Чем отцентровать диск сцепления ваз 2109. Немецкая педантичность сцепления Luk с высоким качеством

Сцепление, на любом автомобиле, служит для того, чтоб соединять и разъединять колеса с двигателем. Крутящий момент передаться через два диска – ведущий и ведомый. При движении, нужно обеспечить им плавное соединение. Если же, педаль отпускать резко, то автомобиль будет дергаться и глохнуть, а сам механизм портится.

Симптомы неисправности

Если, при нажатии, педаль проваливается, а диски не разъединяются, значит механизму нужен срочный ремонт. Причинами могут быть: погнутые вилки, изношенные шлицы, даже на самой педали, может растянутся пружина. Но, если же проблема, все-таки, в сцеплении, то тогда его необходимо заменить.

Порядок работы

Замена сцепления ВАЗ 2109 может производится, как на станции тех обслуживания, так и в домашних условиях. Мы же с Вами рассмотрим, именно второй случай. Для того, чтоб заменит сцепление своими руками, Вам понадобятся следующие инструменты:

  • Стандартный набор накидных или торцевых ключей.
  • Наличие в гараже смотровой ямы.
  • Новый комплект сцепления (два диска, вилки, штуцеры и т.д.).
  • Домкрат.


Перед началом работы, автомобиль нужно загнать на яму, и поставить на ручной тормоз. Далее, снимите обе клеммы с аккумулятора. Положение коробки передач должно быть на нейтрале. Так как на ВАЗ 2109, передний привод, ручник должен работать обязательно.

Теперь, автомобиль подготовлен для замены сцепления. Возьмите зубило и молоток, и аккуратно отделите контргайки переднего колеса от тормозного диска. Поднимите ту часть автомобиля, с которой находится открученное колесо, на домкрат. Снимите его, и для удобства можете снять брызговик, если он имеется.

После того, как демонтаж колеса завершен, следует снять и стартер. Далее, отсоедините боковую опору двигателя, и кулису коробки передач. Для их снятия, подставьте домкрат под двигатель. Когда все перечисленные детали отсоединены, перед Вами открывается кожух, под которым находится два диска сцепления.

Следующее действие – отсоединить трансмиссию. Далее, для снятия коробки передач, вам следует передвинуть ее по верхним болтам, расположенным со стороны левого крыла, до самого упора. Край коробки, должен лечь на растяжку рычага.

Теперь, между коробкой и двигателем появился зазор, через который можно провести демонтаж сцепления. После того, как оно будет снято, смажьте шлицы, и установите оба новых диска, ведущий и ведомый, на свои места. Вилки сцепления, также нужно смазать, и установить. Помните, что помимо самого механизма, нужно заменить и пружину вилки, для того, чтоб педаль не проваливалась.

Когда замена завершена, соберите автомобиль в обратной последовательности, от коробки до колеса. Прокачайте систему несколько раз нажав на педаль сцепления, и убедитесь в том, что все работает исправно.

Сцепление автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 во включенном состоянии (при отпущенной педали) не должно «пробуксовывать», без потерь передавать крутящий момент от двигателя к трансмиссии. Если нажать педаль сцепления, то оно должно полностью отключать трансмиссию от двигателя. Включение сцепления при трогании и переключении передач должно быть плавным без рывков и дерганья.

Сцепление автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 довольно надежное. В процессе эксплуатации особых проблем не создает. Его обслуживание сводится к периодической проверке и регулировке тросового привода (раз в 15.000 км пробега), замене ведомого диска и выжимного подшипника (на пробеге около 100.000 км). Конечно, манера езды и тяжелые режимы эксплуатации автомобиля могут сократить эти сроки в разы. О неисправности сцепления на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099 можно судить по явно ощутимым признакам. Рассмотрим основные неисправности сцепления автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099, их признаки и причины.

Сцепление «ведет»

Водитель выключает сцепление нажатием на педаль, для включения-выключения передач. В этом случае нажимной подшипник воздействует на лепестки демпферной (нажимной) пружины «корзины» сцепления. В результате ведущий (нажимной) диск перестает прижимать ведомый диск к маховику. Передача крутящего момента от маховика двигателя на первичный вал коробки передач прерывается. Передачи при этом должны включаться легко, четко без затруднений. В противном случае (передачи переднего хода включаются с трудом, задняя с хрустом и треском) сцепление не полностью выключается («ведет»), ведомый диск остается немного зажатым между нажимным диском и маховиком. Причинами этой неисправности в большинстве случаев являются:

— не отрегулированный привод;

— повреждение или заедание троса привода сцепления;

— износ или поломка ведущего диска и т. д.

Подробнее см. «Сцепление «ведет», причины».


выключение сцепления

Сцепление «буксует»

При отпущенной педали сцепление будет включено. То есть нажимной диск прижимает ведомый к маховику и крутящий момент передается от маховика на первичный вал коробки передач. Сцепление постоянно включено на холостом ходу, в движении с включенной передачей, при движении «накатом». Если по каким-то причинам ведущий диск не до конца прижимает ведомый к маховику, сцепление будет пробуксовывать («буксовать»), ведомый диск будет проскальзывать относительно маховика. Передача крутящего момента будет прерывистой и недостаточной. Особенно это заметно при движении в гору, когда водитель жмет на «газ», двигатель ревет, набирает обороты, но ускорение автомобиля слабое или с некоторой задержкой. Причины этой неисправности следующие:

— не отрегулирован привод сцепления;

— износ или замасливание ведомого диска;

— заедание троса привода и т. д.


сцепление автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 включено (схема)

Рывки или удары в трансмисии при троганьи автомобиля с места

Основными причинами рывков автомобиля при троганьи с места, связанными со сцеплением, являются:

— поломка ведомого диска сцепления (сильный износ накладок, ослабление их крепления, замасливание их поверхностей, износ или поломка демпферных пружин или окон под них);

— задиры на рабочих поверхностях маховика или нажимного диска;

— заедание троса привода сцепления;

— заедание ступицы ведомого диска на шлицах первичного вала коробки передач.

Шум при выключении сцепления

Если при нажатии на педаль сцепления слышен негромкий шум или шелест, скорее всего, вышел из строя выжимной подшипник или срок окончания его эксплуатации уже близок. Желательно сразу поменять выжимной, так как при его заклинивании включение передач будет сильно затруднено, при этом износ лепестков нажимной пружины «корзины» сцепления в месте контакта с подшипником будет очень быстрым. Дешевле сразу поменять подшипник, чем потом и подшипник и «корзину».

Шум при включении сцепления

Шум в районе коробки передач при отпускании педали сцепления чаще всего свидетельствует об износе или поломке ведомого диска (износ, деформация, ослабление крепления его накладок, поломка демпферных пружин) либо об ослаблении крепления коробки передач к двигателю

Примечания и дополнения

— Помимо неисправного выжимного подшипника сцепления посторонний шум может издавать подшипник первичного вала в коробке передач. Он может прослушиваться на холостом ходу (педаль сцепления не нажата).

— Как правильно и быстро отрегулировать привод сцепления см. .

Сцепление относится к наиболее важным конструктивным элементам автомобиля, является частью его трансмиссии. Находится оно между двигателем и коробкой передач.

У сцепления есть свои типы: электромагнитное, фрикционное и гидравлическое. Причем на автомобилях марки ВАЗ, как правило, встречается именно фрикционный тип сцепления, который также имеет свои подвиды: однодисковое, двухдисковое и многодисковое сцепление.

Сцепление ВАЗ 2109 – однодисковове. Оно выполняет следующую функцию — кратковременное отсоединение движка от трансмиссии и дальнейшее их плавное соединение во время переключения передач. Помимо всего прочего данное сцепление еще и защищает элементы трансмиссии от самых разных перегрузок.

Но обо всем по порядку.

Устройство сцепления ВАЗ 2109.

1 оболочка троса
2 нижний наконечник оболочки троса
3 гайка
4 кронштейн крепления троса
5 шайба
6 втулка
7 защитный чехол троса
8 поводок троса
9 вилка выключения сцепления
10 кожух сцепления
11 болт крепления кожуха сцепления к маховику
12 нажимной (ведущий) диск
13 маховик
14 ведомый диск
15 первичный вал коробки передач
16 нижняя крышка картера сцепления
17 картер сцепления
18 нажимная пружина
19 подшипник выключения сцепления (выжимной подшипник)
20 фланец муфты подшипника
21 втулка муфты подшипника
22 верхний наконечник оболочки троса
23 буфер
24 верхний наконечник троса
25 ось педалей
26 пружина педали сцепления
27 педаль сцепления

Сцепление: принцип действия.

В то время как педаль сцепления отпускается, ведомый диск зажимается пружинами между маховиком и нажимным диском. Данное состояние называют включенный сцеплением, ведь при работе мотора на ведомый диск передается крутящий момент, который уже только после этого передается на ведущий вал КПП.

Когда же педаль сцепления нажимается, тяга перемещается, поворачивая вилку относительно места крепления. Свободный конец этой вилки давит на муфту, которая перемещается к маховику, нажимает на рычаги, отодвигающие нажимной диск. Ведомый диск, освобождаясь, отходит от маховика — сцепление выключается.

Неисправности сцепления ВАЗ 2109.

Неполадки сцепления, которые встречаются чаще всего у «девятки», таковы:

1. Неполное переключение (когда сцепление «ведет»).

Устраняться может сразу несколькими способами:

  • регулировкой свободного хода рычага вилки выключения данного узла, когда причина кроется в его слишком свободном ходе;
  • заменой троса, если источник возникшей неполадки – трос привода сцепления и его нарушенная работоспособность;
  • работой со шлицами (очисткой их и смазкой или заменой ведомого диска/первичного вала), если на них заедает ступица ведомого диска;
  • проверкой торцевого биения диска и заменой накладок, если причина неисправности — поломка фрикционных накладок ведомого диска или ослабление заклепок;
  • исправлением или заменой ведомого диска, когда тот покоробился (его торцевое биение превышает пол сантиметра);
  • заменой кожуха сцепления вместе с пружинами и нажимным диском, если источник всех проблем — перекос (коробление) нажимного диска.

2. Неполное включение (когда сцепление «буксует»).

Также в зависимости от первопричины может исправляться по-разному:

  • заменой ведомого диска в сборе или только его фрикционных накладок, в случае, когда к «пробуксовке» сцепления привело пригорание или чрезмерный износ последних;
  • заменой сальников и тщательной очисткой загрязненных поверхностей, когда причина неполадки кроется в замасливании составных элементов сцепления;
  • ремонтом привода сцепления, если он поврежден или заедает;
  • регулировкой свободного хода рычага вилки выключения сцепления, когда причина кроется в отсутствии у него свободного хода.

3. Рывки и вибрации при работе.

Могут устраняться путем:

  • замены нажимного диска и кожуха сцепления, когда те имеют повреждения и покороблены;
  • замены сальников и тщательной очисткой загрязненных поверхностей, когда главная причина рывков — замасленные составные элементы сцепления;
  • ремонта привода сцепления, если тот заедает.

4. Шум при включении сцепления.

Данная неисправность может быть устранена:

  • заменой ведомого диска (в сборе) – в случае, когда сломались пружины демпфера;
  • заменой подшипника, когда тот поврежден, износился или подтекает.

Замена сцепления ВАЗ 2109.

Сцепление ВАЗ 2109 серийного производства обладает запасом нагрузки примерно до 50 процентов. Поэтому при форсировании движка оно попросту не выдерживает возрастающих нагрузок и начинает «буксовать» и ломаться. Данная проблема решается заменой сцепления.

При этом новое сцепление должно соответствовать существующим нагрузкам, обладать необходимым запасом прочности, а также передавать крутящий момент движка на первичный вал и на колеса. Ведь когда сцепление начинает пробуксовывать, оно постоянно разогревается, от чего начинается процесс его разрушения. Что недопустимо, ведь данный узел авто играет одну из ключевых ролей в устройстве последнего. Именно поэтому в отношении технического состояния сцепления автовладельцем должно проявляться повышенное внимание.

Видео по замене диска сцепления

Сцепление в разборном виде:

1 — нажимной диск
2 — кожух сцепления
3 — диафрагменная пружина
4 — ведомый диск

Снимите коробку передач (см. . )

Примечание 1

При отворачивании болтов крепления кожуха сцепления заблокируйте маховик с помощью отвертки. Для упора отвертки установите болт.

Примечание 2

Снять сцепление можно и без оправки, но при этом надо придерживать ведомый диск – он может выпасть из кожуха сцепления. Оправку можно изготовить по размерам первичного вала или использовать вместо нее старый первичный вал.

Рабочая поверхность трения маховика.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

1. Вставьте оправку в отверстие нажимного диска и отверните шесть болтов крепления кожуха сцепления к маховику (см. примечания 1 и 2).

2. Аккуратно снимите кожух сцепления с ведомым диском.

3. Осмотрите ведомый диск. На деталях ведомого диска не должно быть трещин. Проверьте износ фрикционных накладок. Замените фрикционные накладки или ведомый диск в следующих случаях: а) головки заклепок углублены на расстояние менее 0,2 мм; б) поверхность фрикционных накладок замаслена; в) ослаблены заклепочные соединения.

4. Проверьте надежность фиксации демпферных пружин в гнездах ступицы ведомого диска. Если пружины сломаны, диск надо заменить. Если при визуальном осмотре обнаружено коробление диска, проверьте его биение. Если величина биения превышает 0,5 мм, замените диск.

5. Осмотрите рабочие поверхности трения маховика и нажимного диска: на них не должно быть глубоких рисок, задиров, забоин, явных следов износа и перегрева. Недопустимо ослабление заклепочных соединений деталей нажимного диска. Если на маховике или нажимном диске обнаружены дефекты, рекомендуем заменить их.

6. Внимательно осмотрите и оцените состояние опорных колец и диафрагменной пружины нажимного диска. Опорные кольца не должны иметь трещин и следов износа. Недопустимо наличие трещин на диафрагменной пружине. Места контакта лепестков пружины с подшипником выключения сцепления должны находиться в одной плоскости и не иметь явных следов износа.


Как известно, сцепление играет важную роль в работе любого транспортного средства. Если этот элемент не работает, то дальнейшая эксплуатация автомобиля невозможна. Поэтому сегодня вы узнаете, как поменять диск , что для этого нужно и какие нюансы необходимо учесть во время проведения ремонтных работ. Также вы сможете посмотреть обучающее видео.

[ Скрыть ]

Определяем неисправность

В большинстве своем владельцы «девяток» производят ремонт автомобилей самостоятельно. В этом случае не является исключением. Если вы не знаете, как правильно поставить диск сцепления, то вам пригодится этот мануал по ремонту.

Сколько стоит диск сцепления на ВАЗ 2109? Таким вопросом задается каждый автомобилист, решивший поменять этот элемент в своей машине. На сегодняшний день средняя рыночная цена ведомого диска сцепления (далее — ДС) в Украине составляет около 300 гривен, в России — порядка 900 рублей.

Обратите внимание, перед тем, как поменять элемент, нужно точно удостовериться в том, что ДС уже отработал свой ресурс эксплуатации. Свидетельствовать о неисправности диска может:

  • регулярная пробуксовка сцепления;
  • невозможность осуществить выключение;
  • если при нажатии на педаль сцепления в автомобиле слышны вибрации;
  • если педаль не возвращается в нормальное положение.

Эти признаки говорят о том, что в работе сцепления что-то пошло не так. Но чтобы точно удостовериться в том, что нужна замена ДС, необходимо проверить его толщину. Как же узнать, какая толщина диска сцепления ВАЗ 2109? Это можно сделать как на станции техобслуживания автомобилей, так и самостоятельно в домашних условиях, но для этого необходимо правильно выполнить все действия. Для проверки толщины элемента необязательно его демонтировать.

Чтобы проверить толщину ДС при помощи специального измерительного калибра, вам понадобится само устройство и инструкция по его эксплуатации. Также вам нужно найти гараж с ямой или заехать на эстакаду. Измерительный прибор нужно подсоединить к рабочему цилиндру сцепления и четко следовать инструкции. В этом случае вы будете точно знать толщину элемента.

Есть еще один способ (его можно назвать народным). Если вы решили проверить толщину ДС методом наших дедов, то мотор необходимо запустить на включенной четвертой или пятой скорости, и сразу же дать газу. В том случае, если мотор вашего ВАЗа не заглох, это свидетельствует об износе ведомого диска. Соответственно, пришло время его поменять.

Извините, в настоящее время нет доступных опросов.

Проводим замену

Инструменты

Начальный этап ремонтных работ по замене ДС заключается в подготовке всех инструментов, которые понадобятся в процессе. Речь идет о:

  • наборе гаечных ключей — понадобятся как торцевые, так и накидные;
  • новый ДС для ВАЗ 2109;
  • зубило;
  • домкрат;
  • несколько кирпичей;
  • рулетка или линейка.

Здесь же следует отметить, что в общей сложности замена элемента занимает в среднем около 4 часов, если все действия выполняются правильно. Поэтому запаситесь терпением. Для более подробного описания мы также приготовили для вас видео, которое вы сможете посмотреть в конце статьи.

Пошаговая инструкция

  1. Заехав на яму или эстакаду, поставьте ваш автомобиль на стояночный тормоз.
  2. Откройте капот и отключите аккумуляторную батарею.
  3. Далее, вам необходимо снять брызговик двигателя с левой стороны.
  4. Возьмите гаечный ключ и открутите ступичные винты с обоих передних колес. При необходимости воспользуйтесь зубилом.
  5. Теперь нужно поддомкратить передние колеса и открутить их, подставив кирпичи в качестве опор.
  6. Далее, открутите два верхних винта крепления КПП.
  7. После этого необходимо демонтировать стартер. Возьмите гаечный ключ и отвинтите три соответствующих гайки.
  8. Когда стартер демонтирован, нужно подставить домкрат под силовой агрегат, в который входит мотор, сцепление и КПП, и отвинтить боковую опору мотора.
  9. При помощи гаечных ключей отвинтите кулису переключения скоростей и заднюю опору агрегата.
  10. Теперь нужно демонтировать защитный кожух сцепления при помощи гаечного ключа.
  11. Когда кожух снят, можно открутить передний болт крепления КПП. Отвинтите также заднюю гайку.
  12. Когда болты откручены, можно снять коробку передач по верхним болтам до упора.
  13. Коробка будет висеть на проводах, а ее концевик ляжет на растяжку рычага. Таким образом появится щель, через которую нужно снять механизм сцепления.
  14. Смажьте направляющую моторным маслом и установите выжимной подшипник.
  15. Затем снимите старый ДС и установите на его место новый.
  16. Коробку передач можно одеть на направляющие, после чего закрутить два нижних винта. Далее, вращая коленчатый вал, равномерно закрутите все болты корзины сцепления.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook