Секреты вождения автомобиля для начинающих. Как научиться водить машину: советы автоледи

Впервые сел за руль автомобиля с механической трансмиссией и не знаешь, как вообще начать движение? Не умеешь вовремя переключать скорости на механике? Ответы на все эти, а также другие вопросы, которые очень часто интересуют начинающих водителей, вы сможет найти в нашей сегодняшней статье.

Почему нужно уметь водить машину на механике

Вы никогда не знаете, в какую ситуацию попадёте в ближайшее время. Возможно, вам придётся одолжить чужой автомобиль, который будет оснащен механической коробкой передач. Или ваш друг захочет выпить, и обратится к вам с просьбой доставить его домой на его же авто с МКПП? А что с прокатом автомобилей за рубежом? Машины на механике встречаются намного чаще, нежели авто с АКПП.

Если вы научитесь ездить на механике, вас ничто не застанет врасплох. Человек, который понимает, как ездить на автомобиле с механической трансмиссией, с легкостью сядет за руль машины с «автоматом», но не наоборот.

Машины с ручной трансмиссией, в большинстве случаев, стоят меньше, чем аналогичные версии с АКПП. Вы сэкономите деньги не лишь при покупке автомобиля. Вождение на механике – это серьезная экономия средств в течение многих лет эксплуатации транспортного средства, поскольку расход топлива таких автомобилей очень часто является меньшим, по сравнению с автоматическими трансмиссиями. Поскольку цены на топливо неумолимо растут, выгода будет очевидной.

Если аккумулятор вашего автомобиля с МКПП разрядился, вы сможете начать движение. Один из вариантов – воспользоваться проводами для прикуривания. Если их под рукой не оказалось, всегда можно завести машину “с толкача”. Забудьте об этой идее, если вы используете автомобиль с автоматической трансмиссией.

Многие спорткары доступны исключительно с механической трансмиссией. В особенности это касается многих моделей, выпущенных несколько десятков лет назад. В большинстве случаев производители таких машин понимают, что получить истинное удовольствие от вождения мощного авто можно лишь с механической КПП.

Водить машину на механике гораздо веселее! Если вы всю жизнь проездите на АКПП, вы так и не узнаете, что такое настоящий контроль над автомобилем. Езда на машине с «автоматом» очень искусственная и пассивная. А вот механика позволяет вам стать с автомобилем одним целым.

Как правильно ездить на механике: основы

Первое: познакомиться с местом водителя

Педали: сцепление, тормоз, газ. Педаль сцепления расположена слева, её нет на автомобилях с автоматической коробкой передач. Её надо нажимать при переключении передач вверх или вниз. Больше информации будет далее.

Педаль тормоза расположена по центру. Как вы, наверное, понимаете, она создана для торможения.

Крайняя правая педаль – это газ. Функционирует по тому же принципу, что и педаль газа в машине с АКПП.

Людям, которые впервые садятся в автомобиль с механической коробкой, трудно привыкнуть к тому, что теперь надо пользоваться ещё и левой ногой. Ведь в машинах с «автоматом» задействована лишь правая нога. Левая нога будет нажимать педаль сцепления, а правая нога – отвечать за тормоз и газ.

Рычаг переключения коробки передач. Именно с помощью него будем переключать передачи, он смещает шестерни в трансмиссии автомобиля. Многие новые автомобили с ручной коробкой оснащаются шестью передачами. Как правило, на ручке переключения КПП имеется подсказка, с помощью которой вы сможете понять, какие позиции рычага отвечают за определенную передачу. Это поможет вам правильно водить машину на механике.

Тахометр. Это один из элементов приборной панели автомобиля, который отображает количество оборотов в минуту коленвала двигателя. Когда вы только начинаете водить автомобиль с механической коробкой передач, тахометр поможет вам определить, когда именно надо переключаться вверх или вниз. В большинстве случаев необходимо включать более высокую передачу, когда стрелка тахометра достигает “3” или 3000 об./мин. Если же она опускается до отметки “1” или 1000 об./мин, необходимо переключаться вниз. После получения некоторого опыта вождения на механике вы сможете с легкостью определить, когда именно надо переключаться, реагируя на звук работы мотора. Больше об этом читайте ниже.

Переключение скоростей и нажатие педалей сцепления и газа на выключенном двигателе

Перед тем как начать применять дальнейшие советы на практике советуем потренироваться делать всё с выключенным двигателем и включенным стояночным тормозом. Это поможет вам почувствовать зацепление и расцепление шестерней трансмиссии. Также вы сможете научиться плавно нажимать педаль сцепления.

Как тронуться с места на автомобиле с МКПП

Вероятно, самая пугающая часть процесса обучения вождению машины на механике – это начало движения на первой передаче. Вам понадобится некоторое время, чтобы понять, как лучше отпускать сцепление и нажимать на газ, чтобы поймать тот самый оптимальный момент и начать движение.

Практиковаться лучше на пустой стоянке. Покрытие должно быть ровным, наличие каких-либо иных транспортных средств поблизости крайне нежелательно. Желательно, чтобы на переднем пассажирском кресле находился человек, который четко понимает и умеет правильно ездить на механике.

Нажмите на педали сцепления и тормоза, после чего запустите двигатель. Чтобы завести автомобиль с механической коробкой всегда нажимайте сцепление ещё до того как будете включать зажигание. Хотя держать правую ногу на педали тормоза при запуске мотора в машине на механике необязательно (как это делают в автомобилях с автоматической трансмиссией), эта привычка вам не помешает.

Левая нога полностью выжимает педаль сцепления, а правая нога нажимает на тормоз. Заводим машину.

Включение 1-й передачи. Переводим рычаг переключения КПП в положение, соответствующее первой передачи.

Ни в коем случае не переключайте передачи до тех пор, пока педаль сцепления не выжата полностью!

Если вы не будете придерживаться этого простого правила, то услышите очень неприятный скрежет. Если ситуация будет повторяться неоднократно, вам придётся ехать к автомобильному мастеру. Убедитесь в том, что ваша левая нога, по-прежнему, выжала педаль сцепления до упора, после чего включайте 1-ю передачу.

Для этого надо использовать правую руку и переместить рычаг переключения передач вверх и влево.

Убедитесь в том, что передача действительно включена. Это можно легко почувствовать, а также увидеть. Рычаг должен оставаться на месте после того, как вы уберёте от него руку.

Держите ноги на педалях сцепления и тормоза, полностью выжав их. Не снимайте левую ногу с педали, в противном случае автомобиль заглохнет. Переместите правую ногу с педали тормоза на педаль газа. Приблизительно в тот же момент нужно начать медленно отпускать педаль сцепления левой ногой.

Это самый сложный этап для новичков, которые хотят правильно ездить на механике. Ещё раз: правую ногу перемещаем с педали тормоза на педаль газа и медленно нажимаем газ… Одновременно медленно отпускаем педаль сцепления левой ногой. Постарайтесь слегка нажать педаль газа и держать её так, чтобы стрелка тахометра показывала около 1500-2000 об./мин. В это время необходимо постепенно отпускать педаль сцепления левой ногой.

Если всё сделано правильно, вы начнете чувствовать, что шестерни коробки передач соединятся с двигателем, в результате чего автомобиль начнет медленно двигаться вперед. Когда скорость немного вырастет, можно отпускать сцепление. Поздравляем! Теперь вы научились трогаться и ехать на первой передаче. Если двигатель заглох, начинайте всё с начала.

Переходим к остановке. Нужно не просто научиться ездить на механике, но и вовремя остановиться. Для того чтобы остановить машину с механической коробкой переключения передач, необходимо просто нажать педаль сцепления левой ногой и педаль тормоза правой ногой одновременно.

Тренируйтесь до тех пор, пока не научитесь начинать движение и ехать на первой передаче без каких-либо загвоздок. Если ничего не получается, не стоит разочаровываться, нужно просто начинать процесс снова.

Начало движения на первой передаче ничем не отличается от старта на задней передаче. Правда, в последнем случае нужно будет выбрать соответствующее положение рычага КПП. На участках с уклоном можно начинать движение даже без нажатия на педаль газа, придётся просто медленно отпустить сцепление.

Найдите горку и практикуйтесь на ней. После получения определенного опыта на ровной поверхности обязательно потренируйтесь на холме. Трогаться на подъеме намного сложнее, чем на ровном участке, поэтому уделите этому моменту достаточно времени и сил. Очень часто начинающие водители, которые только сели за руль автомобиля с механикой, попадают в неприятности, связанные с вынужденной остановкой и началом движения в пробке на участке дороги с уклоном.

Повышение передачи

Нажмите на картинку для увеличения

Как уже упоминалось ранее, человек, который научился трогаться с места и ехать на первой передаче, уже освоил около 90% техники вождения на механике. Перейти на более высокую передачу очень легко. В большинстве случаев переходить на повышенную надо после того, как стрелка тахометра достигла отметки в 3000 об./мин. Цифра может отличаться в зависимости от конкретного автомобиля, но эта информация вам не помешает. В случае слишком раннего переключения машина будет немного «дёргаться», и вам придётся перейти на более низку передачу, чтобы она не заглохла.

Когда вы будете готовы к включению повышенной передачи, необходимо делать все в следующем порядке:

  • снять правую ногу с педали газа, полностью выжать сцепление левой ногой и передвинуть рычаг переключения КПП в требуемое положение единым движением;
  • отпустить педаль сцепления и одновременно нажать на газ правой ногой;
  • полностью убрать левую ногу с педали сцепления после включения более высокой передачи и продолжать держать правую ногу на педали газа.

Переход на более низкую передачу

Хотя включать пониженную передачу при остановке автомобиля на механике не нужно, в некоторых ситуациях нужно уметь делать это. Например, переключать на более низку передачу надо при движении в пробках. Переключаться необходимо в тех ситуациях, когда скорость движения снижается, а стрелка тахометра опускается до 1000 об./мин. и ниже.

Также включать более низкие передачи рекомендуется при движении по опасным дорогам, в особенности на скользком покрытии. Применение экстренного торможения приведет к заносу, а остановить машину не получится. Вместо этого гораздо лучше использовать пониженные передачи. Если дорога действительно скользкая, лучше не переключаться выше 2-3 передач.

Переключение передач без показаний тахометра

Далеко не все автомобили оснащены этим замечательным прибором. Хотя на первых порах своевременно переключать передачи на механике без тахометра очень сложно, с появлением определенных навыков, вы научитесь водить автомобиль с механической коробкой передач по звуку работы двигатель.

Если двигатель издает высокочастотный шум, и вы чувствуете, что добавление газа не приводит к получению желаемого результата, это значит, что пора переключаться на более высокую передачу. Если мотор издает низкочастотный шум и начинает вибрировать, это признак слишком высокой передачи, поэтому надо выбирать более низкую.

Нельзя ездить на механике с выжатым сцеплением

Многие новички делают ошибку, постоянно держа ногу на педали сцепления. В итоге левая нога не отдыхает. Хотя слабого давления на педаль сцепления недостаточно для того чтобы полностью отключить механизм, его вполне хватает для частичного отсоединения. Это приводит к преждевременному износу сцепления.

Вывод: после успешного перехода на выбранную передачу (или включения нейтрального положения), уберите левую ногу с педали сцепления.

Как правильно остановиться

Существует два способа остановки автомобиля на механике.

  1. Для замедления машины необходимо переключаться на более низкие передачи вплоть до второй, после чего нажимать на педаль тормоза.
  2. Нажать педаль сцепления и перевести рычаг КПП в нейтральное положение, после чего убрать левую ногу с педали сцепления и применять педаль тормоза по мере необходимости.

Хотя первый способ действительно можно использовать, это приведет к гораздо большему износу трансмиссии и сцепления. Гораздо легче использовать второй вариант. Переключение в нейтральное положение и работа с тормозами. Если вы не можете включить «нейтралку», не забывайте о том, что необходимо нажимать не только тормоз, но и сцепление, чтобы остановить автомобиль.

Парковка

При парковке автомобиля на механике всегда пользуйтесь ручным тормозом. Вам нужно научиться пользоваться ним каждый раз, когда вы оставляете свою машину, независимо от наклона поверхности. Для дополнительной безопасности рекомендуется оставлять автомобиль на первой передаче.

Если вы припарковались на склоне, переведите рычаг КПП в положение “R”. Не забудьте повернуть передние колеса так, чтобы в случае внезапного начала движения автомобиль не оказался на дороге.

Самоучитель вождения

автомобиля.

Учебное пособие для самостоятельного обучения вождению автомобиля.

Инструкции для начинающих инструкторов.

В В Е Д Е Н И Е

Вы решили научиться управлять автомобилем? Это не так уж и сложно, как может показаться поначалу. Профессиональный уровень водительского состава очень различен. Как в любом деле, в вождении можно быть мастером, а можно быть и просто водителем. Но обязательное условие для всех, кто решил передвигаться на автомобиле - научиться надежной, безопасной езде. Надо всегда помнить: автомобиль является источником повышенной опасности, поэтому к обучению надо подходить со всей серьезностью.

Главная цель этого пособия - помочь будущим водителям в приобретении навыков управления автомобилем. Навыки можно отработать и самостоятельно. Но необходимо помнить, что самостоятельное обучение это нарушение Правил Дорожного Движения! Но уж если же решились, то это должно происходить на безопасной, закрытой площадке. И обязательно с опытным помощником, имеющим стаж вождения. Но надо знать, что даже самый опытный водитель не имеет навыков инструктажа! И ему потребуется большое терпение, чтобы объяснить, почему в той или иной ситуации он поступает, так или иначе.

И так Вы решились! Тогда мы преступаем.

И последнее пожелание.

Поменьше слушайте скептиков, которые могут подвергнуть сомнению ваши способности к вождению автомобиля, отбить охоту к обучению и уничтожить у вас веру в себе.

Предположим, кто-то из знакомых предложил вам попробовать поучиться вождению автомобиля. И после «объяснений», как надо делать, вы делаете «все не так». И как результат заключение: « Водить автомобиль, вам не дано, не стоит и начинать». Не надо придавать этому значение! (Сам - то он не глох, на перекрестках? Быстро же забыл) .

Можно быть хорошим водителем, но не каждый водитель способен научить вождению другого человека. Старая истина верна: «нет плохих учеников - есть плохие учителя».

Раздел 1. НАЧАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ.

Мы намеренно не даем уроков технического устройства автомобиля. Какой у вас автомобиль? Передне, задне, полноприводный? Отечественного, импортного производства?

В любом случае принципиального значения это не имеет. Не зависимо от исполнения, принцип начала движения одинаков. Чтобы это понять, надо знать принцип работы сцепления.

СЦЕПЛЕНИЕ

д
Диск сцепления
вигатель

Педаль сцепления

Действие-1

Педаль сцепления нажата - сцепление выключено.

Действие-2

Падаль сцепления отпущена - сцепление включено.

ПОДГОТОВКА РАБОЧЕГО МЕСТА ВОДИТЕЛЯ

Посадка водителя за рулём:

а) – оптимальная

б) – близкая

в) – далёкая

Любой автомобиль в обязательном порядке оборудован регулировочным устройством сиденья водителя (продольного перемещение сиденья и наклон спинки) и зеркалам заднего вида (салонным и боковым).

Итак, садимся в автомобиль и регулируем сиденье водителя «под себя». При регулировке надо исходить из следующего: ноги должны свободно доставать до педалей, причем изгиб ног в коленях должен быть небольшим при любом положении педалей. Это легко почувствовать левой ногой, управляющей педалью сцепления. Для этого надо положить ногу на педаль, не нажимая ее. Пробуем нажать на педаль «до упора».

Если удается нажать ее «до упора» не меняя позы, ваша поза правильная. Если у вас миниатюрная нога и пятка не достает до пола, не страшно - необходимо работать ею на весу.

На рисунке, в этом положении, нога не должна испытывать неудобства. Затем педаль сцепления выжимается полностью (до упора), при этом нога не должна тянуться. Незначительный изгиб в колене сохраняется. Этого мы добиваемся продольным перемещением сиденья.

Варианты захвата рулевого колеса:

а) – закрытый хват

б) – неполный хват

в) – открытый хват


Возможное положение рук на рулевом колесе:

а) – правильное

б), в) – неправильное.

Наклон спинки сиденья регулируем таким образом, чтобы руки на рулевом колесе лежали удобно.

Руки также должны быть слегка согнуты в локтях.

Следующее, на что надо обратить внимание – это обзор сзади. Зеркала заднего вида регулируются так, чтобы в салонном зеркале максимально просматривалось заднее стекло автомобиля, а в боковых зеркалах – борта автомобиля по касательной.

ЗНАКОМСТВО С ОРГАНАМИ УПРАВЛЕНИЯ АВТОМОБИЛЯ

Органы управления:


  • рулевое колесо

  • педаль сцепления

  • педаль тормоза

  • педаль акселератора (газа)

  • рычаг управления КПП (переключения передач)

  • рычаг стояночного тормоза (« ручник »)

Теперь познакомимся с каждым органом управления в отдельности.

РУЛЕВОЕ КОЛЕСО . Мы уже знаем, как правильно держать рулевое колесо. Руки должны иметь свободу управления, быть готовы к любому быстрому маневру и не устают, так как своим весом лежат на рулевом колесе. Руль надо держать двумя руками, избегая управления одной рукой. Отрывать руки от рулевого колеса следует только при необходимости. Например, при перехвате руля при повороте, при переключении передач. Пижонство в управлении одной рукой может привести к неприятностям: при наезде колесом на препятствие, при проколе колеса руль одной рукой не удержать.

ПЕДАЛЬ СЦЕПЛЕНИЯ. Управляется левой ногой. При отпущенной педали диски в сцеплении замкнуто (прижаты друг к другу). При включенной передаче, крутящий момент двигателя передается на ведущие колеса. При выжатой педали сцепления – диски разомкнуты, и связи двигателя с ведущими колесами нет. В этот момент мы можем без проблем включить нужную передачу.

Работаетпедальсцепленияследующимобразом. Выжим педали производится полностью (до упора) и достаточно быстро. Отпускание педали производится ПЛАВНО, как бы в два этапа.

Первый этап . Плавно отпускаем педаль от положения 1 в положение 2. Выбираются зазоры между дисками в сцеплении. Расстояние, «а» составляет примерно 1/3 – 1/2 от полного хода педали. На каждом автомобиле индивидуально.

Второй этап . При отпускании педали от положения 2 в положение 3 диски сцепления прижимаются друг к другу. Происходит передача крутящего момента. И это движение делается плавно с небольшой ЗАДЕРЖКОЙ.

ПЕДАЛЬ ТОРМОЗА. Управляется правой ногой. В отличие от педали сцепления педаль тормоза не может быть нажата до упора. Упор педали тормоза мы почувствуем в промежуточном положении, когда тормозные колодки упрутся в тормозные барабаны или диски. Усилием нажатия на тормозную педаль определяется эффективностью торможения. Чем меньше скорость движения автомобиля, тем меньше усилие необходимо прикладывать к тормозной педали. В противном случае будет неприятный «кивок» автомобиля.

ПЕДАЛЬ АКСЕЛЕРАТОРА (ГАЗА ). Управляется так же, как и педаль тормоза – правой ногой. Правая нога вполне справляется с двумя педалями. Нам нужно или движение (газ), или замедление (тормоз). Педаль газа мягче и имеет небольшой диапазон хода. Режим работы плавный. Работающий двигатель, при нажатии на педаль, отреагирует увеличением оборотов двигателя.

РЫЧАГ УПРАВЛЕНИЯ КПП . Управляется правой рукой. Рычаг устанавливается водителем в положение, которое соответствует конкретной передаче. В нейтральном положении (передача не включена) рычаг имеет достаточно ощутимую амплитуду

Перемещенияв поперечномнаправлении. При поперечном перемещении рычага мы выбираем, какую из передач следует включать.

Для вашего же автомобиля схема переключения передач указана в инструкции по эксплуатации вашего автомобиля.

Переключение передач при работающем двигателе производится ОБЯЗАТЕЛЬНО при выжатой педали сцепления. В противном случаи возможна поломка трансмиссионных узлов автомобиля, в первую очередь самой КПП. Переключение должно производится четко и спокойно, без резких и сильных движений, иначе синхронизаторы в КПП будут нагружаться и изнашиваться.

РЫЧАГ СТОЯНОЧНОГО ТОРМОЗА. Управляется правой рукой. При движении автомобиля рычаг должен быть опущен в низ, что соответствует расторможенному состоянию задних колес. Стояночный тормоз снабжен храповым устройством, удерживающим рычаг в заторможенном положении (затянутом вверх). Для опускания (расторможения) рычага предусмотрена кнопка на его переднем конце. Чтобы кнопка легче поддалась, нажать ее следует, потянув рычаг вверх, после чего нажать кнопку и отпустить рычаг вниз.

ОТРАБОТКА ЭЛЕМЕНТОВ УПРАВЛЕНИЯ С НЕРАБОТАЮЩИМ ДВИГАТЕЛЕМ .

Ознакомившись с органами управления автомобиля, приступим к упражнениям по отработке элементов управления:


  • сидим удобно и свободно

  • обзор из автомобиля хороший и спереди и сзади

  • руки удобно и правильно лежат на рулевом колесе

  • ноги свободно достают до педалей

Тренируем левую ногу. Выжимаем педаль сцепления быстро и до упора в пол. Плавно отпускаем до половины хода и делаем паузу. Затем плавно и медленно отпускаем до полного освобождения.

Сделаем это упражнение несколько раз. Пусть нога привыкнет к упругости педали.

Тренируем правую ногу . Пока двигатель не работает, нажимать на педаль акселератора мы не будем. Правая нога находится над педалью акселератора, слегка ее касаясь. Перенесем ее на педаль тормоза и нажмем на нее. Для координации правой ноги это упражнение проделаем несколько раз с различным усилием нажатия на тормоз.

Тренируемся включать передачи . Выжимаем педаль сцепления. Правая нога при этом должна быть над педалью акселератора, не нажимая на нее. Спокойно и четко, но без усилия переводим рычаг в положение 1 передачи. Далее, при выключенном сцеплении проделываем переключения передач последовательно по восходящей и нисходящей.

Помним: механизм любит четкость и плавность.

Выполняя указанные упражнения, вы неизбежно смотрели на органы управления автомобилем. Теперь проделаем, эти упражнения, не глядя на органы управления, привыкаем к нам. Это поможет в управлении на дорогах.

ЗАПУСК ДВИГАТЕЛЯ .

Убедившись, что автомобиль на стояночном тормозе, выжимаем педаль сцепления и устанавливаем переключатель передач в нейтральное положение (или убеждаемся, что он находится в таком положении). Дело в том, что включенная передача при неработающем двигателе иногда используется для удержания автомобиля на месте (вместо «ручника»).

И при попытке запустить двигатель при включенной передаче и не выжатой педали сцепления, автомобиль сделает рывок вперед. А это чревато неприятностями. И только убедившись, что рычаг КПП, находится в нейтральном положении, поворачиваем ключ зажигания по часовой стрелке до срабатывания стартера. Как только двигатель запустится, ключ зажигания сразу же отпускаем.

Следует знать, что для надежного пуска холодного двигателя требуется обогащенная горючая смесь. В случае инжекторного двигателя или карбюраторного с автоматическим управлением воздушной заслонкой состав смеси при запуске регулируется автоматически. В автомобиле, с обычным карбюратором, для запуска холодного двигателя, предусмотрен ручной привод воздушной заслонкой. При запуске холодного двигателя, следует вытянуть привод воздушной заслонкой. После нескольких секунд работы двигателя обороты двигателя начнут возрастать. При этом необходимо снижать обороты двигателя, убирая ручку привода воздушной заслонки. При этом не следует допускать подъема оборотов более 1500.

При полном прогреве двигателя (90 градусов) воздушная заслонка должна быть полностью утоплена.

НАЧАЛО ДВИЖЕНИЯ АВТОМОБИЛЯ С МЕСТА , ДВИЖЕНИЕ ПОПРЯМОЙ , ТОРМОЖЕНИЕ И ОСТАНОВКА .

До этого момента мы занимались самообучением в своем автомобиле на месте. Движение автомобиля требует соблюдения определенных условий безопасности. Для приобретения первоначальных навыков управления автомобилем надо выбрать площадку, свободную от людей, машин и пр. Если эта площадка имеет размер 30х30м, этого для начала будет вполне достаточно. Разумеется, перегон автомобиля на площадку должен, осуществлен водителем.

Перед тем как пытаться начать двигаться на автомобиле с места, надо четко представлять, как его остановить. Для остановки автомобиля делается следующее: левая нога быстрым движением выжимает педаль сцепления, правая нога нажимает на тормозную педаль, (степень нажатия определяется необходимостью). Выжатая педаль сцепления при этом исключает дальнейшее принудительное перемещение автомобиля двигателем. Тормозная педаль прекращает движение автомобиля.

Психологически очень важно убедить себя в том, что вы знаете, как отреагировать на вышедший из-под контроля автомобиль. И, если что-либо не так - педаль сцепления «в пол», тормозная педаль нажата. После этого следует выключить передачу.

Итак, ваш автомобиль стоит на площадке. Причем таким образом, что перед ним много свободного места. Убедившись, что автомобиль стоит на нейтральной передаче с затянутым «ручником», запускаем двигатель.

ОТРАБОТКА МОМЕНТА СРАБАТЫВАНИЯ СЦЕПЛЕНИЯ.

Правая нога находится над акселератором. Выжимаете педаль сцепления, включаете 1 передачу. Держа сцепление выжатым, снимаем автомобиль с « ручника» Автомобиль готов к движению.

Чтобы не пропустить момент срабатывания сцепления, педаль следует отпускать, очень медленно при этом необходимо следить за поведением автомобиля. Момент срабатывания сцепления вы почувствуете по оборотам двигателя. При срабатывании сцепления двигатель начинает нагружаться, обороты его будут снижаться.

Следует запомнить положение левой ноги.

Если двигатель снизил обороты, но не заглох, цель упражнения достигнута.

Проделайте это упражнение несколько раз.

Начало движения автомобиля.

Чтобы начать движение на автомобиле, двигателю нужна определенная мощность, которая зависит от его оборотов.

На оборотах холостого хода, на которых работает двигатель без нагрузки при отпущенной педали газа, мощность двигателя минимальна.

В момент начала движения автомобиля, двигатель нагружается, преодолевая сопротивления качения. Чтобы он не остановился, следует добавить обороты, слегка нажав на педаль газа.

Попробуем для начала просто прибавить обороты, т.е. поработать только правой ногой. Нажимать на педаль газа надо очень осторожно. Двигатель без нагрузки будет чутко реагировать. Обороты контролируются на слух.

Теперь приступаем к выполнению упражнения. Подготовительные операции те же, что и в предыдущем упражнении:


  • выжимаем педаль сцепления;

  • включаем 1ю передачу;

  • отпускаем педаль сцепления, до момента срабатывания (обороты двигателя несколько упали);

  • немного добавим обороты двигателя, отпускаем педаль сцепления буквально на 1-2 мм;

  • удерживаем педаль сцепления до полного разгона автомобиля;

  • после полного разгона автомобиля полностью отпускаем педаль сцепления.
Рекомендуем полностью, при движении, убирать левую ногу с педали сцепления.

Проехав несколько метров, останавливаем автомобиль:

* правой ногой плавно нажимаем на педаль тормоза, одновременно выжимаем педаль сцепления;


  • остановив автомобиль, выключаем передачу;

  • убираем ноги с педалей

Если при торможении автомобиль «кивнул», значит, тормозная педаль была нажата слишком сильно.

Проанализировав свои действия, повторите попытку.

Проанализировав свои действия, повторите попытку. Не забудьте убедиться в том, что перед автомобилем никого нет.

Недостаток места при начале движения может напугать вас и спровоцировать на ошибку.

В случае если перед автомобилем недостаточно места, это упражнение выполняется при движении назад. И не надо пугаться движения задним ходом. От вас требуется плавно тронуть автомобиль, не вмешиваясь в траекторию движения. Т. е., выполнить то же самое, что вы только что при движении вперед.

При движении назад сидеть надо так, чтобы было удобно и хорошо видно, куда автомобиль движется. Для этого разворачиваемся на сиденье в пол-оборота вправо.

Левую руку кладем на обод рулевого колеса сверху по центру. Правой рукой упираемся в спинку правого сиденья. Головы следует наклонить к центру автомобиля. Убеждаемся что в заднее стекло вам видно все пространство за автомобилем. В таком положении, не глядя на педали, попробуем нажать на педаль сцепления и плавно его отпустить (не включая передачу). Правой ногой слегка добавляем обороты (на слух) двигателя. Имитируем движение автомобиля назад и плавную его остановку.

Приступаем к выполнению упражнения. Выжимаем педаль сцепления и включаем передачу. Удерживая сцепление, садимся удобно. Вы и автомобиль готовы к движению. Все остальное делаем так же, как и на предыдущем этапе, уделяя при этом внимание и оборотам двигателя.

Еще раз подчеркнем, что перед началом движения необходимо помнить о своих дальнейших действиях, т.е. представлять, что нужно для остановки автомобиля.

Это упражнение является очень важным в процессе обучения. Постарайтесь в выполнении его добиться хороших результатов, но не доводите себя до усталости.

Для отработки начала движения автомобиля можно рекомендовать промежуточное упражнение, в котором педаль сцепления до конца не отпускается. Начальные действия те же, что и в предыдущем упражнении.

Выжимаем педаль сцепления, включаем 1 передачу, отпускаем сцепление, находим положение его срабатывания, (двигатель среагировал снижением оборотов). Далее, прибавив обороты на слух, педаль сцепления приотпускаем на 1-2 мм. Добившись, начала движения автомобиля, быстро выжимаем педаль сцепления. Продолжаем, катится пока автомобиль не начнет останавливаться. И при отпустив педаль сцепления, вновь толкаем автомобиль. Вновь выжимаем педаль сцепления. Повторяем упражнение, пытаясь двигаться на очень маленькой скорости.

Движение по кривой траектории , маневрирование .

Движениепокругупроизвольногорадиуса.

Исходное место провидения то же, что и на предыдущем упражнении.

Наметив произвольную траекторию, плавно начинаем движения автомобиля на 1 передаче и медленно движемся по кругу против часовой стрелки.

При отработки навыков управления, важно, чтобы поставленная задача не отвлекала вас от главного – умения в данной ситуации остановить автомобиль. Дело в том, что на начальной стадии обучения автомобиль, вполне возможно начнет двигаться не совсем по той траектории, которая вам задумана. В таком случае коррекцию в управлении можно осуществлять лишь при полном контроле над движением автомобиля. Если в момент выполнения упражнения оказалось недостаточно времени для принятия правильного решения, следует, не распыляясь на другие действия немедленно остановить автомобиль.

Теперь конкретно скажем о том, на что надо обратить внимание при выполнении упражнения.

Смотреть надо не перед «носом» автомобиля, а на то место, куда автомобиль вами направлен.

Необходимо учитывать некоторую инертность рулевого управления автомобиля, так как в рулевом механизме имеется свободный ход (люфт) в пределах 10 градусов, предусмотренных конструкцией автомобиля. Этот люфт выбирается достаточно быстро.

При движении по кривой не надо стремиться все время довернуть рулевое колесо в сторону поворота. Нужная траектория обеспечивается определенным положением управлением управляемых колес.

При выполнении упражнения полезно делать промежуточные остановки. Проехав несколько кругов (5-6) почасовой стрелки следует выполнить это же упражнение против часовой стрелки.

Приобретениянавыковпридвижениипо « восьмерки».

В данном упражнении надо обратить внимание на правильность руления. Повороты рулевого колеса выполняются свободными перехватами.

В процессе выполнения упражнения делайте промежуточные остановки.

Для успешного выполнения последующих упражнений по маневрированию очень важно уметь перемещать автомобиль на самое малое расстояние, т.е. добиться наименьшей скорости.

При отпускании педали сцепления проедет некоторое время, за которое автомобиль проезжает определенное расстояние. Другими словами, если при начале движения автомобиля попробовать, отпустив педаль сцепления, сразу же ее выжать, не нажимая на тормоз, то можно убедится, что автомобиль за это время прокатится на несколько метров и начнет сам останавливаться. Отпускать педаль сцепления следует плавно, но отжимать быстро.


  1. полностью выжатая педаль сцепления.

  2. Положение срабатывания сцепления

  3. Полностью отпущенная педаль сцепления

  4. Положение педали (условно) при котором начинается движение автомобиля.

Как мы уже знаем, положение 2 определяет момент начала срабатывания сцепления. От положения 4 автомобиль начинает двигаться. Поэтому, чем меньше мы будем отпускать педаль от положения 2 с последующим выжимом педали, тем меньше расстояние пройдет автомобиль. Это и будет целью нашего очередного упражнения – сдвинуть автомобиль на минимальное расстояние.

Передвижение автомобиля на минимальное расстояние.

Включаем 1 передачу и находим момент срабатывания сцепления (положение 1). Далее, одновременно добавляем немного обороты двигателя, приотпускаем педаль сцепления до условного положения 4, буквально на несколько миллиметров. После того как автомобиль начнет движение, падаль сцепления полностью выжимаем. При этом тормозом пользоваться не надо.

В данном упражнении надо поставить для себя задачу поэтапного перемещения автомобиля на как можно меньшее расстояние, буквально на 20-30 см.

То же самое попробуйте проделать при движении автомобиля задним ходом.

Отработав это упражнение, вы приобретете уверенность, что автомобиль можно укротить!

Маневрирование с применением заднего хода.

Траекторию движения выбираем произвольно.

В предложенном упражнении при движении задним ходом мы осуществляем поворот. Здесь надо помнить, что необходимо занять удобное положение за рулем, чтобы было удобно, движения должны быть раскованы, хорошо просматривалась траектория предполагаемой траекторией.

Рис. А. Рис. Б.

На рис. «А» показано движение автомобиля задним ходом с правым поворотом управляемых колес. В этом случае водитель должен развернутся немного вправо, чтобы была видна зона стекла правой задней двери и заднего стекла автомобиля. Поворачивать рулевое колесо можно одной рукой, левой рукой, так и двумя руками. Это зависит от крутизны поворота и скорости движения.

На рис. «Б» изображено движение автомобиля задним ходом с левым поворотом управляемых колес. В данном случае водитель должен выбрать для себя удобную позицию: или развернуться, как в предыдущем случае, но значительно больше, чтобы просматривалась зона заднего стекла и частично стекла левой задней двери автомобиля; или, что, наверняка удобнее при крутом повороте, развернуться в левую сторону и смотреть через боковое стекло левой задней двери. Попробуйте оба варианта. Больше того, положение во время маневрирования задним ходом можете поменять, если вы почувствовали, что при движении испытываете неудобство, поменяйте положение, но предварительно остановите автомобиль. Главное чтобы просматривалась зона, в которую направляете автомобиль.

Вождение автомобиля с переключением передач.

Для движения автомобиля, в различенных дорожных условиях и с различными скоростями, необходимо, чтобы на ведущих колесах крутящий момент был переменным. Это обеспечивает коробка перемены передач (КПП).

Для каждой передачи есть свой диапазон скоростей движения, имеющий нижние и верхние пределы, задаваемые оборотами двигателя.

Примерный диапазон скоростей на каждой передаче для 4-х ступенчатой КПП выглядит как указано на таблице №1:

Таб. № 1.


передача

1

2

3

4

Скорость, км/ч.

0-40

10-60

30-90

50-макс.

Таб. № 2.


передача

1

2

3

4

Скорость, км/ч.

0-20

20-30

30-40

40-макс.

Водитель при движении выбирает удобный для себя скоростной режим, а передачу использует согласно выбранной скорости. Для разгона автомобиля до нужной скорости необходимо последовательно разгонять автомобиль на каждой передачи по восходящей (1,2,3,4). Например, выбранный скоростной режим на 4 передаче – 60 км/ч.

Конечная скорость не максимальная для автомобиля, следовательно, и разгон на каждой передаче должен быть не максимальной.


  • начало движения и разгон автомобиля с места до 20 км/ч;

  • переключение на 2 передачу и разгон до30 км/ч;

  • переключение на 3 передачу и разгон до 40 км/ч;

  • переключение на 4 передачу и движение на скорости 60 км/ч. и выше.

В этом случае двигатель будет работать (оптимальный режим ) на каждой передаче в одинаковом диапазоне оборотов: от холостого хода (700-800 об/мин) до средних (2000-2500 об/мин.).

Движение с переключением на 2 передачу.

Для выполнения данного упражнения должно быть достаточно места. Двигаться будем по прямой, не отвлекаясь на руление.

1) Начало движения и плавный разгон на 1 передаче;

2) Выжим педали сцепления с одновременным отпусканием педали газа;

3) Спокойный (без усилия) перевод рычага переключения КПП с 1 передачи на 2 передачу;

4) Достаточно быстрое, но плавное отпускание педали сцепления (но не бросаем);

5) Прибавляем обороты двигателя для последующего разгона.

На первом этапе во время разгона скорость, достаточную для перехода на 2 передачу, можно контролировать не по спидометру, а визуально, на глаз, и по оборотам двигателя (обороты не должны превышать 2500 об./мин).

На 2-м этапе не торопитесь при выжиме сцепления непременно сразу переключить передачу. Выжав сцепление и сбросив обороты, вы будете двигаться по инерции достаточное время для спокойного перевода рычага КПП (3-4-5 этапы).

Отработайте это упражнение.

Переключения по восходящей со 2 на 3 и с 3 на 4 передачи аналогичны рассмотренным выше. Только надо учитывать: движение на более высоких передачах возможно на больших скоростях. Поэтому для тренировки потребуется много места. Это может быть любая свободная от движения дорога. Однако пи движении по ней в процессе обучения рядом должен сидеть опытный водитель.

При снижении скорости, переход на низшую передачу.

Возвращаясь к таблице №1, обратим внимание на нижний предел скоростей на каждой передаче. Он показывает, что движение со скоростью, меньше нижнего предела, не допустимо. Двигатель в таком случае будет работать с перебоями, на оборотах, ниже оборотов холостого хода, даже может остановиться. В момент работы, двигатель, будет испытывать очень вредное для него «масляное голодание».

Если при движении возникла ситуация, требующая снижение скорости, то, сбавив скорость до минимально допустимого для данной передачи, необходимо перейти на низшую передачу, подходящую для этой скорости. При этом переключение на нисходящей в обратном порядке не обязательно.

Пример.


  1. Мы движемся на 4 передаче, со скоростью 60 км./час. Впереди перекресток, на котором надо повернуть. Притормаживая, снижаем скорость до 50 км./час. (нижний предел на 4 передаче), выжимаем сцепление, продолжая притормаживать. Включаем 2-ю передачу, т.к. скорость, выбранная вами для прохождения поворота, примерно 10 км./час.

  2. Движемся с той же скоростью на 4 передаче. Впереди светофор, запрещающий движение. Снижаем скорость до 20 км./час. Выжимаем сцепление, продолжаем торможение до полной остановки перед светофором. Ставим рычаг переключения передач в нейтральное положение.

Попробуйте выполнить данное упражнение с переходом:


  • с 4 на3

  • с 4 на 2

  • с3 на 2 передачу.

Переходить на 1 передачу следует лишь в том случае, если скорость вашего автомобиля практически равна нулю.

Заезд в гараж.

Для проведения дальнейших занятий требуются габаритные стойки. Высотою около метра. Их достаточно 7-8.

Ставим автомобиль на площадке и расставляем стойки, как показано на рисунке:

Задача – въехать в бокс задним ходом. Причем выполнить это упражнение надо с разных сторон.

При выезде из бокса необходимо учитывать, что при повороте траектория передних и задних колес различен. Задние колеса идут по внутреннему радиусу. Поэтому, выезжая из бокса, не торопитесь сразу повернуть, иначе заденете передние стойки бокса. Чтобы этого не произошло, продвигаем автомобиль примерно на половину корпуса, после чего поворачиваем в выбранную сторону, контролируя внутренний борт автомобиля.

Въезд в бокс, справа, задним ходом.

При выезде из бокса надо ориентироваться на правый передний угол (правую переднею стойку). Выезжаем из бокса в правую сторону и ставим автомобиль как показано на рисунке.

Для заезда в бокс разворачиваемся на водительском месте таким образом, чтобы был хорошо виден бокс. Сам заезд разделим на три этапа.

На 1-м этапе ориентируемся на ближайшую стойку, которую нужно обогнуть на расстоянии 30-40 см. от борта автомобиля по крутому радиусу. По окончании 1-го этапа автомобиль должен быть расположен примерно под 45% к боксу, ближайшая стойка должна быть видна в стекло правой задней двери и находиться от борта автомобиля на расстоянии 30-40 см., управляемые колеса полностью вывернуты вправо.

На 2-м этапе внимание устремлено на средний створ стоек, который автомобиль должен пройти по центру. Наблюдаем за движением автомобиля по крутой дуге внутрь бокса, дожидаемся, когда задняя часть автомобиля будет сориентирована по центру среднего створа.

На 3-м этапе, ориентируемся на задний створ (или на центральную стойку), выравниваем автомобиль, чтобы внутри бокса он двигался строго прямо.

Следует учесть, что исправление возможной ошибки внутри бокса пользы не принесет. Только может ухудшить положение.

В конечной фазе внутри бокса, автомобиль, не должен двигаться по дуге. Корректировка задней части автомобиля, даже на незначительное расстояние, повлечет за собой существенное смещение в сторону передней (управляемой) части автомобиля.

Въезд задним ходом в бокс, слева.

Данное упражнение отличается от предыдущего только ориентацией водителя на своем месте.

Работа над заездом в бокс потребует терпения. Полезно при тренировках, намечая для себя ориентиры, останавливать автомобиль в промежуточном положениях.

Разворот в замкнутом пространстве.

Для проведения занятия на площадке сделаем коридор из стоек.

Разворот в левую сторону с применением заднего хода.

Для того чтобы разворот был наиболее эффективным, необходимо 3 условия;


  • использование коридора по всей ширине;

  • работа рулевым колесом во всем диапазоне;

  • подготовка автомобиля, перед остановкой, поворотом управляемых колес для движения в другом направлении.
Итак, постараемся выполнить разворот рационально. Въезжаем в коридор, прижимаясь к правой стороне (примерно в полуметре от стоек). В середине коридора до отказа выкручиваем руль влево и в таком положении походим 2/3 коридора. Остальную часть пути проходим, быстро выкручивая рулевое колесо в другую сторону, т. е. вправо.

Начиная движение задним ходом, продолжаем вращать рулевое колесо вправо до отказа. Таким образом, также проходим 2/3 ширины коридора. Остальную часть пути, до остановки вращая рулевое колесо в противоположную сторону, т.е. влево. После остановки возобновляем движение вперед с вращением рулевого колеса влево.

С приобретением навыков и опыта ваши движения будут более рациональными.

Парковка автомобиля.

Парковка автомобиля может осуществляться 3 способами.

Параллельно проезжей части.

Перпендикулярно проезжей части.

Под углом к проезжей части.

Парковка перпендикулярно проезжей части аналогична заезду в бокс. Парковка под углом к проезжей части не представляет сложности, если справляетесь с перпендикулярной парковкой.

Остановимся на парковке автомобиля параллельно проезжей части. Если между стоящими у тротуара автомобилями пространство для вашего автомобиля ограничено, но достаточно, то целесообразно заезжать в этот промежуток задним ходом. Помня при этом, что с помощью передних управляемых колес «нос» автомобиля легко заносится.

Параллельная парковка.

Ставим стойки и автомобиль относительно их, как показано на рисунке:

Для примера, воспользуемся графическим изображением поэтапного расположения автомобиля, во время заезда на парковку.

В положении 1, управляемые колеса должны быть повернуты вправо. В положении 2 расстояние от борта автомобиля и ближайшей стойкой должно быть примерно 0,5 м.

Из положения 2 в положение 3 автомобиль должен двигаться по прямой. В положении 3 управляемые колеса должны быть вывернуты влево.

Расстояние от заднего правого угла автомобиля до линии стоек 0,5 метра. При движении из положения 3 в положение 4 важно контролировать правое крыло автомобиля. Положение 4 показывает результат, которого вы должны достигнуть после проделанных тренировок.

Заезд на эстакаду. Начало движения автомобиля, стоящего на подъеме.

Для успешного заезда на эстакаду надо:

* правильно скоординировать автомобиль;


  • сохранить прямолинейное движение, при заезде на эстакаду;

  • уметь остановить автомобиль в любом положении на эстакаде, не допуская его скатывания.
Тренировку по координации автомобиля следует начать баз заезда на эстакаду.

Заезд на эстакаду.

Выставляем стойки относительно автомобиля, как показано на рисунке:

Учтем, что при непосредственной близости к эстакаде автомобиль должен двигаться строго, по прямой. То есть, маневрирование должно быть выполнено заранее. В противном случае, направив правильно на эстакаду, передние колеса, но, продолжая двигаться по дуге, вы не попадаете в колею эстакады задними колесами.

Проделайте несколько раз данное упражнение. Теперь попробуйте то же самое со смещением автомобиля относительно установленных стоек в другую сторону.

Остановка автомобиля на эстакаде.

Для выполнения упражнения выбираем естественный уклон (примерно 16*) и устанавливаем стойки так же как указано выше.

Прицелив автомобиль на эстакаду, останавливаем его на подъеме. Для того чтобы автомобиль после остановки не скатывался назад, продолжая плотно держать педаль тормоза, затягиваем стояночный тормоз. Во время остановки на подъеме обратим внимание на последовательность действий: при выжатой педали сцепления и нажатой педали тормоза сначала затягиваем стояночный тормоз, а уж затем выключаем передачу и отпускаем педали.

Движение автомобиля на подъеме.

Итак, автомобиль стоит на подъеме, на стояночном тормозе. Наша задача – освободить автомобиль от стояночного тормоза в начальный момент его движения.

Последовательность действий при этом следующая.


    1. включаем 1 передачу и правую руку кладем на стояночный тормоз;

    2. находим момент срабатывания сцепления и в положении задерживаем левую ногу (помним, что в момент срабатывания сцепления, двигатель отреагирует снижением оборотов);

    3. прибавив обороты, отпускаем до конца вниз рычаг тормоза, предварительно нажав кнопку храповика;

    4. затем все делаем как при обычном начале движения.
Если ваши действия правильные, автомобиль скатываться назад не будет.

Итак, если цель понятна, надо приступать к отработке действий. Главное на начальной стадии обучения – не торопитесь непременно все сделать сразу. Обучайтесь действиям последовательно, как было рассмотрено нами.

РЕКОМЕНДАЦИЯ. В случае отката автомобиля назад надо спокойно продолжать плавно отпускать сцепление до его срабатывания. При этом в момент срабатывания сцепления автомобиль сначала приостановится, а затем начнет движение вперед.

В рассмотренном упражнении наибольшее внимание надо уделить работе сцепления.

Это понятно, ведь вы, впервые садясь за руль, попадаете в новый, доселе неизвестный мир автомобилистов. На самом деле, это своеобразное подобие дружного коллектива. Они помогут друг - другу в трудной ситуации на дороге, например, если спустит колесо и предупредят о представителях ГИБДД на вашем пути. Но, начинающий водитель еще этого не знает, и боится. В данном материале хотелось - бы обсудить, как научиться водить машину хорошо с нуля, и попытаться при этом избежать чувства страха.

Чего боятся начинающие водители

Перед тем, как изучать правила обучения вождению правильно, необходимо разобраться в основных страхах автомобилиста.

  • авария. Этот страх является основным не только у начинающих водителей, но и у тех, кто уже не один год за рулем. В любом случае, если у вас будет полис страхования, то все убытки вам возместятся;
  • встреча с инспектором ГИБДД. Их боятся даже те, кто ездит аккуратно и никогда не нарушает правила дорожного движения. Если вас остановят, но вы ехали по правилам, то, скорее всего, у вас просто проверят документы, и отпустят. Ничего страшного тут нет;
  • выезд в город. Когда вы проедете по дорогам своего мегаполиса, этот страх пропадет сразу. Также вы можете приобрести С ними вы никогда не заблудитесь, и будете уверены, что проедете по правильному маршруту. Рекомендуем вам делать подобную покупку только на сайте navigator-shop.ru. Тут и ассортимент огромный, и стоимость оптимальная. А доставят вам товар очень быстро;
  • страх перед неизведанным. Это чувство также пропадет сам собой. Главное, начать. Ведь через несколько месяцев нахождения за рулем, вы почувствуете себя настоящим водителем.

На российских дорогах начинать ездить действительно сложно. Связано это с тем, что наши водители не слишком - то почитают друг - друга. Нет, они не делают ничего плохого. Просто уже давно сложился стереотип, что все должны ездить правильно, не глохнуть на светофорах и не путать поворотники. То, что ты сам когда - то был новичком, очень быстро забывается. На западе такого нет. Там все участники дорожного движения взаимовежливы. И зависит это не только от другого менталитета, а еще и от качества обучения в автошколе.

Например, нашим ученикам рассказывают, что они должны ездить только по правилам, а как едут другие, их волновать не должно. На западе все по-другому. Их учат, что они должны не только ездить по предписанным нормам, но и исправлять ошибки других. Речь идет о том, что необходимо постоянно подстраиваться под движение окружающих. Тогда и аварий не будет, и ездить научитесь в три раза быстрее. Вы же не знаете, кто сидит за рулем ближайшей машины. Это может быть как иногородний, не знающий разметки или такой - же новичок, как и вы. Еще, не просто старайтесь подражать дорожной ситуации, но и попробуйте делать все правильно. От этого ведь зависит ваша безопасность. Даже самые современные системы не помогут вам не попасть в аварию. Главное, не ведите себя очень самонадеянно. Если вы подумаете, что успеете повернуть на мигающий сигнал светофора, помните - за рулем машины, стоящей на боковом перекрестке может находиться такой - же, как вы. Таким образом, встретиться вы можете посредине дороги, и это свидание будет очень неприятным для обеих сторон. Также, стоит упомянуть и то, что у вас должны быть ощущение автомобиля, сцепки шин с дорогой и скорости. Многие начинающие водители не смотрят на спидометр. Ведь бывает такое, что вы едете якобы 80, а на самом деле цифры давно перевалили за 120 километров в час. Мало того, если на дороге мокрый или плохой асфальт, то неожиданностью для вас станет тормозной путь. Поэтому, перед тем, как выехать на трассу, необходимо попрактиковаться разгонять и тормозить машину на безопасном участке.

Стереотипы о том, что научиться ездить на автоматике проще, чем на механике, совсем необоснованны. Ведь техника вождения должна быть везде. Например, тут недостаточно поставить рычаг на сектор «D», и нажать на газ. Перед этим вам нужно передвинуть селектор. Он не сойдет с места, если вы не заведете мотор, а потом не нажмете на тормоз. Стоять рычаг должен обязательно на секторе «P». Далее, отпустите тормоз и прибавьте газу. Будьте аккуратны - автоматические коробки передач, особенно немецкие, немного долго думают. Поэтому, заранее потренируйтесь. С механикой, по нашему мнению, куда проще. Если вы научитесь ездить в таком режиме, то никакие дальнейшие смены трансмиссии вам не страшны. Тем более что в дальнейшем придется учиться ездить самостоятельно, а тут поможет инструктор в автошколе.

  • не бойтесь ездить на механической коробке передач. Задача сначала кажется сложной. Но, когда вы несколько дней кряду потренируетесь, то переключение рычага дойдет практически до автоматизма. Чувствовать автомобиль, чтобы не дергать сцепление, у вас получится также вскоре. Поверьте, даже ориентация по зеркалам, придет со временем;
  • не страшно, если вы заглохнете в дороге. Все другие водители прекрасно это понимают, и если какой - то «коллега по полосе» начнет сигналить, просто не обращайте на это внимание, и не паникуйте. Были случаи, когда новички, остановившись на светофоре, нервничали из-за напора транспорта и не могли завести авто, а сзади был слышен сигнал.
  • Так вот, они назло всем включали аварийку. Конечно, так делать нельзя. Но, вы забыли, как сами были новичками? Вот теперь объезжайте;
  • не смотрите на тахометр. Рекомендуем потренироваться. Заведите машину на 2000 оборотах, а потом возьмите листочек и закройте экран. Так вы научитесь чувствовать автомобиль и слышать его;
  • узнайте габариты своей машины. Не ленитесь выходить из нее, и смотреть, сколько места осталось до того или иного препятствия. Можно провести некий эксперимент. Согните пластиковую бутылку, и положите на определенный участок дорого. А далее, можете тренироваться. Когда вы на нее наедете, будет слышен характерный громкий звук. Посмотрите, когда бутылка пропала с вашего поля зрения, и сколько времени необходимо до наезда;
  • прокатайтесь несколько раз по привычным маршрутам и выучите их до автоматизма. Далее, постепенно расширяйте свою географию. Постарайтесь побольше ездить ночью. Так вы и сами потренируетесь, и возможность попасть в аварию сведете к минимуму;
  • не переживайте из-за царапин на авто. Помните, что машина - это железо. Его можно поменять, покрасить или выровнять;
  • выучите, как открывается капот, и куда заливаются различные жидкости. Обязательно водите с собой омыватель для стекол;
  • даже если стоянка свободна, никогда не паркуйтесь на два места. Поверьте, таких людей не любят все водители. Также, не заезжайте на тротуар. Лучше лишний раз пройтись немного дальше, чем полчаса выслушивать крики проходящих;
  • сфотографируйте этаж парковки в торговом центре. Так вы выучите его и научитесь быстро ориентироваться;
  • не забывайте закрывать двери;
  • возьмите себе за правило раз в 10 секунд смотреть в зеркала заднего вида;
  • обязательно проверяйте ходовые качества машины. Например, когда изменилась погода, протестируйте тормоза. Ведь на разном асфальте они и срабатывают неодинаково;
  • когда вы объезжаете яму, не смотрите на нее. Если будете вглядываться, то обязательно въедете. Концентрируйтесь на том месте, куда вы хотите приехать;
  • если вы переезжаете нерегулируемый перекресток или выезжаете на главную дорогу, дождитесь момента, когда вы будете точно уверенны, что проедете. Даже если сзади начнут сигналить, не обращайте на это внимание;
  • когда на светофоре красный сигнал с зеленой стрелкой, будьте очень внимательны. Новички всегда путаются и становятся не в тот ряд. Поэтому, проверьте, есть ли машины на той полосе,куда вы хотите выехать;
  • в потоке машин обращайте внимание на то, можно ли перестроиться, а потом уже включайте сигнал поворота. Так вы не введете в заблуждение едущих за вами, и не придется «вклиниваться» туда, куда делать этого не стоит. В пробке - же включайте поворотник заранее, и вас явно пустят;
  • в слепой зоне видеть можно. Главное, смотреть не четко на зеркало заднего вида, а немного повернуть голову;
  • не бойтесь менять полосу. Но, не вздумайте лезть на рожон. В таком случае, вас никто и никогда не пропустит, а аварийную ситуацию вы создать сможете. Не забывайте, что если машина за вами притормаживает, то она вас пропускает;
  • на дополнительные стрелки светофора смотрите заранее. Также, обращайте внимание и на дорожную разметку. К сожалению, с нашими дорогами, даже опытный водитель может недосмотреть, что уже говорить о новичках;
  • поворачивая с левой полосы через встречную, не выкручивайте заранее руль. Может быть так, что сзади кто - то не рассчитает скорость и въедет вам прямо в задний бампер. В таком случае, вы сразу окажетесь на встречке;
  • при вождении обычного седана, пробуйте ездить так, чтобы создавалось ощущение нахождения посредине дороги. На самом деле вы будете немного смещены вправо, но в своей полосе;
  • перед нажатием на тормоз, смотрите в зеркало;
  • на нейтральной передаче лучше не ездить. Хотя так и учат в автошколах, на самом деле, это не безопасно. Машина просто становится неуправляемой;
  • на зиму устанавливайте только шипованную резину;
  • тормозить двигателем можно не всегда. В большом потоке машин водителя, находящиеся сзади, должны видеть стоп- сигналы. Они загораются только в тот момент, когда вы нажимаете на тормоз;
  • если водитель, едущий по соседней полосе тормозит, резко нажимайте на педаль тормоза. Скорее всего, на дороге пешеход. Ну, не исключена ситуация, что за рулем дама, которая увидела нужный магазин, и решила резко припарковаться. Но, это встречается очень редко;
  • когда увидите на тротуаре ребенка, приготовьтесь тормозить. Неизвестно, что у него в голове. Он может резко выскочить на дорогу;
  • запомните, что бабульки и дети любят обходить машину сзади. Они уверены, что у водителя есть глаз на затылке. Поэтому, когда вы будете сдавать задним ходом, обязательно крутите головой в разные стороны, и не забудьте включить аварийку;
  • советами парковщиков, которые махая руками показывают, как вам стать лучше не пользуйтесь. Машину должны чувствовать вы сами. Они - же не знают ее габаритов, и не факт, что покажут правильно;
  • не верьте парктроникам. Они не видят бетонные блоки или посаженные цветы.

А вообще, раз и на всю жизнь запомните правило трех «Д». Его текст гласит «дай дорогу ДУРАКУ». То есть, если вы едете по всем правилам, но видите, что встречный водитель нарушает или не правильно перестраивается, не думайте, что он резко затормозит, и поступит так, как написано в ПДД. Это только на экзамене по вождению все ситуации моделируются, исходя из идеальной дорожной обстановки. На самом деле, это далеко не так. Люди есть разные, и как они поведут себя за рулем, неизвестно. Поэтому, даже если у вас преимущество, пропустите такого человека. Ситуации бывают непредсказуемые. Забудьте о том, что «он не поедет, у меня главная» или «она должна вести ребенка за руку» или даже «на светофоре красный, он не будет переходить». Это лишь теория. На практике, все может быть. Во избежание конфликтных или аварийных ситуаций, лучше уступите. Так вы сохраните свои нервы, деньги, здоровье, а иногда и жизнь. Успехов вам на дрогах!

Сегодня количество машин на улицах городов превышает все возможные ожидания. Но далеко не все водители освоили навыки управления авто качественно и на профессиональном уровне. Многие пешеходы хоть раз в своей жизни задумывались над тем, что нужно пройти курсы, сдать на права и обзавестись собственным транспортным средством. Но многих останавливает страх перед железным конем, боязнь не справиться с обучением или оказаться одному на дороге и лично отвечать за безопасность свою и окружающих. Впервые садиться за руль боятся все. Опыт и мастерски отточенные навыки приходят со временем, в нашей практике еще не встречалось ни одного человека, который бы сев впервые за руль, сразу справился со всеми сложными ситуациями на дороге. В управлении автомобилем самым главным является практика, многочасовые практические занятия помогут отточить ваши знания до автоматизма. Но не бывает практики без теории. Первое, с чем вас знакомят на курсах вождения - теория. С нее начинается ваше путешествие в мир дорожного движения.

Когда вы решитесь освоить управление автомобилем и получить заветные права, стоит помнить, что ваше любимое авто начнет "брыкаться" на дороге, пытаться стукнуть дорогое авто, которое едет в соседнем ряду, выберет именно путь, пролегающий через все ухабы и ямы. Но с помощью правильно подобранной школы вождения для начинающих, в которой будет использоваться актуальная и современная методика обучения, неприятные эпизоды минимизируются. При получении новых знаний самым важным является грамотное распределение ваших сил, максимальная критичность к своим успехам и неудачам во всех этапах обучения, и обязательно запоминать и прислушиваться к тем советам, что дает вам учитель на уроках в автошколе.

Одним из важных моментов в обучении теории вождения автомобиля для начинающих, является здравое мышление. Ведь кроме простых навыков вам нужно научиться четко осознавать свои действия при любых ситуациях на дороге, а также уметь просчитать все возможные варианты развития событий в короткие сроки.


В первую очередь мы поговорим о правильной технике управления транспортным средством.

Если взглянуть на новичков во время практических занятий в автошколе, можно заметить, что многие принимают неверное положение за рулем. Сидят как-нибудь, криво или вполоборота, аргументируя свои действия тем, что нет разницы как сидеть, ведь главное, что авто едет. Такой взгляд на вещи в корне неверный. Изначально нужно все делать правильно, потому что если учиться самостоятельно, можно набрать ненужных навыков, которые будут вам только мешать за рулем. Если приглядеться к движению в час пик на трассе, то видно, что большинство авто едут слажено и не выбиваются из общего потока. Такое вождение является идеальным, ведь ехать легко и спокойно приятно для всех. А вот те личности, которые привыкли водить как-нибудь, постоянно куда-то дергаются на дороге, ведут авто напряженно, рывками. Такое вождение не доставит удовольствия ни вам, ни вашим пассажирам, ведь вы не сможете расслабиться за рулем. Помните, что все ваши действия в салоне автомобиля получают отражение на дороге. Не может быть так, чтобы вы заняли неверное положение в салоне, например, сидели очень близко к рулю, и это прошло без последствий. Когда-то кто-то пострадает из-за вас и хорошо будет, если повредится только авто.

При знакомстве с автомобилем нужно полностью освоиться в его салоне. Максимально изучить все рычаги, кнопки и лампочки, используя инструкцию по эксплуатации данного авто. Тут нет лишних деталей и приборов. Все, что вы видите перед собой, вам понадобится и будет в регулярном использовании во время управления машиной.

Какое же положение водителя за рулем принято считать максимально правильным?

Нужно разобраться с положением сидения. Его важно отрегулировать именно под ваши особенности телосложения. Для регулировки сидения необходимо поработать педалями, чтобы понять в каком положении вам будет комфортно вести авто. Есть общие рекомендации для положения сидения, но не забывайте о комфорте и личных предпочтениях.

Следующим этапом станет рулевое колесо. Его ни в коем случае нельзя сжимать с применением силы, а также не стоит вести авто «одним пальцем». Для лучшего понимания издавна была придумана пословица, что руль нужно держать как птичку, легко и нежно, но не слишком слабо. При знакомстве с рулем нужно освоить правильное расположение рук на нем, ваши ладошки должны находиться немного выше горизонтальной оси, что можно мысленно провести через рулевой круг. Когда вы нашли это место запомните, что отныне именно здесь будут жить ваши руки. Теперь, определившись, как лежат руки, можно регулировать спинку водительского сидения. Это также немаловажный этап, ведь большинство водителей проводят за рулем своего авто много часов подряд и уставшая, напряженная спина не станет вам лучшим помощником. При регулировке спинки нужно учитывать ваш рост и длину рук, идеальное положение – это спина максимально расслаблена и прилегает к сидению, а руки без труда дотягиваются до всех необходимых рычагов и кнопок. При таком положении вы не станете тратить время на лишние действия и тем самым отвлекаться от ситуации на дороге.

Далее идет настройка зеркал. К этому моменту также стоит отнестись с полной серьезностью. Точно настроенные зеркала – это залог безопасности и хорошего обзора во время движения автомобиля. В зеркалах как боковых, так и заднего вида, весь обзор должна занимать дорога. В боковом зеркале допустимо видеть небольшой кусок крыла вашего автомобиля.

Эти тезисы являются основными при решении обзавестись личным авто. А более подробно освоить управление автомобилем, изучить правила дорожного движения и перейти к практике нужно только с помощью инструктора из школы вождения. Невозможно самостоятельно научиться идеально водить авто, а тем, кто все же пытается, становится только сложнее – переучиваться всегда тяжелее.


Центральная автошкола Москвы награждена в Сколково за активную работу в сфере безопасности

Международная награда в области безопасности от экспертов форума «Лидеры безопасности» в номинации «Лучшая образовательная программа года» в категории «Безопасность участников дорожного движения».


Почетная грамота от НП «Гильдия автошкол» России

НП «Гильдия автошкол» России наградила Почетной грамотой и дипломом Образовательный холдинг «Центральная автошкола Москвы» за профессионализм, успешную работу по повышению качества подготовки водителей и внедрение новых технологий обучения.


Заслуженная награда от Федерации автомобилистов России

Федерация автомобилистов России отметила директора «Центральной автошколы Москвы» почетной наградой «За вклад в общественно полезную деятельность» в сфере безопасности дорожного движения.

Некоммерческое партнерство «ГИЛЬДИЯ АВТОШКОЛ» России рекомендует:

Учебные центры образовательного холдинга «Центральная автошкола Москвы» - залог качественного и безопасного обучения вождению!

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! НП «ГИЛЬДИЯ АВТОШКОЛ» России предупреждает:

Если стоимость обучения в московской автошколе ниже 19 тысяч рублей, возможно, эта автошкола не имеет заключения ГИБДД, работает по старым программам, не полностью проводит обучение и у Вас могут возникнуть сложности со сдачей экзаменов в ГИБДД.

Свои первые уроки по вождению следует начинать с выполнения упражнений при выключенном двигателе, предварительно подготовив и отрегулировав водительское место. Лишь освоив как следует органы управления автомобилем, можно запускать двигатель и трогаться с места, причем обязательно в присутствии инструктора по вождению либо просто опытного водителя. Обо всем этом мы и поговорим в данной статье.

Посадка в автомобиль
Первое, что вы должны научиться делать — это освоить правильную посадку в автомобиль. На первый взгляд, это очень просто: открывай дверцу да и садись на свое место! Но здесь есть несколько тонкостей, о которых знают далеко не все новички.
Подходить к машине надо со стороны водительской двери, которую следует открывать левой рукой. Если вы попробуете сделать это правой рукой — вы просто не сможете сесть в автомобиль, точнее — для этого придется делать множество ненужных и лишних движений.

Кстати, «чайники» иногда пытаются так сесть в машину, что непонятно — как вообще нормальный человек может такое сообразить. Один пробует проникнуть в автомобиль спиной, другой — садится в машину сначала головой, затем — остальным телом, после чего не знает, как повернуться, чтобы принять нормальную позу, и т.п. Правильно же это делается так: откройте водительскую дверь, и правую ногу направьте в область педали газа, после чего садитесь на сиденье. Не забудьте плотно закрыть дверь, потому что если она откроется во время езды, то это может стать причиной аварии, причем виновным будете признаны вы.

После посадки следует удобно сесть и отрегулировать водительское место «под себя» так, чтобы чувствовать себя за рулем максимально комфортно.
Расположение водителя на рабочем месте
Уже в самом начале обучения необходимо выработать умение принимать правильную водительскую позу. Если вы сразу привыкнете садиться в машину неправильно, то потом переучиться будет крайне сложно. Знайте, что неправильная водительская поза является причиной быстрой утомляемости, что, в свою очередь, отрицательно отражается на безопасности езды.

В общих чертах правильную водительскую позу можно описать так.
- Спина плотно прилегает к спинке сидения и расположена почти вертикально (с небольшим наклоном).
- Руки слегка согнуты в локтях, большие пальцы плотно держат обод рулевого колеса, обхватывая его.
- Ноги слегка выдвинуты вперед и не касаются рулевого колеса при постановке ступней на педали.
- Когда ноги находятся в нормальном положении, подколенные впадины расположены в 3- 5 см от переднего края подушки сидения.
- Зеркала заднего вида отрегулированы таким образом, что водитель видит пространство сзади и слева от автомобиля, не поворачивая при этом головы.
В первую очередь необходимо отрегулировать положение водительского сиденья «под себя». В любой машине это осуществляется путем его продольного перемещения, а также корректировкой наклона спинки — для этого существуют специальные механизмы регулировки. Кстати, езда на машине с неработающими данными механизмами запрещается.

Регулируя водительское место, помните, что ногами вы должны свободно доставать до педалей, при этом в коленях они должны быть согнуты под небольшим углом независимо от положения педалей.
Руки должны удобно лежать на руле, для чего следует выполнить соответствующую регулировку спинки сиденья. Не стоит забывать, что в локтевом суставе руки должны быть согнуты лишь немного — иначе вы будете испытывать затруднения при повороте рулевого колеса.
Отрегулировав водительское сидение, поработайте педалями, поочередно включите каждую передачу (причем выполните это несколько раз), покрутите руль — не исключено, что нужно будет еще немного подкорректировать свою позу.
Помните, что заниматься регулировкой водительского сиденья при движении автомобиля категорически запрещено.
Если вы слишком близко придвинули водительское сиденье к рулевому колесу, то будете вынуждены сильно сгибать ноги и руки соответственно в коленном и локтевом суставах. Это сильно мешает свободе действий, и не позволяет быстро манипулировать органами управления транспортного средства при возникновении такой необходимости.
Если же вы слишком отодвинетесь назад от органов управления, то вам придется постоянно «подтягиваться» вперед, используя для этого руль. Ваша спина лишится постоянной опоры, и все время будет находиться в напряжении. Руки также постоянно будут напряжены, так как вам придется с их помощью либо подтягиваться ближе, либо удерживаться на подходящем расстоянии. Разумеется, эффективно и безопасно управлять автомобилем в таком положении вы не сможете.
При слишком сильном наклонении назад спинки сиденья у вас будут постоянно напряжены нижняя часть позвоночника (уже в скором времени его будет «ломить»), а также мышцы шеи и рук. Это также станет причиной вашей быстрой утомляемости.

После этого отрегулируйте зеркала заднего вида. Следует установить их так, чтобы в салонном зеркале целиком помещалось заднее стекло автомобиля, а в боковом — отображалась боковая часть автомобиля по касательной.
Затем удостоверьтесь, что поза вами выбрана правильно. Для этого, не наклоняясь и прислонившись к спинке сидения, установите правой рукой рычаг коробки переключения передач в положение, которое больше всего удалено от водителя (как правило, это третья или пятая передача, в некоторых машинах — задняя). В то же время левую руку держите на верхней части руля: в таком положении вы не должны испытывать дискомфорта.
Подголовник следует установить так, чтобы его верхняя часть находилась примерно на уровне верхней части вашего уха.

Помните важное правило: при принятии правильной водительской позы вес вашего тела должен восприниматься только сиденьем. Ноги и руки должны быть полностью разгружены. Вы можете использовать руль в качестве дополнительной точки опоры для рук — это предотвращает усталость мышц. Но в любом случае держать руль нужно достаточно крепко, дабы он не выскочил из рук в самый неподходящий момент (например, при движении по разбитой грунтовой дороге).
Знайте: если у вас возникает подсознательное желание сесть поудобнее — значит, вы занимаете неправильную позу (плохо отрегулировано сиденье, и т.д.).

Выполнение упражнений при выключенном двигателе
Перед тем как приступать к практической езде, попрактикуйтесь работать с органами управления при неработающем моторе. Так вы получите основные навыки манипулирования ими, сможете отработать основные методы управления, освоите координацию движений. А если вы, едва сев в автомобиль, сразу заведете его и попробуете поехать — это приведет к быстрой поломке сцепления или коробки переключения передач (именно эти механизмы новички «хоронят» в первую очередь).
Перед началом тренировки обязательно удостоверьтесь в том, что машина стоит на «ручнике». В противном случае не исключено самопроизвольное начало движения автомобиля.

Итак, займите свое место, положите руки на рулевое колесо, ноги поставьте на педали. Поработайте рулевым колесом вправо-влево, подайте звуковой сигнал. Поверните рулевое колесо до упора в одну сторону, выйдите и посмотрите на положение колес, затем проделайте то же самое в другую сторону, после чего верните руль в исходное положение.
Кстати, в каждую сторону рулевое колесо поворачивается на полтора полных оборота (т.е. на 360 градусов + 180 градусов).

Теперь последовательно понажимайте каждую педаль, «прочувствуйте» их. Не забывайте, что левой ногой разрешается работать только с педалью сцепления, а правой ногой — с педалями тормоза и газа. Учтите, что при выключенном двигателе педаль тормоза будет довольно тугой, поскольку не работает вакуумный усилитель тормозов. Кстати, то же самое касается и руля — он будет проворачиваться с трудом, поскольку гидроусилитель рулевого управления работает только при работающем моторе.

Потренируйтесь работать с переключателями указателей поворотов. Для большей наглядности включите зажигание — тогда вы будете слышать и видеть, как работают включенные указатели (на приборном щитке будет мигать индикатор, и будут слышны соответствующие щелчки). Заметьте — включенный «поворотник» отключается автоматически при возврате руля в исходное положение. Такой механизм имеется в любом автомобиле для того, чтобы водитель не отвлекался при завершении маневра.

После этого поработайте с габаритными огнями, а также ближним и дальним светом фар. Желательно проводить тренировку так, чтобы вы видели работу световых приборов на каком-либо объекте (забор, стена, и т.п.). Обязательно выключите все световые приборы по завершении тренировки — иначе ваш аккумулятор быстро разрядится.

Теперь можно приступать к изучению коробки переключения передач. Поочередно переводите рычаг в положение, соответствующее каждой передаче, причем поначалу выполняйте упражнение без использования педали сцепления (ведь при неработающем моторе передачи переключаются независимо от ее положения). Не забывайте про заднюю передачу, запомните нейтральное положение рычага переключения передач: у него будет большой свободный ход, и находиться рычаг будет напротив третьей и четвертой передачи. Попросту говоря, если из «нейтралки» вы направите рычаг прямо вперед — включите третью передача, а прямо назад — четвертую.
Для включения первой передачи переместите рычаг влево, а затем — вперед. Вторая передача включается так: рычаг нужно переместить влево, после чего — назад. Для включения пятой передачи рычаг из нейтрального положения переводится направо, а затем — вперед (т.е. пятая передача — это зеркальное отражение первой).
Задняя передача на разных машинах она включается по-разному, поэтому либо посмотрите руководство по эксплуатации автомобиля, либо проконсультируйтесь с более опытным водителем.

Если вы усвоили расположение передач и более-менее научились манипулировать рычагом — попереключайте передачи, работая одновременно педалями газа и сцепления. Помните, что все движения необходимо отработать до полного автоматизма.
Затем приступайте к выполнению следующего упражнения. Переведите рычаг в положение, соответствующее задней передаче, обернитесь назад и представьте, что сейчас вам необходимо двигаться задним ходом (при этом помните о педалях сцепления и газа). При езде задним ходом рулевое колесо поворачивается в сторону движения. Другими словами, если вам нужно двигаться вправо — то и рулевое колесо поворачивайте вправо, если вы желаете двигаться влево — рулевое колесо поверните влево.
Изучив основные действия и движения при неработающем моторе, можно заводить двигатель, трогаться и попробовать проехать какое-то расстояние.

Пробуем плавно тронуться с места
Самая известная ошибка «чайников» — попытка запустить мотор сразу после посадки в машину. Во-первых, неправильно выбранная поза приведет к быстрой усталости, а в неотрегулированные зеркала вы ничего не увидите. Во-вторых, перед тем как завести двигатель нужно убедиться в том, что рычаг коробки переключения передач стоит на «нейтралке» — иначе сразу после включения стартера автомобиль может сильно дернуться и «налететь» на препятствие (другая машина, бордюр, стена гаража, самый плохой вариант — человек). Такое происходит, если машина стояла на включенной передаче с одновременно опущенным «ручником» (т.е. стояночный тормоз не работал).
Поэтому в первую очередь позаботьтесь о том, чтобы принять удобную позу (об этом мы уже говорили выше), а также проверьте положение зеркал заднего вида: они должны обеспечивать максимально возможный обзор.
После этого поставьте машину на «ручник» (если, разумеется, стояночный тормоз не отключен). Это предотвратит неожиданное или самопроизвольное начало движения, например, при ошибочном включении стартера при включенной передаче, и т.п.
Если машина стоит «на передаче» — переведите рычаг в нейтральное положение.
Убедившись, что все в порядке, включайте стартер и заводите мотор. Нормальным считается, если двигатель начнет работать примерно в течение одной секунды после включения стартера. Как только мотор завелся — немедленно выключайте стартер (т.е. просто отпустите ключ зажигания, и замок зажигания автоматически примет работе положение).

При запуске мотора в холодную погоду (например, при сильном морозе) рекомендуется перед включением стартера выжать до упора сцепление (даже если вы точно знаете, что машина стоит на «нейтралке»). Этот нехитрый способ облегчает запуск двигателя. Да и вообще — многие водители перед запуском мотора выжимают сцепление, страхуясь от дергания автомобиля в том случае, если он стоял «на передаче».
Перед троганием с места обязательно посмотрите вперед, по бокам и назад, причем используйте не только зеркала заднего вида, но и не ленитесь оглянуться (особенно если это происходит во дворе и тем более — если вы начинаете движение задним ходом). Это поможет вам убедиться в отсутствии помех для движения (автомобилей, пешеходов, животных, и др.). Пренебрежение этим правилом часто становится причиной серьезных ДТП.

Перед началом движения включите указатель левого поворота, чтобы оповестить других участников движения о вашем предстоящем маневре.
Затем полностью выжмите сцепление и включите первую передачу (именно с нее нужно начинать движение). Удерживая педаль сцепления нажатой, снимите машину с «ручника» и положите правую руку на руль.
После этого опять убедитесь в отсутствии препятствий и помех для начала движения. Не забывайте, что перед началом движения вы должны уступить дорогу попутным транспортным средствам. Если все в порядке — плавно начинайте отпускать педаль сцепления, обращая внимание на работу двигателя. Как только вы заметили, что его обороты начинают снижаться — значит, сцепление начинает «схватывать». Сейчас следует ненадолго задержать педаль сцепления в данном положении, и одновременно добавить газ. Если вы все сделали правильно, то машина начнет движение, а вам следует полностью (плавно!) отпустить педаль сцепления, усилив давление на педаль газа.

После того как вы начали движение и немного проехали, остановитесь: увлекаться пока не следует, ведь пока наша цель — научиться трогаться, и мы ее достигли. Поэтому включите указатель правого поворота, отпустите педаль газа и, нажимая на педаль тормоза, снижайте скорость движения автомобиля. После этого полностью выжмите сцепление и переместите рычаг переключения передач в нейтральное положение. Отпустив педаль сцепления, нажимайте педаль тормоза до полной остановки. Ну а затем — поставьте машину на стояночный тормоз, выключите указатель правого поворота и заглушите двигатель.

Перед каждой остановкой смотрите в зеркала заднего вида, особенно в правое (при его наличии), а также оглянитесь по сторонам. Эта простая мера предосторожности предотвратит возможное столкновение при наличии сзади и по бокам попутных автомобилей, движущихся в непосредственной близости от вас.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook