Почему праздник Крещения называется еще Богоявлением? Праздник богоявления или крещения господня Молитвы Крещения Господня

Очень часто мы слышим, что Праздник Крещения Господня именуется также Богоявление. Почему так?

Богоявлением называется праздник потому, что при Крещении Господа явилась миру Пресвятая Троица (Мф. 3, 13–17; Мк. 1, 9–11; Лк. 3, 21–22). Бог Отец глаголал с небес о Сыне, Сын крестился от святого Предтечи Господня Иоанна, и Дух Святой сошел на Сына в виде голубя. С древних времен этот праздник назывался днем Просвещения и праздником Светов, потому что Бог есть Свет и явился просветить седящих во тме и сени смертней (Мф. 4, 16) и спасти по благодати падший человеческий род.

Святая Церковь в празднике Крещения Господня утверждает нашу веру в высочайшую, непостижимую разумом тайну Трех Лиц Единого Бога и научает нас равночестно исповедовать и прославлять Святую Троицу Единосущную и Нераздельную; обличает и разрушает заблуждения древних лжеучителей, пытавшихся мыслью и словом человеческим объять Творца мира. Церковь показывает необходимость Крещения для верующих во Христа, внушает нам чувство глубокой благодарности к Просветителю и Очистителю нашего греховного естества. Она учит, что наше спасение и очищение от грехов возможно только силою благодати Святого Духа и потому необходимо достойно хранить эти благодатные дары святого Крещения для сохранения в чистоте той драгоценной одежды, о которой говорит нам праздник Крещения: Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся (Гал. 3, 27).Крещение Господне

Место Крещения Господня достоверно неизвестно, но по христианской традиции принято считать, что оно находится примерно в 8 км от Иерихона и в 5 км от впадения Иордана в Мертвое море. Проповедь Иоанна Предтечи, как и Крещение Спасителя, происходила в том месте, которым исстари пользовались при переправе через Иордан; во времена царя Давида там действовал даже паром. Это и есть древняя Вифавара (или Бетебара – "дом перехода”) при Иордане, где крестил Иоанн (Ин. 1:28), неподалеку от современного местечка Бейт-ха-Арава, стоящего на шоссе, соединяющем Иерусалим и Амман. За 12 столетий до Богоявления сюда привел Иисус Навин народ Израильский; здесь впервые вступил Израиль в Землю Обетованную. Здесь же за тысячелетие до Рождества Христова переправился в Заиорданье царь Давид, убегая от восставшего Авессалома (2 Цар.17:22). В этом месте перешли Иордан пророки Илия и Елисей (4 Цар. 2:4-15). А полтора тысячелетия спустя этим же путем ушла за Иордан оплакивать свои грехи преподобная Мария Египетская.

История установления праздника: Как было указано нами в разделе, посвященном истории праздника Рождества Христова, начало празднования Богоявле­ния относится ко временам апостольским. О нем упоминается и в «Постановлениях Апостольских», где говорится: «Богояв­ления праздник да празднуется, понеже в тот день бысть яв­ление Христова Божества, свидетельствовавшу Его Отцу в Кре­щении, и Утешителю Святому Духу, в виде голубине, показавшу предстоящим свидетельствованнаго» (кн. 5, гл. 42; кн.8, гл. 33). Во II веке на празднование Крещения Господня и ноч­ное перед этим праздником бдение (богослужение) указывает Климент Александрийский. В III веке свои беседы на Богоявле­ние составили священномученик Ипполит Римский и св. Григо­рий Неокесарийский. Святые отцы IV века: Григория Богослов, Григорий Нисский, Амвросий Медиоланский, Иоанн Златоуст, Августин и многие другие оставили нам свои глубоко-назидательные поучения, произнесенные ими в праздник Богоявления.

Святые отцы: Анатолий, архиеп. Константинопольский (V век), Андрей и Софроний Иерусалимские (VII век), Косма Маиумский и Иоанн Дамаскин (VIII век), составили каноны, а Гер­ман, патриарх Константинопольский, Иосиф Студит, Феофан и Византий (IX век) составили многие песнопения на праздник Крещения Христова, до сих пор поющиеся в день праздника.

Относительно празднования Крещения между Восточной и Западной Церквами не было той разницы, какая существовала относительно празднования Рождества Христова: на Востоке и на Западе праздник с одинаковой торжественностью праздно­вался 6 января.

Как уже указывалось выше, до IV века Крещение и Рождество праздновались совместно 6 января и выделение праздни­ка Рождества Христова и перенесение его празднования на 25 декабря произошло в IV веке. Древняя Церковь 6,января, кроме указанных событий, воспоминала и другие, в которых выразилось Божественное достоинство и посланничество Иисуса Христа - как при рождении Его, так и при вступлении Его на проповедь после Крещения, а именно: I) поклонение волхвов, как откровение Иисуса Христа миру языческому посред­ством чудесной звезды (от этого воспоминания самый празд­ник Крещения в Западной Церкви получил название «праздника трех царей»; в Восточной Церкви, оно хотя и входило в со­став праздника, но ничем в характере праздника не вырази­лось); 2) явление Божественной силы Иисуса Христа в первом чуде Его на браке в Кане Галилейской и 3) чудесное насыще­ние Иисусом Христом 5000 человек (в Африканской Церкви).

Иконография Крещения Господня: Древние иконописные подлинники, составленные согласно с византийскими памятниками, дают описание Крещения Господня кратко: "Спас наг... правою рукою благословляет о бедре, а Предтеча крестит Христа. Три ангела... наклонены к Господу, а Предтеча аки на колена преклонился”. Более поздние тексты дают описание подробнее: "Господь наш Христос стоит в Иордане реце, наг, главу Свою преклонил к Предтече, рукою Своею благословляет Иордан. С правой стороны гора празеленая (т.е. неяркого зеленого цвета); Предтеча на ней стоит возле Иордана, приклонился ко Господу; и прикоснувся Иоанн десницею своею к пречистому верху Господню, крести единаго от Святыя Троицы. На Предтече риза от влас велбужих и пояс усмен о чреслех его, а риза мохнатая санкиро-дикая (коричнево-оливковая). С другой стороны реки гора вохра с бел, аки песчаная; ангели стоят, поклонившись Господу; един ангел держит ризу белую, риза на нем багряная, исподняя лазоревая; второй ангел держит ризу багряную, риза на нем киноварная, исподняя празеленая; третий ангел держит ризу лазоревую с белилы, а на нем риза празеленая, исподняя баканная с белилами”.Крещение Господне

Ризы, которые подносят Господу ангелы – цвета этих трех риз напоминают о важнейших сторонах служения Явившего Себя миру Спасителя. Одежды в Священном Писании рассматриваются как первостепенное условие человеческой жизни (Сир. 29:24), раскрывающее свойства человека (Сир. 19:27). В Богоявлении Троицы явление во Иордане бысть, и описание трех риз Господних, цвета их говорят о Единых в Существе Своем Лицах Святой Троицы, о свойствах Божиих, описанных пророками; приоткрывают они и тайну будущей Искупительной жертвы Христовой.

Белый цвет риз Господних, знаменующий несозданный Божественный Свет, имеет несомненную эсхатологическую направленность: на Фаворе ученики увидели своего Божественного Учителя в сияющих белизной ризах, беседующим с пророками Моисеем и Илией, которые говорили об исходе Его (Лк. 9:31). Восседающий на престоле Ветхий деньми в видении пророка Даниила имел белое как снег одеяние (Дан. 7:9). Красный цвет риз, как цвет пламенной Божественной любви, может быть усвоен Ипостаси Бога Отца. Цвет "лазоревый с белилы”, цвет небесной синевы, соответствует Ипостаси Бога Духа Святого, Царя Небесного.

В иконографии Богоявления нет видимого присутствия Пресвятой Богородицы. Но о Ней напоминает та багряница – царская порфира! – которую подносят ангелы выходящему из вод Иорданских Христу: воплотившийся Единородный сын Божий являет Себя миру как Царь Мира (ср.: Евр. 7:2). Божественная порфира Царя (т.е. плоть Богочеловека Иисуса), говорит преп. Андрей Критский, соткана Пресвятой Девой: Яко от обращения червленицы, Пречистая, умная багряница Еммануилева, внутрь во чреве Твоем плоть исткася (Канон Великий, песнь 8). Наименование Богоматери Червленицею, кровьми Своими окрасившею порфиру Царя сил, по слову св. Иоанна Дамаскина, взято из книги Песнь песней: "Ты из девственных кровей Твоих соткала пурпуровую одежду для Того, Кто говорит в песнех: заплетение главы Твоея, яко багряница. Что украсилася еси, и что усладилася еси?” (ср. Песн. 7:5-6).

Багряное, червленое – два оттенка кроваво-красного цвета – упоминаются в Священном Писании неоднократно: о кроваво-красном цвете риз Господних вопрошает пророк Исаия: Кто Сей, пришедый от Едома, червлены ризы Его... Почто червлены ризы Твоя? (Ис. 63:1); апостол Иоанн Богослов отвечает: ...облечен в ризу червлену кровию; и нарицается имя Его Слово Божие (Откр. 19:13).

О Крестных страданиях Спасителя напоминает и Лазоревая риза, подносимая ангелом, – это напоминание о воде, истекшей вместе с кровью из Его прободенных ребр (Ин. 19:34). Следует помнить, что Лица Святой Троицы едины в Существе Своем; Сын – в Отце и Духе, Отец – в Сыне и Духе, Дух – в Отце и Сыне. И если рассматривать цвета в качестве символов Святой Троицы, то любой из цветов может символически отражать представления о любом из Лиц Триединого Божества.

"Господь Саваоф во облацех; небеса аки отверсты; ризы на Нем белы; Дух Святый от Него исходит трисиянен на Христа. Подпись: Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же благоволих”. Иногда композиция бывает весьма сложной, включает элементы иконографии Собора Иоанна Предтечи: "Иоанн Креститель, верхняя риза празелень, испод лазорь. В реце народи, седаты и руси, и млады и отроцы; а иный отрок с горы (т.е. с крутого берега) ринулся в реку низ главою, в порцех, а иный отрок снимает с себя платье на край реки. А за Предтечею стоят жидове...”.

Праздник Крещения Господнего, как его еще называют - Богоявление, отмечается 19 января. Подходят к концу Святки, поэтому помимо христианских традиций загадывания желаний выполняются совсем не церковные ритуалы, такие как магические заговоры, обряды и гадания в крещенский вечерок. В Крещение (Богоявление) приметы считаются наиболее правдивыми, а гадания всегда сбываются.

Почему православный праздник Крещение Господне называют Богоявлением

Не всем известно это второе название праздника. Рассмотрим историю Крещения, которая написана в Библии.

Почему Крещение называется Богоявлением

Церковный праздник Крещение Господне является свидетельством великого евангельского события, когда Христос крестился от Ионанна Крестителя в реке Иордан. Наполнив своим святым присутствием воду реки, Христос принял крещение 19 января. В этот же момент произошло явление Святой Троицы (Богоявление), когда разверзлись небеса, и Святой Дух спустился в образе голубя. Люди услышали божественный голос с неба, Господь провозгласил, что Христос его любимый сын. Вот почему православный праздник Крещение Господне называют Богоявлением. Также Крещение Христа - это пример того, как любому человеку ступить на дорогу спасения.

Приметы и традиции Крещения, загадывание желаний в праздник

С древних времен до нашего времени верующие люди соблюдают православные традиции великого дня Крещения. Накануне этого дня постятся, едят «голодную кутью» — ужин, состоящий из постных блюд. Принято ходить в церковь, святить воду, а по возвращении всей семьей садиться за стол. Для науки остается загадкой, почему святыня не пропадает, не гниет и не цветет. Считается, что она лечит от болезней, ею можно освящать жилища и животных. К крещенским приметам прислушивались с особым вниманием, так как они способны предсказать погоду в течение года, урожай, а также судьбу конкретного человека и жизненные события.

Крещенские традиции и приметы

  • Снегопад в Крещение - к богатому урожаю.
  • Метель в Крещение-к снегу до Пасхи.
  • Снег хлопьями-ясному лету и урожайности.
  • Звездное небо в Крещение-к удачному году без политических и прочих потрясений.
  • Сугробы в крещение-к крепкому здоровью.
  • Непрерывный лай собак в Крещение-к деньгам.
  • Если морозы сильнее новогодних-к щедрому урожаю летом.
  • Если в Крещенскую ночь искупаться в проруби, здоровье будет крепким.

В этот день неукоснительно соблюдались приметы и традиции Крещения, загадывание желаний в праздник считалось наиболее уместным, так как в Крещение небеса представляют собой открытые врата к Господу.

Обряды на загадывание желаний

  • В полночь наливают в емкость святую воду, идут на улицу и шепотом при свете Луны три раза произносят свою просьбу, а потом бросают в туда серебряную монету. Воду выливают на землю, а монету хранят целый год.
  • Желание можно загадать перед церковной свечой, которую потом необходимо хранить в качестве оберега.
  • Утром нужно посмотреть в святыню, загадать пожелание, а после ею умыться.

Гадания в крещенский вечерок и приметы в церковный праздник Крещения Господнего

Издревле в крещенский вечерок собираются компании девушек, которые устраивают гадания. Это не только веселое времяпрепровождение, но и соблюдение определенных народных ритуалов, которые, по сути, являются элементами истории русского народа. Дошли из древности до нашего времени предсказания по традиционной крещенской каше. Если она рассыпчатая, то год будет радостным, а если пригорала-ее не ели, а выбрасывали. Традиционные развлечения-гадания в крещенский вечерок актуальны и сейчас, так как многие молодые девушки и юноши с нетерпением стремятся открыть тайны своей судьбы.

Гадания крещенским вечерком

  • После заката при свете свечей девушки собирались в кружок и ставили на стол таз с водой. Горячим воском капали в воду и по характеру фигурки определяли, каким будет будущий муж. Если фигура ровная, то он будет богатым, если вытянутая-будет умным, но не богатым, если с хвостиком-будет любящим и ревнивым.
  • Компания девушек садится в круг, берут обручальное кольцо и привязывают его на нитку. Замужняя девушка обходит всех присутствующих со спины, повторяя их имена. На ком кольцо закрутится-та и выйдет замуж.
  • В темном помещении в одиночестве девушка накрывает на стол и кладет белую скатерть. Ставит два прибора, при этом, вилку и нож класть нельзя. На тарелки кладет печенье, ягоды, фрукты, конфеты. Свет выключает, зажигает свечу, окна и двери запирает и начинает звать: «Суженый-ряженый, приди ко мне ужинать». Через некоторое время начнет завывать ветер или скрипеть дверь. Это суженый идет. Когда он появится, девушка должна тихо сидеть и не шевелиться, не произносить ни слова. Это домовой-в образе будущего мужа. Нужно запомнить его черты, но ни в коем случае не разговаривать. Потом в упор спросить суженого: «Как звать?». Он должен очень удивиться и полезть в карман. В этот момент нужно быстро сказать: «Чур меня! Чур моего стола!» и перекреститься.

Заговоры и обряды в праздник Крещения Господнего или Богоявления

Считается, что день Крещения Господнего обладает особой магической силой, так как все духи и привидения бродят по Земле. Заговоры и обряды в праздник Крещения Господнего или Богоявления лучше всего проводить ночью с 18 на 19 января или в сам день Богоявления. Все ритуалы в этот день связаны с водой.

Заговоры и обряды церковного праздника Крещения

  • В полночь набирают воду, на краю укрепляют деревянный крестик и 3 церковные свечи. Туда же кидают три монеты из разных металлов и читают заговор 12 раз: «В ночь встаю, воду святую беру. Святая водичка, святая ночка, освятите тело и душу, приступите, ангелы, крылами тихими осените, мир Божий принесите, Бога в мой дом приведите. Бога привечаю, Бога за стол сажаю, Пресвятой Богородице и Иоанну Предтече молюся: Крестителю Христов, честный Предтече, крайний пророче, первый мучениче, постников и пустынников наставниче, чистоты учителю и ближний друже Христов! Тя молю, и тебе прибегая не отрини мене от твоего заступления, не остави мя падшего многими грехи; обнови душу мою покаянием, яко вторым крещением; очисти мя, грехи оскверненнаго, и понуди внити, иможе ничтоже скверно входит, в Царствие Небесное. Аминь. ». В течение года воду можно пить для лечения болезней.
  • Для притягивания денег утром в Крещение ставят воду в емкости и кладут черный хлеб. Зажигают свечу, и с хлебом в левой руке, а стаканом — в правой, читают заговор: «Как правда то, что Господь дал пять хлебов, и то, что Иисус Христос — Божий Сын, так правда, что Господь милостив. Поверни, Господи, мою удачу с запада на восток, с севера на юг. Дай ей не три дороги, а одну — к моему порогу. А ты, горе-злосчастье, найди себе дорогу в змеиную утробу. Там твое место. Там твое житие. Там твое бытие. А я в оберег обряжусь, златом-серебром обвяжусь. Считать мне денег — не пересчитать, горя-злосчастья никогда не знать. Ключом замок закрываю. Ключ в море бросаю. Ключ. Замок. Язык. Аминь. Аминь. Аминь». Потом хлеб съедают и запивают водой. Свечу гасят пальцами, а огарок ставят до 12 часов перед иконой и молятся. До вечера не едят и не пустословят. Никому нельзя рассказывать о своих действиях.
  • Для снятия порчи утром в Крещение набирают воду и несут ее в храм освящать. В храме покупают 3 свечи. Затем ни с кем нельзя разговаривать, а дома в центр стола, застеленного белой тканью, ставят емкость с водой. Свечи ставят за сосудом, по краям и зажигают. На огонь смотрят через воду, затем прикладывают руки к сосуду и произносят: «Как чисты помыслы Христовы, так будь чиста моя душа. Как чиста вода святая, так будь тело моё чисто. Я себя умываю, порчу снимаю, дух и тело очищаю. Аминь». Руки окунают в воду, умываются и выливают воду на голову. В течение недели после ритуала никому ничего нельзя давать и самим не брать.

Обычаи праздника Крещения Господнего, или как его еще называют-Богоявления, складывались 2000 лет, и по сей день, верующие люди неукоснительно соблюдают традиции загадывания желаний, купаясь 19 января в водоемах и принося с собой из храмов святыню. Девушки и молодые мужчины и сейчас совершают гадания в крещенский вечерок, правда, иногда заговоры и обряды отличаются от древних и производятся с помощью компьютеров и планшетов. Надеемся, что в этом году на Крещение (Богоявление) приметы предскажут нам теплую весну и ясное лето.

Праздник Крещения Господня считается одним из самых важных. Он связан с признанием Иисуса Мессией. Поэтому 19 января принято почитать Господа и его сына, проводить разные обряды. Мы описали традиции этого дня, рассказали о правилах проведения гаданий, заговоров. Также советуем обратить внимание на народные поверья, загадывание желаний. На Крещение Богоявление приметы, связанные с природой и окружающим миром, помогут узнать о своем будущем и изменить его к лучшему.

Почему праздник Крещение Господне называют Богоявлением - краткая история праздника

Светлый праздник Крещения Господня имеет несколько названий. Мы расскажем читателям,почему его называют Богоявление. Истина кроется в библейских историях, описывающих само крещение Иисуса. Они повествуют о явлении, указавшем на Христа, как на ожидаемого Мессию. Также рекомендуем посмотреть подобранное нами интересное видео. В нем подробнее описывается,почему праздник Крещение Господне называют Богоявлением.

История праздника Крещения Господня Богоявления и его названий

По библейскому преданию крещение Иисуса Христа происходило на реке Иордан. До момента совершения чуда именно Иоанн Креститель, который проводил обряд, предсказывал явление Мессии. Во время крещения Иисуса небо развезлось и появился белый голубь, который является божественным символом в телесной форме. Также был услышан голос Господень, который сказал, что Иисус Христос является сыном и посланником бога на земле.

Православный праздник Крещение Господне - приметы и традиции, загадывание желаний

В день праздника Крещения можно улучшить свою судьбу и кардинально ее изменить. Обряд освящения воды и купания в ней помогает возродиться совершенно новым и "чистым" человеком. При этом на Крещение можно не только соблюдать народные традиции, но и искать интересные приметы, загадывать желания.

Приметы и традиции праздника Крещения Господня

Освященная вода на реке 19 января считается целебной. Поэтому все, кому позволяет здоровье, могут окунуться в нее для очищения от грехов и защиты от злых сил. Для этого следует 3 раза войти в воду. Также традиции праздника Крещения касаются и поведения самих людей. К наиболее важным "требованиям" этого дня относятся:

  • отсутствие ссор (и с родными, и с любыми незнакомцами);
  • помощь окружающим (освященную воду следует принести в свой дом, дать соседям и просто знакомым);
  • искреннее раскаяние (только в таком случае освященная вода сможет смыть грехи и избавит от злых помыслов).

Соблюдая эти обычаи, можно забыть о горестях и невзгодах. Также с помощью освященной воды рекомендуется защитить и свое жилище от злых сил. Поэтому после посещения реки нужно обрызгать каждый угол, двери и окна святой водой. В течение последующих лет ее также можно давать во время болезни близким и родным. Считается, что она способствует скорому выздоровлению.

Когда загадывать желания во время православного праздника Крещения Господня?

Самым верным способом попросить об исполнении желания на Крещения является его озвучивание при купании в освященной реке. Если такой возможности нет, то проводить обряд с произношением желания над освященной водой можно дома. Но чтобы эти просьбы имели возможность исполнения нужно обязательно соблюсти следующие правила:

  • сначала поблагодарить Господа за все имеющееся, здравие и радость своих родных;
  • при произношении отгородиться от греховных или "практичных" помыслов (то есть просить и даже думать о материальных благах не стоит);
  • не связывать свое желание с "чужими" людьми (не стоит просить о расположении нравящегося человека, о его любви: такие чувства должны возникнуть сами по себе).

Немаловажным является и отсутствие ограничений во времени при загадывании желаний. В православный праздник Крещения Господня не стоит требовать исполнения мечты в течение года, 5 или же 10 лет. Только искренняя просьба поможет получить желаемое.

Праздник Крещение Господне - приметы и гадания в крещенский вечерок

Несмотря на завершение святок 18 числа, некоторые люди предпочитают гадать во время Богоявления. Правда, служители церкви не рекомендует проводить такие обряд. Поэтому на Крещение существуют особые приметы и упрощенные гадания для крещенского вечерка, которые помогут получить желаемое, узнать о будущем.

Приметы крещенского вечерка: какие поверья Крещения Господня расскажут о будущем?

Занимательные приметы Крещения Господня в большей мере связаны со здоровьем и красотой. Мы подобрали наиболее интересные поверья этого дня:

  • если умыться снегом в день Крещения Господня, то здоровье будет крепким;
  • свадьба, проведенная 19 января, поможет создать крепкую и любящую семью;
  • если ребенка окрестить 19 января, то он вырастет красивым и здоровым;
  • если на Крещение начать новое дело, то оно вероятно будет иметь положительный исход.

Также на Крещение Господне следует обращать внимание на свои сны. Считается, что все приснившееся с 18 на 19 января вскоре сбудется.

Как можно гадать во время праздника Крещения Господня?

На Крещение Господня можно не только загадывать желания, но и гадать. Правда, делать это лучше в дневное и вечернее время. Мы подобрали интересное видео, рассказывающее о правилах проведения таких обрядов.

Церковный праздник Крещение Богоявление - заговоры и обряды для 19 января

По церковным правилам, обряды во время великих праздников проводить нельзя. Исключение могут составить лишь случаи, когда это поможет близким и родным людям. Мы подобрали такие заговоры и обряды Крещения Господня Богоявления, которые можно проводить после окончания святок.

Какие крещенские заговоры можно проводить 19 января?

Церковный праздник Крещения не допускает проведения обрядов, связанных с деньгами или богатством. Читать заговоры в этот день следует лишь при крайней необходимости. Мы подобрали наиболее простые обряды, которые помогут попросить у высших сил прощения, здоровья для себя и своих близких.

«Святая вода в дом пришла, благополучие мне принесла. Будут убытки этот дом миновать, будет достаток с каждым днем прибывать. Будет удача меня во всем сопровождать, ни в чем не буду неудачи я знать».

Во время проведения заговора (от порчи) нужно облиться прохладной освященной водой.

«Господь Бог на земле родился, а в Крещение крестился именем Иисуса Христа. Как эта святая вода с меня Раба (-ы) Божьего (-ей) (собственное имя) стекает, так вместе с ней и вся порча от недоброго взгляда врага моего уходит. Отныне и навсегда. Аминь».

Следующий заговор позволяет защитить ребенка от болезней и бед. Нужно зачитывать текст, приклеивая кусочек воска от церковной свечи, использовавшейся при службе на Крещение Господне, к детской кроватке.

«Иван Креститель Христа крестил, а Христос весь мир благословил.

Будет это дитятко подрастать болезней тяжких не знать.

Будут его беды миновать да не будут на него зла держать.

Будут его люди любить, будут его ангелы хранить».

«Как правда то, что Господь Бог накормил людей пятью хлебами, как правда то, что Иисус Христос, является Божьим Сыном, так правда и то, что Господь Всевышний милостив. Прошу поверни, Господи, мою удачу по направлению ко мне. Пусть она направляется к моему порогу не по трем дорогам, а по одной. Пусть горе-злосчастье, найдет себе другую дорогу, мимо меня, прямо в змеиную утробу. Там ей место, бытие и жилище ее. А я, Раба Божья, (собственное имя), в оберег обряжусь и считать мне мои богатства не пересчитать, и горя я не буду никогда знать. Слова свои на ключ закрываю. Ключом замок закрываю, который в море глубокое бросаю. Аминь».

Проведение обрядов в день праздника Крещения Богоявления 19 января

Проводить в светлый день праздника можно обряды, связанные с привлечением удачи и счастья. Простые ритуалы помогут забыть о жизненных невзгодах. Он станут помощью для тех, кто серьезно болен, не может обрести счастье или покой.

Интересные гадания и обряды праздника Крещения Господня позволяют даже по завершению святок изменить свою судьбу. Нужно лишь верить в исполнение желаний и соблюдать традиции крещенского вечерка. Мы рассказали об истории и таинствах этого праздника. К примеру, проявившиеся на Крещение Богоявление приметы могут стать залогом новой счастливой жизни. Но также можно не ждать ее изменения, а искренне загадать заветное желание.

Что такое Крещение Господне

Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа – один из важнейших христианских праздников. В этот день христиане всего мира вспоминают евангельское событие - крещение Иисуса Христа в реке Иордан. Крестил Спасителя пророк Иоанн Предтеча, которого также называют Креститель.

Второе название, Богоявление, дано празднику в память о чуде, которое произошло во время крещения. На Христа с небес сошел Дух Святой в облике голубя и глас с неба назвал его Сыном. Евангелист Лука пишет об этом: Отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! Так была явлена в видимых и доступных для человека образах Святая Троица: голос – Бог Отец, голубь – Бог Дух Святой, Иисус Христос – Бог Сын. И было засвидетельствовано, что Иисус – не только Сын Человеческий, но и Сын Божий. Людям явился Бог.

Иконография Крещения Господня

На раннехристианских изображениях событий Крещения Господня Спаситель предстает перед нами юным и без бороды; позднее Его стали изображать взрослым мужчиной.

С VI-VII веков на иконах Крещения появляются изображения ангелов - чаще всего их три и они стоят на противоположном от пророка Иоанна Предтечи берегу Иордана. В память о чуде Богоявления над стоящим в воде Христом изображают островок неба, из которого к Крещаемому нисходит голубь в лучах света - символ Святого Духа.

Центральные фигуры на всех иконах праздника - Христос и Иоанн Креститель, который возлагает десницу (правую руку) на голову Спасителя. Десница же Христа поднята в благословляющем жесте.

Особенности богослужения Крещения Господня

Духовенство в праздник Крещения Господня облачено в белые ризы. Главная особенность богоявленского богослужения - это освящение воды. Воду освящают два раза. Накануне, 18 января, в Крещенский сочельник - Чином Великого освящения воды, который еще называют Великой агиасмой. И второй раз - в день Богоявления, 19 января, на Божественной литургии .

Первая традиция восходит, скорее всего, к древнехристианской практике крещения оглашенных после утренней службы Богоявления. А вторая - связана с обычаем палестинских христиан шествовать в день Богоявления на Иордан к традиционному месту крещения Иисуса Христа.

Молитвы Крещения Господня

Тропарь Крещения Господня

глас 1-й

Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствовавше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе.

Когда Ты, Господи, крестился во Иордане, явилось поклонение Пресвятой Троице, ибо глас Отца свидетельствовал о Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном, и Дух, явившийся в виде голубя, подтвердил истинность этого слова. Христе Боже, явившийся и просветивший мир, слава Тебе!


Кондак Крещения Господня

глас 4-й

Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя: пришел еси и явился еси Свет неприступный.

Явился Ты ныне всему миру; и Твой свет, Господи, запечатлелся на нас, сознательно воспевающих Тебя: «Ты пришел и явился, Свет неприступный!»

Величание Крещения Господня

Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию крестившагося от Иоанна в водах Иорданских.

Прославляем Тебя, Христе, Податель жизни, за то, что Ты ныне для нас крестился плотию от Иоанна в водах Иордана.

Богоявленский Кафедральный Собор в Елохово

Богоявленский Кафедральный Собор находится в Москве, на Спартаковской улице, 15, недалеко от метро «Бауманская». В XIV-XVII веках здесь располагалось село Елох.

Во второй половине XV века в приходе местной церкви Владимирской иконы Божией Матери родился знаменитый московский святой - Василий Блаженный.

В то время Богоявленский собор был обычной сельской церковью. В 1712-1731 годах его перестроили в камне, кирпич на него пожаловал лично император Петр I. Освятили новое здание в 1731 году.

В конце XVIII века прихожанами Богоявленского храма стала семья Пушкиных. Известно, что великий поэт родился в Немецкой слободе и был крещен в старом Богоявленском соборе в 1799 году. Восприемниками были бабушка, Ольга Сергеевна, урожденная Чичерина, и граф Воронцов, внук замученного при Бироне министра Артемия Волынского.

Старый петровский собор простоял до середины XIX века столетия. В 1830-х годах заказ на его перестройку получил прославленный московский архитектор Евграф Тюрин. Обновленный собор освятили в 1853-ем.

В годы советской власти храм не закрывался. В праздник Сретения в 1925 году торжественную Литургию в нем служил Святейший Патриарх Тихон. В 1935-ом Бауманский райсовет постановил открыть в Богоявленском соборе большой кинотеатр, но решение вскоре отменили.

И еще несколько фактов из истории храма. В Богоявленском соборе покоятся мощи святителя Алексия, митрополита Московского, и погребены Святейший Патриарх Московский и всея Руси Сергий и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В 1992 году Богоявленский собор стал кафедральным.

Святыни собора: Чудотворная Казанская икона Божией Матери, мощи святителя Алексия, митрополита Московского, икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость», частицы мощей святителя Иоанна Златоуста, апостола Андрея Первозванного и святителя Московского Петра.

Народные традиции Крещения Господня

Каждый церковный праздник находит свое отражение в народных традициях. И чем богаче и древнее история народа, тем более сложные и интересные переплетения народного и церковного получаются. Многие обычаи далеки от истинного христианства и близки к язычеству, но они тем не менее интересны с исторической точки зрения - чтобы узнать народ лучше, чтобы суметь отделить суть того или иного Христова праздника от красочного потока народной фантазии.

На Руси Крещение было концом святок, девушки прекращали гадания - сугубо языческое занятие. Простой люд готовился к празднику, который, как считалось, очистит их от грехов, в том числе грехов святочных гаданий.

На Крещение совершали великое водосвятие. Причем два раза. Первый - в Крещенский сочельник. Воду освящали в купели, которая стояла в центре храма. Второй раз воду освящали уже в сам праздник Крещения - в любом местном водоеме: реке, озере, колодце. Во льду прорубали «иордань» - прорубь в виде креста или круга. Рядом ставили аналой и деревянный крест с ледяным голубком - символом Святого Духа.

В день Крещения после литургии люди шли к проруби крестным ходом. Священник служил молебен, три раза опускал в прорубь крест, испрашивая на воду Божие благословение. После этого все сельчане набирали из проруби святую воду и весело обливали ею друг друга. Некоторые удальцы даже купались в ледяной воде, чтобы, согласно народному поверью, очиститься от грехов. Следует отметить, что это поверье к учению Церкви не имеет никакого отношения. Купание в проруби (иордани) не является церковным таинством или обрядом, это именно народная традиция празднования Крещения Господня

Освящали не только сельские водоемы, но и реки в больших городах. Например, вот рассказ, как освящали воду в Москве на реке Неглинной 6 января 1699 года. В обряде принял участие сам император Петр I. А описал событие шведский посланник в Москве Густав Корб:

«Праздник Трех царей (волхвов), или, вернее, Богоявление Господне, ознаменован был благословением реки Неглинной. Процессия двигалась к реке в следующем порядке. Открывал шествие полк генерала де Гордона… Гордонов полк сменил другой, называемый Преображенским и обращавший на себя внимание новой зеленой одеждой. Место капитана занимал царь, внушавший высоким ростом почтение к своему Величеству. …На твердом льду реки была построена ограда (theatrum, иордань). Пятьсот духовных особ, иподьяконы, дьяконы, священники, архимандриты (abbates), епископы и архиепископы, облаченные в одеяния, подобающие их сану и должности и богато украшенные золотом, серебром, жемчугом и драгоценными камнями, придавали религиозной церемонии более величественный вид. Перед замечательным золотым крестом двенадцать клириков несли фонарь, в котором горели три свечи. Невероятное количество людей толпилось со всех сторон, улицы были полны, крыши были заняты людьми; зрители стояли и на городских стенах, тесно прижавшись друг к другу. Как только духовенство наполнило обширное пространство ограды, началась священная церемония, зажжено было множество свеч, и прежде всего воспоследовало призывание благодати Божией. После достодолжного призыва милости Божией, митрополит стал ходить с каждением кругом всей ограды, посередине которой лед проломан был пешнем в виде колодца, так что обнаружилась вода. После троекратного каждения ее митрополит освящал ее троекратным погружением горящей свечи и обычным благословением. …Затем патриарх, или в отсутствие его митрополит, выходя из ограды, кропит обычно его Царское Величество и всех солдат. Для конечного завершения праздничного торжества производили залп из орудий всех полков. …Перед началом этой церемонии на шести белых царских лошадях привозили покрытый красным сукном сосуд. В этом сосуде надлежало затем отвезти благословенную воду во дворец его Царского Величества. Точно также клирики отнесли некий сосуд для патриарха и очень много других для бояр и московских вельмож».


Святая Крещенская вода

Воду на Богоявление освящают два раза. Накануне, 18 января, в Крещенский сочельник - Чином Великого освящения воды, который еще называют «Великой агиасмой». И второй раз - в день Богоявления, 19 января, на Божественной литургии. Первая традиция восходит, скорее всего, к древнехристианской практике крещения оглашенных после утренней службы Богоявления. А вторая - связана с обычаем христиан Иерусалимской церкви шествовать в день Богоявления на Иордан к традиционному месту крещения Иисуса Христа.

По традиции, Крещенскую воду хранят год - до следующего праздника Крещения. Пьют ее натощак, благоговейно и с молитвой.

Когда набирать крещенскую воду?

Воду на Богоявление освящают два раза. Накануне, 18 января, в Крещенский сочельник - Чином Великого освящения воды, который еще называют «Великой агиасмой». И второй раз - в день Богоявления, 19 января, на Божественной литургии. Когда освящать воду, совершенно не важно.

Вся ли вода на Крещение святая?

Отвечает протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма Александра Невского при МГИМО:

Помню, в детстве мы выходили из храма на Крещение и выносили с собой трехлитровый бидон крещенской воды, а потом, уже дома, разбавляли ее водой из-под крана. И весь год принимали воду как великую святыню - с благоговением.

В ночь на Крещение Господне, действительно, как говорит Предание, все водное естество освящается. И становится подобным водам Иордана, в которых был крещен Господь. Магия как раз была бы, если бы вода святой становилась только там, где ее батюшка освятил. Дух же Святой дышит, где хочет. И есть такое мнение, что в любой момент Крещения вода святая везде. А освящение воды - это видимый, торжественный церковный чин, который говорит нам о присутствии Бога здесь, на земле.

Крещенские морозы

Время праздника Богоявления на Руси обычно совпадало с крепкими морозами, поэтому их стали называть «крещенскими». Люди приговаривали: «Трещи мороз, не трещи, а минули Водокрещи».

Купание в проруби (иордани) на Крещение

На Руси простые люди называли Богоявление «Водокрещи» или «Иордань». Иордань - прорубь в форме креста или круга, прорубленная в любом водоеме и освященная в день Крещения Господня. После освящения удалые парни и мужики окунались и даже плавали в ледяной воде; считалось, что так можно смыть с себя грехи. Но это лишь народное суеверие. Церковь учит нас, что грехи смываются только покаянием через . А купание – это просто традиция. И тут, во-первых, важно понимать, что эта традиция совершенно необязательна для исполнения. Во-вторых, следует помнить о благоговейном отношении к святыне – крещенской воде. То есть, если мы все же решились на купание, то должны делать это разумно (учитывая состояние здоровья) и благоговейно – с молитвой. И, конечно, не заменяя купанием присутствие на праздничном богослужении в храме.

Крещенский сочельник

Празднику Богоявления предшествует Крещенский Сочельник, или Навечение Богоявления. Накануне праздника православные христиане соблюдают строгий пост. Традиционное блюдо этого дня - сочиво, которое готовят из крупы (например, пшеницы или риса), меда и изюма.

Сочиво

Для приготовления сочива вам понадобится:

– пшеница (зерно) – 200 г
– очищенные орехи – 30 г
– мак – 150 г
– изюм – 50 г
– фрукты или ягоды (яблоко, ежевика, малина и т.п.) или варенье – по вкусу
– ванильный сахар – по вкусу
– мед и сахар – по вкусу.

Пшеницу хорошо промыть, залить горячей водой, покрыв зерно, и варить в кастрюле на медленном огне до мягкости (или в глиняном горшочке, в духовке), периодически доливая горячую воду. Мак промыть, запарить горячей водой на 2-3 часа, слить воду, мак растереть, добавить по вкусу сахар, мед, ванильный сахар или любого варенья, покрошенных орехов, изюма, фрукты или ягоды по вкусу, добавить 1/2 стакана кипячёной воды, и всё это соединить с вареной пшеницей, выложить в керамическую миску и подать на стол в охлажденном состоянии.

Стихотворение о Крещении

Иван Бунин

Крещенская ночь
Темный ельник снегами, как мехом,
Опушили седые морозы,
В блестках инея, точно в алмазах,
Задремали, склонившись березы.

Неподвижно застыли их ветки,
А меж ними на снежное лоно,
Точно сквозь серебро кружевное,
Полный месяц глядит с небосклона.

Высоко он поднялся над лесом,
В ярком свете своем цепенея,
И причудливо стелются тени,
На снегу под ветвями чернея.

Замело чаши леса метелью, –
Только вьются следы и дорожки,
Убегая меж сосен и елок,
Меж березок до ветхой сторожки.

Убаюкала вьюга седая
Дикой песнею лес опустелый,
И заснул он, засыпанный вьюгой,
Весь сквозной, неподвижный и белый.

Спят таинственно стройные чащи,
Спят, одетые снегом глубоким,
И поляны, и луг, и овраги,
Где когда-то шумели потоки.

Тишина, – даже ветка не хрустнет!
А, быть может, за этим оврагом
Пробирается волк по сугробам
Осторожным и вкрадчивым шагом.

Тишина, – а, быть может, он близко…
И стою я, исполнен тревоги,
И гляжу напряженно на чащи,
На следы и кусты вдоль дороги.

В дальних чащах, где ветви как тени
В лунном свете узоры сплетают,
Все мне чудится что-то живое,
Все как будто зверьки пробегают.

Огонек из лесной караулки
Осторожно и робко мерцает,
Точно он притаился под лесом
И чего-то в тиши поджидает.

Бриллиантом лучистым и ярким,
То зеленым, то синим играя,
На востоке, у трона Господня,
Тихо блещет звезда, как живая.

А над лесом все выше и выше
Всходит месяц, – и в дивном покое
Замирает морозная полночь
И хрустальное царство лесное!

Какие бывают животворящие и какие бывают страшные воды… В начале Книги Бытия мы читаем о том, как над водами носилось дыхание Божие и как из этих вод возникали все живые существа. В течение жизни всего человечества – но так ярко в Ветхом Завете – мы видим воды как образ жизни: они сохраняют жизнь жаждущего в пустыне, они оживотворяют поле и лес, они являются знаком жизни и милости Божией, и в священных книгах Ветхого и Нового Завета воды представляют собой образ очищения, омовения, обновления.

Но какие бывают страшные воды: воды Потопа, в которых погибли все, кто уже не мог устоять перед судом Божиим; и воды, которые мы видим в течение всей нашей жизни, страшные, губительные, темные воды наводнений…

И вот Христос пришел на Иорданские воды; в эти воды уже не безгрешной земли, а нашей земли, до самых недр своих оскверненной человеческим грехом и предательством. В эти воды приходили омываться люди, кающиеся по проповеди Иоанна Предтечи; как тяжелы были эти воды грехом людей, которые ими омывались! Если бы мы только могли видеть, как омывающие эти воды постепенно тяжелели и становились страшными этим грехом! И в эти воды пришел Христос окунуться в начале Своего подвига проповеди и постепенного восхождения на Крест, погрузиться в эти воды, носящие всю тяжесть человеческого греха – Он, безгрешный.

Этот момент Крещения Господня – один из самых страшных и трагических моментов Его жизни. Рождество – это мгновение, когда Бог, по Своей любви к человеку желающий спасти нас от вечной погибели, облекается в человеческую плоть, когда плоть человеческая пронизывается Божеством, когда обновляется она, делается вечной, чистой, светозарной, той плотью, которая путем Креста, Воскресения, Вознесения сядет одесную Бога и Отца. Но в день Крещения Господня завершается этот подготовительный путь: теперь, созревший уже в Своем человечестве Господь, достигший полной меры Своей зрелости Человек Иисус Христос, соединившийся совершенной любовью и совершенным послушанием с волей Отца, идет вольной волей, свободно исполнить то, что Предвечный Совет предначертал. Теперь Человек Иисус Христос эту плоть приносит в жертву и в дар не только Богу, но всему человечеству, берет на Свои плечи весь ужас человеческого греха, человеческого падения, и окунается в эти воды, которые являются теперь водами смерти, образом погибели, несут в себе все зло, весь яд и всю смерть греховную.

Крещение Господне, в дальнейшем развитии событий, ближе всего походит на ужас Гефсиманского сада, на отлученность крестной смерти и на сошествие во ад. Тут тоже Христос так соединяется с судьбой человеческой, что весь ее ужас ложится на Него, и сошествие во ад является последней мерой Его единства с нами, потерей всего – и победой над злом.

Вот почему так трагичен этот величественный праздник, и вот почему воды иорданские, носящие всю тяжесть и весь ужас греха, прикосновением к телу Христову, телу безгрешному, всечистому, бессмертному, пронизанному и сияющему Божеством, телу Богочеловека, очищаются до глубин и вновь делаются первичными, первобытными водами жизни, способными очищать и омывать грех, обновлять человека, возвращать ему нетление, приобщать его Кресту, делать его чадом уже не плоти, а вечной жизни, Царства Божия.

Как трепетен этот праздник! Вот почему, когда мы освящаем воды в этот день, мы с таким изумлением и благоговением на них глядим: эти воды сошествием Святого Духа делаются водами Иорданскими, не только первобытными водами жизни, но водами, способными дать жизнь не временную только, но и вечную; вот почему мы приобщаемся этим водам благоговейно, трепетно; вот почему Церковь называет их великой святыней и призывает нас иметь их в домах на случай болезни, на случай душевной скорби, на случай греха, для очищения и обновления, для приобщения к новизне очищенной жизни. Будем вкушать эти воды, будем прикасаться к ним благоговейно. Началось через эти воды обновление природы, освящение твари, преображение мира. Так же как в Святых Дарах, и тут мы видим начало будущего века, победу Божию и начало вечной жизни, вечной славы – не только человека, но всей природы, когда Бог станет всем во всем.

Слава Богу за Его бесконечную милость, за Его Божественное снисхождение, за подвиг Сына Божия, ставшего Сыном человеческим! Слава Богу, что Он обновляет и человека и судьбы наши, и мир, в котором мы живем, и что жить-то мы все-таки можем надеждой уже одержанной победы и ликованием о том, что мы ждем дня Господня, великого, дивного, страшного, когда воссияет весь мир благодатью принятого, а не только данного Духа Святого! Аминь.

Митрополит Антоний Сурожский. Проповедь на Крещение Господне

С каким чувством благоговения ко Христу и благодарности к родным, которые нас приводят к вере, мы вспоминаем о своем Крещении: как дивно думать, что поскольку наши родители или близкие нам люди открыли веру во Христа, поручились за нас перед Церковью и перед Богом, мы, Таинством Крещения, стали Христовы, мы названы Его именем. Мы это имя носим с таким же благоговением и изумлением, как юная невеста несет имя человека, которого она полюбила на жизнь и на смерть и который дал ей свое имя; как это человеческое имя мы бережем! Как оно нам дорого, как оно нам свято, как нам страшно было бы поступком, образом своим его отдать на хулу недоброжелателям… И именно так соединяемся мы со Христом, Спаситель Христос, Бог наш, ставший Человеком, нам дает носить Свое имя. И как на земле по нашим поступкам судят о всем роде, который носит то же имя, так и тут по нашим поступкам, по нашей жизни судят о Христе.

Какая же это ответственность! Апостол Павел почти две тысячи лет тому назад предупреждал молодую христианскую Церковь, что ради тех из них, которые живут недостойно своего призвания, хулится имя Христово. Разве не так теперь? Разве во всем мире сейчас миллионы людей, которые хотели бы найти смысл жизни, радость, глубину в Боге, не отстраняются от Него, глядя на нас, видя, что мы не являемся, увы, живым образом евангельской жизни – ни лично, ни как общество?

И вот в день Крещения Господня хочется перед Богом сказать от себя и призвать всех сказать, кому было дано креститься во имя Христа: вспомните, что вы стали теперь носителями этого святого и божественного имени, что по вас будут судить Бога, Спасителя вашего, Спасителя всех, что если ваша жизнь – моя жизнь! – будет достойна этого дара Божия, то тысячи вокруг спасутся, а если будет недостойна – пропадут: без веры, без надежды, без радости и без смысла. Христос пришел на Иордан безгрешным, погрузился в эти страшные иорданские воды, которые как бы отяжелели, омывая грех человеческий, образно стали как бы мертвыми водами – Он в них погрузился и приобщился нашей смертности и всем последствиям человеческого падения, греха, унижения для того, чтобы нас сделать способными жить достойно человеческого нашего призвания, достойно Самого Бога, Который нас призвал быть родными Ему, детьми, быть Ему родными и своими…

Отзовемся же на это дело Божие, на этот Божий призыв! Поймем, как высоко, как величественно наше достоинство, как велика наша ответственность, и вступим в теперь уже начавшийся год так, чтобы быть славой Божией и спасением каждого человека, который прикоснется нашей жизни! Аминь.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года - Крещение Господне

Богоявление (Тит 2 , 11-14; З, 4-7; Мф З , 13-17). Крещение Господа названо Богоявлением потому что в нем явил Себя так осязательно единый истинный Бог в Троице покланяемый: Бог Отец – гласом с неба, Бог Сын – воплотившийся – крещением. Бог Дух Святый – нисшествием на Крещаемого. Тут явлено и таинство отношения лиц Пресвятой Троицы. Бог Дух Святый от Отца исходит и в Сыне почивает а не исходит от Него. Явлено здесь и то, что воплощенное домостроительство спасения совершено Богом Сыном воплотившимся, соприсущу Ему Духу Святому и Богу Отцу. Явлено и то, что и спасение каждого может совершиться не иначе, как в Господе Иисусе Христе, благодатью Св. Духа, по благоволению Отца. Все таинства христианские сияют здесь божественным светом своим и просвещают умы и сердца с верою совершающих это великое празднество. Приидите, востечем умно горе, и погрузимся в созерцание этих таин спасения нашего, поя: во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Тройческое явися поклонение, – спасение тройчески нам устрояющее и нас тройчески спасающее.

Каждый год 19 января тысячи верующих отправляются в церкви и храмы за освященной водой, известной своими чудодейственными целебными свойствами. Самые смелые отваживаются на Крещение троекратно окунуться в прорубь - и весь год болезни и хвори обойдут стороной! Однако и простое умывание водой придаст бодрости и улучшит настроение, поэтому совсем не обязательно погружаться в ледяную купель целиком. Итак, почему праздник Крещения Господня называют Богоявлением? Сегодня мы также изучим некоторые традиции, заговоры, обряды и гадания - в Крещенский вечерок можно легко «заглянуть» в свое будущее. Так, загадывание желаний в этот православный праздник будет результативным, поскольку небеса открыты для всех искренних молитв и просьб. Какие того, на Крещение (Богоявление) приметы и суеверия имеют особенный «магический» смысл - многие из них связаны с погодой, а также повседневными делами человека. С Крещением Господним!

Почему праздник Крещение Господне называют Богоявлением

Крещение Господне традиционно завершает 12-ти дневный период Рождественских святок и считается одной из самых значимых дат церковного календаря. В Святом Писании встречается несколько названий этого важного дня - одним из самых распространенных является «Богоявление». Итак, почему праздник Крещение Господне называют Богоявлением? Несомненно, многих заинтересует ответ на данный вопрос.

Богоявление - другое название Крещения Господня

Праздник Крещения Господня посвящен великому историческому событию - крещению Иисуса Христа пророком Иоанном Предтечей в реке Иордан. Когда Спаситель вошел в реку, с небес послышался голос Божий, назвавший Иисуса Сыном Своим. При этом все присутствующие увидели настоящее чудо - с небес спустился Святой дух в виде белого голубя. Таким образом, во время крещения Христа впервые произошло явление миру Святой Троицы - Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Духа Святого. Поэтому праздник Крещения Господня по-другому называют Богоявлением. Принесенной из церкви святой водой принято кропить помещения в доме, а также освящать иконы. Собираясь погрузиться в прорубь, нужно произнести «Во имя Отца, Сына и Святого Духа», и совершить крестное знамение. Считается, что крещенская вода сохраняет свои уникальные свойства в течение целого года - настоящее чудодейственное средство!

Крещение (Богоявление) - приметы и традиции, загадывание желаний

Начало праздника Крещения Господня приходится на вечер 18 января, когда верующие собираются за постным столом отметить Сочельник - с обязательной кутьей и узваром. Такому ужину предшествует полное воздержание от пищи на протяжении дня, до окончания торжественного богослужения в церкви. С православным Крещением (Богоявлением) связано множество народных примет и традиций, большинство из которых дошли и до наших дней. К самым распространенным обрядам на Крещение Господне относится загадывание желаний и получение ответов на важные жизненные вопросы.

Несколько важных традиций и обычаев на праздник Крещения (День Богоявления)

Так, самой главной традицией Дня Богоявления является освящение воды - в источниках, озерах, реках. Для этого священнослужитель опускает крест в прорубь, затем туда окунаются все желающие очиститься от грехов и исцелиться от болезней. По церковным канонам, на Крещение Господне нужно избегать ссор и конфликтов, а также злословия и сплетен. Согласно обычаю, на протяжении всего праздника двери каждого дома открыты для гостей, которых радушно встречают и угощают вкусными блюдами. В старину на Крещение 19 января совершалось множество сватаний - наши предки верили, что совершенный в этот день обряд сулит долгую и счастливую семейную жизнь. Кроме того, крещенский снег использовали с той же целью, что и воду - умывались для привлечения красоты, а хозяйки очищали постельное белье.

Подборка народных примет на День Крещения Господня

В старину люди подмечали на Крещение Господне и другие значимые церковные праздники различные явления и события окружающей среды и повседневного быта. Так, мы подобрали самые известные народные приметы, на основе которых наши предки предсказывали ближайшее будущее. Особенно много примет было связано с крещенской погодой - по количеству снега, чистоте неба и суровости морозов можно было определить урожай в новом году.

  • Если утром в День Крещения земля покрыта пушистым снежным покрывалом, то новый год обещает быть богатым и урожайным.
  • Морозная и ветреная погода сулит неурожаи, а также материальные и финансовые потери.
  • Небо, усеянное звездами - в новом году хорошо уродятся плоды и ягоды.
  • Яркое солнце на Крещение предвещает жаркое лето.
  • Знакомство на Крещенские праздники сулит крепкую и верную дружбу.
  • Девушка перемывает посуду после праздничной трапезы на Крещение - вскоре на пороге дома появятся сваты.
  • Разбитая тарелка - к собственной свадьбе (или торжеству у друга).

Как загадать желание на Крещение Господне

Традиция загадывать желания на Крещение Господне успешно дошла до наших дней - современные девушки и женщины искренне верят в чудодейственную силу этого православного праздника. Однако перед проведением обряда важно хотя бы мысленно попросить прощения у всех, кому вы причинили боль или неприятности. Вторым обязательным условием является совершение благодарственной молитвы Господу за все Его благодеяния - все, можно начинать загадывание желаний. Предлагаем самые распространенные магические обряды, которые легко провести в домашних условиях.

  • На листе бумаги нужно написать 12 желаний и в ночь на 19 января положить под подушку. Утром с закрытыми глазами выбираем три пункта из списка - и ждем их исполнения!
  • Вечером на Крещение пишем загаданное желание кусочком сухого мыла на небольшом зеркале. Затем зеркало помещаем под подушку и ложимся спать, а утром наблюдаем - если надпись исчезла, то высшие силы услышали вашу просьбу.
  • Желанием загадываем во время погружения в крещенскую прорубь. На следующий день в три часа ночи выходим на улицу и еще раз просим Господа о том, чтобы заветное желание сбылось.

Крещение Господне - приметы и гадания в Крещенский вечерок, видео

Издавна канун Крещения носит название «Крещенский вечерок» и считается идеальным временем для гадания на будущее. По традиции, вечером 18 января молодые девушки и замужние женщины гадают - на суженого, семейную жизнь, богатство. Кроме того, о судьбе в новом году способны поведать народные приметы, поэтому на Крещение лучше проявить наблюдательность. Какие гадания и приметы популярны в Крещенский вечерок? С помощью видео вы откроете для себя много интересного и загадочного!

Традиционные способы гадания и приметы на Крещение, видео

Народные заговоры и обряды на Крещение (Богоявление) - 19 января

Вода на Крещение (Богоявление) обладает особенной чудесной силой, способной очистить душу и тело, наполнить энергией и бодростью. Поэтому 19 января православные христиане проводят заговоры и обряды для привлечения в свою жизнь здоровья, достатка и любви - многие из таких народных ритуалов связаны с использованием целебной крещенской воды.

Перечень самых действенных крещенских заговоров и обрядов

  • Для красоты и здоровья. С утра 19 января приносим с улицы чистый снег, растапливаем его и умываемся талой водой. В течение обряда нужно приговаривать такие слова: «Вода с небушка все исправит, и мне (ваше имя) красоты на бело личико да здоровья добавит. Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь». Затем выливаем воду под любое дерево.
  • На достаток и благополучие. До 12 часов ночи 18 января пересчитываем все деньги в кошельке и читаем следующий заговор: «Господь Бог миру явится, а в моем кошельке деньги объявятся. Ключ, замок, язык. Аминь, аминь, аминь». Для усиления эффекта с утра на следующий день опять пересчитываем наличные монеты и купюры, произнося: «Господь Бог миру явился, мой кошель деньгами туго набился. Да будет так». Теперь нужно следить, чтобы в кошельке всегда находились деньги - хотя бы мелочь. И финансовое изобилие обеспечено!
  • На замужество. Родители незамужней девушки разливают взятую в церкви крещенскую воду на три части. Так, первую нужно дать выпить дочери, второй - умыть ей лицо и затем смешать с третьей порцией. После этого воду выливают возле входа в дом, сопровождая обряд словами: «Беда лиха, отдай жениха рабе Божьей (имя девушки) к супружеству, к замужеству, к мягкой подушке, к брачной постели. Заведи глаза женихам, чтобы они на рабу (имя девушки) глядели - не нагляделися, смотрели - не насмотрелися, скучали - не наскучалися. И была бы раба (имя девушки) для них краше солнца красного, слаще меда майского. Аминь».

В сердцах всех православных христиан особое место занимает Крещение (Богоявление) - приметы, традиции и обряды этого важного церковного праздника представлены на наших страницах. Уверены, вас заинтересует, почему день Крещения Господнего называют Богоявлением, а также способы гадания, заговоры и народные обычаи. Загадывайте 19 января самое заветное желание - и высшие силы обязательно вас услышат!

Понравилось? Лайкни нас на Facebook