Признаки свидетельствующие о направлении движения автомобиля. Следы транспортных средств. Определение скорости автомобиля исходя из полученных деформаций

Следы транспортных средств - материально фиксированные отображения отдельных частей транспорта на грунте или дорожном покрытии, на других транспортных средствах, одежде и теле потерпевшего в дорожно-транспортном происшествии и других объектах. К следам транспортных средств относятся также части, отделившиеся от целого в результате разрушения транспортного средства и других объектов, пятна смазочных и горючих веществ, крови, частицы грунта, краски на объектах ДТП. В результате дорожно-транспортного происшествия образуются и различные изменения в обстановке места происшедшего события. Исследование данных следов позволяет решить как идентификационные, так и диагностические задачи трасологии .

Классификация транспортных средств

Все транспортные средства можно разделить на несколько больших групп:

1) наземный транспорт;

2) подземный транспорт;

3) водный транспорт;

4) воздушный транспорт.

Преимущественно в криминалистике изучаются следы только наземного безрельсового транспорта .

Наземный безрельсовый транспорт классифицируется:

по способу передвижения

  • самоходный транспорт – это транспортные средства, которые приводятся в действие различными двигателями.

Это легковые и грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы, мотоциклы, мопеды, тракторы, экскаваторы, средства специального назначения.

  • несамоходный транспорт – это те транспортные средства, которые приводятся в движения силой человека или животного.

Это тачки, тележки, велосипеды.

по устройству ходовой части

  • колёсные транспортные средства;
  • гусеничные транспортные средства;
  • транспортные средства на полозьях (например, сани).

Классификация следов транспортных средств

  • отображающие внешнее строение отдельных частей, деталей транспортного средства на других объектах (например, следы ходовой части, выступающих частей);
  • отделившиеся детали и части (следы-предметы) от транспортного средства (осколки фар, ветрового стекла; отвалившийся бампер);
  • вещества, отделившиеся от транспортного средства (пятна масла, охлаждающей жидкости, частицы сыпучего груза из кузова);
  • сопутствующие (следы ног водителя).

Значение следов транспортных средств

Следы транспортных средств дают возможность:

1) определить групповую принадлежность транспортного средства, т.е. его тип и вид (например, следы оставлены грузовым или легковым автомобилем), а в ряде случаев и модель (например, легковой автомобиль ВАЗ-2109 «Жигули», грузовой автомобиль ЗИЛ-130);

2) идентифицировать по оставленным следам конкретное транспортное средство или его отдельную часть;

3) установить механизм произошедшего события (определить направление и режим движения, место, угол и линию столкновения (наезда), скорость перед торможением, другие важные обстоятельства ДТП).

Практика расследования преступлений свидетельствует о том что, следы наземных безрельсовых транспортных средств нередко являются объектами трасологического исследования. Эти следы специфичны для дорожно-транспортных происшествий, но они могут быть также обнаружены, при расследовании других преступлений, если при их совершении транспортные средства использовались в качестве орудий или средств преступления или были предметом преступного посягательства.

Под следами транспортных средств, в широком смысле понимаются:

Следы, отображающие внешнее строение отдельных частей, например, следы шин, гусениц, полозьев, след подставки - упора мотоцикла;

Части, составлявшие с транспортным средством, единое целое и отделившиеся от него, например обломок ручки дверцы автомобиля, осколки фарного рассеивателя;

Вещества, используемые, при эксплуатации, транспортных средств, например смазочные материалы, тормозная жидкость.

Криминалистическое значение следов транспортных средств определяется данными, которые могут быть установлены в результате их осмотра и экспертного исследования. По этим следам, в частности, можно установить:

а) групповую принадлежность транспортного средства, то есть его вид, марку, модель;

б) тождество транспортного средства или отдельной его части (например, колеса, шины);

в) какие повреждения возникли на транспортном средстве в результате происшествия (например, помятость на правом крыле, разрушение фарного рассеивателя);

г) наличие неисправностей некоторых механизмов (например, по следам торможения можно сделать вывод о неодновременном действии колесных тормозов; если на месте происшествия обнаружена тормозная жидкость - о неисправности гидравлического привода тормозов);

д) отдельные обстоятельства происшествия (например, направление движения транспортного средства, применялось ли торможение, скорость движения перед торможением, взаиморасположение транспортных средств в момент столкновения, место, где совершен наезд) .



Изучение следов транспортных средств на месте происшествия и дальнейшее их исследование иногда помогают установить и другие факты, например вид перевозившегося груза, какие вещества могли попасть на транспортное средство с места происшествия (частицы краски, волокна древесины, стебли растений и т.п.).

Шины колес транспортных средств и дорожное покрытие характеризуются как твердые тела. Однако следует отметить, что как абсолютно твердых, так и абсолютно упругих тел в природе не существует. Поэтому, говоря о шинах колес и полотне дороги, его покрытии, имеется в виду возможность воздействия одного объекта на другой при их контактном взаимодействии. Механизм следообразования обусловлен возникновением при контакте сил трения и упругой деформации и полностью зависит от условий взаимодействия (следового контакта) указанных объектов, в частности:

Режима движения транспортного средства - свободное качение, торможение с незаблокированными и / или заблокированными колесами, скольжение при опрокидывании;

Технического состояния транспортного средства и его загруженности;

Характера груза - сыпучие материалы, различные жидкости, отдельные крупногабаритные объекты, например ящики, и т.п.;

Типа дорожного покрытия - асфальтобетонное, асфальтовое, щебеночное, грунтовое;

Состояния дорожного покрытия - сухое, мокрое, загрязненное, заснеженное, обледенелое и т.п. .

Следы качения колес.

При свободном качении колес транспортного средства по асфальтобетонному покрытию преобладающими будут силы инерции и деформации. Причем в силу значительной жесткости асфальтового покрытия относительно материала шины колеса деформационное воздействие в большей степени испытывает сам следообразующий объект, т.е. шина колеса. Поэтому при качении колес транспортного средства по чистому асфальтобетонному покрытию следы качения малозаметны и практически невидимы невооруженным глазом. Исходя из этого некоторые авторы утверждают, что следы качения при движении колес по твердому покрытию не образуются. В связи с возникновением сил инерции шины колес, особенно их боковины, при качении колеса подвергаются деформации, вследствие чего пятно контакта шины с поверхностью дороги постоянно изменяет свои размеры. Особенно это проявляется при движении по неровной поверхности, когда происходит увеличение амплитуды колебания колес с возникновением ударных нагрузок, что приводит к переносу частиц резины на поверхность дороги и деформации последней. В этом случае на поверхности дороги могут образовываться участки с наслоениями резины, расстояние между которыми прямо пропорционально амплитуде колебания колеса. Однако процесс переноса частиц носит слабовыраженный характер. В данном случае следообразующий объект трансформируется в следовоспринимающий и наоборот. Эти особенности процесса следообразования проявляются в большей степени на грунтовом покрытии с твердой поверхностью. При возникновении знакопеременных нагрузок происходит отслоение частиц резины от поверхности шины, которые, выступая в роли вещества следа, наслаиваются на дорожное покрытие и образуют поверхностные следы. В роли вещества следа в механизме образования поверхностных следов могут выступать такие объекты, находящиеся на дорожном полотне, как наслоения пыли, маслянистых веществ и других подобных объектов. Данные объекты, наслаиваясь на поверхность шины, а в последующем с поверхности шины на дорожное покрытие, участвуют в процессе следового контакта в качестве вещества следа, отображая особенности внешнего строения беговой дорожки протектора шины.

При изменении условий следообразования, в частности свободное качение колёс транспортного средства по асфальтобетонному заснеженному или чрезмерно загрязненному покрытию, а также по рыхлому грунту, например пашне, следовоспринимающим становится объект, имеющий меньшую жесткость, - снег, слой грязи или пыли, рыхлого грунта. На указанных объектах образуются объемные следы качения колес вследствие деформации выше указанных объектов (продавливания) под тяжестью транспортного средства. В этом случае происходит пространственно - геометрическое отображение внешнего строения как всего протектора шины, так и ее боковины. Так, в объемном следе, отобразившемся на мягком покрытии, фиксируются следующие признаки шины колеса:

Ширина беговой дорожки, одинаковая на всем их протяжении;

Рисунок протектора шины, элементы которых имеют одни и те же размеры на различных участках;

Глубина рисунка протектора и глубина беговых дорожек;

Боковые грунтозацепы (при их наличии), которые более выражены, если давление в шинах падает ниже допустимого (рабочего).

Аналогичные характеристики, за исключением глубины рисунка протектора и беговых дорожек, имеют следы качения, образующиеся за счет имеющихся на дорожном покрытии наслоений пыли, горюче - смазочных материалов и других подобных объектов. В данном случае следы качения, в большинстве своем, отображаются фрагментарно, т.е. - либо часть ширины беговой дорожки, либо часть длины окружности шины.

На сухом грунте (песок, сухой снег) рисунок протектора шины, его элементы и имеющиеся на нем дефекты выражены нечетко, размеры и формы которых, а также индивидуальные особенности изменяются за счет осыпания частиц с вершин выступов, образовавшихся в следе.

Следы качения колес транспортного средства отображенные на поверхности дорог в виде четкого рисунка протектора, чаще всего относят к категории статических. Однако следует помнить, что отнесение следов качение к статическим не совсем корректно по следующим причинам. Механизм образования следов колес на поверхности дороги происходит в процессе качения колеса. При этом, как уже было отмечено, возникают силы трения и деформаций. Шина при вращении подвергается постоянным деформациям и колебаниям. Например, боковина шины при вращении колеса имеет вид волны, впадина которой направлена внутрь и лежит ниже габаритного размера шины, а вершина волны выходит за габаритный размер шины при статическом ее положении. Это происходит вследствие возникновения сил инерции. Пятно контакта шины с поверхностью дороги также изменяет свои размеры. Но этого не происходит, если колесо находится в состоянии покоя, т.е. в статическом, неподвижном состоянии. Понятие статического следа применимо лишь к видимому отображению (отпечатку) протектора шины на поверхности дороги, оставленному неподвижной шиной. Знание указанных закономерностей дает возможность правильно определить признаки следов колес транспортных средств, что способствует повышению эффективности решения криминалистических задач.

При качении колеса на разгерметизированной шине следы образуются за счет наслоения частиц резины в различных направлениях. При этом ширина следа больше ширины беговой дорожки шины. В следе рисунок протектора не выражен, отображаются боковые грунтозацепы, края которых нечеткие. В средней части следа на всем его протяжении имеются наслоения резины, образованные при давлении одной из закраин обода диска на беговую дорожку при качении колеса. Края следа на протяжении всей его длины неровные, извилистые, имеющие вид волны.

При движении транспортного средства на разгерметизированной шине по мягкому грунту или снегу в следе отображаются беговая дорожка, рисунок протектора, строение его элементов. Вдоль внешнего края следа на протяжении всей его длины и на некотором расстоянии от него располагается углубление в виде полосы, образованное закраиной обода диска за счет давления через боковину или протектор покрышки.

Следы скольжения колес

Следы скольжения (юза) образуются в результате трения не вращающихся колёс о поверхность дороги. В специальной технической литературе такие следы по классификационным признакам делятся на продольные и поперечные. К продольным относятся следы торможения, к поперечным -следы бокового юза, т.е. когда автомобиль движется в заносе. Эти следы образуются благодаря переносу частиц материала шины на твердое покрытие дороги или нарушению мягкого покрытия дороги. На твердом покрытии дороги происходит отслоение частиц резины от поверхности шины, которые, выступая в роли вещества следа, наслаиваются на дорожное покрытие и образуют следы. На мягком покрытии дороги образуется чёткий отпечаток рисунка протектора в конце следа, а именно в момент остановки транспортного средства вследствие деформации покрытия дороги. На обледенелой дороге не происходит четкого сцепления шин с дорожным покрытием, и следы поэтому не имеют ярко выраженного характера. Скольжение колес вызывает таяние ледяной корки, которая потом подмораживается. Это явление и позволяет обнаружить следы скольжения заторможенных (заблокированных) колес, как правило, более четко выраженных, чем следы на остальной части дороги. Следы торможения незаблокированных колес внешне сходны со следами движения. Они передают строение рисунка протектора шины, но в отличие от следов качения (движения) имеют более контрастный оттенок с расплывчатым отображением отдельных элементов рисунка протектора, отличающихся большими, чем в следах качения, размерами. Аналогичные характеристики имеют следы, образующиеся при указанном режиме движения транспортного средства на грунте и снегу.

При осмотре места ДТП необходимо дифференцировать следы скольжения, образованные заблокированными колесами, и следы продольного проскальзывания которые отображаются при разгоне с места и в начальный период торможения транспортного средства. При разгоне камешки и песчинки покрытия смещаются назад, а в начальный период торможения до полной блокировки колес происходит смещение частиц покрытия дороги вперед.

В следах скольжения, образованных заблокированными колесами, частицы покрытия дороги в результате значительного увеличения сил трения отделяются от твердой поверхности дороги и при смещении вместе с колесом вперед образуют на дороге трассы. При торможении происходит перераспределение нагрузки с задних на передние колеса, поэтому следы торможения передних колес имеют более выраженный вид относительно следов задних колес. Следы торможения передних колес по краям более интенсивно окрашены, а в их центральной части наблюдается светлая полоса. Это обусловлено конструктивными особенностями шины (более жесткие края беговой дорожки, чем ее середина), ее деформацией и изменением пятна контакта шины с полотном дороги. Края следов передних колес имеют четкую границу. Края следов торможения задних колес транспортного средства - размытые, в центральной части следы окрашены заметнее, а по краям они светлее. Это объясняется снижением нагрузки на задние колеса, вследствие чего протектор шины имеет более округлую поверхность, и уменьшением размера пятна контакта. Наиболее характерно данные признаки проявляются в тех случаях, когда на передних колесах транспортного средства установлены покрышки с радиальным плетением нитей корда. Следы торможения заблокированных колес всегда прямолинейны.

Если следы торможения в конце изменяют направление, то данный признак свидетельствует о том, что автомобиль срывается в боковой занос из-за возникающего поворачивающего момента и при этом образуются следы бокового заноса .

Участие в дорожно-транспортном происшествии автомобилей, оснащенных тормозными системами с антиблокирующими устройствами (ABS), создают определенные сложности при фиксации следов их торможения.

Экспериментальные данные позволили выявить ряд признаков внешнего строения следа, характерных только для следов торможения, оставленных колесами транспортных средств, оснащенных системой ABS. К таким признакам относятся:

Признаки внешнего строения (выраженность);

Интенсивность отображения (цветовая гамма);

Размерность и частота образования участков с видимыми следами (количество участков);

Длина участков с видимыми следами (длина следов на каждом участке);

Расстояние между участками с видимыми следами .

Выраженность следов. На чистом асфальтобетонном покрытии, на всем пути торможения, след отображается в виде отдельных прерывающихся участков со следами колес в виде черных полос шириной, равной ширине беговой дорожки шины колеса. Данный признак проявляется у всех типов автомобилей при начальной скорости торможения 40км/ч. Полосы не сплошные. В следе отображается строение беговой дорожки, а именно количество водосточных канавок. Рисунок протектора шины в следе не отображается.

Интенсивность. В начале след имеет более светлый оттенок, чем в конце. По данному признаку можно определить направление движения транспортного средства. На высокой начальной скорости торможения, 60 км/ч и выше, интенсивность наслоения резины (вещества следа) практически одинакова на всей длине следа, однако может наблюдаться незначительная « пульсация», т.е. чередование оттенков следа - от слабовидимого до ярковидимого.

Частота образования участков с видимыми следами. Следы торможения на дорожном покрытии отображаются прерывистыми, малозаметными участками длиной от 0,3 до 1,0м. Расстояние между видимыми участками со следами торможения составляет в среднем от 1,0 до 1,3 м. В конце следа происходит отображение рисунка протектора шины.

Факт вращения колес транспортного средства на грани блокировки возможно установить по удлинению формы элементов рисунка протектора с ярко выраженными границами, наличию отображения строения протектора (водосточных канавок), и « пульсирующему» наслоению вещества следа.

Следы заноса характеризуются смещением транспортного средства от прямолинейного движения в какую - либо сторону при заблокированных колесах, а также его смещением в сторону поворота при движении по криволинейной траектории, вследствие действия силы инерции. При исследовании таких следов появляется возможность в установлении характера перемещения транспортного средства непосредственно перед началом следообразования по следующим признакам.

Следы колёс транспортного средства при боковом смещении с заблокированными колесами резко отличаются по ширине от прямолинейных следов торможения. Частицы покрытия дороги вырываются и образуют трассы, направлены поперёк следа. Следы бокового проскальзывания при повороте от следов бокового смещения заблокированных колёс возможно определить только по наличию отдельных элементов рисунка в следе. На больших скоростях дифференцировать данные следы довольно трудно. Большую помощь при их дифференциации может оказать наличие поворота дороги, а также расположение трасс в следах, образованных отделившимися частицами дорожного покрытия. В данном случае наряду с поперечными в следах будут иметься и продольные трассы.

Расследование дел о дорожно-транспортных происшествиях, связанных с наездом на пешехода, показывает, что в некоторых случаях следы протекторов шин остаются на одежде потерпевших.

При исследовании следов протекторов шин на одежде появляется возможность решить вопрос о механизме образования данного следа. Если след отображен позитивно, то имел место переезд потерпевшего, а обратное отображение (негативное) свидетельствует о падении потерпевшего на следы колес,

Зависимость отображаемых признаков на одежде от условий их образования, таких как скорость и направление движения транспортного средства, характер и режим его движения и т.д., связана с искажением признаков, например изменения размерных характеристик и формы рисунка протектора. Искажение признаков зависит как от свойств ткани и материала следовоспринимающего объекта, так и от механизма следообразования - положения потерпевшего относительно протектора колеса, направления и скорости движения, а также характера движения (например, маневрирования) транспортного средства в момент следообразования.

Наиболее выраженные признаки, указывающие направление движения автомобиля, образуются при его торможении. Так, четкость отображения элементов рисунка протектора шины возрастает в направлении движения автомобиля. При движении автомобиля « юзом» на тканях образуются следы трения и складки, иногда разрывы. Складки располагаются в конце следов трения. Взаимное расположение следов трения и складок дает основание для вывода о направлении движения автомобиля.

При контактировании транспортного средства в процессе дорожно-транспортного происшествия образуются различные виды объемных и поверхностных следов. В зависимости от состояния следообразующего объекта в момент следообразования их можно разделить следующим образом:

Статические - вмятины и пробоины, являющиеся объемными, такие следы встречаются довольно редко, они имеют место, когда одно из транспортных средств, участвовавшее в ДТП, находилось в неподвижном состоянии;

Динамические - следы скольжения (царапины, задиры, наслоение и отслоения лакокрасочных покрытий (ЛКП) и других материалов и т.п.;

Комбинированные следы или длящиеся представляют собой вмятины переходящие в следы скольжения, либо, наоборот, следы скольжения, заканчивающиеся вмятинами (первый из указанных вариантов встречается чаще).

Объемные следы образуются в результате необратимых изменений воспринимающего объекта в процессе взаимодействия транспортных средств. Эти изменение вызваны действием значительной по величине динамической нагрузки или разрушением частей и деталей указанного объекта. Объемные следы характеризуются трехмерностью, вследствие этого они обладают большей информативностью.

Поверхностные следы образуются в результате взаимодействия внешних поверхностей контактировавших объектов, не приводящего к изменениям формы и структуры воспринимающего объекта. Это происходит при условии, что сила ударного воздействия меньше величины сопротивления материала воспринимающего объекта, т.е. отсутствует остаточная деформация. Поверхностные следы могут быть как статическими, так и динамическими и выражаются в виде наслоений и отслоений. Наслоение характеризуется перенесением частиц какого - либо вещества (загрязнения, лакокрасочного покрытия) или материала самой детали с одного из взаимодействующих объектов на другой. Удержание наслоившихся частиц на поверхности воспринимающего объекта обусловлено их прилипанием или внедрением в структуру этого объекта. Отслоения характеризуются отделением частиц и кусочков с поверхности объекта. При взаимодействии объектов в условиях дорожно-транспортного происшествия отслоение может произойти как на участке непосредственного следового контакта (статического или динамического), так и за его пределами в результате деформации контактирующих поверхностей (отслоение частиц грязи и ЛКП).

Вмятины представляют собой вдавленности различной формы, лежащей ниже уровня следовоспринимающей поверхности. На дне вмятины, а в ряде случаев и на ее боковых поверхностях отображается особенности внешнего строения следообразующей поверхности взаимодействовавшего объекта. При этом выступам на следообразующей поверхности соответствуют впадины на следовоспринимающей поверхности и, соответственно, наоборот.

Пробоины - это сквозные повреждения поверхности, являющейся следовоспринимающей, при ее деформации. Они образуются, как правило, выступающими частями объекта, являющегося следообразующим, при значительной по величине динамической, а в некоторых случаях и статической, нагрузке. По конфигурации и размерам пробоин можно судить об особенностях той части объекта, которой они были образованы.

Царапины - это поверхностные, линейной формы повреждения следовоспринимающего объекта. Они чаще всего образуются при скользящем контактировании объектов и представляют собой следы скольжения, параллельные между собой.

Разрезы - это сквозные, линейной формы повреждения следовоспринимающей поверхности, образующиеся вследствие скользящего контакта с заостренной частью следообразующего объекта. Следы контактирования в виде разрезов несут очень мало информации об образовавших их объектах. Однако они могут сопровождаться следами скольжения в виде царапин, расположенных вдоль линии разделения, которые, как уже отмечалось, имеют большую информативную ценность. От разрезов следует отличать надрезы, характеризующиеся отсутствием сквозного повреждения. По существу, они представляют собой царапины с вдавленным объемным дном, что придает им некоторые черты, присущие вмятинам. Таким образом, надрез - это длящаяся вмятина линейной формы, дно которой образует царапина, возникающая в результате скользящего контактирования следовоспринимающей поверхности с достаточно жесткой и выступающей деталью следообразующего объекта, не повлекшего за собой разрыва металла.

Следы скольжения обычно сопровождаются такими признаками механизма следообразования, как задиры и соскобы.

Задиры представляют собой мелкие повреждения следовоспринимающего объекта с приподнятыми частицами его покрытия или материала, имеющими определенную направленность.

Соскоб - это удаление части покрытия или материала следовоспринимающего объекта в виде «стружки», обусловленное воздействием заостренной части следовоспринимающего объекта. Соскобленные в процессе следообразования частицы могут полностью или частично остаться на следовоспринимающем объекте, осыпаться с него либо перейти (наслоиться) на следообразующий объект. Наличие соскобленных частиц в той или иной части следа скольжения свидетельствует об определенном направлении воздействия в процессе контактирования .

Существуют два основных этапа контактного взаимодействия транспортных средств в процессе дорожно-транспортного происшествия. Это столкновения ударного и скользящего характера. Но так как оба они на практике достаточно редко встречаются в чистом виде, следует помнить еще об одном промежуточном или комбинированном типе контактного взаимодействия транспортных средств, а именно столкновении ударно-скользящего характера. Такая форма контактирования имеет свои подвиды.

Столкновение может первоначально носить характер скольжения, но в процессе перемещения обоих автомобилей перейти в удар (блокирующее столкновение). Но может случиться и наоборот, когда первоначальный удар переходит в скольжение вследствие возникновения поворачивающих моментов. Типичным примером такого вида контактного взаимодействия может служить «выравнивание» автомобилей при попутном столкновении боковыми сторонами, когда между их продольными осями изначально существует малый угол, который в процессе столкновения все более уменьшается и практически становится равным нулю.

Приступая к осмотру транспортных средств, необходимо выяснить механизм их контактного взаимодействия. Исходя из этого, следует искать те следы и повреждения, которые характерны для данного типа столкновения.

При ударном взаимодействии транспортных средств образуются обширные вмятины, направление дна которых происходит от контактировавшей поверхности к центру автомобиля. Деформация металла имеет при этом сплющенный, вдавленный характер. Дно вмятины, как правило, бывает плоским, на нем могут иметься вдавленные отпечатки частей и деталей второго автомобиля, поверхности которых непосредственно участвовали в контактировании. Наслоения и отслоения ЛКП при ударном взаимодействии имеют в большинстве случаев лепестковую форму. Наслоения краски зачастую плотно соединяются с поверхностью встречного транспортного средства и могут находиться в таком « приклеенном» состоянии неограниченное время. Эти наслоения несут в себе большой информационный потенциал, так как, помимо того, что являются неоспоримыми признаками ударного взаимодействия, они свидетельствуют о том, что динамическое контактирование автомобилей было завершено в момент их образования. Наличие четких, несмазанных отпечатков тех или иных деталей встречного транспортного средства дает возможность определить динамику контактирования транспортных средств.

Вершины складок металла, образующихся в результате деформации корпуса транспортного средства в процессе столкновения, при ударе обычно имеют направление, обратное вектору силы, действовавшей извне. Причем на них, как правило, отсутствуют какие - либо следы. При скользящем контактировании образуются следы и повреждения, которые можно отнести к категории длящихся. Это означает, что след, начинаясь на одной из частей автомобиля, заканчивается на достаточно значительном расстоянии от своей исходной точки. При этом он может быть как непрерывным, имеющим большую протяженность, иногда на всю длину корпуса транспортного средства, так и имеющим одно или несколько продолжений на ряде частей и деталей. Поэтому, если имело место столкновение рассматриваемого типа, важно точно определить длину следа и место расположения его начала и окончания на транспортном средстве и относительно поверхности земли.

Отличительной особенностью следов скольжения является их горизонтальное расположение. Однако следует помнить, что на практике такие следы не обязательно расположены строго параллельно поверхности земли. Так происходит оттого, что в процессе столкновения на оба автомобиля действуют не одна, а целый ряд различных сил, и хотя в конечном итоге направление перемещения каждого из объектов определяет их равнодействующая, механизм развития дорожно-транспортного происшествия всегда достаточно сложен. В период взаимного контакта каждое транспортное средство может изменить не только свое первоначальное положение относительно продольной оси дорог, но и расположение тех или иных частей относительно поверхности земли в результате проседания или подъема корпуса, разгерметизации колес, деформации отдельных деталей и т.п.

При скользящем контактировании следы обычно имеют форму царапин, соскобов, заусенцев, разрезов, надрезов. Если при ударе разрывы зачастую повторяют форму образующих их деталей, то при проскальзывании частей как бы вспарывают обшивку корпуса встречного автомобиля. Края разрывов при ударе чаще всего загнуты внутрь (если только они не были образованы собственными деталями, расположенными внутри корпуса транспортного средства), а при скользящем контактировании края разрыва нередко выгибаются наружу. Если же в результате скользящего воздействия транспортного средства образуются вмятины, направление их дна чаще всего бывает перпендикулярным направлению такого воздействия.

При скользящем взаимодействии также могут образоваться складки металла. Но в отличие от удара вершины складок направлены в ту же сторону, в какую двигался образовавший их объект, и на них, как правило, отсутствуют его следы .

Наслоения лакокрасочных покрытий, образовавшиеся в результате скольжения, в большинстве случаев имеют характер притертостей. Фиксируя их, обязательно следует указывать цвет ЛКП (или иного вещества). Наиболее тщательный подход к выделению таких следов требуется в тех случаях, когда оба транспортных средства окрашены одним цветом.

По форме и направлению отслоений и наслоений лакокрасочных покрытий решается сложный вопрос об относительной скорости движения транспортных средств в момент непосредственно перед столкновением, т.е. у какого из автомобилей скорость была большей. Особо следует обратить внимание на наслоения материала шин колес (резины) одного транспортного средства на другом. Исследование этих следов дает возможность решить, в частности, такой важный вопрос: стоял или двигался автомобиль в момент столкновения? и др.

Если след наслоения резины от колес встречного транспортного средства на боковой части автомобиля имеет форму ровной, горизонтально расположенной линии, это является признаком того, что колеса встречного автомобиля, а, следовательно, и он сам либо находились в состоянии покоя, либо двигались со скоростью меньшей, чем скорость первого автомобиля. Наличие же дугообразных, расширяющихся по направлению своего образования следов свидетельствует об обратном. При фиксации следов колес в виде наслоений резины, царапин, наслоений и отслоений ЛКП, образованных боковыми поверхностями деталей, особое внимание должно уделяться описанию их конфигурации и расстояния от поверхности земли и мест локализации на корпусе транспортного средства перечисленных следов.

Информация, полученная непосредственно на месте ДТП в момент, минимально удаленный по времени от события происшествия, является ключевым звеном в цепи расследования. И хотя с точки зрения уголовно -процессуального законодательства любые доказательства по делу имеют равные между собой значения, следовая информация с места происшествия представляет собой те фактические данные, которые трудно, а зачастую невозможно оспаривать.

Наиболее объективным и научно обоснованным способом установления механизма дорожно-транспортного происшествия является моделирование аварийной ситуации и ее развития на основании имеющейся следовой информации, полученной при осмотре каждого из транспортных средств, а также участка дорог, на котором произошло их контактирование.

Следы, рассмотренные в настоящем разделе, в том или ином объеме встречаются во всем спектре следов. Эти следы отображаются на дорожном покрытии и элементах инженерного обустройства дорог при таких видах ДТП, как столкновения транспортных средств, их опрокидывания и наезды на неподвижные препятствия (опоры путепроводов, мачты освещения, стены домов и т.п.) .

Правильная оценка действий водителей, предшествовавших ДТП, может быть дана только после того, как установлен его механизм. Во многих случаях механизм ДТП очевиден и для его уяснения не требуется какого-либо дополнительного исследования. Однако нередко установленные данные об обстоятельствах ДТП противоречивы и не позволяют установить его механизм без проведения иногда весьма сложных исследований, которые на основании объективных сведений дают возможность отбросить заведомо неверные или, если это не представляется возможным, установить несколько возможных вариантов механизма ДТП.

Одним из наиболее важных обстоятельств, определяющих механизм ДТП, является характер движения ТС в процессе происшествия, т.е. траектория и направление движения, скорость и ее изменение частичная или полная потеря устойчивости в процессе движения, перераспределение нагрузки на колеса.

Очевидно, такие данные о характере движения ТС не могут быть установлены с достаточной точностью на основании показаний очевидцев. Наиболее точные объективные данные содержатся в оставленных на месте ДТП следах колес ТС. Их можно подразделить на 4 основные группы: следы качения, юза, заноса и буксования.

Наибольшую информацию об обстоятельствах ДТП во многих случаях следы могут дать лишь при условии непосредственного экспертного исследования их на месте происшествия или при правильной фиксации их во время осмотра места ДТП с применением фотографирования и соблюдением определенных требований. Отсутствие необходимых данных о следах и невозможность проведения исследований на месте происшествия лишают эксперта возможности установить механизм ДТП и оказать помощь следственным органам в решении основной задачи - оценке действий водителя, причастного к происшествию.

Необходимая точность фиксации следов определяется обстоятельствами происшествия и сложностью его механизма. Особенно тщательно должны быть зафиксированы следы в тех случаях, когда может возникнуть вопрос об установлении места наезда или столкновения, а также о причине внезапного выезда ТС за пределы своей полосы движения.

Следы качения возникают при свободном качении колеса или при неполном его торможении в виде отпечатков беговой дорожки, несколько смазанных и растянутых в случаях неполного торможения. На вязких пластичных поверхностях эти следы объемны, на ровной поверхности асфальтобетона или бетона они возникают при выезде ТС с обочины, грунтовой дороги или при переезде через загрязненные участки - в виде наслоения грязи, пыли, при переезде через лужи - в виде мокрых отпечатков, быстро исчезающих, при движении по травяному покрову - в виде прямой полосы без взрыхления грунта. Следы качения указывают траекторию движения ТС, а при его маневре дают возможность определить радиус поворота на отдельных участках траектории путем расчета по формуле:

S - половина длины хорды на участке траектории движения центра тяжести, для которого определяется радиус поворота;

hc - высота сегмента.

Длину участка следует принимать такой, чтобы кривая, образующая сегмент, по своей конфигурации была близка к дуге окружности. Траектория движения ТС позволяет судить о том, как действовал водитель в целях предотвращения происшествия и мог ли он его избежать, если учесть дорожные условия и техническое состояние ТС. Следы качения позволяют установить место столкновения ТС по месту изменения направления следа или бокового сдвига его, вызванного ударом, либо по изменению ширины следа в случае повреждения шины ударом. Волнообразный характер следа качения колеса свидетельствует о деформации диска колеса или о нарушении его крепления. По следам качения можно установить направление движения ТС: при движении по асфальтобетону - по направлению отброса захватываемых потоком воздуха частиц пыли, песка, жидкой грязи, воды и т.п., которые образуют вдоль следа полосы, расходящиеся под острым углом в обе стороны от следа в направлении движения (снег в таких случаях образует наносы, обращенные более крутым откосом в сторону движения ТС); при движении по травяному покрову - по полному примятию стеблей травы; при движении по грунту, снежной дороге - по захвату и смещению отдельных участков грунта в направлении движения или по приподнятости незахваченных участков грунта со стороны, противоположной направлению движения.

В тех случаях, когда направление вращения колеса определяется рисунком протектора, вероятное направление движения может быть установлено по этому признаку. Однако только один этот признак не позволяет прийти к категорическому выводу, поскольку нельзя исключить неправильную установку колеса (установку на левую сторону колеса с шиной, предназначенного для установки на правую сторону, и наоборот).

Следы юза возникают при перемещении заблокированного (невращающегося) колеса, когда водитель применил торможение или оно было остановлено под воздействием деформированных при столкновении частей самого ТС. На гладкой поверхности асфальтобетона следы юза представляют собой темные полосы, иногда с продольными темными трассами, образованными выступами рисунка протектора. Такие следы сохраняются в течение многих дней. На бетоне и асфальтобетоне с поверхностной обработкой щебенкой они малозаметны или вовсе не образуются; на короткое время по линии движения колеса остается лишь быстро выветриваемая резиновая пыль. На грунте, травяном покрове, заснеженной дороге следы юза остаются в виде более или менее глубоких борозд со следами скольжения на пластичных (влажных) грунтах. При образовании следов юза всеми колесами центр тяжести ТС на ровной горизонтальной поверхности перемещается прямолинейно. Следы юза в таких случаях могут быть криволинейными в результате заноса и разворота ТС вокруг центра тяжести. Резкое отклонение следов юза в поперечном направлении может быть результатом движения по поверхности с поперечным уклоном или при растормаживании направляющих колес в процессе движения с разворотом. В этом случае ТС резко отклоняется в сторону поворота плоскости вращения направляющих колес и вместо следов юза возникают следы заноса вращающихся колес. При движении по кривой и с разворотом в более благоприятных для блокировки условиях находятся колеса, разгруженные инерционными силами. При движении по кривой след юза может не остаться от колес, расположенных со стороны, противоположной центру поворота, при движении же с разворотом под некоторым углом след юза может не остаться от колес, находящихся впереди по движению ТС. Это обстоятельство позволяет в некоторых случаях установить колесами какой стороны были оставлены следы юза, если от колес другой стороны следов не осталось. Два прямолинейных параллельных следа юза от колес правой и левой сторон ТС, оставшихся на дороге после начала торможения, свидетельствуют об отсутствии неисправностей тормозов и ходовой части ТС перед происшествием, которые могли стать причиной самопроизвольного изменения направления движения. Возникающий в конце торможения занос и разворот ТС (обычно при большой длине следа юза) являются следствием иных причин, не связанных с его техническим состоянием (наезд на неровности, разный коэффициент сцепления на дороге под правым и левым колесами, разблокирование и поворот передних колес и др.). Поэтому отклонение прямолинейных, параллельных следов юза от первоначального направления движения ТС не может быть следствием самопроизвольного изменения направления его движения. Длина следа юза позволяет с достаточной точностью определить потери энергии на участке торможения, если известен коэффициент сцепления. Скорость перед началом торможения определяется по формуле:

где t - время нарастания замедления, с;

I- замедление на участке торможения, м/с2;

Sю- длина следа юза, м;

Vк- скорость ТС в конце следа юза, км/ч

Направление движения ТС при оставлении им следа юза определяется по резкости начала его образования. В направлении движения ТС след юза начинается со смазанных отпечатков рисунка протектора, постепенно переходящих в сплошной след скольжения. Заканчивается след юза резко, если торможение осуществлялось до полной остановки. Если же ТС было расторможено до остановки, то направление движения может быть определено по тем же признакам, что и при свободном качении колес.

Следы заноса - это следы, оставляемые незаблокированным колесом при его смещении под углом к плоскости вращения. Они возникают при маневре ТС, когда поворот рулевого колеса не соответствует скорости движения; при торможении, когда на колесах правой и левой сторон силы сцепления неодинаковы; при наезде на неровности и препятствия, когда силы сопротивления на колесах правой и левой сторон неодинаковы; при столкновениях под воздействием ударов, резко изменяющих направление движения. Возникновению заноса способствует низкий коэффициент сцепления шин с поверхностью дороги. Следы заноса менее заметны, чем следы юза, особенно вначале, когда угол заноса невелик, а также на мокром асфальте. При движении ТС в процессе заноса с разворотом на угол, близкий к 90 градусам, следы заноса переходят в след юза (когда оставляющие следы колеса прекращают вращаться). При возникновении заноса без торможения и при торможении, когда управляемые колеса не блокируются, ТС изменяет направление своего движения в сторону поворота плоскости вращения колес. В таких случаях вероятнее образование следов более нагруженными колесами, т.е. колесами расположенными со стороны, противоположной центру поворота, в отличие от того, что происходит при заносе полностью заторможенного ТС. Если в процессе заноса одновременно с разворотом происходит значительное поперечное смещение ТС, траектория его движения определяется траекторией перемещения центра тяжести, которая может существенно отличаться от траектории перемещения отдельных его колес. Наиболее простым способом установления траектории движения центра тяжести при этом является нанесение ее на масштабную схему с помощью трафарета - пластинки с отверстиями, соответствующими расположению в том же масштабе центра тяжести и двух колес, оставивших следы заноса. Радиус поворота ТС в процессе заноса может быть определен на отдельных участках траектории движения центра тяжести по формуле (см. приложение схема 1). На поверхности следов заноса остаются трассы, образуемые выступами рисунка протектора, смещением частиц грунта, песка, пыли, снега и т.п. на твердой поверхности или возникающие в результате деформации пластичных грунтов. Направление этих трасс строго параллельно оси незаторможенного колеса, что позволяет определить угол заноса и, следовательно, точное расположение ТС на дороге в любой точке следа заноса если известно направление плоскости вращения оставившего след колеса. Особенно четко указанные трассы наблюдаются, когда в контакт с поверхностью дороги входят боковые выступы рисунка протектора при крене ТС перед опрокидыванием (схема 1). Значение угла заноса для каждого положения ТС может быть установлено, если эксперту будет предоставлена возможность провести исследование следов заноса непосредственно на месте происшествия или он будет иметь достаточно точные данные об их расположении. Угол заноса определяется по формуле:

где L - длина базовой линии (расстояние между контактировавшими с дорогой участками оставившими следы заноса А-В);

B - расстояние по горизонтали от начала базовой линии (точки А) до пересечения с перпендикуляром, опущенным на нее из центра тяжести (АС);

A - расстояние по горизонтам от центра тяжести ТС до базовой линии (О-С);

Б - угол между направлениями базовой линии и следа заноса в ее начале (в точке А);

В - угол между направлениями базовой линии и следа заноса в ее конце (в точке В).

Отсчет углов и следует производить в одном направлении (например, против часовой стрелки). Тогда угол заноса отсчитывается в ту же сторону от направления базовой линии. Результат расчета по данной формуле соответствует углу заноса при условии, что базовая линия параллельна продольной оси ТС. Если же между направлениями базовой линии и продольной оси имеется угол, то в результат расчета следует ввести поправку, равную этому углу. При движении ТС на высокой скорости, когда траектория движения имеет незначительную кривизну и направления следов близки к параллельным, угол заноса может быть определен путем расчета по расстоянию между ними. Когда следы заноса оставлены колесами одной оси ТС, угол заноса определяется по формуле:

По перемещению ТС в процессе заноса S скорость его движения в начале следа заноса может быть приближенно определена по формуле

В формуле угла отсчитываются от направления движения в направлении разворота. Значение косинуса угла между направлением движения и плоскостью вращения колес следует принимать положительным, если продольная ось ТС, поворачиваясь, удаляется от направления движения, и отрицательным, если она приближается к нему, независимо от того, как при этом расположена передняя часть ТС.

Следы буксования возникают при резком трогании ТС с места при буксировке тяжелого прицепа на трудных участках дороги при преодолении крутых подъемов, попадании ведущих колес в канавы, болотистый грунт, при повышенном сопротивлении движения на скользких дорогах и др.

Следы буксования, как правило, остаются лишь на отдельных коротких участках, где сопротивление перемещению ТС превышает силу сцепления колес с дорогой. Эти следы наиболее выражены по сравнению с другими следами скольжения. Характерным признаком их является выбрасывание грунта на дорогах со слабым покрытием и значительно большая интенсивность следа скольжения по сравнению со следом юза на твердом покрытии.

При фиксировании следов колес на месте происшествия необходимо определить расположение не только начала и конца каждого следа, но и нескольких промежуточных точек, указав расстояние от этих точек до края проезжей части и начала следа или до какого-то общего ориентира на месте происшествия (столба, дерева и т.п.). Если край асфальта неровный или происшествие произошло на закруглении дороги, то на соответствующем участке следует протянуть достаточной длины шнур, от которого производить все отсчеты расстояний. Положение шнура должно быть точно указано на масштабной схеме. Недопустимо производить замеры расстояний до находящихся на проезжей части объектов то от правой, то от левой ее границы, поскольку ширина проезжей части в разных местах может не совпадать. Особенно точно должно быть зафиксировано расположение характерных участков следов - резкого перегиба (изменения направления), поперечного сдвига, резкого увеличения ширины, что может соответствовать месту удара при столкновении.

При наличии нескольких следов все их нужно сориентировать относительно друг друга, как в продольном направлении, так и по ширине дороги. Участок места происшествия, на котором остались следы, следует сфотографировать в продольном направлении с двух противоположных сторон. Если следы малозаметны, они могут быть помечены мелом (точками) или мелкими однородными камешками вдоль обоих краев следа. Точки, положение которых на следе фиксируется, целесообразно перед фотосъемкой обозначить специальными указателями (цифрами), которые должны быть отмечены и на схеме.

Отдельные характерные участки следа фотографируют с направления, близкого к перпендикулярному. При этом в кадре должны быть зафиксированы масштабная линейка, показывающая одновременно продольное направление дороги, и специальный указатель, позволяющий найти данный участок следа на общем снимке происшествия. Если же перед столкновением одного или оба ТС двигались с заносом, угол взаимного расположения ТС не совпадает с углом столкновения.

Если ТС перед столкновением резко затормозили, и одно из них занесло, и оно не изменило направления своего движения, но изменило положение на дороге, тогда продольные оси автомобилей в момент их столкновения окажутся расположенными под углом друг к другу. В этом случае направление движения ТС, а, следовательно, и угол столкновения не соответствуют их взаимному расположению в момент столкновения.

В каждом случае необходимо четко представлять, какой угол должен быть определен и как относится он к устанавливаемому событию. Смещение понятий угла взаимного расположения и угла столкновения ТС может привести к существенной ошибке.

  • § 2. Изменения в обстановке осмотра места происшествия
  • § 3. Выдвижение и проверка версий при осмотре места происшествия
  • § 4. Поручения следователя другим членам следственно-оперативной группы (кинолог, оур, ппс, уум и др.)
  • § 5. Общий осмотр места происшествия
  • § 6. Распознавание инсценировок при осмотре места происшествия
  • § 7. Перерыв в производстве осмотра места происшествия
  • § 8. Детальный осмотр места происшествия
  • § 9. Фиксация местоположения предмета, обнаруженного на месте происшествия, и его признаков
  • § 10. Изъятие и упаковка предметов с места происшествия
  • § 11. Проверка и оценка результатов осмотра места происшествия
  • Глава 4. Протокол осмотра места происшествия
  • Глава 5. Изготовление планов и схем места происшествия
  • Глава 6. Технические средства, используемые при осмотре места происшествия
  • § 1. Виды технических средств
  • § 2. Фотографирование, аудио- и видеозапись
  • Фотографирование с масштабной линейкой
  • § 3. Комплекты технических средств для следователя
  • 1. Унифицированный чемодан для осмотра места происшествия «Криминалист»
  • 2. Унифицированный криминалистический чемодан для изъятия объемных следов
  • § 2. Следы ног (обуви)
  • § 3. Следы биологического происхождения (Кровь и иные выделения человеческого организма. Волосы. Запах человека)
  • § 4. Следы зубов человека
  • § 5. Следы транспортных средств
  • 1. Направление углов рисунка протектора в следах шин повышенной проходимости;
  • 2. Расположение пыли около следа. 3. Расположение концов палок, сломанных при переезде. 4. Расположение зазора около камня, вдавленного в грунт при переезде.
  • 5. Соотношение углов расхождения (а) и углов схождения следов (б) на повороте.
  • 6. Рельеф дна следа. 7. Капли жидкости, упавшие с транспортного средства. Стрелкой показано направление движения
  • Глава 8. Осмотр отдельных видов объектов на месте происшествия
  • § 1. Микрообъекты (микрочастицы)
  • § 2. Осмотр огнестрельного оружия и следов его применения на месте происшествия
  • 1. Дульце. 2. Скат. 3. Корпус. 4. Кольцевая проточка. 5. Закраина. 6. Шляпка.
  • 7. Донышко (фланец). 8. Место расположения выбрасывателя
  • 1. Головная часть. 2. Ведущая часть. 3. Хвостовая часть. 4. Кончик пули. 5. Поясок. 6. Желобок. 7. Донышко
  • § 3. Осмотр взрывных устройств, взрывчатых веществ и следов их применения
  • § 4. Осмотр документов на месте происшествия
  • Глава 9. Особенности осмотра места происшествия по отдельным видам преступлений
  • § 1. Осмотр места происшествия при совершении кражи с проникновением в помещение
  • § 2. Осмотр места происшествия при совершении грабежей, разбоев и умышленного причинения вреда здоровью
  • § 3. Осмотр места происшествия при неправомерном завладении автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (угоны)
  • § 4. Осмотр места происшествия при расследовании умышленного уничтожения или повреждения имущества в результате пожара
  • § 5. Осмотр места происшествия при незаконном обороте наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов1
  • § 6. Осмотр места происшествия при совершении незаконной добычи (вылова) водных биологических ресурсов1
  • § 7. Осмотр места происшествия при расследовании хищения леса и незаконной рубки лесных насаждений
  • § 8. Осмотр места происшествия при совершении незаконной охоты
  • § 9. Осмотр дорожно-транспортного происшествия2
  • Передние внутренние элементы легкового автомобиля:
  • Узлы и агрегаты моторного отсека легкового автомобиля:
  • Глава 10. Производство судебной экспертизы по результатам проведения осмотра места происшествия
  • Приложения
  • Протокол осмотра места происшествия, связанного с пожаром
  • Осмотр домовладения (иного жилища)
  • Наружный осмотр трупа
  • Осмотр уничтоженного (поврежденного) лесного массива
  • Осмотр поврежденного (уничтоженного) огнем транспортного средства:
  • Осмотр торгового (складского) помещения
  • Протокол осмотра места происшествия, связанного с пожаром
  • Осмотром установлено:
  • Протокол
  • Протокол осмотра транспортного средства1
  • Места наиболее вероятного обнаружения некоторых видов следов и объектов
  • Правила изъятия, упаковки и хранения некоторых объектов и следов
  • Сведения о снаряжении патронов к охотничьим ружьям
  • Определение калибра по диаметру пыжей и прокладок
  • Зависимость между дистанцией выстрела и величиной диаметра круга рассеивания дроби
  • Особенности выбрасывания гильз из некоторых видов пистолетов
  • Определение дистанции выстрела по дополнительным следам
  • Предельная дальность полета пуль для некоторых образцов ручного стрелкового оружия (по материалам е.Н. Тихонова)
  • Осмотр денежных билетов Банка России с целью установления их подлинности
  • Способы выявления признаков полной подделки документов
  • Способы выявления признаков частичной подделки документов
  • Рекомендуемая последовательность назначения и производства судебных экспертиз по объектам, обнаруженным при осмотре места происшествия
  • Примерные вопросы, ставящиеся перед экспертом, производящим агротехническую экспертизу
  • Примерные вопросы, ставящиеся перед экспертом, производящим автотехническую экспертизу
  • Примерные вопросы, ставящиеся перед экспертом, производящим баллистическую экспертизу
  • Примерные вопросы, ставящиеся перед экспертом, производящим биологическую экспертизу
  • Примерные вопросы, ставящиеся перед экспертом, производящим ботаническую экспертизу
  • Примерные вопросы, ставящиеся перед экспертом, производящим видеотехническую экспертизу
  • Примерные вопросы, ставящиеся перед экспертом, проводящим взрывотехническую экспертизу
  • Примерные вопросы, ставящиеся перед экспертом, производящим геммологическую экспертизу
  • Примерные вопросы, ставящиеся перед экспертом, производящим дактилоскопическую экспертизу
  • Примерные вопросы, ставящиеся перед экспертом, производящим искусствоведческую экспертизу
  • Примерные вопросы, ставящиеся перед экспертом, проводящим почвоведческую экспертизу
  • Примерные вопросы, ставящиеся перед
  • Примерные вопросы, ставящиеся перед экспертом, производящим трасологическую экспертизу
  • Примерные вопросы, ставящие перед экспертом, производящим экспертизу материалов, веществ и изделий
  • Примерные вопросы, ставящиеся перед экспертом, производящим экспертизу холодного оружия
  • § 5. Следы транспортных средств

    Изучение следов транспортных средств при осмотре места происшествия позволяет:

    выяснить механизм дорожно-транспортного происшествия как в целом, так и отдельные его элементы (контакт с пешеходом и т. п.);

    идентифицировать транспортное средство по его следам;

    определить обстоятельства, связанные с событием преступления;

    установить скорость движения транспортного средства перед началом торможения, его тормозной и полный остановочный путь, направление движения транспортного средства, наличие в кузове груза и его характер;

    выяснить техническое состояние отдельных агрегатов транспортного средства;

    определить вид и марку транспортного средства по ширине колеи и размерам базы;

    установить модель шин транспортного средства по следу, оставленному на дорожном покрытии.

    Виды следов транспортных средств. Следы транспортного средства представляют собой следы контактного воздействия ходовых и неходовых его частей, следы на предметах, отделившихся от транспортного средства, а также различные материально фиксированные изменения на проезжей части дороге, связанные с движением транспорта.

    Следы транспортного средства могут быть:

    следами-предметами – различные осколки (фар и других фонарей) и обломки (кузова, бампера, облицовки радиатора, номерной знак, фары и подфарников, крылья и иных частей), шины от транспортного средства и иные части транспортного средства, а также элементы одежды потерпевшего, подозреваемого и т. п.;

    следами-веществами – протечки горюче-смазочных материалов, тормозной жидкости, антифриза и т.п., которые остаются на дорожном покрытии в виде лужиц и брызг горюче-смазочных материалов, тормозной жидкости; объекты биологического происхождения (кровь, волосы, мозговое вещество); частицы лакокрасочного покрытия транспортного средства, переносящегося при взаимодействии в ходе столкновения на другое средство; скопление частиц грязи, пыли, земли, осыпавшихся с нижних частей автомобиля при столкновении с преградой;

    следами-отображениями – следы, оставляемые на другом объекте, с которым оно находилось в контактном взаимодействии (на другом транспортном средстве, теле или одежде человека, преграде, а также на дорожном покрытии и прилегающих к дороге предметах), в том числе след торможения, который возникает в результате прекращения движения колеса, образуя след скольжения, называемый тормозным путем.

    В зависимости от характера дорожного покрытия следы делятся на:

    объемные отображают внешнее строение следообразующего объекта в трех измерениях,представляющие углубления ивозникают при движении на мягком, пластичном веществе (грунте, глине, снеге, песке);

    поверхностные – отображают внешнее строение следообразующего объекта в двух измерениях (длина, ширина) и возникают на дорогах с твердым покрытием(бетон, асфальт), на плоских предметах, лежащих на дороге, на одежде потерпевшего, и, в свою очередь, делятся на:

    следы-наслоения, образующиеся при переносе следообразующего вещества с колеса на дорогу (например, при выезде автотранспорта с обочин на дорогу с твердым покрытием);

    следы-отслоения, возникающие при переносе следообразующего вещества с поверхности дороги на колесо (например, остаются после соприкосновении шины колеса с разлитым красящим веществом на дороге).

    Поверхностные следы также классифицируются на:

    позитивные, отображающие только выступающую часть рисунка протектора на твердых поверхностях, покрытых пылью, грязью;

    негативные, образующиеся за счет наслоения грязи, застрявшей в углублениях протектора и наблюдаются в следах шин с мелким рисунком протектора, когда следообразующее вещество, выпадая из углубленных участков протектора, отображает их строение.

    По степени видимости следы транспортных средств подразделяют на видимые, маловидимые и невидимые.

    В зависимости от расположения изменений на следовоспринимающем объекте следы могут подразделяться на:

    локальные следы, которые возникают в результате изменений следовоспринимающего объекта в пределах ее контакта со следообразующим объектом (покрышка колеса оставляет след, изменяя грунт в пределах нажима на него, а остальная поверхность грунта остается в прежнем состоянии);

    п ериферические следы. Такие следы образуются при изменениях, которые происходят за пределами соприкосновения колеса и дороги.

    В зависимости от механизма следообразования следы разделяются на:

    с татистические следы, представляющие собой ряд оттисков покрышки колеса, расположенных рядом и образующих в целом один непрерывный оттиск следообразующей поверхности в развернутом виде (след качения);

    динамичес кие следы , которые образуются в результате торможения, заноса, пробуксовки колеса (отображаются в виде пучка трасс).

    Следы торможения отличаются от статических следов качек тем, что они растянуты, смазаны элементы рисунка протектора, что вызвано замедлением скорости вращения колеса при торможении. Если колеса совсем перестают вращаться до полной остановки транспортного средства (блокировка колес), то следы торможения превращаются в следы скольжения (юза), т.е. сплошные смазанные следы, где отдельные элементы уже неразличимы.

    На транспортном средстве в результате контактного взаимодействия могут образоваться следующие виды следов (повреждений):

    вмятины – повреждения различной формы, размера, характеризующиеся вдавленностью следовоспринимающей поверхности, возникающие вследствие ее остаточной деформации;

    задиры – следы скольжения с приподнятостью кусочков (частиц) следовоспринимающей поверхности, образующиеся при контакте жесткой поверхности частей одного объекта с менее жесткой поверхностью другого или с поверхностью иной природы;

    царапины – неглубокие, поверхностные повреждения, длина которых больше их ширины;

    пробои – сквозные повреждения шины размером более 10 мм, образующиеся от внедрения в нее какого-либо предмета (например, гвоздя, камня, болта и т.п.);

    проколы – сквозные повреждения шины размером до 10 мм, образующиеся от внедрения в нее тонкого предмета (например, куска проволоки, осколка стекла и др.);

    соскобы (отслоения) – удаление верхнего слоя поверхности деталей или части транспортного средства.

    Следы на теле и одежде человека могут оставляться частями и деталями, колесами транспортного средства. Обычно они имеют характер повреждений или поверхностных наслоений различных веществ (грунта, грязи, ГСМ и др.).

    Обнаружение следов транспортных средств. Для выявления маловидимых и невидимых следов, используются различные технические средства (набор луп НДЛ-3, прибор ОЛД-41 и т. п.). Слабовидимые поверхностные следы транспортных средств (например, на асфальте) выявляются с помощью косо-падающего освещения (например, в темное время суток при свете фар автомашины) осмотром места возможного расположения следов с различных сторон под острыми углами к следовоспринимающей поверхности. Четкие поверхностные следы остаются после пересечения транспортным средством влажного или загрязненного участка дороги.

    При поиске следов транспортного средства, оставленных при столкновении на другом транспортном средстве, рекомендуется, прежде всего, осмотреть бампер, облицовку передней части автомашины (трактора и т.п.), поверхности капота и крыльев, лобовое стекло, все выступающие части осматриваемого транспортного средства.

    Следы транспортных средств остаются на поверхности дорожного покрытия, на обочине, в кювете, на участках местности, прилегающих к дороге, на сооружениях, строениях, деревьях, находящихся в зоне происшествия, на теле и одежде пострадавшего человека, с которым произошло столкновение или соприкосновение.

    Микроскопические осколки фарного стекла, чешуйки краски, волокна ткани отыскиваются с помощью лупы. Возможные следы, оставляемые посредством наслоения маслянистых веществ (прежде всего на одежде человека), могут быть обнаружены с помощью ультрафиолетовой лампы.

    Фиксация следов транспортных средств. Следы, обнаруженные при осмотре фиксируются в протоколе, планах (схемах), путем фото-, видеосъемки, а также посредством изготовления слепков и копий следов протекторов шин.

    В зависимости от характера и обстоятельств совершенного преступления фотографируются участок дороги, где произошло происшествие, общий вид центра места происшествия (машина, труп), следы колес, грузы. С помощью ориентирующей и обзорной фотосъемки производится фотографирование общего вида места происшествия и его окружающей обстановки (обычно с двух противоположных или большего числа сторон).

    Панорамная фотосъемка применяется при необходимости запечатлеть участок, ширина которого более 10-15 м.

    Узловая фотосъемка применяется для фотографирования в крупном масштабе отдельных участков места происшествия, на которых сосредоточено наибольшее количество признаков преступления (например, транспортное средство, труп).

    Способом детальной фотосъемки запечатлеваются отдельные следы и предметы на месте происшествия. Измерительная фотосъемка применяется в целях последующего определения размеров самих предметов и следов.

    Поверхностные следы фотографируются с помощью рассеянного света, объемные следы – с использованием косопадающего света для высвечивания деталей рельефного рисунка. Следы передних и задних колес фотографируются вместе, а затем отдельно с использованием приемов масштабной съемки. По возможности необходимо запечатлеть расположение следов колес относительно предметов окружающей обстановки. Съемка производится вдоль следов с некоторого возвышения (например, из кузова грузового автомобиля).

    В протоколе осмотра места происшествия и приложениях к нему подлежат фиксации следующие элементы: дорога, участки места происшествия и объекты, на которых обнаружены следы транспортных средств, с точным описанием их места нахождения и особенностей; транспортное средство; следы транспортного средства; признаки, свидетельствующие о направлении движения автомобиля. При описании участка дороги, где произошло происшествие, в протоколе осмотра указывается рельеф дороги, поперечный и продольный уклон, состояние обочин, кюветов, дорожного полотна, повороты и закругления, а также фиксируются следы смазки и жидкостей, применяемых для транспортных средств. Кроме того, фиксируются детали транспортного средства, обнаруженные на участке места происшествия, номера агрегатов транспортного средства и т. д.

    В протоколе следует отразить:

    положение транспортного средства относительно проезжей части дороги, неподвижных ориентиров, других средств, участвовавших в происшествии;

    марка, модель шины, год выпуска, государственный номер, цвет кузова и кабины, модель шины, тип рисунка, остаточная глубина протектора;

    техническое состояние транспорта (определяется «экспресс-методом» при помощи специалиста-автотехника): тормозная система; рулевое управление; ходовая часть; электрооборудование; показание приборов; положение клавиш переключателей света; положение рычагов коробки передач; включение переднего моста; положение главного фрикциона (у гусеничной техники); состояние лобового стекла и зеркал заднего вида;

    повреждения, имеющиеся на транспортном средстве, их характер и локализация;

    наличие и локализация следов наложений и их характеристику (отслоения лакокрасочного покрытия другого автомобиля, объекты биологического происхождения и т. п.);

    груз (наличие, характер, положение);

    место хранения транспортного средства после обнаружения и осмотра (с указанием лица, ответственного за его хранение).

    В протоколе осмотра следует зафиксировать:

    вид и состояние покрытия дороги;

    место расположения следов относительно неподвижных ориентиров;

    вид и количество следов;

    ширину каждой беговой дорожки;

    глубину объемных следов;

    размер колеи;

    строения рисунка протектора, характер отпечатков особенностей поверхности шины;

    базу транспортного средства;

    длину следа торможения;

    признаки направления движения;

    способ фиксации, изъятия и упаковки следа.

    Установление модели шины осуществляется по следу, оставленному на дорожном покрытии шиной транспортного средства (рисунку протектора, ширине беговой дорожки).

    Идентификация транспортного средства проводится по признакам следов протекторов шин, обусловленных: дефектом протектора; признаками, связанными с производством шин, с использованием средств противоскольжения (шипов, цепей, тpaков), а также случайных признаков (посторонние предметы, застрявшие в углублениях протектора или внедривши в резину и др.).

    Определение технического состояния некоторых агрегатов транспортного средства происходит по оставленным на месте происшествия (например, на месте стоянки) следам моторного масла, тормозной жидкости и т.п.

    Определение вида и марки транспортного средства осуществляется по ширине колеи и размерам его базы.

    Оп ределение направления движения и места стоянки транспортного средства производится по следующим признакам в следах колес и на дороге (см. рис. 21):

    на асфальтовом покрытии с лужами, рассыпанном грунте (брызги воды и частицы грунта выбрасываются вперед, образуя веер в стороны в направлении движения);

    на пыльной или песчаной дороге (частицы пыли (песка) располагаются по обеим сторонам следа колеса в виде дуг, концы которых направлены в сторону, противоположную движению);

    по высокой траве (стебли ее наклоняются в сторону движения, а при движении по низкой траве при пробуксовке стебли наклоняются в сторону, обратную движению);

    на рыхлой поверхности, например, глине, мокром снегу (на дне объемного следа образуются выступы треугольной формы, пологие края которых обращены в сторону движения);

    при переезде предмета, препятствия (например, ветка, палка ломаются, образуя угол, открытый в сторону движения);

    по грунту (камень сдвигается, в сторону движения, а выемка от камня остается в стороне, противоположной движению);

    при торможении и юзе на мягком грунте (почва сдвигается в сторону движения);

    острый угол рисунка протектора шин повышенной проходимости направлен в сторону, противоположную направлению движения;

    угол расхождения передних и задних колес в начале поворота больше угла схождения в конце поворота;

    при торможении след юза резко усиливается по ходу движения и резко обрывается;

    разрывы на одежде потерпевшего от протектора направлены в противоположную движению сторону.

    Установление признаков, свидетельствующих об остановке транспортного средства , к которым относятся:

    потеки масла, воды, следы бензина и др.;

    следы ног человека около транспортного средства и на обочине;

    следы домкрата, если производились ремонтные работы или замена колес.

    Рис. 21. Признаки направления движения:

    1. Направление углов рисунка протектора в следах шин повышенной проходимости. 2. Расположение пыли около следа. 3. Расположение концов палок, сломанных при переезде. 4. Расположение зазора около камня, вдавленного в грунт при переезде. 5. Соотношение углов расхождения и углов схождения следов на повороте. 6. Рельеф дна следа. 7. Капли жидкости, упавшие с транспортного средства.

    Правила описания в протоколе дорожки следов ног (обуви).

    При обнаружении дорожки следовног (обуви) описывается:

    Место обнаружение с привязкой к двум ориентирам;

    Характер следовоспринимающей поверхности;

    Вид следов в соответствии с их трасологической характеристикой и следообразующей поверхностью;

    Внешний вид вещества, которым сформированы поверхностные следы обуви (цвет, консистенция и т.д.);

    Какая часть низа обуви или босой ноги отобразилась в следах;

    Размеры следов;

    Особенности, отобразившиеся в отдельных следах;

    Элементы дорожки;

    Способы и технические средства фиксации, изъятия и упаковки.

    Примерный фрагмент протокола осмотра места происшествия с описанием «дорожки» следов обуви :

    «…В огороде на вспаханном черноземе обнаружена дорожка следов обуви, которая начинается от восточного угла дома и направлена в северном направлении к калитке в заборе. Дорожка имеют длину 25 метров, и состоит из объемных вдавленных следов обуви, которые отобразились достаточно четко. Поверхность следов на момент осмотра несколько увлажнена. Элементы дорожки следов: длина шага правой ноги – 66 см, длина шага левой ноги – 68 см, угол разворота стопы правой ноги – 7 градусов, угол разворота стопы левой ноги – 11 градусов – ширина шага – 10 см. Наиболее четко отобразились 5-й след обуви с правой ноги и 7-й след обуви с левой ноги. Размер следа обуви с правой ноги: общая длина следа – 30 см, наибольшая ширина промежуточной части – 11 см, наименьшая ширина промежуточной части – 6 см, длина каблука – 8 см, ширина каблука – 7,5 см, глубина следа в области носка – 2 см, в промежуточной части – 0,5 см, каблука – 1 см. В следе обуви с левой ноги глубина в области носка – 1 см, в промежуточной части – 0,5 см, каблука – 2см, остальные размере те же, что и в следе обуви с правой ноги. Форма носка в следах круглая, передний край каблука вогнутый, подметочная и промежуточная части подошвы составляют одно целое. В средней части следа подметки имеется рельефный рисунок в виде круглых углублений диаметр 1 см, глубиной до 0,3 см, расположенных рядами, проходящими поперек подметки. В следе каблука отобразились 4 поперечные вдавленные полосы шириной 0,8 см, глубиной 0,2 см, расстояние между ними – 0,5 см. Дорожка следов сфотографирована методом линейной панорамы, а описанные следы сфотографированы масштабным методом фотоаппаратом «Зенит-Е» с помощью удлинительного кольца № 1 и лампы-вспышки при косопадающем освещении. С двух описанных следов сделаны зарисовки в масштабе 1: 1 на листы светлой дактопленки путем обводки контуров следов и рисунков подошвы. С двух описанных следов изготовлены гипсовые слепки, к которым прикреплены бирки с пояснительными надписями. Слепки упакованы в картонные коробки, коробки обвязаны шпагатом светло-коричневого цвета, концы которых опечатаны сургучным оттиском печати…»

    Примерный перечень вопросов при назначении трасологической экспертизы «дорожки» следов и единичного следа обуви:

    Пригодны ли для идентификации следы босых ног, обнаруженные при осмотре места происшествия?

    Не оставлены следы босых ног таким-то человеком?

    Не является ли обнаруженный след следом обуви, представленной на исследование?

    Одной и той же или разной обувью оставлены следы?

    К какому виду относится обувь, следы которой обнаружены на месте происшествия, какие особенности она имеет?

    Как передвигался человек, следы ног которого обнаружены на месте происшествия (медленным, быстрым шагом, бегом)?

    Какие выводы можно сделать по имеющимся следам ног об особенностях оставившего их человека и его состоянии (примерный рост, пол, комплекция, соответствие обуви размеру ступни, физ. недостатки)?

    Оставлена ли дорожка следов ног конкретным лицом?

    Правила описания в протоколе следов колес.

    При обнаружении следов колес описывается:

    Вид и состояние поверхности, на которой оставлены следы (например, мокрый асфальт, сухая песчаная почва, снег);

    Вид следа;

    Место расположения по отношению к неподвижным ориентирам;

    Ширина беговой части протектора колес (гусениц, полозьев);

    Ширина колеи;

    База транспортного средства;

    Длина следа юза;

    Максимальная глубина объемных следов;

    Строение рисунка протектора;

    Форма и расположение, а также размеры отпечатков особенностей поверхности шины;

    Расстояние между двумя отпечатками одной и той же особенности следа (дефекта покрышки, застрявшего камня и т.д.);

    Признаки направления движения транспортного средства (направление следов разбрызгивания, положение концов сломанных веток и т.д.);

    Способ фиксации и изъятия следов колес.

    Примерный фрагмент протокола осмотра места происшествия с описанием следов колес автомобиля :

    «…в 20 м от столба с указателем «п. Урожайный» в направлении поселка на правой обочине шоссе на глинистом грунте обнаружены объемные следы качения шин. Следы отходят от полотна дороги под углом 25 градусов, затем идут параллельно асфальту и выходят на асфальт под углом 15 градусов на расстоянии 47 м от столба. Наружный след отстоит от края асфальта в наиболее удаленной части на 2, 2 м и от кювета – на 0,5 м. Общее число следов на участках обочины, примыкающих к асфальту в начале и конце следов, - 4. Ширина беговой дорожки каждого следа, измеренная на нескольких участках составляет 145 мм, наибольшая глубина объемных следов – 90 мм. Ширина колеи транспортного средства одинакова для передних и задних колес и равна 1440 мм, база транспортного средства, измеренная на участке с наибольшей кривизной следов, составляет 2400 мм. Во всех следах отобразились рисунки протекторов шин, состоящие из стрелообразных элементов, расположенных по оси, шириной 20 мм и длиной 30 мм с примыкающими к ним под углом 45 градусов двумя параллелограммами с размерами 36х24 мм и 30х36 мм. При детальном осмотре в следе левого заднего колеса обнаружена особенность размером 10х15 мм в виде выпуклости, повторяющаяся в следе через каждые 240,5 см. Дно следов на глинистом грунте имеет пилообразное строение, пологие стороны площадок грунта обращены в сторону п. Урожайного. Следы колес сфотографированы с применением масштабной съемки методом линейной панорамы. Со следов изготовлены схематические зарисовки в масштабе 1:1 путем перерисовки на просвет. Со следа левого заднего колеса с имеющейся особенностью изготовлен гипсовый слепок длиной 45 см…»

    Примерный перечень вопросов при назначении трасологической экспертизы следов транспортных средств:

    Не оставлены ли следы, обнаруженные на месте происшествия, ходовыми частями (колесами, шинами, полозьями), имеющимися у данного транспортного средства, или его иной частью?

    К какому типу (виду) относится транспортное средство, чьи следы обнаружены на месте происшествия?

    В каком направлении двигалось транспортное средство, судя по его следам?

    Какова модель рассеивателя, фрагменты которого изъяты при осмотре места происшествия? Для какого транспортного средства она предназначена?

    Понравилось? Лайкни нас на Facebook