого капитала и роста доли инновационной составляющей в цепочке создания стоимости;
  • оптимизации участия хозяйствующих субъектов в международном разделении и кооперации труда при соблюдении национальных целей и приоритетных задач развития страны и их последовательной реализации;
  • обеспечения сбалансированности внешнеэкономических операций при оптимизации процесса хозяйственного взаимодействия отдельных субъектов внешнеэкономической деятельности различных государств на основе безусловного соблюдения экономической безопасности страны.

В современных условиях глобализации мирового хозяйства одной из приоритетных целей ВЭП является сохранение окружающей среды при повышении уровня участия России в мировой экономике. При этом со всей остротой встает задача согласования определяющей роли национальных экономических интересов при обеспечении прогрессивных структурных преобразований хозяйственного комплекса и выполнения роли поставщика на мировой рынок энергосырьевых ресурсов согласно сложившейся в последние десятилетия специализации в мировой торговле.

Основными принципами внешнеэкономической политики Российской Федерации, обозначенными во Внешнеэкономической стратегии до 2020 года [ 1, с. 11], являются:

  • обусловленность внешней экономической политики целевыми ориентирами и приоритетными направлениями внутренней экономической политики;
  • перевод экономики на инновационный путь развития;
  • активное обеспечение реализации национальных интересов во внешнеэкономической сфере, включая поддержку экспорта и прямых инвестиций российских компаний за рубежом, защиту интересов российского бизнеса в случае дискриминации или нарушения его прав;
  • открытость российской экономики, расширение возможностей доступа товаров, услуг, капиталов и рабочей силы на внешние рынки на основе взаимности и справедливой конкуренции;
  • предсказуемость условий привлечения иностранного капитала в Россию, установление четких и понятных ограничений для иностранных инвесторов в отношении сфер, имеющих стратегический характер;
  • специализация России в глобальной экономике на основе реализации сравнительных преимуществ как в традиционных секторах (энергетика, транспорт, переработка сырья), так и в области высоких технологий и экономики знаний;
  • географическая диверсификация внешнеэкономических связей, обеспечивающая закрепление позиций российских экспортеров и инвесторов на традиционных рынках, а также освоение новых рынков в соответствии с приоритетами долгосрочного социально-экономического развития;
  • активное участие в решении глобальных проблем с использованием гуманитарного, инновационного и технологического потенциала России при оказании содействия международному развитию;
  • расширение участия предпринимательского сообщества в выработке и реализации внешнеэкономической политики.

К безусловным задачам ВЭП также относятся: создание условий ускоренного выхода России на информационные и инновационные международные рынки, преодоление отсталой структуры внешней торговли, формирование благоприятного инвестиционного климата.

Разработка и реализация стратегии ВЭП осуществляется как в целом по стране, так и ее регионам по отношению к отдельным странам и зарубежным регионам соответственно. Особую значимость на уровне регионов в современных условиях имеет формирование взаимовыгодных партнерских отношений в рамках приграничной торговли на основе действующего международного права и формируемого в России правового поля.

Концепция ВЭП включает также тактику ее проведения или совокупность методов и средств для достижения целей и сохранения получаемых результатов. Характерно то, что ВЭП - это единая для всех регионов России политика, она не может быть отличной от национальной доктрины экономического и социально-политического развития, она ее составная часть, которая при этом должна быть безусловно принятой к реализации всеми органами власти различных уровней. Не может быть ситуации, когда ВЭП отдельного региона страны по своему содержанию отлична в той или иной части (например, торговой политики, валютного регулирования и пр.) от политики государства в целом . Внешнеэкономическая политика не только связана с внутренней политикой, но и является логическим продолжением ее развития, но за пределами национальной (таможенной или государственной) границы.

Цели внешнеэкономической политики могут быть сформулированы следующим образом:

  • достижение благоприятного торгово-политического режима с зарубежными странами и различными торгово-политическими и экономическими группировками, организациями и союзами, снятие имеющихся или потенциально предполагаемых дискриминационных ограничений и торгово-экономических барьеров;
  • долгосрочное урегулирование валютно-финансовых и кредитных отношений со странами - кредиторами и должниками, используя возможности и права международных организаций и объединений (Парижский, Лондонский клубы, страховые компании и т.д.), а также систему двусторонних контактов на правительственном и корпоративном уровнях;
  • обеспечение равных возможностей и прав для отечественных субъектов хозяйственной деятельности в их доступе на мировые рынки товаров, услуг, прав интеллектуальной собственности и информационных технологий, капиталов и транспортных коммуникаций. При этом необходимо оказание политической, информационной и финансовой поддержки в процессе последовательной реализации концепции экспортной экспансии продукции с высокой долей добавленной стоимости, особенно на рынки, жестко контролируемые и практически монополизированные крупнейшими транснациональными корпорациями или их олигополиями, а также жестко защищенные протекционистскими мерами отдельных государств или их союзов.

Базовыми составляющими внешнеэкономической политики являются:

  • внешнеторговая политика;
  • политика в области привлечения иностранных инвестиций и инвестирования капитала за национальные таможенные границы;
  • валютная политика.

В Концепции внешнеэкономической политики Российской Федерации до 2020 года указываются следующие приоритетные направления:

  • 1. Обеспечение ведущих позиций России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг в соответствии с ее специализацией в глобальной научно-технологической сфере. При этом авторами концепции называются такие отрасли экономики, как авиастроение, ракетно-космическая промышленность и космические услуги, атомная энергетика, судостроение, информационные и телекоммуникационные технологии и, в перспективе, наноиндустрия, которые представляют собой конкурентные сектора российского предпринимательства на мировом рынке и в системе глобальных производственно-кооперационных связей. Обращает на себя внимание акцент на формирование условий и потенциала у нашей страны по выполнения ею роли инициатора и интегратора международных кооперационных проектов 11, с. 14].
  • 2. Содействие экспорту и достижению глобальной конкурентоспособности обрабатывающих отраслей, АПК и сферы услуг. Для реализации этой задачи авторы концепции обозначили в качестве первоочередной задачи формирование конкурентоспособного сектора в обрабатывающей промышленности и сфере услуг, включая машиностроение, агропромышленный сектор и рыболовство, металлургию и химическую промышленность, строительство, а также отрасли, оказывающие услуги населению. Обозначено также создание механизма содействия продвижению российских товаров, основанного на их идентификации и устранении барьеров к доступу на внешние рынки, а также на комплексной поддержке экспортоориентированных проектов, охватывающих весь жизненный цикл продукции. Предполагается также содействовать формированию инфраструктуры российских испытательных лабораторий и органов по сертификации, результаты деятельности которых будут признаваться за рубежом.
  • 3. Интеграция России в глобальную транспортную систему и реализация транзитного потенциала российской экономики, в целях чего предполагалось сформировать единое транспортное пространство СНГ, создать общую систему технологического, таможенного и сервисного обеспечения перевозок грузов. Обеспечить стыковку транспортных коридоров России с транспортными системами сопредельных государств, приступив к поэтапной интеграции аэронавигационной системы России в мировую аэронавигационную систему на основе Концепции связи, навигации, наблюдения и организации воздушного движения Международной организации гражданской авиации.
  • 4. Повышение роли России в обеспечении глобальной энергетической безопасности и укрепление ее позиций на рынке углеводородов.

Основными задачами в данной области должны явиться страновая диверсификация экспорта энергоносителей (углеводородного топлива) и сохранение суверенного контроля над энергетическими ресурсами. В связи с этим уделяется существенное внимание реализации крупных инфраструктурных проектов, ориентированных на географическую диверсификацию экспортных маршрутов и продвижение на новые рынки, прежде всего - это смещение на регион АТР при усилении внимания к развитию Восточной Сибири.

  • 5. Интеграция евразийского экономического пространства с «ядром» в России. В этих целях предполагалось усилить роль Союзного государства, сформировать таможенный союз Белоруссии, Казахстана и России, а также основные элементы единого экономического пространства в рамках ЕврАзЭС, обеспечить функционирование зоны свободной торговли в формате СНГ с возможным присоединением к ней ряда других стран; создать единую транспортную и энергетическую инфраструктуру; организовать реализацию совместных программ и проектов в области сельского хозяйства, водно-энергетического комплекса, экологии и других чувствительных для государств - участников СНГ сферах; эффективно использовать созданный механизм содействия производственной кооперации и взаимным инвестициям государств - участников СНГ.
  • 6. Создание в России международного финансового центра и превращение рубля в региональную резервную валюту. В целях решения указанной задачи предполагался значительный рост капитализации российского фондового рынка в процессе создании в России международного финансового центра. Это обеспечило бы, по мнению разработчиков, расширение круга инвесторов, в том числе зарубежных, оперирующих на российских фондовых площадках, повышение возможности для российских предприятий реализовывать эмиссии ценных бумаг и привлекать значительные финансовые ресурсы для реализации своих проектов. Для превращения рубля в региональную резервную валюту важнейшим инструментом выступает ускоренная региональная валютная и финансовая интеграция стран ЕАЭС, разработка коллективных мер в целях сохранения устойчивости их финансовых систем. Переход на российский рубль в расчетах при взаимной внешнеторговой деятельности.
  • 7. Усиление роли России в формировании мирового экономического порядка предполагается осуществить за счет укрепления позиций РФ в деятельности международных институтов, в т.ч. активизации участия в решении глобальных проблем, создании благоприятных условий для решения ее внешнеэкономических задач. По мере становления в качестве одного из глобальных лидеров Россия будет все больше заинтересована в стабилизации и дальнейшем реформировании многосторонних институтов экономического регулирования. Разработчики акцентировали внимание на формировании национального механизма содействия международному развитию 11, с. 12-19J.

В условиях последовательного трансформирования экономики России механизм реализации ВЭП в каждом структурном звене, из вышеназванных, выполняет следующие функции:

  • преобразующая на основе государственного регулирования роли государства, вырабатывающего политику развития отраслей и регионов, включая инструментарий таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, а также движения инвестиционных потоков;
  • формирующая структурную перестройку ВЭД фирм и предприятий , преследуя цели органического «вписывания» внешнеторговых операций в хозяйственную деятельность и исключая фактор внешней торговли как приоритет для определения хозяйственной стратегии и тактики развития хозяйствующего субъекта. Другими словами, использование преимуществ международного разделения и кооперации труда должно быть подчинено задачам развития национального народно-хозяйственного комплекса.

Из вышеизложенных положений логически следует, что внешнеэкономическая политика, будучи составной частью экономической политики страны, обязательно должна основываться на адекватной экономической идеологии, реализация которой за пределами национальной границы обеспечивает либо суверенизацию государства, его стабильное динамичное развитие с учетом национальных приоритетов, национальных экономических, политических и социальных интересов, либо превращает его в регион мирового пространства (даже не регион мирового хозяйства), базирующегося вокруг стран постиндустриального развития и подчиненного реализации их интересов на его территории.

При всем многообразии и значимости задач ВЭП основной, независимо от избранной государством модели хозяйствования, является формирование благоприятной экономической среды для оптимизации воспроизводственного процесса в стране . Переход к новому типу хозяйствования в России логически обусловливает формирование качественно новых основ взаимодействия отечественной экономики с мировой и внутреннего рынка с внешним. При этом существенно возрастает значение и усложняется роль внешнеэкономического фактора в развитии страны, что, в свою очередь, выражается в существенной трансформации взаимозависимостей российской экономики с внешними рынками, в изменении характера и механизмов взаимодействия с зарубежными контрагентами. Именно это предопределяет выработку новых подходов и методов реализации внешнеэкономической политики.

Кроме вышеизложенного, полагаем, что в современных условиях специфика разработки концепции ВЭП определяется также необходимостью выявления рациональных и имеющих перспективное значение для страны сферы и форм участия во внешних связях, а также выбора стратегически важных геополитических, географических/региональных приоритетов для экономического сотрудничества. Мы имеем в виду следующее: с какими странами и на каких условиях при соблюдении дифференциации первоочередных и вторичных целей. Особую значимость для России имеет такой фактор, как выявление оптимальной степени участия в ВЭП субъектов Российской Федерации, а также координации их деятельности на государственном уровне.

Существующий в настоящее время у большинства государств арсенал инструментов ВЭП позволяет им оказывать активное влияние на формирование структуры и направлений развития внешнеэкономических связей (ВЭС), которые, в свою очередь, представляют собой экономикоправовые отношения на уровне государственных органов власти различных стран, оформляемые на двух- и многосторонней основе соответствующими международными соглашениями, договорами, протоколами и т.д. Именно ВЭС являют собой сферу регулирования на региональном уровне , согласуясь с обшей концепцией построения ВЭП.

Составляющими ВЭП являются: внешняя торговля и, соответственно, торговая политика, а также таможенная, инвестиционная, валютная политики и связанные непосредственно с последней - кредитная и финансовая политики.

  • Россия была и есть составная часть мирового хозяйства, а потому глобализационная фаза мирового развития в одинаковой степени затрагивает и её экономику так же, как и всех других стран. Задача эффективного государства - обеспечить в этих условиях реализацию приоритетных национальных интересов , не допуская использования ресурсного потенциала, технологического, военного, человеческого капитала и т.д. исключительно в качестве совокупного ресурса поступательного развития других стран, нанося при этом ущерб национальному экономическому развитию. См. подробнее: Перекал В. Глобализация и государство. - М.: РАГС, 2005.
  • 6 См. подробнее: Глава 7.
  • В мировой практике реализация сепаратной внешнеэкономической политики того или иного региона государства (анклава/эксклава) может привести к распаду целостности страны, к недобросовестному использованию внешним окружением фактора давления на политику региона для целей достижения каких-либо политических или экономических результатов, не соответствующих национальным экономическим и политическим интересам России.
  • По данным развития экономики России в 2013 г. ВНП по паритету покупательной способно-сти составил 2,553 трлн долл. США (для сравнения: 2,52 и 2,437 трлн долл, в 2012 и 2011 г., ВНП на душу населения составил 18,1 тыс. долл, против 17,8 и 17,1 тыс. долл, в 2012 и 2011 г., структура ВНП характеризуется следующим образом: сервис - 58,3%, сельское хозяйство - 4,2%, промышленность - 37,5%. Характерно, что прирост промышленной продукции в 2013 г. составил только 0,1 % (или 165 место среди стран мира). Структура занятости по отраслям характеризуется: 9,7% - сельское хозяйство, 27,8% - промышленность, 62,5% - сервис. Индекс Джини составил 42,0 против 41,7 в 2001 г., страна находится на 51 месте в мире по этому показателю; экспорт - 515 млрд долл, против 528 млрд долл, в 2012 г. и импорт - 341 млрд долл, против 226 млрд долл, в 2012 г. (https://www.cia.gov/library/publications/the-vvorld-factbook/geos/rs.html).

Экономическая политика – это комплекс мер и мероприятий, направленных на принятие и реализацию экономических решений в рамках макроэкономического уровня.

Замечание 1

Основное назначение экономической политики – достигать всеми экономически обоснованными путями общественные цели и решать общественные задачи.

Механизмы и инструменты экономической политики

В современном государстве выделяют два основных блока инструментов воздействия: косвенное воздействие и прямое воздействие на экономическую политику: косвенные и прямые.

Ключевыми инструментами экономической политики служат: кредитно-денежная и бюджетно-налоговая ссистемы государства

Бюджетно-налоговую систему экономической политики еще называют фискальной, в нее включены все налоги, поступающие в бюджет, их управление и перераспределение. Затратами данной системы являются: обеспечение социальной политики государства, развитие конъюнктуры рынка, развитие и содержание оборонного комплекса, затраты на здравоохранение, образование и т.д.

Кредитно-денежная система экономической политики – это совокупность всех финансовых институтов, которые предоставляют денежные средства для всех экономических субъектов, под определенные условия.

Замечание 2

В рамках кредитно-денежной системы идет аккумулирование всех денежных средств государства. Инструменты кредитно-денежной системы экономической политики: ставка рефинансирования Центрального Банка, нормирование обязательных резервов страны, операции с ценными бумагами на открытом рынке.

Внешняя экономическая политика

Внешнеэкономическая политика России преследует ряд обоснованных и актуальных целей:

  • Развитие технических и правовых условий в стране для роста производительности;
  • Проведения комплекса мероприятий, направленных на повышение имиджа и репутации страны на мировой арене;
  • Актуализация мероприятий по разделению труда на международном уровне и другие.

Также внешняя экономическая политика действует на основании определенных принципов:

  • Внешняя экономическая политика должна стать целой системой взаимодействия с другими странами, партнерство должно носить постоянный характер, а не разовый;
  • Отечественное производство должно быть защищено от воздействия со стороны других стран, также необходимо выводить производителей на международный рынок;
  • Внешняя экономика должна приложить максимальные усилия для того чтобы условия экспорта и импорта товары были выгодными для страны;
  • Внешнеэкономическая политика должна стать частью политики государства, и не всегда следовать с такт с новыми идеями развития.

Внешняя экономическая политика нашей страны имеет конкретную стратегию, суть ее заключается в том, чтобы выйти на международный рынок, узнать его, изучить, выявить тенденции, которые позволят в дальнейшем реформировать всю экономическую систему страны, чтобы потом вести политику, не ориентированную и не зависящую от экспорта и импорта, чтобы страна могла сама себя обеспечивать.

Таким образом, внешнеэкономическая политика государства просто необходима в современных реалиях, одна должна быть логическим завершением и элементом второй. На сегодняшний день внешняя экономика очень важна для нашей страны, так как с помощью нее отечественное производство и многие отрасли хозяйствования могут иметь возможность для дальнейшего развития.

7. Внешняя экономическая политика

Внешняя экономическая политика возникла вместе с появлением больших общественных групп и государств. Она является центральным перекрестком взаимодействия политики и экономики, политического и экономического миров в области внешнеэкономической деятельности.

В операциональном плане внешнеэкономическая политика (ВЭП) - это политический курс действий субъектов внешнеэкономического отношения и деятельности. Недостаток этого определения заключается в том, что оно, в сущности, сводится к политической стратегии субъекта в реализации его внешнеэкономических интересов. Вообще под внешнеэкономической политикой понимают форму политической организации публичной материальной возможности и способности социального субъекта формировать и реализовать его внешнеэкономические интересы и цели в сфере международных отношений.

Итак, ВЭП является интегральным компонентом политики в общем, а также определенной мерой ее детерминантом. Речь идет прежде всего о ВЭП государства. Соответственно эта политика является функцией политической и социально-экономической систем общества.

Конкретные направления, формы и масштабы ВЭП определяются характером и остротой политических, экономических и социальных проблем в любой стране в определенный период. Объективная возможность ВЭП определяется уровнем экономического развития, концентрацией производства и капитала, становлением и развитием международных экономических отношений. Необходимость, которая превращает эту возможность на действительность, заключается в концентрации проблем, их решении государственными и общественными субъектами, в осознании того, что внутренняя экономическая политика не исчерпывает и не удовлетворяет в полной мере нужд и интересов личности, общества, государства. В этом плане она дополняет и продолжает на международной арене внутреннюю экономическую политику. Внешнеэкономическая политика, выполняя вспомогательную и служебную функции, это, так сказать, второй сторона внутренней экономической политики государства. Укажем, что отделить внутреннюю экономическую политику от внешней очень тяжело, поскольку граница между ними со временем исчезает, а в ХХ ст. все более выразительнее будет оказываться тенденция к их слиянию. Ныне для новых независимых государств, например, расхода на оборону страны не только перегружают государственный бюджет, а и ограничивают возможности динамической внешнеэкономической деятельности. Итак, они обозначаются и на социально-экономическом развитии государства. Вместе с тем ВЭП реализуется в других общественных условиях, чем внутренняя экономическая политика. Это вытекает уже из того, что международные отношения структурно отличаются от внутренних. Важным фактором, который ограничивает ВЭП, есть международные обязательства государств. Итак, ВЭП не может быть лишь продолжением внутренней экономической политики, поскольку имеет определенные специфические признаки, которые отличают ее от внутренней экономической политики. Можно выделить такие признаки ВЭП:

Кейнсианская теория макроэкономического равновесия

Согласно кейнсианской теории равновесие может быть достигнуто при неполной занятости ресурсов. Государственное регулирование способно ликвидировать этот разрыв...

Либерализм и неолиберализм в развитии экономической теории

Экономическая политика неолиберализма заключается прежде всего в поддержке протекционизма, при этом декларируются принципы необходимости открытых рынков. Идея обосновывается правительствами, которые, во-первых...

Забайкальский край расположен на краешке российской земли, там, где проходит государственная граница с двумя государствами Китаем и Монголией, протяженностью почти две тысячи километров. Наш регион -- форпост...

Место региональной экономики в экономической системе

Приграничное сотрудничество на российско-китайском участке границы имеет многовековую историю...

Место региональной экономики в экономической системе

Характер приграничных связей РФ с Монголией определяется неразвитостью западных аймаков Монголии. В торговле с Монголией преобладают мелкие контракты...

Особенности экономического развития Великобритании

великобритания экономический политика международный Во внешней политике М. Тэтчер взяла в курс на дальнейшее сближение с США, особенно после прихода к власти Р. Рейгана. Правительство М.Тэтчер стремилось ограничить деятельность профсоюзов...

Роль государства в стимулировании экспорта

Российский монополизм и приватизация

На рубеже 19-20 веков Российская империя участвовала в борьбе за окончательный раздел мира между империалистическими государствами. Вступление в империалистическую стадию развития сказалось и в области внешней политики...

Россия в эпоху Петра Великого

Северная война: Основным направлением внешней политики России в рассматриваемую эпоху стала борьба за выход к Балтийскому морю, а ее содержанием явилась длительная, занявшая почти все годы петровского правления Северная война (1700-1721)...

Средства, проблема выбора оптимального решения, экономическая стратегия и экономическая политика

Экономическая политика - это проводимая государством, правительством страны генеральная линия экономических действий, придание желаемой направленности экономическим процессам, воплощаемые в совокупность предпринимаемых государством мер...

Экономика России на современном этапе (2000-е гг.): проблемы, альтернативы и перспективы развития

К началу нового тысячелетия внешняя политика России вышла на качественно иной уровень. Осмысление роли и места РФ в мире позволило выработать руководству страны принципы дальнейшего развития государства на мировой арене. В 2000г...

Экономика Эстонии и Латвии

Эстония пыталась проводить свою собственную монетарную политику уже с середины 1990 г. путем либерализации цен и оплаты труда. Как следствие покупательная сила рубля в Эстонии была наименьшей в Советском Союзе...

Экономическая политика, экономическая стратегия РФ

Австрия была принята в ООН в 1955. Она является членом большинства международных финансовых организаций, Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) и Европейского союза (ЕС). В Вене расположены штаб-квартиры трех учреждений ООН, а также лаборатория ядерных исследований под эгидой ООН. 1 января 1995 Австрия стала членом ЕС. Имея общие границы с тремя странами восточного блока (Югославией, Венгрией и Чехословакией), Австрия была вынуждена поддерживать более тесные отношения с СССР, нежели большинство стран Запада. В конце 1970-х отношения с Югославией ухудшились из-за расхождения позиций в отношении прав словенского меньшинства в австрийской земле Каринтии. После объединения Германии (1990) Австрия утвердила поправки к своему Государственному договору, допускающие большее сотрудничество с германскими вооруженными силами. В 1970-е годы австрийское правительство участвовало в посреднических миссиях, направленных на продолжение переговоров между Израилем и Египтом, а позднее между Израилем и Организацией освобождения Палестины.

Общее Австрия принадлежит к числу наиболее развитых стран Европы. В последние годы экономика страны развивается ускоренными темпами. Крупнейшим иностранным инвестором является Германия (около 30% инвестиций). Объем промышленного производства увеличился в 1995 году на 4,6% и достиг 334,5 млрд. шиллингов. Ведущими отраслями промышленности являются машиностроение, металлургия, а также химическая, целлюлозно-бумажная, горнодобывающая, текстильная и пищевая отрасли. Одна третья часть объема промышленного производства приходится на государственный сектор экономики. Австрия располагает продуктивным сельским хозяйством. Производятся почти все виды сельскохозяйственной продукции, необходимой для обеспечения населения. Наиболее важной отраслью сельского хозяйства является животноводство. Иностранный туризм - одна из наиболее доходных отраслей австрийской экономики. Ежегодные поступления от иностранного туризма составляют свыше 170 млрд. шиллингов.

Австрия торгует более чем со 150 странами мира. Около 65% экспорта и 68% импорта приходится на страны Европейского Союза. Основными торговыми партнерами являются Германия (40%), Италия, Швейцария. На долю России приходится всего лишь 1,5%. Золотовалютные резервы страны составили на 1994 год 218 млрд. шиллингов. По уровню доходов на душу населения Австрия занимает 9 место в мире. Рост цен на потребительские товары составил на 1995 год 2,3%. Уровень безработицы составил 6,5%. Экономическое положение. Распад Австро-Венгерской монархии на ряд отдельных государств в конце Первой мировой войны породил серьезные экономические проблемы для Австрии. Новая республика Австрия внезапно осталась без своего главного источника продовольствия и угля. Потребовалось несколько лет, чтобы реорганизовать экономику страны и достичь известного уровня благосостояния. В 1929 начался мировой экономический кризис. В течение ряда лет страна в значительной мере зависела от внешней помощи, и только к 1937 смогла создать экономическую базу. В марте 1938 Австрия была присоединена к Германскому рейху.

Тяжелые разрушения в результате войны, последующая советская оккупация Венского бассейна, важного промышленного района Австрии, и послевоенное разделение страны державами-победительницами привели к полной перестройке экономики Австрии. План Маршалла и другие формы помощи со стороны США, исчислявшиеся суммой более 1 млрд. долл., имели решающее значение для перестройки австрийской экономики. В течение 10 лет (1945-1955) значительная часть экономики страны, включая ее жизненно важные нефтяные ресурсы, не находилась под австрийским контролем и не могла способствовать ее реконструкции. Экономика Австрии устойчиво развивалась с конца 1950-х и до середины 1970-х годов. В начале 1980-х годов произошло замедление роста, после 1988 - новое его ускорение. С 1992 рост экономики вновь снова замедлился из-за международного экономического спада, уменьшения экспорта и высоких темпов инфляции.

Рост потребительского спроса в соседних с Австрией странах Восточной Европы в середине 1990-х годов позволил оживить экономику страны. После присоединения в 1995 к ЕС Австрия резко сократила государственные расходы, готовясь вступить в Европейский валютный союз. Эти меры также замедлили общий рост экономики.

Одна тенденция - мировая экономика становится все более цельной, единой, связной, взаимозависимой, - медленно, но верно идет формирование единого правового, культурно-информационного и экономического пространства, где свободно распространяются идеи и передвигаются их носители, перемещаются капиталы, товары и услуги, создаются возможности для оперативного управления огромными финансово-промышленными империями, части которых разбросаны по всему миру. Этому, как отмечают многие исследователи, способствуют следующие факторы:

  • -масштаб - рост объемов производства, концентрации и централизации капитала и как следствие появление организационных форм, деятельность которых выходит за рамки национальных границ, приобретая международный характер и способствуя формированию единого мирового рынка;
  • -организационно-технологический - качественно новый уровень средств транспорта и связи, обеспечивающий быстрое распространение товаров и услуг, ресурсов и идей с приложением их в наиболее благоприятных условиях, а также радикальное изменение средств делового общения, ускорение обмена экономической, финансовой информацией, создающее возможности для оперативного, своевременного и эффективного решения производственных, научно-технических, коммерческих задач на международном уровне;
  • -научно-технологический - определяемый экономическими выгодами использования передового научно-технического, технологического и квалификационного уровней ведущих специалистов для ускоренного внедрения новых решений при относительно малых затратах;
  • -социологический - проявляющийся в преодолении национальной ограниченности, ослаблении роли привычек и традиций, социальных связей и обычаев, что повышает мобильность людей в территориальном, духовном и психологическом отношениях, способствуя международной миграции;
  • -политический - выражающийся в ослаблении жесткости государственных границ, облегчении свободы передвижения граждан, товаров и услуг, капиталов, а также в усилении "политического единства" мира после крушения СССР.

Все эти тенденции проявляются в развитии внешней торговли России.

Во-первых, происходит ее либерализация, выражающаяся, прежде всего, в уменьшении препятствий для свободного перемещения товаров и услуг.

Во-вторых, нарастают процессы международной интеграции, проявляющейся в создании и укреплении межгосударственных торгово-экономических блоков - ЕЭС, АСЕАН, НАФТА, МЕРКОСУР, Андской группы.

В-третьих, усиливаются интернационализация, глобализация мирового хозяйства, под которыми большинство экспертов понимают процесс возникновения и развития транснациональных форм хозяйствования, в их рамках определенная доля производства, потребления, экспорта, импорта и дохода стран зависит от решений международных центров, находящихся за их пределами.

В-четвертых, происходит углубление международного разделения труда, межстрановая специализация.

В-пятых, происходящие процессы универсализации, унификации, стандартизации распространяются на всю экономическую и политическую жизнь, стандарты производства и потребления, системы ценностей и законодательные нормы, научно-технический прогресс, что в итоге приведет к формированию единой зоны, единого правового и культурно-информационного поля

В I полугодии 2007 г. развитие внешней торговли проходило в условиях сохранения благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры, укрепления рубля и повышения платежеспособного внутреннего спроса, отмечается в мониторинге социально-экономического развития РФ за первое полугодие 2007 года, подготовленном МЭРТ.

Внешнеторговый оборот России, по оценке Минэкономразвития России, в I полугодии 2007 г. составил 257,2 млрд. долларов США, что выше уровня соответствующего периода 2006 г. на 20,4%, в том числе со странами дальнего зарубежья - 218,2 млрд. долларов США (рост на 18,9%), со странами СНГ - 39,1 млрд. долларов США (рост на 29,3%).

В общем объеме товарооборота на долю экспорта приходилось 62,4%, импорта-37,6%.

Значительное превышение темпов роста импорта (138,5%) над темпами роста экспорта (111,6%) привело к сокращению положительного сальдо торгового баланса в I полугодии 2007 г. на 13,8% по сравнению с I полугодием 2006 года. Темпы роста товарооборота существенно замедлились в связи со значительным снижением прироста стоимостных объемов экспорта.

В географической структуре внешней торговли России важнейшее место занимает Евросоюз: на его долю в январе-мае 2007 г. приходилось 52,1% российского товарооборота (в январе-мае 2006 г. - 56,6%), на страны СНГ - 15,4% (14,4%), на страны АТЭС-18,1% (15,6%).

Изменение географической структуры внешней торговли РФ произошло за счет увеличения доли стран Азии в общем объеме товарооборота. Так, с Китаем рост товарооборота происходил за счет увеличения темпов роста импорта машин, оборудования и транспортных средств, текстиля, текстильных изделий и обуви, составляющих около 70% импорта России из этой страны. С Японией и Кореей товарооборот рос за счет опережающих темпов роста экспорта минеральных продуктов, металлов и изделий из них и импорта химической продукции, металлов, продовольственных товаров, машин и оборудования.

Наблюдалось снижение доли в товарообороте России Германии и Италии в связи с сокращением экспорта, обусловленным снижением цен на топливно-энергетические товары и существенным сокращением физических объемов из-за уменьшения спроса на эти товары в результате резкого повышения цен на них в предыдущем году.

В январе-мае 2007 года сохранялась сырьевая направленность российского экспорта. Основными товарными группами экспорта были топливно-энергетические товары, металлы и изделия из них.

В товарной структуре российского импорта наибольший удельный вес занимали машины, оборудование и транспортные средства. Доля этой группы товаров из стран дальнего зарубежья была значительно выше, чем из стран СНГ, что обусловлено необходимостью обновления производственного оборудования и увеличивающимся спросом населения на товары высокого качества.

Товарооборот России со странами дальнего зарубежья в январе-мае 2007 г. составил 166,4 млрд долларов США, что выше уровня января-мая 2006 г. на 19,8%. При этом экспорт увеличился на 7,4%, импорт - в 1,5 раза. Сальдо торгового баланса сложилось положительное и составило 52,6 млрд долларов США и уменьшилось на 19,1%. На долю стран дальнего зарубежья пришлось 84,6% внешнеторгового оборота России, в том числе - 85,1% экспорта и 83,7% импорта. Лидирующее положение среди основных торговых партнеров России из стран Европы по-прежнему занимают Германия, Нидерланды и Италия, среди основных торговых партнеров из стран Азии-Китай, и Республика Корея.

Товарооборот России со странами СНГ в январе-мае 2007 г. составил 30,3 млрд долларов США, что выше уровня января-мая 2006 г. на 29,1%, в том числе экспорт - 19,2 млрд долларов США (рост на 21,7%), импорт - 11,1 млрд долларов США (рост на 44,4%). Доля стран СНГ в товарообороте России возросла с 14,4% до 15,4%, в экспорте - с 13,4% до 14,9%, в импорте снизилась с 17,2% до 16,3%. Положительное для России сальдо торговли не изменилось. В структуре экспорта в страны СНГ снизилась доля топливно-энергетических товаров в связи с замедлением по сравнению с соответствующим периодом прошлого года темпов их роста. Основными торговыми партнерами России среди стран СНГ продолжают оставаться Украина, Беларусь и Казахстан. На их долю в январе-мае 2007 года приходилось 88,2% внешней торговли в регионе.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook