Салонный фильтр: как выбрать и самостоятельно заменить. Как самостоятельно заменить салонный фильтр

О пользе знают все. Их основная задача - это очистка воздуха от пыли, запахов и в некоторых случаях от вредных бактерий. Как быть если у базового фильтра автомобиля истёк срок службы, и он не справляется, а на новый жалко денег. Или же у вас отечественный автомобиль и на него в принципе не производят угольные элементы системы воздухоочистки. В таком случае нужно немного поработать.

Поэтому мы расскажем вам о том, как сделать салонный фильтр своими руками.

Бумажный вариант

Сделать его проще простого. Для этого понадобится купить в магазине универсальный фильтр от кухонной вытяжки и вырезать из него кусок по размеру старого. После чего вклеить его в рамку от предыдущего при помощи герметика или термоклея.

Конечно, далеко не самый лучший и он справляется лишь с пылью, пропуская посторонние запахи в салон.

Угольный вариант

В интернете очень много информации о том, как сделать его своими руками, а также о том, как продлить жизнь уже имеющегося. Чего только не делают предприимчивые автовладельцы: натягивают на негокапроновые женские чулки, запихивают в него салфетки и поролон, пылесосят и т. д.

Ничего из перечисленного делать категорически нельзя, так как фильтрующие элементы работают в условиях горячей и влажной среды, а также впитывают в себя жиры. Поэтому как поведёт себя в этой обстановке капрон или поролон не известно.

Для того чтобы изготовить своими руками, понадобится:

  • Рамка от старого.
  • Сетка из металла.
  • Универсальный угольный материал.
  • Герметик или термоклей, нож или другое режущее средство.

Такую сетку можно купить на обычном рынке или в автомагазине. Она используется чаще всего для декорирования решётки воздухозаборников.

Вместо сетки можно использовать любой другой материал, но очень важно, чтобы конечная конструкция была жёсткой и прочной.


На всю процедуру понадобится не больше часа. А в будущем вам придётся производить замену только полотна, так как каркас вы уже поставили в рамку. Свой оставшийся кусок угольного полотна вы можете ещё раз применить для замены материала в каркасе.

В этом примере описан случай в пластиковом каркасе, в некоторых современных авто каркас делается из прессованного картона или, вообще, его нет, в этом случае вам придётся дополнительно добавлять жёсткости конструкции.

Комбинированный угольный вариант

Почему-то на Волгу в принципе не производят угольные элементы, поэтому сделанный своими руками ценится вдвойне.

Можно следующим способом:

Понадобится: простой синтепоновый фильтр и универсальный угольный для кухонных вытяжек, активированный уголь.

Фильтр воздуха, поступающего в салон автомобиля через систему вентиляции (или климатическую установку), уже давно есть во всех современных автомобилях. К сожалению, в ВАЗ 2109 салонный фильтр отсутствует. Воздух забирается вентилятором печки из коробки воздухопритока, еще именуемой «болотом» напрямую, в связи с чем в отопитель набиваются опавшие листья и прочий мусор, летящий с дороги. А более мелкие частицы – тополиный пух и простая дорожная пыль – ещё и летят прямиком в салон, отчего панель приборов в девятке постоянно пыльная, а пассажиры и водитель всем этим дышат. Про посторонние запахи вроде автомобильных выхлопов даже и говорить не приходится.

Как выглядит салонный фильтр ВАЗ 2109

В природе встречается некое подобие салонного фильтра для автомобилей из серии ВАЗ 2109: это такая пластиковая решётка с прикреплённым к ней фильтрующим элементом, надеваемая на кожух вентилятора печки в месте забора воздуха. Такой фильтр штатно устанавливается на ВАЗ 2114, 2115.

Однако назвать эту конструкцию полноценным салонным фильтром язык не поворачивается – при установленном фильтре поток воздуха из дефлекторов печки существенно снижается, да и защищает он в основном только от крупных частиц. То есть фактически это устройство работает как антипылевой фильтр. Поэтому возникла идея найти более подходящее устройство, которое могло бы выполнять функции салонного фильтра в ВАЗ 2109 или улучшить его работу.

Для чего нужен адаптер, как его сделать своими руками и установить

Решение было найдено: это адаптер салонного фильтра от ВАЗ 2110 для ВАЗ 2109. Этот адаптер можно либо заказать в интернете у производителя, либо сконструировать самостоятельно. Для желающих сэкономить для изготовления адаптера своими руками.

Установка адаптера несложна: он устанавливается вместо штатного кожуха мотора печки с использованием штатных отверстий для крепления. Он состоит из двух частей для удобства его установки в ограниченное пространство в коробке воздухопритока. В установленный адаптер ставится салонный фильтр ВАЗ 2110. Площадь отверстия, через которое происходит забор воздуха в салон, у такого адаптера больше, чем у штатного кожуха, в связи с чем ослабление потока воздуха, идущего в салон, если и будет заметно, то совсем немного.

Перед установкой купленного или самодельного адаптера салонного фильтра желательно почистить весь отопитель от мусора: если никакой защиты на штатном кожухе у вас не было, его там может быть достаточно много. Со дна корпуса печки накопившийся мусор можно удалить при помощи домашнего пылесоса, сняв мотор печки и засунув трубу пылесоса в открывшееся отверстие для забора воздуха. Затем следует поставить фильтр или заменить имеющийся.

В первую очередь стоит помнить, что понятие «салонный фильтр» не совсем корректно. Еще более некорректно название «фильтр салона», которое также часто встречается в различных источниках.

Правильнее было бы обозначить эту деталь как «фильтр вентиляции и кондиционирования салона автомобиля». Но, фраза длинная, поэтому остановимся на более привычном названии.

Почему не воздушный фильтр? Потому что автомобиль уже имеет деталь с таким наименованием. А техника не любит неопределенности.
Воздушные фильтры, как функциональные средства, появились давным-давно. Еще в древнем мире люди носили тканевые маски, спасаясь от пыли, болезней и запахов.

Кому впервые пришло в голову очищать таким образом воздух в целом помещении доподлинно неизвестно. Скорее всего это произошло в период промышленной революции, хотя, есть вероятность, что первые воздушные фильтры использовались еще состоятельными жителями древнего Рима, которые отапливали свои дома горячим воздухом из котельных.

Вопрос же об установке воздушных фильтров для салонов автомобилей не стоял до середины 80-ых годов. Именно в конце семидесятых - начале восьмидесятых автомобиль стал «не роскошью, а средством передвижения». Продажи «четырехколесных друзей» выросли до небес, а вместе с ними вырос и уровень загрязненности окружающей среды. Городской трафик стал превышать пропускную способность дорог. Именно в этот период на дорогах во всем мире начали образовываться первые транспортные пробки. То, что сейчас является обыденностью (хоть и весьма раздражающей), зародилось бледной тенью всего-то около сорока лет назад.

Назначение салонного фильтра

В двигателях внутреннего сгорания газы отработки выходят под большим давлением, провоцируя, своего рода, взрыв. Чтобы избежать разрушения находящихся рядом с двигателем систем, они выводятся за пределы корпуса машины через выхлопную трубу. Труба расположена под задним бампером, чтобы избежать попадания дыма в салон автомобиля.

Когда была придумана эта конструкция, проблема пробок еще не стояла. Но в условиях высокой загруженности дорог вышло так, что газы из выхлопной трубы в большом объеме «заглатываются» воздухозаборником машины, находящейся позади.

В выхлопных газах содержится огромное количество токсичных веществ. Самыми опасными из них являются оксиды азота и монооксид углерода (угарный газ). Также в состав выхлопных газов входят диоксид азота и различные углеводороды. Сами по себе они не очень опасны. Однако непредельные углеводороды фотохимически окисляются под влиянием диоксида азота, образуя ядовитые кислородосодержащие соединения.

Все эти вещества имеют свойства накапливаться в организме человека, вызывая кислородное голодание органов, одышку, хронические головные боли. Чрезмерная передозировка может привести к потере сознания и даже к смерти. По этой причине автомобили и стали снабжаться салонными фильтрами. Изначально они устанавливались исключительно на роскошные автомобили премиум-класса. Лишь в 1991 году был выпущен первый автомобиль серийного производство с изначально установленным салонным фильтром. В наше время эта деталь стала обязательной для каждого авто.

Виды салонных фильтров

Первые салонные фильтры имели чрезвычайно простую конструкцию. Они состояли из жесткого каркаса с натянутым на него нетканым материалом. Такая мембрана имела один слой и защищала от крупной пыли и мелкого мусора. Для того времени это был внушительный результат. Более совершенные системы очистки использовались только на высокотехнологичном производстве, в лабораториях и в армейских противогазах.

Со временем конструкция развивалась. Были изменены материалы и стандарты, добавилось количество слоев, появились новые методы очистки.

Современные салонные фильтры автомобиля различаются по форме и размерам. Большинство из них имеет форму прямоугольной «пластины» с каркасом или без. Фильтрующая мембрана может состоять из специальной пористой бумаги или синтетических волокон.

Выделяются две основные категории фильтрующих элементов салона:

  • простые СФ;
  • угольные СФ.

Простые салонные фильтры , также называемые пылезащитными, предназначены защищать салон автомобиля от попадания в него пыли и мелкого мусора. Такие элементы не пропускают частицы более 1 микрона в диаметре.

Угольные салонные фильтры предназначены для полной многоуровневой очистки воздуха, поступающего в салон. Состоят они из множества слоев пылезащитного материала, чередующихся со слоями гранулированного активированного угля. Уголь, являясь абсорбентом, впитывает в себя молекулы посторонних веществ, осуществляя таким образом полную очистку воздуха от пыли, газов и неприятных запахов.

Варианты расположения в авто

В связи с различиями схем систем вентиляции, в автомобилях разных марок различается и расположение салонного фильтра.

Чаще всего его помещают в районе бардачка автомобиля, где он может находится как за перчаточным ящиком, так и сбоку от него. Также распространена схема, при которой элемент очистки помещен под торпедо в районе ног пассажира или, что встречается значительно реже, водителя.

На некоторых автомобилях (в особенности на старых моделях) элемент очистки находится в глубине воздухозаборника, под капотом.

Срок эксплуатации и причины для замены

Срок эксплуатации фильтров крайне мал. В большинстве автомобилей срок замены регламентирован производителем и составляет обычно 10 - 15 тыс. км пробега. Однако во многом это зависит от эксплуатационных условий и условий окружающей среды.

Фактически, замену необходимо проводить при первых признаках износа фильтра: его чрезмерного загрязнения или повреждения.

Косвенными признаками износа являются:

  • падение мощности кондиционера и печки;
  • запотевание окон и повышение уровня влажности в салоне;
  • появление неприятных запахов, в особенности запаха сырости.

Поскольку данные факторы проявляются постепенно, их наличие может ускользнуть от внимания пользователя авто. Поэтому рекомендуется совершать визуальную проверку фильтрующей детали как минимум раз в месяц-два.

Как заменить салонный фильтр своими руками?

Как было указано выше, месторасположение фильтра может различаться в разных автомобилях. По этой причине процесс демонтажа может выглядеть по-разному.

Большинство компаний-производителей делают процесс замены максимально простым, хотя ряд европейских марок авто славится своей недружелюбностью к пользователю, который решил заняться заменой самостоятельно.

Практически всегда процесс замены включает в себя этап демонтажа части торпедо, снятия бардачка или какой-либо панели корпуса.

Пошаговая инструкция замены:

  1. Снятие защитной пластины посадочного места фильтра.
  2. Изъятие фильтрующего элемента.
  3. Очистка бокса фильтра от мусора и пыли.
  4. Установка нового элемента.
  5. Установка крышки.

Вслед за этим следует стандартная процедура монтажа снятых до этого деталей.

Замена салонного фильтра - это необходимая процедура, выполнять которую нужно как можно чаще. Сам по себе фильтр выполняет функцию очистки воздуха, попадающего в автомобиль, надёжно защищая водителя от пыли, мелких частичек грязи, дыма и выхлопных газов других машин. В то время, как за окном пробка, в которой невозможно дышать, в вашем салоне чистый и свежий воздух.


Многие советуют выполнять замену салонного фильтра, ориентируясь на пробег автомобиля - как правило, такие рекомендации дают некоторые производители. Однако эксперты, да и банальный житейский опыт показывают, что срок нормальной работы фильтра в первую очередь зависит от условий эксплуатации.

К примеру, езда на местности с повышенным содержанием пыли и песка гораздо быстрее загрязнит фильтр, чем в тех местах, где воздух чище. Особенно это касается крупных городов и мегаполисов - учитывая плотность трафика и выхлопных газов, а также регулярные многочасовые пробки, замену воздушного фильтра придётся выполнять не реже раза в год, а то и чаще, игнорируя рекомендации производителя.

Определяем степень загрязнения фильтра

Понять, когда фильтр приходит в негодность, можно и без профессиональных навыков. Определить это можно по косвенным признакам, например, при включении системы вентиляции на полную мощность, вместо мощного обдува вы ощутите лёгкую струйку воздуха.

Также если вы замечаете сильную разницу между чистотой воздуха на улице и внутри салона не в пользу последнего - это явно свидетельствует о необходимости поменять фильтр.


Если вам заявляют о необходимости замены салонного фильтра в автосалоне, не поленитесь проверить его после извлечения.

Загрязнение можно определить невооружённым взглядом - фильтр будет забит разнообразной грязью, пылью, листьями и даже насекомыми, вызывая у вас вопрос как я всё это время вообще дышал??

Покупка фильтра

Стоимость салонного фильтра индивидуальна для каждого автомобиля. Некоторые фильтры могут стоить довольно дорого, в частности у различных известных и престижных брендов, или если он обладает большими размерами.

Оригинальные фильтры, как правило, в несколько раз дороже своих аналогов, обладая при этом малозаметными преимуществами. Многие автолюбители советуют взять неоригинальный, поскольку вы значительно сэкономите и при этом получите вполне качественную и работоспособную деталь, мало отличающуюся от брендовой.

Как поменять салонный фильтр

С заменой салонного фильтра вполне можно справиться своими руками, в некоторых случаях даже без использования инструментов, сэкономив на услугах автосервиса. Всё, что вам понадобится в подавляющем большинстве случаев - инструкция к вашему автомобилю и набор отвёрток.

Определив, где салонный фильтр находится, соберите необходимые инструменты и приступайте к извлечению. Прежде всего, вам придётся снять пластиковую решётку на капоте - она крепится несколькими болтами облицовки ветрового стекла. Уберите пластиковые заглушки, открутите их и аккуратно снимите правую часть облицовки.

Под ней вы обнаружите гладкую поверхность с несколькими трубками. Это трубки омывателя и защитный кожух фильтра, который также придётся снять для доступа к фильтру. Немного повозившись с отвёрткой и болтами крепления, потяните крышку вправо и вверх.

Загрязнённый фильтр теперь прямо перед вами, крепится к системе при помощи двух пластиковых защёлок. Убирайте его и замените на новенький и чистый. Стрелка на фильтре поможет вам расположить его правильно, но стоит быть внимательным, поскольку она показывает не верхнюю сторону фильтра, а направление воздушного потока.

При правильно установленном фильтре, она будет направлена вниз. Остаётся только завершить процедуру обратной сборкой, и вопрос как заменить салонный фильтр на ближайшее время будет закрыт.

Салонный фильтр имеется практически в каждом современном автомобиле. Не исключение и Ваз-2110. Другое название этого фильтрующего элемента – фильтр печки или отопителя . Некоторые автолюбители не только не меняют салонные фильтры, но даже не знают, где он находится. Это в корне неправильный подход, так как через это устройство в салон попадает воздух.

Старый и новый фильтр.

Использование старой детали грозит не только неочищенным воздухом. Со временем, мембрана покрывается пылью, плесенью и прочими неприятными веществами.

Вместе с воздухом, в салон попадают частицы плесени, которые могут вызвать серьёзные болезни.

Расположение салонного фильтра на ВАЗ-2110

На автомобиле фильтр салона располагается под лобовым стеклом со стороны пассажира.

Под этой декоративной решеткой спрятан салонный фильтр.

На моделях, которые выпускались с 2003 года, этот элемент расположен горизонтально , а до 2003 года он располагался вертикально . При этом данные расходники не взаимозаменяемые , поэтому при покупке нужно обязательно уточнять, какой именно фильтр нужен.

Для того чтобы найти этот элемент на автомобиле, следует провести следующие манипуляции:

  1. Открыть капот.
  2. Найти защитную решётку со стороны пассажира.
  3. Вот именно там и расположен этот фильтрующий элемент.

Как определить, что фильтр нуждается в замене

Вылетающая из воздуховодов пыль говорит об ужасном состоянии салонного фильтра.

Менять фильтр салона нужно периодически . Если при покупке автомобиля неизвестно, когда предыдущий хозяин менял фильтр, лучше сразу заменить его, так как стоит он недорого. Если тратить даже небольшие деньги не хочется, можно составить список, когда замена является необходимостью:

  1. Если воздух в салоне автомобиля приобрёл запах сырости.
  2. Вместе с воздухом из вентиляционных отверстий начинает вылетать большое количество пыли.
  3. Мембрана фильтра стала грязной, что сразу заметно по серости.

Виды фильтров

Угольный фильтр.

Фильтры салона бывают простые и угольные . В настоящее время не рекомендуется устанавливать простые фильтры, не содержащие уголь, так как он абсорбирует неприятные запахи. Что касается выбора, то он достаточно широк. Главное не забыть упомянуть в магазине, какой именно фильтр нужен. Автомобилям до 2003 года нужен один фильтр, а после 2003 года другой.

Артикулы

Наиболее популярны элементы, имеющие следующий артикул:

  1. 21110-8122021-83 . Эта модификация подойдёт на ВАЗ-2110 после 2003 года выпуска.
  2. NF-6001c «Невский фильтр» . Этот фильтр можно устанавливать на автомобили до 2003 года выпуска.

Снятие салонного фильтра на ВАЗ-2110

Для замены фильтра нужно сделать следующее:

  1. Сначала требуется снять стеклоочистители. Для этого на каждом устройстве нужно отвернуть по гайке. После этого дворники нужно потянуть вверх и снять сначала один, потом второй.

    Отворачиваем дворники ключом на 10.

  2. Следующий этап заключается в удалении декоративных заглушек, которые закрывают винты ветровой декоративной решётки.

    Убираем заглушки и крестовой откручиваем 4 винта.

  3. Сначала нужно вывинтить все винты решётки, потом откручиваются две гайки, крепящие решётку внизу.

    Выворачиваем саморезы крепления тепло-шумоизоляции.

  4. После всех манипуляций, связанных с откручиванием, нужно достать ветровую решётку.

    Убрав накладку, видим под решеткой салонный фильтр.

После проведения этой процедуры, вы увидите фильтр, но это произойдёт только если ваш автомобиль был выпущен после 2003 года. Если фильтр виден, нужно открутить все винты, удерживающие крышку и извлечь его. После этого останется лишь установить новую деталь.

Вот он, весь грязный и в пыли.

Особенности «вертикального расположения»

Если после снятия ветровой решётки вы не увидели фильтра, не стоит расстраиваться. Это означает, что он вертикальный, и найти его можно только на ощупь.

В более старых моделях фильтр стоит глубже в кожухе, но легко достается рукой.

Перед тем, как устанавливать новый фильтрующий элемент, нужно удостоверится в отсутствии грязи на месте его нахождения. Весь мусор, который будет находиться там, следует немедленно удалить. Если у вас имеется старый пылесос, то он подойдёт идеально для этой процедуры.

Если не очистить месторасположение элемента, то грязь сразу же попадёт на новую деталь, что сделает всю процедуру практически бесполезной.

Установка новой детали

Перед установкой нового фильтра протираем кожух от пыли!

Новая деталь просто ставится на место старой.

При этом нужно проследить, чтобы в месте установки отсутствовала влага . Установка ветровой решётки происходит в обратной последовательности.

Вставляем идеально чистый новый фильтр на место.

Особенности

Неопытные водители часто устанавливают салонный фильтр не той стороной. Чтобы не ошибиться, нужно запомнить, как располагался старый элемент. Для тех, кто может забыть, рекомендуется сфотографировать расположение до замены.

Выводы

Процедура по замене – это простая процедура расходника. Выполнить её может даже человек, который никогда не ремонтировал автомобиль самостоятельно. Именно по этой причине владельцы отечественных автомобилей практически всегда меняют этот расходник самостоятельно.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook